Баммес — часть 3. Позвоночник, ягодицы
«Продолжаем разговор…» ))) Сегодня рассмотрим позвоночник и на сладкое — пару картинок ягодиц ))) Может, с позвоночника стоило бы начать, но, так как начали мы с самого сложного, то теперь переходим к основе основ. Профиль у куклы должен быть и должен быть правильным. Многие забывают о естественной S-образной форме позвоночника, многие не подозревают об этом ))) Итак, смотрим, какой на самом деле причудливой формы наш каркас.Позвоночник в трёх проекциях
а) вид спереди
b) вид сзади
c) вид сбоку
Симметричный многосегментный несущий каркас утолщается книзу, где больше нагрузка; крестец и копчиковый позвонок также вовлечены в двойной S-образный изгиб позвоночника.
Рис. 316 Стадии развития для понимания двойной S-формы человеческого позвоночника.
Чёрным: крестцово-поясничный отдел = 1я S-форма
Серым: шейно-грудной отдел = 2я S-форма
Кривизна человеческого позвоночника относительно постоянна (уравновешенная осанка) и выступает вперёд из наклонённого вперёд таза, из-за чего обратный изгиб поясничного отдела должен быть особенно сильным.
Рис. 317 Изменение формы позвоночника при наклоне назад и вперёд (вытяжение-сгибание).
Самое заметное изменение формы позвоночника происходит в шейном и поясничном отделе: изгиб усиливается в пояснице и шейном отделе при отклонении назад.
Уплощение при наклоне вперёд. Грудной отдел ведёт себя относительно независимо.
Рис. 318 Наклон позвоночника вбок.
а) с равномерным искривлением
b) с перегибами в направлении искривления
Наклон вбок — единственное движение позвоночника, в котором могут принимать участие все отделы.
Рис. 319 Позвоночник, повёрнутый вдоль продольной оси (скручивание).
a) Структура позвоночника из 24 позвонков над крестцом и баланс черепа (нарисован прозрачным)
b) Комплексное объединение сегментов позвоночника в конструктивно обобщённую форму с таким же поворотом, как на а)
c) Два поясничных позвонка в связи друг с другом
d) Два грудных позвонка в связи друг с другом
e) Два шейных позвонка в связи друг с другом
f) Принцип расположения суставных поверхностей шейного отдела
Поворот начинается не раньше поясничного отдела.
Рис. 324 Позвоночник в положении сидя на полу.
Верхняя часть тела в этой позе притянута к коленям. Искривление позвоночника заставляет остистые отростки поясничного отдела выпирать.
Рис. 325 Однонаправленный поворот грудного и шейного отделов в сидячем положении.
В связи с нагрузкой на таз в сидячей позе его место в значительной мере фиксировано, так чтобы поворот верхней части тела в грудном отделе над тазом и позвоночным отделом могло чётко проявиться. При повороте головы (30°) шейный отдел продолжает поворот грудного отдела в том же направлении (однонаправленно).
Рис. 326 Пассивный изгиб позвоночника вбок.
Наклонённый вбок таз и вертикальная опора в виде руки заставляют позвоночник принять С-образный прогиб начиная с поясницы. Заметьте при этом, как оба пластических ядра — таз и грудная клетка — соприкасаются с вогнутой стороны (складки кожи), а с выгнутой стороны расходятся (растяжение кожи)! Сама грудная клетка сдвигается вместе со стороны складок и раздвигается с противоположной стороны.
Рис. 327 Поворот позвоночника в лежачем положении со скручиванием верхней части тела.
Положение таза на боку позволяет зрителю видеть почти полностью задний вид, в то время как спина почти повёрнута кверху и сильно закручена по оси таза (скручивание в грудном отделе).
Рис. 328 Комбинированное движение позвоночника в лежачей позе.
Таз лежит на боку точно в прямом ракурсе. Позвоночник выполняет комбинированное движение из скручивания и лёгкого С-образного изгибания вбок.
И ягодицы, более подробно мы рассмотрим их вместе с бедрами, а пока две картинки, которые показывают расположение ягодичных мышц.
Рис. 268 Различная пластика ягодиц при нагрузке на одну ногу.
Направление большой ягодичной мышцы не совпадает с направлением вертикальной межъягодичной бороздки горизонтальной ягодичной складки (отложение жира).
Обе поверхностные структуры составляют вместе с опорной и свободной ногами сбалансированное объединение.
Перевод подготовила kikimorra
Вторая часть здесь http://doll-art-bjd.livejournal.com/25619.html
Баммес — часть 3. Позвоночник, ягодицы
«Продолжаем разговор…» ))) Сегодня рассмотрим позвоночник и на сладкое — пару картинок ягодиц ))) Может, с позвоночника стоило бы начать, но, так как начали мы с самого сложного, то теперь переходим к основе основ. Профиль у куклы должен быть и должен быть правильным. Многие забывают о естественной S-образной форме позвоночника, многие не подозревают об этом ))) Итак, смотрим, какой на самом деле причудливой формы наш каркас.Позвоночник в трёх проекциях
а) вид спереди
b) вид сзади
c) вид сбоку
Симметричный многосегментный несущий каркас утолщается книзу, где больше нагрузка; крестец и копчиковый позвонок также вовлечены в двойной S-образный изгиб позвоночника.
Рис. 316 Стадии развития для понимания двойной S-формы человеческого позвоночника.
Чёрным: крестцово-поясничный отдел = 1я S-форма
Серым: шейно-грудной отдел = 2я S-форма
Кривизна человеческого позвоночника относительно постоянна (уравновешенная осанка) и выступает вперёд из наклонённого вперёд таза, из-за чего обратный изгиб поясничного отдела должен быть особенно сильным.
Рис. 317 Изменение формы позвоночника при наклоне назад и вперёд (вытяжение-сгибание).
Самое заметное изменение формы позвоночника происходит в шейном и поясничном отделе: изгиб усиливается в пояснице и шейном отделе при отклонении назад.
Уплощение при наклоне вперёд. Грудной отдел ведёт себя относительно независимо.
Рис. 318 Наклон позвоночника вбок.
а) с равномерным искривлением
b) с перегибами в направлении искривления
Наклон вбок — единственное движение позвоночника, в котором могут принимать участие все отделы.
Рис. 319 Позвоночник, повёрнутый вдоль продольной оси (скручивание).
a) Структура позвоночника из 24 позвонков над крестцом и баланс черепа (нарисован прозрачным)
b) Комплексное объединение сегментов позвоночника в конструктивно обобщённую форму с таким же поворотом, как на а)
c) Два поясничных позвонка в связи друг с другом
d) Два грудных позвонка в связи друг с другом
e) Два шейных позвонка в связи друг с другом
f) Принцип расположения суставных поверхностей шейного отдела
Поворот начинается не раньше поясничного отдела.
Рис. 324 Позвоночник в положении сидя на полу.
Верхняя часть тела в этой позе притянута к коленям. Искривление позвоночника заставляет остистые отростки поясничного отдела выпирать.
Рис. 325 Однонаправленный поворот грудного и шейного отделов в сидячем положении.
В связи с нагрузкой на таз в сидячей позе его место в значительной мере фиксировано, так чтобы поворот верхней части тела в грудном отделе над тазом и позвоночным отделом могло чётко проявиться. При повороте головы (30°) шейный отдел продолжает поворот грудного отдела в том же направлении (однонаправленно).
Рис. 326 Пассивный изгиб позвоночника вбок.
Наклонённый вбок таз и вертикальная опора в виде руки заставляют позвоночник принять С-образный прогиб начиная с поясницы. Заметьте при этом, как оба пластических ядра — таз и грудная клетка — соприкасаются с вогнутой стороны (складки кожи), а с выгнутой стороны расходятся (растяжение кожи)! Сама грудная клетка сдвигается вместе со стороны складок и раздвигается с противоположной стороны.
Рис. 327 Поворот позвоночника в лежачем положении со скручиванием верхней части тела.
Положение таза на боку позволяет зрителю видеть почти полностью задний вид, в то время как спина почти повёрнута кверху и сильно закручена по оси таза (скручивание в грудном отделе).
Рис. 328 Комбинированное движение позвоночника в лежачей позе.
Таз лежит на боку точно в прямом ракурсе. Позвоночник выполняет комбинированное движение из скручивания и лёгкого С-образного изгибания вбок.
И ягодицы, более подробно мы рассмотрим их вместе с бедрами, а пока две картинки, которые показывают расположение ягодичных мышц.
Рис. 268 Различная пластика ягодиц при нагрузке на одну ногу.
Направление большой ягодичной мышцы не совпадает с направлением вертикальной межъягодичной бороздки горизонтальной ягодичной складки (отложение жира).
Обе поверхностные структуры составляют вместе с опорной и свободной ногами сбалансированное объединение.
Перевод подготовила kikimorra
Вторая часть здесь http://doll-art-bjd.livejournal.com/25619.html
Баммес — часть 1. Кисти, стопы, лицо.
Однажды Юлия Рожнева сказала мне: «Кисти, стопы и лицо куклы делают мастера, над ними нужно постоянно работать» С этим высказыванием я никак не могу поспорить. Каждый раз в процессе работы открываются новые «горизонты» и видение этих деталей, и, кажется, работа по их совершенствованию не имеет пределов. На мой взгляд — это самые интересные, сложные, выразительные и при этом весьма деликатные части кукольного целого. Для того, чтобы приблизиться к идеалу, для начала нужно понять, что кисть — это не просто пять палочек, расставленных в разные стороны, стопа — не утюг, а голова — не шарик с прикрепленными к нему глазами, носом и губами-лепешками, а сложнейшая деталь, имеющая множетсво плоскостей.
Поэтому я решила немного систематизировать информацию по этим деталям. Здесь вы не найдете подробного МК по лепке кистей, стоп и головы, но увидите изображения, которые помогут понять, как устроены некоторые части человеческого тела. Все иллюстрации я взяла из Анатомии для художников Готфрида Баммеса. Некоторые рисунки имеют оригинальные подписи на немецком, перевод я не даю, но, вдруг, кто владеет этим языком и сможет разобраться ))))
Подборка № 2 СТОПЫ:
Подборка № 3 ГОЛОВА:
Добавление от kikimorra
Итак. В подписи на пятой странице с ногами следующее:
Рисунок 287. Мускулы и связки стопы (вид сзади).
Сама стопа содержит только немного мускулов, мышцы голени проятнуты к ней длинными сухожилиями (разгрузка периферии тела).
Этой книжки у меня нет, зато есть «Рисуем людей» (Wir zeichnen den Menschen) его же. Вот оттуда про ноги
Альберт Беснард (1849-1934): Лежащая обнажённая, искажённая и укорочення, 1905.
Альбрехт Дюрер (1471-1528): левая стопа, построенная, в основных ракурсах, с отметками пропорций, 1513 или чуть позже.
Конструкционная форма скелета стопы
Формообразующий фактор живой стопы — это её скелет. Обращаться с ним во время рисования как с «натюрмортом из костей» совершенно бессмысленно. Мы понимаем суть формы из сути её конструкции:
— Стопа воспринимается как свод ниши с опорой на три точки — пятку, большую и малую подушечки пальцев.
— На этом чертеже видно выгнутый продольный свод свободно подвешенного внутреннего края стопы и плоский свод внешнего края.
— Внутренний край стопы с полуцилиндрической таранной костью накладывается на пяточную кость, которая задаёт направление внешнего края стопы. Это означает:
— Внутренний край стопы пересекает направление внешнего под острым углом.
— Оба края, сходящиеся в направлении пятки и расходящиеся за концом плюсны, на живой стопе хорошо видны.
— в поперечном своде — высшая точка которого находится ближе ко внутренней стороне стопы — головки плюсны (т.е. точки, к которым крепятся пальцы) расходятся лучами.
— валик таранной кости, который выше всего возвышается над подъёмом стопы, вставляется во внутреннюю лодыжку большой берцовой кости и внешнюю лодыжку малой берцовой кости (безопасность управления движением подъёма и опускания носка ноги).
— Сильный изгиб поперечного свода снижается к плоскому краю плюсны. Пальцы не имеют конструктивного значения для подъёма стопы.
— внутренний выступ лодыжки всегда расположен выше и дальше назад, чем внешний.
Кроме возможности изобразительного построения свода стопы из двух сводов — продольного и поперечного — возможен также и такой простейший метод:
— Понимание формы стопы как призматической структуры (вверху)
— Уплощение высоты верхней грани пяточной кости (2е изображение сверху) и скругление переднего края плюсны в направлении мизинца.
— Эта угловатая заготовка, снабжённая продольным сводом и полуваликом таранной кости, выгибается кверху (3я фаза сверху).
— В созданной форме намечаем острую вершину поперечного свода рядом с большой берцовой костью
— намечаем различные наклоны стопы при помощи поперечного сечения: вертикаль внешней стороны пяточной кости, крутой скос берцовой кости, уплощающееся снижение внешнего края стопы и т.д. до края плюсны.
Все приведённые факторы также делают изображение живым.
Перевод мой, если чо бить меня 8) Курсив — его.
Баммес — часть 5. Руки
Руки часто упрощаются в куклах, особенно, если размер небольшой, в основном они выглядят, как палочки, но на самом деле, наши плечи и предплечья имеют сложную форму. У предплечья очень красивый изгиб, а плечо, например для меня, долго оставалось загадкой — там такое интересное строение мышц. Смотрим на ручки:
Рис. 369 Устройство рук.
Сплошная красная линия: общая ось вращения плеча в плечевом суставе и предплечья в локтевом суставе.
Пунктирная красная линия: направление оси плеча и оси диафиза локтевой кости, которые вместе составляют внешний угол руки.
Рис. 421 Лопатки и скелет руки вместе.
a) вид спереди (со стороны ладони)
b) скрещение лучевой и локтевой костей (кисть повёрнута тыльной стороной)
c) дополнительное перекручивание плеча в плечевом суставе (ладонь повёрнута прочь от тела)
Комбинированное движение в плечевом суставе и локтевом-лучевом суставе создаёт единую ось вращения и позволяет в целом кисти вращаться примерно на 360°.
Рис. 422 Скелет руки в функциональном и формальном объединении.
Цифры сбоку означают «глубокие» точки внутреннего целостно соотнесённого скелета, который можно проследить даже при движениях скелета и который устанавливает важный порядок при конструировании этюда.
Рис. 425 Мускулы плеча в работе.
Вид со внутренней стороны плеча показывает не только обе сгибающие мышцы в движении, сгибающем локтевой сустав, но и бицепс — сгибатель руки в плечевом суставе и сильный супинатор.
Рис. 426 Разгибатель руки (вид сзади).
Для разгибания локтевого сустава есть только один-единственный мускул, который расщепляется на три части.
Рис. 444 Пластическое соотношение мышц предплечья.
a) натяжение плече-лучевых мускулов при сгибе локтевого сустава
b) локтевая и лучевая кости в параллельном положении.
c) кисть в повороте (вращение вверх), где в b) были параллельные мускулы, здесь происходит спиральное скручивание, локте-кистевой сгибатель выдвигается вперёд сильнее из своего укрытия.
d) скручивание предплечья в пластической проекции.
e) скелет предплечья как основа формы в области запястья при вращении кнаружи
f) скелет предплечья как «четырёхгранная» основа формы в области запястья при вращении вовнутрь
g) Объёмы сгибателя и разгибателя предплечья, которые чётко делят область локтевой кости на массы.
Перевод подготовила kikimorra
Часть 4 здесь — http://doll-art-bjd.livejournal.com/30478.html
Баммес — часть 2. Грудная клетка, таз
Итак, мы решили продолжить тему Баммеса, поскольку она важна, интересна и ооочень полезна. В данном посте я собрала иллюстрации на тему грудной клетки, таза и женской груди. Почему женской — потому что преимущественное большинство кукол — девушки и тема груди неисчерпаема, как любят говорить ))) Кажется, что вылепить 2 высших образования легко и просто, так же, как и выпирающие бугры — а-ля тазовые косточки. На самом деле все гораздо глубже, интереснее и многограннее — в прямом смысле этого слова.Смотрим и понимаем, как это устроено изнутри.ГРУДНАЯ КЛЕТКА :
ГРУДЬ:
ТАЗ:
Женская фигура в целом:
И перевод от kikimorra :
5.5 Таз
5.5.1. Общие сведения
Таз — это очень сложная объёмная форма, которая должна стать надёжной опорой в изображении. Это одно из трёх крупных костяных образований с собственным направлением объёма, таким образом, своей пятиугольной проекцией таз также задаёт основное пространственное направление внешних мягких тканей, связывает скелет туловища с конечностями, принимает цилиндр внутренностей и служит центром прикрепления многих мускулов как источник и опора. Его прочная кольцевая структура выдерживает высокую нагрузку; он похож на воронку, верхнее отверстие которой (большой таз) расширено, а книзу сужается в форму малого таза. На его своеобразной объёмной форме строятся три отдельных кости: парные тазовые (безымянные) кости спереди и по бокам, а сзади — крестцовая.
5.5.2. Составные части и их соединение
Обе тазовые кости (Os coxae) представляют собой сильно перекрученные кости со следующими частями: подвздошная (Os ilium), седалищная (Os ischii) и лобковая (Os pubis).
Плоская часть подвздошной кости называется крылом подвздошной кости (Ala ossis ilii), это рамочная конструкция, выстроенная прежде всего благодаря гребню подвздошной кости, так что здесь мускулы имеют надёжное крепление. Со стороны живота подвздошная кость оканчивается передневерхней остью (Spina iliaca anterior superior). Обе ветви лобковой кости сближаются друг с другом на кратком отрезке и создают лобковую дугу (Arcus pubis). Седалищный бугор (Os ischii) — самая глубокая точка таза, на которой мы сидим. Все три части тазовой кости соединены в центральный объект и составляют вертлужную впадину (Acetabulum). Крестцовая кость (Os sacrum) состоит из пяти сросшихся друг с другом позвонков, образующих в целом коническую и выпуклую форму (принцип замкового камня свода), завершает малый таз сзади и создаёт основу для позвоночника. Все три кости таза туго скреплены связками. Дальнейшие детали видны на изображениях.
5.5.3. Конструкция, различия форм и пластика
Способность к сопротивлению объясняется тем фактом, что таз устроен как замкнутое кольцо там, где в него вставляется головка бедра (цилиндрический свод, скреплённый скобами с лобковой костью и прочными связками между седалищной и крестцовой костями). Конический замковый камень свода — это крестцовая кость.
Половые различия выражаются во вместительности таза. Таз женщины должен пропускать тело ребёнка и поэтому несколько более плоский, широкий и тупоугольный в области лобковой дуги.
Обе передневерхних ости выступают из живота как на ощупь, так и внешне. Вы можете заметить «ломаную» линию таза со стороны живота (повышение гибкости тела, см. также порядок развития таза, стр. 60-62).
Промежуток между обеими точками остаётся неизменным и при перемене позы, как и вся область таза, благодаря своей неподвижной костной полости, сохраняется как относительно неизменная телесно-объёмная структура и в покое, и в движении. Обе передневерхние подвздошные ости и выступающие области гребня имеют важнейшее значение для пластики передней и боковой брюшной стенки и её пространственного расположения. Как и грудная клетка, таз в ходе развития сплющивается по глубине (статика!). Гребни выступают над остями только чуть вбок. Они круто изгибаются в направлении крестца. Ямочки на попе и острие крестцовой кости создают чёткий треугольник, который за счёт своего постоянства подчёркивает малейшее изменение положения таза.
Рис. 60
Порядок развития конструкции таза в разных ракурсах. Если сильно упростить, тела, истолкованные как связанные блоки, постепенно развиваются в разные полые детали.
Рис. 251
Мужской таз с левого косого переднего ракурса (в левом нижнем углу блоковое изображение). Таз принадлежит к более крупной костяной конструкции, наименее пластичному ядру тела
Рис. 252
Мужской таз с левого косого заднего ракурса (в левом нижнем углу блоковое изображение).
Рис. 254
Конструкционная форма таза (женского) в разных ракурсах.
Направления изображённых дорсовентральной и поперечной осей определяют внешнее соотношение и тем самым — положение тела в пространстве.
a-g) Постепенная перемена с переднего ракурса на задний
h) проекция на дно таза.
Рис. 255
Значение формы таза как пластического ядра и для внешнего вида.
Наклоны плоскостей таза не скрыты мягкими тканями.
Первая часть здесь http://doll-art-bjd.livejournal.com/23113.html
Баммес — часть 5. Руки
Руки часто упрощаются в куклах, особенно, если размер небольшой, в основном они выглядят, как палочки, но на самом деле, наши плечи и предплечья имеют сложную форму. У предплечья очень красивый изгиб, а плечо, например для меня, долго оставалось загадкой — там такое интересное строение мышц. Смотрим на ручки:Рис. 369 Устройство рук.
Сплошная красная линия: общая ось вращения плеча в плечевом суставе и предплечья в локтевом суставе.
Пунктирная красная линия: направление оси плеча и оси диафиза локтевой кости, которые вместе составляют внешний угол руки.
Рис. 421 Лопатки и скелет руки вместе.
a) вид спереди (со стороны ладони)
b) скрещение лучевой и локтевой костей (кисть повёрнута тыльной стороной)
c) дополнительное перекручивание плеча в плечевом суставе (ладонь повёрнута прочь от тела)
Комбинированное движение в плечевом суставе и локтевом-лучевом суставе создаёт единую ось вращения и позволяет в целом кисти вращаться примерно на 360°.
Рис. 422 Скелет руки в функциональном и формальном объединении.
Цифры сбоку означают «глубокие» точки внутреннего целостно соотнесённого скелета, который можно проследить даже при движениях скелета и который устанавливает важный порядок при конструировании этюда.
Рис. 425 Мускулы плеча в работе.
Вид со внутренней стороны плеча показывает не только обе сгибающие мышцы в движении, сгибающем локтевой сустав, но и бицепс — сгибатель руки в плечевом суставе и сильный супинатор.
Рис. 426 Разгибатель руки (вид сзади).
Для разгибания локтевого сустава есть только один-единственный мускул, который расщепляется на три части.
Рис. 444 Пластическое соотношение мышц предплечья.
a) натяжение плече-лучевых мускулов при сгибе локтевого сустава
b) локтевая и лучевая кости в параллельном положении.
c) кисть в повороте (вращение вверх), где в b) были параллельные мускулы, здесь происходит спиральное скручивание, локте-кистевой сгибатель выдвигается вперёд сильнее из своего укрытия.
d) скручивание предплечья в пластической проекции.
e) скелет предплечья как основа формы в области запястья при вращении кнаружи
f) скелет предплечья как «четырёхгранная» основа формы в области запястья при вращении вовнутрь
g) Объёмы сгибателя и разгибателя предплечья, которые чётко делят область локтевой кости на массы.
Перевод подготовила kikimorra
Часть 4 здесь — http://doll-art-bjd.livejournal.com/30478.html
Баммес — часть 7. Ноги
Итак, сегодня будут ноги — любимые наши ножки, стройные и не очень, утрированно длинные и вполне человеческих пропорций. Много ног — хороших и разных! :)))В этой подборке очень-очень много картинок, так что советую запастись терпением. Изучаем ноги
Подборка №6 здесь — http://doll-art-bjd.livejournal.com/34187.html