Философия Киокушинкай каратэ — Статьи о каратэ
Основной философской идеей киокушинкай карате является то , что сила тела и характера и духа приходит от постоянного вызова самому себе и упорного труда. Как и во многих других стилях боевых искусств, идея заключается в том, что благодаря строгой подготовке познаётся самодисциплина, которая может быть применена к самосовершенствованию себя в других сферах жизни.
Киокушин пытается научить своих учеников самозащите, но никак не использованию силы в корыстных целях. Если всё что вам нужно — это научиться самообороне, лучше пройти какой-нибудь курс по самообороне, т.к. Киокушин учит не только самообороне, это целое философское течение со своим этикетом, запретами и настоящий путь воина для познания абсолютной истины.
Символами киокушинкай каратэ являются Канжи и Канку:
Канжи — обозначает КиокуШинКай, где Киоку — абсолют, Шин — истина, Кай — организация, всё вместе переводится как «Организация абсолютной истины».
Канку — взят из одноимённого ката «Канку». В этом ката руки подняты к небу и соединены в больших и указательных пальцах. Точки Канку обозначают пальцы рук, а широкие секции справа и слева представляют запястья, а центральный круг символизирует глубину и бесконечность неба. Круг за символом обозначает продолжительность и круговое действие.
Основные принципы киокушинкай каратэ:
Этикет додзё.
В додзё напротив татами находится святыня школы — портрет Масутацу Оямы — основателя стиля Киокушинкай, которому, согласно этикету , вначале и в конце тренировки производится поклон. Во всех школах принят этикет додзё, который регулирует поведение в стенах школы и нарушение которого карается вплоть до разжалования и изгнания из школы. В связи с развитием боевых искусств и появлением множества организаций, этикета додзё сильно упрощен, но базовыми принципами можно считать следующие:
- При входе в додзё (тренировочный зал) и выходе из него ученик должен сделать поклон и произнести «Осу» в направлении святыни школы и в направлении учеников, которые находятся в зале;
- Ученики, опоздавшие к началу тренировки должны поклониться и произнести «Ос» в направлении центра зала и сесть в положение «Сейдза» лицом к стене, противоположной святыне школы, закрыть глаза и опустить голову. Ученик должен сидеть в такой позе до тех пор, пока учитель не пригласит его присоединиться к группе. После приглашения опоздавшие, находясь в положении «Сейдза», должны поклониться и произнести сицурэй симасу (что означает «прошу прощения за беспокойство»), встать и не проходя перед группой, встать в конец группы;
- Ученики должны содержать себя, свою форму и защитные принадлежности в чистоте. На тренировке резрешается находиться только в чистом белом каратэ ги. Официальный символ киокушинкай карате — «Канжи» должен располагаться на левой стороне груди доги. Неопрятная форма показывает небрежное отношение к тренировкам, а также неуважение к додзё и его ученикам;
- Без команды учителя запрещено поправлять доги во время тренировки. По команде учителя для того, чтобы поправить доги нужно повернуться спиной к святыне школы и быстро поправить свой внешний вид. Если всё же необходимо поправить форму без команды учителя, нужно сделать это самостоятельно и быстро, повернувшись спиной к святыне школы;
- Всем ученикам, имеющие более высокую степень (кю, дан), а также старшим по возрасту, должно оказываться уважение, а при появлении в зале таких учеников, остальные ученики должны встать и произнести «Осу»;
- При обращении к старшему ученику или учителю, а также при их приветствии, ученики должны совершать поклон и произносить «Осу». Этот ритуал подразумевает соблюдение даже за пределами стен школы, т.к. ученики всегда должны уважать старших.
- При рукопожатии необходимо использовать две руки, показывая при этом доверие и скромность, а также произносить «Осу». Этот ритуал также подразумевает соблюдение даже за стенами школы;
- На тренировке ученики должны незамедлительно реагировать на команды учителя или старшего по уровню, при этом громко произносить «Осу»;
- В процессе тренировки ученики не должны отвелкаться на посторонние темы, они должны быть полностью сосредоточены на выполнении техники или других заданий учителя, оказывать глубочайшее уважение и доброжелательное отношение к учителю и партнёрам по Додзё. Никогда не следует заниматься Киокушинкай без серьезного отношения, карате этого не заслуживает;
- Периодически, в процессе тренировки ученикам разрешается расслабиться, для этого учитель или старший ученик даёт команду «Анза», послечего ученики должны принять положение сидя (турецкая поза). В о время расслабления ученики должны сидеть спокойно, слушать учители и не отвлекаться на посторонние темы;
- Не разрешается во время тренировки выходить из зала без разрешения учителя или старшего ученика. Если возникла срочная необходимость покинуть зал, сделать это нужно быстро и без лишней суеты, а по возвращению рассказать учителю причину своего выхода;
- Перед тренировкой ученики должны снимать с себя укрошения и другие острые предметы для предотвращения получения травм во время тренировки. На тренировке разрешается находиться в очках, если их прописал врач, но во время спарингов или отработки ударов в парах, их следует снимать. Во время работы в парах, отработки ударов на снарядах и спарингов (кумитэ) рекомендуется использовать накладки на голень, накладок на кисти рук, нагрудники для девушек и паховые раковины для парней;
- Запрещено находиться в зале в головных уборах, уличной обуви, а также употреблять грубые и нецензурные выражения. В зале не разрешается жевать жвачку, принимать пищу или напитки;
- Так как ученики должны заботиться о тренировочном зале как об уважаемом месте, они должны заниматься уборкой зала после тренировки;
- Ученики должны уважать товарищество в додзё и не должны наносить своими непристойными действиями вне зала вред образу киокушинкай карате, а также не должны проявлять враждебность к сопернику во время вольного боя;
- Запрещается распространять сплетни и пренебрежительно высказываться о других школах киокушинкай каратэ и других стилях боевых искусств;
- Ученики, которые хотят участвовать в соревнованиях и учебно-тренировочных сборах, перед тем как подать заявку, должны проконсультироваться со своим учителем и получить его одобрение;
- Ученики, которые хотят посетить другие школы Киокушинкай каратэ, должны сначала спросить разрешения у своего учителя. А если ученики хотят тренироваться в других филиалах Киокушинкай каратэ, они должны иметь членскую карточку Международной организации Киокушинкай каратэ и получить письменную рекомендацию от своего учителя. Находясь в филиале, ученик должен выражать уважение, доброжелательность и скромность по отношению к ученикам филиала и его учителям;
- Чтобы достойно представлять Международную организацию, ученики должны вести себя достойно в додзё и за его пределами, а также никогда не должны применять силу с умыслом травмировать какого-либо человека, за исключением случаев, когда жизнь ученика или жизнь близких ему людей находится в опасности;
- Ученики Киокушинкай каратэ должны следовать правилу: «Держите свою голову низко (будьте скромными), взгляд высоко (будьте честолюбивы), будьте сдержанными в словах (отдавайте отчёт в сказанном) и добрыми в сердце (относитесь к другим с уважением и доброжелательностью). Относитесь к своим родителям почтительно».
Запреты додзё
- В додзё нельзя находиться в обуви. При входе в додзё и выходе делается поклон святыне зала и ученикам, находящимся в зале;
- Запрещено шуметь, разговаривать на посторонние темы и развлекаться;
- Находиться в верхней одежде;
- Находиться в головных уборах;
- Нельзя сидеть с вытянутыми ногами;
- Нельзя лежать на полу, если этого не требует задание учителя;
- Нельзя пить и употреблять пищу (кроме особых случаев).
Этикет в кумитэ
Когда ученика просят сменить защитное снаряжение, нужно сделать это быстро, без лишней суеты и как можно тише, затем сразу вернуться на своё место в группе.
Если у ученика нет какой-либо части снаряжения для спарринга, он должен попытаться одолжить его у кого-то или уточнить у учителя, можно ли вместо спаринга заняться альтернативным видом подготовки.
Старшие ученики, которые спарингуют с учениками более низкого класса, должны корректировать свой стиль спарринга и силу в соответствии с возможностями их партнёра, поскольку спарринг в додзё не несёт в себе цели выявить лучшего, его целью является — получить опыт и отработать технику. Если во время спаринга вы провели успешную технику, то нужно вежливо сказать «Осу» вашему партнеру, тем самым выразить уважение к нему. Точно так же, если ваш партнёр провёл успешную технику, вы должны проявить любезность, сказав «Осу».
По команде учителя «Яме», вы должны немедленно остановиться и вернуться в свою исходную позицию в додзё. Когда вы присоединитесь к своему партнёру или покидаете его, вы должны сначала поклониться в стойке Фудо-дачи и сказать « Осу !, Аригато годзаймас» (что означает «Осу! Большое спасибо»).
Клятва киокушинкай каратэ
- Мы будем тренировать наши сердца и тела для достижения твёрдого и непоколебимого духа. Клянусь!
- Мы будем следовать истинному смыслу воинского пути, чтобы наши чувства всегда были наготове. Клянусь!
- С истинным рвением мы будем стремиться культивировать дух самосовершенства (самообладания). Клянусь!
- Мы будем соблюдать правила этикета, уважения старших и воздержания от насилия. Клянусь!
- Мы будем следовать нашей цели и никогда не забудем истинную добродетель скромности. Клянусь!
- Мы будем стремиться к мудрости и силе, не ведая других желаний. Клянусь!
- Всю нашу жизнь через карате мы будем стремиться выполнять истинное предназначение пути Киокушинкай. Клянусь!
Философия Каратэ – МИР БОЕВЫХ ИСКУССТВ
Философия является образующим началом Каратэ, то на чем строится теория и чему подчиняется практика боевого искусства.
Философия Каратэ – основывается на соединении нескольких духовных практик:
- Даосизма;
- Буддизма;
- Йогических медитативных практик.
Из Даосизма и Буддизма философия Каратэ заимствовала идею Пути (по-японски «До»), обретение которого позволит человеку воспринять всю мощь Вселенной.
Йогические медитативные практики, изначально используемые для достижения состояния Нирваны, были трансформированы в Каратэ в практику мгновенного вхождения в состояние «Пустого сознания» (по-японски «Му Син»), которое позволяет максимальной сконцентрировать физические, энергетические и духовные силы в заданной точке, а также произвольно их использовать и направлять.
Следование Пути, согласно философии Каратэ – предполагает принятие человеком Закона всеобщего соответствия.
Закон всеобщего соответствия требует полного и безоговорочного принятие человеком всего, что есть во Вселенной и гармоничное пребывание в единении с Вселенной, и со всем, что есть во Вселенной (с другими людьми, с обществом, с природой, со стихиями).По своей сути философия Каратэ является философией Дзэн.
Ояма Масутацу, основатель стиля Киокушинкай (Кёкусинкай) говорил, что «Каратэ — это Дзэн, а Дзэн – это Каратэ», называя Дзэн полным единством тела, намерений и души, в котором человек способен обрести гармонию и следуя по Пути, достичь Просветления.
Принцип гармонии, лежащий в основе философии Каратэ не допускает применения силы, как средства, способного нанести ущерб другому человеку.
При этом использование боевого искусства для предотвращения насилия, во многих школах Каратэ рассматривается, как одна из первостепенных задач.
Практически во всех школах Каратэ, ученики дают клятву использовать полученные навыки исключительно в целях самообороны и защиты других людей. Ученики, нарушившие клятву, становятся изгоями и жестоко наказываются.
В некоторых школах Каратэ философия переходит в религиозные и эзотерические практики. Например, используются заимствованные из религиозных течений методы концентрации и медитации, целью которых является мобилизация скрытых возможностей человека, управление энергией и духовное очищение.
Философия Каратэ неотделима от боевого искусства. Без знания основ философии и без применения их на практики, боевое искусство утрачивает свою силу, превращаясь в набор технических приемов, которые фактически неприменимы в реальном бою.
Каратэ без философии – своего рода танцы, форма, лишенная содержания.
Только осознаете сути, постижение и применение принципов философии на практике, превращает Каратэ в боевого искусство.
Ояма считал, что сила в Каратэ — это не более чем верхушка айсберга.
Принципы, заложенные в философии Каратэ воздействуют на сознательный, подсознательный и бессознательный уровни человеческой психики, позволяя посредствам практики боевого искусства понять, что такое Дзэн, обрести свой Путь и следовать ему.
В своей книге «Философия каратэ» Ояма пишет: «Хотите понять, что такое Дзэн? Обучитесь нескольким приемам Каратэ с чистым сердцем и искренним намерением. Если вы сделаете это, то противник перестанет существовать для вас. У вас не будет больше ни врагов, ни союзников. Победа или поражение перестанут иметь значение. Вы достигнете успеха, перейдя в состояние Дзэн..
история, философия, современность :: SYL.ru
Когда-то в СССР это боевое искусство было запрещено. И мало кто знал в точности, что такое карате (кстати, данное слово может быть написано и с буквой «э» на конце – в наше время это наиболее употребляемый вариант написания). Ходили множественные слухи, все обрастало ореолом секретности, образовывались подпольные секции по изучению и тренировкам. А псевдомастера, не имеющие квалификации, пытались чему-то научить доверчивых новичков, беря за это довольно солидные по тем временам деньги (сами при этом учились, наверное, по китайским фильмам о кун-фу, которые были в доступе).
Попадались и продвинутые мастера, имеющие пояса, наверняка знающие, что такое карате. Но таких учителей было мало, тренироваться у них было великой удачей и честью для «неофита».
Сегодняшний день
Сегодня в России вопросом, что такое карате, никого не удивишь. Давно прошли те времена, когда за углубленное изучение предмета можно было и в тюрьму угодить. На нынешний день на просторах нашей необъятной страны представлены практически все школы и разновидности этого боевого искусства. При желании любой относительно физически здоровый человек может овладеть приемами с целью собственной защиты или для укрепления сил. Конечно же, если будет заниматься достаточно регулярно и упорно.
История каратэ
Но все же небольшой исторический экскурс никогда не был помехой. Итак, откуда пришло это искусство? Если рассказывать о нем вкратце, что такое карате? Известно, что зародилось оно в Японии как система приемов защиты и нападения. Кстати, не так уж и давно (в сравнении с кун-фу, к примеру) – в 18 веке. Именно тогда некий Сакугава из Окинавы по приезду из Китая основал частную школу Карате-но. В Китае, между прочим, мастер изучал шаолиньский стиль кун-фу (но это так, к слову, чтобы стало понятно, «откуда ноги растут»). Интересно, что первый иероглиф в названии боевого искусства был «кара», что означало «китайский». Но впоследствии он был заменен на сходный по звучанию иероглиф «кара» — «пустой». Замена прошла удачно, и мотивировалась плохими политическими отношениями Китая с Японией (упоминание всего китайского в те времена звучало как минимум странно и небезопасно). С тех пор и переводят каратэ как «пустая рука».
Пустая рука
Этот термин наиболее раскрывает тему, если говорить о том, что такое философия каратэ. В ее основе – идеология неприменения насилия. Настоящие мастера всегда считали, что необходимо обучать данному боевому искусству, согласно гармонии Природы, не нарушая ее. В связи с этим нельзя обучать каратэ как средству для нанесения вреда или ущерба любому человеку (Хошу Икеда). Но, как говорят великие, можно обучать ученика с той целью, чтобы останавливать того, кто задумал причинить этот вред или вам, или другому человеку, более слабому и беззащитному. Лишь таким образом можно восстановить саму гармонию в Природе. В некоторых клубах даже перед тем, как освоить обучение, каждый ученик призван давать клятву, в которой он обещает ни в коем случае не применять полученных в будущем умений во вред другому или в своих корыстных целях. В этом и заключается поддержание своеобразного духа каратэ. А девиз, к примеру, английской Ассоциации каратэ – применение приемов только в целях защиты семьи и друзей, с целью поддержания закона и правопорядка и т. п.
Этика и религия
На востоке, кстати, в философию каратэ в некоторых школах органично вплетается и религиозный смысл обучения. Однако нельзя говорить о прямой зависимости этого вида боевых искусств от определенных религиозных канонов. Как говорится: всякий из учеников должен почитать Будду, но стараться быть независимым от него. Характерно, что адептом каратэ в современном мире может стать последователь практически любой из религий, как таковых ограничений не существует. В этическом же плане, если говорить о философии карате, можно отметить уважительное отношение к старшим и почтение к учителям, женщине, окружающему миру в целом.
Стили каратэ
Как говорят великие мастера, нет плохих стилей в данном виде боевых искусств, есть только плохие исполнители. А о точном количестве существующих стилей и школ, наверное, не скажет никто. Одни говорят, что их сотни, другие – что тысячи. В глубокую старину секреты, к примеру, определенной школы каратэ или соответствующего ей стиля содержались в строжайшей тайне. Пришлым или пытающимся разузнать их чужакам ничего не рассказывалось. Но в нынешней сложившейся ситуации множественность стилей не всегда играет на руку самим ученикам и их преподавателям. Но в любом случае есть среди них официально признанные на всех уровнях. Так в 30-е годы в Японии были зарегистрированы: сётокан, годзю-рю, вадо-рю, сито-рю. А наиболее известные ныне: кёкусинкай, фудокан, Косики, дзёсинмон сёрин-рю, кудо и, безусловно, многие другие. Стили возникают постоянно, так как практически каждый из выдающихся мастеров трактует по-своему и выносит на суд что-то свое, что приводит к организации новой школы каратэ. Но официально признано в наши дни более 200 стилей и школ.
Глава 3 Философия каратэ. Энциклопедия каратэ
Глава 3
Философия каратэ
Небеса, земля и я – одного корня;
все вещи и я – из одного источника.
Тодзан Осе, классик дзенской литературы
Говоря о философии каратэ, следует заметить, что в ее основе лежит идея ненасилия. По этому поводу основатель стиля Дзёсинмон-Шорин-рю каратэ-до Хошу Икеда говорит так: «Вы не можете обучать каратэ как средству нанесения ущерба другому человеку, это нарушает гармонию Природы. Но вы можете учить каратэ как средству, позволяющему остановить того, кто хочет причинить вред вам или другим людям. Таким образом, вы восстанавливаете гармонию Природы».
Во многих клубах ученики, занимающиеся каратэ, дают клятву, в которой обязуются не применять полученных ими знаний, навыков и умений в корыстных целях или во вред другим людям. «Я обязуюсь поддерживать настоящий дух каратэ – никогда не использовать приемы, которые я изучил, против человека, кроме самообороны, защиты семьи или друзей, в случае особой опасности или нападения или в случае поддержки закона и порядка», – девиз английской ассоциации каратэ.
Следует заметить, что в некоторых школах каратэ, особенно восточных, изучение технических и тактических приемов переплетается с религиозным учением. Однако говорить о жесткой зависимости каратэ от религии не приходится. В этом плане можно привести слова известного японского мастера кэндо Миямото Мусаши: «Всякий должен уважать Бога и Будду, но не быть зависимым от них». Во всяком случае уважительное отношение к старшим, женщине, вообще к окружающему миру, вера в собственные возможности и другие нравственные религиозные установки могут и должны быть взяты на вооружение отечественными учителями каратэ.
Из религиозной практики были заимствованы широко используемые в каратэ концентрация внимания и медитация – два способа перестройки сознания, взаимно дополняющих и усиливающих друг друга.
Вся работа с сознанием, как в религиозной практике (например, в дзен-буддизме), так и в каратэ проводится с целью выведения психики на естественный и спонтанный уровень восприятия мира и реагирования на него, а также для того, чтобы мобилизовать скрытые возможности человека, заложенные в его природе, но способные раскрываться только в определенных состояниях. Практика саморегуляции направлена на то, чтобы человек научился произвольно достигать состояния высшей мобилизации своих физических, энергетических и духовных сил и в случае необходимости мог воспроизводить это состояние. При этом концентрация внимания
Медитация – это процесс и метод самовоздействия на сознательный, подсознательный и бессознательный уровни управления организмом в интересах совершенствования личностных свойств, таких как целенаправленность, способности, характер, темперамент. В состоянии медитации человек переключается с восприятия внешнего мира на восприятие внутреннего, что позволяет ему стать более открытым и чуствительным к внутренним силам, управляющим телом. Это определяет оздоровительный аспект медитации как способа профилактики психических напряжений и восстановительной деятельности организма в автоматическом режиме. В каратэ медитация нужна для того, чтобы научиться естественно и свободно действовать в любой экстремальной ситуации, мгновенно находить правильное решение в непредвиденных обстоятельствах, быстро и непредсказуемо для противника реагировать на его действия.
Фундаментом каратэ служат философские воззрения даосских мыслителей, которые, в противоположность греко-латинской, а позже христианской модели мира как Бытия, выдвигали идею Пустоты, или Небытия. Математическим символом этой идеи служил ноль, пространственным – круг, умозрительным – пустота. При этом если сумма и произведение всех вещей в мире равны нулю, то и каждая вещь в отдельности равна нулю, то есть мнима. Но если это так, то вся Вселенная равна человеку, а человек равен Вселенной и может иметь в себе весь ее потенциал, обладать всей ее мощью, если сумеет найти правильный способ получения, Путь (по-японски «
Одним из способов достижения истинного Пути, по мнению даосских мудрецов, было осознание человеком Закона всеобщего соответствия всего, что есть во Вселенной, его адаптация к природе, обществу, стихиям. Вечное движение пяти стихий (дерева, огня, земли, металла, воды), их круговорот (дерево рождает огонь, огонь рождает землю, земля рождает металл, металл рождает воду, вода рождает дерево) – основа даосского учения о мироздании, в котором человеку, желающему постигнуть устои Вселенной, нужно следовать естественным путем, совершенствовать собственную нравственность в согласии с законами природы. При этом совсем не обязательно вести аскетический образ жизни, удаляться от мира с его опасностями и конфликтами. Побеждать следует, сообразуясь с природой, приспосабливаясь к ней, согласовывая свои действия с изменениями в окружающем мире. Гармония, невозмутимость духа, следование Пути определяют принцип духовного и физического развития личности, служат первоосновой физического и духовного совершенства.
В даосских творениях Мягкое и Слабое одолевает Твердое и Сильное: вода точит камень и сокрушает скалы; ива сбрасывает тяжелые пласты снега; и т. п. Совершенномудрые, в понимании даосов, – это те, кто «действуют мягко, а на деле – твердо; с помощью слабого оказываются сильными. Следуя смене превращений, овладевают искусством Одного и с помощью немногого управляют многим. Те, кого называют „сильными делами“, встречая изменения, откликаются на момент, устраняют несчастье, побеждают трудности. Нет такой силы, которую бы не одолели, нет такого врага, которого бы не осилили», – записано в «Хуайнань-цзы» [Долин А. А., Попов Г. В., 1995, с. 32].
На поле боя ловкость и увертливость одолевают грубую физическую силу. Мягкость и податливость обращают натиск врага против него же самого, используя его силу для его же уничтожения.
Согласно учению Будды, жизнь есть страдание, и человек, подчиняясь закону причинно-следственной связи всего сущего (кармы), обречен влачить свое земное существование смиренно и беспрекословно, так как он всего лишь звено в извечной цепи перерождений. Однако человек может выйти из греховного жизненного круга (сансары) и погрузиться в блаженство покоя (нирваны). Для этого, по мнению некоторых буддийских сект, необходимы аскетизм и пассивное самосозерцание; другие же считали достаточным истовую молитву и поклонение святым, но были и такие (например, секта Дзен), которые призывали к укреплению тела и духа во имя высшей цели.
Дзен – это буддийский путь, ведущий к непосредственному восприятию действительности такой, какова она есть. Дзен отрицает все попытки рационализировать действительность, извлечь смысл из нее, облечь в философскую форму, а человеческое желание охватить ее интеллектуально сравнивает с восприятием отражения луны на поверхности реки, которое постоянно движется, хотя сама луна всегда спокойна.
В философском плане Дзен отрицает различия между жизнью и смертью, бытием и небытием, а аскетическая направленность дзен прекрасно сочетается с воинственностью. Отрицает дзен и Бога, требующего послушания и распределяющего души смертных между раем и адом. Формируя целостную и целеустремленную личность, дзен призывает полагаться в жизни только на себя и черпать силы из гармонического слияния с природой. Не навязывать природе свои желания, но мгновенно откликаться на ее зов – такова высшая мудрость дзен. «Все на свете требует спонтанности в исполнении и не должно делаться предумышленно. То, что обдумывается заранее, не соответствует реальности. Нет в мире ничего такого, к чему Пустота не могла бы приспособиться, – не важно, длинное оно или короткое, квадратное или круглое. Только дух, проникнутый Пустотой, может совладать с любым препятствием», – писал дзенский патриарх Такуан (1573–1645) [Долин А. А., Попов Г. В., 1995, с. 232–233]. Доктрина дзен направлена на прорыв сквозь путы страстей, беспочвенных мечтаний, желаний, страха и гнева. Участвуя в бесконечном цикле метаморфоз, человек должен сам конструировать свою судьбу, всемерно развивать заложенные в нем способности: наращивать силу, углублять мудрость, культивировать мужество и любовь к ближнему.
Центральная идея в дзенском образе жизни – достичь Прозрения (сатори), что означает пережить состояние единения со всем миром, с природой, то состояние сознания, из которого проистекают все добрые действия. Сдерживающие отрицательные начала личности преодолеваются и проявляется все лучшее, что заложено в человеке. Для того, кто испытал этот переворот, жизнь становится удивительным чудом. У человека, по образному выражению дзенских мастеров, открывался «третий глаз», и он начинал видеть действительность как бы со стороны за счет обостренной восприимчивости всех пяти чувств.
Дзенский метод достижения сатори идет по четырем направлениям: дзадзен (сидячая медитация), коаны (алогичные диалоги и высказывания), сандзен (приватные беседы с учителем) и физическая подготовка, куда входит овладение боевыми искусствами.
Среди многих людей, занимающихся и не занимающихся каратэ, дзен вызывает много споров и сомнений, а именно вопрос: что такое дзен? Лучше всего, на наш взгляд, на вопрос о том, чем, собственно говоря, является дзен, ответил основатель стиля Кёкусинкай Масутацу Ояма в своей книге «Философия каратэ»: «Дзен – это каратэ, каратэ – это Дзен. Когда спрашивающие возражают, что Дзен трудно понять и что Дзен доступен только людям Востока, я говорю, что это неверно. Дзен везде и в каждом. Когда мне задают вопрос: „Каким образом?“ Я отвечаю: „Обучитесь нескольким приемам каратэ с чистой душой, искренним намерением и общей духовной собранностью. Если вы сделаете это, противник перестанет существовать для вас, не будет больше врагов или союзников, победа или поражение перестанут иметь значение. Вы достигнете успеха при переходе в состояние Дзен. В дальнейшем, по мере того как разум будет проясняться и вы будете находиться в состоянии духовной собранности и определенности в том, что вы делаете, вы сможете пребывать в состоянии Дзен, когда едите, разговариваете с друзьями, пишете, работаете или практически занимаетесь тем или иным видом деятельности. Вот что я имею в виду под мировоззрением Дзен и духом каратэ. Философы и священники делают величайшую ошибку, отстаивая мысль о том, что Дзен является чем-то неясным и труднодоступным в обучении для всех, кроме посвященных. Дзен существует вокруг нас и внутри нас. Его истинное величие состоит в его доступности, Дзен – это полное единство тела, намерений и души. Единство такого рода является единственным путем к человеческому совершенству и гармонии с человечеством. Это и есть Дзен“» [Ояма М., 2000].
Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно констатировать, что философия каратэ – это философия ненасилия, берущая все ценное и полезное из существующих религий и направленная на развитие человека как владеющей собой и творческой личности.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Больше чем спорт. Карате как философия жизни
Вам приходилось когда-нибудь драться? Даже в век переговоров и относительного спокойствия ни взрослому, ни ребенку навыки самообороны лишними точно не будут. Обучиться им можно в любой секции боевых искусств, например, карате. Но может ли занятие, где отрабатываются удары, дать что-то кроме умения постоять за себя? Дисциплинированность, уверенность в себе, уважение к другим. Особенно важно вовремя этому научить детей. Заместитель председателя Забайкальской Федерации киокусинкай Евгений Дорошенко рассказал ZAB.RU, почему карате – это не только умение красиво драться, но ещё и целая жизненная философия.
Искусство боя и жизни
Киокусинкай — это сильнейший вид каратэ. Отличается атлетичностью и силой, все приёмы здесь — простые и эффективные. А ещё киокусинкай – это развитие гармоничной и всесторонне развитой личности. Потому что карате – это не искусство драки, а искусство жизни. Когда ты — «человек-оружие», нет необходимости это демонстрировать. Ты умеешь договариваться с миром вокруг.
Киокусинкай – контактный вид спорта. Здесь подразумевается удар в полную силу. В этом месте можно логично задаться вопросом, когда появятся первые травмы – на первой или второй тренировке? И правда ли, что ребенка здесь будут бить? В ответ на это Евгений с иронией замечает, что киокусинкай по травмоопасности стоит после настольного тенниса: «случайно вылетающая из рук ракетка, устремленная в глаза сопернику – страшная вещь!» А если серьезно, популярные футбол и хоккей намного травмоопаснее.
По травмоопасности киокусинкай –
после настольного тенниса
Новичкам в карате никто не скажет: «иди, дерись!» Такое было разве что в 90-х. Сейчас используются современные методики. Сначала человек приобретает навыки базовой техники. Затем его плавно подводят к поединкам. На тренировках используются специальные средства защиты, позволяющие смягчать тренировочные нагрузки. Так тело учится принимать удары.
Многих родителей привлекает, что в этом виде карате нет ударов руками в голову, как в других единоборствах.
Агрессия — для слабых
Есть распространённое заблуждение – занятия боевыми искусствами сделают ребенка агрессивным. Однако с первых дней воспитанникам объясняют, что они сюда приходят не для того, чтобы махать кулаками, а чтобы научиться защищать себя и близких. Да и представьте: отдав все силы тренировке, источать агрессию в мир вам уже просто не захочется.
Стать личностью, потом бойцом
Основной задачей в Федерации считают не научить человека драться, а дать ему уверенность в себе, в своих силах. Многие приходят именно за этим.
— Мы считаем главной заслугой не медали учеников, а совсем другое. Когда приходит застенчивый мальчик, который хочет научиться постоять за себя, и мы видим, как он в процессе тренировок становится уверенной в себе личностью, способной отстоять свою позицию. Сначала ребята побойчее начинают его подзуживать, он пытается между ними лавировать, а потом в какой-то момент видишь, как он даёт отпор. В этот момент ты понимаешь, что человек стал другим, он в себя поверил, чему-то научился.
Герои – это не Супермен и Бетмен
Сначала нужно вырастить человека, а потом уже спортсмена. Тренеры Федерации учат своих подопечных не только правильной технике ударов. Они для ребят воспитатели, друзья, старшие товарищи.
Как-то в одном из залов на тренировке у детей поинтересовались, кого они считают героями. В почете у подрастающего поколения оказались Бэтмен и Супермен. После этого в зале появилась стенка пионеров-героев, чтобы на примерах их сверстников показать, на кого нужно равняться: дети, сражавшиеся и погибшие за Родину, это вам не Бэтмен.
Также Федерации проводит для своих воспитанников зимние школы с приглашением именитых мастеров и летние сборы на озере Арахлей.
50% успеха – работа родителей
Результат зависит не только от тренеров, важен и настрой родителей. Часто после пары тренировок непривыкшему к физическим и моральным нагрузкам ребенку становится тяжело. Руки так и тянутся к компьютеру с играми, а ноги никак не идут в зал. Тогда ребенок начинает манипулировать родителями с помощью слез. И если они поддаются на такую провокацию, в голове малыша формируется схема: мне стало трудно – я поплакал – проблемы исчезли. Но именно в этот момент родители должны поддержать ребенка, помочь ему не спасовать перед трудностями, тогда он станет сильнее, он станет личностью. Пережив первые сложности, и поверив в себя, ребята вливаются в тренировочный процесс и сами не хотят пропускать занятия.
В Федерации тесно работают с родителями. Инструкторам здесь доверяют, мамы и папы приходят с вопросами и за советами.
Без ограничений
Чем хорошо карате — заниматься им можно и в 6 лет, и в 60. Ограничений по возрасту нет. Требований к начальной физической подготовке тоже нет. Здесь рады всем, не любят, пожалуй, только ленивых. Но и от этой напасти быстро избавят. При этом каждый найдет в карате что-то свое. Одних привлекает красота техники, других – физическая подготовка, третьих – самозащита, четвёртых – возможность заниматься мужественным видом единоборств, пятых – методы воспитания дисциплины и порядку.
В Федерации гибкая тренировочная система: дошкольники от 4 до 7 лет получают физические навыки, улучшают растяжку, развивают координацию, группы с 7 лет уже начинают постигать карате. Для взрослых киокусинкай тоже доступен.
Чёрный пояс и победа над собой
Как же проходит обучение бойцов? Если всю тренировку отрабатывать лишь пару ударов — детям будет скучно. Поэтому занятия проходят динамично. Растяжка, удары руками и ногами, блоки, стойки, перемещения с ударами, отработка боевых связок и элементов — за счет смены упражнений полуторочасовая тренировка пролетает незаметно.
Выйдите и преодолейте свой страх
Часто дети, отвечая на вопрос «Почему ты занимаешься карате?», говорят: «Хочу получить чёрный пояс!». Здесь это возможно, хоть и не ставится самоцелью. Помимо этого воспитанники Федерации участвуют в соревнованиях по кумите, где ребята проявляют боевые навыки и выступают против соперников в поединках с жестко ограниченными правилами, а также по ката, где ведётся поединок с воображаемым соперником и показывается базовая техника. По результатам соревнований Федерацией присваиваются спортивные разряды и звания. Уровни соревнований различные — от внутриклубных до международных. Так, в мае этого года 18-летняя воспитанница Краснокаменского отделения Забайкальской Федерации киокусинкай ездила в Германию на чемпионат Европы. Хотите стать чемпионами мира? Работайте, и вам воздастся!
Что примечательно, в Федерации не стремятся, чтобы воспитанники соревновались уже в первый год. Всё решается индивидуально и зависит от желания самих ребятишек и родителей. Перед соревнованиями начинающие бойцы получают напутствие тренера: «Я не ставлю перед вами задачу побеждать, выйдите и просто преодолейте свой страх, дальше у вас всё пойдет».
Официально Забайкальская Федерация киокусинкай работает с 2008 года, но компания единомышленников существует уже с 90-х годов. Инструкторы проходят обучение в международной школе два раз в год, куда приезжают наставники из Японии. На данный момент в Федерации занимается около 500 человек по всему Забайкалью. Сейчас проводится набор в группы всех возрастов. Стать увереннее и побороть свои страхи – просто. Стоит всего лишь прийти на тренировку.
Забайкальская Федерация киокусинкай Чита, ул. Кайдаловская, 15аул. Бабушкина, 28ул. Гагарина, 13-й Микрорайонул. Гагарина, 48-914-449-44-93vk.com/zabkekusinФото предоставлено Забайкальской Федерацией киокусинкай
На правах рекламы
Философия Киокушин Карате | Kyokushin.ks.ua
Чаще всего в додзё напротив татами находится святыня школы с изображением основателя, которым согласно этикету производится поклон в начале и конце занятия. Во всех школах принят этикет додзё, который регулирует поведение в стенах школы и нарушение которого карается вплоть до разжалования и изгнания из школы. В наше время, ввиду распространённости боевых искусств, модель этикета додзё сильно упрощена, что с одной стороны способстует увеличению количества потенциальных учеников, а с другой несколько подрывает изначальные принципы.
- Ученики кланяются и произносят «Ос» при входе в здание школы и тренировочный зал додзё. При входе в додзё ученики должны поклониться и произнести «Ос» в направлении «Ченден», поклониться и произнести «Ос» в направлении учеников, уже находящихся в помещении;
- Ученики на тренировке должны работать в полную силу. Опоздавшие к началу тренировки должны поклониться и произнести «Ос» в направлении центра зала и сесть в положение «Сейдза» лицом к стене, противоположной «Ченден», с закрытими глазами и опущенной головой. Опоздавшие должны сидеть до тех пор, пока их не пригласят присоединиться к группе. После приглашения опоздавшие, находясь в положении «Сейдза», должны поклониться и произнести сицурэй симасу (яп. 失礼します?, прошу прощения за беспокойство). Затем опоздавшие должны встать в конец группы, стараясь не проходить перед группой, особенно перед старшими;
- Ученики должны содержать себя и свою форму (доги, накладки, перчатки, раковину и др.) в чистом, аккуратном состоянии. Разрешается надевать на тренировку только чистое белое доги. Официальные эмблемы киокушин карате следует укреплять на левой стороне груди доги. Все порванные места должны быть аккуратно зашиты. Постоянно неопрятная и неотремонтированная форма показывает небрежное и неуважительное отношение ученика к своим товарищам по группе и к додзё;
- Не разрешается без команды поправлять доги в процессе тренировки. Если же возникла необходимость поправить форму во время тренировки, нужно сделать это быстро и без суеты, повернувшись спиной к «Ченден»;
- Всем ученикам более высокого спортивного уровня, а также старшим по возрасту, должно оказываться соответствующее уважение. Все ученики должны встать и произнести «Ос» при появлении старшего по положению;
- Обращаясь к старшему ученику или инструктору или приветствуя их, ученик должен произнести «Ос» и поклониться. То же самое нужно сделать и после окончания беседы или обращения. Данный ритуал должен соблюдаться также и за пределами додзё, поскольку ученики всегда должны уважать старших. Если Вам неизвестно положение или спортивный уровень Вашего собеседника, необходимо всегда обращаться к нему как к старшему;
- При пожатии рук друг другу используйте две руки, показывая доверие и скромность и произносите «Ос». Подобный ритуал соблюдается и за пределами Додзё, особенно по отношению к старшим по положению;
- На тренировке ученики должны работать в полную силу, немедленно реагируя на команды инструктора или старшего по уровню, громко произнося «Ос». Медленное или безразличное реагирование считается невежливым;
- В процессе тренировки ученики должны полностью сосредотачиваться на выполнении техники или других заданий инструктора и не отвлекаться на посторонние темы, оказывать глубочайшее уважение и доброжелательное отношение к инструктору и к своим товарищам по Додзё. Никогда не занимайтесь Киокушинкай карате без серьезного отношения, которого карате заслуживает;
- В процессе тренировки ученикам временами разрешается по команде «расслабиться сидя» принять «турецкую позу» Анза. В это время расслабления ученики должны сидеть спокойно и не отвлекаться на разговоры или другие посторонние действия;
- Ученики не имеют права выходить из зала без разрешения. Если возникла срочная необходимость покинуть зал, сделайте это как положено и по возвращении объясните инструктору причину своего выхода из зала;
- Для предотвращения возможных травм ученики не должны носить на тренировке украшения, часы или другие острые предметы. Разрешено находиться на тренировке в очках, предписанных врачом, но во время вольного боя очки необходимо снять или заменить контактными линзами. Рекомендуется также использование накладок на голень, накладок на кисти рук, нагрудники для девушек и паховые раковины для учеников мужского пола;
- Традиционно, тренировочный зал является почитаемым местом, поэтому ученики не должны находиться в зале в головных уборах, уличной обуви, а также употреблять грубые и нецензурные выражения. В зале не разрешается жевать жвачку, принимать пищу или напитки. Курение запрещено на всей территории Додзё;
- Все ученики убирают зал после тренировки. Ученики должны заботиться о тренировочном зале как об особом и уважаемом месте;
- Ученики должны уважать дух товарищества в додзё и не наносить вред образу киокушинкай карате неспортивным и неблаговидным поведением, а также не проявлять враждебного отношения к оппоненту в процессе вольного боя, когда возможность травмы значительно увеличивается;
- Все члены Додзё должны воздерживаться от сплетен, пренебрежительных и унижающих замечаний о других школах и стилях боевых искусств;
- Ученики, желающие участвовать в соревнованиях и чемпионатах, до подачи заявки должны проконсультироваться с Сэнсеем;
- Ученики, желающие посетить другие школы Киокушинкай, должны сначала спросить разрешения у сэнсея. Ученики, желающие тренироваться в филиале школы Киокушинкай карате, должны иметь действующую карточку члена Международной организации Киокушинкай и получить письмо-рекомендацию от сэнсея. Находясь в филиале, ученик должен выражать соответствующее уважение, доброжелательность и скромность по отношению к ученикам и инструкторам;
- Все ученики должны достойно вести себя внутри и вне додзё чтобы достойно представлять Международную Организацию киокушинкай. Ученики не должны применять боевую технику с целью умышленно травмировать любого человека. Исключение составляют случаи, когда жизнь ученика или жизнь близких ему людей находится в непосредственной опасности;
- Ученики должны стремиться быть мягкими и уравновешенными в повседневной жизни, оставаться собранными, здравомыслящими и предупредительными во всех действиях. Ученики должны не забывать о духе Киокушинкай, девиз которого гласит: «Держите свою голову низко (будьте скромными), взгляд высоко (будьте честолюбивы), будьте сдержанными в словах (отдавайте отчёт в сказанном) и добрыми в сердце (относитесь к другим с уважением и доброжелательностью). Относитесь к своим родителям почтительно».
- В додзё нельзя входить в обуви. При входе и выходе делается церемониальный поклон рэй;
- В додзё запрещено шуметь, заниматься непотребством, вести суетное времяпрепровождение;
- Не делать поклон, входя в додзё или выходя из него;
- Носить верхнюю одежду (пальто, куртка, т.д.) в додзё;
- Носить шапку, шляпу, кепку и т. д. в додзё;
- Сидеть с вытянутыми ногами;
- Сидеть с поднятыми коленями либо одним коленом;
- Лежать на полу;
- Есть и пить в додзё (кроме особых ситуаций).
«Ос» — слово, которое чаще других можно услышать в Киокушинкай Додзё или на Киокушинкай турнире. Входя или покидая Додзё, обязательным является поклон и произнесение «Ос». Приветствуя человека, занимающегося Киокушинкай карате, необходимо произнести «Ос» вместо «привет» или «здравствуй». Следуя наставлению или отвечая на вопрос в зале, говорится «Ос» вместо «да», или «я понимаю». При выполнении Кихон Ваза (Kihon Waza — базовые техники) в Додзё, каждое движение часто сопровождается громким «Ос». При осуществлении спарринга в зале, если Ваш противник применяет хорошую, сложную технику, Вы говорите «Ос», чтобы признать умение вашего противника. Как степень уважения, бойцы на турнире кланяются и говорят «Ос» вперед, рефери и друг другу, до и после боя. «Ос» используется во многих ситуациях и имеет много значений. Но что же оно действительно означает?
Ос — произошло в результате сокращения слов Oshi (Давление) и Shinobu (Подвергаться чему-либо; выдерживать испытание временем). Оно означает настойчивость, решительность и упорство. Каждый раз, произнося «Ос», мы напоминаем себе об этом.
Обучение Киокушинкай очень требовательно. Вы подталкиваете себя, пока, по вашему мнению, вы не достигнете своего предела. Сначала ваше тело хочет остановиться, но ваша сила воли продолжает подталкивать Вас. Когда Ваш разум хочет остановиться, Ваш дух поддерживает Вас в движении. Вы терпите боль. Вы упорно продолжаете заниматься. Это и есть «Ос».
Киокушинкай карате не может быть изучен быстро. Это отнимает годы, чтобы должным образом изучить основные принципы. Основные приёмы выполняются тысячи раз (ren ma — «всегда оттачивающий»), пока они не станут инстинктивными движениями, без осознания того, что Вы делаете (mushin — «никаких мыслей»). Легко сломаться, делая одно и тоже снова и снова, особенно, когда прогресса, кажется, почти нет. Преодоление этого и продолжение обучения требует терпения и настойчивости. Это — «Ос».
Абсолютная и непоколебимая преданность, необходимая для восхождения на вершину Киокушинкай карате — есть «Ос».
Дух «Ос», вероятно, лучше всего описал Шихан Камерон Квин (Cameron Quinn) из Австралии в своей книге «Будо карате Мас Оямы»:
«Есть высказывание в Японии — ‘Ishi no ue ni san nen’. В переводе это означает ‘Три года на скале’. Это высказывание символизирует потребность упорства во всём. Это — одна из наиболее важных философий в Киокушинкай карате. Киокушинкай — искусство, требующие от вас жертвы ради целей, достигаемых длительными тренировками. В конечном счете, понимаешь, что в сердцах участников живёт особый дух, превосходящий толчки, удары и ката. Это учит их встречать без страха, зрело и терпеливо, трудности повседневной жизни. Будо-ka непоколебим лёгкими ударами судьбы, он понимает, что чтобы достичь и проявить свой истинный потенциал, человеку потребуется непреклонный дух настойчивости. Эта сила развивается в течение трудного обучения и известна как «Osu no seishin» (дух Ос). Слово «Ос» произошло от «oshi shinobu», что означает «упорно продолжать заниматься пока можешь (до предела)». Это подразумевает готовность подталкивать себя к пределам выносливости, упорно продолжать заниматься под любым видом давления. Отдельное слово «Ос» наиболее точно показывает, что может предложить искусство карате, особенно Киокушинкай. Тот, кто действительно способен проявить дух «Ос» в каждом слове, мысли и действии может считаться мудрым и храбрым. Прежде всего, тренировка должна проходить в духе «Ос». Повседневная жизнь, и обязанности ею налагаемые, более полностью раскрывается, если идет в духе «Ос». Даже новичку, который ощущает свой недостаток обучения и не горит желанием столкнуться с требованиями обучения, достаточно просто осознавать, что через настойчивость и желание продолжать он может достигнуть большей физической, умственной, духовной и эмоциональной силы. Все, что необходимо — твердое намерение. Другими словами, «Ос».
Официальный перевод:
- Мы будем тренировать наши сердца и тела для достижения твёрдого и непоколебимого духа клянусь;
- Мы будем следовать истинному смыслу воинского пути, чтобы наши чувства всегда были наготове клянусь;
- С истинным рвением мы будем стремиться культивировать дух самосовершенства (самообладания) клянусь;
- Мы будем соблюдать правила этикета, уважения старших и воздержания от насилия клянусь;
- Мы будем следовать нашей цели и никогда не забудем истинную добродетель скромности клянусь;
- Мы будем стремиться к мудрости и силе, не ведая других желаний клянусь;
- Всю нашу жизнь через карате мы будем стремиться выполнять истинное предназначение пути Киокушинкай клянусь.
Транслитерация с японского:
- Хитоцу, варэ варэ ва, синсин о рэммаси, какко фубацу но синги о кивамэру кото.
- Хитоцу, варэ варэ ва, бу но синдзуй о кивамэ, ки ни хасси, кан ни бин нару кото.
- Хитоцу, варэ варэ ва, сицудзицу го:кэн о моттэ, дзико но сэйсин о канъё: суру кото.
- Хитоцу, варэ варэ ва, рэйсэцу о мондзи, тё:дзё: о кэйси, собо: но фурумай о цуцусиму кото.
- Хитоцу, варэ варэ ва, симбуцу о то:тоби, кэндзё: но битоку о васурэдзару кото.
- Хитоцу, варэ варэ ва, тисэй то тайрёку то о ко:дзё: сасэ, кото ни нодзондэ аяматадзару кото.
- Хитоцу, варэ варэ ва, сё:гай но сюгё: о каратэ но мити ни цу:дзи, киокушин но мити о матто: суру кото.