РАЗНОВИДНОСТИ ЦИГУН. Справочник восточной медицины
РАЗНОВИДНОСТИ ЦИГУН
В прошлом в Китае среди мастеров цигун были представители разных направлений – конфуцианского, даосского, буддистского, медицинского, ушуистского (или боевого) и некоторых других направлений. Все это приводило к возникновению различных методик: туна, даоинь, синци, ляньдань, сюань-гун, цзынгун, дингун, сингун, нэйгун, сюдао, цзочань, нэйян-гун, яншэнгун и т. д. Но все эти методики – предшественники цигун.
Конфуцианское направление подразумевает применение психофизиологического тренинга для воспитания психологических и нравственных качеств, ценных с точки зрения конфуцианства – официальной идеологической доктрины императорского Китая. Ее этические основы заложил мыслитель VI-V вв. до н. э. Конфуций.
Для конфуцианства методы психического саморегулирования служили главным образом средством подготовки к правильному социальному поведению. В личной и общественной жизни предписывалось: не поддаваться эмоциям, точно следовать существующим нормам, которые должны были ощущаться как долг. Также считалось необходимым быть способным к творческой жизни, чтобы приносить пользу обществу. Неотъемлемой частью были усилия, направленные на совершенствование ниспосланной каждому человеку и каждой вещи «благой силы» дэ. Она рассматривалась как проявление дао, а применительно к человеку – как добродетель.
Даосская традиция оказала огромное влияние на китайскую медицину. Учение даосизма основано на представлении о наличии дао (пути) – таинственного, не познаваемого разумом и не выразимого словами, но которое присутствует во всей первопричине вселенской жизни. Даоссцы призывали людей возвратиться к естественной жизни, близкой к природе. Одной из основных целей приверженцев даосизма было сохранение здоровья и достижение активного долголетия, для чего использовались разнообразные методы, в том числе специальные диеты, комплексы физических и дыхательных упражнений. Китайские врачи рассматривали человека как мир в миниатюре (микрокосм) и считали, что он состоит из пяти первоэлементов. Возникновение болезней связывали с нарушением соотношений активного (ян) и пассивного (инь) начал, которые в организме, как и в окружающей природе, находятся в состоянии постоянного противоборства. С действием ян связывалась гиперфункция, с действием инь – гипофункция отдельных органов или организма в целом.
Даосские упражнения сочетают в себе движение и покой и поддерживают как внешнюю форму, так и внутреннее состояние тела. Они включают в себя цигун (дыхательные упражнения), массаж, цзюйцзицу (упражнения с плавными движениями), координацию жизненной энергии и контроль за дыханием через рот. Особое значение придается работе сядунь (нижней части живота). В традиционной китайской медицине это внутренняя репродуктивная система.
Буддистское направление цигун по своим побудительным мотивам практики очень близко к даосскому. Буддисты также стремятся к единению с абсолютным законом и всеобщей истиной мирозданья. В отличие от даоссцев буддисты рассматривают жизнь как цепь страданий, освободиться от которых и от бесконечного «колеса перерождений» поможет только моральное и психическое самосовершенствование. Поэтому главными объектами буддистской практики стали совершенствование сознания и психики, которые необходимо привести к «правильному», «истинному» видению мира. Как высшее состояние сознания рассматривается нирвана.
Медицинское направление цигун представляет собой лечебно-оздоровительный опыт практики психофизиологической регуляции, присущий каждому из перечисленных трех направлений. Множество систем лечения и оздоровления, которые ныне именуются «китайские гимнастики», возникло в народной среде. Большинство этих методик создано на пересечении конфуцианской, даосской и буддистской традиций.
Выполнение комплекса упражнений (тао или таолу) считается обязательным в ушу. Этот комплекс похож на ритуал, который может приобщить к могуществу природных или божественных сил, дать мудрость и совершенство. Поэтому многие школы ушу ставили основной своей задачей «совершенствование тела и личности», а не подготовку к рукопашному бою.
Термин «нэйгун» иногда применяют как синоним слова «цигун». И все же методики цигун в боевых искусствах являются лишь вспомогательными приемами для развития специальных качеств, и их принято отделять от комплексов таолу. С этой целью обычно применяются «жесткие» методики. Они направлены на воспитание навыков «включения» функциональных систем организма на полную мощность, на мгновенную и максимальную реализацию психических и физических возможностей. Жесткие системы цигун позволяют демонстрировать приемы разбивания кирпичей, досок, выдерживать нажим режущей кромки или острия холодного оружия. Каждый занимающийся «жесткой» цигун сможет выдерживать силу ударов тяжелыми и твердыми предметами, а также вес положенных на грудь тяжелых предметов. Жесткие методики цигун требуют выполнения упражнений интенсивно, быстро, с определенной физической и психической нагрузкой. Им обычно противопоставляются «мягкие» системы, которые способны лечить и оздоровить организм.
Многочисленные формы боевых искусств обрели нынешнее название ушу, восходящее к одному из традиционных терминов, и стали рассматриваться в качестве вида физической культуры и спорта. Термин «кунфу» ныне используется также в значении «мастерство», или подразумевает затрату сил и времени на овладение мастерством.
Из разновидностей цигун можно также выделить чжун юань цигун, или имидж-терапию. Она используется для поддержания здоровья на трех уровнях: физическом, энергетическом и информационном, так как эти уровни тесно связаны между собой, и каждый уровень оказывает влияние на состояние другого уровня. Имидж-цигун лечит сразу всего человека, так как одна и та же болезнь может протекать у разных людей по-своему. Эта методика направлена на усиление ослабленной или вообще бездействующей энергетической системы человека, пробуждения центров ци, открытие каналов, восстанавливая тем самым врожденные целительные свойства организма. Имидж-терапия также позволяет притягивать на себя внешнюю энергию и улучшать связь с космосом, что тоже благосклонно влияет на здоровье. Имидж-терапия восстанавливает энергетическое и информационное поле, что опосредованно действует на физическое тело. Так как эти системы тесно взаимосвязаны, то для лечения болезней необходимо сбалансировать их между собой. При заболевании один орган не имеет нужной информации для правильного функционирования, другой, наоборот, имеет ее в избытке, что тоже нарушает нормальную работу. Задача имидж-терапии – привести такое несоответствие в норму. В современной жизни люди привыкли, что восстановить утраченное здоровье должен врач. Некоторые забыли, а некоторые не знают вообще, что наш организм обладает врожденной способностью излечить самого себя. Цигун имидж-терапия позволяет активизировать эту способность. Практикой чжун юань цигун можно предотвращать образование онкологических болезней, а также излечивать их на начальных стадиях. Цигун имидж-терапия особенно эффективна там, где современная медицина бессильна.
Многие направления цигун имеют отчетливые различия, обусловленные неодинаковой мотивацией практики и ее преимущественными целями. Эти различия выражаются в арсенале технических приемов или формулировках базовых принципов. Все ныне известные системы цигун основываются на общем комплексе, который сложился еще в средневековье, и подчиняются универсальным закономерностям. Им присущи такие аспекты практики, как регулирование сознания, регулирование дыхания, регулирование тела.
Регулирование сознания включает в себя умственный дао-инь (управление и возбуждение). Суть заключается в том, что человек должен научиться концентрировать свои мысли на одном каком-нибудь объекте или на своем органе, чтобы затормозить деятельность коры головного мозга. Такое состояние называется «внутреннее поддержание умственного состояния». Дыхательный даоинь заключается в проведении ряда дыхательных упражнений (вдох, выдох, глубокий выдох, быстрое короткое дыхание, придыхание со звуком, задержка дыхания). Он позволяет научиться управлять дыхательной системой и связанными с ней другими системами организма. В технику регулирования тела входят упражнения, которые включают в себя: ходьбу, стояние, сидение, лежание, стояние на коленях, массаж.
Лучший способ омоложения – сделать тело саморегулируемым. Даоссцы разработали упражнения для сохранения здоровья и долголетия. Путем раскачивания, сжатия, массажа и встряхивания половых органов упражнения позволяют достичь саморегуляции желез внутренней секреции, усилить выработку половых гормонов для удовлетворения необходимых потребностей организма.
Упражнения цигун позволяют усилить биологические функции человека, поддерживать здоровье и активность клеток, активизировать выработку организмом половых гормонов, стимулировать меридианы и циркуляцию крови, регулировать внутренние функции тела, усиливать сопротивляемость болезням, сбалансировать обмен веществ. Все это помогает восстановить жизненные силы и продлить молодость.
Упражнения цигун оказывают наибольшее воздействие на людей старшего и среднего возраста, на слабых или больных, на людей с избыточным весом и страдающих болезнями. Выполнение упражнений не требует много места: их можно делать в маленьком дворике, в спальне, даже за столом в учреждении. Количество усилий, затрачиваемых на упражнения, невелико, движения легко запоминаются, а эффект ощущается уже через несколько дней занятий. Упражнения выполняются легко и свободно, главное – суметь выработать верные движения, для того чтобы в организме осуществлялась правильная циркуляция энергии. Женщинам это поможет быть стройными и гибкими, а мужчинам быть уверенными в своей мужской силе. Все упражнения выполняются не спеша, сопровождаясь медленным, плавным и глубоким дыханием. В упражнениях необходимо также входить в образ, как бы чувствуя движение изнутри, на энергетическом уровне.
Принятые в Китае схемы классификации практики цигун уже упоминались: это конфуцианское, даосское, буддийское, медицинское направления и цигун боевых искусств. Существуют также «жесткие» и «мягкие» методики; среди них – упражнения статические, динамические и статико-динамические (комбинации неподвижных поз и движений). Среди современных форм практики – лечебная, оздоровительно-профилактическая и спортивно-прикладная. К наиболее распространенным терапевтическим методам цигунпринято относить следующие.
1. Методы релаксации (фансун цзин гун). Подразумевают одновременную тренировку дыхания и сознания, сосредоточение на расслаблении и покое, последовательное сознательное расслабление всего тела.
2.»Внутреннее вскармливание» (нэйян гун). Статические упражнения, сочетающие погружение в состояние покоя с задержками дыхания (тип дыхания – диафрагмальный).
3. Укрепляющие упражнения (цян чжуан гун). В их основе – регулирование сознания (психики), акцент на отработке погружения в состояние покоя, обратный диафрагмальный тип дыхания.
4. Упражнения в покое (статические, цзин гун). Главная особенность – упор на «регулирование тела» и «регулирование сознания» посредством погружения в состояние покоя.
5. Методы цигун-транспортировки (цигун баньюнь фа). Имеется в виду главным образом мысленное ведение дыхания по каналам.
6. Новая цигун-терапия (синь цигун ляофа). Современные комбинированные методики.
7. Упражнения в стойке «три округлости» (саньюань ши чжань-гун). Статические упражнения в положении стоя («округлости» – характеристика положения конечностей и туловища). Предусматривается акцент на тренировке тела, т. е. развитие определенных физических данных, а также отработка техники дыхания при погружении в состояние покоя.
8. Упражнения в стойке «медный колокол» (тунчжун ши чжаньгун). Статические упражнения для тренировки тела, мысли и дыхания.
9. Упражнения цигун с «палочкой великого предела» (тайцзи бан цигун). Комплексы упражнений с предметом – круглой палочкой около 30 см длиной, каменными либо медными шарами. Считается наиболее удобной методикой для начинающих, особенно для тех, кто с трудом погружается в состояние покоя. Предмет выполняет роль своего рода ручного массажера, помогающего открывать акупунктурные точки на ладонях и пальцах, сосредоточить внимание.
10. Динамические упражнения (дун гун). Гимнастические упражнения, предусматривающие спонтанное выполнение движений без произвольного мышечного усилия по заданной программе, возможное при условии достижения особых состояний сознания (они характеризуются как расслабление, покой и естественность).
11. Мысленные упражнения (и гун). Посредством «мыслей-команд» потоки дыхания ци направляются к пораженным тканям или органам.
12. «Выплевывание и набирание» (туна гун). Различные комбинации дыхательных упражнений, выполняемых в состоянии расслабления, покоя и естественности.
13. Укрепляющий массаж (баоцзинь аньмо). Различные виды самомассажа по ходу меридианов и по акупунктурным точкам в сочетании с тренировкой пневмы (энергии) и мысли, т. е. определенными психическими усилиями.
14. «Восемь отрезков парчи» (ба дуань цзинь), «игры пяти животных», «основы преобразования мышц» (и цзинь цзин). Традиционные общеукрепляющие гимнастики, включающие многочисленные комплексы самых разных упражнений.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Виды цигун — Занятия цигун для начинающих СПб
Слово «цигун» на китайском образовано двумя иероглифами Ци (氣) — энергия и Гун (功) — работа. Таким образом, цигун означает «работа с энергией» или, точнее, «работа с ци», т.к. обычно «ци» как термин не переводят, чтобы подчеркнуть что имеется ввиду конкретная энергия в теле человека.
Цигун — детище XX века. До этого существовали даосские и буддистские закрытые практики (недоступные обычным людям) и внутренние боевые искусства (внутренние стили ушу), во многом заимствовавшие даосские методы, как мы знаем теперь. В XX веке достаточно большое количество методов и упражнений из этих закрытых структур оказалось во внешней среде, где они стали востребованы, получили распространение и были собраны в различные комплексы и методики обучения. Поэтому фразы «древний цигун» и «традиционный цигун» в строгом смысле неверны — древними и традиционными могут считаться лишь прародители цигун, т.е. методы закрытых даосских школ и школ боевых искусств.
Общая идея всех видов цигун проста: в теле человека имеется энергия «ци», которую можно почувствовать. Движение этой энергии сопровождает все движения человеческого тела, но интенсивность зависит от проницаемости тела. При хорошей проницаемости ци проходит свободно и тело функционирует в правильном режиме (сравните с системой смазки или охлаждения двигателя автомобиля). При плохой проницаемости в теле возникают отклонения, которые рано или поздно переходят в болезни. Проницаемость тела у не занимающихся людей различна, но в среднем достаточно низка. Задача цигун — увеличение проницаемости и тем самым гармонизация тела. Получение ощущения ци в теле, строго говоря, не является обязательным, но является удобным маркером уровня проработки.
Вследствие бесконтрольного распространения методы цигун разделились на множество ветвей, задачи и особенности некоторых из них мы рассмотрим.
Дыхательный цигун.
В 90-е годы во время активного проникновения в Россию цигун обзавелся приставкой «дыхательный». Последнее неточно и является скорее адаптацией к отечественному потребителю, для которого словосочетание «дыхательная гимнастика» было знакомым и названия методов мимикрировали.
Жесткий цигун.
Одним из выделяющихся направлений является так называемый «жесткий цигун», направленный на эффект быстрого укрепления тела. Часто можно услышать, что жесткий цигун позволяет быстро наполнить тело энергией, в отличие от прочих, «мягких», методов. Если бы это было так, очевидно «мягкие» методы были бы просто малополезны по сравнению с эффективными «жесткими». На практике же жесткий цигун скорее является отклонением от традиционных методов, позволяющим быстро укрепить тело, не давая при этом нужной внутренней проработки, т.е. не закладывая необходимую основу для всей последующей работы.
Столбовая работа
Другим популярным направлением является столб цигун (синонимы: свая, столбовая работа, большое дерево и т.п.). В отличие от жестких методов, сваю нельзя с уверенностью отнести к ложным методам, однако для подавляющего большинства приходящих на занятия людей такая работа не является подходящей. Она может не давать заметных отклонений, но не дает и результата, т.к. тело человека еще не проницаемо для ци в достаточной степени и неподвижное стояние приводит только к напряжению тела, но не к проработке. Такую работу можно рекомендовать только после нескольких лет занятия обычными более динамическими упражнениями.
Тайцзи цюань
Знаменитое направление внутреннего ушу тайцзи цюань (кулак великого предела) даже на территории Китая давно утратил свое значение как боевое искусство, ввиду того что для проработки боевого применения необходимо непомерно большое время, недоступное современному человеку. Поэтому тайцзи цюань в основном теперь используется как комплекс упражнений для здоровья, и в этом смысле вполне подходит под то, что сейчас называется цигун. При длительной проработке методы могут быть достаточно эффективны, однако не стоит ждать от тайцзи невозможного: применить эти методы в драке вряд ли удастся, ведь для этого требуется проработка в объеме около 3-х часов ежедневно. Многие ли смогут посвятить столько времени занятиям?
Даогун
В центре ДаоДэ преподается комплекс цигун, который назвали Даогун с той лишь целью, чтобы отличать его от всех прочих методов. Принципиальное отличие заключается в том, что данный комплекс собран с использованием упражнений из школы Улюпай, филиалом которой является центр ДаоДэ и упражнений из боевых искусств, таких стилей как Тайцзицюань, Синьицюань и Ицюань, прямую передачу по которым получали старшие инструктора центра. Таким образом этот комплекс, конечно, не являясь древним (как и любой цигун), составлен из упражнений ныне существующих школ, с которыми поддерживается связь, а не из случайных методов, пришедших из неизвестного источника.
А. Бороздин
Направления и школы цигун
Направления и школы цигун
Цигун — древнее китайское искусство саморегуляции — уходит корнями вглубь тысячелетий. По некоторым источникам эта система насчитывает 3 тысячи лет, по другим — более 5 тысяч. Считается, что интенсивное развитие эта система получила во времена правления Желтого императора Хуанди (более 2,5 тысяч лет до н.э.). Существует несколько направлений и школ цигун, и в зависимости от их целей, различные методы практики. Традиционно с середины нашего века их начали подразделять на Конфуцианское, Даосское, Буддийское, Медицинское (или Лечебное), Боевых Искусств (или школу Бокса).
Конфуцианское направление заложено известным мыслителем Конфуцием, жившим в V — IV вв. до н. э. В философии этого направления преобладало этическое начало. Практика была направлена на регулирование сознания, избавление от эмоций, воспитание нравственных качеств, повышение творческой активности и совершенствование для общественно-полезной деятельности. При этом надо было уметь достигать состояния умиротворения, тишины и покоя.
Даосское направление появляется в III веке до н. э. на базе древних культов различных верований и философских учений. Центральным в различных направлениях даосизма было понятие «Дао» — «Путь». Основная отличительная его особенность — естественность, непреднамеренность.
В данном случае перевод понятия «Дао» несколько упрощен. (Следует отметить, что абсолютно точный перевод древних понятий одной культуры на язык другой, к тому же современной, не представляется возможным. Это связано с тем, что каждая историческая эпоха и каждая культура отличаются своим способом мышления, восприятия мира и передачи знания. Именно поэтому такого рода понятия переводятся подчас более чем десятком слов).
Если рассмотреть Дао с позиции древней китайской культуры, то из написания иероглифа и последовательности его начертания следует целая философия:
- горизонтальная линия означает весь мир, Космос в целом;
- два штриха над ней говорят о том, что этот Космос состоит из двух частей — Инь и Ян;
- правый нижний блок означает ‘я сам’, а вся правая часть — ‘голова’;
- левый блок — часть иероглифа ‘идти’, ‘движение’.
На основании этого философский смысл понятия «Дао» можно трактовать следующим образом: человек является порождением и частью Космоса, поэтому его развитие должно идти согласно с общими космическими законами. В процессе своего бытия, развиваясь, Человек должен изменяться, двигаясь к пониманию того, что Космос един, поэтому все в нем взаимосвязано — во всем Космосе существуют единые законы и правила и для Природы, и для Общества. Они должны стать понятными и очевидными Человеку как части Космоса, они должны соблюдаться каждым человеком в отдельности и обществом в целом. И когда человек осознает это и примет в свое сердце, он станет гармоничным и целостным подобно Космосу и сможет работать в Космосе где угодно, в любой точке пространства и времени, выполняя свою Человеческую и одновременно Космическую Задачу.
Именно в этом смысле Дао — это Путь, ПУТЬ РАЗВИТИЯ Человека от простого существования к осмыслению и пониманию, к прозрению, наконец.
Термин «Даосизм» появился на рубеже новой эры, когда произошло полное слияние учений о Дао и Де (Де — благая сила, обеспечивающая хорошие деяния), философии Инь-Ян, концепции духа Шень, верований шаманов У и доктрины бессмертных святых. Даосизму присуща традиция практики «внутренней алхимии». Доминирующим в даосском направлении является тренировка ума и тела совместно (здесь и в дальнейшем «ум» следует понимать и как сознание, и как мышление, а порой, и как способ думания, т. к. это комплексное понятие, характеризующее ментальность). Тренировка ума включает в себя даоинь ума — способ, в результате которого посторонние мысли выбрасываются из головы, и сознание входит в определенное измененное состояние — СОСТОЯНИЕ ЦИГУН, о котором речь будет идти далее. Методики тренинга уделяли равное внимание как практике упражнений, так и созерцанию природы и стремлению подчинить свое «Я» единому потоку Дао.
Буддистское направление во многом близко к даосскому. Оно возникает на рубеже новой эры в результате проникновения буддизма из Индии в Китай. Однако, в отличие от даосов, буддисты воспринимали жизнь как цепь страданий и бесконечных воплощений в «колесе перерождений». И только непрерывное совершенствование может помочь преодолеть карму, достичь просветления и прийти в состояние Будды. Большинство явлений в буддизме трактуются как иллюзорные, поэтому методики обучения направлены на «сдерживание сознания», регулирование эмоционального состояния, созерцание, растворение сознания в «абсолютной истине». Психотренинг здесь принимает более изощренные формы, чем в даосизме, например, созерцание и визуализация мандал (священных графических изображений), произнесение мантр и дхарани (отдельные фразы и звукосочетания).
Особое место в буддизме занимает школа Чань (с санскрита — созерцание, медитация), которая известна на Западе как Дзен (японский вариант). Возникает она в V веке до н. э. Основная ее идея — это не постепенное совершенствование, а внезапное просветление, мгновенное озарение. Но подготовка к нему также была длительной и заключалась в сидячей медитации (пассивная форма) или в диалогах, когда ученику задавали вопросы, не имеющие логического ответа (активная форма), а также в занятиях боевыми искусствами.
Очевидно, что состояние внутреннего покоя, тишины, растворения, слияния с природой или божеством невозможно достигнуть, не укрепив свое физическое тело и не избавив его от болезней. Поэтому во всех этих школах осваивали также искусство саморегуляции и врачевания. Особое внимание ему уделяли в монастырях.
Из слияния различных школ и многих народных методик произросла медицинская (или лечебная) школа цигун. Здесь основная цель упражнений цигун — саморегуляция, профилактика заболеваний, лечение болезней, продление жизни, достижение долголетия при бодром теле и ясном уме.
Название школы Боевых искусств (или школы бокса) говорит само за себя. Цель практики — укрепление тела и закалка духа для успешного единоборства с врагом и самообороны, тренинг мгновенных реакций и состояния невозмутимости в любых ситуациях. И здесь большое внимание уделяли практике саморегуляции и оздоровительным системам. Ведь тело у воина должно быть физически выносливым и уметь быстро восстанавливаться. Но это направление школы существенно отличается от оздоровительных систем всех других школ.
В настоящее время школа боевых искусств включает в себя некоторые стили Ушу (иногда их называют Ушу-цигун), хорошо известный у нас жесткий цигун и менее известный легкий цигун.
Практика жесткого цигун делает тело нечувствительным к ударам, дает возможность и умение практически мгновенно концентрировать энергию ци на нужном участке тела. Это позволяет демонстрировать такие феномены, как способность разбивать головой или рукой бетонные плиты, кирпичи, деревянные брусья, выдерживать большие тяжести (проезд автомашин по груди), способность тела противостоять нажиму режущим или колющим оружием (нож, сабля, шпага).
Легкий цигун позволяет управлять весом своего тела, быстро перемещаться на протяжении многих часов без отдыха и не ощущать при этом усталости, очень быстро подниматься, как бы взлетая, на крутые горы. Так тренировали в прежние времена гонцов и воинов. Сейчас мастера легкого цигун иногда для наглядности демонстрируют хождение по свежим яйцам, не разрушая скорлупы, или по бумажной ленте, натянутой между опорами.
В целом, все методики цигун подразделяют на 2 типа: жесткие и мягкие. Жесткие методики используются, как правило, для развития навыков мгновенного включения на полную мощность функциональных систем организма для реализации психических и физических возможностей. Мягкие системы обычно преследуют цель лечения и оздоровления. Но функциональную грань между ними не всегда можно четко провести. Помимо этого, по способу выполнения упражнений во всех школах, они подразделяются на три класса: статические (иногда их называют тихими или спокойными, или неподвижными), динамические и статико-динамические (комбинация неподвижных поз и движений). И каждый из этих трех классов упражнений выполняет определенную роль: регулирование тела, регулирование дыхания, регулирование сознания (ума) или их комбинации.
Такая система классификации была создана в начале XX века и является несколько условной, т. к. многие исходные посылки и философские доктрины в них тесно переплетались. Понятие Дао, например, было присуще всем течениям и школам Китая. Кроме того, сам термин цигун появился только в III-IV вв. н. э. и сначала рассматривался как одно из узких специальных направлений. И только в 60-е годы нашего века все, что хоть как-то связано с техникой психофизического тренинга, приобрело название цигун.
После образования в 1949 г. Китайской Народной Республики началось планомерное исследование механизмов воздействия методов цигун на человека, которое было приостановлено в годы «культурной революции». Но в 70-е годы исследования возобновились очень интенсивно. Цигун начали заниматься в клиниках, санаториях, учебных институтах, Академии наук Китая. Сейчас обучение цигун введено в учебную программу университетов, к преподаванию привлекаются известные мастера цигун различных направлений, в том числе, из монастырей.
Здесь следует отметить, что уклад жизни в китайских монастырях принципиально отличался от уклада жизни в монастырях христианских стран. Прежде всего, китайский монах — это человек, верящий в Будду и служащий Будде. Мы переводим это понятие, как «монах», но смысл здесь иной, нежели в русском языке. Не все монахи жили в монастырях всю свою жизнь. Они проходили там обучение до приобретения мастерства в той области, где им надлежало совершенствоваться и практиковать в будущем, будь-то врачевание либо боевое искусство. Такое обучение могло длиться годы или десятки лет. Иногда такой монах, ставший мастером, специалистом в своем деле, выходил в мир, служа ему своим мастерством и подготавливая учеников. Он мог странствовать много лет, выискивая и обучая наиболее одаренных. Но, как правило, обучение проходило в соответствующих монастырских школах.
Благодаря интенсивному развитию цигун — широкому обучению населения, научно-исследовательским работам и обширной лечебной практике (цигун-терапия) — в настоящее время произошло некоторое смешение стилей цигун и перестановка акцентов по сравнению с традиционной классификацией.
Все религиозные направления выделены в отдельный блок — религиозный. Особое внимание уделяется сейчас оздоровительно-профилактическим и лечебным методикам — лечебно — оздоровительный цигун. Это направление уже давно вышло за границы Китая и широко используется во многих странах, где работают китайские мастера или обучившиеся у них специалисты. В результате достигнутого авторитета и широкого применения такого древнего и такого эффективного искусства саморегуляции и лечения было создано Всемирное академическое общество Медицинского цигун. Осенью 1996 года в Пекине проходила уже 3-я Всемирная конференция по медицинскому цигун. На ней были представлены работы, связанные с теоретическими исследованиями физиологических процессов организма и функций мозговой активности у обычных людей и практикующих цигун, а также с прикладным аспектом — с лечением методами цигун широкого спектра заболеваний, иногда не поддающихся излечению иными способами.
Следующее направление — спортивно-прикладное, куда входят различные стили Ушу, Саньда и многие виды боевых искусств.
Еще одно современное направление — научный цигун. Здесь можно выделить несколько аспектов. Во-первых, исследование возможностей организма и изменений в организме у Мастера цигун либо у пациента (или реципиента) при воздействии на него методами цигун. Во-вторых, это исследование таких феноменов, как телекинез, телепортация и др. (работа с пространством и временем). В-третьих, это исследования, связанные с получением информации методами цигун (например, ясновидение, дальновидение, телепатия).
Особое место занимает еще одно направление, — ЧЖУН ЮАНЬ ЦИГУН, которое и является предметом изучения на наших курсах. Это направление относится к цигун высших уровней.
Все эти направления цигун, в том числе, и по традиционной классификации, составляют Китайскую национальную ассоциацию цигун. Во главе — Президент Ассоциации. До недавнего времени это положение много лет занимал Министр здравоохранения Китая, а после его смерти Президентом был избран ученый технической сферы. Этим подчеркивается значимость для страны традиционного культурного наследия и его современного развития.
Каждое направление цигун — это ветвь Ассоциации цигун (Ассоциация Чжун Юань цигун, Ассоциация медицинского цигун и т. д.). Каждую такую ветвь Ассоциации возглавляет также Президент. Но в отличие от Президента Китайской национальной ассоциации цигун, который должен быть государственным мужем высокого ранга, Президент направления (ветви) должен быть обязательно Мастером цигун. Причем не просто Мастером, а самым лучшим специалистом этого направления. При всем этом он должен иметь социальный статус, т. е. работать и заниматься полезной деятельностью в рамках существующих законов и морали данной страны, общества, эпохи. Чем выше уровень Мастера, чем выше его положение в Ассоциации, тем больше обязанностей лежит на нем.
Помимо этого, в Китае существует Ассоциация исследования возможностей человеческого организма, членами которой могут стать только профессора, занимающиеся научной работой в этой области.
Одна из функций Национальной ассоциации цигун Китая — обучение и подготовка специалистов. Далее — лечение и профилактика заболеваний, создание лечебных центров и санаториев, в которых используются методики цигун в сочетании с традиционными китайскими лечебными препаратами растительного, животного и минерального происхождения. Помимо этого — организация и проведение национальных конференций цигун, на которые съезжаются мастера, ученые и просто интересующиеся из многих стран.
Начальные и завершающие виды основных систем упражнений цигун
В системе цигун есть 3 начальных упражнения, которые необходимо выполнять в определенной последовательности. После расслабления и успокоения в положении стоя нужно сделать 3 глубоких выдоха и вдоха; далее 3 «открывания» и 3 «закрывания».
Также существует 3 завершающих упражнения. Они представляют собой те же действия, но выполненные в обратной последовательности (3 «открывания» и 3 «закрывания»; 3 глубоких выдоха и вдоха; расслабление и успокоение в положении стоя).
Начальные и завершающие упражнения преследуют разные цели. В результате первых из дань-тянь (так называется место концентрации жизненной силы, расположенное в зоне точки ци-хай на 3 цуня (9,6 см) ниже пупка) высвобождается необходимое количество энергии. Итогом завершающих упражнений является возвращение жизненной силы в дань-тянь. Только при условии достаточного количества ци можно переходить к последующим действиям.
Упражнения по расслаблению и успокоению в положении стоя включают 18 ступеней, каждая из которых выполняет определенные функции.
1) Стояние на плоских ступнях. Встаньте, опершись на всю плоскость стоп. Раздвиньте их на ширину плеч. Равномерно распределите вес тела на ноги, чтобы снять давление с поясницы и копчика. В результате поясница расслабится.
2) Сгибание коленей. Через коленные суставы протекает большое количество крови и ци. Если слегка согнуть их, то кровоток и циркуляция жизненной силы улучшаются. Создаются условия для расслабления бедер, очерчивания (округления) промежности и сжатия ануса.
3) Расслабление бедер. Когда тазобедренные суставы свободны от напряжения, подвижность нижних конечностей возрастает.
4) и 5) Округление промежности и сжатие ануса. Для выполнения первого действия надо сначала развести колени, потом соединить их, что приведет к расслаблению бедер. Когда коленные чашечки оказываются поднятыми, нижние конечности испытывают особую легкость. Далее нужно немного сжать анус, чтобы заблокировать «нижний выход» (он всегда должен быть закрытым, чтобы препятствовать утечке ци).
6) Втягивание живота. Речь идет о его нижней части, находящейся над лобком. Необходимо втянуть живот, не допуская напряжения мышц брюшной полости. Вследствие этого действия давление в дань-тянь возрастает. Это влияет на изначальное ци и обеспечивает его циркуляцию по всему телу.
7) Расслабление поясницы (талии). Если она напряжена, ци может задержаться в дань-тянь. Чтобы добиться нужного эффекта, надо согнуть колени и расслабить бедра. Как только снимается напряжение с поясницы, позвоночник тоже расслабляется в нижней части и принимает вертикальное положение. Далее следует поднять плечи, тут же опустить их и глубоко выдохнуть. Данная ступень представляет собой главный момент расслабления.
8) Расслабление грудной клетки (подбирание под себя груди). Оно состоит в легком втягивании верхней части живота. В процессе этого медленно расслабляются грудные мышцы, что сопровождается снятием напряжения с дыхательных путей.
9) «Вытягивание» спины. Это означает, что нужно позволить позвоночнику принять вертикальное положение. Ключевой момент для достижения необходимого результата – снятие напряжения с плеч. При этом руки расслабленно свешиваются вдоль тела, а поясничный отдел позвоночника находится в вертикальном положении.
10) Опускание плеч. Для этого надо расслабить плечевые суставы, опустив их вниз. При этом руки должны свободно свешиваться вдоль туловища.
11) Опускание локтей. Тем самым можно добиться их расслабления. Ни плечи, ни локти не должны испытывать напряжения.
12) «Углубление» подмышечных впадин. Чтобы добиться этого, необходимо развернуть локти соответственно вправо и влево. При этом плечи не должны менять своего положения. «Углубленные» подмышечные впадины обеспечивают свободный ток ци и крови в верхних конечностях.
13) Расслабление кистей, то есть запястий, ладоней, пальцев. Избавившись от напряжения, они принимают естественное полураскрытое состояние. Благодаря такому положению биологически активные точки шу на запястьях смыкаются с пальцами. Тем самым предупреждается рассеивание Ци.
Четыре последних пункта участвуют в регуляции меридианов руки.
14) «Подвешивание» головы. Для этого нужно расслабить шею. При этом голова принимает такое положение, как будто она висит на нитке, привязанной к точке бай-хуэй, которая ориентирована точно в небо. Она занимает срединное и строго вертикальное положение. Благодаря этому и тело держится вертикально, а поток ци и крови направлен вверх, что необходимо для питания мозга. В итоге механизм, при котором «дух управляет телом», функционирует полноценно.
15) Подтягивание подбородка, то есть собирание на нем складки. Данное движение положительно воздействует на точку бай-хуэй, вследствие чего улучшается дыхание.
16) Закрывание глаз. Их следует прикрыть только наполовину (плотно сомкнутые веки напряжены). Взгляд должен быть устремлен вперед горизонтально. Для получения нужного результата достаточно расслабить веки. При полузакрытых глазах зрение ослабляется, что позволяет отвлечься от окружающей действительности, уравновесить душевное состояние.
17) Закрывание рта. Зубы и губы должны слегка смыкаться. Это предупреждает утечку внутреннего ци.
18) Касание языком верхнего нёба. При этом язык должен без усилий дотронуться до основания верхних зубов. Такое движение называется «построение моста». Под ним подразумевается контакт экстраординарных каналов жэнь-май и ду-май, которые ответственны за инь– и ян-меридианы. При их соединении осуществляется обмен энергиями инь и ян, благодаря чему исцеляются болезни и продлевается жизнь. Поскольку один из каналов заканчивается в носу, а другой – во рту, то язык связывает их в виде своеобразного моста.
В ходе выполнения восемнадцати ступеней достигается покой, а энергия ци направляется строго по меридианам.
Задача следующего упражнения, 3 глубоких выдохов и вдохов, – отрегулировать симптомы, развившиеся при избыточном ян и недостаточном инь: гиперстенические в верхней части тела и астенические в нижней. При глубоком равномерном дыхании устанавливается баланс.
При глубоких выдохах активизируется парасимпатическая нервная система. За счет этого расширяются кровеносные сосуды, снижается артериальное давление. При глубоких вдохах возбуждается симпатическая нервная система. Вследствие этого кровеносные сосуды сужаются, давление возрастает. При попеременном чередовании глубоких выдохов и вдохов кровеносные сосуды то тонизируются, то расслабляются. Благодаря этому их стенки становятся более эластичными, стабилизируется артериальное давление. Дополнительно происходит регуляция вегетативной нервной системы.
Три «открывания» и «закрывания» связаны с областью дань-тянь, высвобождением и запиранием ци. «Открыванием» управляют внешние движения рук и кистей и мысленное (внутреннее) представление о расширении брюшной полости. При этом совершается движение рук от живота, сопровождающееся его напряжением и незначительным выпячиванием. «Закрыванием» управляют противоположные действия – движения обеих рук и кистей внутрь, в сторону живота, который одновременно расслабляется и втягивается. При этом мысли сосредоточены на животе. В результате «открывания» организм освобождается от негативной энергии. «Закрывание» предупреждает ее поступление обратно.
Таковы функции дао-инь основных поз. Рассмотрим технику их выполнения.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Глава 2 ЦИГУН. ВИДЫ ДЫХАНИЯ
Глава 2 ЦИГУН. ВИДЫ ДЫХАНИЯ
Цигун – древняя китайская система, биоэнергетическое дыхание для накопления энергии ци и лечения заболеваний.
Прежде чем начать выполнять какие-либо упражнения цигун, специалисты советуют подготовить к этому тело и сознание. Чтобы энергия могла правильно запасаться и при необходимости течь в кости, нужно, чтобы суставы были открыты. Всем известные простые упражнения способствуют открытию суставов, наполнению их энергией, разминанию сухожилий. Но при этом используется специальное дыхание. Разные системы предлагают различные виды дыхания и дыхательных циклов. Как же правильно поступить? Что выбрать для себя? Человек всегда пытался познать, какое влияние на наш организм оказывает дыхание и как грамотно, не навредив своему здоровью, использовать разновидности типов дыхания и его всевозможные сочетания с законами движения энергии, дающие здоровье. Разумно привести такой совет знатоков: попробовать все известные и доступные на сегодняшний день разновидности типов дыхания и выбрать тот, при котором вы себя чувствуете наиболее комфортно и который не приносит вам неприятных ощущений ни во время выполнения, ни по окончании занятий. Например, двухфазное дыхание с вдохом через нос и выдохом через рот со звуком «ха». Дыхание производится максимально глубоко, и продолжительность фаз вдоха и выдоха одинакова по длительности, то есть на сколько счетов вдыхаете, на столько же счетов необходимо выдыхать.
Разминать суставы надо снизу вверх. Основная стойка – ноги на ширине плеч, таз и живот подтянуть, плечи расслабить, лопатки должны находиться в одной плоскости, руки свободно свисают вдоль туловища, подбородок чуть опущен. Должно появиться ощущение вытянутости позвоночника, и практически сразу же чувствуется тепло, разливающееся по всему телу. Теперь можно начинать упражнения.
УПРАЖНЕНИЕ 1 Перенести вес тела на одну ногу, другую приподнять и проворачивать стопу поднятой ноги с сопротивлением по часовой стрелке, затем против. При движении стопы вниз производится вдох, при движении стопы вверх – выдох. В каждую сторону необходимо сделать по 7 вращений. Затем то же самое выполнить другой стопой.
УПРАЖНЕНИЕ 2
Ладони положить на колени. Слегка присесть. Выполнять круговые вращения коленями сначала изнутри наружу 7 раз, затем – снаружи вовнутрь 7 раз (колени в стороны – выдох, к центру – вдох). Руками оказывать небольшое сопротивление при вращении колен.
Поставить ноги вместе. Ладони положить на колени. Слегка присесть. С напряжением вращать колени сначала по часовой стрелке 7 раз, затем – против часовой 7 раз. Колени согнутые – выдох, прямые – вдох.УПРАЖНЕНИЕ 3
Руки – в стороны, как будто идете по канату. Совершить 7 вращательных движений тазом сначала по часовой стрелке, затем – 7 раз против часовой. Не забывайте о дыхании.
Из основной стойки перенести вес тела на правую ногу. Руки на поясе. Выполнять вращательное движение бедром левой ноги сначала изнутри наружу 7 раз, затем – снаружи вовнутрь 7 раз (бедро поднимается – вдох, опускается – выдох). Движения выполнять с небольшим напряжением. Поставить левую ногу на землю, перенести вес тела на нее. Выполнить 7 вращательных движений бедром правой ноги. Вернуться в основную стойку.УПРАЖНЕНИЕ 4 Ноги чуть согнуты. Вдох. Не отрывая ступни от пола (земли), осуществляем на выдохе поворот с мягким скручиванием позвонков в правую сторону до предела, начиная поворот от таза в поясничном отделе позвоночника, затем плавно переходя к грудному, шейному и заканчивая поворотом головы. На вдохе медленно в обратном порядке возвращаемся в основную стойку.
УПРАЖНЕНИЕ 5
Руки вытянуть в стороны на уровне плеч. Произведите вращение кистями сначала вперед 7 раз, затем назад 7 раз. Вращение выполнять с напряжением. Вдох – при движении кистей назад, выдох – при движении вперед.
Основная стойка. Руки вытянуть в стороны на уровне плеч. Вращение предплечьями от себя 7 раз, 7 раз на себя. При поднятии предплечий – вдох, при опускании – выдох. Вращения производить также в среднем темпе с напряжением.УПРАЖНЕНИЕ 6 Вращение плечевыми суставами вдоль оси позвоночника по кругу. При подъеме плеч – вдох, при опускании – выдох. Темп средний. Движения выполнять с напряжением; 7 движений вперед, 7 движений назад.
УПРАЖНЕНИЕ 7 Вращение плечевыми суставами по восьмерке, то есть попеременно. Сначала вперед, затем назад. Вдох при поднятии левого плеча, выдох – при его опускании. Движения выполнять с небольшим напряжением.
УПРАЖНЕНИЕ 8 Вдох. На выдохе наклон головы к левому плечу. На вдохе возвращаемся в исходное положение. На выдохе наклон головы к правому плечу и так далее. Плечи должны оставаться неподвижными. Наклон головы выполнять четко в стороны, без запрокидывания вперед или назад. Движения плавные, по максимальной амплитуде. По 7 раз к каждому плечу. С аналогичным дыханием выполнить по 7 поворотов головы влево и вправо.
УПРАЖНЕНИЕ 9
Наклонить голову к правому плечу. Вращение головы по часовой стрелке – 3 раза. От правого плеча через спину к левому – вдох, от левого плеча через грудь к правому – выдох. Затем выполните 3 раза вращение головой против часовой стрелки. От левого плеча через спину к правому – вдох, от правого плеча через грудь к левому – выдох.
Выполнение этих упражнений разогреет ваш организм, «раскроет» суставы для свободного прохождения энергии, наполнит вас силой и здоровьем. По окончании этих упражнений можно приступать к основным цигуновским упражнениям.
РАСПРОСТРАНЕННЫЕ МЕТОДЫ ТРЕНИРОВКИ ДЫХАНИЯ
В трактате «Дао цзан» перечислено девять способов дыхания, используемых в цигун.
Выдох и вдох ртом, выдох ртом – вдох носом, вдох ртом – выдох носом, вдох носом – выдох носом, один вдох – задержка дыхания, один выдох – задержка дыхания, «не выдыхать – не вдыхать», «дыхание с недостаточностью духа», беспрепятственное дыхание, причем последние три способа доступны только на высших ступенях мастерства. Что касается способов «один вдох – задержка дыхания» и «один выдох – задержка дыхания», то некоторые методики цигун рекомендуют их отработку с самого начала занятий. Обычные же методики в своем большинстве предполагают постепенное овладение способами дыхания, начиная с первых четырех, самым распространенным среди которых является способ «выдох носом – вдох носом». Существует несколько методов классификации дыхания: в зависимости от характера движений, от интенсивности дыхания, от маршрутов движения вдыхаемого и выдыхаемого воздуха и так далее. Таким образом, различные методы регулирования дыхания образуются за счет сочетания тех или иных способов дыхания с соответствующей «мыслительной деятельностью». Кратко остановимся на некоторых наиболее распространенных методах регулирования дыхания, используемых в цигун.
ЕСТЕСТВЕННОЕ ДЫХАНИЕЕстественное дыхание – это обычное дыхание, когда человек дышит так, как привык это делать всегда, с естественной для него частотой. Применение этого метода во время занятий требует от занимающегося соблюдения следующих правил: дышать мягко, как обычно; не контролировать вдох и выдох; дышать, как во время говорения, письма или чтения, поскольку эти действия сопровождаются гармоничными и естественными дыхательными движениями. Однако между обычным естественным дыханием и естественным цигун-дыханием существуют и некоторые различия, которые состоят в следующем: естественное цигун-дыхание устанавливается, когда тело расслаблено, отсутствуют посторонние мысли, мозг погружается в состояние покоя; дыхательные движения с помощью «мыслительной деятельности» становятся мягкими, тонкими и ритмичными, что позволяет затем достичь такого состояния, когда «мысль и ци следуют вместе». Естественное дыхание осуществляется путем вдоха через нос и выдоха через нос или вдоха через нос и выдоха через рот.
Оно подразделяется на три типа: грудное, абдоминальное и смешанное дыхание – и является базовым методом регулирования дыхания и рекомендуется начинающим для первоочередного освоения.
ГЛУБОКОЕ, ПРОТЯЖНОЕ ДЫХАНИЕГлубокое, протяжное дыхание формируется на основе естественного дыхания путем постепенного удлинения дыхательных движений и характеризуется устойчивостью, спокойствием, равномерностью и протяжностью. Метод глубокого дыхания заключается в том, что каждое последующее дыхательное движение становится более длинным. Однако происходить это должно естественно. Поэтому во время занятий во избежание негативных последствий ни в коем случае не следует умышленно сдерживать дыхание, имитируя его углубление.
АБДОМИНАЛЬНОЕ ДЫХАНИЕАбдоминальное дыхание характеризуется сознательным вздуванием и вбиранием живота, сопровождающими каждый вдох и выдох. Этот метод дыхания способен оказывать влияние на функционирование внутренних органов, расположенных в брюшной полости, и на процесс пищеварения и перистальтику за счет увеличения амплитуды вертикальных колебаний диафрагмы и движений стенок брюшной полости. При абдоминальном дыхании вдох обычно производится через нос или через нос и рот одновременно, а выдох – через рот или нос. Существует несколько видов абдоминального дыхания.
1. Прямое абдоминальное дыхание: одновременно с вдохом живот плавно раздувается, выпячивается, а с выдохом – постепенно поджимается.
2. Обратное абдоминальное дыхание: одновременно с вдохом живот плавно поджимается внутрь, а с выдохом – постепенно выпячивается. Поскольку этот вид дыхания создает довольно высокое давление в брюшной полости, то он не рекомендуется больным с внутренними кровоизлияниями, пожилым и ослабленным людям и тем, кто страдает сердечными заболеваниями.
3. Абдоминальное дыхание с задержкой. Дыхательный цикл, особенно при абдоминальном дыхании, состоит из следующих стадий: вдох – задержка – выдох – задержка. За вдохом следует короткая пауза, которую иногда даже трудно уловить. Пауза же, следующая за выдохом, как правило, выражена более ярко. Во время занятий цигун дыхание в зависимости от поставленных целей можно регулировать за счет этих пауз, например: вдох – пауза – выдох или вдох – выдох – пауза.
Также можно регулировать дыхание путем изменения соотношения между продолжительностью вдоха и выдоха: длинный вдох – короткий выдох и наоборот. Этот вид дыхания не рекомендуется начинающим и страдающим заболеваниями сердца. Во время абдоминального дыхания с задержкой не следует задерживать дыхание произвольно.
4. «Скрытое» дыхание: очень мягкое дыхание – с едва заметным подъемом и опусканием нижней части живота.
5. Дыхание с глотанием воздуха: на последней стадии вдоха делается глотательное движение.
6. «Пупочное», или «утробное» («зародышевое»), «прежденебесное», «даньтянь», дыхание отличается от «скрытого» дыхания еще большей степенью мягкости. Количество дыхательных циклов при этом виде абдоминального дыхания сокращается до 1–2 в минуту, а иногда и еще больше и напоминает дыхание плода в утробе матери. В трактате «Шэшэн сань яо» говорится: «Надо представить, что ци выходит через пупок и через пупок поступает обратно, движение ци в высшей степени слабо (тонко). Тогда можно дышать не носом и ртом, а пупком, как в утробе матери. Это называется утробным дыханием». Овладеть «утробным» дыханием можно в результате специальных тренировок. Кроме того, этот вид дыхания является высшей ступенью регулирования дыхания, которая становится доступной только благодаря определенному уровню мастерства. У тех, кто практикует «утробное» дыхание достаточно долгое время, может неожиданно появляться ощущение остановки дыхания. На самом деле никакой остановки не происходит, а наступает состояние, которое является конкретным проявлением слияния человека с природой.
ДЫХАНИЕ С ПРОИЗНЕСЕНИЕМ ИЕРОГЛИФОВ (СЛОГОВ)Этот метод регулирования дыхания заключается в том, что во время занятий дыхание сопровождается мысленным произнесением тех или иных иероглифов (слогов). Наиболее известным является метод «шести иероглифов», когда во время выполнения упражнения за счет беззвучного произнесения соответствующих иероглифов удается регулировать работу внутренних органов. Эти шесть иероглифов звучат следующим образом: сюй, хэ, сы, чуй, ху, си.
Согласно представлениям китайской медицины, лечить заболевания различных внутренних органов – сердца, печени, селезенки, легких, почек, «трех обогревателей» – можно за счет увеличения или уменьшения количества ци в соответствующих им энергетических каналах методом дыхания, сопровождаемого произнесением определенных звуков. Для этого прежде всего надо определить, энергетический канал какого органа подвергся болезненным изменениям, и затем, основываясь на учении об инь и ян и учитывая закономерности «последовательного порождения» и «последовательного сдерживания» пяти первоэлементов, выбрать иероглиф, звучание которого способно оказать лечебное воздействие на этот канал. Многие используют во время занятий определенные слова-формулы, например «покой» или «расслабление». Подобные слова эффективно влияют на регулирование дыхания и процесс погружения в состояние покоя.
ДЫХАНИЕ С ПОДЖАТИЕМ АНУСА Во время вдоха легким мысленным усилием втянуть промежность, слегка поджимая анус. На выдохе анус расслабляется. Этот метод дает хороший эффект при опущении внутренних органов и геморрое. Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
ПРАВИЛА ДЛЯ УСПЕШНОГО ЗАНЯТИЯ ЦИГУН. Справочник восточной медицины
ПРАВИЛА ДЛЯ УСПЕШНОГО ЗАНЯТИЯ ЦИГУН
Для успешного обучения цигун существует четыре фактора, которые имеют такие названия на китайском языке, как: «фа», «люй», «цай», «ди».
«Фа»означает система, т. е. прежде чем начинать занятия цигун, вы должны понять, нужна ли вам эта система, подходит ли она вам, указывает она дорогу к высшей цели или нет. Можно ли, начиная с самого малого, изучить ее, чтобы осознать свою миссию в этом мире.
«Люй»– это соратник или партнер, т. е. вы не сможете практиковаться самостоятельно, вам будет нужен соратник, помощник. Поэтому групповая практика цигун поможет быстрее достичь результата.
«Цай»– это богатство, деньги. Вам будут нужны деньги, чтобы заниматься этой системой, так как выезд за город, на природу, на море обязательно потребует оплаты – денег. За обучение тоже надо платить, за аренду помещений для проведения занятий также нужны деньги.
«Ди» – это обстоятельства, место. Лучше всего выбирать для занятий тихое место на открытом воздухе, вдали от городского шума. Необходима и прохлада, отсутствие яркого света и запахов.
Основные рекомендацииначинающим для занятий цигун.
1. Практикой цигун надо заниматься ежедневно.
2. Не отвлекаться на постороннее во время занятий, сохранять спокойствие и умиротворенность.
3. Научиться плавно и тихо дышать, сделать такое дыхание естественным.
4. Нужно выбрать самое комфортное помещение с хорошей вентиляцией и освещением. Естественно, что предпочтительнее занятия на свежем воздухе. Можно применять и легкую фоновую музыку.
5. Одеваться надо в легкую свободную одежду (женщинам – не носить тугих бюстгальтеров, мужчинам – предпочтительнее трусы, чтобы яички висели свободно). Рекомендуется во время занятий снять все украшения.
6. Заниматься лучше через 1 ч после еды, а не натощак. Голодным делать упражнения будет трудно. Но и не переедать, желудок должен заполняться примерно на 2/3 своего объема. Не рекомендуется: есть холодную пищу, пить напитки со льдом, так как организму придется после этого долго разогреваться. Постарайтесь прислушиваться к своему организму, который будет подсказывать, что ему приемлемо в еде, а что нет. Надо употреблять в пищу только свежую еду и максимально очищенную от вредных примесей. Не меняйте резко привычную диету, прислушивайтесь к организму, чтобы не навредить ему.
7. Во время дыхательных упражнений дыхание должно быть редкое, тихое и равномерное. Постарайтесь даже не обращать на него внимания, чтобы не отвлекать ум, который занят направлением энергии в нужное русло. Дыханием не нужно управлять и постепенно оно установится до естественного и привычного. Дыхание происходит только через нос. Оно должно быть также тихим, чтобы никакой звук не нарушил концентрацию и покой.
8. Избегать вредных привычек (курение, принятие алкогольных напитков).
9. Нельзя заниматься при сильном утомлении, но если вы все же захотите позаниматься, то сначала необходимо немного отдохнуть, принять успокоительную ванну или немного поспать.
10. Начинать занятия надо, только отдохнув, с сохраненным чувством всепрощения и спокойным умом. Сберегите свои силы, не расходуйте их на напрасные дела и чувства.
11. Лучшее время для занятий – это 5–7 ч утра или вечером с 23 до 1 ч ночи. В полуденное время заниматься нельзя. Если вам удобно заниматься и в другое время дня, то прислушивайтесь к организму, он подскажет вам время.
12. Мужчинам при занятиях цигун следует уменьшить количество эякуляций. Но это не означает, что надо прекратить сексуальную жизнь, просто следует уменьшить количество занятий сексом для сохранения энергии.
Для правильного проведения практики цигун важно также научиться делать 18 установочных, или подготовительных приемов,необходимых для положения стоя.
1. «Пин чжань»– научиться стоять на ровной подошве. Для этого ноги надо расставить на ширину плеч на ровной подошве с параллельными ступнями, носки при этом не разводить. Вес тела распределяется на стопах равномерно, так чтобы не переносить его на пятку или носок. Поясница расслаблена, нет давления ни на таз, ни на копчик.
2. «Цюй си»– научиться сгибать колени. Для этого колени слегка согнуть и развести наружу, при этом коленные чашечки расположатся вертикально над носками стоп так, чтобы они не выдавались за носок ни наружу, ни внутрь. Это помогает свободно проходить ци и крови по нижним конечностям, расслабляет бедра, поясницу и область промежности.
3. «Юань дан»– промежность округлена. Для этого следует развести бедра наружу, как бы мысленно обхватывая коленями воздушный шар, так чтобы не сдавливать, но и не выпускать его, затем следует максимально подтянуть промежность вверх. При таком округлении промежности ци лучше проходит, а закрытость коленями помогает избежать утечки жизненной энергии.
4. «Ти ган»– втягивание (подъем) ануса. Мысленным усилием (рефлекторно вызывающим легкое физическое усилие) подожмите сфинктеры – запирательные мышцы заднего прохода, несколько подав ягодицы (но не таз) вперед. Тем самым обеспечивается закрытие точки хуэйинь в нижней области дань-тянь во избежание утечки из нее семени – цзин.
5. «Шоу фу»– живот втянут. Для этого нужно подобрать нижнюю часть живота в области ануса, но, не напрягая брюшные мышцы, стараться не втягивать верхнюю часть живота в области пупка. Такое упражнение позволяет сохранению изначального ци и свободному циркулированию внутреннего ци.
6. «Сун яо»– поясница расслаблена. Чтобы расслабить поясницу, поднимите плечи, свободно уроните их и выполните полный выдох, расслабленно осев всем телом, зафиксируйте итоговое положение туловища. Расслабленность поясницы облегчает опускание ци в область даньтянь, способствует расслаблению областей таза и коленей, в результате достаточно длительной практики приводит к увеличению подвижности крестцовой кости (рудиментарного хвостика, приобретающего некоторую гибкость лишь у женщин в период беременности) и, таким образом, к увеличению объема нижней области дань-тянь, «запасающей изначальное семя».
7. «Сун куа»– область таза расслаблена. Расслабьте области тазобедренных суставов и ягодиц, что обеспечит раскрепощенность движений нижних конечностей. Расслабить область таза позволяет то же движение, что применяется для расслабления поясницы.
8. «Хань сюн»– грудь втянута. Расслабьте мышцы груди и грудной клетки, слегка (без напряжения) втянув верхнюю часть груди, при этом грудная клетка в нижней части несколько округляется, что увеличивает ее объем.
9. «Ба бэй»– спина растянута. Свободно выпрямите спину, так чтобы позвоночник расположился строго вертикально. Уроните плечи, свободно растягивая мышцы спины. Раскрепощенность мышц груди и спины облегчает деятельность легких, сердца и передне– и заднесрединного меридианов.
10. «Чуй цзянь»– плечи опущены. Расслабьте плечевые суставы, свободно уроните их вертикально вниз, тем самым расслабляя мышцы плечевого пояса и шеи.
11. «Чжой чжоу»– локти опущены. Для этого локти слегка согнуть и дать им свободно свеситься, как будто некая сила слегка оттягивает кончики локтей вниз, словно на них подвешены грузики. Если перед выполнением этого мысленного усилия не уронить («подвесить») плечи, в области суставов может возникнуть неприятное ощущение.
12. «Сюй е»– подмышечные впадины опустошены. Для этого надо слегка развести локти в стороны, чтобы освободить подмышки. При этом локти расставляют не слишком далеко, чтобы не возникало напряжения в плечах. Области подмышечных впадин округляются, в них возникает ощущение пустоты. Опустошение подмышечных впадин способствует беспрепятственному проходу ци в верхние конечности и в обратном направлении. Подобной цели служит также «подвешивание» плеч и локтей.
13. «Сунь вань»– запястья расслаблены. Это упражнение является продолжением выполнения этапов 10–12. Расслабьте руки в области лучезапястных суставов, кисти (при этом ладони свободно округляются), слегка сблизьте пальцы. При расправлении ладони, некотором распрямлении и раздвигании пальцев во время выполнения последующих упражнений кисть должна быть максимально раскрепощена. Должны быть ощущения подвешенности ладоней и запястья, как будто ладони размещены на шаре. Расслабление лучезапястных суставов способствует свободному течению ци через точки шу – «шлюзы» ручных каналов, расположенные в этой области.
14. «Шэ шиш ан э»– кончик языка на альвеолах. Смыкание языка с верхними альвеолами (бугорками над верхними зубами) замыкает в одну цепь переднесрединный меридиан жэнь-май, управляющий всеми каналами инь, и заднесредин-ный меридиан думай, ответственный за каналы ян. Это обеспечивает закрытие системы каналов от проникновения патогенных видов внешней ци и включение резервной цепи в процесс обмена субстанций инь и ян в организме. Кроме того, таким образом активизируется слюноотделение (слюну следует сглатывать), что способствует очищению организма благодаря содержащимся в слюне энзимам и стимуляции пищеварительной функции. В китайской медицине слюна считается не только очищающей, но и питательной субстанцией.
Место, которым язык прикасается к альвеолам, можно обнаружить, если легко провести им между зубами – это самая чувствительная точка вблизи кончика языка. Место прикосновения языка к альвеолам выбирается по сходному принципу: кончик языка испытывает ощущения, сходные с теми, которые имеют место при прикосновении им к контактам электрической батарейки (но, разумеется, значительно более слабые). Язык касается альвеол очень легко, без нажима.
15. «Шуан му цинь и»– глаза слегка прикрыты. Веки опущены, но не сомкнуты, взгляд через щель между веками фокусируется на не слишком удаленном предмете (не ярком и не блестящем, не далее десятка метров от вас) или просто направлен вперед. Прикрывание глаз облегчает расслабление сознания.
16. «Сюань дин»– «голова подвешена за макушку». Голову держите прямо, ровно, точкой байхуэй на макушке (на пересечении черепного шва и линии, соединяющей кончики ушей) вверх. Считается, что это обеспечивает лучшее взаимодействие точки байхуэй и заднесрединного меридиана с небесным ци. Прямое положение шеи и головы способствует выпрямлению туловища. Точка байхуэй расположена на одной вертикальной линии с точкой хуэйинь в промежности, а это обеспечивает циркуляцию ци между верхней и нижней областями даньтянь, взаимопроникновение «духовных» и «семенных» субстанций.
17. «Гоу сай»– щеки подобраны. Это подразумевает одновременно легкое поджатие подбородка (таким образом, точка байхуэй на макушке обращается вертикально вверх), расслабление мышц лица и поднятие уголков губ – «полуулыбку», почти автоматически вызывающую необходимое психологическое состояние умиротворенности, ощущение легкости и т. п.
18. «Научиться касаться кончиком языка неба».В упражнении кончик языка слегка касается основания зубов, но без напряжения, а естественно. Этот этап завершает 14–17 этапы.
В число «18 принципов» включается требование к состоянию психики и нервной системы: «сердце безмятежно, дух покоен».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
ГЛАВА 6 ЦИГУН-ТЕРАПИЯ. Справочник восточной медицины
Китайская цивилизация предложила человечеству удивительные методы оздоровления, укрепления физического и психического состояния человека, которые активно используется как в восточной, так и западной медицине. Термин «цигун» состоит из двух иероглифов: «ци»и «гун».Иероглиф «ци» переводится, как «дыхание, жизненная энергия». Ци постоянно существует вокруг нас. Биополе тела – это поле ци. Ци нашего тела предохраняет его от многих заболеваний, как атмосфера защищает Землю от космического влияния.
Иероглиф «гун» означает сознательное и непрерывное совершенствование дыхательных упражнений или работу, действие, мастерство. Буквально слово «цигун» означает работу жизненной энергии. Энергия, циркулирующая по каналам человеческого тела, может покидать его и попадать в него извне. Задачей практики цигун является управление жизненной энергией организма и в особенности работой так называемых энергетических центров.
Существует понятие о цигун, как о методе «взращивания жизни», методе закаливания во время отдыха или методе психотерапии. В современной книге «Тайны шаолиньских гимнастик» о цигун сказано так: «Цигун – два сказа: один – взращивать ци, второй – тренировать ци». Метод цигун, прошедший длительный путь развития, – это метод самостоятельной тренировки тела и духа.
Человек с точки зрения китайской медицины представляет собой единое целое, и это единое целое непрерывно взаимодействует с окружающим миром. Сохранение этой цельности зависит от правильного или истинного (чжэн) движения дыхания ци. Если возникло заболевание, то это означает, что организм нарушил правильное движение дыхания ци или в него попало искаженное (злое) дыхание ци. Система цигун помогает возвращать утерянное движение дыхания ци и изгонять злое дыхание ци.
Цигун появилась несколько тысяч лет тому назад в Китае. Ее раньше называли как «хождение ци» (синци) или «ведение и привлечение» (даоинь), «выплевывание и набирание», т. е. «выплевывание» старого и «набирание» нового, что представляет собой дыхательную гимнастику. В древнем трактате «Чжуан-цзы» можно встретить и такое определение цигун: «Со звуком выдыхают, выплевывают старое и набирают новое, медведем повисают, птицей вытягиваются – все это способствует долголетию».
Цигун считается истоком развития и таких китайских направлений, как фэн-шуй, ба-гуа, акупунктура, тай-чи, астрономия и др. Система цигун по своим методам сходна со многими другими методами обучения и лечения, так как понятие ци есть в каждой оздоровительной методике. Если в Китае энергию называют ци, то в Японии она называется ки, в Индии – прана. Но среди всех оздоровительных методик, связанных с ци, самая полная – цигун.
Цигун как философия, направленная на саморегуляцию и познание мира, не связывает себя ни с религией, ни с идеологией, ни с политикой. Базовыми для этой системы являются три концепции:
1) инь и ян– теория двух взаимосвязанных противоположных начал, присущих всей вселенной и человеку как части вселенной;
2) у-син– теория пяти первоэлементов;
3) теория энергетических каналов (цзинло) и биоактивных точек.Очень важным в китайской философии представляется конфуцианское понятие «дао» (в переводе – «путь»), которое стало основополагающим в практике цигун.
Китайская оздоровительная методика цигун основана на древнем философском учении о гармонии противоположностей, в результате которой рождается жизненная сила. Эту невидимую для человека жизненную энергию китайцы называют ци. Противоположности, составляющие ци, и есть вышеупомянутые понятия – инь и ян. Потоки этой энергии, которые называются меридианами, упорядоченно циркулируют в теле каждого из нас. И если вдруг один из этих потоков на каком-либо отрезке блокируется, то приток энергии к одному или нескольким органам оказывается недостаточным, что и становится причиной заболевания. В этом случае нарушается равновесие между противоположными началами инь и ян. В здоровом организме они находятся в равновесии благодаря правильному течению жизненной энергии ци. Можно считать верным утверждение, что наше здоровье напрямую зависит от циркуляции вышеупомянутой энергии.
Из года в год в Китае накапливался опыт лечения по движениям дыхания ци, по увеличению духа – шень, по очищению каналов и органов. Впоследствии это нашло место в описаниях и названиях различных методов. Так появились методы цигун, нэйгун, яншэн.
Цигун – это не только школа философии, но и физические упражнения, точечный и зональный массаж, экстрасенсорные воздействия на органы, меридианы и на человека в целом. Цигун помогает организму человека предупреждать заболевания или полностью избавиться от них, продлить жизнь. Основным содержанием системы цигун является тренировка ци, тренировка воли, за счет последней человек может вызывать определенную циркуляцию воздуха в организме, что насыщает его кислородом и помогает исцелять болезни.
Все упражнения в цигун основаны на концентрации энергии ци, которая переливается по меридианам. Помимо нашего физического тела, пронизанного венами и артериями, мы имеем еще и невидимое эфирное тело, повторяющее очертания физического. Оно тоже имеет сосуды, но не кровеносные, а энергетические – так называемые меридианы. Воздействуя на точки меридианов, можно вылечить множество заболеваний.
У человека есть двенадцать основных меридианов и восемь резервных, которые можно использовать в экстремальных случаях. Включение этих запасных меридианов производится с помощью акупунктуры. Эта методика позволяет добиться невероятных результатов и полного выздоровления.
Человеческое тело с точки зрения анатомии и физиологии состоит из внутренних органов, которые взаимодействуют между собой и с внешней средой. Согласно китайской медицине каждому органу соответствует один из пяти элементов мироздания, они связаны между собой по-разному: дружественно, продуктивно или враждебно, разрушительно. Дружественные связи этих первоэлементов образуют такой круговорот: вода – дерево – огонь – земля (пепел) – металл – вода. Разрушительным может быть результат от взаимодействий: вода – огонь, огонь – металл и дерево, металл – дерево, вода – земля.
Основной задачей системы цигун, помимо оздоровительного влияния на весь организм, является предотвращение конфликта между организмом и окружающей средой, помощь в приспособлении его к внешним условиям, а также сохранение постоянства внутренней среды.
По методике занятий цигун улучшается эмоционально-волевая деятельность человека. У него могут возникать разные чувства: радость, гнев, печаль, скорбь, страх, испуг. В рамках биологических процессов они не наносят вреда организму. Но при длительном воздействии отрицательных чувств на организм, при резкой психологической травме человек теряет способность управлять нормальной деятельностью организма. Доказано, что психологическое настроение может изменять деятельность вегетативной нервной системы, секрецию внутренних органов. Методы расслабления, вхождения в покой, управления дыханием в цигун положительно воздействуют на центральную нервную и вегетативную системы организма, на железы внутренней секреции, улучшая функциональную деятельность. Эти методы также способны улучшать и психическое настроение. Психическое настроение в свою очередь улучшает все характеристики физиологии человека, способствуя общему улучшению и оздоровлению организма.
При помощи дыхательных упражнений можно научиться массировать внутренние органы, способствовать усилению кровообращения в них и тем самым улучшать их деятельность. При дыхательных упражнениях происходит возбуждение дыхательного центра, что тоже оказывает положительное влияние на весь организм. Благодаря этим тренировкам улучшается деятельность нервной системы и головного мозга, что значительно повышает способность человека не реагировать на отрицательные действия семи чувств.
Методики цигун, кроме профилактики и лечения заболеваний, также способны увеличивать физические и интеллектуальные возможности организма, последние необходимы при занятиях спортом, музыкой, живописью и другими видами творчества. Цигун помогает также усиливать и артистические способности, усвоение учебного материала при обучении. Цигун – это как бы метод самозакаливания тела и души.
В современной жизни методикой цигун занимаются разные люди. Цигун применяется для лечения многих заболеваний. Все это даже привело к организации Всемирного академического общества медицинской цигун.
Цигун-терапия позволяет работать на всех уровнях: физическом, энергетическом и информационном – до той поры, пока не освободится клеточная память и больной орган не станет опять работать как здоровый.
В системе практики цигун человек должен научиться работать тройственно: регулировать дыхание, работу тела и сознание. Методику цигун можно выбирать исходя из своего возраста, состояния здоровья и особенностей образа жизни. Если человек выбрал удобный для него метод цигун, важно, чтобы эта практика проводилась целеустремленно и настойчиво, пока не придет успех. Занятия цигун можно сочетать с другими видами спорта: плаванием, легкой атлетикой, лыжами, коньками, а также танцами. К занятиям цигун надо добавлять правильное питание и прием необходимых медикаментов и витаминов.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >