Комплекс 1
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Предложенные упражнения не имеют количественного выражения (дозировки), так как педагог должен определять ее самостоятельно с учетом подготовленности контингента занимающихся, условий и обстановки проведения занятий, возрастных и половых особенностей детей, опыта преподавателя.
КОМПЛЕКСЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ, ПОДВОДЯЩИХ УПРАЖНЕНИЙ
Общеразвивающие упражнения
1. Круги руками («мельница») вперед и назад.
2. Руки перед грудью — 2 пружинистых рывка – 2 хлопка в ладоши за спиной.
3. Руки на поясе — вращения в тазобедренном суставе.
4. Руки на бедрах — глубокий выпад в сторону
— перемещение веса с ноги на ногу.
5. Ноги на ширине плеч — глубокие приседания
(пятки не отрывать от пола, таз касается пяток).
6. Стойка ноги врозь — глубокие наклоны туловища вперед, локти касаются пола.
7
(ноги выпрямлены).
Упражнения с партнером
8. В глубоком приседе лицом друг к другу взяться за
руки прыжки со сменой ног («казачок») вперед и в стороны.
9. Стоя спиной друг к другу, взяться за руки над головой — попеременное подтягивание за руки. Партнер, которого подтягивают, встает на носки, но не отрывает пяток от земли.
10. Стоя спиной к спине, взяться за руки между ногами — попеременные подтягивания за руки (ноги партнеров выпрямлены).
Комплекс 2
Общеразвивающие упражнения
1. Ходьба и бег с дополнительными упражнениями (выполняются расслабленно): — бег с подтягиванием пяток, бег с высоким подниманием коленей, бег на носках, бег на пятках, бег с «выхлестыванием» ступней наружу, бег с широким разведением коленей;
— ходьба в приседе, прыжки «лягушкой», ходьба в упоре лежа, в упоре лежа сзади;
— упражнения на гибкость с партнером.
2. Гимнастические упражнения втроем (выполняются на отрезках 15—20 м):
— первый берет второго за колени, третий — под руки, поднимают и несут;
— первый и второй продвигаются вперед в седе на коленях, третий перепрыгивает через них;
— первый стоит в основной стойке, второй наклоняет туловище вперед и берется за руки первого, третий садится на спину второму — ходьба вперед;
— трое стоят рядом, стоящий посередине закрепляется за партнеров руками, двое переносят третьего;
— один сидит руки в стороны, двое с места перепрыгивают через его руки;
— двое стоят лицом друг к другу, поочередно толкая третьего;
Комплекс 3
Общеразвивающие упражнения
Гимнастические упражнения:
Круги руками вперед и назад.
Стойка ноги врозь — вращение туловище налево и направо.
Продолжая 2-е упражнение, глубокие наклоны туловища с пружинистыми движениями ног.
В глубоком приседе взяться руками за голени. Быстро выпрямиться, вернуться в и. п.
Глубокий выпад вперед, пружинистые покачивания, смена ног прыжком.
Глубокий выпад вперед, руки вытянуты вперед — пружинистые приседания.
Прыжки с места в сторону с разведением ног в воздухе.
Прыжки с подтягиванием коленей к груди, с промежуточным прыжком (затем — без промежуточного прыжка).
9. Прыжки с места с разведением ног в воздухе (при каждом прыжке смена ног).
Прыжки на месте с отведением голеней назад (руки над головой).
Ноги на ширине плеч, руки отведены далеко назад — пружинистые наклоны туловища вперед.
Ноги на ширине плеч — вращение туловища с глубокими наклонами (правая рука — к левой ноге, левая рука — к правой).
В упоре лежа — смена ног прыжком.
Из упора лежа — прыжок в присед — вернуться в и. п. — прыжок в наклон ноги врозь — прыжок в и. п. и т.д.
Варианты выполнения комплекса:
1. Каждое упражнение — 2 серии х 5 повторений; комплекс повторяется 2 раза.
2. Каждое упражнение — 2—3 серии х 5 повторений; комплекс повторяется 2 раза.
3. Каждое упражнение — 2 серии х 5 повторений; комплекс повторяется 3 раза.
Комплекс обще-развивающих упражнений №1
Комплекс ОРУ №1
Комплекс обще-развивающих упражнений № 1.
1
Содержание
Исходное положение: ноги врозь, руки на поясе.
1.-поворот головы вправо;
2.-поворот головы влево;
3.-поворот головы вправо;
4.-поворот головы влево.
Общие методические указания
Спина прямая, смотреть прямо, повороты как можно глубже, выполнять медленно.
Исходное положение: ноги врозь, руки на поясе.
1-2-3-4.-круговые движения головой влево;
1-2-3-4.-круговые движения головой вправо.
Спина прямая, выполнять медленно, без резких движений, можно усложнить – закрыть глаза.
3
Исходное положение: ноги врозь, руки перед грудью.
1-2.-рывки руками перед собой;
3-4.-рывки руками с поворотом влево (вправо).
Спина прямая, руки находятся высоко, поворот глубже с прямыми руками, смотреть перед собой.
4
Исходное положение: ноги врозь, руки к плечам.
1-2-3-4.-круговые движения в плечевом суставе вперед;
1-2-3-4.-круговые движения в плечевом суставе назад.
Спина прямая, смотреть вперед, амплитуда как можно больше, медленно выполняется.
5
Исходное положение: ноги на широкий шаг, руки на пояс.
1.-наклон к правой ноге;
2.-наклон к левой ноге;
3.-наклон вперед;
4.-исходное положение.
Спина прямая, наклон глубже, ноги прямые.
6
Исходное положение: ноги врозь, руки на пояс.
1-2-3-4.-круговые движения туловищем влево;
1-2-3-4.-круговые движения туловищем вправо.
Таз на месте, спина прямая.
7
Исходное положение: выпад правой ногой вперед.
1-2-3.-покачивание;
4.-прыжком – смена ног.
Спина прямая, задняя нога прямая, покачивания глубже.
8
Исходное положение: сед на правую ногу, руки на пояс.
1-2-3.-покачивание;
4.-прекатом – смена ног.
Спина прямая, медленный перекат без резких движений, покачивания глубже.
9
Исходное положение: ноги вместе, руки перед собой.
1-2.-махом правой ногой к левой руке;
3-4.-махом левой ногой к правой руке.
Ноги прямые, спина прямая, мах как можно выше.
10
Исходное положение: ноги вместе, руки на пояс.
1-2-3-4.-прыжки на правой ноге;
1-2-3-4.-прыжки на левой ноге;
1-2-3-4.-прыжки на двух ногах.
11).Ходьба, встряхнуть ноги.
Комплекс вольных упражнений 1 и 2
Вольные упражнения в армии — общеразвивающие, укрепляющие командный дух и дисциплину военнослужащих. Комплексы складывались и проверялись на протяжении многих лет, они выполняются ежедневно каждый день, в основном во время утренней зарядки. Комплекс вольных упражнений научно обоснованны и их можно применять на практике не только в армии для военнослужащих, но и вне ее, и не только мужчинам, но и женщинам, поскольку они дают положительный оздоровительный эффект. Первый, второй и третий комплексы делаются на счет 16 при одинаковом исходном положении — строевая стойка.
Оценивание
Если сдавать на нормативы, то оцениваются упражнения так:
- на отлично — исполняющему присваиваются 75 баллов, если ошибок не допущено, а также учитывается уверенность бойца,
- хорошо — 60 баллов, если была нарушена амплитуда движений,
- удовлетворительно — 40 баллов при неуверенном исполнении, слишком большом сгибании конечностей и частей тела, армеец останавливался или добавлял элементы,
- неудовлетворительно — если пропущен элемент, или допущены грубые ошибки.
Номер один
- Раз-два — привстать на носки, руки сжать в кулаки и неспешно вывести руки вперед, вверх ладонями внутрь потягиваемся, смотря вверх.
- Три — опускаемся с носочков на ступни и сильно сгибаем руки, прижимая локти к туловищу, а кулаки касаются плечей, лопатки сблизить, глядя прямо.
- Четыре — разгибаем руки вверх, пальцы стиснуты в кулаки, ладони внутрь, прогибаемся, смотря вверх.
- Пять — носки ног вместе, приседаем на ступни насколько возможно, соединив колени, ладони держим на бедрах, развести в стороны локти.
- Шесть — не разведя носки, встаем, поднимаем руки вперед, разводим руки в сторону и потом рывком назад, прогибаемся, кулаки держим ладонями вперед.
- Семь — до от приседаем насколько можно низко, не отрывая ступни, держа ладони на бедрах, а руки на поясе.
- Восемь — встаем, подпрыгивая, ноги расставляем шире плеч, руки на поясе.
- Девять — разгибаем левую руку, отводим ее налево, запрокидывая назад, вместе с поворотом туловища. Руки в кулаке ладонями вперед, взгляд на кисте левой руки, ноги на месте.
- Десять — стать прямо, руки на поясе.
- Одиннадцать — проделать счет девять с правой рукой.
- Двенадцать — исходное положение, как на счет десять.
- Тринадцать — быстро наклониться вперед, касаясь земли пальцами рук, ладони смотрят назад, ноги прямые.
- Четырнадцать — выпрямляемся, руки поднимаем, после того как быстро разводим их в стороны, рывком откидываем назад, руки в кулаках ладонями вперед.
- Пятнадцать — наклоняемся вперед, касаясь руками пола кулаками, ноги не сгибаются.
- Шестнадцать — подпрыгнув, принимаем строевую стойку.
Номер 2
- Раз-два — руки отводим назад с ладонями вперед, пальцы разжаты, встаем на носки, неспешно поднимаем в стороны и вверх руки ладонями внутрь, при потягивании смотрим на ладони.
- Три — со взглядом прямо опускаемся на ступни, прижимаем кулаки к плечам, локти — к корпусу, лопатки подвести поближе друг к другу.
- Четыре — разводим руки в сторону ладонями к земле и делаем большой выпад влево, поворачиваем голову в сторону движения.
- Пять — стойка как на счет три.
- Шесть — счет четыре в правую сторону.
- Семь — стойка как на счет три.
- Восемь — выпрыгнуть, расставив ноги шире, чем плечи, ладонями хлопаем над головой, отклоняясь назад.
- Девять — ладони держим вместе, ноги также шире и не сгибаются, резко наклоняемся и наклоном прорубаем руками пространство между ног.
- Десять — выпрямляемся, руки вперед, поворачиваем корпус налево, резко разводим руки в стороны и назад, кулаки ладонями вперед, положение ног не меняется.
- Одиннадцать — выпрямляемся и повторяем счет девять.
- Двенадцать — повторяем счет десять направо.
- Тринадцать — повторяем счет одиннадцать.
- Четырнадцать — выпрямляемся, подпрыгиваем и ставим ноги на ширину плеч с параллельными ступнями ног, приседаем, выдвигая руки вперед ладонями к земле.
- Пятнадцать — ноги прыжком шире плеч, руки в стороны, приподняты вверх ладонями внутрь.
- Шестнадцать — принимаем прыжком строевую стойку.
Номер три
- Раз-два поднимаемся на носки, разжимаем пальцы и неспешно поднимаем руки вперед, в стороны и вверх, ладони смотрят внутрь, потом потягиваемся, смотря на руки.
- Три — делаем упор в присяди, соединив колени и носки ног, руки впереди с параллельными ладонями.
- Четыре — резко упор лежа с выпрямленными ногами.
- Пять — сгибаем руки как на отжимание, максимально поднимаем левую ногу и поворот головы влево.
- Шесть — как на счет четыре.
- Семь — как на счет пять в правую сторону.
- Восемь — как на счет четыре.
- Девять — как на счет три.
- Десять — выпрыгиваем вверх, выпрямляемся, ноги шире плеч (широкий шаг), ставим руки за голову, прижав ладони к затылку, причем правая должна накрывать левую, локти разводим в сторону, стараясь отвести их назад, смотреть прямо.
- Одиннадцать — наклоняемся при прямых ногах влево.
- Двенадцать — наклоняемся при прямых ногах вправо.
- Тринадцать — выпрямляеся, руки в стороны и максимально назад ладонями вперед, отклоняем корпус назад при прямых ногах.
- Четырнадцать — наклоняем туловище вперед при прямых ногах, касаясь пола пальцами рук, ладони смотрят назад.
- Пятнадцать — выпрямляемся, выпрыгиваем вверх с сомкнутыми ногами, руки развести в стороны ладонями вперед. Положение — «доскок», полуприсед на две ступни с сомкнутыми пятками и разведенными коленями и носками, руки впереди и разведены в стороны ладонями внутрь с прямым взглядом.
- Шестнадцать — принимаем строевую стойку.
Комплекс вольных упражнений на счет 16 заканчивается принятием исходного положения. Упражнения нужно исполнять четко, уверенно без пауз и добавлений.
Запись опубликована автором admin в рубрике Спортивная.Комплексы Физкультминуток
Комплексы физкультминуток для учащихся
1-4 классов
Физкультурная минутка во время уроков и приготовления домашних заданий – это активный отдых, состоящий из 3 – 4 упражнений. Такой активный отдых совершенно необходим учащимся. Физиологическим обоснованием для физкультминутки является снижение работоспособности, функциональных возможностей клеток коры головного мозга в результате умственного и нервного напряжения в процессе учебной деятельности.
В целях снижения статической нагрузки физкультминутки организуют ежедневно на каждом уроке. Установлено, активное внимание у обучающихся 1 класса сохраняется в пределах 15 – 20 минут, у 3 – 4 классов – в пределах 20 – 25 минут, у остальных классов — в течение 25 – 30 минут. Поэтому физкультминутки нужно проводить после снижения активного внимания, то есть для детей 7 лет после 15 – 20 минут учебных занятий, для 8 – 9 лет после 20 – 25 минут, для остальных после 25 — 30 минут. Перерыв в учебной работе важен для отдыха органов зрения и слуха, а также для мышц туловища, находящихся в статическом напряжении, для мышц кистей работающих рук.
Комплексы выбирают в зависимости от характера учебной работы на уроке. В каждую физкультминутку можно включать 2 – 3 комплекса либо дважды повторять один и тот же комплекс. Приступая к их выполнению, дежурный открывает окно или форточку, и ученики строятся в проходах между партами.
Отличительной особенностью предлагаемых ниже комплексов гимнастических упражнений для физкультминуток является то, что они сопровождаются речитативом. Тексты стихотворений совсем не обязательно заранее разучивать с детьми. Вначале их может зачитывать педагог. А если комплексы понравятся, то текст запомнится сам собой.
Комплекс 1.
«Раз – два, встали, руки вверх подняли. Похлопали в ладошки, побежали ножки, стали на носочки, присели, как грибочки. Встали, как дубочки. Сели, встали. И за парту тихо сели».
1-2- встать у парт;
3-4-руки вверх.
1-4- 4 шага на месте с хлопком в ладоши на каждый шаг.
1-8- 8шагов бега на месте.
1-4- встать на носки, руки вверх, наклон головы назад, потянуться.
1-4- присед ,руки за голову.
1-4- встать на носки, руки вверх, наклон головы назад, потянуться.
1-2- присед, руки вперед, пальцы в кулаки;
3-4- встать на носки руки за голову.
1-4- сесть за парту.
Комплекс 2.
«Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся, зашагал и по порядку начал делать он зарядку. Раз-два, три — четыре, пять-шесть, семь-восемь».
И. п.- о. с.
1-4 – встать на носки, руки вверх, потянуться – выдох.
1-2- 2 пружинящих наклона вперед – выдох;
3-4 – 2 пружинящих наклона назад – вдох.
1-8- 8 шагов на носках на месте, на шаг левой — хлопок в ладоши справа, на шаг правой – хлопок в ладоши слева.
И. п. – руки вверх пальцы в кулаки.
1-2 наклон назад — вдох,
3 – 4 руки в стороны, пальцы разжать, наклон вперед – выдох.
И. п. – то же.
1 -2 – наклоны влево – вдох;
3 – 4 руки вниз, пальцы разжать, выдох.
Комплекс 3.
«Вышли мышки как-то раз, посмотреть который час. Раз-два, три — четыре, мыши дернули за гири. Вдруг раздался страшный звон, убежали мышки вон»
И. п. о. с.
1-4- 4 шага на месте, на шаг левой — пальцы в кулаки, на шаг правой- пальцы разогнуть.
1-2 – наклон головы назад;
3-4 – тоже вперед.
1-2 – 2 хлопка в ладоши слева;
3-4 – 2 хлопка в ладоши справа;
5-6 – руки вверх;
7-8 – руки вниз.
1-4 – 4 хлопка в ладоши над головой.
1-8 – 8 шагов бега на месте.
Комплекс 4.
«Осторожно ветер из-за дома вышел, постучал в окошко, пробежал по крыше. Покачал тихонько ветками черемух, пожурил за что-то воробьев знакомых. И, расправив гордо молодые крылья, полетел куда-то вперемешку с пылью».
И. п. – руки вперед.
1-8 – 8 шагов на месте на носках с поворотом на 360 градусов.
И. п. – руки вперед.
1 – пальцы в кулаки;
2 – разжать;
3 – 4-то же.
И. п – о. с., руки веред, пальцы сжаты в кулак, указательный – разжат;
1 – 4- попеременное сгибание — разгибание рук в локте;
1-8 –8 шагов бега на месте, на шаг левой — пальцы в кулаки, на шаг правой пальцы разжать.
Комплекс 5.
«Гуси — лебеди летели, на лужайку тихо сели. Походили, поклевали, потом быстро побежали».
И. п. – руки в стороны,
1-4 – 2 полуприседа с волной руками в стороны на каждый полуприсед.
И. п. – руки вперед.
1-4 – 4 шага на месте, на каждый шаг волна руками вперед.
И. п. – то же.
1-8 – 8 шагов на месте, на шаг левой – пальцы в кулаки, наклон головы вперед, на шаг правой – пальцы разогнуть, выпрямиться.
1-8 – 8 шагов бега на месте.
Комплекс 6.
«Ветер дует нам в лицо, закачалось деревце. Ветерок все тише, тише. Деревце все выше, выше».
И. п. – руки вперед ладонями вверх.
1-4 – 4 шага на месте, на шаг левой – руки к плечам, на шаг правой – и. п.
И. п. – руки вверх.
1 – наклон влево;
2 – наклон вправо;
3 – наклон вперед;
4 – наклон назад.
И. п. – о. с.
1-2 – присед пальцы в кулаки;
3 — 4 — о .с.
И. п. – о. с.
1-2 – встать на носки, руки вверх, потянуться вдох;
3- 4 – о. с. – выдох.
Комплекс 7
(для расслабления кистей рук и мышц туловища)
1. Выполняется сидя за столом.
Птицы на юг улетают — (маховые движение руками из-за головы вперёд)
Гуси, грачи, журавли — (круговые движения кистями перед грудью)
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали — (движения руками имитируют махи крыльев).
2. Выполняется 2 раза сидя за столом,
руки сжаты в кулаки. Первый раз, поочерёдное разгибание пальцев, начиная с большого, второй — с мизинца.
1-2-3-4-5- будем пальчики считать.
Крепкие, дружные. Все такие нужные.
На другой руке опять — 1-2-3-4-5.
Пальчики быстрые, хоть не очень чистые.
3. Выполняется сидя за столом.
Солнце спит, небо спит, — (кладут голову на руки)
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало,
Всем лучи свои послало — (встают руки вверх с разведенными пальцами)
Вдруг повеял ветерок — (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища)
Небо тучей заволок — (круговые движения руками влево, затем вправо)
Дождь по крышам застучал.
Барабанит дождь по крыше — (барабанят пальцами по столу)
Солнце клонится всё ниже.
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик — (постепенно садятся и кладут голову на руки).
Комплекс 8
(Физкультминутка для глаз)
Выполняется сидя (каждое упр. Повторять 4- 5 раз)
Видят глазки все вокруг,
1- посмотреть вверх;
2 – посмотреть вниз;
3 – посмотреть направо;
4 – посмотреть налево.
Нарисую ими круг.
1-4 – медленно «нарисовать» глазами круг.
Видеть глазкам все дано –
Где кино, а где окно.
1-4 – 4 раза перевести взгляд на разные предметы.
Нарисую ими круг,
Посмотрю на мир вокруг.
1-4 – медленно «нарисовать» глазами круг.
Комплекс 9
Ча, ча, ча,
Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам)
Печка очень горяча (4 прыжка на двух ногах)
Чи, чи, чи,
Чи, чи, чи, (3 хлопка над головой)
Печет печка калачи (4 приседания)
Чу, чу, чу
Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной)
Я обжечься не хочу (4 поворота головы)
примеры физкультминуток обучающего характера для уроков окружающего мира по программе А.А. Плешакова «Зелёный дом».
Игра «Деревья, кустарники, травы» направлена, главным образом, на улучшение переключаемости и концентрации внимания младших школьников, может быть использована как физкультминутка при изучении темы «Какие бывают растения?» во втором классе для закрепления знаний о классификации жизненных форм растений.
Правила:
при назывании дерева — дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие,
кустарник – руки разводятся в стороны (кусты широкие),
травы – присаживаются на корточки (травы низкие). По ходу игры ведущий (учитель) может вставлять названия грибов и животных не предупреждая, тогда дети не должны выполнять никаких действий, стоять свободно. Можно варьировать скорость игры, от медленной, до быстрой. Первые действия ведущий выполняет вместе с детьми. Исходное положение – стоя у парты.
Колокольчик, облепиха, осина, тополь, малина, тимофеевка, кедр, астра, подосиновик, липа, дуб, огурец, смородина, подснежник, комар, берёза.
По аналогии можно проводить подобные физминутки и на других уроках окружающего мира, требующих классификации объектов и явлений окружающего мира («Какие бывают животные?», «Какой бывает транспорт?»).
На уроке по теме «Как развивается растение» можно провести игру
«Как росло растение»: учитель предлагает детям представить, что они маленькие семена, попавшие в почву — (дети садятся на корточки, сжимаясь в комочек).
Далее учитель рассказывает, как развивается из семени растение:
— Маленькому семени зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтоб согреться — (мышечное напряжение, глаза зажмурены).
Весной солнечные лучи согрели землю, и семя отогрелось, расправило свои плечи — (расслабление мышц).
Ему так стало интересно, что там, наверху, что оно потихоньку стало расти. У него появились корешки -(дети встают на ноги, открывают глаза)
и первые листочки — (поднимают руки над головой, полусогнуты в локтях).
Солнышко так согрело росток, появившийся из семени, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнцу своими листьями — (дети вытягиваются вверх, поднимаются на цыпочки, машут кистями рук).
И вот однажды на ростке расцвёл цветок, он улыбнулся солнышку и другим цветкам — (дети улыбаются учителю и друг другу, поворачиваясь из стороны в сторону).
А потом наступила осень и на месте цветка образовались семена, которые растение сбросило в почву — (движения руками, будто стряхивают воду, направлены на снятие накопившегося мышечного напряжения).
Вот так целый год росло растение.
Данное упражнение несёт в себе элементы псих гимнастики, движения в нём направлены как на мышечное напряжение, так и на расслабление; улыбки друг другу настраивают детей на позитивное отношение друг к другу и окружающему миру, снимают эмоциональное напряжение. В то же время, в своих движениях дети как будто проживают жизнь растения в течение года, что направлено на закрепление полученных знаний.
Методическая разработка по физкультуре (7 класс) по теме: Пять комплексов упражнений для общего физического развития
Комплекс упражнений
для общего физического развития
7-8 классы
КОМПЛЕКС № 1
Упражнение 1
Назначение: на ощущение правильной осанки, а также на дыхательную систему. И.п. – стойка, ноги врозь, руки внизу, скрестно, ладонь на ладонь, голову опустить. 1 – 2 – не разъединяя кисти, руки вверх, голову назад;
3 – 4 – руки через стороны в И.п.
Методические указания:
1. Потянуться вверх, прогнуться (на счет раз-два).
2. На раз-два – вдох, на три-четыре – выдох.
3. Голову опустить (на счет три-четыре).
Упражнение 2
Назначение: на мышцы ног. И.п. – о.с. 1 – присед, руки вверх; 2 – И.п.;
3 –наклон вперед, руки назад; 4 – И.п.
Методические указания:
1. Показать упражнение в профиль.
2. Присед на носках.
3. Туловище держать прямо (во время приседа).
4. Ноги прямые (при наклоне вперед).
5. Дышать свободно.
Упражнение 3
Назначение: на косые мышцы туловища. И.п. – стойка на коленях, руки в стороны.
1 – левую в сторону на носок, правая рука вверх, левая на пояс;
2 – 3 –два наклона влево; 4 – И.п.; 5–8 – то же, но в другую сторону.
Методические указания:
1. Проверить осанку в И.п. – руки точно в стороны, спину прямо.
2. Нога прямая (в сторону на носок).
3. Наклоны точно в сторону.
4. Руку прижать к голове (при положении наклона рука вверх).
5. Наклоняясь – вдох, выпрямляясь – выдох.
Упражнение 4
Назначение: на мышцы рук и туловища. И.п. – упор лежа,
1 – 8 – поочередно переставляя руки (через упор присев), упор лежа сзади; 9 – 16 – поочередно переставляя руки, И.п.
Методические указания:
1. Показать упражнение в профиль.
2. И.п. – туловище прямое, руки прямые, ноги вместе.
3. Дать опробовать упражнение самостоятельно.
4. Провести соревновательное: кто выполнит правильно большее количество раз за 20 секунд.
5. Определить победителя среди мальчиков и девочек.
Упражнение 5
Назначение: на мышцы туловища и ног. И.п. – о.с. 1 – мах левой ногой назад, руки вверх; 2 – мах левой ногой вперед, руки назад; 3 – мах левой ногой назад, руки вверх; 4 – И.п.; 5 – 8 – то же, но с другой ноги.
Методические указания:
1. Показать упражнение в профиль.
2. Нога прямая, носок оттянут (при взмахе).
3. Туловище держать прямо.
4. Руки точно вверх.
5. Руки вверх – вдох, назад – выдох.
Упражнение 6
Назначение: на мышцы живота. И.п. – упор сидя сзади. 1 – поднимая согнуть ноги, руками захватить за голени; 2 – выпрямляя ноги, сед углом, руки в стороны; 3 – держать; 4 – И.п.
Методические указания:
1. Показать упражнение в профиль.
2. Проверить осанку в И. п. – руки прямые, спина прямая, плечи опущены,
голова прямо.
3. Колени к груди.
4. Спину – прямо, ноги – выше (при седе углом).
5. Дыхание не задерживать.
6. Это упражнение полезно дать на дом.
Упражнение 7
Назначение: на сердечно-сосудистую, дыхательную системы, а также на формирование прыгучести. И.п. – стойка руки на пояс. 1 – прыжком стойка ноги врозь; 2 – прыжком И.п.; 3 – прыжок на месте; 4 – прыжком поворот налево кругом; 5 – 8 – то же, но поворот направо кругом.
Методические указания:
1. Проследить за осанкой в И.п. и во время прыжков.
2. Прыгать мягко, на носках.
3. Дышать свободно.
Упражнение 8
Назначение: на развитие координации и закрепление ощущения правильной
осанки. И.п. – о.с. 1 – левую ногу вперед, руки в стороны; 2 – левую ногу в
сторону; 3 – левую ногу назад; 4 – И.п.; 5 – 8 – то же, но с другой ноги.
Методические указания:
1. Нога прямая, носок оттянут.
2. Туловище держать прямо.
3. Дозировка: четыре раза, два из них с закрытыми глазами.
Комплекс упражнений
для общего физического развития
7-8 классы
КОМПЛЕКС № 2
Упражнение 1
Назначение: на ощущение правильной осанки и дыхательную систему. И.п.– О.с. 1 – с поворотом налево шаг левой вперед, правая сзади на носок, руки вперед; 2 – руки вверх; 3 – поворотом направо руки в стороны; 4 – приставляя левую, И.п.
5 – 8 – то же, но в другую сторону.
Методические указания:
1. Проверить осанку в И.п.
2. Руки точно вперед, вверх, в стороны.
3. Смотреть на кисти (поднимая руки вверх).
4. Ноги прямые, носок натянут.
5. На раз-два – вдох, на три-четыре – выдох.
Упражнение 2
Назначение: на мышцы спины и ног. И.п. – широкая стойка, руки в стороны;
1 – с поворотом налево, сгибая правую ногу, наклон к левой, руками коснуться носка; 2 – И.п.; 3 – то же, но в другую сторону; 4 – И.п.
Методические указания:
1. Проверить осанку в И.п. – туловище держать прямо, руки точно в стороны, плечи опущены, голова прямо.
2. Выполнить упражнение по разделениям.
3. Наклон к прямой ноге.
4. Наклоняясь – выдох, выпрямляясь – вдох.
Упражнение 3
Назначение: общего воздействия. И.п. – о.с. 1 – упор присев; 2 – упор стоя
ноги врозь; 3 – упор присев; 4 – упор лежа; 5 – упор присев; 6 – 8 – встать.
Методические указания:
1. Показать упражнение в профиль.
2. Ноги шире, прямые (при упоре стоя ноги врозь).
3. Спина прямая, руки прямые (в упоре лежа).
4. Вставать медленно.
Упражнение 4
Назначение: на мышцы ног и косые мышцы туловища. И.п. – О.с. 1 – выпад
влево, руки в стороны; 2 – выпрямляя левую, согнуть правую ногу, руки вверх, наклон влево; 3 – стойка ноги врозь, руки в стороны;
4 – приставляя левую, И.п.
Методические указания:
1. Выполнить упражнение по разделениям.
2. Наклон к прямой ноге.
3. Руки прямые.
4. При наклоне – выдох, выпрямляясь – вдох.
Комплекс упражнений
для общего физического развития
7-8 классы
КОМПЛЕКС № 3
Упражнение 1
Назначение: на ощущение правильной осанки и усиление дыхания. И.п. – стойка ноги врозь. 1 – дугами назад руки за голову;
2 – поднимаясь на носки, руки вверх;
3 – опускаясь на полный след, руки за голову; 4 – руки дугами вперед в И.п.
Методические указания:
1. Проверить осанку в И.п.
2. Локти назад, лопатки соединить (при положении руки за голову).
3. Посмотреть на кисти (при положении руки вверх).
4. На раз-два – вдох, на три-четыре – выдох.
Упражнение 2
Назначение: на мышцы ног. И.п. – стойка руки перед грудью. 1 – присед, руки в стороны; 2 – И.п.; 3 – присед, руки в стороны; 4 – И.п.; 5 – 6 – два пружинящих наклона вперед, руки вперед; 7 – выпрямиться, руки в стороны; 8 – И.п.
Методические указания:
1. Показать упражнение в профиль.
2. Проверить осанку в И.п. – локти точно в стороны, плечи опустить, спина прямая, голову прямо.
3. Присед на носках, спина прямая.
4. Ноги прямые, ниже наклон.
5. Дыхание не задерживать.
Упражнение 3
Назначение: на мышцы спины и развитие подвижности в плечевых суставах.
И.п. – упор сидя сзади. 1 – упор лежа сзади; 2 – сгибая ноги, упор присев сзади;
3 – упор лежа сзади; 4 – И.п.
Методические указания:
1. Показать упражнение в профиль.
2. Обратить внимание на осанку в И.п. – руки прямые, плечи опущены, спи-
на прямая, голова прямо.
3. Выполнить упражнение по разделениям.
4. Голову назад, прогнуться (при упоре лежа сзади).
5. Глубже присед, ноги на месте.
6. Голову на грудь (при упоре присев сзади).
Упражнение 4
Назначение: на мышцы ног и развитие подвижности в тазобедренных суставах. И.п. – стойка руки в стороны. 1 – мах левой в сторону;
2 – И.п.;
3 – мах левой вперед, хлопок под ногой;
4 – И.п.;
5 – 8 – то же, но с другой ноги.
Методические указания:
1. Проверить осанку в И.п.
2. Нога прямая, носок оттянут (при махе ногами).
3. Спина прямая.
4. Опорная нога прямая.
5. В И.п. – вдох, при махе – выдох.
Упражнение 5
Назначение: на мышцы ног. И.п. – стойка на коленях, руки в стороны. 1 – сед на левое бедро, руки вперед; 2 – поворотом направо, выпрямляя ноги, сед, руки вверх; 3 – 5 – три пружинящих наклона вперед; 6 – выпрямиться, руки вверх; 7– сед на левое бедро; 8 – И. п.
Методические указания:
1. Показать упражнение в полповорота.
2. Проверить осанку в И.п.
3. Разучить упражнение по разделениям.
4. Спина прямая, ноги вместе (при седе руки вверх).
5. Ноги прямые, ниже наклон.
6. Дыхание не задерживать.
Упражнение 6
Назначение: на сердечно-сосудистую, дыхательную системы и формирование прыгучести.
И.п. – стойка руки на пояс.
1 – подскок, левую вперед на пятку;
2 – подскок на двух;
3 – подскок, правую на пятку;
4 – подскок на двух.
Методические указания:
1. Проверить осанку в И.п.
2. Спину держать прямо.
3. Дышать свободно.
4. Прыгать мягче, на носках.
5. Закончить подскоки командой: ォНа месте шагом маршサ – 15-20 секунд.
Упражнение 7
Назначение: на успокоение дыхания, закрепление правильной осанки и вос-
питание внимания учеников. Повторить первое упражнение комплекса самостоятельно.
Комплекс упражнений
для общего физического развития
7-8 классы
КОМПЛЕКС № 4
Упражнение 1
Назначение: на ощущение правильной осанки и усиление дыхания.
И.п. – о.с. кисти сцеплены, ладони вниз, голова опущена.
1 – ладони на грудь, локти в стороны;
2 – 3 – руки вверх, ладони вверх, стойка на носках;
4 – руки вниз, И.п.
Методические указания:
1. Голову поднять, прогнуться (поднимая руки вверх).
2. Поднимая руки – вдох, опуская – выдох.
Упражнение 2
Назначение: на мышцы спины и ног. И.п. – о.с. 1 – шагом левой в сторону, стойка ноги врозь, руки в стороны; 2 – наклон вперед, руки вперед;
3 – выпрямиться,руки в стороны;
4 – приставляя левую, И.п.;
5–8 – то же, но в другую сторону.
Методические указания:
1. Проверить осанку в И.п.
2. Ноги прямые, ниже наклон.
3. Спина прямая, голову прямо (после наклона).
4. Выпрямляясь – вдох, наклоняясь – выдох.
Упражнение 3
Назначение: на мышцы туловища и рук. И.п. – упор сидя сзади.
1 – сед углом; 2 – И.п.; 3 – упор лежа сзади; 4 — И.п.
Методические указания:
1. Показать упражнение в профиль.
2. Проверить осанку в И.п. – спина прямая, руки прямые, плечи опущены,
голова прямо.
3. Ноги прямые, руки прямые (при упоре сидя сзади углом).
4. Голову назад, прогнуться (при упоре лежа сзади).
Упражнение 4
Назначение: на мышцы ног и плечевого пояса. И.п. – о.с. 1 – пружинящий
полуприсед и рывок руками: правая вверх, левая назад; 2 – пружинящий полу-присед со сменой положения рук; 3 – пружинящий полуприсед, рывок руками в стороны, ладони вверх; 4 – И.п.
Методические указания:
1. Показать упражнение в профиль.
2. Туловище держать прямо.
3. Рывки энергично, руки прямые.
4. Дыхание не задерживать
Упражнение 5
Назначение: на мышцы ног, подвижность в тазобедренных суставах, координацию движения.
И.п. – стойка, руки за голову;
1 – махом левой – выпад влево, левая рука в сторону, правая вперед;
2 – толчком левой – И.п.;
3 – махом правой выпад вправо, правая рука в сторону, левая вперед;
4 – толчком правой – И.п.
Методические указания:
1. Проверить осанку в И. п. – спина прямая, локти назад, лопатки соединить, голова прямо.
2. Разучить упражнение по разделениям.
3. Ноги прямые (при махе в сторону).
4. Спина прямая (в положении выпада).
5. Дышать свободно.
Упражнение 6
Назначение : на сердечно-сосудистую, дыхательную системы, воспитание прыгучести. И.п. – стойка руки на пояс, левая в сторону на носок. На каждый счет подскоки со сменой положения ног.
Методические указания:
1. Проследить за осанкой в И. п. и во время выполнения подскоков.
2. Носок оттянут, стопа выворотно (при положении в сторону на носок).
3. Дыхание не задерживать.
4. Ходьба на месте 15–20 секунд.
Упражнение 7
Назначение: на успокоение дыхания, закрепление правильной осанки и формирование умения управлять движениями в пространстве. Повторить первое
упражнение комплекса, но без зрительного контроля.
Комплекс упражнений
для общего физического развития
7-8 классы
КОМПЛЕКС № 5
Упражнение 1
Назначение: на ощущение правильной осанки и мышцы рук.
И.п. – о.с. 1 –шаг левой в сторону, руки согнуть в стороны, кисти в кулаки; 2 – с поворотом туловища налево, стойка на носках, руки вверх, кисти разжать; 3 – опускаясь на полный след, туловище прямо, руки согнуть в стороны, кисти в кулаки; 4 – приставляя левую, И.п.
Методические указания:
1. Проверить осанку в И.п.
2. Потянуться вверх, смотреть на кисти (поднимаясь на носки).
3. Поднимаясь на носки – вдох, опускаясь – выдох.
Упражнение 2
Назначение: на мышцы ног и туловища. И.п. – широкая стойка, руки перед грудью. 1 – поворот туловища налево, руки в стороны; 2 – наклон к левой пятке, руки вперед; 3 – выпрямиться, руки в стороны; 4 – И.п.;
5–8 – то же, но в другую сторону.
Методические указания:
1. Показать упражнение в полповорота.
2. Проверить осанку в И.п. – спина прямая, локти точно в стороны, плечи
опущены, лопатки соединить, голову прямо.
3. Стопы не сдвигать, пятки не отрывать (при повороте туловища).
4. Ноги прямые (при наклоне).
5. Наклоняясь – выдох, выпрямляясь – вдох.
Упражнение 3
Назначение: на мышцы ног и воспитание чувства ритма. И.п. – стойка руки за спиной, хватом за предплечья. 1–3 – присед, руки в стороны;
4 – И.п.;
5 –присед, руки вперед; 6–8 – И.п.
Методические указания:
1. Показать упражнение в профиль.
2. Туловище держать прямо (во время приседания).
3. Присед на носках.
4. Дышать свободно.
Упражнение 4
Назначение: формирование скоростно-силовых качеств мышц туловища и воспитание честности. И.п. – о.с.
1 – упор присев;
2 – упор лежа;
3 – упор присев;
4 – И.п.
Методические указания:
1. Провести соревновательным методом: кто больше выполнит за 20 секунд.
2. Считать только то повторение, которое заканчивается принятием точного И.п.
Упражнение 5
Назначение: на косые мышцы туловища. И.п. – стойка, ноги врозь. 1 – на-
клон влево, руки на пояс; 2 – наклон влево, руки за голову; 3 – наклон влево,
руки вверх; 4 – И.п.; 5–8 – то же, но в другую сторону.
Методические указания:
1. Проверить осанку в И.п.
2. Наклон точно в сторону.
3. Ниже наклон (при двух повторениях).
4. Локти назад (при положении руки за голову).
5. Дыхание не задерживать.
Упражнение 6
Назначение: на сердечно-сосудистую, дыхательную системы и воспитание прыгучести. И.п. – стойка руки на пояс. 1-2 – два подскока на левой, правая в сторону; 3-4 – два подскока на правой, левая в сторону;
5–8 – подскоки со сменой положения ног на каждый счет.
Методические указания:
1. Проверить осанку в И.п. – спина прямая, локти точно в стороны, плечи
опущены, голова прямо.
2. Нога прямая, носок оттянут.
3. Дыхание свободное.
4. Переход на ходьбу на месте.
Упражнение 7
Назначение: на координацию, закрепление правильной осанки. И.п. – о.с. 1 –
согнуть левую ногу вперед, руки в стороны; 2– 3 – стоять с закрытыми глазами;
4 – И.п.; 5–8 – то же, но с другой ноги.
Методические указания:
1. Туловище прямое.
2. Руки точно в стороны.
3. Колено выше.
4. Дыхание не задерживать.