Что делает МУЗЫКА с человеком? « Другое « Музыка
Музыка повергает нас в глубины или возносит на вершины эмоций. Слезы, рыдания, буйная радость, суровый восторг, умиление, растроганность, смертный ужас (вспомните «Похоронный марш» Шопена или «Реквием» Моцарта), поэтическая печаль, внезапное раскаяние – все это только малая часть из волшебного сундука эмоций и переживаний, которые каким-то таинственным, уму не понятным путем исторгает из нас – и совершенно неожиданно, внезапно, прямым попаданием звуков, — музыка.
Музыка может подцепить нас и вытянуть силком из депрессии, когда все другие средства оказываются бессильными. Музыка – четкий ритм или регтайм – может вовлечь нас в интуитивный танец, может усилить – многократно – нашу понятливость (особенно в математике), может подтолкнуть спортсмена к новым неожиданным рекордам. Но все это только мелкие, легковесные примеры воздействия музыки на человека. Власть ее, можно даже сказать – чудесное ее всевластие, распространяется гораздо шире и глубже. Люди от природы глубоко, на уровне хромосом музыкальны.
“Совершенно потрясающая книга!”
«Музыкальный интеллект» – этой сенсационной премьерой открылся летний сезон научно-популярной программы Nova на общественном ТВ. Часовая телепередача с ее волшебными байками о полном преображении человека по велению музыки основана на недавнем бестселлере Оливера Сакса «Музыкофилия».
Сакс – британский невролог и нейропсихолог – ведет медицинскую практику в Нью-Йорке. Он автор ряда популярных книг, включая бестселлер «Человек, который принял жену за шляпу», переведенный на русский язык («Совершенно потрясающая книга!» — повторяется неоднократно в русском чате). Во всех книгах Сакс рассказывает истории своих пациентов. Но книги Сакса не богаты клиническими подробностями. Скорее он делает упор на личные переживания пациентов. А также на том, что некоторым пациентам, которые были «ненормальными» в одной области, иногда удавалось найти себя в другой. В книге «Музыкофилия» таким катализатором феноменального превращения человека является музыка. Мы узнаем о психически ущербных людях, у которых совершенно уникальные отношения с музыкой. Музыка не только лечит, но и изменяет их личности «до невероятной степени». Мало того – сказочно одаряет нищих духом способностями, талантами и даже гениальностью.
музыкального таланта
В передаче рассматриваются четыре клинических случая, в которых так или иначе замешана музыка. Вот 29-летний Дерек Паравичини – он страдает аутизмом и абсолютно слеп, но при этом он изумительно, почти невероятно блестящий пианист.
Второй случай – волшебный, сказочный, явно за пределами разумения. 42-летний Тони Чикория был ортопедическим хирургом, к музыке никак не причастным. Когда однажды в грозу он шел по открытому полю, в него ударила молния. Слегка оклемавшись, он вдруг почувствовал в себе недюжинный талант классического пианиста и совершенно оригинального композитора. Доходная профессия ортопеда была отставлена в сторону. Хотите верьте – хотите нет. Но верить приходится, потому что в телепередаче Чикория блестяще демонстрирует свои, волшебным или, скорее, небесным путем, полученные таланты.
В дополнение к Паравичини и Чикория третий чудный исполнитель, Матт Джордано, искусно и таинственно играет на барабане, и это помогает ему держать под контролем свою тяжелую, мучительную и хроническую болезнь. Уточняю: Джордано не просто бьет по барабану – он изобрел, буквально по наитию, несколько целительных, врачующих мелодий, и эта музыка для него – единственное лекарство, усмиряющее опустошительные набеги его неизлечимой болезни. Мало того, музыка для него – не только врачующее, но и превентивное средство.
Анна Баркер, однако, ударилась в противоположную крайность — она страдает амузией, неспособностью слышать или отзываться на музыку. Эта ее совершенная бездарность тем более странна, что ее родители держат музыкальный магазин традиционных ирландских инструментов. Зрители вольны делать собственные выводы о причине и следствии.
Тайна остается неразгаданной
Лучшие моменты в программе «Музыкальный интеллект» связаны с участием в ней пятого субъекта – самого доктора Сакса, который не только дает вдохновенные интервью ведущему передачи, но и с энтузиазмом предоставляет свой собственный мозг для тестирования. Эти сцены увлекательны, но не совсем откровенны. Таинственные связи между нашим мозгом и музыкой остаются так и не разгаданной тайной.
«Музыкальный интеллект», быть может, только скользит по поверхности потрясающей книги Оливера Сакса, но все равно там полно увлекательной информации. Вот пример: Паравичини и Джордано – каждый впервые – продемонстрировали свои необычайные музыкальные способности в два года – один, сыграв на пианино известную арию «Не плачь обо мне, Аргентина», а другой – отбарабанив популярный шлягер «Я всего только певец». Здесь материала на целую диссертацию, не так ли?
А теперь вернемся к книге Оливера Сакса «Музыкофилия». Сакс просто заворожен людьми, пораженными странным музыкальным недугом, немощью или, наоборот, мощью, талантами – так называемым «музыкальным разладом», который влияет на их ежедневную жизнь. Истории, конечно, великолепные. Какие ему люди попадались – просто удивительно!
Волшебные превращения людей под влиянием музыки
Вот композитор, создатель атональной музыки – он осознал свое призвание, до смерти замученный музыкальными галлюцинациями, как раз тональными и тривиальными: раздражительными рождественскими песнями и колыбельными, которые без конца прокручивались у него в голове. Это была чистая мука, и он нашел исцеление – тоже музыкой, своей собственной музыкой, истребившей до конца все эти навязчивые мелодии.
Вот музыкальный эрудит с «фонографической» памятью – он знает наизусть мелодии сотен опер, а также чтo каждый инструмент играет и что всякий голос поет.
А это – композитор, одаренный или, наоборот, замученный синестезией – соединением различных ощущений, в его случае – цветоощущением звуков музыки. Он видит специфическую окраску музыки различной тональности: соль минор у него не просто желтая, но охряная, ре минор – черно-серый, графитовый цвет, а фа минор – землистая, пепельная окраска. Короче, цветомузыка.
В «Музыкофилии» Оливер Сакс не только врач и ученый, но также гуманист с философским и литературным уклоном. Он талантливо справился с двойной задачей: передать бездонные тайны человеческого мозга и равно глубинную магию музыки – искусства совершенно абстрактного и глубоко эмоционального, лишенного мощи изобразить что-нибудь предметное, но зато наделенное способностью выражать мощные рудиментарные настроения и чувства.
Сакс задумывается над неравным распределением музыкальных даров среди человеческой популяции. Че Гевара, к примеру, был глух к ритму и весело отплясывал мамбо, когда оркестр играл танго. Фрейд и Набоков были совершенно равнодушны к музыке, не ощущали ее совсем, не получали от нее никакого удовольствия, не говоря уже о наслаждении.
Музыкой лечат и вылечивают
Сакс также пишет о могуществе музыкального ритма, который помогает атлетам достичь новых небывалых высот, и объясняет, почему определенный вид музыки (обычно это легато с четким ритмом) помогает «вытащить» больных Паркинсоном из «их застылости».
В самом деле, эта книга приводит веские доводы в пользу музыкальной терапии. Оказывается, на больного с глубокой амнезией положительно влияет церковная музыка. Сакс убежден, что музыка может реально помочь больным афазией (полная или частичная утрата способности речевого общения), которым уже ничто не может помочь. И музыка же помогает сориентироваться и образумиться пациентам с далеко зашедшим безумием, потому что «музыкальное восприятие, музыкальная чувствительность, музыкальная эмоция и музыкальная память сохраняются еще долго после того, как все другие виды памяти отмирают».
Музыка, говорит Сакс, может действовать как «мнемоника (искусство запоминания), возрождая давно забытые эмоции и ассоциации, так что пациент получает снова доступ к настроению и воспоминаниям, мыслям и мирам, которые, казалось, были навсегда утрачены». Сакс уделяет особое внимание эластичности человеческого ума, способности некоторых людей «переработать» несчастье или болезнь в искусство и адаптироваться к утратам и лишениям.
Среди людей, населяющих эту книгу, особенно выделяется целая группа детей с синдромом Уильямса, у которых низкий I.Q. и феноменальные музыкальные способности (одна девушка научилась петь оперные арии на тридцати и более языках), и пожилые умалишенные пациенты, у которых вдруг прорезались неожиданные музыкальные таланты.
Оливер Сакс отмечает, что в медицинской литературе полным-полно историй о людях, развивших в себе артистические таланты после инсультов в левом полушарии мозга, и он предполагает, что «существуют всякого рода задержки – психологические, неврологические и социальные, которые могут по той или иной причине ослабеть в поздние годы и высвободить творческую силу – на удивление себе и другим.
Есть такая болезнь мозга – синдром Туретта, сильно ограничивающий умственные и духовные проявления человека. Известный британский композитор Тобиас Пикер рассказывает доктору Саксу, как этот болезненный синдром развил его воображение, по сути, обогатил и окончательно сформировал его талант: «Вся моя жизнь контролируется Туреттом, но я пользуюсь музыкой, чтобы держать болезнь под контролем. Я использую в собственных интересах бешеную энергию этой болезни – играю с ней, манипулирую ею, обдуряю ее, имитирую, издеваюсь над ней, изучаю ее, эксплуатирую как только мне заблагорассудится. И все это я проделываю – с помощью музыки».
Сакс заметил, что хотя новый концерт для фортепиано Тобиаса Пикера «полон буйными, взволнованными вихрями и заворотами», композитор способен писать музыку в любой тональности «мечтательную и умиротворенную, неистовую и штормовую» и может переходить от одного настроения к другому с удивительной легкостью. Это – сказ о том, как музыкой человек не только обуздал неподатливую болезнь, но и заставил ее служить своим целям.
Да, удивительные истории – об удивительных людях. Жизнь замечательных людей. Но Сакс рассказывает также, как музыкой лечат совершенно, казалось бы, безнадежных. Музыка в силах «оживить» больных Паркинсоном, которые иначе не могут двигаться, дарит слова претерпевшим инсульт, которые иначе не могут говорить, и успокаивает и объединяет людей, чья память опустошена болезнью Альцгеймера или амнезией.
Музыка – неотразимая, завораживающая и незабываемая, и в «Музыкофилии» Оливер Сакс рассказывает нам, почему она такая. Он пытается настигнуть неуловимую магию музыки и странную, загадочную связь ее с человеческим умом.
— See more at: http://russian-bazaar.com/ru/content/15309.htm#sthash.mgHGQYTT.dpuf
10 удивительных вещей, которые с нами делает музыка
Фактрум собрал самые интересные и неожиданные результаты реальных исследований, показывающие, как на нас влияет музыка. Ведь музыку любят абсолютно все, а значит, она играет свою роль в жизни каждого человека.
1. Музыкальный фон повышает эффективность тренировок в спортзале, но не помогает сконцентрироваться во время работы. С другой стороны, негромкая музыка способствует творческому процессу. Громкая — вредит ему.
2. Любимые песни, прошедшие испытание временем, обычно связаны с особыми эмоциональными моментами в жизни человека. Одну и ту же песню вы можете оценить по-разному, если будете заранее знать о том, как к ней относятся другие. Если версий исполнения несколько, то первая, какую вам довелось услышать, скорее всего, будет нравиться больше остальных.
3. Музыкальные вкусы общества меняются в зависимости от социально-экономического уровня. В тяжелые кризисные времена в топ чартов выходят смысловые песни, более длинные и спокойные, более медленные и романтичные. По музыкальным пристрастиям можно даже предсказать состояние рынка: ожидая трудностей, общество выбирает песни попроще. И наоборот.
4. За последние 25 лет песни стали более «нарциссическими»: в текстах все больше слов, относящихся к своему «я», и все меньше тех, что описывают взаимодействие и позитивные эмоции («говорить», «делиться», «любовь» и т. п.) При этом практически все песни, занимающие первые строчки в чартах, содержат «репродуктивный посыл» — проще говоря, связаны с сексом.
5. А этим знанием давно и успешно пользуются владельцы баров и ресторанов. Во-первых, чем громче музыка, тем быстрее посетители осушают свои кружки и тем чаще заказывают новые. Во-вторых, там, где играет джаз или классика, люди наверняка потратят на еду больше денег, чем в ресторане с легкой музыкой или вовсе без нее.
Stormfestsa.co.za6. Рок-звезды и правда «живут быстро и умирают молодыми». Так было с многими исполнителями, чьи альбомы вошли в Топ-1000 всех времен. Раняя смертность среди рок-звезд почти вдвое выше, чем среди обычных людей.
7. Прежде чем получить миллионную прибыль за суперхит, его нужно создать — при этом расходы тоже могут достигать миллионов долларов. Например, одна из песен Рианны обошлась в 53 тысячи еще ДО того, как певица появилась в студии.
8. Музыкальные вкусы могут многое рассказать о личности. Например, вдумчивую и сложную музыку (блюз, джаз, классику и фолк) предпочитают эмоционально стабильные люди, открытые к новому опыту, с интеллектом выше среднего и «хорошо подвешенным языком». К «попсе» тяготеют люди приятные и общительные, но не такие уж открытые и часто консервативные. А рэп, хип-хоп, фанк и электроника увлекают людей, которые ничего не таят за душой и отличаются либеральными взглядами.
9. А вот чего многие, вероятно, не ожидают: музыка кантри способна вызвать мысли о самоубийстве, а поклонники оперы настолько проникаются ее эстетикой, что начинают воспринимать суицид как самый честный способ покончить с неразрешимыми проблемами.
Рок-музыка, вопреки стереотипам, не настраивает на суицид. Больше того, фанаты хэви-метала — самые психически здоровые люди. Менее 5% из них проявили патологические симптомы в ходе исследований. В целом, в состояние депрессии и тревоги они впадают даже реже, чем большинство «обычных» людей.
10. Хорошая музыка помогает переносить боль и снижает чувство тревоги. Когда вы слушаете песню, мелодия влияет на ваше эмоциональное восприятие больше, чем слова. Какими бы они ни были.
11. Бывает, что песня засела в голове и от нее никак не отвязаться. Обрадует вас это ли нет, но такое чаще случается с истинными меломанами. И знаете что? Исследования показали, что лучше смириться с этим «звоном в ушах», чем пытаться от него избавиться — так он покинет вас быстрее.
Версия для Инстаграма
Читайте также: 10 увлекательных фактов о музыке
Что такое музыка? Роль музыки в жизни человека :: SYL.ru
Музыка — это искусство, средством которого является звук и тишина. Наверное, любой человек в своей жизни слышал хоть раз журчание ручейка в лесу. Не напоминает ли оно вам мелодичную музыку? А шум весеннего дождя по крыше — разве это не похоже на мелодию? Именно тогда, когда человек начал вокруг себя замечать подобные детали, он осознал, что его повсюду окружает музыка. Это искусство звуков, создающих вместе уникальную гармонию. И человек стал учиться у природы. Однако для того, чтобы создать гармоничную мелодию, недостаточно было простого понимания того, что музыка — это искусство. Чего-то не хватало, и люди стали экспериментировать, искать средства передачи звуков, самовыражаться.
Как появилась музыка?
Человек со временем научился через песню выражать свои эмоции. Песня, таким образом, была первой музыкой, созданной самим человеком. Ему захотелось впервые с помощью мелодии рассказать о любви, этом замечательном чувстве. Первые песни были сложены именно о ней. Затем, когда пришло горе, человек задумал исполнить песню и о нем, выразить и показать в ней свои чувства. Так возникли панихиды, погребальные песни, церковные песнопения.
Для поддержания ритма со времени развития танца появилась исполненная телом самого человека музыка — щелканье пальцами, хлопки в ладоши, удары в бубен или в барабан. Именно барабан и бубен — первые музыкальные инструменты. Человек с их помощью научился производить звук. Эти инструменты являются настолько древними, что их появление тяжело отследить, поскольку их можно найти у всех народов. Музыка сегодня фиксируется с помощью нот, а реализуется она в процессе исполнения.
Как музыка влияет на наше настроение?
Что такое музыка для человека? Она является видом искусства, посредством которого можно передавать чувства и настроения. Главными выразительными средствами и элементами ее являются: темп, метр, ритм, мелодия, инструментовка, гармония, тембр, динамика и другие. Музыка обладает свойством воздействовать на наше настроение.
Существует в психиатрии особый отдел музыкотерапии. С помощью нее можно воздействовать даже на здоровье человека. Музыка частично, а порой и полностью, передает слушателям настроение исполнителя. Ее нужно выбирать, так как существует позитивная музыка, а бывает и содержащая в себе много агрессии. Музыка также имеет свойство обострять духовное восприятие окружающего мира. Она способна очищать наш рассудок, также может наполнять яростью, тревогой, глупостью. Музыка способна при живом исполнении вызвать радость, спокойствие, легкость, раздражение, скуку, депрессию. Она оказывает наибольшее воздействие на нас, если написана была вживую, а не под фонограмму.
Музыка влияет благотворно на кору головного мозга. Она может нам помочь справиться со стрессом и депрессией, снять нервное напряжение, расслабиться. Как считают ученые, наибольшую пользу людям может принести классическая и народная музыка.
Музыкальная фармакология
Сегодня применение музыкальных композиций для лечения становится все более популярным. Многие слышали о том, что такое музыка Рейки, а некоторые даже используют эти исцеляющие мелодии на практике для лечения различных заболеваний. Кроме того, существует целое направление в медицине, называемое музыкальной фармакологией. Его суть заключается в том, что можно излечить различные болезни, просто слушая определенные мелодии. Широко распространена в этой сфере классическая музыка.
Чем объясняются различные музыкальные предпочтения у разных людей?
Почему же каждый из нас имеет собственные музыкальные предпочтения? Оказывается, ритмами головного мозга определяется вкус в музыке. А они являются сугубо индивидуальными. Когда мы слышим музыку, соответствующую именно нашим ритмам, она нам нравится. У кого они учащенные, тот предпочитает композиции поэнергичнее, у кого ритмы спокойные — те выбирают расслабляющие, медленные мелодии. Впрочем, у людей наблюдается с возрастом замедление ритмов, что вызывает в у большинства пожилых людей желание слушать именно спокойную музыку.
Музыкальные стили
Музыкальный стиль представляет собой совокупность различных элементов, приемов, средств выражения, которая воплощает собой определенное идейное направление в музыкальном творчестве. На данный момент имеется множество стилей. Однако мы остановимся на нескольких: рок-музыка, классическая, духовная и хоровая.
Классическая музыка
Что такое музыка классическая? Можно привести несколько определений. Во-первых, она прошла испытание временем. Это музыка прошлого, имеющая и сегодня свою аудиторию. Например, в свое время вальсы Штрауса считались развлекательной музыкой. Сегодня мы относим эти композиции к классике. Во-вторых, классической музыкой с исторической точки зрения является западная середины 18 — начала 19 века. В качестве примера можно привести творчество Баха, Вивальди, Гайдна, Моцарта, Бетховена и т.д.
В-третьих, классикой считается также музыка академическая, созданная по особым канонам европейской музыки 17-19 веков. Она наследует жанры указанной эпохи. Примеры: соната, опера, симфония.
Рок-музыка
Рассмотрим теперь, что такое музыка в стиле «рок». Этот стиль — общее название для различных направлений популярной музыки. Можно сказать, что ее особенностями являются драйв, энергия ритмов, усложненная структура и ритм. Популярными инструментами в рок-музыке являются барабаны и электрогитара. Она считается музыкой для молодых. Можно привести следующие примеры рок-стилей: джаз-рок, прогрессивный рок, панк-рок, хард-рок, классический рок, психоделический рок, гаражный рок, фолк-рок, рокабилли, рок-н-ролл и т.д.
Хоровая музыка
Ответим теперь на вопрос о том, что такое музыка хоровая. Она предназначена для исполнения в хоре. Такая музыка бывает профессиональной и народной. Исполнение ее зависит прежде всего от певческих особенностей, которыми обладают члены хора. Хоровая музыка в чистом виде представлена в виде пения a capella, то есть многоголосного, без музыкального сопровождения. Предназначена такая музыка для широкого круга слушателей. В прошлом она служила средством идеологической и политической борьбы, да и сегодня оказывает на людей большой влияние.
Духовная музыка
Теперь скажем пару слов о том, что такое музыка духовная. Она имеет религиозный характер, исполняется в храме во время службы, а также в быту верующими людьми. Духовная музыка в узком смысле — христианская церковная.
Принято сегодня всю музыку делить на духовную и светскую. Основная область, в которой используется духовная — культовая (музыка буддистского ритуала является самой древней из сохранившихся сегодня). Развитие музыкальной педагогики, теории нотного письма в европейском варианте связано с европейской культовой музыкой, которую называют обычно церковной. Музыкальные тексты в ней имеют большое значение. Они строятся либо по канонам, либо в свободной форме пишутся, основываясь на священных книгах. Хор Григорианских монахов — пример духовной музыки.
Камерная и оркестровая музыка
Многие из вас слышали понятие «камерная музыка». Что это такое, знают далеко не все. Поэтому это понятие требует пояснения. Скажем пару слов о том, что это такое и чем она отличается от оркестровой. Камерная музыка исполняется небольшим музыкальным коллективом вокалистов и/или инструменталистов. Каждую партию при исполнении сочинения играет обычно лишь один инструмент (голос). В отличие от камерной, в оркестровой музыке имеются группы инструментов, которые играют в унисон.
Коллектив, который исполняет камерную музыку, именуется камерным ансамблем. В него, как правило, входят от 2 до 10 человек, иногда больше. Существует также камерный оркестр — это сокращенный состав струнного оркестра (около 15-20 человек), к которому добавляется иногда несколько духовых инструментов.
Характеристика музыки по звучанию и построению
Также музыку можно охарактеризовать по звучанию и построению. Одна звучит более динамично, другая — спокойно. Музыка может иметь четкий гармоничный ритмический рисунок, а может обладать рваным ритмом. Множество элементов определяет общее звучание различных композиций. Рассмотрим четыре термина, которыми интересуются наиболее часто: лад, динамика, минусовка и ритм.
Динамика и ритм в музыке
Динамика в музыке — нотные понятия и обозначения, связанные с громкостью ее звучания. Относятся к динамике резкие и постепенные изменения в музыке, громкость, акцент и несколько других терминов.
Ритм представляет собой соотношение долготы нот (или звуков) в их последовательности. Он построен на том, что некоторые ноты звучат несколько дольше, чем другие. Все они объединяются вместе в музыкальном потоке. Ритмические вариации рождает соотношение длительности звуков. Объединяясь, эти вариации образуют ритмический рисунок.
Лад
Лад как понятие в музыке имеет множество определений. Он занимает в гармонии центральное место. Приведем несколько определений лада.
Ю.Д. Энгель считает, что это схема построения некоторого звукового ряда. Б.В. Асафьев — что это организация тонов в их взаимодействии. И.В. Способин указывал на то, что лад — система связей звуков, объединенная некоторым тоническим центром — одним звуком или созвучием.
Музыкальный лад по-своему определяли различные исследователи. Однако ясно одно — благодаря ему гармонично звучит музыкальное произведение.
Минусовка
Рассмотрим следующее понятие — минусовка. Его непременно следует раскрыть, говоря о том, что такое музыка. Определение минусовки следующее — это композиция, из которой был удален вокал, или же в ней отсутствует звучание некоторого музыкального инструмента. Одна либо несколько партий инструментов и/или вокала отсутствует в минусовке, которая/которые до изменения композиции присутствовала(и) в изначальном варианте. Самая распространенная форма ее — удаление из песни слов так, что музыка звучит одна, без текста.
В данной статье мы рассказали вам о том, что такое музыка. Определение этого прекрасного вида искусства было представлено лишь кратко. Конечно, тем, кому она интересна на глубоком, профессиональном уровне, имеет смысл изучить ее теорию и практику, законы и основы. Наша статья ответы дает лишь на некоторые вопросы. Музыка — это искусство, изучать которое можно очень долго.
все, что вы хотели знать, но боялись спросить
После долгого изучения инструмента и бессонных ночей, проведённых за сочинением своих композиций, вы решили, что настало время записать свои задумки. Музыкальные идеи переполняют голову и вы хотите поделиться ими с окружающими.
В этот момент в голове начинающего музыканта появляется множество вопросов. Надо ли идти в студию или можно записаться дома? Что нужно для того, чтобы записывать музыку? Какое оборудование купить и какие программы понадобятся? С каждым часом вопросов становится все больше, а ответов все меньше.
К счастью, все намного проще, чем кажется. В этой статье мы расскажем, что нужно для производства музыки в домашних условиях и ответим на некоторые популярные вопросы, появляющиеся у новичков.
Что нужно, чтобы писать музыку на компьютере
40 лет назад для того, чтобы записать свое творчество нужно было идти на профессиональную студию. Качественное звучание было доступно только тем, у кого были деньги. Благодаря развитию технологий, сегодня создание музыки стало намного доступнее: с помощью компьютера мы можем создавать отличные треки не выходя из дома.
Чтобы организовать домашнюю студию, потребуется:
Эти четыре компонента — необходимый минимум для начала работы. Конечно, помимо этого не помешает также MIDI-клавиатура и студийные мониторы, но первое время можно обойтись и без них. Ниже мы вкратце пройдемся по каждому пункту нашего списка (более подробно о выборе оборудования для студии звукозаписи можно прочитать тут, а о выборе студийных мониторов — здесь).
Компьютер
Для звукозаписи подойдет любой современный компьютер. Будет ли это Mac или PC — не важно, обе платформы предлагают одинаковые возможности для музыканта. Два главных критерия здесь — это быстродействие и вычислительная мощность процессора.
За быстродействие компьютера в студии отвечает оперативная память. В вашем компьютере ее должно быть как минимум 8 ГБ, но лучше больше. Дополнительно повысить быстродействие поможет замена обычного жесткого диска на скоростной твердотельный SSD-накопитель.
Во время работы с плагинами, звуковыми эффектами и виртуальными инструментами операционная система и музыкальный софт полагаются на центральный процессор. Обозначить точную мощность, необходимую для комфортной работы, довольно сложно: процессор должен без лишних проблем работать с большим количеством плагинов. Чем больше он сможет переварить, тем лучше. Рекомендуемый минимум здесь — это четырехъядерные процессоры уровня Intel Core i3, но чем больше ядер и потоков будет в вашем распоряжении, тем комфортнее будет работа.
Программа для записи музыки (DAW)
DAW (от англ. Digital Audio Workstation — цифровая рабочая станция или секвенсор) — это специальное программное обеспечение для записи музыки. Именно оно превращает обычный компьютер в мощный инструмент и центр домашней студии.
Подобный софт выпускается как для PC и Mac, и бывает как бесплатным, так и платным. Все DAW предлагают схожие возможности и отличаются по сути только подходом к организации рабочего процесса.
Звуковая карта
Встроенные в компьютеры звуковые карты подходят только для прослушивания музыки. Чтобы полноценно записывать себя, потребуется специальный аудиоинтерфейс, который может качественно записывать аудиосигнал.
В большинстве случаев хватит аудиоинтерфейса с 2-4 входными каналами и фантомным питанием — этого хватит для записи 1-2 гитар (даже одновременной), клавишных и вокала, когда вы обзаведетесь микрофоном.
Среди достойных моделей, чьих возможностей с лихвой хватит начинающему музыканту, можно выделить Focusrite Scarlett 2i2 и Scarlett 2i4, PreSonus AudioBox USB 96, Audient iD14.
Наушники
Созданный материал нужно как-то послушать, поэтому последним важным компонентом необходимого минимума станут студийные наушники. В отличие от потребительских наушников, которые любят приукрашивать звук в определенных диапазонах частот, изолированное звучание студийных наушников обеспечит большую детализированность и точность звука. К тому же наушники позволят работать в любое время суток.
Выбирать наушники стоит на основании бюджета, амплитудно-частотной характеристики и удобства использования. С бюджетом все понятно — составьте список моделей, укладывающихся в ту сумму, которую вы готовы потратить на уши. Что касается амплитудно-частотной характеристики, то она должна быть максимально ровной (о том, что такое амплитудно-частотная характеристика читайте здесь). Вопрос удобства — индивидуальный, но наушники не должны вызывать дискомфорт при длительном использовании.
Для начала наушников будет более чем достаточно. Позднее, если ваши занятия музыкой станут более серьезным делом, стоит обзавестись парой хороших студийных мониторов ближнего поля.
В какой программе лучше работать?
На рынке существует более 20 различных DAW, но выбрать программу для записи музыки проще, чем может показаться. Во-первых, не стоит сильно заморачиваться в этом вопросе — DAW не более, чем технический инструмент, с которым вы взаимодействуете. Здесь решают навыки, а не сама программа. Во-вторых, выбор DAW — это вопрос вкуса, удобства и личных предпочтений, поэтому выбирать нужно все-таки то, с чем вам удобнее работать.
Если вы пользователь Мака, то в системе уже установлена DAW GarageBand. По сути, GarageBand представляет собой упрощенную версию Logic Pro X: его возможности не так богаты и продвинуты, но для начала работы хватит и этого — программа без проблем записывает аудио, работает с плагинами и виртуальными инструментами. Плюс, владельцы iOS-устройств могут скачать мобильную версию этой DAW, чтобы создавать проекты на смартфоне или планшете и переносить их на десктоп для дальнейшей работы.
Постепенно функционала GarageBand перестанет хватать: вам понадобятся более продвинутое редактирование аудио, автоматизация, качественные и производительные синтезаторы. И здесь у вас будет два варианта:
- Перейти на Logic Pro X. В таком случае переход будет безболезненным: принципы работы Logic Pro и GarageBand во многом совпадают (долго привыкать к новому окружению не придется), а проекты созданные в GarageBand можно запросто открыть в Logic Pro и продолжить работу;
- Перейти на какую-нибудь другую DAW, но в этом случае придется заново создавать все проекты.
GarageBand — неплохая отправная точка для знакомства с миром звукозаписи и производства музыки, но рассматривать его как основную программу все же не стоит. Главные достоинства “гаража” в том, что он бесплатен и прост в освоении, но страдания с переносом проектов в другую DAW не стоят того.
Пользователям PC несколько проще, так как выбор программ здесь намного больше. Если вы новичок и не представляете, как работает DAW, то знакомство со звукозаписью можно начать с бесплатных Magix Music Maker, Ardour или Podium Free. Как и в случае с GarageBand, постоянно работать в этих программах не стоит, так как проблемы все те же — нехватка функциональности и невозможность быстро и просто перенести уже созданные проекты в другую DAW.
Практически у каждой серьезной DAW есть ограниченная по времени полнофункциональная демо-версия, позволяющая попробовать программу. Обычно такие демки работают в течение месяца — этого вполне достаточно, чтобы понять, как устроена DAW, насколько она удобна и что может предложить. Если нет желания возиться с бесплатным софтом и хочется начать изучение особенностей производства музыки сразу в серьезной программе — качайте демо на сайтах разработчиков.
При выборе DAW также стоит помнить, что в этой среде не существует самой лучшей программы — у всех есть свои плюсы и минусы. Выбирать здесь нужно на основе популярности (распространенности) программы и того, насколько вам удобно в ней работать. Чем популярнее DAW, тем выше вероятность того, что вы сможете работать со своими проектами на любой студии. Распространенность программы также позволит обмениваться своими идеями и работать над музыкой вместе с друзьями и коллегами-музыкантами, не переживая о том, смогут ли они открыть проект в своей студии.
Среди самых популярных DAW можно выделить (еще больше программ можно посмотреть по этой ссылке):
Avid Pro Tools (PC, Mac)
Pro Tools считается стандартом в звукозаписывающей индустрии. Благодаря этому вы сможете без проблем отправлять свои проекты в студии по всему миру и быть уверенным, что проблем с их открытием не будет — Pro Tools есть везде.
Выбирая Pro Tools нужно быть готовым к двум вещам: долгому изучению интерфейса ввиду его некоторой запутанности и сложности для новичков, а также работе только с AAX-плагинами. Если первое не проблема, то второе может стать критичным — далеко не все внешние обработки существуют в этом формате.
Apple Logic Pro X (Mac)
Старший брат GarageBand и ещё одна очень популярная DAW, которая сегодня есть на всех студиях, построенных вокруг Mac. Logic отличается простым и понятным интерфейсом и большой библиотекой плагинов, виртуальных инструментов, лупов и сэмплов на 70+ ГБ.
Главная проблема Лоджика в том, что он существует только на Маке. Это может стать проблемой, если все вокруг не пользуются компьютерами Apple.
Ableton Live (PC, Mac)
На фоне остальных DAW, Ableton создан с прицелом на живые сессии записи и выступления. Конечно, вы сможете записывать в программе любую музыку без каких-либо ограничений, но диджеи и концертирующие музыканты ценят Ableton именно за удобство использования на сцене. К примеру, можно запускать различные сэмплы и аудиоклипы, а также создавать новые петли буквально в пару кликов и выглядеть как настоящий человек-оркестр.
FL Studio (PC, Mac)
В среде музыкантов бытует мнение, что FL Studio является программой для начинающих. Такое суждение не верно: DAW активно используется такими музыкантами как Deadmau5, Майк Олдфилд, Мартин Гаррикс и Afrojack, назвать которых новичками язык не повернется.
Подход FL Studio к работе отличается от того, что вы можете увидеть в других DAW — создание музыки здесь напоминает работу со степ-секвенсором. FL Studio не становится от этого хуже или лучше, программа просто немного другая. Тем не менее в составе есть все, чтобы заниматься электронной музыкой, да и научиться работать с “фрутиками” довольно просто.
Cockos Reaper (PC, Mac)
Cockos Reaper существует уже более 10 лет, но только сейчас стал более-менее на слуху у музыкантов. Разработчики утверждают, что коммерческая составляющая волнует их намного меньше качества работы и это правда: Reaper стоит всего $60, но умеет все то же, что и более дорогие и раскрученные DAW.
Помимо цены, стоит выделить богатую комплектацию программы, вместе с которой идет комплект отличных плагинов и эффектов — этого будет более чем достаточно для записи и сведения. Из минусов Reaper можно назвать отсутствие виртуальных инструментов в поставке (придётся искать на стороне), а также некоторую запутанность и сложность интерфейса для начинающего музыканта.
Steinberg Cubase (PC, Mac)
Старожил Cubase по праву считается одной из самых популярных DAW, чему не в последнюю очередь способствуют кроссплатформенность программы и ее распространенность на студиях звукозаписи.
Cubase поставляется в трех редакциях, каждая из которых предлагает музыкантам удобную работу с аудио и MIDI, комплект инструментов и сэмплов, встроенный автотюн и другие возможности. Среди минусов — слишком яркий и перегруженный интерфейс, который в Интернете прозвали «оконное безумие».
Эти программы популярны среди музыкантов, а вокруг них собрано собственное коммьюнити пользователей. Благодаря этому изучение DAW станет проще: в Интернете и на YouTube найдутся тысячи обучающих материалов, а в музыкальных сообществах в социальных сетях и на форумах можно без проблем получить ответы на интересующие вопросы.
А как же Audition?
Когда речь заходит о записи музыки, многие сразу же вспоминают Adobe Audition. Несмотря на популярность, Audition всегда был и остается аудиоредактором, и слабо приспособлен для серьезных студийных задач.
Audition удобен для многоканальной записи или записи голоса, но его возможности на этом заканчиваются. Так, например, редактор умеет работать с VST-эффектами (компрессорами, эквалайзерами), но не поддерживает VST-инструменты. Помимо этого Audition не знаком с MIDI — загрузить виртуальное пианино или ударную установку и записать их партию попросту не выйдет.
На этом фоне аудиоредактор от Adobe проигрывает даже бесплатному Magix Music Maker. Домашняя студия без виртуальных инструментов попросту не существует в 2018 году, поэтому рассматривать Audition в качестве центра студии бессмысленно.
Какие плагины мне понадобятся?
В принципе, никакие. Большинство DAW оснащаются всем необходимым для производства музыки. В комплекте практически с любой программой вы найдете большое количество эквалайзеров, компрессоров, ревербераторов и других эффектов, возможностей которых хватит для того, чтобы записать и свести проект.
Необходимость в сторонних разработках появится только в двух случаях:
- Если чего-то не найдется в комплекте с программой. Речь идёт о каких-то специфических обработках или виртуальных инструментах. Обычно разработчики оснащают DAW только самыми необходимыми инструментами (если это не Reaper), но если вы знаете, что ваша музыка не обойдется без чего-то специфического (например, гусей), то искать все это придётся на стороне;
- Если вас не устроит качество звучания стоковых эффектов или инструментов. Обычно камнем преткновения здесь становятся именно виртуальные инструменты, которые звучат сносно, но не великолепно.
Понадобятся ли сторонние плагины и стоит ли сразу искать дополнительные инструменты — вопрос индивидуальный. Для начала стоит подробно изучить свою программу. Возможно то, что вы ищете, уже есть в комплекте.
Самым адекватным решением здесь будет начать работу с тем, что уже есть и постепенно составить список того, чего вам не хватает. Плагины никуда не убегут от вас — докупить недостающее можно в любой момент. Главное здесь знать, что и зачем вам нужно. Понимание этого приходит только с опытом и после изучения возможностей DAW.
Если речь идет о формате плагинов, то здесь все зависит от DAW и того, с какими плагинами она может работать (это обычно указано в описании программы). Форматов всего шесть — VST, AU, AAX, RTAS, DXi, ReFill, но для конечного пользователя отличий между ними нет. Каких-либо преимуществ от использования VST или AU вы не получите: плагины работают одинаково вне зависимости от формата.
Единственная сложность, с которой можно столкнуться — отсутствие необходимого плагина в нужном виде. Перед тем, как покупать что-либо, узнайте, в каком формате выпускается плагин и поддерживает ли он работу с DAW.
Могу ли я писать музыку на планшете или смартфоне?
Можете, но это будет не очень удобно — размеры экранов накладывают существенные ограничения на интерфейс. Дисплеи смартфонов не сравнятся по площади с обычным монитором — информации на экране будет мало. К тому же работа с регуляторами порой требует высокой точности манипуляций, а с этим у смартфонов бывают проблемы.
На планшетах дела обстоят лучше, но здесь появится другая проблема — ограничения софта. Функции мобильных DAW не сопоставимы с десктопными версиями ввиду различий платформ. К примеру, в мобильных DAW нет такого богатства плагинов и виртуальных инструментов, даже если мы говорим только о стоковом контенте. Многие функции (та же автоматизация и редактирование аудио) существуют в упрощенном виде.
Свести проект на планшете или смартфоне не получится, пока что это утопия. Конечно, разработчики активно развивают возможности музыкального софта и наращивают его производительность, но ситуация все еще далека от того, чтобы выбрать портативное устройство в качестве основы студии.
Рассматривать планшет или смартфон лучше в качестве дополнения к студийном компьютеру. К примеру, можно скачать мобильную DAW, чтобы связать ее с десктопом и использовать в качестве блокнота для записи новых идей: придумали бит, записали его на смартфоне, отправили проект себе на компьютер и продолжили работу с проектом на десктопе. Звучит классно, но нужно учесть, что не все большие DAW существуют в карманном варианте: мобильные версии есть только у Cubase (Cubasis для iOS), Logic Pro X (GarageBand для iOS) и FL Studio (FL Studio Mobile для Android и iOS).
Другим сценарием эффективного дополнения студии может стать использование смартфона или планшета в качестве виртуального инструмента или процессора эффектов. Так, например, для iOS и Android существуют качественные синтезаторы и драм-машины от Korg, Moog, Propellerhead и ряда других разработчиков — эти приложения отлично звучат и точно пригодятся в студии. Подключив планшет к компьютеру с запущенной DAW, вы сможете использовать приложение как обыкновенный виртуальный инструмент.
Ну а для гитаристов портативные устройства могут заменить педалборд. На iOS существуют мобильные версии эмуляторов гитарных усилителей и эффектов Positive Grid BIAS FX Mobile и AmpliTube. Связав планшет или смартфон с компьютером и подключив гитару, это позволит переключать эффекты и управлять своим звуком с экрана девайса, не отвлекаясь на мышку или забеги к компьютеру для изменения звука.
Нужны ли дополнительные программы для производства музыки?
Современные DAW готовы ко всем стадиям производства музыки и нет ничего, с чем бы они не справились. Здесь работает то же правило, что и для плагинов: все, чего вам не хватает, можно докупить позднее (когда освоитесь и поймете, чего реально не хватает).
Если вопрос в том, понадобится ли вам дополнительный софт для мастеринга музыки, то скорее всего нет. Во-первых, как уже говорилось, DAW готовы ко всем аспектам продакшена. Во-вторых, мастеринг — это отдельная и довольно объемная тема, браться за которую стоит имея определенный опыт в работе со звуком.
Конечно, мы хотим, чтобы наша музыка звучала круто и профессионально — это естественно. Проблема в том, что качественная музыка — это не крутой софт а-ля WaveLab, а ваши идеи и аранжировки. Путь от черновика до прошедшей мастеринг готовой песни длинный, и не исключено, что к тому времени вы научитесь так ловко работать в DAW, что внешний софт вам попросту не понадобится.
В общем, не усложняйте себе жизнь: вы еще не изучили DAW, поэтому смысла в других программах сейчас попросту нет.
АВТОР: Егор Ревенга (главный редактор SAMESOUND.RU и музыкант) специально для Pop-Music.
6 научных доказательств того, что музыка полезна для здоровья
Современные учёные считают, что музыка — это не просто искусство, ведь она влияет не только на наше сознание, но и на наше тело. Нейробиолог, музыкант и писатель Дэниел Левитин (Daniel Levitin) в своей книге This Is Your Brain on Music рассказал, почему важно изучать и понимать музыку:
Чем лучше мы понимаем этот вид искусства, тем лучше мы понимаем себя: собственные мотивы, страхи, желания, воспоминания и даже поведение.
Музыка делает человека умнее
Музыка активизирует самые разные отделы головного мозга, мы запоминаем тексты и мотивы. Точно известно, что разные мелодии и ритмы вызывают разные эмоции. Более того, музыка позволяет восстанавливать функции мозга при черепно-мозговых травмах.
На музыкантов, особенно тех, кто начал играть ещё в детстве, музыка влияет ещё сильнее. Так, одно из исследований на эту тему, показало, что изучение музыки способствует устойчивому развитию невербального мышления. В интервью изданию News in Health невропатолог медицинской школы Гарварда Готфрид Шлауг (Gottfried Schlaug) утверждает, что нервная система музыкантов отличается от нервной системы людей, не связанных с музыкой. Мозг музыканта обладает большим числом связей между полушариями.
При сочинении музыки активизируются различные отделы головного мозга, включая зрительный, слуховой и моторный. Поэтому написание мелодий может стать одним из способов лечения нервных расстройств.
Готфрид Шлауг
Примечание: я не сомневаюсь, что прослушивание музыки в жанре math metal во время подготовки к экзаменам по высшей математике приносит пользу. Кому-то в этих случаях помогает авангардный или атмосферный black metal.
Грустная музыка поднимает настроение
А вот исследование, опубликованное в журнале Frontiers in Psychology, показало, что грустная музыка действует на человека не так, как предполагалось. Учёные выяснили, что такие треки вызывают два типа эмоций: распознаваемые и испытываемые. Хотя музыка и воспринималась испытуемыми как трагичная, при её прослушивании они не впадали в депрессию. На самом деле люди испытывали широкий спектр эмоций, тут нашлось место даже романтическим и довольно радостным чувствам.
Музыка лечит
В работе «Влияние музыки на человеческое тело и разум» (The Effect of Music on the Human Body and Mind) Дон Кент (Dawn Kent) приводит интересные факты о воздействии музыки на физическое состояние человека. Так, Платон предлагал использовать музыку для лечения тревожности, а Аристотель считал этот вид искусства инструментом для избавления от нестабильного эмоционального фона.
Музыка оказывает заметное физиологическое воздействие на многие биологические процессы. Она уменьшает последствия усталости, меняет пульс, выравнивает дыхание, стабилизирует давление плюс оказывает психогальванический эффект.
Дон Кент
Интересна работа Мишеля Лефевра (Michelle Lefevre) «Играя со звуком: использование музыки в терапевтических целях при прямом взаимодействии с детьми» (Playing With Sound: The Therapeutic Use of Music in Direct Work With Children), опубликованная в 2004 году. Согласно исследованиям Лефевра, высокочастотные звуки могут вызвать панику и увеличить тревожность.
Существует даже так называемый эффект Моцарта: прослушивание Сонаты для двух фортепиано ре мажор (K. 448) вызывает у некоторых больных признаки эпилептических припадков. Причём даже у тех, кто находится в коме.
Музыка способна регулировать отношения полов
viki2win/depositphotos.comА вот согласно наблюдениям клинического психолога и семейного консультанта Кёртиса Левана (Curtis Levang), музыка может повысить либидо. Уролог Й. Марк Хон (Y. Mark Hong), например, считает, что музыка и секс похожи: и то и другое вызывает сильные эмоциональные отклики. С помощью музыки можно поднять уровень серотонина в крови и поправить здоровье при некоторых видах заболеваний.
Музыка поможет и на свидании: согласно французскому исследованию, одинокие женщины, слушавшие романтические композиции, намного охотнее давали свой номер телефона в отличие от тех, кто слушал что-то нейтральное.
Музыка помогает при физических нагрузках
Музыка повышает выносливость и помогает эффективнее тратить ресурсы при физических нагрузках. Так, исследование «Займёмся спортом: психология музыки для эффективных тренировок» (Let’s Get Physical: The Psychology of Effective Workout Music) показывает, что поездка на велосипеде под музыку позволяет тратить на 7% меньше кислорода, чем без неё.
Частота ударов в минуту (BPM) в песне оказывает мотивационный эффект, правда, до определённого предела. Потолок составляет 145 ударов в минуту, более быстрые мелодии уже не способны мотивировать. В отдельных случаях скорость слов песни начинает вытеснять мелодию: именно поэтому многие предпочитают работать под музыкальное сопровождение с ритмичными текстами, хип-хоп например.
В общем, не удивительно, что Spotify запустил сервис Spotify Running, позволяющий отслеживать темп бегуна и проигрывать в плейлисте песни с соответствующей частотой ударов в минуту.
Петь в душе полезно
Это подтверждает доктор Джерри Салиман (Jerry Saliman). По его словам, петь вслух полезно для здоровья, особенно это касается старшего поколения. Пение способно улучшить работу мозга пожилых людей, страдающих от афазии (полной или частичной потери речи) или болезни Паркинсона. Кроме того, многие старики живут одни и в силу хронических недугов, например артрита, ведут малоподвижный образ жизни. Простые и доступные развлечения положительно скажутся на их самочувствии. Кроме того, пение улучшает работу дыхательной системы и способно уменьшать одышку.
Новости: Что такое музыка для человека? — Эксперт
Если вы перейдёте на сайт //MPTron.com/, то сможете увидеть много различных дополнений и всего другого. Главная тематика сайта – это музыка. Есть всё, что вам необходимо. Музыка в жизни человека очень важна. Она вдохновляет каждого из нас, заставляет двигаться вперёд к своей цели, заставляет жить и радоваться жизни.
Если вы захотите отдохнуть, то вам нужна классическая музыка. Её вы легко можете скачать на сайте без особых затруднений. Если вы хотите вдохновиться, то вам тоже подойдёт классика. Но если вы решите, что вам нужна мотивация, то вам нужна музыка очень ритмичная, громкая, с текстом, у которого глубокий смысл. Текст должен мотивировать вас.
Так, если вы занимаетесь спортом, то тяжёлый рок – это то, что вам нужно. Не зря говорят, что под музыку всё делается проще. Это потому, что музыка задаёт вам ритм и темп, а так у вас всё получается намного быстрее и лучше.
Сайт просто переполнен различными треками. Если вы хотите что-то скачать, то достаточно нажать на кнопку и всё. Если вам нужен трек, который вас успокоит, то скачайте что-то весёлое. Но если вы хотите погрустить, то лирика – это лучший вариант для вас.
Кстати говоря, данный сайт – это отличный способ решать проблемы. Ведь музыка – это и есть решение многих проблем. Также вы сможете найти много интересных роликов, которые должны вас тоже развеселить и заставить посмеяться. Данный сайт – это чудесное место. Если что, то вам всегда готовы помочь всё решить без каких-либо проблем.
Музыка – это то, что делает каждого человека лучше. Музыка – это всё, что у людей есть для того, чтобы получать заряд бодрости и пинок под зад. Музыка – это мотиватор. А бывает, кто-то слушает песню и все слова, которые поются, точно описывают вас. Это и есть то удовольствие, которое все испытывают. Вам главное никогда не сдаваться и идти вперёд, а музыка вас поддержит и поможет вам решить любую проблему.
Слышат ли они музыку в своей голове / Аудиомания corporate blog / Habr
О музыке я знаю немного, но, говорят, что музыканты слышат и сочиняют музыку в голове. Они действительно слышат все эти быстрые переходы, сложные аккорды и звуки, которые есть в музыке Листа?
Например, очень быструю мелодию в рапсодии №2 или звуки из рапсодии №6 (невозможно поверить, что их рождает рояль), или прекрасную концовку рапсодии №12.
Аноним: У меня есть музыкальное образование, и я занимался музыкой много лет (примерно с 6 до 23 лет). Отмечу, что сейчас я работаю программистом и не осмелюсь назвать себя профессиональным композитором, однако я неплохой музыкант, могу выступать на сцене, дирижировать оркестром, выступать с оркестром, учить детей, сочинять короткие произведения и т.д.
Если вы обладаете музыкальным слухом, и он абсолютный, то можете «слышать» музыку в своей голове, читая ноты. Глядя на партитуру, вы можете представить, как это будет звучать (с очень высокой точностью).
Теперь поговорим о сочинении.
Насколько я знаю, существует по меньшей мере три основных способа создания музыки.
Интуитивный способ или способ на основе вдохновения
В голове рождается целое произведение. Сначала вы его слышите, а потом записываете. Оно просто появляется в вашей голове из ниоткуда. Я написал одно произведение таким способом, и это был странный опыт. Пока я был вдохновлен, меня не покидало ощущение, что я «одолжил» свои руки, и «нечто» сыграло ими композицию, а я записал её на бумаге.
На самом деле, это произошло на экзамене по композиции: я не готовился, пришел за час до экзамена, написал произведение и успешно сдал его (однако я рекомендую готовиться). Недостаток этого метода в том, что если у вас нет вдохновения, то магии не произойдет – не будет музыки.
Вероятно, музыка рождается в вашем подсознании или где-то еще. Я думаю, что идея постепенно формируется в глубине вашего разума и, в конечном счете, превращается в результат. Потом вы ее слышите и записываете. Иногда у вас нет выбора, потому что идея «требует», чтобы ее записали. Это ощущение ни с чем не спутать.
Методологический способ или подход на основе знаний
Если вы хорошо знаете теорию музыки (очень-очень хорошо), то сможете создать композицию так, как её создают компьютерные программы: выбираете основной мотив, а затем сочиняете музыку на бумаге в соответствии с правилами гармонии и другими идеями, которые хотите воплотить. При таком подходе вы создаете музыку «с нуля», корректируя её звучание на каждом этапе.
Музыка, созданная таким способом, может показаться скучной, неэмоциональной или предсказуемой. Я слышал одно произведение, очевидно созданное таким методом, и оно было наискучнейшим. Для написания достойной музыки вам понадобится много теоретических знаний.
Комбинация двух способов
Трудно получить всю мелодию целиком только на основе вдохновения. Также трудно создать целую мелодию, основываясь лишь на теоретических знаниях. Поэтому вы можете смешать два этих метода. Вы придумали мотив, который вам нравится (вдохновение), а затем, используя знания, вы превращаете его в полноценную композицию (гармонию). Во время игры к вам может вернуться вдохновение и принести с собой оставшуюся часть мелодии.
Использование смеси двух техник – вероятно, наилучшая идея. Дело в том, что, когда мелодия «оказалась у вас в голове», вы не сможете записать её полностью – одну минуту максимум. Этого недостаточно для полноценного произведения.
То, что я рассказал выше, подойдет для написания музыки с использованием реальных музыкальных инструментов.
Для электронной музыки существует еще один способ – метод проб и ошибок. Сначала вы запускаете музыкальную программу с пустым шаблоном, потом начинаете повторять какой-нибудь музыкальный рисунок и постепенно добавляете звуковые эффекты, наблюдая за изменениями. Если вам нравится то, что вы слышите, то проект сохраняется, и процесс наложения эффектов продолжается.
Изменяйте ритм, слушайте – меняйте такт, добавляйте биты. Проигрывайте снова. Накладывайте другие шаблоны и так далее. Этот процесс совершенно отличается от методологического способа и больше подходит для электронной или нестандартной музыки. В качестве аналогии можно привести ребенка, играющего в кубики. Необходимо понимание изменений, происходящих при добавлении того или иного эффекта.
Кертис Линдсей (Curtis Lindsay): Когда мы слушаем «Венгерские рапсодии» Листа, то слушаем музыку, которая, скорее всего, была рождена в ходе импровизации.
Лист, как и многие другие великие музыканты того времени, был невероятно опытным импровизатором и превосходил в этом многих композиторов. Вероятно, не все «Венгерские рапсодии» были рождены одинаково, однако ключом к их созданию стала импровизация. После того, как мелодия была готова, она просто дорабатывалась и шлифовалась.
Другое объяснение – у композиторов разные методы работы, но почти все они связаны с воспроизведением и обработкой музыки «в голове». Никто не садится сочинять музыку по формальным правилам теории. Теория музыки – это аналитический метод, он не предназначен для её создания.
Как правило, большинство композиций создаются с помощью музыкальных инструментов, чаще с помощью клавишных, например, фортепиано. Но иногда композиторы предпочитают работать без них, используя только свой разум и бумагу.
Деннис Хоффманн (Dennis Hoffmann): Лично я, особенно в течение последних лет, всегда представляю новую песню у себя в голове. Или хотя бы её часть. Обычно в тот момент, когда что-то зарождается в моей голове, я достаю телефон и напеваю мелодию на диктофон, чтобы не забыть.
Если мотив получается очень хорошим, то я могу начать сочинять песню целиком. Я ужасный барабанщик, но могу представить, как будут звучать барабаны… басовая партия… гитарная партия… как должна звучать гитара.
Моя сильная сторона – это написание текстов песен. Когда я был моложе, то сначала писал слова, а потом накладывал музыку. Но с годами изменил свое мнение – сейчас я сначала сочиняю музыку, а затем пишу слова песни, сокращая или удлиняя некоторые части композиции, чтобы уместить все, что мне нужно.
Однако во многих случаях структура песни может меняться. Сейчас я по большей части работаю один и сам записываю несколько дорожек, создаю барабанный ритм, добавляю синтезатор, записываю партии гитары и бас-гитары и т.д. В процессе творения (особенно когда программирую синтезаторы) я могу что-нибудь изменить, потому что нашел звук, который изначально не планировал использовать, но который хорошо подходит. Безусловно, здесь много свободы действий.
Иногда я записываю живую игру музыкантов, а не создаю синтетические звуки, потому в финальную композицию могут вноситься изменения – всему виной стиль игры исполнителя. Я считаю, что это не самый приятный способ создания музыки.
Мне песня нравится такой, какой я ее написал, и я не люблю, когда кто-то портит ее своей игрой. Но иногда это необходимое зло – я не всегда могу получить нужный мне звук искусственным образом, потому я нанимаю человека, который сможет его сыграть.
Если вкратце, то, действительно, все начинается в моей голове.
P.S. Больше материалов на тему музыкального творчества, акустических нюансов и звуке в нашем блоге и подкастах.