Кратко о Йоге
Дорогие друзья, многие слышали это слово Йога в широкое большинство ошибочно думаю, что йога это комплекс полезных упражнений, но на самом деле это всего один из ее видов? Слово йога происходит из санскрита, древнего индийского языка. Это слова Юй, что означает сопряжение, соединение. Существует очень большое количество видов йоги каждая из них как отделенный путь для соединения своего духовного и физического тела, раскрытия духовной стороны и скрытых возможностей.
Кратко о основных видах йоги
Хатха-йога – одно из древних направлений йоги, на котором основаны большинство современных видов йоги. Основа хатха-йоги – асаны (позы), дыхательные упражнения, расслабления и медитация. Целью данного типа йоги является достижение равновесия между телом, умом и внешним миром.
Аштанга-йога – это энергичный и динамичный вид йоги, в котором происходит смена поз, связанных между собой дыхательными упражнениями. Всего в нём существует 6 уровней с увеличивающейся сложностью выполнения.
Дживамукти Йога – кроме физических упражнений в процесс обучения также входят медитации, пения и музыка.
Бикрам Йога – включают в себя 26 упражнений хатха-йоги и несколько дыхательных упражнений, которые объединены в непрерывный поток. Но главной особенностью Бикрам йоги является то, что помещение для занятий йогой нагрето до 40 градусов и выше при повышенной влажности. Считается, что это помогает быстрее очистить тело от токсинов и снизить риск травм, хотя для многих начинающих такая температура переносится с трудом.
Айенгар Йога – методика при которой главное внимание уделяется качеству выполнения асан при максимальной безопасности для выполняющего. Также большое внимание уделяется философии йоги. Шивананда Йога – объединяет в себе пять основных принципов – правильные упражнения, правильное дыхание, правильное расслабление, правильная диета и правильные медитации. В физические практики включены 12 основных асан.
Интегральная Йога – сюда входят асаны, дыхание, расслабление, служение, размышления и молитвы. Кундалини йога– пробуждение и поднятие наверх энергии кундалини, для того, чтобы открыть чакры. В кундалини йогу входят работа с позами, дыханием, а также пение и медитация.
Раджа-йога переводится как «Царская йога». Человек, идущий этим путем самопознания и самосовершенствования, становится «царем» над всеми своими проявлениями.
Основная цель раджа-йоги — контроль ума посредством медитации (дхьяна), осознание разницы между реальностью и иллюзией, и достижение освобождения.
Основа Раджа-йоги – это медитации.
Джняна-йога — это путь исследования. Джняна йога направлена на преодоление ограничений интеллекта или логических способностей человека. Высшее осознание никогда не может возникнуть в результате рационального мышления. Цель йоги изгнать тьму невежества факелом знания. Это высоко аналитический путь, и для его успешной работы нужно тщательно придерживаться основных ее правил.
Бхакти-йога — переводится с санскрита как любовь и преданность. Таким образом Бхакти-йога это связь с богом посредством любви и преданности. В отличии от всех разновидностей йоги, бхакти-йога не требует наличие каких-либо условий, будь-то возраст, пол, наличие здоровья, духовная подготовка и т.д. Для практики достаточно обдуманного желания.
Агни-йога — был впервые услышан супругами Николаем и Еленой Рерих от жителей гор во время экспедиций по Центральной Азии. Этот термин означает Слияние с Божественным Огнём или Путь к такому Слиянию. Огонь — в данном контексте — это подобное пламени состояние Наивысшего Божественного Сознания, которое Оно может принимать.
Дорогие друзья, я повторюсь но есть очень много видов йоги, мы надеемся, что в дальнейших статях мы более подробнее поговорим о уже указанных выше и других видах йоги.
Введение в йогу. Краткая история до нашей эры.
Йога — учение, дошедшее до нас из глубин веков и упомянутое в различных древних источниках.
Это учение, отголоски которого можно встретить практически во всех религиях, ритуальных практиках и эзотерических школах.
В Википедии указано, что
Йога — это совокупность различных духовных, психических и физических практик нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния. В более узком смысле, йога— это одна из шести ортодоксальных школ (даршан) философии индуизма. В индуизме ортодоксальные школы относятся к школам, почитающие Веды.
(*Веды*– совокупность канонических текстов с комплексом религиозно-философских представлений о мире и человеке, его месте в мире, смысле бытия и предназначении.)
Содержание статьи об истории йоги
Происхождение йоги скрыто во мгле веков. Истоки йоги не прослеживаются однозначно, ее медленно развивали и разрабатывали древние мудрецы не только Индии, но и других частей мира. Йога изменялась и приспосабливалась к местным обычаям и особенностям, местным идеям.
Современное научное сообщество считает, что йога возникла из первобытной магии.
Магия была разных видов: земледельческая, военная, бытовая. В ней использовались различные заклинания, воздействия определенных ритуалов на некие объекты.
Со временем человек, наверное, заметил, что при одном и том же воздействии на самого себя, происходят изменения. Возможно, что отсюда и возникла йога. Т.е человек что-то делает, к примеру, подражает тигру, надеясь приобрести силу, и у него меняется как-то состояние.
Многие, кто отваживался экспериментировать на себе, приходили к психотехникам, изменяющим состояние.
*Это не является доказанным фактом, но считается общепринятой гипотезой.
В некоторых традициях верят, что йога была даром богов, данным в откровении древним мудрецам, чтобы человечество могло осознать свою божественную природу.
Техники йоги передавались в устной форме от учителя к ученикам.
Первое материальное свидетельство о происхождении йоги произошло в конце 19 века, при археологических раскопках памятников протоиндийской городской цивилизации Махенджо-даро и Хараппы (возраст которых аналогичен древности первых династий Древнего Египта)
Например, они изображали Господа Шиву (мифологического основоположника йоги) и его жену Парвати, сидящих в разных асанах и практикующих медитацию.
Развалины, где проводились эти раскопки, когда‑то были местом поселения людей, живших в так называемую доведическую эпоху.
Эти находки позволяют с определённостью утверждать, что практика йоги существовала в Индии ещё до того, как на полуостров Индостан вторглись арийские племена, которые впоследствии его и заселили
Ведийский период (с XV век до н.э. по VI век до н.э.) охватывает эпоху расселения арийцев и постепенного распространения их культуры и цивилизации по всему Индийскому полуострову
Первыми книгами, упоминавшими о йоге, были древние Веды.
Человеческое Я или сознание в полной мере понималось, как нечто, находящееся за пределами тела и ума, но, в то же время, подлежащее реализации внутри. И это не удивительно, учитывая тот факт, что составление Вед вдохновлялось высоко развитыми йогами. Это высшее знание превосходит все национальные и языковые барьеры. Оно постигалось отдельными людьми во всех частях света и во все периоды истории.
В более поздней Веде-Атхарваведе (первый индийский текст, связанный с медициной) обнаруживаются описания необычных способностей некоторых мистических персонажей и отдельных фаз пранаямы, а также понятие «тапаса» и мистического жара.
Можно сказать, что учение йоги в той или иной форме была известна в ведические времена, как и за много тысяч лет до этого. Это не удивительно, поскольку всегда были люди, которые стремились и пытались настроиться на более высокое сознание и выйти за пределы своей ограниченной индивидуальности. Однако, система йоги, по всей вероятности, ещё не была по‑настоящему сформулирована в до‑ведический и ведический периоды. Опыт йоги был известен, но науку йоги ещё только предстояло систематизировать.
Далее по датировкам, появляются комментарии к Ведам — это Брахманы и Упанишады, где о йоге можно узнать уже намного больше.
Брахманы — это тексты, касающиеся, в основном, жертвоприношений и ритуалов, хотя на их страницах можно найти чрезвычайно много знаний и исторических сведений. В качестве двух важных аспектов йоги в них упоминаются «джапа» (медитатативные техники, связанные с повторением мантр) и «мауна» (ещё один метод, способствующий медитации, который можно перевести как «внутреннее безмолвие»).
Именно в этих текстах впервые письменно упоминается универсальная мантра АУМ, и объясняется её значение.
Появляться основы науки «свара йоги» (изучения дыхании, течения психических потоков, и их взаимосвязи с жизнью), которые позднее получили дальнейшее развитие в классическом тексте «Шива Свародайя».
В Брахманах также говорилось и об использовании йоги для развития психических способностей, например, умения читать мысли других людей.
Упанишады дают уже более конкретные формулировки относительно йоги и ее техниках.
Слово «Упанишада» составлено из санскритских слов /шад —/ «сидеть», /упа/ — «рядом» и /ни/ — «учиться». В целом это слово можно перевести как «сидеть рядом и учиться у гуру». Кроме того, слово «упанишада» можно истолковать как тайное учение.
Принято думать, что существует около двухсот Упанишад, самые древние из которых были написаны около шестисотого года до нашей эры, а самые новые — в пятнадцатом веке нашей эры.
По традиции, подлинными считаются сто восемь из этих текстов, и лишь двенадцать или тринадцать из них признаны заслуживающими доверия.
Наиболее важны Иша, Кена, Катха, Прашна, Мундака, Мандукья, Тайтирийя, Айтарейя, Чхандогья, Светасватара и Брихадараньяка.
Упанишады также называют Ведантой — кульминацией Вед — поскольку утверждается, что в них выражена сущность Вед.
Центральной темой Упанишад является познание человеком самого себя и окружающего мира.
Путь йоги, который изображают Упанишады, далеко не усыпан розами — он требует больших усилий для реализации.
Как говорится в Катха Упанишаде, этот путь узок, как лезвие бритвы.
Там же дается первое точное определение йоги: йога это контроль чувств.
Там проводится чудесная аналогия с колесницей, запряжённой конями.
«Знай, что тело — колесница, а Атман— хозяин колесницы. Знай, что разум — возничий, а ум — вожжи.
Кони, запряжённые в эту колесницу — наши чувства, а путь, по которому они бегут — объекты чувств.
Когда Атман в гармонии с телом, чувствами и умом, мудрые люди называют Его «Наслаждающимся».»
Идеей йоги в этих трудах — обращение своего внимания внутрь, познание внутреннего Я.
Человек, в совершенстве владеющий самим собой, сравнивается с искусным колесницей, способным обуздать своих коней — чувства, именно такой человек достигает освобождения.
Что касается упоминания самой практики йоги, то о ней отчетливо говориться уже в ранних Чхандогья-Упанишады (начало I тыс. до н.э.)
«Сосредотачивает все чувства в Атмане», что позволяет нам заключить об описании практики Пратьяхары (йогическая техника отвлечения чувств от объектов, на которые они обычно направлены)
Во многих Упанишадах авторы пытаются описывать высший духовный опыт и понимание или знание, которое они получали. Для этой цели они используют притчи, поэзию.
Другие Упанишады описывают психологические установки, которые необходимо вырабатывать и принимать, чтобы встать на путь йоги и успешно продвигаться по нему.
Третьи содержат краткие высказывания о методах, которые можно использовать для достижения медитации.
В более поздних Упанишадах, таких как «Прашна» и «Катха», эта тема получила дальнейшее развитие. В них описаны различные формы праны (прана составляет основу всех форм жизни) в теле классифицируются в соответствии с их местоположением и функциями, и утверждается, что в теле человека существует семьдесят две тысячи нади, или пранических каналов. Кроме того, в них говорится о «кундалини» (психической и духовной силе), существующей в теле в форме змеи. А также в них содержится чрезвычайно подробные обсуждения мантры АУМ.
«Индуизм — это монотеистическая религия, последователи которой верят в то, что бог проявляет себя в различных формах. Человек может поклоняться той из форм бога, которая наиболее близка ему, при этом относясь уважительно к другим формам поклонения»
В течении всей истории развития йоги (как на протяжения ведического периода индийской истории так и после него) терминология йоги и ее мировозренческая направленность произвольно видоизменялась как известными философскими школами, так и бесчисленными аскетами, магами и йогинами-одиночками в силу личного разумения. Причём всё это были сугубо арийские интерпретации.
По мере того как с течением времени местные аборигенные культы стали смешиваться с представлениями Вед и набирать силу, как бы переваривая религиозные представления пришельцев, возник собственно индуизм.
Типичными для индуизма можно признать такие религиозные положения, как «дхарма», «карма», «сансара», «майя».
Два крупных эпических текста — Махабхарата и Рамаяна — были написаны около трёх с половиной тысячелетий назад, незадолго до рождения Будды.
Слово «Махабхарата» можно примерно перевести как «Великая книга индийской культуры», а «Рамаяна» — как «Путь Рамы».
Махабхарата содержит свыше ста тысяч стихов, а Рамаяна, хотя она и меньше по размеру, всё‑таки достаточно велика, чтобы считаться скорее энциклопедией, чем книгой.
Даже в сегодняшней Индии Рамаяна, пожалуй, остаётся самым популярным из традиционных писаний. В этой книге жизнь Рамы описывается прекрасными стихами, которые часто поют под музыку. Хотя она не содержит, или почти не содержит никаких конкретных указаний по йоге, она в символической форме описывает суть жизни йога и путь, который нужно пройти для обретения самореализации. Внешне, она касается жизни Рамы, его жены Ситы и других людей, а также невзгод, с которыми они сталкиваются в жизни. Но, в действительности, под этой тонкой маскировкой скрывается описание проблем и испытаний — как внешних, так и внутренних — с которыми приходится сталкиваться йогам на пути к трансцендентному осознанию.
Также более отчетливо о йоге упоминается в Бхагават гите (часто называют «Гита-упанишада» или «Йога-упанишада») — шестой из частей Махабхараты
Основной упор в Гите делается на достижения уравновешенности в повседневных действиях, а не на аскетической традиции йоги — уходе из социума. Йогин не должен покидать мир. Напротив — он должен жить в самой гуще социума, не уклоняясь ни от чего. Причём единственное условие спасения заключается в систематической практике йоги и непривязанности к плодам своих действий.
В Махабхарате основной текст, повествующий о военных сражениях в определённый период истории Индии, чередуется со многими отрывками, относящимися к йоге и ее практике. Однако, суть её учения содержится во всемирно известной части, именуемой «Бхагавад‑Гита». Это поэма из семисот стихов, в которой воплощение Бога — Кришна, играющий роль возницы во время главной битвы эпоса, обучает великого воина Арджуну практике йоги.
И определения йоги звучат уже так:
«Уравновешенность йогой зовется»
«Йога — это мудрость, благодаря которой избежишь порабощения кармой» (то что предопределено тебе судьбой)
« Йога — это искусность в действиях, тотальность в действиях.
Также в Бхагават гите есть упоминание о самадхи, одном из йоговский понятий.
«Когда твой противопоставленный писаниям разум, утвердиться в непоколебимом самадхи, тогда достигнешь йоги»
Бхагавад Гита — это текст-путеводитель по йоге, применимый ко всем людям на свете, независимо от возраста, занятий и общественного положения.
Именно Бхагавад Гита призывает всех начинать заниматься йогой здесь и сейчас, не думая, что её можно практиковать лишь аскетам.
Практика йоги должна уже сейчас быть неотъемлемой частью жизни человека.
Ещё одна важная особенность Бхагавад Гиты состоит в том, что она соединяет все разнообразные аспекты йоги в одно всеобъемлющее целое. В практике йоги не следует ограничиваться одним путём. В действительности, это просто невозможно: необходимо объединение всех различных путей. Хотя человек может придерживаться одного конкретного пути, ему, по возможности, следует практиковать и другие пути. В Гите об этом говорится совершенно ясно.
На рубеже «старой» и «новой» эры рождаются такие реформаторы, как
- Будда Гаутама (около 563 до н. э. или 623 до н. э. — духовный учитель, легендарный основатель буддизма.
- Махавира (599 до н. э.) — основатель джайнизма и джайнской философии, проповедник. Современник Будды Гаутамы.
- Конфуций (Китай) (около 551 года до н. э.) — древний мыслитель и философ Китая.
- Сократ (Греция) (около 469 г. до н. э. — древнегреческий философ.
Начинает происходить качественное изменение всех традиций, устоев, мыслей.
Под влиянием Будды, появляется буддизм.
Рассказы о жизни Будды, его изречения, диалоги с учениками и монастырские заветы были обобщены его последователями после его смерти и легли в основу буддийского канона— «Типитаки»
Учения Гаутамы и Махавиры были очень похожи. Буддизм просуществовал в Индии около 1200 лет и резко пошел на спад, но распространился по всем странам Азии.
Учение Махавиры продолжила существовать в Индии и поныне. Сейчас это самые влиятельные общины в Индии. Их акцент учения основан на идеи ахимса, принципе ненасилия.
И внутри буддизма и внутри джайнизме появилась своя йога, с акцентом на медитацию и принцип ненасилия.
В это же время появляется систематизированное руководство по йоге — «Йога сутры» (примерно II в. до н.э.).
Это базовый текст индийской философской школы йоги, оказавший огромное влияние на восприятие йоги в Индии и остальном мире. Этот труд упоминается во всех значимых книгах школ йоги в мире, написанные Мудрецом Патанджали.
Сам Патанджали назвал текст свой Ануш – асана – т.е « Идущий за..»
Патанджали считается автором (составителем) « Йога-сутры», но роль его в этом отношении сводилась к собранию существовавших задолго до него философских учений известного типа, их изложению и философскому обоснованию.
Йога Сутры до сих пор считаюются классическим и авторитетным трактатом по раджа йоге (классической йоге).
Всего в ста девяносто шести шлоках Патанджали рассмотрел основы философии, предысторию, методы и достижения раджа йоги. В определённом смысле можно сказать, что он был в большей степени составителем, чем автором, поскольку собрал все существующие важные практики, которые использовались в течение многих столетий до него, и объединил их во всестороннюю и гармоничную систему. Он, несомненно, не изобретал пути раджа йоги, ибо её составляющие, по существу, были известны с начала ведического периода, за тысячи лет до него.
В йога — сутрах появляется новое определение йоги
Читта Витти Ниродхи — «Йога есть обуздание волнений, присущих уму» (остановка активных программ сознания).
Состоят «Йога сутры» из четырех частей: учение о покое, о проработке( практика),о сверхъестественных силах и учение об освобождении…
Первые комментарии к йога – сутрам появились лет через 400. Первый, классический комментарий Вьясы к тексту датируют IV либо V веком н.э.
Другие известные комментарии были написаны Виджнянабхикшу и царём Бходжей (IX век), а также Раманандой Сарасвати ( XVI век н.э.)
Все современные учителя йоги начиная с 19 века переводили сутры и комментировали их.
Техника йоги Упанишад в некоторых своих моментах настолько напоминает раджа — йогу, что из этого следует, что и Патанджали и Брахманистские изыскания пользовались единым, гораздо более ранним источником информации.
Интересен тот факт, что Упанишады составлялись примерно в то же время, что и «Йога — сутры», следовательно, именно тогда древняя универсальная технология йоги впервые подверглась интерпритации, что дало толчок для ее развития в самых разных направлениях.
Об истории и развитие йоги в наше тысячелетие читайте в статье «История йоги на Западе».
Вкратце об истории йоги смотрите в видео:
Для тех же, кто хочет ознакомиться с техникой классической йоги (раджа — йогой) и начать практиковать самостоятельно, предлагаем пройти онлайн курс по йоге для начинающих.
Те же кто уже знаком с классической йогой, но не может регулярную наладить практику — добро пожаловать на наши онлайн занятия його
Записи вебинаров о теории йоги и ее развитии — здесь
Если понравилась статья и хотите узнать больше по эиой теме — жми «Введение в йогу. Правдивая история йоги»
Краткая история йоги | viaov
Многие практики да и просто интересующиеся йогой наверняка слышали о древности этого учения. О том, что йоге не один век, знают многие, но популярность к этой некогда секретной дисциплине телесного и духовного развития пришла не сразу. Давайте подробнее разберемся в истории йоги и узнаем некоторые факты.
История йоги насчитывает от пяти до восьми тысячелетий. Согласно исследованиям разных историков, нечто подобное ей существовало еще в доведический период (ок. 6000 – 3000 до Н.Э.) Установлено, что это учение появилось именно на индийской земле. Практики, немного похожие на современную йогу, были у древних арийских племен и народов до ведического периода, что было зафиксировано позже в великой Ведической религиозной литературе (шастрах).
При раскопках в древнем городе Мохенджо-Даро археологами была обнаружен амулет-печать, изображающий мужчину, сидящего в позе, очень похожей на сложную асану из йоги – Бхадрасану (позу милосердия) или Сиддхасану (совершенную позу). Это так называемый «Пашупати» или «Господь зверей». Считается, что это предшественник индуистского бога Шивы.
прото-Шива из Мохенджо-Даро
В этот период формируется корпус текстов, называемых Ведами. В Веды входило четыре сборника – Самаведа, Ригведа, Яджурведа и Атхарваведа. Благодаря этим текстам, составившим религиозную и философскую основу ведической религии, возник брахманизм, серьезно повлиявший в дальнейшем на развитие многих религиозно-философских систем Индии. И хотя нельзя сказать, что все методы и концепции йоги целиком вышли из Вед, но нельзя и отрицать, что нечто похожее на метод единения с абсолютом (т.е. метод йоги) можно найти в одной их самых древних Вед – Ригведе.
Несмотря на догматичность раннего брахманизма, вскоре появились более интересные тексты, называемые Упанишады. Авторами упанишад были отшельники-аскеты. Многие философские и мистические идеи, обозначенные в Ведах, получили в Упанишадах дальнейшее развитие. Известные всем сегодня концепции перевоплощения (реинкарнации) и учение о карме – во многом заслуга множества авторов упанишад. Упанишады часто говорили о важности познания божества (Брахмана) и слияния и отождествления с ним, что уже указывает на метод йоги (соединения), в них же появляются понятия и термины йоги. Практическая сторона этой системы по большей части была освещена в других текстах – Араньяках (лесных книгах).
Достижение абсолюта или Брахмана посредством Атмана – индивидуальной души, которая является его частью, описано в известной Бхагават-гите (Гита-упанишада).
В Майтраяния-упанишаде (200-300 лет до н.э.) мудрец Шакаяна излагает ставшему отшельником царю Брихадратхе учение о шестеричной йоге (шад-анга-йога):
Вот правила для достижения этого [единства] с Брахманом: сдерживание дыхания (пранаяма), прекращение деятельности чувств (пратьяхара), размышление (дхьяна), сосредоточенность (дхарана), созерцательное исследование (тарка) и полное слияние (самадхи) — это называется шестичастной йогой. Когда, видя благодаря ей, просвещенный видит златоцветного творца, владыку, пурушу, источник Брахмана, то, освобождаясь от добра и зла, он соединяет все в высшем неразрушимом [начале].
Эта упанишада замечательна также тем, что в ней описан процесс поднятия жизненной силы (прана) из основания позвоночника по центральному каналу (сушумна-нади) к вершине головы. В целом этот текст очерчивает каркас и методологию практик, которые станут фундаментом для развития классической системы йоги Патанджали.
Именно учение, изложенное в Йога-сутрах Патанджали, принято называть классической йогой. Сама датировка написания Йога-сутр до сих пор с точностью не установлена. Прежде всего, эта трудность связана с тем, что исследователи выдвигают разные даты жизни предполагаемого автора – Патанджали. Одни считают, что Патанджали жил около 50 года н.э., другие говорят, что во II веке н.э. Однако анализ содержания и терминов, использованных автором, с большей вероятностью относят текст Йога-сутры ко II веку н.э.
Кем был Патаджали, к сожалению, определить невозможно. Сложность создает то, что в Индии существовало несколько известных людей с таким именем.
Если же говорить системе практик, представленной в Йога-сутрах, то ее по праву можно назвать апогеем развития йоги. Не зря в Индии она считается даршаной – т.е. авторитетной.
Йога Патанджали имеет довольно много общих черт с буддизмом, но невозможно точно установить, связано это с общим развитием индуистского и буддийского направлений йоги, или же сам автор всерьез интересовался буддизмом. Однако если Патанджали действительно жил во II веке, то нельзя отрицать, что он мог испытать серьезное влияние этого учения.
Патанджали не придумал ничего нового в практиках или философии йоги, но его заслуга в том, что ему удалось систематизировать обширный комплекс физических и духовных практик и представить его как логичную последовательность ступеней, по которым йогину следует подняться, чтобы добиться самореализации. Эта система популярна и сегодня, она называется аштанга-йогой (восьмиступенчатой йогой). О системе в целом и каждой её ступени будет отдельная статья, но если говорить вкратце, то сам каркас таков:
- Яма (моральный кодекс)
- Нияма (самоочищение и дисциплина)
- Асана (устойчивая поза)
- Пранаяма (управление дыханием)
- Пратьяхара (контроль над умом)
- Дхарана (концентрация)
- Дхьяна (медитация)
- Самадхи (просветление)
Следующей важной ступенью в развитии йоги стала Йогасутра-Бхашья – комментарий к Йога-Сутре Патанждали, составленный мудрецом Вьясой (Вьяса-Бхашья). Его датировка также вызывает трудности. Некоторые исследователи склоняются к тому, что Йогасутра-Бхашья была написана примерно в 450 году, однако другие ученые датируют ее и более поздними датами, в частности периодом с 650 по 850 г., хотя в целом многие склоняются именно к 6 веку.
Вьяса в Йогасутре-Бхашье развивает некоторые моменты, лишь намеченные Патанждали. Например, он предлагает схему, согласно которой сознание состоит из пяти уровней. В своем комментарии Вьяса обосновывает некоторые идеи касательно Ишвары (личного Бога).
В 850 году индийский философ-энциклопедист брахман Вачаспати Мирша также написал свой комментарий на Йогасутру-Бхашью Вьясы (Таттва-вайшаради). В своем труде Вачаспати Мирша еще больше конкретизирует концепцию личного бога – Ишвары. Ишвара есть сама истина, и он стремится вызволить из сансары йогина, поэтому он может активно влиять на земные дела, при этом не испытывая на себе их влияние. Кроме того, Вачаспати более развернуто объясняет многие принципы восьмиступенчатой аштанга-йоги. В частности, используя разные материалы хатха-йоги, он рассказывает нам про асаны, а также про искусство пранаямы и дхараны.
Когда в западных странах, за пределами индийской культуры, говорят о хатха-йоге, обычно подразумевают йогу, известную по Хатха-йоге Прадипике. Автором системы, изложенной в Хатха-йоге Прадипике, был мудрец Свами Сватмарама. Он написал свою книгу предположительно в 15 веке н.э. Следует сказать, что после Бхагават-гиты и Йога-сутры этот текст является наиболее значимым трудом, посвященным йоге. По сути это самый древний из сохранившихся до наших дней текстов по классической хатха-йоге.
Свами Сватмарама был последователем легендарного йогина Горакшанатха, т.е был адептом йоги традиции Натхов (Натха-сампрадайя). Хатха-йога Прадипика написана в русле индийской философии, она посвящена Богу разрушения – Шиве (Адинатху), который, согласно писаниям, передал знание хатха-йоги своей божественной супруге Парвати.
Свами Сватмарама в своем труде касается таких важных вещей, как практика Ямы и Ниямы, советы о питании йогина, описывает пранаяму и шаткармы (практики внутреннего очищения), мудры (мистический язык жестов) и бандхи (телесные замки), рассказывает нам о мистической анатомии, принятой в традиции: о нади (сети тонких каналов в теле человека, по которым движется прана), о спящей в основании позвоночника божественной энергии – Кундалини; на основе собственного опыта подробно описывает практику пратьяхары, дхараны, дхьяны и самадхи.
Само слово хатха (हठ, haţha) санскритское и переводится как «усилие», следовательно, сочетание хатха-йога можно перевести «усилие к единению». Часто слово “хатха” рассматривают как разделенное на слоги «ха» и «тха», но это не совсем справедливо, ведь по отдельности они не имеют значений, но в паре приобретают множество смыслов, представляющих различные противоположности: Солнце и Луна, тепло и холод, мужчина и женщина и т.д. Это похоже на концепцию Инь и Ян из древнекитайской философии, хотя и не соответствует ей полностью.
Сегодня, к сожалению, современная хатха-йога воспринимается основной массой людей, как всего лишь физические упражнения и гимнастика, что сильно расходится с её первоначальной целью – духовной самореализацией и растворением индивидуального сознания в абсолюте. Естественно, в эффективности упрощенной версии хатха-йоги, которая распространена сейчас повсеместно, можно усомниться, если сравнить ее с классической системой, изложенной в Хатха-йоге прадипике, однако не только в Индии, но и в Непале и некоторых областях Тибета, сегодня еще можно найти людей, практикующих именно аутентичную традицию.
Поначалу западная материалистическая цивилизация совершенно не интересовалась йогой. Интерес к этой дисциплине проявляли лишь немногие исследователи и ученые. Одним из первых исследователей философии йоги был немецкий философ Артур Шопенгауэр, изучавший Упанишады, переведенные с санкрита на латынь.
Важный вклад в пробуждение интереса к йоге на западе внес английский востоковед и исследователь традиции Тантры Джон Джорж Вудрофф, публиковавший свои многочисленные статьи, переводы с санскрита и книги под псевдонимом Артур Авалон.
Сэр Джон Вудрофф (Артур Авалон)
Помимо своей работы в суде Калькутты Вудрофф активно изучал санскрит и проявил искренний интерес к индийской философии, особенно его привлекла философия Тантры, тесно связанная с йогическими практиками. Вудрофф первый познакомил западную цивилизацию со многими священными текстами редких тантр и упанишад, сделав собственные переводы. По всей Индии он разыскивал редкие манускрипты, активно общался с представителями разных традиций, и как это ни удивительно, даже получал посвящения в тайные и закрытые духовные ордена и традиции, в которые почти невозможно было попасть самим индусам.
В 1893 на всемирном конгрессе религий в Чикаго Свами Вивекананда, представлявший Индуизм, произнес яркую речь, сорвавшую овации, и начало интереса западных людей к индийским духовным практикам было положено. Следующие четыре года Вивекананда ездил по миру, проводя ритриты и читая лекции, что, конечно же, внесло существенный вклад в распространение йоги. Именно Вивекананда впервые открыл в Нью-Йорке и Лондоне центры по изучению веданты. После этого интерес к йоге на западе рос стабильно. Новая волна интереса захлестнула западную цивилизацию в середине 20 века и не спадает до сих пор.
Свами Вивекананда
Сегодня можно сказать, что йога это не только философия, но и вполне практическая система, эффективность которой может проверить на собственном опыте любой человек. Она прошла многовековую эволюцию и теперь победно шествует по планете, неся укрепление здоровья, успокоение ума, духовное совершенство, самореализацию и экстаз самадхи.
Философия йоги Древней Индии: шивананда, тантра, гуру
Обновлено
Йога как философское учение берет свои истоки еще со времен существования цивилизации ариев. Она вмещает в себя основы трактовки происхождения мира и понимания человеческой природы, методы духовного самосовершенствования.
Концепция этого учения имеет огромное количество почитателей. Как особая система древней индийской мудрости, йога состоит из теоретической и практической основ, некоторых разделов, методов и направлений. Она является одной из шести известных ортодоксальных философских школ Индии и одной из даршан.
Философия классической йоги
Чтобы понять философию йоги, нужно сперва разобраться с ее истоками и теоретическими основами.
Йога – философия Древней Индии, основы которой изложены в главном труде этой школы, называемым «Йога-сутра», и комментариях к нему. Его автором является Патанаджали, о котором известно очень мало. Рекомендуем ознакомиться со статьёй про хатха йогу.
Ранее считалось, что великий учитель, философ и йог жил в Индии во II веке до н.э. Но теперь укрепилось мнение, что это было позже на несколько столетий – во II веке н.э. Патанаджали выступает лишь автором труда, а не всего философского учения, так как упоминание о принципах йогической практики упоминается еще в Ведах, Рамаяне и Махабхарате (в части Бхагавадгита). Сам термин «йога» можно встретить в ранних упанишадах, являющихся комментариями к Ведам.
Приступим к основополагающим понятиям философии классической йоги.
Итак, все бытие в себя включают две субстанции Пракрити и Пуруша. Пракрити представляет собой все материальное в существующем мире. Это то, что можно увидеть, услышать или почувствовать каким-либо другим способом, зарегистрировать высокоточными приборами. Рекомендуем ознакомиться с информацией про айенгара-йогу.
Под понятием «Пуруша» заключено духовное начало, так называемый вечный Дух. Ишвара – Бог среди всех духовных существ – и есть проявлением Пуруши. Он не создал мир и не управляет им, но ему под силу объединять и разъединять духовное с материальным. Если Пракрити невозможно осознать, то Пуруша обладает сознанием.
Если Пракрити постоянно меняется, то Пуруша не подвержен переменам, поэтому он находится вне времени и пространства. Он является словно наблюдателем за изменяющейся картиной мира.
В учении классической йоги человек, как и весь мир, является неким микрокосмосом, соединяющем в себе Пракрити и Пурушу.
Материальное в человеке – это его физическое тело, мысли, эмоции, память и пр. Духовное, то есть Пуруша, представляет его сознание, так называемое «Я» – неизменное и вечное.
Пуруша сознательно направляет Пракрити. Это можно сравнить с заблудившимися в лесу людьми, где Пуруша без ног, а Пракрити слепой. И только объединившись, они смогут пробраться через лес и освободиться.
От привязанности к объективному миру, порождающей желания и ожидания, человек испытывает страдания. Пока мы привязаны к формам Пракрити, мы оставляем в нашем буддхи (инструменте восприятия внешнего мира) отпечатки (васаны), поэтому будет существовать наша Карма – зависимость причинно-следственного характера.
После смерти физического тела васаны остаются, а душа переходит в другую сущность. Это называется реинкарнацией, а череда перерождений – колесом сансары.
Освободиться от страданий возможно, утверждает йога. Именно практика йоги, очистительные техники, комплекс упражнений для тела и духа, философские размышления помогут осознать Пурушу, бросить стремления к чему-то материальному, освободиться от привязанностей. После этого осознания душа выходит из колеса сансары. Достигаемое бытие можно сравнить только с Ишварой – нет страданий, но есть осознание.
В рамках классической йоги сформировались разные направления. Их целое множество. Мы же рассмотрим некоторые из них.
Особенности и задачи йоги шивананда
Шивананда йога основана Свами Шиванандой (1887-1963), индуистским духовным учителем. Данное направление отличается комплексностью подхода, так как в нем присутствуют упражнения для достижения расслабления, обучение внутренней концентрации, дыхательные упражнения.
Основатель Йоги шивананда – Свами ШиванандаЙога шивананда основывается на пяти важнейших принципах:
- Расслабление. Чтобы достичь максимального духовного, физического и ментального расслабления, необходимо регулярно выполнять Шавасаны (упражнение, выполняемое в определенной позе трупа).
- Медитация и Веданта помогают достичь позитивного мышления, что способствует благополучию духовного, ментального, физического. Рекомендуем статью про практику випассана.
- Регулярность и правильность выполнения асан способствуют укреплению тела, омоложению и восстановлению организма.
- Дыхательные техники помогают взять контроль над собственным сознанием.
- Путем практики вегетарианства и умеренных ограничений в пище организм человека получает полезные вещества, при этом нет негативного влияния на окружающую среду.
Каждое занятие начинается и оканчивается мантрами, позволяющими с помощью звуковых вибраций положительно повлиять на тело, дух, эмоциональное состояние.
Тантра йога – что это
Еще одно из широко известных направлений йоги – тантра йога. Она представлена системой методов, позволяющих пробудить, трансформировать и осознанно использовать сексуальную энергию. Учение основано на священных текстах – тантрах.
Стоит выделить три основных направлений в рамках тантра йоги:
- Черная тантра – направлена на тренировку ментальной силы, позволяющей управлять обстоятельствами и даже людьми. С ее помощью учат осуществлять желания.
- Белая тантра – практикуется в группах или парах. Подразумевает выход за пределы желаний и побуждений. С помощью мантр и упражнений достигается энергетическое очищение телесной и ментальной составляющей ученика. Читайте подробнее о значении мантр.
- Красная тантра – с помощью сексуальных практик, практикующихся с партнером, можно прийти к духовному или творческому развитию, достичь сексуального блаженства.
Данная практика помогает объединить мужское и женское начало, преодолеть комплексы путем правильного принятия собственного тела, значительно расширить сознание.
Гуру-йога как направление классической йоги
Одной из самых важных практик считается гуру-йога. Ее суть заключается в слиянии ума ученика и духовного учителя. В процессе практики происходит пробуждение Четырех состояний Просветления, когда ученик имеет возможность достигнуть благословения тела, речи и ума. Завершающим этапом практики является слияние ума ученика с умом гуру.
Выделяют три неотъемлемых принципа гуру-йоги:
- Желание ученика обучаться.
- Готовность ученика к взаимодействию с учителем. Ученик должен отвечать за свои поступки и выбор.
- Свобода воли и выбора ученика. Ученик не должен преклоняться учителю и беспрекословно подчиняться ему. Приветствуется только свободный выбор самого ученика.
Теперь понятно, что йога – это философия, образ жизни Индии. Практикуя ее, можно достичь абсолютно разных целей: укрепить тело и дух, улучшить физическое здоровье, приобрести уверенность, избавиться от желаний и страданий или даже освободиться от череды перерождений (сансары).
Каждая из школ йоги предлагает свои методы достижения цели, но при этом в каждой из них делается акцент на гармонии физического, духовного и ментального.
что такое, история возникновения и основные виды
Сейчас, большую популярность набирает такое направление самосовершенствования, как йога. Она уже получила признание на Востоке и стала модной тенденцией в Европе. Она представляет собой древнейшую систему медитативной практики. В течение многих веков она претерпевала значительные изменения, и приобрела вид полезной практики для души и тела. В общепринятом смысле, что такое йога, как учение описывается в тексте Катхака-упанишады в 11 строке 3 главы.
Что означает слово «йога»
Если исходить их санскрита «йодж» означает объединение, связь, обретение гармонии и т.п. Первое упоминание слова встречается в «Ригведе» — одной из четырех частей древнейших индийских Вед. В них, под йогой подразумевается упряжка.
Историческая справка
История возникновения йоги — дорога к совершенствованию духа и достижению возвышенного познания. Арийская культура прошлой Индии не является единственным первоисточником йоги. Ее история имеет неразрывную связь с индуизмом, это универсальное учение. Основываясь на древних индийских текстах — Ведах, и археологических находках можно сказать, что система йоги зародилась в древнейшей Индии.
Доклассический период в учении
Основы йогиновской практики берут начало в цивилизации Инда-Сарасвати более 5 тыс. лет назад на севере Индии. Старинные священные Веды упоминали йогу. Это своего рода сборники духовных текстов, которые содержали песни, мантры, ритуальные обряды, используемые брахманами и священнослужителями. Благодаря таким людям, учение постепенно подвергалось усовершенствованию и развитию. Они описывали медитации и взгляды в Упанишадах — огромной книге из более, чем 200 текстов. Самым известным и популярным является принесение жертвы во время ритуала, они научились этому из Вед, тем самым обучаясь принижать свое эго путем самопознания, действия и мудрости.
Классический период
На этапе, который называется доклассическим, йога представляла собой комбинацию самых разнообразных учений, мнений, взглядов, которые иногда находились в противоречии. Классическая же стадия характеризуется Йогой-сутры Патанджали — это первое систематизированное определение йогического учения. Текст был написан во II веке и содержал путь, пройденный Раджа-йогой (классический). Патанджали реорганизовал йогиновскую практику в так называемую «восьмерку», где были пошагово описаны стадии достижения самайи (просветления). Йога-сутры считается основополагающей для современного учения.
Постклассический период
Мастера йогиновской практики, спустя века после Патанджали, основали систематизированный комплекс упражнений, целью которых было улучшение физического состояния и продление жизненного пути йогина. Человеческое тело воспринималось, как инструмент достижения нирваны. Ведическое учение было опровергнуто. Тантра-йога использовала резко противоположные способы очищения тела и разума, развязки узелков физической сущности человека. Таким образом, эта практика духовно-физических связей, которые были сконцентрированы на теле, достигла уже более современного этапа учения — Хатха-йоги. Этот тип в современном мире ошибочно принимается за йогическую практику, но это только ее небольшая часть.
Йога в буддизме
Учение йогинов имеет неразрывную взаимосвязь с древними индийскими религиями. Например, йога повлияла на буддизм, который характеризуется аскетизмом, духовными занятиями и достижением транса.
В буддизме читтаматра, буддийской ветви философии махаяне, которая зародилась в 5 веке в Индии, йога — это основа практических упражнений, ведущих к бодхисатве — пробуждению, просветлению.
Основной особенностью дзен-буддизма является непосредственное приближение к йогическому учению. Это направление буддийской религии — одно из видов буддизма махаяны. В западных странах дзен развивается одновременно с йогой. Между этими направлениями, несомненно, есть схожие черты. Это следует учитывать, так как медитативная школа дзен-буддизма имеет в своих корнях йогиновские медитации.
Для буддийской религии в общем, и частично для дзен, некоторые основополагающие части йоги имеют большое значение.
Также медитация является составляющей тибетского буддизма. В ответвлении ньигма йогины постепенно продвигаются к более высоким ступеням от маха-йоги и анну-йоги до высшей стадии ати-йоги. В иных традициях аналогом этого этапа является анутара-йога.
Практика 108 поз, которая учит контролировать дыхательные движения и сердечный ритм, относится к прочим йогическим системам. Темп, достигаемый во время занятия, назван трул-кхором.
Тантра-йога
Считается, что тантрическая практика может поменять отношение человека к общественному, религиозному и логическому мирозданию, где он существует. С помощью тантризма сознание индивидуума признает, что природа реальности всего лишь иллюзия. Таким образом, он освобождается от цепей майи и старается достичь мукти. Этот путь связывает тантрическое учение с индийскими религиями (медитация, отстранение от социума), основой которых является недолгое или постоянное отречение от взаимоотношений с обществом. Во время обучения, человек получает наставления о медитационных техниках. В частности, это касается техники медитации на чакры — одного из подвидов кундалини-йоги, основной целью которого является размещение Божества в чакре сердца для поклонения и проведения занятия.
Йогическое учение в исламе
Существенное влияние на тасаввуф оказали индийские практики йогинов. Древнеиндийское писание о йоге «Амритакунда» в 11 веке было переведено на арабский и персидский языки.
Лица, которые занимали лидерские позиции в духовенстве ислама Малайзии, в 2008 году подписали фетву для мусульман, занимающихся йогой. В ней было описано, что йогическое учение содержит части религии индусов. Таким образом, занятия для мусульман признаны богохульными и грешными. Гуру йоги Малайзии раскритиковали этот документ, оценив его, как оскорбление. Фетвой разрешалось проводить хатха-йогу (занятия для тела), но было запрещено практиковать мантры.
Йога в христианстве
Разделим влияние йоги в христианстве на 2 направления: в области православия и католичества
Йогическое учение в православной религии
Исторические деятели в области религии отмечают аналогию между подготовительными способами к аскезе, которые используются священнослужителями в исихии (практике молитвы), и методами практикования йоги. Они доказывают это сходство, приводя отрывки из писаний православных философов.
Но также историки отмечают, что не стоит отождествлять классическую йогу с христианской религией. В йогинских практиках Богу уделяется незначительное внимание. Но нельзя недооценивать их влияние на исихазм.
Также существует точка зрения, согласно которой, генетическая связь йоги и христианства отсутствует, но достижение экстаза в православном аскетизме сходно с состоянием самайи в древнеиндийской практике. Кроме всего прочего, имеется некоторая аналогия между процедурами психотехник, которые используются в исихии и йоге (задержать дыхание, принять определенную позу, визуализировать, сосредоточить внимании на конкретных частях тела и т.п.).
Историки отмечают сильное психотехническое влияние «умной» молитвы исихийцев аналогично повтору «великой» мантры бакту-вишну.
В 2015 году Организация объединенных наций приняла Всемирный день йоги. После этого Священный Синод Элладской православной церкви выразил свой протест, назвав учение йоги основой индуистской религии, которая несовместима с верой и жизнью православных христиан.
После этого выступления, многие православные служители пришли к выводу о несовместимости христианской религии и йогического учения.
Йога и католичество
Католики не связывают йогу с достижением истинного пути Божьего. Они отмечают, что йогическое учение не в состоянии преобразить человеческую душу, просветить ее.
В чем состоит цель йогинов
Каждый йогин, практикуясь в той или иной области медитации, ставит свои собственные задачи, какие он желает достичь. Например, улучшить физическое состояние или достичь мукти — высвобождение от жизненного пути (от рождения до сансары) и страданий путем познания своего единения атмана с Шивой. В направлениях бакти-вишнуизма, бакти ставится изначальной целью медитации. В чайтанья-вишнуизме главное — обрести Божественную любовь. Достигнув цели, вайшнав попадает в высший мир, где блаженно служит Вишну.
Отличия современной йоги от древней
Занятия йоги, проводимые в современных спортивных центрах, пропагандируются как комплекс упражнений, который известен с древних времен. На деле, этот тип йоги отличается от традиционного учения. Он лишь отдаленно напоминает настоящую медитативную практику.
Кто же такой йог — это нам еще предстоит узнать. Общаясь с настоящим йогином, можно прийти к выводу, что количество его поз ограничено 7–9. В отличие от занятий в зале, где практикуется 35–40 видов различных позиций. Истинный йог не будет стремиться принять столько асан. Оригинальная йога нацелена на изменение энергетических потоков, поэтому все упражнения должны выполняться в медленном ритме. Как правило, следует удерживать одну позу не менее 6–7 минут, иногда и большее время. Если это условие не выполняется, то главная цель медитации не будет достигнута. Упражнения будут сравнимы с обычными занятиями спортом.
В йогическом учении, принятию асан уделяется 20% от общего времени, в основном йогины выполняют психотехнические практики. На занятии йогой в спорткомплексах делается наоборот: большая часть времени уделена физическому состоянию тела.
Позиции, практикуемые в современном обществе, в священных писаниях не упоминаются вообще. Древние тексты в основном содержат позиции сидя, лежа на спине или животе и некоторые перевернутые асаны. Основная причина состоит в том, что основной задачей учения было достижение гармонии и улучшение энергетических потоков, а не улучшение физического самочувствия.
Возможны ли травмы при занятиях йогой
Иногда люди, практикуя медитативные практики, могут случайно покалечиться. Это своего рода спортивная травма. Как правило, к таким последствиям приводят некоторые йогинские позы: стойка на голове или руках, поза лотоса и пр.
Причиной этих травм является неопытность новых учеников или их наставников. Инструкторы проходят неполное и некачественное обучение, так как курсы йоги набирают все большую популярность. Не все учителя йоги могут правильно оценить физическую подготовку занимающихся, и порекомендовать не выполнять определенные позиции во избежание негативных последствий. Также, как и новый ученик может не верно расценить возможности и попытаться занять сложные позиции без тренировки.
описание практики, польза и советы для новичков
Что такое хатха-йога?
Хатха йога относится к тому направлению йоги, где основной целью практики является физическое здоровье человека. Состояние полного здоровья как никогда приближает личность к высшим истинам и гармонии.
Йога хатха задействует все элементы практик:
- асаны и виньясы;
- бандхи — энергетические замки для взаимодействия с внутренней энергией;
- пранаямы — дыхательные упражнения;
- мудры — положение пальцев рук в определенных позах;
- медитация — для успокоения и релаксации тела и ума человека.
Хатха йога это своеобразная подготовка ума и тела человека к следующей ступени духовного пути.
История направления
Для того, чтобы понять что такое хатха йога, заглянем к истокам. Бытуют легенды об истории возникновения hatha yoga, которые рассказывают о том, что Шива передал тайные учения практики своей любимой жене Парвати. Интересный факт о йоге: эти знания и найденные печати у берегов р. Инд по сей день считаются божественным даром Верховного Бога.
Нынешние историки полагают, что возникновение хатхи йоги сязано с Матсьендранатхом и учеником Горакшанатхом, который являлся учеником первого. Именно они придали практике систематичного подхода к проработке сознания и тела, а также дополнили ее тантрическими моментами.
В чем особенность хатха-йоги
«Хатха» в переводе с санскрита означает «интенсивность», «усилие», а йога – «единение», «союз», «слияние». Этот термин еще рассматривают как слово, состоящее из двух слогов — ha tha, где ha означает ум и ментальную энергетику, а слог tha — праническую энергию, сижу жизни.
Классическая хатха йога основана на выполнении асан в статике в комплексе с дыханием и высокой концентрацией внимания. Не зря yoga hatha названа в честь двух индийских названий “солнце” и “луна”. Описание хатха йоги заключается в двойственности практики. Она уравновешивает и солнечную и лунную энергию тонкого тела человека, помогает найти баланс без перегибов и перевесов в какую-либо сторону.
Для большего понимания чем отличается хатха йога от йоги в целом, так это ее безвредностью в энергетическом плане и травмоопасности. Хатха йога идеальна для начинающих и практикующих. Начав заниматься хатха йогой, вы полюбите этот стиль за простоту и эффективность. Практикуя йогу, вы станете на путь обретения равновесия и духовного роста.
Практика хатха-йоги
Основа хатха йоги в каждой тренировке заключается полной проработке тела за счет упражнений на спину, ноги, пресс и гибкости. Асаны хатха йоги не только воздействуют на мышцы тела, но и стимулируют выработку гормонов, а также массируют внутренние органы брюшной полости человека.
Как уже упоминалось, элементы практик, на которых базируется этот стиль можно разделить на пять пунктов:
- Пранаямы — упражнения, которые заключаются в контроле над дыханием. Дыхание в йоге — один из наиболее важных элементов практики. С помощью дыхательных упражнений можно управлять движение праны в тонком теле человека. Практикуя пранаямы, человек учится эмоциональному контролю, а также получает массаж внутренних органов.
- Асаны — базовые упражнения йоги, которые выполняются в статике со строгим соблюдением геометрии положения тела, дыхания и концентрации внимания. Дыхание в хатха йоге подчинено движению в асане — вдоху, выдоху и задержках. Важным правилом является умеренность. Хатха йога позы должны приносить расслабление и умиротворении. Не стоит перенапрягать тело и причинять себе дискомфорт. У вас должно появится приятное ощущение, а это верный признак правильной циркуляции праны по телу.
- Медитация — особое состояние концентрации внимания, которое помогает прийти к спокойствию и релаксации. Главная задача медитации — «утихомирить» беспокойный ум, отпустить тревожные мысли и избавится от стресса (читать: медитация от стресса).
- Шаткармы — упражнения, направленные на очищения внутренних органов. Именно с этой практики советуют начать путь йоги, если ощущается дисбаланс энергии. Интересный факт — в древние времена шаткармы являлись секретом, техники выполнялись тайно, поскольку верили в чудесные результаты.
- Мудры — особые комбинации пальцев, которые влияют на эмоциональное и физическое состояние. Одна из самых популярных мудр, которые используют при медитации — Джняна мудра или Гьяна мудра. Это самая мощная мудра, означающая знание. Выполняется она просто — необходимо соединить большой палец с указательным, остальные пальцы выпрямить как указано на картинке:
Советы по хатха-йоге новичкам
Для начала стоит обратиться за помощью к инструктору, поскольку самостоятельная попытка освоить базовые положения йоги без помощи со стороны может привести к проблемам на энергетическом и физиологическом плане. Если вы в поисках ответа на вопрос с чего начать йогу дома, рекомендуем три полезных совета:
- всегда следует начинать тренировку с разминки: суставная гимнастика для всего тела будет идеальным стартом для более сложных нагрузок;
- подберите комплекс простых и базовых асан и постепенно переходите к более сложным;
- следите за техникой выполнения асан, за дыханием и своими мыслями. Полностью сконцентрируйтесь на практике.
Хатха-йога: Асаны
Хатха йога асаны направлены на перераспределение энергии в теле посредством определенных статических поз. Когда вы принимаете определенную позу, перекрывается доступ энергии, кислорода, притока крови в одной части тела и обратные процессы насыщения происходят в другой его части. Поэтому важно задержаться в асане и выдержать время для того, чтобы все процессы прошли правильно. Переход из одной асаны в другую выполняется с помощью связок-виньяс.
Типы асан
Древние трактаты утверждают, что количество асан в йоге соответствует количеству живых существ во Вселенной. Естественно, сейчас эта цифра существенно сократилась. И чтобы как-то разобраться в этом большом количестве, их разделили на группы в соответствии с положением тела на коврике.
Асаны стоя — любимые позы хатха йоги для новичков и только с виду кажутся простыми. Опытные практики осознают всю пользу и благотворное влияние на физическое и тонкое тело.
Группа сидячих поз развивают подвижность суставов, растягивают мышцы ног и гибкость. Улучшается кровообращение, происходит раскрытие тазобедренных суставов, что очень полезно для женщин.
Позы сидя — отличная профилактика артрозов, заболеваний суставов.Наиболее известные позы йоги сидя: Бхарадваджасана, Ваджрасана, Вирасана.
Перевернутые позы, как известно, помогают сохранить молодость. Асаны возвращают внутренние органы в естественное положение, в то время когда на тело действует сила гравитации. Выполняя такие позы, стимулируется кровообращение в мозгу, тонизируют внутренние органы. Это могут быть Халасана, Сарвангасана и пр.
Скручивания очень полезны для позвоночника и подходят людям с разной подготовкой однако есть противопоказания. Поза выполняется осторожно, без резких движений. Несмотря на противопоказания и предостережения, скрутки улучшают питание позвонков, растягиваются мелкие мышцы, массируются органы ЖКТ. Главные представители поз-скруток: Маричиасана — поза Мудреца, Паривритта Триконасана, Ардха Матсиендрасана.
Асаны, связанные с балансом, направлены на комплексное укрепление мышц тела, массаж внутренних органов, улучшение равновесия, координации движений и концентрации внимания. Вначале практики может показаться, что эти упражнения хатха йоги довольно сложные в воспроизведении, однако при регулярной тренировке у вас улучшится координация и, например, стояние на одной ноге, окажется вам привычной позой. Главные асаны на баланс: Анантасана, Натараджасана , Саламба Ширшасана, Бакасана.
Наклоны вперед подходят людям с разной подготовкой. Именно они помогают расслабиться, выравнивают тело, успокаивают ум. Позы с наклонами улучшает сон, успокаивают нервную систему, тонизируют брюшные мышцы.
Прогибы назад в йоге кажутся очень непростыми для новичков. При отсутствии подготовки или есть проблемы в области спину — прогибы могут причинять болезненные ощущения в пояснице. Важно хорошо размять и разогреть мышцы спины перед выполнением прогибов. Начните с базовых поз, которые подготовят тело к более сложными.
Польза хатха-йоги для здоровья
Люди в поисках себя и духовного пути выбирают в качестве практики хатха йогу за ее безопасность, совершенную технику и целостность. Польза хатха йоги в ее терапевтическом влиянии на организм человека. Физическое и ментальное воздействие энергии Солнца и Луны оказывает лечебный эффект и способна исцелять органы и восстанавливать здоровье.
- дисциплинирует ум;
- стабилизируется эмоциональное состояние;
- активизируется циркуляция движения праны в тонком теле человека;
- активизируется энергетика человека;
- улучшается общее физическое состояние;
- самореализация;
- понятен смысл жизни.
Хатха йога: противопоказания
Но есть в хатха йоге противопоказания:
- общее ухудшение состояния;
- артриты, болезни суставов;
- проблемы с давлением;
- хроническая усталость организма;
- проблемы со сном;
- нарушения внутренних органов;
- протрузии, грыжи, проблемы с позвоночником.
Хатха йога для похудения
Чем полезна хатха йога, так это в обретении стройного и подтянутого тела. Ведь регулярные практики, которые комплексно воздействуют на все группы мышц, могут дать положительный результат.
Йога хатха для похудения рекомендуется всем, кто желает распрощаться с лишними килограммами. В результате регулярных занятий налаживаются обменные процессы в организме, улучшается тонус кожи и мышц тела, приходит хорошее самочувствие и уверенность в себе. Ваше тело начнет нормально функционировать и лишний вес уйдет.
Что такое Хатха йога: правила, упражнения и советы для новичков
3.7 из 5 / 6 оценокО йоге простыми словами
Здравствуйте, друзья!
Каждый раз когда я сообщаю людям, что я работаю инструктором по йоге, они закатывают глаза, разводят руки, соединяют большой, указательный и средний пальцы на каждой руке и произносят звук «оооомммм». По их мнению это то, чем я занимаюсь на своих классах. 🙂
Другие удивляются и говорят: «Круто! А покажи-ка какие-нибудь позы». Многие мужчины считают, что йога только для женщин. Не мужское это дело! Многие женщины думают, что йога — это только растяжка.
После этого напрашивается вывод, что большинство людей не имеют понятия, что же такое йога, и почему она становится все более и более популярной в западном мире.
Причем, когда я начала поиск информации о йоге для своей статьи, стала читать разные источники в интернете, я поняла почему. Большинство статей написаны на сложном языке, с использованием терминов из санскрита, что не то, что простому обывателю, но и сведущему человеку сложно разобраться.
Итак, йога — это совокупность различных духовных, психических и физических практик, пришедших к нам из Индии.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЙОГИ
1. Раджа-йога (царская йога) известна как классическая йога. Ее основная цель контроль ума посредством медитации. Раджа-йога состоит из восьми ступеней, затрагивающих все аспекты человеческого бытия.
Яма — нормы поведения, состоит из пяти элементов (ненасилие, правдивость, воздержание от воровства, самодисциплина — контроль над желаниями и отсутствие алчности).
Нияма — следование религиозным правилам и предписаниям — полное посвящение себя духовным практикам. Состоит также из пяти элементов (внутренняя и внешняя чистота, удовлетворенность, аскеза, изучение священных писаний и повторение мантр, предание себя Богу и поклонение Ему).
Асана — возможность занимать определенные позиции тела для медитации. По-другому упражнение. Асаной называется любая устойчивая, неподвижная поза.
Пранаяма— дыхательная практика, направленная на расслабление ума, очищение тела, наполнение тела энергией. Прана означает «жизненная сила», а «яма» — контролировать, управлять.
Пратьяхара — техника отвлечения чувств от объектов на которые они направлены. Пратьяхара даёт внутреннюю духовную силу. Она позволяет достичь умственного сосредоточения и увеличивает силу воли.
Дхарана — концентрация. Настоящая йога начинается со сосредоточенности, которая переходит в медитацию. Умственному сосредоточению способствуют удержание дыхания, половое воздержание, чистая еда, уединение, молчание, нахождение в обществе гуру и ограничение общения с людьми.
Дхьяна — медитация. Ощущение счастья и любви.
Самадхи – освобождение от эго, просветление. Исчезают препятствия и блуждания ума, йогин становится независим от внешнего мира и растворяется в безличностном абсолюте.
2. Карма-йога (йога деятельности») основана на учении «Бхагавад-гиты» — священного индуистского писания на санскрите, и её основной смысл состоит в выполнении предписанных обязанностей без привязанности к плодам труда, без эгоистических мотивов, с единственной целью удовлетворения Бога.
3. Джнана-йога (путь знания) еще одно направление йоги, которое выступает как путь самоосознания, на котором индивид учится отличать реальность от иллюзии и осознает свое тождество c миром, с первоосновой всех вещей.
4. Бхакти-йога -практика бхакти-йоги направлена на культивацию любви к Богу посредством бхакти — служения Богу с любовью и преданностью. Практика бхакти-йоги рекомендуется в ряде священных текстах индуизма, как самый лёгкий и действенный вид йоги.
5. Хатха-йога – самое распрастраненное направление йоги в западном мире, систематизированное Свами Сватмарамой (автором трактата «Хатха йога Прадипика») в 15 веке. Хатха-йога представляется как система подготовки физического тела для сложных медитаций. То есть чтобы тело не болело, не отекало и не немело, тем самым не отвлекало от главного, во время многочасовых сидений в одном положении.
Каждое упражнение хатаха-йоги (асана) воздействует на определённую часть тела, орган или группу органов, улучшая их работу.
За пределами Индии термин «йога» зачастую ассоциируется лишь с хатха-йогой и её асанами, что не отражает духовного и душевного аспектов йоги.
Я считаю, что каждый берет от йоги то, для чего он созрел на данный момент. Если человека интересует йога, как средство для улучшения и укрепления здоровья – это прекрасно. Если он готов к духовным практикам – еще лучше. Самое главное — слушать себя и развиваться в своем темпе.
Если человек готов для определенной информации или опыта, он обязательно это получит из итого или иного источника.
Будьте открыты для развития, и вас ждет удивительная, полная открытий жизнь.
Практикуйте йогу и будьте счастливы!
С искренней симпатией, Олеся.