Машины без водителей появятся на дорогах через пять лет — Российская газета
Роботу-автомобилю предсказывают блестящее будущее. Он безопаснее, лучше соблюдает правила дорожного движения, менее агрессивен, чем человек, заявил на международной конференции по робототехнике в Калифорнии Крис Армсон, руководитель проекта автомобилей-роботов компании «Гугл». Эта фирма сегодня ведущая в мире по созданию подобной техники. А другой специалист «Гугл» Энтони Левандовски вообще уверен, что «умные автомобили» будут ездить по дорогам уже через 5 лет.
Пожалуй, такой оптимизм чрезмерен, но успехи энтузиастов впечатляют. Машины без водителя уже исколесили по дорогам только Америки и Европы сотни тысяч километров. Они развивают скорость до 130 км/час, маневренны, уверенно идут на обгон и идеально выполняют все правила движения. А созданные итальянскими инженерами беспилотники совершили марш-бросок от Милана до Шанхая, выдержав испытания даже «знаменитыми» российскими дорогами. Правда, итальянцы немного упростили свою задачу. Автомобили разбили на пары — в каждой была ведущая машина, где водитель изредка вмешивался в управление, и ведомая, которая ориентировалась по идущей впереди.
-Уже лет 20 в разных странах испытывают автомобильные беспилотники, — говорит доктор физико-математических наук Владимир Павловский из Института прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН. — Хотя они не были напичканы таким обилием суперсовременной техники, как нынешние роботы, но вполне справлялись со своей задачей. Конечно, ездили там, где нет человека, главным образом по проселочным дорогам. Так что основные принципы функционирования робота-автомобиля уже тогда были в принципе понятны. А все остальные годы идет главным образом совершенствование этой техники.
Нынешнее авто без пилота — это настоящий научный центр: чуть ли не десяток видеокамер, лазерные радары (лидары) для определения расстояния и создания трехмерной картинки окружающего пространства, ультразвуковые локаторы для задней парковки, системы, способные «видеть» через несколько автомобилей, чтобы успеть заранее отреагировать на неожиданные коллизии, которые могут возникнуть из-за находящихся впереди машин. И, конечно, робот оснащен системой навигации, чтобы уверенно ориентироваться в пространстве.
— Эти данные собираются в мощный компьютер, который анализирует ситуацию и фактически управляет автомобилем, — объясняет Павловский. — А еще есть десяток микропроцессоров, которые регулируют работу двигателя, тормозной и других систем и даже «дворников» на стеклах. Кроме того, по всему автомобилю установлены датчики и сенсоры, следящие за множеством самых разных параметров: давлением в колесах, температурой масла, системой охлаждения и т.д. Все данные передаются в главный «мозг» робота, так что у него каждую секунду все под контролем.
Оценки показывают, что беспилотники кардинально изменят ситуацию на дорогах. В разы снизится число аварий, а также нагрузка на водителей. Роботы позволят если не решить, то намного смягчить проблему пробок. Ведь ралли беспилотников демонстрируют, что расстояние между ними можно значительно уменьшить без ущерба для безопасности движения. А значит увеличится пропускная способность дорог.
И здесь возникает естественный вопрос. Если робот такой умный и оснащен техникой практически на все случаи жизни, если уже управляет авто лучше человека, как утверждает гуру «Гугла» Крис Армсон, то почему этот «идеальный Козлевич» еще не на дорогах? Кто его тормозит? Скажем сразу: беспилотник уже пробил тропинку к признанию. Уже в трех штатах США вступил в силу закон, разрешающий беспилотникам езду по автомагистралям без активного вмешательства человека. Правда, рядом с роботом должен сидеть оператор, чтобы при экстраординарных ситуациях принять меры. Пока речь идет только о трассах, которые не являются федеральными. Там роботам появляться запрещено. Опыт показал, что беспилотники оправдывают свою репутацию, с ними произошла всего одна авария, причем по вине какого-то неосторожного водителя, который врезался в механического «конкурента».
По мнению Владимира Павловского, признание беспилотников — это вопрос времени. Нужно накопить статистику, доказать с цифрами в руках явное преимущество робота над человеком. Хотя, к примеру, в Германии в будущем году намерены продать несколько беспилотников, чтобы ездить по автобанам. Речь не идет о его полной автономии, скорее это помощник водителя, аналог автопилота в самолете. Если водитель захочет отдохнуть, то может передать управление роботу. И взяться за руль только в каких-то сложных ситуациях.
— Вполне могут появиться автоматические системы парковки, — считает Павловский. — Несколько лет назад видел во Франции, как человек вышел из машины и направился к супермаркету, а его авто самостоятельно припарковалось. Сейчас уже некоторые фирмы предлагают такую технику к продаже.
Конечно, пока у беспилотника немало проблем, скажем, он плохо ориентируется в тумане, при сильном дожде, снегопаде. Кроме того, цена умной электроники больше, чем самого «железа». Но все это решаемые вопросы. Однако остается главный: сможет ли беспилотник «ужиться» на дороге с человеком? По мнению Павловского, технически это вполне реально. Правда, не в таких мегаполисах, как Москва, Париж, Токио. И при обязательном условии: человек обязан, как и робот, строго следовать букве правил движения. Не проскакивать на красный свет, не подрезать партнеров по движению, не превышать скорость и т.д.
Это уже из области фантастики, скажут многие. Скорее Луна упадет на Землю, чем человек впишется в рамки правил. А сколько за рулем неумелых водителей, которым вообще противопоказано выезжать на трассу. Своими выкрутасами и маневрами они любого робота с «ума» сведут. Никакой электронный мозг не сможет предусмотреть все варианты дорожных ситуаций. А значит, попав в дорожный поток с реальными водителями, робот довольно быстро выйдет из игры — навсегда остановится. Словом, человек и беспилотник на дороге вряд ли совместимы. Аргумент серьезный. Но, может быть, появление на дороге механического «джентльмена» станет стимулом для всех водителей не ударить в грязь лицом перед «железом», вспомнить, что они все же homo sapiens.
Кстати
В России ведутся работы по созданию роботов-автомобилей. Так, при поддержке Российской академии наук ученые Института прикладной математики РАН разрабатывают беспилотник для движения по проселочным дорогам. Бортовой компьютер управляет двигателем, трансмиссией, сцеплением, торможением, рулем. Этот автомобиль без пилота прошел испытания и показал такую же точность движения, как при управлении человеком.
Человек на машине во сне видеть. Сонник, толкование снов Человек на машине
Приснился мне очень реалистичный сон, правда такие мне снятся довольно часто, но вот что бы он меня сильно заинтересовал, это один из первых..Подробности я помню плохо, но в целом суть понять можно!
Я и мои мать и отец приехали на новой легковой машине (в реале у моего отца джип) к какому то зданию (зима и по краям сугробы) оставили машину на обочине где стояли и другие машины, и пошли в это здание, и в здании было большое помещение, где много прилавков магазина, события в магазине я помню плохо.. Ждали продавщицу пока она зайдет за прилавок, что то покупали..
И потом выходим, и идем к машине, подходим к машине а ее нету, отец начинает паниковать, и куда то уходит (вроде хвать охранника или что то типо того), со стороны дороги где стояла машина — сопка с деревьями (это уже из моего поселка от куда я родом) и вокруг знакомые места с того же поселка, я поднимаюсь на сопку пытаюсь увидеть машину, мать стоит на месте где должна была быть машина, к ней подъезжают знакомые на грузовике, я в это время пытаюсь слезть с сопки, но большой слой снега, и ноги проваливаются, и я так пытаюсь идти до дороги, потом знакомые которые подъехали пропадают, я похожу к матери, и вспоминаю про сигнализацию, и брелок, и начинаю тыкать на кнопки на брелоке что бы услыхать звук сигнализации, озираюсь по сторонам, прислушиваюсь, и потом в голове мысль что поздно до этого догадался.. Потом приходит отец, и идет к машине (она теперь из легковой превратилась в джип который у отца в реале) которая стоит на стоянке, напротив места где мы оставили машину, среди других машин….
Дальше я помню плохо….. В итоге получилось так что толи отец поставил ее туда и забыл или еще что то… Потом резкий перескок (возможно просто не запомнил эту часть сна) и мы сидим в машине (уже опять в новой легковой) возле забора дома где я жил (напротив лес как и в реале), отец за рулем, я на заднем сидении, мы о чем то говорим (разговор я помню плохо, и не знаю его начало, помню только слова что мол надо иметь три машины что бы мне давать ездить, и при этом он недоволен), потом мы спускаемся на машине по улице, и в небе происходит несколько ярких вспышек, мы едем дальше, и резко происходит очень яркая вспышка с грохотом, мы съезжаем на машине в проулок останавливаемся и смотрим в небо, и я вижу в небе сначала один летающий корабль крупным планом сферической формы и вокруг кольцо как у Сатурна!,
Я показываю на него отцу, что бы он посмотрел на него, потом зрение как бы отдаляется, корабль уменьшается и в небе видно еще много таких же кораблей которые разбросаны по всему небу, и во круг летают истребители, несколько пролетали над нами, и в голове мысль что те вспышки, это взрывы ядерных ракет, что мол истребители атакуют корабли..
Все это было очень реалистично и детализировано.. Почти все действия (а последняя часть сна полностью) происходит в Поселке от куда я родом
Кратко обо мне:
Живу отдельно от родителей в другом городе, учусь в вузе на программиста.. Здравствуйте! Приснился мне очень реалистичный сон, правда такие мне снятся довольно часто, но вот что бы он меня сильно заинтересовал, это один из первых..
Сонник Довозить на машине людей. К чему снится Довозить на машине людей видеть во сне
Сон, в котором вы видите какие-то машины, означает размеренную жизнь, в которую неожиданно ворвется нечто, потребующее от вас напряжения всех физических и духовных сил.Видеть стоящую без действия машину означает, что ваши сверстники и сверстницы преуспеют в жизни более, нежели вы.
Запускать машину в действие предвещает вам невероятные трудности при организации нового дела, когда вам на помощь поспешат ваши верные друзья.
Работающая с грохотом, лязгом или дребезжанием машина – к большим тревогам, которые до основания потрясут ваши домашние устои и заставят в них что-то изменить.
Заниматься во сне ремонтом сломанной машины предрекает убытки от сделок с недобросовестными компаньонами и прочие денежные потери. Видеть маховик любой машины, будь то самая большая или самая маленькая, – это знак уверенного движения вперед по пути к намеченной цели, невзирая на какие бы то ни было противодействия со стороны недоброжелателей. Видеть во сне паровую машину означает виды на вполне реальную возможность получения богатства. Стиральная машина предвещает незначительные изменения при значительных обстоятельствах.
Швейная машина – знак быстрого раскручивания нового дела, которое сразу же окупит вложенные в него средства.
Видеть во сне пишущую машинку – наяву будете улаживать спор или ссору между повздорившими приятелями; работать на пишущей машинке – к получению незначительной суммы за большой объем работы.
Увиденная во сне поливально-уборочная машина говорит о том, что вы поспешите на выручку попавшему в беду другу; ехать на такой машине означает грядущую опасность.
Пожарная машина, мчащаяся на место бедствия с включенными огнями и ревущей сиреной, – наяву поздравите друга с большой удачей, чему сами немало поспособствовали. Видеть пожарную машину, объятую пламенем, – с вами случится казусное событие, в которое откажутся поверить все, кому вы о нем расскажете.
Ехать во сне в машине типа кабриолет, то есть дорогом легковом автомобиле с откидывающимся верхом, – это предвестие удачи и приобретения богатства. Видеть во сне машину, стоящую в гараже, – это знак хороших новостей.
машина — это… Что такое Человек-машина?
Человек-машина | |
Икс-51 в образе Аарона Стака (впереди) и Человека-машины (сзади) | |
История публикаций | |
Издатель | Marvel Comics |
Дебют | 2001: A Space Odyssey #8 (июль 1977) |
Авторы | Джек Кирби |
Характеристики персонажа | |
Позиция | Добро |
Полное имя | Z2P45-9-X-51 |
Псевдонимы | Аарон Стак, Икс-51, Мистер Машина |
Вид | робот |
182 см | |
Вес | 185 кг |
Цвет волос | чёрные (искусственные) |
Цвет глаз | красные |
Место рождения | Калифорния, США |
Род занятий | супергерой, искатель приключений, страховой следователь |
Команды и организации | |
Мстители, Стражи, Следующая волна, Тяжёлый Металл, Сопротивление Машин | |
Особые силы | |
| |
Оборудование | |
|
Человек-машина (англ. Machine Man; серийный номер — Z2P45-9-X-51 (чаще называется сокращённо — X-51), так же известен под именем Аарон Стак, англ. Aaron Stack) — вымышленный персонаж, робот-андроид из комиксов, издаваемых Marvel Comics, член Мстителей.
История публикаций
Человек-машина был создан Джеком Кирби и впервые появился в 2001: A Space Odyssey #8 (июль 1977). Позже Икс51 появился в Incredible Hulk #235-237, где боролся с Халком.
В октябре 1984 — январе 1985 года, Человек-машина была возрожден в серии, написаной Томом ДеФалок и нарисованной Гербом Тримпом (начал выпуски № 1-3) и Барри Виндзором-Смитом (заканчил выпуский # 1-3, полностью нарисовал выпуск № 4). Серия была переиздана вновь в 1994 году под названием Machine Man 2020 (Человек-машина 2020). Персонажи из этого альтернативного мира выступали в других выпусках Marvel, а именно Арно Старк, наёмник по имени Железный человек 2020.
В 1990 году Человек-машина был персонажем в Iron Man Annual # 11 (часть сюжета Terminus Factor). В 1999 году вышла серия под названием X-51, The Machine Man.
Биография
Робот под номером Z2P45-9-X-51, был последним из серии роботов, созданных в Бродхерстском центре по улучшению положения механизированных исследований в Централ-Сити, штате Калифорния для американских военных, которые надеялись сделать роботов-солдат, которые могли бы думать как человек. Доктор Абель Стак, специалист по компьютерным программам, знал, что робот может думать как человек, если только он рассматривал себя как единственного. Он украл пятьдесят первого робота и стал относиться к нему так, как если бы это был его собственный сын, назвав его Человеком-машиной, и даже создал ему искусственное человеческое лицо. Опасения доктора Стака оправдались, пятьдесят роботов начали испытывать тяжёлые нарушения личности и были признаны слишком опасными. Правительство распорядилось, чтобы активировались их механизмы самоуничтожения. К сожалению, в процессе их самоуничтожения погиб и доктор Стак.
Пообещав выполнить мечту доктора Стака, Человек-Машина принял человеческую личность Аарона Стака и пытался найти своё место в мире людей. В конце концов он встретил психиатра Питера Сполдинга и механика «Гирса» Гарьина, которые стали его друзьями. В то же время он работал страховым следователем в страховой компании «Дельмар», хотя его работодатель и коллеги не знали, что он робот.
Человек-машина боролся, чтобы сохранить себя в мире, который боялся машин. Правительство США пыталось выследить Аарона, но в конце концов простило его после того, как он остановил одно из безумств Халка.
Позже Аарон Стак встретил и влюбился в робота Джокасту, но она была уничтожена в бою со своим создателем Ультроном. Позже Человек-машина связался с роботом Супер-Адаптоидом и присоедился к Тяжёлому Металлу, команде роботов для борьбы с героями известными как Мстители, но в итоге он помог Мстителям в их борьбе против Адаптоида.
Человек-машина позднее помог Мстителям, на этот раз от угрозы пришельца известного как Терминус. В то время, робот приобрёл голову Джокасты, которая была восстановлена и утеряна агентами Высокого Эволюционера. В ходе этой битвы, Человеку-машине едва удалось избежать конфронтации с Мадам Угрозой. Икс-51 снова помог Мстителям Западного Побережья и был принят в качестве одного из своих членов, чтобы он присоединился к ним в борьбе против злодеев Доктора Демоникуса и Тихоокеанских Повелителей. Будучи их временным членом, он присоединялся к ним на пару приключений и участвовал в битве между Гравитоном и Громовержцами.
После нескольких месяцев Человек-машина был захвачен международным агентством Щ.И.Т., которая хотела использовать его технологию для дальнейшего создания нового киборга Детлока. В то же время, злодей Красный Череп захватил техно-органическое существо Доуглока и взял под своё управление авианосец Щ.И.Т. Хеликарьер. Человек-машина помог Людям Икс в спасении Доуглока и агентов Щ.И.Т., казалось, ценой своей жизни.
Однако, команда злых мутантов под названием Братство злых мутантов восстановила то, что осталось от Человека-машины и захватили агента Щ.И.Т. Джека Кубрика, который также искал робота. После чего члены Братства Мистика, Мимик, Пузырь, Жаба и Пост были атакованы воскресшим Человеком-машиной. Во время битвы с Постом казалось, что агент Кубрик был убит, но сознание агента слилось с разумом Человека-машины. После этого Человек-машина открыл в своём новом возрождённом теле микроскопические нанотехнологии под названием «наниты», которые могут мгновенно восстанавливать повреждения, а также обнаружил, что в его новые программы включены остатки программ охотников на мутантов Стражей, и, следовательно, он был вынужден атаковать и уничтожать любых мутантов. Он сразу же попытался уничтожить Братство, а затем, позже, Себастьяна Шоу и возглавляемые им «Шоу Индастриз» и Клуб Адского пламени. Когда он искал Мстителей для помощи, он напал на их новых членов Судью и Огненную звезду, а после отступил.
Икс-51 распознал, что его внутренние системы были так или иначе затронуты, и он обратился за помощью к своим друзьям из прошлого: Питеру Сполдингу и его жене Джилл. Они старались помочь роботу, но Икс-51 стал мишенью Стражей. Борьба между Икс-51 и Стражами грозилась разрушить город, если бы не своевременное прибытие Людей Икс. К сожалению, во время боя технология Стражей взяла верх над Икс-51, и он повернулся против Людей Икс. Люди Икс сражались с Икс-51, пока к нему не вернулась ясность ума. В своём заключительном акте героизма Человек-машина без ведома Людей Икс добровольно отказался от своей собственной жизнью и, чтобы остановить бой, взрывает своё тело.
На самом деле Икс-51 не погиб. Нанотехнологии в его системе восстановили его тело, освободив разум от технологий Стражей. Воспоминания Человека-машины были утеряны, за исключением воспоминаний про своего отца, которые он намеренно сохранил. Икс-51 начал бродить по стране, но вскоре обнаружил инопанетный монолит, который как-то перенёс себя и Икс-51 в неизвестном направлении.
Икс-51 с тех пор появлялся в более человеческом облике, чем когда-либо раньше, несмотря на то, что он стал более открытым для критики. Называя себя просто «Аарон Стак» он присоединился к организации H.A.T.E.. Аарон работал с другими героями, такими как Моника Рэмбю (Фотон) и Табита Смит (Бум-Бум) из Следующей волны. Когда герои обнаружили, что H.A.T.E. фактически финансирует террористов, Аарон вступил в Слеующую волну чтобы посвятить себя остановки H.A.T.E. раз и навсегда.
Силы, способности и оборудование
Человек-машина обладает сверхчеловеческой силой, скоростью, выносливостью, прочностью и рефлексами, а также сверхчеловеческим зрением. Он является экспертом по собственному строительству и ремонту. Будучи роботом он обладает сверхчеловеческими аналитическими возможностями, включая возможность обрабатывать информацию и производить расчеты со сверхчеловеческой скоростью и точностью.
Человек-машина питается от солнечной энергии, а в случае необходимости также может получать питание от различных внешних источников энергии. Икс-51 обладает способностью управляемого полёта с помощью антигравитационных дисков. Его телескопические руки и ноги способны растянуться в длину до 100 футов.
В его пальцах содержится много различных видов оборудования и оружия, в том числе: газовый хроматограф, лазерный интерферометр, микро-импульсный радар, аудиометр, сейсмометр, детектор гравитационных волн, импульсно-кодовая модуляция, стандартный порт компьютера, радиомаяк, лазерный резак и другие, а также огнестрельное оружие, использующее патроны .357 Magnum.
Альтернативные версии
Мир машин
Человек-машина является единственным независимым субъектом программы Людей-машины, поддерживаемой американскими военными и сотрудничающая с Виженом и Ультроном (которые на самом деле контролировались подсознанием Генри Пима) для того, чтобы остановить геноцид Церебро. Он тайно изменял Людей-машин из армии, контролируемой Церебро, для сбора и хранения жизненной силы каждого человека на Земле, которе были убиты нейроннами бомбами Церебро, надеясь, что эта энергия восстановит человечество. Человек-машина и другие столкнулись с Изгнанниками (Exiles) и помогли им уничтожить Церебро и начать новую жизнь на Земле[1].
Зомби Marvel
Человек-машина дважды появляется во Вселенной Marvel Zombies , сначала в эпизодической роли в составе команды Следующая волна, которая участвует в борьбе с инфицированными героев, но её участники погибают в Marvel Zombies vs. The Army of Darkness (Зомби Marvel против Армии Тьмы). Классическая версия Икс-51 является главным героем в Marvel Zombies 3, где Человек-машина принимает задание от имени ARMOR сопровождать Джокасту для получения крови от живого человека во Вселенную Marvel Zombies, и они перемещаются туда с помощью мутанта по имени Портал. Он получает образцы клеток жены Кингпина Ванессы, которая всё ещё жива и держится в безопасности. Человек-машина доставляет образцы Джокасте, но зомби уничтожают его, и Портал и Джокаста вынуждены покинуть его разрушенное тело в этом измерении. После оказывается, что Человек-машина использовал голографическую проекцию самого себя, он выжил и продолжал бороться с зомби.[2]
В Marvel Zombies 5 он объединяется с Уткой Говардом и девушкой по имени Жакали, и вместе они путешествуют по вселенной зомби в надежде найти лекарство от зомби-чумы.
Человек-Машина 2020
в 2020 году в далёком будущем киберпанка Человек-машина была возрождён группой незаконных мусорщиков, называемых Полночными вредителями и возглавляемых Гирсом Гарвином, старым другом Икс-51. Робот был вынужден сражаться против своего старого врага, промышленной королевой Сансет Бейн, а также против наёмника Арно Старка, аморального Железного человека 2020 года[3].
Земля Икс
Человек-машина также был одним из главных героев в трилогии Earth X, где вынужден был стать новым Налюдателем. Исопльзуя свой доступ к технологиям Наблюдателей он помог человечеству победить Небожителей.[4]
Месть Королевы
Когда Моргана ле Фай изменила реальность в Avengers #1-3, почти все Мстители прошлого и настоящего были преобразованы в Месть королевы, своего рода Мстителей средневековой тематики. Человек-машина стал Сэром МакХинери (Sir MacHinery). Его можно увидеть на обложке выпуска № 2 за Геркулесом.[5]
Появление вне комиксов
Мультсериалы
Альтернативная версия X-51 появляется в мультсериале Непобедимый Человек-паук, где его озвучил Дейл Уилсон. Он являлся одним из роботов Высшего Эволюционера, но после того, как Человек-Паук спас его от разборки, он изменился и вступил в отряд сопротивления против Высшего Эволюционера и помогал Человеку-пауку и Джону Джеймсону.[6]
Примечания
Ссылки
Автомобиль — Википедия
Benz Velo — один из первых автомобилей. Cadillac модели 1959 года — один из символов автомобиля середины XX века.Автомоби́ль (от др.-греч. αὐτός — сам и лат. mobilis — подвижной, скорый), Самодвижущийся экипаж[1] — моторное дорожное и вне дорожное транспортное средство, используемое для перевозки людей или грузов.
Основное назначение автомобиля заключается в совершении транспортной работы[2]. Автомобильный транспорт в промышленно развитых странах занимает ведущее место по сравнению с другими видами транспорта по объёму перевозок пассажиров[3]. Современный автомобиль состоит из 15—20 тысяч деталей, из которых 150—300 являются наиболее важными и требующими наибольших затрат в эксплуатации[4]. Понятие включает легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, троллейбус, бронетранспортёр, но не включает сельскохозяйственный трактор и мотоцикл.
Механическое транспортное средство, используемое обычно для перевозки по дорогам людей или грузов или для буксировки по дорогам транспортных средств, используемых для перевозки людей или грузов. Этот термин охватывает троллейбусы, то есть нерельсовые транспортные средства, соединённые с электрическим проводом; он не охватывает такие транспортные средства, как сельскохозяйственные тракторы, использование которых для перевозки людей или грузов является лишь вспомогательной функцией.
— Ст. 1, Конвенция о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 года)
Любое механическое самоходное транспортное средство, используемое обычно для перевозки по дорогам людей или грузов или для буксировки по дорогам транспортных средств, используемых для перевозки людей или грузов; этот термин не включает сельскохозяйственные тракторы.
— Ст. 1, Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР) Женева, 1 июля 1970 года
Легковой автомобиль BMW 315 Грузовой автомобиль (грузовик) — КрАЗ-256БНаземное транспортное средство, продвигаемое его собственными средствами, движущееся по крайней мере на четырёх колесах, не находящихся на одной линии, которые должны всегда быть в контакте с землей; управление должно быть обеспечено по крайней мере двумя из колёс, и движение — по крайней мере двумя из колес.
— Международный спортивный кодекс ФИА, ст. 13
- Легковой автомобиль — полной массой не более 3500 кг для перевозки пассажиров (от 1 до 8, не включая водителя) и багажа. Легковые автомобили выпускаются с закрытыми кузовами (седан, лимузин, купе, хетчбэк, универсал, фургон и микроавтобус) и с кузовами, верх которых убирается (кабриолет, родстер, ландо и фаэтон). Toyota Hulix Surf. Вид снизу
- Грузовой автомобиль (грузовик) — автомобиль для перевозки грузов. На грузовых шасси выпускают также автомобили специализированного и специального назначения.
- Автомобиль особо большой грузоподъёмности — автомобиль, автопоезд или другое автотранспортное средство, нагрузки на ось которого превышают 120 кН (12 тонн силы), а габарит по ширине — более 2,5 м.
- Автомобиль повышенной проходимости — легковой или грузовой автомобиль с приводом более чем на одну ось (или с ведущей одной осью, но возможностью блокировки осевого дифференциала), приспособленный для передвижения вне дорог с твёрдым покрытием. Автомобили повышенной проходимости оснащают трансмиссиями с расширенным диапазоном передаточных чисел, а также шинами со специальным рисунком протектора, часто с централизованной регулировкой давления в шинах и прочими техническими особенностями.
- Вседорожник — автомобиль, приспособленный для передвижения по дорогам всех типов, в том числе без твёрдого покрытия (грунтовым и полевым). Вседорожники обычно характеризуются приводом на все колёса, повышенным клиренсом.
- Багги — лёгкий вседорожник. Обычно имеет открытую рамную конструкцию.
- Пикап — грузо-пассажирская модификация на базе легкового автомобиля или внедорожника с открытой платформой с задним откидным бортом. Грузоподъёмность от 150 до 4500 кг.
- Плавающий автомобиль (Машина-амфибия)
- Летающий автомобиль
- Спортивный автомобиль — автомобиль, имеющий высокие скоростные качества, повышенную мощность мотора и низкую посадку кузова.
- Гоночный автомобиль — автомобиль, созданный специально для спортивных соревнований.
- Рекордно-гоночный автомобиль — автомобиль, созданный специально для установления рекордов для автомобилей (обычно на специальной трассе, без конкурирующих автомобилей, исключительно по секундомеру).
- Автобус — автомобиль для перевозки более 8 пассажиров, не являющийся троллейбусом.
- Троллейбус — автомобиль, предназначенный для перевозки более 8 пассажиров, с питанием электроэнергией от внешнего контактного провода.
По типу двигателя:
Автомобили специального назначения (колёсные):
- гражданского назначения
- военного назначения
Автомобили специализированные (колёсные):
- гражданского назначения
Несмотря на большое разнообразие производимых автомобилей, в их устройстве всегда можно выделить три основных части: шасси (складывается из: трансмиссии, ходовой части и механизмов управления — рулевое управление и тормозная система), кузов (служит для размещения людей или грузов) и двигатель.
Плотность автомобилей на 1000 жителейПроизводитель автомобилей — автозавод, компания, фирма, занимающаяся разработкой, изготовлением или сборкой автомобилей. В начале XX века Oldsmobile совершил революцию в автомобильной промышленности, впервые применив конвейерную сборку и дав старт мировой массовой автомобилизации.
Крупнейшие компании-производители (на 2012 год)[5]:
- General Motors (США + Великобритания + Австралия + Германия) — 9,03 млн.
- Volkswagen Group (Германия + Франция + Италия + Испания + Великобритания) — 8,16 млн.
- Toyota (Япония) — 8 млн.
- Hyundai Motor (Южная Корея) — 6,59 млн шт.
- Ford (США) — 6,3 млн шт.
- Renault-Nissan (Япония + Франция + Южная Корея + Румыния + Россия) — 6,16 млн шт.
Многие десятилетия мировым лидером автомобильного производства были США. С 1980-х годов новым лидером стала Япония, с 2009 года — Китай, который с 2010 года производит также больше автомобилей, чем все страны Евросоюза вместе взятые, а с 2009 года является крупнейшим рынком в мире. СССР занимал 5-е место в мире по автомобилестроению в целом (в том числе 3-е по грузовикам и 1-е по автобусам), Россия входит в число 15 крупнейших автопроизводителей.
Benz Velo — первый серийный четырехколёсный автомобиль, выпускался с 1894 по 1901 год, было выпущено около 1200 машинПервые известные чертёжи автомобиля (с пружинным приводом) принадлежат Леонардо да Винчи (стр. 812R Codex Atlanticus), однако ни действующего экземпляра, ни сведений о его существовании до наших дней не дошло. В 2004 году эксперты Музея истории науки из Флоренции смогли восстановить по чертежам этот автомобиль, доказав тем самым правильность идеи Леонардо. В эпоху Возрождения и позже в ряде европейских стран «самодвижущиеся» тележки и экипажи с пружинным двигателем строились в единичных количествах для участия в маскарадах и парадах.
Ford Model T — автомобиль, выпускавшийся с 1908 по 1927 годы, был первым в мире автомобилем, выпускавшимся миллионными сериями, было выпущено чуть более 15 миллионов машинВ 1769 году французский изобретатель Кюньо испытал первый образец машины с паровым двигателем[6], известный как «малая телега Кюньо», а в 1770 году — «большую телегу Кюньо». Сам изобретатель назвал её «Огненная телега» — она предназначалась для буксировки артиллерийских орудий.
«Тележку Кюньо» считают предшественницей не только автомобиля, но и паровоза, поскольку она приводилась в движение силой пара. В XIX веке дилижансы на паровой тяге и рутьеры (паровые тягачи, то есть безрельсовые паровозы) для обычных дорог строились в Англии, Франции и применялись в ряде европейских стран, включая Россию, однако они были тяжёлыми, прожорливыми и неудобными, поэтому широкого распространения не получили.
В 1791 году русским изобретателем Иваном Кулибиным была изготовлена «самокатная повозка».
Были отдельные случаи построения легковых автомобилей как предметов роскоши. Так, в историю вошёл La Marquise (официальное название — De Dion-Bouton et Trepardoux), построенный в 1884 году и работавший на паровой тяге.
Появление лёгкого, компактного и достаточно мощного двигателя внутреннего сгорания открыло широкие возможности для развития автомобиля. В 1885 году немецкий изобретатель Готтлиб Даймлер, а в 1886 году его соотечественник Карл Бенц изготовили и запатентовали первые самодвижущиеся экипажи с бензиновыми двигателями. В 1895 году Бенц изготовил первый автобус с ДВС. В 1896 году Даймлер изготовил первое такси и грузовик. В последнем десятилетии XIX века в Германии, Франции и Англии зародилась автомобильная промышленность.
В первой четверти XX века широкое распространение получили электромобили и автомобили с паровой машиной. В 1900 году примерно половина автомобилей в США была на паровом ходу, в 1910-х в Нью-Йорке в такси работало до 70 тыс. электромобилей.
В том же 1900 году Фердинанд Порше сконструировал электромобиль с четырьмя ведущими колёсами, в которых располагались приводящие их в движение электродвигатели. Через два года голландская фирма Spyker выпустила гоночный автомобиль с полным приводом, оснащённый межосевым дифференциалом[7].
Первый гоночный автомобиль был оснащён двигателем мощностью 35 л. с. и был доставлен Эмилю Еллинеку от DMG 22 декабря 1900 года. Этот «Мерседес» был разработан Вильгельмом Майбахом, главным инженером DMG, и включал инновационные конструкторские решения: длинную колёсную базу, широкую колею и низкий центр тяжести, стальную раму, сотовый радиатор и рулевое колесо. Лёгкий и высокопроизводительный двигатель достигал 75 км/ч и мог набирать от 300 до 1000 оборотов в минуту. В нём было 4 цилиндра и соотношение каждого цилиндра на ход поршня составлял 116×140 мм. Объём — 5918 см³. Для каждой пары цилиндров стоял свой карбюратор, два распределительных вала и контролируемые впускные клапана, низковольтное магнето зажигания.
Братья Стэнли производили около 1000 автомобилей в год. В 1909 году братья открыли первую в Колорадо гостиницу люкс-класса и от железнодорожной станции до гостиницы гостей возил паровой автобус, что стало фактическим началом автомобильного туризма. Фирма Stanley выпускала автомобили на паровом ходу до 1927 года. Несмотря на ряд достоинств (хорошая тяга, многотопливность) паровые автомобили сошли со сцены к 1930-м годам из-за своей неэкономичности и сложностей при эксплуатации.
Немалый вклад в широкое распространение автомобильного транспорта внёс американский изобретатель и промышленник Генри Форд, с 1913 года внедривший конвейерную систему сборки автомобилей.
В 1923 году фирма Бенца изготовила первый грузовой автомобиль с двигателем Дизеля.
В России/СССР[править | править код]
В 1780-е годы над проектом автомобиля (в определённом смысле этого слова, скорее — веломобиля, с педальным приводом) работал известный русский изобретатель Иван Кулибин. В 1791 году им была изготовлена повозка-самокатка, в которой он применил маховое колесо, тормоз, коробку скоростей, подшипники качения и т. д.
В России автомобили появились в конце XIX века (первый иностранный автомобиль в России появился в 1891 году, его привёз из Франции на пароходе издатель и редактор газеты «Одесский листок» В. В. Навроцкий). Первый русский автомобиль был создан Яковлевым и Фрезе в 1896 году и показан на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. Впоследствии в России малыми сериями выпускался целый ряд легковых и грузовых автомобилей, большинство из которых представляли собой лицензионные варианты заграничных конструкций, собиравшихся частично или полностью из иностранных запчастей. Например, «Руссо-Балт» собрал 10 автомобилей в 1910 и 140 — в 1914. Тем не менее, полностью самостоятельного массового производства автотранспорта в России до революции так и не началось: его становление практически целиком пришлось на период советской власти.
АМО-Ф-15 — первый советский грузовой автомобиль, выпускавшийся серийно заводом в Москве АМО.
Массовая автомобилизация на территории современной России началась сравнительно поздно — по сути, с введением в строй Горьковского (Нижегородского) автозавода в 1932 году, впервые начавшего крупносерийный (проектная мощность — до 300 000 автомобилей в год) выпуск легковых (ГАЗ-А) и грузовых (ГАЗ-АА) моделей по лицензии американской фирмы Ford, предназначенных для работы в народном хозяйстве. Первые же легковые автомобили массового выпуска, предназначенные для индивидуального пользования, были запущены в серию лишь после завершения индустриализации страны, непосредственно перед Великой Отечественной войной (КИМ-10).
В послевоенные годы появление массовых количеств личных автомобилей стало свершившимся фактом благодаря большому количеству трофейных и репарационных легковых автомобилей, ввезённых из Германии и главным образом попавших в личное пользование среднего и старшего командного состава РККА, советской и партийной номенклатуры, высших слоёв технической и творческой интеллигенции. А уже в 1946 году был начат выпуск массовой малолитражки, предназначенной для продажи населению — «Москвича». К этому же времени относится и появление первой самобытной конструкции советского легкового автомобиля — «Победы» ГАЗ-М-20. Эти машины отечественного производства быстро потеснили «трофейный» автопарк, выпускаясь в масштабах порядка десятков тысяч в год, чего уже в 1950-х годах не хватало для покрытия возрастающего по мере послевоенного восстановления народного хозяйства страны спроса со стороны населения — эта ситуация в той или иной степени сохранялась в течение всего советского периода. В середине 1950-х годов их сменили на конвейере более совершённые разработки — Москвич-402 и «Волга», широко поставлявшиеся на экспорт. На рубеже 1950-х и 1960-х была предпринята первая попытка создания доступного «народного» автомобиля, которым должен был стать «Запорожец» ЗАЗ-965 — впрочем, данный проект может считаться успешным лишь отчасти из-за ряда связанных с ним технических и технологических проблем. Первыми по-настоящему массовыми личными автомобилями в СССР стали «Жигули», начиная с модели ВАЗ-2101, выпускавшиеся в количествах более полумиллиона автомобилей в год.
В период после 1945 года СССР стал видным мировым производителем легковых машин и одним из крупнейших производителей грузовых автомобилей и автобусов. В 1950-х — первой половине 1970-х годов советская автомобильная промышленность практически полностью покрывала разнообразные потребности народного хозяйства, сведя закупки автотранспорта за рубежом к минимуму, постепенно решалась и задача насыщения внутреннего рынка легковых автомобилей личного пользования. Советские легковые и грузовые автомобили в больших количествах поставлялись во многие страны и практически все регионы мира, включая Западную Европу и Северную Америку. Тем не менее, в силу целого ряда неудачных управленческих решений, а также — системных проблем, характерных как для отрасли, так и для экономики страны в целом, начиная с середины 1970-х годов отечественная автомобильная промышленность постепенно стала скатываться к состоянию перманентного кризиса. За 1970-е годы ни на одном из советских автомобилестроительных заводов не произошло полноценной смены поколений выпускаемых моделей, при том, что за рубежом именно на этот период пришлось весьма активное развитие данной отрасли промышленности. Отмечавшееся в 1980-е годы некоторое оживление сменилось очередным упадком в 1990-х, окончательно закрепившим технологическое отставание от зарубежных производителей на 10-20 и более лет, причём попытки создания в этой области новых, не связанных преемственностью с основанными в советскую эпоху, предприятий, ведущих производство собственных уникальных моделей по полному циклу, успехом так и не увенчались.
В настоящее время автомобилестроительная промышленность России представлена главным образом предприятиями, находящимися под контролем транснациональных корпораций, и либо занимается сборкой иностранных моделей из поставляющихся из-за рубежа комплектующих, либо выпускает собственные устаревшие модели со всё более широким замещением узлов и агрегатов импортными аналогами, при очень ограниченном объёме научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в данной области.
В литературе встречается ошибочное мнение, что автомобиль с ДВС в России был впервые построен в 1882−1887 г.г. — первое упоминание об этом появилось в журнале «За рулём» в № 20 за 1929 год (статья «Курьёзы из истории автомобиля» с авторскими инициалами «Н. К.»)[8][9]
- Самая высокая скорость в мире — 1229,88 км/ч на наземном транспортном средстве — реактивном автомобиле Thrust SSC — была показана англичанином Энди Грином 15 октября 1997 года. А средняя скорость по двум заездам составила 1226,522 км/ч. Экипаж Грина приводился в движение двумя реактивными двигателями «Роллс-Ройс» общей мощностью 110 тыс. л. с.
- Самую высокую скорость, которую развила на автомобиле женщина, равна 843,323 км/ч. Её показала в декабре 1976 года американка Китти Хамблтон на трёхколёсном автомобиле S.М. Мотивейтор мощностью 48 тыc. л. c. По сумме двух заездов в двух направлениях её официальный рекорд равен 825,126 км/ч.
- Мировой рекорд скорости установил британский суперкар Keating TKR с 7-литровым мотором мощностью 1500 л. с. — автомобиль разогнался до 416 км/ч. В 2010 году Bugatti Veyron опять заняла нишу самого быстрого серийного автомобиля, создав Bugatti Veyron Super Sport, увеличив мощность до 1200 сил. В передаче Top Gear Джеймс Мэй разогнался на Bugatti Veyron Super Sport более чем на 407 км/ч. А тестовый пилот Bugatti показал среднюю скорость в 431 км/ч, проехав в одном направлении со скоростью 427 км/ч и 434 км/ч в обратном.
Широкую известность приобрели конкурсы легковых, а затем и грузовых машин «автомобиль года» сначала европейский, а затем японский и североамериканский, а также всемирный и международный легковых (англ.) и грузовых машин, на которых победы попеременно одерживали автомобили разных классов, производителей и стран.
Также среди легковых машин был проведён конкурс «автомобиль века», где победу одержал Ford T, давший старт мировой массовой автомобилизации.
Автомобиль не раз становился главным или второстепенным героем художественных фильмов и мультиков (Тачки, Дуэль, Максимальное ускорение, Кристина). В некоторых фильмах он является неотъемлемым помощником главного героя (Фильмы о Джеймсе Бонде, Такси, Бэтмен, Назад в будущее, Смертельные гонки 2000, Безумный Макс). В фильме Квентина Тарантино «Доказательство смерти» маньяк использует автомобиль в качестве орудия убийства. Одним из самых удачных приключенческих фильмов был двухсерийный фильм «Плата за страх», в котором главную роль играл Ив Монтан. В настоящее время выпускается множество печатных изданий, главной тематикой которых является автомобиль. Первый российский журнал об автомобилях — «За рулём», вышел в апреле 1928 года.
Транспорт занимает 1-е место по вкладу в загрязнение атмосферы, — на него приходится 17 % глобального выброса парниковых газов. Ряд ведущих климатологов высказались за повсеместный запрет на использование на дорогах любых транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания начиная с 2030 года.[10] Это необходимо для избежания наихудших последствий глобального потепления. Электромобиль выбрасывает парниковых газов на 44-56 % меньше, если считать только эмиссию при езде. Учёт выбросов СО2 при производстве батарей снижает этот выигрыш до 31-46 %.[11] Значительную роль играет источник энергии для производства дополнительного электричества, при использовании угля или нефти выигрыш будет равен нулю.[12]
В дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) ежегодно гибнут около 1,2 млн человек и получают травмы 20-50 млн человек. Ежегодные потери от ДТП оцениваются в 500 млрд долларов и более. ДТП занимают 9-е место в общем рейтинге причин смерти и 1-е место для возрастной группы 19-29 лет[13]. В России с 2000 года в ДТП погибло полмиллиона человек.
Массовое автопользование является одной из причин исчезновения видов. За время существования среднего автомобиля связанная с ним «потеря потенциала среды обитания» может составлять более 50 000 м².[14]
Массовая автомобилизация является фактором социальной изоляции, формирует экофобную структуру расселения, способствуя разрастанию городских агломераций[en]. В условиях города частный автомобиль как транспортное средство означает крайне неразумное использование энергии и пространства. Реальным мотивом для его использования часто становятся не рациональные соображения, а «удовольствие от вождения», то есть смесь спортивных эмоций с радостью от повседневного социального самоутверждения. С точки зрения интересов общества для удовольствий такого рода гораздо лучше подходят не улицы, а личные и клубные пространства.[15] Господствующая логика автомобилизации требует устранения «препятствий» для движения, таких как пешеходы, светофоры, велосипедисты, различные формы уличного общественного транспорта, например, трамваи или троллейбусы. Результатами являются упадок уличной жизни, деградация городской среды и социальное отчуждение. Даже на сравнительно тихих улицах периодическое появление машин, движущихся с большой скоростью, создаёт впечатление опасности и прекращает игры детей на улице. Это приводит к сокращению контактов взрослых жителей улицы (особенно принадлежащих к разным поколениям), поскольку такие контакты часто возникают на почве присмотра за детьми.
Социальные контакты между жителями улиц Бристоля в зависимости от уровня автомобильного движения по данным Hart, J., Parkhurst, G. (2011)По мнению многих социологов, потеря повседневной пешеходной доступности объектов ведёт к быстрому разрушению местных сообществ.[16] Основным средством снижения воздействия автомобильного движения на жизнь в городах является сокращение количества самого автотранспорта. Примером успеха может служить Копенгаген, где с 1962 года проводилась политика уменьшения возможностей парковки на 2-3 % в год параллельно с увеличением предложения общественного транспорта, удобств для велосипедистов и инвестициями в качество общественных пространств.[17]
Ежегодно 22 сентября проводится Всемирный день без автомобиля, девиз которого — «Город как пространство для людей, пространство для жизни».
- ↑ Автомобиль // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
- ↑ Малкин, 2007, с. 5.
- ↑ Малкин, 2007, с. 3.
- ↑ Власов, 2007, с. 4.
- ↑ GM вновь стал крупнейшим автопроизводителем в мире
- ↑ Гоголев Л. Д. Автомобили-солдаты: Очерки об истории развития автомобиля и военном применении автомобилей. — М.: Патриот, 1990. — С. 5. — 191 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-7030-0226-5.
- ↑ Самый полный привод Архивировано 11 января 2009 года. Авторевю № 22, 2002
- ↑ Н. К. Курьёзы из истории автомобиля // За рулём : журнал. — Акционерное общество Огонёк, 1929. — № 20. — С. 25−26.
- ↑ Скоренко Т. Изобретено в России. История русской изобретательской мысли от Петра I до Николая II. — М.: Альпина нон-фикшн, 2017. — С. 467—474. — 533 с. — ISBN 978-5-91671-786-0.
- ↑ Moore’s law for carbon would defeat global warming The Guardian, 23 March 2017
- ↑ Moro A; Helmers E (2017). «A new hybrid method for reducing the gap between WTW and LCA in the carbon footprint assessment of electric vehicles» [1] Int J Life Cycle Assess (2017) 22: 4. 22: 4-14 (англ.)
- ↑ «Cleaner Cars from Cradle to Grave (2015)» [2], p. 7 Table 1
- ↑ Вред от автомобиля: общество и экология — РИА Новости, 22.09.2009
- ↑ Ball, Jeffrey. Six Products, Six Carbon Footprints, Wall Street Journal (9 марта 2009). Архивировано 6 декабря 2010 года. Дата обращения 10 января 2011.
- ↑ Борис Родоман. Автомобильный тупик России и мира
- ↑ Duany, Andres; Plater-Zyberk, Elizabeth; Speck, Jeff. Suburban Nation: The Rise of Sprawl and the Decline of the American Dream (англ.). — New York: Farrar Straus & Giroux,, 2001. — ISBN 9780865476066.
- ↑ Hart, J., Parkhurst, G., (2011) (PDF) (англ.)
- ↑ Kamit Savay. Kamit Savay: Из истории США: Первое в истории ДТП, зарегистрированное с участием автомобиля (причем это был электромобиль), произошло 30 мая 1896 года в Нью-Йорке: Генри Уэлс на своём транспортном средстве столкнулся с велосипедом Эвелина Томаса, который отделался переломом ноги. (неопр.). Kamit Savay (3 мая 2013). Дата обращения 23 сентября 2017.
- ↑ АвтоКиров (рус.), Nadasuge.ru. Архивировано 24 сентября 2017 года. Дата обращения 23 сентября 2017.
- ↑ Автоистория. Кто и когда первым угнал автомобиль. (неопр.). autohis.ru. Дата обращения 23 сентября 2017.
- ↑ Самый старый автомобиль в мире продан за 4,6 миллиона долларов (рус.), TUT.BY. Дата обращения 23 сентября 2017.
- ↑ АВТОМОБИЛИСТ — Какой самый старый автомобиль в мире? (неопр.). www.avtoprofy.ru. Дата обращения 23 сентября 2017.
- Малкин В. С. Основы эксплуатации и ремонта автомобилей. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 431 с. — ISBN 978-5-222-12045-3.
- Власов В. М., Жанказиев С. В., Круглов С. М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. — М: Академия, 2007. — 480 с. — ISBN 978-5-7695-4564-1.
- Афанасьев Л. Л. Автомобильные перевозки. — М: Транспорт, 1965. — 351 с.