Цигун Википедия
Цигун (кит. трад. 氣功, упр. 气功, пиньинь: qìgōng) — это комплексы традиционных упражнений, возникшие на основе даосской алхимии и отчасти буддийских психопрактик, выполняемые преимущественно с оздоровительными и терапевтическими целями[1].
Описание физических упражнений. Рисунок на шелке, изображающий практику Цигун Тайцзи. Найдено в 1973 году в провинции Хунань, Китай, в захоронении периода Западной Хань (II век до н. э.) в могильнике Мавандуй, гробница №3.Хотя цигун представляет собой систему дыхательных и двигательных упражнений, носящих практический характер, изначально он был связан с религиозным мировоззрением даосских монахов, которые рассматривали упражнения цигун как необходимую практическую сторону космологических и физиологических представлений[2].
Этимология[ | ]
Цигун или Ци Гун — русская форма термина, образованного слиянием двух китайских иероглифов:
Словарь русского языка Российской академии наук под редакцией В. В. Лопатина[5] определяет слово «Цигун» как склоняемое.
Практики[ | ]
Есть множество форм цигуна, происходящих из различных отношений в китайском обществе[6][неавторитетный источник?]. В традиционной китайской общине медицинский цигун используется для профилактических и лечебных целей
ru-wiki.ru
Цигун — SportWiki энциклопедия
Символ учения цигун. Обозначения иероглифов: «Ци»(верхний) — энергия, «Гун» (нижний) — развитие Показательное занятие цигун в Гринвилле, Южная Каролина (США)Цигун, Ци Гун или Чигун (кит. трад. 氣功, упр. 气功, пиньинь: qìgōng) — это древняя Китайская система упражнений, которая построена на технике владения дыханием, плавных сконцентрированных движений и медитации. Основной целью системы является оздоровление организма.[1] Согласно даосской, буддийской и Конфуцианской философии, цигун позволяет получить доступ в высшие сферы сознания, пробуждает «истинную природу», и помогает развивать потенциал человека.
В систематическом обзоре клинических исследований посвященных влиянию цигун на здоровье людей, опубликованном в 2011 году, не было приведено однозначных данных о пользе тренировок для организма. Ученые отмечают, что половина из клинических исследований были проведены с ошибками, поэтому судить о пользе тренировок сложно.[3] Большинство существующих клинических испытаниях имеют небольшие размеры выборки и многие неадекватные механизмы контроля.[4] Некоторые исследователи скептически относятся к некоторым характеристикам цигун и называют его предметом лженауки. Злоупотребления практикой цигуна привели к образованию культов и появлению психических расстройств.
Многие занимавшиеся цигун заявляют, что учение способно положительно влиять на психическое здоровье человека,[6], в том числе улучшать настроение, снижають признаки тревоги и депрессии. В большинстве медицинских исследований изучение психологических факторов относили ко вторичным целям, однако некоторые из исследований показали снижение уровня кортизола, химического гормона, вырабатываемого организмом в ответ на стресс.[7]
Тайчи (Taichi), традиционное китайское упражнение цигун из древнего Китая, эффективно уменьшает потери минеральной плотности костной ткани в поясничном отделе позвоночника и бедрах некоторых популяций. Проведен метаанализ из 20 рандомизированных контролируемых исследований
Слово «Цигун» или «Ци Гун» (Chi Kung) — русская форма термина, образованного слиянием двух китайских иероглифов: Ци (氣) и Гун (功). «Ци» произносится как Чи, и обычно переводится для обозначения жизненной силы или жизненной энергии, которая течет через все вещи во Вселенной. Второе слово «Гун» означает достижение или умение, которое добивается человек посредством постоянной работы над собой.[9]
Доктор Янг (учитель цигун) демонстрирует одно из упражненийНаправление дало свое начало в китайской культуре и на протяжении многих веков видоизменялся в разных слоях китайского общества. Традиционно, цигун тренировки носили эзотерический и тайный характер, учение передавалось от учителя к ученику совместно с уникальными методами познания. Хотя практика цигун была запрещена во время культурной революции 1960-х годов; она был снова разрешена после 1976. Разрозненные подходы были объединены и популяризированы со смещением от традиционной философии, духовного постижения, и фольклора, в сторону большей пользы для здоровья, народной медицины и боевых искусств.
С течением времени развитие получили пять различных направлений или школ цигун в Китае, каждые из которых имели собственные теории и характеристики: китайский медицинский цигун, Даосский цигун, буддийский цигун, Конфуцианский цигун, цигун боевых искусств. Все эти учения были направлены на познание и баланс «Ци».
Китайский медицинский цигун[править | править код]
Теория древнего китайского медицинского цигун или по-другому её называют Традиционная Китайская медицина.[15]
Традиционная китайская медицина основывается, с одной стороны, на учении инь-ян, а с другой, на теории о пяти фазах преображения. Обе эти логические системы развили древние китайцы, чтобы упорядочить все окружавшие их конкретные и абстрактные вещи.Размышляя о теле человека, они исходили из того, что человек здоров, когда его жизненная энергия «Ци» может беспрепятственно протекать по всему телу. А если свободное течении этой энергии затруднено, могут возникнуть болезни. Учение о пяти фазах преображения возникло из убеждения в том, что все явления нужно уместить в единую логическую систему. Образцами для пяти стадий послужили природные элементы дерево, огонь, земля, металл и вода, упорядоченные в форме круга. Всё, что происходит в природе, по мнению китайцев, можно подвести под эти категории: рождение (дерево), рост (огонь), расцвет (земля), зрелость (металл) и смерть (вода).
Но не только фазы различных процессов, но и отдельные органы, части тела, органы восприятия, ощущения и чувства можно систематизировать на основе пяти элементов. Таким образом, специалисты в сфере традиционной китайской медицины ставят диагнозы и выбирают метод лечения.
Даосский цигун[править | править код]
В основе системы лежит учение о Дао — упорядочивающая природу внутренняя закономерность, символом которой является круг, не имеющий ни начала, ни конца. Большая часть тренировок направлена на медитивную практику как способ достижения долголетия и духовного просветления, для развития более тесной связи с миром природы.[17][18]
Буддийский цигун[править | править код]
Буддийская школа отличается повышенным вниманием к работе с сознанием, о чем свидетельствует малое количество чисто технических «регулирующих» приемов. Методики буддийской школы нацелены на то, чтобы выйти на определенный энергетический уровень, ведущий к духовному просветлению или состоянию Будды.
Конфуцианский цигун[править | править код]
Конфуцианские школы цигун основывались на идее совершенствования знаний и социальной активности личности. Целью цигун они считали развитие функций человеческого организма, «сбережение силы ума и взращивания природы человека через вскармливание вселенской силы дыхания». Основными методами считались «успокоение сердца» и «сохранение ночной силы дыхания». Суть конфуцианской системы заключалась в развитии нравственной силы человека. Человек с развитой внутренней силой духа определяется в конфуцианской картине мира как «благородный господин».[20]
Цигун боевых искусств[править | править код]
Это направление ставит перед собой задачу поднять энергию физического и энергетического тела до такого уровня, чтобы повысить боевые способности воина (увеличение силы удара, защита тела от различных ударов, от колющего оружия). Большинство упражнений этих школ создавались теми мастерами цигун, которые были одновременно и мастерами боевых искусств. Воинский цигун призван укреплять здоровье и повышать уровень боевого мастерства.
- ↑ http://www.energyarts.com/what-qigong
- ↑ Liang, Shou-Yu; Wu, Wen-Ching; Breiter-Wu, Denise (1997). Qigong Empowerment: A Guide to Medical, Taoist, Buddhist, and Wushu Energy Cultivation. Way of the Dragon Pub. ISBN 1-889659-02-9.
- ↑ https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3046559/
- ↑ Micozzi, Marc S. (2010). Fundamentals of Complementary and Alternative Medicine. Elsevier Health Sciences, Kindle Edition.
- ↑ http://avxsearch.se/?q=Nancy%20N.%20Chen%20-%20Breathing%20Spaces:%20Qigong,%20Psychiatry,%20and%20Healing%20in%20China
- ↑ Jahnke, R.; Larkey, L.; Rogers, C.; Etnier, J; Lin, F. (2010). «A comprehensive review of health benefits of qigong and tai chi». American Journal of Health Promotion 24 (6): e1–e25. doi:10.4278/ajhp.081013-LIT-248. PMC 3085832. PMID 20594090.
- ↑ Jahnke, R.; Larkey, L.; Rogers, C.; Etnier, J; Lin, F. (2010). «A comprehensive review of health benefits of qigong and tai chi». American Journal of Health Promotion 24 (6): e1–e25. doi:10.4278/ajhp.081013-LIT-248. PMC 3085832. PMID 20594090.
- ↑ http://www.mdpi.com/1660-4601/14/9/1000/htm
- ↑ http://nqa.org/resources/what-is-qigong/
- ↑ https://en.wikipedia.org/wiki/Qigong_history
- ↑ Liu, Tian Jun; Qiang, Xiao Mei, eds. (2013). Chinese Medical Qigong, Third Edition. Singing Dragon. ISBN 978-1848190962.
- ↑ Frantzis, Bruce Kumar (1995). Opening the Energy Gates of Your Body (The Tao of Energy Enhancement). North Atlantic Books. ISBN 978-1-55643-164-7
- ↑ Liu, JeeLoo. An Introduction to Chinese Philosophy: From Ancient Philosophy to Chinese Buddhism. Wiley-Blackwell. ISBN 978-1-4051-2949-7.
- ↑ Li, Chenyang (1999). The Tao encounters the West: explorations in comparative philosophy. Albany: State University of New York Press. ISBN 978-0-7914-4135-0.
- ↑ https://en.wikipedia.org/wiki/Traditional_Chinese_medicine
- ↑ http://bambumasaje.jimdo.com/%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BA%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BD%D0%B0/
- ↑ Luk, C.; Chen Chao, Pi; Lu, Kʻuan Yü (1984). Taoist yoga: alchemy and immortality: a translation, with introduction and notes, of The secrets of cultivating nature and eternal life (Hsin ming fa chueh ming chih). York Beach, Me.: Samuel Weiser. ISBN 978-0-87728-067-5.
- ↑ Réquéna, Yves (1996). Chi Kung: The Chinese Art of Mastering Energy. Healing Arts Press. p. 4. ISBN 978-0892816392.
- ↑ http://www.taiji-bg.com/articles/qigong/q9.htm
- ↑ http://qigong.prostokitay.ru/school/a-3.html
- ↑ Li, Lu; Yun, Zhang (2006). The Combat Techniques of Tai Ji, Xing Yi, and Ba Gua : Principles and Practices of Internal Martial Arts. Frog, Ltd./Blue Snake Books. ISBN 978-1-58394-145-4.
- ↑ https://en.wikipedia.org/wiki/Qigong#Research
beta.sportwiki.to
Цигун — SportWiki энциклопедия
Символ учения цигун. Обозначения иероглифов: «Ци»(верхний) — энергия, «Гун» (нижний) — развитие Показательное занятие цигун в Гринвилле, Южная Каролина (США)Цигун, Ци Гун или Чигун (кит. трад. 氣功, упр. 气功, пиньинь: qìgōng) — это древняя Китайская система упражнений, которая построена на технике владения дыханием, плавных сконцентрированных движений и медитации. Основной целью системы является оздоровление организма.[1] Согласно даосской, буддийской и Конфуцианской философии, цигун позволяет получить доступ в высшие сферы сознания, пробуждает «истинную природу», и помогает развивать потенциал человека.[2]
В систематическом обзоре клинических исследований посвященных влиянию цигун на здоровье людей, опубликованном в 2011 году, не было приведено однозначных данных о пользе тренировок для организма. Ученые отмечают, что половина из клинических исследований были проведены с ошибками, поэтому судить о пользе тренировок сложно.[3] Большинство существующих клинических испытаниях имеют небольшие размеры выборки и многие неадекватные механизмы контроля.[4] Некоторые исследователи скептически относятся к некоторым характеристикам цигун и называют его предметом лженауки. Злоупотребления практикой цигуна привели к образованию культов и появлению психических расстройств.[5]
Многие занимавшиеся цигун заявляют, что учение способно положительно влиять на психическое здоровье человека,[6], в том числе улучшать настроение, снижають признаки тревоги и депрессии. В большинстве медицинских исследований изучение психологических факторов относили ко вторичным целям, однако некоторые из исследований показали снижение уровня кортизола, химического гормона, вырабатываемого организмом в ответ на стресс.[7]
Тайчи (Taichi), традиционное китайское упражнение цигун из древнего Китая, эффективно уменьшает потери минеральной плотности костной ткани в поясничном отделе позвоночника и бедрах некоторых популяций. Проведен метаанализ из 20 рандомизированных контролируемых исследований[8], которые изучали Тайчи для здоровья костей.
Слово «Цигун» или «Ци Гун» (Chi Kung) — русская форма термина, образованного слиянием двух китайских иероглифов: Ци (氣) и Гун (功). «Ци» произносится как Чи, и обычно переводится для обозначения жизненной силы или жизненной энергии, которая течет через все вещи во Вселенной. Второе слово «Гун» означает достижение или умение, которое добивается человек посредством постоянной работы над собой.[9]
Доктор Янг (учитель цигун) демонстрирует одно из упражненийНаправление дало свое начало в китайской культуре и на протяжении многих веков видоизменялся в разных слоях китайского общества. Традиционно, цигун тренировки носили эзотерический и тайный характер, учение передавалось от учителя к ученику совместно с уникальными методами познания. Хотя практика цигун была запрещена во время культурной революции 1960-х годов; она был снова разрешена после 1976. Разрозненные подходы были объединены и популяризированы со смещением от традиционной философии, духовного постижения, и фольклора, в сторону большей пользы для здоровья, народной медицины и боевых искусств.[10]
С течением времени развитие получили пять различных направлений или школ цигун в Китае, каждые из которых имели собственные теории и характеристики: китайский медицинский цигун, Даосский цигун, буддийский цигун, Конфуцианский цигун, цигун боевых искусств. Все эти учения были направлены на познание и баланс «Ци».[11][12][13][14]
Китайский медицинский цигун[править | править код]
Теория древнего китайского медицинского цигун или по-другому её называют Традиционная Китайская медицина.[15]
Традиционная китайская медицина основывается, с одной стороны, на учении инь-ян, а с другой, на теории о пяти фазах преображения. Обе эти логические системы развили древние китайцы, чтобы упорядочить все окружавшие их конкретные и абстрактные вещи.Размышляя о теле человека, они исходили из того, что человек здоров, когда его жизненная энергия «Ци» может беспрепятственно протекать по всему телу. А если свободное течении этой энергии затруднено, могут возникнуть болезни. Учение о пяти фазах преображения возникло из убеждения в том, что все явления нужно уместить в единую логическую систему. Образцами для пяти стадий послужили природные элементы дерево, огонь, земля, металл и вода, упорядоченные в форме круга. Всё, что происходит в природе, по мнению китайцев, можно подвести под эти категории: рождение (дерево), рост (огонь), расцвет (земля), зрелость (металл) и смерть (вода). Но не только фазы различных процессов, но и отдельные органы, части тела, органы восприятия, ощущения и чувства можно систематизировать на основе пяти элементов. Таким образом, специалисты в сфере традиционной китайской медицины ставят диагнозы и выбирают метод лечения.[16]
Даосский цигун[править | править код]
В основе системы лежит учение о Дао — упорядочивающая природу внутренняя закономерность, символом которой является круг, не имеющий ни начала, ни конца. Большая часть тренировок направлена на медитивную практику как способ достижения долголетия и духовного просветления, для развития более тесной связи с миром природы.[17][18]
Буддийский цигун[править | править код]
Буддийская школа отличается повышенным вниманием к работе с сознанием, о чем свидетельствует малое количество чисто технических «регулирующих» приемов. Методики буддийской школы нацелены на то, чтобы выйти на определенный энергетический уровень, ведущий к духовному просветлению или состоянию Будды.[19]
Конфуцианский цигун[править | править код]
Конфуцианские школы цигун основывались на идее совершенствования знаний и социальной активности личности. Целью цигун они считали развитие функций человеческого организма, «сбережение силы ума и взращивания природы человека через вскармливание вселенской силы дыхания». Основными методами считались «успокоение сердца» и «сохранение ночной силы дыхания». Суть конфуцианской системы заключалась в развитии нравственной силы человека. Человек с развитой внутренней силой духа определяется в конфуцианской картине мира как «благородный господин».[20]
Цигун боевых искусств[править | править код]
Практика цигун является неотъемлемым компонентом китайских боевых искусств. Считается источником силы, а также теоретической базой и практической методикой изучения внутренних стилей боевых искусств. Боевое применение цигун, включающее такие дисциплины как Тайцзицюань, Багуачжан, Синъицюань, Люхэбафа, Шаолиньцюань и Вин Чунь представляет категорию китайских боевых искусств, которые опираются на концепцию Ци в качестве своей основы.[21]
Это направление ставит перед собой задачу поднять энергию физического и энергетического тела до такого уровня, чтобы повысить боевые способности воина (увеличение силы удара, защита тела от различных ударов, от колющего оружия). Большинство упражнений этих школ создавались теми мастерами цигун, которые были одновременно и мастерами боевых искусств. Воинский цигун призван укреплять здоровье и повышать уровень боевого мастерства.[22]
- ↑ http://www.energyarts.com/what-qigong
- ↑ Liang, Shou-Yu; Wu, Wen-Ching; Breiter-Wu, Denise (1997). Qigong Empowerment: A Guide to Medical, Taoist, Buddhist, and Wushu Energy Cultivation. Way of the Dragon Pub. ISBN 1-889659-02-9.
- ↑ https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3046559/
- ↑ Micozzi, Marc S. (2010). Fundamentals of Complementary and Alternative Medicine. Elsevier Health Sciences, Kindle Edition.
- ↑ http://avxsearch.se/?q=Nancy%20N.%20Chen%20-%20Breathing%20Spaces:%20Qigong,%20Psychiatry,%20and%20Healing%20in%20China
- ↑ Jahnke, R.; Larkey, L.; Rogers, C.; Etnier, J; Lin, F. (2010). «A comprehensive review of health benefits of qigong and tai chi». American Journal of Health Promotion 24 (6): e1–e25. doi:10.4278/ajhp.081013-LIT-248. PMC 3085832. PMID 20594090.
- ↑ Jahnke, R.; Larkey, L.; Rogers, C.; Etnier, J; Lin, F. (2010). «A comprehensive review of health benefits of qigong and tai chi». American Journal of Health Promotion 24 (6): e1–e25. doi:10.4278/ajhp.081013-LIT-248. PMC 3085832. PMID 20594090.
- ↑ http://www.mdpi.com/1660-4601/14/9/1000/htm
- ↑ http://nqa.org/resources/what-is-qigong/
- ↑ https://en.wikipedia.org/wiki/Qigong_history
- ↑ Liu, Tian Jun; Qiang, Xiao Mei, eds. (2013). Chinese Medical Qigong, Third Edition. Singing Dragon. ISBN 978-1848190962.
- ↑ Frantzis, Bruce Kumar (1995). Opening the Energy Gates of Your Body (The Tao of Energy Enhancement). North Atlantic Books. ISBN 978-1-55643-164-7
- ↑ Liu, JeeLoo. An Introduction to Chinese Philosophy: From Ancient Philosophy to Chinese Buddhism. Wiley-Blackwell. ISBN 978-1-4051-2949-7.
- ↑ Li, Chenyang (1999). The Tao encounters the West: explorations in comparative philosophy. Albany: State University of New York Press. ISBN 978-0-7914-4135-0.
- ↑ https://en.wikipedia.org/wiki/Traditional_Chinese_medicine
- ↑ http://bambumasaje.jimdo.com/%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BA%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BD%D0%B0/
- ↑ Luk, C.; Chen Chao, Pi; Lu, Kʻuan Yü (1984). Taoist yoga: alchemy and immortality: a translation, with introduction and notes, of The secrets of cultivating nature and eternal life (Hsin ming fa chueh ming chih). York Beach, Me.: Samuel Weiser. ISBN 978-0-87728-067-5.
- ↑ Réquéna, Yves (1996). Chi Kung: The Chinese Art of Mastering Energy. Healing Arts Press. p. 4. ISBN 978-0892816392.
- ↑ http://www.taiji-bg.com/articles/qigong/q9.htm
- ↑ http://qigong.prostokitay.ru/school/a-3.html
- ↑ Li, Lu; Yun, Zhang (2006). The Combat Techniques of Tai Ji, Xing Yi, and Ba Gua : Principles and Practices of Internal Martial Arts. Frog, Ltd./Blue Snake Books. ISBN 978-1-58394-145-4.
- ↑ https://en.wikipedia.org/wiki/Qigong#Research
sportwiki.to
Цигун — Википедия РУ
Цигун (кит. трад. 氣功, упр. 气功, пиньинь: qìgōng) — это комплексы традиционных упражнений, возникшие на основе даосской алхимии и отчасти буддийских психопрактик, выполняемые преимущественно с оздоровительными и терапевтическими целями[1].
Описание физических упражнений. Рисунок на шелке, изображающий практику Цигун Тайцзи. Найдено в 1973 году в провинции Хунань, Китай, в захоронении периода Западной Хань (II век до н. э.) в могильнике Мавандуй, гробница №3.Хотя цигун представляет собой систему дыхательных и двигательных упражнений, носящих практический характер, изначально он был связан с религиозным мировоззрением даосских монахов, которые рассматривали упражнения цигун как необходимую практическую сторону космологических и физиологических представлений[2].
Этимология
Цигун или Ци Гун — русская форма термина, образованного слиянием двух китайских иероглифов: Ци (氣) и Гун (功). Словарное определение слова «Ци» обычно дает смысл «дыхание», «воздух», «газ» и «пар», но оно также может быть использовано в контексте при описании отношений между материей, энергией и духом[3]. Буквальный перевод «цигун» — «работа с Ци»[4].
Словарь русского языка Российской академии наук под редакцией В. В. Лопатина[5] определяет слово «Цигун» как склоняемое.
Практики
Есть множество форм цигуна, происходящих из различных отношений в китайском обществе[6][неавторитетный источник?]. В традиционной китайской общине медицинский цигун используется для профилактических и лечебных целей[7]. В сообществах китайских боевых искусств цигун считается важным компонентом подготовки, повышающим боевые возможности[8]. Религиозные общины, в том числе даосская и буддийская традиции, используют цигун в качестве части медитативной практики[9]. Сторонники конфуцианства используют практики цигун для улучшения моральных качеств[10].
Практики цигуна включают четыре вида обучения: динамическое, статическое, медитативное и виды деятельности, требующие внешних средств. Динамическая подготовка включает в себя специальные движения и распространяется на упражнения, такие, как Тайцзицюань[11]. Статическое обучение требует от практикующего спокойствия тела и слежения за его положением[12].
Медитативная подготовка включает в себя визуализацию или сосредоточение внимания на конкретных идеях, звуках, образах, понятиях или моделях дыхания[13].
Существуют также методы обучения, которые включают внешние средства, такие, как прием трав, массаж, физические манипуляции или взаимодействия с другими живыми организмами[9]. Система цигун может состоять из одного или нескольких видов профессиональной подготовки[6].
Критика
Цигун считается частью альтернативной медицины[14][15], предположения о его положительном воздействии при лечении различных заболеваний[16] базируются в основном на низкокачественных исследованиях[17]. По результатам этих исследований в настоящее время невозможно сделать вывод об эффективности цигуна[17].
Некоторые исследователи скептически относятся к некоторым характеристикам цигуна и называют его предметом лженауки[18]. Кроме того, происхождение и природа практики цигун привела к заблуждениям и злоупотреблениям[19]. Злоупотребления практикой цигуна привели к образованию культов[20] и появлению психических расстройств[21].
История развития
Известный отечественный китаевед Е. А. Торчинов связывает происхождение цигуна с эволюцией традиционной китайской религии даосизма. В I тыс. н. э. внешние алхимические практики даосизма подверглись деградации и упадку, что послужило толчком к развитию внутренней алхимии, так называемой «даосской йоги», а уже только в XX столетии на её основе развивается направление цигун.
Однако только в первой половине XX в. этот термин не только становится общеупотребительным, но и превращается в слово обыденного языка. Естественно, что это произошло с ростом популярности явления, обозначаемого словом цигун. Для простоты и краткости остановимся на таком определении цигун как явления культуры Китая XX в.: это комплексы традиционных упражнений, заимствованных из арсенала внутренней алхимии (и в отдельных случаях — из буддийской психопрактики) и выполняемых преимущественно с оздоровительными и терапевтическими целями[1]. |
На вопрос, можно ли рассматривать цигун как возрождение даосизма, Е. А. Торчинов отвечает:
И да и нет. Да, поскольку методы цигун – методы, безусловно, даосские. Нет, потому что практика цигун не сопровождается восприятием даосского мировоззрения в его целостности[22]. |
.
В 1940-х и 1950-х годах китайское правительство пыталось интегрировать эти разрозненные подходы в единую систему с целью создания прочной научной базы для такой практики в рамках политической философии и культурной революции. Эта попытка, по мнению некоторых китаистов, оценивается как начало современной интерпретации цигуна[21][23]. Через миграции, туризм и глобализацию практика и перспективы цигуна стали постепенно распространяться из китайской общины на весь мир.
В настоящее время, цигун как духовная и телесно-ориентированная практика переживает относительный подъем своей популярности на Западе, а также России. Есть мнение, что на фоне распространения и популяризации культуры Китая[24], у жителей крупных городов практика цигун занимает место популярной ранее йоги[9]. Кроме распространения цигун в качестве практики, также происходит популяризация утверждений цигун среди культурной среды, непосредственно с практикой не знакомой. Одним из примеров такой ассимиляции по мнению китаеведа А.С. Левицкого может служить древне-китайская поговорка «Сила в постоянстве». Подобная популяризация утверждений восточной культуры может быть связана с популяризацией культуры Китая в России в целом[25].
Практика цигун является одним из видов вспомогательных наработок, используемых при тренировке китайских боевых искусств.
См. также
Примечания
- ↑ 1 2 Торчинов Е. А. Даосские практики // Путь золота и киновари: Даосские практики в исследованиях и переводах Е.А. Торчинова. — СПб.: Азбука-классика; Петербургское Востоковедение, 2007., 480с.: с.157-158
- ↑ Рабогошвили Артем Анатольевич. Новые религиозные движения в современном Китае.Автореферат диссертации
- ↑ Хо, Пэн Йок. Ли, Ци, и Шу: Введение в науку и цивилизацию в Китае. — Dover Publications, 2000. — ISBN 0486414450.
- ↑ Торчинов Е.А, Даосские практики. СПб.: Аз¬бука-классика; Петербургское Востоковедение, 2007.
- ↑ Слово «Цигун» в электронной версии «Русского орфографического словаря» Российской академии наук под редакцией В. В. Лопатина (неопр.). Грамота.ру (2001-2007). Дата обращения 12 мая 2011.
- ↑ 1 2 Yang, Jwing-Ming. The root of Chinese Chi kung: the secrets of Chi kung training. — Yang’s Martial Arts Association, 1989. — ISBN 0940871076.
- ↑ Голландия, Алекс. Голоса Ци: вводное руководство к традиционной китайской медицине. — Североатлантические книги, 2000. — ISBN 1556433263.
- ↑ Yang, Jwing-Ming. Цигун для здоровья и боевых искусств: упражнения и медитация. — YMAA Publication Center, 1998. — ISBN 1886969574.
- ↑ 1 2 3 WORLDWIDE SURVEY OF FITNESS TRENDS FOR 2016: 10th Anniversar… : ACSM’s Health & Fitness Journal (неопр.). LWW. Дата обращения 23 января 2016.
- ↑ Коэн, К. С. Путь цигун: Искусство и наука китайской энергии исцеления. — Random House of Canada, 1999. — ISBN 0345421094.
- ↑ Jarney, Chris. Дыхательные теории и практики тайцзи цигун. — Североатлантические книги, 2005. — ISBN 1556435541.
- ↑ Diepersloot, Ja. Дао Ицюань: Метод осведомленности в боевых искусствах. — Center For Healing & The Arts, 2000. — ISBN 0964997614.
- ↑ Лу, Куан Ю. Секреты китайской медитации: самосовершенствование путём контроля над разумом, как учат в Чань, Махаяне и даосских школах в Китая. — С. Уэйзер, 1969.
- ↑ Клиглер, Бенджамин. Интегративная медицина: принципы деятельности. — McGraw-Hill Professional, 2004. — ISBN 007140239X.
- ↑ Гольдберг, Бертон. Альтернативная медицина: Полное руководство. — Небесные искусства, 2002. — ISBN 1587611414.
- ↑ Дэвис, Кэрол. Дополнительные терапии в реабилитации: данные по эффективности в терапии, профилактики и оздоровлению. — SLACK Incorporated, 2008. — ISBN 1556428669.
- ↑ 1 2 Lee M.S., Oh B., Ernst E. Qigong for healthcare: an overview of systematic reviews // JRSM Short Rep. 2011 February; 2(2): 7. PMID 21369525. PMCID PMC3046559.
- ↑ Шермер, Майкл. Скептическая энциклопедии лженауки, том 2. — ABC-CLIO, 2002. — ISBN 1576076539.
- ↑ Wanjek, Кристофер. Плохая медицина: заблуждения и злоупотребления выявлены, с расстоянием исцеления витамина O. — ABC-CLIO, 2003. — ISBN 1576076539.
- ↑ Палмер, Дэвид А. Лихорадка цигун: тело, наука и утопия в Китае. — Columbia University Press, 2007. — ISBN 0231140665.
- ↑ 1 2 Чэнь, Нэнси Н. Пространственное дыхание: цигун и исцеление в Китае. — Columbia University Press, 2003. — ISBN 0231128045.
- ↑ Торчинов Е. А. Даосские практики // Путь золота и киновари: Даосские практики в исследованиях и переводах Е.А. Торчинова. — СПб.: Азбука-классика; Петербургское Востоковедение, 2007., 480с.: с.162
- ↑ Despeux, C. Le qigong, une expression de la modernité Chinoise. In J. Gernet & M. Kalinowski. (ред.), En suivant la Voie Royale. Mélanges en homage à Léon Vandermeersch. — École Française d’Extrême-Orient, 1997. — P. 267–281.
- ↑ [http://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/161274599 Основные направления и механизмы политики «мягкой силы» Китая] (неопр.).
- ↑ [http://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/161274599 основные направления и механизмы политики «мягкой силы» Китая] (неопр.).
Литература
- Charlton B. G. Философия медицины: альтернативная или научная? (англ.) // Journal of the Royal Society of Medicine. — 1992 August. — No. 85(8). — P. 437.
- John Jackson. Что такое акупунктура? (неопр.). Дата обращения 8 апреля 2013. Архивировано 22 августа 2011 года.
- Steven Salzberg. Acupuncture infiltrates the University of Maryland and NEJM (неопр.) (2008). Дата обращения 24 февраля 2011. Архивировано 22 августа 2011 года.
- NCAHF Position Paper on Acupuncture (1990)
- Beyerstein B.L., Sampson W. Traditional Medicine and Pseudoscience in China: A Report of the Second CSICOP Delegation (Part 1)
- Huston P. China, chi, chicanery: examining traditional Chinese medicine and chi theory // Skeptical Inquirer. 1995;19(5): 38-42, 58.
- Barrett S. Be Wary of Acupuncture, Qigong, and «Chinese Medicine»
- Mann F. Chinese Medicine Times, vol 1 issue 4, Aug. 2006, «The Final Days of Traditional Beliefs? — Part One»
- NIH Consensus Development Program. Acupuncture — Consensus Development Conference Statement (неопр.). National Institutes of Health (November 3–5, 1997). Дата обращения 25 февраля 2011. Архивировано 22 августа 2011 года.
- Castelão-Lawless T. Epistemology of Science, Science Literacy, and the Demarcation Criterion: The Nature of Science (NOS) and Informing Science (IS) in Context // Informing Science, June 2002.
- Palmer D. A. Qigong fever: body, science, and utopia in China. — Columbia University Press, 2007. 356p. ISBN 978-0-231-14066-9. Фрагменты на Google Books
- Мантек Чиа Трансформация стресса в Жизненную энергию. — «София», Киев, 1996 г.
- Торчинов Е. А. Даосизм // Опыт историко-религиоведческого описания. СПб., 1993.
- Торчинов Е. А. Даосизм. С-П. 1999.
- Линь Хоушен, Ло Пэйюй. Секреты китайской медицины. 300 вопросов о цигуне. Новосибирск. Наука, 1995.
- Ван Лин. Восемь упражнений Цигун. Ростов-на-Дону, Феникс, 1995.
Ссылки
www.http-wikipediya.ru
Ци гун – Уикипедия
Жена практикува чи гун навънЦи гун или чи гун, също чигун[1] (в превод от китайски – работа с ци, ци или чи на китайски език – дъх, дихание) е древна китайска медитативна система с грациозни движения и дихателни упражнения. Чи гун задвижва енергията в тялото и подобрява цялостното здраве на организма. Макар, че чи гун често е отнасян към бойните изкуства или тай чи, разликата е, че движенията на чи гун са всъщност много по-бавни и фокусирани върху вътрешната чи.
Чи гун има повече от 10 000 стила и над 200 милиона души по света, които го практикуват. Сред причините за популярността са: 1) постигане на сила, подобряване на здравето и обръщане хода на заболяванията, 2) получаване на умения за работа с чи, например за създаване на лечителни умения, 3) създаване на по-добра връзка с „Дао, Бог, Източника“ за по-смислена връзка с природата и света.
Ци гун е описан в Хуанди Нейдзин – Наръчник по вътрешна медицина на Жълтия император, който е най-старият трактат в Китай, посветен на медицината. Смята се, че е написан през Периода на воюващите царства.[2] Терминът не е широко използван и познат до 1980 – а това е период, наричан от някои „Чи гун вълната“, през който групи от 10 000 – 40 000 души регулярно се събират на китайските стадиони, за да практикуват чи гун заедно. Много от практикуващите искат да видят научно изучаване на чи гун, а не свързването му с политически въпроси или пък суеверия, но тези усилия в много голяма степен се провалят в Китай, тъй като там все още не се предлагат курсове официално на гражданите. Понастоящем има движение в САЩ, Европа и други западни култури за запазването на ценните аспекти на тези традиционни китайски практики.
Повечето медици практикуващи чи гун и много практикуващи традиционна китайска медицина, както и самото китайско правителство гледат на чи гун като сбор от дихателни и двигателни упражнения с възможни ползи за здравето чрез намаляване на стреса и упражнения, но други практикуващи гледат на чи гун по-скоро в метафизичен смисъл, твърдейки, че чи може да се усети като вибрации и физически циркулира през каналите, наречени меридиани. Много съобщават за редукция или елиминиране на болката чрез използване на чи гун.
Чи[редактиране | редактиране на кода]
- Основна статия: Чи.
Според древния китайски възглед, Чи е универсалната космическа енергия, която подхранва всичко съществуващо. Всяко нещо, било то обект или мисъл, е подхранено от своя собствена специфична енергия – чи. Това е силата, която прави например камъка твърд, а водата – мека. Чи е естественото свойство на нещата, при това в нея има два основни аспекта – присъствие (активност) или отсъствие (пасивност), като в присъствието си тя дава жизнената си сила (атрибут) на обекта/субекта. Действената чи и нейните свойства могат да се преувеличат от съзнанието, като това може да е здравословно, но и вредоносно при неправилно насочване и управляване на чи.
Според традиционната китайска медицина, в човешкото тяло енергията чи тече по определени канали, подобно на кръвта с кръвоносните съдове.[3] С определени упражнения и движения, по метода на потенцирането, тези канали се разширяват до постигане на изравняване на напрежението между външната и вътрешната чи. Това води до пълната хармония между вътрешния и външния свят.
Ин и ян[редактиране | редактиране на кода]
Чи трябва да бъде хармония на ин и ян (символ тайдзи-ту).- Основна статия: Ин и ян.
Аспектът „има“ се бележи като „Ян“, обратното е „Ин“. Хармоничната Ци е колкото „Ин“, толкова и „Ян“.
Символиката на Ин и Ян е позната като Тай Дзи – Велик предел, където двете са едно и се определят помежду си. В своето висше развитие Ин започва да затихва и преминава в Ян, и обратно. Когато се намесват в естествения ход на нещата, хората, поради желанията си, или отнемат или придават Ци, това е психосоматичната представа на Ци гун.
Дао[редактиране | редактиране на кода]
- Основни статии: Даоизъм и Дао.
Според древните китайски прадстави, съществуват пет вътрешни органа, които съответстват на петте елемента – работата по балансирането на диханието в петте вътрешни органа може да доведе адепта до Великата хармония на Дао. Това е и крайната цел на Ци гун. По пътя към тази цел се постига физическото и психическо здраве.
Днес милиони практикуват в Китай и по света регулярно практиката на чи гун основно като поддържащо здравето упражнение. Извън Китай чи гун също има многобройни последователи. В същото време чи гун и близките до него дисциплини са още асоциирани с бойните изкуства и медитативните практики на таоистките и будистките монаси, професионалните майстори по бойни изкуства и техните студенти. Но днес тези практики са широко достъпни за общата публика в Китай и по света. Тоест чи гун може да бъде изучаван и практикуван свободно, извън традициите на отделните бойни школи, по чисто здравословни причини.
Медицинският чи гун, като лечение, е официално признат за стандартна медицинска техника в Китай от 1989 и е включен в курсовете и програмите на основни университети в Китай. След години на дебат китайското правителство решава официално да управлява чи гун през правителствена регулация през 1996 и въвежда чи гун като чст от техния Национален здравен план.
Днес чи гун се практикува предимно като лечебна гимнастика и е част от официалната програма по физическо възпитание на Китайската народна република.
Бойни изкуства[редактиране | редактиране на кода]
Изучаването на Ци гун е в основата на обучаването на всички китайски китайски бойни изкуства. Различават се Шаолински Ци гун, Тайдзи Ци гун и др.
- Във филма Saving face дядото на Вивиян практикува чи гун
- Някои елемети на концепцията за чи могат да бъдат намерени в популярната култура, например силата в Междузвездни войни има някои от качествата на чи. [4]
- „Естествен чигун“ от Ван Циенцюн, изд. Ханлин, 2007 г.
- ↑ в българската литература, на английски chi gung и по-често qigong
- ↑ Древни китайски упражнения за здраве. Загер, София, 1991, стр. 85
- ↑ ((en)) Denis Lawson-Wood, Joyce Lawson-Wood, Acupuncture Handbook, Health Science Press, 1964, стр. 4, 133
- ↑ ((en)) Porter, John A. (2003). The Tao of Star Wars. Humanics Trade Group. ISBN 978-0-89334-385-9.
- Виж още библиография за даоизъм.
- Стюарт Олв Олсън, Учението за Ци Гун на един безсмъртен даоист, изд. Аратрон
- Традиционни китайски лечебни упражнения, ИК Одисей, София, 1992
- Д-р Ян Дзюнмин, Корените на китайския Ци-Гун, ИК Одисей, София, 1996
- Мантак Чия, Ци-Гун на Желязната ризница, ИК Одисей, София, 1997
- Лин Хоушен, Ло Пейюй, Секрети на китайската медицина. 300 въпроса за Ци-Гун, ИК Златен Дракон, София, 1998
- Ли Динг, Чън Жонсин, 28 стъпки в Тай-Дзи Ци-Гун, изд. Шамбала, София, 1999
- Джао Дзинсян, Полетът на свещения жерав. Система по Ци-Гун, изд. Шамбала, София, 1999
- Ван Циенцюн, Естествен чигун. 1 част, изд. Ханлин, трето издание – 2007
- Ван Циенцюн, Естествен чигун. 2 част, изд. Ханлин, 2007
- У Вей Син, Пълна ЦИГУН енциклопедия: Регулиране на жизнената енергия, изд. Силок, 2007
- Даниъл Рийд, Цигун: овладяване на енергията на вселената, изд. Хермес, 2008
bg.wikipedia.org
Цигун | Солнечное Вики | Fandom
Цигун (кит. трад. 氣功, упр. 气功, пиньинь: qìgōng) — это комплексы традиционных упражнений, возникшие на основе даосской алхимии и отчасти буддийских психопрактик, выполняемые преимущественно с оздоровительными и терапевтическими целями[1].
Хотя цигун представляет собой систему дыхательных и двигательных упражнений, носящих практический характер, изначально он был связан с религиозным мировоззрением даосских монахов, которые рассматривали упражнения цигун как необходимую практическую сторону космологических и физиологических представлений[2].
Этимология
Цигун или Ци Гун — русская форма термина, образованного слиянием двух китайских иероглифов: Ци (氣) и Гун (功). Словарное определение слова «Ци» обычно дает смысл «дыхание», «воздух», «газ» и «пар», но оно также может быть использовано в контексте при описании отношений между материей, энергией и духом[3]. Буквальный перевод «цигун»- «работа с Ци»[4].
Словарь русского языка Российской академии наук под редакцией В. В. Лопатина[5] определяет слово «Цигун» как склоняемое.
Практики
Есть множество форм цигуна, происходящих из различных отношений в китайском обществе[6][неавторитетный источник? 1676 дней]. В традиционной китайской общине медицинский цигун используется для профилактических и лечебных целей[7]. В сообществах китайских боевых искусств цигун считается важным компонентом подготовки, повышающим боевые возможности[8]. Религиозные общины, в том числе даосская и буддийская традиции, используют цигун в качестве части медитативной практики[9]. Сторонники конфуцианства используют практики цигун для улучшения моральных качеств[10].
Практики цигуна включают четыре вида обучения: динамическое, статическое, медитативное и виды деятельности, требующие внешних средств. Динамическая подготовка включает в себя специальные движения и распространяется на упражнения, такие как Тайцзицюань[11]. Статическое обучение требует от практикующего спокойствия тела и слежения за его положением[12].
Медитативная подготовка включает в себя визуализацию или сосредоточение внимания на конкретных идеях, звуках, образах, понятиях или моделях дыхания[13].
Существуют также методы обучения, которые включают внешние средства, такие, как прием трав, массаж, физические манипуляции или взаимодействия с другими живыми организмами[9]. Система цигун может состоять из одного или нескольких видов профессиональной подготовки[6].
Критика
Цигун считается частью альтернативной медицины[14][15], предположения о его положительном воздействии при лечении различных заболеваний[16] базируются в основном на низкокачественных исследованиях[17]. По результатам этих исследований в настоящее время невозможно сделать вывод об эффективности цигуна[17].
Некоторые исследователи скептически относятся к некоторым характеристикам цигуна и называют его предметом лженауки[18]. Кроме того, происхождение и природа практики цигун привела к заблуждениям и злоупотреблениям[19]. Злоупотребления практикой цигуна привели к образованию культов[20] и появлению психических расстройств[21].
История развития
Известный отечественный китаевед Е. А. Торчинов связывает происхождение цигуна с эволюцией традиционной китайской религии даосизма. В I тыс. н. э. внешние алхимические практики даосизма подверглись деградации и упадку, что послужило толчком к развитию внутренней алхимии, так называемой «даосской йоги», а уже только в ХХ столетии на её основе развивается направление цигун.
« | Однако только в первой половине ХХ в. этот термин не только становится общеупотребительным, но и превращается в слово обыденного языка. Естественно, что это произошло с ростом популярности явления, обозначаемого словом цигун. Для простоты и краткости остановимся на таком определении цигун как явления культуры Китая ХХ в.: это комплексы традиционных упражнений, заимствованных из арсенала внутренней алхимии (и в отдельных случаях — из буддийской психопрактики) и выполняемых преимущественно с оздоровительными и терапевтическими целями[1]. | » |
На вопрос, можно ли рассматривать цигун как возрождение даосизма, Е. А. Торчинов отвечает:
« | И да и нет. Да, поскольку методы цигун – методы, безусловно, даосские. Нет, потому что практика цигун не сопровождается восприятием даосского мировоззрения в его целостности.[22]. | » |
В 1940-х и 1950-х годах китайское правительство пыталось интегрировать эти разрозненные подходы в единую систему с целью создания прочной научной базы для такой практики в рамках политической философии и культурной революции. Эта попытка, по мнению некоторых китаистов, оценивается как начало современной интерпретации цигуна[21][23]. Через миграции, туризм и глобализацию практика и перспективы цигуна стали постепенно распространяться из китайской общины на весь мир.
Боевой цигун
Практика цигун является неотъемлемым компонентом китайских боевых искусств.
solar.wikia.org
Цигун Википедия
Цигун (кит. трад. 氣功, упр. 气功, пиньинь: qìgōng) — это комплексы традиционных упражнений, возникшие на основе даосской алхимии и отчасти буддийских психопрактик, выполняемые преимущественно с оздоровительными и терапевтическими целями[1].
Описание физических упражнений. Рисунок на шелке, изображающий практику Цигун Тайцзи. Найдено в 1973 году в провинции Хунань, Китай, в захоронении периода Западной Хань (II век до н. э.) в могильнике Мавандуй, гробница №3.Хотя цигун представляет собой систему дыхательных и двигательных упражнений, носящих практический характер, изначально он был связан с религиозным мировоззрением даосских монахов, которые рассматривали упражнения цигун как необходимую практическую сторону космологических и физиологических представлений[2].
Цигун или Ци Гун — русская форма термина, образованного слиянием двух китайских иероглифов: Ци (氣) и Гун (功). Словарное определение слова «Ци» обычно дает смысл «дыхание», «воздух», «газ» и «пар», но оно также может быть использовано в контексте при описании отношений между материей, энергией и духом[3]. Буквальный перевод «цигун» — «работа с Ци»[4].
Словарь русского языка Российской академии наук под редакцией В. В. Лопатина[5] определяет слово «Цигун» как склоняемое.
Есть множество форм цигуна, происходящих из различных отношений в китайском обществе[6][неавторитетный источник?]. В традиционной китайской общине медицинский цигун используется для профилактических и лечебных целей[7]. В сообществах китайских боевых искусств цигун считается важным компонентом подготовки, повышающим боевые возможности[8]. Религиозные общины, в том числе даосская и буддийская традиции, используют цигун в качестве части медитативной практики[9]. Сторонники конфуцианства используют практики цигун для улучшения моральных качеств[10].
Практики цигуна включают четыре вида обучения: динамическое, статическое, медитативное и виды деятельности, требующие внешних средств. Динамическая подготовка включает в себя специальные движения и распространяется на упражнения, такие, как Тайцзицюань[11]. Статическое обучение требует от практикующего спокойствия тела и слежения за его положением[12].
Медитативная подготовка включает в себя визуализацию или сосредоточение внимания на конкретных идеях, звуках, образах, понятиях или моделях дыхания[13].
Существуют также методы обучения, которые включают внешние средства, такие, как прием трав, массаж, физические манипуляции или взаимодействия с другими живыми организмами[9]. Система цигун может состоять из одного или нескольких видов профессиональной подготовки[6].
Критика
Цигун считается частью альтернативной медицины
ruwikiorg.ru