Общеукрепляющие упражнения для детей от 1 до 3 лет » Спортивный Мурманск
Упражнения для рук и плечевого пояса
1) «Бабочка»
Исходное положение: ребенок стоит, его руки свободно опущены вдоль тела. Далее он должен поднять руки в стороны и помахать кистями рук — как-будто бабочка порхает. Затем малыш должен согнуть руки на уровне плеч и прикоснуться пальцами к плечам — как-будто бабочка сложила крылышки. Также малыш может ходить по комнате и махать руками, поднятыми в стороны — как-будто бабочка летает.
2) «Покажи ладошки»
Исходное положение: малыш стоит прямо, слегка расставив ноги, ступни параллельно друг другу, руки
опущены. Затем надо попросить его вытянуть обе руки вперед ладонями вверх, при этом говоря: «Покажи ладошки!», а потом попросить малыша спрятать руки за спину, говоря :»Спрячь ладошки!»
3) «Часики»
Исходное положение: ребенок стоит, ноги слегка расставлены, руки опущены вдоль тела. Затем он должен размахивать обеими руками вперед — «тик» и назад — «так» — как часики.
4) «Намотай нитку»
Исходное положение: ребенок стоит прямо, ноги врозь. Затем он должен согнуть руки перед грудью, а пальчики сжать в кулачки. Взрослый должен показать ему как делаются круговые движения кистями, когда на клубок наматывают нитку.
5) «Расти большим!»
Исходное положение: ребенок стоит прямо, немного расставив ноги, руки опущены вдоль тела. Затем ребенок должен поднять руки и тянуться вверх — как-будто он растет.
6) «Колесо»
Исходное положение: малыш стоит прямо, руки опущены вниз, ноги на ширине плеч. Затем ребенок должен делать круговые движения прямыми руками вперед-вверх-назад. И в обратную сторону.
7) «Самолет»
Исходное положение: ребенок стоит, ноги на ширине плеч. Затем малыш должен поднять руки в стороны и, наклоняя туловище то вправо, то влево, делать большие махи руками — как-будто самолет летит.
8) «Птичка перелетная»
Малыш ходит-бегает по комнате, при этом размахивая руками, как птица.
9) «Барабанщик»
Надо дать ребенку барабан (повесить на шею), пусть он походит по комнате и побарабанит от души размашистыми движениями.
10) «Подметаем пол»
Малыш должен ходить, немного наклонившись вперед, и делать руками размашистые движения,
имитирующие подметание пола. Или можно дать ему в руки веник, и он сам покажет — как он умеет подметать.
11) «Паровозик»
Малыш бегает по комнате, при этом делая попеременные круговые движения согнутыми руками вперед-назад и приговаривая: «Чух-чух-чух!», имитируя паровоз.
12) «Пилим дрова»
Нужно встать с малышом лицом друг к другу, или сесть на пол и взяться за руки. При этом ноги должны быть слегка расставлены, одна рука впереди. Надо попеременно сгибать и разгибать руки, при этом произнося «вжжик-вжжик». Движения должны быть ритмичные, плавные.
Упражнения для ног
1) Приседание (с обручем)
Ребенок должен держаться обеими руками за обруч, который находится у взрослого в руках. По команде «Сядем!» малыш должен присесть, при этом не отпуская обруча. Взрослый приседает вместе с ним.
2) Приседание за игрушкой
Нужно положить 2-3 игрушки в разных концах комнаты. Затем попросить ребенка поднять эти игрушки, чтобы при этом он приседал. Повторить 2-3 раза.
3) «Стал маленьким, стал большим»
Исходное положение: ребенок стоит прямо, слегка расставив ноги, ступни параллельны, руки опущены. Затем малыш должен низко присесть и «стать маленьким», а потом встать и «стать большим». Можно помочь малышу выполнить это упражнение, поддерживая его за палочку, которую он держит в руках.
4) «Собираем грибочки»
Малыш ходит по комнате и нагибается, приседает — как-будто собирает грибочки.
5) «Покачай ногой»
Исходное положение: малыш стоит, держась одной рукой за спинку стула. Затем он должен покачивать ногой (дальней от стула) вперед – назад. Потом — повернуться и покачивать другой ногой.
6) «Догонялки».
Малыш бегает по комнате, а взрослый его ловит.
Упражнения для туловища
1) Сгибание разгибание туловища
Надо посадить ребенка к себе на колени. Затем зажать своими бедрами его голени. Проводить сгибание и разгибание туловища малыша. Повторить 3-4 раза.
2) Наклоны с прямыми ногами
Для начала ребенку надо помочь: надо поставить его спиной к себе и придерживать колени, не давая им сгибаться. Затем попросить ребенка, чтобы он достал с пола игрушку, которая лежит у его ног. Малыш должен наклониться за игрушкой, а затем выпрямиться. Позже малыш должен наклоняться самостоятельно, не сгибая коленей, и стараться достать игрушку или носки ног.
3) «Велосипед»
Исходное положение — ребенок лежит на спине, слегка согнув ноги. Затем малыш должен поочередно сгибать и разгибать ноги, имитируя езду на велосипеде.
4) «Ежик»
Малыш должен лежать на спине и, обхватывая руками колени, прижимать согнутые ноги к груди — как ежик.
5) «Повороты в стороны»
Исходное положение: малыш стоит на коленях, рядом с ним лежит игрушка. Надо попросить его взять игрушку с одной стороны, а затем, положив ее на другую сторону, снова попросить малыша взять ее.
6) «Ласточка»
Исходное положение: ребенок лежит на животе, руки разведены в стороны. Затем он должен, слегка прогибаясь, поднять голову и руки. При этом нужно поддерживать его за разведенные в стороны руки.
7) «Рыбка»
Исходное положение: ребенок лежит на животе, согнутые руки под грудью. Затем малыш должен, выпрямляя руки, прогнуться спиной, при этом поднимая голову и грудь.
8) «Кошечка»
Ребенок должен встать на четвереньки. Затем опустить голову и выгнуть спину вверх, как кошечка. Затем малыш должен поднять голову и, прогибая спину, потянуться.
Исходное положение: ребенок ложится на спину, руки вытянуты вдоль тела. Затем он должен сжаться в комочек, притягивая руками колени к груди, и постараться коснуться лбом коленей — как-будто черепашка спряталась. Далее малыш должен покачаться в таком положении вперед-назад.
10) «Бревнышко»
Исходное положение: малыш ложится на спину, руки вытянуты вверх, за голову. Затем он должен повернуться на бок, при этом не сгибая ни туловища, ни ног, ни рук, а затем повернуться на живот — покататься «бревнышком» по полу.
Упражнения с мячом для детей
Любой ребенок любит играть с мячом — это является прекрасным физическим развитием — развитием ловкости рук и общей локомоторики.
1) Катание мяча
Надо сесть с ребенком на пол друг напротив друга, широко расставив ноги. Затем катать большой мяч друг другу в любом заданном направлении. Повторить 6-8 раз.
2) Бросание мяча
Исходное положение: ребенок стоит без опоры, держа большой мяч двумя руками. Далее он должен бросать мяч двумя руками в любом направлении или в большую цель. Важно: при выполнении этого упражнения не следует ставить перед малышом трудновыполнимых задач.
Методическая разработка: Общеукрепляющие ритмико-гимнастические упражнения
ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат №2 VIII вида» г. Улан-Удэ
Методическая разработка по ритмике к разделу:
«Ритмико-гимнастические упражнения»
«Общеукрепляющие
ритмико-гимнастические упражнения»
Учитель ритмики
Алексеева Светлана Васильевна
Характерной особенностью учащихся коррекционных школ VIII вида является наличие у них разнообразных дефектов психического и физического развития, обусловленных органическим поражением центральной нервной системы различной этиологии. Снижение тонуса коры головного мозга ведёт к усилению позно-тонических рефлексов, что затрудняет выполнение движений учащихся, приводит к неравномерному распределению силы мышц, создаёт скованность в движениях и статических позах. У многих учащихся имеются нарушения сердечно-сосудистой, дыхательной, вегетативной и эндокринных систем. Наблюдается слабость миокарда, аритмия; нарушено дыхание по частоте, глубине, ритму; отсутствует согласованность дыхательного акта с двигательной нагрузкой. У них замечено непропорциональное телосложение, различные отклонения в осанке, шаркающая походка, косолапость, сутулость. Двигательная активность с музыкальным сопровождением, как правило, вызывает у ребенка «мышечную радость». Это фундаментальные факторы гармоничного развития личности, ее психического и физического совершенства.
В раздел ритмико-гимнастических упражнений входят общеукрепляющие упражнения. Общеукрепляющие ритмико-гимнастические упражнения проводятся обычно в начале урока ритмики и включают в себя упражнения на развитие и укрепление мышц шеи, плечевого пояса, корпуса, ног, рук. Упражнения способствуют выработке необходимых музыкально-двигательных навыков, помогают укреплять многочисленные мышцы и группы мышц, в том числе сердечную и скелетные мышцы и поддерживают их тонус. Эти упражнения тренируют силу, выносливость, ловкость, гибкость и благотворно влияют на развитие организма ребенка с ограниченными возможностями здоровья в целом.
Основная цель общеукрепляющих ритмико-гимнастических упражнений — научить детей согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы, укрепить общий тонус мышц. Сначала предлагаются задания, включающие одновременные движения обеих рук в разных направлениях или сочетание движений рук с поворотами головы в ту или другую сторону. В дальнейшем задания усложняются, добавляются сгибание и разгибание рук в локтевом суставе, ног в коленях, перекрёстные одновременные движения рук и ног с поворотами туловища и головы. Убыстряется темп музыки, соответственно и движений, происходит более частая смена заданий. Упражнения под музыку оказывают не только развивающее и коррекционное воздействие на организм ребёнка. Но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как, мышление, память, восприятие. У детей развивается внимание, они учатся сосредоточиваться в каждый момент времени на том, что им преподаётся, делают обычно это легко и весело, без большого напряжения. В упражнениях достигается четкая определенность, их нельзя «смазать», сделать поспешно. Каждый ребенок на виду, и каждое его неверное движение бросается в глаза и сразу корректируется педагогом.
Так формируется способность к устойчивому вниманию и собранность, являющиеся важными предпосылками успешной учебной деятельности. Дети становятся ловкими, изящными, координированными и свободными в движениях, их походка делается легкой и грациозной.
Главный результат использования общеукрепляющих ритмико-гимнастических упражнений на уроках ритмики — это коррекция физических недостатков, воспитание строгой внутренней дисциплины, причем это достигается не интенсивной утомительной работой, а радостной для ребенка деятельностью, отвечающей природным склонностям его к ритму, движению, красоте.
Ритмико-гимнастические упражнения способствуют не только физическому развитию детей, но и оказывает существенное влияние на развитие ребёнка в целом. Все ритмико-гимнастические упражнения выполняются под музыкальное сопровождение, что ещё больше доставляет радости и удовольствия детям в выполнении заданий и упражнений.
Упражнения для рук и плечевого пояса:
1. «Бабочка»
И.п. — стоя прямо, ноги врозь, руки свободно опущены вдоль тела. Поднять руки в стороны и помахать кистями рук — «бабочка порхает». Затем согнуть руки на уровне плеч и прикоснуться пальцами к плечам — «бабочка сложила крылышки». Так можно ходить по классу, помахивая кистями прямых рук, поднятых в стороны, — «бабочка летает».
2. «Покажи ладошки»
И.п. — стоя прямо, слегка расставив ноги, ступни параллельно друг другу, руки опущены. Попросить детей вытянуть обе руки вперед ладонями вверх — «Покажи ладошки», затем спрятать за спину — «Спрячь ладошки».
3. «Часики»
И.п. — стоя прямо, ноги слегка расставлены, руки опущены вдоль тела. Размахивать обеими руками вперед — «тик», назад — «так».
4. «Намотай нитку»
И.п. — стоя прямо, ноги врозь. Руки согнуть перед грудью, пальчики сжаты в кулачки. Надо
показать детям — как делаются круговые движения кистями, как бы наматывая нитку на клубок. Это же упражнение выполняется, нагнувшись вперёд.
5. «Расти большим!»
И.п. — стоя прямо, немного расставив ноги, руки опущены вдоль тела. Поднимать руки и тянуться вверх, поднимаясь на носки.
6. «Колесо»
И.п. — стоя прямо, руки опущены вниз, ноги на ширине плеч. Делать круговые движения прямыми руками вперед-вверх-назад. И в обратную сторону.
7. «Самолет»
И.п. — стоя прямо, ноги на ширине плеч. Поднять руки в стороны и, наклоняя туловище то вправо, то влево, делать большие махи руками.
8. «Ушки»
И.п. — стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе, смотреть вперед. Выполнение: 1- наклон головы к правому плечу, не поднимая плеч. 2- вернуться в исходное положение. 3- наклон головы к левому плечу, не поднимая плеч. 4- вернуться в исходное положение.
9. «Птички»
И.п. — ноги слегка расставлены, руки опущены, висят вдоль тела. Выполнение: развести руки в стороны и помахать ими, чередуя широкие махи («как орел») и маленькие махи («как воробушек»). Опустить руки и вернуться в исходное положение. При выполнения упражнения не подниматься на носки.
10. «Поезд едет»
И.п. — ноги слегка расставлены, руки свободно опущены. Выполнение: сгибание и разгибание рук в локтях. Дети делают круговые движения, как будто крутят колеса паровоза при движении. Это упражнение можно делать, встав друг за другом и продвигаясь по классу, изображать поезд.
11. «Бокс»
И.п. — стоя прямо, ноги на ширине плеч, согнуть руки на уровне груди и затем делать поочерёдно движения руками вперёд и к середине, как бы боксируя.
12. «Выше-выше»
И.п. — стоя прямо, ноги слегка расставить, руки опущены вниз вдоль тела. Дети свободно качают расслабленными руками вперёд-назад, с каждым разом поднимая руки всё выше.
13. «Забей гвоздь»
И.п. — стоя прямо, слегка расставив ноги, руки согнуть перед грудью, сжав пальцы в кулаки Постукивать правым кулаком по левому кулаку, затем левым кулаком по правому кулаку, как бы забивая гвозди.
14. «Погреемся»
И.п. — стоя прямо, ноги на ширине плеч, руки опущены, разводить руки широко в стороны, затем обхватывать себя за плечи, как бы замёрзнув.
15. «Лови комара»
И.п. — стоя прямо,, ноги врозь, руки опустить, хлопать в ладоши перед собой на уровне груди, лица, над головой.
16. «Похлопай в ладоши»
И.п. — стоя прямо,, ноги врозь, руки опустить, хлопать в ладоши впереди себя и сзади. Следить за осанкой.
17. «Похлопай руками, как петух крыльями»
И.п. — стоя прямо,, ноги врозь, руки опустить, поднимать руки в стороны, а затем похлопать ими 2-3 раза по бёдрам.
18. «Растяни резинку»
И.п. — стоя прямо,, ноги врозь, руки согнуты перед грудью, пальцы сжаты в кулаки медленно разводить руки в стороны, как бы растягивая резинку.
19. «Сорви яблоко»
И.п. — прежнее, дети поочерёдно поднимают руки вверх, поднимаясь на носки, как бы срывая с дерева, высоко висящие яблоки.
20. «Колесо»
И.п. — стоя прямо, ноги на ширине плеч, руки опущены, делать круговые движения прямыми руками вперёд-вверх-назад.
21. «Самолёт»
И.п. — стоя прямо, ноги на ширине плеч, поднять руки в стороны и, наклоняя туловище то вправо, то влево, делать большие махи руками.
22. «Полетим, как птичка»
Дети ходят по классу, подняв руки в стороны и размахивая ими, как птица, машет крыльями.
23. «Бей в барабан»
Дети ходят по классу, делая согнутыми руками движения, имитирующие игру на барабане. Упражнение можно сочетать с любым стихотворением о барабане.
24. «Подмети пол»
Дети ходят по классу, слегка наклонившись вперёд, и делают руками движения, имитирующие подметание пола.
25. «Мельница»
И.п. — стоя прямо, ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Поднять руки вверх через стороны, прямыми руками делать движение рук по кругу, руки перед собой скрещивать, вернуться в исходное положение. Выполнять движение двумя руками по очереди.
26. «Большой»
И.п. — стоя прямо, носки врозь, плечи слегка отвести назад, голова прямо, руки опустить. Подняться на носки, руки вверх, посмотреть на них и опуститься на носки. Опустить руки, стать на всю ступню.
27. «Взгляни на ладошки»
И.п. — стоя прямо, пятки вместе, носки врозь, пальцы сжать в кулаки и приставить к плечам. Поднять руки вверх, ладонями внутрь, посмотреть на них. Опустить руки.
28. «Будь внимательным»
И.п. — ноги вместе, руки вдоль туловища. 1 — правая рука на пояс, 2 — левая то же, 3 — правая к плечу, 4 — левая то же, 5 — правая вверх. 6 — левая то же, 7-8 — хлопки над головой, 9-18 — действия выполняются в обратном порядке, хлопки по бедрам.
29. «Поднимание плеч»
И.п.- ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 — поднять плечо, 2 — опустить, 3-4 — повторить. Упражнение выполняется с правого плеча, затем с левого.
30. «Плечи вперед и назад»
И.п. — ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1-2 — поднять оба плеча, перевести их вперед, 3-4 — исходное положение, 5-6 — поднять плечи, перевести их назад, 7-8 — исходное положение. Следить за правильной осанкой, задействованы в работе только плечи.
31. «Волна»
И.п. — стоя, ноги на ширине плеч, руки на уровне груди. Волнообразные движения руками в сторону и вперёд.
32. «Каблучок»
И.п. — стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 — наклониться в правую сторону, поднимая левую руку через верх — вправо, поставить правую ногу на каблук, 2 — исходное положение, 3 — то же в левую сторону, 4 — исходное положение.
33. «Присядь»
И.п. — стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 — повернуться на право, присесть на левое колено, поднять обе руки вверх, 2 — исходное положение, 3 — то же в другую сторону, 4 — исходное положение.
34. «Крестик»
И.п. — ноги на ширине плеч, руки прямые в стороны. 1 — согнуть, поворачиваясь немного вправо, левую ногу, локтём правой руки коснуться колена левой ноги, 2 — исходное положение, 3 — то же с поворотом влево, 4 — исходное положение.
35. «Скакалка»
И.п. — стоя, ноги вместе, в руках будто скакалка. Исполняются прыжки в такт музыке на двух ногах, затем на правой, на левой. Потом переменный бег, руками имитируются движения скакалкой.
36. «Приседания с обхватом»
И.п. — стоя прямо, ноги соединены вместе, руки опущены вниз. Выполняют приседание с обхватыванием колен руками, наклон головы в колени, выпрямление в исходную позицию.
37. «Махи руками»
И.п. — стоя прямо, ноги на ширине плеч, кисти рук повёрнуты ладонными сторонами к телу. Руками машут вперёд, затем назад по очереди.
38. «Махи вперёд-назад с хлопками»
И.п. — стоя прямо, ноги на ширине плеч, кисти рук повёрнуты ладонными сторонами к телу. Руками машут вперёд-назад в одно и то же время, хлопая в ладоши перед собой и позади себя.
39. «Махи через стороны с хлопками»
И.п. — стоя прямо, ноги на ширине плеч, кисти рук повёрнуты ладонными сторонами к телу. Руками машут через боковые стороны вверх и вниз. Делать хлопок над головой, во время хлопка смотреть на руки.
40. «Локти за голову»
И.п. — как в предыдущем упражнении, только положение рук — в стороны, ладонные поверхности кистей обращены вверх. Затем движением согнутых в локтях рук заложить руки за голову, распрямить руки в стороны.
41. «Отвод локтей»
И.п. — как в предыдущем упражнении. Согнутые в локтях руки отводить 2-3 раза назад, вернуться в исходное положение.
42. «Бабочка»
И.п. — руки согнуты в локтях, кисти приведены к плечам, локти выставлены вперед. Отводят локти в стороны и возвращаются в исходное положение.
43. И.п. — стоя прямо, пятки вместе, носки врозь, руки заложить за голову локти отвести назад. Поднять руки вверх ладонями внутрь, посмотреть на них. Заложить руки за голову.
44. И.п. — стоя прямо, пятки вместе, носки врозь, руки опустить, пальцы в замке. Поднять руки вверх, повернуть ладонями вверх, не размыкая рук, потянуться. Опустить руки.
45. И.п. — стоя прямо, пятки вместе, носки врозь, руки заложить за голову. Развести руки в стороны ладонями вверх (разжать пальцы). Пальцы сжать в кулаки, приставить к плечам.
46. И.п. — стоя прямо, пятки вместе носки врозь, пальцы сжать в кулаки, приставить к плечам. Развести руки в стороны ладонями вверх (разжать пальцы). Пальцы сжать в кулаки, приставить к плечам.
47. И.п. — стоя прямо, пятки вместе, носки врозь, руки опустить. Поднимать и опускать плечи. Следить за правильной осанкой, голова неподвижна.
48. И.п. — стоя прямо, пятки вместе, носки врозь, руки вытянуть вперёд или развести в стороны. Сжимать пальцы в кулак и разжимать их.
49. И.п. — стоя прямо, пятки вместе, носки врозь, руки поставить перед грудью. Два-три раза отвести локти назад. Развести руки в стороны, опустить.
Упражнения для мышц туловища:
1. «Птички поют»
И.п. — стоя прямо, ноги расставлены шире плеч, руки опущены вниз. Выполнение: наклон вперед, руки отвести назад, сказать «карр», выпрямиться в исходную позицию.
2. «Смотрим в окошко»
И.п. — сидя на стульчике, ноги параллельно, руки на коленях. Выполнение: наклон вперед, руки немного согнуть в локтях; повороты головой вправо-влево (будто выглядываем в окошко). В конце упражнения выпрямиться.
3. «Охи-вздохи»
И.п. — стоя прямо, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Выполнение: 1-поворот вправо, развести руки в стороны, сказать: «Ох!». 2- вернуться в исходное положение. То же в левую сторону.
4. «Покачай головой, как лошадка»
И.п. — стоя прямо, слегка наклонившись вперёд, ноги врозь, руки за спиной, покачивать головой вниз-вверх в среднем темпе. Упражнение можно сочетать с продвижением вперёд и с любым стихотворением о лошадке.
5. «Постучи по коленкам»
И.п. — стоя прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, немного наклонится вперёд и быстро
похлопать себя по коленкам.
6. «Качание деревьев»
И.п. — стоя прямо, ноги врозь, руки расслаблены, наклониться вправо, затем влево.
7. «Самолёт»
И.п. — стоя прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, поднять руки в стороны ладонями вверх:
— «Расправил крылья самолёт: приготовился в полёт».
Дети поворачивается в стороны, не опуская рук:
— «Я направо погляжу: жу-жу-жу, жу-жу-жу, я налево погляжу: жу-жу-жу, жу-жу-жу».
8. «Насос»
И.п. — стоя прямо, слегка расставив ноги, скользя руками вдоль туловища, дети наклоняются поочерёдно, то вправо, то влево. Упражнение сопровождается стихотворением:
— «Это очень просто — покачай насос ты,
Направо, налево руками скользя,
Назад и вперёд наклоняться нельзя,
Это очень просто — покачай насос ты».
9. «Посмотри назад»
И.п. — стоя прямо, расставив ноги шире плеч, руки опустить, поворачиваться направо и налево, свободно размахивая руками.
10. «Наколи дров»
И.п. — стоя прямо, широко расставив ноги, руки внизу соединены в замок, поднять руки вверх и с наклоном быстро опустить:
— «Раз- дрова, два- дрова, раскололся ствол едва,
Бух- дрова, бах- дрова, вот уже полена два».
11. «Бутончик»
И.п. — стоя прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, ритмично под чтение стишка дети наклоняют голову поочерёдно к плечам, вперёд, назад:
— «Каждый бутончик склониться бы рад направо, налево, вперёд и назад».
Затем поднимают руки вверх, склоняя кисти над головой:
— «От ветра и зноя бутончики эти спрятались живо в цветочном букете».
12. «Обними себя»
И.п. — сидя или стоя, руки в положении «обнять себя», лопатки максимально разведены, сделать глубокий вдох, почувствовать, как растягиваются межлопаточные мышцы.
13. «Деревья»
И.п. — стоя прямо, ноги врозь, руки вверх. Вытянуться вверх и, сохраняя руки прямыми, наклониться вправо, выпрямиться и наклониться влево.
14. «Повернись»
И.п. — ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1 — повернуться вправо, присесть, сделать хлопок, 2 — исходное положение, 3 — то же в левую сторону, 4 — исходное положение.
15. «Часики»
И.п. – ноги на ширине плеч, руки прямыев замочке над головой. 1 — наклониться вправо, сказать «Тик», 2 — исходное положение, 3 — наклониться влево, сказать «Так», 4 — исходное положение.
16. «Потягивание»
И.п. — стоя прямо, поднимая руки в стороны и вверх, одну ногу отводят назад, затем
потягиваются и опускают руки, вниз, приставляя ногу, упражнение повторяют несколько раз, отводя попеременно то одну, то другую ногу.
17. «Потягивание, руки «в замок»
И.п. — ноги на ширине плеч, руки сцеплены «в замок» — поднимают руки вверх, затем опускают вниз.
18. «Наклоны»
И.п. — ноги на ширине плеч — наклоны вниз, стараясь руками коснуться пола. То же самое из исходного положения: стоя, ноги вместе.
19. «Перекрёстные наклоны»
И.п. — ноги на ширине плеч — наклоны вниз, правой рукой нужно коснуться носка левой ноги и наоборот. Выпрямляясь, следить за корпусом: спина прямая, ноги не согнуты, подбородок чуть приподнят.
20. И.п. — сидя или стоя. Поднятые вверх руки отвести назад (растягивается грудинная порция грудных мышц). Отвести назад руки, расположенные в горизонтальной плоскости (растягивается ключичная порция грудных мышц).
21. И.п. — стоя, ноги на ширине плеч. Максимально глубоко наклониться вперед, по возможности достав ладонями пола. При наклоне — выдох, при выпрямлении корпуса – вдох.
Сохранить позицию на 10-12 секунд, почувствовав, как растягиваются мышцы поясницы. Дышать равномерно.
Упражнения для мышц ног:
1. «Мячик»
Произвольные подскоки на месте, чередуемые с ходьбой.
2. «С горки на горку»
Полуприседания, чередуемые с ходьбой — будто поезд едет с горки на горку.
3. «Струнка»
И.п. — стоя прямо, ноги вместе, руки на поясе. Выполнение: подняться на носки, вытянуться вверх (как струнка), вернуться в исходную позицию.
4. «Стал маленьким»
И.п. — стоя прямо, слегка расставив ноги, ступни параллельны, руки опущены, дети низко приседают — «стали маленькими», затем встали — «стали большими».
5. «Прятки»
Дети приседают (спрятались, закрывая лицо руками) и выпрямляются.
6. «Не пущу»
Дети стоят, слегка расставив ноги, руки опущены, приседают, затем выпрямляются с широко разведёнными руками.
7. «Птицы клюют»
И.п. — стоя прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, присесть, постукивая пальцами о колени, затем выпрямиться.
8. «Ёлочка растёт»
И.п. — стоя прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, дети приседают — «ёлочка маленькая», выпрямляются с поднятыми вверх руками — «ёлочка выросла».
9. «Срывай цветочки»
Дети ходят по классу и приседают, как бы срывая цветочки.
10. «Зайчик»
И.п. — стоя прямо, слегка расставив ноги, руки опустить, приседать, сгибая руки к плечам ладонями вперёд, как зайчик, становящийся на задние лапки.
11. «Птичка прыгает»
Дети передвигаются по комнате мелкими прыжками, размахивая руками.
12. «Воробушек»
И.п. — стоя прямо, слегка расставив ноги, руки опустить, низко присесть, поднять руки в стороны, помахивая ими, как крыльями, затем выпрямиться.
13. «Ванька-встанька»
Дети стоят, слегка расставив ноги, руки опущены, медленно садятся и затем встают.
14. «Сядь по-турецки»
Дети стоят прямо, ноги скрещены, педагог помогает детям сесть по-турецки, а затем встать со скрещёнными ногами, при вставании опора должна быть на наружные края стоп.
15. «Присядки»
И.п. — стоя прямо, пятки вместе, носки врозь. Присесть, поднимая руки вперед, вверх. Следить за тем, чтобы не разводить пятки и колени, не наклонять туловище вперед.
16. «Махни и хлопни»
И.п. — стоя прямо, слегка расставив ноги. Выполнять махи прямой ногой вперед с одновременным хлопком под ней.
17. «Поднимание стопы на носок»
И.п. — ноги вместе, руки на поясе. 1 — поднять правую ногу на носок, согнув её в колене, при этом делая плавные движения руками перед собой , 2 — тоже с левой ноги, 3-4 — повторить. Тоже на обеих ногах.
18. «Хлопни»
И.п. — ноги вместе, руки вдоль туловища. 1 — развести руки в стороны, 2 — подняться на носочки, хлопнуть над головой прямыми руками, 3 — исходное положение, 4 — согнуть ноги в коленях, хлопнуть внизу перед собой.
19. «Спрятались-показались»
И.п. — основная стойка. 1- присесть, 2 — выпрямить ноги, 3 — присесть, 4 — исходное положение. При выпрямлении, ноги в коленях стараться не сгибать.
20. «Хлопни под ногой»
И.п. — ноги вместе, руки на поясе. 1 — поднять правую ногу, согнутую в колене, сделать хлопок, 2 — исходное положение, 3 — то же с левой ноги, 4 — исходное положение.
21. «Попрыгаем»
И.п. — ноги вместе, руки на поясе. Прыжки на месте. Далее прыжки можно сочетать с хлопками над головой.
22. «Прыжки крестиком»
И.п. — ноги вместе, руки на поясе. Прыжки, скрещивая ноги. 1 — прыжок — ноги в стороны, 2 — прыжок — ноги крестиком, 3 — прыжок — ноги в стороны, 4 — исходное положение.
23. «Прыжки из стороны в сторону»
И.п. — ноги вместе, руки на поясе. Прыжки вправо — влево.
24. «Марш на месте»
И.п. — ноги вместе, руки вдоль туловища. 1-2 — маршируя на месте поднять обе руки вверх, сделать вдох, 3-4 — маршируя на месте опустить руки, сделать выдох.
25. «Полуприседания»
И.п. — как в предыдущем упражнении. Ноги на ширине плеч, руки зафиксированы на талии. Выполнить два-три полуприседания, каждое последующее чуть ниже предыдущего. Вернуться в исходное положение.
26. «Притягивание колена»
И.п. — стоя прямо, ноги соединены вместе, руки опущены вниз. Поднимать ногу, сгибая её в коленном суставе, охватывать коленку руками и притягивать к корпусу. Поставить ногу. Распрямиться.
27. «Перекат»
И.п. — стоя прямо, ноги соединены вместе, руки опущены вниз. Выполнить подъём на носки, перекатывание на пятки с носков. Движения рук произвольны, но сопровождают эти перекатывания. В процессе выполнения упражнения, стараться сохранять устойчивость корпуса.
28. «Взмахи»
И.п. — стоя прямо, ноги соединены вместе, руки опущены вниз. Сделать взмах выпрямленной ногой по направлению вперёд и вверх. Хлопнуть в ладоши под коленом. Поставить ногу на место. Следить за осанкой.
29. «Пятка, носок»
И.п. — стоя прямо, соединив пятки и разведя носки. Руки зафиксированы на талии. Ноги выводят по очереди вперёд, то ставя их на пятку, а то на носок. Далее ноги выводят по очереди в сторону, назад, ставя на пятку и на носок.
30. «Вращение коленных суставов»
И.п. — стоя прямо, ступни вместе, руки на коленях. Медленное вращение коленных суставов по часовой стрелке и в обратном направлении. Продолжительность вращения в одном направлении — 1 минута.
31. «Вращение бедрами»
И.п. — стоя прямо, ноги на ширине плеч, руки на бедрах. Медленное вращение бедрами по часовой стрелке и в обратном направлении. Продолжительность вращения в одном направлении — 1 минута.
32. «Прыжки на месте с переменой положения рук и ног»
И.п. — стоя прямо, ноги как можно ближе; подпрыгнуть, во время прыжка максимально расширяя
ноги. Стараться при этом хлопать в ладоши над головой. Приземляться в исходное положение.
33. «Птица»
И.п. — встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить, низко присесть, поднять руки в стороны, помахивая ими, как крыльями, затем выпрямиться. Выпрямляясь, следить за корпусом, спина прямая.
Упражнения для мышц шеи:
- И.п. — ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 — наклонить голову вправо, 2 — исходное положение, 3 — наклонить голову влево, 4 — исходное положение.
- И.п. — ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 — наклонить голову вперёд, 2 — исходное положение, 3 — наклонить голову назад, 4 — исходное положение.
- И.п. — стоя, ноги врозь, руки на поясе. 1-8 — повернуть голову на право, сделать круг головой , 9-16 — то же в другую сторону.
- И.п. — стойка ноги врозь, руки за спину. Поворот головы направо, налево. Четко фиксировать крайнее положение, сохранять правильную осанку: плечи опущены, живот втянут.
- И.п. — то же. Повернуть голову направо, приподнять, опустить и повернуть налево.
- И.п. — стойка ноги врозь, руки в стороны, голова направо. Опуская руки, повернуть голову налево. Темп выполнения — от медленного до среднего. То же в другую сторону.
- И.п. — стойка ноги врозь, руки за спину. Наклон головы вперед, с небольшим полуприседом наклон головы назад.
- И.п. — стойка ноги врозь, руки за голову. Наклон головы вперед, локти вперед, слегка надавить на затылок, усиливая наклон головы.
- И.п. — стойка ноги врозь, руки вниз. Сгибая правую ногу, выводя таз влево, наклонить голову влево.
- И.п. — стойка ноги врозь, левой рукой обхватить грудную клетку, правой — голову. Наклон головы вправо, слегка надавливая на нее рукой. То же в другую сторону.
- И.п. — стойка ноги врозь, руки на бедрах. Вывести голову вперед, вернуть в и. п. Туловище прямо, вперед не наклонять, сохранять правильную осанку, плечи опущены.
- И.п. — стойка ноги врозь, согнутые руки в стороны, ладони вверх. Вывести голову вправо, влево. Туловище фиксировано, плечи не поднимать.
- И.п. — стойка ноги врозь, руки в стороны, небольшой полуприсед. Круговые движения головой вправо и влево. Колени не выпрямлять, выполнять движение по большой амплитуде.
- И.п. — стоя прямо, слегка расставив ноги. Вращения головой по часовой стрелке и против часовой.
- И.п. — стоя прямо, слегка расставив ноги. Завести правую руку за спину, левой взяться за макушку головы и максимально надавить ее влево так, чтобы рука переместилась к правому уху. Повторить в другую сторону. Педагог помогает учащимся в выполнении упражнения.
- И.п. — стоя прямо, слегка расставив ноги. Взять левую руку за запястье правой и тянем вниз, голову при этом поворачиваем вправо так, чтобы почувствовать растяжение в области сонной артерии.
- И.п. — стоя прямо, слегка расставив ноги. Опустить голову низко-низко вниз и удерживать несколько секунд, стараясь расслабиться и опуститься пониже. Повторяем то же самое, только задираем голову наверх.
- И.п. — лежа на животе. Руки вдоль туловища ладонями вверх. Подбородок на одном уровне с туловищем. Тело расслаблено. Медленно повернуть голову вправо, потом в исходную позицию и влево, стараться коснуться ухом пола.
- И.п. — сидя или стоя. Согнуть шею, максимально приблизить подбородок к груди, затем голову медленно отвести за спину и как можно дальше заглянуть. Разгибание на вдох, потом пауза, равная вдоху, сгибание на выдохе..
- И.п. — стоя или сидя положить на лоб ладонь и давить на нее 10-15 секунд, сохраняя неподвижность.
- И.п. — стоя прямо, ноги вместе. Вытянуть губы трубочкой и, артикулируя, произносить буквы «о-у-и». Это упражнение способствует укреплению широкой мышцы шеи.
- И.п. — стоя или сидя, голова приподнята, спина приподнята, плечи разведены. На счет 1 — свободно опустить голову вперед и коснуться подбородком груди; на 2-3 — прижать подбородок к груди; 4 — вернуться в исходное положение. На счет 1 — отвести голову назад; 2-3 — легко коснуться затылком спины; 4 — вернуться в исходное положение.
- И.п. — стоя прямо, слегка расставив ноги. На счет 1 — не опуская подбородка, повернуть голову влево; 4 — вернуться в исходное положение.
- И.п. — стоя прямо, ноги на ширине плеч. Или сидя. Наклоны головы влево и вправо с прижатым к груди подбородком, затем то же с приподнятым подбородком (ухом касаться надплечья).
- И.п. — стоя прямо, слегка расставив ноги. Вращательные движения головой. Выполнять то в одну, то в другую сторону, по 2-3 раза в каждую сторону. Амплитуда движений должна постоянно увеличиваться. Эти же упражнения можно делать с сопротивлением, которое оказывают руками.
- И.п. — сидя по-турецки, спина ровная, пальцы рук сжаты в кулаки. Положить кулак один на другой, подбородком упереться в кулаки, локти расположить перпендикулярно по отношению к туловищу. Наклонить голову вперед, сильно опираясь на сопротивляющиеся руки. Выполнив 4 наклона, опустить руки свободно вдоль туловища. Потом принять исходное положение. Сделать вдох, когда опускается голова после наклона.
- И.п. — сидя. «Выписывать» носом цифры от 0 до 9 и обратно. Это упражнение также хорошо тренирует вестибулярный аппарат.
- И.п. — стоя прямо, ноги вместе, руки свободно опущены. Поднять плечи к ушам, слегка наклонить голову, вращать плечами назад и вперед.
- И.п. — ноги на ширине плеч, руки опущены. Поднимаясь на носки, плавно поднять руки вверх, потянуть подбородок вверх, сделать вдох. Плавно опустить руки вниз, выдох. Вернуться в исходное положение.
- И.п. — ноги вместе, руки опущены. Поднять руки через стороны вверх, потянуть подбородок вверх, хлопок над головой, вдох. Наклон вниз, приблизить голову к ногам, хлопок за ними, выдох. Вернуться в исходное положение.
- И.п. — лёжа на спине, ноги согнуты в коленях, руки вдоль тела. Обхватить руками колени, голову наклонить. Сделать несколько перекатов на спине вперёд-назад. Вернуться в исходное положение.
- И. п. — стоя, ноги вместе, кисти рук на плечах. Круговые вращения локтями вперед и назад с одновременным сведением лопаток. Сделать небольшую паузу. Опустить руки вдоль туловища и встряхнуть их. Выполнять вращения с постепенным увеличением амплитуды движений.
- И.п. — стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. На вдохе потянуться, одновременно развести руки в стороны и прогнуть спину в грудном отделе позвоночника. На выдохе принять исходное положение.
- И.п. — стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. Сделать «ласточку». Присесть, подтянуть подбородок к груди и обхватить руками плечи.
- И.п. — стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. Наклониться вправо, при этом правая рука скользит вдоль туловища вниз, а левая — вверх. Принять исходное положение. Выполнить все в другую сторону.
- И.п. — горизонтально с опорой на параллельно поставленные ладони вытянутых рук и пальцы стоп. Согнуть руки под прямым углом и одновременно поднять правую ногу. Принять исходное положение. Согнуть руки под прямым углом и одновременно поднять левую ногу. Принять исходное положение.
- И.п. — основная стойка, руки у подбородка, локти опущены. 1-2 — локти в стороны, прогнуться, глубокий вдох; 3-4 — основная стойка, продолжительный выдох.
- И.п. — основная стойка. 1-2 — поднять руки вверх, левую ногу назад на носок, потянуться — вдох; 3-4 — исходное положение — выдох. То же с правой ноги.
- И.п. — основная стойка, руки к плечам, локти опущены. 1-2 — локти в стороны — назад, прогнуться — глубокий вдох; 3-4 вернуться в исходное положение — глубокий выдох.
- И.п. — стоя прямо, ноги вместе, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение.
- И.п. — сидя, наклонить голову вниз и вперед так, чтобы подбородок коснулся груди, затем вернуться в исходное положение. Дыхание произвольное. Затем откинуть голову назад.
- И.п. — лежа на животе. Руки вдоль туловища ладонями вверх. Подбородок на одном уровне с туловищем. Расслабиться. Медленно повернуть голову вправо, потом в исходную позицию и влево, стараясь коснуться ухом пола.
- И.п. — лечь на бок, поднять голову и удерживать ее на весу, считая до пяти. Дыхание произвольное.
- И.п. — лёжа на животе, положить руки на затылок. Медленно поднимать голову, оказывая руками сопротивление.
Литература:
- Алексеева Л.М. «Комплексы детской общеразвивающей гимнастики». – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
- Буренина А. И. «Ритмическая мозаика», Санкт-Петербург, 2000 г.
- Давыдова М.М. «Развивающие игры для детей», М.: Астрель, 2001 г.
- Левина С.А. «Физкультминутки» – Волгоград, «Учитель», 2008 г.
- Шишкина В.А. «Движение + движение», М.: Просвещение, 1992 г.
- ЦОР – цифровые образовательные ресурсы
ЛФК для детей: упражнения в группе
Физическая нагрузка необходима для растущего организма. Она позволяет детям расти и развиваться, укрепляет мышцы и скелет, а также способствует выздоровлению при самых различных недугах. Чтобы физкультура была полезной, она должна быть адекватной, соответствующей возможностям конкретного ребенка. В этой статье мы расскажем, какие группы здоровья для занятий ЛФК существуют, а также как проходят занятия.
Физкультура — обычная и лечебная
Физкультура в целом — понятие довольно широкое. Ее цель — улучшение физического развития, укрепление иммунитета малыша или подростка. Речь идет не о профессиональном спорте и не о покорении олимпийских высот. Просто каждому карапузу вне зависимости от возраста, пола, состояния здоровья, нужна физическая нагрузка. Естественно, малышам и подросткам она нужна в разном объеме.
Лечебная физкультура (ЛФК) для детей показана при наличии определенных проблем со здоровьем. Она представляет собой особый комплекс упражнений, которые приводят в тонус или расслабляют совершенно конкретные группы мышц, суставы, части тела. ЛФК для детей назначается не только для лечения существующих проблем и недугов, но и для профилактики болезни, если к ней у ребенка, по мнению врачей, есть предрасположенность.
Комплекс ЛФК составлен из упражнений спортивно-прикладных, гимнастических и игровых. В медицине существует несколько десятков разнообразных рекомендованных комплексов, которые назначают для реабилитации детей-инвалидов, для восстановления после травм, для реабилитации после операций.
В каждой из этих групп учитывают не только установленный диагноз, но и возраст, степени и тяжесть недуга, сопутствующие заболевания. Только с учетом всего вышеперечисленного врач может назначить конкретные упражнения для ребенка. Имеет важнейшее значение и физкультурная группа ребенка или группа по ЛФК, о них мы расскажем ниже.
Чаще всего занятия ЛФК входят в комплексное лечение — они сочетаются с посещением физиотерапевтического кабинета, массажем, плаванием в бассейне, дыхательной гимнастикой, вспомогательными и альтернативными методами лечения, а также с приемом медикаментов по назначенной доктором схеме.
Эффективность ЛФК зависит от того, насколько соответствующей была выбранная нагрузка. Распространенное народное мнение о том, что больной малыш должен больше находиться в покое, ошибочно. Дети с заболеваниями нуждаются в физкультуре даже больше, чем дети без ограничений по здоровью, но это должна быть совсем другая физкультура.
Группы здоровья
Всех детей принято делить на пять групп. Этим делением занимаются детские врачи. Давайте подробнее поговорим о том, какие ребята относятся к этим группам и какие физические нагрузки им показаны.
Первая (группа А)
К этой группе относятся здоровые дети, у которых нет никаких хронических заболеваний. Физическое и психологическое развитие представителя первой группы полностью соответствует его возрасту. Существенных ограничений для него не существует, кроме возрастных.
Гимнастика ЛФК проводится по желанию родителей и исключительно с профилактическими целями. К рекомендованным упражнениям относят общеукрепляющие комплексы упражнений, занятия со спортивными снарядами, общую физкультуру.
Вторая (группа В)
К этой группе педиатр отнесет в целом здорового ребенка, но имеющего незначительное отставание по росту, весу, по физическому развитию от эталонных возрастных нормативов и стандартов. К этой группе отнесут детей, которые более 3-4 раз в год болеют простудными и вирусными недугами, а также ребят с незначительными нарушениями речи.
Критерии этой группы довольно размыты и неточны, а потому она вызывает больше всего вопросов. Физическая нагрузка детям этой группы рекомендована общая, общеукрепляющая, со спортивными снарядами и без таковых. К ней рекомендуется добавлять дыхательную гимнастику.
Третья (группа С)
Сюда относят детей, у которых есть хронические заболевания, но они не сильно мешают жить, то есть находятся в полностью компенсированном состоянии. Обострения у таких детей бывают редкими, в состоянии ремиссии самочувствие ребенка нормальное.
Обычно третью физкультурную группу ставят детям при хроническом бронхите, при опущении почек, при искривлении осанки, если она не вызывает иных нарушений в организме. Физические нагрузки таким ребятам показаны лечебные, нормативы на обычных уроках физкультуры снижены.
Четвертая (группа D)
Эта физкультурная группа предусмотрена для детей с хроническими болезнями в состоянии субкомпенсации. Если малыш часто страдает обострениями, долго восстанавливается после них, его самочувствие страдает, ему показаны определенные узконаправленные лечебные упражнения. В эту группу чаще всего попадают детки при бронхиальной астме, при легких формах ДЦП.
Пятая (группа Е)
Эта группа для детей с тяжелыми заболеваниями, имеющими хронический характер, – с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), которые не могут в силу недуга посещать садик или школу. Для них групповые занятия ЛФК осуществляются редко, чаще это индивидуальные занятия с индивидуальными же назначениями относительно рекомендованного комплекса.
В первой группе обычно насчитывается не более четверти от общего количества всех детей: по статистике Минздрава, количество совершенно здоровых детей находится на уровне 20-25%. Проблема в том, что нередко в первую группу попадают дети не потому, что они здоровы, а потому, что им еще не установили диагноз, ведь некоторые заболевания имеют невыраженное и медленное течение.
Дети из третьей и четвертой групп довольно часто объединяются в одну группу для занятий физкультурой, у них довольно схожие программы физических нагрузок. Такую объединенную группу называют «специальной».
Довольно часто родителей интересуют конкретные диагнозы. Достаточно сложно сказать, к какой группе отнесут ребенка с компрессионным переломом позвоночника, ведь последствия травмы могут быть различными. Не менее сложно прогнозировать и групповое определение после перенесенной пневмонии. При спастической диплегии, гемипарезе, при кривошее группу устанавливают и могут менять в течение жизни.
Помимо общего состояния здоровья, специалисты ЛФК обращают особое внимание и на типы болезней. Так, дети с заболеваниями органов дыхания обычно попадают в одну группу для занятий, а ребята с нарушениями двигательных функций — в другую.
Что касается грудных детей, то для них деления не производится. Единственное, что для недоношенных детей ЛФК рекомендуется вводить позднее, чем для детей, родившихся в срок. Первое разделение на группы происходит в дошкольном возрасте, когда ребенок начинает посещать садик, где предусмотрены гимнастика и физическая культура.
Программа занятий
Занятия могут быть групповыми и индивидуальными. Для деток из спецгруппы (это третья и четвертая группы здоровья) желательно проводить занятия под контролем специалиста с применением мониторинга частоты сердечных сокращений, изменения артериального давления и других диагностических маркеров состояния ребенка. Но главным критерием считается самочувствие самого занимающегося, как он переносит нагрузку.
Для начинающих упражнения чаще всего простые и дозированные. По мере продвижения задачи для пациента усложняются, нагрузка возрастает.
Детям из группы кардиореспираторных недугов рекомендованы программы на основе циклических упражнений с небольшими дыхательными нагрузками.
Ребятам после травм или с недугами опорно-двигательной системы дополнительно советуют включать в занятия плавание, гимнастику в бассейне. В основной же комплекс для них включают упражнения с мячом, гимнастическими палками, упражнения с гимнастической стенкой.
Занятие ЛФК делится на три последовательных этапа:
- вводный;
- основной;
- завершающий.
Вводная часть включает разминку, ходьбу, бег, дыхательные приемы. В основной части всегда присутствуют упражнения, рекомендованные при определенной патологии, игровые, индивидуальные, со спортивными снарядами и без них.
Завершающая часть занятия всегда включает в себя релаксационные приемы, упражнения на расслабление, растяжение мышц и аутотренинг.
Особенности физкультуры при некоторых заболеваниях
При поражении сердечной мышцы (миокардитах) ЛФК рекомендуется еще в стационаре, потом — в поликлинике по месту жительства. Только через 10 месяцев малыша переводят в специальную группу по ЛФК, если приступов нет. Если состояние стабильное и приступы не повторяются в течение года, ребенка могут перевести в третью группу через год. Через два года при благоприятном стечении обстоятельств можно рассчитывать на попадание в общую физкультурную группу.
Со врожденными пороками сердца все обстоит сложнее: ребенок сможет получить максимум 4 группу, и то при условии, что после операции прошло не менее 12 месяцев и весь этот год малыш успешно занимался ЛФК.
При бронхиальной астме мальчики и девочки будут оставаться в группе ЛФК до тех пор, пока повторяются частые приступы. Если в течение двух месяцев приступы не повторяются, ему могут разрешить заниматься в 4 группе, а если приступов не будет в течение года, то и в третьей.
При хроническом гастрите или колите ребенку можно будет рассчитывать на перевод в четвертую физкультурную группу из группы ЛФК только черед полгода при отсутствии обострений. Физические занятия назначаются только при отсутствии болей, вне обострения.
При гемофилии ЛФК не назначается, как и ни один другой вид физнагрузок. Но при незначительной степени заболевания могут быть разрешены легкие и щадящие упражнения только под наблюдением специалиста.
Проблемы с почками — основание для назначения физкультуры только вне приступов и острых периодов. Также не должно быть сопутствующих патологий сердца. В общую группу здоровья дети с пиелонефритом, гломерулонефритом и почечной недостаточностью попасть не могут.
При тяжелых проявлениях эндокринных патологий ЛФК рекомендуется с первых дней заболевания, а в общую группу ребенок сможет попасть только при самых легких степенях сахарного диабета и только с индивидуального одобрения врача.
Ребенок с нарушениями осанки может и должен заниматься в общей физкультурной группе, а ребенок с развившимся сколиозом — только в группе ЛФК. Отдельных комплексов ЛФК не существует для детей с близорукостью или дальнозоркостью, им показаны занятия в специальных группах при тяжелых отклонениях или в общих физкультурных группах, если отклонения незначительные.
Где заниматься?
С грудными детьми, с малышами-инвалидами, которые ограничены в передвижении, а их транспортировка может навредить ребенку, рекомендуются занятия на дому. В остальных случаях родители могут выбирать — посещать групповые занятия или заниматься индивидуально.
Занятия могут проводиться и на базе садиков и школ, обязательно уточните, если есть необходимость, при оформлении ребенка в соответствующие учреждения, есть ли в них специалисты по ЛФК.
Советы и рекомендации родителям
Если ребенку назначена лечебная физкультура, к такому назначению нужно относиться с той же серьезностью, как и к другим рекомендациям врача. Нам же не приходит в голову игнорировать назначение лекарства ребенку.
Не бывает ЛФК только для ног или спины, как думают многие. Комплекс всегда включает в себя большое количество упражнений, направленных на самые разные мышцы, суставы, связки, нервные окончания.
Занятия ЛФК всегда трудоемки. Родителям важно следить, чтобы сын или дочь не пропускали их.
О копмплексе упражнений ЛФК для детей с ДЦП смотрите в следующем видео.
зарядка и упражнения для ползания, ЛФК для грудничков
Во втором полугодии жизни дети становятся активными, некоторые — даже неугомонными. Им все интересно, они хотят двигаться, перемещаться, менять положение тела. Карапуз постигает новые умения стремительно. Помочь ему можно общеукрепляющей зарядкой, гимнастикой, которой включает в себя комплекс упражнений для определенного возраста.
В этом материале мы подробно поговорим о том, как сделать гимнастику с ребенком от 7 до 10 месяцев.
Что нужно учитывать?
Гимнастика для малыша не должна быть обременительной, а физическая нагрузка непомерной. А потому, планируя комплекс упражнений, обязательно нужно учитывать особенности характера, состояние здоровья вашего малыша, степень его готовности к освоению того или иного двигательного навыка.
В 7 месяцев, если сынок или дочка еще не сидит, можно добавить упражнения для укрепления спины, живота, рук и шеи. Если ребенок уверено стоит на четвереньках, можно добавить ему упражнения, которые будут стимулировать ползание.
В 10 месяцев можно переходить к упражнениям на укрепление ножек, ведь скоро малышу предстоит сделать свои первые шаги, а отдельные детки уже пытаются их делать. Обязательно учитывайте уже имеющиеся навыки карапуза, чтобы строить на их основе новый комплекс занятий.
Понятно, что упражнения типа «Велосипед» и «Лягушка», которые приводили вашего ребенка в восторг в 3-4 месяца, сейчас вряд ли будут восприниматься им с удовольствием, поскольку спокойно лежать во втором полугодии в период бодрствования согласится далеко не каждый малыш.
Используйте желание ребенка двигаться, насыщайте программу гимнастического занятия упражнениями активными, которые требуют участия самого ребенка во всем происходящем.
Большинство деток в 8-9 месяцев хорошо знакомы со своим телом, знают, где находятся ручки, где — ножки, прекрасно понимают простые знакомые фразы, а потому гимнастику для ребенка нужно делать максимально понятной и простой.
Упражнения для ползания, сидения, стояния, ходьбы должны сопровождаться веселыми и добродушными комментариями мамы, это даст ребенку ощущение игры, заинтересует его, он с удовольствием будет проделывать забавные и полезные приемы.
Если у карапуза есть патологии опорно-двигательной системы, неврологические заболевания, другие врожденные или приобретенные недуги, важно добавлять новые упражнения с разрешения специалиста ЛФК или лечащего врача, поскольку таким деткам нужна совершенно определенная нагрузка на конкретные группы мышц в зависимости от диагноза.
Зачем делать гимнастику?
Гимнастика, как уже говорилось, поможет вашему малышу активнее осваивать новые двигательные навыки, подготовит его мышечную и костную ткани к постоянно возрастающим нагрузкам, к стоянию, первым самостоятельным шагам. Гимнастика развивает речь, фантазию, частично удовлетворяет потребности ребенка в эмоциональном и тактильном контакте с мамой.
У детей, которые регулярно делают зарядку, улучшается кровообращение, совершенствуется координация движений и вестибулярный аппарат. Такие дети реже болеют, крепче спят и не испытывают, как правило, проблем с аппетитом.
Упражнения для грудничков
В комплекс гимнастики включайте упражнения, которые вы, возможно, делали с малюткой в более нежном возрасте, при условии, что малыш не возражает против них. Если упражнения не надоели, достаточно будет просто добавить к комплексу новые приемы, соответствующие возрасту карапуза.
7-8 месяцев
Таким детям нужно способствовать в ползании и сидении. Перечислим несколько эффективных упражнений для стимулирования этих навыков.
- «Уголок». Протяните ребенку, который лежит на спине, указательные пальцы своих рук. Когда он возьмется за них, немного потяните руки на себя. Не поднимайте малыша насильно, пусть он сам, основываясь на силе своих ручек, приподнимет туловище настолько, насколько ему позволит мышечное развитие. Не сажайте ребенка. Когда угол подъема составит 45 градусов, плавно опускайте ребенка обратно. Проделайте упражнение 5-10 раз.
- «Ползание с поддержкой». Положите карапуза на живот, подведите руку под животик и начинайте поднимать ладонь плавно вверх. Когда малыш окажется на четвереньках, удерживайте его в таком положении около минуты. Не ослабляйте руку. Усложнить упражнение можно тогда, когда малыш начнет более уверенно стоять на четвереньках. Положите перед карапузом игрушку со звуком и поддерживайте кроху под животиком, пока он будет пытаться дотянуться до нее. Если при этом он начнет переставлять ручки и ножки, считайте, что ползать он начнет в ближайшее время.
- «Тачка». Это упражнение позволяет укрепить мышцы рук и шеи. Возьмите малыша, лежащего на животе, за ножки и потихоньку продвигайтесь с ним по полу вперед. Нужно добиться, чтобы ребенок «шел» на руках, переставляя их для перемещения.
Полезны покачивания на мяче, попытки достать игрушку, лежа на фитболе животом с обязательной поддержкой родителей за ножки.
9-10 месяцев
Добавляйте в комплекс детей этого возраста упражнения на укрепление стоп, голени. Готовьте ребенка к самостоятельному стоянию и ходьбе. Также можно добавить упражнения в положении сидя. Вот несколько интересных приемов.
- «Снежный ком». Гимнастический мяч положите на пол, поставьте карапуза на ножки, ручки положите на мяч, постоянно придерживайте малыша под мышки, но не так чтобы его ноги болтались в воздухе. Начинайте движение вперед, слегка наклонив корпус ребенка к мячу. Нужно добиться, чтобы ребенок совершал первичные шаги с поддержкой и опорой руками на мяч перебирая его.
- «Эстафетная палочка». Приучайте сына или дочь больше двигаться, вам помогут небольшой мячик, палочка, из которой при желании можно сделать эстафетную. Положите предмет и ползите вместе с малюткой на четвереньках до нее. Дайте малышу возможность успеть к палочке или мячику первым. Искренне и эмоционально порадуйтесь его победе.
- «Топанье и наклоны». Поставьте ребенка спиной к себе так, чтобы его стопы были на ваших. Поддерживайте карапуза под мышками. Начинайте делать шаги. Добравшись до положенной на полу игрушки, придерживайте ребенка, чтобы он мог наклониться и сам схватить ее. Потом начинайте двигаться к новой цели.
- «Запасливый гном». Для этого упражнения вам понадобятся несколько небольших мячиков, которые умещаются в ладони ребенка, и корзинка или коробка. Посадите малыша. Сядьте сбоку от него, например, справа. Протягивайте крохе мячик, он возьмет его правой рукой. Важно, чтобы ребенок повернулся к вам корпусом вполоборота. Далее малютке нужно переложить мячик в другую руку и положить его в коробку, стоящую от него слева. В этот момент вы же приготовите новый мячик, с которым нужно будет проделать то же самое.
Дети этого возраста отлично относятся к активным упражнениям под ритмичную музыку, некоторые даже начинают приседать или покачиваться в такт. Пользуйтесь этим во время ваших занятий.
Полезные советы
- Занимайтесь без одежды, если есть возможность, летом проводите гимнастику на свежем воздухе. Так можно будет совместить воздушные ванны и закаливание с полезной зарядкой.
- Не делайте зарядку в дни, когда у ребенка повышена температура, режутся зубки, нет настроения играть и общаться.
- Если в семье есть дети старше, попросите их вам «подыграть», принять участие в активных упражнениях для детей от 8-9 месяцев. В этом возрасте развито подражание, и малыш усвоит новые игры и приемы значительно быстрее, если будет видеть, как это делают другие.
- Всегда начинайте гимнастику после предварительного сеанса легкого массажа.
- Чтобы не перевозбудить нервную систему малыша и не нарушить его сон, проводите зарядку только в первой половине дня. Вечером можно будет сделать мягкий релаксационный массаж и принять ванну.
Подробнее о гимнастике для детей 7-8 месяцев вы узнаете из следующего видео.