Истинный дух тайчи
Интервью с Грегорио Манзуром
Грегорио Манзур (Gregorio Manzur) – журналист, писатель, автор книги «Движения тишины» («Les Mouvements du silence: vingt ans d’initiation avec les maоtres de tai-chien Chine», Albin Michel, 2006), в которой он рассказывает о своих духовных исканиях, приведших его в Китай. Там он открыл для себя тайчи – союз боевого искусства, оздоровительной гимнастики и духовной практики.
ФОТО HUGH ARNOLD/GALLERYSTOCK/AGENCY.PHOTOGRAPHER.RU, OPALE/FOTOLINKPsychologies: Что такое тайчи, какое определение вы бы дали?
Грегорио Манзур: Согласно преданиям, тайчи придумали даосские монахи на рубеже тысячелетий, наблюдая за тем, как ведут себя в защите и нападении шесть разных животных: олень, медведь, обезьяна, тигр, журавль и змея. Таким образом, исходно это вид боевого искусства, включающий в себя 108 округлых движений, перетекающих одно в другое. «Тайчи» в переводе с китайского означает «высшая ступень боевых искусств» или «великий предел». Это одновременно и оздоровительная гимнастика, и боевое искусство, и путь духовного самосовершенствования. Цель занятий тайчи – высветлить свою жизненную энергию, называемую ци, и таким образом открыть свое сознание для постижения некоего высшего измерения. В представлении даосов человек является посредником между небом и землей. Чтобы проявить свою истинную сущность, заложенную в нем природой, ему необходимо успокоить тело и сознание. Тогда ему откроется так называемое предшествующее небо, то есть состояние внутреннего покоя, позволяющее жить в гармонии с миром внешним. Для этого мы прибегаем к двум взаимодополняющим практикам, направленным на очищение ци: одна состоит из определенного набора движений, а другая представляет собой сидячую медитацию чань (дзадзен).
От истоков тайчи
Согласно легенде, Чанг Сан Фенг увидел из своего окна поединок змеи и сороки. Летая кругами над землей, птица наблюдала за змеей, свернувшейся кольцами внизу. Змея следила за тем, как птица то удаляется, то приближается, все больше и больше угрожая ей. Внезапно сорока пронзительно вскрикнула и, резко взмахнув крыльями, кинулась на змею. Та стала качать головой из стороны в сторону, уворачиваясь от когтей и клюва птицы. Плавно скользя спиралью, сохраняя свою закрученную форму, она внезапно ринулась как молния и убила птицу. Тогда Чанг Сан Фенг понял, что округлость и гибкость берут верх над жесткостью и прямотой».
Отрывок из книги Грегорио Манзура «Движения тишины».
Главные идеи
Прежде всего, это умение согласовывать движения с умственным настроем и правильным дыханием. Эту идею гармонии подчеркивают китайские названия многих движений: «Ветер срывает листья лотоса», «Журавль расправляет крылья», «Павлин распускает хвост», «Разгоняя облака».
Очень важно не раздражаться, не суетиться, не нервничать. Концентрация внимания и воли, собирание воедино всех сил для правильного прохождения ци во время упражнений – непременное условие успешного освоения практики.
Помните, что тайцзи – это сила при минимуме усилий, мощь при обычной сдержанности, воля, собранная в кулак, при отсутствии насилия над собой, деяние при внешнем «недеянии».
Небольшое напряжение, которое вы почувствуете, следует сочетать с расслаблением – внутренним и внешним. Но никакого насилия, никаких сверхнагрузок. Тайцзи – не пытка, не издевательство над организмом, а способ, позволяющий найти свое место в мироздании.
Уже в самом начале изучения тайцзи помните золотое правило: движения – как волны, как дуновения ветерка, как медленный ход облаков. Дыхание спокойное, полное».
И-Шен «Тайцзи. Секреты здоровья». Невский проспект, Вектор, 2007.
Многие из нас смутно представляют себе, что такое ци. Не могли бы вы пояснить это понятие?
Г. М.:
По мнению китайцев, гармоническое равновесие мира и, значит, равновесие каждого индивидуума зиждется на взаимодополняемости этих двух полюсов. Тело и сознание – это проявления одной и той же энергии ци, и они не могут быть разделены. Вот почему тайчи – это одновременно физическая и духовная практика. Когда сознание обретает равновесие и успокаивается, оно посылает сигналы успокоения нервной системе, которая реагирует немедленно: мускульное и нервное напряжение снимается и исчезает, и в теле и сознании воцаряется покой.
Можно и в обратном порядке: расслабляя тело, мы снимаем ментальное напряжение. В этом и состоит великий принцип китайской медицины: способствовать тому, чтобы энергия одинаково свободно циркулировала во всем организме, позволяя таким образом каждому органу функционировать без помех.
Мнение Ирины Хакамады
Мой отец-самурай в детстве меня учил: «Никогда не делай того, что тебе не нравится». И я признаюсь, что тайчи, йога или другие восточные дисциплины – это не мое, мне нравится фитнес. Сегодня подобными практиками увлекаются многие, но важно не впадать в иллюзию, что они гарантируют нам внутреннюю гармонию автоматически. Одни мои знакомые недавно съездили в Тибет и посчитали, что там нашли в себе эту гармонию. Вернулись – и через месяц вновь понеслась обычная жизнь, со всеми ее безобразиями. Я думаю, никакая практика не поможет, если у человека нет Тибета внутри. Нет смысла творить чудеса на йоге, а в жизни ее философию не принимать, оставаться нетерпеливым, несбалансированным. Быть в гармонии с собой – это огромная внутренняя работа, которую нельзя переложить ни на врача, ни на коуча, ни на учителя. Никто не сделает ее за нас».
Следовательно, тайчи может стать эффективным средством против стресса?
Г. М.: Да, если заниматься регулярно, тело привыкает к состоянию внутреннего покоя: оно им пропитывается, наслаждается им… И когда возникнет внешний стресс, оно его не примет. Со временем в человеке происходят внутренние изменения: он осознает стресс, под воздействием которого находился, и вдруг понимает, что у него есть огромный внутренний гармонизирующий потенциал, который он до сих пор не умел использовать. Это вовсе не значит, что человек закрывается от мира и его треволнений, просто он больше не поддается им.
Эта практика также полезна для здоровья. В чем суть ее воздействия?
Г. М.: Движения тайчи, очень медленные и всегда округлые, обладают целебным эффектом, поскольку они оказывают мягкое воздействие на каждый мускул, каждый орган и каждую клетку так, чтобы жизненная энергия могла гармонично курсировать по энергетическим каналам нашего тела. Эти движения меняют наше самочувствие. Дыхание становится глубже, улучшается циркуляция крови, появляется здоровый цвет лица, сон становится спокойным, устраняются проблемы с пищеварением. Занятия тайчи также делают наше тело более гибким. Полезный эффект от этих упражнений можно ощутить с самого начала. Тайчи особенно ценно тем, что им можно начать заниматься в любом возрасте. Для этого не требуется никакой специальной физической подготовки и не ставится задачи достичь непременных спортивных результатов. Каждый двигается в своем ритме и на уровне своих возможностей.
Что мы можем узнать о самих себе, занимаясь тайчи?
Г. М.: Мы привыкли жить быстро, быстро думать, действовать, а главное, быстро добиваться желаемого, и мы боимся фрустрации. А тайчи – это школа медленности, отстранения и терпения. Движение совершается в соответствии с ритмом ци, поэтому все наше внимание должно быть направлено на то, чтобы следовать за устремлением энергии жизни. Именно так мы получаем прямой и конкретный опыт динамической концентрации. Однако эти движения не только медленные, они еще и следуют друг за другом в определенном порядке. Это значит, что качество всей цепочки зависит от качества каждого движения. Этого можно достичь постоянным сосредоточенным их повторением на протяжении нескольких лет. Главное – стремиться не к красоте движений, а к их точности. Занятия тайчи постепенно помогают нам отстраниться от всего наносного, затмевающего нашу природную сущность. Мы меньше зависим от перепадов эмоций, внимательнее относимся к своему организму и правильнее питаемся, лучше себя чувствуем и не хотим отравлять свое тело и сознание. Наконец, мы отдаем себе отчет в том, что для нас действительно важно, и осознаем, что чем больше мы освобождаем себя, отказываясь от ненужного, тем богаче мы становимся.
Передавать учение тайчи – значит передавать образ жизни
Однажды вечером, будучи у себя дома во Франции, Грегорио Манзур узнал о смерти Гу Ме Шенга. Ученик потерял своего учителя, но его учение для него осталось живо. Это последний жизненный урок, который ему преподал его наставник.
Я говорю себе, что не надо плакать, что смерть – это сос-тавная часть нашей жизни. Я все понимаю, но чувства не внемлют разуму. Я один в своем маленьком доме. Я закры-ваю глаза. Проплывают образы, вспоминаются голоса, наши собрания, конференции, шутки, споры, книги – все, что связано с Гу Ме Шенгом. Горят три свечи, ласково дует мистраль. «У мыслей нет корней». Сознание освобождается, пустеет. Наступаетпокой, ясность. Вдруг меня охватывает жар с головы до ног. Он помогает мне укрепить позвоночник, он выпрямляет мне спину. Он заставляет меня открыть глаза и посмотреть в лицо его смерти. Эта смерть говорит мне о его присутствии в моей жизни. О том, что Гу Ме Шенг просто последовал по своему природному пути: родился, повзрослел, умер. Жизнь состоялась в полной мере. А теперь я должен сдержать свое слово и разделить его учение со своими друзьями. Несмотря на то что знаю не все, несмотря на мои слабости и ошибки. «Это то, через что проходит наш путь». Я засыпаю на стуле».
Отрывок из книги Грегорио Манзура «Движения тишины».
Вы утверждаете, что очень важно иметь хорошего наставника. Какими качествами должен обладать учитель и как его выбрать?
Г. М.: Мы находим своего учителя в тот момент, когда мы оказываемся готовы стать учениками. Ведь обычно нами повелевает наше эго. А оно не желает менять привычек и не хочет никаких радикальных изменений. Пока нами командует эго, оно и выбирает учителя. Но тогда, когда мы созреваем к переменам, мы встречаем того, кто сможет нам в этом помочь. В переводе с китайского «учитель тайчи» означает «хороший друг». Настоящий учитель знает, что нужно и полезно для каждого из его учеников, он понимает, что каждый человек уникален и отличен от других, и обучает каждого в соответствии с его индивидуальностью. В таком обучении не существует стандартов. У каждого из нас есть глу-бинная интуиция, на нее и следует опираться при выборе учителя. Не стоит исходить из соображений «внешнего» порядка, то есть, например, искать курсы по принципу удобного расположения или популярности. Надо поэкспериментировать со своим телом и сознанием, попробовать то и другое, и, может быть, даже придется сменить не одного преподавателя, пока не найдешь то, что нужно. На мой взгляд, хороший учитель – это тот, кто сам в своей собственной жизни, в своих отношениях с другими людьми претворяет на практике те ценности, которые он преподает своим ученикам.
Вы занимаетесь тайчи уже более двадцати пяти лет. И что в вас изменилось?
Г. М.: Еще в ранней юности я осознал, что обладаю очень импульсивным, взрывчатым характером, и я стал искать дисциплину, которая могла бы помочь мне канализировать мою энергию. Я познакомился со многими учениями и практиками, был в Индии и Непале, и все это было вполне благотворно, но настоящий толчок в грудь («Вот оно!») я ощутил в Сорбонне, на лекции того, кто позднее стал моим учителем тайчи, китайца Гу Ме Шенга. Путь мой был долог и труден, мое эго неимоверно сопротивлялось, но я чувствовал, что нашел ту самую дорогу, следуя которой смогу обрести внутренний покой. Наконец я научился укрощать необузданного коня, живущего во мне. Мои учителя помогли мне развить уверенность в себе, внутреннюю свободу и научили меня принимать себя таким, какой я есть. Параллельно занятиям тайчи я читал и сейчас читаю постоянно труды великих китайских мудрецов: Линь-Цзи, Конфуция, Лао-цзы. Их философия открыла мне совершенно другой способ постижения жизни, а главное, другой способ жить.
Есть вопрос?
- Центр «Открытый мир», Лаборатория «Тайцзи», Москва, ул. Павловская, 18, т. (495) 725 5865.
Об этом
- И-Шен «Тайцзи. Секреты здоровья», Невский проспект, Вектор, 2007.
цели гимначтики, упражнения для начинающих и более опытных
Быстрый и загруженный ритм современной жизни выматывает. Энергии не хватает, настроение падает. Чтобы не выбиться из колеи и сохранить здоровье, не обязательно принимать лекарства и ходить к врачам. Одним из самых популярных способов сделать это является китайская гимнастика тай чи.
Что это такое?
Тай чи (или Тай цзи) — китайская оздоровительная гимнастика. С древнекитайского это переводится как место слияния духовного и материального.
Тай чи основана на духовных идеях удовлетворения потребности в равновесии тела, ума и души. Официальное название техники — тай цзи цюань. Она сочетает в себе боевое единоборство и гимнастические танцы. Являясь частью боевого искусства (изначально тайцзи была частью ушу), направлена на спокойствие, а не на агрессию.
Борьбы в тай цзи цюань с соперниками нет. Техника состоит из медленных движений, плавно перетекающих в стойки.
Компоненты и характеристика движений
В основе техники — движение, медитация и глубокое дыхание:
- движения в тай чи медленные и плавные. Уровень воздействия при этом — низкий, а нагрузка умеренная;
- медитация необходима для успокоения ума и усиления концентрации;
- внимание должно быть сосредоточено на движениях, а сознание — быть активным;
- сила движений должна быть естественной для тела, без напряжения;
- глубокое дыхание насыщает организм кислородом и увеличивает мозговую активность. Дыхательная гимнастика уменьшит раздражения и стабилизирует внимание;
- не менее важно научиться держать равновесие, которое достигается правильностью движений;
- размеренный темп поможет одновременно с занятиями медитировать.
Цель занятий
Для занятий техниками тай цзи цюань противопоказаний и возрастных ограничений нет. Неторопливый темп выполнения упражнений подходит для людей с ограниченными возможностями, преклонного возраста и травмированных.
Главная цель — научиться управлять своим телом на физическом и ментальном уровнях. Прежде всего, гимнастика тай цзи цюань помогает человеку поддерживать энергетический баланс и бодрость духа. С помощью регулярных упражнений можно вернуть спокойствие и уверенность.
Во время занятий тренируется умение отрешаться от окружающего мира и проблем. Каждое движение контролируется разумом. С опытом концентрация на теле и энергетических потоках достигает максимального значения.Регулярные тренировки полезны при:
- повышенном артериальном давлении;
- хронических суставных болях;
- диабете;
- сердечно-сосудистых заболеваниях;
- нервных заболеваниях;
- депрессиях;
- стрессах.
Занятия тай чи эффективны при восстановлении после инсультов и инфарктов. Глубокое дыхание облегчит состояние при астме, легочных заболеваниях и вирусных инфекциях.
Регулярное выполнение упражнений улучшит:
- координацию;
- устойчивость;
- выносливость;
- гибкость;
- осанку.
Для людей с ожирением постоянные занятия тай цзи помогут снизить вес и уменьшат боль в суставах. Такую гимнастику выполнять будет легче, чем обычные физические упражнения.
За полноценное часовое занятие можно сжечь до 300 калорий. Так как происходит снятие стресса, то гимнастика избавит от переедания и пищевых расстройств.
Детям до 6-7 лет заниматься тай цзи цюань не рекомендуется. В период формирования опорно-двигательного аппарата это может быть травмоопасно.
Показания к выполнению гимнастики
Упражнения тай чи улучшают общее состояние здоровья, практика будет эффективна при:
- сидячем образе жизни для предотвращения заболеваний позвоночника;
- сколиозе — упражнения укрепят мышцы спины и снимут напряжение;
- травмах для восстановления подвижности;
- возрастном ослаблении мышц и сухожилий.
Противопоказания
Заниматься тай чи нельзя:
- в период обострения хронических болезней;
- в первый триместр беременности;
- при высокой температуре.
Состояние организма после гимнастики
На первых этапах часть реакций может не проявляться из-за индивидуальных особенностей человека.
К нормальным проявлениям относят:
- ломоту в пояснице;
- выделение пота;
- повышение аппетита;
- улучшение сна;
- отсутствие кошмаров;
- обильное слюноотделение.
Подготовка к тренировке
Несколько советов по подготовке к занятиям:
- заниматься лучше в обуви с тонкой подошвой или босиком;
- одежду следует выбирать свободную и удобную;
- рекомендуется проветрить помещение перед занятием;
- начинать упражнения следует после разминки и растяжки.
Примеры упражнений тай чи
Комплекс упражнений для начинающих
Перед любыми физическими упражнениями необходимо размять тело, гимнастика тай цзы — не исключение. В процессе разминки мышцы разогреваются, увеличивается их растяжимость и эластичность. Снижается риск растяжений и разрывов.
Разминка в тай цзи отличается от обычной — большинство упражнений направлены на разогрев сухожилий и мышц. Без разминки расслабиться трудно. Упражнения на растяжку, скручивания и вращение тела выполняются 10-15 минут. Во время движений нужно представлять, как энергия перетекает по телу, ее нужно контролировать.
Упражнения для начинающих:
- встать ровно, выпрямить спину, руки опустить, ноги вместе — это исходное положение. Левой ногой сделать один небольшой шаг в сторону. Вытянуть руки до уровня подбородка, опустить их до пояса, слегка присев. Далее «берем в руки шар». Правую руку положить на воображаемый шар, левую — снизу, для поддержания. Одновременно левую ногу подтянуть к правой ноге, не отрывая от пола. Правую ногу также немного согнуть. Повторить 5-7 раз в каждую сторону;
- принять исходное положение. Плавно раздвинуть ноги на ширину плеч. Левую руку расположить на пояснице, правую в районе пупка. Плавно вращать тазом сначала влево, потом вправо. Повторить вращения 10 раз в каждую сторону;
- занять ИП, не сутулиться, ноги немного согнуть. Вытянуть руки на высоту плеч, голову слегка наклонить вперед. Медленно наклонить вперед плечи, потом корпус тела;
- руку вытянуть вперед и отвести в сторону, пальцы растопырить. Медленно коснуться указательным пальцем кончика носа и в таком же темпе вернуть обратно. Сделать 10-15 движений;
- ладонями потереть лицо как при умывании. Двигать следует вверх и вниз. Выполнить по 15-20 движений в каждую сторону;
- расположить пальцы руки на шее, слегка наклонить голову вперед. Постараться откинуть голову назад, напрягая при этом руки, толкающими движениями. Выполнить 15-20 повторов в среднем темпе;
- ладонями по кругу растереть плечи. Первые движения должны быть легкие, без надавливания, затем усилить нажим и скорость. Выполнить по 20 повторов;
- в исходной позе расставить ноги на ширину плеч, руки вытянуть перед собой. Поставить ладони друг над другом, округлив пальцы. Перенести вес тела с ноги на ногу, осуществляя напряженными руками круговые движения. Выполнить 5 раз;
- слегка наклонить тело вперед и ладонями погладить спину сверху вниз. Начинать нужно от того места, до которого возможно достать, и доводить до копчика. Руки должны двигаться от позвоночника к бокам. Сделать 20-30 раз;
- сесть на стул, положить ладони на колени и растирать их по кругу по часовой стрелке и обратно. Сделать от 20 до 30 повторов для каждого колена;
- сесть на пол, развести колени в стороны и обхватить ладонями ступни. Колени постараться прижать к полу. Слегка нажимая, растереть их. Движения должны идти от пальцев к пятке и обратно. Сделать по 20-30 раз;
- встать прямо, ноги расставить на ширину уже плеч. Похлопать в быстром темпе ладонями по всему телу, начиная со лба и заканчивая икрами. В каждом месте сделать по 10 хлопков;
- лечь на спину, сведя вместе носки и пятки. Прижать сильно руки к телу, закрыть глаза и напрячь все мышцы, затем расслабить.
Тренировка для более опытных
Упражнения для более опытных людей:
- сесть, ноги слегка развести, руки на колени. Спина прямая, но не напряженная. Закрыть глаза, сделать 10-20 глубоких вдохов и выдохов. На вдохе живот как бы надувается, на выдохе втягивается;
- большим и указательным пальцами рук растереть уши. Выполнить примерно по 20 растираний для каждого уха;
- сильно сжать челюсти так, чтобы стукнулись зубы. Расслабить и повторить 30-40 раз;
- плотно сжать губы. Провести языком по кругу под губами, как будто рисуя букву «о». Повторить 5-10 раз;
- несильно надуть щеки, сделать движение, как будто полощете водой. Выполнить 30-40 раз;
- закрыть глаза. Подушечками больших пальцев массировать от переносицы к вискам и обратно, слегка надавливая. Сделать по 20-30 проходов от переносицы к вискам и обратно;
- ладонью поглаживающими движениями провести ото лба к затылку. Повторить 15-20 раз;
- неплотно закрыть глаза, сделать круговые движения 5-10 раз в разные стороны. С закрытыми глазами «посмотреть» вверх/вниз такое же количество раз. Открыть глаза и зажмурить, повторить 10 раз;
- встать ровно, ноги на ширине плеч. Распределить вес равномерно на ступни. Немного согнуть ноги в коленях. Сделать глубокий вдох. Поднять руки параллельно полу, кисти слегка вверх. Направить кисть пальцами вверх. Повторить четыре раза;
- глубоко вдохнуть и сильно откинуться назад. Выпрямляться требуется медленно. Во время выпрямления согнуть левую руку так, чтобы ладонь оказалась на уровне лба. Согнуть правую руку, ладонь опустить вниз. Выдохнуть весь воздух. Левую руку резко выпрямить вперед. Кисть должна быть направлена вверх ладонью вперед;
- развести ноги чуть шире плеч, руки плавно расходятся в стороны на том же уровне, что и ноги. Слегка присесть, руки вытянуть на уровне живота. Замереть в позе на 5-10 секунд. На выдохе с силой опустить руки, поставить ноги вместе, руки вдоль тела;
- ноги поставить шире плеч, поднять руки как при объятиях. С силой опустить руки вниз, как будто толкая воздух. Поднять правую руку, «погладить» воздух. Когда опускается правая рука, левая плавно поднимается вверх и повторяет то же движение. Руки должны двигаться не останавливаясь.
Как выбрать стиль тай цзи цюань?
Существует несколько направлений гимнастики, чтобы определиться с выбором, необходимо пробовать упражнения из разных направлений:
- стиль Чэнь. Комбинирует плавные и резкие движения, поэтому для начинающих не подходит. Такие занятия подойдут тем, кто научился расслабляться во время занятий и медитировать;
- стиль Ян — самый распространенный. Основа техники — медленные движения и работа корпусом;
- стиль У (Хао). Практикует мелкие, но не суетливые движения. Выполнять их просто, но добиться идеального исполнения проблематично. В этой практике большую роль играет сосредоточенность и умение управлять энергией тела;
- стиль Сунь. Отличается движениями рук, выполненными на уровне пояса.
Музыкальное сопровождение
Упражнения тай чи неотделимы от медитации. Правильно выбранная музыка настроит на тренировку, отвлечет от негативных мыслей. Достичь слияния границ души и тела помогут звуки природы в сочетании с традиционными азиатскими инструментами — гуцинь, флейтой, пипа, эрху. Звуки природы должны быть размеренными, подойдут шум дождя, горение костра, журчание ручейка.
Видео по теме
Несколько упражнений тай чи для начинающих в теплопередаче «Жить здорово!»:
Освоение техники тай чи освободит сознание и очистит от негативных мыслей. Физическое оздоровление будет проходить вместе с душевным восстановлением. Гармония с самим собой позволит стать уверенным и счастливым человеком. Но для этого необходимо неустанно работать над собой, забыть о вредных привычках, а также о злобе, зависти, скупости и эгоизме.
Что такое Тай Чи — gorindo_ryu — LiveJournal
Тай Чи Чуань (Тайцзицюань) — это китайское мягкое внутреннее боевое искусство. Основопологающим понятием боевых и оздоровительных систем Дальнего Востока является «чи»(или ци,яп.»ки»,кор.»ки»,вьет.»кхи»)-это исконная материальная субстанция,образующая мир.Все вещи,процессы явления в Космосе,во Вселенной на нашей Земле и в нас самих возникают вследствие движения и превращений ци.Древние китайцы обнаружили также,что ци движется в теле человека по орбите,которую можно определить.Правильное движение Ци укрепляет здоровье ,лечит болезни,продлевает жизнь,развивает способности и ум.Оно помагает человеку обнаруживать в себе проводимость ощущений и выявлять такие функции высшего уровня,которые невозможно заметить в обычном состоянии. Самое главное при занятиях Тай-чи-это настойчивость и последовательность
Название
Тай Чи Чуань – это полное название китайского боевого искусства, называемого на западе сокращенно «Тай Чи». «Тай Чи» — одно из понятий китайской философии, а Тай Чи Чуань – это воинский путь Тай Чи.
Как и для большинства понятий китайской философии, нет смысла в переводе или в попытке как-то разъяснить «Тай Чи», используя понятия западного мышления, так как это обязательно приведет к искаженному и поверхностному пониманию.
Это даосский символ Тай Чи, отражающий принцип дуальности — Инь и Янь.
История
Тай Чи Чуань появилось в Китае сотни лет назад в виде ислючительно эффективного боевого искусства, использующего особые, внутренние ресурсы человека. До начала 20-го века разные виды Тай Чи Чуань передавались только внутри семьи.
После выхода наружу это искусство быстро получило известность как боевая система и как метод всестороннего развития человека.
Позднее Тай Чи Чуань завоевало признание широких масс населения – сначала в Китае, а затем и по всему миру, в качестве эффективной оздоровительной системы.
Согласно одной из легенд, основной принцип Тай Чи, как боевого искусства, был открыт даосским монахом 14-го века по имени Чанг Сан Фенг, когда он наблюдал за боем между журавлем и змеей.
Основы
В основе боевого искусства Тай Чи Чуань лежат философия даосизма и китайская медицина. Это включает теорию меридиан, управление и баланс внутренней энергии, принцип пяти основных элементов (Огонь, Дерево, Земля, Вода и Металл), а также фундаментальный принцип взаимоперехода и баланса между двумя противоположными началами Инь и Янь.Одним из основных разделов является Цигун.
Все движения каты Тай Чи Чуань обусловлены также стремлением к максимальной боевой эффективности.
Цели
Основная цель Тай Чи Чуань – это гармония и баланс на всех планах функционирования человека: в движении, в выражении чувств, в ментальной деятельности, в коммуникации и, разумеется, в области физического здоровья – сбалансированное функционирование всех органов и систем организма.
В нашей школе те, кто тренируется в соответствии с указаниями учителя и в полном объеме, на определенной стадии начинают и боевой тренинг, приближенный к реальным боевым ситуациям. В наши дни боевая подготовка в Тай Чи Чуань является не столько целью, сколько средством самопознания и всесторонненего развития.
Тай Чи Чуань – внутреннее боевое искусство
Боевое искусство, ставящее развитие способности управления и использования внутренней энергии человека как основу системы, определяется как «внутреннее».
Кроме Тай Чи Чуань, к этому определению подходят такие боевые искусства, как Багуа Чанг, Синг-И Чуань, Цан Чуань, И Чуань, Чин На, Айки До, некоторые школы Кунг Фу, Сумо и др.
Два основных вида внутренней энергии в китайских боевых искусствах – это Чи и Дзинь. Для них не существует объяснения с помощью западных терминов, а также невозможно их прямое восприятие органами чувств. Однако можно ощутить их косвенные проявления, особенно в процессе тренировки: ощущение «электричества» и различных течений в теле, движение тепла и холода, покалывания, легкий зуд, дрожь, необычная тяжесть или легкость, непроизвольные сокращения мышц, изменение различных видов пульса и др.
Ступени на пути овладения внутренней энергией:
— Достижение свободного течения внутренней энергии в организме – в основном с помощью тренировок каты Тай Чи Чуань и упражнений Свай-Со, а также расслабления мышц и освобождения суставов и позвонков при выполнение движений.
— Повышение уровня внутренней энергии. Достигается, в основном, с помощью упражнений статического Чи-Кунг (Цигун) – Цан Чуань.
— Развитие способности направлять по своему выбору внутреннюю энергию. Это будет происходить само, в результате занятий Тай Чи Чуань как медитацией в движении. То есть, движение происходит не только на физико-моторном уровне, но и на уровне сознания и осознания – понятие, соответствующее китайскому «Шен».
Дополнительное (менее известное) определение китайских внутренних боевых искусств — это исскуства, созданные внутри Китая, в отличии от привнесенных извне. Примеры других боевых стилей, отвечающих этому определению – Синг-И Чуань и Багуа Чанг.
Тай Чи Чуань — школа мягкого боевого искусства
Мягкость боевого искусства выражается в минимальной напряженности мышц, при которой все еще возможно правильное выполнение движений боевой техники.
Дополнительный смысл мягкости – это мягкая реакция на атаку противника. Вместо применения встречной силы – использование движения противника и его энергии для защиты и контр-атаки.
Принципы Тай Чи Чуань
— Расслабленность мышц – это фундаментальное условие для каких бы то ни было достижений в Тай Чи Чуань. Это вовсе не означает, что тело превращается в «тряпку». Работают только те мышцы, которые необходимы для выполнения определенного действия, и лишь в нужной мере.
Мышечная напряженность отражает степень внутренней напряженности человека – на эмоциональном и ментальном уровнях. Постоянная направленность на расслабление во время тренировок приводит к глубоким внутренним изменениям.
— Открытость – имеется ввиду выполнение движений, как тренировочных, так и боевой техники, таким образом, чтобы энергетические каналы оставались открытыми. Это выражается внешне в широких, открытых движениях рук и ног, отсуствием зажатости в области груди, лопаток, плечевого пояса . Степень соответствия этому принципу отражает уровень внутренней свободы человека, постоянное следование ему влияет на внутренний ментально-эмоциональный настрой.
— Прямая спина – позвоночник распрямляется в результате расслабления мышц спины и таза. Спина не выгибается и не прогибается даже тогда, когда тело находится в наклоненном положении. Это важно для свободного движения внутренней энергии вдоль позвоночника и по всему телу.
— Притяжение — любое движение как будто притягивается снаружи. Известный пример этого принципа – воображаемая нить, тянущая макушку вверх.
— Укоренение – ощущение силы притяжения, тянущей тело вниз через стопы. Это чрезвычайно важно для правильной осанки и стойки, а также позволяет эффективное управление силой и внутренней энергией в бою.
Укоренение также способствует оздоровлению и улучшению функционирования суставов и позвонков, улучшает кровообращение и снимает напряженность.
— Согласованность движений всех частей тела: если какая-то часть тела движется, то и все тело движется. Согласованное движение необходимо для эффективного выполнения боевой техники.
— Концентрация в центре Дан-Тьен — одном из энергетических центров человека. Он находится в нижней части живота, и его точное положение индивидуально для каждого.
Постоянная концентрация в Дан-Тьен приводит к ощущению, что дыхание и движение происходят из этого центра. Соблюдение этого принципа особенно важно в первые годы занятий Тай Чи Чуань и помогает согласованному движению всех частей тела, а также соответствию между дыханием и движением. Другими словами, тело функционирует как единый механизм. Соблюдение этого принципа развивает чувствительность к движению внутренней энергии.
— Дыхание Тай Чи – это вид «нижнего» дыхания (не путать с дыханием «баллона», при котором живот раздувается на вдохе и втягивается на выдохе). Такое дыхание использует перемещение большой диафрагмы и практически незаметно снаружи. Оно достигается постоянной концентрацией на энергетическом центре Дан Тьен внизу живота.
Этот вид дыхания способствует увеличению объема дыхания, производит эффективный массаж внутренних органов, поднимает уровень внутренней энергии, улучшает способность концентрации.
Дыхание Тай Чи напрямую связано с течением внутренней энергии в теле. Высокий уровень внутренней энергии и ее свободное течение являются необходимыми условиями для хорошего здоровья и эффективного ведения боя. Поэтому так велика важность правильного дыхания.
Тренировка Тай Чи Чуань
Основной и самый важный вид тренировки в Тай Чи Чуань, это ката – непрерывно переходящие одно в другое движения, выполняемые в замедленном, медитативном темпе. Дополнительно существуют различные упражнения, для индивидуального исполнения и в парах, цель которых помочь восприятию и углублению принципов Тай Чи Чуань. Упражнения Чи Кунг (Цигун), в статическом состоянии или в движении, способствуют энергетическому балансу организма и повышению уровня внутренней энергии.
Тренинг в парах
Основная цель тренировок в парах – углубленное освоение принципов Тай Чи Чуань (расслабленность, открытость, согласованность движений и др.) через взаимодействие с партнером.
Дополнителная цель – приобретение опыта правильной оценки скорости и расстояния противника для эффективного выполнения боевой техники.
Парный тренинг включает различные традиционные упражнения, боевые приемы и связки, а также учебные бои.
В Тай Чи Чуань, как и в большинстве внутренних стилей, ставящих главной целью всестороннее развитие человека, нет соревнований и оценок. Есть стремление искоренить сам дух соперничества. Каждый старается повысить собственный уровень — вне всякой зависимости от достижений других учеников.
Инь и Янь в боевом применении Тай Чи Чуань
Реакцию на атаку можно условно классифицировать как:
— реакция Инь – направление приложения силы совпадает с направлением движения противника.
— реакция Янь — направление приложения силы противоположно направлению движения противника.
Большинство движений являются той или иной комбинацией этих двух идеальных видов. Во время выполнения боевого приема реакция Инь совмещается одновременно или последовательно с реакцией Янг. Чаще, в начале защитного действия используется Инь, который переходит в Янг при контр-атаке.
В заключение
Изучение Тай Чи Чуань – это приятный и эффективный путь к здоровью, к самопознанию, к сбалансированному функционированию в физическом, эмоциональном и ментальном планах, к молодости, к достижению уверенности в себе и другое.
Подходит для людей любого возраста и любой физической подготовки.
Те, кто молоды душой, смогут открыть для себя дополнительную интересную область – боевое применение Тай Чи Чуань — эффективная техника самообороны
А принципы эти предельно просты. Может еще и по этой причине в переводе Тай Цзи Цуань означает «Путь Великого Предела»
В ПОИСКАХ СВОЕГО ТЕЛА ТАЙ ЦЗЫ
Тай Цзи Цуань – не стиль мускулов.
Тай Цзи Цуань – это стиль осознания.
В Тай Цзи любое упражнение – это исследование.
Можно месяцами «колошматить» мешок, отжиматься и приседать, добиваясь сильного удара – это один подход – внешний. А можно сначала понять принцип и уже потом начать учить свое тело. Это другой подход. Это подход Тай Цзи.
Легенда- Про чудеса.
«Однажды 3 мастера кун-фу решили показать друг другу своё искусство.
Первый мастер вышел против толпы с камнями и ни один камень не попал по нему – все они были отбиты руками. Так он показал свое искусство.
Второй мастер вышел против толпы. Полетели камни, но на некотором расстоянии от мастера они меняли траекторию и пролетали мимо. Ни один камень даже не коснулся его. Так он показал своё искусство.
Третий мастер вышел против толпы. Но ни у кого не возникло даже мысли кинуть камень. Так он показал своё искусство».
Легенда говорит о трёх уровнях освоения боевого искусства. Первый уровень характеризуется воздействием на физическое тело партнера или противника. Второй – на энергетическое тело (без видимого контакта). И третий – высший – на тело осознания, тело намерения.
Вот такая вот легенда – легенда, раскрывающая, по крайней мере, три горизонта, к которым можно стремиться.
Конечно, это легенда, а не установленный и зафиксированный факт. Легенда – это сказка, вымысел… возможно так.
А возможно прав тот, кто говорит: «Дыма без огня не бывает». И действительно,- если есть многочисленные легенды и сказания о необычных способностях людей, занимавшихся восточными единоборствами, значит разумно предположить, что таковые существовали. Хотя бы предположить – и это будет достаточно для того, кто готов отправиться на собственные поиски ответа на этот вопрос.
А принципы эти предельно просты. Может еще и по этой причине в переводе Тай Цзи Цуань означает «Путь Великого Предела».
Когда начинаешь заниматься, тогда начинаешь понимать смысл такого названия – в Тай Цзи всё просто – предельно просто… но как гениально!..
А принципы? – так вот они – мягкость, наполненность, округлость, центрированность, структурированность, направленность, закрытость, чуткость и т.д.
Например, всеми нами излюбленный-перелюбленный принцип нахождения в «здесь и теперь». В этом смысле Тай Цзи (в частности, парное упражнение «чи сао») дает прекрасную возможность практики этого принципа с мгновенной обратной связью – чуть зазевался – пропустил удар. Как показательно!
А потом можно (и даже нужно!) предаться долгой рефлексии по поводу того, какая мысль, эмоция, чувство «выбило» тебя из состояния плавного следования за своим партнером.
Понимание этого – того, что в тебе такое есть, что тебя «выбивает» – очень важно для прикладников. Ибо настоящий бой (а не спортивный спарринг) проигрывается от первой ошибки. Одна единственная ошибка решит: кто уйдет со щитом, а кого унесут на щите.
… озарение, послужившее формированию совершенно новых принципов отношения к боевому искусству. Зан Сань Фэн стал первым мастером отказавшимся признавать эффективность тренировок на мешках с песком. Он понял, что выигрывает поединки не тот, у кого много сильных мускул, а тот, у кого более развито внимание, восприятие. Акцент его тренировок сместился с внешнего физического аспекта на внутренний.
Тай цзы – это вековое китайское боевое искусство, целью которого является тренировка духа и тела посредством серии мягких, плавных позиций, которые создают что-то вроде синхронного танца.
Движения медленные, изящные и плавные. Усилия почти не заметны. Искусство тай цзы глубоко уходит корнями в китайскую медитацию, медицину и боевые искусства и объединяет в себе концентрацию ума с медленными, осознанными движениями, которые фокусируют разум, тренируют тело и улучшают поток «ки» (также называемый «цзы») – жизненную энергию, которая, согласно верованиям, поддерживает здоровье и успокаивает дух. Клубы тай цзы, которые можно найти во многих общественных центрах, оздоровительных клубах и студиях, хвалят за их несложность и доступность. На самом деле, тай цзы могут заниматься почти все, даже те, чье состояние здоровья не позволяет им выполнять другие формы упражнений, говорит Билл Дуглас, учитель тай цзы и основатель World Tai Chi & Qigong Day. Пожилые люди, страдающие от лишнего веса или артрита – все могут принимать участие в занятиях.
Преимущества тай цзы
Согласно последователям тай цзы, регулярные занятия этим видом искусства имеют ряд преимуществ. Тай цзы улучшает здоровье, развивает гибкость, баланс и координацию. Некоторые исследования также показывают, что тай цзы благотворно влияет на работу сердца и снижает артериальное давление. Одно из самых главных преимуществ тай цзы – это преодоление стресса, говорит Дуглас, который живет и работает в пригороде Канзас-Сити, штат Канзас. Известно, что стресс негативно влияет на состояние здоровья, говорит он. И, согласно некоторым оценкам, запущенный стресс может стоить бизнесу США миллиарды долларов ежегодно. «Если мы включим занятия тай цзы, цигун или других техник, направленных на оздоровление духа и тела, в школьную программу, то каждый ребенок будет выпускаться из школы в ранге мастера тай цзы или йоги», говорит Дуглас. «Вероятно, это поможет сэкономить сотни миллиардов долларов в год».Если вы просто хотите научиться расслабляться и дышать глубоко – это уже достаточная причина, чтобы начать заниматься тай цзы, говорит Уоррен Ди. Коннер, основатель Учебного Центра T’ai Chi Ch’uan в Вашингтоне.«Вы можете применять все то, чему вы научились во время занятий, в обычной жизни», говорит он.
Тело и Дух
В тай цзы и тело, и дух поддаются постоянной тренировке. Трудно сказать, что развивается больше, говорят эксперты. «Изначально, тренируется тело», говорит Коннер. «С целью обучения, вы начинаете с тела. Вы изучаете четкую серию движений, все в одинаковом порядке, каждому из которых вы должны уделить внимание. Уделяя внимание, вы достигаете осознанности». Инструктор из Санта-Фе Робин Джонсон говорит, что это как думать о теле и духе, как о едином целом. «Искусство тай цзы (также как цигун) демонстрирует, насколько неразрывно переплетены психика и тело человека», говорит Дуглас, автор книги «По следам Янг Лу-Цзан: В поисках своего тела Тай Цзы». «Ваше настроение, а также ваше эмоциональное и физическое состояние начинают улучшаться одновременно». Занятия тай цзы также помогают противодействовать ежедневным рутинным занятиям, во время которых наше тело движется только по ограниченной траектории, говорит Джонсон. «Сидение весь день перед компьютером вредит нашему организму», говорит Джонсон. «Мы не используем все разнообразные возможности нашего тела. Как дверной шарнир, если его не использовать, он становится липким и заклинивает». Супер средство для пожилых людей. Конечно, старение плохо отражается состояние нашего организма. Со временем, сила, эластичность и подвижность суставов ухудшаются. Так как чувство равновесия также меняется в худшую сторону, возрастает вероятность падений. Фактически, падения – это основная причина травм у пожилых людей. Поскольку занятия тай цзы предполагают перенесение веса с одной ноги на другую, они улучшают равновесие и делают ноги сильнее. «Тай цзы – это лучшие упражнения в мире для поддержания равновесия», говорит Дуглас. «И если тай цзы может сократить количество падений в два раза, это уже серьезное преимущество». Исследование, проведенное в 2001 году Исследовательским Институтом штата Орегон в Юджине показало, что пожилым людям, которые занимаются тай цзы по часу дважды в неделю, легче даются такие занятия, как ходьба, восхождение, наклоны, подъемы, прием пищи и одевание, по сравнению с их ровесниками, которые не посещают подобные тренировки.
Тай цзы и вес
Поскольку тай цзы не предусматривает тяжелых нагрузок, это хорошая возможность для людей с лишним весом, которые имеют проблемы с коленями и бедрами. Если вы не можете ходить или делать обычные упражнения без боли, тай цзы может предоставить вам достаточно легкую программу двигательных упражнений. А занимаясь регулярно, вы начнете сжигать калории и терять вес, говорят эксперты. По словам Джонсона, тай цзы также поможет справиться с психологическими комплексами, связанными с лишним весом. Когда вы много едите и мало двигаетесь, это настоящий стресс для вашего организма, говорит он. С помощью тай цзы, вы установите контакт со своим телом и научитесь прислушиваться к его потребностям. «Когда наше тело становится более центрированным», говорит Джонсон, «исчезает потребность принудительно употреблять пищу». По словам экспертом, тай цзы также может помочь справиться с вашими эмоциями, которые провоцируют переедание. «Очень часто люди едят по причине, абсолютно не связанной с питанием», говорит Коннер. «Мы должны осознавать, что происходит на самом деле». Психологические преимущества тай цзы также помогают нам выбирать правильную пищу.
Трактат Мастера Чжан Санъфэна(с комментариями)
Тай Чи для начинающих
Tai chi — нежная программа упражнений, которая является частью традиционной китайской медицины. Полученная из боевых искусств тай-чи состоит из медленных, преднамеренных движений, медитации и глубокого дыхания, которые усиливают физическое здоровье и эмоциональное благополучие.Что такое тай-чи?
Tai chi основана на духовных и философских идеях, которые защищают потребность равновесия в теле, разуме и духе.Центральным для тай-чи является идея о том, что ци (произносится как «чи») или жизненная энергия течет по всему телу.
Ци должен иметь возможность свободно передвигаться для хорошего здоровья.
Важен также принцип инь / ян. Инь и ян являются противоположными и взаимодополняющими силами во Вселенной, точно так же, как свет и тьма. Tai chi предназначен для гармонизации этих пар противоположностей.
Наконец, тай-чи имитирует движения, обнаруженные в природе, такие как движения животных, тем самым объединяя людей с естественным миром.
Какова история тай-чи?
Чжан Санфэнг, боевой художник, который жил в Китае в конце 16 века, создал практику тай-чи. Согласно легенде, Санфенг мечтал о змее и человеке, участвовавшем в битве. Их изящные движения вдохновили его на несовместимый стиль боевых искусств.
Эта древняя форма движения практикуется в Китае на протяжении веков и по-прежнему является повседневной рутиной для десятков тысяч людей, особенно пожилых людей. Гимнастика Тай Чи была впервые представлена Соединенным Штатам в начале 1970-х годов и с тех пор стала популярной.
Как работает тай-чи?
Существуют различные взгляды на то, как работает тай-чи. Восточная философия утверждает, что тай-чи блокирует поток ци. Когда ци течет должным образом, тело, ум и дух находятся в равновесии и здоровье сохраняется.
Другие считают, что тай-чи работает так же, как и другие методы разума-тела, и есть множество доказательств того, что обращать внимание на связь между умом и телом полезно, так как это может снять стресс, помогает бороться с болезнями и может улучшить физическое самочувствие.
Тай-чи имеет три основных компонента: движение, медитацию и глубокое дыхание
Движение. Все основные мышечные группы и суставы необходимы для медленных, нежных движений в тай-чи. Tai chi улучшает баланс, ловкость, силу, гибкость, выносливость, мышечный тонус и координацию. Это упражнение с низким уровнем воздействия, несущее умеренную нагрузку, укрепляет кости и может замедлять потерю костной массы, тем самым предотвращая развитие остеопороза.Медитация. Исследования показывают, что медитация успокаивает ум, усиливает концентрацию, уменьшает беспокойство и снижает кровяное давление и сердечный ритм.
Глубокое дыхание. Выдыхая воздух и токсины из легких при вдыхании избытка свежего воздуха увеличивается емкость легких, растягиваются мышцы, участвующие в дыхании, и высвобождается напряжение. Тай Чи также улучшает кровообращение в мозге, что повышает умственную активность. В то же время, практика упражнений поставляет всему телу свежий кислород и питательные вещества.
Что происходит на сеансе тай-чи?
Что такое Тай Чи для начинающих?
Занятия Tai chi обычно представляют собой групповые занятия, которые продолжаются около часа. Каждый сеанс начинается с разминки. Затем инструктор ведет класс через серию от 20 до 100 движений тай-чи, которые вместе составляют «форму». Форма может занять до 20 минут. Каждая форма имеет имя, основанное на природе, которое описывает его общее действие, такое как «волновые руки, как облака», или «схватить птичий хвост».
Роберт Де Ниро и занятия Тай Чи.
В то же время ученикам предлагается сосредоточиться на точке чуть ниже пупка, которая считается центром, из которого вытекает ци. Учитель побуждает класс выполнять все движения медленным, медитативным образом и сосредоточиться на глубоком дыхании. В конце урока обычно происходит упражнение, расслабление и медитация.
Нужен ли мастер тай чи и сколько сеансов мне понадобится?
Занятия обычно проводятся на еженедельной основе. Многие практикующие рекомендуют практиковать тай-чи в течение 15-20 минут два раза в день дома, так как регулярная практика необходима для овладения формами и достижения прочных результатов. Перед началом программы тай-чи, вы должны проконсультироваться со своим врачом и обсудить свои потребности в области здравоохранения и с инструктором тай-чи. Мастер тай чи поможет подобрать индивидуальный комплекс упражнений. Упражнения могут быть изменены в зависимости от вашей мобильности, истории травм, хронической боли, суставов (если есть проблемы), и лекарств, которые могут повлиять на баланс.Какие условия хорошо реагируют на тай-чи?
Tai chi улучшает общую физическую форму, координацию, баланс и ловкость. Люди, которые регулярно практикуют тай-чи, имеют тенденцию иметь хорошую осанку, гибкость и диапазон движения, имеют более острый ум и спят более спокойно ночью.
Tai chi является профилактической и дополнительной терапией для широкого круга условий. В частности, это полезно для хронической боли, подагры, сердечных заболеваний, высокого кровяного давления, артрита, остеопороза, диабета, головных болей, фибромиалгии, ревматоидного артрита, остеоартрита и нарушений сна. Гимнастика Tai chi также полезна для иммунной системы и центральной нервной системы, что делает ее особенно полезной для людей с хроническим заболеванием, беспокойством, вирусными инфекциями, депрессией или любыми стрессовыми состояниями. Глубокое дыхание тай-чи регулирует дыхательную систему, помогая лечить респираторные заболевания, такие как астма, бронхит и эмфизема. Тай-чи также стимулирует живот, который помогает пищеварению и помогает облегчить запор и желудочно-кишечные заболевания. Многие клинические исследования показывают, что пожилые люди, практикующие тай-чи, имеют лучшую координацию рук и глаз и менее склонны к падению, так как падения представляют серьезные риски для здоровья людей в этой возрастной группе.
Существуют ли условия, с которыми не следует обращаться к тай-чи?
Гамнастика Тай-чи обычно безопасна для всех, независимо от возраста или спортивных способностей, и может быть изменена для большинства проблем со здоровьем. Люди с ограниченной подвижностью, даже те, что в инвалидных колясках, могут учиться и успешно использовать тай-чи. В одном исследовании, посвященном 256 сидячим взрослым в возрасте от 70 до 92 лет, тай-чи уменьшило количество падений и страх падения по сравнению с растяжением. Те, кто занимался тай-чи, также улучшили функциональный баланс и физическую работоспособность через 6 месяцев. Тем не менее, тай-чи не означает замену медицинской помощи при серьезном заболевании. Поговорите со своим врачом и вашим инструктором о любых проблемах со здоровьем или недавних травмах, которые могут возникнуть у вас, или если вы беременны.Есть ли что-нибудь, что я должен знать?
Tai chi упражняет мышцы в областях вашего тела, которые, возможно, игнорировались ранее. Поэтому вы можете почувствовать боль в начале. Требуется время, чтобы развить позу, гибкость и маневренность, необходимые для тай-чи, поэтому не обескураживайтесь. Как и в любой программе упражнений, на безопасность влияют правильные упражнения перед занятиями на растяжку и разогрев, а также правильное выравнивание. Если вы испытываете головокружение, одышку, головные боли или сильную боль, прекратите практиковать и поговорите с вашим инструктором сразу и обратитесь к врачу. Люди с тяжелыми психическими расстройствами должны использовать тай-чи под присмотром своих врачей, чтобы посмотреть, как они реагируют на расслабление.Как я могу найти квалифицированного специалиста тай-чи?
Для получения информации о том, как найти класс тай-чи в вашем регионе, обратитесь в местный клуб здоровья. Попросите сесть в класс до регистрации, чтобы вы могли наблюдать за инструктором и атмосферой класса.Глава 21. Даосизм и духовное развитие Достижение бессмертия и возврат в пустоту
Глава 21. Даосизм и духовное развитие
Достижение бессмертия и возврат в пустоту
Высшей целью учения является посмертная трансформация и возврат в пустоту[10].
Принципы тай-цзи цюань в «дао дэ цзин»
Тай-цзи цюань принадлежит к даоским искусствам, так как его философия и практика основаны на понятиях, изложенных в трактате основоположника даосизма Лao-цзы под названием «Дао дэ цзин»[11]. Гуманные методы тай-цзи и неприятие искусством любых форм агрессивного поведения подтверждают строки великого основателя даосизма:
Что может быть прекраснее воды,
Несущей благо и неведающей зла.
Раздел 8
Мудрый боец не атакует первым.
Мудрые воины не бывают агрессивными.
Мудрые солдаты не встречают врага похвальбой.
Мудрые начальники заботятся о своих подчиненных.
Такова добродетель непротивления злу.
Раздел 68
Стратегия тай-цзи цюань признает крайне ошибочным противопоставлять силу силе, поскольку в этом случае страдают как жертва, так и сам агрессор. Подобный же подход просматривается в строках «Дао дэ цзин»:
Имперские мужи, познавшие законы Дао,
Не учинят войны, чтобы добиться послушанья.
Кровопролитья результат столь очевиден:
Травою сорной зарастает поле битвы,
Ведь давно известно,
Что время после боя — время скорби.
Мудрец не бросит армию на стан врага,
Но будет охранять свой отчий кров.
Раздел 30
Еще одной характерной чертой тай-цзи цюань является его «мягкость». Однако кому и как могла прийти в голову такая невероятная мысль, как «побеждать жесткость мягкостью»? Основатель школы тай-цзи почерпнул вдохновение из «Дао дэ цзин»:
Любая жесткость мягкости подвластна,
И нет таких высот и тверди,
Куда бы не смогла она проникнуть.
Раздел 43
В «Дао дэ цзин» можно обнаружить даже тактические рекомендации по применению принципа «мягкое побеждает твердое (жесткое)»:
Нет в мире вещества,
Способного сравниться мягкостью с водой.
И не найти такой скалы,
Что выдержит напор ее потока.
Вода в своей природе неизменна.
Как капля нежная источит каменную твердь,
Так слабость силу побеждает.
Всяк знает это,
Но немногие умеют.
Раздел 78
Поскольку мягкое побеждает твердое, противодействие твердому стоит искать в мягкости, а самой мягкой в мире субстанцией является вода. В даосском тексте термин «вода» имеет скорее символическое значение, обозначая текучую и распространяющуюся сущность. Таким образом, движения тай-цзи напоминают плавный водный поток. Когда противник атакует, мастер тай-цзи цюань вместо противодействия плавно следует его движениям. Движения мастеров подобны непрерывному и грациозному течению реки. Какой бы ни была атака противника, использующего приемы, отождествляемые с элементарными процессами[12] (металл, огонь, дерево или земля), она не сможет превзойти стихийную силу водяного потока.
У сторонников учения тай-цзи нет необходимости разнообразить свои «текучие» движения; они знают, что «не найти такой скалы, что выдержит напор ее потока» — вода разрушает металл, точит камень и дерево, гасит огонь и размывает землю. В то же время сама вода остается неизменной. Поэтому на десять движений противника мастер зачастую отвечает одним, но таким, которое «топит» его. Подобные боевые качества были заимствованы из учения Лao-цзы, писавшего: «Вода в своей природе неизменна. Как капля нежная источит каменную твердь, так слабость силу побеждает».
Принцип текучести воды распространился и на оздоровительный аспект тай-цзи цюань и выражается в гармонизации энергетического потока. Импульсивные, прерывистые движения, равно как и блокировка жизненно важных меридианов человеческого тела, не только не приносят пользы, но и представляют существенную угрозу для здоровья. Однако, если ваши движения подобны водному потоку, можно рассчитывать на серьезное улучшение физического состояния. В этой связи уместно еще раз процитировать слова великого китайского мыслителя о том, что ничто не «может быть прекраснее воды, несущей благо и не ведающей зла».
Постижение Дао
Не умаляя значения корреляции между даоским писанием и боевым и оздоровительным аспектами тай-цзи цюань, следует отметить, что труд Лao-цзы стал основным источником вдохновения на пути к высшему уровню и главной цели искусства. В начале книги автор пишет:
Произнесенный вслух, устами изреченный Дао,
Отнюдь не Дао.
И имя обозначенное Именем не станет.
Невыразимость — вот название Вселенной,
А имя — сущему всему праматерь.
Минуту лицезрения встречая с ликованьем,
Без радости встречая бесконечность,
Единой сути имени двоякость
Провозглашает человек в мистическом порыве.
Пусть мистицизм скорее отворит
Врата прекрасные
К сияющим высотам.
Дао, или конечная реальность, не может быть обозначена конкретным именем, и лишь для удобства Лао-цзы называет ее «Дао». Другие люди употребляют всуе такие имена, как Бог, Брахман, Будда или «единое энергетическое поле».
Так почему же конечная реальность невыразима? Причина в том, что она не зависит от субъективного и, как правило, дифференцированного восприятия, способного определить относительную, а не абсолютную истину. Иными словами, любой материальный объект, будь то дерево, машина или человек, воспринимается в зависимости от индивидуальных особенностей органов чувств конкретной личности, условий окружающей среды и способности к умственной интерпретации. Объект начинает восприниматься иначе с изменением факторов, определяющих его интерпретацию, например в условиях плохой видимости или после приема психотропных препаратов.
Стоит задуматься над тем, каким представляется мир в глазах других живых существ, например коровы, или в восприятии любого микроорганизма. Естественно предположить, что эти существа, находящиеся по сравнению с человеком в совершенно других условиях, воспринимают окружающую действительность не так, как люди. На протяжении всей истории человечества люди верили в существование иных миров, населенных волшебниками, богами и даже инопланетянами из других галактик. Только западным ученым хватило ума на то, чтобы перечеркнуть саму вероятность существования других измерений, хотя культура западных стран и не отрицала ее в прошлом.
Существа иного порядка, живущие и воспринимающие мир в системе других ценностей, невообразимы для косного сознания, способного реагировать только на привычные земные понятия. Ортодоксальный западный интеллект не допускает самой возможности существования иных миров, необъяснимых при помощи известных ему законов.
Интереснее всего то, что современная наука категорически отрицает наличие объективной реальности, а все, что мы воспринимаем с помощью органов чувств, определяет словом «явление». Так, в зависимости от концептуального подхода электрон можно рассматривать как частицу или волну, а масса атома, исчисляемая ничтожно малой величиной и реально являющаяся пустотой («ничем»), отождествляется с материальным объектом; именно в таком направлении работает современная научная мысль[13].
Итак, если считать наше восприятие относительным, то как определить Абсолют? Религиозные лидеры, как и представители различных мистических учений, дают один и тот же ответ на этот вопрос: конечная реальность непостижима, необъяснима и исключает непосредственный эмпирический подход. Тем, кто не имел прямого мистического опыта, то есть не достиг высокого духовного уровня, великие мастера объясняют конечную реальность в рамках бесконечного, вечного и неразделимого единства. Однако коль скоро Абсолют приобретает характеристики, присущие конкретной форме во временном и пространственном измерениях, то фактически становится «явлением», которое не может претендовать на вездесущность и неделимость.
Например, если мы уподобим конечную реальность элементарной частице или антропоморфной божественной форме, она утрачивает свою абсолютность, вследствие временных и пространственных ограничений. Таким образом, само явление перестает существовать вне рамок нашего сознания и восприятия, и все, что лежит вне пределов формы, перестает существовать. Именно поэтому христиане, приверженцы ислама, буддийские, индуистские и даоские учителя, хоть и используют разную терминологию, говорят об одном и том же: искра Божья внутри человека, а душа его — неотъемлемая часть Божьего промысла, и нет границы, разделяющей молящегося и предмет поклонения, познающего и само Знание.
Осознав этот тезис, легче понять начальные строки труда Лao-цзы. Конечная реальность, обозначенная терминами Дао, Бог, Будда или Высшее Существо, фактически перестает быть таковой, поскольку само название («слово изреченное») свидетельствует о начале концептуального осмысления и ограниченности во времени и в пространстве, то есть Абсолют низводится до уровня явления и зависит от особенностей и интерпретации конкретного субъекта[14].
Таким образом, обозначая конечную реальность тем или иным термином, следует помнить о его условности. Название всегда останется лишь вынужденной заменой истинной сути, поскольку отражает не что иное, как конкретные понятия конкретных людей. Так, даосские монахи называют Абсолют Дао, буддисты — Татхагатой, христиане, евреи и мусульмане — Богом, индуисты — Брахманом. В то же время, вследствие конфессиональных, лингвистических и других различий, одно и то же понятие может иметь разнообразные толкования.
Неизреченная конечная реальность составляет основу космоса. Иными словами, космос появился, когда конечная реальность уже существовала. Что же и когда послужило толчком к образованию вселенной? Она обрела существование в то же время, что и все сущее во всех измерениях, обозначив все явления в зависимости от конкретных условий бытия. Космос не имеет конца и начала. Для конкретных форм бытия космос начинается и заканчивается по истечении конкретных временных промежутков (эпох или эонов). В человеческом понимании космос возник миллиарды лет назад, когда ничтожно малые частицы конечной реальности образовали некую общность, которую мы и называем нашей вселенной. Конкретные элементы мироздания человек обозначает названиями: дерево, гора, небо и т. д. Однако в космических масштабах любой объект является не чем иным, как составной частью единого и неделимого божественного потока; их облик в системе наших представлений — не что иное, как иллюзия.
Суть конечной реальности постигается, когда человек способен полностью абстрагироваться от окружающих условий, создающих те или иные явления. С точки зрения даосизма эти условия возникают в результате тех или иных желаний. Подавив все желания, мы видим конечную реальность. Вселенная возникает лишь тогда, когда есть желание, которое порождает череду бренных явлений нашего космоса. В действительности конечная реальность, или пустота, неразделима с материальным миром, или космосом. В терминах тай-цзи цюань пустоту называют «вудзи», а космос — «тай-цзи». Разница между этими понятиями существует только в несовершенном человеческом сознании, способном воспринимать лишь сиюминутные явления материального мира.
Высшей целью тай-цзи цюань является пробуждение в сознании космических истин, а со временем и прямого взаимодействия с конечной реальностью. На языке даосизма это называется обретением Дао или возвратом в Великую Пустоту. В буддизме такое состояние называется «боддхи», или достижением Просветления, то есть возвратом к Богу.
Бессмертие и великая пустота
Духовное развитие как в тай-цзи, так непосредственно в учении даосизма можно разделить на три этапа: трансформация дзин (формы, материи) в ци (энергию), ци — в шен (дух) и возврат духа в Великую Пустоту. На первых двух этапах практикуется техника цигун, а на третьем — глубокая медитация. Существует немало литературных источников, посвященных этим вопросам, но даже хорошо владеющие китайским языком люди не всегда способны разобраться в прочитанном. Как правило, это связано с эзотерической и образной формой изложения. Более того, заниматься этим искусством следует исключительно под руководством опытного учителя. Именно поэтому приведенные ниже сведения по углубленным занятиям медитацией имеют скорее информационную, а не практическую направленность.
Духовный рост в представлениях цигун тесно связан с понятиями Малой Вселенной и Большой Вселенной. Малую Вселенную также называют Микрокосмическим Потоком, распределяющим жизненную энергию по меридиану рен (меридиан восприятия) и меридиану ду (управляющий меридиан). Течение энергетического потока по этим каналам дает прекрасный оздоровительный эффект и повышает боевые качества воина. Что касается здоровья, то нельзя сказать лучше, чем это сделали великие мастера: «Если человек заставил циркулировать энергетический поток по меридианам рен и ду, ему не страшны никакие болезни». Непрекращающийся поток жизненной энергии становится неиссякаю- щим источником внутренней мощи для мастеров боевого искусства. Что же касается тех, кто встал на путь духовного совершенства, то Малая Вселенная предоставляет им возможность трансформации материи в энергию, а энергии — в дух.
Известно два типа Большой Вселенной, или, как ее называют, Макрокосмического Потока. Медики и мастера боевых искусств рассматривают его как способность передачи жизненной энергии через 12 основных меридианов, контролирующих легкие, толстую кишку, желудок, селезенку, сердце, тонкую кишку, мочевой пузырь, почки, тройной обогреватель, перикард, желчный пузырь и печень. Поборники духовного совершенства видят в нем искусство распространения энергии из дан тьян или любого другого энергетического поля по всему телу, минуя основные меридианы. Так или иначе, Макрокосмический Поток способствует трансформации энергии в дух и возвращению духа в Великую Пустоту.
В процессе духовного роста по методике тай-цзи или даосизма большую роль играет Малая Вселенная. Это вовсе не означает, что методика Большой Вселенной игнорируется. Тем не менее, когда в результате тренировок по системе Малой Вселенной в энергетических полях накапливается значительное количество энергии, то ее распределение по всему телу, по методу Большой Вселенной, происходит настолько быстро, что сам термин «Макрокосмический Поток» не всегда упоминается.
Люди, стремящиеся к бессмертию, а не к слиянию с Пустотой, обычно игнорируют Большую Вселенную. Овладев искусством Малой Вселенной, они создают энергетическую жемчужину в нижней части дан тьян, как правило, в гуаньинь («воротах ци»). Медитация проходит в позе лотоса, причем ладони либо кладутся на колени, либо соединяются вместе, как показано на рис. 21.1, а, 21.1,6. В даосизме медитация называется «дзин-жао», или «молчаливое сидение».
Рис. 21.1. Поза лотоса для углубленной медитации
В течение определенного периода времени (обычно нескольких лет) жемчужину «подпитывают» дзин-жао, а затем перемещают в середину дан тьян и в область хуаньтинь («желтый дворец») или жоньтинь (центральный дворец»), то есть в желудок или сердце соответственно. На этом этапе происходит слияние сознания с энергетической жемчужиной, которую они называют «божественным плодом».
Еще через несколько лет стремящиеся к бессмертию перемещают «божественный плод» в ниюн (энергетический центр в области шишковидной железы). Здесь жемчужина трансформируется в духовную структуру, представляющую дух самого исполнителя. Пройдет немало лет духовного созревания, пока байгуи («место пересечения 100 меридианов», затылочная чакра) не откроется, и дух обретет вечную свободу от тенет физического тела.
Соискатели высшей цели выбирают бессмертие и возврат в Пустоту. Оставаясь в земных пределах, бессмертные становятся подвластны космической шкале ценностей. Таким образом, возврат в Пустоту означает трансцендентальность, бесконечность и вечность, временно ограниченные пространственными и временными категориями.
В то же время это не означает, как некоторые думают, полного ухода из земной жизни. Физическое тело бессмертного остается в своем земном воплощении и может взаимодействовать с непросветленными. Достигнув слияния с Пустотой, мастера освобождаются от бремени земных забот, а их дух фактически становится единым целым с космосом и Мировой Душой.
Эти высоты достигаются практикой Малой Вселенной и углубленной медитацией «молчаливого сидения» (дзин-жао). Медитирующие фокусируют сознание на энергетической жемчужине в одном из энергетических полей (жоньтинь, хуаньтинь или ниюн). Жемчужина зреет и растет, пока ее сияние не наполнит все тело; одновременно происходит трансформация энергии в дух. В момент, когда дух освобождается от земной оболочки, мастер ощущает ни с чем не сравнимое чувство единения с Великой Пустотой.
Поскольку везде и во всем искусство тай-цзи последовательно придерживается концепции инь — ян, духовное развитие осуществляется не только статическими, но и динамическими методами. Возврат в Пустоту можно ощутить, выполняя комплекс тай-цзи цюань стиля вуданг (см. главу 13) или упражнения с мечом (см. главу 19) до тех пор, пока не появится чувство энергетического единства с космическим потоком и растворения в Великой Пустоте.
Нет ничего странного в том, что не так уж много людей верят и готовы к подобной самореализации. Однако я надеюсь, что эта книга достаточно убедительно свидетельствует о том, что тай-цзи — это не только искусство изящного танца, но и нечто большее. Уже на начальном уровне обучения оно способствует обретению прекрасной физической формы, на промежуточном — учит эффективным приемам самообороны, а на высшем — помогает покорять неизведанные высоты.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Мастер тай-цзи — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
«Мастер тай-цзи» (англ. Man of Tai Chi, Китай — США, 2013) — фильм о боевых искусствах, снятый Киану Ривзом. Мировая премьера состоялась 5 июля 2013 года.
Молодой и перспективный мастер тай-цзи по имени Чен Ли Ху решает начать свою карьеру в подпольном бойцовском клубе. Там он встречает человека, который со временем получает большее влияние на молодого бойца. Чен не подозревает, что этот человек собирается использовать его в своих интересах…
Актёр | Роль |
---|---|
Тайгер Ху Чен | Чен Ли Ху Чен Ли Ху мастер тай-цзи[2] |
Киану Ривз | Донака Марк Донака Марк |
Карен Мок | Сюн Джинчжши Сюн Джинчжши капитан полиции Гонконга |
Хай Ю | Мастер Янг Мастер Янг наставник Чен Ли Ху |
Ико Ювайс | Гиланг Санджая Гиланг Санджая боец Пенчак-Силата |
Джереми Меринас | Боец MMA |
Стивен Дас | Зритель |
Брахим Ачаббаке | Боец тхэквондо |
Майкл Чан | Полицейский |
Оушен Хоу | Боец |
Хелен Леклерк | Диктор |
Съёмки фильма проходили в Гонконге и Пекине. По словам Киану Ривза, он провёл более 105 дней в этих двух городах.
На роль начинающего мастера боевых искусств Чена Ли Ху был выбран актёр и каскадёр Тайгер Ху Чен, ранее работавший с Ривзом в серии фильмов «Матрица».
Продюсер Лемор Сиван, также работавший с Ривзом в таких фильмах как «Частная жизнь Пиппы Ли» и «Криминальная фишка от Генри», заметил, что процесс создания «Мастера Тай-цзи» был достаточно сложным и многоплановым. Оценивая работу съёмочной группы, Сиван положительно отозвался о работе Ривза как режиссёра. Также он добавил, что показ фильма в Китае будет обеспечивать компания China Film Group[3].
Согласно данным канадской компании IMAX Corporation, премьерный показ фильма состоялся в Китае 5 июля 2013 года[4].