Тренер мечты
1. Он сам занимался/занимается тем видом спорта, которому обучает. Не обязательно чемпион. Но обязательно с соревновательным опытом. Знаю примеры заслуженных чемпионов, которые не могут объяснить как добиться результата. Они привыкли, что за них об этом думал их тренер. Хороший спортсмен и хороший тренер — две разные компетенции. Но и тренер по любому виду спорта без соревновательного опыта — как минимум, не убедителен.
2. Он всегда может объяснить, зачем мы делаем то или иное упражнение, почему именно так, почему именно сегодня и т. п. Это не значит, что он должен каждый раз это объяснять — слишком долго и трудоёмко. Но он должен в любой момент быть готовым ответить на ваши вопросы.
3. Он знает анатомию и физиологию, понимает, какие процессы происходят в организме при нагрузке, восстановлении, травмах, болезни. Он может грамотно объяснить, почему и когда надо делать упор в питании на белки, когда на углеводы, чем отличаются простые от сложных и т. п. Причём чем дольше вы занимаетесь, тем глубже и сложнее будут ваши вопросы, и речь будет уже о МПК, ПАНО, FTP и т. д.
4. Он учился и постоянно учится новым методикам, новым подходам. Мир меняется очень быстро, появляются новые исследования, новые возможности, и хороший тренер должен постоянно тратить своё время и свои деньги (или деньги работодателя) на собственное обучение.
5. Он должен быть искренне мотивирован вашими результатами, а не количеством проведённых тренировок/ полученных денег. Эта разница чувствуется довольно быстро. Никто не отменял коммерческий интерес — просто этот интерес должен быть долгосрочным и не единственным.
6. В продолжение предыдущего пункта — он не должен гнаться за деньгами (=количеством учеников) в ущерб качеству. Должен держать высокую планку и набирать ровно столько подопечных, сколько сможет качественно и без халтуры готовить. При этом цена его услуг должна определяться их качеством и спросом, законы рынка никто не отменял.
7. …и ещё в дополнение к предыдущему — не должен зарабатывать на косвенных поводах. Например, на рекомендациях конкретного магазина/производителя/товара, получая за это комиссию. Это тоже рано или поздно становится явным и очень снижает уровень доверия. При этом хороший тренер должен быть в состоянии проконсультировать и дать рекомендации по обмундированию, форме, экипировке, необходимой технике, ориентироваться во всех новинках и ценах.
8. Для него в первую очередь должно быть важно ваше здоровье и отсутствие травм, и только во вторую — результаты. Я здесь говорю про тренеров для спортсменов-любителей. Конечно, при подготовке профессионалов подход более жесткий — должен быть естественный отсев — травмировался, не выдерживаешь, не тянешь — до свидания. Остаются лучшие, из которых делаем чемпионов. Но я про другую историю.
9. Хороший тренер — хороший психолог. К каждому надо найти подход. Как почувствовать грань между требовательностью и моральной поддержкой — я не знаю. Меня много лет поражает мой тренер, которого некоторые мои знакомые считают слишком жестким. Он действительно никогда (по крайней мере, со мной — возможно, к кому-то у него другой подход 🙂 не позволит распускать слюни и давить на жалость. Но иногда вдруг, когда уже находишься почти на грани терпения и мотивации, он похвалит, и его сухое «молодец» действует волшебным образом, вырастают крылья и хочется добиваться ещё большего. Как он этот момент чувствует — правда не понимаю. Кстати, мне кажется, что этот пункт точно от Бога — или есть, или нет.
10. Он никогда не переходит тонкую грань тренер-ученик и друг-друг в том, что касается тренировочного процесса. Не обсуждает других тренеров и других своих учеников. За много лет тренировок мой тренер ни разу не сказал ни про одного из своих коллег — он плохой. Наоборот — да. Например, «Маша — отличный тренер по плаванию, рекомендую к ней походить», но никогда — «N. — плохой тренер, учит фигне и вообще лох». То же самое про учеников. Никаких сплетен, никакой негативной информации. Я это очень ценю. Я знаю, что даже если я сделаю что-то не так, он никому об этом не скажет. Это создаёт огромный уровень доверия.
11. Может показать все на личном примере. Не надо это делать всегда — это дорого и неэффективно. Но иногда вместе побегать, проехать на велосипеде, проплыть всю тренировку в бассейне (а не только с бортика давать указания), постоять «в парах» на ринге, проехать на мотике по треку и т. п. — бесценно!
12. Использует современные возможности, оборудование и т. п., но никогда этим не злоупотребляет. Например, мой тренер записывал на видео мой бег и плавание и сравнивал в специальной программе все движения с чемпионами, а позже и с моими результатами через пару месяцев. Но как дополнение, а не как основной инструмент.
13. Честно говорит, что достижимо, что нет. Причём с четкими параметрами. Например, «в этом году мы сможем пробежать марафон за 3 часа, но для этого ты должен заниматься столько-то месяцев по столько-то часов в неделю. А вот за 2.45 за год подготовки не пробежим никак».
14. Быть примером во всем. Если тренер говорит, например, что пить алкоголь спортсмену нельзя, а сам бухает, оправдывая это тем, что «я своё отработал» — это не комильфо.
15. Быть ответственным за взятые на себя обязательства, быть терпеливым, выслушивая «чайниковские» вопросы, быть готовым отвечать на звонки, письма, смс невзирая на время суток, праздничные дни и т. д.
16. Всегда смотреть вперёд, а не назад. Думать про будущее, не ругать за прошлое. Если что-то сделал не так — сказать и забыть, не концентрироваться на промахах и неудачах.
17. Делать тренировки интересными. Да, это тоже элемент мотивации. Надо менять упражнения, менять цели, менять обстановку — очень тяжело из месяца в месяц делать одно и то же.
18. Все вместе это означает — быть грамотным и неравнодушным.
Что нужно ученику? Тоже немало, но в контексте данного поста — найти своего тренера, верить ему (а не слушать кучу дурацких советов вокруг) и выполнять его требования. Только тогда получится хороший результат. Или искать другого тренера…
То, что я написал — это некий собирательных образ, и для меня полностью всем этим требованиям отвечает только один человек — Александр Жуков
Но я очень благодарен многим другим тренерам, которые были и есть в моей жизни, и которых я считаю Тренерами с большой буквы — Борис Синицин, Маша Медведева, Александр Московка и многие другие. Спасибо вам!
Идеальный тренер.Взаимопонимание
7
(СЛ.1 Идеальный тренер.Взаимопонимание)18.6. Социально-психологические особенности взаимопонимания тренеров со спортсменами
Многое в складывании взаимоотношений между спортсменом и тренером зависит от поведения самого тренера, от понимания психологии спортсменов, от стиля руководства. Дело в том, что представления о качествах «идеального тренера» расходятся у тренера и спортсменов. Первые акцентируют внимание прежде всего на (СЛ.2)деловых и профессиональных своих качествах (эрудиция, требовательность, строгость, умение находить оптимальные пути для решения трудных ситуаций). Чуткость, отзывчивость, общительность, доброжелательность тоже отмечаются тренерами, но им не придается решающего значения. Спортсмены же (особенно юные и женщины), наоборот, выдвигают эти качества на первое место. Вначале они смотрят, «какой он человек», а потом уже обращают внимание на то, как он тренирует.
Расхождение позиций по отношению к результатам учебно-тренировочной деятельности приводит к тому, что требовательность тренера расценивается спортсменами как придирчивость, настойчивость же учеников расценивается тренерами как упрямство.
Ученик открыт для тренера во всех слабостях, тренер должен быть открыт в том, что дает ученику силу.
В. Радзиевский
Понимание спортсменами профессиональных задач воспитания и обучения приходит вместе с ростом их самосознания.
Как выявлено (Сов.) И. Н. Решетень и М. И. Фроловой (О деятельности тренера по руководству спортивной командой // Теория и практика физической культуры, 1975. № 11. С. 20-23)
Корреспондент. Как распределяются в сборной функции главного тренера и его помощников?
(СЛ.4) Трефилов Евгений Васильевич (главный тренер сборной женской команды России по гандболу). Я считаю, если первый тренер игроку «откручивает голову», то второй должен в сторонке ее потихоньку привинтить. А если и я начинаю «душить», и второй тоже, то игрок просто не знает, куда бежать. Особенно если ты его родословную до восьмого колена вспоминаешь. Ведь игроку-то душу отвести не с кем.
Спорт-экспресс. 2007.26 декабря. С. 8
А. А. Лалаян (Психологические особенности профессии учителя физического воспитания и тренера. Ереван: Айстан, 1975) выявил, что с точки зрения спортсменов для тренировочного процесса важны такие качества тренера, как требовательность, внимательность и заботливость, трудолюбие. В условиях соревнований, как считают спортсмены, желательны такие качества тренера, как хладнокровие, сопереживание спортсмену (эмпатия), умение настраивать на победу. Вне спорта спортсмены отмечают
Однако юным спортсменам, делающим первые шаги в своей спортивной карьере, трудно судить о том, насколько их тренер профессионально грамотен. Они в первую очередь дают оценку тренеру как личности: добрый он или злой, любит ли он детей, может ли он пошутить или всегда строг, обладает ли он соответствующей культурой общения и поведения. Характерно, что отношение к первому тренеру не меняется у спортсменов на протяжении многих последующих лет.
Важно и понимание тренером спортсменов. Оно предполагает умение тренера проникнуть во внутренний мир спортсменов, найти нужную форму обращения к ними. Взаимопонимание тренеров с учениками обусловливает их социально-психологическую совместимость.
Непонимание тренером учеников ведет к обостренным негативным взаимоотношениям между ними. Неслучайно опрос 150 тренеров ДЮСШ показал, что многие из них (56%) наибольшей сложностью в своей деятельности считают налаживание взаимоотношений с воспитанниками {Прохорова М. В. Особенности коммуникативной деятельности тренера ДЮСШ: Автореф. дис. … канд. наук. М., 1974).
Осложняются взаимоотношения из-за неуважения, предвзятого мнения тренера о спортсмене, недостаточного внимания к нему и его нуждам, невыдержанности и грубости тренера, официальности тона, повышенных интонаций в разговоре, изменчивости в настроении тренера и т. д.
(СЛ.5)Пример (выдержки из книги) Тренер, ставящий перед собой задачу добиться успеха, должен быть в состоянии выдержать тяготы временной непопулярности в период напряженных тренировок и отказаться от шуток и дурачества ради серьезных и длительных успехов в предстоящих соревнованиях. Если окажется, что тренер, стремящийся к достижению успеха, работает с командой, члены которой ориентированы главным образом на установление хороших дружеских отношений, ему следует быть готовым к возможным огорчениям и необходимости замены ряда спортсменов с выраженной межличностной ориентацией на игроков, чьи установки более соответствуют его собственным. Если же у игроков большая потребность в достижении успеха, а тренер ориентирован на межличностные отношения, то ему придется быть готовым к появлению известной враждебности и критики со стороны спортсменов.
Кретти Б. Дж. Психология в современном спорте. М.: ФиС, 1978. С. 181-182
Анализ зависимости роста спортивных результатов от межличностных отношений «тренер—спортсмен», проведенный Ю. А. Коломейцевым (Исследование влияния межличностных отношений на эффективность спортивной деятельности: Автореф. дис. … канд. наук. Тарту, 1974), показал, что отношение тренера к личностным и спортивным качествам спортсменов влияет только на количество их отчислений из группы.
Отношение спортсменов к тренеру играет роль в росте спортивных результатов, так как влияет на отношение спортсменов к тренировочному процессу. Поэтому имеется положительная связь между отношением к тренеру и такими качествами спортсменов, как дисциплинированность, настойчивость, старательность, исполнительность.
(СЛ.6) Иногда работой пресыщаешься, она перестает быть любимой и становится невыносимой. А тот, кто заставляет тебя работать, делается таким же невыносимым. Поэтому будь я хоть золотой — я никогда не заставлю всех себя полюбить. Так что разногласия случаются.
Совместимость тренера и спортсмена и типологические особенности свойств нервной системы и личности. Исследования показали, что в совместимости тренера с тем или иным спортсменом большую роль играют типологические особенности свойств нервной системы, имеющиеся у того и другого.
Ю. А. Коломейцев опросил тренеров, с кем из их учеников они работают с удовольствием, кто понимает их с «полуслова» и с кем им работать трудно. Разделив спортсменов в соответствии с этим на две группы, психолог измерил у них и их тренеров подвижность/инертность нервных процессов
У тренеров с сильной нервной системой, по данным В. А. Толочека (Стили деятельности: модель стилей с изменчивыми условиями деятельности. М., 1992), чаще достигали успеха юные ученики с такой же типологической особенностью, а у тренеров со слабой нервной системой чаще добивались высоких результатов юные спортсмены со слабой нервной системой (в пропорции 2:1 и даже 3:1).
Опрос заслуженных тренеров страны показал: у наставников с сильной нервной системой преобладали выдающиеся ученики тоже с сильной нервной системой, у тренеров со слабой нервной системой по преимуществу в подопечных были выдающиеся ученики со слабой нервной системой.
Причем первые тренеры предпочитали атакующий стиль, и он же был у большинства их известных учеников, а вторые тренеры предпочитали контратакующий стиль, который предпочитали и большинство их учеников (тоже имевших слабую нервную систему).
(СЛ.7)Тренерам можно рекомендовать не только не избегать, а, наоборот, стремиться получить квалифицированное профессиональное мнение (по данным интервью и тестирования) о своих психологических особенностях. Такая информация поможет тренеру в работе.
1. Он сможет выявить спортсменов в своей команде, с которыми ему легко или трудно работать, установить взаимопонимание. При прочих равных качествах (а это бывает довольно редко) спортсменов, похожих по своим личностным особенностям на тренера, ему будет легче понять, тогда как с теми, кто отличается от него, возможны затруднения в общении и взаимодействии.
(СЛ.8) 2. Спортсменов, чьи личностные особенности не совпадают с особенностями их тренера, можно прямо или косвенно прикрепить к другому тренеру этой команды (если их несколько) либо направить к тренеру другой команды для консультации и индивидуальной помощи.
3. К работе со спортсменами, особенно в индивидуальных видах спорта и в ответственные периоды соревнований, можно привлекать тренеров с различными личностными, характеристиками. Например, спокойный тренер будет с большим желанием работать с фигуристами на тренировке и при подготовке к выступлениям в обязательной программе («школа»), тогда как динамичный, эмоциональный и инициативный тренер с большей отдачей будет работать с фигуристами, которые готовятся к выступлениям с произвольной программой.
Кретти Б. Дж. Психология в современном спорте. М.: ФиС, 1978. С. 93
Таким образом, совпадение типологических особенностей свойств нервной системы у тренера и его учеников очевидно облегчает передачу тренером своего опыта по принципу «делай как я».
Однако совпадение тренера и спортсмена по личностным особенностям, как показано Ю. А. Коломейцевым, вовсе не обязательно: некоторые особенности у них совпадают (добросовестность, обязательность, чувство долга, независимость суждений), но больше тех особенностей, которые не совпадают. Спортсмены из группы, с которыми тренеру работать легко, отличаются от тренера практичностью и реалистичностью, больше полагаются на себя. Очевидно, что эти особенности не могут не импонировать тренеру и вызывают его позитивное отношение к спортсменам.
С другой стороны, между спортсменами второй группы (с которыми тренеру работать трудно) и их тренером по личностным характеристикам обнаружилось много сходства. Но это были свойства, не способствующие успешному взаимодействию. У них были отмечены независимость, упрямство, агрессивность, желание руководствоваться собственными правилами поведения. В этих случаях спортсмены часто переходят к другим тренерам.
Однако не только несовместимость может быть причиной ухода спортсмена к другому тренеру. Причины могут быть разными, не только субъективными, но и объективными, вызванными необходимостью дальнейшего роста спортсмена. Многие тренеры сами передают своих учеников более опытным мастерам, понимая, что их собственный профессиональный уровень не обеспечит успеха. В других случаях решение о переходе к другому тренеру принимает спортсмен, и тут возможны обиды тренеров: «Ведь я вложил в него столько сил, а он меня предал». Важно в этой ситуации, чтобы спортсмен объяснил тренеру причины своего ухода, смог убедить, что дело не в том, что его тренер хуже другого: просто для прогресса нужны новые подходы, методы тренировки, которыми в совершенстве владеет другой тренер. Важно, чтобы спортсмен сохранил теплые чувства к своему первому наставнику.
Личность идеального тренера
В конце 60-х годов в Англии была предпринята попытка изучить личность идеального тренера, работающего с пловцами. С помощью 16 PF теста испытуемым предлагалась построить профиль личности тренера, который обладал бы самыми желательными для них личностными чертами. Когда результаты опроса спортсменов и тренеров сравнили между собой, то они оказались очень схожими по таким чертам личности, как общительность, эмоциональная устойчивость, а также доминирование, реалистичность, неуверенность, напряженность, воображение и др. Таким образом, оценки личности идеального тренера у спортсменов и у тренеров совпали. По их мнению, это должен быть открытый, общительный и эмоционально устойчивый человек, способный, когда это нужно, управлять спортсменом и контролировать соревновательную ситуацию. Более того, у такого тренера должен быть достаточно высокий интеллект, развиты чувство реальности, практичность и уверенность в себе. Одновременно это должен быть человек, склонный к новаторству, предприимчивый, самостоятельный, предпочитающий сам принимать ответственные решения. Спортсмены считали, что тренер должен быть человеком, на которого можно положиться в сложных соревновательных ситуациях и который (по мнению самих тренеров) может организовать и контролировать деятельность спортсменов.
Однако Хендри обнаружил интересные различия при сравнении действительных личностных профилей высококвалифицированных тренеров по плаванию с идеальными профилями, построенными по их собственным представлениям и представлениям их воспитанников. Совпадения между реальными и построенными профилями были незначительными. Стало очевидным, что самооценки тренеров и их представления об идеальном тренере различались достаточно существенно.
Только по двум факторам – доминирование и готовность принять новое – не было обнаружено достоверных различий. По другим качествам между идеальной ролью, которую тренеры, по их собственному представлению, должны играть, и действительными личностными особенностями были выявлены существенные различия.
В другом исследовании Хендри обнаружил, что такая же тенденция была присуща и пловцам. Следовательно, можно предложить, что в данном случае желаемое расходится с действительностью. Хотя тренеры и спортсмены знают, что в жизни тренеры по своим эмоциональным и интеллектуальным качествам не являются образцами, все же и те и другие предъявляют к ним высокие требования.
Продолжая свое исследование, Хендри задался целью выяснить, какую роль играют определенные и уникальные черты личности или их совокупность. С помощью теста Кэттелла были обследованы две группы тренеров – «успешных» и «неуспешных». Различий в их личностных особенностях обнаружить не удалось. Однако, поскольку тестирование проводилось во время чемпионата, то Хендри признает, что определение этих двух категорий – «успешных» и «неуспешных» – не было достаточно обоснованным.
Другие исследователи, напротив, считают, что все же существует определенное сочетание личностных качеств, которые характерны для многих успешно работающих тренеров. Так, Огилви указывает на то, что профессиональные тренеры обладают твердым характером, достаточно устойчивы к стрессу, связанному с общением с журналистами, болельщиками, а также к реакциям на их работу с командой. Для тренеров, работающих с национальными и сборными командами, по данным того же Огилви, характерны эмоциональная зрелость, независимость, а также твердость и реалистичность взглядов. Они не склонны показывать озабоченность и умеют владеть собой. Кроме того, Огилви и Татко обнаружили также, что тренеры как представители определенной группы имеют высокие показатели по шкале авторитарности.
Анализируя сказанное, нужно подчеркнуть, что представления об идеальном тренере существуют как у спортсменов, так и у тренеров. Однако успех тренерской работы в значительной степени зависит от того, как строит он свои отношения со спортсменами и командой и как преподносит свои знания. По мнению Хендри, способность тренера выполнять роль, которой ожидают от него спортсмены, в сочетании с его профессиональными знаниями, может, по-видимому, компенсировать некоторые его недостатки.
Мифы об идеальном теле и каким должен быть хороший персональный тренер
Спорт активно ворвался в современную жизнь. Все больше людей записываются в фитнес-клубы с одной целью – накачать пресс, набрать мышечную массу, прокачать ягоды, в общем, сделать свое тело идеальным. Но для того, чтобы получить желаемый результат, без помощи персонального тренера не обойтись.
Идеального гуру спорта найти не так-то и просто. Ведь многие тренеры имеют хорошо сложенную фигуру и красивую внешность, но при этом не могут найти ответы на элементарные вопросы.
В этом материале редакция estet-portal.com разоблачает основные мифы о персональном тренере и подскажет Вам, как же найти хорошего наставника.
1. Миф № 1: Если персональный тренер мускулистый, значит он профессионал
2. Миф №2: Чем лучше внешний вид клиента, тем умнее тренер
3. Идеальный персональный тренер: каким же он должен быть
Миф № 1: Если персональный тренер мускулистый, значит он профессионал
Многие парни и девушки при поиске персонального тренера особое внимание уделяют самым сильным, накачанным и рельефным специалистам или же стройным девушкам с плоским животом.
Ведь они не только показывают, как нужно тренироваться, но и дают полезные советы, касающиеся упражнений и питания. Но зачастую, такие тренеры хороши внешне, но самого важного они-то и не знают.
Даже самые выдающиеся атлеты не становятся хорошими тренерами: многие чемпионы нередко испытывают неудачу в тренерской карьере.
Чтобы помочь спортсмену реализовать свой потенциал, нужны не так физические качества, как интеллектуально-технические стороны. Хороший персональный тренер должен глубоко понимать технические аспекты того или иного вида спорта и понятным языком объяснить атлету самое нужное.
Даже если наставник не является выдающимся атлетом, он просто хорошо накачанный и засушенный, это не говорит о том, что он стал таким, обладая глубокими знаниями в своей сфере. Здесь огромную роль сыграла сильная мотивация.
Безусловно, как профессиональные тренеры, так и любители, хорошо показывают, как делать то или иное упражнение, демонстрируют образцовую дисциплину и подпитывают эмоционально.
Но далеко не всегда они хорошо разбираются в физиологии и биомеханике, интересуются в последних исследованиях и могут составить индивидуальные программы для разных людей и с разными целями.
Подписывайтесь на нас в Instagram.
Миф №2: Чем лучше внешний вид клиента, тем умнее тренер
Многие думают, что персональный тренер может за 1-2 тренировки в неделю преобразить своего клиента до неузнаваемости. Но это миф.
Львиная часть посетителей фитнес-клубов – это люди, которые занимаются «для себя», то есть для того, чтобы улучшить внешний вид своего тела, укрепить здоровье, получить удовольствие, а не бить рекорды в жиме штанги, качании пресса или в еще чем-нибудь. При этом мало кто меняет свое питание.
Если тренер-фанат фитнеса не понимает такого бессмысленного, на их взгляд, времяпровождения, то хороший специалист, наоборот, поддержит это.
Идеальный персональный тренер: каким же он должен быть
Если персональный тренер умеет завлекать, вдохновлять клиента и поддерживает интерес к регулярным тренировкам – это, конечно же, хорошо.
Но настоящий гуру фитнеса должен не просто знать множество различных упражнений и мастерски выполнять их, но и понимать две важные вещи:
• какие упражнения максимально подходят для достижения той или иной цели определенного клиента и как поставить их в тренировочную программу;
• какие упражнения не подходят конкретному клиенту по возрасту, телосложению и прочим факторам.
Настоящий тренер должен уметь индивидуально подбирать движения, которые максимально подходят клиенту.
Для того, чтобы понять, к какому персональному тренеру записаться, давайте с Вами рассмотрим 3 категории этих специалистов:
• 1-я категория – эта группа считается самой многочисленной. В нее обычно входят те, кто имеет сертификат, подтверждающий квалификацию, полученный «для корочки».
Эти специалисты зачастую черпают необходимую информацию из фитнес-блогов, журналов, книг и самих профессионалов. Они ищут новые и модные тренировки, чтобы казаться продвинутыми перед глазами посетителей фитнес-клубов;
• 2-я категория – в эту группу входят уже более серьезные тренеры, которые не жалеют времени и денег на свое образование. Они постоянно проходят обучающие курсы, но не просто так, а проявляя в обучении огромный интерес.
Также они покупают книги и следят за выходом новинок, узнают о последних исследованиях. Вкладывая свои силы, время и ресурсы, они становятся настоящими экспертами, которым под силу правильно подобрать программу тренировок;
• 3-я категория – самая редкая группа, в которую входят те тренеры, которые не просто интересуются повышением профессиональной квалификации, но и одержимы тем, чем они занимаются. Они никогда не перестают развиваться: в свободное время читают научную литературу, посещают лекции и семинары, анализируют исследования и так далее. Для них спорт – это дело всей жизни.
Но, к сожалению, такие тренеры – настоящая редкость. И если Вы среди многих нашли такого, не упускайте его из виду.
Тренеры 3-й категории менее накачаны, чем просто любители фитнеса из 1 группы. Это объясняется тем, что все свое время они тратят не на пампинг и подсчет калорий, а на постоянное обучение и применение своих знаний на практике. Именно такие наставники могут разработать специально для Вас эффективную программу.
Далеко не каждый, кто тренирует людей в фитнес-клубе, может стать настоящим гуру своего дела. Ведь для того, чтобы прослыть профессионалом, одного желания недостаточно. Необходимо постоянно обучаться, развивать свои навыки и доводить свое мастерство до совершенства.
Даже если у тренера за спиной много лет работы, это не значит, что он сможет Вам помочь в достижении той или иной цели, будь то накачать руки, ноги, ягодицы или набрать оптимальную мышечную массу. Поэтому ищите и Вы обязательно найдете хорошего персонального наставника.
Опасные состояния или 5 «ЗОЖных» способов убить себя
Вам может быть интересно: Упражнения для пресса.
Как найти своего тренера? | Фитнес
Взглядом на этот вопрос «изнутри» делится Виктория Петухова, тренер клуба World Class Город
Столиц.
Однажды мой клиент мне признался: «Вика, я никогда не думал, что моим тренером может быть девушка». А другая клиентка добавила: «Я хожу в фитнес уже более трех лет и потому, что надо. Только сейчас, с тобой, я хочу тренироваться».
Здорово, подумала я. Для тренера это лучшая награда, когда твои ученики начинают любить спорт и достигают в нем определенных целей. Но тут же задумалась, почему некоторые клиенты остаются у нас, а некоторые уходят или меняют тренера?
Как у каждого психолога есть свой терапевт, так и у каждого тренера есть свой тренер. Моя спортивная карьера была многогранна. Я занималась танцами, борьбой, тяжелой атлетикой и пробовала другие виды спорта. Среди моих учителей былии женщины, и мужчины. У них был разный социальный статус и возраст, телосложение и форма.
Тогда я не задумывалась, почему к одному тренеру я бегу, а к другому неспешно иду или вовсе пытаюсь отклониться от тренировки. Сейчас понимаю, что лучшая стратегия, которая заставляет меня действовать и бежать на тренировку, — это личное отношение тренера ко мне. Поймать меня на слабо, вызвать чувство азарта, но сделать это с верой в мои силы и с любовью ко мне.
Мой идеальный тренер — человек, который должен услышать и увидеть меня, понять, как на меня воздействовать, какие методы и средства применить. Он может быть неидеального телосложения и не гуру теории, но он должен слышать меня и работать со мной, а не по шаблону методички.
Сейчас я сама работаю тренером и на деле знаю, как важен персональный подход к каждому человеку. Есть те, с кем нужно быть строгой и четкой. Есть другие, кто ждет принятия и любви. Каждый ученик индивидуален и интересен по-своему.
Выбрать своего тренера непросто, но можно. Для этого попробуйте сначала определиться со своей целью. Это может быть набор мышечной массы, похудение, танцы или единоборства. Спросите на рецепции клуба или сайте каталог с тренерами, ориентируясь, например, на профессиональные навыки или личную симпатию. Если тренер ведет групповые классы, загляните к нему на урок.
При выборе персонального тренера обратите внимание на такие качества, как:
1. Высшее образование и курсы повышения мастерства. Сейчас фитнес-индустрия очень популярна, что приводит к появлению «тренеров», прошедших всего лишь двухнедельный курс.
2. Личный опыт. Наличие разряда м.с. по легкой атлетике говорит об огромном багаже опыта функционального тренинга, а также о владении всевозможными беговыми техниками. Тренер–хореограф поможет «услышать» музыку и поставить номерили танец. Если цель — набрать мышечную массу, глупо идти к тренеру танцевальных направлений.
3. Личные качества, внимание и уважение к ученику. Тренер не должен отвлекаться от клиента и сидеть в телефоне.
- Внешность или знания?
Углубляясь в тематику, я провела опрос в Instagram: на что вы обращаете вниманиепри выборе тренера? 90% подписчиков указали внешность, далее следовали отзывы, образование и прочее.
Разумно ли это? Возможно, да. Хороший тренер должен быть образцом для своих клиентов. «Тренера надо уважать, без этого ничего не выйдет»,— комментирует моя клиентка. Но не стоит забывать об образовании, ему не обойтись без знания педагогики и психологии, умения найти подход к каждому и выбрать для него подходящую схему тренировки. Он должен быть эмоционально устойчивым, максимально вежливым и при этом способным добиться авторитетности у своих клиентов.
Подводя итоги, хочется сказать, что главное в выборе тренера — это то, с каким настроением вы идете на тренировку. Помните: тренер не сделает за вас тренировку и не похудеет. Работа «тренер — клиент» — это всегда работа в пропорции 50/50!
Персональный тренинг. Каким должен быть ваш тренер
Год назад я написала статью «Как сбросить 25 кг и иметь безупречное тело в 40 лет«. Это история моей подруги Анны Брюхановой, которая смогла улучшить свое здоровье, изменив образ жизни, в первую очередь через занятия силовыми тренировками. Теперь Аня — мой персональный советчик в вопросах физической активности и — часто — питания. Сегодня я хочу поделиться ее рекомендациями о персональном тренинге. Вот что Аня советует тем, кто хочет заниматься с индивидуальным тренером:
«Все написанное ниже — мое личное мнение, основанное на 7-летнем опыте регулярного посещения фитнес-клуба, как минимум 6 лет из этих 7 я занимаюсь с персональным тренером 3 раза в неделю и дважды самостоятельно. Кроме того, я, безусловно, наблюдаю за тем, как работают другие тренеры в моем клубе и слежу за прогрессом их клиентов.
Если вы только начали заниматься и вы серьезно нацелены на результат, то да, вам нужен тренер, хотя бы на первое время. Найти идеального тренера очень трудно. На это могут уйти годы. Это МОЕ мнение и МОЙ опыт. Но вопросы, как найти тренера, возникают постоянно.
Я вижу это примерно так:
Ваш тренер должен знать все ваши болячки, мелкие и крупные, историю ваших предыдущих занятий, если они были. Подробности о том, как вы набрали вес, каким вы были, когда вам было 20. Подробности о вашей семейной истории в части, касающейся болезней и веса. Подробности о приеме лекарственных препаратов в прошлом и настоящем. Подробности о ваших мелких и крупных травмах. Он может заподозрить у вас проблемы со здоровьем и порекомендовать, что именно вам необходимо проверить у врача.
Ни при каких условиях тренер не может сказать вам: ты этого не сможешь.
Он должен объяснить вам, что это будет трудно и почему в вашем конкретном случае это будет трудно и потребует дополнительных усилий. Спросить, готовы ли вы эти усилия прилагать и стоит ли игра свеч.
Услышав утвердительный ответ, он должен сказать: давай попробуем.
Если тренер говорит вам о возрасте, о природе, о генетике, которая делает вас жирными, что против лома нет приема, с природой не поспоришь, — найдите другого тренера, который вас поймет и скажет – это трудно, но давай попробуем.
Тренер обязан знать хотя бы теоретически про экстремальные виды подготовки, тренинга и питания для избавления от жира или для набора мышечной массы, должен быть знаком со спортивным питанием и добавками. Обязан знать это как минимум для того, чтобы предупредить клиента о рисках, побочных эффектах и т.д. Обязан! Он обязан уметь скорректировать ваш рацион в соответствии с вашими целями. Ваше питание – это 70% (если не больше) успеха.
Тренер не может просто «продавать» вам тренировки, он должен быть заинтересован в вашем результате, разумеется, исходя из того, что вы готовы прилагать усилия,он должен оценить и объяснить вам, какие именно усилия – средней тяжести или экстремальные вам предстоят, исходя из ваших данных. Для этого он должен уметь объективно оценить эти ваши данные.
Не доверяйте слепо сертификатам, смотрите, есть ли у вашего тренера мозг, и может ли он им думать.
Если вы объяснили тренеру свои цели, а он продолжает втюхивать вам новомодные течения в фитнес-индустрии, лекцию про которые он недавно прослушал, и это идет вразрез с вашими целями — откажитесь делать то, что вам не нравится. Тренировки должны не только делать вас сильнее и здоровее, они должны вам нравиться, вы должны получать от них силы и энергию. У вас должно улучшаться настроение. Вы должны «втянуться» в это. Вы должны если не с нетерпением ждать следующей тренировки, то как минимум не ползти в клуб из под палки.
Тренер не должен орать на вас с пеной у рта: давай, жми, еще и т.д. Можете сразу убить такого тренера гантелей. Пусть стоит спокойно, смотрит внимательно на вашу технику, исправляет, не отвлекается по сторонам и страхует!!! Вы должны чувствовать его присутствие и быть уверенными в этой страховке!
Занимайтесь самообразованием! Смотрите, ищите, читайте, думайте. Это ваше тело и вам решать, каким ему быть. ЭТО ВАШ ВЫБОР! Тренер должен помочь вам достичь ваших целей, не причинив вреда и снизив риски, которые есть всегда и при любом виде физической активности. Минимизировать эти риски и предотвратить ущерб здоровью — вот его главная задача.
И да. Нет почти ничего невозможного, если вы этого сильно хотите. Все зависит от вашего упрямства, а не от тренера.
И у вас есть обязанности по отношению к тренеру тоже: внимательно слушать, понимать и анализировать все, что он говорит, выполнять его рекомендации, Думать головой и следить за своим здоровьем!»
Идеальный бизнес-тренер – кто он?
Источник: УралБизнесОбразование
В настоящее время наблюдается стабильный рост рынка, в связи с чем, руководители многих компаний осознали необходимость вкладывать денежные средства в обучение персонала. Тренинг сегодня стал неотъемлемой частью бизнес-образования и стратегии организационного развития многих российских компаний. Так что сегодня – максимально благоприятный период для различных тренинговых компаний и частных практикующих бизнес-тренеров.
Профессиональный тренер – это специалист, который точно сможет провести диагностику и проанализировать, поможет ли обучение компании в решении и реализации поставленных задач. Результат тренинга напрямую зависит от него.
Откуда происходят бизнес-тренеры? Здесь эксперты называют несколько источников. Будущие тренеры – это бывшие психологи, специалисты, в должностные функции которых входило обучение сотрудников, руководители с успешным практическим опытом и, непосредственно, выпускники курсов для тренеров.
Каким он должен быть – идеальный бизнес-тренер? Как показывает теория и практика, обобщая наблюдения и эмпирический опыт экспертов, можно выделить несколько критериев, полное соответствие которым, даёт нам вполне ощутимое и осязаемое представление об образе идеального бизнес-тренера.
В первую очередь, он должен обладать качественными методологиями, технологиями проведения тренингов, авторскими разработками и программами. Во-вторых — опытом работы в конкретной профессиональной сфере. Одно из важнейших качеств, которым должен также обладать тренер, это — эмоциональное лидерство. Многочисленными исследованиями подтверждено, что усвоение знаний через эмоции происходит намного быстрее и эффективнее. Лидерство – это некая харизма, умение вести за собой, в данном случае вести за собой в заданном направлении участников тренинга на протяжении всего периода обучения. Причем, как отмечают специалисты, для каждой аудитории нужен свой особый лидерский профессионализм.
Должны ли бизнес-тренеры проходить дополнительное обучение? Эксперты считают, что – да, безусловно. Их необходимо учить лидерству, творчеству, инновациям, тренерскому мастерству, предоставлять им возможность получить практический опыт, умению свободно и смело экспериментировать. Кроме того, обучаясь, можно использовать чужой опыт и получать новую информацию.
Помимо вышеуказанных аспектов, оценить уровень профессионализма и компетентность бизнес-тренера, его умение передавать знания и навыки, определить его «идеальность» — можно еще по ряду критериев.
Поскольку, большинство эффективных и успешно применяемых методик для функционального управления бизнесом и развития личностных навыков в бизнесе созданы западными специалистами, для бизнес-тренера предпочтительнее иметь западное высшее образование (лучше всего диплом МВА американской или европейской бизнес-школы), либо продолжительный опыт работы в западной компании, сопровождавшейся внутренним обучением, либо пройти подготовку на долгосрочных курсах в России.
Бизнес-тренер, преподающий функциональные бизнес-дисциплины, должен иметь опыт работы около двух-трех лет на соответствующей должности в финансовом секторе. Тренер-психолог обязательно должен иметь опыт работы в службе персонала компании на уровне, соответствующем тематике предлагаемых и проводимых семинаров. Следующим немаловажным аспектом, по мнению экспертов, раскрывающим профессиональную компетентность тренера, являются – непосредственно опыт преподавания и проведения бизнес-тренингов, наличие публикаций, интернет-сайта, подробных сопроводительных обучению материалов. Обязательно использование при проведении тренингов и семинаров разнообразных программ презентаций.
Итак, каким же должен быть идеальный бизнес-тренер, и какие критерии являются приоритетными при выборе? Прежде всего, необходимо ориентироваться исключительно на объективную информацию о продукте тренера и нем самом. Следующий момент – образование тренера и опыт его работы. Помимо базового высшего образования (зачастую психологического или в сфере менеджмента), обязательно наличие специального образования, позволяющего осуществлять тренерскую деятельность. Одно из главных преимуществ – наличие публикаций в печатных и интернет-СМИ, имеющих бизнес-ориентированность. И, несомненно, его личностные качества, такие, например как — умение преподнести информацию и чувствовать аудиторию, способность управлять групповой динамикой, коммуникативная компетентность, умение находить и поддерживать контакт с группой и особый лидерский профессионализм.