Давление в шинах велосипеда, расчет оптимального значения для велосипедных колес
Дорожное покрытие
Если ваш путь пролегает преимущественно по городской дороге или любому другому плотному ровному покрытию, лучше поддерживать давление на уровне, приближенном к максимально допустимым значениям. Это придаст комфорт езде, уменьшит трение, обеспечит байку хороший накат и скорость.
Если планируете двигаться по бездорожью, грунтовке, песку, приспустите колеса так, чтобы давление в резине приблизилось к минимальным значениям. При езде резина будет слегка «расплющиваться» на поверхности, обеспечит большее сцепление и проходимость, сгладит вибрацию.
Вес велосипедиста
Чем больше вы весите, тем сильнее должна быть накачка покрышек. Чтобы учесть вес человека при расчете оптимального давления в велорезине, воспользуйтесь таблицей:
Вес велотехники (Кг) | Давление, (BAR) | Давление, (Psi) |
50 | 2,38-2,59 | 35-38 |
63 | 2,52-2,72 | 37-40 |
77 | 2,72-2,93 | 40-43 |
91 | 2,86-3,06 | 42-45 |
105 | 3,06-3,27 | 45-48 |
118 | 3,2-3,4 | 47-50 |
В случае перевозки какого-либо груза увеличивайте давление, исходя из нормы прибавки 1% обычного значения на 1 кг. дополнительной массы.
Важно! Большая часть нагрузки от веса велосипедиста приходится на заднее колесо, и его нужно накачивать немного сильнее, чем переднее. Достаточно поддерживать разницу давления в 10%.
Погодные условия
Разница температуры окружающего воздуха и дорожного полотна зимой и летом серьезно влияют на показания манометра. В жару давление внутри велорезины возрастает, на холоде – падает. Это следует учитывать при накачке колес.
Летние параметры давления необходимо снижать, избегая приближения к максимальным значениям, чтобы не дать покрышке разорваться. Зимой же иногда возможно даже их превышение, это только улучшит комфорт и безопасность движения. Особенно накачка шин до верхних пределов показана при езде по снегу.
Тип велосипеда
Колеса шоссейного велосипеда накачивают почти до верхней границы, указанной производителем шин, не доходя до нее 0,2-0,4 атм. Эта разница гарантирует сохранность покрышки от разрыва при повышении температуры и давления.
Горный велосипед требует индивидуального подбора параметров нормального давления воздуха в колесах в зависимости от веса седока и местности передвижения. Экспериментальным путем, взяв с собой в поездку насос с манометром, необходимо найти давление, при котором баланс между накатом и сцеплением с дорогой будет наилучшим.
Важно! Не следует превышать максимальные и занижать минимальные значения, рекомендованные для ваших шин.
Тип покрышек
Покрышки слик (slick) с гладкой полукруглой поверхностью протектора предназначены для езды по сухому асфальту, дают хороший накат, скорость и требуют давления приближенного к верхней допустимой границе.
Полуслик – с гладкой центральной частью и небольшими шипами по краям протектора – универсальная резина для большинства случаев. Хорошие накат и скорость сохраняются, добавляется возможность ездить по мокрому шоссейному покрытию и грунтовым дорогам разной степени сложности. Давление, близкое к максимальному, необходимо регулировать в зависимости от твердости дорожного покрытия, температуры окружающей среды, веса человека.
Покрышки кросс-кантри хороши для поездок по лесам и пересеченной местности. Они накачиваются до средних 3-4 атмосфер.
Велорезине с грунтозацепами необходимо уделить большее время, чтобы экспериментальным путем подобрать персональные параметры давления. Ориентироваться нужно на достаточно высокие значения, чтобы обеспечить наилучшее сцепление с рыхлыми грунтами.
Важно! Кроме гладкости или «зубастости» протектора во внимание принимается ширина покрышки. Здесь действует правило обратной связи – чем меньше ширина, тем больше давление. И наоборот – чем больше ширина, тем степень накачки меньше.
Чтобы выбрать оптимальное давление в шинах своего велосипеда, можно свериться с нашими таблицами.
ДАВЛЕНИЕ В ШИНАХ ВЕЛОСИПЕДА, КАКОЕ ДОЛЖНО БЫТЬ И ЧЕМ КАЧАТЬ?
Каждый любитель велосипедных прогулок обязан следить за состоянием своего двухколесного коня. Именно от этого будет зависть срок его службы и удобство при езде. Отправляясь в свою очередную поездку, не забудьте измерять давление в шинах. Эта процедура является обязательной, ведь этого напрямую зависит комфорт во время езды.
Как ни странно, в первую очередь качество катания на велосипеде, особенно по асфальту, зависит от давления в колёсах велосипеда. Недокачанные колёса легко пробиваются и гасят большой процент усилий велосипедиста, а перекаченные могут повредить камеру и привести к её быстрому износу. Найти золотую середину поможет точное знание и опыт катания.
Многие привыкли проверять давление в шинах дедовским методом при помощи пальцев. Однако такой способ является очень неточным, к тому же понятие «хорошо накаченное колесо» для каждого велолюбителя может сильно отличаться. Именно поэтому лучше всегда иметь под рукой манометр, чтобы точно определить давление в шинах.
Стоимость его совсем невысокая, поэтому позволить себе такое приобретение сможет каждый.
Эффект от давления
На деле оптимальное давление в шинах велосипеда – сугубо индивидуальный параметр, который каждый байкер варьирует в некоторых пределах под себя: под свой стиль катания, под планируемую трассу и текущий уровень подготовки. Пределы же задаются технологическими ограничениями, которые мы рассмотрим далее.
Вот основные факторы, которые следует учитывать при выборе уровня накачивания:
- высокое давление даёт «накат» – скорость качение, экономя силы велосипедиста;
- чрезмерно высокое, в свою очередь, может спровоцировать пробой камеры об обод со внутренней стороны;
- аналогично, малое давление приводит ко «змеиным укусам», когда обод на препятствии или кочке пробивает камеру сразу в двух точках и достаёт до покрышки;
- низкое давление позволяет не допустить повреждения механизмов на многочисленных ухабах;
- на низком давлении лучше «зацеп» и проще двигаться по пересечённой местности.
С учетом всех плюсов и минусов можно вывести единую рекомендацию: колёса должны быть накачены достаточно, чтобы обеспечивать хорошее сцепление с дорогой и не приводить к повреждению камеры. Для этого существуют стандарты того, какое давление считается допустимым. Их мы рассмотрим далее.
Что написано на шинах
Секрет верного выбора очень прост: достаточно посмотреть на накачиваемое колесо. Рядом с информацией о размере покрышки будет и информация о допустимом диапазоне давления в камере.
Почему эта информация не указывается на самой камере? Потому что в ней единственная точка, подвергающаяся реальной нагрузке, – это ниппель, и его механизм очень надёжен. В остальном же нормальное давление, которое на порядок возрастает при быстром катании, принимает покрышка, и то, насколько она будет сдавливаться, является главным ограничением.
Так, при слишком низком давлении покрышка будет переламываться ближе к ободу, закусывать камеру, приводя к пробою, а при высоком может просто лопнуть на одной из кочек или при езде по горячему асфальту.
В чём измеряют давление
Обозначать давление принято в трёх единицах измерения:
- Psi – pound-force per square inch – фунт-сила на квадратный дюйм;
- BAR – бары, обычно приравниваемые к измерению в «атмосферах»;
- Pa – паскали.
Так как многие производители покрышек ориентируются на американский рынок, чаще всего можно встретить обозначение Psi. В англоязычных источниках её обычно упрощают до «pound», или фунт, т.е., говоря о том, что давление в 2 фунта, имеют в виду именно Psi. Единица измерения эта устаревшая, используемая только в США, но, как говорится, «живее всех живых».
Данные с интеллектуального датчика давления на экране смартфона
Бары также относятся к устаревшим единицам измерения, но активно поддерживаются в России и многих других странах, в т.ч. европейских. Данная единица измерения активно используется, так как перекликается с достаточно удобной для измерений «атмосферой».
Паскаль является единственной метрически корректной единицей измерения из списка, но в велосипедных обозначениях применяется редко.
Соотношение между всеми единицами следующее: 1 Бар = 100 000 Па = 14,504 Psi.
Маркировки
Что же пишут на покрышках? Например, (2.38-4.0) – это явно атмосферы, или BAR, а (95-135) – Psi. Если же цифра имеет больше 3-х знаков или приставку «k» (кило), речь идет о метрическом Паскале. Чаще всего искомое значение располагается под обозначением размеров и дублируется в BAR и Psi в виде диапазона, чётко указывая, до какого давления можно качать.
Собственно, диапазоном производитель указывает, в каких рамках может функционировать покрышка, далее – свобода велосипедиста.
Чем накачивать
Камера велосипеда требует обслуживания и подкачки очень часто. Даже на самых «выносливых» городских и горных велосипедах проверять и подкачивать камеру требуется раз в 2-3 недели, так как воздух утекает не только через ниппель, но и просто через резину. Высокое давление «помогает» молекулам воздуха находить путь сквозь недостаточно плотную камеру.
«Городские», или, попросту, бюджетные велосипеды, достаточно накачивать раз в 2-4 недели, горные велосипеды – не реже одного раза в две недели, дорожные – раз в неделю, а шоссейные и спортивные – перед каждым выездом.
Потому, насос – это не только аварийный аксессуар, который применяют только тогда, когда меняют пробитое колесо, но и необходимая часть подготовки к выезду. Активно катающимся велосипедистам стоит задуматься о приобретении двух насосов:
- портативного – в составе аварийного набора или в дальних поездках;
- стационарного с упором и манометром – для периодического обслуживания своих шин.
К слову, место стационарного насоса отлично занимает обычный автомобильный насос. Он подходит и для велосипедов, показывает, точно показывает, сколько атмосфер накачено, а дополнительного места не занимает. Некоторые предпочитают подкачиваться на «профессиональных» насосах на автозаправках, но отсутствие своего профессионального инструмента может сыграть плохую шутку в случае неожиданной ситуации или при отклонении от стандартной трассы.
Стандартное давление
Приведём несколько таблиц, которые помогут сориентироваться в сложных ситуациях, а именно:
- куплена неизвестная покрышка без маркировок;
- нет физического доступа к велосипеду;
- маркировка непонятна, отмечены цифры в неизвестных единицах.
Таблица для горного велосипеда:
Вес велосипедиста (Кг) | Давление (BAR) | Давление (Psi) |
50 | 2,38-2,59 | 35-38 |
63 | 2,52-2,72 | 37-40 |
77 | 2,72-2,93 | 40-43 |
91 | 2,86-3,06 | 42-45 |
105 | 3,06-3,27 | 45-48 |
118 | 3,2-3,4 | 47-50 |
Для шоссейного велосипеда давление должно быть намного выше, и обычно варьируется между 6.5 – 9 атмосферами (до 130 Psi), до максимума, отмеченного производителем.
Изменения по сезону
Коррективы по сезону достаточно серьёзны, в основном это относится к горным велосипедам. Летом следует немного занижать накачку и не упираться в максимум. Горячий асфальт нагревает и воздух внутри камеры, что увеличивает объём и, следовательно, давление. Также перекачанная покрышка очень быстро истирается.
Зимой же следует иной раз немного превысить максимум, чтобы достичь максимальной работы от протектора, особенно если резина выбрана с шипами.
Изменения по весу
Для тяжёлых райдеров или серьёзно нагруженных байков очень важно добавлять давление, ведь большая масса будет сдавливать колесо велосипеда и проблемы недостаточно накаченных камер могут вылезти намного раньше.
Рекомендуемое давление для добавления от веса – это +1% на каждый килограмм веса райдера свыше 50.
Примерные значения по типу резины
Также можно дать рекомендации по накачиванию колёс с различной резиной.
Для сликов и полусликов использование давления ниже максимума допускается только в жаркую погоду – недобор на четверть уже сводит на нет весь эффект такой резины, ведь она «заточена» под максимальный диаметр и отсутствие сопротивления.
Классические кросс-кантри протекторы шириной в 2-2.3 дюйма накачиваются до 3-4 BAR, в зависимости от трассы и привычки, более низкое значение сделает катание силовой тренировкой, а большие значения попросту не дозволяются производителями, так как приводят к настоящему «взрыву» при пиковой нагрузке.
Экстремальные покрышки, будь то даунхильные 2.3+ шириной сложные протекторы, или BMX-модели для трюков следует накачивать средне, между максимумом и минимумом, чтобы иметь достаточное сцепление с грунтом, и затем тонко варьируются под каждый трюк или спуск.
Заключение
Давление в велосипедных шинах – очень важный параметр, следует понимать, какие ограничения накладываются производителями покрышек и какой стиль катания конкретного райдера может быть улучшен всего парой движений ручкой насоса. В любом случае, сколько атмосфер качать в каждый момент, – решение уникальное, и принимается оно, скорее, исходя из накопленного опыта, чем по строгим правилам.
Видео
Вопрос/Ответ
Какое давление в шинах велосипеда?При весе 50 кг (110 фунтов) – 2,4-2,6 атмосфер (35-38 psi)
При весе 63 кг (140 фунтов) – 2,5-2,7 атмосфер (37-40 psi)
При весе 77 кг (170 фунтов) – 2,7-2,9 атмосфер (40-43 psi)
При весе 91 кг (200 фунтов) – 2,8-3 атмосферы (42-45 psi)
При весе 105 кг (230 фунтов) – 3-3,3 атмосферы (45-48 psi)
При весе 118 кг (260 фунтов) – 3,2-3,4 атмосферы (47-50 psi)
В дорогих качественных покрышках для шоссейного велосипеда размером 21-23мм давление должно составлять 10-11 атмосфер. В более широких или менее качественных давление ниже, максимальное значение всегда указано на боковине. Его нельзя превышать, желательно поддерживать его перед каждой покатушкой.
Какое оптимальное давление в шинах фэтбайка?10 psi – Укатанный снег, тропинки
8 psi – Плотный снег
6 psi и ниже – Рыхлый снег
5 psi – Убитый асфальт, грунт и щебень
1 psi = 0.068 atm
1 atm = 14.696 psi
1 atm = 101.348 kPa
1 bar = 0.98 atm
1 bar = 0.98 atm
Давление в шинах велосипеда должно быть не меньше 2,4 атмосферы и не больше 4,1 атмосферы
Как определить давление в шинах велосипеда без манометра?Самое лучше наблюдать за задними шинами в условиях полной массы. Оно должно заметно деформироваться, но не до крайности. Деформация должна составлять примерно 10-20% высоты шины от земли до края обода – меньше деформации для дорожных условий, больше для бездорожья.
Подробная инструкция по накачке колёс
Представьте ситуацию: вы берете велосипед, начинаете ехать и понимаете, что велосипед плохо разгоняется, стало как-то мягко и в поворотах он ведёт себя по-другому. Перед тем, как осознать, что вы за ночь растеряли все навыки езды на велосипеде, проверьте давление в колесах – возможно, пришло время подкачать не только колесо, но и руки!
Подберите правильный насос
Частая ошибка велосипедистов перед накачкой колёс – выбор неправильной насадки на ниппель. На машинный ниппель пытаются надеть насадку под престу и наоборот – на престу пытаются накинуть ниппель для машинного ниппеля.
В производстве велосипедных камер используется 2 типа ниппелей – широкий и плоский на конце «шредер», который также используется в автомобильных камерах, и тонкий высокий ниппель «преста» со стопорной гайкой. Часто случается так, что даже на шиномонтаже не могут помочь с накачкой колёс через ниппель преста – для этого нужен специальный переходник, которого у шиномонтажа может не быть.
Современные велосипедные насосы устроены таким образом, что имеют конструкцию, позволяющие за полминуты поменять тип насадки для ниппеля. Такой конструкией обладают как портативные насосы, так и большие напольные насосы со шлангом.
Приготовьте ниппель
В первую очередь необходимо скрутить защитный колпачок. Если ниппель — шредер, то он не требует подготовки перед накачиванием. Если же ниппель – преста, то необходимо открутить сверху стопорную гайку. Довольно частая проблема состоит в том, что перед накачкой гайку забывают открутить, поэтому накачать колесо никак не получается. После откручивания гайки можно нажать на неё, чтобы стравить немного воздуха и прочистить клапан, если он закис.
Уточните нужное давление
Перед накачкой колёс надо понять – а сколько качать? Эта информация находится на самой покрышке сбоку. Необходимое давление указано в системе PSI (pounds-per-square-inch). Средние рекомендации выглядят так:
- шоссейный велосипед – 80-130 psi (7-9 атмосфер)
- маунтинбайк – 30-50 psi (1.5-2 атмосферы на бескамерке и 2-2.5 на камерах)
Тем не менее, каждый велосипедист может накачивать колёса под то давление, которое ему больше нравится, исходя из дорожных условий и веса велосипедиста.
Присоедините насос
Установите головку шланга на ниппель. На головках шланга расположена специальная защелка, которая держит её на месте, чтобы при высоком давлении её не сорвало с ниппеля. В зависимости от производителя головка защёлкивается либо вверх, либо вниз. Если вы заметили, что воздух не поступает в колесо, а выходит где-то на полпути, повторите операцию заново.
Накачайте до нужного давления
Накачка колес, особенно шоссейных, где требуется высокое давление, требует от вас определенных физических усилий. Можно подключать как руки, так и ноги – приседания на прямых руках можно использовать даже в качестве небольшой разминки! Но помните – вы качаете колеса, а не мышцы, поэтому следите за давлением на манометре.
После накачки колеса снимите головку шланга с ниппеля, затяните гайку и накрутите сверху защитный колпачок. Ваши колёса накачаны, и вы готовы отправиться в поездку! Если же дорожные условия требуют приспустить колёса, открутите колпачок, гайку и надавите на шток, контролируя второй рукой давление в покрышке на ощупь. Не увлекайтесь, если у вас нет с собой небольшого насоса – можно стравить слишком много давления, что повышает шанс пробития колеса. Ну и, конечно же, проверяйте давление в колёсах перед каждой поездкой!
Давление в шинах велосипеда — какое должно быть
Казалось бы, что может быть проще — накачал, помял пальцами, поехал. Но нет, здесь есть свои тонкости. Давление в шинах — это важнейший фактор, влияющий на накат, проходимость и управление велосипедом.
Я пока умышленно не касаюсь бескамерных покрышек, потому что они устанавливаются на более дорогие байки, и это тема отдельной статьи.
Почему важно накачивать шины правильным давлением
Давайте начнем с самых основ, вот велосипед едет по дороге:
- Чем сильнее накачаны шины, тем лучше катит, меньше усталость
- Чем тяжелее велосипедист, тем больше надо накачивать
- Чем сильнее накачаны покрышки, тем сильнее трясет на неровностях
- Если давление слабое, то переезжая бордюр, можно пробить камеру о края обода (змеиный укус)
И теперь закономерный вопрос — как узнать, в каких рамках нужно качать, сколько конкретно атмосфер накачивать? Измеряется давление в велосипедных покрышках в атмосферах (BAR) или PSI, и чаще всего, на боковине шины пишут допустимый диапазон именно в PSI (одна атмосфера равна 14.7 psi). Вот усредненная таблица для среднего велосипедиста, катающего без экстрима, по асфальту и грунтовкам.
Вес велосипедиста (Кг) | Давление (Атм) | Давление (Psi) |
50 | 1.8-2.0 | 26-30 |
65 | 2,1-2.2 | 31-33 |
75 | 2.3-2.4 | 34-35 |
90 | 2.5-2.8 | 36-42 |
105 | 3.1-3.3 | 45-48 |
115 | 3,2-3,4 | 47-50 |
Этой информации вам вполне хватит, для того, чтобы было достаточно комфортно кататься, при этом шины не будут страдать от перекачки или недокачки. Ну, а для тех, кому важны детали — углубляемся дальше.
Давление в шинах шоссейных велосипедов
С великам для асфальтированных дорог всё просто — чем больше давление, тем лучше накат. Смотрите на боковине покрышки, там обязательно должно быть написано допустимое значение, в psi, или в bar (атмосферы). Если максимальное значение, например, 8 Bar, то забивайте 7.5 и наслаждайтесь скоростью.
Очень рекомендую приобрести хороший напольный насос с манометром (я покупал здесь), потому что накачивать шоссейную шину портативным насосом — еще то мучение, даже если он способен выдать высокое давление.
Добавлю, воздух подтравливает через саму резину, и примерно за пару недель давление падает на 1-2 атмосферы. Пальцами это не ощущается, поэтому напольный насос с манометром как нельзя более кстати.
Если накачивать шоссейную шину ниже среднего значения, то можно словить пробой камеры, называемый змеиным укусом. Это получается, когда колесо наскакивает на твердый предмет и шина пробивается до обода. Результат — две маленькие дырочки, похожие на укус змеи.
Давление в шинах горных велосипедов
С байками для бездорожья несколько сложнее. Дело в том, что здесь нужно соблюсти баланс между сцеплением и накатом. Чем сильнее накачана покрышка, тем лучше она катит (по ровной и твердой поверхности), но из-за жесткости она не может «облизывать» поверхность — сцепление ухудшается.
Высокое давление удерживает полукруглый профиль шины, тогда как максимальное сцепление с дорогой возможно, когда задействована вся площадь пятна контакта. Иными словами, чем больше «расплющится» покрышка — тем лучше для проходимости и управления. С другой стороны, если слишком слабо накачать, пострадает накат и возможен тот же «змеиный укус».
Так как в основном вся камерная мтб резина имеет допустимый диапазон давления примерно 2-4 атм, то я бы сказал, что рабочее давление лежит в пределах между 2.2 и 3 атмосферы для для взрослого мужчины, весом от 75 до 90 кг. Точнее сказать невозможно — факторов очень много, нужно экспериментировать с конкретной покрышкой и конкретным трейлом, где вы катаетесь.
Разная резина по разному ведет себя на одинаковом давлении, также поведение зависит от ширины покрышки, считается, что в более широкую можно закачивать меньшее давление. Очень важен вес самого велосипедиста, по понятным причинам.
Возьмите с собой насос с манометром и попытайтесь найти нижнюю границу давления, при которой покрышка еще не пробивается. Потом попробовать, как велосипед катит на таком давлении. Добавить воздуха, если нужно. Нужно найти золотую середину и для грунта, и для асфальта.
Давление в шинах фэтбайка
Фэтбайк предназначен для езды по сыпучим поверхностям, его огромные, большеобъемные покрышки должны распластываться по неровностям, это достигается низким давлением.
Фэт — идеальный велосипед для зима, поэтому поговорим о катании по снегу. Для ездока весом 80кг могут быть приемлемыми следующие цифры:
10psi | Укатанный снег, тропинки |
8psi | Плотный снег |
6psi и ниже | Рыхлый снег |
Гораздо лучше по рыхлому снегу фэт катит, если накачивать меньше 5psi. Но снижать давление ниже этой черты для камерных покрышек может стать плохим решением — велосипед начинает плохо слушаться руля, «плавать», ниппель может сломаться или срезаться из-за проворота камеры. Поэтому рекомендую переходить на бескамерные колеса для вашего фэтбайка, велосипед будет катить лучше и стабильнее на экстремально низком давлении.
Кроме этого не забудьте от такой мелочи, что так как у вас в шинах сильно меньше атмосферы, то колебания температуры будут отражаться на реальном давлении. Например, дома было 7psi, выехали на мороз 10 градусов, стало 4.3. Вот вам таблица, по которой можно вычислить примерную зависимость от температуры:
Давление в камерах в зависимости от температуры наружнего воздуха | |||||||||||
Температура в помещении, °C | Температура наружного воздуха, °C | ||||||||||
25 | 10 | 5 | 0 | -5 | -10 | -15 | -20 | ||||
740 | Атмосфероное давление, mm Hg | ||||||||||
psi при комнатной темп. | psi на улице в зависимости от температуры | ||||||||||
4 | 3,0 | 2,7 | 2,3 | 2,0 | 1,7 | 1,3 | 1,0 | ||||
4,5 | 3,5 | 3,1 | 2,8 | 2,4 | 2,1 | 1,7 | 1,4 | ||||
5 | 3,9 | 3,6 | 3,2 | 2,9 | 2,5 | 2,2 | 1,8 | ||||
5,5 | 4,4 | 4,1 | 3,7 | 3,3 | 3,0 | 2,6 | 2,2 | ||||
6 | 4,9 | 4,5 | 4,1 | 3,8 | 3,4 | 3,0 | 2,7 | ||||
6,5 | 5,4 | 5,0 | 4,6 | 4,2 | 3,8 | 3,5 | 3,1 | ||||
7 | 5,8 | 5,4 | 5,1 | 4,7 | 4,3 | 3,9 | 3,5 | ||||
8 | 6,8 | 6,4 | 6,0 | 5,6 | 5,1 | 4,7 | 4,3 | ||||
9 | 7,7 | 7,3 | 6,9 | 6,4 | 6,0 | 5,6 | 5,2 | ||||
10 | 8,7 | 8,2 | 7,8 | 7,3 | 6,9 | 6,4 | 6,0 |
Давление воздуха для разных типов шин
Если у вас полуслик, то низкое давление сводит на нет его преимущества. Смысл полуслика в том, чтобы благодаря полукруглому профилю покрышки катить по твердой поверхности гладкой частью протектора. И только попав на мягкий грунт, в дело вступает боковая часть протектора.
А если шина накачана слабо, то она будет расплющена, и ваш полуслик даже по асфальту будет грести своими грунтозацепами. Поэтому в этот тип шин качаем близкое к максимальному давление.
Стандартные кросскантрийные покрышки шириной 2.1-2.3 дюйма требуют рабочего давления 3-4 атм. У такой резины не слишком ярко выраженные грунтозацепы, это наиболее универсальные шины для тех, кто катается по лесам.
Шины для более экстремального катания имеют ширину 2.3″ и больше, и здесь очень важно сцепление с поверхностью. Давление высчитывается экспериментально, чтобы шина не пробивалась на дропах и жестких спусках.
Сколько качать в шины зимой
Если катаетесь на велосипеде в морозы, то надо учитывать, что в холод давление немного падает, поэтому дома накачайте примерно на 20% выше нормы, чтобы на улице всё пришло в баланс.
_____________________________
Здесь я описывал, как выбрать правильные покрышки для велосипеда под разные стили катания, советую посмотреть.
Не хотелось бы, чтобы в воображении читателей возникала картина велосипедиста с насосом, который только и делает, что выставляет разное давление под разные условия.
На самом деле, найти золотую середину довольно просто, нужно просто посвятить полчаса. Советую уделить внимание этому вопросу, если вы начинающий, то скорее всего, про это даже не думали.
Читать также:
Чтобы не потерять этот сайт из виду: пройдите по ссылке — вы получите извещение о выходе новой статьи на емейл. Никакого спама, отписаться можно в пару кликов.
Сказать спасибо за статью можно репостом в Фейсбуке или Вконтакте:
Какое давление должно быть в колесе велосипеда? Как правильно выбрать давление в зависимости от дороги и как его проверить.
Отредактировано: 25.01.2018
Пришли утречком к своему железному коню и видите — колесо спустило. Как его накачать? Правильно насосом. А как правильно накачать? На сколько атмосфер. Часто ли новички задумываются об этом. Раньше ведь как делали. Подкачал колесо, попробовал пальцами – прожимается или нет. Сел и посмотрел на колеса – продавились или нет. Продавились – подкачал, не продавились – поехал. Называлось это – проверить «на выпуклый военно-морской глаз».
Оказывается не все так просто.
При правильно накачанном колесе приятно и легко ехать. Оно обеспечивает хороший накат, скорость, износоустойчивость покрышки и, в конце концов, безопасность велосипедиста.
Итак давайте разберемся с давлением в велосипедном колесе.
1. Что держит давление в колесе
Нужно понимать, что давление держит не камера, а именно покрышка.
2. Давление в колесе зависит от:
- Типа покрытия, по которому будет ездить велосипедист.
- Веса велосипедиста.
- От времени года (жара на улице или мороз).
Надпись на английском «Inflate to …» дословно переводится как «Надуть до…» («Накачать до», «Давление от … до …» ).
Например, на рисунке указано, что давление должно быть от 36 до 60 PSI (от 250 до 420 kPa) или соответственно от 2,5 атмосфер до 4,2 атмосферы.
Здесь необходимо немного пояснить, что такое BAR, PSI и kPa.
- BAR –это давление в барах или атмосферах. Для наших людей самое понятное обозначение. Применяется во многих странах, в том числе и на постсоветском пространстве. 1 BAR=1 атмосфере
- При умножении давления в BAR на 100 получаются килопаскали. В данном случае это будет 250 и 420 килопаскалей. Обозначаются паскали английским буквами “
- PSI (pound-force per square inch) – давление в фунтах на квадратный дюйм. Используется в Европе и в некоторых американских штатах. Обозначается как PSI или LBS/IN2. Для приведенного примера это 36 и 60 соответственно.
Соотношение между BAR, PSI и Pa следующее:
1 Бар = 1 атмосфере = 100 000 Па (100 kPa) = 14,504 Psi,
или
1 PSI = 0,069 Bar
C Bar и Паскалями все просто, а вот с переводом Bar в PSI все чуть сложнее, поэтому здесь приведена
Упомянем еще об одном обозначении давления, которое называется «килограмм силы на квадратный сантиметр» или «техническая атмосфера» и обозначается как «kgf/cm²
А для любителей точной математики приведем коэффициенты пересчета:
1 кгс/см² = 1 атмосфере = 0.98 Bar = 98.07 kPa = 14.22 PSI
Накачивая покрышку, нужно четко понимать, что давление в ней не должно быть ниже минимально указанного и выше максимального. Здесь стоит отметить, что лучше оставить небольшой запас в 0,2-0,5 атмосфер, не накачивая покрышку до максимального значения, чтобы ее не разорвало, особенно в жаркую погоду.
О том что еще производитель пишет на велопокрышках, а так же что обозначают другие цифры на ней есть отдельная статья на нашем сайте, которая так и называется «Что означают цифры на велосипедных покрышках».
Как проверять давление в камере.
Честно говоря — без манометра никак. Так что нужен велонасос с манометром, отдельный манометр, подключаемый к нипелю, или накачивать покрышки придется на СТО – у них всегда есть чем измерить давление в колесах. С СТО нужно быть внимательным. Бывают случаи, когда доблестный работник, забыв о давлении, лупит в колесо все что может и камера вместе с покрышкой взрываются в считанные секунды.
Есть один совет. Когда Вы точно знаете, какое сейчас давление – попробуйте сжать покрышку пальцами. Так постепенно Вы научитесь по тактильным ощущениям определять примерное давление в камере. Помните, что уже начиная с двух бар (атмосфер) шина на ощупь кажется довольно тугой.
Если давление низкое – то покрышка может легко пробиться. К тому же недокачанные колеса гасят большой процент усилий велосипедиста на разгон и собственно езду. Покрышка «распластывается» по асфальту и, к тому же, очень быстро стирается от высокого трения об него.
Так же это приводит и к так называемым «змеиным укусам» — два рядом расположенные пробоя. Возникает при резком наезде на бордюр, камень или кочку. При этом покрышка оказывается придавленной к ободу, камера зажимается между ободом и предметом, на который наехало колесо, и пробивается сразу в двух местах.
Езда на низком давлении может быть опасна для ободов, можно запросто получить «восьмерку» на колесе. При низком давлении возможны частые проколы, а на повороте покрышка вообще может слететь с колеса, что уже опасно для жизни.
При этом, если колесо сильно перекачено, то оно запросто может проколоться об обод (со стороны спиц). Чтобы защитить камеру от подобного используют специальную ободную ленту. Это резиновая или полимерная полоска, которая надевается на обод, чтобы концы спиц и острые края отверстий для спиц не пробивали камеру. Так что нужна золотая середина. Образец такой ленты приведен на рисунке справа.
Вообще рекомендуется проверять давление перед каждой поездкой (хотя бы на ощупь). Помните, что травит не только нипель. Воздух немного подтравливает и через саму резину, хотя и медленно. Из-за этого, каждый месяц, накаченная шина сама теряет в среднем один бар давления.
Хочется отметить вот еще, какой момент. При поездке основная нагрузка приходится на заднее колесо, в то время как переднее не так сильно нагружено. Исходя из этого, можно давление в задней шине делать несколько больше, чем в передней. В среднем где-то на 10%.
Зависимость давления от типа поверхности и вида покрышки
Слики
Для езды по асфальту и хорошо укатанным грунтовым дорогам нужно накачивать максимальное давление.
Качать колеса для дорожных и городских велосипедов — сликов проще всего. В связи с тем, что у них небольшой объем колес, давление должно быть высоким. Чем больше давление – тем лучше накат и выше скорость. Так что качайте смело чуть-чуть на 0,2 – 0,4 недокачивая до максимального давления, указанного производителем на покрышке, особенно в жаркую погоду.
Полуслики
Для полусликов важно правильно подобрать давление именно для той поверхности, по которой едет велосипед.
Езда по твердой поверхности – асфальту и укатанной грунтовке. При низком давлении теряются все преимущества этих покрышек. Правильно накаченный полуслик должен катиться по твердой поверхности гладкой частью протектора. А на мягком грунте включаются в работу боковые грунтозацепы. При низком давлении покрышка будет расплющена и цепляться за твердую поверхность боковыми грунтозацепами, создавая дополнительное сопротивление и быстрее изнашиваясь.
При езде по мягкому грунту давление лучше уменьшать. Невысокое давление амортизирует неровности дороги и делает езду по бездорожью более комфортной. При этом площадь контакта колеса с дорогой увеличивается, что, соответственно, ведет и к улучшению сцепления. Особенно это чувствуется на спусках и крутых поворотах.
При поездке по песку или снегу давление лучше повысить – улучшиться сцепление и повысится управляемость велосипеда.
Покрышки и высокими грунтозацепами
Все зубастые покрышки, предназначенные для поездок по мягкому грунту, песку, снегу лучше использовать с высоким давлением. При этом сцепление будет максимальное.
Теперь о влиянии температуры окружающей среды на давление.
Давление в колесах велосипеда при сильной жаре летом
Если на улице высокая температура, давление лучше немного уменьшить. Помните, что колесо может перегреться. Сам раскаленный асфальт и трение по нему покрышки нагревают камеру и воздух внутри нее, что соответственно увеличивает давление. Так что накаченная жарким летом до максимального значения покрышка может неожиданно взорваться.
Более детально вопрос о влиянии температуры воздуха на давление в покрышке описан в отдельной статье «Зависимость давления в шинах от температуры». Там же приведены и формулы расчета.
Здесь же, для примера, приведем таблицу для определения давления в колесе велосипеда от температуры воздуха, если оно накачано при температуре +20°С.
Какое давление зимой в велосипедных колесах (при низких температурах или на снегу)
При низких температурах и зимой все немного сложнее.
При поездках по рыхлому снегу держите давление в районе или чуть ниже среднего значения, указанного на покрышке. Если на байке стоит протектор с большими шипами, то давление лучше повысить практически до максимального в случае, когда снега на дороге не много и он не мокрый – тогда резина будет давать максимальное сцепление. Шипы будут «вгрызаться» в поверхность.
В остальных случаях лучше держать низкое давление — покрышка будет «распластываться» по поверхности дороги и иметь лучшее сцепление с ней.
Точные рекомендации при зимнем катании дать не так просто. Очень много зависит от типа протектора, состояния дороги, реальной температуры воздуха (-20, 0 и +5 это разные вещи), влажности снега, веса и опыта велосипедиста. К тому же зимние дороги не всегда имеют один тип покрытия, особенно в городе. В одних местах дорога очищена до асфальта, в других на ней плотный наст из утрамбованного снега и льда, гололед, а на некоторых участках просто обычный снежный покров сантиметров в 10-20.
Ответ на вопрос «Какое держать давление зимой в колесах» придет к Вам постепенно, с опытом поездок. И он совсем не обязательно будет точно таким же, как и у велосипедистов на севере или юге страны. Ведь на севере температура редко поднимается выше -5, а на юге скачет от минуса к плюсу. А бывает так, что утром -10, а в обед ноль или даже плюсовая температура, и давление в колесе уже изменилось, да и снег на дороге уже не тот, что утром. Лучше всего всегда иметь с собой маленький насос и манометр.
Часто на интернет-форумах велосипедисты спорят о том, какое давление держать в колесах зимой, но в своих оценках не всегда упоминают о конкретных нюансах указанных выше, чем вносят сумятицу в головы начинающих.
Еще маленький нюанс для холодного времени года. Если колеса качаются в теплом помещении (дома, в гараже) то не забывайте, что на улице, где температура ниже, давление немного упадет. На сколько оно упадет зависит от конкретной температуры и можно посмотреть в таблице приведенной выше.
Зависимость давления в шинах велосипеда от веса велосипедиста
Тут следует сразу прояснить. Давление в шинах шоссейного велосипеда всегда варьируется в пределах 6,5-9 BAR (до 130 PSI) и от веса велосипедиста зависит не очень сильно.
Давление же в горных велосипедах всегда ниже.
Здесь приведена таблица с зависимостью давления в колесах горного и городского велосипеда от веса байкера:
Можно ориентироваться на следующее — на каждый дополнительный килограмм веса следует увеличивать давление на 1%.
Давление в покрышке напрямую влияет на её долговечность. Езда на плохо накаченной резине быстро ее изнашивает.
Какое давление должно быть в шинах детского велосипеда?
Прежде всего нужо посмотреть на те пределы, которые написаны на покрышке и уж точно давление не должно быть меньше минимально указанного. Далее, основная масса детей весит до 50 кг., поэтому для них давление в колесах детских велосипедов нужно поддерживать на уровне приблизительно 2 — 2,5 атмосферы. На ощупь это достаточно тугое колесо и сжать его пальцами простому человеку довольно проблематично. Перекачивать детские колеса не стоит, иначе поездка будет очень жесткой.
Если Ваш ребенок весит более 50 кг, то давление в колесе нужно брать из приведенной выше таблицы.
Итак, подведем итоги
При езде на горном велосипеде по городу и укатанной грунтовке это 3-3,5 атмосферы. Для движения по грунту – 2,5-3 атмосферы
При этом, если Ваш вес более 80-100 кг смело добавляйте еще 0,5 атмосферы в колеса (следите, чтобы не выйти за максимальное давление).
Если у Вас дорожный велосипед – смело накачивайте 3,5-4 атмосферы, глядя на предельные значения, указанные на покрышке.
Общий принцип таков: чем уже ширина покрышки, тем выше давление в колесе.
Еще один момент из опыта велосипедистов. Если Вы используете антипрокольную ленту для защиты камеры от проколов, старайтесь поддерживать в колесе чуть более высокое давление. Тут все просто: чем выше давление, тем плотнее лежит лента между камерой и покрышкой, не «ёрзает» и не сдвигается при резком торможении и поворотах и лучше выполняет свою функцию.
Помните, оптимальное давление для себя Вы сможете подобрать, только покатавшись на велосипеде какое-то время. У каждого велосипедиста свой вес и стиль езды. При этом одно и то же давление для одного будет оптимальным, а для кого-то слишком низким или высоким.
Качайте, катайтесь и наслаждайтесь!
Видео о давлении в велосипедной камере
Как накачать колеса велосипеда — Велообзоры
Накачка колес. Ну, ничего сложного здесь нет. На колесе обычно указано необходимое давление. Нижнее значение – для пересеченной местности, верхнее – для асфальта и тяжелых ездоков. Для так называемых «горных» велосипедов давление в камерах составляет 2-4 атмосферы, для «дорожников» и «шоссейников» — 8-9 атмосфер. Обычным ручным насосом вы вряд ли накачаете и половину, советую воспользоваться ножным автомобильным – так удобнее и у него есть манометр.
Мойка велосипеда.
При незначительном загрязнении можно снять колеса и промыть их отдельно (например, в ванне), а сам велосипед протереть мокрой тряпкой. Если требуется серьезная мойка, то после нее некоторые узлы, например цепь, нужно будет смазать. При мойке старайтесь не заливать водой кассеты со звездочками. Не используйте при мойке моющие средства и растворители, кроме специально предназначенных для велосипедов средств.
Смазка.
Заводской смазки на переключателях и кассетах хватит на год-полтора, и ее замену все же лучше доверить квалифицированному веломеханику, а вот цепь смазывать нужно регулярно. Существует два радикально разных подхода. Первый – цепь полностью очищается от грязи и старой смазки специальным составом и желательно специальной машинкой, потом на нее наносится свежая смазка. Второй способ – хорошенько почистите цепь щеткой и вытрите сухой тряпкой. После этого смажьте.
При смазывании цепи наносите каплю масла на каждое сочленение цепи, медленно вращая педали. Видите, как часть масла сразу просачивается в цепь? Именно это количество смазки и будет работать. Повращайте педали еще некоторое время, после чего удалите лишнюю смазку с цепи сухой тряпкой.
Следите, чтобы смазка не попала на обода или тормозные колодки!
Настройка тормозов.
Обязательно проверяйте тормоза перед каждой поездкой, ездить с неработающим переключение передач еще можно, но с отказавшими тормозами – нет.
Колодки должны находиться на расстоянии 1-2 мм от обода. Правильно настроенные тормоза работают следующим образом: на первой трети хода тормозной ручки колодки уже должны касаться обода, на второй трети полностью зажимать колесо, и последняя треть остается на «дожимание» в экстренных ситуациях. Регулировка достигается закручиванием/выкручиванием пластмассовых бобышек у тормозных ручек. Равномерность распределения усилий и синхронность действий правых и левых колодок – небольшими винтами возле самих колодок. Колодки должны действовать строго симметрично.
Проколы и заклейка камер.
Снимаете тормоз на проколотом колесе (сжимаете тормоз рукой, при этом тросик свободно выходит из паза с одной стороны), открываете эксцентрик на оси и вытаскиваете колесо. Теперь надо снять покрышку. На одинарных ободах это можно сделать рукой. С двойного обода ее следует снимать монтажками — маленькие пластмассовые лопаточки. Не пользуйтесь для снятия покрышек отвертками и острыми предметами. Можно прорезать и камеру, и покрышку, и обод помять.
Снимать с обода нужно только одну сторону покрышки. Засуньте монтажку под корд и вытяните часть покрышки наружу. Рядом еще раз воткните монтажку и вытащите еще немного. Так раза три и покрышка снимется сама, просто нужно ставить монтажки поближе друг к другу. Теперь вынимаем камеру. Клеить лучше дома, в спокойной обстановке, а в полевых условиях лучше просто заменить запасной. Слегка подкачиваем новую камеру и вставляем ее внутрь покрышки. Сначала всовываем нипель в отверстие обода и от него аккуратно заправляем камеру в обе стороны. Важно, чтобы камера распределилась равномерно. Теперь забортовываем покрышку обратно. До какого-то момента она встанет легко, а потом нужно заправить ее монтажками, опять же ставя их поближе к забортовываемому краю, раза за три.
Накачиваем камеру еще немного. Расправляем ее внутри покрышки. Если сосок ниппеля покосился — немного спускаем и выравниваем его. Все должно быть ровно и без вздутий. Наконец накачиваем полностью и одеваем колесо, не забыв закрыть замок эксцентрика и вставить тросик тормоза в паз.
Как накачивать колеса велосипеда? Полезные рекомендации
Как накачивать колеса велосипеда, знает каждый владелец двухколесного железного коня. Однако как выполнить работу правильно, не понимают даже некоторые опытные велосипедисты, которые ездят годами.
Как накачать колесо велосипеда насосом, какое давление должно быть в шинах, как часто необходимо прибегать к процедуре? Все эти вопросы волнуют заядлых велосипедистов.
Как определить уровень давления в шинах?
Существует распространенный «дедовский» способ, который позволяет оценить давление в колесах. Заключается он в надавливании на покрышку пальцами руки. Если резина практически не прогибается, в таком случае давление нормальное. Однако способ довольно неточный, ведь одни люди способны колоть руками орехи, а другие не смогут расплющить в пальцах даже кусок пластилина.Более надежный способ определить давление в колесах – использовать манометр. Выполняя задачу с применением прибора, стоит подсчитать количество качков насосом до достижения оптимального уровня. Такой подход подскажет, как накачивать колеса велосипеда в следующий раз даже без доступа к манометру.
Почему важно поддерживать высокое давление в шинах?
Сразу же стоит заметить, что не стоит бояться перекачивать колеса. Верхний предел у большинства покрышек достаточно высок. Поэтому лишние старания обычно не приводят к разрыву шин. Намного хуже ездить на спущенных колесах, ведь в таком случае увеличивается вероятность возникновения проколов, прочих повреждений, что может привести к необходимости ремонта или же замены велокамеры.
Чем еще грозит езда на полуспущенных покрышках и нежелание разбираться, как накачивать колеса велосипеда? По причине недостаточного давления ухудшается амортизационная способность шин. Скоростная езда по неровностям, передвижение по участкам с пересеченной местностью – все это может привести образованию так называемых восьмерок на колесах, повреждению ободов.
До какого уровня должны быть накачаны колеса?
Необходимое давление в шинах двухколесного средства передвижения во многом зависит от характера дорожного покрытия, по которому происходит передвижение:- Как накачивать колеса велосипеда для комфортных поездок по ровному твердому покрытию? В данном случае необходимо создавать в шинах более высокое давление порядка 3,5 атмосфер. Недостаточная накачка колес приведет к увеличению площади соприкосновения колес с дорогой и соответственно снижению скорости езды.
- Как накачать колесо велосипеда при подготовке транспортного средства к езде по грунту? Здесь стоит устанавливать давление в шинах, которое несколько превышает минимальное и составляет около 2,6 атмосфер. Более мягкие колеса будут гасить вибрации при контакте с неровностями. Помимо прочего, увеличение площади контакта с дорогой повысит сцепление при спусках и резких поворотах.
Приступаем к накачке колес
Накачивание велосипедных шин происходит в такой последовательности:- Высвободив ниппель шины, нужно полностью выпустить воздух из колеса.
- К ниппелю присоединяется насос, колесо накачивается до нужного уровня.
- В ходе работы насос время от времени отсоединяется для проверки давления манометром.
- В конце насос убирается в сторону, на ниппель накручивается защитный колпачок.
Аналогичные действия проделываются со вторым колесом. Шина будет считаться накачанной оптимально при превышении уровня давления примерно на 5-8% от значения, которое отмечено на покрышке.
Главное — не забывать подсчитывать количество качков до достижения необходимого уровня давления. В последующем это избавит от лишних хлопот и сохранит немало усилий.
Как накачать колесо велосипеда без насоса? Казалось бы, справиться с подобной задачей нереально. Однако когда под рукой нет стандартного средства для накачки шин, воспользоваться можно самодельным компрессором из пылесоса с функцией обратного нагнетания воздуха. Главное — подыскать для этого подходящий шланг и надежно изолировать все соединения самодельного приспособления.
Как часто следует подкачивать велосипедные шины?
Если в наличии имеется добротный новый горный велосипед от авторитетного производителя, о необходимости «дозаправки» шин воздухом можно забыть на несколько месяцев. Со временем, при регулярной езде, колеса постепенно станут спускать. На самом деле катание на спущенных шинах может показаться даже более комфортным, особенно при передвижении по пересеченной местности. Однако такое решение негативно отразится на состоянии ободов.В случае превышения нормы давления в шине последняя может лопнуть или взорваться. Поэтому стоит регулярно производить проверку состояния колес при помощи манометра. Для горного велосипеда – несколько раз в неделю, для шоссейной модели – после каждой поездки.
Если соблюдать такие нехитрые рекомендации, поездки окажутся на порядок приятнее, легче и эффективнее. В конечном итоге своевременная накачка колес и поддержание оптимального уровня давления в шинах избавит от необходимости нести любимый байк на собственных плечах.