Олимпийские игры и древний Рим. — Студопедия
Содержание
Роль физических упражнений в укреплении здоровья человека.
Древний Рим
Олимпийские игры и древний Рим.
Литература
1.Роль физических упражнений в укреплении здоровья человека.
Древние народы использовали гимнастику, плавание и обливание водой разной температуры. Из далеких веков дошли до нас имена великих основоположников современного учения о роли физических упражнений в укреплении здоровья человека, в лечении заболеваний. Отец медицины великий Гиппократ, проживший 104 года, проповедовал гимнастику, занятия спортом, закаливание водой и солнцем, прогулки, умеренность в питании. Известный греческий писатель и.историк Плутарх называл гимнастику, движения кладовой жизни, а философ Платон писал: «Гимнастика есть, целительная часть медицины». Платон участвовал в пифийских и истмийских играх и неоднократно Побеждал. Великий врач Древнего Рима Гален в своих трудах неоднократно упоминает, что он тысячи и тысячи раз возвращал здоровье больным посредством упражнений. Интересно, как Гален исцелял ожиревших и немощных патрициев. Он заставлял их косить траву, копать землю, рубить дрова, Печать, заниматься гимнастикой, водными процедурами, прописывал специальную (весьма скромную) диету. Эти простые средства снижали массу тела, укрепляли сердечнососудистую систему, избавляли от одышки, способствовали сохранению здоровья. Аристотель писал: «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие». Мудрый Сократ, закаляясь, ходил босиком по снегу.
Великие врачи Древнего Рима Цельз и Асклепиад считали основными средствами укрепления здоровья человека гимнастику, прогулки, игры, закаливание водой и солнцем, диету, музыку и даже декламацию. Особенно увлекались в ту пору гимнастикой и холодными водными процедурами. Крупнейшие мыслители греков и римлян такие, как Демосфен, Платон, Аристотель, Сократ, Цицерон и многие другие до глубокой старости занимались гимнастикой и закаливанием. Знаменитый ученый Архимед был учителем гимнастики.
Гимнастика как понятие, включающее соответствующие группы упражнений, возникла в Древнем Китае и Индии и большое развитие получила в Греции еще за пять веков до нашей эры. Слово «гимнастика» произошло от древнегреческого слова «гимнос», что означает «обнаженный». В те далекие времена люди занимались гимнастикой обна-женными, под жаркими лучами южного солнца, и формы.
Древний Рим.
Дре́вний Рим (лат. Roma antiqua) — одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности, получила своё название по главному городу (Roma), в свою очередь названному в честь легендарного основателя — Ромула. Центр Рима сложился в пределах болотистой равнины, ограниченной Капитолием, Палатином и Квириналом. Определённое влияние на становление древнеримской цивилизации оказала культура этрусков и древних греков. Пика своего могущества Древний Рим достиг во II веке н. э., когда под его контролем оказалось пространство от современной Шотландии на севере до Эфиопии на юге и от Армении на востоке до Португалии на западе.
Современному миру Древний Рим подарил римское право, некоторые архитектурные формы и решения (например, крестово-купольную систему) и множество других новшеств (например, колёсные водяные мельницы). Христианство как религия родилось на территории Римской империи. Официальным языком древнеримского государства был латинский, религия в течение большей части периода существования была политеистична, неофициальным гербом империи был золотой орёл (aquila), после принятия христианства появились лабарумы с хризмой.
Олимпийские игры и древний Рим.
Это может показаться удивительным, но в самом мощном и наиболее развитом государстве древнего мира физические упражнения ради совершенства тела никогда не пользовались особой популярностью. Зато очень высокое развитие получила направленная военная подготовка. Недаром же римским легионерам не было равных в бою.
А еще римляне очень любили зрелища и знали толк в проведении разного рода празднеств. Неудивительно, что они проявили большой интерес к многовековой греческой традиции.
Правда, поначалу римские правители хотели превратить игры в имперские, для чего перенести место их проведения в Рим. Но свободолюбивые греки настояли на своем — игры по-прежнему проходили в Олимпии.
Тем не менее в I веке н. э. сумасбродный император Нерон организовал игры в своей столице и даже сам участвовал в гонках на колесницах. Однако греки даже не присвоили этим состязаниям порядкового «олимпийского» номера и, как обычно, провели игры в Олимпии.
В конце концов завоеватели сочли за благо оставить Олимпийские игры Олимпии. Но вместе с тем стали проводить игры по греческому образцу в честь побед римских легионов и во славу римских императоров в самых разных местах своей огромной империи.
Такие игры проводились в Леонтине на острове Сицилия, в Александрии, Неаполе, Ницце, Пергамо, Смирне, Эфесе, Магнезии, Си-доне, Антиохии и других городах, число которых достигало сорока.
И сама Олимпия словно бы переживала второе рождение. Заново, с римским размахом и помпезностью, были отстроены олимпийские стадионы. Теперь их трибуны могли вместить много больше зрителей, чем прежде. И съезжались на Олимпийские игры не только греки, но и жители многих других римских провинций.
Однако характер игр с течением времени все-таки не мог не меняться: в них появился ощутимый «римский отпечаток».
Да и спортивные соревнования заметно изменились, став много жестче. В прежние века участники кулачных боев обматывали кисти рук ремнями, чтобы невзначай не нанести тяжелого увечья противнику. Теперь же, на потеху зрителям, ремни специально снабжались железными накладками. Схватки стали откровенно грубыми, атлеты нередко получали тяжелые раны.
И тем не менее среди истинных знатоков и ценителей боя по-прежнему ценилась не грубость, а высокая техника и продуманная тактика.
Важнейшими событиями для Древнего Рима стали распространение христианства и официальное его признание императором Константином Великим в IV веке. А через несколько десятилетий, в 394 году, другой римский император, Феодосии I, насильственно насаждавший христианство, усмотрел в Олимпийских играх языческий обряд и специальным указом запретил их.
А в VI веке, уже после крушения Римской империи, немногие сохранившиеся сооружения и статуи были уничтожены землетрясением. На долгие века исчезла даже сама память об Олимпийских играх. Казалось, никогда больше не вспыхнет здесь огонь, впервые зажженный, по преданию, самим Зевсом, благосклонно взиравшим на честную и справедливую борьбу лучших из лучших атлетов…
И все-таки в Олимпии вновь появились люди. Это были археологи, начавшие в 1829 году многолетние раскопки. Эти работы позволили представить, какой была Олимпия в античные времена, и реконструировать ее спортивный комплекс.
Женская олимпиада в Древней Греции и женские игры в Римской империи. — Сергей Алданов
Насчет античных женщин которые якобы не были спортивны.Павсаний (143-176 гг) в «Описании Греции» упоминает, что в Олимпии проводились игры, посвященные Гере, Гереи, в которых участвовали только женщины. Программа их была короче — три забега.
«Эти игры состоят из состязания девушек в беге; эти девушки не все одинакового возраста, поэтому первыми бегут самые молодые, за ними те, которые несколько старше их возрастом, и, наконец, бегут самые старшие из девушек. Бегут они так: волосы у них распущены, хитон немного не доходит до колен, правое плечо открыто до груди. И для их состязания предоставляется Олимпийский стадион. Но для бега им уменьшают пространство стадиона приблизительно на одну шестую. Победительницам дают венки от маслины и часть коровы, приносимой в жертву. Им разрешено ставить свои статуи с надписанными на них своими именами».
Бронзовая фигурка бегущей девушки, Греция, около 520-500 BC
Найдена в Призрене, Сербия; возможно, сделана в Спарте
Британский музей.
Участница Герей, около 460 г. до н.э.
Фигурки соответствуют описанию, сделанному Павсанием. Интересно, что девушка для бега обряжается в мужскую одежду — хитон. Хитон тут превращается в женское платье.
Интересно, что и другие храмы женских богинь могли оказаться центрами спорта. Это видно на примере святилища Артемиды Брауронии, раскопанном в 1948-1962 гг. Несмотря что туда допускались лишь женщины, там были раскопаны гимнасий и палестра (школа борьбы). Получается, что женщины в Афинах имели доступ к спорту.
Римляне восприняли идею женских игр. Тем более, что мужские игры были очень популярны, и женщины имели свои права.
Первые их этих игр — Себастовские (Августовские) в Неаполе, проводимые со 2 г. н.э., и конкурирующие с Олимпийскими. Их основал император Август, и они проводились до 66 года. По сохранившимся записям стало известно, что в некоторых соревнованиях принимали участие женщины, и женское соревнование по бегу выиграла Фалассия из Эфеса.
Гай Светоний Транквилл пишет об императоре Домициане:
«Зрелища он устраивал постоянно, роскошные и великолепные, и не только в амфитеатре, но и в цирке. Здесь, кроме обычных состязаний колесниц четвёркой и парой, он представил два сражения, пешее и конное, а в амфитеатре ещё и морское. Травли и гладиаторские бои показывал он даже ночью при факелах, и участвовали в них не только мужчины, но и женщины«.
«Учредил он и пятилетнее состязание в честь Юпитера Капитолийского; оно было тройное — музыкальное, конное и гимнастическое — и наград на нём было больше, чем теперь: здесь состязались и в речах по-латыни и по-гречески, здесь, кроме кифаредов, выступали и кифаристы, в одиночку и в хорах, а в беге участвовали даже девушки». В таком виде Капитолийские игры проводились с 86 года.
Итак, женский спорт начался не позже 6 века до н.э. Примерно за 2400 лет до появления соревнований женщин в современной Европе.
§ 4. Физическая культура Древнего Рима
§ 4. Физическая культура Древнего Рима
Параллельно с процветанием восточных эллинистических центров на Апеннинском полуострове возрастала военная мощь Рима — сначала небольшой олигархической республики на берегах Тибра, потом хозяина всей Италии и, наконец, огромной державы, поглотившей все Средиземноморье, весь античный мир.
История Древнего Рима подразделяется на три периода: царский (VIII-VI вв. до н.э.), республиканский (VI-I вв. до н.э.) и императорский (31 г. до н.э. -476 г. н.э.).
Физическая культура в царский период. Предыстория царского периода связана с цивилизацией этрусков, племена которых считают выходцами из Малой Азии. Этруски в VIII-VI в. до н.э. являлись главной силой на Апеннинском полуострове, они основывали благоустроенные города с величественными храмами и даже канализацией. Одним из таких городов, возникших на месте нескольких деревенских поселений, в VIII в. до н.э. была Рома — будущий Рим. До конца VI в. до н.э. Рим находился во владении этрусков.
Этрусские захоронения, обнаруженные в XVIII в., открыли значительные страницы древней культуры. Усыпальницы этрусков были построены по строгому плану за пределами древних городов. Стены усыпальниц покрыты росписями, часто отображавшими различные сюжеты спортивного характера. Настенные росписи и найденные бытовые предметы свидетельствуют о том, что физические упражнения были достаточно известны этрускам, особенно бег, метание диска и копья, борьба, кулачный бой, верховая езда, состязания колесниц, прыжки, а также плавание и прыжки в воду.
В некрополе в Тарквиниях обнаружена усыпальница, в которой почти на всех рисунках изображены атлетические сцены, из-за чего ученые назвали ее «гробницей Олимпийских игр». На стенах усыпальницы изображены соревнования в беге и прыжках, метание диска и состязания колесниц.
В других гробницах, приблизительно такого же возраста, запечатлены борьба, за которой следит судья с палкой в руке, фигуры бегунов с тренером и акробата, выполняющего сальто через деревянный барьер.
Подобные сцены можно наблюдать также на найденных вазах и амфорах. Сохранилось несколько статуэток, изображающих прыгуна в воду, метание копья. Широко распространенным является изображение кулачных бойцов, руки которых вооружены предметами, увеличивающими силу удара.
Кроме атлетических игр у этрусков популярны были поединки человека с животными (быками, собаками), носившие характер жестоких развлечений хозяев и рабов Древнего Рима.
По мнению Геродота, этрусские игры своим происхождением связаны с Малой Азией, являвшейся частью греческого мира, откуда переселились ма-лоазийские лидийцы на Апеннинский полуостров. Поэтому в них много общих черт с греческими играми. Вместе с тем у этрусков, несмотря на обилие состязательных сцен и игр, не было такого как у греков культа человеческого тела, что подтверждается произведениями искусства.
Часто состязания изображаются вместе со зрителями, что свидетельствует о публичности игр. Так, к примеру, на рисунках в усыпальнице в Тарквиниях достаточно детально изображена трибуна с сидениями для зрителей на высоких вилкоподобных подпорках, предназначавшаяся для аристократов. Представители низших слоев сидят на полу под трибуной.
Тит Ливий в своей «Римской истории от основания города» также сообщает о трибунах для зрителей во время публичных игр, устраивавшихся в Риме этрусским царем Тарквинием Приском. В них мог принять участие каждый пожелавший.
При планировке городов этрусков учитывалась их тяга к публичным состязаниям. Поэтому центром городов являлась прямоугольная площадь, служившая местом проведения игр, гонок на колесницах.
В центре Рима также было установлено этрусскими царями место для проведения публичных игр, которые по традиции устраивали в честь победы над латинянами. Со временем они стали ежегодными и получили название Римских, или Великих, игр.
Игры у этрусков являлись прежде всего увлекательным зрелищем, местом для получения острых ощущений. Непосредственными участниками игр были выходцы из низших слоев общества, рабы или свободные люди, нанятые за определенную плату. Иногда в качестве гостей приглашались соседние народы.
Патриции, высшие слои общества, свои доблести демонстрировали во время военных игр, устраивавшихся перед боевыми походами, по случаю победы в войне и восхождения на трон нового царя. Постоянное место проведения конных скачек и состязаний колесниц в долине между Палатином и Авентином получило название «цирка». Здесь также устраивались «Троянские игры», боевые пляски.
Распространены в Древнем Риме были и акробатические упражнения, демонстрировавшиеся странствующими артистами, так называемыми «циркуля-торами», показывавшими акробатические трюки, хождение по канату, дрессировку животных и т.д.
В 510 г. до н.э., после изгнания последнего этрусского царя Тарквиния Гордого, в Риме была установлена республика, и постепенно этрусская культура отошла в небытие.
Физическая культура в республиканский период. Римская республика просуществовала половину тысячелетия. Римским государством в этот период управляли должностные лица, избираемые ежегодно из числа римских граждан, которые за это не получали никакого вознаграждения и потому должны были быть знатными и состоятельными людьми.
Рабовладельческий способ производства достиг наивысшего расцвета с конца III в. до н.э. до II в. н.э. Основной социальной группой общества были мелкие свободные собственники, в основном земледельцы и ремесленники.
Армия формировалась во II в. до н.э. из свободных граждан, которые должны были приходить со своим вооружением и при этом не получали никакого жалованья, кроме военной добычи. Поэтому самых бедных граждан, не имевших денег на покупку оружия, на войну не брали; называли их пролетариями (от латинского слова «proles» — потомство, так как государство от них ничего не имело, кроме потомства).
Служба в армии считалась основным правом и обязанностью римского гражданина. Воинская подготовка была хорошо организованной, со строгой дисциплиной. Ядро римских легионов составляли пехотинцы, ежедневно преодолевавшие марши в 15-20 км, при этом неся на себе оружие, личные вещи и снаряжение для лагеря. Таким тренировкам подвергались не только новобранцы, но и ветераны для сохранения бодрости и гибкости тела. Конные легионеры проходили особую подготовку, отрабатывая быстроту вскакивания на деревянном коне.
В высших кругах республиканского Рима физическая культура не получила такого развития, как в Древней Греции, хотя отдельные лица и были приверженцами греческой культуры. Некоторые патриции рядом со своими дворцами строили сферистериумы, в которых упражнялись с мячом, бегали, прыгали, занимались с гантелями. Овладение умением плавать считалось этической нормой. В I в. до н.э. во многих городах Италии под влиянием Греции были построены гимнасии, в которых проводили время знатные граждане Рима.
Средние слои римского общества проводили свое свободное время на игровых площадках: упражнялись в верховой езде, езде на колесницах, занимались борьбой, играли в мяч. Некоторые плавали и занимались греблей в Тибре.
Римские легионеры практиковали игру в мяч ногами, надевая для этого специальную обувь — «кольцеус», откуда, как утверждают историки, пошло название игры «кальчо», что по-итальянски означает «футбол».
Римский народ состоял из патрициев (древней знати) и плебеев (массы свободного населения, владеющего земельной собственностью). В конце республиканского и в императорский период значительная часть плебеев, утратив свои земельные владения, превратилась в праздных людей, которых государство взяло на содержание как римских граждан, имеющих право голоса в народном собрании. Согласно закону 73 г. до н.э., каждый неимущий гражданин Рима ежедневно получал полтора килограмма хлеба; впоследствии императоры ввели также выдачу масла и мяса, а иногда и денег. В I-II вв. число иждивенцев государства доходило до 200 тыс. человек. Мировоззрение этой праздной толпы заключалось в лозунге «Хлеба и зрелищ!». Все свое время они проводили на площадях, в харчевнях, банях, цирках и амфитеатрах, где развлекались созерцанием конных состязаний, гладиаторских боев и травли диких зверей, привезенных из экзотических стран. Римский писатель Аммиан Мар-целлин с неодобрением отзывался об образе жизни этих людей: «Безделье так въелось в их нравы, что лишь только забрезжит утро желанного дня конных ристаний, как все стремглав мчатся в цирк чуть ли не быстрее самих колесниц, которым предстоит состязаться».
Суммы, получаемые некоторыми удачливыми наездниками, были немалыми. По утверждению Ювенала, доход одного наездника равнялся доходу сотни юристов.
Особенно популярными были гладиаторские бои, устраивавшиеся в Древнем Риме в конце республиканского периода и в эпоху империи (I в. до н.э. — V в. н.э.) для развлечения свободного населения. Организацией таких зрелищ римская правящая знать стремилась снискать расположение толпы, привлечь ее на свою сторону в борьбе за достижение политических или экономических целей. Гладиаторские бои берут начало от культовых погребальных обрядов, связанных с жертвоприношениями. Как зрелища гладиаторские бои впервые были устроены в 105 г. до н.э. Особенно широкое распространение они получили в эпоху империи. В боях гладиаторы состязались парами и группами, вооруженные различными видами оружия. По роду оружия гладиаторы назывались: ретиариями (вооруженные кинжалом и сеткой и боровшиеся с гладиаторами, вооруженными длинными мечами), секуторами (защищенные шлемом с забралом и вооруженные мечами), самнитами (вооруженные короткими мечам и и защищавшиеся большим щитом) и др. Особым видом гладиаторских боев были бои с дикими зверями, а также морские сражения на специально построенных судах. Император Август устроил морское сражение, т.н. навмахии, в котором приняли участие 19 тыс. человек. Гладиаторами становились в основном военнопленные, рабы, осужденные преступники, похищенные жители, в редких случаях авантюристы из числа свободных граждан в целях обогащения. В период наибольшего процветания гладиаторских боев в Римской империи насчитывались сотни тысяч гладиаторов, для подготовки которых были созданы гладиаторские школы, где под руководством специальных инструкторов рабы изучали приемы гладиаторского искусства. Даже некоторые из римских императоров принимали участие в борьбе с дикими зверями на арене амфитеатра, хотя подобные увлечения людей благородных званий не вызывали одобрения у простого народа. Император Коммод (II в. н.э.), по свидетельству его биографа, выступал на арене как гладиатор 735 раз, а диких зверей убил собственной рукой много тысяч, в том числе и слонов. Он отличался необыкновенной силой, пронзая пикой слона насквозь, прокалывая рогатиной рог дикой козы, убивая с первого удара громадных зверей.
Популярность гладиаторских боев того периода объясняется массовыми потребностями эпохи в развлечениях и зрелищах, а также некоторой инсценировкой участия народа в отправлении правосудия над осужденными и мошенниками.
Хотя следует сказать, что некоторые из римских мыслителей (философов) не одобряли такой вид развлечения народа. К их числу, например, принадлежал Луций Сенека (4 г. до н.э. — 65 г. н.э.), который писал: «…Ни о каком развлечении здесь нет и речи, здесь идет сплошная человеческая резня… У каждого из этих несчастных фехтовальщиков конец один — смерть».
Гладиаторские бои были запрещены в 404 г. н.э. императором Гонорием, младшим сыном Феодосия I. В то же время Гонорий устраивал в Риме роскошные зрелища, составной частью которых были состязания по борьбе, конные состязания и травля диких зверей.
Во второй половине II в. до н.э. в общественной и политической жизни Рима стали глубже проявляться новые социальные конфликты. Все больше увеличивалось расслоение общества, чаще происходили восстания рабов. Малочисленная верхушка римской знати оказалась неспособной мирными средствами обеспечить господство над многочисленными массами разорившихся мелких земледельцев, рабами, жителями провинций. Все это привело в конце I в. до н.э. к падению республиканской государственной структуры и установлению основанной на военной диктатуре императорской формы правления, просуществовавшей до V в. н.э., т.е. до конца Западной Римской империи. Восточная Римская империя под названием Византийской просуществовала еще около тысячи лет.
Физическая культура императорского периода. После падения республики произошла замена гражданского войска наемным. Военная подготовка основывалась на систематической тренировке, включавшей в себя борьбу и фехтование на деревянных палках. Распространен в войсках был и бег с оружием. К примеру, после смерти в 9 г. до н.э. известного полководца Друза Старшего его тело было перевезено в Рим и погребено на Марсовом поле. Воины в честь полководца насыпали на месте могилы курган, вокруг которого каждый год в установленный день устраивался погребальный бег.
Императорский период Древнего Рима характеризуется тем, что физическая культура свободных граждан стала предметом заботы императорской власти. В этих целях строились громадные бани-термы — неотъемлемая часть жизни императорского Рима. Еще в IV в. до н.э. в Риме было одиннадцать общественных бань. Самыми крупными были Диоклетиановы термы, открытые в 306 г. до н.э. Они занимали место площадью 380 х 320 м. Такой же монументальный вид имели термы Траяна, Тита, Каракаллы. Они оборудовались с большим комфортом, в зданиях были аудитории, библиотеки, клубы, залы для физических упражнений и игр. Основное же место занимали бассейны с холодной водой (фригидарии), теплой водой (тепидарии), горячей водой (кальдарии). Небольшие помещения — судатории — являлись парилками. Также имелись специальные комнаты для массажа и растирания благоухающими маслами.
В комплекс бань также входили палестры, предназначавшиеся для физических упражнений, в основном в Риме практиковались игры в мяч.
Бани были доступны всем римским гражданам без учета имущественного положения. Термы являлись характерной чертой образа жизни Древнего Рима.
Термы, построенные Антониусом Каракаллой в 217 г. н.э., рассчитанные на 1600 человек, сохранились до наших дней. В помещении этих терм в 1960 г. проходили олимпийские соревнования гимнастов.
Римляне также были знакомы и с древнегреческой атлетикой, однако она для них не стала жизненной необходимостью. Римляне принимали атлетику как способ развлечения, публичного зрелища. Даже танцы считались для свободных римлян занятием позорным, хотя ими увлекались во время всенародных зрелищ рабы, артисты и другие несвободные граждане.
Некоторые императоры Рима, находясь под греческим культурным влиянием, пытались устранить пробелы в физическом воспитании римских граждан. К примеру, император Август учредил государственные организации для юношей — «коллегии инвенум», по подобию греческих школ эфебов. В «коллегиях инвенум» аристократическая молодежь Рима занималась физической подготовкой, носившей военизированный характер. Молодежь также объединялась в клубы, носившие имена местных богов или императоров. За обучение юношей в клубе отвечал префект, а имуществом клуба заведовал прокуратор. В Помпее, например, рядом со зданием клуба находился гимнасий наподобие греческого с открытым бассейном. Во время празднеств члены клуба демонстрировали перед публикой игру, которая называлась «троянская скачка».
Тот же Август в честь своей победы в битве при Акции в 31 г. до н.э. учредил Акцийские игры с широкой атлетической программой. В последующем игры устраивались каждые четыре года и проводились вплоть до падения Римской империи. Специально для этих игр Август построил в Риме на Марсовом поле стадион, вмещавший 15 тыс. зрителей.
Некоторые другие императоры тоже пытались организовать атлетические состязания наподобие греческих, включая их в программу различных праздников. Так, император Домициан в 86 г. н.э. учредил Капитолийские игры — соревнования в музыке, езде на колесницах и в атлетических упражнениях — в честь Юпитера Капитолийского, просуществовавшие до 394 г. н.э. Постепенно из их программы исчезли выступления атлетов и оставались только состязания певцов и музыкантов.
Большим тщеславием отличался император Нерон, который в 60 г. н.э. основал в Риме греческие игры под названием «неронии». В 67 г. н.э. он решил принять участие в Олимпийских играх в Греции в гонках колесниц, выставив вместо шести лошадей десять. При заезде Нерон упал с колесницы и не смог завершить гонку. Однако устроители Олимпийских игр, несмотря на это, увенчали Нерона венком победителя. Лишь впоследствии, после смерти Нерона, его имя исключили из официальных списков победителей.
В целом же публичные атлетические состязания в Риме стали уделом греческих атлетов-профессионалов. Для римлян физическая культура не стала формой активной двигательной деятельности, а служила лишь одним из зрелищ. В конце I в. до н.э. праздники в Риме составляли в сумме 65 дней, в I в. н.э. эта цифра возросла до 88 дней, во II — до 135 дней, в IV в. н.э. они длились 175 дней, т.е. почти полгода. Для удовлетворения потребностей римлян в развлечениях строились огромные сооружения. Во второй половине I в. в Риме по приказу императора Веспасиана был выстроен знаменитый амфитеатр Колизей*, вмещавший 50 тыс. зрителей; цирк Максимус, трибуны которого в IV в. были расширены до 350 тыс. мест. Громадные цирковые сооружения и амфитеатры воздвигались в Помпее, Капуе, Вероне, Сиракузах.
В конце императорского периода (IV в. н.э.) все поклонники гонок колесниц объединились в «цирковые» партии — факции: белые, красные, синие и зеленые, переживавшие на стадионах за своих представителей. Со временем конные состязания превратились в своеобразную арену политической борьбы различных факций. Часто происходили массовые стычки болельщиков фак-ций, что было в угоду императорской власти, так как это отвлекало общество от действительных проблем.
С III в. н.э. Римская империя вступила в период глубокого кризиса. После долгих гонений в качестве новой идеологии утвердилось христианство. Участившиеся нападения варварских племен (готов, гуннов, вестготов) разрушили территориальную целостность империи. От нее были отторгнуты отдельные области, а в IV в. н.э. произошло политическое разделение империи на Западную (Римскую) и Восточную (Византийскую). В 476 г. Риму был нанесен заключительный удар, власть перешла к варварским дружинам, Западная Римская империя перестала существовать.
Борьба между старым мировоззрением и новым христианским учением отразилась и на сфере физической культуры. Поначалу христианство в силу своей слабости терпимо относилось к физической культуре античного мира. Постепенно, однако, христианство отвергало всякие радости жизни, в том числе праздники и состязания, считая их пережитками языческих обрядов.
Христианские теологи все больше и больше критикуют состязания в цирках, амфитеатрах, на стадионах. В частности, Тертуллиан во II в. н.э. негодовал по поводу цирковых состязаний в Риме, считая лошадь даром божьим, а не орудием дьявола.
В то же время часто стадионы и цирки становились очагами народных восстаний против засилия христианской церкви. В 529 г., после восстания на стадионе в Неаполе, Юстиниан закрыл все древние учреждения физической культуры, за исключением византийского ипподрома. Гладиаторские бои прекратились в начале V в., поединки с дикими животными устраивались еще и в VI в. н.э., и только состязания колесниц в Византийской империи надолго пережили падение античной культуры, однако они уже принадлежали новой истории.
Римские философы, мыслители обращались к вопросам физического воспитания детей, молодежи реже, чем в Древней Греции. Лишь некоторые из них (мыслитель Квинтилиан, философ Сенека, врач Гален, поэт Ювенал) высказывались о пользе занятий физическими упражнениями воинской и общей физической подготовки для здоровья. Именно Ювеналу принадлежит ставшее широко известным изречение: «В здоровом теле — здоровый дух».
Развитие физической культуры в Древнем Риме носило своеобразный характер. Поначалу она зарождалась как ритуальное отображение военной подготовки. В период республики она служила фактором стабилизации политической жизни, буфером между рабами и патрициями. С помощью публичных зрелищ создавался божественный ореол императоров, народные массы отвлекались от политической борьбы. В конечном итоге, когда физическая культура перестала способствовать укреплению власти императоров (эту функцию стала выполнять новая религия — христианство) и даже стала представлять для нее определенную опасность, она была запрещена в наиболее ярких своих проявлениях на всей территории Римской империи.
____________________________________
* Амфитеатр Веспасиан начал сооружать в центре Рима, на том самом месте, где, по прихоти Нерона, был вырыт большой пруд. Строительство завершилось уже после смерти Веспасиана и официально здание именовалось амфитеатром Флавиев, а в раннем Средневековье неизвестно почему стало называться Колизеем.
ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ И ДРЕВНИЙ РИМ — 28 Февраля 2014 — Блог
Это может показаться удивительным, но в самом мощном и наиболее развитом государстве древнего мира физические упражнения ради совершенства тела никогда не пользовались особой популярностью. Зато очень высокое развитие получила направленная военная подготовка. Недаром же римским легионерам не было равных в бою.А еще римляне очень любили зрелища и знали толк в проведении разного рода празднеств.
Неудивительно, что они проявили большой интерес к многовековой греческой традиции.
Правда, поначалу римские правители хотели превратить игры в имперские, для чего перенести место их проведения в Рим. Но свободолюбивые греки настояли на своем — игры по-прежнему проходили в Олимпии.
Даже указ грозного диктатора Суллы, изданный в 80 году до н. э. и повелевавший 175-е игры провести в Риме, не был исполнен.
Тем не менее, в I веке н. э. сумасбродный император Нерон организовал игры в своей столице и даже сам участвовал в гонках на колесницах. Однако греки даже не присвоили этим состязаниям порядкового «олимпийского» номера и, как обычно, провели игры в Олимпии.
В конце концов, завоеватели сочли за благо оставить Олимпийские игры Олимпии. Но вместе с тем стали проводить игры по греческому образцу в честь побед римских легионов и во славу римских императоров в самых разных местах своей огромной империи.
Такие игры проводились в Леонтине на острове Сицилия, в Александрии, Неаполе, Ницце, Пергамо, Смирне, Эфесе, Магнезии, Сидоне, Антиохии и других городах, число которых достигало сорока.
Спорту это шло только на пользу: вновь возрос спрос на талантливых атлетов, появились специальные центры для их тренировок.
И сама Олимпия словно бы переживала второе рождение. Заново, с римским размахом и помпезностью, были отстроены олимпийские стадионы. Теперь их трибуны могли вместить много больше зрителей, чем прежде. И съезжались на Олимпийские игры не только греки, но и жители многих других римских провинций.
Однако характер игр с течением времени все-таки не мог не меняться: в них появился ощутимый «римский отпечаток».
Так, например, в рамках Олимпийских игр стали проводиться не только спортивные состязания и конкурсы искусств, в которых по-прежнему участвовали певцы, поэты и музыканты, но и любимые римлянами кровавые бои зверей и гладиаторов.
Да и спортивные соревнования заметно изменились, став много жестче. В прежние века участники кулачных боев обматывали кисти рук ремнями, чтобы невзначай не нанести тяжелого увечья противнику. Теперь же, на потеху зрителям, ремни специально снабжались железными накладками. Схватки стали откровенно грубыми, атлеты нередко получали тяжелые раны.
И тем не менее среди истинных знатоков и ценителей боя по-прежнему ценилась не грубость, а высокая техника и продуманная тактика.
Так, например, особенный восторг просвещенных зрителей вызывал кулачный боец по имени Меланкомос, который, по свидетельству одного из современников, «прославился благодаря прекрасному и великолепному искусству движения… Император Тит также любил Меланкомоса, так как тот никогда никого не ранил и даже не бил, а лишь с помощью выбора позиции и вытянутых вперед рук побеждал своих соперников…»
При римлянах Олимпийские игры в древней Олимпии прошли больше ста раз. Однако и сама Римская империя менялась, дряхлела.
Важнейшими событиями для Древнего Рима стали распространение христианства и официальное его признание императором Константином Великим в IV веке. А через несколько десятилетий, в 394 году, другой римский император, Феодосий I, насильственно насаждавший христианство, усмотрел в Олимпийских играх языческий обряд и специальным указом запретил их.
В тот год игры прошли в 293-й раз. После запрета древняя Олимпия постепенно стала приходить в запустение. В 426 году город был сожжен по приказу императора Феодосия II.
А в VI веке, уже после крушения Римской империи, немногие сохранившиеся сооружения и статуи были уничтожены землетрясением. На долгие века исчезла даже сама память об Олимпийских играх. Казалось, никогда больше не вспыхнет здесь огонь, впервые зажженный, по преданию, самим Зевсом, благосклонно взиравшим на честную и справедливую борьбу лучших из лучших атлетов…
И все-таки в Олимпии вновь появились люди. Это были археологи, начавшие в 1829 году многолетние раскопки. Эти работы позволили представить, какой была Олимпия в античные времена, и реконструировать ее спортивный комплекс.
А в конце XIX века нашелся человек, решивший «реконструировать» и сами игры, но на новом уровне. Звали его Пьер де Кубертен, был он историком, литератором, общественным деятелем.
Олимпийские игры в Древнем Риме
С завершением современных Олимпийских игр в Сочи, давайте взглянем на их начало.
Олимпийские игры начались в Древней Греции в честь верховного бога Зевса. Игра была одним из четырех фестивалей PanHellenic, проводимых в Греции. Три другие игры, которые были Немейскими (как лев), Истмийскими и Пифическими играми; у каждого есть своя особая корона из листьев для своих победителей. Здесь они обсуждаются.
Однако Олимпийские игры были самыми известными:
Легенда святилища находится по ссылке на картинку.Любезно предоставлено WikiCommons и Биби Сен-Поль.
http://youtu.be/MM_ng8yuUQIОлимпийские игры, первоначально созданные в честь Зевса, были самым важным национальным праздником древних греков и средоточием политического соперничества между национальными государствами. Однако во всех соревнованиях участвовали индивидуальные участники, а не команды. Победа в олимпийском состязании ценилась выше, чем победа в битве, и была доказательством индивидуального мастерства или личного превосходства. Победителям были вручены гирлянды, увенчанные оливковыми венками [в Олимпии], и их признали национальными героями.
Папирус Oxyrhynchus 222: Список олимпийских победителей (изображение по ссылке). Любезно предоставлено WikiCommons и Πυλαιμένης.
Хотя записи об Олимпийских играх датируются 776 годом до нашей эры. Игры проводились каждые четыре года в честь Зевса в соответствии с четырехлетними периодами, которые греки называли олимпиадами. Император Рима Феодосий I прекратил их выпуск в 4 веке нашей эры, и они не повторялись снова, пока они не были восстановлены в Афинах в 1896 году.
Предоставлено WikiCommons и Британским музеем.
Первоначально Олимпиада ограничивалась бегом, но к 15-й Олимпиаде были добавлены дополнительные виды спорта: пятиборье (пять различных видов спорта), бокс, борьба, гонки на колесницах, а также различные пешие бега различной продолжительности, в том числе длинные — гонка на дистанцию около 2,5 миль.
Руины храма Геры в Олимпии. Любезно предоставлено WikiCommons, Матей Банха и Jedudedek.
Спортсмены обычно соревновались обнаженными, гордо демонстрируя свое идеальное тело.Женщинам, иностранцам, рабам и бесчестным людям запрещалось соревноваться; женщинам после вступления в брак не разрешалось даже смотреть какие-либо олимпийские соревнования, кроме гонок на колесницах. Однако каждые четыре года женщины проводили свои собственные игры, названные Гереей, в честь Геры, которые проводились в Аргосе, начиная с VI века до нашей эры. и длилась не менее шести веков до римского правления. (Предоставлено Трейси Маркс «Древние Олимпийские игры»)
Для древних римлян Олимпийские игры были частью величия Древней Греции и их Золотого века.Таким образом, в конечном итоге он был восстановлен, процветал и в нем несколько раз принимал участие император.
Статуя, известная как Август Прима Порта, I век. Любезно предоставлено WikiCommons и Soerfm.
«Но после этих лет упадка у Олимпийских игр был второй период расцвета во времена Римской империи. После того, как политические и социальные условия нормализовались во время правления императора Августа, храм Олимпии и Олимпийские игры снова начали процветать — как в финансовом, так и в культурном плане.Гонки на колесницах, которые когда-то были запрещены, теперь вернулись в олимпийский график с участием нескольких членов императорской семьи, например. Император Тиберий, выигравший 194-ю Олимпиаду (4 г. до н.э.).
[На тот случай, если предыдущий видеоролик истории Игр был слишком длинным; вот короткая историческая песня для вашего удовольствия]
Судя по многочисленным постаментам и надписям с именами членов императорской семьи, Олимпия продолжала пользоваться благосклонностью императоров, даже когда на престол взошли преемники Августа.Приемный сын Тиберия Германик продолжил то же самое, выиграв гонки на колесницах на 199-й Олимпиаде (17 г. до н. Э.).
Бюст Нерона в Капитолийском музее в Риме. С разрешения WikiCommons & cjh2452000.
К сожалению, не у всех римлян интерес к Олимпийским играм имел положительные результаты. Болезненная любовь императора Нерона к Греции привела к хронологическому нарушению, чего никогда не случалось раньше. 211-я Олимпиада не только состоялась на два года позже, но и включала в себя музыкальный конкурс и гонки на колесницах с десятью лошадьми, так что Нерон смог одержать все шесть побед и стать самым успешным олимпийским чемпионом всех времен, хотя исторические источники показали, что его голос был ужасно фальшивым.После того, как он скончался, эта Олимпиада была аннулирована и впоследствии именовалась Анолимпиадой.
Римский сидящий Зевс, мрамор и бронза (отреставрированы), по образцу, установленному Фидием. Предоставлено WikiCommons, Санне Смит и Бертен.
Последние Олимпийские игры прошли в 393 году нашей эры. В следующем году они были отменены Феодором Великим, а статуя Зевса из золота и слоновой кости, сделанная Фидием, была перевезена в Константинополь.В 420 г. н.э. храм Зевса был сожжен по приказу Феодосия II, и Олимпия была заброшена. Святилище было окончательно разрушено в результате двух землетрясений: одного в 522 году и одного в 551 году нашей эры. (С любезного разрешения Nova Roma [Новый Рим].) »
.Древние олимпийские виды спорта — бег, прыжки в длину, диск, панкратион
Древние Олимпийские игры первоначально были однодневным мероприятием до 684 г. до н.э., когда они были продлены до трех дней. В V веке до нашей эры Игры снова были продлены до пяти дней. Древние Игры включали бег, прыжки в длину, толкание ядра, копье, бокс, панкратион и конные соревнования.
Пятиборье
Пятиборье стало олимпийским видом спорта с добавлением борьбы в 708 г. до н. Э.C., и включал следующее:
Бег / Прыжки / Метание диска
Работает
Соревнования по бегу включали:
стадион, который был выдающимся испытанием скорости, охватывающий трассу Олимпии от одного конца до другого (бег на 200 м),
диаулос (два стадиона — бег на 400 м),
долихо (от 7 до 24 стадий).
МОК
Прыжки
Спортсмены использовали каменные или свинцовые гири, называемые жужжальцами, для увеличения дистанции прыжка.Они держались за гири до конца полета, а затем сбросили их назад.
Метание диска
Диск изначально был сделан из камня, а затем из железа, свинца или бронзы. Техника была очень похожа на сегодняшнее метание диска вольным стилем.
МОКборьба
Это высоко ценилось как форма военных учений без оружия. Он закончился только тогда, когда один из соперников признал поражение.
МОКБокс
Боксеры обматывали руки ремнями (himantes), чтобы укрепить запястья и укрепить пальцы.Первоначально эти ремни были мягкими, но со временем боксеры стали использовать жесткие кожаные ремни, часто приводя к обезображиванию лица соперника.
МОК
Панкратион
Это был примитивный вид боевого искусства, сочетающий борьбу и бокс, и считался одним из самых сложных видов спорта. Греки считали, что он был основан Тесеем, когда он победил свирепого Минотавра в лабиринте.
МОК
Конные соревнования
Они включали скачки и гонки на колесницах и проходили на Ипподроме, широком, плоском, открытом пространстве.
МОК
Getty Images
.Олимпийская история — от дома Зевса в Олимпии до современных Игр
Как священное место, которое регулярно использовалось в религиозных церемониях, а также как место проведения Древних игр, Олимпия была центром греческой цивилизации. Известный эксперт Пол Кристесен дает Olympic.org уникальное представление об Олимпии и о том, как сайт менялся по мере роста Игр.
«По своей сути Древние Олимпийские игры были религиозным праздником, проводившимся в религиозном святилище», — пояснил Пол Кристесен, профессор истории Древней Греции в Дартмутском колледже, США.
Как продолжил Кристесен, «дело было не только в занятиях спортом». И центральным элементом этой концепции был сам сайт. Олимпия лежала в северо-западном углу Пелопоннеса (в настоящее время в Западной Греции).
Считается, что Зевс, царь греческих богов, поселился в Олимпии около 1200 г. до н.э., когда элейцы завоевали окрестности. Ужасающее божество отметило свое вознесение, метнув молнию в священную рощу из своего дома на вершине горы Олимп.
Город-государство Элида, административный центр которого находился примерно в днях ходьбы к северу от Олимпии, проводил Игры на протяжении большей части своего жизненного цикла, а элейцы захватили полный контроль у своих местных соперников, писатанцев в 572 году до нашей эры. Несмотря на то, что стадион вмещал более 40 000 человек во время пика популярности Игр во втором веке нашей эры, он всегда оставался глубоко сельским местом.
«Мы знаем, что они действительно засеяли стадион пшеницей», — сказал Кристесен.«Это было большое пустое пространство, которое не использовалось большую часть времени, так что, за исключением периода подготовки к Играм, когда они все вычистили, это было просто пшеничное поле».
С момента первого издания в 776 г. до н.э. до 550 г. до н.э. Игры проходили среди самого святилища. Священное оливковое дерево Зевса, из которого были вырезаны победные венки, обозначало финишную черту для всех рас. Первый стадион, простое сооружение с использованием естественных набережных окружающих холмов, тоже остался в пределах обожествленной территории.Открытие более 150 колодцев, относящихся к этому времени, указывает на то, что даже в столь ранний период Олимпийских игр они привлекли к себе значительное внимание.
К середине четвертого века до нашей эры было построено третье воплощение стадиона. Благодаря просторному и внешнему виду более современного зала посещаемость выросла примерно на 50%. Положение стадиона было изменено, и события больше не заканчивались у алтаря Зевса.
Однако это место не утратило своей религиозной силы в течение большей части более чем 1000 лет Древних игр, а его разнообразие является ключом к его выживанию.
«Греки были агрессивно политеистами», — сказал Кристесен. «Итак, хотя Олимпия является святилищем Зевса, мы знаем, что он был не единственным божеством, которому поклонялись на этом месте. Было более 70 различных алтарей, которыми можно было пожертвовать практически кому угодно ».
В то время как элейцы постоянно присутствовали в Олимпии, совершая ежемесячные жертвоприношения, это место на одну неделю в году превратилось из по сути мирной идиллии в безумный, буйный центр Греции.
«Все, кто хотел привлечь большую аудиторию со всего греческого мира, приходили в Олимпию.Художники, художники, ораторы — все приходили сюда, чтобы выставить свои изделия », — сказал Кристесен.
«Мы знаем, что неделю царил полный хаос, потому что для всех, кто хотел поднять свой авторитет, было место и время для этого».
Четвертое воплощение стадиона произошло в первом веке, когда популярность Игр резко возросла в связи с возвращением гонок на колесницах в программу в 17 году нашей эры. Интерес достиг апогея в следующем столетии, и была проведена пятая и последняя реконструкция.
На протяжении всех этих реинкарнаций длина дорожки на стадионе оставалась постоянной. Существует множество историй о том, почему он всегда имел размер 600 футов / 192,2 м, и самым очаровательным было то, что это расстояние, на которое герой Геракл мог пробежать на одном дыхании.
Помимо соревнований, в Олимпии проходили тренировки. Сначала это происходило на открытом воздухе, но в эллинистический период (323–31 гг. До н. Э.) Были построены палестра и гимназия. Дом для тех, кто занимается борьбой, боксом, панкратионом и прыжками в длину, главной особенностью палестры был большой квадратный внутренний двор.Он был окружен колоннадами и имел обширную систему купания в прилегающих помещениях. Гимназия представляла собой вытянутый прямоугольник с пространством для метателей копья и диска. Оба здания были центрами интеллектуальных дискуссий и познания, философы и учителя пользовались тенью и изобилием молодых умов.
К римскому периоду эти учебные заведения, наряду с остальной частью этого места, стали, помимо религиозного аспекта, круглогодичной достопримечательностью.
«Люди выставляют большие модные произведения искусства и посвящения, поэтому это место стало популярным местом для знакомства с греческим искусством», — сказал Кристесен. «Конечно, в римский период были люди, которые зарабатывали на жизнь проводниками на этом месте».
.Древние олимпийские виды спорта — бег, прыжки в длину, диск, панкратион
Древние Олимпийские игры первоначально были однодневным мероприятием до 684 г. до н.э., когда они были продлены до трех дней. В V веке до нашей эры Игры снова были продлены до пяти дней. Древние Игры включали бег, прыжки в длину, толкание ядра, копье, бокс, панкратион и конные соревнования.
Пятиборье
Пятиборье стало олимпийским видом спорта с добавлением борьбы в 708 году Б.C., и включал следующее:
Бег / Прыжки / Метание диска
Работает
Соревнования по бегу включали:
стадион, который был выдающимся испытанием скорости, охватывающий трассу Олимпии от одного конца до другого (бег на 200 м),
диаулос (два стадиона — бег на 400 м),
долихо (от 7 до 24 стадий).
Прыжки
Спортсмены использовали каменные или свинцовые гири, называемые жужжальцами, для увеличения дистанции прыжка.Они держались за гири до конца полета, а затем сбросили их назад.
Метание диска
Диск изначально был сделан из камня, а затем из железа, свинца или бронзы. Техника была очень похожа на сегодняшнее метание диска вольным стилем.
борьба
Это высоко ценилось как форма военных учений без оружия. Он закончился только тогда, когда один из соперников признал поражение.
Бокс
Боксеры обматывали руки ремнями (himantes), чтобы укрепить запястья и укрепить пальцы.Первоначально эти ремни были мягкими, но со временем боксеры стали использовать жесткие кожаные ремни, часто приводя к обезображиванию лица соперника.
Панкратион
Это был примитивный вид боевого искусства, сочетающий борьбу и бокс, и считался одним из самых сложных видов спорта. Греки считали, что он был основан Тесеем, когда он победил свирепого Минотавра в лабиринте.
Конные соревнования
Они включали скачки и гонки на колесницах и проходили на Ипподроме, широком, плоском, открытом пространстве.
Getty
.