Правда ли беспомощен беспомощный человек?
Фильм «Джули и Джулия: Готовим счастье по рецепту»
Джули разрешила себе психануть и расстроиться до демонстрации полной беспомощности, но когда вдруг раздался долгожданный звонок из редакции, в течении мгновений она поднялась и привела себя в порядок.
скачать видео
Но.
Но чаще, по жизни, мы встречаемся с совсем другой беспомощностью, беспомощностью как личной слабостью или игрой в беспомощность. Если девушка делает беспомощное лицо и отказывается думать, если сотрудник играет перед вами дурика, — это игра, это сочиненная, демонстрируемая или разыгранная беспомощность. Когда человек делает это долго, она становится уже привычной выученной беспомощностью, становится чертой характера, когда человек уже сам не замечает, как он разрешает себе сдаваться, как он превращается в ребенка, опускает руки, переходит в позицию Жертвы, начинает оправдывать себя и обвинять окружающих…
Игровой характер личностной беспомощности особенно ярко виден в тех ситуациях, когда беспомощность вдруг становится явно невыгодной. Тогда «беспомощный человек» вдруг резко преображается, беспомощность резко уходит, «спадает», и человек мгновенно превращается во вполне состоятельного и разумного. Стало нужно — пришел в себя.
Смотри видео из фильма «Джули и Джулия»: Джули разрешила себе психануть и расстроиться до демонстрации полной беспомощности, но когда вдруг раздался долгожданный звонок из редакции, — она сразу поднялась и привела себя в порядок. Истерика прошла мгновенно.
Каковы истоки игры в беспомощность? Привычное состояние беспомощности, как и привычка впадать в беспомощность, — все это никаким образом не врожденное, все это находится или выучивается в раннем детстве, обычно еще до школы. Это — выученная беспомощность — привычное поведение, или необдуманно скопированное с окружающих, или воспроизводимое в силу условной или реальной выгоды. Игра в беспомощность имеет своей целью привлечение к себе внимания и снятия с себя ответственности. Иногда — навесить ответственность на окружающих.
Личностная беспомощность обычно сопровождается «букетом» дополнительных проблем. Во-первых, в состоянии личностной беспомощности человек нередко разрешает себе опуститься до капризного, не способного ни на что ребенка, демонстрирующего свой протест и устраивающего истерики. Ранее позитивные люди вдруг превращаются в негативистов, которым все плохо, которые ни видят никаких возможностей и готовых ругать всех и вся, особенно начиная с себя. Кроме негативных шаблонов видения и поведения, в состоянии личностной беспомощности обычно включаются разнообразные психологические защиты.
Воспитанные и ответственные люди обычно не допускают у себя личностной беспомощности, поскольку понимают: если трудную ситуацию не буду решать я, ее нужно будет решать кому-то другому. А перекладывать свои трудности на плечи окружающих воспитанные люди считают недостойным.
И что с этим делать? Тут два разных вопроса: что мне делать с самим (самой) собой, если я склонен к игре в беспомощность (к игре в беспомощность чаще склонны женщины), и как отучать от этой игры других людей, в первую очередь наших близких?
Отучать других — непросто, но возможно. Если у вас есть авторитет и сами вы в беспомощность не играете, вы можете использовать свои рычаги влияния и выставить разумные требования: «Если нужно, помощь попроси, но беспомощность разыгрывать не нужно». Если человек уже отыграл истерику с состоянием личностной беспомощности (как в случае с Джули на видео), критиковать его и стыдить за это обычно бесполезно — человек сам себя за это ругает и одновременно оправдывает («А что я еще могла сделать? Я же расстроилась!»). Тем не менее, ситуацию можно на будущее предупреждать. За происшедшую истерику имеет смысл навесить на человека усиленный режим словаря Жертвы и Ошибочки, а отругать можно, но за другое: «Почему не позвала меня, когда тебе было трудно и тебе потребовалась помощь? Я же был рядом! Ты должна мне пообещать, что в следующий раз в трудной ситуации, когда я рядом, ты не будешь психовать и расстраиваться, а позовешь меня. Договорились?» — после чего добиваться, чтобы эта договоренность помнилась и выполнялась.
Но самое главное и первое — проследить за собой, чтобы игра в беспомощность не сопровождала вашу жизнь. Как ни странно, ничего сложного здесь нет: отработайте упражнение Ошибочка, послушайте свою внутреннюю и внешнюю речь и уберите из своего лексикона словарь Жертвы. Используйте помощь окружающих, тут это нормально: попросите своих друзей или близких обращать внимание на ваше лицо и интонации — когда они заметят у вас беспомощное выражения лица или несчастные интонации, пусть вам подскажут. Вы поправляете свое лицо и интонации, благодарите друзей и весело решаете все вопросы.
Вы все сможете!
беспомощный — это… Что такое беспомощный?
беспомощный — См … Словарь синонимов
Беспомощный — Numb Жанр … Википедия
БЕСПОМОЩНЫЙ — БЕСПОМОЩНЫЙ, беспомощная, беспомощное; беспомощен, беспомощна, беспомощно. 1. Нуждающийся в поддержке, слабый. Ребенок беспомощен. || Лишенный поддержки. Потеряв радиосвязь, экспедиция осталась беспомощной. 2. Бессильный, бездарный (пренебр.).… … Толковый словарь Ушакова
беспомощный — БЕСПОМОЩНЫЙ, ая, ое; щен, щна. 1. Нуждающийся в помощи, неспособный сам делать что н. для себя. Б. ребёнок. Больной беспомощен. Быть в беспомощном состоянии. 2. перен. Очень плохой, слабый, бездарный. Беспомощные стихи. Б. аргумент. | сущ.… … Толковый словарь Ожегова
беспомощный — • абсолютно беспомощный • исключительно беспомощный • крайне беспомощный • невероятно беспомощный • поразительно беспомощный • потрясающе беспомощный • совершенно беспомощный • совсем беспомощный • страшно беспомощный • удивительно беспомощный … Словарь русской идиоматики
Беспомощный — прил. 1. Неспособный без посторонней помощи справиться с чем либо. отт. Выражающий бессилие, свидетельствующий о нём. отт. Преисполненный бессилия, проникнутый им. 2. Неспособный справиться с каким либо делом, разобраться в чём либо. 3. перен.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
беспомощный — беспомощный, беспомощная, беспомощное, беспомощные, беспомощного, беспомощной, беспомощного, беспомощных, беспомощному, беспомощной, беспомощному, беспомощным, беспомощный, беспомощную, беспомощное, беспомощные, беспомощного, беспомощную,… … Формы слов
беспомощный — самостоятельный … Словарь антонимов
беспомощный — перед кем чем. Беспомощен перед сильным противником. Беспомощен перед трудностями … Словарь управления
беспомощный — бесп омощный; кратк. форма щен, щна … Русский орфографический словарь
Беспомощность Беспомощный | Что такое Беспомощность Беспомощный
Быть жертвой означает быть беспомощным. Неспособным действовать…
Райчел Мид. Академия вампиров. Последняя жертва
Беспомощность как качество личности – неспособность справиться своими силами, сделать что-либо самостоятельно и нуждаться в помощи других; не иметь глубоких знаний, мастерства, умения в чём-либо.
Кришна собирался поужинать. Он отщипнул кусочек лепёшки и стал жевать, но вдруг вскочил и побежал к двери. Рукмини, его жена, спросила: — Что ты делаешь, мой Господин? Куда ты идёшь? В чём спешка? Почему так внезапно? Кришна остановился в дверях, подождал мгновение и вернулся назад. Принял печальный вид, снова сел и начал есть. Рукмини удивилась. — Теперь ты озадачил меня ещё сильнее. Почему ты вскочил так внезапно? Почему ты вернулся, зачем? Ты вскочил, будто в доме пожар. Кришна ответил: — Было нечто. Один из моих приверженцев идёт по городу. Он поёт мою песню, играет на музыкальном инструменте, танцуя на улице. Но люди бросают в него камни, и кровь течёт у него со лба. Он совсем не реагирует, он абсолютно безмолвен, абсолютно сосредоточен, абсолютно беспомощен. Я был нужен, чтобы немедленно помочь ему. — Тогда почему ты вернулся от двери, если был нужен так срочно? — спросила Рукмини. — Нужда отпала. В тот момент, когда я достиг двери, он взял в руки камень. Теперь он помогает себе сам. Моя помощь уже не нужна.
Беспомощность – это когда жизнь долбит, а ты опустил руки, принял позицию Жертвы. Беспомощный человек всем своим видом демонстрирует бессилие, несостоятельность, страх неудачи, неумение или невозможность что-либо предпринять. Ситуативная беспомощность, когда, к примеру, женщина не может поднять тяжесть, передвинуть тяжелую мебель, починить машину, качеством личности не является. Женщина осознанно и принципиально не хочет этого делать или желает казаться в глазах мужчины маленькой, беззащитной девочкой, нуждающейся в защите, заботе и попечительстве. Редкие проявления беспомощного состояния присущи многим людям, в основном женщинам и носят в их исполнении игровой или манипулятивный характер.
Нас интересует систематическая, хроническая беспомощность – когда человек повторяет одну и ту же реакцию – неспособность с чем-то справиться собственными силами в различных ситуациях, неготовность принимать решения и брать за них ответственность. Беспомощность – не врожденное качество личности, она выучивается и закрепляется в раннем детстве. Ее так и называют – выученная беспомощность.
Как мужчины относятся к женской беспомощности? Если мужчине нужна женщина – мама, он будет злиться и раздражаться на тотальную беспомощность своей женщины. Безответственному, необязательному мужчине не комфортно находиться с женщиной, которую саму нужно опекать на каждом шагу. Уверенный, ответственный мужчина может первое время клюнуть на распахнутые глаза беспомощного существа, нуждающегося в заботе и любви, но затем ее притворная беспомощность будет и у него вызывать неудовольствие.
Мужская природа – это ответственность, забота, защита и попечительство. Нормальный мужчина не может жить ради себя. Ему обязательно нужно кого-то защищать, о ком-то заботиться. Знание, что ты кому-то нужен, что ты для кого-то важен, воодушевляет мужчину идти на любые лишения, принимать вызовы судьбы, с открытым забралом встречать жизненные трудности. Когда женщина проявляет реальную беспомощность, к примеру, не может одна прокормить семью из пяти человек, дотащить огромные сумки с продуктами или поднять телевизор на десятый этаж, мужчина, следуя своей природе, с готовностью оказывает ей поддержку.
Другое дело, когда беспомощность притворна. Женщина по лени, глупости или меркантильности надевает маску «маленькой капризной девочки» и начинает через каждые десять минут доставать мужа звонками за консультацией, как ей поступить в той или иной ситуации. Отношения проходят четыре стадии – голода, насыщения, пресыщения и отвращения. На первой стадии беспомощность, как манипуляция мужским сознанием, проходит на «Ура», но уже на второй стадии возникают проблемы. Мужчина неосознанно начинает понимать, что союз потому и называется союзом, если обе стороны уравновешивают друг друга и выполняют относительно друг друга свои обязанности. Внешние связи семьи – это сугубо мужская обязанность. Муж должен обеспечить материальную защиту семьи. Внутри семьи он обязан помогать жене там, где она не компетентна или работа требует сильных мужских рук. Но его насторожит беспомощное поведение женщины. Как с ней планировать жизнь, если она не исполняет свои прямые женские обязанности? Как с ней заводить детей, если она не в состоянии позаботиться о себе?
И в беспомощности должна быть мера. Одна крайность – сесть на шею мужу и, притворяясь беспомощной, игнорировать исполнение своих женских обязанностей. Другая крайность – всё взять на себя, максимально сузив инициативность мужа. Как обучить беспомощности мужа? Очень просто. Нужно за все дела браться самой и сопровождать фразами: «Хочешь сделать хорошо – сделай сама. Иди, отдыхай. Я сама лучше сделаю. Тебе уже поздно учиться». Если муж всё-таки решится на какое-то действо, нужно, не откладывая, с ироничной ухмылкой продемонстрировать свое превосходство высказываниями: «Не умеешь – не берись. Учись, пока я жива, как надо делать». Если муж никак не может угомониться и проявляет активность в делах, нужно накрыть его потуги «медным тазом» тотальной заботливости. Если в его руках оказался молоток, проявляйте беспокойство и тревожность, приговаривая: «Лучше не надо. Положи молоток на место. Ты или прибьешь там, где не надо, или прибьешь то, что не надо, или прибьешь того, кого не надо. Захотелось поработать, ляг, поспи и всё пройдет».
Мужчине с такой «на все руки» мастерицей негде реализовать свою природу — приткнуть защиту, заботу и попечительство. Ему ничего не остается, как искать на стороне женщину, в которой, как в зеркале, он увидит свою нужность, хорошесть, значимость и важность. Женщина, говорящая мужчине: «Не делай ничего, о чем тебя не просят», отбивает у мужчины желание что-либо для нее делать, ведь она и сама может со всем справиться без сторонней помощи. Иными словами, мужчине по душе только настоящая, а не притворная женская беспомощность и в тех ситуациях, когда без него немыслимо обойтись. При таком раскладе мужчина с желанием и энтузиазмом отзовется на правдивую и нефальшивую просьбу о помощи.
Беспомощность, как «спираль отчаяния», является, как правило, следствием депрессии. Человек чувствует себя беспомощным перед угрозами и рисками внешнего мира. Вместо того чтобы с оптимизмом искать в проблемах возможности, принимать вызовы судьбы, как важные уроки для личностного роста, большинство людей при встрече со сложной ситуацией оказываются мотивационно опустошенными и разочарованными. Они просто пасуют и безвольно сдаются на милость обстоятельств. Коварство беспомощности в том, что она множит зоны своего контроля в человеческой психике. Например, мужчина проявил беспомощность на службе. В скором времени он может обнаружить у себя половую беспомощность или неспособность решать бытовые проблемы.
У выученной беспомощности крайне низкая самооценка. Беспомощный человек считает, что его жизнь – сплошная черная полоса, что его удел – постоянные неудачи и страдания. Он полагает, что удача не для него, что в любой ситуации он может в лучшем случае рассчитывать на небольшую неудачу. Противоядием от беспомощности служит – высокая самооценка, уверенность в себе, постановка задач, не имеющих однозначного решения.
У беспомощности в обществе деградирующего сознания, порой, нет шансов получить помощь. Один плачущий мальчик рассказал прохожему о причине своего несчастья: — У меня было две монеты, чтобы сходить в кино, — сказал он, — и тут подошёл парень и вырвал одну монету из моих рук, — мальчик указал на юношу, стоящего неподалёку. — И ты не звал никого на помощь? — спросил мужчина. — Отчего же, — возразил мальчик и зарыдал ещё сильнее. — И тебя никто не услышал? — осведомился мужчина, нежно поглаживая его. — Нет, — всхлипывая, ответил мальчик. — Ты не умеешь кричать громче? — уточнил тот. — Нет — сказал мальчик и с надеждой взглянул на незнакомца. Мужчина усмехнулся. — Тогда отдай мне и оставшееся, — сказал он и, взяв последнюю монету с ладони мальчика, беззаботно пошёл дальше.
Петр Ковалев 2013 год
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/
Как избавиться от ощущения беспомощности и взять себя в руки
Что такое выученная беспомощность
Выученная беспомощность — состояние, в котором человек не пытается повлиять на ситуацию, даже когда может это сделать. Этот феномен открыл американский психолог Мартин Селигман в 1967 году в ходе ряда исследований.
В эксперименте Селигмана участвовали три группы собак, каждую из которых поместили в разные клетки. Животные из первой и второй групп получали лёгкий разряд тока через пол, а из третьей — контрольной группы — нет. Первая группа могла отключить ток, нажав на кнопку внутри клетки. У второй такой возможности не было: удары током прекращались только тогда, когда собаки из первой группы нажимали на кнопку.
Позже всех испытуемых посадили в ящики с перегородкой, которую легко можно перепрыгнуть. Животные получали удары током, и, чтобы избежать неприятных ощущений, им нужно было просто прыгнуть на другую сторону. Собаки из первой и третьей групп быстро сообразили, что нужно сделать, и переместились на безопасную территорию.
Собаки из второй группы так и остались там, где их било током, скулили, но даже не пытались убежать.
Селигман объяснил результаты тем, что животные из второй группы научились быть беспомощными. Они никак не могли повлиять на ситуацию в первой части эксперимента, поэтому решили, что от них ничего не зависит, и бросили любые попытки борьбы. Хотя перепрыгнуть перегородку для них не составило бы труда. Селигман сделал вывод: не сами неприятные ситуации, а мнимое отсутствие контроля над ними развивает выученную беспомощность.
Позже уже другие психологи провели подобный эксперимент на людях, правда, вместо тока раздражителем был громкий неприятный звук. Феномен выученной беспомощности Селигмана сработал и здесь.
Выученная беспомощность встречается сплошь и рядом: у детей, школьников и студентов («Я не понимаю этого предмета и ничего не могу с этим сделать, потому что я глуп»), сотрудников компаний («Меня не повысят в должности, потому что я не справлюсь с задачами»), жён и мужей («Партнёр продолжит изменять мне, но я не уйду, потому что больше никому не нужен / не нужна, и этого не исправить»).
Человек, который научился беспомощности, уверен, что ему не под силу влиять на свою жизнь. Он не увидит возможностей, даже если ему их принесут на блюде и ткнут пальцем.
Он всегда найдёт отговорку:
- Это у других получится, а я не смогу.
- Мне это не по силам.
- Зачем я буду пробовать, если ничего не выйдет.
- Я всегда таким был и ничего менять не собираюсь.
- Я этого вообще не хочу, мне и так нормально.
Когда человек думает, что не в состоянии контролировать ситуацию, он перестаёт предпринимать активные действия по устранению проблемы. Очевидно, что выученная беспомощность сильно снижает качество жизни.
Кроме проявления апатии и бездействия человек может смещаться на другую цель, результат которой осязаем, вместо поиска решения настоящей проблемы. Например, убраться в квартире или приготовить ужин.
Выученная беспомощность может проявляться в любых сферах и стать кредо по жизни, сделав из человека вечную жертву ситуации.
Научившись беспомощности, человек верит, что его успехи — случайность, а неудачи — это его вина. Всё хорошее, что с ним происходит, случается не из-за его действий, а по счастливому стечению обстоятельств. А вот неудачи преследуют его только потому, что он недостаточно умён, амбициозен и настойчив.
В чём причины такого состояния
Выученная беспомощность — приобретённое состояние. С ней не рождаются, она формируется в течение жизни под влиянием определённых факторов.
1. Воспитание, отношение родителей и учителей
Часто выученная беспомощность появляется в детстве. Неосознанно родители или учителя прививают ребёнку это состояние:
- Нет очевидной связи между действиями и последствиями (ребёнок не понимает, как и на что влияют его действия).
- Последствий действий на самом деле нет (это относится как к наказаниям, так и к поощрениям).
- Последствия разных действий одинаковы (за осознанную ложь и случайную порчу вещей наказания одинаковые; за хорошую оценку по сложному предмету и вымытую посуду одно и то же поощрение).
Иногда ребёнок просто не может понять причину: «Почему происходит именно так и могу ли я что-то сделать?» Например, школьник получил плохую оценку и не понимает почему. Он думает, что недостаточно умён для конкретного предмета, а может, банально не нравится учителю. Если ребёнок видит причину в том, на что повлиять не может, то перестаёт стараться. Когда учитель даёт ему понять, что тот способен выучить предмет и получить хорошую оценку, он не будет чувствовать себя беспомощным.
Важно, чтобы ребёнок видел связь между своими стараниями и результатом.
Эти причины могут развить выученную беспомощность не только у детей, но и у взрослых — в работе, личной или повседневной жизни.
2. Череда неудач
Когда активные действия не приводят к результату ни один, ни два, а куда больше раз, у человека опускаются руки. Он постоянно что-то делает, но выхлопа от этого нет.
3. Шаблонное мышление
Мужчина — добытчик, а женщина сидит дома и воспитывает детей. Навязанные обществом и зачастую утратившие свой первоначальный смысл стереотипы мешают человеку дойти до цели, ведь «так не принято, зачем я буду идти против правил».
4. Менталитет
В стране, где граждане ограничены в действиях и не могут защитить свои права, феномен выученной беспомощности — обычное дело. Люди думают, например: «Я не буду подавать заявление в суд, потому что всё равно проиграю».
Это состояние беспомощности переходит на другие сферы жизни, человек перестаёт верить в свои силы и живёт по принципу «бездействие — это норма».
Как бороться с выученной беспомощностью
1. Установить связи между действиями и последствиями
Всегда ищите связь между тем, что вы сделали, и тем, что вы получили. Это касается как позитивных, так и негативных событий. Нужно понять, какой вклад сделали вы, чтобы результат стал таким, каким он стал. Важно не переставать действовать.
2. Принять неудачи
Если у вас случаются неудачи, значит, вы действуете. Без неудач не обойтись, более того, они учат нас не совершать ошибки вновь. Относитесь к ним как к опыту, благодаря которому вы скоро добьётесь успехов.
3. Стать оптимистом
Селигман считал, что у пессимистов больше шансов научиться беспомощности, чем у оптимистов, так как у них разные стили атрибуции — объяснения причин тех или иных действий человека.
Чтобы стать оптимистом, нужно переосмыслить стиль атрибуции. В своей книге «Как научиться оптимизму. Измените взгляд на мир и свою жизнь» Селигман предлагает тест, который поможет определить ваш стиль атрибуции. Попробуйте пройти его.
Внутренняя или внешняя атрибуция
Человек приписывает ответственность за ситуацию себе или внешним факторам.
- Как думает пессимист: «Я не справился с задачей, потому что я глуп», — пример внутренней атрибуции.
- Как думает оптимист: «Я не справился с задачей, потому что было дано слишком мало времени. Ещё чуть-чуть, и всё бы получилось», — пример внешней атрибуции.
Стабильная или временная атрибуция
Неудачи происходят постоянно или случаются иногда.
- Как думает пессимист: «Мне всегда отказывают в помощи, так было ещё со школы, потому что на меня всем плевать», — пример стабильной атрибуции.
- Как думает оптимист: «Сегодня он не смог мне помочь, потому что его жена рожала, и это важнее моей проблемы», — пример временной атрибуции.
Глобальная или конкретная атрибуция
Человек видит проблему глобально, а не в конкретной детали.
- Как думает пессимист: «Я не умею общаться с людьми, меня никто не слушает, потому что я зануда», — пример глобальной атрибуции.
- Как думает оптимист: «У меня не складываются отношения с этим человеком, потому что у него совсем другие взгляды на жизнь», — пример конкретной атрибуции.
Результаты теста покажут, как вы относитесь к разным ситуациям, какой стиль атрибуции используете и чего в вас больше — оптимизма или пессимизма.
Если в вас больше пессимизма, то нужно работать над оценкой ситуаций. Ищите причины возникшей проблемы. Если вы всегда вините во всём себя, пересмотрите это и подумайте, какие ещё факторы могли повлиять на исход событий. Речь идёт не о собственном оправдании, а об объективности и адекватности вашей оценки.
4. Попробовать метод ABCDE
Мартин Селигман и психолог Альберт Эллис разработали метод, с помощью которого можно победить пессимизм и научиться реагировать на неприятные ситуации адекватно.
- Ситуация. Беспристрастно опишите её: «Я опоздал на важную встречу».
- Ваше убеждение. Скажите, что вы думаете об этой ситуации: «Я вышел заранее, но автобус сломался, а потом я попал в пробку. Общественный транспорт работает отвратительно, а пробки — из-за неопытных водителей».
- Последствия. Подумайте, какие чувства и эмоции вызывают у вас убеждения: «Я был очень зол, накричал на случайного прохожего, весь день пошёл насмарку. Больше никогда не поеду на автобусе на работу».
- Внутренняя дискуссия. Обсудите с собой вашу реакцию на ситуацию: «Я погорячился? Я впервые попал в пробку на этом отрезке дороги, потому что там был ремонт. Общественный транспорт достаточно развит, перед важными встречами нужно планировать несколько маршрутов, чтобы не попасть в такую ситуацию снова».
- Отдача. Опишите, как вы чувствуете себя после осмысления реакции: «Я смог справиться с гневом и мне стало легче. Я рад, что у меня получилось взглянуть на вещи разумно».
Если регулярно разбирать каждую ситуацию по полочкам, вы научитесь трезво оценивать происходящее и начнёте мыслить позитивно. А позитивный настрой важен для борьбы с выученной беспомощностью.
5. Обратиться к специалисту
Когда своими силами справиться с проблемой не получается, стоит обратиться к специалисту. Выученная беспомощность — серьёзная проблема, которую не нужно игнорировать.
Читайте также
беспомощный — Толковый словарь Ожегова
БЕСПОМОЩНЫЙ, ая, ое; щен, щна.
1. Нуждающийся в помощи, неспособный сам делать что-н. для себя. Б. ребёнок. Больной беспомощен. Быть в беспомощном состоянии.
2. перен. Очень плохой, слабый, бездарный. Беспомощные стихи. Б. аргумент.
| сущ. беспомощность, и, ж.
Источник: Толковый словарь Ожегова и Шведовой на Gufo.me
Значения в других словарях
- беспомощный — беспомощный прил. 1. Неспособный без посторонней помощи справиться с чем-либо. || Выражающий бессилие, свидетельствующий о нём. || Преисполненный бессилия, проникнутый им. 2. Неспособный справиться с каким-либо делом, разобраться в чём-либо. 3. перен. Толковый словарь Ефремовой
- беспомощный — Бес/по́/мощ/н/ый. Морфемно-орфографический словарь
- беспомощный — -ая, -ое; -щен, -щна, -щно. Неспособный справиться своими силами с чем-л., нуждающийся в помощи, в поддержке; слабый, бессильный. Ребенок беспомощен: он требует ухода и попечений. Салтыков-Щедрин, Сон в летнюю ночь. Малый академический словарь
- беспомощный — прил., употр. сравн. часто беспомощен, беспомощна, беспомощно, беспомощны; беспомощнее; нар. беспомощно 1. Беспомощным называют человека, который не может сделать что-либо самостоятельно и нуждается в помощи других. Беспомощный калека. Толковый словарь Дмитриева
- беспомощный — БЕСПОМОЩНЫЙ -ая, -ое; -щен, -щна, -щно. 1. (в чём, перед кем-чем). Неспособный справиться своими силами с чем-л.; нуждающийся в помощи; слабый, бессильный. Б. младенец. Б. в быту. Человек беспомощен перед смертью. Толковый словарь Кузнецова
- беспомощный — П е р е д к е м — ч е м. • Беспомощен перед сильным противником. Беспомощен перед трудностями. Управление в русском языке
- беспомощный — см. >> беззащитный Словарь синонимов Абрамова
- беспомощный — орф. беспомощный; кр. ф. -щен, -щна Орфографический словарь Лопатина
- беспомощный — См. беспомочный Толковый словарь Даля
- беспомощный — Беспомощный, беспомощная, беспомощное, беспомощные, беспомощного, беспомощной, беспомощного, беспомощных, беспомощному, беспомощной, беспомощному, беспомощным, беспомощный, беспомощную, беспомощное, беспомощные, беспомощного, беспомощную, беспомощное… Грамматический словарь Зализняка
- беспомощный — БЕСП’ОМОЩНЫЙ, беспомощная, беспомощное; беспомощен, беспомощна, беспомощно. 1. Нуждающийся в поддержке, слабый. Ребенок беспомощен. | Лишенный поддержки. Потеряв радиосвязь, экспедиция осталась беспомощной. 2. Бессильный, бездарный (·пренебр. ). Совершенно беспомощные стихи. Толковый словарь Ушакова
- беспомощный — прил., кол-во синонимов… Словарь синонимов русского языка
- беспомощный — • абсолютно ~ • исключительно ~ • крайне ~ • невероятно ~ • поразительно ~ • потрясающе ~ • совершенно ~ • совсем ~ • страшно ~ • удивительно ~ Словарь русской идиоматики
как бороться и избавиться от эффекта
Одной из главных проблем современного общества является феномен выученной беспомощности. Это состояние имеет много общего с тревожностью: человека одолевают сомнения и негативные мысли относительно своих способностей и исхода того или иного дела. Лень или неумение заставить себя выполнить обещание тоже является проявлением выученной беспомощности.
Безвыходность
Что такое выученная беспомощность
Суть феномена выученной беспомощности заключается в преобладании у человека угнетенного состояния и пессимистического настроя. Выученная беспомощность обусловлена неумением индивида ставить цели, проявлять активность и целеустремленность в их достижении. При выученной беспомощности человек может взяться за дело, но в процессе работы у него опускаются руки: «Я не думал, что это настолько сложно!».
Наличие у человека обученной беспомощности можно обнаружить по таким речевым конструкциям, как:
- «Я не могу отказать / скрыть слёзы / измениться». Уверенность в невозможности сделать что-либо основывается на убеждении «Я – неудачник». Она связана с внутриличностным дискомфортом.
- «Я не хочу искать выход / идти на компромисс / учить английский». Имея неоднократную возможность убедиться в своей слабости, глупости, некомпетентности, человек пребывает в подавленном состоянии и не хочет что-либо предпринимать.
- «Я всегда опаздываю / теряю ключи / остро реагирую». Подобными фразами человек делает акцент на том, что он такой, какой он есть, и не будет меняться. В то же время это своего рода самооправдание.
- «Я никогда не прошу о помощи / не могу расслабиться». Человек уверен, что, если у него не получалось что-то сделать раньше, то и в этот раз не получится, все бесполезно.
- «У нас в семье все такие». Это попытка человека объяснить невозможность изменения своего поведения генетическими причинами. Все ведь знают, что с наследственностью не поспоришь.
Все эти фразы свидетельствуют о заниженной самооценке, личностной тревожности и боязни неудачи, об отсутствии у человека положительного опыта.
Интересный факт. Синдром приобретенной беспомощности чаще встречается у женщин. Так происходит из-за того, что ребенка-девочку воспитывают как слабый пол. Кроме того, женщины более впечатлительны и склонны переживать из-за неудач.
Женская беспомощность
Определение синдрома в психологии
В психологии беспомощность – это феномен, который был описан З. Фрейдом, механизм его образования был изучен М. Селигманом. М. Селигман проводил эксперименты с участием животных, где для них создавались безвыходные условия. Уверившись в том, что попытки справиться с раздражающим фактором ни к чему не приводят, животные не пытались спастись, когда появлялась такая возможность. Усвоив то, что все усилия бесполезные, основной формой их поведения становилась выученная беспомощность, эффект не пропадал даже в случае изменения условий и обстоятельств. При этом животные без опыта негативного научения быстро находили возможность контролировать ситуацию.
Аналогичное исследование провел Ю. Куль. Он предлагал студентам сложные интеллектуальные задачи. Задания не имели решения, но участники эксперимента об этом не знали. После многократных безуспешных попыток справиться с заданиями студенты получали нелестный отзыв о своих способностях, что ранило самооценку участников эксперимента. В результате этого студенты впадали в отчаяние. После этого участникам предлагалась простая задача, однако они не могли ее решить – в результате первой серии эксперимента у них выработалась обученная беспомощность.
В более поздних исследованиях было доказано наличие связи между заученной беспомощностью и развитием злокачественных образований, а также с депрессией.
Таким образом, в психологии выученная беспомощность – это нарушение способности человека справляться с возникшими трудностями или отказ от активности в результате нескольких неудачных попыток в аналогичных ситуациях.
Синдром выученной беспомощности возникает, когда в ситуации одновременно присутствуют 3 психологических составляющих:
- Субъективное мнение человека о том, что самостоятельно он не сможет справиться с заданием;
- Ощущение того, что человек беспомощный, а ситуация выходит из-под контроля;
- Объяснение неуспеха своими личностными качествами: глупостью, отсутствием необходимых навыков, неповоротливостью.
Если ситуация все же благополучно разрешается, человек объясняет это удачным стечением обстоятельств, сторонней помощью, а не собственными стараниями.
Беспомощный человек
Причины состояния
Психологи к основным причинам возникновения этого феномена относят:
- Негативный опыт пребывания в ситуации, где решающим является воздействие обстоятельств, возможность управления которыми минимальна. Многократные неудачи снижают самооценку и уверенность в собственных силах.
- Пребывание в состоянии стресса в результате трагедии с близкими, из-за последствий кризисной ситуации, стихийного бедствия. Анализируя произошедшее, человек убеждает себя в том, что от него в этой жизни ничего не зависит.
- Жизнь в тоталитарном режиме. В таких условиях люди привыкают к тому, что их жизнью управляют, нужно смириться с этим.
- Пессимистическое мышление. Оптимист, столкнувшись с неудачей, объясняет ее внешними обстоятельствами и принимает решение попытаться выполнить задание в другой раз. Пессимист уверен, что не справился потому, что не обладает нужными талантами, вернуться к заданию позже у него не возникает желания.
Важно! Каждый сам решает, он управляет своей жизнью, или она управляет им.
Признаки возникновения беспомощности
Признаками феномена обреченности являются:
- Заниженная самооценка, неуверенность в себе и своих способностях;
- Застенчивость, робость;
- Тревожность, суетливость, нарушения в эмоционально-волевой сфере, агрессивность;
- Пессимистический настрой, отказ от активности, необходимой для изменения ситуацию в лучшую сторону;
- Замедленность реакций, неправильное толкование происходящего, равнодушие;
- Приземленное мышление, неспособность к творчеству;
- Четкое следование однажды усвоенным стереотипам поведения;
- Склонность переформулировать цель деятельности или отказываться от нее при возникновении осложнений в процессе ее достижения;
- Хроническая усталость, апатия;
- Прокрастинация.
Важно! Вынужденная беспомощность может стать причиной формирования различного рода зависимостей и привести к психосоматическим нарушениям.
Выученная беспомощность
Как бороться с выученной беспомощностью
Для того чтобы победить однажды усвоенную покорность внешним обстоятельствам, рекомендуется обратиться к психологу. Специалисты для коррекции этого состояния и формирования конструктивных моделей реагирования используют возможности психологической терапии и тренинга. Работа будет включать формирование адекватной самооценки, позитивного мышления через выполнение упражнений на выработку эффективных копинг-стратегий, развитие стрессоустойчивости.
Возникновению выученной беспомощности препятствуют:
- Наличие установки преодолеть трудности на пути к достижению целей, упорство как свойство личности.
- Умение устанавливать причинно-следственные связи. Учет внешних обстоятельств помогает подготовиться к возможным трудностям и успешно справиться с ситуацией.
- Оптимистичность как черта личности. Она позволяет человеку сохранять уважение к себе, способствует активным действиям.
Психологи выделили 4 механизма, позволяющие преодолеть усвоенную беспомощность.
Установить связи между действиями и последствиями
В любой ситуации и при любых действиях нужно стараться предвидеть последствия. Также нужно всегда сравнивать цель с конечным результатом. Привычка устанавливать связи между действиями и их последствиями помогает достичь именно той цели, которая ставилась изначально. Кроме того, умение видеть причины, которые обусловили тот или иной результат, поможет оперативно предпринять те или иные действия в случае, если результат не устраивает, вместо того, чтобы отказаться от активности.
Принятие неудач
В случае неудачи важно понимать, что не ошибается только тот, кто ничего не делает. Право на ошибку есть у каждого. Любая активность приветствуется. Если что-то не получилось с первого раза, ничего страшного. Зато получен бесценный опыт.
Переход к оптимизму
Оптимистический настрой и умение радоваться мелочам – главные враги беспомощности и апатии. Для того чтобы прийти к оптимизму, нужно учить себя давать грамотные объяснения событиям и явлениям, соотносить неудачи с имеющимися условиями. Это кардинально изменит систему мировосприятия.
Оптимистичность
Использование метода ABCDE
М. Селигманом и А. Эллисом была разработана уникальная методика для преодоления пессимизма. Те, кто опробовал ее на себе, научились адекватно реагировать на стрессовые ситуации.
Авторы методики предлагают описывать неприятные жизненные ситуации по следующей схеме:
- A – описать ситуацию без использования эмоциональных выражений, только констатируя факты. Например, «Я опоздал на встречу с коллегой».
- B – формулирование мыслей, которые возникают по поводу этой ситуации. Например, «Я воспользовался общественным транспортом, но в час пик на дорогах пробки. Водитель ехал очень медленно».
- C – описание своего эмоционального состояния в этой ситуации. Например, «Я был раздосадован, ведь подписать деловой контракт не получилось. В офис я прибыл с чувством вины».
- D – когнитивный самоанализ ситуации. Например, «О времени встречи знал заранее, но не подумал о пробках. Водитель делал все правильно: если бы он начал обгонять машины по встречной полосе, мы могли бы попасть в аварию. Впредь мне нужно планировать другие маршруты».
- E – описание своего эмоционального состояния после анализа и переосмысления ситуации. Например, «Досада и обида ушли. Я извлек опыт из этой ситуации и понял свою ошибку».
Такой разбор каждой неудачи – первый шаг к позитивному мышлению. Тот, кто мыслит позитивно, гарантированно защищает себя от выученной беспомощности.
Итак, феномен выученной беспомощности связан с пессимизмом, низкой самооценкой и неуверенностью в себе. Он появляется в результате того, что человек часто сталкивался с безвыходными ситуациями. Однако следует помнить, что стиль мышления можно изменить. Использование специальных психологических методик позволяет повысить самооценку и стрессоустойчивость, настроиться на позитивный лад. Следование рекомендациям психологов помогает избавиться от заученной беспомощной модели реагирования.
Позитивное мышление
Видео
Зачем люди притворяются беспомощными
Беспомощными могут быть дети, больные и выжившие из ума старички. Все остальные вполне могут делать то, что другие. И беспомощность в этом случае — хитрая игра, манипуляция, чтобы переложить ответственность на других.
Одни люди все стараются делать самостоятельно — с самого детства стараются. Они все могут, все умеют, со всем справляются. Это просто талант какой-то! Так говорят те, кто не умеет справляться с элементарными жизненными задачами. Такие вот есть беспомощные совершенно люди, тонкие натуры, которым все так трудно! «Ах, вечно я что-то напутаю! Такой вот я растяпа! Помогите мне, я никак не пойму, что от меня требуется! А что здесь написано? А куда идти? Подскажите, помогите, окажите помощь, а то я все сделаю неправильно!», — так они говорят и действительно плохо у них получается, у бедняжек.
Беспомощность иногда — очень ловкий трюк
Меня, помню, очень удивило, что подруга Анны Ахматовой, Лидия Чуковская, приходила к поэтессе прибираться, мыть полы и мыть голову поэтессе. Ахматова была совершенно беспомощна в бытовых вопросах. Но как это — мыть голову взрослому нормальному человеку? Налил воды в тазик и помыл голову. Или налил воды в ведро и помыл пол. Если несколько раз попробовать, можно научиться, даже если совсем не умеешь. Или посмотреть, запомнить, как голову моют, а потом повторить действия. Так в детстве учат горшочком пользоваться. И малыш быстро запоминает, правильно?
Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!
Но почему-то беспомощный человек доживает до седых волос, а по-прежнему эти волосы мыть не умеет. Сидит и ждёт, что его искупают и причешут… И купают, и причесывают, и прибирают за него, и вообще все делают за него, потому что он беспомощный неумеха. Ежели бедняжке дать самому все делать, он только напортит. Все забудет, сломает, разольёт, разобьёт… Лучше пусть все сделают другие, умелые люди. И дома, и на работе сделают за беспомощного…
Но беспомощность иногда — ловкий трюк. Сын Цветаевой, подросток Георгий, в дневниках признавался: когда начинают какое-то неприятное дело вроде сбора вещей в дорогу, надо все делать так плохо и глупо, чтобы тебя прогнали гулять. И вуаля — ты свободен от обязанностей. За тебя все сделают другие. А потом в эвакуацию он отлично сам собирался. И жил самостоятельно в 17 лет. Он потом изменился, когда стал взрослеть. И воевал, как все. Очень жаль, что он погиб на войне, он стал другим, взрослым, и позабыл о беспомощности. Он же был обычным подростком, когда изобрёл ловкий трюк. Многие из нас так делали в детстве.
И сама поэтесса презирала быт сначала, пока было кому стирать, готовить, убирать. А потом и котлеты научилась жарить, и суп варить, и рубашки шить, и передачи в тюрьму носить…
Беспомощными могут быть дети, больные и выжившие из ума старички. Все остальные вполне могут делать то, что другие. И беспомощность в этом случае — хитрая игра, манипуляция, чтобы переложить ответственность на других. Ах, я ничего не могу и не умею! Все это так сложно! Помогите скорее, а то я сейчас все неправильно сделаю и вам же хуже будет! И на работе беспомощный человек перекладывает дело на других. Но зарплату прекрасно умеет получать. В семье беспомощный вечно не то купит и плохо приготовит. Но ест очень даже умело, попадая вилкой точно в рот, а не в ухо. И ребёнка, и домашний труд беспомощный свалит на кого-то; ах, я ничего не умею! И отдыхает на диване, умело переключая каналы…
Подписывайтесь на Эконет в Pinterest!
Своеобразный вампиризм — вся эта ложная беспомощность. Потребление чужого времени, сил, энергии. И лучше помочь тем, кто на самом деле беспомощен. Или делом заняться. И, глядишь, беспомощный встанет с дивана и отлично справится с жизнью — как мы справляемся…опубликовано econet.ru.
Автор Анна Кирьянова
Подписывайтесь на наш youtube канал!
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet