Зачем нужна разминка в спорте
Крайне важным этапом любого вида спорта является разминка или подготовка организма к физической нагрузке. Чаще всего разминка представляет собой комплекс различных упражнений, направленный на все группы мышц.
В профессиональном спорте разминку часто называют разогревом перед тренировкой.
Почему разминка так необходима и какое влияние она оказывает на организм?
- помогает избежать травм и растяжений во время занятий спортом
- мышцы и связки разогреваются, и становятся более эластичными и прочными
- повышается температура тела, в результате чего улучшается кровообращение и создается оптимальный сердечный ритм
- увеличивается выносливость и работоспособность организма
- резкий переход к спортивным тренировкам без разминки может спровоцировать нарушение ритма сердечной деятельности, головокружение, одышку.
- усиливается работа дыхательных органов, в результате организм лучше оснащается кислородом.
Виды разминки
Спортивную разминку условно можно разделить на 2 вида: общую и специальную.
- Общая обычно включает 3 компонента:
- слабые потягивания, чтобы почувствовать свое тело;
- простая аэробная нагрузка для подготовки сердца к более серьезным упражнениям;
- комплекс интенсивных статистических растяжек, который выполняется до возникновения легкого дискомфорта в мышцах
- Специальная разминка зависит от выбранного вида спорта, которым человек собрался заниматься. Если это бег, то специальной разминкой будет небольшая пробежка, скорость бега постепенно должна нарастать. При силовых видах спорта можно в качестве разминки
отжиматься от пола до чувства тепла в мышцах.
Основные правила эффективной разминки
Оптимальным временем для эффективной разминки является около 20 минут. Именно это время позволяет организму полностью настроиться на «рабочий» режим и избежать не нужного стресса. После разминки рекомендуют немного передохнуть (не более 10-15 минут), и только потом приступать к основной тренировке. Это правило касается и профессионального спорта.
Переход от разминки к тренировке, а от тренировки к повседневной деятельности должен быть плавным. При этом можно осуществлять контроль за частотой сердечных сокращений.
Важным является не только сам объем физической работы перед спортивными занятиями, но также интенсивность выполняемых движений и ритм их выполнения. В зависимости от этих категорий, разминка может влиять также на эмоциональное состояние спортсмена. Ритм и темп разминки может вызвать как состояние боевой готовности, так и состояние усталости и предстартовой апатии.
В тренажерном зале разминку рекомендуется начать с кардиотренажеров (велотренажеры, степперы, беговые дорожки).
Следует помнить, что комплекс разминочных упражнений подбирается индивидуально. Зависит он от уровня подготовленности и натренированности организма, поставленных перед собой результатах (любительский или профессиональный спорт), состояния здоровья.
Разминка на уроке физкультуры: упражнения, значение
Физкультура благотворно влияет на человеческий организм. Но многие люди, особенно в пожилом возрасте, не уделяют ей должного внимания. А если быть более точным, совсем не занимаются физкультурой. Для детей очень важно заниматься физическими упражнениями, чтобы развивать свои силы и укреплять здоровье. Только так они вырастут здоровыми и сильными.
В школах всегда проводится разминка перед уроком физкультуры. Это самый важный этап в подготовке организма к нагрузке, даже самой лёгкой. Но перед занятиями организм необходимо подготовить к нагрузке. Разминка помогает поднять общий тонус организма, зарядить его энергией, активизировать мышцы перед более сильной нагрузкой, улучшить циркуляцию крови.
Без подготовки (разминки) мышцам будет сложнее принимать физическую нагрузку. И это может привести к нежелательным последствиям. Это доказанный факт.
Ниже будут рассмотрена разминка на уроке физкультуры (упражнения).
Упражнения для шеи
Шея – та часть тела, которая меньше всего подвергается нагрузке. И её необходимо тщательно разминать. Почему-то многие забывают это делать. Если говорить простыми словами, школьник не понимает всей важности разминки шеи.
Существует не так много упражнений для этой части тела, чтобы провести хорошую подготовку мышц. Это наклоны головы, её повороты в стороны, вверх и вниз, вперёд и назад, вращения головой по часовой и против часовой стрелки. В последнем случае важно делать медленные движения головой, чтобы она не закружилась. Если это произошло, следует немного постоять и расслабиться.
Для шеи не нужно большое количество повторений упражнений. Достаточно сделать каждое упражнение 10 раз. Важно чувствовать, как разминается шея, и стоит уделить ее разминке большое внимание.
Интересная разминка на уроке физкультуры шеи и других частей тела зарядит вас позитивом на целый день.
Руки – части тела, которыми люди пользуются больше всего. Особо тщательно разминать их не следует, если только вам не предстоит выполнить большую физическую работу для рук, например, отжимания или подтягивания. В этом случае тщательно разминайте мышцы рук и груди. Они помогут подготовится к повышенным нагрузкам. А если вы выполняете отжимания в несколько этапов, то полезным будет разминаться каждый раз после очередной порции отжиманий.
Разминка для рук выполняется просто: обычные взмахи рук в стороны, вверх, кручение рук по часовой и против часовой стрелки. Советуем сделать несколько простых отжиманий. Подтягивания делать при разминке не следует.
Мышцы груди связаны с мышцами рук. И когда вы разминаете руки, вы разминаете и мышцы груди. Всё в организме взаимосвязано, стоит об этом помнить всегда, когда делаете разминку.
Упражнения для спины
Каждый человек отдаёт себе отчёт в том, насколько важно заботиться о здоровье спины. Но далеко не каждый делает это.
Уже в школе, с младших классов, следует особое внимание уделять укреплению спины, чтобы вырасти здоровым человеком. И первое, что следует делать, это разминка на уроке физкультуры. Упражнения следует подбирать таким образом, чтобы равномерно распределить нагрузку на все части спины, в особенности на позвоночник, который и является «главным центром» сил человеческого организма. Если ребёнок начинает с детских лет заботиться о своём здоровье, то он должен постоянно тренировать позвоночник и мышцы спины.
Особое внимание следует уделить пояснице — как самому слабому месту спины. Чем чаще ребёнок привыкнет разминать поясницу, тем здоровее у него будет спина. А здоровая спина — это хорошее самочувствие и много жизненных сил.
Упражнения для живота
Животу в наше время не только взрослые, но и дети не уделяют особого внимания. Мышцы живота тесно взаимосвязаны с мышцами спины. В школе постоянно проводится разминка на уроке физкультуры. Упражнения (3 класс их выполняет или 11-й — неважно) позволяют укрепить брюшные мышцы.
Упражнения для мышц живота полезны в любом возрасте. Они не позволяют откладываться лишнему жиру на боках, укрепляют спину и делают здоровым позвоночник. И, если ребёнок с младших классов будет делать подобные упражнения постоянно, то он вырастет здоровым и сильным человеком, который ценит свою жизнь. К сожалению, современная молодежь не ценит свое здоровье, среди подростков немало пьющих и курящих, равнодушных к спорту и физкультуре.
Самые простые упражнения, которые развивают и мышцы спины: наклоны вниз, в стороны, вращение спины и сгибание ног в положении лёжа.
Оптимальным вариантом будет являться комплекс, в котором присутствуют несколько упражнений для спины и живота, выполненных без перерывов.
Упражнения для ног
Укреплению ног необходимо всегда уделять особое внимание в любом возрасте. Даже у физически слабо развитого человека ноги нагружаются больше, чем другие части тела. Постоянная тренировка позволяет им стать сильнее и выносливее.
Как и в школе, в колледжах и институтах проводится разминка на уроке физкультуры. Упражнения для студентов подбираются таким образом, чтобы максимально нагрузить мышцы ног, что в дальнейшем сделает их ещё сильнее. Только сначала советуют провести лёгкую пробежку. Она будет хорошей разминкой для ног. Это актуально, когда предстоит пробежать большую дистанцию или студенты будут играть в баскетбол, футбол и т. п.
Постоянные тренировки
Тот, кто постоянно занимается спортом, перед тренировкой должен подготовить организм к дальнейшей нагрузке. Можно вспомнить, какая бывает разминка на уроке физкультуры, упражнения которой подбираются с учётом дальнейшей физической нагрузки.
Но в школе нагрузка одна, а на тренировке — другая, более высокая, и в таком случае следует провести более активную разминку, чем на уроке физкультуры.
Постоянная разминка мышц не только подготавливает организм к повышенным нагрузкам, но и активизирует кровообращение, улучшает обмен веществ, поднимает тонус, повышает настроение. Вспомните, как проходит разминка на уроке физкультуры, упражнения для которой не сложные, но эффективные.
Что мешает ребёнку или студенту разминать мышцы дома? Преимущество домашней разминки в том, что она не занимает много времени, не требует больших энергетических затрат, ее можно делать в любое время, в любом месте, любое количество времени. А самое важное то, что разминка благотворно влияет не только на здоровье любого человека, но и на его самочувствие, что сегодня и всегда являлось самым важным в человеческой жизни.
Статья по физической культуре «Говорите с детьми о пользе разминки»
Итак, если мы спросим обывателя, зачем нужна разминка, он ответит, что это подготовка к основной физической нагрузке. Все мы понимаем, что разминка – это некий набор или комплекс определенных упражнений, который охватывает несколько групп мышц. Детям, посещающим спортивные секции, понятно, что во время разминки происходит разогрев мышц перед началом тренировки. А вот если неспортивным детям задать вопрос, зачем нужны разминка, большинство не сможет сформулировать ответ. Навряд ли кто-то из них начнет вам рассказывать об увеличении выносливости организма, улучшении кровообращения и прочее. Мы с детства привыкли к тому, что на уроках физкультуры мы не разговариваем, а двигаемся. Это единственный предмет в школе, где можно не нагружать мозг. И тем не менее нынешние реалии таковы, что даже в таком динамичном предмете учащимся необходимы теоретические знания.
На уроках физкультуры в школе нас интересует не столько специальная разминка, сколько общая, которую часто называют зарядкой. Главное, правильно ее организовать. Начинать со слабых потягиваний, продолжить простыми аэробными упражнениями и непременно хорошо разогреться. На уроке, как и в обычной жизни, мы можем уделить разминке 10-15 минут. Чаще так и происходит. Этого времени достаточно, чтобы настроиться на рабочий лад и перейти к основной части урока. Стоит ли говорить о том, что интенсивность движений и ритм их выполнения должны соблюдаться в зависимости от возраста. То, что легко для 4 класса, может вызвать усталость и чувство апатии у первоклашек. Упражнения нужно подбирать таким образом, чтобы учесть уровень подготовленности организма.
Часто практикуют передачу проведения разминки самим детям, обычно в 3-4 классах. Такую инициативу со стороны учащихся поддержать можно, однако при этом важно следить, чтобы соблюдались вышеназванные требования. Ведь чаще всего изъявляют желание провести разминку спортивные дети, посещающие секции и достаточно тренированные.
Здесь можно попросить облегчить упражнение, чтобы другим детям не было очень тяжело их выполнять. Впрочем, весьма полезно иногда показывать одноклассникам, какого уровня можно достичь при дополнительных занятиях спортом, за пределами обозначенных программой трех часов в неделю по физкультуре.
Мы не будем делать экспериментов, тем более, это не цель данной статьи. Есть наблюдения и есть выводы. Есть желание поделиться этим с коллегами. Возможно, кому-то на начальном этапе работы физруком это может быть полезным. Итак, наша цель – донести до ребят, что выполнять разминку очень важно с не меньшим старанием, чем, к примеру, сдачу нормативов или упражнений на оценку. Дети должны понимать, что чем лучше они выполнят упражнения до начала основных занятий, чем больше шансов избежать возможных травм. Можно рассказать, что после такой тренировки наш организм насыщается кислородом, кровь течет быстрее и наши мускулы наполняются питательными веществами. Скорость реакции повышается, связки становятся более эластичными. Мы становимся более внимательными и собранными, что оказывается полезным не только на уроке физкультуры, но и на весь учебный день.
К слову об упражнениях на растяжку, которую пытаются назвать разминкой. Это ошибочно. Растяжка выполняется после тренировки. Ведь когда мы долго держим мышцу в напряжении, мы всего лишь заботимся об отсутствии травм, но результат в основной части урока от этого может лишь пострадать. Поэтому лучше всего разминку заканчивать как называемой заминкой. Впрочем, в конце урока также полезно уделить заминке некоторое время. Ведь наша задача в конце урока подвести итоги работы, а значит дети должны быть готовы воспринять и проанализировать информацию в спокойном состоянии. А для этого необходимо, чтобы мышцы расслабились, установился пульс, давление, температура тела пришла в норму.
С чего мы обычно начинаем разминку в начальной школе? Движение «сверху вниз», то есть начинаем с упражнений для головы и шеи (круговые движения, наклоны), затем плечевой пояс (маховые и круговые движения), проработка кистей рук очень полезна, затем подключаем всю верхнюю часть туловища (наклоны в стороны и вперед-назад, повороты с разной амплитудой). В нашей разминке обязательны приседания и отжимания, а также упражнения на равновесие. Легкий бег с приставными шагами, кратковременным ускорением и противоходом обычно расслабляет и веселит ребят.
Теперь во время разминки, в паузах между упражнениями я задаю вопросы, на которые дети уже знают ответы. Не представляете, насколько приятно слышать, что ребята понимают, какие мышцы мы разминаем и для чего, какой упражнения лучше выполнить для достижения того или иного эффекта. Поддерживаю соревновательный энтузиазм в отношении упражнений для разминки, чтобы могли справиться все, и в тоже время внести что-то новое, чтобы каждый урок начинался с позитива и радости. И пусть уроки физкультуры будут еще одним шансом проявить свое творчество, а не только показать высокий результат.
Выполнила:
учитель физической культуры
Синицина Светлана Ивановна
Рекомендации по проведению разминки на уроках физкультуры
Методические рекомендации по проведению разминки на уроках физкультуры в адаптивной школе.
В настоящее время в Российской Федерации 1,6 млн. детей относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании и социальном воспитании, отвечающих их потребностями. В России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилась в два раза.
Органическое поражение центральной нервной системы обуславливает сложные дефекты психического и физического развития ребенка. Недостаток интеллектуального развития затрудняет ориентировку в пространстве, освоение двигательных навыков, ведет к значительному снижению двигательной активности, а следовательно, к дисгармоничному развитию мускулатуры детей. У них часто наблюдается слабокоординированное выполнение таких простых движений, какими являются ходьба и бег. Неумение выполнять двигательные действия на хорошем техническом уровне ведет, естественно, к отсутствию интереса учащихся к урокам физической культуры.
Строевые упражнения. Разминка.
— ходьба;
-руки вверх на носках, пятках, на внешней, внутренней стороне ступни, в полуприсяде, присяде;
-бег по кругу;
-бег в стойке баскетболиста;
-бег приставными шагами;
-бег спиной вперед;
-бег с прыжком;
-переход на ходьбу с восстановлением дыхания;
-перестроение в колонну по два.
Общеразвивающие упражнения.
1. И.П. – основная стойка, руки на пояс, вращение головы 1-2 в правую сторону, 3-4 в левую сторону.
2. И.П. – основная стойка руки перед грудью. 1-2 рывки руками перед грудью.
3-4 поворот туловища рывки и отведение рук в сторону.
3. И.П. – основная стойка, правая рука вверху, левая внизу. 1-2 рывки руками, 3-4 рывки руками со сменой положения рук.
4. И.П. – основная стойка руки на пояс. 1-2 наклон туловища вправо, 3-4 наклон туловища влево.
5. И.П. основная стойка ноги врозь, руки в стороны. 1-2 наклон вперед, левой рукой коснуться правой ноги. 3-4 наклон вперед правой рукой, коснуться левой руки.
6. И.П. основная стойка. 1- прогиб назад, руки вверх, 2 – наклон вниз, руки вперед, 3 – присесть, руки вперед, 4 – И.П.
7. И.П. – основная стойка
1- прыжок вверх, ноги врозь с хлопком над головой,
2-И.П,
3-прыжок вверх, ноги врозь с хлопком над головой,
4- И.П
Разминка на уроке физкультуры упражнения. И как он влияют на организм.
Физкультура благотворно влияет на человеческий организм. Но многие люди, особенно в пожилом возрасте, не уделяют ей должного внимания. А если быть более точным, совсем не занимаются физкультурой. Для детей очень важно заниматься физическими упражнениями, чтобы развивать свои силы и укреплять здоровье. Только так они вырастут здоровыми и сильными.
В школах всегда проводится разминка перед уроком физкультуры. Это самый важный этап в подготовке организма к нагрузке, даже самой лёгкой. Но перед занятиями организм необходимо подготовить к нагрузке. Разминка помогает поднять общий тонус организма, зарядить его энергией, активизировать мышцы перед более сильной нагрузкой, улучшить циркуляцию крови.
Без подготовки (разминки) мышцам будет сложнее принимать физическую нагрузку. И это может привести к нежелательным последствиям. Это доказанный факт.
Ниже будут рассмотрена разминка на уроке физкультуры (упражнения).
Упражнения для шеи
Шея – та часть тела, которая меньше всего подвергается нагрузке. И её необходимо тщательно разминать. Почему-то многие забывают это делать. Если говорить простыми словами, школьник не понимает всей важности разминки шеи.
Существует не так много упражнений для этой части тела, чтобы провести хорошую подготовку мышц. Это наклоны головы, её повороты в стороны, вверх и вниз, вперёд и назад, вращения головой по часовой и против часовой стрелки. В последнем случае важно делать медленные движения головой, чтобы она не закружилась. Если это произошло, следует немного постоять и расслабиться.
Для шеи не нужно большое количество повторений упражнений. Достаточно сделать каждое упражнение 10 раз. Важно чувствовать, как разминается шея, и стоит уделить ее разминке большое внимание.
Интересная разминка на уроке физкультуры шеи и других частей тела зарядит вас позитивом на целый день.
Руки – части тела, которыми люди пользуются больше всего. Особо тщательно разминать их не следует, если только вам не предстоит выполнить большую физическую работу для рук, например, отжимания или подтягивания. В этом случае тщательно разминайте мышцы рук и груди. Они помогут подготовится к повышенным нагрузкам. А если вы выполняете отжимания в несколько этапов, то полезным будет разминаться каждый раз после очередной порции отжиманий.
Разминка для рук выполняется просто: обычные взмахи рук в стороны, вверх, кручение рук по часовой и против часовой стрелки. Советуем сделать несколько простых отжиманий. Подтягивания делать при разминке не следует.
Мышцы груди связаны с мышцами рук. И когда вы разминаете руки, вы разминаете и мышцы груди. Всё в организме взаимосвязано, стоит об этом помнить всегда, когда делаете разминку.
Упражнения для спины
Каждый человек отдаёт себе отчёт в том, насколько важно заботиться о здоровье спины. Но далеко не каждый делает это.
Уже в школе, с младших классов, следует особое внимание уделять укреплению спины, чтобы вырасти здоровым человеком. И первое, что следует делать, это разминка на уроке физкультуры. Упражнения следует подбирать таким образом, чтобы равномерно распределить нагрузку на все части спины, в особенности на позвоночник, который и является «главным центром» сил человеческого организма. Если ребёнок начинает с детских лет заботиться о своём здоровье, то он должен постоянно тренировать позвоночник и мышцы спины.
Особое внимание следует уделить пояснице — как самому слабому месту спины. Чем чаще ребёнок привыкнет разминать поясницу, тем здоровее у него будет спина. А здоровая спина — это хорошее самочувствие и много жизненных сил.
Упражнения для живота
Животу в наше время не только взрослые, но и дети не уделяют особого внимания. Мышцы живота тесно взаимосвязаны с мышцами спины. В школе постоянно проводится разминка на уроке физкультуры. Упражнения (3 класс их выполняет или 11-й — неважно) позволяют укрепить брюшные мышцы.
Упражнения для мышц живота полезны в любом возрасте. Они не позволяют откладываться лишнему жиру на боках, укрепляют спину и делают здоровым позвоночник. И, если ребёнок с младших классов будет делать подобные упражнения постоянно, то он вырастет здоровым и сильным человеком, который ценит свою жизнь. К сожалению, современная молодежь не ценит свое здоровье, среди подростков немало пьющих и курящих, равнодушных к спорту и физкультуре.
Самые простые упражнения, которые развивают и мышцы спины: наклоны вниз, в стороны, вращение спины и сгибание ног в положении лёжа.
Оптимальным вариантом будет являться комплекс, в котором присутствуют несколько упражнений для спины и живота, выполненных без перерывов.
Упражнения для ног
Укреплению ног необходимо всегда уделять особое внимание в любом возрасте. Даже у физически слабо развитого человека ноги нагружаются больше, чем другие части тела. Постоянная тренировка позволяет им стать сильнее и выносливее.
Как и в школе, в колледжах и институтах проводится разминка на уроке физкультуры. Упражнения для студентов подбираются таким образом, чтобы максимально нагрузить мышцы ног, что в дальнейшем сделает их ещё сильнее. Только сначала советуют провести лёгкую пробежку. Она будет хорошей разминкой для ног. Это актуально, когда предстоит пробежать большую дистанцию или студенты будут играть в баскетбол, футбол и т. п.
Постоянные тренировки
Тот, кто постоянно занимается спортом, перед тренировкой должен подготовить организм к дальнейшей нагрузке. Можно вспомнить, какая бывает разминка на уроке физкультуры, упражнения которой подбираются с учётом дальнейшей физической нагрузки.
Но в школе нагрузка одна, а на тренировке — другая, более высокая, и в таком случае следует провести более активную разминку, чем на уроке физкультуры.
Постоянная разминка мышц не только подготавливает организм к повышенным нагрузкам, но и активизирует кровообращение, улучшает обмен веществ, поднимает тонус, повышает настроение. Вспомните, как проходит разминка на уроке физкультуры, упражнения для которой не сложные, но эффективные.
Что мешает ребёнку или студенту разминать мышцы дома? Преимущество домашней разминки в том, что она не занимает много времени, не требует больших энергетических затрат, ее можно делать в любое время, в любом месте, любое количество времени. А самое важное то, что разминка благотворно влияет не только на здоровье любого человека, но и на его самочувствие, что сегодня и всегда являлось самым важным в человеческой жизни.
ЗНАЧЕНИЕ РАЗМИНКИ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ — Студопедия.Нет
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»
Кафедра физического воспитания
РЕФЕРАТ
По дисциплине «Физическая культура»
на тему :
«Методика проведения разминки в учебно-тренировочных занятиях»
Выполнила:
студентка группы 549а
Филатова Алина Николаевна
Проверил:
к.п.н., доцент
Бармин Александр Геннадьевич
Санкт-Петербург
2017
Содержание
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ФИЗИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА.. 6
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗМИНКИ.. 8
3. ЗНАЧЕНИЕ РАЗМИНКИ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ 9
4. ПРОВЕДЕНИЕ РАЗМИНКИ. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УПРАЖНЕНИЙ, ВХОДЯЩИХ В ЕЕ СОСТАВ.. 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 21
ВВЕДЕНИЕ
Говоря про «занятия физкультурой», мы сегодня подразумеваем не только школьные уроки. Сегодня занятия физкультурой – это и фитнес, и аэробика, и походы в бассейн всей семьей, и пробежки в ближайшем парке и многое-многое другое, из чего состоит жизнь современного человека. Занятия физкультурой очень важны для человека. Они улучшают обмен веществ и кровообращение, укрепляют сердце, сосуды и легкие, развивают мышцы, избавляют от многих болезней, положительно влияют на психоэмоциональную сферу, делают человека стройнее и красивее, помогают нам всегда быть активными, работоспособными, сохранять интерес к жизни до конца своих дней.
Переход организма от состояния двигательного покоя к усиленной мышечной деятельности вызывает значительное повышение обмена веществ и энергии, изменение деятельности центральной нервной системы и органов кровообращения и дыхания. В силу того, что органы и системы человека обладают определенной инертностью, они не могут быстро достигать высокого уровня деятельности. Сложные механизмы нервной и гормональной регуляции не обеспечивают эти изменения сразу. Поэтому необходимо постепенное включение организма в работу с помощью специально подобранных физических упражнений.
Разминка оказывает на организм физиологическое и психологическое влияние. При физиологическом воздействии активизируется деятельность всех систем организма, в том числе сердечно-сосудистой и дыхательной, увеличивается частота сердечных сокращений, ударный и минутный объемы сердца, учащается дыхание, возрастает легочная вентиляции снабжение кислородом работающих мышц. Психологическое воздействие разминки улучшает эмоциональное состояние занимающихся, настраивает их на выполнение предстоящей тренировочной нагрузки.
В научной литературе во внутренней структуре разминки выделяют несколько обязательных разделов: вводный, общий и специально-подготовительный. Помимо этих разделов можно предложить использовать и специально-дополнительный раздел разминки.
Это обосновывается тем, что основным методическим приемом использования средств физической и технической подготовки в учебно-тренировочном процессе по физическому воспитанию является комплексная подготовка, которая предусматривает одновременно решение ряда обучающих, тренирующих и воспитывающих задач. Например, включение в одно занятие развития от одного до трех компонентов двигательных способностей и их различные сочетания. Такое построение занятий требует при смене одного вида деятельности на другой дополнительной подготовки.
В связи с интенсификацией занятий изменилось и значение разминки, которая не только создает благоприятные условия для проведения основной части тренинга, но и является составляющей всего комплекса тренировочных воздействий. Поэтому подбор упражнений, выполняемых в разминке, и методов их проведения решает задачи не только врабатываемости, но и сопряженного воспитания двигательных способностей и умение управлять разнообразными движениями.
Многие новички и некоторые опытные спортсмены нередко пропускают разминку, начиная занятия с выполнения основных упражнений. Это принципиально неверный подход. Разминка, выполняемая перед тренировкой, — не просто неотъемлемая часть спортивного тренинга, а важнейший ее элемент. Она подготавливает организм к предстоящим нагрузкам. Следовательно, от разминки напрямую зависит то, насколько результативно пройдет занятие.
Начинать хорошую тренировку необходимо только с разминочных упражнений. Считать их выполнение пустой тратой времени ошибочно. В основном такое мнение основано на убеждение о том, что во время разминки не происходит ни наращивания мышечной ткани, ни сброса лишнего веса. Все обстоит несколько иначе. Если разминку делать правильно, она способствует накоплению большого количества сил, требующихся для накачивания мускулатуры, или выполнения упражнений на похудение, когда человек желает избавиться от лишних килограммов.
ФИЗИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
Переход организма от состояния двигательного покоя к усиленной мышечной деятельности вызывает значительное повышение обмена веществ и энергии, изменение деятельности центральной нервной системы и органов кровообращения и дыхания. В силу того, что органы и системы человека обладают определенной инертностью, они не могут быстро достигать высокого уровня деятельности. Сложные механизмы нервной и гормональной регуляции не обеспечивают эти изменения сразу. Поэтому необходимо постепенное включение организма в работу с помощью специально подобранных физических упражнений.
Разминка оказывает на организм физиологическое и психологическое влияние. При физиологическом воздействии активизируется деятельность всех систем организма, в том числе сердечно-сосудистой и дыхательной, увеличивается частота сердечных сокращений, ударный и минутный объемы сердца, учащается дыхание, возрастает легочная вентиляция и снабжение кислородом работающих мышц. Психологическое воздействие разминки улучшает эмоциональное состояние занимающихся, настраивает их на выполнение предстоящей тренировочной нагрузки.
В научной литературе во внутренней структуре разминки выделяют несколько обязательных разделов: вводный, общий и специально-подготовительный. Помимо этих разделов нами предлагается использовать специально-дополнительный раздел разминки.
Это обосновывается тем, что основным методическим приемом использования средств физической и технической подготовки в учебно-тренировочном процессе по физическому воспитанию является комплексная подготовка, которая предусматривает одновременно решение ряда обучающих, тренирующих и воспитывающих задач. Например, включение в одно занятие развития от одного до трех компонентов двигательных способностей и их различные сочетания.
Недостаточно просто выполнять разминочные упражнения, нужно еще правильно их подобрать. Какой-то единой и универсальной системы, которая подходит для того или иного тренинга, не существует. Атлет должен самостоятельно найти для себя идеальный комплекс, отбирая упражнения, максимально эффективно раскрывающие потенциал, помогающие добиться поставленных спортивных целей. Необходимо учитывать не только вид спорта, но и физиологические индивидуальные особенности.
Немаловажную роль играет телосложение, степень подвижности суставов, состояние связок, а также другие факторы, влияющие на то, какие органы, мышцы нуждаются в большем внимании. Требуется иметь четкое представление об ожидаемом результате. Разминка может служить для легкого разогрева организма либо наполнения определенной группой мышц, которая будет задействована в тренинге, кровью.
Каждый спортсмен, конечно, сам решает, какой будет разминка. Главное, знать и теоретическую, и практическую базу. Это, прежде всего, касается представления о различных комплексах разминочных упражнений.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗМИНКИ
Основная цель разминки – это разогрев организма перед тренировкой. Она включает в себя комплекс упражнений, направленных на подготовку мышц, связок и всех систем к нагрузке. Это позволит избежать нежелательных растяжений, разрывов тканей, а также ускорит метаболические процессы в организме.
Разминка включает в себя несколько разделов.
Основной задачей вводного раздела является организация занимающихся.
Общие задачи общеподготовительного раздела: повышение температуры тела; изменение эмоционального состояния; воспитание аэробных возможностей организма; воспитание координационных способностей; повышение общей работоспособности; общая функциональная подготовка организма.
Частные задачи общеподготовительного раздела: воспитание отдельных компонентов двигательных способностей: быстроты реакции, быстроты движений, силовой выносливости, взрывной силы.
Задачи специально-подготовительного подраздела: подготовка занимающихся к выполнению первой задачи основной части занятия; техническое совершенствование отдельных фаз и элементов видов спорта, культивируемых в конкретном учебном заведении.
Успешному решению задач, стоящих перед разминкой, способствует учет способностей атлетов и условий проведения тренинга.
ЗНАЧЕНИЕ РАЗМИНКИ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ
В ходе разминки в организме происходят такие изменения, которые наилучшим образом подготавливают его к предстоящей физической работе. Если пренебречь разминкой, эти изменения будут происходить непосредственно во время выполнения основной деятельности, снижая ее эффективность. Кроме того, при работе без предварительной разминки чрезвычайно велик риск возникновения травм (а у больных людей — приступов болезни).
Основные изменения в организме, происходящие во время разминки:
Создается оптимальная возбудимость центральной нервной системы, что улучшает качество ее работы.
Во время выполнения физических упражнений нервная система посылает исполнительные команды к мышцам, обрабатывает информацию, поступающую от мышц и внутренних органов, обеспечивает координацию органов между собой (их согласованное взаимодействие). В результате разминки улучшается нервно-мышечное взаимодействие, увеличивается скорость реакций, точность и координация движений, облегчается протекание процессов обучения новым двигательным навыкам.
Повышается скорость и интенсивность обмена веществ, увеличивается скорость распада химических веществ, расщепление которых дает энергию для мышечного сокращения. Увеличение скорости распада веществ вызывает повышение температуры тела (отсюда идет понятие «разогреть мышцы»). Повышение температуры тела ускоряет время начала потоотделения при выполнении основной работы, облегчая, таким образом, процессы вывода из организма продуктов распада и процессы поддержания температуры тела в пределах физиологической нормы. Идеальным вариантом является начало потоотделения уже при разминке.
Увеличивается деятельность органов кровообращения и дыхания. Эти органы обеспечивают работающие мышцы кислородом и химическими веществами, расщепление которых дает необходимую энергию для мышечного сокращения.
Увеличивается эластичность мышц, связок, что снижает риск возникновения травм.
Изменяется деятельность желез внутренней секреции, в результате чего в кровь поступают гормоны, во много раз облегчающие и усиливающие необходимые пред рабочие перестройки в организме.
Если разминка достаточно интенсивна и длительна, в кровяное русло поступает дополнительное количество крови из мест ее резервного хранения (так называемых «депо крови»). Увеличение общего количества крови в кровяном русле облегчает перенос кислорода и других важных для жизнедеятельности организма веществ.
Происходит перераспределение крови между работающими и неработающими органами. Кровеносные сосуды работающих органов (сердца, легких, работающих мышц) расширяются, и в них поступает больше крови. Кровеносные сосуды неработающих органов (органов пищеварения, неработающих мышц) сужаются, и в них поступает существенно меньше крови.
В виду слабого кровоснабжения и торможения деятельности органов пищеварения во время выполнения более или менее интенсивной физической работы не рекомендуется принимать пищу сразу после тренировки и за 1.5-2 часа до тренировки.
Кровоснабжение головного мозга в целом остается строго постоянным при любом виде деятельности. Однако вовремя достаточно интенсивной мышечной работы наблюдается перераспределение мозгового кровотока между различными зонами мозга. Те области мозга, которые управляют процессом сокращения работающих мышц и регулируют деятельность внутренних органов, участвующих в обеспечении мышечной работы, получают большее количество крови по сравнению с другими зонами, не принимающими непосредственного участия в обеспечении мышечной деятельности. Поэтому можно наблюдать, например, снижение высших психических функций (память, внимание, способность к усвоению нового и так далее) сразу и спустя некоторое время после выполнения интенсивной мышечной работы.