Конспект занятия «Как быть внимательным на уроке»(1класс)
Тема занятия: Как быть внимательным на уроке.
Учитель — Загалова Ирина Николаевна, учитель высшей квалификационной категории
Цель:
Сформировать представление о необходимости быть внимательным в учебной деятельности.
Сформулировать простейшие приемы развития устойчивости внимания.
Задачи:
Сформировать у детей представление о том, что значит быть внимательным.
Познакомить их с основными правилами, которые необходимо соблюдать ученику, чтобы быть внимательным на уроке.
1. Мотивация к учебной деятельности.
— Ребята, к нам в гости пришел гость.
— Кто это? (Это Смайлик.)
— Я вижу, что он вам знаком. Скажите, чем Смайлик вам помогает? (Смайлик помогает нам узнавать, как нужно учиться.)
Он пришел к нам не один.
Учитель вывешивает изображение Знайки.
— Вы узнали нашего второго гостя? (Это Знайка.)
— Почему его так зовут? (Он очень много знает … )
— Как вы считаете, почему важно много знать? Где это может пригодиться?
Знайка много знает, потому что он умеет учиться. А вы помните, как надо учиться? (Вначале надо понять, чего мы не знаем, а затем самим найти новый способ.)
— Молодцы! Знайка очень доволен вашими ответами! Но он знает еще много разных секретов успешного учения. Один из них вам предстоит сегодня узнать, хотите?
— Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи. А Знайка будет вам помогать.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
1. ^ Актуализация правил поведения на уроке.
— Знайка приготовил для вас задание для повторения. Он предлагает вам повторить правила работы в парах. (Слайд). Учашиеся называют правила парной работы.
2. ^ Формирование у учашихся представлений о понятии «быть внимательным».
— Ребята, Знайка вас спрашивает «А что значит «быть внимательным» на уроке?» ( … )
(Слайд) Учащиеся предлагают свои варианты ответов.
Знайка решил вам помочь. У него всегда с собой «Волшебная книга знаний». Давайте в неё заглянем.
Учитель открывает (Слайд) эталон понятия «быть внимательным»
Прочитайте что значит быть внимательным? (Это значит слышать. видеть. думать.)
Как вы думаете, почему важно слышать, что говорит учитель и другие ученики? (Чтобы понять задание, способ его решения …)
— Почему важно видеть то, что показывают? (Надо все правильно записать, рисунки помогают лучше понять задание … )
— А почему важно думать? (Чтобы найти решение, получить результат … )
— Значит, внимательный ученик всегда все слышит, видит и думает, поэтому он обязательно получит хороший результат. Смотрите, какой образ предлагает использовать Знайка.
(Слайд)
— Что вы видите? (Мишень.)
— Как вы думаете, почему именно мишень? (Внимательный ученик не отвлекается, достигает
цели, у него все получается … )
— Вспомните ситуации когда вы были внимательны на уроке. Какой результат вы получили?
— Вспомните ситуации когда вы были невнимательны. Что получилось в результате?
Учащиеся приводят примеры из своего опыта.
— А легко ли быть внимательным? Почему? ( … )
— Быть всегда внимательным помогают Знайкины правила. Попробуем их найти!
3. Задание на пробное действие.
— Знайка готов открыть вам секрет. Чтобы быть внимательным, ученик должен соблюдать правила . Но открыть их вы должны как? (Сами.)
Учитель предлагает учащимся выполнить задание 2 в учебном пособии. (Слайд)
Думай о задании (не отвлекайся)
Устал — сделай паузу
На уроке смотри в окно
Делай несколько дел сразу
— Прочитайте каждую карточку .
Один из учащихся зачитывает правила вслух.
— Вам нужно выбрать и отметить те правила, которые должен выполнять ученик. чтобы быть внимательным на уроке.
3. Знайка вам предлагает выполнить следующее задания
Игра «Клеточки»
Ребята, в этом году перед вами стоит много важных задач. Одна из них — научиться красиво писать. Чтобы красиво писать, нужно тренироваться, развивать руку. Для этого Знайка вам предлагает следующее задание:
— Обведите клеточки в первой строчке через одну. Старайтесь рисовать красиво и внимательно!
— Покажите друг другу, какие у вас получились клеточки.
— Я вижу, что у вас получились разные клеточки, какие-то из них красивые, а какие-то нет. Вы были внимательны, когда рисовали некрасиво? (Нет.)
— Как вы думаете, почему вы стали невнимательными? (Мы устали .)
— Действительно, когда человек устает, он становится невнимательным.: В этом случае нужно
сделать паузу для отдыха. Как вы думаете, что во время паузы нужно делать? ( … )
— Знайка рекомендует выполнять специальные упражнения.
Физкультминутка .
Какое правило должен выполнять ученик, чтобы быть внимательным? («Устал — сделай паузу».)
Разумно ли делать длинную паузу? Почему? (Пауза не должна быть большой, потому что можно забыть задание … )
4. Учитель показывает (Слайд) изображением спортсменов.
Ребята, кого вы видите на картинках? (Это спортсмены.)
— Почему вы так решили? (Они сильные, у них в руках награды, медали … )
— Сразу ли спортсмены становятся чемпионами? (Нет.)
— Что они делают для этого? (Они тренируются.)
Чтобы вы смогли быть внимательными долгое время, нужно так же тренироваться. Я предлагаю вам выполнить тренировочное упражнение.
Учащимся предлагается выполнять инструкцию учителя. Если учитель называет слово «кулак, ученики кладут на парту руку, сжатую в кулак; когда учитель называет слово «ребро», то ученики раскрывают кулак и ребром ладони кладут руку на парту; при слове «ладонь» руку нужно положить ладонью вниз.
5. Найдите предложение, заключенное в наборе букв. (Слайд) и карточку в тетрадь
Предложения, которые должны получиться: «Читай сказки» и «Будь здоров».
— Итак, какое правило, по вашему мнению, должен выполнять ученик, чтобы научиться быть внимательным на уроке? ( «Тренировать свое внимание».)
— Проговорите еще раз, что значит быть внимательным? (Слайд)
— А какие правила надо выполнять, чтобы научиться быть внимательным?
Молодцы! Вы достигли цели!
6. Первuчное закрепление
Прочитай ситуацию и определи, какое правило нарушено?
Дейл получил задание на уроке, но за окном друзья весело играли в футбол. Он стал смотреть в окно.
У Мальвины было очень много дел. Она сразу принялась за все, работая одновременно.
Петя сел решать задачу, потом вспомнил, что ему приснился весёлый сон, он его решил рассказать по телефону бабушке.
7. Включение в систему знаний.
— Где вы можете применить эти правила? (Дома при выполнении домашних заданий, при сборе конструктора, при рисовании, уборке … )
— Молодцы, быть внимательным человеку очень важно, и теперь вы сможете тренировать в себе это качество. 9. Рефлексия деятельности на уроке.
Я предлагаю вам оценить свою работу «Лесенкой успеха»
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемое УУД | 1.Мотивация к учебной деятельности | — Как всегда начнем занятие с «Лесенки успеха». Оцените свое умение по теме «Правила работы в паре» — На какую ступеньку вы себя поставили? Объясните почему? — Ребята, у нас сегодня в гостях… Кто это?(Слайд 2) — Скажите, чем Смайлик вам помогает? — Он пришел к нам не один (Слайд 2, анимация 1) — Вы узнали второго гостя? — Почему его так зовут? — Как вы считаете, почему важно много знать? Где это может пригодиться? — Знайка много знает, потому что он умет учиться. А вы помните, как надо учиться?(Слайд 2, анимация 2) — Молодцы! Знайка очень доволен вашими ответами! Но знает еще много разных секретов успешного учения. Один из них вам предстоит сегодня узнать, хотите? — Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи. А Знайка будет вам помогать. | Ребята высказываются.
— Это Смайлик. -Смайлик помогает нам узнавать, как нужно учиться. — Это Знайка. — Он очень много знает…
— Вначале надо понять чего мы не знаем, а затем самим найти новый способ. | РУУД- Уметь оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. КУУД — Уметь вступать в беседу на уроке ЛУУД — Уметь самоопределяться в жизненных ценностях (на словах)
| 2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения 1. Актуализация правил поведения на уроке
2. Формирование у учащихся представления о понятии «Быть внимательным»
Задание на пробное действие.
| — С чего начнем работу? Знайка приготовил вам задание для повторения. Он предлагает вам выполнить его в парах. Что нужно для этого вспомнить? (Слайд 3) (Слайд 3, анимация1) -Давайте теперь посмотрим, какое задание приготовил нам гость. (Слайд 4) Задание 1. – Что нужно вспомнить, чтобы выполнить это задание? — Вам нужно найти и исправить ошибки: верно соединить стрелочками правила с ролью учителя, и найти недостающее правило.
— Какие ошибки вы нашли?
— Покажите стрелочками, как их надо поменять. (Слайд 4, анимация 1)
— Что вы еще увидели?
Когда нужно соблюдать это правила?
-Запишите в пустом квадратике большую букву В (внимательно) (Слайд 4, анимация 2-3) — Ребята, Знайка специально не включил этого правила. Он хотел привлечь к нему ваше внимание. -Скажите важно ли быть внимательным, когда вы учитесь? — А что значит быть внимательным на уроке? (Слайд 5) — Знайка решил вам помочь. У него всегда с собой «Волшебна книга знаний» (Слайд 5, анимация 1) — Прочитайте, что значит быть внимательным. — Как вы думаете, почему важно слышать,что говорит учитель и другие ученики?
— Почему важно видеть то, что показывают?
А почему важно думать?
— Значит, внимательный ученик всегда все слышит, видит и думает, поэтому он обязательно получит хороший результат. -Смотрите, какой образ предлагает использовать Знайка. (Слайд 5, анимация 2) — Что вы видите? — Как выдумаете, почему именно мишень?
— Вспомните ситуации, когда вы были внимательны на уроке. Какой результат вы получили? — Вспомните ситуации, когда вы были невнимательны. Что получилось в результате? — А легко ли быть внимательным? Почему? — Быть всегда внимательным помогают Знайкины правила. Попробуйте их найти. — Знайка готов открыть вам секрет. Чтобы быть внимательным, ученик должен соблюдать правила. Но открыть их вы должны как? — Выполните задание 2 в учебном пособии(Слайд 6) Думай о задании (не отвлекайся) Устал — сделай паузу Тренируй свое внимание Делай несколько дел сразу — Прочитайте каждую карточку. Вам нужно выбрать и отметить те правила, которые должен выполнять ученик, чтобы быть внимательным на уроке. — Кто не смог выбрать карточки? — Что вы не смогли сделать? — Кто смог выбрать карточки, назовите правила. — Кто из вас может доказать, что его выбор правильный? — Что вы не сможете сделать? — Вы поняли, в чем ваша трудность. Пора выяснить, почему эта трудность возникла(Слайд 6, анимация 1) | — С повторения -Правила работы в парах. Учащиеся по цепочке называют правила парной работы
— Правила работы на уроке Выполнение работы в парах — «Если хочешь попросить помощи, подними руку» – учитель в роли помощника. — «Соблюдай тишину» – учитель организатор -Не хватает правила «Будь внимательным» -Когда учитель в роли организатора.
-Да Учащиеся предлагают свои варианты ответов
— Это значитслышать, видеть, думать… -Чтобы понять задание, способ его решения… — Надо все правильно записать, рисунки помогают понять задание… — Чтобы найти решение, получить результат…
— Мишень — Внимательный ученик не отвлекается, достигает цели, у него все получится. Учащиеся приводят примеры из своего опыта.
— Сами
Самостоятельное выполнение задания 2
— Не смогли выполнить задание
— Не можем обосновать, что наш выбор правильный. | КУУД- Уметь совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Уметь планировать учебное сотрудничество. Уметь выполнять различные роли в группе. Уметь вступать в беседу на уроке. Формулировать и аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации ПУУД — Уметь анализировать сравнивать и обобщать Уметь извлекать необходимую информацию Использовать знаково-символические средства Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме Построить логическую цепь рассуждений Уметь находить ответы на вопросы, использую учебник, свой жизненный опыт
РУУД — Уметь отличать верно выполненное задание от неверного Поставить учебную задачу в сотрудничестве с учителем Уметь высказывать свое предположение (версию) ЛУУД- Уметь объяснять, почему конкретные однозначные поступки можно как «хорошие» или «плохие» | 3. Выявление причины затруднения | — Какое задание вы выполняли?
— Почему у вас возникло затруднение? | — Выбирали правила, которые помогают быть внимательным на уроке. — Мы не знаем правила, которые помогают быть внимательным на уроке. | РУУД — Уметь соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его ПУУД — Анализ, обобщение Постановка и формулирование проблемы | 4. Построение проекта выхода из затруднения | — Какую же цель перед собой поставите?
— Назовите тему урока. (Слайд 7) | — Узнать правила, которые помогают ученику быть внимательным на уроке. — Как быть внимательным на уроке. | ПУУД- Уметь определять цель деятельности на уроке с помощью учителя | 5. Реализация построенного проекта | — Знайка поможет вам открыть для себя новое знание. — Ребята, вы будете работать в парах. Помните правила парной работы. 1. Выполним задание 3. Вам нужно найти отличия на картинках. Через 20-30 секунд учитель выполняет действие, направленное на отвлечение внимания. — Что вы сейчас сделали?
— Вы отвлеклись, смогли ли вы выполнить задание? — Какое же правила поможет вам сохранить внимание, чтобы получить результат?(Слайд 7, анимация 2) — Я предлагаю вам попытатьсявнимательно выполнить это задание еще раз. — Кто не отвлекался? Смогли вы выполнить задание? Помогло вам открытое правило? — Давайте проверим, какие отличия вы нашли? (Слайд 7, анимация 3) 2. (лист в клетку А5) — Ребята, в этом году перед вами стоит много важных задач. Одна из них – научиться красиво писать. Чтобы красиво писать нужно тренироваться, развивать руку. Для этого Знайка вам предлагает следующее задание. Обведи клеточки в первой строчке через одну. Старайся рисовать красиво и внимательно. — Покажите друг другу, какие у вас получились клеточки. — Я вижу, у вас получились разные клеточки, какие-то красивые, какие-то нет. Вы были внимательны, когда рисовали некрасиво. — Как вы думаете, почему вы стали невнимательными? — Действительно, когда человек устает, он становится невнимательным. В этом случае нужно сделать паузу для отдыха. Как вы думаете, что во время паузы нужно делать? — Знайка рекомендует выполнить специальные упражнения. |
Учащиеся в парах приступают к выполнению этого задания.
— Мы посмотрели на вас, перестали выполнять задание — Да/Нет — Думать о задании, стараться не отвлекаться. Учащиеся снова выполняют задание в парах. Называют отличия.
Самостоятельное выполнение задания Показывают друг другу
— Нет — Мы устали. | ПУУД — Уметь сравнивать и группировать предметы Уметь анализировать, сравнивать, обобщать Выдвижение гипотез и их обоснование РУУД- Уметь оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Волевая саморегуляция ЛУУД установка на здоровый образ жизни | Физкультминутка | Упражнение 1. Массаж мочек ушей. (2 раза) Упражнение 2. Выполнить массирование точки над верхней губой. (30 сек) Упражнение 3. Закрыть-открыть глаза (3 раза) -Помогла вам физминутка? Кто запомнил, какие упражнения нужно выполнять? — Обведите еще три клеточки очень внимательно и аккуратно. -Я вижу, что у вас получились очень красивые клеточки. — Какое правило должен выполнять ученик, чтобы быть внимательным? (Слайд 8, анимация 1) — Разумно ли делать длинную паузу? 3. (Слайд 9) — Ребята, кого вы видите на картинках? -Почему вы так решили? — Сразу ли спортсмены становятся чемпионами? — Что они для этого делают? — Чтобы вы смогли быть внимательными долгое время, нужно так же тренироваться. Я предлагаю вам выполнить два таких тренировочных упражнения. Упражнение 1 «Кулак — Ребро — Ладонь» Упражнение 2 «Найди предложение, заключенное в наборе букв» -Итак, какое правило, по вашему мнению, должен выполнять ученик, чтобы научиться быть внимательным на уроке?(Слайд 9, анимация 1)
4. Какое правило осталось?
— Как вы думаете, поможет ли это правило быть внимательным? Потренируемся для проверки: читать, называть вслух имя, слушать учителя. Подходит это правило? — Перечислите еще раз правила, которые помогут быть внимательными в учебной деятельности. (Слайд 10, анимация1-3) — Смогли вы преодолеть затруднение? — Что значит быть внимательным? — А какие правила надо запомнить, чтобы научиться быть внимательным? | Выполняют упражнения
Заканчивают выполнять задание «Устал – сделай паузу»
— Нет
— Это спортсмены. Они сильные, у них в руках награды, медали. — Они тренируются
Выполняют упражнения на внимание — Тренировать свое внимание.
— «Выполняй несколько дел сразу» — Нет
Перечисляют правила
Это значитслышать, видеть, думать Перечисляют правила |
КУУД- Уметь вступать в беседу на уроке
| 6.Первичное закрепление во внешней речи
| Какой следующий шаг на уроке?
Сегодня мы будем играть в новую игру, называется она «Радио» Всем ли удалось быть внимательным? Что вам нужно научиться делать? Помогает ли игра «Радио» тренировать внимание? | Мы должны закрепить новое знание. Играют в игру Думать о задании
| РУУД- Умение проговаривать последовательность действий на уроке Контроль, коррекция, волевая саморегуляция ПУУД- Самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале Выделение следствий
| 7. Самостоятельная работа с самопроверкой
| — Какой следующий шаг на уроке? — Найдите в своих пособиях задание 5.(Слайд 11) — Вам нужно дополнить каждое правило словами, подходящими по смыслу. — Проверяем наши результаты (Слайд 11, анимация 1-3) — Зафиксировать результат знаком + или ? -Сделайте вывод | — Нужно выполнить самостоятельную работу Самостоятельная работа Проверяют работу
Делают вывод | ПУУД — Уметь находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке РУУД — Самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале Осуществление самоконтроля по результату и по способу действия Самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив | 8. Включение в систему знаний | -Где вы можете применить эти правила? — Быть внимательным человеку очень важно, и теперь вы сможете тренировать в себе это качество. | — При выполнении д/з, при рисовании, уборке … | ПУУД — Уметь на основе анализа объектов делать выводы Использование общих приемов решения задач | 9.Рефлексия деятельности на уроке | — Какую цель вы перед собою ставили?
Достигли ли вы цели? Докажите.
— Вспомните, какие шаги (этапы) учебной деятельности вы должны были выполнить?(Слайд 12) — Кому из вас удалось выполнить оба этапа учебной деятельности? Докажите. — Кому удалось выполнить только один этап? Какой? -Я предлагаю вам оценить свою работу.(Слайд 12, анимация 1) — Сейчас вы будете работать с «Лесенкой успеха». — Что вы можете оценить с помощью этой лесенки?
— Сможем ли мы сейчас оценить свое умение?
Сейчас вы будете оценивать только свое знание этих правил. — Те, кому наши правила не понятны, нарисуют человечка на нижней ступеньке «Лесенки успеха» (Слайд 12, анимация 2) — Те, кто разобрался, зачем ученику нужны эти правила и может о них рассказать, нарисуйте человечка на верхней ступеньке лестницы (Слайд 12, анимация 3) — А если у вас остались вопросы, и вам еще надо время, чтобы осмыслить, нарисуйте человечка на 2-й или на 3-й ступеньке «Лесенки успеха» (Слайд 2, анимация 4-5) — Кто хочет объяснить свой выбор? (Слайд 2, анимация 6) — Чтобы запомнить новую тему, предлагаю вам дома вклеить в учебное пособие наклейки с правилами, как быть внимательными, также вы можете придумать или найти новые упражнения для тренировки внимания. — Молодцы, вы сегодня хорошо поработали. | — Узнать, какие правила нужно соблюдать, чтобы быть внимательными. — Мы достигли цели. Мы составили эталон.
-Знаем ли мы правила на внимательность
— Пока нет, надо сначала потренироваться применять эти правила на уроках
Самооценка знаний по теме
Ребята высказывают свои мнения.
| ЛУУД Внутренняя позиция школьника Самооценка на основе критерия успешности Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности ПУУД — — контроль и оценка процесса и результатов деятельности КУУД — Формулирование и аргументация своего мнения Планирование учебного сотрудничества
ТОУУ_технология оценивания учебных умений.
|
Конспект урока № 7 «Как быть внимательным на уроке» (Мир деятельности 1 класс)
Тема: Как быть внимательным на уроке.
Учитель — Морозова Ирина Михайловна, учитель высшей квалификационной категории
Цель:
Сформировать представление о необходимости быть внимательным в учебной деятельности.
Сформулировать простейшие приемы развития устойчивости внимания.
Задачи:
Сформировать у детей представление о том, что значит быть внимательным.
Познакомить их с основными правилами, которые необходимо соблюдать ученику, чтобы быть внимательным на уроке.
Ход урока.
1. Мотивация к учебной деятельности.
— Ребята, к нам в гости пришел гость.
— Кто это? (Это Смайлик.)
— Я вижу, что он вам знаком. Скажите, чем Смайлик вам помогает? (Смайлик помогает нам узнавать, как нужно учиться.)
Он пришел к нам не один.
Учитель вывешивает изображение Знайки. (Слайд)
— Вы узнали нашего второго гостя? (Это Знайка.)
— Почему его так зовут? (Он очень много знает … )
— Как вы считаете, почему важно много знать? Где это может пригодиться?
— Молодцы! Знайка очень доволен вашими ответами! Но он знает еще много разных секретов успешного учения. Один из них вам предстоит сегодня узнать, хотите?
— Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи. А Знайка будет вам помогать.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
1. ^ Актуализация правил поведения на уроке.
— Знайка приготовил для вас задание для повторения. Он предлагает вам повторить правила работы в парах. (Слайд). Учашиеся называют правила парной работы.
2. ^ Формирование у учашихся представлений о понятии «быть внимательным».
— Ребята, Знайка вас спрашивает «А что значит «быть внимательным» на уроке?» ( … )
(Слайд) Учащиеся предлагают свои варианты ответов.
Знайка решил вам помочь. У него всегда с собой «Волшебная книга знаний». Давайте в неё заглянем.
Учитель открывает (Слайд) эталон понятия «быть внимательным»
Прочитайте что значит быть внимательным? (Это значит слышать. видеть. думать.)
Как вы думаете, почему важно слышать, что говорит учитель и другие ученики? (Чтобы понять задание, способ его решения …)
— Почему важно видеть то, что показывают? (Надо все правильно записать, рисунки помогают лучше понять задание … )
— А почему важно думать? (Чтобы найти решение, получить результат … )
— Значит, внимательный ученик всегда все слышит, видит и думает, поэтому он обязательно получит хороший результат. Смотрите, какой образ предлагает использовать Знайка.
(Слайд)
— Что вы видите? (Мишень.)
— Как вы думаете, почему именно мишень? (Внимательный ученик не отвлекается, достигает
цели, у него все получается … )
— Вспомните ситуации когда вы были внимательны на уроке. Какой результат вы получили?
— Вспомните ситуации когда вы были невнимательны. Что получилось в результате?
Учащиеся приводят примеры из своего опыта.
— А легко ли быть внимательным? Почему? ( … )
— Быть всегда внимательным помогают Знайкины правила. Попробуем их найти!
3. Задание на пробное действие.
— Знайка готов открыть вам секрет. Чтобы быть внимательным, ученик должен соблюдать правила . Но открыть их вы должны как? (Сами.)
Учитель предлагает учащимся выполнить задание 2 в учебном пособии. (Слайд)
Думай о задании (не отвлекайся)
Устал — сделай паузу
На уроке смотри в окно
Тренируй свое внимание
Делай несколько дел сразу
— Прочитайте каждую карточку .
Один из учащихся зачитывает правила вслух.
— Вам нужно выбрать и отметить те правила, которые должен выполнять ученик. чтобы быть внимательным на уроке.
3. Знайка вам предлагает выполнить следующее задания
Игра «Клеточки»
Ребята, в этом году перед вами стоит много важных задач. Одна из них — научиться красиво писать. Чтобы красиво писать, нужно тренироваться, развивать руку. Для этого Знайка вам предлагает следующее задание:
— Обведите клеточки в первой строчке через одну. Старайтесь рисовать красиво и внимательно!
— Покажите друг другу, какие у вас получились клеточки.
Учащиеся показывают друг другу свои работы.
— Я вижу, что у вас получились разные клеточки, какие-то из них красивые, а какие-то нет. Вы были внимательны, когда рисовали некрасиво? (Нет.)
— Как вы думаете, почему вы стали невнимательными? (Мы устали .)
— Действительно, когда человек устает, он становится невнимательным.: В этом случае нужно
сделать паузу для отдыха. Как вы думаете, что во время паузы нужно делать? ( … )
— Знайка рекомендует выполнять специальные упражнения.
Физкультминутка .
Какое правило должен выполнять ученик, чтобы быть внимательным? («Устал — сделай паузу».)
Разумно ли делать длинную паузу? Почему? (Пауза не должна быть большой, потому что можно забыть задание … )
4. Учитель показывает (Слайд) изображением спортсменов.
Ребята, кого вы видите на картинках? (Это спортсмены.)
— Почему вы так решили? (Они сильные, у них в руках награды, медали … )
— Сразу ли спортсмены становятся чемпионами? (Нет.)
— Что они делают для этого? (Они тренируются.)
Чтобы вы смогли быть внимательными долгое время, нужно так же тренироваться. Я предлагаю вам выполнить тренировочное упражнение.
Учащимся предлагается выполнять инструкцию учителя. Если учитель называет слово «кулак, ученики кладут на парту руку, сжатую в кулак; когда учитель называет слово «ребро», то ученики раскрывают кулак и ребром ладони кладут руку на парту; при слове «ладонь» руку нужно положить ладонью вниз.
— Вам необходимо внимательно слушать.
5. Найдите предложение, заключенное в наборе букв. (Слайд) и карточку в тетрадь
Предложения, которые должны получиться: «Читай сказки» и «Будь здоров».
— Итак, какое правило, по вашему мнению, должен выполнять ученик, чтобы научиться быть внимательным на уроке? ( «Тренировать свое внимание».)
— Проговорите еще раз, что значит быть внимательным? (Слайд)
— А какие правила надо выполнять, чтобы научиться быть внимательным?
Молодцы! Вы достигли цели!
6. Первuчное закрепление
Прочитай ситуацию и определи, какое правило нарушено?
Дейл получил задание на уроке, но за окном друзья весело играли в футбол. Он стал смотреть в окно.
У Мальвины было очень много дел. Она сразу принялась за все, работая одновременно.
Петя сел решать задачу, потом вспомнил, что ему приснился весёлый сон, он его решил рассказать по телефону бабушке.
7. Включение в систему знаний.
— Где вы можете применить эти правила? (Дома при выполнении домашних заданий, при сборе конструктора, при рисовании, уборке … )
— Молодцы, быть внимательным человеку очень важно, и теперь вы сможете тренировать в себе это качество.
9. Рефлексия деятельности на уроке.
Я предлагаю вам оценить свою работу «Лесенкой успеха»
Методическая разработка (1 класс) на тему: Как быть внимательным на уроке.
Мастер-класс
Тема: Как быть внимательным на уроке.
Надпредметный курс «Мир деятельности». 1 класс под редакцией Л.Г. Петерсон.
Основные цели:
1. Сформировать представление о необходимости быть внимательным в учебной деятельности.
2. Сформулировать простейшие приемы развития устойчивости внимания.
3.Вовлечь педагогов в активную познавательную деятельность.
Оборудование:
1)Демонстрационный материал (изданное пособие):
2) Печатный материал (распечатка на принтере):
3.Презентация к уроку
Ход работы.
Вводное слово.
Изменившиеся условия жизни нашего общества остро ставят перед школой, перед каждым педагогом и родителем проблему формирования у детей личностных качеств созидателя, творца, универсальных учебных умений и способностей как условие безопасности, успешной самореализации и благополучия каждого отдельного человека и развития общества в целом.
Именно поэтому новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию..
Однако поиск удобных, эффективных, понятных учителю инструментов развивающего обучения продолжается до сих пор, и, более того, с введением ФГОС он приобрел еще большую актуальность и значимость. Сегодня благодаря достижениям в современной российской методологии появились и новые возможности решения стоящих перед образованием задач.
Предлагаемый надпредметный курс «Мир деятельности» для учащихся начальной школы предусматривает принципиально новый путь формирования универсальных учебных действий (УУД) и умения учиться в целом, созданный в образовательной системе деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон на основе последних научных достижений российской методологической школы (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.).
1. Мотивация к учебной деятельности.
На доску вывешивается изображение Знайки
— Вы узнали нашего гостя? Почему его так зовут?
— Как вы считаете, почему важно много знать? Где это может пригодиться?
— Знайка много знает, потому что он умеет учиться. А вы помните, как надо учиться? (Вначале надо понять, чего мы не знаем, а затем самим найти новый способ.)
— Молодцы! Знайка очень доволен вашими ответами! Но он знает еще много разных секретов успешного учения. Один из них вам предстоит сегодня узнать, хотите?
— Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи. А Знайка будет вам помогать.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
1. Актуализация правил поведения на уроке.
— Знайка приготовил для вас задание для повторения. Он предлагает вам выполнить его в па рах. Что нужно для этого вспомнить? (Правила работы в парах.) Учашиеся по цепочке называют правила парной работы. Давайте теперь посмотрим. какое задание вам приготовил наш гость. Рассмотрите первое задание.
(Организуется работа с заданием 1 в учебном пособии.)
— Что нужно вспомнить, чтобы выполнить это задание? (Правила работы на уроке.)
Учащиеся в парах выполняют задание.
— Покажите стрелками, что их надо поменять. Что вы еще увидели? (Не хватает правила «Будь внимательным».)
— Когда нужно соблюдать это правило? (Когда учитель в роли организатора.)
— Запишите в пустом квадрате большую букву В (внимательно).
Учащиеся самостоятельно записывают букву в пустом квадрате задания 1 учебного пособия).
2. Формирование у учашихся представлений о понятии «быть внимательным».
— Ребята, Знайка специально не включил этого правила. Он хотел привлечь к нему ваше внимание. Скажите, важно ли быть внимательным, когда вы учитесь? (Да.)
— А что значит «быть внимательным» на уроке?
Учащиеся предлагают свои варианты ответов.
— Знайка решил вам помочь. У него всегда с собой «Волшебная книга знаний». Давайте в неё заглянем.
(На доску вывешивается эталон понятия «быть внимательным»)
— Прочитайте, что значит быть внимательным? (Это значит слышать. видеть. думать.)
— Как вы думаете, почему важно слышать, что говорит учитель и другие ученики?
— Почему важно видеть то, что показывают?
— А почему важно думать?
— Значит, внимательный ученик всегда все слышит, видит и думает, поэтому он обязательно получит хороший результат. Смотрите, какой образ предлагает использовать Знайка.
(Учитель вывешивает на доску картинку с изображением мишени)
— Что вы видите?
— Как вы думаете, почему именно мишень? (Внимательный ученик не отвлекается, достигает цели, у него все получается.
— Вспомните ситуации когда вы были внимательны на уроке. Какой результат вы получили?
— Вспомните ситуации, когда вы были невнимательны. Что получилось в результате?
— А легко ли быть внимательным? Почему?
— Быть всегда внимательным помогают Знайкины правила. Попробуем их найти!
3. Задание на пробное действие.
— Знайка готов открыть вам секрет. Чтобы быть внимательным, ученик должен соблюдать правила . Но открыть их вы должны как? (Сами.)
Учащимся предлагается выполнить задание 2 в учебном пособии. Аналогичные карточки с правилами вывешиваются на доску.
Думай о задании (не отвлекайся)
Устал — сделай паузу
Тренируй свое внимание
Делай несколько дел сразу
— Прочитайте каждую карточку .
— Вам нужно выбрать и отметить те правила, которые должен выполнять ученик, чтобы быть внимательным на уроке.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание 2 в учебном пособии.
— Кто не смог выбрать карточки? Учащиеся поднимают руки.
— Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли выполнить задание.)
— Кто из вас может доказать, что его выбор правильный? (Учащиеся испытывают затруднение.
— Что вы не можете сделать? (Мы не можем обосновать, что наш выбор правильный.) Молодцы! Вы поняли, в чем ваша трудность. Пора выяснить, почему эта трудность возникла
3 Выявление причины затруднения.
— Какое задание вы выполняли? (Выбирали правила, которые помогают быть внимательными на уроке.)
— Почему у вас возникло затруднение? (Мы не знаем правила, которые помогают быть внимательным на уроке.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
— Какую же цель вы перед собой поставите? (Узнать правила, которые помогают ученику быть внимательным на уроке.)
— Назовите тему занятия. (Как быть внимательным на уроке.)
5. Реализация построенного проекта.
Знайка, поможет вам открыть для себя новое знание. Работать вы будете в парах. Помните правила парной работы?
- — Найдите в учебном пособии задание З.
— Вам нужно найти отличия на картинках.
Учащиеся в парах приступают к выполнению этого задания. Через 20-30 секунд учитель выполняет действие, направленное на отвлечение внимания: включает музыку, включает: выключает свет и т.д.
-Что вы сейчас сделали? (Мы посмотрели на вас, перестали выполнять задание .
-Верно, вы отвлеклись и перестали думать над заданием. Смогли вы получить результат (Да/ Нет.)
— Какое же правило поможет вам сохранять внимание, чтобы получить результат? (Думать о задании, стараться не отвлекаться.)
Учитель фиксирует на доске первое правило «Думай о задании, не отвлекайся». — Я вам предлагаю попытаться внимательно выполнить это задание еще раз.
Учащиеся снова приступают к выполнению заданий в парах, а учитель пытается их отвлечь. Вероятнее всего, меньшее число учащихся отвлекутся на действия учителя.
— Кто не отвлекался?
— Смогли вы выполнить задание? Вы получили результат? Помогло вам открытое правило? (Да.)
2. Знайка вам предлагает выполнить следующее задание — «Найди и измени».
(Учитель раздает листы в клетку формата А5.)
— Обведите клеточки в первой строчке через одну. Старайтесь рисовать красиво и внимательно!
— Покажите друг другу, какие у вас получились клеточки.
— Я вижу, что у вас получились разные клеточки, какие-то из них красивые, а какие-то нет. Вы были внимательны, когда рисовали некрасиво?
— Как вы думаете, почему вы стали невнимательными? (Мы устали .)
— Действительно, когда человек устает, он становится невнимательным. В этом случае нужно сделать паузу для отдыха. Как вы думаете, что во время паузы нужно делать?
— Знайка рекомендует выполнять специальные упражнения.
Физкультминутка .
— Какое правило должен выполнять ученик, чтобы быть внимательным? («Устал — сделай паузу».)
(Учитель фиксирует на доске второе правило: «Устал — сделай паузу»)
-Разумно ли делать длинную паузу? Почему? (Пауза не должна быть большой, потому что можно забыть задание … )
3. Учитель вывешивает на доске картинку с изображением спортсменов
— Ребята, кого вы видите на картинках? (Это спортсмены.)
— Почему вы так решили? (Они сильные, у них в руках награды, медали … )
— Сразу ли спортсмены становятся чемпионами? (Нет.)
— Что они делают для этого? (Они тренируются.)
— Чтобы вы смогли быть внимательными долгое время, нужно так же тренироваться. Я предлагаю вам выполнить два таких тренировочных упражнения.
Учитель организует выполнение учащимися двух упражнений.
Упражнение 1.
Учащимся предлагается выполнять инструкцию учителя. Если учитель называет слово «кулак, ученики кладут на парту руку, сжатую в кулак; когда учитель называет слово «ребро», то ученики раскрывают кулак и ребром ладони кладут руку на парту; при слове «ладонь» руку нужно положить ладонью вниз.
— Вам необходимо внимательно слушать, смотреть за моими действиями и повторять без ошибок задание.
Игра проводится несколько раз. В начале игры учитель показывает образец, в дальнейшем может словесно отдавать «приказы».
— Итак, какое правило, по вашему мнению, должен выполнять ученик, чтобы научиться быть внимательным на уроке? ( « Тренировать свое внимание».)
(Учитель фиксирует на доске третье правило).
4. Какое правило осталось? ( «Выполняй несколько дел сразу».)
— Как вы думаете, поможет ли это правило быть внимательным? Почему? (Нет, если выполнять несколько дел сразу, ни одного не сделаешь; а если сделаешь, то неаккуратно, с ошибками. Учитель предлагает для подтверждения ответов детей выполнить несколько дел сразу, например выполнять команды учителя, в это время читать текст и называть вслух свое имя
— Подходит это правило? (Нет.)
— Молодцы! Вы достигли цели!
6. Первuчное закрепление во внешней речи.
— Какой следующий шаг на уроке? (Мы должны закрепить новое знание.)
— Сегодня мы будем играть в новую игру, называется она «Радио». Знаете ли вы, как называют человека, который ведет передачу на радио? (Ведущий.)
— Правильно
Сегодня по радио ведущий будет говорить о детях из нашего класса. Он будет кого -нибудь описывать. а мы по его рассказу узнаем, кого он загадал:
Помогает ли наша игра «Радио» тренировке внимания? Чем?
— Молодцы!
7. Самостоятельная работа с самопроверкой.
-Найдите в своих пособиях задание 5.
8. Рефлексия деятельности на уроке.
— Я предлагаю вам оценить свою работу. Сейчас вы будете работать с «Лесенкой успеха» в своих учебных пособиях. Что вы можете оценить с помощью этой лесенки?
— Те, кому наши новые правила не понятны, нарисуйте человечка на нижней ступеньке «Лесенки успеха».
— Те, кто разобрался, зачем ученику нужны эти правила и может о них рассказать, нарисуйте человечка на верхней ступеньке лесенки
- А если у вас остались вопросы, и вам еще надо время, чтобы их осмыслить, нарисуйте человечка на 2-й ступеньке «Лесенки успеха».
- Молодцы вы сегодня хорошо поработали.
I этап. Мотивация к деятельности | ||
Цель — мотивировать учащихся на изучение темы; -создать благоприятную рабочую обстановку; | -Какова перспективная цель наших занятий ( Научиться учиться.) — Помогать нам будут наш знакомый Смайлик и гость. -Кто это? Вы его узнали? (Это Знайка.)
— Что себе и другим пожелаем? — Я вам желаю активности. В чём выражается активность в учении? ( С желанием выполнять все задания) | Фронтальная беседа |
2 этап. Актуализация знаний и индивидуальное затруднение в пробном действии. | ||
Цель — актуализировать имеющиеся знания (правила поведения на уроке) — зафиксировать затруднение, связанное с «незнанием» -формирование коммуникативных УУД, посредством работы в парах |
— Повторение — мать учения. 1.Актуализация правил поведения на уроке Знайка приготовил для вас задание для повторения. Он предлагает вам выполнить его в па- Давайте теперь посмотрим, какое задание вам приготовил наш гость. Рассмотрите
— Проверьте по эталону.
Запишите в пустом квадрате большую букву В (внимательно).
Знайка, решил вам помочь. У него всегда с собой «Волшебная книга знаний». Давайте в нее
Как вы думаете, почему важно слышать, что говорит учитель и другие ученики? (Чтобы по- Почему важно видеть то, что показывают? (Надо все правильно записать, рисунки помогают лучше понять задание…)
Значит, внимательный ученик всегда все слышит, видит и думает, поэтому он обязательно Смотрите, какой образ предлагает использовать Знайка.
Вывод: внимательность помогает получить хороший результат, а невнимательность мешает.
Быть всегда внимательным помогают правила. Попробуйте их найти! -Прочитайте каждую карточку. Вам нужно выбрать и отметить те правила, которые должен выполнять ученик, чтобы быть внимательным на уроке. Рефлексия выполненного задания.
Молодцы! Вы поняли, в чем ваша трудность. Пора выяснить, почему эта трудность возникла. | Учащиеся по цепочке называют правила парной работы. Учащиеся в парах выполняют задание, проверяют по эталону Учебный диалог Учащиеся приводят примеры из своего опыта. Учащиеся самостоятельно выполняют задание Учащиеся испытывают затруднение Фиксация ? |
3 этап. Построение проекта выхода из затруднения. | ||
Цель: — фиксация проблемы; — поиск её решения |
Какими способами мы можем получить новое знание? (мы можем попробовать сами, спросим учителя; | Учитель фиксирует тему на доске |
4 этап. Реализация построенного проекта. | ||
Цель — проверка полученных выводов | Я предлагаю вам выполнить практические задания и сделать выводы.
Руки вверх, вниз……. — Всем ли удалось безошибочно выполнять задания. Почему?
Какое же правило поможет вам сохранять внимание, чтобы получить результат? (Думать о 2. – Закончи рисунок по образцу. — Сравните линии рисунка в начале и в конце работы. Где результат лучше? Почему? -Действительно, когда человек устает, он становится невнимательным. — Какое правило возьмём в помощники?
-Как вы думаете, что во время паузы нужно делать? (…) -Знайка рекомендует выполнять специальные упражнения: Упражнение 1. Массаж мочек ушей. Обеими руками щипковыми движениями массировать мочку снизу вверх. Упражнение 2. Указательным пальцем правой руки найти точку под носом над верхней губой. Выполнять массирование точки в течение 20—30 секунд, Закрыть глаза на 5—10 секунд, потом открыть. Упражнение повторяется 3 раза.
3. Ребята, кого вы видите на картинках? (Это спортсмены.)
Чтобы вы смогли быть внимательными долгое время, нужно так же тренироваться. Итак, какое правило, по вашему мнению, должен выполнять ученик, чтобы научиться быть внимательным на уроке? («Тренировать свое внимание».)
| Учитель фиксирует на доске первое правило «Думай о задании, не отвлекайся» «Устал — сделай Анализ картинки Вывод: Тренируй внимание. |
5 этап. Первичное закрепление во внешней речи | ||
Цель — выполнение задания с проговариванием | Игра « Радио» Знаете ли вы, как называют человека, который ведет передачу на радио? (Ведущий.)
— Что вам нужно научиться делать? (Думать о задании.)
— Помогает ли наша игра «Радио» тренировке внимания? Чем? (…) | |
6 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | ||
Цель — самостоятельное использование полученных знаний; — формирование коммуникативных УУД, посредством работы в парах | 1)- Вам нужно дополнить каждое правило словами, подходящими по смыслу. 2)- Зафиксируйте каждый свой результат знаками «+» или «?». 3)-Сделайте вывод. (Например, я запомнил правила, которые нужно соблюдать, чтобы быть | Учащиеся самостоятельно выполняют задание. Проверяют по эталону, рефлексия выполненного задания |
7 этап. Включение в систему знаний и повторение | ||
Цель — выявить границы применимости нового знания. |
| |
8 этап. Рефлексия деятельности | ||
Цель — зафиксировать содержание урока. — организовать рефлексию и самооценку учениками собственной деятельности. |
| Работа со шкалой самооценки |
Внеурочное занятие в 1В классе «Как быть внимательным на уроке» (надпредметный курс Л.Г. Петерсон «Мир деятельности») / 1 класс
ФИО автора, название организации | Яблокова Екатерина Ивановна, МБОУ « Гимназия № 91имени М.В. Ломоносова» |
Название представленной практики | Внеурочное занятие в 1В классе «Как быть внимательным на уроке» (надпредметный курс Л.Г. Петерсон «Мир деятельности») |
Основное содержание представленной практики | Программа курса «Мир деятельности», который я веду во внеурочное время 1 раз в неделю (33 часа в год), разработана на основе надпредметного одноименного курса. Его цель — создание теоретического фундамента для формирования у учащихся общеучебных и деятельностных умений и связанных с ними творческих способностей и личных качеств. Данный курс способствует формированию детской самостоятельности в учебной деятельности. |
Библиографический список использованной литературы | Петерсон Л.Г.»Мир деятельности 1 класс». Учебное пособие с наклейками для ученика (+разрезной материал); 2013 Петерсон Л.Г.»Мир деятельности». 1 класс. Комплект для учителя ; 2013 |
Внеурочная деятельность в 1-ом классе «Мир деятельности»
Тема: Как быть внимательным на уроке.
Основные цели:
1. Сформировать представление о необходимости быть внимательным в учебной деятельности.
2. Сформулировать простейшие приемы развития устойчивости внимания.
Основные структурные элементы урока:
Новое знание, которое открывают для себя ученики: правила, помогающие ученику быть внимательным на уроке.
Пробное действие учащегося заключается в самостоятельном выборе и обосновании правил, которые помогают ученику быть внимательным на уроке.
Фиксация затруднения: «Я не могу правильно выбрать (обосновать) правила, которые помогают ученику быть внимательным на уроке».
Фиксация причины затруднения: «Я не знаю правил, которые помогают ученику быть внимательным на уроке».
Цель деятельности учащегося: «Узнать правила, которые нужно соблюдать ученику. чтобы быть внимательным на уроке, и согласовать эталон».
Фиксация нового знания двумя способами: 1) в речи; 2) с помощью эталона, в котором зафиксированы правила, помогающие ученику быть внимательным на уроке.
Особенностью данного урока является то, что дети получают конкретные способы тренировки и концентрации внимания в учебной деятельности.
Ход урока.
1. Мотивация к учебной деятельности.
— Ребята, добрый день! Поздоровайтесь с гостями. Кстати, интересно получается: сегодня мы с вами тоже гости, т.к. наше занятие будет проходить в кабинете 3 «Б» класса. А вы заметили, что с вами сейчас поздоровались не только взрослые, но и третьеклассники? Каким образом они это сделали? (Записка на двери: «Привет, первоклассники!»)
— Молодец! Сегодня я разрешаю тебе быть моей правой рукой на уроке! А кто скажет, почему? (Самый внимательный/-ая!) Верно!
— Смотрите: к нам на урок кто-то спешит. Учитель открывает слайд с изображением Смайлика (Слайд 2). Кто это? (Это Смайлик.) А чем Смайлик вам помогает? (Смайлик помогает нам узнавать, как нужно учиться.)
— Я вижу, что он вам знаком. Скажите, а почему его так назвали? ( От англ. слова smail – улыбка) Верно! Тогда улыбнитесь друг другу и нашим гостям – поделитесь своим хорошим настроением с окружающими…От ваших улыбок в классе стало так тепло, словно к нам лето пришло: посмотрите, даже цветы на доске распустились! (Учитель открывает доску). Возьмите себе по одному цветочку… (дети выбирают себе цветок) и сядьте за парту с одноклассником, у которого оказался цветок-родственник, схожий с вашим по форме и материалу.
— Что мы сейчас сделали? (Разбились на пары) Как думаете, для чего? (Для работы в парах)
— Верно, сегодня на уроке вам предстоит не раз поработать в парах!
— Пары, я попрошу вас сесть за парты. ПРАВАЯ РУКА, собери у ребят цветочки – они нам больше не понадобятся.
— А задания для увлекательной работы в парах подготовил друг Смайлика – Знайка. (Слайд 2, анимация 1).Почему его так зовут? (Он много знает …)
— Правильно, Знайка много знает, потому что он умеет учиться. А вы помните, как надо учиться? Назовите основные этапы учебной деятельности. (Вначале надо понять, чего мы не знаем, а затем самим найти новый способ.)Учашиеся проговаривают этапы учебной деятельности (
— Молодцы! Знайка очень доволен вашими ответами! Но он знает еще много разных секретов успешного учения. Один из них вам предстоит сегодня узнать, хотите?(Да) Тогда – в путь! А Знайка будет вам помогать.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
1) Актуализация правил поведения на уроке.
— Знайка приготовил для вас задание для повторения. Он предлагает вам выполнить его в парах. Что нужно для этого вспомнить? (Правила работы в парах.) Открывается Слайд 3. Учашиеся по цепочке называют правила парной работы. (Слайд 3, анuмация 1.)
— Давайте теперь посмотрим, какое задание вам приготовил наш гость. Рассмотрите первое задание.
Открывается Слайд 4, учитель организует работу с заданием 1 в учебном пособии.
Итак, вам нужно найти и исправить ошибки: верно соединить стрелочками правила с ролью учителя, и найти недостающее правило. А фиксировать свою работу в паре вы будете на листочках с паззлами. (Учитель показывает листок детям). Ваша задача – постараться собрать весь паззл.
Учащиеся в парах выполняют задание.
— Какие ошибки вы нашли? (Правило «Если хочешь попросить помощи, подними руку» нужно выполнять, когда учитель в роли помощника; правило «Соблюдай тишину» — когда учитель в роли организатора.)
— Покажите стрелками, что их надо поменять.
-Что вы ещё увидели? (Не хватает правила «Будь внимательным».) Слайд 4, анимация 1.
— Когда нужно соблюдать это правило? (Когда учитель в роли организатора.)
— Запишите в пустом квадрате красным карандашом большую букву В (= внимательно).
Учащиеся самостоятельно записывают букву в пустом квадрате задания 1 учебного пособия (Слайд 4, анимация 2-3).
— Те, кто полностью справился с этим заданием, — приклейте паззл с цифрой 1.
2) Формирование у учашихся представлений о понятии «быть внимательным».
— Ребята, Знайка специально не включил этого правила. Он хотел привлечь к нему ваше внимание. Скажите. важно ли быть внимательным, когда вы учитесь? (Да.)
— А что значит «быть внимательным» на уроке?
Открывается Слайд 5. Учащиеся предлагают свои варианты ответов.
— Знайка решил вам помочь. У него всегда с собой «Волшебная книга знаний». Предлагаю вам в неё заглянуть.
Слайд 5, анuмация 1.
— Прочитайте. что значит быть внимательным? (Это значит слышать, видеть,думать.)
Как вы думаете, почему важно слышать, что говорит учитель и другие ученики? (Чтобы понять задание, способ его решения …)
— Почему важно видеть то, что показывают? (Надо все правильно записать, рисунки помогают лучше понять задание …)
— А почему важно думать? (Чтобы найти решение, получить результат …)
— Значит, внимательный ученик всегда все слышит, видит и думает, поэтому он обязательно получит хороший результат. Смотрите, какой образ предлагает использовать Знайка.
Слайд 5, анимация 2.
— Что вы видите? (Мишень.)
— Как вы думаете, почему именно мишень? (Внимательный ученик не отвлекается, достигает цели, у него все получается …)
— А легко ли быть внимательным? Почему?
— Быть всегда внимательным помогают Знайкины правила. Попробуем их найти!
3) Задание на пробное действие.
Задание 2 в учебном пособии ( Слайд 6):
Думай о задании (не отвлекайся)
Устал — сделай паузу
Тренируй свое внимание
Делай несколько дел сразу
— Прочитайте каждую карточку (Один из учащихся зачитывает правила вслух).
— Вам нужно выбрать и отметить те правила, которые должен выполнять ученик, чтобы быть внимательным на уроке.
Учащиеся , совещаясь в парах,выполняют задание 2 в учебном пособии. Выбранные правила фиксируются простым карандашом (плюсом и минусом).
— Кто не уверен, что выбрал все карточки верно?(Учащиеся поднимают руки.)
Учитель открывает Слайд 6, анuмацuя 1- знак «?».Те, кто поставил какой-либо знак рядом с каждым правилом, — приклейте паззл с цифрой 2.
3. Выявление причины затруднения.
— Какое задание вы выполняли? (Выбирали правила, которые помогают быть внимательными на уроке.)
— Почему у вас возникло затруднение? (Мы не знаем правила, которые помогают быть внимательным на уроке.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
— Какую же цель вы перед собой поставите? (Узнать правила, которые помогают ученику быть внимательным на уроке.)
— Назовите тему урока. (Как быть внимательным на уроке.) Учитель открывает Слайд 7.
5. Реализaция построенного проекта .
— Знайка, поможет вам открыть для себя новое знание.
1. Найдите в учебном пособии задание З. Вам нужно найти отличия на картинках. (Слайд 7 анимация 1).
Учащиеся в парах приступают к выполнению этого задания. Через 20-30 секунд учитель выполняет действие, направленное на отвлечение внимания: включает музыку, включает: выключает свет и т.д.
Что вы сейчас сделали? (Мы посмотрели на вас, перестали выполнять задание … )
Верно, вы отвлеклись и перестали думать над заданием. Смогли вы получить результат? (Да/ Нет.)
— Какое же правило поможет вам сохранять внимание, чтобы получить результат? (Думать о задании, стараться не отвлекаться.)
Учитель фиксирует первое правило «Думай о задании, не отвлекайся» ( Слайд 7, анимация 2).
— Я вам предлагаю попытаться внимательно выполнить это задание ещё раз.
Учащиеся снова приступают к выполнению заданий в парах, а учитель пытается их отвлечь. Вероятнее всего, меньшее число учащихся отвлекутся на действия учителя.
— Кто не отвлекался? (Поднимают руки) Молодцы! Погладьте себя по голове – похвалите!
— Смогли вы выполнить задание? Вы получили результат? Помогло вам открытое правило? (Да.)
— Давайте проверим, какие отличия вы нашли? Открывается Слайд 7, анuмация 3.
—Всё верно? Тогда приклейте паззл №3.
— Ой, ребята, я заметила, что некоторые из вас стали не так активно и внимательно работать, как в начале урока.
Как вы думаете, почему? (Мы устали)
— Действительно, когда человек устает, он становится вялым и невнимательным. В этом случае нужно сделать паузу для отдыха. Предлагаю игру «Зарядка-молчанка»!
Физкультминутка – по картинкам на доске.
— Помогла вам физкультминутка отдохнуть?
Кто запомнил, какое упражнение было первое? Покажите.
— А предпоследнее? Покажите.
— Молодцы! Сможете теперь внимательно работать дальше? (Да)
— Сделайте вывод: какое же правило должен выполнять ученик, чтобы быть внимательным? («Устал — сделай паузу».)
— Добавим его к нашему первому правилу (Слайд 8).
Учитель фиксирует второе правило: «Устал — сделай паузу» (Слайд 8, анuмацuя 1).
— Разумно ли делать длинную паузу? Почему? (Пауза не должна быть большой, потому что можно забыть задание)
2. Учитель открывает Слайд 9- с изображением спортсменов.
— Ребята, кого вы видите на картинках? (Это спортсмены.)
— Почему вы так решили? (Они сильные, у них в руках награды, медали … )
— Сразу ли спортсмены становятся чемпионами? (Нет.)
— Что они делают для этого? (Они тренируются.)
— Чтобы вы смогли быть внимательными долгое время, нужно так же тренироваться.
— Я предлагаю вам в парах выполнить одно из таких тренировочных упражнений. Найдите у себя задание 4.
— Найдите предложения, заключенные в наборе букв.
(Предложения, которые должны получиться: «Читай сказки» и «Будь здоров»). Если вы нашли оба предложения, то приклейте паззл №4.
— Итак, что мы с вами сейчас делали? Значит, какое правило, по вашему мнению, должен выполнять ученик, чтобы научиться быть внимательным на уроке? ( « Тренировать свое внимание».)
Учитель фиксирует третье правило ( Слайд 9, анuмацuя 1).
3. — Какие правила у нас остались? ( «Выполняй несколько дел сразу», «На уроке смотри в окно».)
— Как вы думаете, помогут ли эти правила быть внимательным? Почему? (Нет, если выполнять несколько дел сразу, ни одного не сделаешь; а если сделаешь, то неаккуратно, с ошибками…)
— Покажите мне знАком, каким парам удалось собрать весь пазл. Молодцы! Вам – наши апплодисменты!
— Перечислите ещё раз все правила, которые помогают быть внимательными в учебной деятельности
Учащиеся по цепочке называют правила, как быть внимательным в учебной деятельности ( Слайд 10, анимация 1-3).
— Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.) Молодцы! Вы достигли цели!
6. Первuчное закрепление во внешней речи.
— Сегодня мы будем играть в новую игру, называется она «Радио». Знаете ли вы, как называют человека, который ведет передачу на радио? (Ведущий.)
— Правильно. Сегодня по радио ведущий будет говорить о детях из нашего класса. Он будет кого-нибудь описывать, а мы по его рассказу узнаем, кого он загадал. Сначала ведущим буду я, слушайте. Это девочка и т.д. Кто знает эту девочку? (Дети называют девочку из клacca).
А теперь ведущим будет кто-нибудь из вас. (Нового ведущего назначает учитель).
— Помогает ли наша игра «Радио» тренировке внимания?
7. Самостоятельная работа с самопроверкой.
— А теперь найдите в своих пособиях задание 5.
Учитель открывает Слайд 11
— Вам нужно дополнить каждое правило словами, подходящими по смыслу. (Учащиеся самостоятельно выполняют задание).
— Итак, проверим ваши результаты.
Учитель открывает Слайд 11, анимацuя 1-3 с правилами.
— Кто из вас ошибся? В каком правиле? Кто выполнил задание без ошибок?
— Отметьте каждый свой результат знаками «+» или «?» в квадратике под заданием.
8. Включение в систему знаний.
— Где вы можете применять правила, окрытые сегодня на уроке? (Дома при выполнении домашних заданий, при сборе конструктора, при рисовании, уборке .)
— Молодцы, быть внимательным человеку очень важно, и теперь вы сможете тренировать в себе это качество.
9. Рефлексия деятельности на уроке.
— Какую цель вы перед собой ставили? (Узнать, какие правила нужно соблюдать, чтобы быть внимательными. )
Достигли ли вы цели? Докажите. (Мы достигли цели, мы составили эталон.)
— Вспомните, какие шаги (этапы) учебной деятельности вы должны были выполнить. (Учащиеся озвучивают два этапа учебной деятельности — Слайд 12).
— Кому из вас удалось выполнить оба этапа учебной деятельности? Докажите.
— Кому удалось выполнить только один этап? Какой?
— В чем причина того, что вы не смогли выполнить другой?
(Слайд 12, анuмация 1).
— Я предлагаю вам оценить всю свою работу на уроке с помощью «Лесенкой успеха»
— Сможем ли мы сейчас оценить свое умение? (Пока нет, надо сначала потренироваться применять эти правила на уроках.)
— Верно. Сейчас вы будете оценивать только свое знание этих правил:
— Те, кому наши новые правила не понятны, нарисуйте человечка на нижней ступеньке «Лесенки успеха» (Слайд 12, анимация 2).
— Те, кто разобрался, зачем ученику нужны эти правила и может о них рассказать, нарисуйте человечка на верхней ступеньке лесенки (Слайд 12, анuмацuя 3).
— А если у вас остались вопросы, и вам еще надо время, чтобы их осмыслить, нарисуйте человечка на 2-й (Слайд 12, анимация 4) или 3-й (Слайд 12, анимацuя 5) ступеньке «Лесенки успеха».
— Кто хочет объяснить свой выбор? (Слайд 12, анимация 6)
— Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали.
— ПРАВАЯ РУКА, как тебе кажется, кто из ребят сегодня на занятии был самым внимательным? Объясни свой выбор.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО: — А кто хорошо работает, тот и хорошо отдыхает! Давайте поиграем!
Упражнение 1.
Учащимся предлагается выполнять инструкцию учителя. Если учитель называет слово «кулак», ученики кладут на парту руку, сжатую в кулак; когда учитель называет слово «ребро», то ученики раскрывают кулак и ребром ладони кладут руку на парту; при слове «ладонь» руку нужно положить ладонью вниз.
— Вам необходимо внимательно слушать, смотреть за моими действиями и повторять без ошибок задание.
(Игра проводится несколько раз. )
Упражнение 2.
Игра «Колпак мой треугольный» (Игра проводится несколько раз. )
— А дома (по желанию) вы можете придумать или найти новые упражнения для тренировки внимания.
— Спасибо за работу, ребята! Урок окончен.
Знаешь ли ты о том, что:
Как же быть внимательным? Памятка №1. «ОСНОВЫ ВНИМАНИЯ В ШКОЛЕ»
| Знаешь ли ты о том, что:
Как же быть внимательным? Памятка №1. «ОСНОВЫ ВНИМАНИЯ В ШКОЛЕ»
| Знаешь ли ты о том, что:
Как же быть внимательным? Памятка №1. «ОСНОВЫ ВНИМАНИЯ В ШКОЛЕ»
| Знаешь ли ты о том, что:
Как же быть внимательным? Памятка №1. «ОСНОВЫ ВНИМАНИЯ В ШКОЛЕ»
|