5 самых древних видов единоборств — Рамблер/субботний
Фото: Кадр из фильма «Не бойся, я с тобой»
У многих народов мира техника национальных боевых искусств впоследствии легла в основу единоборств, ставшими популярными в разных странах. Этнический аспект в классификации бойцовских качеств того или иного участника сражения «на кулаках» нередко имеет решающее значение.
Сходиться с русскими в рукопашной страшились
То, что с русским солдатом в рукопашной лучше не встречаться, на самой крупной войне ХХ века — Второй Мировой очень быстро поняли гитлеровцы. По воспоминаниям ветерана войны Я. В. Ковшаря, красноармейцев хорошо готовили к ближнему бою — учили бить штыком, прикладом, саперной лопаткой, показывали боксерские приемы. Многие призывники из числа сельских жителей и сами имели определенный опыт участия в «мирных» рукопашных схватках — кулачных боях. В книге «Современный бокс» чемпион мира по тайкикбоксингу Аман Атилов пишет, что на Руси одни из первых упоминаний о кулачных боях появились в летописях Нестора (1069 год). В старину у русских было два вида боев — «стенка на стенку» и «один на один». Сражения систематически происходили практически в каждом крупном городе или селе, и были организованными — специальные люди следили за соблюдением правил (чтобы бойцы не подкладывали в рукавицы посторонние предметы для утяжеления кулака). Наиболее сильные и ловкие становились «забойщиками» — их в процессе боя направляли на слабеющие участки «фронта». Ниже пояса и с заходом сзади не били, упавших не трогали, пьяных к кулачному бою не допускали. Кулачные бои любил Петр I, нередко участвовал в них сам. Екатерина II также всячески поощряла этот вид единоборств. В книге историка М. Н. Лукашова «Слава былых чемпионов» описывается случай, как гренадер из свиты Петра I одолел в бою одного их сильнейших боксеров Англии.
Монгол-Зо: боевое искусство монгольских воинов
Многовековая и территориально обширнейшая история завоеваний Монгольского Ханства говорит о том, что монголы были великими воинами, которых с измальства учили приемам ближнего боя. Как пишет монгольский историк Ч. Жугдэр, Чингисхан впервые систематизировал особую программу по подготовке своих воинов рукопашному бою в начале XIII века. Боевое искусство было триединым — монголу следовало научиться владеть всеми видами оружия, в совершенстве освоить верховую езду и уметь драться в рукопашную голыми руками. Кочевники владели знаниями анатомии, кое-что понимали в физике, геометрии и баллистике, и все это применяли в ближнем бою. Боевое искусство Монгол-Зо постоянно совершенствовалось и усложнялось. По мнению мастера карате М. Оямы, написавшего книгу «Силовое карате», в определенной степени все восточные боевые единоборства так или иначе связаны с Монгол-Зо.
Почему дагестанцы сильны в ММА
Современные дагестанские бойцы смешанных боевых искусств (ММА) считаются одними из сильнейших в мире. Дагестанский историк М. А. Дибиров пишет, что причиной тому не только хорошая школа подготовки, но и во многом генетическая предрасположенность спортсменов — практически у каждого древнего народа Дагестана (а их там проживает свыше десятка) в свое время было свое боевое искусство, и элементы рукопашного боя в нем нередко являлись неотъемлемой частью. Таким рукопашным боем был хъат кьаби (его практиковал народ багулалов) — противника разрешалось бить рукой с разжатой кистью, наносить удары ногами; борьба ругулов и мелигдун (чохское боевое искусство, где использовались жерди)… Древние дагестанцы использовали специальный рацион питания для подготовки к состязаниям, много тренировались, порой в бойцовских схватках у них принимали участи даже женщины.
Ушу: «останови оружие»
Легендарное китайское боевое искусство ушу (в переводе означает «останови оружие») зародилось в монастыре Шаолинь. О его последующем широком распространении пишет в своей книге «Восточные единоборства» публицист И. Оранский. Согласно исследованиям этого автора, систематизировал это единоборство учитель Бодхидхарма в VI веке. Впоследствии ушу разнообразилось различными стилями, основанными на подражании животным. В боевом искусстве использовались самые разные предметы из монашеского обихода — миски, плащи, посохи… В IX веке ушу стало распространяться монахами по всему Китаю, а затем последователи данного единоборства появились во всем мире. Считается, что карате-до, возникшее на острове Окинава, создано на основе именно китайского болевого искусства. Имидж непобедимости китайских мастеров ушу в современном кино создали Брюс Ли и Джеки Чан.Как тайцы уважать себя заставили
Несмотря на то, что муай тай (тайский бокс) стал популярен в Таиланде в XVI веке, широкую известность данное боевое искусство за пределами этой страны получило только в середине прошлого века, когда бойцы муай тай начали побеждать в схватках мастеров других единоборств (кикбоксеров и каратистов). Авторы учебного пособия по тайскому боксу С. И. Заяшников и О. А. Терехов считают, что прародителем муай тай стала разновидность рукопашного боя пахуют — когда бойцы без оружия сражались руками, ногами, коленями и локтями. Боксерские поединки с иностранцами впервые начали проводиться с конца XVIII века и в одном из первых сражений тайцы побили французских боксеров. Современный тайский бокс очень популярен как в Таиланде, так и в других странах. Тайские военные и полицейские обязаны изучать муай тай, а число профессиональных боксеров и любителей, занимающихся данным единоборством, превышает 130 тысяч человек.
Видео дня. Кот и пес сцепились из-за коробки
Читайте также
Единоборства. Виды и отличия. Польза и особенности
Единоборства — спортивные дисциплины, где противники вступают в борьбу один на один. Цель при этом — при помощи приемов, в соответствии с установленными правилами, нанести физический ущерб оппоненту или сделать его положение невыгодным, не позволяя сделать тоже самое с собой.
Отличительные признаки единоборств
Спортивные имеют специфические признаки, по которым их можно отличить от боевых искусств:
- Во-первых, единоборства — это спортивные дисциплины, подразумевающие проведение состязаний. Победитель выявляется в соответствии с правилами, утвержденными для каждого конкретного вида борьбы. От правил зависит техника ведения поединка и использование разнообразных тактических приемов. Причем в любом виде борьбы соперники изначально находятся в одинаковых условиях.
- Другая отличительная особенность — физический контакт соревнующихся. Это означает фактическое нанесение ударов либо выполнение бросков, для чего борцу необходимо применить силу, а также продемонстрировать определенные физические качества, такие как ловкость, гибкость, выносливость и др.
- В-третьих, для любого вида единоборств предусматривается использование специального инвентаря и экипировки спортсмена, которые также определяют технику боя. Например, в боксе это перчатки строго определенного типа, именуемые унции. Они необходимы для того, чтобы снизить травматичность ударов как для рук бьющего, так и для его противника.
- Следующий признак — разделение борцов на категории по различным критериям, основных из которых три:
— Вес. Весовых категорий в различных видах борьбы может быть разное количество, но по общему принципу их выделяется 3: спортсмены с легким весом, средним и тяжелым. Однако возможны и промежуточные варианты.
— Возраст. По возрасту борцы подразделяются на юниоров, взрослых, ветеранов и т.п. Деление на группы в соответствии с возрастом важно потому, что правила и длительность поединка будет разниться.
— Класс. Здесь все просто — это любители и профессионалы. От классовых особенностей сражающихся зависят и правила, и обмундирование. Для профессиональных соревнований они одни, а для любительских боев — другие. Например, в том же боксе профессионалы дерутся в шлемах, а любители — без таковых.
- Единоборства всегда регламентируют время поединка — число раундов и их продолжительность. Время схватки для разных категорий борцов неодинаково.
- Любой вид борьбы предполагает наличие места проведения турнира. Для бокса это ринг, для каратэ, дзюдо и т.п. — татами, для смешанных видов — октагон (специальная клетка).
- И, наконец, на состязаниях по единоборствам всегда присутствуют судьи и медицинский персонал. Это установлено регламентом.
В чем польза занятий борьбой
Силовые контактные спортивные дисциплины, независимо от вида, имеют следующие положительные стороны:
- Помогают укрепить здоровье.
- Развивают силу и ловкость.
- Повышают уровень физической подготовки.
- Позволяют натренировать мускулатуру и поддерживать ее в постоянном тонусе.
- Придают уверенности в себе.
- Могут служить для самозащиты.
А кроме того, единоборства доступны для людей различного возраста и уровня спортивной подготовки. Главное — проконсультироваться с врачом на предмет наличия противопоказаний. При четком соблюдении правил и использовании защитного обмундирования риск получения травмы существенно снижается.
Какие существуют единоборства
В основе классификации борьбы на отдельные разновидности положена специфика и способы обучения спортсменов. Выделяются:
- Боевые. Их цель — освоение приемов, позволяющих противостоять врагу в смертельно опасной ситуации, нанося ему наибольший ущерб. Здесь спортсмен обучается драться с одним и несколькими оппонентами не только голыми руками, но и используя любые предметы, имеющиеся под рукой.
- Спортивные. Как уже было сказано, главная цель борца – превзойти соперника, а не покалечить его. Сражаются между собой только двое, действуя в соответствии со строго установленными правилами. При этом участники схватки надевают защитное снаряжение.
- Смешанные. Название говорит само за себя — здесь встречаются представители разных школ и направлений, в связи с чем могут видоизменяться некоторые правила и особенности ведения боя.
- Восточные. Наиболее древняя разновидность, пришедшая с Востока. Она включает в себя не только определенные техники, но и традиции, философию. Борьба восточных народов признается наименее опасной и травмирующей.
Основные разновидности спортивных единоборств.
Греко-римская борьба
Происходит из античных Греции и Рима, однако распространилась по всему земному шару и пользуется огромной популярностью на протяжении всей истории человечества, в том числе и в наши дни. Ее суть заключается в том, чтобы заставить оппонента потерять равновесие и упасть на пол, после чего его нужно удержать на лопатках. В греко-римской борьбе множество запрещенных приемов. Так, нельзя применять подсечки и подножки, захватывать, бить противника. Допускается лишь обхватывать его руками с целью «уронить» на пол под весом своего тела. Поединок может продолжаться лежа, стоя на коленях и в любом ином положении.
Бокс
Специфика этого единоборства — нанесение ударов сопернику только руками в специальных перчатках. Помогать себе ногами, локтями или корпусом запрещено. На ринге обязательно присутствует судья, который следит за соблюдением правил, отсчитывает секунды нокаута и разнимает сцепившихся противников.
Поединок может длиться 3-12 раундов. Поражением считается падение на поверхность ринга с невозможностью подняться в течение 10 сек. (нокаут). Если сражающиеся продержались на ногах все раунды, победа присуждается судьями по количеству набранных спортсменами очков, начисляемых за хорошие удары и иные показатели, и снимаемых за падения.
Каратэ
Это восточный вид единоборства, зародившийся в Японии. Задача каратиста — удерживать равновесие в любой ситуации. Тот, кто потерял его и упал, проигрывает схватку. Бой разрешается вести руками и ногами, иногда можно использовать ножи или нунчаки. А вот захваты и перекаты применять не допускается.
Кикбоксинг
Появился в результате сочетания классического бокса с элементами каратэ и тхэквондо. Это молодая разновидность борьбы, возникшая в Соединенных Штатах и получившая признание во всем мире. Борцам разрешено пользоваться в бою не только руками, но и ногами, а также удерживать равновесие. Важным в кикбоксинге является не только сила, но и скорость нанесения ударов.
Вольная борьба
Считается подвидом греко-римской, отличительной особенностью при этом выступает возможность применения подсечек и захватов. Цель спортсмена все та же — повалить противника на лопатки и зафиксировать его в таком положении.
Сумо
Появилось благодаря японцам, в среде которых победители схватки сумо становятся национальными героями. Поединок проходит внутри специального кольца, покидать которое не допускается ни при каких обстоятельствах. В противном случае засчитывается проигрыш. Соответственно, задача сумоиста — вытолкнуть оппонента из кольца и заставить его потерять баланс. При этом используется только вес своего тела, ни удары, ни захваты не производятся. Соответственно, в борьбе участвуют только тяжеловесные спортсмены.
Айкидо
Еще одно детище страны восходящего солнца, возникшее в начале прошлого столетия. Техника боя строится исключительно на обороне, на уклонении от ударов и их предупреждении. Спортсмен не должен выступать инициатором в схватке, его задача — направить агрессию оппонента против него.
Самбо
Родина этого вида борьбы — Советский Союз. Оно возникло в связи с запретом на восточную борьбу, благодаря хитрости спортсменов, создавших дисциплину под названием «Самооборона без оружия».
Самбо включает в себя 2 отдельных направления: спортивное и боевое. В спортивном разрешается использовать удушающие и болевые приемы, а также броски. Боевое подразумевает еще и использование приемов других единоборств, разрешенные на соревнованиях.
Тхэквондо
Появилась эта борьба в Корее около 2000 лет тому назад. Но статус вида спорта и мировое признание тхэквондо получило в конце прошлого столетия. Специфика единоборства — нанесение быстрых и четких ударов преимущественно ногами. Однако использовать руки также допустимо. Цель при этом — добиться удара такой силы, чтобы «вырубить» оппонента.
Ушу
Еще один известный вид борьбы, пришедший из Китая. Многим она известна под другим названием — Кунг-Фу. Внутри него выделяется еще несколько стилей, в основе разделения лежит количество энергии, расходуемой спортсменом в поединке. Так, мягкий стиль подразумевает воздействие на чувствительные точки противника. Здесь необходимы гибкость и ловкость. В жестком стиле применяются удары, как в боксе, при этом движения борцов напоминают движения птиц, зверей и насекомых.
Это далеко не все из существующих видов борьбы. Есть и другие, отличающиеся своим происхождением и техникой. Единоборства — пожалуй, самый популярный вид физической активности, распространенный по всему миру.
Похожие темы:
Смертельный удар. Самые мощные боевые техники спецслужб
Лайф собрал подборку самых жестоких и действенных видов боевых искусств, о которых мало кто знает.
Первый день июля признан всеми российскими ветеранами боевых действий — как военнослужащими, так и сотрудниками силовых структур — днём памяти всех, кто воевал за Россию в различных вооружённых конфликтах. Война — это не про изящество, а про эффективность. Сегодня мы узнаем о наиболее убойных техниках ведения боя, используемых в спецслужбах разных стран. Они чересчур брутальны для ринга, их не покажут в кино, ведь главная цель таких систем — убить или серьёзно покалечить противника — одного, нескольких, с оружием или без…
Рукопашный бой (Россия)
Эта система активно используется нашим спецназом. Её основа — знание законов биомеханики и анатомии, на практике — контроль важнейших частей тела, таких как локти, шея, колени, талия, лодыжки и плечи. На тренировках бойцы часами изучают уязвимость человека, чтобы потом применить знания на практике. Если большинство единоборств основаны на парном бое, русский рукопашный бой заточен под противостояние одного спецназовца нескольким вооружённым противникам.
Лердрит (Таиланд)
Кадр из видео YouTube / NZ305
Этот вид рукопашного боя стоит на вооружении у элитных подразделений тайской армии. Его суть в молниеносности нападения на противника и завершении боя смертельным ударом сапогом в горло или локтем в висок. Обратная сторона лердрита — такая же жёсткая и эффективная самооборона, для которой используются колени, голени, ребро ладони. Это вам не зрелищный тайский бокс, это техника, применяемая в ситуациях на грани жизни и смерти.
Каларипаятту (Индия)
Самое древнее боевое искусство в мире, зародившееся в южноиндийском штате Керала. Имеет кучу подвидов и стилей, самый яркий и убойный из которых — марма арти. Овладевший этим искусством боец знает 108 нервных окончаний, точный удар в одно из которых приведёт к летальному исходу. Адепты каларипаятту — не машины для убийства, поэтому наряду с физическими упражнениями они практикуют сиддху, призывающую испытывать стыд от владения столь грозным оружием.
Силат (Юго-Восточная Азия)
Это целый комплекс боевых стилей, разработанный племенами, населяющими Малайзию, Сингапур и Филиппины, до сих пор применяющийся военными и пиратами. В сухом остатке все эти методики сводятся к ударам, выкручиванию суставов, эффективным броскам, захватам и использованию ножей. Для стороннего наблюдателя поединок двух мастеров силат покажется чем-то средним между очень красивым танцем и смертельно опасным единоборством.
Окичито (североамериканские индейцы)
Древняя техника боя, придуманная индейским племенем кри, — один из немногих осколков этой культуры, уцелевший после вторжения белого человека. Уникальность методики состоит в сочетании азиатских боевых искусств с применением традиционного индейского оружия, а именно томагавков, ножей и копий. Подразумевает использование оружия, в случае если его нет, применяют особенные удары руками и ногами.
Лайн (США)
Боевое искусство, разработанное в 80-х специально для американской морской пехоты. Основано на технике ведения ближнего боя как с применением оружия, так и без. Лайн рассчитан не только на убийство, но и на обезвреживание противника при помощи адски болевого приёма, чаще всего путём пары-тройки переломов. Но при необходимости пехотинец может пустить в ход штык-нож, штык, пистолет. В данном случае и против лома есть приём, и пуля — не дура, и штык — молодец. В современной армии лайн трансформировался в программу боевых искусств MCMAP, более щадящую по отношению к противнику.
Крав-мага (Израиль)
Самый неспортивный контактный бой, который сейчас широко используется израильскими силовиками. Нет чёткой системы, нет правил, главное — выжить самому и убить противника. То, что во многих боевых искусствах считается неприемлемым, — удары ниже пояса, тычки в глаза, бронебойные удары головой — здесь в порядке вещей. Применение оружия приветствуется, а современная крав-мага включает в себя ещё и эффективное использование огнестрельного оружия. Особенности израильской армии отразились на крав-маге: здесь нет пощады ни мужчинам, ни женщинам.
Ниндзюцу (Япония)
Кадр из видео YouTube / s
Боевое искусство из арсенала ниндзя, зародившееся в Стране восходящего солнца ещё в эпоху Средневековья. Оно основано на трёх блоках, первый из которых — использование окружающей среды в своих интересах, второй — нейтрализация противника, вооружённого или невооружённого, а третий — полный контроль своего тела и психики. В ниндзюцу акцент делается на шпионаже, маскировке, убийствах, на ударах исподтишка, из-за угла. Философия ниндзя учит, что любое действие человека нарушает гармонию мира и что абсолютная безопасность — иллюзия.
Капу куиалуа (Гавайи)
Другое название этого боевого искусства — луа, оно родом с Таити и до сих пор используется на Гавайях. Эта костоломная техника ведения боя густо замешана на самых грубых болевых приёмах и религиозной практике под названием мана. Для простых смертных капу куиалуа под строжайшим запретом. Дословно переводится как «два удара», это можно понимать как удары, решающие исход боя. Один недочёт противника, и он повержен. Как и везде, в этом боевом искусстве есть свои хитрости. Одна из них — обмазать себя кокосовым маслом, чтобы не быть схваченным.
Шиппалги (Корея)
Комплекс техник рукопашного боя возрастом не одно столетие, стоящий на вооружении у корейского спецназа. В него входит три системы приёмов — удары, броски, порезы. Если у вас Корея ассоциировалась с изящными боевыми искусствами, то это не про шиппалги. Поломать, покромсать, обездвижить и уничтожить противника — вот основная боевая задача. Возможно, одно из немногого, что объединяет армию Северной и Южной Кореи, — использование элементов шиппалги.
Все эти древние методики дожили до наших дней, а ведь появились ещё до возникновения спецназа. Некоторые из них, как, к примеру, рукопашный бой, родились из кулачных боёв, призванных выпустить из народа пар, чтобы предотвратить накопление разрушительной негативной силы. В XVIII веке власть их активно запрещала, потому что потасовки стенка на стенку зачастую перерастали в масштабные городские побоища. Теперь эти приёмы — залог выживания солдата.
Индейские и азиатские методики служили для обороны маленьких племён от вторжения иноземцев. В некоторых культурах жёсткие приёмы уравновешивались миролюбивой философией. Спустя десятки веков спецслужбы позаимствовали от этих боевых техник всё самое сильное и эффективное. В частности — понимание того, что тактически и стратегически самооборона — это нападение.
Солонин Ярослав
Виды боевых искусств Китая — классификация, стили
Виды боевых искусств Китая содержат в себе разнообразные стили и техники боя. Сотни различных стилей китайских боевых искусств были разработаны в течение последних двух тысяч лет, многие из них могут похвастаться собственными методами и идеями боя. Существуют стили, имитирующие движения и повадки животных, другие, черпают вдохновение из многообразия китайских философий и мифологий.
Многие китайские боевые искусства основаны на вере в освоение энергии ци, другие же сосредоточиваются исключительно на демонстрации совершенства человеческого тела для различных конкурсов и выставок. Это богатое разнообразие стилей стало причиной создания классификации боевых искусств.
Классификация видов китайских боевых искусств
Боевые искусства классифицируют по географическому расположению и региональной принадлежности, в зависимости от места происхождения стиля, его можно отнести либо к северным кулаку, либо к южному кулаку.
Три великие религии даосизма, буддизма и ислама связаны со стилями боевых искусств. Есть также много других критериев, используемых для определения группы китайских боевых искусств, например, имитационный стиль, легендарный стиль, исторические стили и семейные стили. Другой, более современный подход состоит в описании стиля в соответствии с их боевым фокусом.Географическая классификация: традиционным делением стилей между северной и южной стороной является река Янцзы. Известно изречение о китайских боевых искусствах – “Южный кулак и Северные ноги”. Эта поговорка делает акцент на разнице между двумя группами.
Несмотря на такие различия они не являются абсолютными, и есть много северных стилей, которые используют руки в технике боя и, наоборот, есть много различных типов ударов ног в некоторых южных стилей.
Северные стили китайских боевых искусств
Северные стили по технике включают в себя глубоко расширенные боевые стойки, такие как лошадь, лук, капля, и дракон, что связано с переходами, способными быстро менять направление, в котором сила не выдается.
Боевые искусства северного стиля делают акцент на ноги и акробатику. Некоторые видят причину этого в том, что северные китайцы, как правило, выше, чем живущие в южном Китае, и такая подготовка дает преимущество в движении, особенно в ногах.
Северные стили обладают ярко выраженными различиями от видов боевых искусств Юга Китая. Влияние северного стиля можно найти в традиционных корейских боевых искусствах и их акцентом на высокие удары ногами.
Группа видов северных боевых искусств включает в себя многие прославленные стили, такие как багуачжан – “Ладонь Восьми Триграмм”, бацзицюань, ча, Хуаджао, Коготь орла, Северный Богомол и тайцзицюань – “Кулак Великого Предела”.
Южные виды боевых искусств Китая
Южные китайские боевые искусства характеризуется низкой боевой стойкой и короткими мощными движениями, которые сочетают в себе оба типа движений: нападения и защиты. На практике, большое внимание уделяется использованию в технике рук и тела, а не высокие удары ногами и акробатические движения.
Некоторые полагают, что это из-за физического телосложения южных китайцев. На юге Китая техника основана на короткие, прямые и мощные удары. Кроме того, из-за плотности городского населения и влажного климата – упор пошел на технику рук.
Южные виды боевых искусств были созданы и использовались китайскими повстанцами.
Влияние южного стиля можно найти в Годзю-рю, стиле каратэ из Окинавы. Термин Южный стиль обычно применяется к пяти стилям семьи Южного Китая: Чой Гар, Ханг Га, Лау Гар, Ли и Мок Гар. Другие стили включают в себя: Чой Лэй Фат, Фуцзянь – Белый журавль, Пять Предков, Вин Чун, Хакка, Южный Богомол и Дракон.
Есть общие подразделения видов Южных стилей в связи с их сходными характеристиками и общим наследием. Например, Фуцзянь и Хакка – эти виды боевых искусств Китая можно считать одним из таких подразделений.
Во время драк кулачных бойцов из этих систем предпочитают короткие шаги и ближний бой, с оружием в руках, расположенным близко к груди, локти опущены и держатся ближе к бокам тела, для более эффективной защиты. Стиль Южного кулака стал отдельной и самостоятельной составляющей обучения ушу – это система, включающая ключевые элементы каждого крупного южного стиля боевых искусств Китая.
Другие географические классификации видов боевых искусств Китая
Китайские боевые искусства также могут быть определены региональными ориентирами – областями, городами или даже деревнями. Как правило, определение стиля указывает на регион происхождения, но может также описывать место, где стиль получил свою репутацию.
Исторически сложилось, что в Китае существует 18 провинций. В каждой провинции есть свои собственные стили боевых искусств. Например, в Хингуи, в настоящее время существует три основных направления: Шаньси, Хэбэй и Хэнань.
Каждая ветвь имеет уникальные характеристики, но все они могут быть прослежены от оригинального боевого искусства, разработанного Ли и семьей Дай. Особый вид боевого искусства также может быть определен по городу, где его практиковали.
Например, на Севере, в городах Пекине или Тяньцзине создали различные стили боевых искусств. Кроме того, на юге страны, в городах Шанхай, Кантон и Футшан, представлены все центры развития боевых искусств. Старые стили боевых искусств можно приписать по принадлежности к деревне. Например, стиль тай-чи является филиалом Чен Тай-Чи, происходящих из деревни Заобо.
Классификация стилей на духовные(внутренние) и физические(внешние) параметры
Различие между внешними и внутренними видами боевых искусств идет с 1669г. Кеннеди и Го пишут, что внешняя и внутренняя классификация видов боевых искусств стали популярны только в республиканский период. Независимо от происхождения классификации внешних и внутренних стилей, различие становится менее значимым, так как все китайские боевые искусства имеют внешние и внутренние компоненты.
Физические (внешние) стили боевых искусств
Внешние стили часто ассоциируются с китайскими боевыми искусствами. Для них характерны быстрые и взрывные движения с акцентом на физическую силу и ловкость. Внешние стили включают в себя традиционные стили с упором на применение боевых действий.
Примеры внешних стилей: Шаолиньцюань, с его прямыми взрывными атаками, и многие формы ушу, которые имеют захватывающие воздушные приемы. Обучение начинается с акцентом на мышечную силу, скорость и гибкость. Большинство китайских стилей боевых искусств, классифицируются как внешние стили.
Духовные (внутренние) стили боевых искусств
Внутренние стили сосредоточены на понимании духа, разума, Ци (дыхание, или поток энергии) и использование силы противника противника, путем перевода энергии, а не мышечное напряжение и грубой силы.
Хотя принципы, которые отличают внутренние стили от внешних были описаны в начале 18-го века Чжан Най-чжоу.
Обучение внутреннему стилю начинается с растяжения и укрепления мышц, а также с координации от позы к позе.Все упражнения выполняются в медленном темпе. Считается, что это улучшает координацию и баланс за счет увеличения рабочей нагрузки.
Религиозные классификации видов боевых искусств
Боевые искусства являются важным компонентом китайской культуры, которые также влияют на различные религии в Китае. Многие стили были созданы группами людей, которые находились под влиянием одной из трех великих религий: буддизма, даосизма и ислама.
Буддийские стили боевых искусств Китая
Буддийские стили возникли и практиковались в буддийских храмах, а затем распространились со временем и в общество. Эти стили часто включают в себя буддийскую философию, образы, цифры и принципы. Наиболее известными из них являются боевые искусства Шаолиня: Шаолиньцюань, Хун Гар, Вин Чун, стиль дракона и белого журавля.
Термин «Шаолинь» используется для обозначения тех стилей, которые ведут свое происхождение от Шаолиня, будь то монастырь Шаолинь в провинции Хэнань, или другой храм Шаолиня, связанный с такими храмами, как Южный Шаолинь в провинции Фуцзянь, или даже блуждающих монахов Шаолиня.
Более ограничительные определения включают только те стили, которые были разработаны на территории храма или даже просто оригинального храма Хэнань. Одна общая тема для этой группы видов боевых искусств Китая является объединение с философией Дзэн буддизма.
Даосские стили боевых искусств Китая
Даосских стилей в народе, связанных с даосизмом немного, и считают, что они были созданы в основном в пределах даосских храмов или даосскими подвижниками, которые часто распространяют свои учения среди мирян. Эти стили включают в себя подготовку в храме Удан, изучение даосских принципов, философии и образов. Некоторые из них: тайцзицюань, багуачжан.
Исламские стили боевых искусств Китая
Исламские стили являются те, которые практиковались традиционно исключительно или главным образом мусульманским меньшинством хуэй в Китае. Эти стили часто включают в себя мусульманские принципы или образы. Некоторые из этих стилей: Тань Туй, синъицюань и Кьешикан.
Имитационные стили боевых искусств Китая
Имитационные стили были разработаны на основе характеристик конкретных птиц, животных или насекомых. Вся система борьбы была разработана на основе наблюдений за движением, боевыми способностями и духом животных.
Примеры наиболее известных стилей: белый журавль, тигр, обезьяна (Houquan), собака и богомол.
В некоторых системах, различных от животных, используется симбиоз стилей в системе.
Интересно! Боевое искусство “Пять Животных Шаолинь” : включает в себя образы тигра, журавля, леопарда, змеи и дракона.
Кроме того, существует двенадцать животных в Ю Хинг практике.
Другой тип подражательных стилей касается состояния бойца. Например, в пьяном стиле, исполнитель пытается имитировать случайные неконтролируемые движения опьянения для выполнения методов, которые совершенно спокойны и неожиданные для противника. Самый известный фильм на основе пьяного стиля является пьяный мастер, в главных ролях с Джеки Чаном.
Легендарные и исторические стили боевых искусств Китая
Многие китайские виды боевых искусств основаны на легендах или исторических личностях. Примерами таких стилей, основанных на легендах и мифах: Восемь Бессмертных и стиль Дракона.
Семейные виды боевых искусства Китая
Под сильным влиянием конфуцианской традиции, многие стили названы в честь основателя системы. Пять семей (Чой, Хунг, Лау, Лей, Мок) – южные китайские боевые представители семейных стилей. Семейные стили имели еще различные подразделения. Например, семьи Чэнь, Ян, У и Сан представляли различные подходы к обучению искусства тайцзи-цюань.
Другие виды боевых искусств Китая
Различные классификации стилей боевых искусств Китая безграничны. Некоторые стили названы в честь известных китайских философий. Багуачжан основана на даосской философии из восьми триграмм (багуа). Некоторые стили названы в честь ключевого понимание самой системы обучения. Например, Лиухебафа – это система, основанная на идеях шести комбинаций и восьми методов.
Северный стиль будет делать акцент на ударную технику ногами, южные стили используют технику боя, но с акцентом на руки.
Ниже представлен далеко не полный перечень боевых искусств Китая:
- Бафацуань (Bafaquan) – стиль восьми методов
- Багуачжан – стиль восьми триграмм
- Бак Мэй (Bak Mei) – стиль Белая Бровь
- Дим Мак
- Кунг-Фу
- Бацзицюань – стиль восьми конечностей кулака (в основе 72 удара локтями)
- Стиль Черный Тигр Кунг-Фу
- Чацюань – короткий кулак
- Чанцюань – длинный кулак
- Чуо Цзяо – стиль ударов ногами – “пробивающая стопа”
- Чоу Гар – Южный Богомол
- Чой Гар – Крыса Кунг-Фу
- Чой Лэй Фат
- Даченгкуан (Dachengquan) – Великие достижения боя
- Дитангкуан (Ditangquan) – Первый подверженный кулак
- У Пи Кунг-Фу
- Дракон Кунг-Фу
- Стиль – “Опрокидывание кулак”
- Фэнг Шоу – “Рука ветра”
- “Пять Предков”
- Пять животных
- Фуцзянь – “Белый журавль”
- “Коготь Тигра”
- “Собачая лапа”
- Хун Ча
- Hop Гарь
- “Обезьяний стиль”
- Хун Фут – стиль кунг-фу
- Хун Гар – или Хунг Куен, Шаолиньский стиль
- Кунтао – Путь кулака
- Куен ли – путь кулака
- Лай Тунг ? – Шаолиньский стиль, который смешивает длинный и короткий кулак
- “Стиль Леопарда” Кунг-Фу
- Ли (Lee) Семья
- Лю
- Мэйхуачжуан – “Кулак сливы Мэйхуа”
- Мок Гар
- Южный кулак
- Северный Богомол
- Северный Шаолинь – Бак
- Пай Лум – Белый Дракон
- Сан – Су
- Южный Шаолинь
- Шуай Цзяо – китайский рэслинг
- Шэцюань – стиль змеи
- Южный Богомол
- Тайцзи-цюань
- Таньтуй
- Тянь-Шань
- Вин Чунь
- Син И Цюань – “Кулак Формы и Воли”
- Коготь Орла
- Кулак природы
- Пьяный Кулак
- Шаолинь
Просмотры: 1 771
Боевые искусства: история, классификация, виды
История человечества во многом — история войн и драк. Так уж устроена жизнь, что многие и многие века хороший боец ценился куда выше поэта и музыканта. Боец был необходимостью. Драка была повседневностью. Поэт был необязательной роскошью. И так было очень долго.
Повседневность
Термин боевые искусства был введен в обиход мастерами фехтования XV столетия. Но боевые искусства как некий отдельный комплекс знаний существовал уже к тому времени как минимум два с половиной тысячелетия. Впрочем, это только в Европе. На Востоке элитарное искусство воина давно уже знали как До — Путь. Бусидо переводится просто. Это путь воина. По этой причине многие специалисты говорят о системе, а не отдельном навыке.
Именно забота о воспитании воина заставила включать в понятие боевого искусства не только навык рукопашной схватки, но и другие аспекты жизни бойца: философию, медицину, поведенческие нормы. А первоначальная элитарность этого занятия (занимались боевыми искусствами только представители благородных сословий, поскольку крестьянам и другим «тягловым» представителям человечества было просто некогда) заставила включать и светские дисциплины. Хотя и не во всех регионах. Но именно этому факту Япония и Китай обязаны развитием поэзии и каллиграфии.
Знакомо всем
Различные виды единоборств есть у всех народов. Понятие «национальная борьба» знакомо, пожалуй, всем. И тут бросается в глаза одна деталь: в древних видах единоборств почти всегда отсутствует ударная техника. А если и есть такая практика, то она сводится к ударам открытой ладонью и толчкам. Чему наглядным примером может служить сумо — одно из наиболее древних единоборств мира.
В джиу-джитсу (правильнее было бы говорить «дзю-дзютсу»), например, даже ударов в глаза и горло не было до XIV столетия примерно. Только удушение, броски, подножки. Такое пренебрежение ударами объясняется просто. Старинный доспех неплохо защищал воина. И бить по стальной пластине кулаком означал только изощренный вид самоубийства, а не победу. Кстати, у античных греков критский бокс ценился куда ниже борьбы.
Впрочем, с развитием оружейного дела индивидуальный доспех стал облегчаться или вовсе исчезать, что привело к появлению ударов во многих единоборствах. А чистые ударные техники зародились примерно в XVII столетии. Но большинство из них относятся к концу XIX — середине ХХ веков.
Во всех единоборствах большое внимание уделяют умению устоять на ногах. Что понятно — упавший воин на поле битвы заведомо жертва. Между тем много внимания отдано изучению уязвимых зон человеческого тела. Это давало шанс менее рослому бойцу выиграть противостояние у более сильного физически, но менее умелого противника.
Долой жестокость
Со временем такая кровожадная жестокость боевых искусств стала слабо востребована — сменились нормы морали и методы ведения войны. Война стала более технологической и дистанционной. Единоборства стали склоняться к современной классификации.
Спортивные. Цель: соревнование, выявление наиболее подготовленного. Отсюда жесткие правила, ограничения, защитные приспособления с целью свести травматизм до минимума. Сюда можно отнести бокс, карате, фехтование, кикбоксинг, дзюдо, вольную и классическую борьбу и другие.
Боевые единоборства. Соревнования по ним невозможны в принципе. Задача выяснить кто сильнее не стоит. Цель одна: скорейшая нейтрализация противника, выживание в критической ситуации. Как правило о морали речи тоже не идет. Сюда можно отнести бартицу англичан или израильскую крав-магу. Это сугубо прикладные, утилитарные виды. Часто имеют распространение среди спецслужб, в армейской практике.
Смешанные единоборства. Тут все ясно из названия. Смешивается все и вся. Минимум ограничений, но правила все же есть. Цель: выяснить, кто же круче. Спортсменам приходится использовать самые различные приемы и техники. Приверженцы одного какого-то стиля тут никогда ничего не достигали. Как пример можно назвать боевое самбо, кудо или древнегреческий панкратион.
Мода такая мода
Ниже приводим краткий сборник наиболее популярных видов единоборств. Большинство из них восточного происхождения. Особенность восточного мышления позволяет консервировать и систематизировать приобретенный и заимствованный опыт, что позволило создать и развить множество видов боевых единоборств.
Сават. Французский бокс, французский кикбоксинг. Родом из портовых городов Франции. Стиль уличных драк. Сочетание ударов ногами с боксерской техникой рук. Главное отличие от других техник — удары ногами в основном в нижнем ярусе, ниже пояса. Как составная часть присутствует фехтование на тростях, перешедшее в английскую систему самообороны — бартицу. Убедительные победы саватеров над бойцами других стилей доказываю эффективность этого вида единоборств. В свое время имел влияние на кикбоксинг.
Бокс. Современный потомок кулачных боев древности. Необычайно зрелищный вид спорта. Очень рациональная и эффективная система ударов и защиты вошла как составная часть во многие виды единоборств. От савата до муай-тай.
Вин-Чунь. Это скорее прикладное направление ушу. Хотя и использует опыт и техники множества школ и направлений. По одной из версий (их множество) изобретен женщиной. Так или иначе, этот стиль позволяет малорослым бойцам побеждать значительно более крупных соперников. Примечательно, что одним из выдающихся бойцов этой школы был великий Брюс Ли.
Джит Кун-До. Путь опережающего кулака. Разработан Брюсом Ли. Это скорее метод, стилевая особенность, которую можно использовать в любом виде единоборств. По сути это принцип. Тем не менее, доказавший свою действенность и эффективность как самим мастером, так и его учениками и последователями.
Джиу-джитсу. Искаженное европейское название. Более правильно было бы называть дзю-дзютсу. Японское искусство рукопашного боя, весьма разнообразное по технике и стилевой направленности. Основное отличие — мягкий уход от прямых атак. Наиболее «самурайский» прикладной вид. Повлиял на множество других видов от самбо и дзюдо до боев без правил.
Дзюдо. Спортивная разновидность джиу-джитсу. В некотором виде выхолощенный его подвид. Убраны все ударные и заведомо опасные для противника техники, оставлены преимущественно бросковые. Но даже в этом виде достаточно эффективное средство самообороны.
Ушу. Комплекс китайских боевых искусств. Берет начало от индийской боевой йоги. Послужил базой для множества видов по всему миру от Окинавы и Кореи до Бразилии. Большое значение придает внутренним тренировкам — медитации и учению о движении и регулированию потоков жизненной энергии. Много внимания отдает медицинским практикам. Характеризуется довольно округлыми движениями. Имеет множество школ и направлений от весьма мягких или оздоровительных до жестких, силовых.
Капоэйра. Бразильский вид. Смесь танца, акробатики, боя, игры. В современном виде скорее бесконтактная метода. Хотя известны и полноконтактные поединки. В плане эффективности довольно спорный вид, но превосходная школа для развития гибкости, координации, скорости. Очень зрелищный вид спорта.
Сумо. Первоначально искусство императорских телохранителей. Первое упоминание в исторических источниках относится к VIII столетию. Цель: выяснить кто из бойцов сильнее на круглой площадке. Техника, как ни странно, весьма разнообразная. Броски, толчки, подножки, удары открытой ладонью. Имеет популярность преимущественно в Японии. Но вот выдающиеся сумоисты могут быть самого различного происхождения. Сейчас, например, среди сильнейших борцов фигурируют имена чеха и монгола. Весовых категорий в сумо нет, а потому для победы большое значение имеют габариты спортсмена. Тем не менее, известны случаи многократных побед бойцов, весом менее центнера, над двухсоткилограммовыми оппонентами.
Тайский бокс или муай тай. Тайское древнее боевое искусство, смешанное индокитайскими видами. Очень жесткий вид. Но весьма эффективный как прикладной. Часто называют стилем уличных драк или боем восьми конечностей — в тайском боксе удары можно наносить практически всем: локтями, коленями, ступнями…
Кикбоксинг. По большому счету скорее направление, чем вид. Сюда можно причислить и японский К-1, и тайский бокс, и сават. Использование боксерской техники рук с ударами ногами из тхэквондо (теквондо) и карате. Зрелищный и эффективный вид спорта. Кикбоксером является известный актер Жан-Клод Ван Дамм.
Тхэквондо. Боевое искусство родом из Кореи. Характеризуется активным и разнообразным использованием ног. Причем как для ударов, так и для блоков. Знаменитый актер и спортсмен Чак Норрис начал свою карьеру именно с обучения этому виду единоборств в Южной Корее во впремя службы в армии.
Карате. Японская система защиты и нападения с минимальным непосредственным контактом. Изначально развивалась как система самозащиты. Характеризуется короткими мощными и точными ударами рук и ног по уязвимым точкам. Имеет множество школ и направлений. От мягких, бесконтактных, до спартанской кекусинкай, приверженцем которой является известный актер и спортсмен Дольф Лундгрен.
Удивительно, но многие современные компьютерные игры-симуляторы очень точно воспроизводят особенности различных стилей и школ. Так что если вам интересно разобраться в тонкостях различных боевых искусств и просто хорошо провести время, то наша любимая подборка файтингов вам в этом поможет.
Виды боевых искусств Азии
Виды боевых искусств, в основном, базируются на культурных традициях разных народов и на основах физической подготовки. Они включают работу руками и ногами, предусматривают практику ударов при помощи коленей, локтей, головы, работают над захватами, бросками и даже возможно использовать разные виды оружия. И все эти упражнения и навыки направлены не только для физического, но и для духовного самосовершенствования. И основная цель практически любой боевой техники это самооборона. При этом есть виды боевых искусств, которые под влиянием определенных культурных и исторических факторов приняло форму единоборства или даже танцевального направления.
У большинства боевых искусств очень увлекательная и необычная история. Но так как в целом боевых искусств сегодня очень много, рассказать обо всех в пределах одной статьи просто невозможно, для этого потребуется написание толстой книги. Мы решили в связи с этим остановиться только на некоторых видах борьбы, а именно на азиатских боевых искусствах.
Боевые искусства Японии
Рост их популярности в этой стране приходится на средние века. Именно в те времена Япония вела войны, так что борьба за выживание и о благо своей страны стало жизненным кедом самураем. Представители аристократии военной в Японии в такой ситуации просто не могли не изучать боевые искусства. Хотя, было в те годы и множество людей, которые решали изучать боевое дело ради спортивного интереса, только с целью улучшения своей спортивной формы. Иногда они участвовали в специальных состязаниях. Но в любом случае, какую бы цель японцы не преследовали при изучении боевых искусств, они приобретали необходимые навыки для самозащиты и для защиты своей семьи.
В Японии видов боевых искусств немало. Это и айкидо, каратэ, джиу-джитсу, дзюдо и кендо. Каратэ учит бороться без использования оружия. Айкидо это даже не искусство боя, а искусство самообороны, в котором учат врагов одолевать с минимальными физическими усилиями и без нанесения им телесных серьезных повреждений. Джиу-джитсу дает основы техники бросков и захватов. Дзюдо имеет много общего с айкидо, причем ведется такой бой совершенно без оружия. А вот в кендо предусмотрено использование меча из бамбука. Все виды искусств Японии по – своему интересны и разнообразны. Они учат защищаться, развивают отличную реакцию, внимательность, но при этом многие из японских видов боевых искусств не нацелены на то, чтобы добить своего соперника. Так что их вполне можно назвать мягкими.
Корейские боевые искусства
Боевые искусства Кореи это в основном боевые искусства других народов, которые были несколько видоизменены и адаптированы в Корее. Хотя, есть и некоторые виды боевых искусств, которые берут начало в этой стране. Очень часто корейские виды искусства имеют общие черты с японскими и китайскими. Самыми популярными можно назвать хапкидо и таеквондо. Также встречаются такие разновидности, как Син Му Хапкидо, Хэдонг Кумдо, Хан пул, Хан Му До, Конг Су до и Юдо. В основном все виды боевых искусств включают активные силовые тренировки, способствующие развитию физической форы, внимательности, отличной реакции, а также предусмотрены обязательны тренировки ума. В Корее считается очень важным, чтобы у спортсмен был живой и активный мозг, который как раз и помогает контролировать ситуацию и быстро реагировать на её изменение.
Искусства боя Китая
Тем более, что они считаются сегодня самыми древними среди всех боевых искусств. Так что спарринги, силовые тренировки и фехтование, а также восемь техник Шаолиня можно называть основой буквально любого вида боевого искусства, которое мы знаем сегодня. Вариантов в Древнем Китае было очень много. Некоторые техники видоизменились и перекочевали в другие страны, некоторые остались известными до сих пор. Самыми распространенными можно назвать такие боевые искусства, как Син-И, Кунг-фу, Лау Гар, Стиль Обезьяны, Багуа, Стиль Белого Журавля, Орлиный коготь и тайцзи-цюань. Они до сих пор активно практикуются не только в Китае, но уже и в других странах мира.
Рассуждать на тему, какое боевое искусство лучше, а также рассматривать их отличия, совсем неуместно. Все известные на сегодняшний день искусства ведения боя разных стран и народов имеют свои отличия. Они разные даже несмотря на то, что есть у некоторых много общего. Отличительные черты при этом даже у очень похожих на первый взгляд видов боевых искусств помогают выделить их, подчеркнуть их особенные характеристики, уникальность и неповторимость. Объединяет их все вместе только одно – их цель. Любое боевое искусство, в какой бы стране оно ни было создано, продумано для самообороны, для защиты себя и своей семьи, а также для защиты страны в целом от разнообразных угроз. А также с цель самосовершенствования духовного и физического, что очень немаловажно было всегда.