Боевая йога. Искусство кшатриев — Дом Солнца
Военное искусство вооруженного либо безоружного кшатрия отличалось очень активным, хотя и не открыто агрессивным характером. Движения имели скорее поршневой, прямолинейный характер. Атака была буквально взрывоподобной – каскад молниеносных ударов на разных уровнях (при этом все они являлись более или менее равноправными, ставка на один «коронный удар», сопровождавшийся серией вспомогательно-отвлекающих, для Индии не типична). После такого взрыва волей-неволей наступала пауза, так как боец в значительной мере растрачивал силы. На высшем уровне мастерства бой приобретал как бы ступенчатый характер: чередование «взрывов» и пауз могло длиться долго, «взрыв» тоже заканчивался не сразу, сохраняя определённую продолжительность, а пауза отнюдь не сводилась к бездействию, просто схватка теряла активность, становясь скорее оборонительной. Но в массе своей поединок был одноступенчатым: если противник выдерживал первые несколько десятков секунд бешеного натиска, то плохо приходилось уже атакующему, который безрезультатно измотал себя…Безоружный кшатрий использовал руки больше, чем ноги, а удары – больше, чем броски и захваты. Впрочем, преобладание ударов проявлялось обычно лишь в начале схватки. Но это связано не с неумением бить, а с умением держать удар. Удары были сильны. Но чаще кшатрий всё-таки стремился ударом не вывести противника из строя, а сбить ему дыхание, ошеломить на несколько мгновений для того, чтобы войти в ближнюю схватку. Именно в такой схватке проводилось большинство решающих приёмов. А вот эти приёмы в первую очередь базировались на болевых захватах. Удары руками и ногами, а также броски на этой стадии начинали играть второстепенную роль. Однако ногами не только били – в ближнем бою наступала также очередь «борьбы ног». Она тоже имела достаточно важное, но вспомогательное значение: «ножные» приёмы должны были облегчить осуществление «ручных». Задействованность ног относительно возрастала при вооружённой схватке – именно потому, что руки заняты оружием, нога имела шанс внезапно провести удар или подсечку. Были кшатриям знакомы и уязвимые точки организма, но работа по ним никогда не превращалась в самоцель, сочетаясь с мощными ударами. Большое значение имели также элементы защиты (в основном – довольно жёсткие блоки), хотя мастерство активной атаки всё-таки главенствовало.
Большинство современных единоборств Индии не впрямую наследует боевое искусство древних кшатриев, хотя безусловно связаны с ним. Пожалуй, лишь один из стилей практически в неизменности дожил до нашего времени. Это – ваджра-мушти (в другой транскрипции – вайра-мукти). «Мушти» означает кулак, но вот для слова «ваджра» находится слишком много аналогов. Обычно толкователи отождествляют первую часть слова «ваджра-мушти» с булавой (тогда оно переводится как «бронированный кулак») или с алмазом («кулак алмазной твёрдости»). Ваджра-мушти был одним из немногих принципиально асимметричных видов единоборств. Правая рука атаковала кулаком, а левая – пальцами или ладонью. Левая рука бойца ваджра-мушти атаковала в основном уязвимые зоны, но могла работать также и по акупунктурным точкам. Однако её действия оставались вспомогательными. Одной из главных особенностей ваджра-мушти является невероятная мощь праворучного удара. Мастер мог также не только нанести, но и принять на корпус очень сильный удар без вредных последствий.
Чтобы преодолеть такую защиту в ваджра-мушти стали применять своеобразный кастет на правую руку: центральный стержень зажат в кулаке, а три остальных шипа торчат вперёд, проходя между пальцами. Этот кастет крепился ремнями к кисти и запястью, образуя жёсткую конструкцию. Блоки в ваджра-мушти сильны, но немногочисленны и однообразны. Стойка почти фронтальная (несмотря на то, что левая рука играет второстепенную роль). Уход с линии атаки, движения по криволинейной траектории и т.п. фактически не применяются.
Самым широко известным видом национальной борьбы считается кушти. Существует множество школ и направлений кушти, отличающихся друг от друга акцентом на те или иные техники. Обычно такие школы носят названия, образованные от имён их легендарных основателей. Наиболее известны Джарасандхи, Бхимасени и Хануманти. Борцов зовут «пахалванами». Тренировка их очень изнурительна и акцентирована на общефизическую и атлетическую подготовку. В поединке задача пахалвана – повалить противника на лопатки. Используется четыре основных типа техник. «Бхимасени» – это захваты, подъёмы и броски, требующие простого приложения грубой силы. «Ханумати» построен на хитрых захватах. «Джамбуванти» – это захваты за голову, шею, пальцы, которые могут контролировать или ослабить противника, но впрямую к победе не приводят. «Харасандхи» – это болевые замки и захваты, ломающие конечности.
Кушти послужила источником и базой для нескольких связанных с ней видов борьбы. Например масти заключается в том, что один боец отбивается от группы. Бинот является искусством боя, в котором боец использует технику борьбы, защищаясь только руками от противника, вооружённого мечом, ножом, копьём, шестом и т.п. Другая похожая система самообороны без оружия от вооружённого противника называется бандеш. Он включает в себя техники, направленные на обезоруживание противника и использование его оружия против него же. Кроме того в индийских трактатах встречаются упоминания о системах борьбы под названиями дхарма-мага, кобади-крида, вишапани, ваджра-бхога…
Известны два трактата, посвящённых искусству борьбы. Первый – «Камала-сутра», датируемая концом I в. до н.э. В этой сутре была сделана попытка классифицировать технику, выделив такие способы борьбы, как удары рукой или ногой по уязвимым местам, броски, удушения, ломание конечностей и воздействие на моральный дух врага. Второй текст, «Малля-пурана», написан на санскрите в 1731 г. Он содержит описание гимнастической борьбы «маллявеша», которая была широко распространена в древней и средневековой Индии.
Из других индийских боевых школ наиболее известна мукки бази, описанная Дж. Гилби (без приведения названия) в его книге «Секреты боевых искусств мира». Тренировка бойцов подобна тренировке пахалванов. Кроме того в мукки бази широко практиковалась набивка рук ударами по твёрдым поверхностям. Бой ведётся с одним или двумя противниками. Ударов ногами нет. Всё внимание сосредоточено на кулаке, причём считается что один-единственный удар, если он правильно нацелен и сфокусирован, стоит целого ряда ударов наугад.
Другая система боя, называемая марма-ади, была построена на атаках жизненно важных точек человеческого тела. Слово «марма» можно перевести как «источник жизни». Марма-ади считается очень закрытым боевым искусством. Существует запрет не только на его передачу, но даже на его демонстрацию.
Самым известным за пределами Индии является, пожалуй, калари паятту – тамильское боевое искусство, практикуемое в индийском штате Керала. Считается, что калари паятту как боевое искусство возникло в IV в. до н.э. Его легендарным основателем называют великого воина-брахмана Парашураму. В XII-XIV вв. калари паятту широко применялось в бою, а своего зенита достигло как боевое искусство в конце XIV в., во время правления Тачоли Отхенана, известного правителя Северного Малабара. При нём все мальчики и девочки, начиная с десяти лет, должны были обучаться этому искуству. Сейчас единственный центр по изучению этого боевого искусства построен в столице штата Керала городе Тирувантрапураме. Однако полуподпольные школы существуют почти в каждой деревне этого штата.
Обучение калари паятту состоит из четырёх этапов. Первый, «метхожиль» (или «маи-паятту»), включает в себя базовые физические упражнения, направленные на развитие силы и реакции, и обучение техникам массажа. Второй этап – «колтхари» – включает в себя работу с деревянным оружием (шест «кеттукари» длиной около двух метров, шест «курувади» длиной в четыре следа руки, «отта» – S-образная палка длиной 60 см с ручкой на одном конце и шарообразным утолщением на другой). Третий этап – «ангатхари» – включает в себя работу металлическим оружием (меч, меч и щит, два типа ножей, кинжал, копьё, «уруми» – гибкий «меч-плеть», «катар» – кинжал с рукояткой в форме буквы «Н» или «А», который держат за поперечину «буквы», а её продольные стороны служат протекторами, защищая с двух сторон предплечье). Последний этап тренировок калари паятту называется «верумкаи». Это бой безоружных противников или безоружного с вооружённым.
Как выглядит боевая йога — Народный боец
Хотя из всех видов йоги больше всего известна хатха-йога, существует и индийская боевая йога, называемая Каларпайят или Будо. Место ее основания — штат Керала, на юге Индии. Практика Будо состоит из:
- обучающих последовательностей движений;
- дыхательные упражнения вместе с медитацией;
- рукопашная, а также огневая подготовка.
В последний пункт входят упражнения с ножами различных видов, мечом и щитом, а также уруми. В дополнение к физической подготовке идет связанная с Аюрведой система исцеления, состоящая из:
- специальных массажей и изучение имеющих жизненное значение точек на человеческом теле;
- знание сопровождающих тренировки и упражнения ритуалов.
Первые боевые искусства со сложной системой подготовки появились в буддистских странах. Наибольшее влияние оказала на их развитие секта дзэн, не только выработавшая новые приемы, но и внедрившая практики активного улучшения человеческого разума и духа. Специальные дыхательные упражнения стали успокаивающими, а физические упражнения служат укреплению психики. Что касается медитации Дзен, с ее помощью можно преодолеть множество физических барьеров — страх, боль, усталость и т.п. В сложные времена Дзен давал воину смысл жизни, подготавливал его к возможной встрече со смертью.
Дхарма Марга
Эта школа боевой йоги использует как обычные перевернутые асаны, так и т.н. «Подвешенные позы». Многие из них были разработаны еще древними ариями, имевшими несколько тысячелетий назад вполне совершенную по тому времени цивилизацию. Сведения о боевом искусстве той эпохи обрывочные, но совершенно понятно, что тогда воевали как оружием, так и без него. Точно так же, сегодня в боевой комплект йога-война входят меч, копье, палица и щит.
Боевых йогов учат драться без оружия, обращая внимание на отработку ударов всех видов с правильной концентрацией силы, причем, с любых углов и положений. Учебные программы предусматривают максимальное освоение базовых возможностей тела. Йоги висят под потолком, овладевают движениями, что позволяет им затем свободно двигаться по любым поверхностям, к тому же одновременно нанося удары.
Наконец, специальная система Шакти Варт Хана позволяла наращивать физическую силу. А затем йог начинал учиться владеть оружием, от тростниковой палки и до настоящего оружия — меча и копья.
Так учили когда-то воинов в древности. Именно эти принципы лежат в основе современной индийской боевой йоги.
Дхарма Марга — боевая йога
Энциклопедия Йоги. Йога — способ жизни на земле. > Литература > Статьи > Дхарма Марга — боевая йога
На закрытом турнире, где известные мастера демонстрировали новшества в ведении боевых единоборств, гвоздем программы стали приемы древних ариев, которые пытается восстанавливать Вадим Вязьмин, спортсмен и лингвист. Он заставил заговорить древние манускрипты, когда-то собранные нацистами и вывезенные после войны в Москву.
Поединок в танце
Тем вечером наши сигалы и норрисы выходили на ковер и объясняли, какие новшества они внесли в борьбу самбо, тайваньский бокс, кунг-фу. Избранная мужская публика заинтересованно обсуждала подсечки и удары. Тончайшие детали спарринга бойцов комментировали их учителя, объясняя, что нового они внесли в технику. Когда объявили очередных выступающих, публика оживилась – на этот раз ей предложили посмотреть боевое искусство, которым пользовались воины тысячелетия назад.
Два сорокалетних бойца, кружась и прыгая, как в танце, плавными прикосновениями наносили жестокие и точные удары. Шепот восхищения пронесся в зале – такого еще не видел никто. Бой пригласили пояснить человека, который и восстановил позабытое и прекрасное искусство древних воинов. Мастер признался, что полжизни просидел за манускриптами и по мозаике отрывочных сведений смог воссоздать арийскую технику боя. Мне подумалось тогда, что этот человек похож не на твердолобого спортсмена, а скорее на счастливого ученого, поведавшего миру о своем открытии.
Мы договорились о встрече. Идя к нему домой, вспомнила, что ариев мы знаем благодаря нескольким страничкам школьного учебника и нацистским расовым теориям. Готова была к лекции и скучному интервью.
Но лекции не получилось. Мой герой, Вадим Джамшитович Вязьмин, тихим ровным голосом стал объяснять, с чего все начиналось.
Завещение мастера
Ровно тридцать лет назад молодой спортсмен Вадим считал себя самым счастливым человеком, потому что судьба подарила ему встречу с великим мастером, одним из создателей техники самбо – Анатолием Харлампиевым. «Это был уникальный человек, чья жизнь и творчество еще будут пристально изучаться потомками, – вспоминал Вадим. – Я не встречал более совершенного и мудрого учителя!» Именно Харлампиев, внимательно изучавший боевое искусство народов Востока, Сибири и Северного Кавказа, как-то обмолвился ученику, что у всех них есть праматерь – искусство боя ариев, вершина и совершенство, утраченные для человечества навсегда. Его корни эхом отдаются в технике борьбы народов, населяющих современную Россию, Европу и часть Азии. Вязьмин начинает по крохам собирать все сведения об ариях, которых в СССР скромно называли индоевропейцами.
До революции арийская тематика нашими историками освещалась аж от Ноева ковчега. Один из сыновей Ноя – Иафет и стал-де прародителем арийской расы. Российское Императорское историческое общество считало, что арии жили во II тысячелетии до нашей эры в верховьях Сырдарьи и Амударьи, а затем стремительно распространились по евразийскому континенту, став прародителями славян и ряда других народов. Завоевали территории от Индии до Греции. Их культура, язык оставили огромный след в истории многих народов – славянских, германских.
После того как Гитлер идею арийского превосходства сделал основополагающей в своей политике, в СССР постарались забыть о том, что именно славяне сохранили многие особенности арийской культуры. После Великой Отечественной историю, как часто бывало у нас, пытались подкорректировать. Арийцев заменили на индоевропейцев, и вообще эта тема стала почти закрытой. Но что бы ни придумывали политики, связь народов СССР со своей праматерью оставалась слишком очевидной. Арийцы были высокими, голубоглазыми и светловолосыми людьми с развитой цивилизацией. И поныне сохранился в рукописях санскрит (в переводе означающий «совершенный») – ритуальный, как считают, язык жрецов ариев. Разговорные языки – «пракриты» – оставили след и в нашем языке. Сходство поражает: божество неба Дэва у нас превращается в Диво, корову они называли «гау» (отсюда слово «говядина»), по-арийски «память» звучит как «смрти» (основа нашего слова «смерть»), мертвый – «мртьюх». Великолепие санскрита осталось потомкам благодаря индийскому эпосу «Махабхарата» и «Рамаяна», повествующих о великих подвигах ариев, своей боевой мощью повергнувших в ужас все племена Азии и Европы.
Заговорившие рукописи
Итак, девятнадцатилетний парень решил посвятить себя воссозданию древнего воинского искусства. Но как? Книги на эту тему найти было трудно. Помогло знание английского, фарси и немецкого плюс сокровища Ленинской библиотеки.
Вадим, корпевший сутками над немецкими и персидскими фолиантами, скоро понял – без знания санскритских древних рукописей ему не продвинуться дальше. Ему помог один из редких тогда знатоков санскрита, который, правда, весьма плохо владел фонетикой. Зачем молодому парню, которому бы на танцы и в кино бегать, долбить мертвый язык исчезнувшей цивилизации? Затем, что в Ленинке хранились уникальные рукописи и книги на санскрите, проливавшие свет на историю ариев. Многие из них вывезли из фашистской Германии.
Напомню, Гитлер очень интересовался эзотерикой, мистикой и усердствовал в возрождении традиций арийской расы. Для этого фюрер создал пятьдесят закрытых научно-исследовательских центров, в которых как настоящие ученые, так и откровенные шарлатаны изучали знания древних, зашифрованные в произведениях искусства и книгах.
Вывезенные сокровища много лет пролежали в архивах, возможно, что именно их часть попала в главную библиотеку Советского Союза. Манускрипты, по словам Вязьмина, украшали печати фашистской Германии. Знатоки санскрита – редкость, поэтому смысл книг открывался немногим. Вадим Вязьмин потратил годы на изучение древних источников. Постепенно из заинтересованного читателя он превратился в исследователя, и теперь Вадим Джамшитович знает об ариях практически все.
Те, кто смотрел на солнце
Эта великолепная цивилизация называла себя ариями, то есть «превосходными».
Их армия была разделена на пеших воинов, боевые колесницы, всадников на слонах и элитные войска, которые составляли принцы крови. Правитель государства был и главнокомандующим. Свою воинскую карьеру принц начинал с четырехлетнего возраста. Жрецы составляли подробный гороскоп царевича и индивидуальную методику тренировок будущего полководца. Простые мальчишки тоже сызмальства приучались к воинской жизни.
Прежде чем овладеть оружием, тренировали тело. Считалось, что успешно применять разрушительную силу астры можно лишь тому воину, который в совершенстве владеет боевым искусством и будет крепок как физически, так и духовно. В то время человечество еще не стремилось изолироваться от природы и расчленить свои знания на узкие ручейки науки. Поэтому арийская боевая подготовка была синтезом мировоззрения, религии, культуры и физических упражнений. Все строилось на глубоком изучении устройства Вселенной и человека как микрокосмоса.
Для приобретения силы детей тренировали Шакти Вардханой, состоящей из 390 комплексов упражнений. Одно из простейших выглядело так: под низкие звуки струнного инструмента, напоминающие крики слона, юный воин учился поднимать живого слоненка, при этом произнося особым тембром священные слова. Совершенству духа и наращиванию мощи не было предела – арийцы все время посвящали тренировкам и боям.
Например, принца тренировали смотреть на солнце. Специальная методика и психологический настрой был таков, что это упражнение постепенно растягивалось до двенадцати часов в сутки! Конечно, для нас это выглядит фантастикой – стоит лишь вспомнить тех, кто обжег роговицу в последнее солнечное затмение. Интересна и арийская колесница: ее колеса укреплялись крюками и косами с острыми лезвиями, крушившими на огромной скорости все, что попадалось на поле боя. На колеснице было два воина – первый управлял лошадьми, повозкой с прикрепленным оружием, второй был оснащен целым ворохом стрелкового оружия. Были стрелы для поражения боевого слона в глаз, стрелы с широким лезвием, которые на лету отрубали голову противника. Но только принц владел всеми пятью видами оружия: «астрами» – способными разрушать целые города; «муктами» – оружием для метания стрел; орудиями, которые можно держать в руке или метать; собственно оружием для индивидуального поединка и метательными сооружениями для крупных орудий «янтра-мукта».
Но сила и знание технической мощи могли сыграть деструктивную роль и разрушить личность. Поэтому столь важным арийцы считали духовное совершенство и гармонию с окружающей их Вселенной. Многие из своих знаний великие воины передали своим потомкам, которые разнесли его во все части света. Индусы через Бодхидхарму принесли воинское искусство в древний Китай, где оно совершенствовалось и позже пришло в Японию.
Славяне и многие народы России тоже сохранили кусочки воинских секретов ариев.
Оригинал лучше копии
Вязьмин считает, что вместо того чтобы сегодня копировать восточное боевое искусство (лишь отголосок совершенного арийского искусства), лучше обращаться к первоисточнику. Сегодня Вадим Джамшитович уверен, что полностью восстановил теорию подготовки арийских бойцов. И это знание может сыграть огромную роль в подготовке наших спортсменов. По эффективности арийская техника боя превосходит все современные аналоги.
Вадим Джамшитович уверен, что древний воин мог бы безо всякого усилия разорвать на куски великолепного Брюса Ли или Тайсона. Поэтому система подготовки арийских бойцов так притягательна и в то же время опасна. Вязьмин тренирует всего несколько человек, которых хорошо знает и в которых уверен: эти постараются не нанести другим вред своими знаниями. Поэтому пока он не хочет открывать свою школу – «убийственная» техника может привлечь и криминальные структуры. Сам Вязьмин говорит, что не собирается обучать тому, что может убить безвинного человека. Хотя, без сомнения, секреты древнего мастерства пригодились бы как спортсменам, так и спецназу.
Однако восстановленная техника слишком опасна, чтобы ее делать общедоступной. Лишь раз сделал Вязьмин исключение и за две недели до начала Российского чемпионата боев без правил, проходившего в старом Московском цирке, начал тренировать бойца. За столь короткий срок он так подтянул парня, что тот занял третье место.
Не техникой боя единой жив Вязьмин. Его прекрасные картины украшали выставочные залы США и России, он автор весьма популярного романа, пишет стихи. Но секреты ариев не оставляет. Еще предстоит многое открыть для человечества.
Боевая йога | | Блог йога
“Весело начинается утро!”- порадовался мой организм, слегка удивленный подобным началом дня. Да уж, продолжительные серии махов ногами с прыжками и приседаниями в четыре часа утра по индийскому времени (что как раз половина второго по-московскому, когда я ложусь) – это не самая йогичсская активность. Однако, залез в кузов – не говори что не груздь. Я сам выбрал себе такой режим, т.к. решил использовать пребывание в славном южноиндийском штате Керала для изучения Калариппайятгу. Боевого Искусства Кералы.
Мое первое знакомство с этим видом состоялось еще в мае 2003 года. Знакомая жителям Москвы активность – лекции и встречи в “Белых облаках”. Объявление. обещавшее немыслимую боевую эффективность как в рукопашном так и в вооруженном бою, настораживало. Тем более, что к этому в нагрузку полагались динамические техники йоги и Кади МА – покровительница этой системы. Тем не менее я не только сходил на лекцию, но потом еще неделю тренировался с Ильей Петуховым, преподавателем калари из Питера, благо как раз эту неделю он находился в Москве и проводил, так сказать, установочную сессию.
Если вкратце, то ничего йогического я в методах не увидел. То, что в школе называлось динамической йогой – маядава, не очень отличалось от других формальных комплексов школы. Божественная Мать упоминалась единственно в контексте “овладения Шакти”, а про боевую эффективность мы уж просто умолчим. В любом случае, желающие могут сами составить мнение, посетив занятия, проходящие в Питере и Москве. А мне то, что я увидел, показалось неинтересным и неактуальным. Но для себя я сделал заметку о том, что в Керале все может быть совсем иначе – все названные составляющие не только декларируются, но и активно практикуются.
Прошел почти год с того времени. В марте 2004 года, прокляв по дороге “город-герой” Мумбай, я очутился в Керале.
Замечательный штат. По 30% – христиан (хорошо португальцы поработали, мусульман и хинду и еще немного буддистов, причем большей частью представителей ваджраяны (беженцы от китайцев во время войны в Тибете). У власти – компартия Кералы. и в результате можно увидеть дивную картину, как на праздник, посвященный Богине Матери народ выходит с красными флагами с серпом и молотом. Несмотря на управление коммунистами, штат богатый, а с туристами благосостояние народа растет, (чуть не написал советского народа – хотя это было бы недалеко от истины – в Керале есть советы народных депутатов) Даже местную поговорку переделали под слоган для туристической рекламы “Kerala – God’s Own County!” Керала – собственная страна Господа!
Народ красивый – и в антропологическом смысле, и душой – ну не такие они барыги как на севере. Женщина в Керале не забитое существо из Уттар-Прадеша… конечно матриархата в Керале нет, но то что точно был – чувствуется. В общем, интересный штат, да и история его тоже заслуживает внимания.
Согласно легенде, Керала была отделена от Оксана легендарным Парашурамой. В местной балладе Vadakkan Paattukal рассказывается как сей славный муж (Рама с топором) скомандовал водам Арабского моря отступить и подкрепил сие ценное указание метанием своего любимою боевого топора. Отсюда и пошла земля, названная Малайалам, где “мала” значит “горы”, а “алам” значит “глубины”. Я зык местный с тех пор тоже так называется, а вот название Керала, как считается, просто присказка, т.к. “кера” – это кокосовые пальмы, которыми этот край действительно изобилует.
От того же славного Парашурамы ведут и генеалогию индийских боевых искусств. Парашурама посвятил свою жизнь истреблению сословия Кшатриев (воинов) и насаждению власти Брахманов (священников). В Писаниях говорится о том, что он избрал четыре наиболее благородных брахманких рода – Ugram Valli, Dronam Valli. Khoram Valli и Ulloor Thuruthiyad 11 передал им искусства ведения войны. А они в свою очередь избрали внутри себя 21 лучшего Воина и основали 21 Калари. Калари было именем места, где искусство практиковалось, а пайятту – означало предана знания, умения. По сей день перед тем как приступить к систематическому тренингу калариппайятгу, ученики совершают поклонение 4 родам и 21 воину, а к Калари относятся как к храму. Очень это совпадает с моим мироошу-шуенисм: додзё – место Пути, йога-шала тоже… А не место для аэробных упражнений.
В общем, место садханы – постоянной практики, на малаялам звучит как салхакам. Основой Кала-риппайятту являются 4 вида садхакам (упражнений): кай садхакам (садхакам для рук), каль садхакам (для ног), пакар чакаль салхакам (прыжки, основанные на силе дыхания), мэй садхакам (садхакам для тела). Вот за этими славными упражнениями вы меня и застали в начале повествования. По традиции занятия проходят с 4 до 8 утра, когда еще не жарко. Летом температура в Керале доходит до +50 градусов, но даже мартовские +35 при почти 100% влажности были уже испытанием для динамической практики. Хатха-йога шла замечательно – тело буквально плавилось, вернее находилось в расплавленном состоянии постоянно и потому буквально само втекало в асаны, которые в Москве я считал предельными и даже запредельными.
Второе занятие дня обычно проходит с 17 до 19 т.к. считается, что жара уже спадает. Да и само место занятий обычно находится, за редким исключением, как бы в полуподвале, что отчасти спасает от жары. Кстати о месте…
Хотите познакомиться с девушкой своей мечты? Смотрите на сайте много девушек. Удачных знакомств.
Калари Пайатту — боевая йога
Проводит занятие: Эос Женетель
Овладеть телом – сделать гибкость, силу и выносливость частью его природы. Овладеть движением – двигаться быстрее, чем способны уловить глаза противника. Овладеть дыханием, чтобы, подпрыгнув, взлететь. Овладеть оружием, сделав его продолжением собственных конечностей. Работать над собой, не стремясь к победе, мести, богатству или почету. Видеть единственной целью пути сам путь – бесконечное самосовершенствование. Это и есть Калари Пайатту (Каларипаятту).
Немногие в настоящее время знают о древнем боевом искусстве Индии. Однако, оказывается, оно настолько древнее, что является «исходной точкой» для знаменитого китайского кунг-фу. Можно сказать, что каларипаятту — это «дедушка» для многих восточных единоборств, возникших на его основе.
Интересно, что Каларипаятту родилось из наблюдений за движениями 8 животных: лошади, павлина, змеи, боевого петуха, слона, тигра, льва и дикого кабана. Сливаясь вместе, гибкость, грация, ловкость, решительность, мощь и красота рождают технику сражения, которую правильнее было бы назвать изысканной формой искусства, которое по сей день пленяет воображение человека.
Данное боевое искусство имеет божественное происхождение и ведическую опору (Дханур Веда). Помимо физических упражнений, полностью раскрывающих тело, делая его гибким, красивым, здоровым, каларипаятту включает в себя множество техник с различными видами оружия, а также работу с тайными точками, центрами, массажем, процедурами, медитациями и техниками дыхания для контроля ума и праны (жизненной силы), пение мантр, пудж, следование определенным предписаниям и правилам по типу Ямы-Ниямы. То есть полный набор практик, затрагивающих все аспекты человеческого существования на уровне тела, разума, духа, позволяющих трансформировать качество бытия и приводящих к наивысшим духовным целям. Поэтому Калари Пайатту можно смело назвать неисчерпаемым источником знаний.
Один из основных принципов — это абсолютная координация тела, ума и разума. Задача – победить не противника, а себя.
Основой боевого искусства являются четыре вида садхакам, или упражнений (для рук, для ног, для тела и прыжки, основанные на силе дыхания). Вообще садхакам в полном понимании — это ежедневная тренировка, доводящая навыки ученика до совершенства. Высшая стадия — сиддхи — есть особая концентрация в теле физической и духовной энергии, раскрывающая потаённый потенциал человеческого тела, дарящая экстраординарные способности.
Интересные факты о Каларипаятту
- Каларипаятту, самое древнее из всех существующих боевых искусств, было дано самим Шивой Натараджем в числе 64 искусств, описанных в ведах.
- Каларипаятту считается одним из воплощений Шакти, энергии создающей и уничтожающей мир.
- “Калари” означает “священное место», “паятту” – “бой”. В отличие от всех остальных видов боевых искусств, Каларипаятту обучались не кшатрии (воины), а брамины (священнослужители).
- Целью каларипаятту является не достижение силы, ловкости, скорости или мистических сиддх – они являются лишь побочным эффектом от практики. Его истинной целью является всесторонняя работа над собой. Потому его часто называют боевой йогой.
- В Каларипаятту нет ступеней, рангов, поясов, званий и наград. Это путь самосовершенствования, а оно «не измеряется линейкой», не имеет ни начала, ни конца.
- Каларипаятту – древнейшая система, состоящая из пяти взаимосвязанных частей: боевого искусства, аюрведы, йоги, астрологии и духовной практики. Ни одна из частей Каларипаятту не может существовать и развиваться в отрыве от других, а потому оно по праву считается практикой, развивающей одновременно и тело, и дух, и ум.*Занятие подходит как взрослым, так и детям от 7 лет.
Записаться на занятие
Силовая йога — 120 фото основных тренировок и упражнений для мужчин и женщин
Если вам надоели обыденные занятия в тренажёрном зале, попробуйте новое направление силовой йоги.
Содержимое обзора:
Характеристика
Силовой вид йоги направлен, в первую очередь, на похудение и укрепление мышц. Он поможет укрепить костный скелет и в особенности позвоночник. А также йога помогает нарастить мышцы и улучшить состояние суставов.
Силовую йогу называют Power yoga. Она идеально подойдёт для тех, кто хочет сбросить лишний вес и не мучить себя постоянными диетами.
Кому подойдёт
В силовой йоге хорошо развивается дыхание, потому что упражнения выполняются в быстром темпе. Это направление йоги подойдёт многим людям:
- Если вы любите физические нагрузки и получаете от них удовольствие.
- Спортсменам, практикующим боевые искусства.
- Женщинам, у которых есть желание сбросить лишние килограммы.
- Наиболее предпочтительна мужчинам, стремящимся сформировать и укрепить мышцы, оформить рельеф тела.
Достоинства и недостатки
Преимуществами силовой йоги являются:
- Укрепление балансов
- Развитие гибкости
- Развитие мышц
- Оздоровление внутренних органов
- При регулярных занятиях можно похудеть
- Укрепление нервной системы
К недостаткам этого направления можно отнести:
- Сложность упражнений
- Новичкам нужно заниматься только под надзором опытного учителя
- При неправильной технике выполнения возможно получение травм и повреждений
- Силовая йога рекомендована мужчинам и людям, имеющим хорошую физическую подготовку
Упражнения
Рассмотрим какие позы входят в понятие силовая йога.
Поза воина. Становимся у края коврика и делаем выпад ногой назад. Переднее колено сгибается под углом 90 градусов. Спина прямая, плечи опускаем вниз. Руки поднимаем вверх. Ладони соприкасаются друг с другом над головой.
Поза лодочки. Садимся на коврик. Ноги вытягиваем вперёд. Спина прямая. Ноги поднимаем вверх под углом 45 градусов. Руки держим вытянутыми вперёд параллельно полу. Туловище держится за счёт мышц пресса.
Поза планки. Вариаций выполнения данной асаны очень много: планка на локтях, ладонях, боковая планка и другие виды.
Поза кузнечика, сумо, дерева мудреца и многие другие силовые асаны включаются в практику Power йоги. Подробное выполнение каждой асаны можно посмотреть на фото.
Рекомендации
Главным отличием силовой йоги является отсутствие дополнительных материалов: гантелей, тренажёров, утяжелителей и прочего. Эффективность тренировки зависит только от усилий и техники выполнения.
Обязательная рекомендация, как и в любом деле — это регулярность практики. Заниматься нужно не менее двух раз в неделю. Если позволяет время и остаются силы, то тренировки можно проводить до 5-6 раз в неделю. Но помните, что отдых нужно давать мышцам обязательно.
Тренироваться желательно после трёх часов, прошедших с приема пищи. На полный желудок практиковать силовую йогу нельзя.
Рельеф мышц достигается путём появления мышечной массы. Это направление помогает сдирать именно жир и увеличивать мышечную массу тела.
Кроме того Power yoga помогает справиться с бессонницей, нормализовать эмоциональное состояние. Нередко у людей, занимающихся йогой, проходят головные боли и мигрени.
Также идёт работа не только с телом, но и с душой. Улучшается настроение, снимается раздражение. Практикующие становятся более открытыми и дружелюбными с окружающими людьми.
Эффект
Силовая йога для мужчин и женщин будет оказывать разный эффект.
Для женщин польза практики состоит в том, что тело становится стройным и подтянутым без сильного увеличения мышц. Формируется женственная, красивая фигура. Сжигается жир и исчезают лишние килограммы.
Для мужчин силовая йога может принять оборот боевой йоги. Отлично укрепляет мышечный корсет, помогает росту мышц и увеличению рельефа тела.
Этот тип йоги поначалу окажется очень сложным. Поэтому приступать к нему нужно только под руководством опытного наставника.
Измените свою жизнь и начните практиковать прямо сейчас йогу. Поверьте эффект от проделанной работы вас удовлетворит. Главное регулярность и осознанность занятий.
Не пропускайте практику и используйте все рекомендации, чтобы достичь максимальной эффективности.
Фото силовой йоги
Также рекомендуем просмотреть:
Пожалуйста, сделайте репостСочетаются ли йога и единоборства?
Отвечает эксперт
Руслан Клейтман
Руслан Клейтман, основатель Akhila Yoga, преподаватель Виньяса-крама йоги.
Несколько раз я получал раздражённые комментарии на анонсы семинаров, в описании которых была тема архетипа Воина: «Как вы можете? Йога это ахимса (ненасилие), а путь воина — это агрессия!»
Давайте-ка обратимся к самым известным текстам Индии: «Махабхарате» и «Рамаяне». В «Махабхарате» гуру Дрона — духовный наставник принцев династий Пандавов и Кауравов, в «Рамаяне» гуру Васиштха — наставник принцев династии Икшваку, прославленных воинов эпоса. Великие брахманы обучали принцев ведическим принципам и законам, сокровенным знаниям, йоге и военному искусству и сами были величайшими воинами своего времени. Перед эпохальным боем на поле Курукшетры, когда Арджуна сомневается и не хочет участвовать в битве, Кришна обвиняет его в малодушии и объясняет, что для воина невыполнение долга — это насилие, так как из-за его поведения демонические силы могут захва- тить власть и погрузить Индию во тьму.
Теперь от философии к практике. Чем упражнения и позы, заимствованные из единоборств, могут оказаться полезными в йоге? Смотрите, мы занимаемся Хатха-йогой, чтобы развить в теле следующие пять качеств:
- гибкость;
- силу — динамическую и статическую;
- выносливость;
- баланс;
- координацию.
В Хатха-йоге много упражнений, развивающих первые четыре качества, а вот упражнений для развития координации практически нет. Вот тут техники, заимствованные из единоборств, могут оказаться хорошим подспорьем. Плюс в боевых искусствах много комплексов для укрепления коленных суставов и запястий. Эти упражнения существенно повышают травмобезопасность в практике йоги. Без массажа тоже сложно обойтись, когда вы практикуете на продвинутом уровне. Когда йог выполняет позы на своём максимуме, накопления стресса в теле и микротравм избежать невозможно. Знание методики самомассажа или помощь специалиста, способного устранить или смягчить эффект от перегрузок и травм, становится жизненно важным. Но я считаю неприемлемым смешение филосо- фий, терминов и представлений о тонкой анатомии.
Прана — это не энергия ки и чи, нади — не меридианы и не линии сэн из тайского массажа, мармы — не акупунктурные зоны. Несомненно, есть общее между этими терминами и системами, но и отличия существенны, из-за этого получается путаница и множество несостыковок. В разговоре про йогу рекомендую всегда придерживается йогической терминологии. Иначе легко запутаться и не прийти вообще никуда.
Фото: olivia_tuscher/instagram.com