что это такое, основные направления и ступени ~
В современном мире йога продолжает стремительно набирать популярность. Йогой занимаются звёзды Голливуда, известные политики, бизнесмены и домохозяйки. Но каждый человек вкладывает в это понятие нечто сугубо индивидуальное. Для кого-то это способ усовершенствования тела, кто-то пытается при помощи йоги избавиться от лишних килограммов, а кто-то стремится найти ответы на вечные жизненные вопросы. Так что же такое йога?
Понятие “йога” подразумевает комплекс физических, психических и духовных практик, главной целью которых является управление человеческим организмом. Это в результате позволяет человеку достичь возвышенного психического и духовного состояния.
Сущность йоги заключается в стремлении к гармонии с окружающим миром и с самим собой.
Основные направления йоги
Раджа-йога
Основой этого направления, называемого также классической йогой, считается медитация, позволяющая прийти к осознанию разницы между иллюзиями и реальностью. Раджа-йога помогает достичь чистоты сознания, контроля над внутренней энергией и стать глубоко осознанным. В раджа-йоге нет асан. Фундамент этого направления – канонический трактат мастера Патанджали, сумевшего соединить в единое целое восьмиступенчатую систему самореализации.
Карма-йога (буддхи-йога)
В основу этого направления положено учение «Бхагавадгиты» – священного индийского текста на санскрите. Карма йога изначально ориентирована на правильный образ жизни и доброжелательное отношение к окружающим. Базовый принцип – избавление от привязанности к достижениям и поступкам. Всю свою деятельность человек обязан посвятить богу.
Джнана-йога
Достижение духовного осознания, получаемого благодаря абстрактно-философским поискам истины. Первоочерёдная цель практики – осознание себя и связи с богом при помощи знаний, приобретаемых из священных текстов и наставлений духовных учителей. Джнана-йога требует сосредоточения, напряжённого размышления и поглощения исследованием.
Бхакти-йога
В некоторых священных текстах индуизма рекомендуется в качестве наиболее лёгкого и результативного вида йоги. Это своеобразный метод восстановления взаимоотношений с богом путём самоотверженного и преданного служения ему. Бхакти-йога способна избавить от материальных страданий любой разновидности и принести в результате трансцендентное блаженство.
Хатха-йога
Силовое направление, основной идеей которого является развитие гибкости тела. Это учение о физической гармонии, приобретаемой с применением физических средств управления организмом. К ним относятся асаны (позы физического тела), пранаямы (дыхательные практики, мудры и бандхи (упражнения, нацеленные на управление внутренней энергией).
Йога помогает культивировать и одухотворять буквально каждую клетку человеческого организма. Занятия йогой многих смогли убедить в том, что физическое состояние организма человека неразрывно связано с его отношением к жизни. При помощи практик йоги человек воспитывает в себе чувство меры и пропорции.
Йога по Айенгару
Этот метод оптимален для предотвращения душевных и физических болезней, а также для общего укрепления организма. Он был разработан на основе хатха-йоги. Автору этого метода Б. К. С. Айенгару удалось доказать, что посредством концентрации внимания и правильного вытяжения разных частей тела можно успокаивать ум и достигать внутреннего покоя.
Занятия йогой по этому методу обеспечивают видимый терапевтический эффект, достигающийся посредством плавного поступательного воздействия на человеческий организм. Владение йогой по методу Айенгара помогает грамотно ориентироваться в многоликом мире современной йоги.
Ступени йоги
- Яма – основные этические законы.
- Нияма – базовые принципы поведения личности, базирующиеся на самодисциплине.
- Асана – положение.
- Пратьяхара – освобождение ума от воздействия чувств.
- Дхарана – создание особых условий для ума, посредством чего достигается сосредоточение в одной точке на 90%.
- Дхьяна – регулируемый поток сознания, благодаря которому можно размышлять об определённом явлении либо понятии.
- Самадхи – особое созерцательное состояние, выражающееся в спокойствии сознания и снятии имеющихся противоречий между внешним и внутренним мирами.
Яма
Через эту ступень прокладывается дорога к просветлению. Эта ступень основывается на пяти принципах:
- Ахимса – принцип ненасилия, безвредность по отношению к живым существам и к окружающему миру;
- Сатья – освобождение от лжи и самообмана;
- Астея – избавление от жадности и желания обладать вещами либо заслугами, принадлежащими другим людям;
- Апариграха – непринятие благодеяний и даров;
- Брахмачарья – заключается в воздержании (эмоциональном, интеллектуальном, физическом и половом).
Нияма
Эта ступень йоги представляет собой 5 различных видов:
- чистота мыслей и тела;
- удовлетворённость при любых жизненных проявлениях;
- неукоснительное следование религиозным предписаниям;
- постоянное повторение молитвенных заклинаний;
- соединение всех обрядов религии с высшим существом.
Асана
Система физических упражнений, главной целью которых является очищение тела, как внешнее, так и внутреннее. При правильном выполнении каждая асана обеспечивает заметное гармонизирующее и укрепляющее влияние на весь организм в целом.
Пранаяма
Система дыхательных упражнений, предоставляющая возможность управления праной (совокупностью всех сил, скрытых в человеке и окружающих его). Особая дыхательная гимнастика, позволяющая управлять своей жизненной энергией.
Пратьяхара
Техника отвлечения чувств от объектов, на которые они обычно ориентированы. Пратьяхара предоставляет возможность избавления от чрезмерной эмоциональности и автоматической реакции на то, что происходит вокруг нас.
Дхарана
Основной целью является удерживание концентрации или центра внимания в одном направлении. Необходимые условия – глубокая вовлечённость и рефлексия.
Дхьяна
Медитация для очищения ума. Эту ступень йоги ещё можно определить как практику, направленную на успокоение сознания вплоть до кратковременного прекращения психической деятельности.
Самадхи
Восстановление утраченного равновесия, состояние единения с объектом медитации. Состояние самадхи может быть выражено в двух формах: сампраджнята (познавательное созерцание) и асампраджнята (не познавательное созерцание).
Помимо чистоты физического тела и помыслов не меньшую важность имеет и чистота пищи. Также важно выбрать подходящее место для духовной практики. Оптимальным выбором в этом случае станет тихое живописное и уединённое место. Для этой цели отлично подойдёт берег реки или моря. Подходящий уголок можно создать и в собственной комнате. Основные условия – свежий воздух и чистота.
Что такое йога?
Йога – это путь развития личности.
Ее определяют термином даршан, который буквально означает «видение и понимание мира, философия жизни, мировоззрение». В древней арийской цивилизации существовало шесть главных научно-философских учений (шад даршан), опиравшихся на Веды. Йога, представляющая одну из этих шести ортодоксальных школ ведического знания, остается живой традицией и в наши дни.
Это очень многогранная система, состоящая из разных направлений и техник, которые, в свою очередь, представляются большим количеством школ. С древности некоторые направления йоги готовили практикующего к следующим, более высоким ступеням. Это говорит о том, что внутри самого учения (даршан) существует идея единства и прогрессивного развития человека.
Опираясь на фундаментальную философию, йога с удивительной точностью объясняет психологию и глубинные потребности личности. Вместе с этим она может быть достаточно адаптивной для прагматичных людей, не углубляющихся в тонкости философии, например, упражнения йоги помогают улучшить здоровье. Но главная цель йоги – освободиться от всех страданий и установить связь с Абсолютной Истиной, или Богом. Из-за пренебрежения этой целью возникло множество трактовок йоги, и некоторые направления отошли слишком далеко от истоков.
Само слово йога образовано от глагольного корня «йудж», или «йодж». Популярный перевод означает «связь», «соединение». Другие значения и определения – «скреплять», «сцеплять», «направлять», «сосредоточивать внимание», «применять», «обуздывать», «соединять», «гармонизировать» и тому подобное – лишь дополняют и обогащают смысл этого слова. В более обобщенном смысле йогу определяют как союз, единство тела, ума и души. Исходя из ее целей и постулатов классических писаний, более точное определение йоги – это связь с Абсолютной Истиной, полная концентрация на Высшем Источнике всего сущего (Боге). Мудрец Патанджали определил йогу как «прекращение колебаний ума или сознания». С его точки зрения, ум – это то, что в наибольшей степени препятствует достижению самадхи, сосредоточения на познании Высшей Личности Бога.
В зависимости от школы, в которой практикуют ту или иную форму йоги, ее главная цель может иметь разные оттенки. Например, достижение мокши (освобождения) – это только один из важных элементов, которые могут быть достигнуты йогом. Мокша (или его синоним мукти) переводится как «полное высвобождение из круговорота рождений и смертей» (самсары). Сначала йог желает избавиться от страданий (болезней, проблем и так далее), но в дальнейшем начинает стремиться к чему-то большему, желая обрести благость и радость жизни. Кульминацией этого процесса, или совершенствования, должна стать финальная ступень – према (чистая, трансцендентная любовь к Богу). Понимание любви в йоге во многом созвучно библейскому тексту:
Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто…
По сути, йога – это иерархический процесс, устанавливающий связь с Абсолютной Истиной, Верховным Творцом. Как вы ее устанавливаете, так и будет называться вид йоги, который вы практикуете.
Виды йоги
Йога делится на несколько видов:
Аштанга-йога – это восьмиступенчатая йога (от санскритского ашта – восемь, анга – часть, ступень), описанная мудрецом Патанджали в «Йога-сутрах». Он детально описывает препятствия, которые лежат на пути к главной цели йоги – самадхи, затем последовательно разбирает, какими средствами и способами их можно преодолеть и познать себя. Фактически Патанджали говорит об освобождении (мукти) души от материальных недостатков. Ишвару, или Бога, он называет первоучителем, при обращении к которому йогин становится способным преодолеть препятствия и достичь высшей цели. В средние века аштанга-йогу разделили на два поэтапных процесса. Первый – хатха-йога с начальными четырьмя ступенями (яма, нияма, асана, пранаяма). Второй процесс – раджа-йога, состоящая из последующих четырех шагов (пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи).
Хатха-йога означает силу, направленное усилие, дисциплинирование ума и тела. Существует мнение, что на самом деле это другое название аштанга-йоги, которое стал использовать в XV веке Свами Сватмарама, автор средневекового трактата «Хатха-йога-прадипика».
Другое происхождение этого слова определяется как состоящее из двух слов: ха – «солнце», тха – «луна». Это символ единства противоположных начал: плюса и минуса, женского и мужского или, если выражаться терминами буддийской философии, это соединение двух концептуальных энергий Янь и Инь. Поэтому в асанах (позах) есть активность и пассивность, а в пранаяме (дыхательных упражнениях) – попеременное дыхание через правую и левую ноздрю. Даже сами асаны и пранаяма – это два разных гармонизирующих подхода, поэтому хатха-йога без пранаямы неполноценна.
Хатха-йога подготавливает физическое тело и дает возможность устранить такие свойственные ему препятствия, как болезнь, вялость, рассеянность, лень и прочее. Постепенно, практикуя этот вид йоги, мы приходим к более утонченным техникам раджа-йоги, например дхьяне (медитации), которые уже раскрывают потенцию души. Поэтому хатха-йогу принято считать четырьмя первыми ступенями аштанга-йоги Патанджали.
Джнана-йога, или гьяна-йога (в переводе с санскрита означает «йога знания»), развивает интеллектуальные, логические и аналитические способности, разум и помогает правильно понимать окружающие нас объекты и процессы. Это может быть обычный кусок глины, вселенские формы, психоэмоциональные переживания, душа с ее незыблемыми качествами или все то, на что направлен исследовательский и познавательный процесс. Главная задача этой формы йоги — научиться при помощи мышления понимать свою духовную суть (вечную неизменную природу) и отделить материю и ее производные (временную и изменчивую природу). В целом этот путь йоги расширяет границы познания человека и просветляет его. В конце, полностью осознав свою истинную духовную природу, человек достигает стадии освобождения (мукти):
Те, кто смотрит на мир глазами знания, кто видит разницу между телом и знающим тело и может найти путь, ведущий к освобождению от рабства в материальном мире, достигают высшей цели
Бхагавад-гита, 13.35
Карма-йога означает «йога деятельности». В «Бхагавад-гите» Кришна также называет ее буддхи-йогой, или йогой разума. Она направлена на гармоничное развитие социальных и общественных отношений личности. В этой духовной практике человек выполняет предписанные ему, согласно природе и социальному положению, обязанности (то есть следует дхарме) без привязанности к плодам своего труда и эгоистических мотивов. Единственная цель любого действия – удовлетворить Всевышнего. В результате такой деятельности карма-йог обретает освобождение (мокшу) и любовь к Богу (бхакти):
Поэтому человек должен действовать из чувства долга, не стремясь к плодам своего труда, – так он придет ко Всевышнему
Бхагавад-гита, 3.19Посвяти же все свои действия Мне, о Арджуна. Обрети полное знание обо Мне, отбрось стремление к личной выгоде, откажись от всяких собственнических притязаний и, стряхнув с себя апатию, сражайся!
Бхагавад-гита, 3.30Бхакти-йога, означающая «преданность», «бескорыстное, любовное служение Богу», предназначена для развития глубинных и высших духовных эмоций, совершенствования человека в психоэмоциональной сфере, но самое главное – для установления личностного контакта с Источником всего сущего, Абсолютной Истиной – Богом. Бхакти вмещает в себя все предыдущие виды йоги, поскольку если человек устанавливает гармоничный контакт с Богом, то он автоматически устанавливает его и со всем остальным Его творением.
Кундалини-йога названа в честь особой мощной энергии, сокрытой и свернутой кольцом в области копчика, в муладхара-чакре. Этот вид йоги акцентирует внимание на развитии энергетических каналов и чакр, чтобы пробудить энергию и поднять ее по главному каналу сушумне, расположенному вдоль позвоночного столба и центральной нервной системы, вверх к брахмарандхаре – высшей чакре, расположенной в области темени. Результатом данного вида йоги также является мокша.
Крийа-йога, или «йога действия», нацелена на мистическое осознание и пробуждение энергии кундалини. Фактически это одна из форм кундалини-йоги. Ее методами также являются пранаямы, мудры, бандхи, дхьяна (медитация), а к функциям относят техники очищения организма на физическом и ментальном уровне, подготовку к другим видам йоги.
Тантра-йога (санскр. «непрерывность», «связь», «нить») – это система телесных и психических техник, предназначенных для развития сознания человека. Санскритское слово тан означает «грубый, материальный мир», а глагольный корень тра – «освобождение». Буквально тантра – это практика, которая ведет человека от несовершенства к совершенству, от грубого к тонкому, от оков к освобождению. В тибетских учениях тантра определяется как система практик для достижения высшей реализации. В тантризме говорят о двуединой природе мира, мужского и женского начал. Две эти энергии образуют гармонию в их нераздельном союзе блаженства.
В последнее время у большинства людей сформировалось устойчивое представление, что тантра в большей степени связана с магическими и сексуальными ритуалами. Видимо, на каком-то этапе произошла подмена основных постулатов и целей, после чего последовало искажение этого древнего учения. Тантра действительно рассматривает концептуальные вселенские энергии мужского и женского начал, но на высшем уровне, а не так, как это представляется сегодня. Тантру стали связывать с сексуальными утехами в ХХ веке, спустив этот вид йоги в плоскость грубых материальных инстинктов. Ее просто стали использовать для услаждения чувств, расслабления и так называемого устранения комплексов. Однако такой подход к тантре противоречит всей традиции йоги, где одной из главных задач является управление чувствами и умом. В поисках грубых чувственных удовольствий люди сделали тантру формой укрепления своих примитивных животных инстинктов, тогда как ее назначение – развивать высшие духовные эмоции. Это абсолютно противоположные полюса. Разные течения и школы, по-разному толкуя слово тантра, породили массу неясностей и путаниц. И сегодня можно видеть, как под этим словом подразумевают совершенно разные понятия, от обычной магии до просветления.
Существуют еще дополнительные подвиды йоги, например нада-йога (йога с акцентом медитации на внутренний звук), санньяса-йога (отречение от материальных благ, богатства) и другие. Сюда же можно отнести и тантру. Все эти подвиды могут присутствовать как в бхакти-йоге, так и в аштанга-йоге, они являются лишь дроблением, акцентом на одной технике или ступени какого-нибудь одного основного пути или ветви йоги.
За пределами Индии йога приобрела другие формы – например, тибетские йога респы, йога лун-гом-па. В Китае и Японии учение и практика йоги смешались с буддийской философией и распространялись в форме дзен-буддизма.
Какая же йога главнее или лучше, возможно, спросите вы. Но такая постановка вопроса будет не совсем корректной, поскольку это индивидуальный выбор человека. Если и существуют некоторые отличия во взглядах разных школ йоги, которые могут показаться неким противопоставлением другим ее направлениям, тем не менее, даже при поверхностном исследовании будет очевидно, что в них больше общего, чем различий.
Яркий представитель бхакти-йоги нашего времени, ачарья-основатель Международного общества сознания Кришны Бхактиведанта Свами Прабхупада следующим образом охарактеризовал виды йоги:
РЕЗЮМЕ
Йога – это системный процесс, призванный установить связь с Абсолютной Истиной. Как именно вы ее устанавливаете, так и будет называться вид йоги. Как правило, практикуется не какой-то один вид йоги, а их смесь. Правильная связь способствует совершенствованию и приводит к освобождению – мукти, самадхи или преме (высшей цели, беспримесной божественной любви).
Высшей ступенью лестницы йоги является бхакти-йога. Все остальные виды йоги — не более чем средства достижения бхакти. Строго говоря, слово йога означает именно бхакти-йогу, а все прочие виды йоги — это ступени, позволяющие прийти к бхакти-йоге. От начала карма-йоги и до вершин бхакти-йоги лежит длинный путь духовного самопознания. Он начинается с деятельности без стремления к плодам своего труда. Когда человек, практикующий карма-йогу, обретает духовное знание и избавляется от привязанности к мирским наслаждениям, он поднимается на уровень гьяна-йоги. А когда к гьяна–йоге он добавляет физические и дыхательные упражнения и медитацию, объектом которой является Сверхдуша, он достигает ступени аштанга-йоги. Поднявшись выше уровня аштанги-йоги, человек приходит к служению Верховной Личности Бога, Кришне, и это и есть бхакти-йога, вершина лестницы йоги. В сущности, бхакти-йога является высшей целью, но чтобы овладеть этой наукой, необходимо также понять суть всех остальных методов йоги. Йог, стремящийся к высшей цели, стоит на верном пути, ведущем к вечному счастью. А тех, кто, достигнув определенной ступени йоги, останавиваются на ней и не идут дальше, называют соответственно карма-йогами, гьяна-йогами, дхьяна-йогами, раджа-йогами, хатха-йогами и т.п. Если кому-то посчастливится сразу встать на путь бхакти-йоги, следует понимать, что он уже миновал все остальные ступени йоги
Бхагавад-гита 6.47 комментарийИсточники:
-
Айенгара Б. К. С. Йога дипика. Прояснение йоги. /Альпина нон-фикшн, М., 2016. – 494 с.
-
Патанжали. Йога сутры./пер. Десикачара Т. К. В., М., 2002 г. – 160 с.
-
Прабхупада Б. С. Бхагавад-гита как она есть. / Бхактиведанта Бук Траст, М., 2007 г. — 1008 с.
-
Прабхупада Б. С. Шримад-Бхагаватам. М., 2009 г. – 464 с.
-
Сватмарама С. М. Хатха-йога прадипика. М., 2013 г. – 644 с.
-
Фёрштайн Г. Энциклопедия йоги. / Гранд-Фаир. М., 2003 г. – 768 с.
Автор Ринат Абузяров
Если Вы хотите дополнить материал аудио, видео или другой информацией, присылайте её нам!
ЙОГА — это… Что такое ЙОГА?
Специальный санскритский термин для обозначения психотехники, ориентированной сугубо на глубинные трансперсональные состояния сознания. Буквальный перевод обозначает «связь, соединение», понимаемое шире как «связывание воедино, сопряжение чувств, мыслей и психических факторов вообще и их сосредоточение на единственном объекте созерцания» (Торчинов Е. А., 1997). Ошибочная аналогия этимологических пар «йога— связь» и «религия—связь» приводит к ложной интерпретации термина, сводящейся к соединению человеческой природы с Космосом, Богом или Абсолютом.
Исторически развитие Й. связано с индуизмом и буддизмом, в целом с индийской культурой. В письменных источниках термин Й. употребляется в двух основных и одном второстепенном значениях. Согласно исследователю йогической психотехники Е. А. Торчинову, прежде всего она «тщательно разработанный и выверенный традицией набор средств и приемов для достижения определенных трансперсональных состояний сознания, оценивающихся традицией как состояния реализации религиозной прагматики учения — «освобождение»». В этом смысле Й. характерна для всех религий традиционной Индии, почему можно говорить об индуистской Й., буддийской Й., джайнской Й. и др. В более узком значении Й. обозначает одну из даршан (религиозно-философских систем) брахманской философии, созданной мудрецом Патанджали (II в. до н. э.). Третье, второстепенное значение слова Й. означает колдовство, волшебство, магию и магические силы.
Й. как психотехника является определяющей в архитектонике индийского структурного полиморфизма, хотя неоднозначно оценивается в различных школах и направлениях. Так, буддийский подход основан на психотехническом опыте основателя этого религиозно-философского направления и поощряет практику Й. ради освобождения — нирваны. В то же время в индуизме не всякий психотехнический (йогический) опыт считается ценным и положительным.
В европейский лексикон Й. вошла как способ достижения особых состояний психики с помощью приемов, управляющих эмоционально-вегетативной сферой.
Синкретизм восьмеричной Й. Патанджали (часто называемой раджа-Й., царственной Й.) и буддизма является базовой основой осмысления и практики в европейской науке и культуре. Классическая Й. и ее модификации классифицируются по методам на три группы:
1. Ориентированные на созерцание, познание (джняна-Й., отчасти Й. буддизма Махаяны).
2. Использующие эмоциональное возбуждение (индийское бхакти).
3. Применяющие психофизическую регуляцию с включением в психотехнический процесс соматический фактор (тантрическая Й. в буддизме и индуизме, «внутренняя алхимия» в даосизме). В психотерапию Й. вошла в форме, адаптированной к задачам регуляции психосоматических связей, не учитывая глубинных религиозно-культурных корней комплексности и последовательности ее этапов. В частности, медицинский подход недостаточно внимательно относится к нравственно-этической подготовке личности перед психофизиологическими упражнениями. Опытные учителя (гуру) предупреждают, что без этической подготовки заниматься Й. опасно (Sivanada Swami, 1960).
Классическая Й. включает в себя восемь ступеней:
Этические
1) яма;
2) нияма;
Физиологические
3) асана;
4) пранаяма;
Психологические
5) пратьяхара;
6) дхарана;
7) дхьяна;
8) самадхи.
Яма — это этические правила поведения, выполнение которых способствует «психическому очищению». Принципы ямы включают воздержание от проявления зла по отношению ко всему живому, милосердие, правдивость, доверительность, неподкупность, нестяжательство, контроль над чувствами и желаниями, половое воздержание, ограничение питания и др. Следование этим принципам является необходимым условием медитации. Считается, что по мере ужесточения воздержания увеличивается способность к психической саморегуляции.
Нияма — свод приемов, предназначенных для «внешнего очищения», нормализации деятельности внутренних органов. Это достигается с помощью очистительных процедур, умеренного питания. Развивая принцип воздержания, нияма рекомендует избегать излишних разговоров, производить только целесообразные движения, говорить мало, медленно и мягко, посредством чего устанавливается контроль над мыслями, ибо речь есть «рассеивание ума».
Следующие две ступени — асана и пранаяма — составляют так называемую хатха-Й., целью которой является совершенствование тела, освобождение его от склонности к усталости и замедление процесса разрушения и старения. Согласно учению йогов, в организме человека постоянно циркулирует по меридианам-каналам энергия — Прана, формой проявления которой является взаимодействие двух противоположностей — ха (Индия) или ян (Китай) (положительная сила, энергия Солнца) и тха (Индия) или инь (Китай) (отрицательная сила, энергия Луны). Задача хатха-Й. состоит в гармонизации этих двух начал.
Асаны — это специальные позы, пребывание в которых, согласно Патанджали, приводит к прекращению борьбы между ян и инь. С. А. Гуревич (1985) отмечает тройное воздействие асан на человека: физическое, психическое и, наконец, терапевтическое влияние на деятельность внутренних органов и желез внутренней секреции. Одна из целей асан — противостоять дискинетической активности гладкой мускулатуры, возникающей при стрессах. Приобретая способность неподвижно пребывать в одной из этих поз, человек улучшает свои возможности концентрации сознания.
Пранаяма — управление жизненной энергией (биоэнергетикой) посредством контроля дыхания. Связь между дыханием и психическим состоянием человека была замечена йогами в глубокой древности: при психическом напряжении отмечается задержка дыхания, облегчение сопровождается более или менее глубоким выдохом («вздох облегчения»). Правильное дыхание способствует ясности ума. Рамачарака (1915) считает ошибочным сведение пранаямы к контролю дыхания. Он пишет, что управление дыханием в различных дыхательных упражнениях служит для замедления метаболизма и высвобождения некоторого количества жизненной энергии, обычно расходуемой на нужды тела. Однако это лишь опосредованный способ управления жизненной энергией. Цель же состоит в полном овладении ею, и эта цель достигается посредством различных йогических практик. Зрелые йоги демонстрируют свое умение останавливать сердце, не дышать по желанию, в прошлом некоторые йоги давали закапывать себя в землю на несколько дней.
Пратьяхара — это самоуглубление, отвлечение от чувств. Жизненная энергия отводится от органов чувств, и медитирующий йог, судя по записи биотоков его мозга, больше не реагирует на бесконечный поток стимулов из внешнего мира. Патанджали определяет самоуглубление как возвращение чувств к первоначальной чистоте путем отвлечения от объектов. Вивекананда (1911) выделяет два этапа в освоении пратьяхары. Первый связан с «выключением чувств», для чего рекомендуется позволить мыслям блуждать, пассивно наблюдая за тем, о чем думается, не стараясь остановить мысль. По существу, на этом этапе пратьяхара аналогична методу свободных ассоциаций. На втором этапе задачей является освобождение мыслей о теле, ощущение полного «растворения» тела: практикующийся представляет, как каждая часть тела от ног к голове «уходит в бесконечность».
Дхарана — концентрация (фиксирование внимания) на определенном объекте. Это упражнения в планомерной сосредоточенности, которые существенно не отличаются от приемов пратьяхары. Дхарана — это пратьяхара на объект (например, кончик носа), вчувствование в объект.
Дхьяна — медитация. Это концентрация на отвлеченных идеях (любовь, чистота, уверенность и т. п.). Всякие предметные (образные) формы созерцания исключаются. Сосредоточение направляется на идею, смысл, не связанный с какой-либо конкретной формой. Такое состояние, как правило, сопровождается экстазом и называется самадхи.
Самадхи — озарение, состояние сознавания, или постижения, Истины. Это состояние не поддается описанию, поскольку в поле сознания нет ничего, к чему могли бы относиться слова. В данном случае можно говорить о высвобождении реликтовых форм дологического мышления, которое непосредственно связано с континуальным (глубинным) потоком сознания. Этот вид сознания присутствует в нас, но остается скрытым логико-структурированным мышлением. Таким образом, просветление наступает тогда, когда человек освобождается от привязанности к слову и знаку. Надо реализовать то состояние сознания, которое максимально благоприятствует непосредственному переживанию психологического опыта (вне словесной передачи). Необходимо «опустошить сознание» до полного отсутствия мыслей или образов для управления континуальным потоком сознания — такого сознания, которое открывается после снятия вербализации. Этим методом и является медитация (Абаев Н. В., 1989). В самадхи человек полностью владеет своими физическими и психическими способностями. Достигший самадхи может произвольно регулировать жизненные процессы, обмен веществ, понижать и повышать температуру, давление.
Й. является источником многих психотерапевтических приемов психической саморегуляции. Аутогенная тренировка Шульца (Schultz J. Н., 1987) в значительной степени основывается на практике йогов. Черты сходства и различия аутогенной тренировки и системы йогических упражнений Шульц подробно разбирает в своей работе «Высшая ступень аутогенной тренировки и раджа-йога» (1932). Поза лежа в аутогенной тренировке соответствует шавасане, поза кучера — садхасане (поза созерцания). В последней позе подбородок приближается к груди, открывается рот, расслабляется мимическая мускулатура, язык слегка прижимается к нёбу, взгляд направлен немного выше переносицы с одновременной конвергенцией глазных яблок. Это внутренне-верхнее положение глазных яблок является составным элементом гипноза. Деление аутогенной тренировки на первую и вторую ступени соответствует преемственности между хатха-Й. (Й. тела) и раджа-Й. (психологической Й., включающей последние четыре ступени классической Й.). В Индии физические упражнения хатха-Й. входят в комплексы гигиенической гимнастики и используются миллионами людей. Раджа-Й. распространена главным образом в специальных учебных заведениях. Сложность и громоздкость системы Й. делают ее практически неприемлемой для массового применения. Трансцендентальная медитация, предложенная Махариши Махешем Йогой, получившая широкое распространение в современном мире, устраняет отмеченный недостаток. Медитация применяется в дзэн-психотерапии, а также в психотерапевтических техниках морита-терапии и найкан-терапии. Из других методов психической саморегуляции, основанных на системе Й., широко используется пранаяма, или контроль дыхания, а также шавасана — поза полного расслабления (поза трупа).
Шавасана представляет значительный интерес для психотерапии, поскольку считается, что расслабление в этой позе (асане) приблизительно в 5 раз глубже, чем в аутогенной тренировке. Упражнение имеет много модификаций. Ниже приводятся два варианта шавасаны — простой и энергетический (Гуревич С. А., 1985). При шавасане человек лежит в свободной одежде на спине с ногами, раздвинутыми приблизительно на 30°, и руками, отведенными от туловища на 15°, с повернутыми предплечьями и полусогнутыми пальцами. Глаза закрыты. В этом положении осваивается медленное ритмическое диафрагмальное дыхание с короткой паузой после каждого вдоха и более продолжительной — в конце выдоха. Внимание концентрируется на ощущениях в ноздрях (прохладе вдыхаемого и теплоте выдыхаемого воздуха), что способствует концентрации и, следовательно, большей мышечной релаксации, которая достигается путем последовательного расслабления мышц до ощущения тяжести. Длительность выполнения — приблизительно 30 минут. В процессе упражнения врач проверяет степень релаксации, поднимая и опуская конечности. Ежедневные занятия шавасаной в течение трех недель приводят к субъективному и объективному улучшению самочувствия пациентов, к снижению артериального давления, уменьшению частоты сердцебиений, нормализации сна, успокоению.
В практике психотерапии целесообразнее использовать иной, более сложный, но одновременно более эффективный вариант упражнения — «энергетический». Его усвоение происходит в три этапа: расслабление с помощью самовнушения, мыслительная работа с активными областями организма, расслабление с использованием «образа энергии». Первая часть упражнения близка к аутогенной тренировке: медленно, монотонно проговариваются формулы самовнушения, позволяющие добиться мышечного расслабления. Формулы рекомендуется формировать в триаде — законченные блоки из трех предложений, первое из которых предназначено для переключения внимания, второе представляет собой динамическое самовнушение, третье вызывает статическое состояние. Концентрации помогает представление потока внимания — «луча фонарика-прожектора», который «освещает» ту область тела, с которой ведется работа. Проговаривая, например, «Мое внимание на лице», человек представляет, будто луч фонарика освещает его лицо. В отличие от классической аутогенной тренировки, расслабление проводится снизу вверх, от ног к голове. Упражнение начинается и завершается формулой успокоения: «Я (мысленно представляется все тело) успокаиваюсь. Я спокоен». Затем следуют формулы релаксации, охватывающие по мере усвоения все большие группы мышц. Каждая формула произносится лежа в шавасане мысленно, с полным сосредоточением на нужном участке тела, повторяется 3-4 раза с 3-4-секундным промежутком. По мере усвоения упражнения из триады самовнушения удаляется динамическая часть («такая-то часть тела расслабляется»), и формула звучит так: «Мое внимание на… Такая-то часть расслаблена». Полное выполнение первого этапа шавасаны занимает 30-40 минут.
Согласно концепциям восточной медицины, в человеческом теле существуют области, которые являются «выключателями»: если на них сконцентрировать внимание, то расслабляются определенные группы поперечно-полосатой и гладкой мускулатуры. Работа с активными областями — более высокая ступень шавасаны. Здесь не нужно произносить фразы самовнушения, достаточно лишь направить на данную активную область внимание и потом представить, что эта зона становится мягче, «тает», «растворяется». Выделяют 16 основных зон и одну дополнительную: пальцы ног, лодыжки, колени, область половых органов, область ануса, кисти рук, область пупка, локти (дополнительная), область желудка, область сердца, плечи, горло, губы, кончик носа, точка между бровей, середина большого родничка головы, макушка черепа. На расслабление каждой активной зоны по мере усвоения упражнения должно уходить все меньше времени: в среднем оно составляет 15-20 секунд. После усвоения этого этапа можно перейти к третьей ступени шавасаны — энергетическому расслаблению. Методика выполнения третьей части: находясь в шавасане, мысленно представляем, что энергия медленно поднимается от ног к голове и через точку между бровей («третий глаз») «выливается» наружу. Образ энергии рисуется по-разному: в виде тепла или холода, «мурашек» и т. п. Иногда в процессе упражнения возникает мелкое подергивание мышц, что считается явлением положительным: «энергия промывает тело». Длительность этого этапа расслабления в шавасане — около 3-4 минут. В процессе выполнения расслабления возникает гипноидное состояние. Поэтому выход из шавасаны должен быть плавным: подтягивается носок правой ноги, далее подтягиваются оба носка, пятки при этом выдвигаются вперед. В дальнейшем руки сжимаются в замок и, медленно поднимаясь вверх, выворачиваются. Все тело тянется вслед за руками, и человек садится.
Шавасана дает значительный эффект при многих психосоматических заболеваниях и неврозах, особенно осложненных гипертоническим синдромом и диссомнией, быстро снимает психическое напряжение, тревожность, усталость, компенсирует недостаток сна. Абсолютных противопоказаний шавасана не имеет, но ею не следует заниматься более 45 минут из-за возникающей гипотонии.
Последовательное рассмотрение всех ступеней Й. выявляет тесную связь этого учения с психотерапией. Положительная оценка психотерапевтических аспектов Й. обусловлена в настоящее время четким разграничением религиозно-мистического обрамления концепций народной медицины Востока и их практических приемов. В последние годы появилось много психотерапевтических исследований, посвященных этой проблеме, с тем чтобы, критически осмыслив Й., поставить ее наследие на службу практическим потребностям психотерапии.
Психотерапевтическая энциклопедия. — С.-Пб.: Питер. Б. Д. Карвасарский. 2000.
Что такое йога?
Йога – это путь развития личности.
Ее определяют термином даршан, который буквально означает «видение и понимание мира, философия жизни, мировоззрение». В древней арийской цивилизации существовало шесть главных научно-философских учений (шад даршан), опиравшихся на Веды. Йога, представляющая одну из этих шести ортодоксальных школ ведического знания, остается живой традицией и в наши дни.
Это очень многогранная система, состоящая из разных направлений и техник, которые, в свою очередь, представляются большим количеством школ. С древности некоторые направления йоги готовили практикующего к следующим, более высоким ступеням. Это говорит о том, что внутри самого учения (даршан) существует идея единства и прогрессивного развития человека.
Опираясь на фундаментальную философию, йога с удивительной точностью объясняет психологию и глубинные потребности личности. Вместе с этим она может быть достаточно адаптивной для прагматичных людей, не углубляющихся в тонкости философии, например, упражнения йоги помогают улучшить здоровье. Но главная цель йоги – освободиться от всех страданий и установить связь с Абсолютной Истиной, или Богом. Из-за пренебрежения этой целью возникло множество трактовок йоги, и некоторые направления отошли слишком далеко от истоков.
Само слово йога образовано от глагольного корня «йудж», или «йодж». Популярный перевод означает «связь», «соединение». Другие значения и определения – «скреплять», «сцеплять», «направлять», «сосредоточивать внимание», «применять», «обуздывать», «соединять», «гармонизировать» и тому подобное – лишь дополняют и обогащают смысл этого слова. В более обобщенном смысле йогу определяют как союз, единство тела, ума и души. Исходя из ее целей и постулатов классических писаний, более точное определение йоги – это связь с Абсолютной Истиной, полная концентрация на Высшем Источнике всего сущего (Боге). Мудрец Патанджали определил йогу как «прекращение колебаний ума или сознания». С его точки зрения, ум – это то, что в наибольшей степени препятствует достижению самадхи, сосредоточения на познании Высшей Личности Бога.
В зависимости от школы, в которой практикуют ту или иную форму йоги, ее главная цель может иметь разные оттенки. Например, достижение мокши (освобождения) – это только один из важных элементов, которые могут быть достигнуты йогом. Мокша (или его синоним мукти) переводится как «полное высвобождение из круговорота рождений и смертей» (самсары). Сначала йог желает избавиться от страданий (болезней, проблем и так далее), но в дальнейшем начинает стремиться к чему-то большему, желая обрести благость и радость жизни. Кульминацией этого процесса, или совершенствования, должна стать финальная ступень – према (чистая, трансцендентная любовь к Богу). Понимание любви в йоге во многом созвучно библейскому тексту:
Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто…
По сути, йога – это иерархический процесс, устанавливающий связь с Абсолютной Истиной, Верховным Творцом. Как вы ее устанавливаете, так и будет называться вид йоги, который вы практикуете.
Виды йоги
Йога делится на несколько видов:
Аштанга-йога – это восьмиступенчатая йога (от санскритского ашта – восемь, анга – часть, ступень), описанная мудрецом Патанджали в «Йога-сутрах». Он детально описывает препятствия, которые лежат на пути к главной цели йоги – самадхи, затем последовательно разбирает, какими средствами и способами их можно преодолеть и познать себя. Фактически Патанджали говорит об освобождении (мукти) души от материальных недостатков. Ишвару, или Бога, он называет первоучителем, при обращении к которому йогин становится способным преодолеть препятствия и достичь высшей цели. В средние века аштанга-йогу разделили на два поэтапных процесса. Первый – хатха-йога с начальными четырьмя ступенями (яма, нияма, асана, пранаяма). Второй процесс – раджа-йога, состоящая из последующих четырех шагов (пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи).
Хатха-йога означает силу, направленное усилие, дисциплинирование ума и тела. Существует мнение, что на самом деле это другое название аштанга-йоги, которое стал использовать в XV веке Свами Сватмарама, автор средневекового трактата «Хатха-йога-прадипика».
Другое происхождение этого слова определяется как состоящее из двух слов: ха – «солнце», тха – «луна». Это символ единства противоположных начал: плюса и минуса, женского и мужского или, если выражаться терминами буддийской философии, это соединение двух концептуальных энергий Янь и Инь. Поэтому в асанах (позах) есть активность и пассивность, а в пранаяме (дыхательных упражнениях) – попеременное дыхание через правую и левую ноздрю. Даже сами асаны и пранаяма – это два разных гармонизирующих подхода, поэтому хатха-йога без пранаямы неполноценна.
Хатха-йога подготавливает физическое тело и дает возможность устранить такие свойственные ему препятствия, как болезнь, вялость, рассеянность, лень и прочее. Постепенно, практикуя этот вид йоги, мы приходим к более утонченным техникам раджа-йоги, например дхьяне (медитации), которые уже раскрывают потенцию души. Поэтому хатха-йогу принято считать четырьмя первыми ступенями аштанга-йоги Патанджали.
Джнана-йога, или гьяна-йога (в переводе с санскрита означает «йога знания»), развивает интеллектуальные, логические и аналитические способности, разум и помогает правильно понимать окружающие нас объекты и процессы. Это может быть обычный кусок глины, вселенские формы, психоэмоциональные переживания, душа с ее незыблемыми качествами или все то, на что направлен исследовательский и познавательный процесс. Главная задача этой формы йоги — научиться при помощи мышления понимать свою духовную суть (вечную неизменную природу) и отделить материю и ее производные (временную и изменчивую природу). В целом этот путь йоги расширяет границы познания человека и просветляет его. В конце, полностью осознав свою истинную духовную природу, человек достигает стадии освобождения (мукти):
Те, кто смотрит на мир глазами знания, кто видит разницу между телом и знающим тело и может найти путь, ведущий к освобождению от рабства в материальном мире, достигают высшей цели
Бхагавад-гита, 13.35
Карма-йога означает «йога деятельности». В «Бхагавад-гите» Кришна также называет ее буддхи-йогой, или йогой разума. Она направлена на гармоничное развитие социальных и общественных отношений личности. В этой духовной практике человек выполняет предписанные ему, согласно природе и социальному положению, обязанности (то есть следует дхарме) без привязанности к плодам своего труда и эгоистических мотивов. Единственная цель любого действия – удовлетворить Всевышнего. В результате такой деятельности карма-йог обретает освобождение (мокшу) и любовь к Богу (бхакти):
Поэтому человек должен действовать из чувства долга, не стремясь к плодам своего труда, – так он придет ко Всевышнему
Бхагавад-гита, 3.19Посвяти же все свои действия Мне, о Арджуна. Обрети полное знание обо Мне, отбрось стремление к личной выгоде, откажись от всяких собственнических притязаний и, стряхнув с себя апатию, сражайся!
Бхагавад-гита, 3.30Бхакти-йога, означающая «преданность», «бескорыстное, любовное служение Богу», предназначена для развития глубинных и высших духовных эмоций, совершенствования человека в психоэмоциональной сфере, но самое главное – для установления личностного контакта с Источником всего сущего, Абсолютной Истиной – Богом. Бхакти вмещает в себя все предыдущие виды йоги, поскольку если человек устанавливает гармоничный контакт с Богом, то он автоматически устанавливает его и со всем остальным Его творением.
Кундалини-йога названа в честь особой мощной энергии, сокрытой и свернутой кольцом в области копчика, в муладхара-чакре. Этот вид йоги акцентирует внимание на развитии энергетических каналов и чакр, чтобы пробудить энергию и поднять ее по главному каналу сушумне, расположенному вдоль позвоночного столба и центральной нервной системы, вверх к брахмарандхаре – высшей чакре, расположенной в области темени. Результатом данного вида йоги также является мокша.
Крийа-йога, или «йога действия», нацелена на мистическое осознание и пробуждение энергии кундалини. Фактически это одна из форм кундалини-йоги. Ее методами также являются пранаямы, мудры, бандхи, дхьяна (медитация), а к функциям относят техники очищения организма на физическом и ментальном уровне, подготовку к другим видам йоги.
Тантра-йога (санскр. «непрерывность», «связь», «нить») – это система телесных и психических техник, предназначенных для развития сознания человека. Санскритское слово тан означает «грубый, материальный мир», а глагольный корень тра – «освобождение». Буквально тантра – это практика, которая ведет человека от несовершенства к совершенству, от грубого к тонкому, от оков к освобождению. В тибетских учениях тантра определяется как система практик для достижения высшей реализации. В тантризме говорят о двуединой природе мира, мужского и женского начал. Две эти энергии образуют гармонию в их нераздельном союзе блаженства.
В последнее время у большинства людей сформировалось устойчивое представление, что тантра в большей степени связана с магическими и сексуальными ритуалами. Видимо, на каком-то этапе произошла подмена основных постулатов и целей, после чего последовало искажение этого древнего учения. Тантра действительно рассматривает концептуальные вселенские энергии мужского и женского начал, но на высшем уровне, а не так, как это представляется сегодня. Тантру стали связывать с сексуальными утехами в ХХ веке, спустив этот вид йоги в плоскость грубых материальных инстинктов. Ее просто стали использовать для услаждения чувств, расслабления и так называемого устранения комплексов. Однако такой подход к тантре противоречит всей традиции йоги, где одной из главных задач является управление чувствами и умом. В поисках грубых чувственных удовольствий люди сделали тантру формой укрепления своих примитивных животных инстинктов, тогда как ее назначение – развивать высшие духовные эмоции. Это абсолютно противоположные полюса. Разные течения и школы, по-разному толкуя слово тантра, породили массу неясностей и путаниц. И сегодня можно видеть, как под этим словом подразумевают совершенно разные понятия, от обычной магии до просветления.
Существуют еще дополнительные подвиды йоги, например нада-йога (йога с акцентом медитации на внутренний звук), санньяса-йога (отречение от материальных благ, богатства) и другие. Сюда же можно отнести и тантру. Все эти подвиды могут присутствовать как в бхакти-йоге, так и в аштанга-йоге, они являются лишь дроблением, акцентом на одной технике или ступени какого-нибудь одного основного пути или ветви йоги.
За пределами Индии йога приобрела другие формы – например, тибетские йога респы, йога лун-гом-па. В Китае и Японии учение и практика йоги смешались с буддийской философией и распространялись в форме дзен-буддизма.
Какая же йога главнее или лучше, возможно, спросите вы. Но такая постановка вопроса будет не совсем корректной, поскольку это индивидуальный выбор человека. Если и существуют некоторые отличия во взглядах разных школ йоги, которые могут показаться неким противопоставлением другим ее направлениям, тем не менее, даже при поверхностном исследовании будет очевидно, что в них больше общего, чем различий.
Яркий представитель бхакти-йоги нашего времени, ачарья-основатель Международного общества сознания Кришны Бхактиведанта Свами Прабхупада следующим образом охарактеризовал виды йоги:
РЕЗЮМЕ
Йога – это системный процесс, призванный установить связь с Абсолютной Истиной. Как именно вы ее устанавливаете, так и будет называться вид йоги. Как правило, практикуется не какой-то один вид йоги, а их смесь. Правильная связь способствует совершенствованию и приводит к освобождению – мукти, самадхи или преме (высшей цели, беспримесной божественной любви).
Высшей ступенью лестницы йоги является бхакти-йога. Все остальные виды йоги — не более чем средства достижения бхакти. Строго говоря, слово йога означает именно бхакти-йогу, а все прочие виды йоги — это ступени, позволяющие прийти к бхакти-йоге. От начала карма-йоги и до вершин бхакти-йоги лежит длинный путь духовного самопознания. Он начинается с деятельности без стремления к плодам своего труда. Когда человек, практикующий карма-йогу, обретает духовное знание и избавляется от привязанности к мирским наслаждениям, он поднимается на уровень гьяна-йоги. А когда к гьяна–йоге он добавляет физические и дыхательные упражнения и медитацию, объектом которой является Сверхдуша, он достигает ступени аштанга-йоги. Поднявшись выше уровня аштанги-йоги, человек приходит к служению Верховной Личности Бога, Кришне, и это и есть бхакти-йога, вершина лестницы йоги. В сущности, бхакти-йога является высшей целью, но чтобы овладеть этой наукой, необходимо также понять суть всех остальных методов йоги. Йог, стремящийся к высшей цели, стоит на верном пути, ведущем к вечному счастью. А тех, кто, достигнув определенной ступени йоги, останавиваются на ней и не идут дальше, называют соответственно карма-йогами, гьяна-йогами, дхьяна-йогами, раджа-йогами, хатха-йогами и т.п. Если кому-то посчастливится сразу встать на путь бхакти-йоги, следует понимать, что он уже миновал все остальные ступени йоги
Бхагавад-гита 6.47 комментарийИсточники:
-
Айенгара Б. К. С. Йога дипика. Прояснение йоги. /Альпина нон-фикшн, М., 2016. – 494 с.
-
Патанжали. Йога сутры./пер. Десикачара Т. К. В., М., 2002 г. – 160 с.
-
Прабхупада Б. С. Бхагавад-гита как она есть. / Бхактиведанта Бук Траст, М., 2007 г. — 1008 с.
-
Прабхупада Б. С. Шримад-Бхагаватам. М., 2009 г. – 464 с.
-
Сватмарама С. М. Хатха-йога прадипика. М., 2013 г. – 644 с.
-
Фёрштайн Г. Энциклопедия йоги. / Гранд-Фаир. М., 2003 г. – 768 с.
Автор Ринат Абузяров
Если Вы хотите дополнить материал аудио, видео или другой информацией, присылайте её нам!
Что такое «йога»
К ответу на вопрос «Что такое йога», каждый приходит самостоятельно. Для кого-то это загадочное слово, подразумевающее людей в необычных позах, для кого-то это одно из модных направлений в фитнес-индустрии, а для некоторых она станет источником вдохновения и перемен. Возникнув еще до нашей эры в Индии, йога обретает все большую популярность и востребованность в современном мире. Перекочевав от индусов-отшельников в обустроенные, комфортабельные центры на всех континентах, йога притягивает своими возможностями людей самых разных профессий, возраста, цвета кожи и пола. С чего же все началось?!
История йоги уходит своими корнями в древние времена. На нескольких печатях, найденных в долине реки Инд и относящихся к периоду Индской цивилизации (3300-1700 года до н. э.) изображены фигуры людей в йогических позах. Считается, что йога развилась из аскетических практик ведической религии, которые упоминаются в ранних комментариях к Ведам (X — VI века до н. э.). Основным источником, в котором отражено развитие концепции йоги, являются так называемые «средние» Упанишады (VI век до н. э.), «Махабхарата» и «Бхагавад-гита», а также «Йога-сутры» Патанджали (II век до н. э.)
В Европе впервые философию йоги начал изучать Шопенгауэр, одним из основных источников философских взглядов которого были Упанишады. После выступления Вивекананды на Чикагском конгрессе религий в Нью-Йорке и прочтения цикла лекций по йоге в конце XIX века, интерес к ней на Западе усилился. Следующий всплеск интереса пришёлся на первую половину-середину XX в. Дальнейшая популяризация йоги, как единого и всеобъемлющего восточного учения, послужила толчком к образованию различных школ. Школы отличаются друг от друга распределением акцентов, сосредоточением на разных аспектах одного и того же предмета. Из наиболее распространенных можно выделить: хатха-йога, кундалини, раджа (аштанга), бхакти, карма, нидра, нада, мантра-йога …
В настоящее время хатха-йога в её многочисленных вариациях представляет собой стиль йоги, наиболее часто ассоциируемый с понятием «йога». Хатха-Йога — это учение о физической гармонии, достигаемой с помощью физических способов воздействия на организм (питание, дыхание, асаны, и др.), и психических средств (медитация и концентрация внимания во время выполнения асан). Хатха-йога помогает обрести полноценное здоровье, задействовав скрытые резервы собственного организма, и своими силами, своей волей обрести гармонию тела, ума и эмоций.
Практикующему йогу постепенно открываются восемь последовательных аспектов этого учения:
1. Этические принципы или общие нравственные требования (яма)
2. Принципы поведения и дисциплины (нтяма)
3. Работа с телом (практика ассан)
4. Ритмический контроль дыхания (пранаяма)
5. Освобождение ума от влияния чувств и внешних раздражителей (пратъяхара)
6. Концентрация (дхарана)
7. Медитация (дхъна)
8. Сверхсознание (самадхи)
Путешествие по йоге начинается с универсальных моральных заповедей (яма): ненасилие, правдивость, отсутствие посягательства на чужое, бескорыстность. С помощью этих принципов мы учимся контролировать наши действия во внешнем мире. Далее, наступает время работы над собой: чистота, удовлетворенность, подвижничество, самоисследование, самоотдача. Третья ступень пути в йоге – работа с телом, заключается в выполнении физических упражнений (асан). Практика асан поддерживает силу и здоровье тела, без которых дальнейшее развитие невозможно. Работа над собой в асанах открывает новые способы исследовать свои возможности. Работа с дыханием (пранаяма) – четвертая ступень йоги, которая помогает нам развить энергию в своем теле. Дыхательные упражнения под силу тем, кто уже хорошо освоил асаны, кто достаточно развил физическое тело. По мере освоения навыков пранаямы приходит следующая ступень — отвлечение органов чувств от внешних стимулов (пратъяхара). После этого, можно переходить к концентрации (дхарана). Концентрация способствует сохранить спокойствие ума. На седьмой ступени – медитации (дхъяна) – постигается умение сосредотачиваться на том, чтобы не быть сосредоточенным ни на чем, в полной тишине и отсутствии любых помех. Достигнув такого состояния, возможно приблизится к восьмой ступени, к вершине йоги – просветлению (самадхи), когда все помехи наконец отступают и человек целиком сливается со своей душой. Хотя это состояние запредельно далеко от нашего повседневного образа жизни и достигнуть его нелегко, каждый человек встречался с его проблесками. Это те необъяснимые приливы счастья и спокойная уверенность в завтрашнем дне – все эти чувства с тех вершин, дорогу к котором открывает путь йоги.
Что такое «ЙОГА АЙЕНГАРА»
Йога Айенгара является классической хатха-йогой, истоки которой уходят в глубину веков. Хатаха-йога начинается с тела и ведет к вершине самосознания. Всемирно известный учитель йоги из Индии -Шри Б.К.С. Айенгар создал метод обучения йоге, который, благодаря своим особенностям, снискал себе огромную популярность и на сегодняшний день является одним из самых распространенных в мире. Как говорит сам Б.К.С. Айенгар о своем методе: «С точки зрения истории, я не был первооткрывателем, но представил свой уникальный взгляд на вещи, явив миру новаторство в рамках традиции»
Практика йоги по методу Б.К.С. Айенгара отличается точностью, согласованностью движений и безопасностью пребывания в позе. Она развивает гибкость, силу, выносливость и уравновешенность. В преподавании используется дополнительное оборудование – кирпичи, ремни, одеяла, стулья, болстеры, пенки, веревки – таким образом, выполнение поз становится доступным каждому. В начале занятия предлагается выполнить позы стоя, потом скрученные или направленные на раскрытие определенных участков тела (грудна клетка, тазобедренные суставы, пр.), затем перевернутые (вроде стойки на голове, на руках), имеющие сильное воздействие на организм в целом, в конце идут более спокойные асаны, позволяющие плавно подвести человека к окончанию урока, который всегда заканчивается расслабляющей позой полного покоя. В основном позы удерживаются от 30 секунд до минуты, перевернутые могут фиксироваться у продвинутых занимающихся до 3–5 минут.
Особенности йоги по методу Айенгара:
• статичная практика асан, симметрия, тщательное выравнивание, тонкая и глубокая работа в позе. Длительное пребывание в позе увеличивает ее воздействие на мышцы, связки, суставы, внутренние органы, системы и клетки, а также на эмоциональное состояние и ум
• постепенное развитие практики, переход от более простых поз к более сложным позам по мере того, как тело и сознание становятся готовыми к их выполнению.
• использование разнообразных вспомогательных материалов (мягких валиков, деревянных брусков, подставок разной высоты и формы, одеял, ковриков, стульев, ремней и веревок), которые позволяют с самого начала правильно расположить тело в пространстве и создать опору, которая абсолютно необходима для правильного развития и стабильности позы.
Практика йоги Айенгара доступна каждому желающему в независимости от физической подготовки и жизненного опыта. При выполнении асан важно интегрировать в процесс спокойное расслабленное дыхание. Для каждой асаны оно свое, также как и каждая асана направлена на свою цель. Асаны необходимо удержать в течение нескольких секунд (для начинающих) или минут (для продвинутых), в результате чего мышцы, суставы и внутренние органы принимают правильное положение, постепенно «привыкая» к нему. Например, такие позы, как стойка на голове или знакомая с уроков физкультуры «березка» благотворно влияют на работу сердца, легких, печени, органов брюшной полости, пищеварительной и кровеносной систем, головного мозга. Кроме обще-оздоровительного и укрепляющего влияния на тело, йога учит обращать взгляд внутрь себя, наблюдать за собой, контролировать эмоции.
В совокупности этих физических методов, практикующий йогу Айенгара может достигнуть значительных результатов, позволяющих чутко ощущать эмоциональное и физическое состояния собственного организма и управлять ими.
Путь в йоге начинается с малого, а именно с ознакомительных занятий. Это вводные уроки йоги направленные на то, чтобы познакомить учеников с основами практики йоги, научить базовым принципам положения и работы тела в позах, обращать внимание на физиологические особенности каждого ученика, показать для чего и как используется дополнительное оборудование, ввести в терминологию. Немалую часть ознакомительных занятий занимают вопросы-ответы, т.к. именно в этих классах в большей степени освещена теоретическая часть. После прохождения ознакомительных занятий, ученик овладевает базовыми навыками практики йоги, и может заниматься в группах «Начального» уровня.
Йога Айенгара привлекает разнообразием классов: здесь есть как общие классы групповых занятий для учеников любого уровня практики, а также специальные классы для женской, детской практики, для беременных, людей пожилого возраста, классы «Здоровая спина» и терапевтические классы для людей, которые по состоянию здоровья не могут посещать общие или специальные классы. Рекомендуется посещать как занятия в общих группах своего уровня, так и специальные для обогащения своей практики. В любом случае, на каком бы уровне не находилась ваша практика, главное, чтобы она приносила вам удовольствие и по возможности, была регулярной.
ЙОГА — это… Что такое ЙОГА?
(санскр., букв.—соединение, участие, порядок, а также глубокое размышление, созерцание), одно из шести осн. ортодоксальных, (брахманских) направлений в инд. мысли, выработавшее целый комплекс приёмов для достижения особого духовного состояния. Йогич. техника в ее двух связанных друг с другом аспектах — самоограничении (аскетизм) и вхождении в состояние созерцания (медитация) — в большей или меньшей степени разделялась всеми направлениями др.инд. мысли, кроме мимансы и чарваки. В этом отношении И. образует общий элемент большинства др.-инд. систем, в том числе и буддизма (известно, что Будда практиковал И.; четыре состояния буддийской дхьяны соответствуют четырём ступеням внутр. сосредоточенности в И. и т. п.). Корни И. очень древни. В Ведах содержится идея достижения сверхъестеств. способностей путём особой аскетич. практики. Ранние упанишады ссылаются на практику И. как средство самососредоточения, внутр. проникновения и обретения истинного знания, говорят о шести составных частях И. В эпосе неоднократно описывается обращение аскетов к И. с целью получения магич. способностей; в «Махабхарате» уже есть свидетельства того соединения учения санкхъи, с практикой И., которое характерно для классич. И. Фактич. основателем классич. И. был Патанджали (ок. 2 в. до н. э.). Онтологию и теорию познания И. разделяет с санк-хьей; оригинальным достоянием И. является разработанный ею црактич. путь к освобождению через систематич. тренировку тела и души (внутр. сосредоточение — самадхи — через неносредств. видение, или переживание). Согласно И. (как и санкхье), свободная душа связана с физич. телом и т. н. тонким телом [чувства, ум(мапас), эмпирич. «Я», интеллект]. «Я» — это чистое сознание, но оно склонно отождествлять себя с модификациями ума (читты); И. означает прекращение этой зависимости, освобождение «Я». Развивается теория модификаций ума, зависящих от соотношения составных частей ума (читты) (саттва, раджас и тамас — см. Гуны) и определяющих пять уровней духовной жизни: 1) рассеянное состояние, при котором ум блуждает от одного объекта к другому (кшипта), 2) притуплённое состояние ума (мудха), напр. во сне, 3) относительно успокоенное состояние (викшипта), 4) сосредоточение ума на одном объекте — предмете размышления (экагра) и 5) прекращение к.-л. деятельности ума (нироддха). Первые три состояния несовместимы с И., два последние открывают путь к ней, поскольку очищают ум от элемента раджас и дают полностью выявиться элементу саттва. И. предусматривает три пути к освобождению в зависимости от особенностей того, кто вступает на этот путь: джняна-Й. (путь познания), бхакти-Й. (эмоциональное приобщение к божеству), карма-Й. (путь активного действия). И. разработала целую систему последоват. очищения и просветления ума (читты): яма — обуздание, нияма — этич. культура, проявляющаяся в выработке нравств. установок, асана — выработка устойчивого равновесного положения, дисциплина тела, пранаяма — регулирование дыхания, пратьяха-ра — изоляция чувств. дхарана — внимание, дхьяна — размышление, самадхи — сосредоточенность. Последоват. применение этих средств ведёт к достижению обоих видов И.— сампраджнята-Й. [своего рода экстаз созерцания, когда ум(читта) полностью входит в объект, принимая его форму и позволяя осознать объект размышления во всей его полноте и ясности] и асампрадж-нята-Й. — т. н. нулевого экстаза (прекращение всех модификаций ума и психич. процессов, когда ничего не познаётся и не мыслится). Оба типа И. образуют И. сосредоточения (самадхи-Й.). Правила этич. поведения формулируются И. в соответствии с восемью йогич. средствами. Так, яма (обуздание) предполагает ахимсу (ненанесение вреда всему живому), сатью (правдивость в словах ? мыслях), астейю (неворовство), брахмачарью (сдерживание чувств. желаний), апариграху (нестяжание) и т. п. Одним из практич. средств достижения са-мадхи (сосредоточенности) является, согласно И., поклонение брахману (богу), понимаемому как абс. дух, вечный, всепроникающий, вездесущий, всемогущий, всезнающий, не подверженный страданиям и несчастьям и правящий миром. Наиболее видными представителями И. в новое и новейшее время были Вивекананда (19в., идея интегральной И.) и Йогананда (20в.). Чаттерджи С.,Датта Д., Дреьняя инд. философия, пер. с англ., М., 1954; Радхакришнан С., Инд. философия пер. с англ., т. 2, М., 1957; Hauer J. W., Die Anfange der Yogapraxis im alten Indien, Stirttg., 1922; его же, Der Yoga. Ein individueller Weg zum Selbst, Stuttg., 19582; D a s-g u p t a S. N., Yoga as philosophy and religion, L., 1924; его ж е, Yoga philosophy in relation to other systems of Indian thought, Gale., 1930; E l i a d e M., Yoga. Essai sur les origines de la mystique indienne, P., 1936; его ж e, Le Yoga. Immortalite et liberte, nouv. ed., P., 1968; его же, Techniques du Yoga, nouv. id., P., 1975; A h e g g E., Indische Psychologie, Z., 1945; Pott P. H., Yoga en Yantra, Leiden, 1946.B. H. Топоров.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
это что такое с точки зрения здоровья? Занятия йогой, советы для начинающих
Все привыкли считать, что йога – это обязательно что-то связанное с физическими упражнениями и религией индийцев. В какой-то части так и есть. Йога – это довольно-таки широкое понятие, которое совмещает в себе множество духовных и физических практик, которые укрепляют человеческое тело и дух и помогают достичь особого возвышенного состояния сознания. Как бы то ни было, но в наши дни йога стала очень популярной среди всего населения земного шара.
Что нужно для занятия йогой
Для этого нужно не так уж и много. Йога — практика, в которой самое главное – это выдержка и стремление к самосовершенствованию.
Как выбрать подходящий коврик
На более «земном» уровне для занятий и практики обязательно нужен коврик для йоги. Для новичков в этом деле выбор своего первого коврика не такой уж и простой шаг. Так как это индийское учение сильно распространено, торговцы стали сильно наживаться на этом. Качественный коврик для йоги стоит порядка 100 – 150 долларов. Для начала можно и не раскошеливаться на такую сумму, а купить коврик более низкой ценовой категории.
Коврик – важная часть для такой практики, как йога. Отзывы по выбору мата для новичков говорят, что самый главный параметр – его длина. Она не должна быть меньше 185 сантиметров (лучше брать на сантиметров 20 больше длины своего тела). Ширина не такой уж и важный параметр при выборе коврика для занятий. Главное, чтобы он был не уже ширины тела. Толщина мата зависит от личного предпочтения и потребностей. На более толстом коврике теплее заниматься, но зато на нем трудно выполнять упражнения, требующие состояния равновесия и баланса.
Йога — это что такое с точки зрения здоровья
Она совсем недавно стала популярной для больших масс людей, а у многих практикующих ее уже появились результаты. Все чаще и чаще стала появляться информация о том, как проводить лечение йогой. Постоянные физические упражнения восстанавливают и укрепляют весь организм. Это не только лечебная практика: набирают обороты уроки йоги для похудения, где учат, как правильно жить, чтобы привести свое тело в порядок. Йога приносит много полезного для практикующих ее людей.
Физическая польза
Многие стрессы и следующие за ними заболевания вызваны сбоем или неправильной работой эндокринной системы. Йога (практика) нормализирует деятельность всех желез человеческого организма, что способствует улучшению его физического и психического состояния.
Асаны для йога – это физические упражнения. Они помогают человеку справляться со стрессами, болью и некоторыми заболеваниями. Существует много асан, которые не требуют определенной физической подготовки. Гимнастика йога приводит все мышцы в тонус, значительно улучшает физическое состояние организма, повышает уверенность в себе. Человек должен быть всецело хорошо развитым. Именно в этом и заключается суть йоги. Укрепляя наше тело, мы строим храм для разума. Все в человеке должно развиваться гармонично. Физическая польза от занятий йогой – гармоничное развитие.
Психическая польза
Гармония и равновесие – важные факторы для нормальной жизни человека. Благодаря некоторым асанам можно достичь духовного равновесия и закалить свой разум, заставить тело полностью подчиняться ему. Эти упражнения учат концентрировать свое внимание (в данном случае над свои телом). Терпеть и преодолевать боль как физическую, так и духовную – одна из главных задач для йога. Отзывы практикующих доказывают, что благодаря асанам просвещается ум, а жизнь начинает играть более яркими красками. Это следствие полного расслабления тела и духа человека и избавления от постоянных стрессов. Человек становится более жизнерадостным и энергичным.
Йога положительно влияет на психическое здоровье, что делает ее просто незаменимой в условиях современной жизни.
Что дает йога
Во время занятий йогой разум человека должен постоянно контролировать свое тело, необходимо научиться правильно дышать. Выработанная привычка правильно и глубоко дышать наделит человека новыми силами и энергией. Сразу после уроков становится легче и свободнее – это результат расслабления мышц и насыщения кислородом крови. Занятия йогой просвещают ум и освобождают его от тревоги и плохих мыслей.
Первые взлеты и падения
Для новичков в йоге очень важны первые шаги и результаты. Первые взлеты – это всегда хорошо. Некоторые люди нервничают из-за того, что у них не все получается. Свои неудачи в йоге нужно воспринимать спокойно. Она учит, что человек должен быть всесторонне развитым. А кто говорил, что меняться будет легко? Только пройдя долгий путь преодоления своих ошибок и трудностей, можно достичь успехов в йоге.
Тело – лучший советчик
Йога – это уникальная вещь, которая помогает воссоединить дух и тело и сделать их едиными. Если возникает дискомфорт во время занятий, то в большинстве случаев это говорит о том, что человек делает какую-либо ошибку. Научиться слушать свое тело, внутренний голос – важный шаг в йоге. Если интуиция подсказывает, что лучше всего не делать стойку на голове, значит, человек еще не готов к этому морально. Занятия йогой помогают научиться слушать свое тело, что просто незаменимо в повседневной жизни.
Поиск единомышленников
Очень важно хотя бы на первой стадии найти себе группу таких же заинтересованных людей, которые будут заниматься йогой. Совместные занятия придают большую уверенность, чувствуется поддержка со стороны других. Также появится возможность учиться на чужих ошибках. Если нет возможности заниматься с другими людьми, можно попросить заниматься кого-нибудь из членов семьи или своего лучшего друга.
Утренняя йога – успех на весь день
Для большинства людей каждое утро – сущий ад. Сонным надо позавтракать, привести себя в порядок, собраться на работу. Еще с детства говорили, что нужно приучать себя каждый день делать зарядку. Йога – нечто лучше, чем зарядка, она пробуждает весь организм и дает заряд бодрости на весь день.
Утренняя йога должна помочь вернуть телу после сна его гибкость и восстановить кровообращение. Так как после сна мышцы еще «деревянные», а суставы плохо сгибаются или хрустят, то для большей безопасности выполнять упражнения надо медленно и спокойно с ровным дыханием. Десять минут потраченного времени утром гарантирует бодрствование, пара асан обеспечит его.
Философия йоги
Стремление к развитию, познаванию чего-либо нового – все это дарит йога. Обучение этому мастерству будет проходить нелегко, но все же это возможно. Благодаря йоге можно заниматься саморазвитием: улучшать и укреплять свое тело – храм для духа, воспитывать в себе хорошие качества и избавляться от стрессов. Асаны помогают концентрировать свое внимание на какой-либо проблеме, они очищают разум от других мыслей, и это помогает найти правильное решение.
Йога в повседневной жизни
Взаимосвязь с людьми – один из важных факторов социальной жизни. Йога укрепляет разум и делает человека уравновешенным.
Это помогает налаживать связи в социальной жизни, переходить на новый уровень организации отношений, находить контакт с любым человеком и решать все споры с ясным умом.Простота йоги
Огромный плюс йоги – ее простота. Для достижения результатов не нужно изматывать свое тело. Йога – доза расслабления, которое важно для души и тела человека. Суть йоги состоит в том, чтобы просто уйти от окружающей суматохи на некоторое время и увидеть мир вокруг себя, почувствовать его гармонию.
Самопознание
Помощь в поисках себя — одна из главных задач йоги. Самопознание йога, или свадхьяя, чем-то похоже на саморазвитие, ведь развиваясь, мы открываем новые грани, узнаем много нового, ищем то, что скрывалось внутри.
Для общего развития и лучшего понимания известной практики стоит прочитать «Иога-сутры», автором которых считается Патанджали. Это старинный текст, подробная инструкция и описание раджа-йоги. «Бхагавад-Гита» (в переводе с санскрита означает «божественная песнь») — одна из самых древнейших философских книг мира. Очень много знаменитейших писателей углублялись в ее текст, чтобы найти в нем себя и ответы на многие вечные вопросы.
Что такое хатха-йога и ее роль в медицине
Хатха-йога – самое популярное направление, которое помогает духу властвовать над телом, установить прочный мост между физическим телом и разумом.
Верный подход к практике и усвоению хатха-йоги дает человеку невиданное здоровье и возможность жить очень долго. Асаны открывают новый источник энергии, скрытый ранее. Гуру утверждают, что правильная техника выполнения асан позволяет человеку открывать в себе сверхъестественные возможности.
Главная цель хатха-йоги – совершенствовать свое тело, превратить его в достойный храм. Совершенствование своего тела помогает расти духовно.
Йоги верят, что в каждом человеке заложена кундалини (космическая энергия). Путем правильного выполнения асан можно добиться пробуждения кундалини, побочным эффектом которой являются сиддхи – те самые сверхъестественные способности.
Само слово состоит из двух частей — «ха» (что охначает солнце) и «тха» (луна). Две противоположности означают два жизненных начала — жизнь и смерть, добро и зло. Многие знают такое противопостовление под названиями «инь» и «янь».
Для обычных людей хатха-йога важна как эффективный способ поддержания жизненных сил, развития своего тела, поддержания тонуса во всех мышцах. Хатха творит чудеса и дарит человеку отменное здоровье и крепкий дух.
Асаны в йоге
Асаны являются главными элементами в хатха-йоге. Этот вид в основном направлен на развитие физического тела и воссоединение его с душой. Физические упражнения помогают справляться с многими заболеваниями, улучшают кровообращение и открывают внутреннюю энергию.Адхо Мукха Шванасана
Эта длинная асана в переводе с санскрита означает «собака мордой вниз». Это нелегкое упражнение должны освоить все начинающие йоги.
Для выполнения асаны для начала нужно лечь на живот, расслабиться и развести ноги на 30 сантиметров. Руки должны быть на уровне груди, а пальцы широко расставлены. Следующий шаг, самый сложный, – потянуть тело вверх так, чтобы спина и колени остались ровными, а стопы, развернутые в строну головы, остались на земле. Голова тоже должна касаться земли. Вес тела должен быть равномерно перенесен на все три опорные точки.
Регулярное выполнение такого упражнения служит хорошей профилактикой от плоскостопия, дискомфорта в области спины и поясницы. Оно разминает и растягивает все тело, что является хорошей профилактикой такого заболевания суставов, как артрит. Кровь приливает к мозгу, доставляя кислород в каждую его клеточку. Оставаться в асане надо не больше одной минуты. Во время упражнения человек должен контролировать свое дыхание. На выходе надо сделать глубокий выдох и опуститься на пол. Потом надо дать своим мышцам отдохнуть.
Все имеет обратную сторону, и эта асана имеет свои противопоказания. Людям с высоким кровяным давлением и любыми заболеваниями суставов запястья не рекомендуется выполнять данное упражнение. Также не стоит выполнять Адхо Мукха Шванасана при головных болях, желудочных и кишечных расстройствах, а также при беременности.
Ардха Навасана
Тоже нелегкая асана, требующая большой концентрации. В переводе с санскрита она означает «половина от позы лодки». Действительно, эта поза напоминает лодочку.
Для выполнения асаны надо сесть на твердую поверхность и вытянуть ноги вперед так, чтобы они были приподняты над землей. Ноги обязательно должны быть прямыми и не сгибаться в коленях. Руки лучше всего переплести между собой и положить на затылок. Локти должны быть расставлены в сторону. Правильное выполнение упражнения требует, чтобы кончики пальцев и макушка оставались на одной линии. Дышать во время выполнения нужно ровно и спокойно. Продолжительность для новичков – не более 20–30 секунд, для более опытных — около одной минуты.
Ардха Навасана поможет восстановить деятельность органов брюшной полости, а также она благотворно влияет на позвоночник и мышцы пресса и спины. Стимулирует правильную работу печени и селезенки.
Противопоказано выполнение беременным, а также тем, у кого наблюдаются боли в пояснице или спине. Не рекомендуется выполнять людям с повышенным давлением и заболеваниями сердца.
Бакасана
Эта асана требует определенной концентрации. Так как это упражнение требует равновесия, выполнять его стоит на твердой и ровной поверхности. В переводе с санскрита бакасана означает «поза журавля». Выполнять ее нужно для лечения разнообразных гинекологических заболеваний и проблем с мочевыделительной системой.
Техника выполнения требует определенных навыков. С самого начала надо сесть на корточки, согнуться и расставить руки на ширине плеч. Пальцы расставлены для большей устойчивости. Следующий шаг – перенести свой вес на руки и попытаться оторваться от земли. Правильная техника выполнения асаны требует максимальной компактности ног. Нижние конечности нужно поднять как можно выше к туловищу. Стопы должны соприкасаться друг с другом. Тело по отношению к полу должно идти параллельно.
Оставаться в асане нужно около 30 секунд, но можно и больше. Противопоказана она только тем, у кого проблемы с суставами, и беременным. Такое упражнение укрепляет весь пояс верхних конечностей, помогает быстро находить баланс и приводить себя в равновесие. За счет упражнения, улучшается кровообращение в районе гениталий, что благотворно влияет систему половых и мочевыделительных органов.