Что такое Боевые искусства? Боевые искусства — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру
Боевые искусства — это различные системы единоборств и самозащиты преимущественно восточноазиатского происхождения; развивались главным образом как средства ведения рукопашного поединка. В настоящее время практикуются во многих странах мира в основном в виде спортивных упражнений, ставящих своей целью физическое и духовное совершенствование.
Боевые искусства подразделяются на направления, виды, стили и школы. Следует критически относиться к нововозникающим боевым искусствам, часто это новоделы, которых ещё не проверило время.
Боевые искусства и единоборства среди специалистов принято называть общим термином кэмпо.
Когда-то боевые искусства служили для подготовки воинов. Сейчас у них уже нет той военной миссии, но это не означает, что человек, решивший освоить это искусство, не является бойцом.
В сегодняшнем обществе боевые искусства используются не только для физического, но и для духовного самосовершенствования. Тренировки приводят в порядок не только тело, но и помогают гармонизировать душевной состояние. Философия боевого искусства играет немаловажную роль в воспитании учеников.
Не безынтересен и тот факт, что в данном определении используется термин «Искусство». Цель искусства, как известно, творчество, но творчество в чем? Ответ прост: в искусстве боя и во всем, что с ним связано.
Различные виды боевых искусств также имеют статус соревновательного спорта, наряду с теннисом или шахматами. Как и на войне в спорте успех во многом зависит от тактики и стратегии. На войне и в спорте разницу между жизнью и смертью, победой и поражением формируют такие качества как скорость, сила, выносливость, воля к продолжительным тренировка и немного удачи. В практике боевых искусств того, кто подает материал, называют наставником или учителем, но никогда — тренером. Этот человек воспитывает в своих учениках не просто умение пользоваться своим телом, но и культуру духа, концентрацию ментальных сил, без которых любое боевое искусство будет пустым.
Большое влияние на формирование боевых искусств Восточной Азии оказали буддизм направления чань (яп. дзэн) и даосизм. При этом боевые искусства, наряду с каллиграфией и чайной церемонией, входили в число разнообразных методов подготовки к переходу в медитативное состояние.
Таким образом, боевые искусства рассматривались в Восточной Азии не просто в качестве систем рукопашного единоборства, но и как возможность укрепить тело и ум. В Китае во многих буддийских монастырях развивались различные единоборства, с одной стороны — для обороны монастырей, с другой — как динамическая медитация и средство достижения концентрации сознания. В Японии в результате столетий вооруженной борьбы за власть образовалось военно-феодальное сословие самураев, неукоснительно соблюдавших особый моральный кодекс воина —
Примеры боевых искусств стран мира: Нголо (Ангола), Туран-до (Азербайджан), Ко Кан Пьин Ня (Бирма), Капоэйра (Бразилия), Хонг За Куэн (Вьетнам), Хридоли (Грузия), Абир (Израиль), Каларипаятту (Индия), Кунг-фу или Ушу (Китай), Тай цзи цюань (Китай), Тхэквондо (Корея), Самбо (Россия), Тайский бокс (Таиланд), Боевой гопак (Украина), Комбатан (Филиппины), Сават (Франция), Айкидо (Япония), Дзюдо (Япония), Сумо (Япония), Каратэдо (Япония).
samopoznanie.ru
Боевые искусства — это… Что такое Боевые искусства?
Боевые искусства
30 сентября 2006 года в Москве пройдет матчевая встреча «Сборная России — сборная мира» сразу по 14 видам единоборств. Поединки пройдут по следующим видам: сумо, кекусинкай, ашихара каратэ, вьет во Дао, ушу-саньда, тайский бокс, кикбоксинг, боевое самбо, К-1, капоэйра, таэквондо (версия ITF), комплексное единоборство, сетокан, кудо.
СУМО
СУМО — один из видов японской национальной борьбы, уходящий своими корнями в глубокую древность. Первые наиболее достоверные сведения о проведении состязаний сумо в Японии относятся к 642 году. Турниры сумо были ежегодными и приурочивались к окончанию полевых работ. Расцвет сумо наступил в эпоху Эдо (1600-1868). Тогда же оформились 72 канонических приема (кимаритэ), закрепился ритуал турниров, усовершенствовались правила соревнований, дошедшие до наших дней.
Турниры сумо отличает особый традиционный ритуал. Перед началом соревнований проходит парад участников. Они поочередно выходят на ринг. В заключение парада на помост поднимается великий чемпион — ёкодзуна — в сопровождении главного судьи и двух сильнейших борцов, один из которых несет церемониальный меч. Ёкодзуна исполняет ритуальный комплекс телодвижений и с силой топает поочередно левой и правой ногой, отгоняя нечисть. Завершает соревнования особый ритуал сгибания лука, выполняемый в форме танца молодым борцом и символизирующий торжество победы, благодарность богам, императору и судьям.
Издавна каждый поединок на турнире начинался с особой церемонии. Борцы-рикиси подходили к специальным ящикам с солью и разбрасывали ее на помосте, полоскали рот, обтирали руки, тем самым отгоняя злых духов и очищая себя и место схватки от грязи и скверны. Схватка начиналась с особой процедуры психологической борьбы — сикири. Борцы медленно сходились и, сев на корточки, пристально смотрели в глаза друг другу, пытаясь мысленно уничтожить соперника. Постояв так некоторое время, спортсмены расходились и снова начинали кидать соль на помост. Этот процесс повторялся несколько раз, пока рикиси не бросались друг на друга. В средние века сикири не было ограничено временем. В настоящее время этот ритуал значительно упрощен, но по-прежнему предшествует каждой схватке. В профессиональном сумо отсутствуют весовые категории. До 1910 года к схваткам допускались люди, имевшие вес не менее 52 кг. Требований к росту не существовало никаких. В 1926 году к соревнованиям стали допускать спортсменов весом не менее 64 кг и ростом не ниже 164 см. В настоящее время вес начинающего борца должен быть не меньше 70 кг, рост не ниже 173 см. У нынешних борцов — рикиси — рекордный вес перевалил за 200 кг. Кроме гигантских размеров, борца сумо всегда можно отличить по высокой, собранной на темени в узел, прическе. Такая прическа не только дань традиции, она амортизирует удар при падении. Выступают спортсмены в набедренных повязках — маваси.
Поединки сумо проходят на специальном квадратном помосте (дохё) со стороной 7,27 м. Арена схватки представляет собой круг диаметром 4,55 м., по периметру ограниченный жгутом из рисовой соломы. Над помостом расположен навес, напоминающий формой крышу синтоистского храма.
В схватке принимают участие двое спортсменов. Правила сумо предельно просты: победителем считается тот, кто сумеет вытолкнуть соперника за пределы арены (дохё) или заставить его коснуться земли любой частью тела кроме ступни. Существует еще один путь к победе — если соперник потеряет свой пояс — маваси, но умышленно срывать с соперника пояс не разрешается (за этим, а также за соблюдением других правил внимательно следит главный судья — гёдзи).
Правила строго запрещают удары кулаком, пальцами или ребром ладони, а также пинки ногами в грудь и живот, атаку в горло и пах.
Профессиональное сумо (одзумо) имеет строгую иерархическую структуру. Оно подразделяется на 6 дивизионов. В высшем дивизионе (макуути) борцы имеют ранги наподобие спортивных разрядов, высший из которых — ёкодзуна — дается пожизненно, остальные — одзэки, сэкивакэ, комусуби и маэгасира — завоевываются и подтверждаются борцами в ходе турниров. Ранги борцов низших дивизионов — дзюрё, макусита, сандаммэ, дзёнидан, дзёнокути — именуются также как название дивизиона с добавлением номера, соответствующего положению в рейтинге.
В последнее время широкое распространение в мире, в том числе и в России, получило любительское спортивное сумо. Международная федерация сумо объединяет более 80 стран.
КАПОЭЙРА
КАПОЭЙРА, вид боевого искусства, родиной которого является Бразилия, где и сегодня капоэйра не только популярный вид спорта, но и неотъемлемый элемент так называемой уличной культуры.
С 1950-х годов проводятся официальные соревнования — как среди любителей, так и профессионалов. Чемпионаты мира, согласно установившейся традиции, проходят в Бразилии.
Раньше в капоэйре существовал «расовый барьер». Сейчас он снят, но лидируют по-прежнему темнокожие спортсмены. На сегодняшний день не было ни единого случая, чтобы белый капоэйрист завоевал чемпионский титул.
Отличительная черта капоэйры — обилие сложнейших акробатических элементов, обманных движений, нырков, уходов, подсечек и зацепов ног противника, а также частая смена позиции и полная непредсказуемость направления атаки. Сделав стойку на руках, капоэйрист может нанести удар ногами в голову одному противнику, затем, перекувырнувшись, сбить с ног другого, и прямо с земли атаковать третьего, образовав вокруг себя своеобразный «магический круг». Техника капоэйры требует от спортсменов хорошей физической подготовки, гибкости и пластики, акробатических навыков. Как боевое искусство капоэйра уникальна тем, что развивалась самостоятельно, не испытывая влияния других боевых систем.
Современная капоэйра состоит из двух основных стилей: ангола и региональ. Для анголы характерны медленные, «вязкие» движения, плавно перетекающие одно в другое. Региональ — скоростной, силовой стиль, изобилующий сальто, наносимыми в прыжке ударами и другими сложными акробатическими элементами.
Перед началом боя его участники становятся в круг, внутрь которого по очереди выходят пары бойцов. Через какое-то время пара сменяется, но смена может происходить и по одному человеку. Очередность никем не оговаривается, каждый боец сам чувствует, когда ему нужно войти в круг и когда — выйти. Поединок называется «рода» (португ. «roda» — букв. «колесо», «круг») и может продолжаться несколько часов без остановки. Время поединка не ограничивается, ведь все происходит только для собственного удовольствия.
Бой чаще всего происходит под сопровождение музыкального инструмента. Музыкальное сопровождение задает необходимый ритм и темп, а также создает особое психологическое настроение всех участников роды.
Удар в капоэйре наносится, в основном, пяткой, реже — другой частью стопы (например, сводом или подпальцевой зоной).
Техника нанесения ударов ногами, опираясь на руки, называется бананейра — «сажание бананов». А отвлекающие маневры — «пританцовывание» в низкой стойке — именуется «джинга» — так же, как известный танец. В качестве вспомогательного оружия капоэйрист мог использовать копье, палку или мачете, приклад выхваченного в схватке ружья… Но есть и оружие, разработанное специально для капоэйры. Это — короткий нож с вогнутым лезвием (точнее, одно лезвие без рукоятки). Со стороны капоэйра выглядит как очень красивый и сложный танец, а мастера капоэйры — непременные участники традиционных бразильских карнавалов, на которых они дают показательные выступления.
САМБО (Самозащита Без Оружия)
Боевое самбо — это международно признанный вид спорта, созданный в России.
В основу самбо положены приемы и технические элементы многих национальных видов борьбы народов СССР и других стран. Формирование самбо как самостоятельного вида борьбы началось в 1920 году. Тогда же наметились два направления развития самбо — спортивное и прикладное. Первоначально борьба называлась «сам», «самоз», «вольная борьба», «борьба вольного стиля», а в 1940-е гг.- официально утвердилось название «самозащита без оружия — самбо». Так назвал этот вид спорта один из создателей самбо В.А. Спиридонов, который 1922-33 гг. разработал на практике технику самозащиты на основе японского дзю-дзюцу, английского и французского бокса, а также «бытовой драки» . Однако официальным днем рождения самбо принято считать 16 ноября 1938 года, когда Всесоюзный комитет по физической культуре и спорту издал приказ «О развитии борьбы вольного стиля».
В 50-е годы прошлого века самбо выходит на международную арену. В 1966 году Международная федерация любительской борьбы (ФИЛА) официально признала самбо международным видом спорта. В Федерации организуется самостоятельная комиссия самбо. С 1980-х годов в СССР начало развиваться женское самбо. В 1981г. в Мадриде прошел первый чемпионат мира по самбо среди женщин.
Самбо — неолимпийский вид спорта. Правила самбо имеют ряд нюансов и тонкостей; схватки проводятся на коврах, представляющих собой круг диаметром от 6 до 9 метров. Костюм участника состоит из куртки с поясом красного или синего цвета, трусов и специальной обуви — борцовок. Продолжительность схватки 5 минут у мужчин и 4 минуты — у женщин. Правила борьбы распределяют спортсменов на весовые категории с учетом возраста. Наилегчайший вес у подростков — 29 кг, максимальный вес — более 71 кг (весовые категории различаются на 3 кг). У юношей младшего возраста минимальный вес — от 35 кг, а максимальный — свыше 77 кг. Для взрослых установлено 10 весовых категорий от 48 кг до 100 кг и более.
Результаты схваток оцениваются как чистая победа, перевес по баллам и перевес с минимальным преимуществом. Баллы даются за проведение различных бросков (кроме запрещенных), удержаний и ряда других технических приемов. В борьбе лежа используются приемы удержания соперника в течение 20 или 10 сек., что оценивается соответственно 4 и 2 баллами. Удушающие захваты в отличие от рукопашного боя запрещены. Победа может быть досрочной (после проведения болевого приема, чистого броска или победы за явным преимуществом) либо производится подсчет баллов по окончании схватки. Главная задача самбистов, вступивших в единоборство, — добиться чистой победы над противником, бросив его на спину, и остаться при этом стоять на ногах либо использовать болевые приемы, заставляющие противника признать себя побежденным.
Все справки >>
Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.
news_enc.academic.ru
Что такое боевое искусство?
Что такое боевое искусство? Что оно собой представляет, какие цели преследует и из чего состоит. Споры по этому поводу не утихают до настоящего времени. Попробуйте спросить об этом тех, кто занимается в спортзалах. В лучшем случае, вы услышите рассуждения о том, каким уникальным стилем занимается данный субъект. (Ну, это понятно! Стал бы он заниматься, если бы не считал свой стиль уникальным!) Серьезная литература ясности в данный вопрос не вносит.
Например, в энциклопедии «Боевые искусства» объяснение термина, используемого в названии, пропущено. В большинстве же книг на данную тему авторы вскользь упоминают о том, что их стиль — это стиль боевого искусства, и поскорее переходят на привычную почву стоек и ударов. Договорились даже до того, что «дать определение этому понятию вообще не возможно». Впрочем, расписаться в собственном бессилии не лучшее решение проблемы. Отсюда можно понять пренебрежение, с которым профессиональные спортсмены подчас относятся к любителям боевого искусства. Как можно серьезно относиться к людям, которые не могут четко сказать, чем они занимаются? Сравните, например, «попытки» определений боевого искусства с определением борьбы: «борьба, как вид спорта, представляет собой единоборство двух соперников по определенным правилам». Все четко, ясно и понятно!
К сожалению, подобные четкие определения не подходят под боевое искусство хотя бы потому, что не всегда соперников двое и не всегда оба действуют по правилам. Автор не надеется своей статьей раз и навсегда внести ясность в данный вопрос. Но если не пытаться это сделать, то миллионы занимающихся так и останутся в неведении относительно того, чему они отдают столько сил (и средств!), а волна ничем необъясненного и неопределенного мордобоя будет и дальше катиться по нашей стране.
Итак, что такое боевое искусство? Для облегчения задачи, определим смежные с ним области человеческой деятельности, исходя из самого термина. Что у нас вообще относят к искусству? Живопись, литература, поэзия и так далее. Вот это соседство! Если следовать формальной логике, то придется признать, что результатом искусства может быть как разбитое в кровь лицо соперника, так и поэтическое четверостишие.
Для того, чтобы разобраться в этом кажущемся нонсенсе, вспомним, что любое искусство включает в себя два уровня. Первый — это приемы мастерства, которые используются в данном искусстве. Например, в поэзии существует четкая классификация размера стиха, типов рифм и так далее. Второе — это личный талант к творчеству, который и делает из подмастерья мастера. Приемы мастерства преподаются в десятках школ и институтов, но только приемы. Понятно, что талант преподать на занятиях в аудитории нельзя. Можно написать книгу по актерскому мастерству для студентов ВГИКА и обучать по ней, но мастерами сцены из студентов станут единицы. Те, в которых искра таланта изначально присутствовала, и кто, так сказать, не закопал свой талант в землю. А остальные? Кто они? Отработанный материал? Совсем необязательно. Кто сказал, что театру нужны одни гении? Кому-то нужно и второстепенных персонажей играть, и в массовках участвовать. Ладно, театр, там сцена небольшая и статистов требуется не так уж и много, а если вы кино снимаете с батальными сценами?
Боевое искусство в этом плане не исключение, а правило. Во-первых, в нем тоже присутствуют приемы мастерства, те азы, без изучения которых любой талант так и окажется не проявленным. Именно они на 90% и составляют плоть любого искусства. Тем более что эти приемы мастерства в боевом искусстве имеют четкое название: техника рукопашного боя. Во вторых, в боевом искусстве тоже нужен талант, что, впрочем, не означает, что без наличия таланта занятия теряют смысл и лучше всю жизнь пролежать на диване.
Установив, что такое боевое искусство и какую роль в нем играет рукопашный бой, выясним, какую цель оно преследует. Цель искусства, как известно, творчество, но творчество в чем? Ответ прост: в искусстве боя и во всем, что с ним связано. Подробно этих составляющих мы коснемся ниже, когда будем разбираться с тем, что представляет собой рукопашный бой. А как же поддержание хорошей физической формы, где развитие энергетики и духовности? Давайте все расставим по своим местам. Если вы хотите поддержать форму, то учиться для этого откручивать противнику голову, по меньшей мере, странно. «Пахать огород на танке» — так кто-то метко охарактеризовал подобные попытки. В атлетическом зале или в группе аэробики вы поддержите свою форму гораздо лучше, при этом избегая неизбежных травм. Если вам нужна энергетика, то поищите хорошего учителя по йоге или ци-гуну. Поверьте, что толку от занятий у него будет гораздо больше. Правда, найти такого учителя даже сложнее, чем стоящего преподавателя по боевому искусству…
Впрочем, в Китае учителей десятилетиями искали, и ничего. Дух же, как и душа, испокон веков был прерогативой религии. Любой священник понимает и разбирается в этом гораздо лучше, чем тренер в зале. Если с христианством нелады, так у нас теперь свобода вероисповедания. Есть и другие точки зрения на данный вопрос, не только христианские. Правда, занимаясь рукопашным боем, вы можете, попутно, и поддерживать форму, и развивать энергетику, и до каких-то духовных уровней дойти. Но для этого не обязательно заниматься именно этим делом. В принципе, для достижения подобных высот подходит любой вид человеческой деятельности. Почему за этим нужно идти именно в спортзал непонятно. Потому что в Китае да в Японии энергетику и духовность искали в школах боевого искусства? Так это как раз и неверно. На Востоке, с его синкретичным мышлением, подобным вещам учили в любой школе. Японцы (по замечанию Ошо Раджниша) вообще смогли простое чаепитие превратить в целую религию.
Определение рукопашного боя найти гораздо легче, чем определение боевого искусства. Так, например, у Ознобишина: «Искусство рукопашного боя заключает в себе все способы и приемы индивидуальной самозащиты и нападения, основанные на практическом изучении и научном анализе реального боя и его обстановки». Вполне подходящая формулировка, за исключением того, что опять-таки говорится об индивидуальном характере схватки, да немного режет слух общая форма изложения, напоминающая определение из школьного учебника. Не трогая термина «искусство», попытаемся установить, из чего состоит рукопашный бой. Рабочая гипотеза: рукопашный бой — это собственно схватка, техника, которая в этой схватке применяется и методика ее отработки. Попробуем обосновать это, выпуская, мысленно, одну из составляющих.
Бой — это первая составляющая рукопашного боя. Цель, с которой рукопашный бой создавался как нашими пращурами, так и китайскими, проста — бой, схватка. Как ни крути, а уничтожение себе подобного голыми руками, а также с помощью подручных средств, есть первая и наиважнейшая цель этого вида человеческой деятельности. Бой, не соревнования, а именно схватка без правил и судей — это цель рукопашного боя. Без него, как рукопашный бой, так и боевое искусство мгновенно вырождаются до уровня балета разной степени сложности наподобие китайского театра. Правда, актеры честнее многих инструкторов, и в театре никто и не уверяет, что его цель — боевое искусство.
Зато у нас существует куча «боевых» школ, которые прекрасно обходятся без проверки своих навыков на практике. Объяснения бывают самые разные. Начиная от того, что их сверхсложную и эффективную технику могут применять только мастера, и, кончая тем, что «мы же вас просто убьем!» Ой, как страшно! Любопытно, что каждый стиль имеет свою, достаточно четкую картину того, как этот самый бой будет выглядеть. Эта картина постепенно закладывается в подсознание учеников. Так тхеквондоист «знает», что бой состоит из обмена пощечинами ногами на дальней дистанции, а дзюдоист представляет, что бой это обоюдный захват и бросок с удушающим приемом. Но, как бы ни различалась картина боя у разных стилей, повторим еще раз простую истину: без боя, схватки ни рукопашного боя, ни тем более боевого искусства нет.
То, что вторая составляющая рукопашного боя — это техника, особенно доказывать нет необходимости. Без техники мы получаем не бой, а драку. Можно даже сказать, что драка становится боем, когда в ней появляется логика техники. Естественный вопрос: драка одна-единственная, так откуда взялось столько техник? Драка-то одна, а вот способов ее выиграть достаточно много. Можно в нокаут послать, можно дыхание сбить. Кроме этого можно придушить или повредить сустав болевым приемом. Удержания, перебивания мышц (лоу-кик по бедру) и броски в список способов окончания боя не вошли. Лежать можно при удержании без особого вреда для здоровья, а с перебитой мышцей ноги вполне эффективно действовать в схватке, если силы духа и воли хватает (например, завалить противника, лишив его возможности двигаться и, таким образом, уровнять шансы). Упасть же на землю после броска при небольшом навыке падений не самое страшное, что может случиться. Прибавьте к этому то, насколько по-разному можно осуществить сами способы окончания боя, и техническое разнообразие стилей становится не только объяснимым, но и вполне закономерным. Кстати, попутно, мы получили и первое разделение на ударные и борцовские стили, но не по приемам, а по целям, которые они преследуют. Так, например, бросок может использоваться и в тех и в других системах. Однако, в борцовском стиле, бросок это средство для того, чтобы перейти к болевому или удушающему приему в партере, а в ударном стиле это способ продолжить атаку ударом из более выгодной позиции.
Третья составляющая рукопашного боя — методика преподавания. Без методики все сводится, так или иначе, к болтологии. Впрочем, как было сказано выше, совершенства можно искать в любом деле. Мастер болтологии — тоже достижение, в своем роде. Можно много говорить о секретных методиках, но, кажется, грамотно построенный алгоритм тренировки не изменился с древнейших времен до наших дней. В принципе, любой прием оттачивается последовательно в 4 этапа. Первый — отработка приема на воздухе, когда выставляется форма движения. Второй — оттачивание на макиваре, на лапе, на цели. Ученик, при этом начинает вкладывать в прием реальную силу. Третий этап — работа с партнером, когда уже предварительно отточенный прием учатся применять к боевой ситуации. Четвертый этап — работа с противником в свободном бою.
Увы, пока боец не может применить прием с реальным противником, этот прием нельзя считать действительно отработанным до достаточного уровня. Стили боевого искусства, в этом плане, отличаются друг от друга только тем, что в разных школах одним или другим этапам придается большее или меньшее значение. Иногда некоторые уровни вообще выпускаются, как происходит в некоторых стилях ушу отечественной редакции, где десятки приемов отрабатываются на воздухе в виде тао, а потом их пытаются применить в бою. Естественно, если выпустить целых два этапа тренировки, удачное применение приема становится больше исключением, чем правилом. Сравните, для интереса, сколько приемов отрабатывают на тренировке боксеры, и сколько из них применяют в бою, и вопросы о правильной и неправильной методике обучения отпадут сами собой.
Итак, рукопашный бой состоит из боя, техники, которая в этом бою применяется и методики отработки этой техники. В принципе, каждая из этих составляющих достойна отдельного разговора, но подробно рассматривать эти вопросы в тему данной статьи не входит. Если боевое искусство относится к разряду искусства, то рукопашный бой, пожалуй, лежит ближе к ремеслу. Не стоит пренебрегать им на этом основании. Стать хорошим профессионалом в ремесле рукопашного боя это очень и очень много. Для этого нужно много лет сосредоточения и практики, умение работать с информацией и еще много такого… без чего не возможно стать профессионалом ни в одном виде человеческой деятельности. Увы, не став профессионалом, никто и никогда не станет мастером, сколько бы искр таланта в его душе не зажигалось. Путь к мастерству в искусстве лежит через ремесло. Итак, боевое искусство — это профессионализм рукопашного боя + личный талант, позволяющий поднять ремесло до уровня искусства.
Теперь, когда мы установили, что такое боевое искусство и рукопашный бой и примерно определили их места в общей структуре, попытаемся выдвинуть версию происхождения стилей боевого искусства. Возможно, что все начиналось с того, что у конкретного человека в определенный момент времени появилась новая, свежая мысль на тему боя, техники или методики. Не так уж и важно, каким путем были добыты эти истины: откровением, размышлением или более экзотическими способами. Важно, что новые мысли о бое, технике или методике пришли в чью-то голову. Начинать, в принципе, можно с любого из этих понятий. Так как боевое искусство вещь взаимосвязанная, новая техника, например, потянет за собой новые методы ее отработки и новое видение боя. Верно и обратное.
Далее проверяется, насколько эти самые истины интересны окружающим людям. Если в душе предложившего действительно присутствует нечто, указывающее на то, что кроме знаний и идеи он имеет и талант, у него есть определенный шанс, что к нему прислушаются. Возникает школа, где идея проходит первую проверку на практике, а наш герой начинает играть роль мастера-основателя. Со временем он отходит в мир иной, а ученики, рядами и колоннами, маршируют в указанном направлении, хором скандируя о появлении нового, самого эффективного стиля. Созданная мастером система продолжает по инерции двигаться дальше, пока импульс, заложенный в нее, не исчерпывает себя. Тогда движение останавливается и фиксируется в определенных более-менее узких рамках. Это стандартный путь большинства школ боевого искусства.
Впрочем, не всегда история кончается так благополучно. Некоторые дороги превращаются в шоссе, а некоторые заводят в болото. Из этого болота адепты несостоявшегося стиля выбираются и, вспоминая недобрым словом мастера, отправляются на поиски других путей. Один же, умник, не спеша пристраиваться к марширующим колоннам, задумывается и выдвигает идею, объясняющую, почему казавшаяся столь прямой и ясной дорога завела черт знает куда, и что нужно исправить, чтобы все-таки получить идеальный стиль. Цикл повторяется снова. Желающие могут придать этой истории любой национальный колорит, в соответствии с индивидуальными вкусами. Дело не в этом. Людям, глубокомысленно рассуждающим о передаче сокровенного духовного импульса от мастера к ученику и о непрерывающейся через века истинной традиции, нужно подумать о том, что и истинная традиция когда-то и с кого-то начиналась.
Закончить статью хочется простым до неприличия советом. Дорогие адепты боевого искусства, чаще размышляйте над тем, чем вы занимаетесь и зачем вам это надо. В конце концов, голова дана человеку не только для того, чтобы получать по ней удары. Ей, хотя бы время от времени, нужно еще и думать. Впрочем, естественно, получать удары проще. Только помните, что количество пропущенных ударов никогда не перерастет в качественное понимание того, что и зачем вы делаете как в данный момент времени, так и вообще по жизни.
voindao.ru
БОЕВЫЕ ИСКУССТВА | Энциклопедия Кругосвет
Содержание статьиБОЕВЫЕ ИСКУССТВА, различные системы единоборств и самозащиты преимущественно восточно-азиатского происхождения; развивались главным образом как средства ведения рукопашного поединка. В настоящее время практикуются во многих странах мира в основном в виде спортивных упражнений, ставящих своей целью физическое и духовное совершенствование. Несмотря на то, что боевые искусства изначально преследовали цели самозащиты, в некоторых из них предусматривается использование холодного оружия. В этом случае оружие рассматривают как «продолжение руки». Существуют также боевые искусства, предполагающие владение конкретным видом оружия, например мечом.
БОЕВЫЕ ИСКУССТВА ЯПОНИИ (БУДО ИЛИ БУДЗЮЦУ)
Джиу-джитсу
(дзюдзюцу), собирательное название множества направлений японского боевого искусства, где для поражения противника используются удары, заломы, захваты, броски и болевые приемы. В настоящее время джиу-джитсу в фильмах и книгах встречается чаще, чем в жизни, поскольку лишь отдельные его виды (дзюдо и айкидо) трансформировались в современные виды спорта.
Корни большинства школ джиу-джитсу уходят в глубокую древность. Современные формы они приобрели во времена правления династии сёгунов клана Токугава (1603–1867), когда воины начали зарабатывать себе на жизнь преподаванием боевых искусств. См. также ЯПОНИЯ.
В сознании японцев джиу-джитсу связано также с понятиями «магия» и «колдовство». Великие воины древности считались опытными магами.
Дзюдо.
Из всех видов боевых искусств Восточной Азии дзюдо было первым, получившим международное признание. Оно было создано мастером Кано Дзигоро в конце 19 в. на основе одной из школ джиу-джитсу (дзюдзюцу). Именно Кано реформировал известную ему систему боя и сформулировал современные правила дзюдо, положив в его основу захваты, заломы и броски. В 1882 в школе Кано началось обучение т.н. дзюдо системы Кодокан.
По замыслу Кано, новая система должна была в равной мере способствовать физическому и духовному совершенствованию молодых и пожилых людей, мужчин и женщин. Как средство самообороны дзюдо сочетало в себе броски и захваты с ударами руками и ногами по наиболее уязвимым частям тела противника. Однако впоследствии цели самообороны отошли на второй план, а дзюдо стало играть роль спорта. С 1964 дзюдо входит в программу Олимпийских игр.
Каратэ.
Каратэ возникло на о.Окинава на основе китайской системы рукопашного боя. Поэтому система боя в каратэ ближе к китайскому ушу, чем к японским школам джиу-джитсу. В начале 20 в. мастер Фунакоси Гитин познакомил с искусством каратэ всю страну, организовав настоящую «рекламную компанию». С этого времени каратэ стало частью японской культуры. В 1964 была создана Всеяпонская федерация каратэ, и этот вид борьбы широко распространился за пределы Японии, в том числе в России.
Айкидо.
Эта система самообороны была создана мастером Морихэем Уэсибой (1883–1969) на основе одного из направлений джиу-джитсу. Отдельные приемы айкидо были заимствованы из китайского ушу т.н. мягких стилей, где вектор приложения силы к противнику совпадает с направлением движения самого противника. Принципиальное отличие айкидо от других видов боевых искусств заключается в отсутствии наступательной техники. Основная последовательность действий бойца сводится к тому, чтобы, захватив руку или запястье противника, бросить его на землю и уже здесь, с помощью болевого приема, окончательно нейтрализовать. Движения в айкидо совершаются обычно по круговой траектории.
По айкидо не проводятся соревнования и чемпионаты. Тем не менее оно очень популярно как искусство самозащиты и быстрого выведения противника из строя. Как каратэ и дзюдо, айкидо широко распространено за пределами Японии, в том числе в России.
Кэндо.
Кэндо представляет собой искусство фехтования на мечах; важная часть подготовки средневекового японского воина, во времена династии Токугава (1603–1867) лежало в основе всей боевой подготовки. Именно тогда были созданы современные разновидности тренировочного оружия (бамбуковый меч «синай» и деревянный – «боккэн»), а также защитные спортивные доспехи.
В эпоху Мэйдзи (1868–1912) кастовое деление общества было уничтожено, а ношение мечей и преподавание кэндо запрещено. В 1895, после японо-китайской войны, была создана Всеяпонская федерация боевых искусств, которая занималась введением боевых искусств в школьный курс физкультуры и пропагандой этих искусств как составляющих элементов национального японского духа. Во время оккупации Японии после Второй мировой войны все боевые искусства были запрещены. Однако уже в 1952 была создана Всеяпонская федерация кэндо, и началось преобразование кэндо в обычный вид спорта. Во время спортивных поединков фехтовальщики держат упругие бамбуковые мечи, а их голову, грудь и руки прикрывают специальные тренировочные доспехи. За чисто выполненные удары по определенным частям тела противника участникам поединка начисляются очки.
В настоящее время кэндо не только популярный вид спорта, но и входит составной частью в физкультурную программу японских школ.
Сумо.
Из всех видов японских боевых искусств сумо никогда не было искусством воинов и с самого начала представляло собой сочетание соревнования и синтоистского обряда. Первые достоверные сведения о проведении состязаний сумо относятся к 642 н.э., когда по указанию императора при дворе состоялся праздник в честь корейского посла. Большая часть древних обрядов, связанных с сумо, сохранились до настоящего времени.
Правила сумо очень просты: для победы достаточно либо заставить противника потерять равновесие и коснуться ринга любой частью тела, кроме ступней, либо просто вытолкнуть его с ринга. Обычно исход поединка решается за несколько секунд. Сопутствующие обряды могут занимать гораздо больше времени. Борцы одеты только в особую набедренную повязку.
В древние времена чемпионы сумо почитались наравне со святыми; по поверьям японцев борцы, сотрясая землю, не только делают ее более плодородной, но и отпугивают злых духов; борцов сумо иногда нанимали для «изгнания болезней» из богатых домов и даже целых городов. Поэтому такое внимание придается весу борца (в сумо нет весовых категорий). С древнейших времен сохранились разнообразные диеты и упражнения, позволяющие наиболее эффективно набрать максимальный вес. Возраст профессиональных борцов колеблется между 18 и 35 годами. Большая часть чемпионов сумо становятся народными кумирами.
Самое большое достижение для борца – стать Ёкодзуна – Великим чемпионом; это звание присваивается пожизненно. Для сумо принципиально важны честность поединка и судейства. Это вопрос не только спорта, но и религии. Сомневаться в решении судей борцам строжайше запрещено.
В настоящее время сумо практикуется и за пределами Японии, в том числе в России. Идут переговоры о включении сумо в программу Олимпийских игр.
Кюдо.
Судьба кюдо – искусства стрельбы из лука – во многом повторяет судьбу кэндо. Как и кэндо, кюдо пользовалось наибольшей популярностью в средние века и было забыто после эпохи Мэйдзи. В 1949 была создана Всеяпонская федерация кюдо, и началось возрождение кюдо как популярного вида спорта.
В древние времена использовались луки разного размера. В современном кюдо используется стандартный японский композитный лук из дерева и бамбука длиной 2,21 м. Мишени размещаются на расстоянии 22 или 60 м. Кроме меткости, оценивается также грациозность движений лучника. Кюдо популярно среди женщин, оно входит также в школьную физкультурную программу.
Ябусамэ.
Ябусамэ – конная стрельба из лука, в средние века служила основой подготовки воинов из богатых семей; в настоящее время разновидность шоу, проходящего в период всевозможных праздничных торжеств.
Кобудзюцу.
Общее название боевых искусств тех школ, в которых обучают поединку с использованием «нестандартного» оружия – шестов, посохов, вееров, дубинок, сельскохозяйственного инвентаря. Последний особенно популярен на о.Окинава – родине каратэ.
Федерация кобудзюцу России существует с 1997.
БОЕВЫЕ ИСКУССТВА КИТАЯ (УШУ)
Ушу
(дословно воинское искусство), общее название традиционных китайских боевых искусств, чаще называемых на западе кунфу или китайским боксом. Существует множество различных направлений, ушу, которые условно делятся на внешние (вайцзя) и внутренние (нейцзя). Внешние, или жесткие стили предполагают хорошую спортивную форму бойца и большие затраты физической энергии во время тренировок. Внутренние, или мягкие стили требуют особой сосредоточенности и пластичности. Примером внешних стилей может служить стиль наньцюань («длинный кулак»), а внутренних – тайцзицюань («кулак великого предела»). Как полагают, для увеличения ударной силы владеющий стилем тайцзицюань создает волнообразный поток внутренней энергии («цзи»). Отработка приемов в тайцзицюань проводятся обычно в медленном темпе и с минимальными затратами физической энергии, а боец, внимательно следя за действиями противника, находится в состоянии готовности уйти от атаки и тотчас же выполнить ответный прием. Этот прием может быть ударом, толчком, броском или болевым воздействие на суставы рук в зависимости от конкретной боевой ситуации.
Как правило, философской основой внешних стилей служит чань-буддизм, а внутренних – даосизм. Так называемые монастырские стили традиционно относятся к внешним и ведут свое начало из буддийских монастырей, один из которых – знаменитый монастырь Шаолинь (основан ок. 500 до н.э.), где сформировался стиль шаолиньцюань, повлиявший на развитие многих стилей японского каратэ.
БОЕВЫЕ ИСКУССТВА КОРЕИ
Тхеквондо,
боевое искусство, созданное после Второй мировой войны на основе японского каратэ и традиционных корейских единоборств. В 1994 тхеквондо стало Олимпийским видом спорта и в 2000 включено в программу Олимпийских игр. Главное отличие тхеквондо от каратэ состоит в преобладании ударов ногами; в спортивном тхеквондо около 70% ударов наносится ногами и только 30% – руками. Сегодня такое соотношение поддерживается искусственно, так как правила соревнований провоцируют спортсменов к нанесению большого количества ударов ногами, которые оцениваются выше, чем удары руками. В некоторых направлениях современного тхеквондо удары руками в голову на соревнованиях запрещены.
Хапкидо
(«хапки» – корейское прочтение иероглифа «айки»), система, созданная как корейский аналог японского айкидо в 1950-е годы на основе той же школы джиу-джитсу, что и айкидо.
РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКАЯ ОСНОВА БОЕВЫХ ИСКУССТВ
Большое влияние на формирование боевых искусств Восточной Азии оказали буддизм направления чань (яп. дзэн) и даосизм. При этом боевые искусства, наряду с каллиграфией и чайной церемонией, входили в число разнообразных методов подготовки к переходу в медитативное состояние.
Таким образом, боевые искусства рассматривались в Восточной Азии не просто в качестве систем рукопашного единоборства, но и как возможность укрепить тело и ум. В Китае во многих буддийских монастырях развивались различные единоборства, с одной стороны – для обороны монастырей, с другой – как динамическая медитация и средство достижения концентрации сознания. В Японии в результате столетий вооруженной борьбы за власть образовалось военно-феодальное сословие самураев, неукоснительно соблюдавших особый моральный кодекс воина – бусидо. Огромное влияние на формирование принципов этого кодекса оказали местные религии и учения – синтоизм, конфуцианство и дзэн-буддизм. На первом месте в кодексе стояли мужество и верное служение верховному правителю; в то же время преуменьшалось значение семейных отношений, дружеских связей и самой жизни. Владение боевыми искусствами в среде самураев всячески поощрялось, поскольку считалось, что такие занятия не только способствуют совершенствованию мастерства воина, но также тренируют дух, помогают владеть собой и концентрировать внимание.
Евгений Андреев
www.krugosvet.ru
Боевые искусства: история, классификация, виды
История человечества во многом — история войн и драк. Так уж устроена жизнь, что многие и многие века хороший боец ценился куда выше поэта и музыканта. Боец был необходимостью. Драка была повседневностью. Поэт был необязательной роскошью. И так было очень долго.
Повседневность
Термин боевые искусства был введен в обиход мастерами фехтования XV столетия. Но боевые искусства как некий отдельный комплекс знаний существовал уже к тому времени как минимум два с половиной тысячелетия. Впрочем, это только в Европе. На Востоке элитарное искусство воина давно уже знали как До — Путь. Бусидо переводится просто. Это путь воина. По этой причине многие специалисты говорят о системе, а не отдельном навыке.
Именно забота о воспитании воина заставила включать в понятие боевого искусства не только навык рукопашной схватки, но и другие аспекты жизни бойца: философию, медицину, поведенческие нормы. А первоначальная элитарность этого занятия (занимались боевыми искусствами только представители благородных сословий, поскольку крестьянам и другим «тягловым» представителям человечества было просто некогда) заставила включать и светские дисциплины. Хотя и не во всех регионах. Но именно этому факту Япония и Китай обязаны развитием поэзии и каллиграфии.
Знакомо всем
Различные виды единоборств есть у всех народов. Понятие «национальная борьба» знакомо, пожалуй, всем. И тут бросается в глаза одна деталь: в древних видах единоборств почти всегда отсутствует ударная техника. А если и есть такая практика, то она сводится к ударам открытой ладонью и толчкам. Чему наглядным примером может служить сумо — одно из наиболее древних единоборств мира.
В джиу-джитсу (правильнее было бы говорить «дзю-дзютсу»), например, даже ударов в глаза и горло не было до XIV столетия примерно. Только удушение, броски, подножки. Такое пренебрежение ударами объясняется просто. Старинный доспех неплохо защищал воина. И бить по стальной пластине кулаком означал только изощренный вид самоубийства, а не победу. Кстати, у античных греков критский бокс ценился куда ниже борьбы.
Впрочем, с развитием оружейного дела индивидуальный доспех стал облегчаться или вовсе исчезать, что привело к появлению ударов во многих единоборствах. А чистые ударные техники зародились примерно в XVII столетии. Но большинство из них относятся к концу XIX — середине ХХ веков.
Во всех единоборствах большое внимание уделяют умению устоять на ногах. Что понятно — упавший воин на поле битвы заведомо жертва. Между тем много внимания отдано изучению уязвимых зон человеческого тела. Это давало шанс менее рослому бойцу выиграть противостояние у более сильного физически, но менее умелого противника.
Долой жестокость
Со временем такая кровожадная жестокость боевых искусств стала слабо востребована — сменились нормы морали и методы ведения войны. Война стала более технологической и дистанционной. Единоборства стали склоняться к современной классификации.
Спортивные. Цель: соревнование, выявление наиболее подготовленного. Отсюда жесткие правила, ограничения, защитные приспособления с целью свести травматизм до минимума. Сюда можно отнести бокс, карате, фехтование, кикбоксинг, дзюдо, вольную и классическую борьбу и другие.
Боевые единоборства. Соревнования по ним невозможны в принципе. Задача выяснить кто сильнее не стоит. Цель одна: скорейшая нейтрализация противника, выживание в критической ситуации. Как правило о морали речи тоже не идет. Сюда можно отнести бартицу англичан или израильскую крав-магу. Это сугубо прикладные, утилитарные виды. Часто имеют распространение среди спецслужб, в армейской практике.
Смешанные единоборства. Тут все ясно из названия. Смешивается все и вся. Минимум ограничений, но правила все же есть. Цель: выяснить, кто же круче. Спортсменам приходится использовать самые различные приемы и техники. Приверженцы одного какого-то стиля тут никогда ничего не достигали. Как пример можно назвать боевое самбо, кудо или древнегреческий панкратион.
Мода такая мода
Ниже приводим краткий сборник наиболее популярных видов единоборств. Большинство из них восточного происхождения. Особенность восточного мышления позволяет консервировать и систематизировать приобретенный и заимствованный опыт, что позволило создать и развить множество видов боевых единоборств.
Сават. Французский бокс, французский кикбоксинг. Родом из портовых городов Франции. Стиль уличных драк. Сочетание ударов ногами с боксерской техникой рук. Главное отличие от других техник — удары ногами в основном в нижнем ярусе, ниже пояса. Как составная часть присутствует фехтование на тростях, перешедшее в английскую систему самообороны — бартицу. Убедительные победы саватеров над бойцами других стилей доказываю эффективность этого вида единоборств. В свое время имел влияние на кикбоксинг.
Бокс. Современный потомок кулачных боев древности. Необычайно зрелищный вид спорта. Очень рациональная и эффективная система ударов и защиты вошла как составная часть во многие виды единоборств. От савата до муай-тай.
Вин-Чунь. Это скорее прикладное направление ушу. Хотя и использует опыт и техники множества школ и направлений. По одной из версий (их множество) изобретен женщиной. Так или иначе, этот стиль позволяет малорослым бойцам побеждать значительно более крупных соперников. Примечательно, что одним из выдающихся бойцов этой школы был великий Брюс Ли.
Джит Кун-До. Путь опережающего кулака. Разработан Брюсом Ли. Это скорее метод, стилевая особенность, которую можно использовать в любом виде единоборств. По сути это принцип. Тем не менее, доказавший свою действенность и эффективность как самим мастером, так и его учениками и последователями.
Джиу-джитсу. Искаженное европейское название. Более правильно было бы называть дзю-дзютсу. Японское искусство рукопашного боя, весьма разнообразное по технике и стилевой направленности. Основное отличие — мягкий уход от прямых атак. Наиболее «самурайский» прикладной вид. Повлиял на множество других видов от самбо и дзюдо до боев без правил.
Дзюдо. Спортивная разновидность джиу-джитсу. В некотором виде выхолощенный его подвид. Убраны все ударные и заведомо опасные для противника техники, оставлены преимущественно бросковые. Но даже в этом виде достаточно эффективное средство самообороны.
Ушу. Комплекс китайских боевых искусств. Берет начало от индийской боевой йоги. Послужил базой для множества видов по всему миру от Окинавы и Кореи до Бразилии. Большое значение придает внутренним тренировкам — медитации и учению о движении и регулированию потоков жизненной энергии. Много внимания отдает медицинским практикам. Характеризуется довольно округлыми движениями. Имеет множество школ и направлений от весьма мягких или оздоровительных до жестких, силовых.
Капоэйра. Бразильский вид. Смесь танца, акробатики, боя, игры. В современном виде скорее бесконтактная метода. Хотя известны и полноконтактные поединки. В плане эффективности довольно спорный вид, но превосходная школа для развития гибкости, координации, скорости. Очень зрелищный вид спорта.
Сумо. Первоначально искусство императорских телохранителей. Первое упоминание в исторических источниках относится к VIII столетию. Цель: выяснить кто из бойцов сильнее на круглой площадке. Техника, как ни странно, весьма разнообразная. Броски, толчки, подножки, удары открытой ладонью. Имеет популярность преимущественно в Японии. Но вот выдающиеся сумоисты могут быть самого различного происхождения. Сейчас, например, среди сильнейших борцов фигурируют имена чеха и монгола. Весовых категорий в сумо нет, а потому для победы большое значение имеют габариты спортсмена. Тем не менее, известны случаи многократных побед бойцов, весом менее центнера, над двухсоткилограммовыми оппонентами.
Тайский бокс или муай тай. Тайское древнее боевое искусство, смешанное индокитайскими видами. Очень жесткий вид. Но весьма эффективный как прикладной. Часто называют стилем уличных драк или боем восьми конечностей — в тайском боксе удары можно наносить практически всем: локтями, коленями, ступнями…
Кикбоксинг. По большому счету скорее направление, чем вид. Сюда можно причислить и японский К-1, и тайский бокс, и сават. Использование боксерской техники рук с ударами ногами из тхэквондо (теквондо) и карате. Зрелищный и эффективный вид спорта. Кикбоксером является известный актер Жан-Клод Ван Дамм.
Тхэквондо. Боевое искусство родом из Кореи. Характеризуется активным и разнообразным использованием ног. Причем как для ударов, так и для блоков. Знаменитый актер и спортсмен Чак Норрис начал свою карьеру именно с обучения этому виду единоборств в Южной Корее во впремя службы в армии.
Карате. Японская система защиты и нападения с минимальным непосредственным контактом. Изначально развивалась как система самозащиты. Характеризуется короткими мощными и точными ударами рук и ног по уязвимым точкам. Имеет множество школ и направлений. От мягких, бесконтактных, до спартанской кекусинкай, приверженцем которой является известный актер и спортсмен Дольф Лундгрен.
Удивительно, но многие современные компьютерные игры-симуляторы очень точно воспроизводят особенности различных стилей и школ. Так что если вам интересно разобраться в тонкостях различных боевых искусств и просто хорошо провести время, то наша любимая подборка файтингов вам в этом поможет.
steelsports.ru
Единоборство — это… Что такое Единоборство?
Единоборство —
- бой двух противников один на один без применения огнестрельного оружия;
- вид спортивного состязания, в котором два участника физически противодействуют друг другу с целью выявить победителя в схватке, используя либо только физическую силу, либо также различные спортивное снаряжение и/или ручное холодное оружие.
Цель спортивного единоборства — действуя в рамках установленных правил, проводить приемы, которые могут причинить сопернику максимальный физический ущерб либо поставить соперника в невыгодное положение, а также, соответственно, защититься от аналогичных приемов соперника.
Единоборства и Боевые искусства
Возможно, этот раздел содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники, в противном случае он может быть удалён. |
Нужно разделить понятия единоборство и боевое искусство. Не всякое боевое искусство является единоборством, так же как и не всякое единоборство может быть признано боевым искусством. Боевое искусство может подразумевать бой более 2-х противников. Тогда это никак не единоборство. С другой стороны в боевых искусствах важную роль играют духовные принципы и даже религиозные постулаты, тогда как в единоборствах все либо спортивно, либо рассматривается в прикладном аспекте.
Классификация единоборств
Единоборства, условно, подразделяются на спортивные и боевые.
Спортивные единоборства
Цель: Высшие спортивные достижения (Победа на Олимпиаде, звание международного мастера спорта ), мировая известность. В этом случае действуют более жесткие правила и ограничения (с целью минимизировать травматизм). Используются также разнообразные защитные приспособления (перчатки, капа в боксе и карате, шлемы; маски в фехтовании и др.).
Боевые единоборства
Цель: Выжить в случае смертельной опасности, и в случае гибели — нанести максимальный урон противнику. Основная задача боя — привести противников в небоеспособное состояние (вплоть до физического уничтожения). В основном — это комбинированный рукопашный бой. При обучении боевым единоборствам в программу входят ситуации, призванные помочь защите от нескольких противников, а также способы применения разнообразных подручных средств, полезные в реальной боевой ситуации.
Смешанные единоборства
Это одна из форм единоборств, когда встречаются представители разных единоборств и боевых искусств. Правила есть, но ограничений минимум, по сравнению со стилевыми и видовыми правилами соревнований, что позволяет показать спортсменам широкий арсенал технических действий.
Бои почти без правил «Мистер Силач Сэкай» 1996Другие разновидности единоборств
В зависимости от арсенала используемых материальных средств единоборства могут проходить с применением оружия (палки, колющее или рубящее холодное оружие, нунчаки и т. п.) или без.
Единоборства также различаются по доминирующей технике, в качестве которой могут, в частности, выступать удары, толчки, захваты, броски, болевые приёмы, удушения и т. п.
Примеры единоборств
Международные виды
Без оружия
С оружием
Россия
Национальные виды в других странах
См. также
Ссылки
dik.academic.ru
Единоборство — это… Что такое Единоборство?
Единоборство —
- бой двух противников один на один без применения огнестрельного оружия;
- вид спортивного состязания, в котором два участника физически противодействуют друг другу с целью выявить победителя в схватке, используя либо только физическую силу, либо также различные спортивное снаряжение и/или ручное холодное оружие.
Цель спортивного единоборства — действуя в рамках установленных правил, проводить приемы, которые могут причинить сопернику максимальный физический ущерб либо поставить соперника в невыгодное положение, а также, соответственно, защититься от аналогичных приемов соперника.
Единоборства и Боевые искусства
Возможно, этот раздел содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники, в противном случае он может быть удалён. |
Нужно разделить понятия единоборство и боевое искусство. Не всякое боевое искусство является единоборством, так же как и не всякое единоборство может быть признано боевым искусством. Боевое искусство может подразумевать бой более 2-х противников. Тогда это никак не единоборство. С другой стороны в боевых искусствах важную роль играют духовные принципы и даже религиозные постулаты, тогда как в единоборствах все либо спортивно, либо рассматривается в прикладном аспекте.
Классификация единоборств
Единоборства, условно, подразделяются на спортивные и боевые.
Спортивные единоборства
Цель: Высшие спортивные достижения (Победа на Олимпиаде, звание международного мастера спорта ), мировая известность. В этом случае действуют более жесткие правила и ограничения (с целью минимизировать травматизм). Используются также разнообразные защитные приспособления (перчатки, капа в боксе и карате, шлемы; маски в фехтовании и др.).
Боевые единоборства
Цель: Выжить в случае смертельной опасности, и в случае гибели — нанести максимальный урон противнику. Основная задача боя — привести противников в небоеспособное состояние (вплоть до физического уничтожения). В основном — это комбинированный рукопашный бой. При обучении боевым единоборствам в программу входят ситуации, призванные помочь защите от нескольких противников, а также способы применения разнообразных подручных средств, полезные в реальной боевой ситуации.
Смешанные единоборства
Это одна из форм единоборств, когда встречаются представители разных единоборств и боевых искусств. Правила есть, но ограничений минимум, по сравнению со стилевыми и видовыми правилами соревнований, что позволяет показать спортсменам широкий арсенал технических действий.
Бои почти без правил «Мистер Силач Сэкай» 1996Другие разновидности единоборств
В зависимости от арсенала используемых материальных средств единоборства могут проходить с применением оружия (палки, колющее или рубящее холодное оружие, нунчаки и т. п.) или без.
Единоборства также различаются по доминирующей технике, в качестве которой могут, в частности, выступать удары, толчки, захваты, броски, болевые приёмы, удушения и т. п.
Примеры единоборств
Международные виды
Без оружия
С оружием
Россия
Национальные виды в других странах
См. также
Ссылки
biograf.academic.ru