Цигун — Википедия
Цигун (кит. трад. 氣功, упр. 气功, пиньинь: qìgōng) — это комплексы традиционных упражнений, возникшие на основе даосской алхимии и отчасти буддийских психопрактик, выполняемые преимущественно с оздоровительными и терапевтическими целями[1].
Описание физических упражнений. Рисунок на шелке, изображающий практику Цигун Тайцзи. Найдено в 1973 году в провинции Хунань, Китай, в захоронении периода Западной Хань (II век до н. э.) в могильнике Мавандуй, гробница №3.Хотя цигун представляет собой систему дыхательных и двигательных упражнений, носящих практический характер, изначально он был связан с религиозным мировоззрением даосских монахов, которые рассматривали упражнения цигун как необходимую практическую сторону космологических и физиологических представлений[2].
Этимология
Цигун или Ци Гун — русская форма термина, образованного слиянием двух китайских иероглифов: Ци (氣) и Гун (功). Словарное определение слова «Ци» обычно дает смысл «дыхание», «воздух», «газ» и «пар», но оно также может быть использовано в контексте при описании отношений между материей, энергией и духом
Словарь русского языка Российской академии наук под редакцией В. В. Лопатина[5] определяет слово «Цигун» как склоняемое.
Практики
Есть множество форм цигуна, происходящих из различных отношений в китайском обществе[6][неавторитетный источник?]. В традиционной китайской общине медицинский цигун используется для профилактических и лечебных целей[7]. В сообществах китайских боевых искусств цигун считается важным компонентом подготовки, повышающим боевые возможности
Практики цигуна включают четыре вида обучения: динамическое, статическое, медитативное и виды деятельности, требующие внешних средств. Динамическая подготовка включает в себя специальные движения и распространяется на упражнения, такие, как Тайцзицюань[11]. Статическое обучение требует от практикующего спокойствия тела и слежения за его положением[12].
Медитативная подготовка включает в себя визуализацию или сосредоточение внимания на конкретных идеях, звуках, образах, понятиях или моделях дыхания
Существуют также методы обучения, которые включают внешние средства, такие, как прием трав, массаж, физические манипуляции или взаимодействия с другими живыми организмами[9]. Система цигун может состоять из одного или нескольких видов профессиональной подготовки[6].
Критика
Цигун считается частью альтернативной медицины[14][15], предположения о его положительном воздействии при лечении различных заболеваний[16] базируются в основном на низкокачественных исследованиях[17]. По результатам этих исследований в настоящее время невозможно сделать вывод об эффективности цигуна
Некоторые исследователи скептически относятся к некоторым характеристикам цигуна и называют его предметом лженауки[18]. Кроме того, происхождение и природа практики цигун привела к заблуждениям и злоупотреблениям[19]. Злоупотребления практикой цигуна привели к образованию культов[20] и появлению психических расстройств[21].
История развития
Известный отечественный китаевед Е. А. Торчинов связывает происхождение цигуна с эволюцией традиционной китайской религии даосизма. В I тыс. н. э. внешние алхимические практики даосизма подверглись деградации и упадку, что послужило толчком к развитию внутренней алхимии, так называемой «даосской йоги», а уже только в XX столетии на её основе развивается направление цигун.
Однако только в первой половине XX в. этот термин не только становится общеупотребительным, но и превращается в слово обыденного языка. Естественно, что это произошло с ростом популярности явления, обозначаемого словом цигун. Для простоты и краткости остановимся на таком определении цигун как явления культуры Китая XX в.: это комплексы традиционных упражнений, заимствованных из арсенала внутренней алхимии (и в отдельных случаях — из буддийской психопрактики) и выполняемых преимущественно с оздоровительными и терапевтическими целями |
На вопрос, можно ли рассматривать цигун как возрождение даосизма, Е. А. Торчинов отвечает:
И да и нет. Да, поскольку методы цигун – методы, безусловно, даосские. Нет, потому что практика цигун не сопровождается восприятием даосского мировоззрения в его целостности[22]. |
.
В 1940-х и 1950-х годах китайское правительство пыталось интегрировать эти разрозненные подходы в единую систему с целью создания прочной научной базы для такой практики в рамках политической философии и культурной революции. Эта попытка, по мнению некоторых китаистов, оценивается как начало современной интерпретации цигуна
В настоящее время, цигун как духовная и телесно-ориентированная практика переживает относительный подъем своей популярности на Западе, а также России. Есть мнение, что на фоне распространения и популяризации культуры Китая[24], у жителей крупных городов практика цигун занимает место популярной ранее йоги[9]. Кроме распространения цигун в качестве практики, также происходит популяризация утверждений цигун среди культурной среды, непосредственно с практикой не знакомой. Одним из примеров такой ассимиляции по мнению китаеведа А.С. Левицкого может служить древне-китайская поговорка «Сила в постоянстве». Подобная популяризация утверждений восточной культуры может быть связана с популяризацией культуры Китая в России в целом
Практика цигун является одним из видов вспомогательных наработок, используемых при тренировке китайских боевых искусств.
См. также
Примечания
- ↑ 1 2 Торчинов Е. А. Даосские практики // Путь золота и киновари: Даосские практики в исследованиях и переводах Е.А. Торчинова. — СПб.: Азбука-классика; Петербургское Востоковедение, 2007., 480с.: с.157-158
- ↑ Рабогошвили Артем Анатольевич. Новые религиозные движения в современном Китае.Автореферат диссертации
- ↑ Хо, Пэн Йок. Ли, Ци, и Шу: Введение в науку и цивилизацию в Китае. — Dover Publications, 2000. — ISBN 0486414450.
- ↑ Торчинов Е.А, Даосские практики. СПб.: Аз¬бука-классика; Петербургское Востоковедение, 2007.
- ↑ Слово «Цигун» в электронной версии «Русского орфографического словаря» Российской академии наук под редакцией В. В. Лопатина (неопр.). Грамота.ру (2001-2007). Дата обращения 12 мая 2011.
- ↑ 1 2 Yang, Jwing-Ming. The root of Chinese Chi kung: the secrets of Chi kung training. — Yang’s Martial Arts Association, 1989. — ISBN 0940871076.
- ↑ Голландия, Алекс. Голоса Ци: вводное руководство к традиционной китайской медицине. — Североатлантические книги, 2000. — ISBN 1556433263.
- ↑ Yang, Jwing-Ming. Цигун для здоровья и боевых искусств: упражнения и медитация. — YMAA Publication Center, 1998. — ISBN 1886969574.
- ↑ 1 2 3 WORLDWIDE SURVEY OF FITNESS TRENDS FOR 2016: 10th Anniversar… : ACSM’s Health & Fitness Journal (неопр.). LWW. Дата обращения 23 января 2016.
- ↑ Коэн, К. С. Путь цигун: Искусство и наука китайской энергии исцеления. — Random House of Canada, 1999. — ISBN 0345421094.
- ↑ Jarney, Chris. Дыхательные теории и практики тайцзи цигун. — Североатлантические книги, 2005. — ISBN 1556435541.
- ↑ Diepersloot, Ja. Дао Ицюань: Метод осведомленности в боевых искусствах. — Center For Healing & The Arts, 2000. — ISBN 0964997614.
- ↑ Лу, Куан Ю. Секреты китайской медитации: самосовершенствование путём контроля над разумом, как учат в Чань, Махаяне и даосских школах в Китая. — С. Уэйзер, 1969.
- ↑ Клиглер, Бенджамин. Интегративная медицина: принципы деятельности. — McGraw-Hill Professional, 2004. — ISBN 007140239X.
- ↑ Гольдберг, Бертон. Альтернативная медицина: Полное руководство. — Небесные искусства, 2002. — ISBN 1587611414.
- ↑ Дэвис, Кэрол. Дополнительные терапии в реабилитации: данные по эффективности в терапии, профилактики и оздоровлению. — SLACK Incorporated, 2008. — ISBN 1556428669.
- ↑ 1 2 Lee M.S., Oh B., Ernst E. Qigong for healthcare: an overview of systematic reviews // JRSM Short Rep. 2011 February; 2(2): 7. PMID 21369525. PMCID PMC3046559.
- ↑ Шермер, Майкл. Скептическая энциклопедии лженауки, том 2. — ABC-CLIO, 2002. — ISBN 1576076539.
- ↑ Wanjek, Кристофер. Плохая медицина: заблуждения и злоупотребления выявлены, с расстоянием исцеления витамина O. — ABC-CLIO, 2003. — ISBN 1576076539.
- ↑ Палмер, Дэвид А. Лихорадка цигун: тело, наука и утопия в Китае. — Columbia University Press, 2007. — ISBN 0231140665.
- ↑ 1 2 Чэнь, Нэнси Н. Пространственное дыхание: цигун и исцеление в Китае. — Columbia University Press, 2003. — ISBN 0231128045.
- ↑ Торчинов Е. А. Даосские практики // Путь золота и киновари: Даосские практики в исследованиях и переводах Е.А. Торчинова. — СПб.: Азбука-классика; Петербургское Востоковедение, 2007., 480с.: с.162
- ↑ Despeux, C. Le qigong, une expression de la modernité Chinoise. In J. Gernet & M. Kalinowski. (ред.), En suivant la Voie Royale. Mélanges en homage à Léon Vandermeersch. — École Française d’Extrême-Orient, 1997. — P. 267–281.
- ↑ [http://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/161274599 Основные направления и механизмы политики «мягкой силы» Китая] (неопр.).
- ↑ [http://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/161274599 основные направления и механизмы политики «мягкой силы» Китая] (неопр.).
Литература
- Charlton B. G. Философия медицины: альтернативная или научная? (англ.) // Journal of the Royal Society of Medicine. — 1992 August. — No. 85(8). — P. 437.
- John Jackson. Что такое акупунктура? (неопр.). Дата обращения 8 апреля 2013. Архивировано 22 августа 2011 года.
- Steven Salzberg. Acupuncture infiltrates the University of Maryland and NEJM (неопр.) (2008). Дата обращения 24 февраля 2011. Архивировано 22 августа 2011 года.
- NCAHF Position Paper on Acupuncture (1990)
- Beyerstein B.L., Sampson W. Traditional Medicine and Pseudoscience in China: A Report of the Second CSICOP Delegation (Part 1)
- Huston P. China, chi, chicanery: examining traditional Chinese medicine and chi theory // Skeptical Inquirer. 1995;19(5): 38-42, 58.
- Barrett S. Be Wary of Acupuncture, Qigong, and «Chinese Medicine»
- Mann F. Chinese Medicine Times, vol 1 issue 4, Aug. 2006, «The Final Days of Traditional Beliefs? — Part One»
- NIH Consensus Development Program. Acupuncture — Consensus Development Conference Statement (неопр.). National Institutes of Health (November 3–5, 1997). Дата обращения 25 февраля 2011. Архивировано 22 августа 2011 года.
- Castelão-Lawless T. Epistemology of Science, Science Literacy, and the Demarcation Criterion: The Nature of Science (NOS) and Informing Science (IS) in Context // Informing Science, June 2002.
- Palmer D. A. Qigong fever: body, science, and utopia in China. — Columbia University Press, 2007. 356p. ISBN 978-0-231-14066-9. Фрагменты на Google Books
- Мантек Чиа Трансформация стресса в Жизненную энергию. — «София», Киев, 1996 г.
- Торчинов Е. А. Даосизм // Опыт историко-религиоведческого описания. СПб., 1993.
- Торчинов Е. А. Даосизм. С-П. 1999.
- Линь Хоушен, Ло Пэйюй. Секреты китайской медицины. 300 вопросов о цигуне. Новосибирск. Наука, 1995.
- Ван Лин. Восемь упражнений Цигун. Ростов-на-Дону, Феникс, 1995.
Ссылки
Цигун — Википедия
Цигун (кит. трад. 氣功, упр. 气功, пиньинь: qìgōng) — это комплексы традиционных упражнений, возникшие на основе даосской алхимии и отчасти буддийских психопрактик, выполняемые преимущественно с оздоровительными и терапевтическими целями[1].

Хотя цигун представляет собой систему дыхательных и двигательных упражнений, носящих практический характер, изначально он был связан с религиозным мировоззрением даосских монахов, которые рассматривали упражнения цигун как необходимую практическую сторону космологических и физиологических представлений[2].
Этимология
Цигун или Ци Гун — русская форма термина, образованного слиянием двух китайских иероглифов: Ци (氣) и Гун (功). Словарное определение слова «Ци» обычно дает смысл «дыхание», «воздух», «газ» и «пар», но оно также может быть использовано в контексте при описании отношений между материей, энергией и духом[3]. Буквальный перевод «цигун» — «работа с Ци»[4].
Словарь русского языка Российской академии наук под редакцией В. В. Лопатина[5] определяет слово «Цигун» как склоняемое.
Практики
Есть множество форм цигуна, происходящих из различных отношений в китайском обществе[6][неавторитетный источник?]. В традиционной китайской общине медицинский цигун используется для профилактических и лечебных целей[7]. В сообществах китайских боевых искусств цигун считается важным компонентом подготовки, повышающим боевые возможности[8]. Религиозные общины, в том числе даосская и буддийская традиции, используют цигун в качестве части медитативной практики[9]. Сторонники конфуцианства используют практики цигун для улучшения моральных качеств[10].

Практики цигуна включают четыре вида обучения: динамическое, статическое, медитативное и виды деятельности, требующие внешних средств. Динамическая подготовка включает в себя специальные движения и распространяется на упражнения, такие, как Тайцзицюань[11]. Статическое обучение требует от практикующего спокойствия тела и слежения за его положением[12].
Медитативная подготовка включает в себя визуализацию или сосредоточение внимания на конкретных идеях, звуках, образах, понятиях или моделях дыхания[13].
Существуют также методы обучения, которые включают внешние средства, такие, как прием трав, массаж, физические манипуляции или взаимодействия с другими живыми организмами[9]. Система цигун может состоять из одного или нескольких видов профессиональной подготовки[6].
Критика
Цигун считается частью альтернативной медицины[14][15], предположения о его положительном воздействии при лечении различных заболеваний[16] базируются в основном на низкокачественных исследованиях[17]. По результатам этих исследований в настоящее время невозможно сделать вывод об эффективности цигуна[17].
Некоторые исследователи скептически относятся к некоторым характеристикам цигуна и называют его предметом лженауки[18]. Кроме того, происхождение и природа практики цигун привела к заблуждениям и злоупотреблениям[19]. Злоупотребления практикой цигуна привели к образованию культов[20] и появлению психических расстройств[21].
История развития
Известный отечественный китаевед Е. А. Торчинов связывает происхождение цигуна с эволюцией традиционной китайской религии даосизма. В I тыс. н. э. внешние алхимические практики даосизма подверглись деградации и упадку, что послужило толчком к развитию внутренней алхимии, так называемой «даосской йоги», а уже только в XX столетии на её основе развивается направление цигун.

![]() | Однако только в первой половине XX в. этот термин не только становится общеупотребительным, но и превращается в слово обыденного языка. Естественно, что это произошло с ростом популярности явления, обозначаемого словом цигун. Для простоты и краткости остановимся на таком определении цигун как явления культуры Китая XX в.: это комплексы традиционных упражнений, заимствованных из арсенала внутренней алхимии (и в отдельных случаях — из буддийской психопрактики) и выполняемых преимущественно с оздоровительными и терапевтическими целями[1]. | ![]() |
На вопрос, можно ли рассматривать цигун как возрождение даосизма, Е. А. Торчинов отвечает:
![]() | И да и нет. Да, поскольку методы цигун – методы, безусловно, даосские. Нет, потому что практика цигун не сопровождается восприятием даосского мировоззрения в его целостности[22]. | ![]() |
.
В 1940-х и 1950-х годах китайское правительство пыталось интегрировать эти разрозненные подходы в единую систему с целью создания прочной научной базы для такой практики в рамках политической философии и культурной революции. Эта попытка, по мнению некоторых китаистов, оценивается как начало современной интерпретации цигуна[21][23]. Через миграции, туризм и глобализацию практика и перспективы цигуна стали постепенно распространяться из китайской общины на весь мир.
В настоящее время, цигун как духовная и телесно-ориентированная практика переживает относительный подъем своей популярности на Западе, а также России. Есть мнение, что на фоне распространения и популяризации культуры Китая[24], у жителей крупных городов практика цигун занимает место популярной ранее йоги[9]. Кроме распространения цигун в качестве практики, также происходит популяризация утверждений цигун среди культурной среды, непосредственно с практикой не знакомой. Одним из примеров такой ассимиляции по мнению китаеведа А.С. Левицкого может служить древне-китайская поговорка «Сила в постоянстве». Подобная популяризация утверждений восточной культуры может быть связана с популяризацией культуры Китая в России в целом[25].
Практика цигун является одним из видов вспомогательных наработок, используемых при тренировке китайских боевых искусств.
См. также
Примечания
- ↑ 1 2 Торчинов Е. А. Даосские практики // Путь золота и киновари: Даосские практики в исследованиях и переводах Е.А. Торчинова. — СПб.: Азбука-классика; Петербургское Востоковедение, 2007., 480с.: с.157-158
- ↑ Рабогошвили Артем Анатольевич. Новые религиозные движения в современном Китае.Автореферат диссертации
- ↑ Хо, Пэн Йок. Ли, Ци, и Шу: Введение в науку и цивилизацию в Китае. — Dover Publications, 2000. — ISBN 0486414450.
- ↑ Торчинов Е.А, Даосские практики. СПб.: Аз¬бука-классика; Петербургское Востоковедение, 2007.
- ↑ Слово «Цигун» в электронной версии «Русского орфографического словаря» Российской академии наук под редакцией В. В. Лопатина. Грамота.ру (2001-2007). Проверено 12 мая 2011. Архивировано 23 августа 2011 года.
- ↑ 1 2 Yang, Jwing-Ming. The root of Chinese Chi kung: the secrets of Chi kung training. — Yang’s Martial Arts Association, 1989. — ISBN 0940871076.
- ↑ Голландия, Алекс. Голоса Ци: вводное руководство к традиционной китайской медицине. — Североатлантические книги, 2000. — ISBN 1556433263.
- ↑ Yang, Jwing-Ming. Цигун для здоровья и боевых искусств: упражнения и медитация. — YMAA Publication Center, 1998. — ISBN 1886969574.
- ↑ 1 2 3 WORLDWIDE SURVEY OF FITNESS TRENDS FOR 2016: 10th Anniversar… : ACSM’s Health & Fitness Journal. LWW. Проверено 23 января 2016.
- ↑ Коэн, К. С. Путь цигун: Искусство и наука китайской энергии исцеления. — Random House of Canada, 1999. — ISBN 0345421094.
- ↑ Jarney, Chris. Дыхательные теории и практики тайцзи цигун. — Североатлантические книги, 2005. — ISBN 1556435541.
- ↑ Diepersloot, Ja. Дао Ицюань: Метод осведомленности в боевых искусствах. — Center For Healing & The Arts, 2000. — ISBN 0964997614.
- ↑ Лу, Куан Ю. Секреты китайской медитации: самосовершенствование путём контроля над разумом, как учат в Чань, Махаяне и даосских школах в Китая. — С. Уэйзер, 1969.
- ↑ Клиглер, Бенджамин. Интегративная медицина: принципы деятельности. — McGraw-Hill Professional, 2004. — ISBN 007140239X.
- ↑ Гольдберг, Бертон. Альтернативная медицина: Полное руководство. — Небесные искусства, 2002. — ISBN 1587611414.
- ↑ Дэвис, Кэрол. Дополнительные терапии в реабилитации: данные по эффективности в терапии, профилактики и оздоровлению. — SLACK Incorporated, 2008. — ISBN 1556428669.
- ↑ 1 2 Lee M.S., Oh B., Ernst E. Qigong for healthcare: an overview of systematic reviews // JRSM Short Rep. 2011 February; 2(2): 7. PMID 21369525. PMCID PMC3046559.
- ↑ Шермер, Майкл. Скептическая энциклопедии лженауки, том 2. — ABC-CLIO, 2002. — ISBN 1576076539.
- ↑ Wanjek, Кристофер. Плохая медицина: заблуждения и злоупотребления выявлены, с расстоянием исцеления витамина O. — ABC-CLIO, 2003. — ISBN 1576076539.
- ↑ Палмер, Дэвид А. Лихорадка цигун: тело, наука и утопия в Китае. — Columbia University Press, 2007. — ISBN 0231140665.
- ↑ 1 2 Чэнь, Нэнси Н. Пространственное дыхание: цигун и исцеление в Китае. — Columbia University Press, 2003. — ISBN 0231128045.
- ↑ Торчинов Е. А. Даосские практики // Путь золота и киновари: Даосские практики в исследованиях и переводах Е.А. Торчинова. — СПб.: Азбука-классика; Петербургское Востоковедение, 2007., 480с.: с.162
- ↑ Despeux, C. Le qigong, une expression de la modernité Chinoise. In J. Gernet & M. Kalinowski. (ред.), En suivant la Voie Royale. Mélanges en homage à Léon Vandermeersch. — École Française d’Extrême-Orient, 1997. — P. 267–281.
- ↑ [http://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/161274599 Основные направления и механизмы политики «мягкой силы» Китая].
- ↑ [http://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/161274599 основные направления и механизмы политики «мягкой силы» Китая].
Литература
- Charlton B. G. Философия медицины: альтернативная или научная? (англ.) // Journal of the Royal Society of Medicine. — 1992 August. — No. 85(8). — P. 437.
- John Jackson. Что такое акупунктура?. Архивировано 23 августа 2011 года.
- Steven Salzberg. Acupuncture infiltrates the University of Maryland and NEJM (2008). Архивировано 23 августа 2011 года.
- NCAHF Position Paper on Acupuncture (1990)
- Beyerstein B.L., Sampson W. Traditional Medicine and Pseudoscience in China: A Report of the Second CSICOP Delegation (Part 1)
- Huston P. China, chi, chicanery: examining traditional Chinese medicine and chi theory // Skeptical Inquirer. 1995;19(5): 38-42, 58.
- Barrett S. Be Wary of Acupuncture, Qigong, and «Chinese Medicine»
- Mann F. Chinese Medicine Times, vol 1 issue 4, Aug. 2006, «The Final Days of Traditional Beliefs? — Part One»
- NIH Consensus Development Program. Acupuncture — Consensus Development Conference Statement. National Institutes of Health (November 3–5, 1997). Проверено 25 февраля 2011. Архивировано 23 августа 2011 года.
- Castelão-Lawless T. Epistemology of Science, Science Literacy, and the Demarcation Criterion: The Nature of Science (NOS) and Informing Science (IS) in Context // Informing Science, June 2002.
- Palmer D. A. Qigong fever: body, science, and utopia in China. — Columbia University Press, 2007. 356p. ISBN 978-0-231-14066-9. Фрагменты на Google Books
- Мантек Чиа Трансформация стресса в Жизненную энергию. — «София», Киев, 1996 г.
- Торчинов Е. А. Даосизм // Опыт историко-религиоведческого описания. СПб., 1993.
- Торчинов Е. А. Даосизм. С-П. 1999.
- Линь Хоушен, Ло Пэйюй. Секреты китайской медицины. 300 вопросов о цигуне. Новосибирск. Наука, 1995.
- Ван Лин. Восемь упражнений Цигун. Ростов-на-Дону, Феникс, 1995.
Ссылки
Ци — Википедия
Ци, иногда чи (кит. трад. 氣, упр. 气, пиньинь: qì; в японском варианте — ки яп. 気 ki, иногда кэ; англ. qi или ch’i) — одна из основных категорий китайской философии, фундаментальная для китайской культуры, в том числе и для традиционной китайской медицины. Чаще всего определяется как[1][2][3] «пневма», «эфир», «воздух» (англ.)русск., «дыхание», «энергия» (англ.)русск., «жизненная сила» (англ.)русск.. Ци выражает идею фундаментальной,[4] континуальной, динамической, пространственно-временной, духовно-материальной и витально-энергетической субстанции[1], которая лежит в основе устроения Вселенной, где всё существует благодаря её видоизменениям и движению.[4] Противоположным понятием является ли[1].


Принято выделять 3 смысловых уровня понятия — космологический (ци как универсальная субстанция вселенной), антропологический (ци как наполнитель человеческого тела, связанный с кровообращением) и психологический (ци как психический центр или «сердце» — синь, находящийся под влиянием воли и регулирующий чувство)[1]. Общим для всей китайской философии является рассмотрение ци как бескачественного первовещества («Великого начала»), соответствовавшего первой фазе развития вселенной. Дифференциация этого первовещества происходила в форме инь и ян, а также пяти элементов (у син)[1].
Категория не имеет прямых аналогов в западной философской традиции[5].
Определение в китайских первоисточниках[править | править код]
Го Юй Чжоу[править | править код]
夫天地之气,不失其序;若过其序,民乱之也。
- «Ци неба и земли не должны нарушать свою последовательность, если последовательность не будет соблюдена, это приведёт к смуте в народе», — перевод М. В. Крюкова.
Нэйцзин[править | править код]
В «Трактате о внутреннем» («Нэйцзин») сказано:
- «Там, куда проникает вызывающее болезнь нарушение, определённо имеется недостаток ци.»
- «Туда, где находятся защитные силы, не проникает вызывающее болезнь нарушение.»
Неоконфуцианство[править | править код]

На распространение понятия ци оказал существенное влияние основатель неоконфуцианства Чжу Си (1130—1200), который считается второй (после Конфуция) фигурой в истории китайской мысли. Согласно его учению, всё сущее вокруг пронизывает ци и ли. Ли (или дао) люди и вещи получают в момент своего зарождения, ли определяет природу вещей. Ци вдыхает в них жизнь, ци — дыхание самой природы, источник силы всего, что существует. Ци отождествляется с инь и ян[6]. Правильная циркуляция ци создаёт гармонию, напротив, недостаток ци приводит к прекращению всякого движения. В организме человека правильная циркуляция ци обеспечивает успех и здоровье, а недостаток ци приводит к болезням и смерти.
В традиционной китайской медицине термином «ци» могут обозначаться любые субстанции, участвующие в жизнедеятельности организма или поддерживающие функциональную активность органов и тканей. Вдыхаемый воздух также называется ци. В различных трактатах движение ци уподобляется движению по кругу без начала и конца, при этом предупреждается, что законы её циркуляции не позволено нарушать никому.[4]
Ци, двигаясь по внутренностям человека, согревает его плотные органы чжан и полые органы фу, а снаружи увлажняет кожу через поры. Таким образом, все виды циркуляции осуществляются по сосудам, коллатеральным связям и по различного вида каналам (собственные каналы-цзин иньских и янских органов, сухожильно-мышечные, подкожные каналы и т. д.). Иньские сосуды питают пять органов-хранилищ чжан, а янские сосуды питают шесть органов-чертогов фу.[4]
Считается, что воздействием на меридианы можно изменить циркуляцию Ци и тем самым вызвать физиологические изменения в человеческом теле. Представления о такого рода воздействиях нашли широкое применение в акупунктуре и боевых искусствах (См. Цигун, Айкидо). Такие представления являются объектом критики современной науки.
Понятие ци является основополагающим для фэн-шуй, а также ряда китайских систем оздоровления человеческого тела[7].
Формы ци[править | править код]
- Чжэн-ци (иногда шэн ци[7]) (正氣 zhèngqì, упр. 正气) — истинная, правильная форма ци; дыхание природы
- Юань-ци (元氣 yuánqì, упр. 元气) — изначальная ци (наследственная энергия)
- Се-ци (иногда ша ци[7]) (邪氣 xiéqì, упр. 邪气) — вредоносная энергия, зловещее дыхание
- Жар
- Холод
- Влажность
- Ветер
- Сухость
Аналогичные понятия в других культурах[править | править код]
Понятие «прана» (дыхание жизни), аналогичное ци (шэн ци)[7], имеется в индийской культуре. В западной философии существовали близкие понятия пневма (в древнегреческой медицине, стоицизме и раннехристианской философии), Energeia у Аристотеля. Сходное по смыслу понятие Élan vital (жизненная активность, сила) есть в философии Бергсо́на.
Ци в японской культуре[править | править код]

Понятию Ци аналогично японское Ки[8][неавторитетный источник?]. Оно является составной частью наименований многих боевых искусств: айкидо (合気道)[9], кико, киайдзюцу и др. Это и важная составляющая японского духа бусидо и японской традиционной медицины — киацу, Рэйки, когда, используя пальцевый метод сиацу, в тело пациента направляют поток энергии Ки.
Японская эзотерическая философия выделяет восемь видов Ки:
- Кэкки (яп. 血気, ки крови) — изначальная, витальная Ки, её символизирует кровь. В цигун ей соответствует цзинь-ци. Энергия первой чакры (здесь и далее — условное сравнение).
- Сиокэ (яп. 塩気, ки соли) — биоэнергия, энергия биоплазмы, дает телесную структуру, её символизирует соль в крови («сио» и значит «соль»). Энергия второй чакры.
- Мидзукэ (яп. 水気, ки воды) — энергия воды («мидзу»), сексуальная энергия, энергия рода. Тоже энергия второй чакры.
- Куки (яп. 空気 ку:ки, ки воздуха) — энергия воли, способность расщеплять, разрушать и созидать. Энергия третьей чакры.
- Дэнки (яп. 電気, ки грома) — общественно-организующая сила. Энергия четвёртой чакры.
- Дзики (яп. 磁気, ки магнита) — магнитная энергия, собирающая сила, творческая энергия, сила красоты, эстетика. Энергия пятой чакры.
- Рэйки (яп. 霊気, ки духа) — синергия, духовная или космическая энергия. Рэйки-практиками воспринимается как Белый огонь или Свет, нисходящий в 7 и 6 чакры, понижающий вибрационные характеристики для того или иного существа.
- Синки (яп. 神気, ки ками) — божественная энергия, что видно и из иероглифа 神 — «син» — Ками, божество.
Отдельно следует упомянуть термины айки и киай.
- Айки (яп. 合気, ки соединения) — соединение (гармония) энергии, метод использования энергии Ки. Широко используется в айкидо, как способ управления энергией противника, и является даже частью его наименования этого вида кэмпо.
- Киай (яп. 気合, встреча ки) — искусство использования энергии звука (боевого крика) для воздействия на противника в кэмпо, для лечения в ки-ко, для магического воздействия на себя или окружающее в сюгэндо, ниндзюцу, ки-ко.
Современные представления о ци как об «энергии» или «силе»[править | править код]
В современном мире распространено немало учений и практик, в которых «энергия ци» представляется как материальный объект, некий вид «жизненной энергии» или «силы», которым можно манипулировать[10][11][6][12]. Такой подход критикуется современной западной, а также и китайской философией и наукой. Современная наука отрицает существование вида энергии, который можно было бы отождествить с ци[11][13]. Некоторые авторы характеризуют как псевдонаучные и псевдомедицинские[14][15][16][17][18][19][20] такие учения и практики, как цигун и акупунктура, фундаментом которых являются манипуляции с «энергией ци».
В китайской философии отсутствуют аналитические понятия «сила», «энергия»[21][22].
- ↑ 1 2 3 4 5 Кобзев А. И. Ци — пневма // Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М. Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М. Л. Титаренко, А. И. Кобзев, А. Е. Лукьянов. — 2006. — 727 с. С.549-551.
- ↑ Bo Mou History of Chinese philosophy / Routledge history of world philosophies, Vol.3. p.72
«It is interesting to note that the original texts of the Zhou-Yi did not mention qi, and it is not until the writing of the Yi-Zhuan commentaries of the Yi text that the term qi was used. But this is not to say that experiences and understanding of qi as a living force may not begin with the observation and experiences of the yin-yang forces in process of change in reality (nature)». - ↑ Философский словарь. Руах (ивр. רוח) воздух, также Дух; Руах Элохим, Ruah Ha-qodesh (ивр. רוח הקודש) Divine Spirit or Divine Inspiration; соответствует Святому Духу христиан. Также ветер, дыхание и текущая вода
- ↑ 1 2 3 4 Дубровин Д. А. Трудные вопросы классической китайской медицины. Л.: Аста-пресс, 1991
- ↑ Кобзев А. И. Категории и основные понятия китайской философии и культуры // Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М. Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М. Л. Титаренко, А. И. Кобзев, А. Е. Лукьянов. — 2006. — 727 с. С. 66-81.
- ↑ 1 2 Ци и Инь и Ян
- ↑ 1 2 3 4 Дыхание природы (шэн ци) и зловещее дыхание (ша ци)
- ↑ http://womenshealth.about.com/od/sexualhealthissues/a/taoismsexuality.htm (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 16-05-2013 [2456 дней])
- ↑ И происходящее от него корейское хапкидо (合氣道)
- ↑ Micozzi M. S. Foreword Архивная копия от 26 августа 2010 на Wayback Machine // Tianjun Liu. Chinese Medical Qigong, 2010.
«Qigong also recognizes the role of Qi or „vital energy“ in health and healing, a key feature of human physiology and biology that is not fully recognized or utilized in Western biomedicine. Notwithstanding Western medical technology, Qi represents a powerful force of Nature which may be cultivated for healing purposes». - ↑ 1 2 Stenger V. J. Bioenergetic Fields (неопр.) (недоступная ссылка). // The Scientific Review of Alternative Medicine, Vol. 3, No. 1, Spring/Summer 1999 / colorado.edu. Дата обращения 8 декабря 2011. Архивировано 8 февраля 2012 года.
«Chi or qi remains the primary concept in traditional Chinese medicine, still widely practiced in China and experiencing an upsurge of interest in the West. Chi is said to be a living force that flows rhythmically through „meridians“ in the body. The methods of acupuncture and acupressure are used to stimulate the flow at special acupoints along these meridians, although their location has never been consistently specified. The chi force is not limited to the body, but is believed to flow throughout the environment. …As modern science developed in the West and the nature of matter was gradually uncovered, a few scientists sought scientific evidence for the nature of the living force». - ↑ Zhang Y. H., Rose K. A brief history of qi.— Paradigm Publications, 2001. ISBN 978-0-912111-63-6.
- ↑ Beyerstein B.L., Sampson W. Traditional Medicine and Pseudoscience in China: A Report of the Second CSICOP Delegation (Part 1) // Skeptical Inquirer 20(4):18-26, 1996.
«…Although the delegation found this „force“ dismally inaccurate when the Qigong masters invoked it to diagnose illnesses, it is the same „energy“ that TCM advocates say runs through acupuncture meridians to effect healing. It has always struck us as odd that proponents can accept that this mysterious energy is unable to interact with the physical matter in the sensors of measuring instruments (which could confirm its existence) while it is still able to interact with the physical matter of bodily organs to „read“ their state of health and produce a cure».
«8. For instance, no reputable scientist has ever found an anatomical basis in the circulatory, nervous, or lymphatic systems for the „meridians“ through which the health-enhancing vital energies posited by TCM are supposed to flow». - ↑ Ulett G. A., Han J., Han S. Traditional and Evidence-Based Acupuncture: History, Mechanisms, and Present Status (недоступная ссылка с 11-05-2013 [2461 день]) // SOUTHERN MEDICAL JOURNAL, Vol 91, No. 12. December 1998.
«In 1997, the NIH/OAM Consensus Meeting on Acupuncture came to essentially the same conclusions after focusing its attention primarily on clinical studies, based on TCA with its pseudoscientific theories of meridians and Qi». - ↑ John P. Jackson. What is acupuncture? (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 28 февраля 2011. Архивировано 22 августа 2011 года.
- ↑ Steven Salzberg. Acupuncture infiltrates the University of Maryland and NEJM (неопр.) (2008). Дата обращения 28 февраля 2011. Архивировано 22 августа 2011 года.
- ↑ Steven Novella. Acupuncture Pseudoscience in the New England Journal of Medicine (неопр.). Дата обращения 28 февраля 2011. Архивировано 8 февраля 2012 года.
- ↑ Wallace I. Sampson. Critique of the NIH Consensus Conference on Acupuncture (неопр.) (March 2005 publisher=Acuwatch). Архивировано 9 февраля 2012 года.
- ↑ Sampson W. I., Atwood K. Propagation of the Absurd: demarcation of the Absurd revisited (англ.) // Med J Aust (англ.)русск. : journal. — 2005. — 5 December (vol. 183, no. 11/12). — P. Viewpoint. Архивировано 7 сентября 2006 года.
- ↑ Greasley P. Is evaluating complementary and alternative medicine equivalent to evaluating the absurd? // Eval Health Prof. 2010 Jun; 33(2):127-39.
«The empirical evaluation of a therapy would normally assume a plausible rationale regarding the mechanism of action. However, examination of the historical background and underlying principles for reflexology, iridology, acupuncture, auricular acupuncture, and some herbal medicines, reveals a rationale founded on the principle of analogical correspondences, which is a common basis for magical thinking and pseudoscientific beliefs such as astrology and chiromancy». - ↑ Китайская философия. Энциклопедический словарь, ред. Титаренко М. Л. Изд-во Мысль, М., 1994. — 573 с. ISBN 5-244-00757-2
- ↑ Кобзев А. И. О категориях традиционной китайской философии. // Народы Азии и Африки, 1984, № 4.
[1]
- ↑ Ошибка в сносках?: Неверный тег
<ref>
; для сносок:0
не указан текст
Лечебный цигун — Википедия
Лечебный цигун — отдельное направление общей китайской гимнастики цигун, которая включает в себя физические, энергетические, ментальные китайские практики для лечения организма от всевозможных болезней, поддержания здоровья и достижения долголетия. Включает в себя множество различных комплексов из разных времен китайской истории, использует медитации, гимнастические упражнения, достижения глубокого осознания процессов, происходящих в теле человека, снятия телесных и психоэмоциональных зажимов, успокоения сознания, эмоций, освобождения от внутреннего диалога и проблем, и многое другое. Используется для достижения релаксации и альтернативного лечения при стрессовых состояниях и болезнях человека, для достижения общей гармонизации и внутреннего равновесия человека как организма и сущности, улучшения иммунной системы, настройки и улучшения работы органов тела человека и их систем в целом.
Этимология
Цигун — русская форма термина, образованного соединением двух китайских иероглифов: ци (氣) и гун (功). Словарное определение слова «ци» обычно дает смысл «дыхание», «воздух», «газ» и «пар», но оно также может быть использовано в контексте при описании отношений между материей, энергией и духом[1]. Определение слова «гун» (功) даёт смысл «сила», «власть», а также «достижения» и «результаты» деятельности, работы. Иероглифы объединяются для описания систем и методов «взращивания энергии» и манипулирования собственной энергией в организме[2].
Словарь русского языка Российской академии наук под редакцией В. В. Лопатина[3] определяет слово «Цигун» как склоняемое.
Лечебный цигун — поднаправление цигуна, комплекс практик и систем, направленных на лечение тела человека и поддержание здоровья и долголетия.
Практики
Есть множество практик лечебного цигуна, происходящих из различных потребностей, взаимоотношений, этики общения в китайском обществе. В традиционном китайском обществе лечебный цигун используется для профилактических и медицинских целей. В практиках боевых искусств Китая цигун считается важным неотъемлемым компонентом физической и психоэмоциональной подготовки, существенно повышающей возможности человека. Например, цигун входят как обязательная система комплексов для китайской олимпийской сборной, а также активно используется в разных видах спорта как уникальный инструмент достижения нужного состояния. Различные религиозные организации Китая, например, как даосская и буддийская традиции, используют цигун в качестве части медитативной практики. Конфуцианство использует практики цигун для улучшения моральных качеств своих последователей.
Лечебный цигун включает в себя несколько форм лечения и обучения практикам: статические комплексы, динамические практики, медитации и практики с использованием различных предметов. Каждая практика использует определенные правила дыхания, для ускорения получения нужного результата. Статические комплексы лечебного цигун требуют от практикующего спокойствия ума, сознания, тела, расслабленности и слежения за положением тела. Динамическая практика лечебного цигун состоит из специальных движений и использует упражнения, например Тайцзицюань.
Медитативная практика как правило состоит из визуализаций или сосредоточения осознанного внимания на различных образах, звуках, образах, идеях, понятиях, используя различные модели дыхания.
Комплексы лечебного цигуна
Этот вид цигуна создали, в основном, народные целители. Специальные упражнения разрабатывались в основном для улучшения циркуляции ци (энергии) в конкретных каналах (меридианах) для излечения различных заболеваний. Лечебный цигун преимущественно ставит перед собой цели укрепления здоровья, профилактики заболеваний, лечения болезней, достижения долголетия.
К медицинскому цигуну относятся многие комплексы:
- Свая, она же Чжан Чжуан, она же позиция дерева, оно же столбовое стояние.
- Бадуань Цзинь или Восемь кусков парчи.
- И Цзинь Цзин или Преобразование мышц и сухожилий.
- Энергетические шары или Сюань-Юань-Нэйгун.
- Игры пяти зверей.
- «6 волшебных звуков» («6 целительных звуков») или Лю Цзы Сюэ.
- Чжунхэ Цигун.
- Син Шэн Чжуань.
- Даоинь яншен гун (Daoyin Yangsheng Gong).
- Цигун Чань Ми Гун
и многие другие.
Каждый из комплексов представляет собой систему упражнений, оздоровительные гимнастики, распрямляющие и вытягивающие позвоночник, воздействующие на суставы тела через правильное расслабление, усиление потока энергии ци через различные органы человека или все тело в целом, растяжение сухожилий, укрепление костной ткани и многое другое.
Данные практики лечебного цигун позволяют не только развивать тело человека, но и, что немаловажно, совершенствоваться духовно, поскольку положительно влияют на нервную систему человека, делают его более спокойным и уравновешенным. В Китае медицина уверена, что плохой человек не может быть здоровым, поскольку наблюдениями и опытом получили прямую связь между мыслями, поступками и образом жизни человека и его состоянием здоровья. Вся китайская традиционная медицина построена на совершенно иных принципах, нежели западная и цигун играет в ней одну из главных ролей.
См. также
Примечания
Литература
- Charlton B. G. Philosophy of medicine: alternative or scientific. (англ.) // Journal of the Royal Society of Medicine. — 1992 August. — No. 85(8). — P. 437.
- John P. Jackson. What is acupuncture? (недоступная ссылка — история). Проверено 24 февраля 2011. Архивировано 22 августа 2011 года.
- Steven Salzberg. Acupuncture infiltrates the University of Maryland and NEJM (2008). Проверено 24 февраля 2011. Архивировано 22 августа 2011 года.
- NCAHF Position Paper on Acupuncture (1990)
- Beyerstein B.L., Sampson W. Traditional Medicine and Pseudoscience in China: A Report of the Second CSICOP Delegation (Part 1)
- Huston P. China, chi, chicanery: examining traditional Chinese medicine and chi theory // Skeptical Inquirer. 1995;19(5): 38-42, 58.
- Альтернативная история цигун.
- Barrett S. Be Wary of Acupuncture, Qigong, and «Chinese Medicine»
- Mann F. Chinese Medicine Times, vol 1 issue 4, Aug. 2006, «The Final Days of Traditional Beliefs? — Part One»
- NIH Consensus Development Program. Acupuncture — Consensus Development Conference Statement. National Institutes of Health (November 3–5, 1997). Проверено 25 февраля 2011. Архивировано 22 августа 2011 года.
- Castelão-Lawless T. Epistemology of Science, Science Literacy, and the Demarcation Criterion: The Nature of Science (NOS) and Informing Science (IS) in Context // Informing Science, June 2002.
- Palmer D. A. Qigong fever: body, science, and utopia in China. — Columbia University Press, 2007. 356p. ISBN 978-0-231-14066-9. Фрагменты на Google Books
- Мантек Чиа Трансформация стресса в Жизненную энергию. — «София», Киев, 1996 г.
Ссылки
Литература
Всемирный день тайцзицюань и цигуна — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Всемирный день тайцзицюань и цигуна ( (en) World Tai Chi and Qigong Day (WTCQD) или World T’ai Chi and Ch’i Kung Day ), является ежегодным мероприятием, проводимым в последнюю субботу апреля каждый год, чтобы продвигать дисциплины связанные с тайцзицюань и цигуном почти в восьмидесяти странах мира, начиная с 1999 года[1][2]. Он служит средством широкого информирования о медицинских исследованиях и школах обучения в этих дисциплинах[3]. Основатели Всемирного дня Тайцзи и Цигун: Билл Дуглас (Bill Douglas) и Анжела Вон-Дуглас (Angela Wong-Douglas). По сложившейся традиции, в этот день люди, занимающиеся Тайцзи и Цигун, проводят не только массовые показательные занятия, но и бесплатные мастер-классы, обучая желающих присоединиться к философии Тайцзи и здоровому образу жизни[4]. В некоторых странах, например, в Бразилии, Египте, Пуэрто-Рико, США, Франции этот день отмечается на национальном уровне. Мероприятие широко освещается в ведущих мировых средствах массовой информации: CNN, BBC, aгентство Франс-Пресс, New York Times, aгентство Синьхуа[5].

Начинается это всемирное мероприятие в стране самой ранней часовой зоны — Новой Зеландии — в 10 часов утра. Затем к новозеландцам постепенно присоединяются жители Океании, Азии, Африки, Европы, Северной и Южной Америк — практикующие почти восьмидесяти стран и нескольких сотен городов вовлекаются в движение Тайцзи и Цигун в течение суток и заканчивают в самом позднем часовом поясе — на Гавайских островах — почти на день отстав от Новой Зеландии[6].Заявленными целями организаторов Всемирного дня тайцзи и цигун являются:
- Оповещение мира о новых медицинских исследованиях, раскрывающих преимущества для здоровья человека практики тайцзицюань и цигун.
- Пропаганда использования различных форм и лекарств традиционной китайской медицины в бизнесе, здравоохранении, образовании и реабилитации наркоманов.
- Обеспечить глобальное видение сотрудничества в области медицины и оздоровительных практик, невзирая на границы, чтобы охватить мудрость всех культур мира.
- Выражение благодарности китайской культуре за обретение миром ценностей тайцзи и цигун.
Каждая местная школа, группа и ассоциация, посвященная этим китайским практикам, сама принимает решение о форме организации мероприятия, большинство из них включает бесплатные занятия и массовые выставки. В качестве международного координатора выступает Всемирный офис тайцзи и цигун, расположенный в городе Канзас-Сити (штат Миссури, США). Именно в этом городе в 1998 году произошел первый публичный показ древних китайских практик, который и вдохновил организаторов на проведение глобальных мероприятий.

Всемирный день Тайцзи и Цигун получил статус международного в 1999 году. Однако, первый публичный показ, послуживший вдохновителем развития глобальных мероприятий, состоялся в 1998 году в Канзас — Сити штата Миссури. На этот первый показ, устроенный Клубом Тайцзи города и прошедший на лужайке Музея искусств Нельсона Аткинса (Nelson Atkins Museum of Art), собралось около двухсот человек[7]. Телекомпания CNN Headline News освещала это событие, которое вызвало интерес далеко за пределами Канзас — Сити, движение быстро росло и вскоре уже стало событием на национальном и международном уровне в последующие годы[8]. С тех пор показательные выступления проводятся ежегодно боле чем в семидесяти странах в последнюю субботу апреля. Тайцзицюань и цигун обрели популярность в мире и являются результатом опыта многотысячелетней китайской культуры и традиционной китайской медицины. Официальная наука формально не признаёт их. Китайцы высоко ценят цигун за его эффективность как в лечении, так и в профилактике заболеваний, а в последнее время они всё шире использовали его в сочетании с современной медициной для лечения рака, нарушений иммунной системы и других опасных для жизни состояний[9]. История тайцзицюань уходит вглубь веков. Первые свидетельства появления тайцзицюань относятся к VI веку н.э. и связаны с подготовкой отрядов самообороны в уезде Шэсянь. По сути тайцзицюань тогда являлся системой армейского рукопашного боя. Как поддерживающее средство и средство, предотвращающее заболевания, тайцзицюань широко практиковался в Китае еще с XVII века. После создания Китайской Народной Республики популярность тайцзицюань значительно возросла в связи с принятием упрощенной системы. С этого времени упражнения тайцзицюань начали изучаться в школах, на фабриках, заводах, предприятиях и стали составной частью лечения в больницах и санаториях Китая[10]. Сегодня тайцзыцюань и цигун объединяют миллионы людей по всему миру.
- ↑ Chinese Martial Art in Latin America, BBC Television (April 28, 2013).
- ↑ World Tai Chi and Qigong Day (неопр.) (недоступная ссылка). Winwinkungfu.com (2014). Дата обращения 2 июня 2017. Архивировано 15 декабря 2017 года.
- ↑ Tai Chi: The No-Sweat Way to Boost Immunity, Prevention Magazine (November 2011).
- ↑ Alla Cuvichico. Всемирный день Тай-цзи и Цигун (неопр.). Inqui.ru (Апрель 28,2012).
- ↑ 29 апреля — всемирный день Цигун (неопр.). Ezotera.ariom.ru (Апрель 28, 2017).
- ↑ 28 апреля Всемирный день Тай-цзи и Цигун (неопр.). Еzotera.ariom.ru (2012).
- ↑ World Tai Chi Qigong Day, celebrated worldwide, CCN iReports (неопр.) (April 28, 2013).
- ↑ World Tai Chi & Qigong Day Celebrated in Israel, NTDTelevision (неопр.). english.ntdtv.com (May 2, 2011).
- ↑ Cohen, K. S. The Way of Qigong: The Art and Science of Chinese Energy Healing.. — Preface.: Random House of Canada., 1999. — ISBN 0-345-42109-4.
- ↑ КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТАЙЦЗИЦЮАНЬ (неопр.). Daolao.ru (2017).
Ли Цзюньфэн — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
В этом китайском имени фамилия (Ли) стоит перед личным именем.Мастер Ли Цзюньфэн (родился 13 октября 1938 года в Гаочэне провинции Хэбэй) — мастер Цигун, основатель Шэн Чжэнь цигун, всемирно прославленный мастер ушу. Он также был актёром и постановщиком в нескольких китайских фильмах о боевых искусствах.
Ли Цзюньфэн родился в Гаочэне в провинции Хэбэй, Китай. В молодости он был принят в профессиональную стрелковую команду Хэбэя.
В 1960 он поступил в Пекинский университет физической культуры, на факультет ушу, и стал капитаном университетской команды по ушу. В 1964 он снялся в документальном фильме французского телевидения «День из жизни студента китайского ВУЗа».
После выпуска в 1965 году он стал тренером по ушу в пекинской спортивной школе «Шичахай». В 1973 году Центральная студия документальных фильмов Китая сняла документальный фильм о команде ушу пекинской спортивной школы, в которой есть и кадры, где Ли Цзюньфэн тренирует молодого Джета Ли. После того, как школа победила на национальном чемпионате в 1974 году, Пекин принял предложение У Биня основать пекинскую сборную по ушу, профессиональную команду, главным образом состоящую из учеников спортивной школы «Шичахай».
С 1974 по 1988 годы Ли Цзюньфэн был главным тренером пекинской сборной по ушу. В этот период команда побеждала на чемпионате Китая в командной категории 12 лет подряд, а его ученики завоевали 56 золотых медалей в личном зачете. В 1984 году его ученики выиграли 10 из 16 золотых медалей на национальном чемпионате по ушу в Шанхае, установив абсолютный рекорд по количеству «золота», завоеванного учениками одного тренера. Кроме того, Ли Цзюньфэн путешествовал в качестве тренера национальной сборной, и на первом Азиатском чемпионате по ушу в 1987 году его команда завоевала 13 из 16 золотых медалей и 3 «серебра».
В течение своей карьеры тренера по ушу Ли Цзюньфэн был награждён одним сертификатом второй медали и четырьмя сертификатами третьей медали от имени Государственной Комиссии по физической культуре и спорту. Он также был заместителем председателя Комитета тренеров по ушу Китая; членом комиссии Ассоциации ушу Китая; член Совета Общества ушу Китая.
Книга «В духе Олимпиады-2008: выдающиеся мастера боевых искусств мира» выделяет Ли Цзюньфэна как одного из одиннадцати выдающихся основоположников ушу.
В 1982 году Ли Цзюньфэн сыграл главную роль в «У Линь Чжи» — китайском фильме о боевых искусствах, и был награждён национальной наградой Китая «За лучшую главную роль». Картина была названа «Лучшим кинофильмом года» Министерством культуры Китая, переведена на пять языков или выпущена в США под названиями «Честь Дунфан Сюя» и «Смертельная Ярость». Ли Цзюньфэн снялся ещё в трёх фильмах, был кинохореографом и ведущим программы «Изучаем ушу» на телевидении.
В 1988 году Федерация ушу Филиппин пригласила Ли Цзюньфэна на должность главного тренера национальной сборной. Он работал главным тренером до 1991 года, когда он начал преподавать цигун и тайцзи постоянно. Вскоре последовало величайшее достижении его команды — 10 золотых медалей на Шестнадцатых играх Юго-Восточной Азии в Маниле.
Ли Цзюньфэн впервые начал заниматься цигуном и тайцзи, когда был студентом в университете, и практиковал эти дисциплины всю сознательную жизнь. Он начал закрыто практиковать Шэн Чжэнь цигун в 1987 году и начал преподавать его в 1994. В 1995 году было основано Международное Общество Шэн Чжэнь, чтобы распространять Шэн Чжэнь цигун в мире. Ли Цзюньфэн является председателем и главным учителем Общества.
Со времени основания Международного Общества Шэн Чжэнь Ли Цзюньфэн преподавал Шэн Чжэнь цигун в 25 странах на 6 континентах. В 2002 году кинокомпания Omni Fiml Productions сняла документальный фильм «Тихий Ум: целительный цигун» — про Шэн Чжэнь цигун и Ли Цзюньфэна. В 2002 году Ли Цзюньфэн переехал в США и принял должность инструктора по цигун в Академии восточной медицины в городе Остин (Техас, США). Он выступал с докладами на ряде конференций, включая конференцию Национальной Ассоциации цигун в 1999 и 2000 годах; на Международной Пси Конференции (Базель, Швейцария) в 2005 году; на ежегодной конференции Американской Ассоциации акупунктуристов восточной медицины в 2006 и 2007 годах.
Ли Цзюньфэн является советником Всемирного Академического Сообщества медицинского цигун и консультантом Китайской Ассоциации научного исследования цигун.
- Ли Цзюньфэн. Бой в стиле «Длинный кулак» и с одним широким мечом/копьем». Китай, 1982.
- Ли Цзюньфэн. Выпуски «Учим ушу». Китай, 1985.
- Ли Цзюньфэн. Боевые искусства о багуачжан. Китай, 1987.
- Ли Цзюньфэн. Шэн Чжэнь Уцзи Юань Гун: Возвращение к Единству. Манила, Филиппины: Международное Общество Шэн Чжэнь, 1995.
- Шэн Чжэнь Уцзи Юань Гун:: Возвращение к Единству (DVD). Манила, Филиппины: Международное Общество Шэн Чжэнь, 1996.
- Ли Цзюньфэн. Целительный Шэн Чжэнь цигун: Избавление от болезни в трех областях. Манила, Филиппины: Международное Общество Шэн Чжэнь, 1999.
- Целительный Шэн Чжэнь цигун (DVD). Манила, Филиппины: Международное Общество Шэн Чжэнь, 1999.
- Ли Цзюньфэн. Пробуждение Души. Манила, Филиппины: Международное Общество Шэн Чжэнь, 2008.
- Жао Фэнци (август), «Пекинская команда по Ушу», Китай Преобразовывается XXXV (8): 32-33
- Стюарт, Джампа Маккензи (зима), «Ли Жунфэнь: От славы Ушу до единства Ци Гун», Ци: Журнал о традиционном Восточном здоровье и фитнесе 11 (4): 46-50
- Удо, Аннабэль А. (апрель/май), «Мастер Ли Жунфэнь, бывший главный тренер пекинской команды по Ушу вступает на путь эволюции», Кунфу 7 (3): 68-70
- Вэй Ян (2008), В духе Олимпиады-2008: выдающиеся мастера боевых искусств мира, Гонконг, Китай: Издательский Дом всемирного культурного обмена
IPA | Транслитерация Вайли | Тибетский пиньинь | Передача в русской записи |
---|---|---|---|
pá | p, sp, dp, lp | b | б |
pà | rb, sb, sbr | b | б |
mpà | lb, ’b | b | б |
pʰá | ph, ’ph | p | п |
pʰà | b | p | п |
má | rm, sm, dm, smr | m | м |
mà | m, mr | m | м |
wà | w, db | w | в |
tá | t, rt, lt, st, tw, gt, bt, brt, blt, bst, bld | d | д |
ntá | lth | d | д |
tà | rd, sd, gd, bd, brd, bsd | d | д |
ntà | zl, bzl, ld, md, ’d | d | д |
tʰá | th, mth, ’th | t | т |
tʰà | d, dw | t | т |
ná | rn, sn, gn, brn, bsn, mn | n | н |
nà | n | n | н |
lá | kl, gl, bl, rl, sl, brl, bsl | l | л |
là | l, lw | l | л |
ɬá | lh | lh | лх |
tsá | ts, rts, sts, rtsw, stsw, gts, bts, brts, bsts | z | дз |
tsà | rdz, gdz, brdz | z | дз |
ntsà | mdz, ’dz | z | дз |
tsʰá | tsh, tshw, mtsh, ’tsh | c | ц |
tsʰà | dz | c | ц |
sá | s, sr, sw, gs, bs, bsr | s | с |
sà | z, zw, gz, bz | s | с |
ʈá | kr, rkr, lkr, skr, tr, pr, lpr, spr, dkr, dpr, bkr, bskr, bsr | zh | дж |
ʈà | rgr, lgr, sgr, dgr, dbr, bsgr, rbr, lbr, sbr | zh | дж |
ɳʈà | mgr, ’gr, ’dr, ’br | zh | дж |
ʈʰá | khr, thr, phr, mkhr, ’khr, ’phr | ch | ч |
ʈʰà | gr, dr, br, grw | ch | ч |
ʂá | hr | sh | ш |
rà | r, rw | r | р |
cá | ky, rky, lky, sky, dky, bky, brky, bsky | gy | гь |
cà | rgy, lgy, sgy, dgy, bgy, brgy, bsgy | gy | гь |
ɲcà | mgy, ’gy | gy | гь |
cʰá | khy, mkhy, ’khy | ky | кь |
cʰà | gy | ky | кь |
tɕá | c, cw, gc, bc, lc, py, lpy, spy, dpy | j | дж |
tɕà | rby, lby, sby, rj, gj, brj, dby | j | дж |
ɲtɕà | lj, mj, ’j, ’by | j | дж |
tɕʰá | ch, mch, ’ch | q | ч |
tɕʰà | j | q | ч |
tɕʰá | phy, ’phy | q | ч |
tɕʰà | by | q | ч |
ɕá | sh, shw, gsh, bsh | x | ш |
ɕà | zh, zhw, gzh, bzh | x | ш |
ɲá | rny, sny, gny, brny, bsny, mny, nyw, rmy, smy | ny | нь |
ɲà | ny, my | ny | нь |
já | g.y | y | я/ю/е/ё (в зависимости от финали) |
jà | y | y | я/ю/е/ё (в зависимости от финали) |
ká | k, rk, lk, sk, kw, dk, bk, brk, bsk | g | г |
kà | rg, lg, sg, dg, bg, brg, bsg | g | г |
ŋkà | lg, mg, ’g | g | г |
kʰá | kh, khw, mkh, ’kh | k | к |
kʰà | g, gw | k | к |
ŋá | rng, lng, sng, dng, brng, bsng, mng | ng | нг |
ŋà | ng | ng | нг |
ʔá | —, db | — | — |
ʔà | ’ | — | — |
há | h, hw | h | х |