Маунтинбайк [спорт] — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья
Маунтинбайк, экстремальный вид спорта, езда на горном велосипеде. Горный велосипед — маунтинбайк (mountain bike) называют также «внедорожник», «вездеход», «байк» или «MTB». В отличие от других видов велосипедов он обладает рядом специальных характеристик:
– специальной особо прочной рамой с увеличенным дорожным просветом;
– колесами диаметром 26 дюймов, оптимальными для движения по пересеченной местности;
– конструктивными элементами (руль, седло и пр.), обеспечивающими низкую, сильно сдвинутую вперед посадку, позволяющую контролировать велосипед на самых крутых спусках и подъемах;
– амортизационной вилкой, способной «держать трассу» на высокой скорости и снимающей ударные нагрузки;
– большим количеством передач (24-27), что позволяет подобрать эффективную частоту педалирования в любых условиях: от гладкого шоссе до болота.
АТВ — «вседорожный» велосипед. К этой категории относятся самые простые горные велосипеды. Основная отличительная особенность — начальный уровень оборудования и велосипеда в целом. Такие «внедорожники», как правило, не имеют амортизационной вилки. Рама выполнена из высоколегированной стали, количество передач — 18-21. Велосипеды этого класса предназначены для езды в условиях умеренных нагрузок: прогулок, неторопливых путешествий, поездок на дачу или в качестве велосипеда для ребенка. Они не рассчитаны на агрессивную езду, соревнования и высокие нагрузки, хотя по надежности и долговечности не уступают стандартному дорожному велосипеду. Уровень цен: от 150$ до 300-400$.
Хардтейл. В переводе «хардтейл» означает «жесткий хвост» (велосипед с передней амортизационной вилкой). Это самый популярный вид горного велосипеда, одновременно допускающий практически любые варианты использования. Рама может быть изготовлена из хромомолибдена, алюминиевых сплавов, титана, магния, различных композитных материалов, экзотических сплавов. Количество передач — 24-27. К хардтейлам относятся маунтенбайки, предназначенные как для походов и велопрогулок, так и для соревнований мирового уровня. Цены на хардтейлы сильно различаются: от 400$ до 4000$ и выше.
Софт-тейл. «Софт-тейл» переводится как «мягкий хвост». Особенность конструкции — встроенный в задний треугольник рамы амортизатор с небольшим ходом. В сочетании с гибкими (обычно карбоновыми) нижними перьями это позволяет в достаточной степени поглощать дорожные неровности, не теряя при этом энергию на работу подвески. Некоторые софт-тейлы вообще не имеют амортизаторов, а гибкость обеспечивается вследствии деформации карбоновых перьев и вставок специальной формы. Удачные конструкции совмещают в себе многие положительные качества двухподвесов с высокой эффективностью хардтейла. Однако подобное достижимо только на сложных дорогих конструкциях. Даже у ведущих мировых производителей удачных софт-тейлов немного, их стоимость составляет от 2500$ и выше.
Двухподвес для кросс-кантри. Этот велосипед имеет амортизационную подвеску как переднего, так и заднего колеса. Созданный для соревнований по кросс-кантри, он прекрасно подходит для туризма, городской езды и может иметь почти такое же широкое применение, как и хардтейл. На пересеченной местности двухподвес позволяет поддерживать высокую скорость, легко и быстро проходить спуски и повороты. Один из недостатков — больший по сравнению с хардтейлами вес. Эта проблема решается путем применения современных ультралегких материалов и компонентов высокого класса. Уровень цен на кросс-кантрийные двухподвесы составляет от 800$ до 5000$ и выше.
Фрирайдный велосипед. Двухподвесочный байк, предназначенный для экстремального катания (преимущественно с гор). Основные отличия от кросс-кантрийного двухподвеса: иная система задней подвески и большие хода амортизаторов. При равном классе техники, ходовые характеристики фрирайдного байка на любом типе местности уступают кросс-кантрийному ввиду того, что подвеска первого поглощает чрезмерное количество энергии. Однако на спусках или скоростном движении по жесткой сильно пересеченной местности (обычно по каменистой трассе) длинноходная подвеска проявляет свои положительные качества и позволяет поддерживать большую скорость. Конек фрирайдного велосипеда — соревнования по параллельному слалому. У ряда фирм существуют модели, предназначенные исключительно для этого вида соревнований. Цены на фрирайдные велосипеды начинаются на уровне 1500$ и выше.
Даунхильный велосипед. Внешне напоминает кроссовый мотоцикл без двигателя. Огромные хода амортизаторов, широкая резина с «тракторным» протектором, гигантская передняя вилка, могучая рама. Предназначен для скоростного спуска с гор. Более 180 мм хода передней вилки позволяют преодолевать самые немыслимые ухабы и препятствия. Скорость на прямых участках легко переваливает за 100 км/ч даже на грунтовых склонах. Надежность всех узлов такого велосипеда должна быть наивысшей, отсюда — очень высокая цена — от 3000$ и выше.
Специализированные горные велосипеды. К этой группе можно условно отнести велосипеды для триала (MOD) и BMX. Триал —не столько езда на велосипеде, сколько прыжки и различные технические элементы на тумбах, поддонах, парапетах и пр. Триальные велосипеды бывают двух классов: Stock и MOD. Первый представляет собой обычный хардтейл маленькой ростовки с некоторыми изменениями. Stock класс можно отнести к хардтейлам. MOD класс — это узкоспециализированные односкоростные велосипеды с маленькими 20-дюймовыми колесами. Предназначены только для триала. BMX — велосипеды трюкового назначения. Внешне напоминают MOD-байки и используются в соревнованиях по BMX (небольшие трассы сплошь состоящие из трамплинов, рампы и пр.). Велосипеды BMX можно приобрести за 200-500$, MOD-байки несколько дороже (от 400$).
Кросс-кантри (СС — аббревиатура Cross-Country) — самый популярный в мире вид соревнований, гонка на время по пересеченной местности. Участие в кросс-кантри повышает скоростную выносливость и технику владения велосипедом. Для участия в CC подходит любой велосипед (кроме самых начальных), однако наиболее эффективен хороший алюминиевый или карбоновый велосипед с амортизационной вилкой и оборудованием. Соревнования проводятся на замкнутой трассе, проходящей по сильно пересеченной местности с крутыми спусками и подъемами, поворотами, «змейками» и т.п. Длина круга — от 1 км. Гонка проходит либо на время, либо по количеству кругов. Все участники завершают гонку при пересечении линии «Старт-Финиш». Даже самый слабый участник может в свою силу проехать трассу и успешно закончить гонку. Спортсмены должны соревноваться в шлемах, желательно наличие очков и велоперчаток. Помимо кросс-кантри существуют соревнования по кроссу, правила проведения которых отличаются незначительно, а также апхилл (гонка в гору). Есть и сложные многодневные соревнования: Тур-де-Франсе, Крокодайл-трофи (проводится в Австралии) и др.
Параллельный слалом (DS-аббревиатура Dual Slalom). Самый зрелищный вид соревнований по маунтенбайку. Аналог горнолыжной дисциплины, но с некоторыми изменениями. Обычно проводится на горнолыжном склоне. Если в кросс-кантри большую роль играет выносливость, то для DS важна техника езды. Для участия в DS необходим надежный байк небольшой ростовки с длинноходной амортизационной вилкой и мощными тормозами (лучше — гидравлическими дисковыми). По двум огороженным лентами и вешками дорожкам стартуют одновременно два (реже-четыре) велосипедиста. Они проходят трассу между вешками (подобно лыжникам). Затем участники меняются дорожками. Результаты обоих заездов суммируются и по этой сумме определяется победитель. Он встречается с выигравшим из другой пары и так далее, пока не останется два участника, которые встретятся в финальном заезде. Трасса DS изобилует крутыми поворотами, трамплинами, контруклонами, дропп-оффами (вертикальный обрыв до 1, 5 метров) и т.п. Для участия в соревнованиях необходим шлем (желательно иметь полностью закрытый), наколенники, налокотники, перчатки и очки. Рекомендуется также специальный велосипедный панцирь-защита.
Скоростной спуск (DH-аббревиатура Downhill). Аналог одноименной горнолыжной дисциплины, только по гораздо более сложной трассе. Для успешного участия в DH необходим специальный двухподвесочный велосипед, предназначенный только для этого вида соревнований. Стартует один участник, который стремится за наименьшее время проехать всю трассу. Участнику соревнований необходим полный велосипедный шлем (можно мотокроссовый), комплект защиты (панцирь, наколенники, налокотники и т.д.), очки, перчатки. Начинающим байкерам учавствовать в даунхилле запрещается.
Триал. Преодоление на байке разнообразных естественных и искусственных препятствий, прыжки, сложные технические элементы. Все участники по очереди проходят ряд специально подготовленных трасс из поддонов, ящиков, валунов и пр. За падение, касание ногой земли или препятствия, оступ, назначаются штрафные очки. Побеждает тот, у кого после прохождения всех трасс будет наименьшее количество очков.
В начале 1970-х гг. в США произошло возрождение велоспорта. Самым популярным стал дорожный велосипед. Тогда же группа велосипедистов из округа Марин (Marin) в Северной Калифорнии (США) придумала себе необычное хобби — езду на велосипеде в горах. Поначалу это был «циклокросс» (cyclocross) — европейская версия внедорожных гонок на байках. Начав свои поездки у самого подножья гор Тамальпасы высотой в 2600 футов, велосипедисты стали подниматься выше и выше, добираясь до самого верха. Используя обычные велосипеды, спортсмены получали очень высокие нагрузки. В 1971 на гонках в Мартине участники группы увидели спортсменов с велосипедами необычной конструкции. Это были Рас Махон, Картер Кокс и Берни Махон — изобретатели первого МТВ. Приспосабливая велосипед к горным условиям, один из участников группы Гари Фишер воссоздал увиденный на гонках велосипед, собрав пятискоростной байк с передним переключателем скоростей, а также с передними и задними барабанными тормозами.
Маунтенбайк — Вікіпедія
Матеріал з Вікіпедії — вільної енциклопедії.

Маунтенбайк (англ. mountain biking) — вид спорту, що включає їзду на велосипеді бездоріжжям, зазвичай пересіченою місцевістю за допомогою або спеціального обладнаного гірського або гібридного дорожнього велосипеда. Зазвичай гірські велосипеди поділяють загальні характеристики, призначенні забезпечити витривалість на поганій дорозі: широкі шорсткі шини, товсті трубки рами, амортизатори на передній вилці або на обох. В результаті гірський велосипед важить помітно більше дорожнього[1].
Зазвичай маунтбайк поділяють на чотири категорії: крос-кантрі, швидкісний спуск, фрирайд і тріал/їзда вулицями. Кожна категорія характеризується певним типом самосвідомості спортсмена та типами велосипедів та додаткового обладнання.
Це індивідуальний вид спорту, що вимагає витривалості, здібностей управління та ремонту велосипеда та здатності покладатися на себе; ним можна займатися всюди від подвір’я до ґрунтової дороги, але здебільшого гірські велосипедисти вибирають бездоріжжя, погані ґрунтові дороги або вузькі стежки через ліси, гори та поля.
Багато аспектів гірського велоспорту більше нагадують біг стежками, ніж звичайний велоспорт. Оскільки велосипедисти часто опиняються далеко від цивілізації, в цьому спорті існує велика частка етики та покладання на себе. Велосипедисти повинні буди здатними відремонтувати дрібні поломки свого велосипеду, такі як проколота шина, ризикуючи інакше опинитися далеко від допомоги. Цей ризик, проте, додає динаміки спорту. В результаті часті групові поїздки, особливо на довгих шляхах.
Маунтинбайк (MTB)
Кросс-кантри (cross-country, XC)
Самая распространенная дисциплина. Многие начинающие байкеры считают, что они катают XC и что у них кросс-кантрийный байк. Подойдет конечно и хардтейл, и двухподвес, но велосипеды для этого стиля катания стоят не дешево. Они должны быть максимально легкие. А чем легче компоненты для горного велосипеда тем они дороже.
Cross-country – это езда по пересеченной местности. Не путайте с поездкой на огород или велопрогулкой по лесу. Трасса намного сложнее и гораздо длиннее. Это единственная МТБ дисциплина, получившая статус олимпийского вида спорта. Для XC потребуется большая выносливость и сила. Причем не только физическая, но и сила воли. Зачастую, когда организм измотан до предела, именно сила воли позволяет дотянуть до финиша. Не владея техникой, можно сойти с трассы, не проехав и десятой части ее протяженности.
Маршрут имеет протяженные выматывающие подъемы, сложные крутые спуски с резкими поворотами и массой естественных препятствий, без тщательной помывки после не обойтись. Протяженность составляет обычно 5-8 км, если это круг. Это расстояние будет содержать такое количество камней, корней, песка и грязи которое моно не встретить на дороге за все лето. А общее расстояние, которое предстоит проехать за отведенные от 40 минут до 2,5 часов, может доходить до 50 км, с перепадами высот до 200 м.
Выигрывает тот, кто первым приходит к финишу. Если лидер обгоняет кого-то на круг, то последнего дисквалифицируют, чтобы он не мешал остальным соревнующимся.
Дерт (Dirt Jumping)
Дёрт — это двугорбый трамплин «верблюд», построенный специально для прыжков на велосипеде. На одном горбе происходит вылет, на втором приземление. Яму между трамплинов для обучения накрывают досками, такой дёрт называется «столом». Само катание называется дёрт-джампингом (Dirt Jumping). С английского dirt переводится как земля, грязь, от того, что трасса для дёрт-джампинга представляет собой ряд насыпанных и утрамбованных земляных трамплинов.
Это больше трюковая, чем скоростная дисциплина. Требуется четкое исполнение элементов в каждом прыжке на велосипеде и умение преодолевать страх, т.к. высота трамплинов может быть до 3 метров, а расстояние между горбами до 5 метров!
Для дёрта подойдет почти любой MTB, но лучше по-легче с «прыгучей» рамой по-меньше и по-жестче. Руль нужен широкий, педали по-злее со стальными шатунами и кареткой, крепкие обода, а седло максимально опустить.
Для защиты себя необходим шлем типа «горшок», защита локтей с коленями и хорошие перчатки с обувью с нескользкой подошвой.
Основу техники прыжков составляет правильная траектория полета.
Скоростной спуск (downhill/DH)
В данной дисциплине используют велосипеды с повышенной прочностью, которые больше похожи на мотоцикл, чем на велосипед. Вес около 20 кг, обязательно двухподвес, причем с большим ходом амортизаторов.
Спорт очень зрелищный и очень опасный. Спуск насыщен большими трамплинами, поворотами, множеством естественных преград, отвесными спусками, извилистыми участками между деревьями, полетами через пропасти и тому подобное. Под трассы обычно используются горнолыжные спуски, простаивающие без дела в летнее время. И подъемники тут очень кстати, потому что даунхильный МТБ в гору хрен затащишь, а заехать вообще гиблый номер.
От гонщика требуется большая выносливость и максимальная скорость, которая превышает порой 100 км/ч! Маршруты достаточно протяженные и участники могут стартовать один за другим через определенные промежутки времени. У всех по 2 попытки. Потом сравнивается время каждого и выигрывает быстрейший.
Фрирайд (freeride, FR)
Это очень распространенный вид экстремального катания на горном велосипеде и очень разнообразный. Дословно переводимый «свободная езда» этот вид спорта для тех, у кого экстрим в крови и без него жить скучно.
Freeride можно назвать более экстремальным кросс-кантри. Для такого фрирайда используются двухподвесы весом до 17 кг. Трассы как таковой нет, этот тип фрирайда носит название Enduro.
FR также можно назвать даунхиллом без правил. Это спуск с горы с целью получить как можно больше удовольствия. Этот стиль катания чистый фан, вне тропинок и дорог. Маунтинбайки сходны с даунхиллами, но могут быть и легче (для езды не только вниз).
А для тех кому больше по душе затяжные прыжки с огромной высоты, горные велосипеды превышают 20 кг. Прыжки совершаются с крутых обрывов и невысоких зданий. Это одно из направлений фрирайда под названием Dropping (в переводе «прыганье») Это пожалуй самое безбашенное экстремальное катание. У таких маунтинбайков ход амортизаторов может быть до 300 мм.
Для FR потребуются альпинистские навыки, т.к. фрирайдеры прокладывают себе маршруты вне горнолыжных спусков, а затащить байк весом 20 кг на высокую гору. это.. да туда и самому забраться не легко! В соревнованиях по фрирайду оценивается не скорость, а то, на сколько интересная трасса была выбрана райдером и как красиво она была пройдена. Freeride объединяет в себя все дисциплины и каждый выбирает, то что ему интереснее.
North Shore (NS)
Стиль для тех, кому скучно ездить по земле. Требует отличного равновесия, т.к. катание большей частью происходит над землей, по специальным тропинкам из бревен и досок. Дорожки постоянно меняют свою ширину, направление и высоту. Присутствуют промежутки напоминающие качели, а также трамплины и куча других «наворотов». На поворотах бывают уклоны, на которых байк едет практически горизонтально. И все происходит порой в нескольких метрах над землей.
Двухподвесы для NS используются прочные, с длинноходными подвесками, иногда хардтейлы. Потребуется умение обращаться с бревнами, досками и гвоздями, чтобы возвести норт-шорную трассу, высота участков которой обычно не превышает 3 метров. Но чем выше тем круче, поэтому можно встретить мостки NS и на 10-ти метровой высоте! Это экстремальное МТБ катание по мнению многих райдеров самое опасное.
Параллельный слалом (DS, Dual slalom)
Дисциплина в маунтинбайкинге, истоки которой лежат в лыжном спорте. Соревнования по параллельному слалому представляют собой одновременный спуск с горы двумя спортсменами по параллельным трассам, которые максимально похожи. Во время спуска участникам нужно преодолевать различные препятствия: трамплины, обрывы, повороты, выступы.
В соревнованиях по дуалу (Dual/DL) двое спортсменов едут по одной трассе (в отличие от параллельного слалома) и каждый пытается вырваться вперед, т.к. это положение наиболее выгодно. Допускается даже применение силы между соперниками. Постепенно эта дисциплина уступает место более современному виду гонок, а именно — байкер-кроссу. Байкер-кросс (Bikercross, 4X, 4cross, mountain cross, BSX) — это одна из самых ярких и опасных дисциплин маунтин-байкинга. Согласно правилам гонок, одновременно стартуют четыре участника. На следующий этап проходят спортсмены, показавшие лучшее время, в финальном заезде встречаются сильнейшие гонщики, между которыми и распределяют призовые места. Трасса для байкер-кросса достаточно широкая и изобилует препятствиями, ее длина составляет примерно 250 метров. В разных странах эта дисциплина носит разные наименования: в России — байкер-кросс, в США — mountain cross, в Европе — 4X или 4cross.
История дисциплины
Маунтинбайк начал развиваться в России не так давно, поэтому российским спортсменам сложно составить конкуренцию представителям европейских стран. Первый чемпионат России по маунтинбайку был проведен в 1993г. на Крылатских холмах. Татьяна Каверина стала первой чемпионкой России по маунтинбайку. Российский спортсмен Юрий Трофимов выиграл золото на чемпионате мира по горному велосипеду в 2005 г.
Из всех дисциплин маунтинбайка пока только кросс-кантри является олимпийским видом спорта. Самая успешная российская спортсменка в дисциплине кросс-кантри – это, безусловно, Ирина Каленьтева, которая дважды (в 2007 и 2009 гг.) становилась чемпионкой мира. Также она завоевала бронзу на Олимпийских играх в Пекине, и имеет ряд других наград.
Что касается соревнований, проводимых в России, Федерация велоспорта России каждый год проводит многоэтапный Кубок России и чемпионат России по маунтинбайку в дисциплине кросс-кантри. Энтузиастами проводятся любительские гонки в разных городах: Кубок «Мериды», Кубок ВелоКурска, Кубок «редБайк», Марафон «Велосотня» и др.
байк — это… Что такое Маунтин-байк?

Горный велосипед (маунтинбайк) (англ. mountain bike) — велосипед, предназначеный для катания вне дорог (хотя и не исключает обратного), и вследствие этого, имеющий особую конструкцию, отличную от шоссейного, городского, трекового и дорожного велосипедов. Также «горный велосипед» — совокупное название спортивных дисциплин, связанных с использованием горного велосипеда.
Характерные признаки горного велосипеда: упрочнённая рама, часто с амортизационной задней подвеской, почти всегда — с амортизационной вилкой, поднятая каретка для увеличения клиренса в уровень со втулками, толстые покрышки с выпуклым, зацепистым протектором, прочные колёса. При этом цепная передача оборудована переключателем скоростей обеспечивающим даже пониженную передачу, что облегчает подъём. Несмотря на различные усовершенствования конструкции, масса горного велосипеда держится около 10—15 кг (хотя масса отдельных велосипедов для даунхилла может превышать 20 кг), что стало возможным с применением лёгких материалов (сплавы алюминия, титана, полимеры) и наукоёмких конструкций. Вместо ободных тормозов часто применяются дисковые тормоза с обычным приводом через трос, или с гидравлическим приводом.
Выпускаются специализированные велосипеды для разных видов езды:
- велотриала (преодоления естественных или искусственных препятствий),
- дёрта (прыжков по сериям трамплинов с выполнением трюков),
- кросс-кантри (скоростной езды по пересечённой местности),
- параллельного слалома, байкер-кросса (одновременного спуска нескольких гонщиков с возможностью контактной борьбы),
- скоростного спуска (даунхилла),
- стрита (экстремального катания по улицам городов и иным искусственным объектам),
- фрирайда,
- слоупстайл
- и другие
Различаются данные категории велосипедов прежде всего разными требованиями к технике. Для кросс-кантри, например, одно из главных требований — низкий вес, в то время как в даунхилле принципиальную роль играет механическая прочность и качество амортизации.
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.