Некоторые техники и приемы айкидо
ГлавнаяВидеогалереяТехники айкидо.
Многие люди начинают заниматься боевыми искусствами для того, чтобы приобрести навыки самообороны. Необходимо отметить, что задачи большинства боевых единоборств заключаются не в том, чтобы нейтрализовать нападающего, а нанести ему максимальное количество повреждений. Поэтому даже незначительный конфликт зачастую имеет все шансы закончиться нанесением тяжких увечий.
Айкидо, напротив, изначально является формой самозащиты. Оно не учит тому, как первым срываться с места и ломать человека. Суть приемов айкидо – поглотить или перенаправить энергию противника, подчинить его своему влиянию и за счет этого разрешить конфликт в свою пользу.
Бесплатное занятие
Набор в группы айкидо открыт постоянно – достаточно позвонить и прийти на первое бесплатное занятие.
Демонстрация техник айкидо
Никё
Котэ-гаэси
Айки-отоши
Коши-наге
Ирими-наге
Суми-отоши
Удэ-гарами
Джуджи-гарами
Санкё
Сутеми
Кокю-наге
Каэси-ваза
Рэндзоку-ваза
Сеогуруми
Маваши ура-удэ-наге
Кайтэн-наге
Суть техник айкидо
Техники айкидо делятся на три раздела:
- Наге – бросковые техники.
- Осаэ – техники удержания и контроля.
- Кокю-хо – дыхательные техники.
Главное отличие техник айкидо в том, что они ориентированы скорее не на атаку или защиту, не на силу или молодость, а на точность и своевременность исполнения.
Кроме того, в айкидо широко используется атэми. Атэми – это удары. Однако их задача в айкидо кардинально отличается от других боевых единоборств. В айкидо удары не преследуют цели нанести противнику физические увечья. Они призваны отвлечь внимание противника для перехвата инициативы на свою сторону, а также научиться правильно реагировать на атаку оппонента.
Также в арсенале айкидо имеется множество способов освобождения от захватов и эффективных приемов контроля противника за счет болевых воздействий на суставы. Все эти приемы изучаются на тренировках в школе айкидо Мумонкан.
Также смотрите
Техника Айкидо – МИР БОЕВЫХ ИСКУССТВ
В рамках соревновательной практики, техника Айкидо включает требования и критерии оценки выполнения технического действия определенные Правилами вида спорта «Айкидо» утвержденными приказом Минспорта России от 19.02.2018 №154.
Базовая техника Айкидо (КИХОН-ВАДЗА) предусматривает выполнение технического действия (приема) от одиночной атаки, взятой из перечня приемов.
Свободная техника Айкидо (ДЗИЮ-ВАДЗА) предусматривает непрерывное выполнение технических действий (приемов) от одной или нескольких видов атак взятых из перечня приемов.
Правилами проведения соревнований также предусмотрены следующие технические действия:
«КАМАЭ» (Стойка)
Исходное положение, состояние «оперативного покоя», в котором концентрировано воплощение готовности к действию.
Позиция, при которой техническое действие может быть выполнено максимально эффективно.
«КИХОН» (Выполнение технического действия)
Направление, при котором техническое действие имеет максимальный эффект.
Амплитуда при эффективном выполнении технического действия.
Траектория обусловленная естественными особенностями строения и функционирования органов движения.
Точность при выполнении технического действия относительно партнера, обусловленное условиями взаимодействия с ним.
Скорость выполнения технического действия соизмерима с уровнем подготовки партнера.
«УНСОКУ» (Техника передвижения)
Сури-аси — скользящее перемещение стоп по татами.
Цуги-аси — разновидность подшага с использованием перемещения «Сури-аси».
Окури-аси — разновидность подшага с использованием перемещения «Сури-аси».
Аюми-аси — разновидность шага с использованием перемещения «Сури-аси».
Техника Айкидо включает в себя следующие тактические действия:
«САБАКИ» (Техника перемещения)
Ирими — активный встречный уход с линии атаки.
Тэнкай — уход с линии атаки с поворотом на 180 град. (со сменой стойки).
Тэнсин — любой другой вид ухода с линии атаки.
«МААЙ» (Дистанция)
Выбор дистанции, с которой техническое действие может быть выполнено максимально эффективно.
Пространственно-временной момент выполнения технического действия с максимальной эффективностью.
Контроль дистанции в процессе выполнения технического действия в зависимости от реакции партнера.
Психологические характеристики техники Айкидо
«ДЗАНСИН» (Концентрация внимания)
Психологическая мобилизация до, во время и после выполнения технического действия, контроля ситуации и готовности к выполнению нового технического действия.
«МЭЦКЭ» (Взгляд)
Визуальный контроль за выполнением технического действия в зоне условно обозначенной площадки.
«КОКОРО» (Дух)
Психологическая готовность и мобилизация во время выполнения технического действия.
Решительность при выполнении технического действия, которое в реальной ситуации привело бы к поражению противника.
«Боевой» дух (Характер). Умение сдерживать свои эмоции.
Техника взаимодействия в Айкидо
Под взаимодействием понимается:
- Адекватность реакций на атакующие действия.
- Точность при выполнении технического действия относительно партнера, обусловленное условиями взаимодействия с ним.
- Тайминг при выполнении технического действия.
«УКЭМИ-ВАДЗА» (Страховка)
Выполнение технических действий относительно партнера, обеспечивающих безопасное взаимодействие с ним.
Правилами проведения соревнований установлен перечень рекомендованных технических действий для программ «КИХОН-ВАДЗА» И «ДЗЮИ-ВАДЗА»
Атакующие действия в Айкидо
- ЦУКИ
- СЕМЭН-УТИ
- ЕКОМЭН-УТИ
- КАТАТЭ-ДОРИ
- МОРОТЭ-ДОРИ
- РЕТЭ-ДОРИ
- МУНЭ-ДОРИ
- ХИДЗИ-ДОРИ
- КАТА-ДОРИ
- РЕКАТА-ДОРИ
- СОДЭ-ДОРИ
- КУБИСИМЭ
- ЭРИ-ДОРИ
- УСИРО КУБИСИМЭ
- УСИРО РЕКАТА-ДОРИ
- УСИРО РЕТЭ-ДОРИ
- УСИРО ТЭКУБИ-ДОРИ
- УСИРО ЭРИ-ДОРИ
- КАТА-ДОРИ МЭН-УТИ
Защитные действия
- КАТАМЭ-ВАДЗА
- ДАЙ ИККЕ-ОСАЭ (тайоси, удэ-осаэ)
- ДАЙ НИКЕ-ОСАЭ (котэмаваси, котэмаки)
- ХИДЗИКИМЭ-ОСАЭ (вариант нике)
- ДАЙ САНКЕ-ОСАЭ (котэхинэри, сиборикимэ)
- ДАЙ ЕНКЕ-ОСАЭ (тэкуби-осаэ)
- ДАЙ ГОКЕ-ОСАЭ (кудзи-осаэ, удэ-нобаси)
- НАГЭ-ВАДЗА
- АЙКИ-ОТОСИ
- ГАНСЭКИ-ОТОСИ
- ДЗЮДЗИ-НАГЭ
- (ДЗЮДЗИ ГАРАМИ)
- ИРИМИ-НАГЭ
- КАЙТЭН-НАГЭ
- КАТАГАТАМЭ
- КОКЮ-НАГЭ
- КОКЮ-ХО
- КОСИ-НАГЭ
- КОТЭ-ГАЭСИ
- МАКИ-ОТОСИ
- СИХО-НАГЭ
- СУМИ-ГАЭСИ
- СУМИ-ОТОСИ
- ТАЙАТАРИУТИ-ОТОСИ
- ТЭНТИ-НАГЭ
- УДЭКИМЭ-НАГЭ
- УСИРО-УДЭОРОСИ
ПЕРЕЧЕНЬ ЗАПРЕЩЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ
- любое техническое действие, приводящее к травме УКЭ;
- удары в лицо, горло и шею;
- удушающие действия;
- любые удары ногами, а также подножки и подсечки.
- замена предложенного к демонстрации технического действия (приема) другим;
- остановка во время выполнения технического действия.
- технические действия, в потенциале приводящие к травме УКЭ;
- нарушение линии взаимодействия при выполнении технического действия;
- выход за зону выполнения технического действия.
- незначительные нарушения целостности выполнения технического действия;
- незначительное нарушение темпа и ритма выполнения технического действия.
Применение запрещенных действий в рамках соревнований наказывается штрафом в соответствии с правилами проведения соревнований.
техника боя, удары и броски
© snaptitude / fotolia.com
Айкидо подходит всем желающим и учит тому, как оказывать эффективное сопротивление и самооборону, при этом, не травмируя противника. Это боевое искусство при правильном подходе и комплексном обучении развивает человека не только физически и духовно, но и интеллектуально. Однако техники айкидо очень многообразны и имеют массу особенностей, о чём и пойдет речь в статье.
Особенности техник айкидо
Как известно, базовая техника айкидо, как и все остальные, направлена, прежде всего, на то, чтобы обратить силу, энергию атакующего против него самого. Приёмы айкидо, конечно же, включают в себя и удары, но они не направлены на нанесение физического ущерба или увечий, а предназначены для отвлечения врага и перехвата инициативы. Тренировки по айкидо подразумевают не только физическое и духовное развитие бойца, но во многом направлены на совершенствование техники, т. е. мастерства владения приёмами.
Описание основных приёмов
Айкидо достаточно специфичен и его тяжело сравнивать с другими боевыми искусствами, в которых главной задачей является остановить и нейтрализовать атакующего путём нанесения ему максимального количества повреждений. Приёмы айкидо требуют чёткого и своевременного выполнения движений для того чтобы не только защититься, но и перенаправить энергию противника против него. Рассмотрим основные приёмы и движения, применяемые в айкидо.
© 103tnn / fotolia.com
Защита
Процесс защиты, к которому прибегают, как ученики, так и мастера выполняется в трёх стадиях:
- Восприятие. На этой стадии необходимо своевременно выявить и правильно трактовать поступающие сигналы о начале атаки. Здесь потребуются не только органы чувств, но также восприятие и интуиция.
- Оценка-решение. Когда атака началась, необходимо проанализировать её по различным параметрам, например: сила, направление, скорость. Исходя из полученных результатов анализа, осуществляется выбор техники, которую наиболее целесообразно применить для защиты.
- Реакция. Это заключительная стадия, которая подразумевает переход от мышления к движению-действию. Бойцу необходимо своевременно, чётко и технично выполнить подобранный им технико-тактический приём.
Каждое занятие айкидо направлено на развитие защитной реакции. Успешность защиты зависит от того, сколько времени занимает промежуток между пониманием того, что атака уже началась и до первого действия-движения. Одной из стратегических целей учения является комплексная равномерная тренировка всех трёх составляющих.
Атака
Теории атаки в айкидо посвящено не меньше знаний, нежели теории защиты. Атакой является проявление физической агрессии одного человека к другому. Атака состоит из множества элементов и факторов, которые подразделяются на две основные категории: внутренние и внешние.
Внутренние факторы: сознательные и психологические предпосылки для нападения. Намерение нанести вред, сформированное в сознании атакующего, может быть определено по его поведению или же станет явным только в момент начала агрессивных действий.
Внешние факторы имеют физические и функциональные составляющие, которые подразделяются также на два вида стадий: динамическую и техническую. Первая из них включает в себя движения, направленные на сокращение дистанции, а вторая стадия определяет, в какой конкретной форме выражается атака и наносимый удар.
Принцип центральной полосы
При обучении приёмам айкидо важным моментом является освоение принципа удержания центральной линии. Необходимо представить, что воображаемая полоса проходит сквозь всё тело и остаётся ровной, пока человек ровно стоит, однако после начала движения может начаться уход с линии и искажение. В айкидо принято считать, что боец, у которого получается удерживать центральную линию ровной, даже будучи в движении, находится в более выгодной стойке. Соответственно, он лучше сфокусирован и имеет преимущество над врагом.
Фокусировка силы
Применение физической силы в айкидо против нападающего или партнёра по тренировке исходит не из мышечной силы, а путём задействования энергии тела в целом. Фокусировка силы создает импульс, сконцентрированный в единой точке.
Владение равновесием
Владение равновесием даёт возможность созидать и ощущать энергию противника. Чтобы тело приобрело абсолютное равновесие, необходимо принять правильную стойку, применять принцип фокусировки силы, удерживать центральную линию.
Вращение
В айкидо ученики не применяют друг к другу прямолинейные движения, а используют круговые техники. За счёт поворотов вокруг корпуса и использования приёмов, производится перенаправление силы противника в другое русло. При этом радиальные движения не обязательно описывают окружность, иногда тело может передвигаться спиралевидн.
Бросок на четыре стороны
Прием, именуемый бросок на четыре стороны, — это защитная техника, что производится путём круговых движений по отношению к атакующему. Чтобы выполнить бросок, предварительно осуществляется захват и поворот кисти нападающего к его плечу. После чего следует движение, имитирующее взмах мечом и происходит бросок на пол в любом направлении.
Удар спереди
Сначала производится обманный маневр, в который не вкладывается сила, чтобы заставить противника блокировать атаку. В этот момент производится снизу захват локтя нападающего. После чего выполняется движение правой ногой по диагонали вправо и вперёд. Правой рукой держится запястье и наносится рубящий удар, направленный вниз. Левая рука сконцентрирована на повороте локтя врага.
Ведение по спирали
Приём основывается на блоке с одновременным захватом локтя нападающего. В момент, когда контроль над рукой противника будет получен, происходит разворот на левой ступне. Потом первоначальная стойка резко понижается. Таким образом, атакующий теряет равновесие, с ускорением оказывается на земле.
Разворот запястья
Сначала осуществляется захват запястья атакующего, потом следует его разворот к внешней части локтя и стремительное рубящее движение. В это время правая ладонь должна быть прижата к тыльной поверхности конечности врага. Левая рука бойца прочно захватывает запястье нападающего.
В данной статье были рассмотрены приёмы, используемые в айкидо для начинающих и мастеров. Как видно, эффективное применение техник требует от бойца комплексного развития ума, тела и духа, в отличие от большинства других боевых искусств.
Словарь техник и захватов
Стойки в Айкидо
Камаэ Основная стойка, позиция
Миги-ханми Правосторонняя стойка
Правая нога айкидоки находится впереди. Голень передней ноги должна быть перпендикулярна полу. Допускается такое положение передней ноги, когда колено имеет проекцию над пальцами стопы, т.е. колено передней ноги как бы «заваливается» вперёд. При этом положении стопа правой ноги немного развёрнута пальцами в правую сторону.
Сильного сгиба в колене допускать нельзя. Центр тяжести располагается ближе к передней ноге (приблизительно на 70%)
Левая нога соответственно, находится сзади. Следует обращать внимание на то, чтобы «задняя» нога была прямой.
Ширина стойки определяется таким образом:
Если из исходного положения Айкидока опустится на колено задней ноги, то колено этой ноги должно упираться в пятку передней ноги. Или между коленом и пяткой встаёт один или два кулака (это уже будет «широкая стойка»)
Пятки обеих ног должны находиться на одной прямой линии.
Руки айкидоки находятся перед ккорпусом по центру.
«Передняя» рука, в данной стойке — правая, находится на уровне солнечного сплетения, а «задняя» — на уровне пояса. Это стандартное (чудан-но-камае — среднее) расположение рук.
Ещё есть дзёдан-но-камае, когда передняя рука айкидоки приподнимается на уровень подбородка, и гедан-но-камае — когда передняя рука айкидоки находится на уровне пояса.
В данной стойке ни в коем случае нельзя отклоняться корпусом назад. Плечи должны быть расслаблены.
Хидари-ханми Левосторонняя стойка.
Требования к левосторонней стойке точно такие же, как и к правосторонней.
Ай-ханми Взаимное расположение, когда УКЕ и НАГЕ находятся в одноименных стойках (правая-правая, левая-левая)
Гяку-ханми Разноимённая стойка относительно позиции партнёра
Ма-ай Расстояние (гармоничная дистанция) между обороняющимся и атакующим, необходимая для корректного выполнения приемов Айкидо. Ма-ай изменяется в зависимости от используемого оружия.
Тати-вадза Техника исполнения приёмов, когда оба партнёра стоят.
Ханми-хандати-вадза Техника исполнения приёмов, когда атакующий стоит, а обороняющийся сидит на коленях.
Сувари-вадза Техника исполнения приёмов, когда оба партнёра сидят на коленях.
*В зависимости от положения меняется особенность техники.
Тори (Наге) Тот, кто выполняет технику; активная сторона; побеждающий в учебной схватке.
Укэ (Сэмэ) Атакующий; тот, кто осуществляет предписанный наставником или свободно избранный вариант атакующих действий.
Движения (перемещения) в стойках.
Сабаки Термин сабаки используется как общее понятие для всех форм перемещения
Ирими (ирими-хо) Прямой вход (как правило в атаку)
Маэ-аси Передвижение вперёд. Подшаг.
Цуги-аси * Приставной шаг
Окури-аси * Скользящий шаг с ведущей правой ногой
Аюми-аси Передвижение вперёд. Полный шаг.
Тэнкай-аси Поворот на 180° со сменой стойки на месте
Маэ-тэнкан Длинный поворот на 180° с шагом вперёд
Ирими-тэнкан «вход + поворот». Одно из базовых движений тела в Айкидо
Уширо-тэнкан Длинный разворот на 180° с шагом назад
Ути-тэнкан Длинный поворот с шагом на 90° .
Тай-но-хэнко «изменение» (перемена) позиции тела относительно чего-либо (отработка базовых элементов). Название вариаций изменения тела относительно четырёх сторон света. А также одно из названий кокю-хо-тэнкан.
*В окури-аси вы перемещаете тело вперед, передвигая вперед правую ногу, за которой следует левая. ( в основном применяется при работе с оружием кен-дзюцу, дзё-дзюцу).
* В цуги-аси вы передвигаете левую ногу вперед ближе к правой. (При этом левая нога не пересекает правую, т.к. иначе это уже будет аюми-аси.)
Укэми «принимать телом». Раздел в Айкидо изучающий искусство безопасного падения (страховки) когда проводят приём; а также способ восстановления равновесия, когда его нарушают атакой или контратакой.
Маэ-укэми Кувырок вперёд, а также все виды падений вперёд на руки.
Ма укэми «свободное падение». Передний кувырок без рук,а также некоторые высокие падения
Уширо-укэми Кувырок перекатом через спину назад.
Айкидо предусматривает всего несколько вариантов бросковой техники (нагэ-вадза) и шесть способов удержания (катамэ-вадза) противника. Однако прежде, чем изучать броски и удержания, обозначим основные виды нападения (захваты, удары – (атэми), и удушение).
*Атаки в Айкидо можно разделить на следующие составляющие:
Атаки спереди и сзади.
Дори (тори) — взять, уловить, захватить.
Виды нападения
Основные захваты в Айкидо
Ката-тэ-дори Захват за запястье руки.
Ката-тэ-рё-те-дори Две руки захватывают одну руку.
Рё-тэ-дори Захват двух рук партнёра спереди.
Хидзи-дори Захват за локоть.
Ката-дори Захват за плечо.
Мунэ-дори Захват за отворот куртки в области груди.
Куби-симэ Мертвая хватка, удушение.
Усиро* (захваты сзади)
Усиро-рё-ката-тори Захват за плечи сзади
Усиро- рё-тэ-дори Захват двух рук партнёра сзади
Усиро-эри-дори Захват за воротник сзади
Усиро-какаэ-тори Обхват сзади
Ай-ханми-кататэ-дори — одноимённый захват запястья.
Гяку-дори — разноимённый захват запястья.
Дори (тори) — взять, уловить, захватить.
Ката-дори-мэн-ути — захват за плечо с одновременным ударом второй рукой.
Ката-дзюдзи-симэ — удушение «Х» — образным захватом спереди.
Кататэ-дори — захват за запястье руки.
Коса-дори (ай-ханми-кататэ-дори) — одноимённый захват запястья (из положения ай-ханми).
Кататэ-дори-мэн-ути (кататэ-ути) — Захват руки с одновременным ударом другой рукой.
Курай-дори — контролировать сознание другого.
Моротэ дори (кататэ-рётэ-дори) — удержание одной руки двумя руками.
Моти — захват.
Рё-мунэ-дори — захват за отвороты кимоно двумя руками.
Рё-тэ-иппо-дори (моротэ дори) — две руки держат одну.
Рё-тэ-моти — захват двумя руками обеих рук партнера.
Рё-ката-дори — захват за оба плеча или лацкана.
Рё-содэ-дори — захват за два рукава
Рё-хиджи-дори — захват за два локтя.
Содэ-дори — захват за рукав.
Тори (дори) — захват.
Усиро-ката-дори — захват сзади за плечо одной рукой.
Усиро-кататэ-дори (усиро-тэкуби-дори) — захват сзади за запястье.
Усиро-рётэкуби-дори — захват сзади за обе руки.
Усиро-рёхидзи-дори — захват сзади за два локтя.
Усиро-ситатэ-дори — обхват сзади на уровне груди с замком рук (под руками партнёра).
Усиро-тэкуби-дори (усиро-кататэ-дори) — захват сзади за запястье.
Усиро-тэкуби-дори-куби-симэ (усиро-кататэ-дори-куби-симэ) — удушение сзади с одновременным захватом одной руки (запястья).
Усиро-уватэ-дори — обхват сзади на уровне груди с замком рук (поверх рук партнёра).
Усиро-удэ-дори — захват двух рук сзади со скрещиванием локтей.
Усиро-эри-дори-мэн-ути — захват сзади за воротник с рубящим ударом по голове.
Эри-дори — захват за воротник.
Удушение
Куби-симэ Удушение спереди
Усиро-куби-симэ Удушение сзади
Усиро-ката-тэ-тори-куби-симэ Захват руки и удушение
Атэми — (основные удары в айкидо).
Атэми Удар, применяется для нейтрализации Ки противника, т.е. для выведения его из равновесия.
Мэн-учи Рубящий удар в лицо, один из базовых ударов в Айкидо. Исполняется с передней руки с подшагом.
Сёмэн-учи Вертикальный рубящий удар сверху вниз. Как правило выполняется с шагом вперёд.
Ёкомэн-учи Боковой рубящий удар сверху вниз.
Цуки Тычок, удар кулаком, мечом или дзё.
• дзёдан — удар в верхний уровень( как правило в голову).
• чудан — удар в средний уровень (в область живота).
• гэдан — удар в нижний уровень (в область паха)
6 — Основных видов контроля
Катами-вадза, Осае-вадза, (удержания)
Иккё-осаэ (удэ-осаэ) 1-й контроль. Рычаг с выпрямлением руки.
Никё-осаэ 2-й контроль. Удержание скручиванием запястья.
Санкё-осаэ(котэ-хинэри) 3-й контроль. Удержания. Скручивание запястья.
Ёнкё-осаэ (Тэкуби-осаэ) 4-й контроль. Удержания рычаг со сдавливанием и вращением руки.
Гокё-осаэ 5-й контроль. Удержания противника.
Рокё 6-й контроль (хидзи-кимэ-осаэ; хидзи-дзимэ). Удержание фиксированным воздействием на локоть.
Нагэ-вадза (броски).
Ирими-нагэ Бросок прямым вхождением.
Кокю-нагэ Бросковая техника с использованием кокю или способ ведения (сопровождения) действий атакующего с помощью ки.
Котэ-гаэси Бросок Айкидо, осуществляемый за счёт сгибания запястья.
Сихо-нагэ Бросок на четыре стороны — одна из основных бросковых техник Айкидо. Внешнее вращение руки.
Удэ-кими-нагэ Бросок с использованием фиксированного контроля сустава руки (локтя).
Кайтэн-нагэ Бросок вращением.
Сокумэн ирими-нагэ Бросок наружным спиралевидным движением рук, использующий как основу саю-ундо и кокю-хо-ирими.
Дзюдзи-гарами «сплетение рук в виде креста». Одна из техник нагэ-катамэ-вадза.
Тэнти-нагэ Бросок небо-земля.
Коси-нагэ Бросок через бедро. хидзи-гарами, котэ-хинэри
Усиро-ката-отоси Захват двух плеч сзади и опрокидыванием партнёра мимо себя (с уходом в сторону).
Суми-отоси Бросок партнёра с использованием сикаку (мёртвого угла).
Тэмбин-нагэ Бросок весы
Айкидо что это за вид спорта: особенности, польза, развитие
© master1305 / fotolia.com
Айкидо – это популярное в настоящее время боевое искусство, которое находит учеников по всему миру. Ныне функционирует множество школ, практикующих различные стили и методики учения. Обо всём, что связано с айкидо и будет полезно узнать новичку, и пойдет речь в этой статье.
История возникновения
Айкидо является видом боевых искусств, который считается одной из ветвей традиционного будо. По определению айкидо – это боевое искусство, сочетающее древние техники борьбы и самообороны с философией гармонии духа.
Само название айкидо составлено из трёх иероглифов, каждый из них по отдельности обладает несколькими значениями. Иероглиф «ай» означает гармонию, выгоду; «ки» – это энергия духа и движение пара; «до» обозначает дорогу, способ. Составленные вместе все эти знаки обозначают следующее: путь к гармонии духа.
Основателем этого боевого искусства является человек по имени О`Сэнсей Морихей Уесиба, который родился в 1883 году в японском городе Танабэ. Он прошёл непростой жизненный путь, с малых лет занимался физическим развитием и борьбой. В детстве он был слабым и хилым мальчишкой, но со временем преобразился в выносливого, мускулистого, стойкого мужчину. На него оказывали большое влияние известные современники, наставники в различных направлениях. Со временем набираясь опыта и знаний, Уесиба стал одним из величайших мастеров в военных искусствах среди современников и не только.
Зарождение этого японского боевого искусства началось с 1920-ых годов, с тех пор айкидо претерпевало множество изменений, дополнений, экспериментов. В то время в школу имели доступ лишь немногие, проверенные люди. Наибольшее развитие и признание айкидо получило уже после второй мировой войны, когда мастер полностью систематизировал и усовершенствовал своё учение.
Философия и принципы
Философия айкидо заключена в гармонии духа и тела, а также движений и дыхания. От воина требуется полный отказ от личных амбиций. Это не классическое боевое искусство, т. к. основу составляют движения, сфокусированные на защите, а не на атаке. Основной упор совершается на силу разума, а не мышечную мощь. Во момент контакта тело остаётся расслабленным, но ум напряжён.
Победа не является целью в айкидо, а главная задача – это заставить противника остановить нападение и перенаправить тем самым агрессию в полезное русло. Главная особенность айкидо – направлять агрессию противника против него же, но при этом самому оставаться в духовной безмятежности.
По своей философии айкидо пропагандирует равнение на природу, где царит гармония, а конфликты отсутствуют.
К базовым принципам айкидо можно отнести следующее:
- Расслабленность, спокойность движений.
- Уверенность в себе.
- Постоянный мышечный контроль.
- Концентрация воли.
- Способность защитить себя.
- На тренировках следует пребывать в хорошем расположении духа.
- Освоение учения по методике возрастающей сложности.
Создавая айкидо, Морихей был уверен, что его учение способно изменить нынешнее человечество к лучшему. Главным преимуществом является то, что люди, не имеющие превосходства в физической силе или иных показателях перед мощным противником, способны при помощи айкидо не только дать отпор, но и сделать это без урона для себя. Для остановки противника используется его же сила, что возвращается к атакующему и нивелируется, а сам мастер при этом остается в непоколебимой гармонии и духовном равновесии.
Стили и направления
Изначально основатель айкидо был против какого-либо выделения различных стилей борьбы. Однако, как и в любом другом боевом искусстве, к примеру дайто рю айки, это всё же происходило. Ученики Уесиба после окончания учёбы открывали уже свои школы и там проводили практику, исходя, прежде всего, из своего видения. После смерти наставника, а случилось это 1969 году, новые школы открывались уже учениками его учеников. Таким образом, философия трактовалась по-разному, а практика также осуществлялась различно, что задавало новые и новые стили айкидо.
В настоящий момент существует более тридцати различных стилей, среди основных можно выделить:
- Есинкай
- Нисио будо
- Кокикай
- Айкидо айкикай
- Ай-рю
- Айкибудо
- Ивама-рю
Техника айкидо
В айкидо нет как таковых атакующих приёмов. Техника айкидо заключена непосредственно в изучении движений врага, предугадывании его последующих действий. В итоге получается разрушение намерений атакующего за счет поглощения вложенной им энергии.
© Nomad_Soul / fotolia.com
К основным категориям приемов борьбы относятся:
- Удары отвлекающего характера.
- Броски, как одиночные, так и с группой.
- Захваты.
- Уход с линии атаки.
- Маневренность.
Техника айкидо полагается не на нападение, нанесение ущерба или силу, а на неукоснительную точность и своевременность исполнения приёмов. Удары, которые выполняются в айкидо, продуманы не для нанесения физических увечий сопернику, а для его отвлечения и перехвата инициативы.
Экипировка и оружие
Для проведения полноценных занятий необходима комфортная спортивная одежда, что даст возможность легко передвигаться, и в т. ч. на коленях. К одежде новичков требований практически не устанавливается, и заниматься можно в том, что удобно, пока не подойдёт очередь сложных движений. В дальнейшем ученикам, имеющим серьёзные намерения касательно последующих тренировок, потребуется приобрести кэйгори, т. е. специальное кимоно для айкидо. Кэйгори состоит из трёх элементов:
- Дзубон – хлопчатобумажные штаны, усиленные в области колен.
- Уваги – особая куртка.
- Оби – многослойный пояс большой плотности.
В тренировочных помещениях и зонах располагаются татами, т. е. специальные упругие ковры или же напольные маты. Занятия на них проводятся босиком, поэтому к обуви никаких требований не выдвигается.
В айкидо проводится работа с оружием таких основных видов:
- Танто – кинжал самурая в виде деревянного ножа длиной до тридцати сантиметров.
- Боккен – меч из дуба, изготавливаемый в трёх различных вариациях.
- Дзе – деревянный меч.
- Викидзаси – короткий меч из древесины.
- Бо – деревянный или металлический посох длиной от пола и до подбородка воина.
Исторически учение айкидо перенимает техники и методы древних боевых самурайских школ. В основе многих приёмов находится техника владения катаной, а принцип резания мечом является основным принципом приложения усилия во время проведения приёмов. Самурайский меч катана в айкидо используется редко ввиду ряда причин, зачастую применяется для демонстрации навыков.
Пояса в айкидо
Зависимо от того, о каком стиле айкидо идёт речь, применяется различная классификация поясов. Любопытным является тот факт, что изначально в этом японском боевом искусстве не использовали каких-либо цветовых градаций. Это решение было разработано французскими мастерами с той целью, чтобы легче было определять этапы развития бойца от уровня ученика до звания мастера.
© Le Do / fotolia.com
У учеников уровни мастерства обозначаются «кю», а цвета поясов меняются в зависимости от уровня. У мастеров уровни именуются «дан», а высшим рангом считается чёрный пояс. Для детских групп могут вводиться дополнительные ученические ранги в зависимости от школы. В ходе обучения ученики получают многочисленные теоретические и практические знания в области физического развития, психологической, тактической подготовки, дыхательные упражнения и так далее.
Самой распространённой цветовой классификацией на данный момент является следующая система:
- Белый пояс. Выдаётся каждому новоприбывшему ученику в качестве идентификатора его принадлежности учению. Но для получения первой ученической квалификации потребуется достигнуть шестого уровня.
- Жёлтый пояс. Это уже первый отличительный цвет в данном ранжировании. Жёлтый цвет сообщает о том, что ученик перешёл от шестого к пятому уровню, тем самым начав действительно углубляться в обучение.
- Красный. Этот цвет выдаётся ученику, который перешёл на четвертый уровень, и символизирует то, что боец успешно постигает как знания, так и практические навыки.
- Зелёный. Достигшие зелёного пояса уже находятся на половине пути к званию мастера. Ученики, попавшие на третий уровень, предварительно усердно целый год работают над философией и техникой айкидо. К данному этапу, как правило, приходят те, кто стремится к дальнейшему развитию и не собирается делать шагов назад.
- Синий. Синий пояс указывает на достижение второго уровня развития. Зачастую характеризуется тем, что боец уже хорошо владеет техникой, но продолжает изучение философии.
- Коричневый. Для учеников, достигших первого уровня, это последний пояс перед даном и званием мастера.
- Чёрный пояс. Ученик становится мастером, начиная тем самым свой путь по четырём ступеням дан.
Можно сделать вывод, что айкидо – это отличное решение для тех, кто хочет не только научиться защищать себя, но также постигнуть мудрость и гармонию с самим собой и окружающим миром. Айкидо покорны все возрасты, так что каждый желающий может приступить к обучению в любой момент, начав тем самым развиваться духовно, умственно и физически.
история, философия, принципы, техника, пояса
Айкидо — боевое искусство, представляющее собой синтез древних техник самообороны и борьбы в сочетании с философией гармонии духа.
История возникновения айкидо
Основателем айкидо считается Морихей Уэсиба, а год основания — 1925. Заняться изучением практики мужчину подвигли его болезненность и хилость. За годы освоения древних единоборств Уэсиба из слабого и уязвимого ребенка превратился в крепкого, выносливого и мускулистого мужчину.
Он перенимал опыт у учителей многих направлений. Но несмотря на идеальное тело и славу непобедимого воина, его душа не находила покоя. Тогда он обратился к религиозным и философским учениям. Итог – создание собственной школы Айкикай, которая положила начало боевому искусству под названием айкидо и объединила в себе физическое и духовное развитие.
Только после Второй мировой войны Морихей обнародовал свое открытие. До этого в школе обучались только проверенные люди.
Сегодня существует множество стилей айкидо, со своими техниками и толкованием. Но главный его принцип – в ходе борьбы заботиться и о нападающем – остается неизменным.
Философия и принципы айкидо
Философия айкидо заключается в гармонии тела и духа, дыхания и движения, в полном отказе от собственных амбиций. Это не просто боевое искусство. Это движения, направленные на защиту, а не на атаку. Здесь упор делается на силу разума, а не на физическую силу. Во время борьбы тело должно быть расслаблено, а ум напряженным.
Цель айкидо – не победа. Цель айкидо – побудить противника не нападать и перенаправить его агрессию в мирное русло. Цель айкидо – использовать агрессию оппонента против него же самого, а самому остаться в духовной безмятежности.
Философия айкидо – равнение на природу, где царит гармония и нет конфликтов. Морихей верил, что его учение изменит человечество к лучшему.
К основным принципам айкидо относятся:
- Непрерывные спокойные движения и расслабленность.
- Уверенность в себе.
- Постоянный контроль за мышцами.
- Концентрация воли.
- Умение защитить себя.
- Тренировки в хорошем расположении духа.
- Освоение техники по принципу «от простого к сложному».
Стили айкидо
Хотя основатель учения был против выделения разных стилей борьбы, это неминуемо происходило. Ученики Уэсиба открывали собственные школы и преподавали практику исходя из собственного ее видения. А после его смерти школы основывались уже учениками его учеников. Поэтому неудивительно, что философия учения, по-разному истолкованная, задавала разные стили.
На сегодняшний день известно более тридцати автономных направлений айкидо, среди которых:
- айкикай;
- айкибудо;
- есинкай;
- ки-айкидо;
- томики-рю;
- ивама-рю;
- ай-рю;
- традиционное айкидо;
- нисио будо;
- кобукан;
- кокикай.
Техника айкидо
В айкидо нет атакующих приемов. Техника айкидо заключается в изучении движений оппонента и предугадывание его дальнейших действий. Итог – разрушение намерений противника за счет поглощения его энергии. К основным приемам борьбы относятся:
- броски;
- захваты;
- уход с линии атаки;
- маневренность;
- удары отвлекающего характера.
Экипировка и оружие
Для занятий понадобится спортивная комфортная одежда, позволяющая легко передвигаться, в том числе и на коленях. На первых порах подойдет футболка и спортивные трико. Обувь в айкидо нужна только для того, чтобы дойти до татами: сама практика проходит босиком.
Серьезный подход к айкидо требует приобретения специальной одежды – кэйгори, так называется кимоно для айкидо.
Кэйгори состоит из трех элементов:
- Хлопчатобумажные штаны, усиленные в коленных суставах, — «дзубон».
- Куртка – «уваги».
- Плотный многослойный пояс – «оби».
Айкидо предполагает использование целого ряда оружия, среди которого:
- «танто» — деревянный нож или «кинжал самурая»;
- «боккен» — японский меч из дуба, который в зависимости от цели может быть гибким, с толстой рукоятью или с утолщенным лезвием;
- «дзе» — деревянный шест;
- «викидзаси» — короткий меч из дерева.
Пояса в айкидо
В разных стилях айкидо применяется своя классификация поясов. К примеру, в есинкай известно десять видов, а в айкикай – шесть поясов. Кстати, если обратиться к истории, в японском варианте поединка никаких цветовых градаций не было предусмотрено. Это уже было французским изобретением с целью облегчения восприятия ранга воина: от ученика до мастера.
Следует также иметь в виду, что все уровни учеников в айкидо обозначаются как «кю», а у мастеров – «дан». При этом мастера айкидо должны пройти десять данов, высшей наградой каждого из которых является черный пояс. У учеников цвета поясов меняются в зависимости от «кю».
Наиболее распространенной считается следующая цветовая классификация:
- Белый пояс айкидо. Пояс белого цвета получает каждый вновь прибывший ученик. При этом сей факт не означает, что он достиг шестого уровня: для этого нужно пройти соответствующую квалификацию.
- Желтый. Первый отличительный цвет, который говорит о том, что ученик перешел от шестого уровня к пятому и, соответственно, начал свой путь в айкидо.
- Красный. Присуждается ученику, перешедшему на четвертый уровень. Цвет символизирует, что ученик успешно совершенствуется как в технике, так и в знаниях.
- Зеленый. Говорит о том, что ученик находится на половине пути к своему первому «дану». Как правило, чтобы дойти до третьего «кю» необходим год работы над техникой и философией учения. При этом зеленый пояс уже подталкивает ученика к дальнейшему совершенствованию и не дает ему возможности сделать шаг назад.
- Синий. Соответствует второму уровню развития, при котором ученик уже обладает достаточной техникой, но продолжает изучать философию.
- Коричневый. Это последний пояс, получаемый учеником. Пройдя этот этап, ученик становится мастером и начинает свой путь по ступенькам «дан».
2018-07-10
Мы постарались максимально полно охватить тему, поэтому данную информацию можно смело использовать при подготовке сообщений, докладов по физкультуре и рефератов на тему «Айкидо».
Айкидо
5 (100%) 1 голос[ов]Другие виды спорта
это японское боевое искусство. Айкидо: описание, техника и отзывы :: SYL.ru
Длительное время популярными в нашем обществе являются восточные единоборства. Каждый, кто их осваивает, хочет постичь как можно больше, выучить максимальное количество приемов и техник. Подобному широкому спектру навыков сможет обучить вас айкидо. Это относительно новый вид боевого искусства, который возник в Японии в начале ХХ века. Но вобрал он в себя все «сливки» различных техник, философий и практик.
Описание
Айкидо – это вид боевого искусства, который зародился в Японии в первой половине ХХ века, а его основателем считается Морихэем Уэсиба. Создавая нечто свое в данной сфере, мудрец изучил все самые универсальные и эффективные техники боя, самозащиты, а также философию, религию и даже мистику. Именно поэтому существует четкое определение, что айкидо – это некий пусть слияния с жизненной энергией, или же процесс гармонизации и успокоения духа. Основа философии данного вида боя – в первую очередь защита, а не нападение. Более того, Уэсибва учитывает здесь защиту не только самого себя, но и нападающего. В настоящее время такое понятие, как единая техника айкидо, уже перестало быть актуальным. В различных уголках планеты делается акцент на те или иные приемы и их философские основы, появляются создатели новые подвидов этого боевого искусства, стили и практики.
История
Точная дата зарождения айкидо – это 1920 год, а место – городок Аябе. В это время Морихэй Уесиба был на стадии эмоционального провала, ушел из жизни его отец, а вместе с ним – двое сыновей. Утешение он находил, занимаясь изучением и применением философии религии Оомото-ке, что впоследствии повиляло на формирование основ айкидо. Вскорости слава о нем распространилась на все близлежащие поселки и города, как о гениальном учителе боевых искусств. Количество его студентов непримиримо росло. В 1922 году Уэсиба связывается со своим наставником, который ранее обучил его искусству Дайто-рю Айки-дзюдзюцу – Сокакой Такедой. Учитель приезжает в Аябе и помогает своему бывшему лучшему ученику так сказать, окончательно влиться в роль духовного и телесного наставника и стать мастером высшего пилотажа. Буквально полгода спустя Такеда вручает Уэсибе сертификат и тот отправляется в свое дальнейшее странствие по Японии. Так в 1922 году Морихэй официально создает свое собственное будо и дает ему название Айки-будзюцу или Айкидо.
Философия
Первоначальная японская школа айкидо, которая была основана самим создателем этого вида искусства боя, имела свою уникальную философию. Дело в том, что это даже не совсем боевое искусство, а, скорее, тонкая философия и религия. Морихэй Уэсиба длительное время изучал традиционные японские направления боя – дзю-дзюцу и кен-дзюцу, а также постиг в полном масштабе родную каллиграфию. На основе всего этого он создал свою систему боя или, скорее, ухода от боя, которая шла в противовес с традиционной бу-дзюцу (искусство убивать). Его школа айкидо учит каждого студента тем же основам бу-дзюцу, однако обращает их не в агрессию и как следствие – убийство, а в прекращение этой агрессии и подавлении противника посредством приемов, которые не наносят ему существенного вреда.
По мнению Уэсибы, любое проявление агрессии и желание убивать ведет к массовой дисгармонии. Его же боевое искусство направлено на то, чтобы подавить нападающего его же силой, обратить ее против него самого. Таким образом, противник самостоятельно отказывается от своей затеи и люди расходятся, восстановив гармонию и лад между собой.
Техника айкидо
С технической стороны в данном боевом искусстве можно выделить определенные моменты. Они же являются практической основой айкидо и, изначально, учатся в теории, а лишь после переносятся на практику. Первое – дух единения Айки, второе – дистанция безопасности Ма-ай, третье – уход с линии атаки Тай сабаки, четвертое – вывод соперника из равновесия Кудзуси. Также среди основных техник этого боя можно назваться своевременное реагирование, спиральные движения, использование центра тяжести, вращение, динамику и воздействие на точку равновесия противника. Немаловажным моментом является и Ки в айкидо – дыхание и энергетические потоки, которые перед началом боя стоит уловить и использовать в процессе. В целом можно сказать, что айкидо – это искусство, которое основано на природной биомеханике человеческого тела. Также тут применяются минимальные точечные воздействия на определенные точки, которые производятся в нужный момент и по определенному вектору.
Подрастающему поколению
В наше время популярно и востребовано айкидо для детей. Считается даже модным отводить своего ребенка на подобные внешкольные занятия. И в этом можно найти только плюсы, так как данный вид боевого искусства положительно влияет не только на физическое здоровье малыша, но и на его духовный рост и успеваемость. Самое важное – это найти клуб айкидо, в котором будет преподавать действительно хороший мастер, который сам в совершенстве освоил эту технику и философию, и может правильно преподнести ее подрастающему поколению. Восточным единоборствам одинаково хорошо обучаются и девочки, и мальчики. Изначально, конечно же, дети идут туда с надеждой, что они смогут стать суперменами в школе и положить каждого на лопатки. Но, учась в таком клубе, они становятся скорее неформальными лидерами. Улучшается мозговая деятельность, повышается успеваемость по всем предметам. Более того, айкидо для детей учит, что агрессия и боль – это не то, что сделает их лучше.
Оборона в реальном мире
Что делать, если на вас напали в собственном дворе, когда вы поздно возвращаетесь домой? Как быть, если необходимо применить одну из боевых практик, так сказать в реальных условиях жизни? Именно для этого было создано реальное айкидо, или новое боевое искусство, которое полностью основано на наработках Уэсибы, но адаптировано под современный мир. Автором таких техник является серб – Любомир Врачаревич. Техника его направлена на максимально быструю нейтрализацию нападающего и дальнейший контроль над ним. Стоит также сказать, что реальное айкидо – это куда более жесткие приемы, захваты и удары, хоть они и направлены исключительно на самооборону. При изучении данного вида боевого искусства, в зале ученики нападают друг на друга, с целью воспроизвести реальную угрозу и научится грамотно избавляться от нее.
Оружие и его значение
В классическом варианте айкидо активно применяется оружие. Среди него можно выделить следующие атрибуты:
- Боккен – меч из дерева для тренировок.
- Танто – нож длиной в 30 сантиметров.
- Дзе – шест из дерева, длина которого равна 128 сантиметрам.
- Вакидзаси – укороченный меч.
- Нагината – длинный меч.
- Бо – посох из дерева или металла. Его длина – дело индивидуальное, должна дотягиваться от пола до подбородка бойца.
Что же касается реального айкидо, то применение оружия тут, в особенности такого уникального, полностью исключается. Используются лишь современные, так сказать орудия нанесения ущерба – пистолет, перочинный нож, палка и даже бутылка или кирпич. Такие предметы вручаются в руки тому, кто будет играть роль нападающего, и боец должен от него защититься.
Кэйкоги
Самый распространенный вид одежды, который используют на тренировках по восточным единоборствам – кимоно. Для айкидо используется, можно сказать, стандартный вариант такого одеяния, состоящий из брюк и куртки. Называется же он кейкоги, что расшифровывается как «кейко» — тренировка, «ги» — одежда. В России это название знают лишь профессионалы в данной отрасли, а новички и любители чаще всего называют такой костюм просто и понятно для нас – кимоно. Для айкидо, однако, шьется более плотная и прочная куртка, нежели для таких видов боя, как, скажем, карате. Это необходимо для того, чтобы боец мог выдержать сильные захваты и перенять вес противника на себя. На некоторых костюмах даже имеются специальные вставки, защищающие от определенных приемов.
Особенности куртки-кейкоги
Куртка для айкидо делается из материала с плетением в две-три нити. Вес ее зависит от размера и колеблется в пределах от 450 до 1000 грамм. Структура воротника мягкая, ширина рукава – средняя, не слишком большая, а также большой запах. Края каждой полочки должны достигать противоположного бокового шва. Общая длина изделия – до середины бедра. Качественная куртка-кейкоги всегда имеет дополнительные завязки в области груди. Они удерживают костюм на своем месте даже после самых сильных захватов и ударов и не дают ему смещаться и распахиваться.
Что же касается штанов, то их структура ничем не отличается от стандартной. Правда в последнее время стали выпускать брюки с накладками на коленях для амортизации ударов и падений, считается, что это очень удобно. Их длина – до середины икры, посадка средняя. Для обладателей черных поясов крайне важно, чтобы штаны во время боя не выглядывали из под хакамы, ни при каких условиях.