Гимнастика на уроках в начальных классах
Гимнастика на уроке в начальных классах
Некоторые особенности обучения гимнастическим упражнениям
Одной из важных задач, поставленных школьной реформой, является повышение физической подготовленности учащихся с целью обеспечения их дальнейшей полноценной и активной довоенной деятельности, службы в Вооруженных силах РК. Осуществить это можно, только постоянно повышая качество обучения на основе совершенствования методики всех форм занятий, и в первую очередь урока физической культуры.
Цель настоящей статьи — поделиться опытом работы по разделу «Гимнастика» комплек программы. В ней не будет рассматривтехника выполнения упражнений, включе в школьную программу. Все это уже много^ но описано в учебниках, методических посо( освещалось и в отдельных статьях на стран журнала «Физическая культура в школе».
Главное, на чем хочется остановиться в ном материале,— это показать типичные, более часто встречающиеся ошибки в ос нии упражнений раздела «Гимнастика» и п комендовать, исходя из опыта, некоторые сг бы разучивания упражнений, оправдавшие бя на практике. В то же время автору г ставляется нецелесообразным делать ре всех, без исключения, упражнений, так как из них повторяются в различных вариан последующих классах, а другие — не пред ляют трудности при обучении. Поэтому ( рассматриваться те элементы, которые яв ся, на наш взгляд, ключевыми и предста! определенную трудность при разучивании, некоторые из них и не содержатся в прогр,
Обращаясь к опытным и молодым учи! и коллегам, специализирующимся не в ги тике, мы напоминаем, что предлагаемые способы разучивания отдельных упражнен являются чем-то единственным и обязател Это итог многолетней работы в общеоб вательной школе, лично накопленного с дополнение к общепринятой методике ил для школьных условий, способствующих, ктелось бы надеяться, более качественному нию учебного материала на уроках гимна
Практика показывает, что методика рс вания того или иного элемента зависит от м факторов. К ним можно отнести прежде степень одаренности занимающихся, уровфизической подготовленности (развитие гибкости), морфологические особенности возраст. Влияют на методику также и те;
екая оснащенность места занятий, наличие времени (как продолжительность отдельного занятия, так и общее их количество). В качестве примера приведу плавание: разработаны специальные программы ускоренного обучения в пионерском лагере в отличие от программы начального обучения абонементных групп или программ для ДЮСШ.
Таким образом, видно, что, в отличие от спортивной тренировки, школьный урок физической культуры ставит учителя физической культуры в довольно жесткие условия, а именно: острый дефицит времени, большое количество занимающихся, невозможность постоянного контроля за работой каждого отдельно взятого ученика и в то же время необходимость решения многих педагогических и организационных вопросов. Словом, у учителя физической культуры на уроке примерно 30 мин. для работы чисто гимнастического характера, не всегда отвечающая тре- бованиям времени техническая оснащенность спортивного зала и, наконец, главное, самый разнообразнейший по своей подготовленности и индивидуальным возможностям контингент обучающихся. И вот в таких условиях необходимо качественно освоить довольно обширный материал школьной программы.
Поэтому, по нашему мнению, и методика обучения должна иметь свои особенности в отличие от так называемой классической, предлагаемой специалистами в учебниках гимнастики для процесса спортивной тренировки с занимающимися, уже прошедшими предварительный отбор и, следовательно, обладающими определенными способностями к этому виду спорта. Многолетняя педагогическая практика подтверждает это положение.
У девочек это происходит примерно в 12 лет. В дальнейшем, особенно к завершению пубер-татного периода (с 14—15 лет), показатель развития абсолютной и относительной силы находится на низком уровне. У подростков и юношей отмечаются два периода прироста: в начале (примерно к 13 годам) и особенно интенсивно в конце (приблизительно в 16 лет) активной фа-
зы полового созревания.
Вместе с тем общий уровень развития силы у учащихся еще очень далек от максимального, т. е. того, которого они достигнут примерно к 20—23 годам. Поэтому нужно осторожно подходить к силовым нагрузкам, особенно занимаясь с девочками. Все сказанное о развитии силы относится в основном к тем, кто не занимается в спортивных секциях.
Приведенные данные об уровне развития силовых возможностей школьников свидетельствуют также и о том, что для большинства учащихся традиционный подход к разучиванию многих упражнений, принятый в спортивной гимнастике, не совсем приемлем. К примеру, начальное обучение размахиванию в упоре на брусьях современной, так называемой «хлестовой» техникой не подходит мальчикам V—VI классов. Требование этой техники удерживать в конце маха назад туловище слегка согнутым на практике приводит к падениям назад.
Таким образом, специфика работы на уроке, объективные данные о двигательных возможностях детей, практический опыт убеждают в том, что обучение школьников гимнастическим упражнениям в условиях урока должно иметь свои особенности. Рассмотрим некоторые из них.
Практика показала, что начинать серию уроков гимнастики в младших и средних классах (с I по VI) лучше с акробатики. Желательно (если позволяет количество матов) разделить класс на первые и вторые номера. Тогда одновременно одна половина класса выполняет задание, а вторая — исправляет ошибки и оказывает помощь. Такой способ организации эффективен, так как наряду с высокой моторной плотностью занятий достигается и высокая активность ребят, приобретаются инструкторские навыки. Применяя этот вариант работы в парах, можно успешно освоить не только абсолютное большинство акробатических упражнений школьной программы (перекаты, кувырки, разновидности стоек и т. д.), но и все варианты простых и смешанных висов и упоров, особенно если есть МУГСы — нестандартные массовые универсальные гимнастические снаряды.
Приобретению инструкторских навыков все учителя физической культуры, как правило, придают большое значение. Учитывая, что педагог не в состоянии на уроке постоянно находиться рядом с каждым учеником и контролировать его работу, автор этих строк в своей практике при разучивании любого элемента, а также и при выполнении любого задания одновременно с объяснением техники выполнения и возможных ошибок сразу же показывал, каким образом можно помочь однокласснику и как осуществить страховку и поддержку, чтобы напарник при выполнении упражнения не упал. Этому мы уделяем большое внимание постоянно на всех уроках и во всех классах и даже практикуем выборочное проставление оценок учащимся, юным помощникам педагога за четкое знание и умелое использование приемов помощи и страховки.
Мы уже говорили о том, что в I—VI классах уроки гимнастики лучше всего начинать с изучения акробатических упражнений. Итак, рассмотрим непосредственно некоторые упражнения, предусмотренные программой для учащихся-шестилеток, а также I—III классов.
Класс шестилеток. Учебной программой по разделу «Гимнастика» для учащихся этого класса среди акробатических упражнений предусмотрены группировка, перекаты в группировке. При разучивании группировки целесообразно давать побольше заданий в положении лежа на спине. Это положение позволяет активно сгибаться, округлять спину, дает возможность оттянуть носки. После этого знакомим с перекатами в группировке в стороны сначала из седа на пятках, а затем из стойки на коленях.
Перекаты назад и вперед начинаем учить одновременно, создавая условия для выполнения их слитно, не разделяя элементы друг от друга искусственно. Трудность для учеников представляет выполнение переката вперед в присед и упор присев. Практика подтверждает, что учить заканчивать перекат вперед в эти положения лучше после одного переката назад, а не
нескольких, так как первый перекат назад, полненный из упора присев, делается с довс но большой скоростью.
При разучивании вставаний после перек; в группировке оправдала себя следующая следовательность:
1. И. п.— упор присев на полу спиной к ма Перекат назад (один или несколько) и пер( вперед в сед с согнутыми ногами, ноги на п
2. И. п.— упор присев на матах. Те же пс каты в сед согнув ноги на матах.
3. То же, что в упражнениях 1, 2, но из согнув ноги.
4. Перекаты в присед ноги на полу с до нительной опорой руками сзади в конце п ката вперед.
5. То же без дополнительной опоры рук
6. Перекатом вперед присед, ноги на n вначале также с помощью рук.
7. На матах перекат назад в группиров перекат вперед в упор присев.
8. То же с последующим прыжком ве
Упражнения в равновесии. Программой класса шестилеток предусмотрено изучение дующих упражнений в равновесии — на мтом и приседанием, по наклонной скамейю рейке гимнастической скамейки.
Обучая упражнениям в равновесии на настической скамейке (в том числе и на г вернутой) и низком бревне, во всех мл а классах мы часто даем варианты передвиж с закрытыми глазами в сопровождении нера, держащего ученика, выполняющего уп нение, за руку. Помимо того, что такие уп нения весьма эффективно развивают у I чувство равновесия, способствуют выра( правильной осанки, они еще и очень прив тельны для самых маленьких школьников как дают возможность проявить смелость.
I класс. Акробатические упражнения для первоклассников — кувырок вперед, стойка н патках согнув ноги. Остановимся на перво ражнении. Обучение кувырку вперед слначать с повторения перекатов в группировк тем изучаем кувырок поперек матов с • расчетом, чтобы дети заканчивали его в жении ноги на полу, поскольку пониженна; ра облегчает вставание.
Тем, кто с трудом осваивает активное ( бание ног и движение плечами вперед в н кувырка, можно предложить отрабатывать элемент под небольшой уклон. Для этот статочно положить под мат мостик. Часто боятся начального движения головой вп вниз. Чтобы исправить этот недостаток, n порекомендовать выполнение кувырка на шенную поверхность, т. е. на 2—3 мата, женных друг на друга. Упражнение делав упора присев, руки на матах.
Упражнения в равновесии для первокл ков включают ходьбу по бревну, перешагь на гимнастической скамейке и бревне чер бивные мячи.
При обучении упражнениям в равновес да и во всех, без исключения, других к мы применяем такую последовательность
полу, 6) на перевернутой гимнастической скамейке, в) на бревне. Если разучивается какая-либо комбинация, советуем учителям физической культуры освоить ее с учениками на полу до полного запоминания ими и только после этого переходить к следующему этапу.
Висы и упоры. После освоения на уроках гимнастики в I классе акробатических упражнений, а также упражнений в равновесии можно приступать к висам и упорам — упражнениям в висе лежа, упоре, упоре стоя и лежа. Из всего многообразия висов и упоров на уроках в I, а также во II—III классах стараемся подбирать упражнения для группового выполнения (даже на стандартных снарядах), а не поточного. Это делает-ся для того, чтобы повысить моторную плот-ность занятий, использовать вариант работы в парах — один делает, а другой исправляет ошибки, страхует и помогает ему.
II класс Для оценки развития силы учащих-ся в перечень учебных нормативов за II класс включено подтягивание: мальчики на высокой перекладине из виса, девочки на низкой пере-кладине из виса лежа. У мальчиков 3, 2, 1 под-тягивания оцениваются баллами «5», «4», «3», у девочек — соответственно 8, 6, 4 раза.
В учебниках по гимнастике подтягивание на перекладине классифицируется как силовые перемещения — медленные переходы из одного статического (вис) положения в другое (вис на согнутых руках). Из этого определения видно, что не следует увлекаться какими-либо дополнительными колебательными движениями ногами и туловищем ни в начале каждого подтягивания, ни в процессе его. Порой в практике мы, педагоги, разрешаем ученикам делать рывки, использовать махи и т. д. Выполненное таким способом большое количество «подтягиваний» может создать у ученика неправильное, завышенное представление о своих силовых возможностях. Поэтому в данном случае совет может быть один: лучше сразу же учить ребят правильному выполнению этого упражнения.
В акробатические упражнения, которые разучивают второклассники, включаются перекаты назад в группировке с последующей опорой руками за головой; два кувырка вперед; стойка на лопатках, из положения лежа на спине — «мост».
Остановимся на последних двух упражнениях как наиболее сложных для выполнения учащимися и требующих, как и все другие акробатические упражнения, соответствующего развития координационных способностей и двигательных качеств.
Положение стойки на лопатках полезно предварительно побольше повторить, сначала стоя на полу и затем в седе, обращая внимание на прогибание туловища и отведение локтей назад. Непосредственно выполнять стойку лучше сперва из положения стойки на лопатках согнув ноги с последующим их выпрямлением и уж только после этого — из седа перекатом назад согнувшись с прямыми ногами. Уже с первых попыток учитель физической культуры внимательно следит за учащимися, помогает принять правильное (выпрямленное) положение тела. В этом педагогу обычно очень активно помогают юные инструкторы, наиболее подготовленные ученики. Готовясь к разучиванию «моста» из положения лежа на спине, предварительно можно использовать различные варианты наклонов назад у стены и гимнастической стенки. При выполнении собственно «моста» хорошо зарекомендовало себя задание на покачивание, т. е. поочередный перенос центра массы тела с рук на ноги и обратно. Подчеркиваем, что это упражнение полезно для дальнейшего разучивания вставания с «моста», поворота в упор присев.
Упражнения в равновесии для учеников 11 класса включают ходьбу по бревну на носках, повороты. При разучивании поворотов на бревне следует постоянно напоминать учащимся, что выполнять данное упражнение нужно не сгибаясь, глядя точно вперед. Почаще обращайте внимание учеников на то, чтобы они держали туловище строго вертикально. Ведь при малейшем отклонении туловища от строго вертикального положения происходит потеря равновесия. Для наглядности это можно показать. Кстати, в младших (да и в средних) классах, благодаря особенностям мышления детей, очень помогает исправлять ошибки утрированный показ этих ошибок с их последствиями.
Начиная знакомить учащихся с техникой лазанья по канату, мы уделяем большое внимание таким деталям, как захваты каната ногами, и прежде всего когда упражнение выполняют девочки. При разучивании способов захватов, техники движений ногами необходимо, чтобы ноги не скользили по канату. В этой связи разъясняем ребятам, что лазанье по канату в носках, в «чешках» или кроссовках на толстой, негнущейся подошве очень неудобно из-за скольжения ног вниз. Удобнее всего это упражнение выполнять в обуви на тонкой резиновой подошве (кеды, полукеды и т. д.).
III класс Практика показывает, что из акробатических упражнений, которые изучаются третьеклассниками, особую трудность может вызывать кувырок назад. Поэтому мы и остановимся на некоторых особенностях обучения младших -школьников этому гимнастическому упражнению.
Кувырок назад является довольно сложным элементом, и обычно дети в начальной стадии разучивания допускают существенные ошибки. Так, вначале они делают перекат назад медленно, пассивно. Потом же, стараясь исправить этот недостаток и выполнить перекат побыстрее, они начинают запрокидывать голову назад и выпрямляют спину. Учителя физической культуры знают, что это приводит к удару затылком о мат. Вторая, также очень распространенная и, мы считаем, главная ошибка — неправильная постановка рук. Здесь следует особо подчеркнуть, что совершенно справедливо в программу 11 класса в раздел «Гимнастика» как самостоятельный элемент включен перекат назад в группировке с последующей опорой руками за головой. Чтобы подготовить учащихся к выполнению кувырка назад, их действительно надо вначале научить перекату назад. Этому нужно в самом деле много учить.
Для того чтобы по возможности исправить ошибки, при обучении кувырку назад мы в своей практике используем следующие упражнения:
1. И. п.— упор присев. Поставить руки не-
сколько вперед и перенести центр массы тела на них.
2. И. п.— в группировке. Перекаты назад и вперед.
3. И. п.— в группировке. Перекат назад в быстром темпе.
4. Перекаты назад с постановкой рук за головой.
5. И. п.— стоя спиной к стене. Опираясь руками о нее за плечами, следить, чтобы голова была опущена.
6. То же с последующим выпрямлением рук.
7. Кувырок назад под уклон в сед на пятках.
8. Кувырок назад в сед на пятках на ровной поверхности.
9. И. п.— упор присев. Кувырок назад в группировке в упор присев.
В IV классе в разделе «Гимнастика» особенно трудным, судя по моему опыту, упражнением для школьников можно считать опорный прыжок — вскок в упор присев, соскок прогнувшись (козел в ширину, высота — 80—100 см). Многие годы я скрупулезно анализировал, почему учащиеся с таким напряжением осваивают данный опорный прыжок. В итоге практика показывает, что при опорном прыжке вскок в упор присев и соскок прогнувшись положения именно упора присев, как такового, не нужно, ибо оно только затрудняет прыжок. Мы учим, раньше начав отталкивание руками, напрыгивать на снаряд не в упор присев, а в присед, руки вперед-вниз и в темпе выпрямляясь, делать соскок.
Котов В.Н., учитель физической культуры
КГУ «СШ №10 с. Николаевка» Осакаровского р-на.
multiurok.ru
• «Физическая культура. Гимнастика» 1-4 классы под редакцией И.А.Винер
Гимнастика и наше будущее
Кто из нас не задумывался, что делать, когда начинает побаливать спина, или когда у наших детей мы замечаем, что одно плечико ниже другого или сутулость выдает уже сформировавшееся заболевание.
Мы смотрим на современных девушек, которые пытаются ходить на высоких каблучках, но понимаем, что многие из них не просто не могут, потому, что не умеют, а не могут, потому что физические недостатки, сформировавшиеся за долгие годы сидения за партой или неправильных занятий физической культурой, не позволяют им на каблуках гордо нести свою голову, которая так и пытается наклониться вниз, чтобы уравновесить позвоночник.
А мальчишки, которые приходят в спортивные секции всеми любимых боевых искусств или хоккея, футбола, волейбола, баскетбола, бадминтона, где их растяжка, умение владеть телом, чтобы уклониться от противника, умение держать равновесие, которое очень нужно и при бое, и при катании на коньках в тяжелой амуниции и при прыжках, зависит от того, насколько развиты их координация и гибкость.
Но, ведь получить правильное физическое развитие можно не только в спортивных секциях, но и дома, в школе, детском саду, занимаясь гимнастикой.
Все вопросы могут решиться очень просто, если научить детей с раннего детства правильно ходить и держать осанку, обучить основным методикам гимнастики. 10-15 минут ежедневных занятий гимнастикой создадут мышечный корсет, который будет держать позвоночник; укрепят голеностопный сустав; растянут мышцы, сделав их эластичными; научат держать равновесие; будут способствовать координации.
И для этого ничего, кроме знаний о правильности выполнения упражнений гимнастики и регулярных занятий по методикам гимнастических упражнений, не нужно.
Известный педагог и тренер, доктор педагогических наук, профессор, доцент кафедры «Методология гимнастики» С.Петербургского университета физической культуры Ирина Александровна Винер-Усманова, воспитавшая не одно поколение успешных девочек и мальчиков подготовила программы для всех российских детей дошкольного возраста и начальной школы.
Программы на основе методик российских тренеров, признанных во всем мире и используемых Международной федерацией гимнастики (FIG) для популяризации гимнастики и обучения детей стран, входящих в FIG.
Программа «Физическая культура. Гимнастика» 1-4 класс рекомендована для урока физкультуры в начальной школе.
Программа «Гармоничное развитие детей средствами гимнастики» предлагается для дошкольного и дополнительного образования.
Все материалы О ПРОГРАММАХ можно увидеть в соответствующих разделах нашего сайта.
Знакомьтесь, используйте, и мы ВСЕГДА Вам поможем.
Мы будем рады сотрудничеству, ведь только все вместе мы сделаем наших детей здоровыми, а нашу страну – самой комфортной страной для проживания детей.
С уважением ко всем,
директор АНО «Международная Академия спорта Ирины Винер»
Ольга Цыганкова
ОБЩЕЕ О ПРОГРАММЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.ГИМНАСТИКА»
Образовательная программа «Физическая культура. Гимнастика» 1-4 класс под редакцией И.А.Винер» разработана в рамках федеральных государственных стандартов начального образования (ФГОС НОО) второго поколения.
Программа рекомендована Экспертным Советом Министерства образования и науки РФ для использования в общем начальном образовании. Письмо Министерства образования и науки РФ
Учебно-методический комплект (УМК) разработан под редакцией доктора педагогических наук, профессора кафедры «Методология гимнастики» Университета физической культуры и спорта Лесгафта, С.Петербург», заслуженного тренера России Ирины Александровны Винер-Усмановой и выпущен издательством «Просвещение».
Учебник (в двух частях) для учащихся «Физическая культура. Гимнастика» 1-4 классы и методическое пособие для учителей «Гармоничное развитие детей средствами гимнастики» включены в приказ Министерства образования и науки РФ «О перечне учебников, рекомендованных для использования в образовании».
Гимнастика – один из основных видов спорта, которым можно заниматься с раннего детства. Она входит в обязательную программу подготовки любого спортсмена, а ее элементы – в любую общую физическую подготовку и корригирующие программы.
Занятия гимнастикой способствуют не только физическому развитию детей (развитию основных физических качеств, исправлению отдельных недостатков фигуры), но и эстетическому развитию (формированию понимания красоты и гармонии).
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. ГИМНАСТИКА»
Рабочая программа «Физическая культура. Гимнастика» 1-4 классы под редакцией И.А.Винер освещает все разделы (рекомендованные «Примерной программой по учебному предмету «Физическая культура» начальной школы, подготовленной по заказу Министерства образования и науки РФ) содержания начального общего образования по учебному предмету «Физическая культура»:
-Знания о физической культуре.
В разделе «Знания о физической культуре» представлены общие понятия о физической культуре и ее базовой составляющей – гимнастике.
-Способы физкультурной деятельности.
Раздел «Способы физкультурной деятельности» раскрывает способы организации и проведения самостоятельных действий для общего развития физической культуры ребенка и регулярных занятий гимнастикой; наблюдения за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, а так же способы организации и проведения музыкально-сценических и музыкально-танцевальных игр и спортивных эстафет.
-Физическое совершенствование.
В разделе «Физическое совершенствование» раскрывается физкультурно-оздоровительная и спортивно-оздоровительная деятельность, ориентированная на освоение гимнастических, акробатических упражнений, танцевальных шагов и основных элементов танцевальных движений, музыкально-танцевальных, музыкально-сценических игр и спортивных эстафет.
В данном разделе упражнения сгруппированы по признакам функционального воздействия на развитие основных физических качеств, присущих данной возрастной категории детей (гибкость, координация, быстрота). Такая структура позволяет учителю отбирать нужные физические упражнения и объединять их в различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии основных физических качеств. Все это соответствует половозрастным особенностям учащихся, степени освоенности ими этих упражнений, условиям проведения различных форм занятий, наличию спортивного инвентаря и оборудования.
-Подвижные и спортивные игры.
В разделе «Подвижные и спортивные игры» представлено описание базовых игр и спортивных эстафет.
Программа является модульной, методики рекомендуемых упражнений — базовыми.
При планировании учебного материала по предмету «Физическая культура» можно использовать как отдельные модули программы, так и программу в полном объеме часов учебного предмета «Физическая культура» для начальной школы.
При использовании программы в полном объеме часов учебного предмета «Физическая культура» достигается углублённое освоение содержания за счет увеличения количества часов по тематике «Спортивно-оздоровительная деятельность и общеразвивающие упражнения».
Результатами обучения является овладение учащимися содержанием курса гимнастики, как базовой составляющей физической культуры, для гармоничного развития своего организма, получения личностных, метапредметных и предметных результатов, среди которых особенно можно отметить:
- укрепление опорно-связочного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной системы; совершенствование деятельности вегетативной и центральной нервной системы;
- развитие физических качеств, соответствующих сенситивному периоду развития детей начальной школы; технически правильное выполнение двигательных действий, использование их в игровой и соревновательной форме;
- активное развитие мышления, памяти, творческих способностей, самостоятельности.
Приоритет индивидуального подхода в обучении позволяет учащимся осваивать программу в соответствии с возможностями каждого.
Универсальными компетенциями учащихся по программе являются:
– умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения цели;
– умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
– умение доносить информацию в доступной, яркой, эмоциональной форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;
– умение работать над ошибками, слышать, концентрироваться, ставить задачи перед собой и стремиться к их решению.
Ценностные ориентиры содержания учебного курса:
Содержание программы «Физическая культура. Гимнастика» направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. Обучение по данной программе поможет сформировать у школьников младших классов установку на сохранение и укрепление здоровья, освоить умения, навыки ведения здорового и безопасного образа жизни.
Планируемые результаты. По окончании начальной школы учащиеся должны уметь:
– организовывать и проводить занятия гимнастикой с разной целевой направленностью и выполнять гимнастические и акробатические упражнения с заданной дозировкой нагрузки;
– взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр (в т.ч. музыкально-сценических, музыкально-танцевальных игр), спортивных эстафет и соревнований;
– объяснять в доступной форме технику выполнения гимнастических, акробатических упражнений, упражнений с предметами, танцевальных шагов и элементов;
– находить, анализировать ошибки и исправлять их;
– выполнять гимнастические, акробатические комбинации; соблюдать такт и ритм при выполнении упражнений;
– передавать движениями заданный образ, применять это умение в игровой и соревновательной деятельности.
Структура программы
Формами организации занятий по данной программе являются уроки, которые состоят из разминки (7 – 10 мин), основной части, посвященной общей и специальной подготовке (10 – 20 мин, в зависимости от возраста), и заключительной части – игры и спортивные эстафеты (28 – 15 мин, в зависимости от длительности обучения). В первом полугодии I класса рекомендуется удлинять игровую часть, используя возможности разучивания общеукрепляющих упражнений в игровой форме.
Для более качественного освоения содержания программы рекомендуется уроки физической культуры подразделять на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью.
На уроках с образовательно-познавательной направленностью учащихся знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий с использованием ранее изученного материала. При освоении знаний и способов деятельности целесообразно использовать учебники «Физическая культура. Гимнастика», особенно те разделы, которые касаются последовательности и технического исполнения упражнений, особенностей выполнения самостоятельных заданий или самостоятельного закрепления разучиваемых гимнастических упражнений.
Уроки с образовательно-предметной направленностью используются, в основном, для обучения практическому материалу разделов гимнастики, включая хореографическую подготовку и освоение упражнений с предметами. На этих уроках учитель сообщает знания непосредственно во время освоения упражнений (например, рассказывает о технике выполнения упражнений, о том, какие группы мышц задействованы при этом и т.д.). Эти сведения позволяют учащимся осознанно разучивать и выполнять новые упражнения. Образные, занимательные названия упражнений помогают им запомнить последовательность и технику выполнения гимнастических упражнений.
Уроки с образовательно-тренировочной направленностью преимущественно используются для развития основных физических качеств и совершенствования техники выполнения упражнений. Уроки с образовательно-тренировочной направленностью предусматривают формирование у школьников представления о влиянии гимнастических упражнений на развитие физических качеств; физической нагрузке и ее влиянии на развитие основных систем организма. Уроки с данной направленностью обучают учащихся способам контроля физической нагрузки и регулирования ее величины.
В программе представлены требования к физической нагрузке, которая позволит учащимся в будущем самостоятельно контролировать и регулировать ее величину с учетом своей физической подготовленности и физического развития. Рекомендуется обращать внимание учащихся на порядок выполнения упражнений и умение объяснять то, как они влияют на развитие физических качеств.
В I классе при выполнении упражнений можно использовать предмет – мягкую игрушку. Это позволит учащимся привыкнуть к использованию гимнастических предметов при выполнении упражнений.
Уважаемые учителя физической культуры общеобразовательных школ!
Для облегчения вашей работы по организации урока физической культуры с нового учебного плана мы размещаем в электронном виде Тематический план и учебный план на 96 часов программы «Физическая культура. Гимнастика» 1-4 класс под редакцией И.А.Винер
Рекомендации Департамента образования г.Москвы
Вы можете использовать вышеназванные материалы для подготовки учебного плана на 2013-2014 учебный год.
Рекомендуем заказать:
- комплект учебников «Физическая культура. Гимнастика» 1-4 класс под редакцией И.А.Винер (2 части), который содержит необходимую информацию о физической культуре, методиках гимнастики; обучает детей составлению распорядка дня, играм; прививает привычки оценивать свои поступки, возможности, наблюдения за своим развитием; обучает составлению комплексов для демонстрации своих личных достижений.
- методическое пособие для учителей «Гармоничное развитие детей средствами гимнастики» под редакцией И.А.Винер
В целях материально-технического оснащения залов представляем таблицу с рекомендуемыми видами гимнастических предметов и оборудования:
КОМПЛЕКТНОСТЬ ПО МАТ.ТЕХН.ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРОГРАММЫ»ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.ГИМНАСТИКА» | |||
№ п/п | Наименование продукции | Кол-во (шт.) | Примечание |
ОСНАСТКА | |||
Для всех | |||
1 | Мяч М-20С (диам. 15 см) | 25 | мяч детский |
2 | Обруч М-13 (диам.70,80 см) | 25 | обруч -детский 70и 80 см |
3 | Обруч М-13 (диам.90 см) | 1 | взрослый |
4 | Булавы (каучуковые) МJ-38 (длина 36см | 10 | булавы -детские |
5 | Булавы (каучуковые) М-34JK(длина 40,5см) | 15 | булавы детские |
6 | Булавы (каучуковые) М-34(длина 44см) | 1 | булавы взрослые |
7 | Скакалка МJ-240(длина 2,5 м, диам 0,9 см) | 25 | скакалка детская |
8 | Скакалка М-280 (длина 3 м, диам 1 см) | 1 | скакалка взрослая |
Для мальчиков | |||
9 | Палочка для RG М-630(длина 90 см, диам 2,65 см, вес 200 гр) | 15 | палочка для взрослых и для детей |
Для девочек | |||
10 | Ленточка МJ-714 (длина 4 м) | 15 | лента для детей |
11 | Ленточка МJ-715 (длина 5 м) | 1 | лента для взрослых |
12 | Палочка МJ-82 (длина 50 см) | 15 | палочка для детей |
13 | Палочка М-700G(длина 60 см) | 1 | палочка для взрослых |
Оборудование | |||
14 | Резиновые коврики (длина 1,8 м, ширина 62 см) | 50 | Резиновые коврики приобретаются для школ, в которых нет большого спортивного зала |
15 | Ковер-покрытие для художественной гимнастики Elegance (покрытие состоит из трех частей= 4,66 кв.м) Цвет бежевый. | 1 | Ковер может быть приобретен для школ, где есть большой спортивный зал. |
16 | Музыкальный центр | 1 |
Мы можем помочь сформировать Ваш заказ для торгующих организаций, если вы пришлете заявку на наш сайт.
Подать заявку
Тематический план
Учебный план на 96 часов
academyviner.com
Дыхательная гимнастика для детей в начальной школе
Министерство образования Московской области
ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет»
Кафедра педагогики начального и дошкольного образования
Доклад
на тему: «Здоровьесберегающая технология:
дыхательная гимнастика.»
Кирсанова С. Д.
Орехово-Зуево
2018 г.
Сегодня значительно увеличилось число школьников, страдающими разными отклонениями состояния здоровья. Немало детей отстаёт в физическом и умственном развитии, часто заболевает инфекционно-вирусными заболеваниями и пр. Часто болеют — сталкиваются со сложностями в своевременном усвоении знаний. Один из способов профилактики и укрепления здоровья детей — дыхательная гимнастика для школьников.
Дыхательная гимнастика – это система упражнений, направленная на оздоровления организма.
Известно несколько действенных комплексов дыхательных упражнений:
гимнастика по А. Н. Стрельниковой
гимнастика по К. П. Бутейко
гимнастика из хатха-йоги и др.
Дыхательные упражнения бывают:
статическими (которые выполняются в состоянии покоя)
динамическими (которые выполняются с использованием элементов движения)
специальными (т. е. дренажными – которые показаны при определённых заболеваниях).
Для детей, особенно маленьких, на этой основе созданы специальные комплексы, состоящие из простых (а иногда и очень занятных) упражнений.
Цель проведения дыхательной гимнастики со школьниками — это, прежде всего, укрепление их здоровья.
Значение такой гимнастики для общего физического развития велико, ведь:
упражнения для органов дыхания помогают насытиться кислородом каждой клеточке организма ребёнка;
упражнения учат ребятишек управлять своим дыханием, что, в свою очередь, формирует умение управлять собой;
правильное дыхание улучшает работу головного мозга, сердца и нервной системы ребёнка, дыхательной и пищеварительной системы организма, укрепляет общее состояние здоровья;
дыхательная гимнастика — отличная профилактика болезней органов дыхания.
Дыхательную гимнастику полезно будет выполнять, прежде всего, школьникам, которые часто болеют простудными заболеваниями, бронхитами и бронхиальной астмой. У детей, страдающими заболеваниями органов дыхания, выполнение дыхательных упражнений значительно облегчает болезнь, сокращает её длительность и уменьшает возможность развития осложнений. В этом случае дыхательная гимнастика играет роль дополнения к традиционному лечению (медикаментозному и физиотерапевтическому).
Правильно подобранный комплекс упражнений дыхательной гимнастики поможет развитию ещё несовершенной дыхательной системы ребёнка и укрепит защитные силы его организма.
Основа гимнастики — носовое дыхание, ведь оно стимулирует нервные окончания всех органов, которые находятся в носоглотке.
Одна из основных задач — научить малыша правильно, достаточно глубоко дышать, при этом максимально наполняя лёгкие, вдыхая, и расширяя грудную клетку, а выдыхая — освобождать лёгкие от воздуха, который там остался, выталкивая его с помощью сжатия лёгких. Ребёнок, который не до конца выдыхает, оставляет в лёгких «отработанный» воздух, мешающий поступлению свежего воздуха в нужном объёме.
Немаловажно использовать и упражнения, направленные, наоборот, на быстрое поверхностное дыхание.
Как проводить гимнастику со школьником
1. Дыхательную гимнастику с детьми школьного возраста можно проводить дважды в течение 10-30 минут, и делать это лучше не ранее, чем через час после приёма пищи.
2. Важно, чтобы занятия были проведены в интересной детям игровой форме.
3. Интересной будет дыхательная гимнастика с применением игрушек.
4. Если занятия проводятся в помещении, то нужно предварительно проветривать его.
Нагрузку можно увеличивать постепенно, увеличивая число повторений и усложняя упражнения.
Примерный комплекс дыхательной гимнастики
Послушаем свое дыхание
Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам — состояние организма.
Исходное положение — стоя, сидя, лежа (как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены.
В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:
куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;
какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части — волнообразно);
какое дыхание: поверхностное (легкое) или глубокое;
какова частота дыхания: часто происходит вдох-выдох или спокойно с определенным интервалом(автоматической паузой);
тихое, неслышное дыхание или шумное.
Данное упражнение можно проводить до физической нагрузки или после, чтобы дети учились по дыханию определять состояние всего организма.
Дышим тихо, спокойно и плавно
Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.
Исходное положение — стоя, сидя, лежа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.
Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос (повторить 5-10раз).
Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.
Подыши одной ноздрей
Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.
Исходное положение — сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.
1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).
2. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки — через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка».
3-4. То же другими ноздрями.
Повторить 3-6 раз.
Примечание. После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрей сделать вдох-выдох (сначала той ноздрей, которой легче дышать, затем другой). Повторить по 6-10 дыхательных движений каждой ноздрей отдельно. Начинать со спокойного и переходить на глубокое дыхание.
Ветер (очистительное, полное дыхание)
Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах.
Исходное положение — лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.
Повторить 3-4 раза.
Примечание. Упражнение не только великолепно очищает (вентилирует) легкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно чаще.
Радуга, обними меня
Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах.
Исходное положение — лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.
Исходное положение — стоя или в движении.
Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.
Задержать дыхание на 3-4 секунд.
Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала направить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи; одна рука идет под мышку, другая на плечо.
Повторить 3-4 раза.
Повторить 3-5 раз упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно».
Гимнастика А. Н. Стрельниковой
Метод Стрельниковой был запатентован в 70-х годах ХX века и стал использоваться как общеукрепляющая гимнастика, так и специальная — для лечения астматиков. Главным здесь является вдох, во время которого грудная клетка ребёнка сжимается (из-за наклонов, поворотов и обхватывания рёбер руками), а не расширяется. Базовый комплекс этой гимнастики состоит из 14 упражнений и состоит из физических и дыхательных упражнений.
Основные правила:
Максимум эмоций на вдохе.
Одновременность движений и вдохов.
Вдохи повторяются так, будто накачивается камера или надувается воздушный шар. Пауза между вдохами — 2-3 секунды, а между выдохами — чуть больше.
Количество вдохов подряд для каждого ребёнка определяется индивидуально.
Начинать осваивать с детьми эту гимнастику нужно с трёх основных упражнений:
«Ладошки». Стойка прямо, руки до локтя опущены вдоль тела. Работают только кисти рук. Во время вдоха — ладошки сжать в кулаки. Сделать 4 шумных коротких вдоха (серию). Выдох — произвольно (носом, ртом). Всего нужно сделать 24 серии с перерывами 3-5 секунд.
«Погончики». Стойка прямо, руки вдоль тела, кисти сжаты в кулаки. На вдохе кулаки резко разжать. Сделать по 8 громких коротких вдохов (серия). Рекомендуется выполнить 12 серий с небольшими перерывами.
«Насос». Пружинистые наклоны вперёд с палочкой в руках. Вдох — во второй части наклона. После окончания наклона вдох закончить. Вдохи выполнять одновременно с наклонами, ритмично. На выдохе — выпрямиться. 1 серия — 8 вдохов. Всего выполнить 12 серий.
Выполнение дыхательных упражнений во время зарядки, физкультминутки или прогулки — отличный способ профилактики возникновения простудных заболеваний, поднятия общего жизненного тонуса и укрепление психофизического здоровья школьников, что обеспечит правильное их развитие.
infourok.ru
План-конспект «Гимнастика в начальной школе»
План-конспект урока по физической культуре во 2-м классе по теме «Гимнастика»
Задачи урока.
Место проведения: спортивный зал.
Оборудование и инвентарь: магнитофон, маты, гимнастическая стенка, скамейки, мяч.
Содержание урока.Дозировка.
Организационно-методические указания.
I. Вводная часть урока — 12 минут
П построение, приветствие, сообщение задач урока.
Перестроение из одной шеренги в 4 по расчету 9, 6, 3, на месте.
Обще развивающие упражнения под ритмическую музыку. Например — Стаса Намина «Богатырская наша сила».
1.
Исходное положение — основная стойка.
1. — полуприсед с наклоном головы вправо, правая рука в сторону.
2. — исходное положение.
3. — полуприсед с наклоном головы влево, левая рука в сторону.
4. — исходное положение.
5. — полуприсед с наклоном головы вперед, обе руки вперед-вниз.
6. — исходное положение.
7. — полуприсед с наклоном головы назад, обе руки вниз-назад.
8. — исходное положение.
2.
Исходное положение — основная стойка.
1. — правое плечо вверх.
2. — левое плечо вверх.
3. — правое плечо вниз.
4. — левое плечо вниз.
3.
Исходное положение — основная стойка.
1-2 — встать на носки, дугами наружу руки вверх с хлопками над головой.
3-4 — исходное положение с хлопком руками о бедра.
4.
Исходное положение — основная стойка — ноги врозь, руки на поясе.
1. — поворот туловища вправо, руки в стороны.
2. — исходное положение.
3. — поворот туловища влево, руки в стороны.
4. — исходное положение.
5.
Исходное положение — основная стойка — ноги врозь, руки в стороны.
1. — наклон вперед к правой ноге и хлопок под ней.
2. — исходное положение.
3. — наклон вперед к левой ноге и хлопок под ней.
4. — исходное положение.
6.
Исходное положение — руки согнуты к плечам, пальцы в кулак.
1. — мах правой ногой в сторону, руки вверх, пальцы врозь.
2. — приставить левую к правой, полуприсед на обеих ногах, вернуться в исходное положение.
3. — 3-4 то же, что на счет 1-2, но в другую сторону.
7.
Бег на месте, вперед, назад, вправо, влево, с высоким подниманием бедра.
II.
Основная часть — 28 минут.
Два ряда гимнастических матов уложены заранее. Перестроение и распределение учащихся по два человека на гимнастическом мате.
1.
Упражнения в положении сидя и лежа.
Сидя с прямыми ногами, выполнять пружинистые наклоны вперед, стараясь дотянуться до своих носков.
2.
Из положения сидя в упоре перекат назад в группировке и возвратиться в исходное положение.
3.
Из положения лежа — сед углом, руки в стороны.
4.
Исходное положение — сед по-восточному с захватом стоп руками, пружинящие движения коленей в стороны.
5.
Исходное положение — лежа на спине, поднять прямые ноги и коснуться ступнями пола за головой.
6.
Исходное положение — лежа на животе, ноги вместе, руки вперед.
1 — поднять руки и ноги — прогнуться.
7.
Лежа на животе — расслабиться.
8.
Упор присев лицом к матам, выполнить кувырок вперед.
9.
Сидя на матах, перекатом назад, выполнить стойку на лопатках.
10.
Из положения лежа выполнить «мост».
11.
Лежа на спине, расслабиться.
Перестроение в колонну по одному и переход на скамейку.
5 гимнастических матов расположены вдоль. Учащиеся выполняют задания поточным методом и шагом возвращаются на скамейку.
1.
Передвижение на четвереньках в упоре сзади, спиной вперед «крабики».
2.
Бег на коленях.
3.
Прыжки в длину с места.
4.
В парах.
Один из партнеров передвигается на руках, другой держит его за ноги.
5.
Передвижение на четвереньках под партнерах, стоящим в положении упора в наклоне (чередуясь).
Полоса препятствий.
Учащиеся располагаются на скамейке. Выполняется поточным методом.
Бег 5 метров — пролезание под барьером на четвереньках — прыжок через плинт — залезание на гимнастическую стенку и перемещение по ней (4 лестницы) приставными шагами — скатывание по наклонной скамейке, закрепленной на гимнастической лестнице — 2 кувырка вперед в группировке на акробатической дорожке — возвращение на скамейку.
III. Заключительная часть — 5 минут.
Упражнения на внимание.
Подведение итогов полосы препятствий.
Подведение итогов урока.
Организованный уход в раздевалку.
5-6 раз.
5-6 раз.
5-6 раз.
5-6 раз.
5-6 раз.
5-6 раз.
20 секунд.
1 минута.
15 раз.
10-12 раз.
7-10 раз.
15 раз.
10 раз.
10 раз.
30 секунд.
5-6 кувырков.
5-6 раз.
3-4 раза.
15-20 секунд.
7 метров.
7 метров.
5 прыжков.
5 метров.
7 метров.
1-2 раза.
Измерение ЧСС.
Спину держать ровно.
Поднимаем только плечо.
Хлопки делать в такт музыки.
Руки при повороте не опускать, ноги от пола не отрываются.
При наклоне ноги не сгибать.
Мах прямой ногой.
Соблюдать ритм музыки.
Напоминаем детям технику безопасности при выполнении данных упражнений.
Ноги в коленях не сгибать.
Без помощи рук.
Можно помочь себе руками.
Спину держать ровно.
Ноги можно сгибать.
Держать на 4 счета.
Спина круглая, захват руками коленей.
Держать на 4 счета, обратить внимание на упор локтями.
Держать на 4 счета.
Следить за соблюдением интервала.
Измерение ЧСС.
Руки согнуты в локтях.
Мягкое приземление.
Спину держать ровно.
Проползание на четвереньках.
Контролировать соблюдение дистанции.
Измерение ЧСС.
infourok.ru
Гимнастика на уроке в начальных классах Некоторые особенности обучения гимнастическим упражнениям
Гимнастика на уроке в начальных классах
Некоторые особенности обучения гимнастическим упражнениям
Одной из важных задач, поставленных школьной реформой, является повышение физической подготовленности учащихся с целью обеспечения их дальнейшей полноценной и активной довоенной деятельности, службы в Вооруженных силах РК. Осуществить это можно, только постоянно повышая качество обучения на основе совершенствования методики всех форм занятий, и в первую очередь урока физической культуры.
Цель настоящей статьи — поделиться опытом работы по разделу «Гимнастика» комплек программы. В ней не будет рассматривтехника выполнения упражнений, включе в школьную программу. Все это уже много^ но описано в учебниках, методических посо( освещалось и в отдельных статьях на стран журнала «Физическая культура в школе».
Главное, на чем хочется остановиться в ном материале,— это показать типичные, более часто встречающиеся ошибки в ос нии упражнений раздела «Гимнастика» и п комендовать, исходя из опыта, некоторые сг бы разучивания упражнений, оправдавшие бя на практике. В то же время автору г ставляется нецелесообразным делать ре всех, без исключения, упражнений, так как из них повторяются в различных вариан последующих классах, а другие — не пред ляют трудности при обучении. Поэтому ( рассматриваться те элементы, которые яв ся, на наш взгляд, ключевыми и предста! определенную трудность при разучивании, некоторые из них и не содержатся в прогр,
Обращаясь к опытным и молодым учи! и коллегам, специализирующимся не в ги тике, мы напоминаем, что предлагаемые способы разучивания отдельных упражнен являются чем-то единственным и обязател Это итог многолетней работы в общеоб вательной школе, лично накопленного с дополнение к общепринятой методике ил для школьных условий, способствующих, ктелось бы надеяться, более качественному нию учебного материала на уроках гимна
Практика показывает, что методика рс вания того или иного элемента зависит от м факторов. К ним можно отнести прежде степень одаренности занимающихся, уровфизической подготовленности (развитие гибкости), морфологические особенности возраст. Влияют на методику также и те;
екая оснащенность места занятий, наличие времени (как продолжительность отдельного занятия, так и общее их количество). В качестве примера приведу плавание: разработаны специальные программы ускоренного обучения в пионерском лагере в отличие от программы начального обучения абонементных групп или программ для ДЮСШ.
Таким образом, видно, что, в отличие от спортивной тренировки, школьный урок физической культуры ставит учителя физической культуры в довольно жесткие условия, а именно: острый дефицит времени, большое количество занимающихся, невозможность постоянного контроля за работой каждого отдельно взятого ученика и в то же время необходимость решения многих педагогических и организационных вопросов. Словом, у учителя физической культуры на уроке примерно 30 мин. для работы чисто гимнастического характера, не всегда отвечающая тре- бованиям времени техническая оснащенность спортивного зала и, наконец, главное, самый разнообразнейший по своей подготовленности и индивидуальным возможностям контингент обучающихся. И вот в таких условиях необходимо качественно освоить довольно обширный материал школьной программы.
Поэтому, по нашему мнению, и методика обучения должна иметь свои особенности в отличие от так называемой классической, предлагаемой специалистами в учебниках гимнастики для процесса спортивной тренировки с занимающимися, уже прошедшими предварительный отбор и, следовательно, обладающими определенными способностями к этому виду спорта. Многолетняя педагогическая практика подтверждает это положение.
Опыт свидетельствует: при выборе средств и методов обучения необходимо постоянно учитывать, что силовые возможности, которые в большинстве случаев являются определяющими при занятиях на уроках гимнастикой, у ребят школьного возраста весьма ограничены. Есть смысл напомнить учителям некоторые факты. Так, исследованиями доказано, что в процессе естественного развития отмечаются периоды активного нарастания силовых показателей.
У девочек это происходит примерно в 12 лет. В дальнейшем, особенно к завершению пубер-татного периода (с 14—15 лет), показатель развития абсолютной и относительной силы находится на низком уровне. У подростков и юношей отмечаются два периода прироста: в начале (примерно к 13 годам) и особенно интенсивно в конце (приблизительно в 16 лет) активной фа-
зы полового созревания.
Вместе с тем общий уровень развития силы у учащихся еще очень далек от максимального, т. е. того, которого они достигнут примерно к 20—23 годам. Поэтому нужно осторожно подходить к силовым нагрузкам, особенно занимаясь с девочками. Все сказанное о развитии силы относится в основном к тем, кто не занимается в спортивных секциях.
Приведенные данные об уровне развития силовых возможностей школьников свидетельствуют также и о том, что для большинства учащихся традиционный подход к разучиванию многих упражнений, принятый в спортивной гимнастике, не совсем приемлем. К примеру, начальное обучение размахиванию в упоре на брусьях современной, так называемой «хлестовой» техникой не подходит мальчикам V—VI классов. Требование этой техники удерживать в конце маха назад туловище слегка согнутым на практике приводит к падениям назад.
Таким образом, специфика работы на уроке, объективные данные о двигательных возможностях детей, практический опыт убеждают в том, что обучение школьников гимнастическим упражнениям в условиях урока должно иметь свои особенности. Рассмотрим некоторые из них.
Практика показала, что начинать серию уроков гимнастики в младших и средних классах (с I по VI) лучше с акробатики. Желательно (если позволяет количество матов) разделить класс на первые и вторые номера. Тогда одновременно одна половина класса выполняет задание, а вторая — исправляет ошибки и оказывает помощь. Такой способ организации эффективен, так как наряду с высокой моторной плотностью занятий достигается и высокая активность ребят, приобретаются инструкторские навыки. Применяя этот вариант работы в парах, можно успешно освоить не только абсолютное большинство акробатических упражнений школьной программы (перекаты, кувырки, разновидности стоек и т. д.), но и все варианты простых и смешанных висов и упоров, особенно если есть МУГСы — нестандартные массовые универсальные гимнастические снаряды.
Приобретению инструкторских навыков все учителя физической культуры, как правило, придают большое значение. Учитывая, что педагог не в состоянии на уроке постоянно находиться рядом с каждым учеником и контролировать его работу, автор этих строк в своей практике при разучивании любого элемента, а также и при выполнении любого задания одновременно с объяснением техники выполнения и возможных ошибок сразу же показывал, каким образом можно помочь однокласснику и как осуществить страховку и поддержку, чтобы напарник при выполнении упражнения не упал. Этому мы уделяем большое внимание постоянно на всех уроках и во всех классах и даже практикуем выборочное проставление оценок учащимся, юным помощникам педагога за четкое знание и умелое использование приемов помощи и страховки.
Мы уже говорили о том, что в I—VI классах уроки гимнастики лучше всего начинать с изучения акробатических упражнений. Итак, рассмотрим непосредственно некоторые упражнения, предусмотренные программой для учащихся-шестилеток, а также I—III классов.
Класс шестилеток. Учебной программой по разделу «Гимнастика» для учащихся этого класса среди акробатических упражнений предусмотрены группировка, перекаты в группировке. При разучивании группировки целесообразно давать побольше заданий в положении лежа на спине. Это положение позволяет активно сгибаться, округлять спину, дает возможность оттянуть носки. После этого знакомим с перекатами в группировке в стороны сначала из седа на пятках, а затем из стойки на коленях.
Перекаты назад и вперед начинаем учить одновременно, создавая условия для выполнения их слитно, не разделяя элементы друг от друга искусственно. Трудность для учеников представляет выполнение переката вперед в присед и упор присев. Практика подтверждает, что учить заканчивать перекат вперед в эти положения лучше после одного переката назад, а не
нескольких, так как первый перекат назад, полненный из упора присев, делается с довс но большой скоростью.
При разучивании вставаний после перек; в группировке оправдала себя следующая следовательность:
1. И. п.— упор присев на полу спиной к ма Перекат назад (один или несколько) и пер( вперед в сед с согнутыми ногами, ноги на п
2. И. п.— упор присев на матах. Те же пс каты в сед согнув ноги на матах.
3. То же, что в упражнениях 1, 2, но из согнув ноги.
4. Перекаты в присед ноги на полу с до нительной опорой руками сзади в конце п ката вперед.
5. То же без дополнительной опоры рук
6. Перекатом вперед присед, ноги на n вначале также с помощью рук.
7. На матах перекат назад в группиров перекат вперед в упор присев.
8. То же с последующим прыжком ве
После освоения этих упражнений можно ступить к разучиванию кувырка вперед.
Упражнения в равновесии. Программой класса шестилеток предусмотрено изучение дующих упражнений в равновесии — на мтом и приседанием, по наклонной скамейю рейке гимнастической скамейки.
Обучая упражнениям в равновесии на настической скамейке (в том числе и на г вернутой) и низком бревне, во всех мл а классах мы часто даем варианты передвиж с закрытыми глазами в сопровождении нера, держащего ученика, выполняющего уп нение, за руку. Помимо того, что такие уп нения весьма эффективно развивают у I чувство равновесия, способствуют выра( правильной осанки, они еще и очень прив тельны для самых маленьких школьников как дают возможность проявить смелость.
I класс. Акробатические упражнения для первоклассников — кувырок вперед, стойка н патках согнув ноги. Остановимся на перво ражнении. Обучение кувырку вперед слначать с повторения перекатов в группировк тем изучаем кувырок поперек матов с • расчетом, чтобы дети заканчивали его в жении ноги на полу, поскольку пониженна; ра облегчает вставание.
Тем, кто с трудом осваивает активное ( бание ног и движение плечами вперед в н кувырка, можно предложить отрабатывать элемент под небольшой уклон. Для этот статочно положить под мат мостик. Часто боятся начального движения головой вп вниз. Чтобы исправить этот недостаток, n порекомендовать выполнение кувырка на шенную поверхность, т. е. на 2—3 мата, женных друг на друга. Упражнение делав упора присев, руки на матах.
Упражнения в равновесии для первокл ков включают ходьбу по бревну, перешагь на гимнастической скамейке и бревне чер бивные мячи.
При обучении упражнениям в равновес да и во всех, без исключения, других к мы применяем такую последовательность
полу, 6) на перевернутой гимнастической скамейке, в) на бревне. Если разучивается какая-либо комбинация, советуем учителям физической культуры освоить ее с учениками на полу до полного запоминания ими и только после этого переходить к следующему этапу.
Висы и упоры. После освоения на уроках гимнастики в I классе акробатических упражнений, а также упражнений в равновесии можно приступать к висам и упорам — упражнениям в висе лежа, упоре, упоре стоя и лежа. Из всего многообразия висов и упоров на уроках в I, а также во II—III классах стараемся подбирать упражнения для группового выполнения (даже на стандартных снарядах), а не поточного. Это делает-ся для того, чтобы повысить моторную плот-ность занятий, использовать вариант работы в парах — один делает, а другой исправляет ошибки, страхует и помогает ему.
II класс Для оценки развития силы учащих-ся в перечень учебных нормативов за II класс включено подтягивание: мальчики на высокой перекладине из виса, девочки на низкой пере-кладине из виса лежа. У мальчиков 3, 2, 1 под-тягивания оцениваются баллами «5», «4», «3», у девочек — соответственно 8, 6, 4 раза.
В учебниках по гимнастике подтягивание на перекладине классифицируется как силовые перемещения — медленные переходы из одного статического (вис) положения в другое (вис на согнутых руках). Из этого определения видно, что не следует увлекаться какими-либо дополнительными колебательными движениями ногами и туловищем ни в начале каждого подтягивания, ни в процессе его. Порой в практике мы, педагоги, разрешаем ученикам делать рывки, использовать махи и т. д. Выполненное таким способом большое количество «подтягиваний» может создать у ученика неправильное, завышенное представление о своих силовых возможностях. Поэтому в данном случае совет может быть один: лучше сразу же учить ребят правильному выполнению этого упражнения.
В акробатические упражнения, которые разучивают второклассники, включаются перекаты назад в группировке с последующей опорой руками за головой; два кувырка вперед; стойка на лопатках, из положения лежа на спине — «мост».
Остановимся на последних двух упражнениях как наиболее сложных для выполнения учащимися и требующих, как и все другие акробатические упражнения, соответствующего развития координационных способностей и двигательных качеств.
Положение стойки на лопатках полезно предварительно побольше повторить, сначала стоя на полу и затем в седе, обращая внимание на прогибание туловища и отведение локтей назад. Непосредственно выполнять стойку лучше сперва из положения стойки на лопатках согнув ноги с последующим их выпрямлением и уж только после этого — из седа перекатом назад согнувшись с прямыми ногами. Уже с первых попыток учитель физической культуры внимательно следит за учащимися, помогает принять правильное (выпрямленное) положение тела. В этом педагогу обычно очень активно помогают юные инструкторы, наиболее подготовленные ученики. Готовясь к разучиванию «моста» из положения лежа на спине, предварительно можно использовать различные варианты наклонов назад у стены и гимнастической стенки. При выполнении собственно «моста» хорошо зарекомендовало себя задание на покачивание, т. е. поочередный перенос центра массы тела с рук на ноги и обратно. Подчеркиваем, что это упражнение полезно для дальнейшего разучивания вставания с «моста», поворота в упор присев.
Упражнения в равновесии для учеников 11 класса включают ходьбу по бревну на носках, повороты. При разучивании поворотов на бревне следует постоянно напоминать учащимся, что выполнять данное упражнение нужно не сгибаясь, глядя точно вперед. Почаще обращайте внимание учеников на то, чтобы они держали туловище строго вертикально. Ведь при малейшем отклонении туловища от строго вертикального положения происходит потеря равновесия. Для наглядности это можно показать. Кстати, в младших (да и в средних) классах, благодаря особенностям мышления детей, очень помогает исправлять ошибки утрированный показ этих ошибок с их последствиями.
Начиная знакомить учащихся с техникой лазанья по канату, мы уделяем большое внимание таким деталям, как захваты каната ногами, и прежде всего когда упражнение выполняют девочки. При разучивании способов захватов, техники движений ногами необходимо, чтобы ноги не скользили по канату. В этой связи разъясняем ребятам, что лазанье по канату в носках, в «чешках» или кроссовках на толстой, негнущейся подошве очень неудобно из-за скольжения ног вниз. Удобнее всего это упражнение выполнять в обуви на тонкой резиновой подошве (кеды, полукеды и т. д.).
III класс Практика показывает, что из акробатических упражнений, которые изучаются третьеклассниками, особую трудность может вызывать кувырок назад. Поэтому мы и остановимся на некоторых особенностях обучения младших -школьников этому гимнастическому упражнению.
Кувырок назад является довольно сложным элементом, и обычно дети в начальной стадии разучивания допускают существенные ошибки. Так, вначале они делают перекат назад медленно, пассивно. Потом же, стараясь исправить этот недостаток и выполнить перекат побыстрее, они начинают запрокидывать голову назад и выпрямляют спину. Учителя физической культуры знают, что это приводит к удару затылком о мат. Вторая, также очень распространенная и, мы считаем, главная ошибка — неправильная постановка рук. Здесь следует особо подчеркнуть, что совершенно справедливо в программу 11 класса в раздел «Гимнастика» как самостоятельный элемент включен перекат назад в группировке с последующей опорой руками за головой. Чтобы подготовить учащихся к выполнению кувырка назад, их действительно надо вначале научить перекату назад. Этому нужно в самом деле много учить.
Для того чтобы по возможности исправить ошибки, при обучении кувырку назад мы в своей практике используем следующие упражнения:
1. И. п.— упор присев. Поставить руки не-
сколько вперед и перенести центр массы тела на них.
2. И. п.— в группировке. Перекаты назад и вперед.
3. И. п.— в группировке. Перекат назад в быстром темпе.
4. Перекаты назад с постановкой рук за головой.
5. И. п.— стоя спиной к стене. Опираясь руками о нее за плечами, следить, чтобы голова была опущена.
6. То же с последующим выпрямлением рук.
7. Кувырок назад под уклон в сед на пятках.
8. Кувырок назад в сед на пятках на ровной поверхности.
9. И. п.— упор присев. Кувырок назад в группировке в упор присев.
В IV классе в разделе «Гимнастика» особенно трудным, судя по моему опыту, упражнением для школьников можно считать опорный прыжок — вскок в упор присев, соскок прогнувшись (козел в ширину, высота — 80—100 см). Многие годы я скрупулезно анализировал, почему учащиеся с таким напряжением осваивают данный опорный прыжок. В итоге практика показывает, что при опорном прыжке вскок в упор присев и соскок прогнувшись положения именно упора присев, как такового, не нужно, ибо оно только затрудняет прыжок. Мы учим, раньше начав отталкивание руками, напрыгивать на снаряд не в упор присев, а в присед, руки вперед-вниз и в темпе выпрямляясь, делать соскок.
infourok.ru
Содержание | Число повторений | Методические указания | ||
Подготовительная часть — 15 мин. Построение. Проверка пульса. Опрос о самочувствии. Ходьба с плавными движениями рук (волна), ходьба приставным шагом, ходьба в полуприседе руки на коленях. Бег на носках 35 сек., ходьба 25 сек., дыхательные упражнения. Построение для упражнений с гимнастическими палками. |
|
| ||
1. Упражнение. Стойка ноги врозь, палка горизонтально. Поднять палку горизонтально на грудь, затем вверх прогнуть одновременно спину, опустить, палку в исходное положение. | 8 раз | Вдох Выдох | ||
2. Упражнение. Основная стойка, палка на груди. Поднять палку горизонтально над головой, поворот туловища влево. Возвратиться в исходное положение. Тоже вправо. | по 5 раз | Дыхание свободное | ||
3. Упражнение. Ноги на ширине плеч, палка на лопатках. Наклоны туловища вниз прогнувшись. Выпрямиться. | 6-8 раз | Вдох | ||
4. Упражнение. Основная стойка. Палка горизонтально вперед. Поднять левую ногу, согнутую в колене, касаясь палки коленом, вернуться в исходное положение, то же правой ногой. | 5-8 раз
| Темп средний. Дыхание свободное | ||
5. Упражнение. Стойка ноги врозь, палка за туловищем на уровне ягодиц горизонтально вниз. Подняться на носки, палку отвести назад, прогнуться, затем наклонить туловище вперед, прогнувшись выпрямиться. | 6 раз | Выдох Вдох | ||
6. Упражнение. Основная стойка — палка на лопатках. Руки вверх и одновременно левую ногу вперед на носок, пружинистый наклон влево, вернуться в исходное положение. | 6-8 раз | Выдох Вдох | ||
7. Упражнение. Стойка ноги врозь. Дыхательные упражнения. Поднять палку на груди, затем вверх — вдох, опустить — выдох. Ходьба змейкой, переменным шагом в обход для упражнений на гимнастической стенке. (Перед занятиями на гимнастической стенке детей рекомендуется посадить на скамейки). |
|
| ||
Основная часть — 22 мин. 1. Упражнение. Сидя на полу упор руками сзади на полу. Поднять прямые ноги вверх, опустить в исходное положение. | 6-8 раз | Выдох Вдох | ||
2. Упражнение. Сидя на полу, упор руками сзади. Подражание езде на велосипеде. Делать быстрые движения ногами. | 8-10 раз | Дыхание свободное | ||
3. Упражнение. Сидя на полу, руки на поясе. Наклон туловища вперед, руки вперед до касания пальцев ног, возврат в исходное положение. | 8- 10 раз | Темп средний. Выдох. Вдох | ||
4. Упражнение. Сидя на полу, руки вверх, ноги под первой рейкой гимнастической стенки или держать друг друга за ноги. Наклон туловища назад, возврат в исходное положение. | 8 раз | Вдох. Выдох | ||
5. Упражнение. Сидя на полу, руки на затылке, повороты туловища влево и вправо. |
| Дыхание свободное | ||
6. Упражнение. Стоя на четвереньках «движение кошки». Выгибание и прогибание медленно, стараясь вовлечь в движение весь позвоночник. | 8 — 10 раз | Дыхание свободное Темп средний | ||
7. Упражнение. Исходное положение то же. Сесть на пятки, далее проделать движение, как бы проползти вперед между руками. Продвигаясь вперед, не переставляйте руки. | 8 раз | Дыхание свободное | ||
8. Упражнение. Встать правым боком к гимнастической стенке, взяться правой рукой за рейку на уровне плеча, левую руку поднять верх, проделать энергичные движения левой ногой, сгибая ее в коленном суставе вперед и разгибая назад прямую. То же проделать стоя к стенке левым боком. Ходьба мягким шагом (мягкий перекате носка на пятку и затем встать на всю ступню). | по 6 раз | Дыхание свободное | ||
Построение к упражнениям в равновесии. 1. Упражнение. Пройти по широкой площади скамейки, руки за головой на затылке до середины -присесть. Выпрямиться и пройти до конца скамейки. | 8 раз |
| ||
2. Упражнение. Ходьба на носках, руки в сторону. | 25 сек. |
| ||
3. Упражнение. Ходьба с подниманием прямой ноги перед собой, руки на поясе. | 20 сек. |
| ||
4. Упражнение. Ходьба с полуприседанием, руки на колени. | 20 сек. |
| ||
Заключительная часть | 7 мин. |
| ||
Игра. Перетягивание каната. Ходьба шагами вальса. Ходьба обыкновенная. Проверка пульса. Опрос о самочувствии. | 2 мин. |
|
infourok.ru
Презентация к уроку по физкультуре на тему: Гимнастика. Виды гимнастики.
Слайд 1
Гимнастика Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь. ГиппократСлайд 2
План урока Что такое гимнастика? Виды гимнастики. Основные средства гимнастики. Гимнастические термины.
Слайд 3
Гимнастика была известна еще в глубокой древности. Термин «ГИМНАСТИКА» в переводе с греческого обозначает «упражняю», «тренирую»; появился примерно в V веке до н. э. в Древней Греции и означал комплекс физических упражнений для образовательных, военных и оздоровительных целей.
Слайд 4
Какая бывает гимнастика? Утренняя гимнастика; Художественная гимнастика; Ритмическая гимнастика; Спортивная гимнастика; Нетрадиционная гимнастика (с элементами йоги) Производственная гимнастика.
Слайд 5
Основные средства гимнастики
Слайд 6
1. Строевые упражнения – совместные действия в строю, содействующие воспитанию организованности и дисциплины, навыков коллективных действий, правильной осанки, воспитанию чувства ритма и темпа.
Слайд 7
2. Общеразвивающие упражнения – упражнения, выполняемые для разносторонней физической подготовки, воспитания правильной осанки. стойки, седы, приседы, выпады, положения лёжа, упоры, наклоны, повороты
Слайд 8
3. Вольные упражнения – сочетание различных движений частями тела, а также акробатических и хореографических упражнений. Их основная цель – совершенствование координационных способностей, воспитание чувства ритма и красоты движений.
Слайд 9
4. Прикладные упражнения – ходьба, бег, метание, лазание, перелазание , переползания , равновесия, преодоление препятствий. С их помощью занимающиеся овладевают основными жизненно необходимыми навыками и умениями для применения их в различных обстановках.
Слайд 10
5. Прыжки – (опорные и неопорные ) применяются для развития прыгучести, а также силы ног, рук, быстроты и точности движений, ловкости и решительности.
Слайд 11
6. Упражнения на снарядах – (коне, кольцах, брусьях, перекладине, бревне) Основное назначение их – это в совершенстве владеть телом и движениями.
Слайд 12
7. Акробатические упражнения – это преимущественно вращательные движения вокруг различных осей (кувырки, перекаты, перевороты, сальто и другие). Применяются для развития силы, ловкости, быстроты реакции, ориентировке в пространстве, для тренировки вестибулярного аппарата.
Слайд 13
8. Упражнения художественной гимнастики – представляют собой поточные и слитные комбинации различных по форме движений танцевального характера с предметами и без предметов. Они выполняются с музыкальным сопровождением и служат для воспитания пластичности, непринуждённости и выразительности.
Слайд 14
Раздел ГИМНАСТИКА с элементами акробатики акробатика кувырки, перекаты, упоры, седы, стойка на лопатках, «мост». снарядная опорные прыжки, висы, упражнения на брусьях, перекладине, гимнастическом бревне и т. д. прикладная лазание и перелазание, переползание, передвижение по гимнастической стенке, передвижение по гимнастической скамейке
Слайд 15
Гимнастические термины
Слайд 16
Кувырок — вращательное движение тела с последовательным касанием опоры и переворачиванием через голову.
Слайд 17
Групировка – положение тела при котором согнутые в коленях ноги подтянуты руками к груди и кисти захватывают колени.
Слайд 19
Упор – положения, в которых плечи находятся выше точек опоры.
Слайд 20
Мост — дугообразное, максимально прогнутое положение тела спиной к опоре
Слайд 21
Стойка — вертикальное положение гимнаста ногами вверх с опорой руками на пол.
Слайд 22
Вис — положение занимающегося на снаряде, при котором его плечи находятся ниже точек хвата
Слайд 23
Подтягивание – это полное сгибание рук в локтевых суставах из виса на прямых руках
Слайд 24
Страховка — готовность преподавателя или учащегося оказать помощь занимающемуся, неудачно исполняющему упражнение
Слайд 25
Спрыгивание со снаряда из виса или упора в гимнастике называется соскок.
Слайд 26
Равновесие – это сохранение устойчивости при выполнении упражнений гимнастики.
Слайд 27
Итог урока: 1. Что такое гимнастика? 2. Какие вы знаете виды гимнастики? 3. Перечислите основные средства гимнастики?
nsportal.ru