Гимнастика.Раздел школьной программы по физической культуре.
Гимнастика
Впервые термин «гимнастика» появился у древних греков (эллинов) в VIII в. до н. э. Занятия физическими упражнениями они проводили в специальных заведениях — гимнасиях. В те времена гимнастика включала в себя все известные в античную эпоху физические упражнения (то, что мы теперь относим к легкой атлетике, тяжелой атлетике, борьбе, фехтованию, гребле), а также акробатику, игры с мячом, танцы.
Гимнастика имеет свои достоинства: многообразие упражнений, разносторонность и гармоничность их влияния на формирование физических способностей занимающихся, воспитание социально приемлемых форм межличностных отношений, построенных на стратегии партнерства и сотрудничества.
В настоящее время гимнастика включает в себя основную гимнастику, которой занимаются во всех учебных заведениях и в армии; спортивные виды гимнастики — спортивная гимнастика, художественная гимнастика, аэробика, акробатика.
Уроки гимнастики имеют большие возможности для решения воспитательных задач , таких как дисциплинированность, внимательность, аккуратность, коллективизм, настойчивость в
преодолении трудностей, эстетика движений и т. д. Оздоровительные и воспитательные задачи должны решаться в неразрывной связи с образовательными.
Оздоровительные задачи:
- Формирование у детей правильной осанки;
- Соблюдение гигиенических условий проведения занятий и мер предупреждения травматизма;
- Обучение правильному дыханию при их выполнении гимнастических упражнений;
- Обучение учащихся методам самоконтроля и оценки состояния здоровья.
Прыжки
Прыжки способствуют развитию силы мышц (прежде всего мышц ног), укрепляют связки и суставы, развивают прыгучесть, ловкость, смелость. При выполнении прыжков формируются прикладные навыки в преодолении препятствий.
Гимнастические прыжки делятся на две группы: неопорные и опорные .
Неопорные прыжки выполняются без опоры руками о какой-либо снаряд.
К этой группе относятся прыжки на месте на обеих ногах и на одной ноге, прыжки с высоты, с трамплина, прыжки со скакалкой.
Прыжки со скакалкой:
- На обеих ногах (обычные и простые).
2. Скрестно.
3. Петлей — скакалка вращается с поочередным сведением рук внутрь (образуя петлю) и разведением их.
4. С двойным вращением скакалки.
5. Со сменой ног («маятник»).
6. В полуприседе и приседе.
7. Вдвоем, стоя спиной или лицом друг к другу.
8. На одной ноге и на обеих ногах с продвижением в различных направлениях.
9. На месте с вращением скакалки вправо и влево (одна рука сзади, другая впереди).
10. Бег на месте с высоким подниманием бедра
ОПОРНЫЕ ПРЫЖКИ
Выполняются с разбега толчком двумя ногами о гимнастический мостик и обязательно с опорой руками о снаряд (конь, козел, гимнастический стол).
В комплексной программе физического воспитания учащихся общеобразовательной школы большое внимание уделяется освоению сравнительно несложных акробатических упражнений.
Перекаты
Группировка
Они предусмотрены с I по XI класс как для мальчиков (юношей), так и для девочек (девушек).
Кувырок вперед
Стойка на лопатках
Перечень упражнений в целом невелик, однако благодаря своей динамичности и эмоциональности они широко используются на занятиях гимнастикой в школе и являются эффективным средством физического
воспитания учащихся.
Во время занятий гимнастическими упражнениями необходимо соблюдать правила техники безопасности и страховки.
1. Не выполнять самостоятельно сложных упражнений, требующих страховки.
2. При изучении отдельных упражнений соблюдать строгую последовательность, изложенную в учебнике.
3. Нельзя заниматься на снаряде, под которым нет матов.
4. Маты должны лежать плотно друг к другу.
5. Приземляться нужно на середину одного из матов.
6. Нельзя заниматься на неисправных или незакрепленных снарядах.
Кувырок вперед
Техника выполнения. Из упора присев (с опорой руками впереди стоп на 30-40 см), выпрямляя ноги, перенести массу тела на руки. Сгибая руки и наклоняя голову вперед, оттолкнуться ногами и, переворачиваясь через голову, сделать перекат на шею и лопатки.
Опираясь лопатками о пол, резко согнуть ноги и взять группировку. Заканчивая кувырок, принять упор присев.
Стойка на лопатках
Техника выполнения. Из упора присев, взявшись руками засередину голени, выполнить перекат назад. В конце переката, коснувшись пола лопатками, опереться руками в поясницу и, разогнув ноги, выполнить стойку на лопатках. Туловище должно быть прямым, локти широко не разводить.
Из стойки ноги врозь наклоном назад «мост» с помощью
Техника выполнения. Выполняется из стойки ноги врозь, руки вверх. Наклоняясь назад, подать таз вперед и медленно опуститься в положение «мост». При опускании голову наклонить назад до отказа (рис.)
Последовательность обучения.
1. Руки и голова должны образовать равносторонний треугольник. Кисти располагаются на ширине плеч. Голова опирается верхней частью лба.
2. Из упора присев стойка на голове с согнутыми ногами с помощью.
3. Из упора присев стойка на голове самостоятельно.
Кувырок назад в полушпагат
Техника выполнения.
Заканчивая кувырок назад, согнуть одну ногу к груди и, опираясь на руки, поставить ее на колено, другую ногу не сгибать и не опускать; выпрямиться, разогнуть руки в упор стоя на колене. Опуская ногу и отодвигаясь, выпрямиться, скользя руками по полу, — полушпагат (рис.)
Стойка на голове и руках (рис.). Выполняется толчком двух ног из упора присев. И. п. — упор присев, голова лобно-теменной частью опирается о гимнастический мат. Оттолкнуться ногами и, помогая руками, выйти в стойку на голове. Выпрямить ноги.
СТРОЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Переход с ходьбы на месте на ходьбу в колонне и в шеренге. По команде «Прямо!», подаваемой под левую ногу, делается шаг правой ногой на месте, а затем с левой ногой начинается движение вперед.
Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (См. рисунок)
Упражнение выполняется как на махе вперед, так и на махе назад. Последний способ труднее, поэтому сначала разучивают первый. Из конечного положения маха назад, начиная последующий мах вперед, слегка подать плечи вперед и согнуть руки. К моменту прохождения телом вертикали слегка согнуться в тазобедренных суставах. С движением ног вперед-вверх разогнуть руки.
Стойка на плечах из седа ноги врозь.
Техника выполнения. Из седа ноги врозь перехватом рук впереди ближе к бедрам, наклоняясь вперед и сгибая руки, силой поднять таз, поставить плечи на жерди, локти развести в стороны. Подтягивая ноги по жердям, поставить в вертикальное положение туловище, после чего разогнуться в тазобедренных суставах и выйти в стойку на плечах. Голова слегка наклонена назад, смотреть вниз на пол.
ОСВОЕНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОПОРНЫХ ПРЫЖКОВ
Прыжок ноги врозь через коня в длину
Техника выполнения. В целом техника выполнения данного прыжка мало отличается от техники выполнения прыжка ноги врозь через козла в ширину (VI класс). Однако для выполнения прыжка ноги врозь через коня в длину требуется более энергичный разбег и толчок ногами о мостик и руками о снаряд. При хорошем выполнении стопы ног поднимаются выше уровня плеч .
Кувырок прыжком через препятствие высотой 90 см
ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ
Кувырок выполняется аналогично кувырку прыжком с трех шагов разбега, но высота полетной фазы постепенно увеличивается, для чего и увеличивается длина и
скорость разбега.
Стойка на руках с помощью
Техника выполнения. Стоя на маховой ноге, толчковую вперед
на носок, руки вверху ладонями вперед, шагом сделать выпад,
наклонить туловище вперед, поставить прямые руки на пол на ширине плеч и махом одной, толчком другой выйти в стойку на руках. В стойке ноги соединить, смотреть на пол, немного наклонив голову назад.
Кувырок назад через стойку на руках с помощью
Техника выполнения. Кувырок выполняется из седа с наклоном вперед или после седа назад с прямыми ногами. Заканчивая перекат назад согнувшись, поставить руки около плеч пальцами к плечам и быстро разогнуться ногами вверх, одновременно активно выпрямляя руки, опуская ноги назад, принять упор присев.
Переворот боком
Из стойки лицом по направлению движения поднять руки вперед-вверх ладонями вперед и сделать шаг той ногой, в какую сторону выполняется переворот, затем, наклоняясь вперед, опереться о пол одноименной рукой (если переворот выполняется влево, то левой рукой) пальцами в эту же сторону на расстоянии шага от толчковой ноги и махом одной и
толчком другой выйти в стойку на руках ноги врозь. Далее,
оттолкнувшись поочередно руками, прийти в стойку ноги врозь, руки в стороны
Последовательность обучения.
- Махом одной, толчком другой стойка на руках с помощью. После выхода в стойку исполнитель разводит ноги врозь, а страхующий поддерживает со стороны спины захватом около коленей.
2. Из стойки на руках ноги врозь, опускание на ноги. Сначала помогать, как в предыдущем упражнении, затем быстро переместить поочередно руки: одну на поясницу (в сторону опускания), а другую под плечо, помогая опуститься на ноги – в стойку ноги врозь, руки в стороны
(это упражнение помогает освоению второй половины переворота).
3. Махом одной и толчком другой стойка на руках ноги врозь с поворотом (это упражнение связано с освоением первой половины переворота).
4. Махом одной и толчком другой переворот в сторону.
kopilkaurokov.ru
Глава 1. Урок гимнастики в школе
ББК 74.267.5я721 ПЗО
Рецензенты:
кафедра гимнастики Московской государственной
академии физической культуры
(зав. кафедрой канд. пед. наук, проф. Е. Е. Биндусов),
д-р пед. наук, проф., засл. тренер Российской Федерации,
акад. МАИ Н. Г. Сучилин
ПРЕДИСЛОВИЕ
Петров П. К.
ПЗО Методика преподавания гимнастики в школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 448 с.
ISBN 5-691-00412-3.
В учебнике отражены основные вопросы теории и методики преподавания гимнастики в общеобразовательной школе. Большое внимание уделяется структуре урока, педагогическому контролю за успеваемостью учащихся, вопросам планирования учебной работы по разделу гимнастики комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов.
Адресован студентам высших учебных заведений. Будет полезен учащимся педагогических училищ и колледжей, учителям и методистам.
ББК 74.267.5я721
© Петров П.К., 1999
© «Гуманитарный издательский
центр ВЛАДОС», 1999 © Серийное оформление.
Художник Токарев Ю.В., 1999
ISBN 5-691-00412-3
Гимнастика с методикой преподавания — одна из основных дисциплин учебного плана факультетов физической культуры. Важное место в этом курсе отводится методике подготовки и проведения уроков по основной гимнастике в школе. Основная гимнастика является базовой частью комплексной программы физического воспитания учащихся общеобразовательной школы и государственного стандарта.
Средства гимнастики, безусловно, являются наиболее’эффективными в физическом воспитании дегеши подростков, оказывают значительное влияние на их здоровье, развитие физических качеств. В последние годы гимнастика обогатилась новыми нетрадиционными видами, такими как ритмическая гимнастика, атлетическая гимнастика, стретчинг, шейпинг, ушу, хатха-йога и т. д. Возросли требования к основам знаний учащихся, к использованию на уроках современных средств и методов обучения.
Урок физической культуры с гимнастической направленностью как основная форма занятий считается одним из ведущих критериев, отражающих уровень профессионально-педагогической подготовленности специалистов физического воспитания для средних общеобразовательных школ. Однако, как показывает анализ научно-методической литературы, учебников, в которых более детально и систематизировано раскрывались бы технология планирования учебного материала, обучения и применения на уроках и при самостоятельных занятиях традиционных и нетрадиционных видов упражнений, использование современных методов и средств, на сегодняшний день практически не имеется.
3
Поэтому учебник, подготовленный П. К. Петровым, в определенной степени восполняет этот пробел. В книге на достаточно высоком методическом и профессиональном уровне излагается методика обучения и проведения базовых упражнений школьной программы (висы и упоры, акробатические упражнения и прыжки, упражнения в равновесии). Для освоения каждого базового упражнения программы приводятся последовательность обучения, методика страховки и помощи, раскрываются типичные ошибки. Все это имеет важное значение, так как нарушения в последовательности обучения гимнастическим упражнениям, незнание и плохое владение приемами страховки и помощи могут привести к травмам. В целях организации самостоятельной и индивидуальной работы с учащимися при освоении наиболее сложных упражнений предлагаются обучающие программы, составленные по типу алгоритмических предписаний. Определенный интерес представляют и примерные комбинации для совершенствования освоенных элементов и контрольных уроков.
Большое внимание в учебнике уделено методике обучения и проведения общеразвивающих и нетрадиционных видов упражнений. В разделе «Методика организации и проведения контроля знаний» автор как один из известных специалистов в облас- „ ти программированного обучения и компьютеризации в учебном процессе рекомендует использовать для этих целей новые информационные технологии. Много внимания уделено методике подготовки, проведения и оценки урока физической культуры с гимнастической направленностью с учетом современных требований.
В связи с этим мы надеемся, что учебное пособие окажется хорошим подспорьем в профессионально-педагогической подготовке студентов факультетов физической культуры, работе преподавателей и методистов по педагогической практике.
Зав. кафедрой методики физвоспитания
и спортивной тренировки МГАФК,
доктор педагогических наук,
профессор Ю. В. Менхин
1.1. Характерные особенности и задачи урока гимнастики в школе
Урок является основной формой организации занятий по гимнастике в школе. Преимущество урочной формы проведения занятий заключается в том, что руководящая роль здесь принадлежит учителю, который обеспечивает эффективность учебно-воспитательного процесса путем плановой работы в соответствии со стабильным расписанием, правильного определения целей и задач каждого занятия, подбора средств для решения поставленных задач, оказания квалифицированной помощи учащимся (показ, объяснение упражнений, исправление допущенных ошибок, обеспечение страховки), организации занимающихся на активное овладение специальными двигательными навыками на фоне повышенного положительного эмоционального состояния школьников.
Урок должен содержать определенные общие задачи, выполнение которых обеспечивается всем процессом обучения, и складывается из последовательно решаемых конкретных задач: образовательных, оздоровительных и воспитательных.
Образовательные задачи заключаются в обучении детей выполнению гимнастических упражнений, предусмотренных программой, получении учащимися знаний о гимнастической терминологии, самоконтроле при выполнении общеразвивающих упражнений, правилах безопасности, страховки и помощи при выполнении упражнений на гимнастических снарядах. Последовательное выполнение образовательных задач приводит к систематическому, прочному и полному изучению всего учебного материала. Для решения одних образовательных задач необходимо относительно длительное время (серия последовательных
с
5
уроков), а для решения других — достаточно лишь одного урока. Например, научить лазанью по канату в три приема на одном уроке довольно сложно. Поэтому такая задача может быть общей для серии уроков. А вот задача научить правильному захвату каната ногами может быть решена в течение одного урока. Именно эта задача и должна быть поставлена в таком случае как одна из частных для конкретного урока.
Конкретной является такая образовательная задача, в формулировке которой отражен конечный результат данного урока. В связи с этим целесообразно при постановке задач на уроках использовать следующие глаголы: научить (например, наскоку на мостик при обучении опорным прыжкам или приземлению и т. п.), если обучение упражнению ведется, в течение нескольких уроков, то на первом уроке можно поставить задачу учить, а на последующих — продолжить учить; при условии, когда гимнастическое упражнение освоено, можно ставить задачу закрепить или совершенствовать его; в определенных случаях, когда основной задачей является не формирование навыка, а только ознакомление, — задача урока формулируется глаголом ознакомить, когда же основная цель урока состоит в определении качества освоенного упражнения или комбинации, то задачу урока можно обозначить словом оценить. Такие конкретные за- „ дачи записываются в конспекте и доводятся до сознания учащихся на каждом уроке. Нечеткая, неконкретная постановка образовательных задач приводит к нарушению логики учебного процесса, дезориентирует учащихся, снижает их активность.
Параллельно с образовательными учитель ставит и оздоровительные задачи, решение которых в последние годы становится одной из основных целей в физическом воспитании детей и подростков. Одной из важнейших оздоровительных задач на занятиях гимнастикой является задача по формированию у детей правильной осанки. Немаловажное значение для решения оздоровительных задач приобретает соблюдение гигиенических условий проведения занятий и мер предупреждения травматизма. На достижение этой цели направлены усилия учителя по подбору и дозировке физических упражнений, на обучение правильному дыханию при их выполнении. Значительную помощь учителю в этом плане могут оказать включенные в урок элементы из так называемых нетрадиционных видов гимнастики, таких как дыхательная гимнастика, ушу, хатха-йога и др. Решая оздоровительные задачи, учитель должен обучать учащихся методам самоконтроля и оценки состояния здоровья.
Уроки гимнастики имеют большие возможности для решения
воспитательных задач, таких как дисциплинированность, внимательность, аккуратность, коллективизм, настойчивость в преодолении трудностей, эстетика движений и т. д. Оздоровительные и воспитательные задачи должны решаться в неразрывной связи с образовательными.
Уроки гимнастики в школе в зависимости от педагогических задач могут быть: вводные (в начале прохождения раздела), на которых учитель ставит задачи учебной работы, сообщает требования к учащимся, раскрывает содержание программного материала, может проверить уровень физической подготовленности и качество выполнения основных упражнений за предыдущий класс; уроки изучения нового материала; уроки повторения, направленные на закрепление и совершенствование ранее освоенных упражнений или комбинаций, они могут предшествовать контрольным, комбинированные (смешанные) уроки, сочетающие изучение, повторение и совершенствование ранее освоенных упражнений (имеют наибольшее распространение в школе).
Контрольные уроки проводятся либо после прохождения части раздела программного материала, либо в конце раздела гимнастики и направлены на выявление успеваемости и подготовленности учащихся. На таких уроках оценивается техника выполнения гимнастических упражнений или комбинаций. Контрольный урок, проводимый в конце раздела гимнастики, желательно организовывать в виде соревнований по гимнастике*-
studfile.net
Глава 15. Занятия гимнастикой в общеобразовательной школе
15Л. Урок гимнастики в школе
Основной формой организации занятий по гимнастике в школе являются уроки физической культуры с гимнастической направленностью. Наряду с этим гимнастические упражнения включаются в физкультурно-оздоровительные занятия в режиме дня (упражнения на больших переменах, физкультминутки, вводная гимнастика, игры и др.), в мероприятия по внеклассной работе по физическому воспитанию: физкультурно-спортивные праздники, внутришкольные и внешкольные спортивные соревнования, занятия в спортивных секциях. Основой для проведения каждой из перечисленных форм занятий являются требования, предъявляемые к уроку гимнастики.
15Лл. Основные задачи урока
На уроках гимнастики решаются многие оздоровительные, образовательные, воспитательные и прикладные задачи:
Укрепление здоровья занимающихся, содействие их физическому развитию, закаливание, формирование правильной осанки.
Обогащение занимающихся специальными знаниями в области гимнастики. Формирование гигиенических навыков, приучение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Обучение новым видам движений, обогащение занимающихся двигательным опытом. Формирование организаторских умений и навыков, обучение правилам общения с окружающими людьми.
Развитие способностей, необходимых для успешного овладения гимнастическими упражнениями различной сложности, бытовыми, профессиональными, военно-прикладными двигательными умениями и навыками.
339
4. Воспитание эстетических, волевых, нравственных качеств, прежде всего добросовестного, глубоко осознанного отношения к учебным и спортивным занятиям, к общественной работе, к труду, чувства товарищества, коллективизма, патриотизма.
Успешное решение перечисленных выше задач предусматривает всестороннее педагогическое воздействие на личность занимающихся в целом, на индивидуальные свойства, относящиеся ко всем ее подструктурам (биологически обусловленной, психике, опыту, направленности личности).
15.1.2. Общие требования к уроку
Урок гимнастики должен отвечать следующим дидактическим требованиям:
а) он должен иметь определенную учебную цель и частные за дачи;
б) на уроке соблюдается единство в решении оздоровитель ных, образовательных и воспитательных задач;
в) к каждому уроку подбираются специальные упражнения, методы обучения им, устанавливается дифференцированная нор ма нагрузки исходя из половых различий занимающихся, состоя ния их здоровья, уровня физической подготовленности, особен ностей психических и личностных свойств;
г) в ходе урока сочетаются коллективная и индивидуальная формы учебно-воспитательной работы учителя с занимающими ся, организуется взаимопомощь, обеспечивается безопасность выполнения упражнений;
д) урок должен быть хорошо продуман и организован, обеспе чена постоянная руководящая роль учителя.
Эти требования распространяются и на другие виды занятий физическими упражнениями: на школьный урок по другим спортивным дисциплинам; на занятия групп общей физической подготовки; на секционные занятия гимнастикой и другие внеурочные формы занятий.
Школьные уроки гимнастики по своим педагогическим задачам разделяются на: вводные уроки; уроки изучения нового материала; уроки совершенствования и повторения изученного; комбинированные (смешанные) уроки; контрольные уроки.
С вводных уроков начинается учебный процесс по гимнастике. На них учитель ставит задачи учебной работы, сообщает требования к учащимся, раскрывает содержание программного материала. С помощью доступных для учителя средств и методов (контрольные упражнения, бланковые, аппаратурные методы, наблюдение и др.), он может определить степень развития двигательных и психических способностей, необходимых для успешного овладения школьной программой по гимнастике: изучают-
ся личностные качества учеников, главным образом их отношение к занятиям гимнастикой и др. Без этих данных нельзя грамотно строить учебный процесс, возбудить у учеников интерес к занятиям.
На уроках изучения нового материала задачи ставятся более развернуто и могут носить поисковый характер, чтобы вызвать интерес и найти ответ на поставленный вопрос. Изучение нового материала сопровождается сообщением теоретических сведений, демонстрацией плакатов, пособий, видеофильмов и т.п. Моторная плотность на таких уроках невысокая.
Уроки совершенствования и повторения направлены на закрепление и совершенствование ранее освоенных упражнений, комбинаций. Они могут предшествовать контрольным урокам. На таких уроках широко используются творческие задания, задания с выбором и анализом действий друг друга. Эти уроки отличаются хорошей моторной плотностью.
Комбинированные {смешанные) уроки имеют наибольшее распространение в школе и сочетают изучение, повторение и совершенствование ранее освоенных упражнений.
Контрольные уроки проводятся в конце изучения темы или раздела программного материала, а также по окончании курса гимнастики и направлены на выявление успеваемости и подготовленности учащихся. На таких уроках оценивается техника выполнения гимнастических упражнений, комбинаций, осуществляется контроль за выполнением учебных нормативов и степенью развития двигательных, психических способностей. Контрольный урок, проводимый в конце изучения раздела гимнастики, можно организовать в виде соревнований.
С целью постепенной подготовки учеников к овладению сложными упражнениями или к большим физическим нагрузкам на каждом уроке предусмотрено решение вспомогательных и основных задач. Их решение достигается путем специального построения урока. Он состоит из трех взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных частей: а) подготовительной, б) основной и в) заключительной.
Такое деление урока вызвано необходимостью определенного периода врабатывания, или вхождения в работу всех органов и систем организма, заблаговременной подготовки психики занимающихся и соответствующего настроя их на активное и осознанное отношение к уроку. Это дает возможность педагогу предложить большую по объему и интенсивности физическую, а в ряде случаев и психологическую нагрузку, для того чтобы получить от урока наибольший положительный эффект. После такой нагрузки нужен определенный период времени для постепенного ее снижения до исходного или близкого к нему уровня. Интенсивность нагрузки определяют по пульсу.
340
341
studfile.net
Нужна ли гимнастика в школе?
Нужна ли гимнастика детям в школе?
Родиной гимнастики считается Греция,от греческого слова γυμναστική — голый, обнажённый один из наиболее популярных видов спорта и физической культуры.
К спортивным видам гимнастики относятся: спортивная, художественная, акробатическая, эстетическая, командная, аэробическая гимнастика. Мы с детьми 1-2 го класса работали именно с акробатической гимнастикой.
Гимнастика — используется для сохранения и укрепления здоровья, поддержания на высоком уровне физической и умственной работоспособности, общественной активности.
Спортивная гимнастика — один из древнейших видов спорта, включающий в себя соревнования на различных гимнастических снарядах, а также в вольных упражнениях и опорных прыжках.
. Гимнастика не только даёт определённые технические навыки, но и вырабатывает силу, гибкость, выносливость, чувство равновесия, координацию движений, что очень важно для развития организма ребенка.
Гимнастика позволяет подобрать упражнения, избирательно влияющие на развитие любых групп мышц, суставов, органов и их систем. Я проводила исследования в МБОУ СОШ №7 города железнодорожный с 1а и 2г классом.
На первом уроке физической культуры проводились различные комплексы физических упражнений, включая упражнения с предметами (с мячами, с длинной палкой и т.д.). Эти упражнения выполнялись в музыкальном сопровождении, тем самым повышалось настроение, эмоциональное состояние на протяжении всего дня. Дети с большим интересом спешат на эти занятия. Мы делили уроки на несколько этапов. 1 этап — это теория, (видеоролики, плакаты, рисунки) дети должны знать историю происхождения этого вида спорта и пользу которую приносит он. 2 этап это- практика. Дети познакомились с такими гимнастическими снарядами как: спортивный козел, брусья, гимнастические кольца. Прежде чем перейти к занятием на этих снарядах дети сначала изучили их визуально, узнали о технике выполнения упражнений на этих снарядах. Проведя технику безопасности дети вместе с учителем стали осваивать упражнения на этих снарядах. Я как учитель смотрела не только правильность выполнения упражнений но и интерес детей к ним. Я заметила, что детям очень нравиться выполнять задания которое дает учитель, дети стараются и не хотят уходить с урока даже после звонка. После всех уроков проводилась работа с классным руководителем, в результате которой выяснилось, что после таких уроков дети лучше работают, лучше идут на контакт, как с учителем, так и между собой, что у детей повысилась работоспособность, т.е. стали за урок выполнять больше заданий, чем обычно.
В процессе этой работы я как учитель не могла не обратить внимания на детей которым по медицинским показателем нельзя выполнять гимнастические упражнение. Что у детей не потерялся интерес к моему предмету мы с детьми работали теоретически. Детки 2- ого класса составляли кроссворды, небольшие доклады на тему гимнастика, помогали учителю в подготовке снаряда к работе. Подводя итоги нашей работы мы с детьми и родителями ответили на вопрос нужна ли гимнастика в школе? И ответ не заставил себя ждать. Гимнастика нужна детям хотя бы на уровне школьной программы т.к. дети сейчас мало подвижные, у многих плоскостопия и искривления позвоночника. С помощью гимнастики мы сможем улучшить физическое состояния детей. К этой статье прикреплены фотографии с урока, видеоролик, и рисунки детей.
infourok.ru
Гимнастика в школе на уроках физкультуры
Доклад по физическому воспитанию на тему:
«Гимнастика в школе на уроках физкультуры»
Содержание
1. Введение.
2. Структура урока.
3. Методы проведения подготовительной части урока:
а) назначение;
б) средства;
в) чередование упражнений;
г) методические приемы.
4. Методика проведения подготовительной части урока.
5. Основная часть урока:
а) назначение и средства;
б) чередование видов упражнений;
г) методические приемы.
6. Методика проведения основной части урока.
7. Методика проведения отдельных видов упражнений. Назначение заключительной части урока.
9. Заключение. Общие выводы.
10. Список литературы.
Гимнастика…
Гимнастка…
Совершенство…
Владение телом, трепетность души,
И красота струящегося жеста,
И элементов трудных виражи!
До вздоха все отточены движенья.
Сама – мила, прозрачна и легка;
Но сколько в ней упорства и стремленья,
И живости, и сил, и огонька!
Художницей рисуя на помосте
Узор витиеватый дивных поз,
Она собой являет тонкий мостик
Между реальным и страною грез.
Написана движением поэма –
В прекрасный мир распахнуто окно.
Гимнастика – религия и вера,
И, кажется, Гермес с ней заодно.
Введение
Опираясь на научные источники, анализируя опыт передовых современных учителей в области физического воспитания, я приобрела опыт работы и знания в области методики проведения занятий по гимнастике.
Работая в сельской школе, я поставила задачи добиться успехов в освоении больших двигательных навыков, развитию физических качеств, укреплению здоровья занимающихся. На уроках гимнастики многие занимающиеся усваивают более сложные элементы, чем предусмотрены программой. У детей не пропадает интерес к урокам физкультуры.
Большое внимание уделяется физической подготовке занимающихся, так как это необходимо для всей дальнейшей учебной деятельности. Использую всевозможные формы занятий физической культурой, но основной является форма урока.
Урок является главным звеном в области физического воспитания, так как он охватывает всех учащихся, а также учит культуре физического воспитания.
Наблюдение и анализ за опытными учителями в области физического
воспитания, в основном на уроках гимнастики, дают мне возможность сделать вывод:
1) необходимо глубоко изучить методику и терминологию гимнастики;
2) уметь использовать методические приемы, средства в проведении; урока;
3) уметь доступно объяснить, помогать и страховать на уроках гимнастики.
Учителю необходимо уметь оказать помощь и страховку обучающимся. Уметь доступно объяснить всеми средствами, а также показать наглядно на своем примере.
Эффективность урока гимнастики зависит от организации, методики проведения и подготовки обучающихся. Ссылаясь на научные источники в этой области, чтобы обеспечить успешное проведение урока гимнастики необходимо:
1) правильно поставить задачи всего учебного воспитательного процесса и каждого урока в отдельности;
2) уметь правильно подбирать средства и методы проведения урока;
3) уметь доступно объяснить упражнение, исправить ошибки, а также обеспечить профилактические мероприятия;
4) воспитать у занимающихся активность, организованность, дисциплинированность, взаимопомощь, настойчивость, трудолюбие, сознательность.
Работая с учениками на уроках гимнастики, я убедилась в том, что обладая методами, приемами и средствами гимнастики, все же этого недостаточно, чтобы все ученики успешно справлялись с поставленными задачами, а также овладевали большим количеством двигательных навыков. Для этого необходимо обучающимся иметь хорошую физическую и специальную подготовку в гимнастике. Под физической подготовкой я имею в виду силу, пресс, прыгучесть. К специальной подготовке я отношу гибкость, пластичность, правильную осанку в выполнении упражнений, чувство ритма, темпа, координацию, стиль выполнения гимнастических упражнений. Всего этого на уроке добиться трудно и нереально. Поэтому я использую любые возможности внеурочной формы работы с учениками.
Но главной формой является урок, где необходимо решить множество задач в подготовительной и основной части урока. Результат работы зависит, в какой последовательности решаются эти задачи.
Структура урока
Правильная структура урока обеспечивает:
1) достижение хороших результатов занятий при наименьшей затрате энергии и времени. В правильно построенном уроке занимающиеся развивают физические качества и приобретают двигательные навыки;
2) сохранение высокой работоспособности обучающихся в течение всего урока. Различные виды упражнений требуют от занимающихся различных по степени и по характеру напряжений. От того, как будут чередоваться упражнения, зависит успешное выполнение;
3) обеспечение благоприятных условий проведения занятий и гигиенические условия должны способствовать укреплению здоровья занимающихся.
Методы проведения подготовительной части урока
Для того, чтобы добиться вышеперечисленных пунктов я работаю на уроке так, чтобы поддерживать постоянную активность занимающихся, чтобы не снижался интерес и работоспособность во время занятий. Создаю на уроке благоприятный климат, слежу за чистотой в зале, за установкой снарядов и инвентаря, чтоб у детей не было страха в выполнении упражнений.
Гимнастика — это такой вид, где необходимо соблюдать порядок, дисциплинированность, чистоту и технику безопасности.
Как мы знаем, урок делится на три фазы.
В первой фазе обучающиеся подготавливаются к основной работе.
Большое внимание я уделяю подготовительной части урока, так как в этой фазе происходит врабатываемость, то есть подготовка организма к предстоящей деятельности.
Профессор А.Н. Крестовников писал: «Физиологической предпосылкой успешности совершения мышечной работы должна быть определенная степень возбудимости центральной нервной системы, что достигается в первую очередь разминкой…»
Задачи, которые решаются в этой части урока это:
1) подготовка центральной нервной системы и функций организма;
2) обеспечение готовности организма к действиям;
3) восстановление подвижности в суставах;
4) формирование умений выполнять двигательные действия (степень напряжения, направление, амплитуда, ритм, темп.)
Разминка в гимнастике отличается от других видов спорта своей манерой и назначением упражнений. Поэтому я иногда больше времени уделяю в подготовительной части урока, особенно в начале четверти. Настойчиво добиваюсь у занимающихся стиля выполнения гимнастических упражнений. В этой части урока, как правило, применяются упражнения умеренной интенсивности, и урок начинается с построения, строевых упражнений как рекомендуют учебные пособия. Я согласна с тем, что это необходимо, так как это дисциплинирует, организует занимающихся.
Большое внимание я уделяю ходьбе, особенно в младших классах, где формируется опорно-двигательный аппарат. Здесь использую большее количество и разновидностей ходьбы, обращая внимание на правильную осанку.
Бег — более интенсивная часть, где использую так же всевозможные разновидности бега, подскоков, танцевальных движений в гимнастической манере исполнения.
Общеразвивающие упражнения обеспечивают всестороннее воздействие на организм, поэтому подбор общеразвивающих упражнений зависит от специфики урока. С помощью этих упражнений обогащается двигательный опыт, школа исполнения движений. В подготовительную часть я включаю специальные упражнения у опоры. Это в основном махи ногами, наклоны пружинные движения. Я считаю, что эти упражнения необходимы для более успешного овладения основными задачами урока, так как в гимнастике много маховых движений, особенно ногами, а также упражнений на гибкость.
Методические приемы, используемые на уроке, направлены, чтобы обеспечить:
1) точность выполнения упражнений. Каждое упражнение формирует определенный двигательный навык, подготавливает мышцы к предстоящей работе. Если занимающиеся не выполняют точно упражнения, а учитель не добивается выполнения, то поставленные задачи не будут выполняться качественно. Поэтому, прилагаю усилия, объясняя и показывая, требуя выполнить правильно и точно;
2) согласованность выполнения упражнений. Согласованность выполнения способствует воспитанию ритма;
3) эффективность выполнения упражнений. Если занимающиеся выполняют все упражнения энергично, с большей амплитудой, то успешнее решаются задачи в подготовительной части урока;
4) самостоятельность выполнения упражнений.
5) Интерес занимающихся к выполнению упражнений.
В этой части урока интерес к упражнениям невысок, поэтому может снижаться точность и эффективность выполнения упражнений.
Поэтому необходимо поддерживать этот интерес, обращая внимание занимающихся на необходимость и эффективность выполнения.
Применяю метод рассказа, не показывая упражнения. Этот метод привлекает внимание, воспитывает самостоятельность. Метод показа без объяснения дети осваивают хуже, так как овладеть терминологией им сложнее.
На уроках постоянно работаю над тем, чтобы добиться точности и согласованности выполнения упражнений, оказываю помощь, показ веду зеркально и одновременно веду подсчет. При подсчете хорошо можно добиться точности, согласованности, чувства ритма. Надо уметь вести подсчет, одновременно делать исправление ошибок, сделать замечание как общее, так и индивидуальные и при этом не сбиться с подсчета. Если ошибки допущены большинством занимающихся, то прекращаю выполнение и обращаю внимание на ошибки. При проведении занятий постоянно выбираю себе место, чтоб ученики были все время на виду.
Проведя весь комплекс необходимых подготовительных упражнений, перехожу к основной части урока.
Методика проведения подготовительной части урока
Чтобы успешно решить вышеперечисленные требования к проведению урока в подготовительной части, я использую различные способы, чтобы создать представление об упражнении. Прежде всего показываю и рассказываю, оказываю помощь, исправляю ошибки, размещаю занимающихся удобно для выполнения упражнений. Больше внимания уделяю координации движений, так как ученики труднее овладевают этим качеством.
Применяю наглядные пособия, часто изображаю графически, чтобы облегчить освоение упражнений, повысить интерес к данному упражнению. Снимаю на видеокамеру, чтобы объяснить ошибки. Объясняя какой-либо элемент упражнения, стараюсь создать четкое представление о движении. Вместе с тем воспитываю сознательность и самостоятельность в овладении двигательными навыками, контролировать свои действия. Сознательность усвоения упражнений воспитывает активность и интерес к занятиям.
Основная часть урока
В основной части урока решаю задачи развития волевых и физических качеств занимающихся, формирования необходимых и специальных двигательных навыков.
Так как в основном упражнения выполняются на снарядах, а также надо соблюдать безопасность, плотность урока снижается, особенно когда идет обучение упражнений.
Для большей плотности урока, создаю условия, используя все имеющиеся средства, инвентарь, выбираю соответствующую организационно – методическую форму. Для этой цели использую прикладную гимнастику, упражнения на силу, гибкость, прыжки и др… Эти упражнения можно проводить с большей моторной плотностью.
Занимающиеся на занятиях гимнастикой приобретают большое количество разнообразных умений и навыков (лазание, перелезание, прыжков, акробатических упражнений, упражнений на снарядах, упражнений общей физической подготовленности). Поэтому необходимо правильно чередовать на уроке различные виды упражнений. Например, только висовые или только упорные снаряды не должны следовать друг за другом, не следует чрезмерно повторять упражнения, так как это приводит к снижению работоспособности.
Самая главная задача это создать правильное, четкое представление данного упражнения. Если занимающиеся понимают заданное упражнение, его действия становятся осмысленными и проявляют большую активность и интерес к занятиям. Занимающиеся добиваются больших успехов. Упражнение должно быть доступным для каждого занимающегося Непосильное упражнение может привести к возникновению грубых ошибок и далее к травмам. Поэтому необходимо знать индивидуальные способности каждого. После разучивания элемента я добиваюсь от учеников качества выполнения упражнения. Для этого нужно, необходимое количество повторений. Чем оно будет больше, тем результат будет лучше. Если занимающийся будет ощущать результат своих усилий, то и не будет теряться интерес к занятиям.
Занимаясь физическими упражнениями, прежде всего, необходимо следить за безопасностью упражнения, не допускать травм во время проведения занятий.
Виды упражнений
Правильное чередование упражнений один из факторов повышения работоспособности занимающихся. В начале основной части урока осваиваю с учениками новые упражнения. Использую подходящие подводящие упражнения. Затем предлагаю выполнить новый элемент, оказывая помощь и страховку. Обеспечивая надежную страховку и помощь занимающиеся, активно участвуют в овладении новыми элементами. В других видах предлагаю ученикам знакомые упражнения. Из освоенных элементов составляю небольшие комбинации из ранее изученных элементов. Ученики с большим интересом выполняют их.
Слежу за тем, чтобы занимающимся не надоедало выполнять многократные повторения одних и тех же упражнений. Использую для большего интереса связки для соединения нескольких элементов или предлагаю выполнить элемент, разнообразив его.
Чтобы ученики, имели четкое представление о новом упражнении , объясняю и показываю подробно этот элемент, уделяя внимание на более трудные участки элемента. Если есть возможность, использую рисунки по фазам. Обращаю внимание занимающихся какие могут быть ошибки и как их избежать. Когда занимающиеся понимают и осмысленно представляют, они с большим интересом выполняют эти упражнения.
Не все занимающиеся имеют одинаковые способности, а также физическую подготовленность, поэтому предлагаю индивидуально доступные упражнения. Для тех, кто успешно и быстро овладевает техникой, предлагаю элементы более сложные, а также комбинации из нескольких элементов. Затем обращаю внимание на качество выполнения, добиваюсь выполнения упражнения в гимнастическом стиле.
Чтобы усвоить качественно упражнение необходимо оптимальное количество повторений данного упражнения. Приобретается практика и вырабатывается хороший навык.
Одна из главных задач для меня — это создать безопасность при выполнении упражнений. Когда ученики это чувствуют, они уверенней выполняют и не боятся. Надежная безопасность позволяет добиться больших успехов.
Метод проведения
При обучении гимнастическим упражнениям в основном пользуюсь целостным и расчлененным методом. Если элемент не сложный или не требуется его учить по частям, я пользуюсь целостным методом. В других случаях освоение данного упражнения обучаю по частям, а затем соединяю все. Обучение двигательным навыкам подразделяется на три фазы, которые взаимосвязаны между собой:
1) создание предварительного представления об упражнении;
2) разучивание упражнения;
3) закрепление и совершенствование двигательного навыка.
1. Создание предварительного представления об упражнении.
Чтобы занимающиеся имели четкое представление о движении, показываю упражнение на терминологическом языке, если есть возможность ,показываю технику выполнения, объясняю, формирую правильное представление о движении. Затем предлагаю выполнить и осмысленно представить упражнение, показываю на наглядных пособиях.
С помощью всех этих приемов у занимающихся создается предварительное представление об изученном элементе. При объяснении раскрываю содержание упражнения, объясняю ученикам, как нужно сделать и почему так нужно поступить. Объяснив главные детали постепенно выполняя, делаю по ходу дополнительные пояснения. Если допущены ошибки, обращаю на это внимание занимающихся. Если ученики не понимают допущенных ошибок или слабо выполняют, стараюсь показать несколько раз на собственном примере. Когда занимающиеся выполняют упражнение с наименьшим количеством ошибок в начале разучивания, тем быстрее формируется навык.
2. В процессе разучивания упражнений обучающийся получает четкие двигательные представления, ему необходимо уточнить представление и почувствовать все действия. При разучивании упражнения оказываю помощь проводкой в основном в начальной фазе обучения.
3. Каждая фаза двигательного действия требует перемены взаиморасположения отдельных звеньев тела, новых усилий, а все действия ритма.
Главный компонент техники – ритм движения.
Чаще всего занимающиеся не справляются с этим компонентом, поэтому необходимо помочь ученику, подсказать или прикоснуться рукой и направить в нужный ритм.
Чтобы повысить качество выполнения упражнения я оцениваю действия, сравнивая попытки, предлагаю выполнить еще на более высоком уровне.
Слежу за выполнением, за ошибками и сразу стараюсь подсказать ошибку, чтобы ее устранить.
Там, где обучающиеся занимаются самостоятельно ставлю на страховку одного из учеников. Сама наблюдаю за выполнением и страховкой.
Вместе с тем занимающиеся привыкают к самостоятельности и оказании взаимопомощи. Там, где обучающиеся самостоятельно занимаются, я подготавливаю место занятий, обкладываю матами снаряд.
Методика проведения отдельных видов упражнений
Упражнения, применяемые в основной части урока делятся на три группы:
1) упражнения на гимнастических снарядах, прыжки, акробатические упражнения, лазание;
2) вольные упражнения;
3) упражнения физической подготовки.
Упражнения на гимнастических снарядах. Занимающихся на снаряде надо разместить так, чтобы им было удобно следить за выполнением и ничего не отвлекало их.
Перед выполнением основного упражнения можно провести дополнительную специальную разминку. Приступая к разучиванию, объясняю, показываю, а затем предлагаю попробовать сделать попытки.
При выполнении упражнений на снарядах моторная плотность невысокая, поэтому необходимо сокращать интервалы между попытками.
Если занимающиеся приступают к совершенствованию упражнений, то занятие начинается с их выполнения.
При разучивании вольных упражнений показываю и одновременно предлагаю занимающимся проделать вместе со мной.
Вначале показываю спиной к занимающимся. Затем предлагаю сделать самостоятельно. Исправляю ошибки допущенные учениками.
Упражнения физической подготовки. Уровень физической подготовки занимающихся неодинаковый, поэтому дозировку и темп определяю индивидуально. Помогаю более слабым справиться с этим, слежу за выполнением. Некоторые занимающиеся не понимают значение и выполняют недобросовестно упражнения общей физической подготовки, я веду контроль за выполнением, требую точного выполнения. Постоянно объясняю важность этих упражнений.
Назначение заключительной части урока
Содержание заключительной части зависит от содержания предыдущих частей урока.
Обычно в этой части применяются:
1) упражнения ходьбы, умеренного бега, упражнения на расслабление;
2) отвлекающие упражнения: на внимание, спокойные игры;
3) упражнения, способствующие выполнению эмоционального состояния занимающихся: игры, эстафеты и др.
К сожалению, на заключительную часть отводится минимум времени и зачастую не хватает возможности полноценно провести перечисленные пункты, но необходимо употреблять некоторые виды упражнений соответственно возрасту обучающихся. Важно подвести итоги урока, дать индивидуальное домашнее задание для учащихся.
Заключение
В последнее время появилось много разнообразных форм проведения уроков по физкультуре. К сожалению, качество уроков не улучшилось, возможно, интерес учащихся к новым формам проявляется, но если часто пользоваться такими формами, то интерес к таким занятиям также может пропасть. При умелом использовании всего арсенала методически грамотный педагог, активно применяя методические приемы, может превратить свои уроки из скучных в увлекательные, интересные занятия.
Основной формой является учебный урок, на уроках физической культуры решаются задачи учебно-воспитательного комплекса, а также обеспечивается высокий уровень физической образованности, накапливается двигательный опыт, приобретаются умение и навыки, развиваются многие физические качества.
Параллельно воспитываются волевые качества, трудолюбие, дисциплинированность, решительность, взаимопомощь, самостоятельность.
Используя накопленный опыт работы, в физическом воспитании, изучая современные прогрессивные методы и формы занятий по физическому воспитанию, я сделала вывод, что работая в сельской школе, где проявляется большой интерес к урокам физкультуры, творчески подходить к занятиям, методически грамотно проводить уроки, можно добиться:
1) высокой работоспособности обучающихся;
2) накопить большой опыт двигательных действий;
3) укрепить здоровье обучающихся;
4) развить необходимые качества;
5) овладеть мастерством в исполнении упражнений.
Ученики нашей школы выступают на районных соревнованиях в большинстве видах школьной спартакиады.
Список литературы
1. Физическая культура в школе №7, 1984г.
2. Физическая культура в школе. №1, 1994г.
3. Физическая культура в школе. №8, 1986г.
4. Физическая культура в школе. №2, 1993г.
5. Зотов Ю.Б. Организация современного урока, Просвещение М 1990 г
6. Укран М.Л. Методика обучения гимнастическим упражнениям. М., 1986г.
7. Брыкин А.М. Гимнастика. М., 1971г.
8. Штелин А.М. Гимнастика. М.,1984г.
9. Физкультура в школе. №8, 1990г.
10. Физическая культура в школе. №3, 1989г.
11. Интернет ресурсы, средства массовой информации.
infourok.ru
ТОП 10: |
⇐ ПредыдущаяСтр 36 из 43Следующая ⇒ ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ, РЕШАЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ ГИМНАСТИКОЙ В ШКОЛЕ В системе средств физического воспитания в школе одно из основных мест принадлежит гимнастике. Гимнастические упражнения входят в содержание всех основных форм занятий физической культурой в школе. Они являются важнейшей частью содержания уроков физической культуры, воспитательно-оздоровительных мероприятий в режиме школьного дня, внеклассной работы, спортивно-оздоровительных праздников и соревнований, массовых спортивно-гимнастических выступлений, вечеров художественной самодеятельности и т. п. Занятия гимнастикой в школе направлены на содействие гармоничному формированию растущего организма, укрепление здоровья и повышение работоспособности учащегося, овладение им важнейшими двигательными навыками и умениями, а также новыми видами движений, развитие физических качеств, овладение нормативами комплекса ГТО. Кроме этого, занятия гимнастикой направлены на воспитание у учащихся привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом, смелости, настойчивости, дисциплинированности, чувства дружбы и товарищества, навыков гигиены и культурного поведения. Реализация этих задач осуществляется путем целенаправленного использования всех форм занятий гимнастикой и каждого занятия в отдельности. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ ГИМНАСТИКОЙ В МЛАДШИХ, СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССАХ Гимнастика в школьной программе по физической культуре.Содержание занятий гимнастикой в школе определяется Государственной программой по физической культуре. Гимнастика составляет один из основных разделов этой программы, и ее учебный материал распределен по годам обучения с учетом возрастньк возможностей, физической подготовленности, половых различий и состояния здоровья школьников. Программой для учащихся 1—4-х классов предусмотрены теоретические сведения, сообщаемые в процессе практических занятий, о двигательном режиме школьника, закаливании, о правильной осанке, рациональном дыхании привыполнении упражнений, требования гигиены при уходе за телом и одеждой. В практическую часть программы для учащихся этого возраста включены простейшие виды построений и перестроений, размыканий, поворотов, передвижений в строю, а также выполнение отдельных строевых команд, относительно большой круг ОРУ без предмета и с предметами, специальные упражнения для формирования правильной осанки. Отводится большое место упражнениям в ходьбе, беге, танцевальным шагам, различным видам прыжков и метаний, лазаний и перелезаний, а также акробатическим упражнениям и упражнениям в равновесии. Необходимо отметить, что уже на уроках с учащимися 2-х и 3-х классов вводится элементарная снарядовая гимнастика (бревно, гимнастическая скамейка), которая расширяется и усложняется в 4-м классе, где такие снаряды, как конь, козел, брусья, низкая перекладина, бревно и др., используются для выполнения сравнительно более сложных гимнастических упражнений. Учащиеся этого возраста должны овладеть пятью гимнастическими упражнениями комплекса ГТО первой и второй ступени. Программой предусматривается контроль за степенью овладения практическим материалом. Он производится периодически оценкой качества конкретных двигательных навыков: уметь выполнять основные движения руками, ногами, туловищем, уметь выполнять перекат, уметь лазать по гимнастической скамейке, бревну и т. п. Для учащихся среднего и старшего школьного возраста программой также предусматриваются теоретические сведения по гимнастике в форме кратких бесед в процессе практических занятий. В 5—9-х классах эти беседы затрагивают такие вопросы, как особенности дыхания при выполнении упражнений, правила безопасности выполнения упражнений, одежда и обувь при занятиях физическими упражнениями, правила при самостоятельном выполнении упражнений, страховка и помощь, первая помощь при травмах, требования гигиены при занятиях физическими упражнениями и т. п. В старших классах тематика таких специальных бесед по гимнастике направлена на подготовку учащихся как помощников учителю по физической культуре для проведения упражнений основной гимнастики во внеурочных формах занятий с детьми младшего школьного возраста. Практический материал по гимнастике для учащихся 5— 9-х классов включает в себя навыки и умения строевых и ОРУ спредметами и без предметов, комплексы утренней гимнастики, лазанье, висы и упоры, акробатические упражнения, опорный прыжок, упражнения художественной гимнастики, атакже элементы современных и национальных танцев.
10* Навыки и умения распределены в программе по принципу усложнения от младшей возрастной группы к старшей. Причем для учащихся 5-го класса как для мальчиков, так и для девочек, предлагаются одинаковые упражнения на всех видах занятий. Но уже для учащихся 6-го и всех последующих классов для мальчиков и девочек предлагаются различные (неодинаковые) упражнения в висах и упорах, а для учащихся 7-го класса — также различные акробатические упражнения и опорный прыжок. Упражнения художественной гимнастики находят свое отражение в учебном материале начиная с 5-го класса. Это в основном упражнения с короткой скакалкой, различные виды танцевальных шагов, прыжков, поворотов и равновесий, рекомендуемых как для девочек, так и для мальчиков. Однако уже в учебном материале для учащихся 8-х и 9-х классов упражнения с предметами и без предметов приобретают более определенную направленность и специфику художественной гимнастики и предлагаются только для девочек (за исключением упражнений со скакалкой). Практический материал по гимнастике содержится также в разделе самостоятельных занятий учащихся всех классов и включает навыки и умения выполнения и проведения различных видов гимнастических упражнений. Гимнастические нормативы комплекса ГТО являются частью учебного материала. Практический материал по гимнастике для учащихся каждого класса завершается учебными нормативами, включающими в себя в зависимости от возраста от 3 до 5 гимнастических видов: лазанье, подтягивание, поднимание ног в висе и туловища из положения лежа на спине, отжимание на руках в упоре, угол в упоре, подъем силой или переворотом в упор. В возрасте 10 лет наряду с выполнением строевых и ОРУ, а также отработкой техники упражнений на снарядах (упражнения в висах и упорах) программой предусматривается дальнейшее совершенствование двигательных качеств учащихся: силы, ловкости и др. При этом учащиеся 5-х классов должны овладеть такими навыками, как подъем и переноска различных грузов, подтягивание в висе, лазанье по канату в три приема, вскок в упор присев на козла и соскок прогнувшись, а также рядом несложных акробатических упражнений и упражнений в равновесии. Учащиеся должны овладеть прыжками с вращением скакалки вперед и назад, упражнениями утренней гигиенической гимнастики с предметами и без предметов и т. п. Для учащихся 6-х классов предусматриваются различные упражнения на отдельных снарядах для мальчиков и девочек. Для мальчиков это несложные соединения из 2—3 элементов на брусьях (размахивания в упоре, сед ноги врозь, из седа на правом бедре соскок с поворотом кругом) и низкой перекладине (махом одной и толчком другой подъем переворотом и махом назад соскок с поворотом на 90°). Для девочек — элементы и соединения начальной подготовки на брусьях разной высоты (подъем переворотом на нижнюю жердь с опорой ногами о верхнюю жердь; вис, вис лежа, вис присев, размахивания изгибами; из упора на нижней жерди махом назад соскок с поворотом на 90°). Однако на других видах занятий гимнастикой, в том числе в опорном прыжке, акробатике и бревне, программой предусматривается изучение одинаковых элементов для мальчиков и девочек. Программный материал по гимнастике для учащихся 7-го класса значительно усложняется по всем видам занятий. В то же время продолжается дальнейшая дифференциация упражнений для мальчиков и девочек. Так, если парные ОРУ и так называемые упражнения без предметов, упражнения со скакалкой, упражнения на бревне, элементы современного танца предлагаются всем учащимся, то ОРУ с гантелями 1—2 кг и упражнения на перекладине рекомендуются только для мальчиков, а упражнения на брусьях, опорный прыжок и акробатические упражнения четко разделяются на два вида: упражнения для мальчиков и упражнения для девочек. В этом возрасте учащиеся должны хорошо овладеть учебными нормами и освоить гимнастические упражнения комплекса ГТО. Отличительной особенностью гимнастических упражнений программы учащихся 8—9-х классов является их направленность на подготовку и завершение средней ступени гимнастического образования школьника. Нормативные требования в этот период подводят итог 9-летней работы по гимнастике. Однако наряду с совершенствованием физических качеств, а также ранее изученных движений, которые учащиеся должны выполнять в усложненных условиях, им предлагается овладеть и новыми видами движений (упражнения с м (чом, некоторые способы лазанья, элементы на снарядах и т. п.). В соответствии с этим учащиеся должны овладеть относительно несложными видами строевых и ОРУ, упражнениями со скакалкой, элементами современного танца, различными способами лазанья, акробатическими упражнениями и опорными прыжками, а также упражнениями на других снарядах. В то же время программа акцентирует внимание на четком разделении гимнастических упражнений по полу учащихся. Так, мальчикам предлагаются ОРУ с гантелями, лазанье по канату на скорость, упражнения на перекладине и брусьях, акробатические упражнения, опорные прыжки, упражнения с гимнастической скакалкой, элементы современных танцев, элементы единоборства. Упражнения для девочек включают в себя ОРУ, лазанье в висе и смешанном висе, упражнения на брусьях разной высоты и бревне, опорные прыжки, акробатические и танцевальные упражнения, упражнения художественной гимнастики с предметом (мяч) и без предмета. Практические зачетные требования для учащихся 8—9-х классов состоят в умении самостоятельно выполнять упражнения, направленные на развитие скоростной силы, выносливости, гибкости и других физических качеств, а также в овладении учебными нормативами и нормативами комплекса ГТО ступени «Спортивная смена». Особенностью программы по гимнастике для учащихся старших классов является разделение ее на два самостоятельных вида (для девушек, для юношей), предусматривающее проведение урока (уроков) в каждом классе двумя учителями. Программный материал как для девушек, так и для юношей направлен на их общую физическую подготовку, на последовательное изучение и совершенствование отдельных элементов на снарядах, сведение этих элементов в комбинации и выполнение в виде самостоятельных упражнений на оценку. Девушкам предлагаются упражнения классического четырехборья (опорный прыжок, брусья, бревно, акробатические упражнения), юношам — на пяти видах: перекладине, брусьях, акробатике, опорном прыжке, лазанье. Элементы и соединения художественной гимнастики, предлагаемые девушкам этого возраста (упражнения с лентой, обручем, без предмета, танцевальные соединения и т. п.), нацелены на воспитание эстетических качеств: музыкальности, чувства темпа, ритма — посредством соединения движений с музыкой. Практические зачетные требования для учащихся 10—11-х классов состоят в умении совершенствовать свою общую физическую подготовку, в умении проводить упражнения общей физической подготовки для младших школьников, в овладении учебными нормами, а также нормативами комплекса ГТО ступени «Сила и мужество». Методика занятий гимнастикой в младших, средних и старших классах. Знания, умения и навыки в гимнастике, которыми должны овладеть учащиеся, по годам обучения изложены в программе по физической культуре. Но следует помнить, что существует целый ряд важных, полезных и нужных упражнений, которые не указаны в программе, но которые целесообразно включать в уроки гимнастики. В то же время эффективность обучения и воспитания определяется не столько самими упражнениями, сколько методикой их применения и организацией учебно-воспитательной работы. В связи с этим очень важно, чтобы подбор средств и методов и организация занятий осуществлялись в строгом соответствии с возрастными анатомо-физиологическими особенностями и физическими возможностями школьников разного возраста. Основной формой занятий гимнастикой в школе является урок. Из всех типов (вводный, контрольный и т. п.) уроков на практике отдается предпочтение смешанному типу, в котором сочетается изучение новых упражнений с повторением и закреплением ранее изученных. Не следует увлекаться отработкой гимнастического стиля при освоении того или иного упражнения. Каждый учитель должен стремиться к высокой плотности уроков гимнастики, использовать снаряды массового типа, должен четко представлять, в какой степени используемые им средства и методы способствуют решению образовательных, оздоровительных и воспитательных задач, какие навыки и умения получат и закрепят ученики, насколько эффективно будут использованы упражнения для совершенствования физических и морально-волевых качеств. Предметом постоянной заботы учителя является систематическое совершенствование у учащихся физических качеств. Это важно и потому, что чем лучше развиты физические качества, тем быстрее и лучше происходит овладение движением. Младший школьный возраст (6—9 лет) соответствует обучению детей в 1—4-х классах. В этот период организм ребенка продолжает интенсивно расти и разиваться с примерно равномерным приростом тотальных размеров тела. Мальчики и девочки растут почти одинаково. Трубчатые кости скелета приобретают строение, свойственное взрослым, однакоГокостенение еще не завершено.. Позвоночник с не установившимися еще характерными изгибами сохраняет очень большую гибкость за счет эластичности и относительно большой высоты межпозвоночных дисков и [податлив к искривлению. Мускулатура развивается интенсивно, однако в целом мышечная система развита еще слабо и прибавка в силе незначительная. Мышцы вследствие большой эластичности неспособны к большим напряжениям, но податливы к растягиванию.) Быстрее развиваются крупные мышцы (нижних конечностей, Туловища, плечевого пояса и т. п.). Отстают в развитии мелкие мышцы рук. Происходит ускоренное развитие двигательного анализатора. Вегетативные системы отстают в своем развитии от-4)ыстро прогрессирующей способности к управлению движениями.’Деятельность сердца еще неустойчива из-за несовершенства регуляторных механизмов, однако сердце в этом возрасте способно сравнительно легко приспособиться к различным режимам работы и относительно быстро восстановить свою работоспособность. Все большую силу и устойчивость приобретает регулирующий тормозной контроль коры головного мозга над произвольными действиями и эмоциональными реакциями. Способность к запоминанию и двигательные возможности быстро растут вплоть до 11—12 лет, а затем темп их разития замедляется. \ Младший школьный возраст самый благоприятный для закладывания фундамента основных двигательных навыков и физических качеств^уЭтот возраст считают лучшим, поскольку все показатели физических способностей обнаруживают высокие нормы прироста. В особенности это относится к быстроте, ловкости, гибкости, некоторым видам выносливости. Дети этого возраста проявляют живой интерес к физическим упражнениям, хорошую готовность к обучению, активность и желание заниматься. В этот период знакомые формы движений заметно улучшаются, а многие новые приобретаются и закрепляются часто даже без инструктажа, а нередко сразу же после нескольких попыток и исправлений в грубой форме (игровые навыки, вело и т. п.). Вместе с тем двигательные навыки формируются не так быстро, как в возрасте 11—13 лет, и удачные попытки бывают реже, чем неудачные. Поэтому изучаемое упражнение следует повторять не менее 6—8 раз в каждом занятии по 2—3 попытки в одном подходе. Наряду с формированием основных двигательных навыков следует уделять достаточное внимание отработке и мелких движений, требующих большой точности, так как в этом возрасте они представляют определенную трудность. | У детей младшего школьного возраста необходимо развивать всефизические качества^(в плане общей физической подготовки). {^Решающий фактор в тренировке быстроты — высокая интенсивность движений. Используя различные средства гимнастики (ОРУ, игры, бег), следует предлагать учащимся выполнять упражнения с определенной скоростью, постепенно повышая ее и стре-
мясь к максимуму^ Однако это должно проходить в полном соответствии с уровнем освоения техники движений, чтобы предупредить явления судорожного напряжения. («Основной задачей воспитания ловкости должно быть овладение новьшйГмНПГО’Образньши движениями А Это расширяет базу, на которой могут образоваться новые координационные связи. Учащийся должен непрерывно осваивать более или менее новые навыки. (ТЕсли в течение долгого времени запас движений не пополняется, способность к обучению снижается J Упражнения для развития ловкости должны отличаться известной степенью трудности в координационно-двигательном отношении. ГЦля развития этого качества как способности быстро перестраивать двигательные действия особенно пригодны подвижные игры и эстафеты^ соответствующие данному возрасту. Г Гибкость — это способность выполнять движения с большой., амплитудой. В практике мерой гибкости служат известные стандарты (наклон вперед, шпагат, мост и др.)Л которыми и следует пользоваться для контроля. Развитие гибкости следует начинать осторожно уже в младшем школьном возрасте, и не только потому, что в этот период мышцы особенно податливы к растягиванию, но и потому, чтобы предупредить связанное с возрастом сокращение подвижности в суставах, особенно заметное в 13—14 лет. Недостаточно развитая гибкость является причиной невозможности приобрести определенные двигательные навыки, задержки в развитии других качеств (сила, быстрота, ловкость), снижения качества управления движениями и т. п.(Гибкость улучшается под влиянием специальных упражнений. Следует также помнить, что большая гибкость позвоночника, сочетающаяся с недостаточно или неравномерно (асимметрично) развитой мускулатурой, делает его податливым к искривлению. Все это требует, чтобы упражнения для развития гибкости сочетались с упражнениями для. развития силыД Упражнения для развития силы в этом возрасте следует предлагать в плане общей физической подготовки. Это требует тщательно и глубоко продуманной подготовки к каждому занятию с использованием специальной литературы. Развитие этого качества в данный период требует особой осторожности. Объем упражнений должен быть небольшим, выполняться упражнения должны в пределах малой и средней интенсивности, в сочетании с другими упражнениями (например, с упражнениями на гибкость), после соответствующей предварительной подготовки учащихся. ГНедопустима большая интенсивность выполнения упражнений на силу, поскольку пассивные структуры двигательного аппарата еще недостаточно крепки и частые максимальные раздражители могут причинить повреждения. Детям младшего школьного возраста свойственно подражание, поэтсму точный показ и имитация наиболее эффективны. При обучении следует пользоваться и рассказом, но он должен быть лаконичным и образным.] Дети особенно быстро утомляются при однообразной деятельности. В связи с этим необходимо своевременно изменять содержание и характер занятий. Для сохранения высокого уровня работоспособности перерывы между упражнениями должны быть частыми, но непродолжительными. Длительное бездействие снижает интерес к занятиям и отрицательно сказывается на результатах обучения. Короткие перерывы между упражнениями оправданы и физиологически, так как утомление у детей данного возраста быстро проходит. В этом возрасте сравнительно быстро возникают условнорефлекторные связи на естественные целостные действия. Поэтому, чем конкретнее двигательная задача, тем успешнее она выполняется. Дети младшего школьного возраста склонны к играм и фантазированию, поэтому [игровой метод обучения особенно продуктивен. Игровым методом шшнТП)ТГуч1Гть и всем прикладным упражнениям и несложным (для этого возраста) специальным спортивным движениям, а также совершенствовать все основные двигательные качества,] Эффективность этого метода находится в прямой зависимости от соответствующих данному возрасту средств и тщательной и продуманной подготовки учителя к каждому занятию. ‘Следует использовать и фронтальный, и групповой, и поточный способы, позволяющие сохранять высокую плотность урока. Различия физического развития между мальчиками и девочками в этом возрасте несущественны, поэтому различия в содержании упражнений и методике обучения практически отсутствуют.^ \ Средний школьный возраст (10—14 лет) совпадает у мальчиков с началом, а у девочек с первой половиной периода полового созревания, когда организм претерпевает глубокие морфологические и функциональные изменения. В этот период наблюдается усиленный рост тела в длину, интенсивное нарастание мышечной массы! и значительное увеличение годичных прибавок веса тела. Важная особенность подросткового периода состоит в том, что(девочки развиваются быстрее между 11—13 годами, как правило, перегоняют мальчиков по всем показателям физического развития, i Наиболее быстрый темп роста тела в длину у девочек между 12—^ годами, а у мальчиков между 13—14 годами. Увеличение длины тела происходит в основном за счет роста нижних конечностей.’Наибольший темп прироста в весе у девочек в возрасте 11—12 лет, а у мальчиков — между 13—14 годами Л .Увеличивается и мышечная масса, но сила мышц нарастает неравномерно. Незначительная прибавка в силе в возрасте 10—11 лет заметно увеличивается в период с 12 до 15 лет. Причем у мальчиков в этот период сила нарастает гораздо быстрее, чем у девочек.\С возраста 13—14 лет показатели, характеризующие относительную силу мышц девочек, начинают заметно отставать от соответствующих показателей мальчиков^ что свидетельствует о возрастающей с каждым годом разнице в силе между мальчиками и девочками. Снижение относительной силы у [девочек] приводит к тому, что 1после 13—14 лет] имГгрудно даются упражнения, связанные с преодолением веса собственного тела (подъемы, переходы из упора в вис\и т. п.). Особенно это проявляется у девочек с недостаточной физической подготовкой. Поэтому в занятиях с девочками этого возраста необходимо строго дозировать подобные упражнения, не снижая требовательности к общей физической подготовке. Мышечная сила в значительной степени определяет двигательные способности в гимнастике. В связи с этим в подростковом возрасте особенно необходимо развивать это качество в плане общей физической подготовки, а к концу возрастного периода применять на занятиях и специальные упражнения начальной силовой подготовки. Особенности развития нервно-мышечного аппарата способствуют развитию быстроты движений. ГВыстрота мышечных сокращений в этом возрасте достигает максимума. Поэтому считается целесообразным в этом возрасте развивать быстроту, динамическую силу, ловкость. Не следует забывать и о систематическом совершенствовании гибкости как у девочек, так и у мальчиков (в особенности в плечевых и тазобедренных суставах)л] поскольку в 13—14 лет наблюдается сокращение подвижности в суставах, связанное с уплотнением самой мышечной ткани, увеличением массы сухожилий, тоническим сопротивлением мышц растягиванию и другими при-чинамиГПозвоночник в этом возрасте сохраняет еще большую гибкость, а характерные изгибы его, определяющие осанку, продолжают формироваться. Именно в этом возрасте наблюдается большое количество нарушений осанки (сколиоз, сутулость)! Следует иметь в виду, что многие гимнастические упражнения (в том числе и упражнения школьной программы), развивая преимущественно мышцы, участвующие в сгибании туловища, способствуют развитию сутулости. Поэтому! на уроках гимнастики следует уделять особое внимание воспитанию правильной осанки.] Дети подросткового возраста способны активно преодолевать охранительное торможение и продолжать работу, несмотря на развивающееся утомление. Это, а также способность подростка переоценивать свои силы следует помнить на уроках гимнастики. Считается, что в этом возрасте ритмичная, а также скоростная работа более благоприятна для сердечно-сосудистой системы, чем частая смена ритма, темпа движений и работа на выносливость. В среднем школьном возрасте баланс возбудительного и тормозного процессов еще легко нарушается. Отмечается повышенная возбудимость и, как следствие этого, быстрая утомляемость, раздражительность, несдержанность, наблюдается временное ухудшение координации движений (к концу подросткового периода координация движений улучшается), а также замедление развития способности к запоминанию движений. Причем у девочек это замедление более выражено. Вместе с тем процесс запоминания движений приобретает все более аналитический характер. Подростковый возраст нельзя рассматривать только как критический возраст и период сплошных ограничений, поскольку все физические показатели обнаруживают непрерывно повышающийся уровень результатов. В этот период двигательный анализатор как комплексный орган управления движениями достигает своего полного развития. Вследствие этого возможны, как правило, хорошие результаты в различных движениях, и серьезных нарушений в двигательном развитии не отмечается. Отмечаемое специалистами (некоторое нарушение координационных способностей, гармонии движений и отчасти ловкости связано с периодом полового созревания и, как правило, кратковременно. В этот период педагогически правильно временно ограничить обучение новым сложным формам движений и вместо этого заняться улучшением и закреплением уже освоенных двигательных навыков, а также общей физической подготовкой J В этот период подростки нуждаются в чутком, терпеливом и умном педагогическом и психологическом руководстве, и временные трудности будут преодолены. Для учителя должно быть ясным, что неуравновешенные и с двигательными отклонениями подростки особенно нуждаются в успехах и связанных с ними положительных эмоциях./Следовательно, в подростковом возрасте методика занятий гимнастикой должна быть построена с учетом возрастных, половых и, что очень важно, индивидуальных особенностей учащихся. В начальном периоде этого возраста (10—11 лет), показ как метод обучения занимает еще ведущее место, но поскольку учащиеся способны понимать характерные особенности движений и отдельные детали упражнений, следует применять краткие и точные объясне-ния^При занятиях гимнастикой в этом возрасте руководствуются в основном такими же методическими положениями, как и при занятиях с учащимися 6—9 лет. В возрасте 12—14 лет занятия гимнастикой акцентируются на всесторонней физической подготовке учащихся. При обучении детей 12—14 лет могут быть использованы известные методические приемы и методы: показ, рассказ, целостный, расчлененный, подводящие упражнения!и т. п.ГПри обучении сложным гимнастическим упражнениям! важнейшая роль принадлежитГрасчлененному методу^ так как при этом облегчаются условия разучивания основных двигательных действий. Из методических приемов следует указать на важное значение физической помощи, используемой при обучении в этом возрасте. Следует также отметить, что [девочки в этом возрасте имеют склонность к танцевальным движениям. Это необходимо учитывать при планировании занятий гимнастикой^ ГСтарший школьный возраст (15—17 лет). В этом возрасте продолжается равномерное развитие и рост организма. Причем юноши растут быстрее и опережают девушек по всем показателям физического развития. Развитие костного аппарата и мышечной системы у юношей достигает такого уровня, что они способны выдерживать большие напряжения, выполнять силовые упражнения, требующие значительных мышечных усилий. У девушек прирост этих показателей выражен гораздо скромнее Более того, у них наблюдается снижение относительной силы мышц рук и плечевого пояса. В этот период для девушек, в особенности с недостаточной физической подготовкой, наиболее трудными являются гимнастические упражнения, связанные с переходами из виса в упор и из упора в вис, подтягивания, лазаньщи т. п. В связи с этим у девушек нередко в этот период появляется неуверенность в своих силах и возможностях и, как следствие этого, снижение двигательной активности и
потеря интереса к занятиям гимнастикой. В это время девушки особенно нуждаются в умном, тактичном и мягком индивидуальном подходе, в чутком педагогическом руководствеГПри обучении наиболее трудным упражнениям в это время следует преимущественно пользоваться расчлененным методом, отрабатывать упражнение по частям в облегченных условиях, с помощью]и т. п., направляя методику на создание уверенности в возможности выполнить упражнение. При отказе от выполнения следует переключиться на уже изученные, хорошо выполняемые упражнения или другие виды гимнастики. ГСтарший школьный возраст совпадает с окончанием периода полового созревания, когда половые и индивидуальные функциональные различия учащихся достигают своего максимума. Продолжающееся развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем обеспечивает повышение функциональных возможностей организма. Это создает хорошие предпосылки для развития высокой работоспособности и выносливости.[Физическая работоспособность старших школьников становится близкой к работоспособности взрослых. Однако (функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем у девушек значительно ниже, чем у юношей. Поэтому при занятиях гимнастикой с девушками нагрузка на выносливость должна быть значительно меньшей по объему, и нарастать она должна более постепенно, чем при занятиях с юношами. В старшем школьном возрасте завершается формирование центральной нервной системы. Процессы возбуждения и торможения приобретают большую подвижность и лучшую уравновешенность^ Умственное развитие достигает очень высокого уровня. Поведение характеризует сознательная критическая установка и стремление к выработке собственного суждения. (Занятия гимнастикой в этот период направлены на завершение общего физического развития. При планировании занятий по гимнастике следует учитывать, что в этом возрасте хорошо тренируются такие качества, как сила, скоростная сила, ловкость, выносливость.^ Совершенствование быстроты по сравнению с названными качествами несколько затруднено. Характер уроков, по существу, должен быть близким к тренировочному, поскольку и совершенствование физических качеств в этом возрасте, и трудность упражнений (примерно равная IIIразряду программы «Б» спортивной классификации) требуют такой формы организации занятий. [ Занятия гимнастикой юношей и девушек 1 существенно различаются и| проводятся раздельно. Юношам необходимо в совершенстве овладеть прикладными двигательными навыками (полоса препятствий, метания на дальность, лазанья, подтягивания и т. п.), а также выполнить упражнения пяти гимнастических видов: на перекладине, брусьях, акробатику, опорный прыжок и лазанье. Физические качества необходимо совершенствовать на каждом уроке. Девушки овладевают упражнениями гимнастического четырехборья (прыжок, брусья, бревно, акробатика) и совершенствуют общую физическую подготовку (ловкость, выносливость, силу, быстроту, прыгучесть) с акцентом на специальных упражнениях для мышц рук, плечевого пояса и брюшного пресса. Значительную часть программного материала по гимнастике для девушек занимают упражнения художественной гимнастики и элементы танцам Склонность девушек старшего школьного возраста к этим упражнениям общеизвестна, поэтому воспитанию эстетических качеств, соединению движений художественной гимнастики и танца с музыкой следует уделять большое внимание на каждом уроке. Высокий уровень умственного развития старшеклассников дает возможность применять в процессе обучения все известные методы, из которых метод слова занимает ведущее место. Это обстоятельство, а также выраженная потребность к достижению результатов, проявляющаяся в этом возрасте, требуют индивидуализации процесса обучения. Программа по гимнастике для учащихся ПТУ существенно не отличается от программы учащихся старших классов общеобразовательной школы. Поэтому особенности методики проведения занятий гимнастикой с учащимися старших классов следует учитывать и в занятиях с учащимися ПТУ. |
infopedia.su