Джняна-йога — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 декабря 2018; проверки требуют 5 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 декабря 2018; проверки требуют 5 правок.Джня́на-йо́га, джнана-йога или гья́на-йо́га (санскр. ज्ञान योग, jñānayoga IAST «путь знания»[1]) — один из видов йоги, и философии индуизма. В адвайта-веданте совершенством джнана-йоги является осознание единства индивида, или в санскритской терминологии атмана, с безличным аспектом Абсолютной Истины — Брахманом. В адвайте джнана-йога выступает как первичный путь к достижению мокши. Это путь самоосознания, на котором индивид с помощью своего ума отличает реальность от иллюзии и осознаёт своё тождество с Брахманом. Полностью осознав это, индивид достигает стадии мокши.
В своём комментарии к «Бхагавадгите», Шанкара, отражая точку зрения школы адвайта-веданты, описал основное значение джнана-йоги как знание о Брахмане. В дуалистической традиции вайшнавизма известный средневековый философ и основоположник философской системы вишишта-адвайта Рамануджа рассматривал джнану как одну из составных частей бхакти.[1] В «Бхагавадгите» Кришна объясняет, что джнана заключается в правильном понимании кшетры (поля деятельности, то есть тела) и кшетраджна («знающего поле», то есть души): «Знай же, о потомок Бхараты, что, находясь в каждом из тел, Я также знаю их и что понимание природы тела и знающего тело называется знанием [джнаной]. Таково Моё мнение». Затем Кришна объясняет необходимость осознания разницы между полем деятельности и знающим поле: «Те, кто смотрит на мир глазами знания, кто видит разницу между телом и знающим тело и может найти путь, ведущий к освобождению от рабства в материальном мире, достигают высшей цели».
Задача джняна-йоги как практики — достижение конгруэнтности своей жизни со своим мировоззрением, осмысляя свое мировоззрение, свой образ мышления. Пример практики джняна-йоги: находить внутренние противоречия в своем мышлении[2].
Карма-йога — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Ка́рма-йо́га (санскр. कर्म योग «йога деятельности») также известна как
Карма-йога основана на учении «Бхагавадгиты» — священного индуистского писания на санскрите, и её основной смысл состоит в выполнении предписанных обязанностей (дхармы) без привязанности к плодам труда. В результате такой деятельности становится возможным обретение мокши (спасения) или любви к Богу (бхакти). Это происходит посредством выполнения предписанных обязанностей без эгоистических мотивов с единственной целью удовлетворения Бога.
Слово «карма» происходит от санскритского глагола кри, что означает «делать»; в буквальном переводе, карма означает «действие», а йога
В «Бхагавадгите» содержится сжатое описания процесса карма-йоги. «Бхагавадгита» представляет собой отрывок из другого литературного произведения — «Махабхараты». Это беседа между принцем Арджуной и его другом Кришной, который играет роль колесничего, управляя боевой колесницей Арджуны. Беседа происходит на поле боя, незадолго до начала кровопролитной Битвы на Курукшетре между армиями двух враждующих династий — Пандавов и Кауравов.
Причиной начала беседы является печаль и сомнения Арджуны перед началом решающего сражения, в котором его родственники и друзья присутствуют на обеих сторонах поля битвы. В ответ, Кришна объясняет ряд философских систем йоги, в том числе и карма-йогу, согласно которой Арджуна должен сражаться, выполняя свой долг воина и не беспокоясь о результате.
Карма-йога описывается как путь действия, мышления и желания в согласии с долгом (дхармой) каждого человека без принятия во внимание личных эгоистических желаний и вкусов, как действие без какой-либо привязанности к результатам своих действий, к плодам своего труда.
В «Бхагавадгите», несмотря на то, что из чувства сострадания к своим родственникам и друзьям, находившимся в рядах противника, Арджуна не хотел сражаться, он принял участие в битве ради исполнения своего долга воина и выполнения божественного плана Кришны. Кришна затем объясняет, что Арджуна должен посвятить плоды своих (как плохих, так и хороших) действий Ему, Всевышнему.
Кришна описывает, что выполнение предписанных обязанностей без ожидания результата и эгоистичной мотивации, очищает ум и постепенно возвышает человека до духовного уровня. Кришна также говорит, что для практики духовной жизни нет необходимости уединяться и прекращать всякую деятельность — состояние действия или бездействия является прежде всего состоянием сознания.
Для достижения совершенства жизни, Кришна подчёркивает важность контроля над всеми желаниями ума и над стремлением наслаждаться чувственными удовольствиями. Практика карма-йоги в повседневной жизни посредством выполнения предписанной деятельности и медитации позволяет человеку усилить свой разум, развить интуитивную способность познавать и научиться управлять умом, став трансцендентным к нему.
Карма-йога основывается на принятии и понимании законов кармы и реинкарнации (сансары). Говорится, что человек рождается с определёнными самскарами — как позитивными, так и негативными, которые переносятся индивидуумом из одной жизни в другую и в каждой конкретной жизни побуждают его к определённой благочестивой или греховной деятельности. Этот процесс продолжается до тех пор, пока индивидуум полностью не освобождается от бремени кармы и не достигает мокши.
Бхакти-йога — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Бха́кти-йо́га (санскр. भक्ति योग, bhakti yoga IAST) — один из четырёх основных видов йоги в философии индуизма. Практика бхакти-йоги направлена на культивацию любви к Богу посредством бхакти — служения Богу с любовью и преданностью. Практика бхакти-йоги рекомендуется в ряде священных текстов индуизма как самый лёгкий и действенный вид йоги. Так, в «Бхагавад-гите» провозглашается её превосходство над остальными тремя основными видами йоги — карма-йогой, джнана-йогой и раджа-йогой. Направления в индуизме, в которых бхакти является основной практикой, называют движениями бхакти. В вайшнавизме выделяется девять основных форм бхакти-йоги.
В своём труде «Бхакти-расамрита-синдху» средневековый гаудия-вайшнавский (кришнаитский) богослов Рупа Госвами определил пять основных разновидностей бхакти, называемых бхава:
- шанта-бхава — нейтральные отношения с Богом
- дасья-бхава — связь с Богом отношениями слуги и господина
- сакхья-бхава
- ватсалья-бхава — выполнение роли отца или матери Бога
- мадхурья-бхава — отношение к Богу как к своему возлюбленному
В процессе бхакти-йоги, бхакта культивирует один из пяти видов бхакти, который наиболее близок его умонастроению. В гаудия-вайшнавизме отношения с Богом как с возлюбленным рассматриваются как наиболее возвышенная форма бхакти, которая включает в себя все остальные. Высшим проявлением этой любви Рупа Госвами называет любовь гопи Вриндавана к Кришне.
В «Бхакти-расамрита-синдху» Рупа Госвами даётся описание девяти процессов бхакти-йоги, следуя одному или нескольким из них можно достичь высшего совершенства — чистой любви к Богу:
- Шравана («слушание о Боге») — слушание историй из священных писаний, повествующих о Боге и повторение Святых Имён Бога (джапа).
- Киртана («прославление Бога») — воспевание Святых Имён Бога или описание Его всепривлекающих черт и деяний.
- Смарана («памятование о Боге») — внутренняя медитация на формы, имена, деяния или личностные качества Бога.
- Пада-севана («служение лотосным стопам Бога») — выполнение какого-либо конкретного личного служения Богу.
- Арчана («поклонение мурти Бога») — поклонение (пуджа) какой-либо из форм мурти Бога в индуизме.
- Вандана («вознесение молитв Богу») — вознесение различного рода молитв Богу.
- Дасья («служение Богу») — выполнение какого-либо служения для удовлетворения Бога.
- Сакхья («установление дружеских отношений с Богом») — установление дружеских отношений с Богом на внутреннем уровне.
- Атма-ниведана («принесение всего в жертву Богу») — предание всех мыслей и действий Богу.
Движения бхакти являются монотеистическими и пантеистическими по своей направленности, и их последователи поклоняются Вишну, Кришне, Шиве или Шакти как верховной форме Бога. В Ниргуна-бхакти объектом поклонения выступает безличный абсолют — Брахман. Различные течения бхакти, в большей или меньшей степени, присутствовали на разных этапах многотысячелетней истории Индии.
Либеральное по своей сути, движение бхакти часто отвергало строгие кастовые традиции, выступая таким образом прибежищем для отщепенцев ортодоксальной брахманической системы индуизма. В то же время, надо заметить, что послания бхакти о любви и терпимости далеко не всегда находили отклик у ортодоксальных индусов, приверженных строгим правилам кастовой системы.
Бхакти явилось причиной появления на свет массы религиозной литературы, различных видов музыки и танца, также как и других форм искусства, которые обогатили мир, дали Индии новый толчок в развитии, а также помогли в преодолении ритуальных и социальных ограничений в индийском обществе.
- На русском
- На английском
- Hardy, Friedhelm (2001), Viraha-bhakti: The Early History of Krsna Devotion in South India, Oxford University Press, ISBN 0195649168, <https://books.google.com/books?id=tdQHAAAACAAJ>
- Lutgendorf, Philip (1991), The Life of a Text: Performing the Ramacaritmanas of Tulsidas, University of California Press, ISBN 0-520-06690-1
- Shrivatsa Goswami (1983), «Interview With Shrivatsa Goswami», in Steven J. Gelberg, Hare Krishna, Hare Krishna: Five Distinguished Scholars on the Krishna Movement in the West, Harvey Cox, Larry D. Shinn, Thomas J. Hopkins, A. L. Basham, Shrivatsa Goswami, New York: Grove Press, с. 196-258, ISBN 0394624548, <https://books.google.com/books?id=rcgFRgAACAAJ>
- Prakash Om. Chapter 6 Bhakti Movement: Kabir, Nanaka and Chaitanya // Cultural History Of India. — New Age International, 2005. — P. 48-56. — 628 p.
Раджа-йога — Википедия
Ра́джа-йо́га («царская йога»), также известна как классическая йога — одна из шести ортодоксальных школ в философии индуизма, которая базируется на «Йога-сутрах» Патанджали. Основная цель раджа-йоги — контроль ума посредством медитации (дхьяна), осознание разницы между реальностью и иллюзией и достижение освобождения. Так как практика раджа-йоги делится на восемь этапов, её также называют аштанга-йогой «восьмиступенчатой йогой».
Термин «раджа-йога» является ретронимом, введённым в употребление в XIV веке в «Хатха-йога-прадипике» для установления отличия школы основанной на «Йога-сутрах» от нового течения в хатха-йоге. В XX веке термин также начал использоваться Брахма Кумарис для обозначения практикуемой ими медитационной практики. Раджа-йога Брахма Кумарис, однако, представляет собой крайне упрощённый вариант классической раджа-йоги Патанджали.[1]
Раджа-йога так называется потому, что она направлена на работу с умом. Ум традиционно считается «царём» психо-физической структуры индивида, который, сознательно или нет, следует его приказам. Из-за природы взаимоотношений между телом и умом, тело должно быть сначала поставлено под контроль посредством самодисциплины и очищено различными способами (см. хатха-йога). Перед началом практики более возвышенных аспектов йоги, необходимо достичь более высокого уровня общего физического и психологического здоровья. Разного рода дурные привычки не дают возможности достичь духовной уравновешенности. Через практики воздержания (яма), такие как целибат, отказ от алкоголя и наркотиков и постоянное внимание ко всем своим действиям на уровне тела, речи и ума, человек становится способным заниматься медитацией. Подобная аскеза или самодисциплина является другим значением слова «йога». Свами Сатчитананда говорит по этому поводу, что: «Каждая мысль, чувство или воспоминание приводит в движение ум, меняет его, окрашивая зеркало ума в разные цвета. Если вы сможете удержать ум от изменений — он станет спокойным и неподвижным и вы сможете войти в контакт с вашим истинным „Я“». В самом начале «Йога-сутр» Патанджали утверждается йогаш читта-вритти-ниродхах (1.2) «Йога есть обуздание волнений, присущих уму». Затем там детально описываются методы, с помощью которых ум в конце концов можно привести к спонтанному состоянию, называемому «нирбиджа», в котором у него уже не будет существовать мысленных объектов сосредоточения.
Практики, которые обеспечивают для индивида возможность достичь этого состояния, можно отнести к раджа-йоге. Таким образом, раджа-йога включает в себя, но одновременно стоит в стороне от остальных видов йоги, побуждая ум избегать сосредоточения на различных практиках, которые могут привести к созданию иллюзорных мысленных объектов. В этом контексте раджа-йогу называют «царской йогой» — все йогические процессы рассматриваются как потенциальные инструменты для достижения этой стадии нирбиджа, которая выступает как пункт отправления на пути очищения от кармы и достижения мокши или нирваны. Исторически, школы йоги, называющие себя «раджа», предлагают своим ученикам сочетание йогической практики с философским мировоззрением подобного рода.
Раджа-йога нацелена на установление контроля над умом. У практикующего раджа-йогу садхана начинается с обучения управлять умом, хотя определённые минимальные практики асан и пранаямы также имеют место, являясь частью подготовительного процесса к медитации и сосредоточению. В практике раджа-йоги существуют восемь ступеней или уровней, из-за чего её также называют аштанга-йогой (от санскритского ашта — восемь):
- Яма — нормы поведения — самоограничение
- Нияма — следование религиозным правилам и предписаниям — полное посвящение себя духовным практикам
- Асана — объединение ума и тела посредством физической деятельности
- Пранаяма — контролирование дыхания, приводящее к объединению тела и ума
- Пратьяхара — отвлечение чувств от контакта с их объектами
- Дхарана — целенаправленная сосредоточенность ума
- Дхьяна — медитация (внутренняя деятельность, которая постепенно приводит к самадхи)
- Самадхи — умиротворённое сверхсознательное состояние блаженного осознания своей истинной природы
Иногда эти восемь уровней разделяют на четыре низшие и четыре высшие. При этом, низшие уровни ассоциируются с хатха-йогой, а высшие — принадлежат к раджа-йоге. Одновременная практика трёх высших ступеней называется самьяма.
Яма[править | править код]
Основная статья: ЯмаЯма состоит из пяти элементов: ахимса (ненасилие), сатья (правдивость), астея (воздержание от воровства), брахмачарья (самодисциплина, контроль над желаниями), и апариграха (отсутствие алчности).
Нияма[править | править код]
Нияма заключается в следовании пяти правилам: шауча (внутренняя и внешняя чистота), сантоша (удовлетворённость), тапас (аскеза), свадхьяя (изучение священных писаний и повторение мантр), и ишварапранидхана (предание себя Богу и поклонение Ему).
Те, кто практикуют медитацию, не следуя безукоризненно моральным принципам, без практики ямы-ниямы не смогут получить плоды своей медитации. Вначале необходимо очистить ум через практику ямы-ниямы, и только потом заниматься обыкновенной медитацией, в конце концов достигая совершенства.
Асана[править | править код]
Асаной называется любая устойчивая, неподвижная поза. Асаны укрепляют тело. Эта ступень йоги характеризуется снятием напряжённости и медитацией.
Пранаяма[править | править код]
Дыхательные упражнения для контроля энергий. Прана означает «жизненная сила», а «яма» — контролировать, управлять.
Пратьяхара[править | править код]
Техника отвлечения чувств от объектов на которые они направлены. Пратьяхара даёт внутреннюю духовную силу. Она позволяет достичь умственного сосредоточения и увеличивает силу воли.
Дхарана[править | править код]
Концентрация. Настоящая йога начинается со сосредоточенности, которая переходит в медитацию. Конечный результат медитации — самадхи. Умственному сосредоточению способствуют удержание дыхания, брахмачарья, саттвическая еда, уединение, молчание, сатсанга (нахождение в обществе гуру) и ограничение общения с людьми. В особенности рекомендуется концентрация на трикути (пространстве между бровями, которое также называют третьим глазом). Таким образом можно достичь контроля над умом, так как трикути считается точным местоположением ума.
Дхьяна[править | править код]
Дхьяна это медитация. Основными препятствиями в медитации являются сон, блуждания ума, привязанность к объектам чувственного удовлетворения, тонкие материальные желания и стремления, лень, секс и алчность. Для достижения прогресса в йоге необходимо свести до минимума удовлетворение телесных нужд и научиться управлять страстями. Вайрагья помогает успокоить ум. Необходимо избегать борьбы с умом во время медитации, так же как и усиленных попыток сосредоточить ум. Когда приходят нежелательные мысли, советуется не сопротивляться им и не пытаться побороть их с помощью силы воли, так как это вовлекает ум в нежелательную деятельность и приводит к потере энергии. Чем больше мы прилагаем усилий чтобы побороть материальные мысли, тем сильнее и сильнее они становятся, атакуя вновь и вновь. Поэтому рекомендуется просто оставаться безразличным свидетелем и пытаться заменить материальные мысли духовными, таким образом вовлекая ум в положительную деятельность. Важную роль в практике медитации также играет регулярность.
Так как ум находится под влиянием трёх качеств материальной природы — саттвы, раджаса и тамаса, он обычно находится на одной из пяти различных стадий:
- Кшипта (блуждание)
- Викшипта (собранность)
- Мудха (невежество)
- Экагра (целенаправленность)
- Ниродха (противоположность)
Контролируя свой ум, садху постепенно обретает различные сиддхи и в конце концов достигает асампрагьята-самадхи или кайвальи. Сиддхи, однако, рассматриваются как нежелательные, так как они выступают как огромный соблазн на пути практикующего раджа-йогу и могут привести к падению. Раджа-йоги практикует самьяму — одновременную практику дхараны, дхьяны и самадхи.
Ум управляется посредством абхьясы (практики) и вайрагьи (отречения). Любая практика, которая уравновешивает ум и делает его целенаправленным, называется абхьясой.
Самадхи[править | править код]
Конечная реализация йогина, которую можно интерпретировать как просветление. Препятствия и блуждания ума устраняются, йогин становится независим от внешнего мира и растворяется в безличностном абсолюте (Брахман).
Пять немощей, которые необходимо преодолеть для того, чтобы достичь самадхи, это:
- Авидья (невежество)
- Асмита (эгоизм)
- Рага (симпатии)
- Двеша (антипатии)
- Абхинивеша (привязанность к материальной жизни)
Самадхи бывает двух типов:
- Савикалпа, сампрагьята или сабиджа
- Нирвикалпа, асампрагьята или нирбиджа.
В савикалпе существует трипути — триада познающего, познаваемого и знания. На этой стадии все оставшиеся самскары полностью исчезают. В нирвикалпа самадхи подобной триады не существует. Савитарка, нирвитарка, савичара, нирвичара, сасмита и сананда — это различные формы савикалпа самадхи.
Самадхи, которого достигает бхакта, называется бхава-самадхи, джнани обретает баддха-самадхи, а раджа-йоги — ниродха-самадхи.
В Европе впервые философию йоги начал изучать Шопенгауэр, одним из основных источников философских взглядов которого были Упанишады. После выступления Свами Вивекананды на Чикагском конгрессе религий в Нью-Йорке и прочтения цикла лекций по йоге в конце XIX века, интерес к ней на Западе не ослабевал. Следующий всплеск интереса пришёлся на вторую половину XX века.
Пранаяма — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 августа 2017; проверки требуют 3 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 августа 2017; проверки требуют 3 правки. Человек, практикующий пранаямуПраная́ма (санскрит प्राणायाम , Prāṇāyāma IAST, букв.: «контроль или остановка дыхания») — управление праной (жизненной энергией) с помощью дыхательных упражнений в йоге. Упражнения пранаямы применяются для очистки так называемого «тонкого тела» и нади от загрязнений, а также для накопления и преобразования жизненной энергии. Пранаяма упоминается в «Йога-сутрах» Патанджали, описывается в Хатха-йога-прадипика, Сиддха-сиддханта паддхати и других текстах.
- Термин «пранаяма» состоит из двух санскритских слов — прана и яма. Термин прана обозначает собой «дыхание, жизнь, жизненная энергия». Термин яма в переводе означает «остановка, контроль, управление». Поэтому пранаяму часто определяют как технику сознательного управления дыханием, которая включает в себя систему дыхательных упражнений[1].
- По другой версии термин пранаяма состоит из слов прана — энергия и аяма — накопление, увеличение и распределение[2], что означает праническую способность или продолжительность. Таким образом пранаяма — это техника, посредством которой в теле активируются все большие количества праны[3].
Пранаяма — специальные дыхательные упражнения, воздействующие на физиологическую составляющую человека, посредством изменения концентрации кислорода и углекислого газа, а также на эмоциональную составляющую, воздействуя на неё через систему психосоматических соответствий с помощью специфических типов дыхания. Механизмы действия дыхательных упражнений включают[4][неавторитетный источник?]:
- Изменение соотношений концентрации кислорода и углекислого газа в организме;
- Включение в работу в процессе дыхания различных групп дыхательных мышц;
- Рефлекторное воздействие на мозг посредством воздействия на обонятельные и другие рецепторы;
- Массаж внутренних органов;
- Рефлекторное воздействие на симпатическую и парасимпатическую нервную систему.
Об этом пишет и сам Патанджали: «Сознание становится способно к дхаране» (Йога-сутры, 2:53).
В восьмичастном пути йоги, по Патанджали, пранаяма — четвёртая часть йоги. Для успешных занятий необходимо подготовить тело и дух посредством практики асан. Упражнения пранаямы обычно выполняются в падмасане, ардха-падмасане или сукхасане. Реже — в положении лёжа.
Полный цикл дыхания состоит из четырёх частей: пурака (вдох), кумбхака (задержка), речака (выдох), шуньяка (задержка после выдоха)[5]. Горакшанатх в «Сиддха-сиддханта паддхати» даёт такое определение: «Пранаяма — это уравновешенность праны. Вдох, выдох, задержка и объединение — это четыре признака пранаямы»[6].
В классических текстах хатха-йоги перед выполнением пранаямы рекомендуется выполнить упражнения для очистки нади (шаткармы и попеременное дыхание через ноздри с задержкой)[7][8].
В «Гхеранда-самхите» описаны следующие виды пранаямы[9]:
- Сахита
- Сурьябхеда
- Уджайи
- Ситали
- Бхастрика
- Бхрамари
- Мурчха
- Кевали-кумбхака
Верхом совершенства считается освоение кевали-кумбхаки — спонтанной длительной задержки дыхания[10][11]. Слово «спонтанный» предполагает состояние естественности. В данном случае, кевали-кумбхака возникает при постепенном замирании потока дыхания, когда в итоге дыхание как движение перестает различаться и регистрируется его остановка.
Современные авторы разделяют упражнения на подготовительное дыхание, очищающее нервы (сукха-пурвака) и основные: полное дыхание йогов; анулома-вилома; ритмическое дыхание; очистительное дыхание и др.[5]
- ↑ Энциклопедия Йоги. Пранаяма.
- ↑ Айенгар Б. К. С. Прояснение Пранаямы. Пранаяма Дипика, 2008, с. 39.
- ↑ Хатха Йога Прадипика с комментариями Свами Муктибодханада, Свами Сатьянанды Сарасвати / пер. с англ. А. Липатова. — Минск: Ведантамала, 2007. — С. 158. — 644 с. — ISBN 987-3517-09-1.
- ↑ Сафронов А.Г. Религиозные психопрактики в истории культуры. — М. Харьков: «ХГАК», 2004. — С. 304. — ISBN 966-7352-81-1.
- ↑ 1 2 Кукалев С. В. Опыты Йоги: Религия личного пути. — СПб.: Питер, 2004. — 448 с, ISBN 5-94723-815-2
- ↑ Сиддха-сиддханта паддхати и другие тексты натха-йогинов / Перевод с санскрита и комментарии: Шри Йоги Матсьендранатх Махарадж. — М.: Международный натха-йога центр, 2009. — С. 173. — 278 с. — ISBN 978-5-91680-005-0. — шлока 2.35
- ↑ Хатха Йога Прадипика, шлоки 2.5-2.10
- ↑ Гхеранда-самхита, шлоки 5.33-5.45
- ↑ Гхеранда-самхита, шлоки 5.46-5.96
- ↑ Хатха Йога Прадипика, шлоки 2.71-2.73
- ↑ Гхеранда-самхита, шлоки 5.84-5.96
Бихарская школа йоги — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Биха́рская шко́ла йо́ги (Сатьяна́нда-йо́га) — школа йоги, основанная в 1964 году Свами Сатьянанда Сарасвати в Мунгере. Кампус расположен в излучине реки Ганги.
Методы, разработанные в Бихар школу йоги представляют собой синтез многих подходов к личностному развитию, основанных на традиционных ведических, тантрических и йогических учениях в сочетании с современными методами медицинской науки. Основные компоненты включают карма-йогу, хатха-йогу, раджа-йога, джняна-йога, Крия Йоги, а также другие йоги. Также эти методы преподаются в академиях Сатьянанда Йоги в Австралии и Колумбии.
Основатель Свами Сатьянанда покинул бихарскую Школу в 1988 году, чтобы стать садху, странствующим святым. Управление ашрамом он передал Свами Ниранджанананд Сарасвати, сыну одного из преданных Сатьянанды, росшему при ашраме с четырёхлетнего возраста[1]. С 2008 года ашрамом руководит Свами Сурьяпракаш[2].
Кампус Бихарской школы йоги называется Ганга Даршан, который построен на большом холме с видом на реку Ганг. Согласно местному преданию, когда-то на этом холме стоял дворец Карны. На территории кампуса расположены 5 общежитий, 7-этажный корпус для занятий, кухня и библиотека. Питание на территории только вегетарианское. Ашрам окружен шестиметровой кирпичной стеной, по верху которой протянута колючая проволока — чтобы удерживать мир снаружи, а студентов внутри. Единожды пройдя через гигантские ворота, обратно, во время обучения, выйти возможно только с письменного разрешения, которое должно быть подписано двумя или тремя свамиджи[3].
Практики Сатьянанда йоги: асаны, пранаямы, Йога нидра и мантры. Отличительной особенностью Бихарской школы йоги от остальных направлений, продолжающих традиции Свами Шивананды, является включение элементов Тантры. В частности, крийя (последовательность асан, дыхательных упражнений, мудр и бандх) и пробуждение праны (жизненной энергии) при помощи визуализаций. Также акцентируется внимание на работу с кундалини и методов по очищению тела — шаткарм[4].
Уникальная технология Бихарской школы — это йога-нидра (буквально — йогический сон). Это особый вид неподвижной медитации в шавасане, во время которой последовательно расслабляется все тело, а осознание отвлекается от внешнего мира. В этом расслабленном состоянии разум восприимчив и может освободиться от ненужных привычек и устремлений[5].
Занятия идут по двум программам: «Бихарская Школа Йоги» и «Бихар Йога Бхарати» (университет йоги). Первая программа предлагает одномесячные курсы по подготовке преподавателей, 15-дневный курс йогического оздоровления, продвинутое обучение тантрическим практикам, вводный курс саньясы, который дает возможность пожить некоторое время жизнью саньясина, не принося обетов. Вторая программа предлагает:
- четырёхмесячный сертификат по йогическим наукам;
- годичную программу с дипломом;
- шесть двухгодичных мастерских ступеней — философия йоги, санскрит и другие индийские языки, йогическая психология;
- индология;
- прикладные йогические науки; экология и науки об окружающей среде.
Курсы весьма интенсивные, они включают в себя экзамены, в том числе и письменные.
Йога-патта — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Йо́га-патта (дев. योगपट्ट, yogapaṭṭa IAST) — ремень или повязка, используемая аскетами для удержания своих конечностей в фиксированном положении[1]. В традиции Патанджали мы встречаем упоминания о йога-патта в явно йогическом контексте. Когда Патанджали указывает, что поза (āsana) становится устойчивой (sthira) и удобной (sukham) в строке 2.46 «Йога-сутры» Патанджали, комментарий (bhāṣya) приводит список из примерно дюжины рекомендуемых поз. Одна такая асана (āsana) названа сопащрайя (sopāśraya) (дословно «с поддержкой»), которая, хотя детально выполнение её не описано в комментарии (bhāṣya), интерпретируется более поздними комментаторами как асана (āsana), где йогин использует йога-патта — что свидетельствует об использовании вспомогательного опорного оборудования («пропс») в медитациях йоги Патанджали[2].
Самое древнее изображение человека с ремнем в позе сукхасана, или как её ещё называют йогасана («по-турецки»), можно увидеть на северных воротах ранней буддийской ступы в деревне Санчи, штат Мадхья-Прадеш, Индия. Фреска на Северных воротах датируется I в. до н. э. В образе аскета представлен Будда во время своей аскетической практики в лесу, ещё до того, как он сформулировал основные принципы своего учения. Он находится в положении сидя, йога-патта обвивает его колени и поясницу, тем самым разгружая мышцы спины. Вокруг него расположены звери и люди, приветствующие его[3].
Проследив двухтысячелетнюю историю йога-патта (yogapaṭṭa), можно с удивлением узнать, что ремень для йоги не присутствовал в ранних представлениях о современной постуральной йоге. Б. К. С. Айенгар, которому часто приписывают «изобретение» ремня для йоги, преобразовал одну из древних технологий, не зная того сам, под современные и изменяющиеся условия собственной йогической практики занятий и преподавания. Пряжка на ремне стала нововведением, как и палитра способов применения ремня в современной практике йоги. Тогда как источники более ранних периодов традиционно изображают йога-патта для поддержания сидячих поз, Айенгар приспособил ремень для йоги как вспомогательное опорное оборудование («пропс») для поддержки бесконечного разнообразия асан для создания «действия с сопротивлением»[2].