“Нет ничего благороднее солнца, Эти слова древнегреческого поэта Пиндара, написанные два тысячелетия назад, не забыты по сей день. Не забыты потому, что Олимпийские состязания, проводившиеся на заре цивилизации, продолжают жить в памяти человечества. Каждые Олимпийские игры превращались в праздник для народа, своего рода конгресс для правителей и философов, конкурс для скульпторов и поэтов. Олимпиады возвеличивали человека, ибо Олимпиады отражали мировоззрение, краеугольным камнем которого были культ совершенства духа и тела, идеализация гармонично развитого человека – мыслителя и атлета. Олимпионику – победителю игр – соотечественники воздавали почести, каких удостаивались боги, в их честь создавались памятники при жизни, слагались хвалебные оды, устраивались пиры. Олимпийский герой въезжал в родной город на колеснице, одетый в пурпур, увенчанный венком, въезжал не через обычные ворота, а через пролом в стене, который в тот же день заделывали, чтобы олимпийская победа вошла в город и никогда не покидала его. Центром олимпийского мира древности был священный округ Зевса в Олимпии – роща вдоль реки Алфей при впадении в нее ручья Кладей. В этом прекрасно городке Эллады почти триста раз устраивались традиционные общегреческие состязания в честь бога-громовержца. Ветры ионического моря беспокоили могучие сосны и дубы на вершине холма Кронос. У его подножия раскинулась заповедная территория, тишину которой раз в четыре года нарушало олимпийское торжество. Ныне Олимпия – типичный провинциальный городок, живущий туристами, что стекаются к олимпийским развалинам со всего света. В нем решительно все олимпийское: от названия улиц и отелей до блюд в тавернах и сувениров в бесчисленных лавченках. Достопримечателен же он своими музеями – археологическим и олимпийским. Своей поныне сохранившейся славой Олимпия всецело обязана Олимпийским играм, хотя проводились они там лишь раз в четыре года и длились считанные дни. В перерывах между играми пустовал огромный стадион, расположенный неподалеку, в котловине у холма Кроноса. Зарастали травой беговая дорожка стадиона и окаймлявшие арену откосы холма и насыпей, служившие трибуной для зрителей. Не раздавался стук копыт и грохот влекомых конями колесниц на близлежащем ипподроме. Не было тренирующихся атлетов на окруженной стоями просторной площади гимнасия и в монументальном здании палестры. Не слышались голоса в леонидайоне – гостинице для почетных гостей. Канун торжественного открытия Игр вблизи стадиона на берегу реки Алфей раскидывался древний палаточный городок. Сюда кроме множества поклонников спорта устремлялись и торговцы различными товарами, владельцы развлекательных заведений. Так еще в древние времена забота о подготовке к играм вовлекала в организационные дела самые разные социальные слои населения Греции. Пять дней официально длился Греческий фестиваль, посвященный прославлению физической силы и единства нации, поклоняющейся обожествленной красоте человека. Олимпийские игры по мере роста их популярности оказывали влияние на центр Олимпии – Альтиса. Более 11 веков в Олимпии проводились общегреческие игры. Подобные же игры проходили и в других центрах страны, но ни одни из них не могли равняться с Олимпийскими. Одна из прекраснейших легенд прошлого повествует о богоборце и защитнике людей Прометее, который похитил огонь с огонь с Олимпа и принес его в тростнике и научил смертных пользоваться им. Как гласят мифы, Зевс повелел Гефесту приковать Прометея к Кавказской скале, пробил ему грудь копьем, а огромный орел каждое утро прилетал клевать печень титана, он был спасен Гераклом. И не сказание, а история свидетельствует о том, что в иных городах Эллады существовал культ Прометея, а в его честь проводились Прометейи – состязания бегунов с горящими факелами. Вот почему была возобновлена традиция зажжения огня, а позднее и доставки его к месту проведения состязаний. Начало факельным эстафетам, доставлявшим огонь из Олимпии в город летней Олимпиады, было положено в 1936 г. С тех пор церемонии открытия Олимпийских игр обогатились волнующим зрелищем зажжения на главном олимпийском стадионе огня от факела, пронесенного эстафетой. Бег факелоносцев – торжественный пролог Игр в течение более четырех десятилетий. 20 июня 1936 г. в Олимпии был зажжен огонь, совершивший затем 3075 километровый путь по дороге Греции, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии и Германии. А в 1948 г. факел впервые совершил морское путешествие. Древнегреческие атлеты соревновались голыми. От слова «голый» («гимнос») происходит слово «гимнастика». Обнаженное тело не считалось чем-то стыдным — наоборот, оно показывало, как упорно спортсмен тренировался. Стыдным было иметь неспортивное, нетренированное тело. Женщинам запрещалось не то что участвовать, но и наблюдать за ходом Игр. Если на стадионе обнаруживали какую-нибудь женщину, ее по закону должны были бросить в пропасть. Лишь однажды это правило было нарушено — когда женщина, чьи отец, брат и муж были Олимпийскими чемпионами, сама вытренировала своего сына и, гонимая желанием увидеть чемпионом и его, поехала с ним на Игры. Тренеры стояли на поле отдельно, наблюдая за своими подопечными. Наша героиня переоделась в мужскую одежду и стала рядом с ними, с волнением глядя на сына. И вот… его объявляют чемпионом! Мать не выдержала и побежала через все поле, чтобы первой его поздравить. По дороге одежда с нее упала, и все увидели, что на стадионе — женщина. Судьи были в трудном положении. По закону, нарушительница должна быть убита, но ведь она — дочь, сестра и жена, а теперь еще и мать олимпийских чемпионов! Ее пощадили, но с этого дня ввели новое правило — теперь не только атлеты, но и тренеры должны стоять на поле абсолютно голыми, чтобы предотвратить подобные ситуации. Одним из видов соревнований были гонки на колесницах — необычайно опасный вид спорта, часто кони пугались, колесницы сталкивались, жокеи падали под колеса… Иногда до старта доходили лишь две колесницы из десяти. Но все равно, какую бы силу и ловкость не проявил жокей, венок победителя получал не он, а хозяин лошадей! C наступлением эпохи Ренессанса, восстановившей интерес к искусству Древней Греции, вспомнили про Олимпийские игры. В начале 19 в. Спорт получил в Европе всеобщее признание и возникло стремление организовать нечто подобное Олимпийским играм. Некоторый след в истории оставили локальные игры, организованные в Греции в 1859, 1870, 1875 и 1879 годах. Хотя они и не дали ощутимых практических результатов в развитии международного Олимпийского движения, но послужили толчком к формированию Олимпийских игр современности, обязанных своим возрождением французскому общественному деятелю, педагогу, историку Пьеру Де Кубертену. Рост экономического и культурного общения между государствами, возникший в конце 18 в., появление современных видов транспорта, подготовили почву для возрождения Олимпийских игр в международном масштабе. Именно поэтому призыв Пьера Де Кубертена: “Нужно сделать спорт интернациональным, нужно возродить Олимпийские игры!”, нашел должный отклик во многих странах. Легенды, связанные возникновением Олимпийских игр: * Одной из древнейших является легенда о Пелопсе, которую упоминают древнеримский поэт Овидий в своих «Метаморфозах» и древнегреческий поэт Пиндар. Пелопс, сын Тантала, рассказывается в этой легенде, посде того, как царь Трои Ил завоевал его родной город Сипил, покинул родину, и отправился к берегам Греции. На самом юге Греции он нашел полуостров и поселился на нем. С тех пор этот полуостров стали называть Пелопоннесом. Однажды увидел Пелопс красавицу Гиподамию — дочь Эномая. Эномай был царем Писы, города, расположенного на северо-западе Пелопоннеса, в долине реки Алфей. Пелопс влюбился в прекрасную дочь Эномая и решил просить у царя ее руки. Но это оказалось делом не таким уж легким. Дело в том, что оракул предсказал Эномаю гибель от руки мужа его дочери. Чтобы предотвратить такую судьбу Эномай решил вообще не выдавать дочь замуж. Но как это сделать? Как отказывать всем претендентам на руку Гиподамии? Много достойных женихов сваталось за красавицу царевну. Отказывать всем без причины Эномай не мог и придумал жестокое условие: он отдаст Гиподамию в жены лишь тому, кто победит его в состязании на колеснице, но если он окажется победителем, то бобежденный должен поплатиться жизнью. Во всей Греции не было равных Эномаю в искусстве управлять колесницей, да и кони его были быстрее ветра. Один за другим приходили во дворец Эномая молодые люди, не боявшиеся лишиться жизни, лишь бы получить в жены прекрасную Гиподамию. И всех их убил Эномай, а чтоб неповадно другим было приходить свататься, прибил головы погибших к дверям дворца. Но это не остановило Пелопса. Он решил перехитрить жестокого правителя Писы. Тайно договорился Пелопс с возничим Эномая Миртилом о том, чтобы тот не вставлял чеку, удерживающую колесо на оси. * Другие легенды утверждают, что в Олимпии около могилы Крона, отца Зевса, состоялись соревнования по бегу. И будто бы их организовал сам Зевс, который таким образом отпраздновал победу над своим отцом, сделавшую его властелином мира.
|
www.afizika.ru
История возникновения олимпийских игр
Выполнила учитель физической культуры
первой категории
МБОУ «СОШ № 31»
Г. Симферополя
Адамено Ольга Александровна
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР
Введение
Много тысячелетий назад древнегреческие поэты писали об Олимпийских играх, и их слова не забыты и по сей день. Не забыты потому, что Олимпийские состязания, проводившиеся на заре цивилизации, продолжают жить в памяти человечества. Особенность Олимпийских игр заключается в их уникальной идее бескорыстных, честных, товарищеских игр.
Актуальность:
Данная тема актуальна, поскольку в настоящее время спорт играет огромную роль в жизни человечества, а в 2014 году нашей стране была оказана честь в проведении XXII зимних Олимпийских игр.
Целью исследования является ознакомление с историей происхождения и развития Олимпийских игр, а также пропаганда Олимпийского движения.
Зарождение Олимпийских игр
История возникновения Олимпийских игр уходит корнями в старину. До наших дней дошло множество легенд, связанных с возникновением Олимпийских игр.
Но, несмотря на все существующие мифы и легенды, историки все же склоняются к тому, что основателем Олимпийских игр был Ифит – реальная историческая личность, царь Элиды, небольшого греческого государства, на территории которого находился религиозный центр Олимпия и два крупных города – Элис и Писа. Получив от Дельфийского оракула совет «основать для укрепления мира Игры, угодные богам», Ифит договорился с царем Спарты Ликургом и другими соседями о независимости Элиды. Чтобы отблагодарить богов, Ифит устроил в 884 г. до н.э. в Олимпии большой праздник, который и решил повторять раз в четыре года («Олимпиада» по-гречески означает период из четырех лет).
Олимпия — священный город на юго-западе Греции, расположившийся в долине реки Алфей, впадающей в Ионическое море. Олимпия была священным местом с семьюдесятью алтарями, на которых приносили жертвы богам, почитаемым в Древней Греции. В городе находились произведения греческого искусства всех племен и эпох, важные государственные документы.
Олимпийский спортивный комплекс был построен в 450 г. до н.э. в священной роще Альтис. Центральное место в олимпийском комплексе занимал храм Зевса Олимпийского, внутри которого возвышалась огромная, высотой более 13 м., статуя Зевса работы скульптора Фидия – одно из семи чудес света. На территории Олимпии находились: ипподром (730-336 м) на котором устраивались конные скачки; олимпийский стадион с местами на 50 тыс. зрителей и ареной примерно 213х29 м; гимнасий — двор, окруженный колоннадой, с дорожками для бега, площадками для метаний, борьбы, для различных упражнений, игр с мячом, комнатами для гигиенических процедур, банями и др.; к гимнасию примыкали жилые помещения для участников Олимпийских игр.
Первые игры в Олимпии прошли в 884 г. до н.э., это были соревнования в беге на один стадий. Они родились из религиозного ритуала – с давних времен на празднествах в честь бога Зевса состязались в беге с факелами, и победитель зажигал огонь на алтаре. В Играх тогда участвовали только жители Элиды, а состязания в основном сводились к религиозной церемонии.
В 776 г. до н.э. Олимпийские игры стали общегреческими. Они были признаны официально – правителями всех городов-государств Древней Греции – и проводились регулярно раз в четыре года. Первым олимпийским чемпионом стал Кориоб – повар из города Элис. С игр 776 г. до н.э. был открыт счет древних Игр.
Программа древних Олимпийских игр.
На первых тринадцати Играх греки соревновались только в коротком беге на одну стадию, длина которой из-за разного шага отмеряющих судей была, как уже отмечалось, неодинакова — от 175 до 192,27 м. Именно от этого слова и произошло название «стадион». Самый большой стадий был именно в Олимпии, так как его, по преданию, отмерял сам Геракл. Этот вид бега более полвека был единственным состязанием на олимпийском празднике эллинов.
Олимпийские игры и в древности были важнейшим событием. На это время в Греции объявлялось перемирие для всех воюющих армий. Оно продолжалось три месяца и защищало участников Игр не только в процессе соревнований, но и при подготовке к ним. Олимпийский праздник включал религиозные церемонии, спортивные состязания, конкурсы искусств, выступления поэтов и философов.
К бегу на один стадий в 724 г. до н.э. добавился «двойной бег» на дистанцию 384 м. – один стадий туда и один обратно. Затем, в 720 г. до н.э., вошел бег на длинную дистанцию в 24 стадия. В 708 г. до н.э., на ХVIII олимпиаде, появилась борьба и пятиборье, состоящее из бега на один стадий, прыжков в длину, метания диска, метания копья и борьбы. Еще через пять олимпиад, в 688 г. до н.э., в программе появился кулачный бой. В 648 г. до н.э., появился самый жесткий ни зрелищный вид – панкратион (единоборство с использованием приемов кулачного боя и борьбы, в котором схватка велась до тех пор, пока один из противников не признавал свое поражение). В 680 г. до н.э. состоялись первые состязания в скачках.
Первоначально в Олимпиадах принимали участие только жители Пелопонесса. В период с VI до II в. до н.э. в Олимпийских играх могли участвовать только свободнорожденные греки. Женщины не только не участвовали в Олимпийских играх, но им даже запрещалось на них смотреть. Все желающие принять участие в Играх, за год от их открытия вносились в особые списки. Они давали клятву, что будут готовиться к предстоящим соревнованиям не менее десяти месяцев. Подготовка шла в специальных школах, пребывание в которых оплачивал сам участник. Затем за 30 дней до открытия Игр все потенциальные их участники прибывали в Олимпию на централизованный сбор.
В 472 г. до н.э. состязания, проводившиеся в течение одного дня, сменились пятидневным праздником. Первый день был посвящен религиозным церемониям и празднику искусств. Олимпийские игры открывала торжественная процессия, направляющаяся к золотой статуе Зевса. На второй день соревновались в беге, на третий – в единоборствах. Четвертый день посвящался гонкам колесниц и пятиборью, и, наконец, на пятый проходили завершающие церемонии и награждение победителей. Чемпион Олимпийских игр получал венок из ветвей оливы, и ему воздвигали статую.
В 146 г. до н.э. Древняя Греция была завоевана Римом и вошла в состав Римской империи. Олимпийские игры продолжались, но теперь в них участвовали и римляне. Сами Игры все больше теряли религиозный смысл, превращаясь в демонстрацию могущества Рима. На них появились бои гладиаторов и поединки с дикими зверями.
Запрет проведения Олимпийских игр.
Появление христианской религии, выступавшей противником языческой веры, потеря греческим государством самостоятельности в 146 г. до н.э. окончательно привели к прекращению проведения древнегреческих Олимпийских игр. В 394 г. н.э. римский император Феодосии I издал эдикт о запрещении проведения Олимпийских игр.
Возрождение игр.
Возрождению Олимпийских игр способствовали следующие предпосылки:
Во-первых, первые Олимпийские игры, за исключением средневековья, никогда не забывались. Интерес к ним особенно возрос после опубликования книги археолога И.Виккельмана о Древней Греции, а также о раскопках в Олимпии, начатых другим немецким археологом Э.Куртисом в 1875 г.
Во-вторых, в этот период времени в разных странах уже складывались свои системы физического воспитания: немецкая, английская, французская, шведская, чешская, русская.
В-третьих, в 1960-1880г.г. начинаются широкие спортивные контакты, появляются национальные и первые международные спортивные объединения.
В-четвертых, с выходом спорта на международную арену возникла необходимость проведения крупных комплексных соревнований.
Международное олимпийское движение.
В создании современных Олимпийских игр особое место занимает Международный атлетический конгресс в Париже в июне 1894 г, на котором единогласно было принято решение о возрождении Олимпийских игр и учреждении высшего руководящего органа – Международного олимпийского комитета (МОК). Идея проведения конгресса принадлежит Пьеру де Кубертену (1863-1937 г. г.).
Законы и правила олимпийского движения собраны в едином кодексе – Олимпийской хартии. В нее включены основополагающие принципы, подробные правила и официальные разъяснения, принятые МОК. Она управляет организацией и функционированием олимпийского движения и устанавливает условия проведения Олимпийских игр. В ней также заключаются основные задачи олимпийского движения — укрепление мира и соединение спорта с культурой и образованием. Говорится, что цель олимпизма – становление спорта на службу гармоничного развития человека, создание лучшего мира, воспитание молодежи средствами спорта, взаимопонимание, дружба, атмосфера солидарности и честной игры. Олимпийская хартия – первый в истории документ, в котором говорится о занятии спортом как об одном из прав человека.
В 1914 г. на сессии МОК в Париже было принято несколько важных организационных решений. Прежде всего утвердили флаг с пятью переплетенными кольцами, официальными языками МОК установили французский, английский и немецкий, впервые рассмотрели вопрос взаимоотношения с международными федерациями.
Олимпийские ритуалы.
Как и в древности, современные Игры представляют собой огромный праздник и сопровождаются торжественными церемониями. В параде стран первой всегда выходит Греция. Далее команды идут в алфавитном порядке. Замыкает открытие страна-хозяйка. Глава города или государства объявляет Игры открытыми. На праздничной церемонии выступают президент Оргкомитета Олимпиады и президент МОК, проходит большой концерт и выступления артистов, показывающие национальные особенности принимающей страны.
Олимпийский флаг поднимают во время исполнения олимпийского гимна. Флаг представляет собой белое полотнище, в центре которого расположен олимпийский символ в пяти цветах. Кольца голубого, желтого, черного, зеленого и красного цветов переплетаются слева направо. Пять колец – символ пяти континентов, а их сцепление – знак прочного союза. Белое поле флага символизирует чистоту олимпийского движения, мир и дружбу. Флаг придуман Пьером де Кубертеном в 1913 году.
Олимпийский факел, доставленный из Греции, используется для зажигания олимпийского огня, одного из главных символов Олимпийских игр. Все атлеты и судьи принимают олимпийскую клятву. Завершает Олимпийские игры церемония закрытия, в которую входит торжественное представление города-хозяина следующих Игр. Обязательный элемент Игр – разнообразная олимпийская атрибутика. С 1972 г. официально признаны олимпийские талисманы.
Заключение.
На основе проведенного исследования можно сделать вывод о том, что Олимпийские игры — самые святые и чистые игры современности, которые создал человеческий разум. В них собрано воедино все то, что спорт дает человеку, а идеи международного взаимопонимания, мира и дружбы между народами планеты имеют огромное значение для всего человечества. Олимпиады – не просто состязания сильных по моральным и физическим качествам людей, а форма общественного мировоззрения, название которой — олимпизм.
multiurok.ru
Реферат «История олимпийских игр» | Социальная сеть работников образования
Отдел по образованию администрации города Заринска Алтайского края
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 города Заринска Алтайского края
РЕФЕРАТ
по физической культуре
на тему:
История олимпийских игр
Выполнил:
Бобин Максим,
ученик 9 А класса
Учитель:
Субуханкулова С.Б.
Заринск
2013г.
Оглавление.
- Из истории Олимпийских игр.
- Олимпийские игры современности.
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Список литературы
1.
“Нет ничего благороднее солнца,
дающего столько света и тепла. Так
и люди прославляют те состязания,
величественнее которых нет ничего, — Олимпийские игры.”
Пиндар
Из истории Олимпийских игр.
Эти слова древнегреческого поэта Пиндара, написанные два тысячелетия назад, не забыты по сей день. Не забыты потому, что Олимпийские состязания, проводившиеся на заре цивилизации, продолжают жить в памяти человечества.
Нет числа мифам – один прекраснее другого! – о возникновении Олимпийских игр. Почетнейшими родоначальниками их считают богов, царей, правителей и героев. Установлено с очевидной бесспорностью одно: первая известная нам Олимпиада с древности проходила в 776 г. до нашей эры.
Каждые Олимпийские игры превращались в праздник для народа, своего рода конгресс для правителей и философов, конкурс для скульпторов и поэтов.
Дни олимпийских торжеств – дни всеобщего мира. Для древних эллинов игры были инструментом мира, облегчавшим переговоры между городами, способствовавшим взаимопонимания и связи между государствами.
Олимпиады возвеличивали человека, ибо Олимпиады отражали мировоззрение, краеугольным камнем которого были культ совершенства духа и тела, идеализация гармонично развитого человека – мыслителя и атлета. Олимпионику – победителю игр – соотечественники воздавали почести, каких удостаивались боги, в их честь создавались памятники при жизни, слагались хвалебные оды, устраивались пиры. Олимпийский герой въезжал в родной город на колеснице, одетый в пурпур, увенчанный венком, въезжал не через обычные ворота, а через пролом в стене, который в тот же день заделывали, чтобы олимпийская победа вошла в город и никогда не покидала его.
Центром олимпийского мира древности был священный округ Зевса в Олимпии – роща вдоль реки Алфей при впадении в нее ручья Кладей. В этом прекрасно городке Эллады почти триста раз устраивались традиционные общегреческие состязания в честь бога-громовержца. Ветры ионического моря беспокоили могучие сосны и дубы на вершине холма Кронос. У его подножия раскинулась заповедная территория, тишину которой раз в четыре года нарушало олимпийское торжество.
Такова Олимпия, колыбель игр. О ее былом величии напоминают ныне отнюдь не безмолвные руины. Свидетельство античных авторов, статуи и изображенния на вазах и монетах воссоздают картину Олимпийских зрелищ.
Возле священной Олимпии вырос впоследствии одноименный городок в окружении апельсиновых и оливковых рощ.
2
Ныне Олимпия – типичный провинциальный городок, живущий туристами, что стекаются к олимпийским развалинам со всего света. В нем решительно все олимпийское: от названия улиц и отелей до блюд в тавернах и сувениров в бесчисленных лавченках. Достопримечателен же он своими музеями – археологическим и олимпийским. Если бы не эти сокровища глубокой старины, можно бы без сожаления покинуть городок, перейти каменный мостик через ручей Кладей, по другую сторону которого – заповедная Олимпия. Ничем не примечателен вход в священную рощу. Под ногами почерневший мрамор ступеней да плиты священного ракушечника. Стоит протянуть руку, и дотронешься до ветви дикой оливы, какой венчали голову Олимпионика. Над головой простерли свои кроны могучие сосны и дубы. А выше – голубизна неба, под шатром которого тут были воздвигнуты величественные сооружения. Увы, их не пощадили ни землетрясения, ни разливы рек, ни время. Но как поразительны эти останки былого величия!!!
Своей поныне сохранившейся славой Олимпия всецело обязана Олимпийским играм, хотя проводились они там лишь раз в четыре года и длились считанные дни. В перерывах между играми пустовал огромный стадион, расположенный неподалеку, в котловине у холма Кроноса. Зарастали травой беговая дорожка стадиона и окаймлявшие арену откосы холма и насыпей, служившие трибуной для зрителей. Не раздавался стук копыт и грохот влекомых конями колесниц на близлежащем ипподроме. Не было тренирующихся атлетов на окруженной стоями просторной площади гимнасия и в монументальном здании палестры. Не слышались голоса в леонидайоне – гостинице для почетных гостей.
Зато во время Олимпийских игр здесь бурлила жизнь. Десятки тысяч прибывающих атлетов и гостей до отказа заполняли грандиозные по тем временам спортивные сооружения. Их ансамбль по своему составу в основе мало отличался от современных спортивных комплексов. В те далекие времена на Олимпиадах выявлялся лишь победитель в отдельных видах соревнований – Олимпионик. Говоря современным языком, никто не фиксировал абсолютные достижения атлетов. Совершенство мест соревнований поэтому мало кого интересовало. Всех больше занимала обрядовая сторона праздника, посвященного Зевсу.
Как известно, древнегреческую историю с некоторой степенью достоверности отображает мифологию. Один из поэтических мифов древней Греции повествует о том, как возник олимпийский стадион. Если прислушаться к этой легенде, то его основателем был Геракл из Крита. Примерно в 17 в. до н. э. Он и его четыре брата высадились на Пелопоннесском полуострове. Там у холма с могилой титана Кроноса, согласно преданию побежденного в борьбе сыном Зевса, Геракл в честь победы своего отца над дедом организовал соревнование со своими братьями в беге.
3
Для этого на площадке у подножия холма он отмерил расстояние в 11 стадий, которое соответствовало 600 его ступням. импровизированная беговая дорожка длинной 192 м 27 см и послужила основой будущего Олимпийского стадиона. На протяжении трех столетий именно на этой примитивной арене далеко не регулярно проходили игры, названные позднее Олимпийскими.
Постепенно Олимпиады завоевали признание всех государств расположенных на Пелопоннесском полуострове, а к 776 г до н. э. приобрели общегреческий характер. Именно с этой даты началась традиция увековечивать имена победителей.
Канун торжественного открытия Игр вблизи стадиона на берегу реки Алфей раскидывался древний палаточный городок. Сюда кроме множества поклонников спорта устремлялись и торговцы различными товарами, владельцы развлекательных заведений. Так еще в древние времена забота о подготовке к играм вовлекала в организационные дела самые разные социальные слои населения Греции. Пять дней официально длился Греческий фестиваль, посвященный прославлению физической силы и единства нации, поклоняющейся обожествленной красоте человека. Олимпийские игры по мере роста их популярности оказывали влияние на центр Олимпии – Альтиса. Более 11 веков в Олимпии проводились общегреческие игры. Подобные же игры проходили и в других центрах страны, но ни одни из них не могли равняться с Олимпийскими.
Одна из прекраснейших легенд прошлого повествует о богоборце и защитнике людей Прометее, который похитил огонь с огонь с Олимпа и принес его в тростнике и научил смертных пользоваться им. Как гласят мифы, Зевс повелел Гефесту приковать Прометея к Кавказской скале, пробил ему грудь копьем, а огромный орел каждое утро прилетал клевать печень титана, он был спасен Гераклом. И не сказание, а история свидетельствует о том, что в иных городах Эллады существовал культ Прометея, а в его честь проводились Прометейи – состязания бегунов с горящими факелами.
Фигура этого титана остается и ныне одним из самых ярких образов в Греческой мифологии. Выражение “прометеев огонь” означает стремление к высоким целям в борьбе со злом. Разве не тот же смысл вкладывали древние, когда около трех тысячелетий назад зажигали Олимпийский огонь в роще Альтиса?
Во время летнего солнцестояния участники соревнований и организаторы, паломники и болельщики воздавали почести богам, зажигая огонь на алтарях Олимпии. Победитель соревнований по бегу удостаивался почести зажечь огонь для жертвоприношения. В отблесках этого огня происходило соперничество атлетов, конкурс художников, заключалось соглашение о мире посланцами от городов и народов.
4
Вот почему была возобновлена традиция зажжения огня, а позднее и доставки его к месту проведения состязаний.
Олимпийские игры современности.
Среди олимпийских ритуалов особой эмоциональностью окрашена церемония зажжения огня в Олимпии и доставки его на главную арену игр. Это одна из традиций современного Олимпийского движения. За волнующим путешествием огня через страны, и даже – иногда- континенты, с помощью телевидения могут наблюдать миллионы людей.
Впервые олимпийское пламя вспыхнуло на Амстердамском стадионе в первый день игр 1928 года. Это бесспорный факт. Однако до последнего времени большинство исследователей в области олимпийской истории не находят подтверждения тому, что этот огонь был доставлен, как велит традиция, эстафетой из Олимпии.
Начало факельным эстафетам, доставлявшим огонь из Олимпии в город летней Олимпиады, было положено в 1936 г. С тех пор церемонии открытия Олимпийских игр обогатились волнующим зрелищем зажжения на главном олимпийском стадионе огня от факела, пронесенного эстафетой. Бег факелоносцев – торжественный пролог Игр в течение более четырех десятилетий. 20 июня 1936 г. в Олимпии был зажжен огонь, совершивший затем 3075 километровый путь по дороге Греции, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии и Германии. А в 1948 г. факел впервые совершил морское путешествие.
В 394 г. н. э. Римский император Феодосий 1 издал указ, запрещающий дальнейшее проведение Олимпийских игр. Император принял христианство и решил искоренить антихристианские игры, прославляющие языческих богов. И полторы тысячи лет игры не проводились. В последующие века спорт потерял то демократическое значение, которое придавали ему в Древней Греции. Надолго он стал привилегией “избранного” мошенничества, престал играть роль наиболее доступного средства общения между народами.
С наступлением эпохи Ренессанса, восстановившей интерес к искусству Древней Греции, вспомнили про Олимпийские игры. В начале 19 в. Спорт получил в Европе всеобщее признание и возникло стремление организовать нечто подобное Олимпийским играм. Некоторый след в истории оставили локальные игры, организованные в Греции в 1859, 1870, 1875 и 1879 годах. Хотя они и не дали ощутимых практических результатов в развитии международного Олимпийского движения, но послужили толчком к формированию Олимпийских игр современности, обязанных своим возрождением французскому общественному деятелю, педагогу, историку Пьеру Де Кубертену. Рост экономического и культурного общения между государствами, возникший в конце 18 в.,
5
появление современных видов транспорта, подготовили почву для возрождения Олимпийских игр в международном масштабе. Именно поэтому призыв Пьера Де Кубертена: “Нужно сделать спорт интернациональным, нужно возродить Олимпийские игры!”, нашел должный отклик во многих странах.
23 июня 1894 г. в Париже в Большом зале Сорбонны собралась комиссия по возрождению Олимпийских игр. Ее генеральным секретарем стал Пьер Де Кубертен. Затем оформился Международный Олимпийский Комитет – МОК, в который вошли наиболее авторитетные и независимые граждане разных стран.
По решению МОК игры первой Олимпиады были проведены в апреле 1896 г. в столице Греции на Панафинийском стадионе. Энергия Кубертена и энтузиазм греков преодолели многие препятствия и позволили выполнить намеченную программу первых игр современности. С восторгом принимали зрители красочные церемонии открытия и закрытия возрожденного фестиваля спорта, награждение победителей соревнований. Интерес к соревнованиям был так велик, что на мраморных трибунах Панафинийского стадиона, рассчитанных на 70 тысяч мест уместилось 80 тысяч зрителей. Успех возрождения олимпийских игр подтвердили общественность и пресса многих стран, с одобрением встретившие начинание.
Однако еще в начале подготовки Игр в Афинах выявились трудности, связанные с экономической слабостью Греции. Премьер-министр страны Триконис сразу же заявил Кубертену, что Афины не в состоянии осуществить столь крупное международное мероприятие, связанное с большими затратами средств и объемами работ для переустройства города и спортивных сооружений. Лишь поддержка населения помогла преодолеть это препятствие. Видные общественные деятели Греции образовали Организационный комитет и изыскали средства. В фонд подготовки игр поступали частные взносы, образовавшие крупные суммы. Были выпущены почтовые марки в честь Олимпийских игр. Доход от их реализации пошел в фонд подготовки. Энергичные меры оргкомитета и участие всего населения Греции принесли желанные плоды.
И все же явная неподготовленность Греции к серьезным мероприятиям подобного масштаба сказалось прежде всего на спортивных результатах соревнований, которые были невысоки даже по оценкам того времени. Причина тому была одна – отсутствие должным образом оборудованных сооружений.
Знаменитый Панафинийский стадион был одет белым мрамором, но его вместимость оказалась явно недостаточной. Спортивная арена не выдерживала никакой критики. Слишком узкая, имеющая уклон у одному краю, она оказалась плохо приспособленной для соревнований легкоатлетов. Мягкая гаревая дорожка к финишу имела повышение, а виражи были слишком круты. Пловцы соревновались в открытом море, где старт и финиш были обозначены растянутым между поплавками канатами.
6
В таких условиях о высоких достижениях не приходилось даже мечтать. Стало ясно, что на примитивной арене стадиона атлеты не могут достичь высоких результатов. Кроме того, невиданный приток туристов, устремившихся в Афины, выявил необходимость приспособления городского хозяйства для их приема и обслуживания.
В настоящее время Мраморный стадион в Афинах для соревнований не используется, оставаясь памятником первых игр. Естественно, что организация современных олимпийских игр под силу лишь экономически развитым странам, города которых имеют необходимые спортивные сооружения и достаточно благоустроены, чтобы должным образом принят необходимое количество гостей. Вынося решение об очередных играх 1900-1904 годав Париже в Сент-Луисе МОК исходил из того, что в этих городах в тоже время проводились всемирные выставки. Расчет был прост – избранные города во Франции и США уже имели минимально необходимые спортивные сооружения, а подготовка к всемирным выставкам обеспечивала условия для обслуживания туристов и участников игр.
К прославленным Парижским ансамблям подготовка игр 2 Олимпиады не добавила ничего существенно нового.
На соревнованиях Игр 2 Олимпиады в Париже были показаны довольно высокие результаты. Однако расчеты на использование уже существующих сооружений и совмещение Игр со Всемирной выставкой себя не оправдали. Соревнования проходили на аренах, далеко расположенных друг от друга и не рассчитанных на большое количество зрителей. Легкая атлетика проводилась в Булонском лесу на грунтовых дорожках Ресинг клуба, плавание – в Аньере, гимнастика в Венсенском лесу, фехтование в Тьюильри, теннис на острове Пюто. Парижские игры стали частью программы третьей Всемирной выставки. Они привлекли мало зрителей, были слабо отражены в прессе.
Еще менее эффективными оказались игры 3 Олимпиады, проведенные впервые на Американском континенте в Сент-Луисе. Их также приурочили к всемирной выставке 1904 года. Подавляющее большинство участников составили сами американцы. Соревнования проводились главным образом на спортивных площадках Университета Вашингтона, рассчитанных на 40 тыс. мест. Беговая дорожка стадиона имела прямую – 200 м. Пловцы стартовали в искусственном русле реки на территории выставки с наспех сколоченного плота. Эти игры оставили малозаметный след в истории олимпийского движения.
Организаторы IV Олимпиады в Лондоне учли ошибки предшественников. В столица Великобритании за короткий срок был возведен стадион White-city с трибуной на 100 тыс. мест. На его территории разместили также стометровый плавательный бассейн, арену для соревнований борцов и каток с искусственным льдом.
7
Олимпийские игры в Лондоне положили начало сооружению специальных спортивных комплексов для их проведения. Правильность такого решения подтвердили высокие результаты, показанные соревнующимися атлетами на стадионе “White-city”, и большой интерес к играм, проявленный любителями спорта и прессой многих стран. При постройке “White-city” архитекторы впервые поставили проблему создания комплекса спортивных сооружений на одной территории.
Популярность современного олимпийского движения подкрепили игры V Олимпиады в Стокгольме. Их четкая организация, а главное специально построенный королевский стадион принесли играм заслуженный успех. Малый размер стадиона, деревянный козырек над трибунами создавали хорошую видимость и акустику. Стадион был снабжен круговыми проходами и тоннелями. Все последующие игры оставили в истории олимпийского движения неизгладимый след не только в виде высоких спортивных достижений, но и в форме уникальных произведений зодчества, оснащенных прогрессивными техническими устройствами, способствующими высоким достижениям атлетов, усовершенствованием структуры городов – столиц олимпийских игр.
Игры VII олимпиады 1920 года состоялись в бельгийском городе Антверпене. Олимпийский стадион был решен как сооружение городского назначения. Здесь любители спорта впервые наблюдали за хоккейными матчами, проводимыми на искусственном льду. Для соревнования велосипедистов был оборудован большой велодром “Garden-city”. Участок канала Вильбрек преобразился в водный стадион для соревнований по гребле. Футбольный турнир проходил на стадионе “Биршот”. На олимпийском стадионе во время церемонии открытия олимпийских игр был поднят белый флаг с пятью переплетенными кольцами, символизирующими единство спортсменов всех континентов, и прозвучала олимпийская клятва.
В 1924 году отмечалось тридцатилетие олимпийского движения. Честь организации игр VIII олимпиады была предоставлена Парижу. На этот раз Париж тщательно готовился к проведению Олимпийских игр. С этой целью был объявлен архитектурный конкурс на лучший проект Олимпийского стадиона. Победитель конкурса М. Фор-Дюжарик разработал проект современного стадиона с трибунами на 100 тысяч мест, с комплексом спортивных сооружений для соревнований по различным видам спорта и олимпийскую деревню для 2 тысяч спортсменов. Хотя реализовать проект не удалось, но он послужил стимулом для создания подобных комплексов в будущем. В предместье Парижа был построен стадион “Коломб” с трибунами на 40 тыс. мест, отвечающий требования того времени, но не отличающийся особой красотой и удобством для зрителей. Пловцы соревновались в бассейне “Турель”. Игры прошли с большим успехом. Были показаны высокие спортивные результаты. На соревнованиях присутствовали более 600 тыс. зрителей.
8
К этой олимпиаде построили жилище для части атлетов. Это были деревянные одноэтажные дома с санузлами и душами.
Игры IX олимпиады (1928 г.) состоялись в Амстердаме – крупном экономическом и культурном центре Нидерландов. В пределах города к играм был построен стадион, который примыкал к городскому парку. В подтрибунном пространстве оборудованы вспомогательные помещения. Стадион на 40 тыс. мест отличала башня над трибунами, имитирующая ветреную мельницу.
Олимпийский комплекс включал также бассейн для плавания, теннисный корт, залы для бокса, борьбы, фехтования, тренировочные площадки. Вблизи стадиона – канал, гавань для яхт, гостиница.
В последующие годы стадион перестроили. Его емкость увеличилась да 60 тыс. мест.
Игры X олимпиады в американском городе Лос-Анджелесе (1932 год) отмечены началом формирования олимпийского комплекса города, включившего стадион, плавательный бассейн, Олимпийскую деревню. Построенный в античном стиле стадион “Колизей” (1923 г.) к олимпиаде был реконструирован, его трибуны стали вмещать свыше 100 тысяч зрителей. Для того времени стадион являлся высшим достижением спортивного зодчества. Над центральной аркой стадиона горел олимпийский факел. Наметив большую программу Игр, организаторы столкнулись с необходимостью рассредоточить места проведения соревнований по различным видам спорта. Так, гребцы соревновались на специально выстроенном канале в Long Beach, велосипедисты – в городе Пассадене, где был построен временный велотрек, который после Игр разобрали. Соревнования по конному спорту проводились за городом.
Для расселения спортсменов впервые была сооружена олимпийская деревня. Она состояла из 700 сборных жилых домиков, расположенных в ней общественного центра. Организация деревни обеспечила благоприятные условия для тесных контактов и нахождения взаимопонимания между спортсменами разных стран.
Однако отдаленность места проведения Игр европейских стран и недостаточное развитие транспортных связей отрицательно сказались на числе участников.
В 1932 году было решено провести Игры 11 Олимпиады в Берлине. В 1933 году в Германии к власти пришли нацисты . они стали использовать подготовку Олимпиады в своих пропагандистских целях. Для проведения Игр в Берлине был возведен комплекс, отличавшийся чрезмерной пышностью. Проект архитектора Вернера Марха на играх был удостоен золотой медали. Главная арена стадиона вмещала 100 тысяч зрителей. Еще 150 тысяч наблюдало за соревнованиями, проходившими в плавательном бассейне, спортивном зале и на стадионе, предназначенном для хоккея.
9
Игры 14 Олимпиады, проведенные в 1948 году в Лондоне, воочию показали, как велика тяга людей к миру и взаимному сотрудничеству. Организованные в условиях жестокого послевоенного режима экономии, они тем не менее привлекли рекордное для того времени число стран — участниц (59) и множество туристов.
Новых спортивных сооружений к играм не построили. Старый олимпийский стадион, построенный к играм 1908 года, был непригоден из-за плохой беговой дорожки. Главным спортивным сооружением олимпиады стал Имперский стадион в Уэмбли на 60 тыс. мест. Впервые в Лондоне соревнования по плаванию проводились в крытом бассейне.
На стадионе “Уэмбли” с энтузиазмом была встречена торжественная церемония открытия послевоенных игр. В ту пору, естественно, на них не приходилось ожидать ни высоких спортивных результатов, ни пышности оформления, ни особых забот о повышенной комфортности для приехавших в Англию любителей спорта. Но сам факт проведения всемирного праздника физкультуры вскоре после завершения II Мировой войны стал подтверждением жизни олимпийского движения.
Игры XV олимпиады 1952 года в Хельсинки оказались еще более представительными. Именно там в числе 69 национальных команд впервые на олимпийскую арену вышли спортсмены Советского Союза. Дебютанты вопреки прогнозам добились поразительных успехов. В неофициальном зачете они по очкам разделили первое и второе места с общепризнанными фаворитами – спортсменами США.
Высокие спортивные результаты, достигнутые спортсменами на олимпиаде-52 во многом явились следствием оптимальных условий соревнований, созданных на специально построенных для проведения игр сооружениях.
Стадион включает беговую дорожку (400 м), футбольное поле, легкоатлетические секторы. Главная трибуна укрыта козырьком. Под ней располагаются вспомогательные помещения.
1956 год ознаменовал собой новый этап в развитии олимпийского движения. Игры XVI олимпиады были впервые проведены на Австралийском континенте в Мельбурне. Отдаленность новой олимпийской столицы от подавляющего большинства развитых стран, своеобразные климатические условия создавали определенные трудности для участников и гостей игр, прибывших на “зеленый континент”. Но организаторы приложили много стараний, чтобы преодолеть эти препятствия. Высокие спортивные достижения показанные посланцами разных стран, стали лучшей оценкой деятельности оргкомитета.
Подготовка к играм XVI олимпиады стала выдающимся событием для архитекторов Австралии и во многом определила характер дальнейшего развития зодчества на континенте.
10
Игры XVII олимпиады 1960 года в Риме поп праву можно считать началом нового направления в организации подготовки последующих олимпиад. Впервые была сделана попытка охватить в целом весь круг вопросов, подлежащих решению организационного комитета. Наряду с подготовкой и строительством спортивных комплексов и отдельных сооружений большое внимание уделили совершенствованию инфраструктуры олимпийской столицы – Рима. По древнему городу проложили новые современные автомагистрали, ряд старых зданий и сооружений снесли. Символизируя связь нынешних игр с Древнегреческими некоторые древнейшие памятники архитектуры Рима были переоборудованы для проведения в них соревнований по отдельным видам спорта.
Некоторые представления о масштабах подготовки дает простое перечисление олимпийских объектов, которые были использованы для проведения в них соревнований и размещения участников Игр.
Возглавил список главный олимпийский стадион “Стадио Олимпико” вместимостью 100 тысяч зрителей. На нем проходили церемонии открытия и закрытия игр, а также соревнования по легкой атлетике и конному спорту.
Одним из наиболее примечательных объектов был признан “Велодромо Олимпико”, на треке которого соревновались велосипедисты. Это сооружение и в наши дни считается одним из лучших велодромов мира.
После олимпиады в Риме специалисты стали придавать большое значение возможности использования сооружений в послеолимпийский период.
Примечательны Игры Римской олимпиады еще и тем, что с них велись телевизионные передачи в некоторые страны Европы. Хотя передачи шли по радиорелейным и кабельным линиям, но это уже было знамением вступления на спортивные арены научно технической революции.
При подготовке Игр XVIII олимпиады в Токио (1964 г.), было израсходовано 2 668 млн. $, в том числе на обеспечение материально технической базы игр – 460 млн. $, остальные средства пошли на организационные цели и на развитие инфраструктуры города.
Организаторы первых олимпийских игр на Азиатском континенте подготовили более 110 различных объектов для соревнований и тренировок спортсменов. Огромная столица Японии преобразилась. Появились новые линии метро и монорельсовая городская железная дорога. Были снесены ветхие строения и расширены улицы. Для решения транспортной проблемы города через него проложили скоростные магистрали. Уличные развязки соорудили путем строительства путепроводов и мостов. Значительно пополнилось гостиничное хозяйство японской столицы. Подлинным центром токийской олимпиады стали крытые сооружения – спортивные залы в парке “Йойоги”. Их архитектурный облик был заимствован из природы.
11
Олимпийское строительство во многом предопределило дальнейшее направление градостроительства Японии.
Характерной чертой токийских игр стало полновластное вступление электроники на олимпийские арены. Ее применение в спортивном судействе многократно увеличило его точность и оперативность. Новый этап в развитии средств массовой информации открыли телевизионные передачи через космос, которые перешагнули границы континентов и приобщили немыслимое ранее количество зрителей к происходящему на олимпийских аренах. Возможность видеть олимпийские игры любому человеку на земле неизмеримо увеличила популярность олимпийского движения.
В 1968 году олимпийские игры были впервые проведены на территории Латинской Америки. Город Мехико с честью выполнил почетную обязанность хозяина Игр XIX олимпиады. Этому во многом благоприятствовал растущий поток туристов из разных стран, оказывающий благотворное влияние на экономику Мексики, на расширению международных контактов, способствующих расширению национальной культуры.
Организаторы игр XX олимпиады в Мюнхене учли опыт Рима, Токио и Мехико и сделали все возможное, чтобы превзойти достижения предшественников. Прежде всего было проведено усовершенствование инфраструктуры столицы олимпиады – 72. Заново соорудили грандиозный олимпийский комплекс спортивных сооружений “Обервизенфельд”. В него вошли: оригинальной конструкции стадион, универсальный дворец спорта, крытые велотрек и бассейн. Кроме того построили стрелковый комплекс, гребной канал, ипподром и ряд других спортивных сооружений. Организаторы Игр объявили Мюнхен олимпийским центром коротких расстояний и зеленых ландшафтов.
Учитывая необычный приток туристов, организаторы произвели реконструкцию центра города, соорудили линии метро, проложили новые подъездные пути к городу, в 10 раз увеличили гостиничный фонд. Для размещения спортсменов возвели огромные корпуса олимпийской деревни, в которой могло поселиться 10-15 тыс. временных жителей.
Приступая к подготовке олимпиады–80, ее организаторы изучили всесторонне опыт своих предшественников и традиции олимпийского движения.
Главной ареной игр 22 олимпиады был определен стадион в Лужниках.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С древних лет олимпийские игры были главным спортивным событием всех времен и народов. В дни проведения олимпиад на всей земле воцарялось согласие и примирение. Войны прекращались и все сильные и достойные люди соревновались в честной борьбе за звание лучшего.
12
За много веков олимпийское движение преодолело много препятствий, забвение и отчуждение. Но несмотря ни на что олимпийские игры живы и по сей день. Конечно это уже не те соревнования, в которых принимали участие обнаженные юноши и победитель которых въезжал в город через пролом в стене. В наши дни олимпиады одно из крупнейших событий в мире. Игры оснащены по последнему слову техники – за результатами следят компьютеры и телекамеры, время определяется с точностью до тысячных долей секунды, спортсмены и их результаты во многом зависят от технического оснащения.
Благодаря средствам массовой информации не осталось ни одного человека в цивилизованном мире. Которой не знал – бы что такое олимпиада или не видел бы соревнования по телевизору.
За последние годы олимпийское движение приобрело огромные масштабы и столицы игр на время их проведения становятся столицами мира. Спорт играет все большую роль в жизни людей!
Список литературы.
1. Коробейников Н.К. и др. Физическое воспитание. М.: Высш. шк., 1993. – 384 с.
2. Спортивная физиология. / Под ред. Я.М. Коца. — М.: ФИС, 1996. – 240 с.
3. Физическая культура. / Под ред. Б.И. Загорского. — М.: Высш. шк., 2000. – 383 с.
4. Физическое воспитание студентов и учащихся. / Под ред. Н.Я. Петрова и др. — Мн.: Полымя, 1988. – 256 с.
5. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2003. – 480 с.
6. Олимпийские игры современности. Под ред. Б.И. Загорского. — М.: Высш. шк., 2000
nsportal.ru
Исследовательская работа «История развития олимпийского движения (Древняя Греция)»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 43» г. Саратова
«История развития олимпийского движения (Древняя Греция)»
Исследовательский проект
учеников 10 «А» класса
Надирбекова Шамиля и Афанасьевой Марии
Руководитель: Ванин В.А.,
учитель физической культуры
Саратов 2014
Содержание.
Введение.
Основная часть.
1. История Олимпийских игр
2. Правила, условия, традиции олимпийских игр в древности.
3. Программа Олимпийских игр. Олимпионики.
4. Традиция зажжения Олимпийского огня
5. Влияние олимпийских игр на религию и политику.
Заключение
Список использованной литературы
Введение.
«Нет ничего благороднее солнца, дающего столько света и тепла. Так
и люди прославляют те состязания, величественнее которых нет ничего, — Олимпийские игры.» — эти слова древнегреческого поэта Пиндара, написанные два тысячелетия назад, не забыты по сей день. Не забыты потому, что Олимпийские состязания, проводившиеся на заре цивилизации, продолжают жить в памяти человечества.
Подобное отношение к истории Олимпийских игр во многом связано с тем, что во все времена физическая культура народа являлась частью его истории. А спорт исторически сложился как особая сфера унифицированного сравнения достижений людей в определённых видах физических упражнений, уровня их физического развития.
Занятия спортом являются одной из важнейших потребностей человека и одновременно одним из прав. Каждый должен иметь возможность заниматься спортом в соответствии со своими потребностями. Венцом же любых спортивных соревнований, любых состязаний как на заре человеческой цивилизации, так и сегодня были и остаются Олимпийские игры.
Знаменитые Олимпийские игры, которые Древняя Греция подарила миру, были в эпоху античности не единственными. Помимо них проходили Пифийские игры в Дельфах, посвященные Аполлону, Истмейские игры в честь бога Посейдона, Немейские игры, прославляющие Зевса.
Но ни одни из них не обрели такого культурного, политического и религиозного смысла, как Олимпийские.
Истоки первых олимпиад теряются в древности, но в 776 г, до н. э. на мраморной доске впервые было записано имя победителя в беге, поэтому принято считать именно этот год началом исторического периода Олимпийских игр.
Местом Олимпийских празднеств была священная роща Альтис в Олимпии. Природа в Олимпии как бы проникнута духом мира и благоденствия, который устанавливался на время Олимпийских игр. Все постройки, и ранние и более поздние — храмы, сокровищницы, стадион, ипподром — возведены в ровной долине, обрамленной мягкими, покрытыми густой зеленью холмами.
В храме Зевса Олимпийского находилась статуя бога, созданная скульптором Фидием, которая считалась одним из семи чудес света.
В священную рощу съезжались тысячи зрителей.
Помимо зрелищ состязаний атлетов, здесь заключались торговые сделки, проходили публичные выступления поэтов и музыкантов, выставки работ скульпторов и художников. Здесь оглашались новые законы, договоры, обсуждались важные документы.
С момента объявления священного месяца игр все враждующие стороны прекращали военные действия.
Известно, что в спортивных играх принимали участие лишь мужчины из числа свободных граждан, никогда не привлекавшиеся к суду и никогда не уличенные в бесчестных поступках. Женщины не допускались даже в качестве зрителей под страхом смерти.
Благодаря многочисленным текстам и росписям по керамике мы сейчас знаем, какие виды спорта существовали в Древней Греции: борьба, состязания бегунов на различные дистанции, метание копья, молота, диска, плаванье, кулачный бой, бег в полном вооружении, состязание колесниц, подъем тяжестей, панкратий (комбинация бокса и борьбы).
Атлеты соревновались только обнаженными, чтобы продемонстрировать красоту своего тела. В этом наглядно проявлялась телесность древнегреческой культуры. Культ тела был настолько велик, что нагота не вызывала чувства стыдливости.
Правила запрещали убивать противника, прибегать к недозволенным приемам, спорить с судьями.
Торжественно происходило и награждение победителей. Победители игр (олимпионики) награждались венками из дикой сливы, росшей около храма Зевса.
В последний день праздника устраивалась торжественная процессия в честь победителей, а возвращение олимпионика в родной город превращалось в нестоящий триумф. Весь город выходил ему навстречу, городские власти устраивали пир, а на площади возводили статую победителя: он становился национальным героем и в течение всей жизни пользовался уважением.
Олимпиады возвеличивали человека, ибо отражали мировоззрение, краеугольным камнем которого были культ совершенства духа и тела, идеализация гармонично развитого человека — мыслителя и атлета.
Олимпионику — победителю игр — соотечественники воздавали почести, каких удостаивались боги, в их честь создавались памятники при жизни, слагались хвалебные оды, устраивались пиры. А дни олимпийских торжеств становились днями всеобщего мира.
И в этом они очень созвучны – Олимпийские игры древности и современности. Ведь современное олимпийское движение имеет не только большое социальное значение, но и способствует установлению связей между спортивными организациями различных стран, объединяет миллионы спортсменов, независимо от их политических и религиозных взглядов, расовой принадлежности.
Олимпийские виды спорта, имеющие многовековую историю, развились из самобытных физических упражнений, форм трудовой и военной деятельности, использовавшихся человеком в целях физического воспитания ещё в глубокой древности — бег, прыжки, метание, поднятие тяжестей, гребля, плавание и т.д. Часть видов современного спорта сформировалась в 19-20 вв. на базе самого спорта. Таким образом, актуальность данной темы сомнений не вызывает.
Работа состоит из введения, двух частей, заключения.
1.История Олимпийских игр.
Олимпийские игры — древнейшие и наиболее популярные спортивные мероприятия в Древней Греции.
Впервые (хотя, по легендам, эта попытка получается третьей) состоялись они в 776 году до н. э. и стали частью празднества, посвященного Зевсу. Год проведения первой Олимпиады греки считали для себя очень важным, и поэтому с него началось античное греческое летоисчисление.
Второй попыткой возобновления Олимпийских игр Греция обязана Гераклу.
Шестым подвигом Геракла было очищение «авгиевых конюшен» — скотного двора Авгия. Авгий был сыном Гелиоса и царем Элиды. Неисчислимы были богатства его, а особенно — стада. Триста белоногих быков, двести — красных, как пурпур, двенадцать — белоснежных, как лебеди, и один — сияющий, как звезда. Неудивительно, что хлева царского дома были весьма запущенны. Авгий предложил очистить Гераклу скотный двор за один день и пообещал за это Гераклу вознаграждение.
Геракл слово сдержал – скотный двор Авгия вычистил. А вот Авгий обещание нарушил и тогда через несколько лет Геракл вторгся в Элиду с большим войском и убил Авгия.
В честь победы Геракл принес традиционные жертвы богам, высадил рощу олив (впоследствии олимпиоников увенчивали венками из веток именно этой рощи) в честь Афины Паллады и учредил Олимпийские игры.
Начиная с 660-го г. до н. э., то есть с 30-х игр, к состязаниям были допущены все жители материковой Греции, а через 10 игр (40 лет) в Олимпиадах стали принимать участие и жители греческих колоний.
Олимпийские игры завоевали широкую популярность, а победители могли рассчитывать на щедрый приз, почести и всенародную славу.
Олимпионик «короновался» оливковым венком (ветви для которого срезал золотым ножом мальчик, сын свободных и здравствующих родителей) и награждался пальмовой ветвью.
Плутарх писал о том, что победивший на Олимпийских играх афинянин получал в награду 500 драхм, что было весьма немалой суммой. Также в честь атлетов-победителей устанавливались скульптуры, иногда в самой Олимпии у святилища Зевсу, иногда на родине героя.
Родина не оставалась в долгу перед своими героями — они обычно получали ряд экономических и политических привилегий вплоть до освобождения от всех государственных повинностей, а в некоторых случаях даже обожествлялись. В дополнение к перечисленным наградам олимпионики до конца своих дней могли рассчитывать на бесплатные обеды в городском управлении.
С 15-й Олимпиады, 720 г. до н. э., Спарта становится доминирующим по количеству победителей государством. С 15-й по 50-ю Олимпиаду (720-576 гг. до н. э.) сохранились фамилии 71 победителя, из которых 36 — спартанцы.
Например, известен некий спартанец Гипосфеп. Впервые он победил в борьбе среди юношей, позднее перейдя во «взрослую» категорию, и там на протяжении пяти Олимпиад одерживал победу. Другими словами, он успешно выступал в состязаниях борцов в течение 24 лет.
В эпоху греческой колонизации влияние Олимпии постепенно распространяется на Малую Азию и прилегающие к ней острова.
На 23-й Олимпиаде в кулачном бою победил Ономаст из Смирны, который разработал и правила состязаний кулачных бойцов.
На 46-й Олимпиаде победителем в беге стал Полимнестор из Менеста, про которого рассказывают, что он догнал на пастбище зайца.
Нумеровать Олимпиады стали лишь 600 лет спустя после их начала. Во 2-м в. до н. э. астроном и географ из Александрии Эратосфен разработал точную хронологическую таблицу, в которой все известные ему политические и культурные события датировал по Олимпиадам (то есть, по четырехлетним периодам между играми), опираясь при этом на составленный им список олимпийских победителей.
Высший расцвет Олимпийских игр приходится на VI—IV вв. до н. э. — Олимпиады становятся общегреческим праздником, а Олимпия — центром всего спортивного мира. Кроме прочего, Греко-персидские войны первой половины VI в. до н. э. сумели сплотить (хоть и ненадолго) враждовавшие между собой греческие города, и Олимпиады явились олицетворением этого единства.
Олимпийские игры были объединяющим центром всего эллинского мира, священные послы теоры представляли в Олимпии все греческие государства.
Особо почитали Олимпийские игры греки из отдаленных мест, которым они помогали поддерживать связь с метрополией.
Ко 2 веку до н. э. Игры теряют свое великолепие, все больше превращаясь в событие местного значения.
В 85 до н. э. римский полководец Сулла, позволивший своим солдатам опустошить сокровищницы Олимпии, перенес Игры в Рим (175-я Олимпиада-80 до н. э.), но через 4 года они возобновляются в Греции.
С великой пышностью состязания были восстановлены римским императором Августом. Германик получил на играх венок, Тиберий в 4 г. до н. э. стал победителем в беге колесниц. В нарушение всех вековых правил император Нерон объявил игры на 2 года ранее положенного срока, приказал уничтожить статуи всех прежних олимпиоников и ввел певческие состязания, в которых и стал первым «победителем». После его убийства игры были объявлены недействительными.
В 394 году Олимпийские игры, 293 по счету, были запрещены как языческое празднество декретом римского императора Феодосия I Великого.
2. Правила, условия, традиции олимпийских игр в древности.
Проведение Олимпийских игр сопровождали определенные условия. Олимпиада проводилась раз в четыре года при первом полнолунии после летнего поворота солнца (обычно в конце июля — начале августа).
Еще весной во все стороны рассылались гонцы-спондофоры с объявлением даты грядущей олимпиады, назначенной специальным комитетом.
Распорядителями и судьями игр с 572 г. до н. э. были избираемые из граждан области Элида элланодики числом в 10 человек.
Жестким условием проведения олимпиады являлось всеобщее перемирие (т. н. божественный мир — экехерия) — никаких военных действий и никаких смертных казней.
Экехерия длилась два месяца, и нарушение ее каралось крупным денежным штрафом. Так, в 420 г. до н. э. независимые спартанцы вели в Элиде боевые действия с участием тысячи гоплитов, за что были подвергнуты штрафу в 200 драхм за каждого воина. Отказавшиеся платить, они были отстранены от участия в играх.
Тренировавшиеся в течение года атлеты за месяц прибывали в Олимпию, где участвовали в отборочных мероприятиях и продолжали тренировки в специальном гимнасии, представлявшем собою окруженный колоннадой двор с дорожками для бога, площадками для метаний, борьбы и т.п., палестрой и жилыми помещениями для спортсменов.
Состав участников и зрителей также регламентировался особыми правилами.
С 776 до 632 гг. до н. э. состязаться на олимпиадах имели право лишь свободные граждане греческих полисов не старше определенного возраста, не совершившие преступления или святотатства. Позже к участию стали допускаться и римляне, если им удавалось подтвердить с помощью хитроумно составленных генеалогий, что они — потомки чистокровных греков.
С 632 г. до н. э. (37-я олимпиада) вводятся соревнования и между мальчиками.
Варвары и рабы (под надзором хозяев) допускались только в качестве зрителей.
Женщины (исключая жриц Деметры) не имели права даже посещать соревнования, хотя девочкам этого не запрещалось. Ослушниц ждало весьма суровое наказание — их сбрасывали с горы (наверное, намек на несчастного Миртила). Однако исполнения подобной кары не зафиксировано.
В истории античных Олимпийских игр известен один лишь случай, когда женщина все же присутствовала при состязаниях.
В 404 г. до н. э. некая гречанка по имени Каллипатейра, тренировавшая собственного сына, кулачного бойца Эвкла Родосского, пришла на стадион, облачившись в мужской плащ-гиматий. В порыве радости от победы отпрыска Каллипатейра, совершив неосторожное движение, явила миру свои первичные половые признаки. Обман раскрылся. Но нет правил без исключений: поскольку ее отец, три брата, племянник и сын были олимпийскими победителями, судьи все же избавили ее от наказания. Однако внесли в правила проведения олимпиад следующее условие — отныне тренеры спортсменов-участников должны были присутствовать на стадионе обнаженными.
В течение почти трехсот лет Олимпийские игры продолжались три дня. Первый и последний дни были посвящены торжественным церемониям, процессиям и жертвоприношениям, состязаниям отводился всего лишь один день.
У женщин были свои атлетические игры — Гераи, посвященные культу Геры.
Основательницей олимпийских игр для девушек считали Гипподамию — жену Пелопса, если вы помните, не так уж легко ему доставшуюся. Игры проводились каждые четыре года независимо от Олимпийских. Женщины бегали с распущенными волосами в коротких туниках. Для бега им предоставлялся олимпийский стадион, только дистанцию укорачивали.
Победительницы увенчивались венками из ветвей маслины и получали часть коровы, принесенной Гере в жертву. Также они могли поставить статую с высеченным на постаменте именем.
Немного подробнее о самих состязаниях, которые отличались некоторым своеобразием.
Например, состязания борцов (пюгме, панкратий, пале) по сравнению с современным могут показаться довольно варварскими. Вместо боксерских перчаток руки спорсменов обматывались гимантами — специальными кожаными ремнями (позднее с металлическими бляхами), а сами борцы были обильно смазаны оливковым маслом, что, согласитесь, усложняло борьбу.
Бить соперника позволялось как угодно, но поскольку удары по корпусу не имели значения, то целью являлась голова противника. Запрещалось лишь кусаться и бить в уши и глаза.
Понятия «весовая категория» не существовало.
Поединок мог длиться довольно долго, поражением считалось падение на землю или просьба о пощаде. Бывало, что проигравший платил жизнью, не говоря уже о многочисленных травмах. Если на земле оказывались оба борца, то судьи засчитывали ничью. Боец, трижды коснувшийся земли и прекративший борьбу, назывался триадденом.
Бег являлся старейшим, а до 13-й олимпиады и единственным, состязанием в Олимпийских играх. Атлеты бежали обнаженными.
Длина арены — один стадий — дала название и площадке — стадион. Но об этом позже.
Беговая дорожка не была круговой, как сейчас — атлеты бегали по прямой, туда и обратно, как во время броска воинского соединения.
Атлеты-дискоболы метали диск без раскручивания, что было обусловлено сомкнутым строем воинов — метание могло производиться только в вертикальной плоскости.
Любимым состязанием многих мифических героев было копьеметание. Оно также обязано своему происхождению боевым упражнениям. Копье имело кожаную рукоятку, при помощи которой копьеметатель в момент броска сообщал ему вращательное движение вокруг оси.
Надо полагать, что самыми зрелищными и захватывающими были иппические состязания. За победу в них чествовался не возница, а владелец коней и колесницы. Именно поэтому состоятельные греки из всех видов соревнований отдавали предпочтение конным. Более того, атлетом мог быть любой грек (с небольшими оговорками, о которых шла речь ранее), то есть богатый аристократ запросто мог встретиться в схватке с простолюдином из захолустного городишки, да еще и не получившего хорошего воспитания. А вот выставить колесницу с достойными лошадьми было под силу даже не каждому богачу.
3. Программа Олимпийских игр. Олимпионики.
Спортсмены и их наставники съезжались в Олимпию за месяц до начала Игр для отборочных тренировок.
Эволюция программы игр в Олимпии выглядит следующим образом:
Дромос (бег на 1 стадий) | — 1-я Олимпиада (776 до н. э.) |
Диаулос (двойной бег) | — 14-я Олимпиада (724) |
Долихос (долгий бег) | — 15-я Олимпиада (720) |
Борьба | — 18-я Олимпиада (708) |
Пентатлон | — 18-я Олимпиада (708) |
Кулачный бой | — 23-я Олимпиада (688) |
Гонки квадриг | — 25-я Олимпиада (680) |
Панкратий | — 33-я Олимпиада (648) |
Скачки верховых | — 33-я Олимпиада (648) |
Дромос (эфебы) | — 37-я Олимпиада (632) |
Борьба (эфебы) | — 37-я Олимпиада (632) |
Пентатлон (эфебы) | — 38-я Олимпиада (628) |
Кулачный бой (эфебы) | — 41-я Олимпиада (616) |
Гоплитодром (бег с оружием) | — 65-я Олимпиада (520) |
Гонки колесниц с парой коней | — 93-я Олимпиада (408) |
Конкурс глашатаев и трубачей | — 96-я Олимпиада (396) |
Гонки колесниц с парой мулов | — 99-я Олимпиада (384) |
Панкратий (эфебы) | — 145-я Олимпиада (200) |
Продолжительность игр также менялась из века в век: от одного дня в VIII в. до н. э. до пяти дней в V в. до н. э. и шести дней в позднейшее время. Наиболее распространенная версия распорядка игр по дням в классическую эпоху:
1-й день — Церемония открытия: жертвоприношение атлетов у алтарей Альтиса, клятва атлетов и элланодиков, бросание жребия состязаний в беге, единоборствах и конных ристаниях.
2-й день — Состязания эфебов (бег, борьба, кулачный бой, конные скачки).
Борьба.
3-й день — Состязания в беге (дромос, диаулос, долихос). Кулачный бой.
Панкратий.
4-й день — Гиппические состязания на ипподроме (гонки колесниц, скачки).
Пентатлон. Гоптилодром.
5-й день — Церемония прощания с играми в Альтисе: шествия,
жертвоприношения, возложение венков на победителей, пиры
победителей и паломников.
Награждение олимпиоников на протяжении всей истории игр было самым волнующим событием.
Церемониал возложения венков из двух ветвей священной оливы проходил в храме Зевса Олимпийского (в классический период — у главного входа в этот храм). При этом глашатай объявлял имя победителя.
В Олимпии атлетов, занявших второе и третье места, не чествовали, так как их не определяли.
Звание олимпионика было пожизненным.
Имя непревзойденного атлета или конника вносилось в бассикалий — список победителей игр. На родине ему воздавались почести и милости, каких удостаивались цари и полководцы: поэты слагали хвалебные гимны, скульпторы ваяли статуи с посвятительными надписями на постаментах, соотечественники подносили щедрые дары.
Среди прославленных атлетов древности наибольшей известности добились Леонид с острова Родос (12 побед в беге), Милон из Кротона (6 побед в борьбе), Диагор и его сыновья и внуки (10 побед в разных видах единоборств), Евагор из Спарты и Кимон из Афин (по 3 победы в гонках квадриг).
4. Традиция зажжения Олимпийского огня.
История свидетельствует о том, что в иных городах Эллады существовал культ Прометея, а в его честь проводились Прометейи — состязания бегунов с горящими факелами. Фигура этого титана остается и ныне одним из самых ярких образов в Греческой мифологии. Выражение «прометеев огонь» означает стремление к высоким целям в борьбе со злом. Разве не тот же смысл вкладывали древние, когда около трех тысячелетий назад зажигали Олимпийский огонь в роще Альтиса.
Во время летнего солнцестояния участники соревнований и организаторы, паломники и болельщики воздавали почести богам, зажигая огонь на алтарях Олимпии.
Победитель соревнований по бегу удостаивался почести зажечь огонь для жертвоприношения. В отблесках этого огня происходило соперничество атлетов, конкурс художников, заключалось соглашение о мире посланцами от городов и народов. Вот почему была возобновлена традиция зажжения огня, а позднее и доставки его к месту проведения состязаний.
Среди олимпийских ритуалов особой эмоциональностью окрашена церемония зажжения огня в Олимпии и доставки его на главную арену игр. Это одна из традиций современного Олимпийского движения. За волнующим путешествием огня через страны, и даже — иногда — континенты, с помощью телевидения могут наблюдать миллионы людей.
Начало факельным эстафетам, доставлявшим огонь из Олимпии в город летней Олимпиады, было положено в 1936 г. С тех пор церемонии открытия Олимпийских игр обогатились волнующим зрелищем зажжения на главном олимпийском стадионе огня от факела, пронесенного эстафетой.
Бег факелоносцев — торжественный пролог Игр в течение более четырех десятилетий.
20 июня 1936 г. в Олимпии был зажжен огонь, совершивший затем 3075 километровый путь по дороге Греции, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии и Германии. А в 1948 г. факел впервые совершил морское путешествие.
5. Влияние олимпийских игр на религию и политику.
Для греческого мира уже в VI в. до н. э. характерны два явления: с одной стороны, сильное развитие партикуляризма, цепкое отстаивание своей самостоятельности каждым из бесчисленных городов-государств и, с другой стороны, наличие институтов, объединявших в какой-то мере эти государства, напоминавших им о связи, существовавшей между ними, признание некоторых общеэллинских учреждений н обычаев. Одним из таких, объединявших всех зллинов, пусть на короткое время, институтов были общегреческие религиозные празднества и связанные с ними состязания.
Среди них важнейшее место занимали жертвоприношения Зевсу в Олимпии и общегреческие состязания, устраиваемые после религиозной церемонии.
Зелинский Ф.Ф. когда-то заметил, что было бы неправильно сравнивать древнегреческих поэтов, прославившихся своими стихотворениями в честь победителей на Олимпийских играх и в честь коней, одержавших эту победу, с современным поэтом, который палисад бы стихи мя прославления лошади, взявшей первый приз на скачках в Дерби. И действительно, при таком сопоставлении сразу делается ясным, что перед нами явления совершенно разного рода. Дело не только в том, что Олимпийские игры были понятны и близки сердцу каждого грека, а не одним лишь представителям зажиточного меньшинства, и не в наличии в древности религиозного момента, но и в том, что празднества, совершавшиеся в Олимпии с такой торжественностью каждые четыре года, имели не одно религиозное, но и политическое значение. При тесной связи, которая существовала в античности между государством и религией, это вполне понятно.
Каково бы ни было происхождение Олимпийских состязаний — победа на этих играх имела сильный политический резонанс.
Заключение.
Олимпийские игры на заре своего существования были комплексом ритуалов и спортивных состязаний, направленный на религиозное и культурное объединение Эллады.
Спорт той эпохи можно назвать аристократическим, потому что в состязаниях участвовали в основном представители знати.
Состязания проводились, видимо, от случая к случаю: не существовало специального места проведения соревнований, не было системы правил, института судей. Призы выдавались всем участникам соревнований, даже если они занимали последнее место, причем победа в заезде на колесницах, в кулачном бою или борьбе оценивалась гораздо выше, чем все остальные, так как эти виды спорта считались наиболее благородными.
В проведении игр существует некая закономерность: в гомеровский период состязания устраивались по воле какого-либо знатного человека или царя, позже соревнования стали устраиваться как бы по установлению богов, в местах, связанных с чудесами. Например, Пифийские игры, проводившиеся в Дельфах, были посвящены Аполлону, который, по преданию, после своей победы над гигантским драконом Пифоном учредил музыкальные соревнования, а позже к ним добавились поэтические, атлетические и конные.
Система проведения и идейная направленность Олимпийских игр, разработанный кодекс правил, четкая шкала ценностей — все это вместе повлияло на создание образа «kalos kagatos», т.е. в дословном переводе прекрасно-благого человека. Это был идеал всесторонне развитого человека, прекрасного телом и душой. Такой герой мог потягаться с богами, если бы не был взращен на идее почитания богов и обязательной верности заветам предков. Этот образ волновал и скульпторов, и писателей античности в течение столетий. В изобразительном искусстве каноном совершенства считается статуя Поликлета, изображающая юношу-копьеносца. Одним из примеров такого типа в литературе является образ Исхомаха в произведениях Ксенофонта.
Спустя несколько столетий сюда пришли римляне, разграбили сокровищницы и уничтожили все, что не смогли унести (а среди всего прочего и чудо света — знаменитую статую Зевса работы Фидия). Затем по этой земле прошлись варвары, и пара землетрясений довершили дело разрушения.
Список использованной литературы.
1. Колобова К. М., Озерецкая Е. Л. Олимпийские Игры. М., 1958.
2. Шебель Т. Олимпия и ее игры: Пер. с нем. Л., 1971.
3. Соколов Г. И. Олимпия. М., 1980.
4. Павсаний. Описание Эллады. СПб., 1996.
5. Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. М, 1989г.
6. Поль Гиро. Частная и общественная жизнь греков.,М, 1999г.
nsportal.ru