от надувных байдарок до катамаранов, особенности, фото
Водный туризм – один из самых эмоциональных видов «дикого» туризма.
Здесь есть всё: полное погружение в природу, автономность, не достижимое в городских условиях удовольствие (имеется в виду рыбалка, да ещё какая!). Здесь возможен быстрый рост от наивного, мало что понимающего новичка до сурового, заросшего щетиной профессионала.
А реки нашей страны дают широчайшие возможности для выбора: можно в тёплой компании с подругами плыть по небыстрой таёжной речке; или где-нибудь на Кавказе, в Саянах, на Алтае сыграть с горной рекой в русскую рулетку.
Для выбора из этого великолепия обязательно нужно правильно определить средство сплава. Вот и посмотрим, каковы они – эти средства, на что способны, чем отличаются друг от друга.
Условно сплавсредства можно разделить на три класса (совсем как у настоящих боевых кораблей). Это лёгкий, средний и тяжелый классы.
Существуют и некие промежуточные – гибридные – конструкции. Но это для особых случаев сплава, для узконаправленных локальных целей.
- Лёгкий класс составляют каяки и байдарки.
Каяк – это узкая, длинная, хищная как акула лодка, зачастую для одиночки (каяки бывают также двух- и трехместными). Профессионалы вытворяют на ней чудеса.
Например, перевернувшись (а такое в походах случается сплошь и рядом), каякер самостоятельно встаёт на ровный киль,не покидая каяка. Совсем как барон Мюнхгаузен, который вытащил себя вместе с лошадью из болота за волосы.
Такой приём называется «эскимосский переворот».
Одна беда: каяк слишком громоздок для транспортировки, он ведь неразборный. И места в нём для груза нет.
Поэтому в любом водном походе каякерам необходимы «шерпы» — другое средство сплава с экипажем, на котором ехал бы их груз.
Наиболее распространённый и, заметим, очень удачный тип сплавсредства этого же класса – байдарки, особенно двухместные. Они могут быть каркасными и надувными.
Надувные легки, компактны, их не надо собирать. Накачал «лягушкой» — и готово, можно в путь.
Но! У надувной байдарки практически нет килеватости, поэтому она сильно рыскает при гребке и требуется немалое внимание и усилие, чтобы держать её на курсе.
К тому же эта байдарка довольно непредсказуема: как капризная женщина, может выкинуть какое-нибудь коленце, проще говоря, перевернуться.
Конструкция каркасной байдарки ясна из названия. Сначала собирается жёсткий каркас из стандартных, входящих в комплект элементов. Материал каркаса — дерево или лёгкий металл.
Особых различий при этом не возникает, на прочности тоже не сказывается. Скорее, это дело вкуса.
Собранный каркас впихивается (вталкивается, вставляется, втискивается) в водостойкую, прочную как шкура бизона оболочку. Всё, дело сделано!
Один совет: хотя бы за недельку до похода не пожалейте времени, произведите пробную сборку.
Наверняка будут моменты, когда вы с гневом и негодованием будете стоять над кучей разнородных частей и, держа в руках инструкцию, восклицать: «Чего они тут понаписали! Оно же туда не влазит!».
Нелишним будет и потренироваться на воде в посадке и особенно высадке из байдарки. Тут есть свои тонкости, познать которые можно только на практике.
Опытом многих-многих сплавов подтверждено: байдарка хороша на реках низшей категории сложности (о категориях можно узнать не только из интернета, но и из расспросов опытных сплавщиков).
Она вместительна, достаточно устойчива, быстра (на стоячей воде при слаженной работе экипажа может дать скорость в 7 – 8 км/час) и является, пожалуй, самым подходящим судном для нешироких быстрых рек с порогами не более 1 метра высотой.
- Средний класс прочно и основательно оккупировали катамараны.
По количеству членов экипажа они бывают двойками и четвёрками. Двойки по ходовым качествам и безопасности ближе к байдаркам и редко когда используются в сплавах пятой или шестой категорий сложности.
А вот катамараны-четвёрки часто могут дать фору даже судам тяжелого класса – плотам.
Общий облик катамарана все, наверное, представляют. Два продольных длинных баллона, подвязанных к жесткой раме, и четыре гребца. Баллоны – двойные: внутренний из воздухонепроницаемой ткани и наружный меньшего, чем внутренний, диаметра, из плотной и прочной ткани. Рама может быть металлической, из лёгкого металла, но можно её изготовить из дерева на месте. В этом случае, конечно, катамаран несколько потеряет в элегантности.
Сейчас катамаран можно купить и даже заказать на свой вкус.
Обратимся на момент к истории.
История катамаранов
Здесь мы, граждане РФ, можем чуточку погордиться. Если Россия — всё же не родина слонов, то уж туристских катамаранов точно.
В Советском Союзе катамаран как средство сплава использовался широко и давно. А поскольку заводское производство их отсутствовало, каждый делал катамаран на свой страх и риск, по собственному разумению.
Естественно, при таком разнообразии прогресс шел быстро и примерно к 1983 году определились оптимальные технические характеристики катамарана и главное – экипажи отказались от посадки на «пятую точку» и перешли на коленную. Это когда гребец стоит на баллоне на коленях.
А чтобы не упасть с катамарана, бёдра фиксируются мягкими или жёсткими фиксаторами. Такая, казалось бы, чисто техническая мелочь неожиданно резко повысила его возможности, он стал конкурентоспособен с плотами.
Отметим минус катамарана в сравнении с плотом: его водоизмещение в 4 — 6 раз меньше. Но зато! Катамаран может иметь отрицательную скорость – когда гребцы работают назад; он может идти против течения.
Правда, на горных реках вряд ли кому-либо взбредёт в голову ходить против течения, но можно траверсировать реку, почти не теряя высоты.
Другими словами, катамаран-четвёрка – настоящая «рабочая лошадка» любого сложного, экстремального сплава.
Отметим ещё одну особенность: именно катамаран, как никакая другая посудина, даёт экипажу такой трудно объяснимый словами навык, как «чувство воды». И поэтому из катамаранщиков получаются отличные плотовики (с возрастом многие переходят на плот, всё же катамаран любит молодых и гибких). Обратной пересадки – с плота на катамаран – почти не бывает.
Иностранцы познакомились с русскими катамаранами как раз в 1983 году, на водном ралли, на реке Чуя на Алтае.
Русские там же впервые увидели их плоты-рафты. Американцы долго ходили вокруг различных катамаранов, осматривали их, фотографировали.
И через два года на это же «Чуя-ралли» привезли свои катамараны заводского изготовления: элегантные, гладенькие, в разнообразной расцветке! Впрочем, призового места они всё равно не получили.
- Перейдём к тяжелому классу сплавсредств – к плотам.
Здесь были две параллельные, независимые друг от друга, линии развития.
Одна – это то, что ныне обозначается словом «рафт» — американский плот, сейчас в России он имеет широчайшее распространение.
Рафт – плоскодонная посудина овальной формы, вдоль надувных бортов сидят гребцы с катамаранными однолопастными вёслами.
В чём его преимущество перед, например, катамаранами или русскими плотами? Да в том же, что и у Макдональдса перед нашей столовой – в доступности, широком распространении, в простоте и непритязательности.
Для массового и сравнительно безопасного сплава, не требующего отточенной техники — это самое то!
О наших доморощенных плотах. Американцы, увидев их на уже упомянутом ралли, дали название «рашен рафт».
Современный «рашен рафт» — это 4 – 5 поперечных баллона большого — 1 метр и больше — диаметра. Баллоны вяжутся к деревянной раме, изготовляемой на месте.
Строительство плота – наука и песня одновременно, без опытного кораблестроителя не обойтись никак. Нужно выбрать подходящие деревья, ошкурить их, подсушить на костре, вытесать необходимую форму. На носу и корме устанавливаются подгребицы – этакие деревянные треугольники, на которые будут опираться греби. Особое искусство — изготовление длинных гребей, в четыре и более метра.
Как видно, работа длительная, требует умения владеть топором. Зато какое удовольствие – смотреть на построенный своими руками дредноут! Даже лентяи-катамаранщики (они-то давно собрали свою посудину) любуются готовым к спуску на воду кораблём.
А когда плот мощно и уверенно идёт по крутым водным валам, когда спокойно и слаженно, без суеты и спешки работает экипаж – нет, никакой рафт не даст такого эстетического наслаждения. Увы! Увидеть сейчас настоящий русский плот в действии, на воде – большая редкость! Вымирают как мамонты.
Пытливый ум туриста-водника спокойно жить не может (по крайней мере, так было до недавних пор), поэтому постоянно появлялись гибридные конструкции.
Цель-то благая: что бы такое придумать лёгкое, надёжное, безопасное, состоящее из одних достоинств? Назовём лишь одно сплавсредство, уверенно себя зарекомендовавшее — это честер (название местное, распространённое в Сибири; в других регионах возможно иное). Это два поперечных баллона, связанных рамой. На баллонах по два гребца лицом друг к другу, вёсла катамаранные.
Действительно, честер удачно вписался между плотом и катамараном: большое водоизмещение (следовательно, устойчивость к опрокидыванию) и удивительная поперечная манёвренность.
Вот вкратце конструкция и возможности разных типов сплавсредств. Выбирайте, с чего начнёте.
Но что бы вы ни выбрали, поверьте: водный экстремальный туризм – это великолепное, чисто мужское занятие, которое проверяет тебя на прочность.
Видео
Смотрите ролик сплава на катамаране:
Сплав — это опасно. А какой — самый опасный вид спорта? Топ-10 под картинкой.
Техника дошла: помимо байдарок и катамаранов можно прокатиться на акваскиппере — не пожалеете.
Возвращаемся на сушу — что такое роллерсерф:
https://pro-extrim.com/xtim-city/skateboarding/waveboard.html
pro-extrim.com
Лодки для сплавов по реками. Все виды и их особенности| Водное приключение
Сплав – это спуск по реке на лодках, сопряженный с прохождением различных препятствий. В столице сплав выкристаллизовался в отдельный вид спорта относительно недавно, а именно в средине прошлого века. Между тем, средств для водных приключений с тех пор появилось предостаточно и каждый может выбрать себе наиболее подходящий вид лодки для сплавов, учитывая особенности каждого варианта.Рафты
Итак, самым популярным на сегодняшний день является рафтинг – сплав на надувных лодках-плотах, идеально подходящих для полноводных и порожистых водоемов. Такое судно прекрасно может использовать человек, обладающий начальной подготовкой, но стремящийся принять участие в настоящем сплаве. Главными особенностями рафта можно назвать прочность, маневренность и невысокую скорость – от 3 до 8 километров в час.Байдарки
Этот вид лодки любим тысячами поклонниками активного отдыха. Байдарки были изобретены в глубокой древности, и на сегодняшний день существует ряд модификаций этого судна. Есть байдарки туристические, спортивные, и даже сделанные пользователем собственноручно. Большой любовью пользуются каркасные байдарки, которые используются в сплавах первой-третьей сложности. Не менее востребованы надувные байдарки, наиболее известная модель которых называется «Щука».Каяки
Сплавы на каяках год от года приобретают все больше поклонников. Это тоже байдарка, но – одноместная. Она отличается скромными размерами и прочностью. Используется это судно не для длительных и сложных походов, а скорее для преодоления препятствий. Это спорт одиночек – человек один на один пытается договориться со стихией. Гребля в такой лодке требует повышенной внимательности, напряжения и физической выносливости.Катамаран
Это вид судна, по сути, является разборной конструкцией, основу которой составляют два надувных баллона, объединенных рамой. Катамараны могут быть как двух-, так и четырехместными. Они отличаются высокой устойчивостью и быстроходностью. На них сплавляются мастера, проходя маршруты высшей категории сложности. Это совсем не значит, что новичку этот вид судна не подойдет. Подойдет, и еще как, просто маршрут нужно будет выбрать соответствующий уровню туриста.Dragon Boat
Дракон-бот – это, пожалуй самые яркие и необычные лодки для сплавов. Dragon Boat пришел к нам из китайской традиции и представляет собой гребное судно, нос и корма которого выполнены в виде головы и хвоста дракона. Весла здесь выступают в облике лап этого мифического существа. Судно может быть как десяти, так и двадцати-местным. Гребля происходит под обязательный бой барабана, установленного в лодке, задающего ритм и обеспечивающего синхронные движения гребцов. Мы рассмотрели основные типы лодок, пользующихся наибольшей популярностью у современных любителей активного отдыха. На самом деле, существует гораздо больше разновидностей этих плавсредств, и у каждого из них есть свой круг пользователей.-
Лодки для сплавов по реками. Все виды и их особенности
https://vodnoe-priklyuchenie.ru/wp-content/uploads/2015/07/Выбор-лодки2-150×150.jpg
Сплав – это спуск по реке на лодках, сопряженный с прохождением различных препятствий. В столице сплав выкристаллизовался в отдельный вид спорта относительно недавно, а именно в средине прошлого века. Между тем, средств для водных приключений с тех пор появилось предостаточно и каждый может выбрать себе наиболее […]
- ВКонтакте
- Одноклассники
- Mail.ru
- Google+
- Livejournal
Рафтинг: описание,история,виды,снаряжение,безопасность,фото,видео. | ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ
Рафтинг представляет собой настоящую находку для тех, кто хочет проверить уровень своих возможностей в самых экстремальных условиях и получить по-настоящему незабываемые впечатления.
Рафтинг позволяет проверить скорость реакции, способность в считанные секунды принять единственно верное решение и много другое. Что же он представляет собой? Это коллективный спуск по бурным водам, который гарантирует настоящий выброс адреналина в кровь.
Немного истории
Понятие «рафтинг» происходит от слова raft («плот» в переводе с англ. языка) и означает одновременно вид активного отдыха и экстремальный вид спорта, участники которого сплавляются на небольших лодках по течению естественных и искусственных водных каналов. По рафтингу проводятся официальные чемпионаты, соревнования, вручаются кубки Мира и Европы, есть даже Федерация рафтинга.
Существует легенда о том, как появился рафтинг. Она гласит, что рафты впервые возникли во время войны во Вьетнаме и использовались для переправки жизненно важных грузов по артериям рек. И в один из дней такой плот оторвался от привязи и ушёл вместе с человеком в пороги. Солдат, переживший этот эпизод, отнюдь не стал бояться рек, а получил волну адреналина и удовольствия, оттого что пережил такое испытание. И забава эта очень быстро распространилась, ведь солдатская жизнь не блещет развлечениями. А тут всё под рукой — вода, пороги, боевые побратимы, готовые бороться со стихией вместе. С тех пор, как гласит байка, и существует это развлечение, которое, недолго думая, окрестили рафтингом.
Также рафты использовались во Второй мировой войне американским спецназом при высадке в Нормандии в 1944 году. Увы, тогда попытка высадки на побережье не увенчалась успехом.
Рафтинг — экстрим для туристов
Как водный туризм, рафтинг становится все больше популярным среди любителей экстрима. Он походит для всех, как для новичков, так и для туристов с хорошим опытом. От участников рафтинга потребуется физическая энергия, выносливость, координация и умение принимать быстрые решения. Помощниками в этой захватывающей борьбе со стихией будут только спасательные жилеты, шлемы, выдержка, а также, безусловно, опыт и мастерство инструктора. Покорение горной реки со всеми возникающими на пути трудностями, доставляет массу удовольствия и позитива. Рафтинг это еще и возможность увлекательно провести время, сплавляясь по горной реке, и наслаждаясь первозданной красотой природы.
На территории бывшего СНГ быстрых и бурных рек очень мало, но все же, есть места, где можно организовать рафтинг. В России для подобного водного туризма идеально подходят Алтайские и Карельские реки. Также могут быть интересны водные артерии Кавказа. Только любители острых ощущений и преодоления препятствий могут избрать для туризма рафтинг. Этот вид водного туризма стал настолько привлекательным, что появилось много желающих ощутить всю остроту впечатлений от экстрима без специальной подготовки. По сложности сплава рафтинг разделяется на несколько категорий — спортивный, туристический и походный:
Спортивный рафтинг представляет собой целую систему подготовки, состоящую из особенных требований на состязаниях. Соревновательный процесс включает определенные нормативы и уровень сложности сплава. Для туристических фирм такой вид рафтинга не представляет особого интереса. Своим клиентам они предлагают такие виды рафтинга как походный и туристический.
Походный рафтинг включает в себя элементы спортивного и туристического отдыха. В зависимости от подготовки туристов можно использовать маршруты разной степени сложности. Походный рафтинг может длиться несколько дней, поэтому здесь особое внимание уделяется экипировке и наличию необходимых вещей, продуктов, а также безопасности при обустройстве лагерей отдыха.
Туристический рафтинг самый распространенный вид времяпрепровождения на воде. Его продолжительность составляет всего несколько часов. Управляет судном обычно один профессиональный гребец, который сопровождает группу туристов от 4 до 12 человек. В зависимости от сложности маршрута участниками туристического рафтинга могут быть дети, начиная с 6 лет и люди пожилого возраста. Гребец, который сопровождает туристическую группу, располагается на борту рафта, упираясь ногами в надувное дно. В рафтинге используется 3 вида гребли — распашной, канойный или комбинированный. Последний вид гребли включает работу основного гребца и двух помощников.
Водные артерии, которые подходят для рафтинга разделяются на шесть категорий сложности. В первую и вторую категорию входят реки с простыми и небольшими порогами, сплавляться на них могут даже начинающие. К третьей категории относятся артерии с водоворотами. В четвертую и пятую, входят реки с более крутыми водоворотами, порогами и бурными потоками. Шестая категория это самая сложная и предназначена только для мастеров и профессионалов в рафтинге.
Какие существуют разновидности рафтинга
Нельзя сказать, что очень чётко выделяются несколько разновидностей этого активного отдыха. Однако, различают назначение самих сплавов. Существует следующая классификация: Экспедиционный рафтинг. Путешествия с научными целями специально обученной группой людей. Походный рафтинг. Туристический сплав по реке, который может включать в себя даже прогулку по тихой воде. Для любителей экстрима очень часто намеренно прокладывают «белые воды» — маршруты с препятствиями и порогами. Спортивный рафтинг.
Чистый спорт, в котором соревнуются команды и набирают очки за достигнутые результаты. Необходимо понимать, что, если вы решились прокатиться на надувном плоту по горной реке, безопасность вашей жизни зависит от всей команды. Ведь у каждого человека, находящегося в «рафте», есть свои обязанности, которые распределяет инструктор. Если вы стали участником команды, будьте готовы выполнять какой-то из трёх видов гребли: Распашными веслами. Канойным способом. Комбинированным способом. Второй способ чаще всего используют в спортивном рафтинге. Члены группы усаживаются вдоль бортов, а за ними стоит один или два рулевых.
При походном – распашные весла пользуются большей популярностью. Главное – внимательно слушать инструктора. Чем отличаются снорклинг и дайвинг Это экстремальное занятие можно считать безобидным, если соблюдаются все нормы безопасности, гид-сопроводитель имеет большой опыт, а сложность участка реки соответствует уровню подготовки группы. При таком раскладе легко сохраняется устойчивое положение надувной лодки и сплав завершается успешно.
О правильном выборе одежды и снаряжения
Всё когда-нибудь происходит впервые: первое свидание, первая зарплата и, конечно же, первое плавание на рафте. Чтобы первоначальный опыт рафтинга оказался удачным, важнейшее условие – правильно подобранное снаряжение и одежда. Отсутствие одной, но необходимой вещи способно полностью испортить впечатление от путешествия и надолго оттолкнуть от попыток повторить его.
При подготовке к первому сплаву новичкам следует внимательно изучить перечень необходимого для рафтинга и приобрести или взять всё в прокат. Особенное внимание обращают на качество снаряжения. Чрезмерная экономия – враг туриста. Те, кто отдаёт предпочтение по-настоящему качественным вещам, получают от путешествия массу удовольствия и незабываемые впечатления.
Рафт, весло, спасательный конец
Самое главное и необходимое – это, конечно же, надувная лодка. Судно для рафтинга называется просто и незамысловато – рафт, оно должно отвечать нескольким требованиям:
- надёжность и упругость материалов, из которых изготовлен корпус;
- устойчивость и плавучесть судна;
- соотношение длины к ширине как 2:1;
- наличие системы водоотлива для мгновенного сброса воды.
Поклонники рафтинга, от профессионалов до любителей, традиционно используют для сплавов канойные вёсла. Главное требование к веслу – прочная лопасть, способная выдержать удары о камни. Предпочтительный материал изготовления – эпоксидная смола, армированная стеклотканью. При выборе весла ориентируйтесь на собственный рост.
Обязательная деталь экипировки судна – спасательный конец Александрова. Это линь из синтетического крепкого материала длиной 18 м с петлёй на конце. Он не тонет благодаря двум поплавкам с пенопластом, яркая расцветка позволяет легко заметить его даже в самой бурной реке.
Одежда
Выбирая одежду для плавания, помните, что рафтинг предполагает использование двух комплектов – «мокрого» и «сухого». После нескольких часов, проведённых в борьбе с водной стихией, приятно и полезно для здоровья на стоянке скинуть промокшую одежду и переодеться в сухой и тёплый костюм.
Мокрый комплект
Одежда, в которой вам предстоит плыть, непременно намокнет. Она должна быть либо непромокаемой, либо быстросохнущей. Натуральные ткани, вроде коттона, для этой цели не подходят. Джинсы, в которых удобно отдыхать и работать на берегу, на рафте быстро намокают, холодят тело и очень долго сохнут.
Проверенный эконом-вариант – лёгкая синтетика. Весной и осенью, в прохладную погоду надевают:
- спортивные штаны и кофту из флиса или любой другой синтетической лёгкой ткани;
- под кофту – тонкую футболку или гольф;
- поверх всего – влагозащитные противобрызговые куртку и штаны, пошитые из мембранной ткани.
В летний зной обычно обходятся плавками или шортами и футболкой.
Для защиты от солнца и от ветра нужен головной убор. Весной и осенью это шапка, закрывающая уши, летом – шляпа, кепка, панама или бандана. Чтобы вашу шляпу в ветреную погоду не унесло вне пределов досягаемости, пришейте к ней резинку.
Носки – обязательная часть гардероба сплавщика, есть два возможных варианта: тонкие хлопчатобумажные или непромокаемые неопреновые. На рафт желательно одевать термобельё из полипропилена, оно прекрасно сохраняет тепло и почти не промокает. Высокая цена такого белья оправдывается комфортом, который получает его владелец.
Гидрокостюмы
В идеале лучшая одежда для рафтинга – гидрокостюм, выполненный из неопрена или триламината. Они выпускаются трёх типов:
- сухие – застёгиваются на непромокаемые молнии, полностью исключают попадание жидкости внутрь, руки и ноги полностью закрыты, на рукавах и воротнике предусмотрены уплотняющие манжеты;
- полусухие – довольно плотно прилегают к телу, но допускают попадание внутрь небольшого количества влаги;
- мокрые – вода попадает под оболочку, быстро согревается и создаёт дополнительную теплоизоляцию.
Главное достоинство гидрокостюма из неопрена – его термосберегающие свойства. В нём невозможно замёрзнуть даже в очень холодной воде. Это особенно ценно, если рафтинг предстоит в нежаркое время года или по ледяным горным рекам.
Соблюдение правил безопасности на рафтинге
Главная задача для организаторов рафтинга — это безопасность всех его участников. Для этого проводится обязательный вводный инструктаж, одной из задач которого является создание позитивного психологического настроя в группе, а также ознакомление с личными и групповыми средствами безопасности. Сопровождать группу должен профессионал, прекрасно знающий маршрут и умеющий соответствующий опыт принятия решений в экстремальных условиях. Единственным недостатком водных сплавов является частая потеря «снаряги» и оборудования. В аварийных случаях, которые происходят вследствие переворота судна, все члены группы должны совместными усилиями доставить все оборудование и рафт к берегу.
При наличии пострадавших необходимо своевременно оказать первую помощь. Для предотвращения стрессовых ситуаций все участники перед началом спуска должен быть проинформированы о возможном перевороте и способах доставки плавсредства на берег или возврата его в рабочее состояние. Также в инструктаж входит умение без паники и посторонней помощи самостоятельно добраться к берегу, и оказать необходимую помощь другим участникам команды. Каждый участник спуска по реке должен владеть навыками преодоления последствий аварийной ситуации. Самые сложные пороги преодолеваются на разгруженных суднах с хорошо подготовленной страховкой.
Лучшие реки для сплава
Для любителей активного отдыха и туризма мы предоставляем самые захватывающие места для сплава по горным рекам на всей планете: Янцзы (Китай). Она славится тем, что является одной из самых полноводных и протяженных рек на всём материке Евразия. К тому же, любители рафтинга отмечают в той местности очарование окружающих пейзажей. Колорадо (США). Она поражает своей прекрасной флорой и фауной. Особенно захватывает участок в районе Гранд-Каньона. Она является одной из самых популярных бурных рек, а рафтеров привлекает множеством порогов и каньонов. Замбези (Зимбабве). Эта река может похвастаться большим количеством водопадов и порогов. Чудо природы – водопад Виктория – является важной достопримечательностью Южной Африки. Рафтинг здесь будет незабываемо увлекательным для туристов.
. Эта горная река также известная своим множеством водопадов, препятствий и порогов, что позволяет более полно почувствовать удовольствие. Спуск по таким бурным водам интереснейший. Также славятся любовью рафтеров водные потоки Австралии, Непала и Канады. Надеемся, что вы обязательно выберете увлекательное место для путешествия, а сплав по горным порогам запомнится вам интересным и захватывающим видом активного отдыха. Главное, будьте осторожны, и помните: безопасность – превыше всего!
В заключении можно сказать, что несмотря на то, что рафтинг подходит для новичков, всё же важно соблюдать технику безопасности и тогда оздоровление и получение прекрасных эмоций гарантировано.
ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:
- Вейкбординг: описание,виды.снаряжение,советы,фото,видео.
- 5 причин, почему переезд на Кипр сделает вашу жизнь лучше
- Достопримечательности художественной культуры Таиланда
- ГОСТЕПРИИМСТВО И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ГОСТИНИЧНЫЕ ЦЕПИ
- Как ориентироваться по звездам:описание,фото
- Топ-19 лучших и бюджетных спиннингов
- Как стать туроператором по внутреннему туризму
- Как поставить палатку:описание,фото
- Каким должен быть современный горный велосипед?
- Озеро Сиваш, Крым: как добраться,описание,фото,целебные свойства.
- Рюкзак туриста: описание,виды,применение,фото,видео.
- Скайдайвинг: описание,экипировка,фото,видео.
- Дайвинг: описание,виды,советы,снаряжение,фото,видео.
- Уругвай: виза,таможня,валюта,банки,отдых,путешествие,туризм,фото,видео.
- Парагвай: отдых,путешествие,туризм,отели,виза,фото,видео.
zclub-caspian.ru
Рафтинг: вид спорта, описание, виды рафтинга — russplav.com — Блог
Рафтингом называют сплав по горным рекам на надувных лодках – рафтах. От других видов сплавов рафтинг отличает именно тип судна: лодка с разделенным на секции баллоном и самосливной палубой, которая находится выше ватерлинии. Рафты – практически непотопляемые суда, они легко проходят по крутым речным порогам, мелководью или стремнинам благодаря тому, что на лодке просто нечему сломаться. Но если то же каноэ имеет древнюю историю, то рафт – продукт инновации, он появился вместе с прочными искусственными материалами.
Количество гребцов на борту может варьироваться от двух до восемнадцати человек. Впрочем, большинство рафтов рассчитаны на 2, 4 или 6 гребцов, которые управляют лодкой при помощи однолопастных весел. По периметру рафта протянут страховочный канат: за него можно ухватиться, чтобы не упасть в воду во время прохождения особенно бурных порогов.
Рафтинг – достаточно демократичный вид экстремального туризма. Он подходит как подготовленным спортсменам, так и новичкам, которые никогда раньше не держали в руках весла. Многие фирмы предлагают рафтинг-туры для всех желающих: достаточно только внести оплату и экипироваться согласно рекомендациям инструкторов. Хотя стоит отметить, что категория сложности сплава может быть разной, и неподготовленных людей редко берут в сплавы по труднопроходимым горным рекам.
Отличие рафтинга от обычного сплава
Спортсмены называют рафтингом сплав на рафте по горной реке, включающий прохождение препятствий. Продолжительность тура – от нескольких часов до нескольких дней. От количества и сложности преодоления препятствий зависит категория сплава. Важное условие: лодка движется только по течению.
Обычный сплав проходит по равнинной реке. Даже если течение быстрое, оно не сравнится со стремительным горным потоком. Однако турфирмы могут предлагать неподготовленным туристам сплавы на рафтах именно по равнинным рекам с небольшим количеством порогов.
Как появился рафтинг
Сегодня по этому виду спорта проводят официальные и неформальные соревнования. Команды выигрывают кубки Европы и Мира, существует Федерация рафтинга, но еще 50 лет назад ситуация выглядела иначе. История спортивных сплавов по горным рекам тесно связана с каяками: начало сплавам на каяках положил англичанин по фамилии Джонс, который прошел на каяке по Голубому Нилу и Ориноко, заложив основы этого спорта. В СССР существовал другой экстремальный спорт: сплав на плотах.
Но рафты появились только во время войны во Вьетнаме. Название этих надувных лодок происходит от английского слова «плот». Американская армия использовала эти суда для доставки продовольствия на военные базы, однако солдаты быстро поняли, что надувная лодка способна буквально «проскочить» пороги. Российский рафтинг зародился в 1989 году, когда рафты впервые использовали на международных водных гонках.
Туристический бум на горные сплавы возник только после рекламы от Camel: турфирмы начали включать рафтинг в программу развлечений, сдавая туристам лодки в аренду.
Экстремальный вид спорта
Рафт – достаточно безопасное судно даже для новичков. Баллон рафта разделен на секции, чем больше секций – тем ниже маневренность, но выше безопасность судна. Если острые камни пробьют прочный синтетический баллон, остальные секции удержат лодку на плаву. Других поломок произойти не может, тем более что вода сама скатывается с палубы, и даже если рафт переворачивается, он все равно остается на плаву, а страховочный канат позволяет экипажу удержаться у лодки.
В качестве дополнительного снаряжения спортсменам и туристам рекомендуют использовать спасательные жилеты и шлемы: при прохождении порогов есть риск удара, а стремительное горное течение может стать проблемой даже для хорошего пловца. В качестве экстремального развлечения рафтинг требует от гребцов выносливости, отработанной координации, выдержки, умения быстро принимать решения.
Где в России можно заняться рафтингом
- на Кавказе – лучшая локация для любителей острых ощущений, которые не жалуются на физическую подготовку;
- в Карелии – местные реки намного спокойнее кавказских, потому это хорошее решение для дебюта;
- на Алтае – есть маршруты разной категории сложности, удачный выбор для многодневного путешествия.
Виды рафтинга
В зависимости от сложности сплавов рафтинг бывает спортивным, туристическим или походным. В первом случае речь идет о полноценной системе подготовки, сдаче нормативов и участии в состязаниях. Без физической подготовки, опыта сплавов и допусков принять участие в соревнованиях невозможно, поэтому намного чаще речь идет о туристических сплавах – коротком заплыве под руководством опытного гребца. Продолжительность сплава – несколько часов, подготовка не требуется, количество гребцов на рафте может достигать двенадцати.
Походный рафтинг – нечто среднее между первыми двумя видами. Туристы могут выбрать маршруты разной категории сложности: опытные гребцы ищут более сложные маршруты, новички – простые для прохождения водные артерии. Как и любой поход, этот вид рафтинга требует внимательного отношения к экипировке, провизии, безопасности и обустройству лагерей. Маршрут составляют не только с учетом особенностей речного русла, но и так, чтобы на расстоянии дневного перехода были хорошие места для стоянок.
Категории сложности водных артерий
- 1-2 категория – реки с небольшими, простыми для преодоления порогами. Эта категория подходит для новичков и неопытных туристов.
- 3 – реки с водоворотами, которые усложняют маневрирование. При рафтинге на водных артериях третьей категории сложности нужно соблюдать осторожность, гребцы должны действовать слаженно.
- 4-5 – крутые водовороты, бурные потоки, сложные для прохождения пороги. Это маршруты для опытных туристов или спортсменов.
- 6 – наиболее сложная категория, подходящая только для подготовленных спортсменов-профессионалов и опасная для экстремалов без подготовки.
Даже самый простой маршрут рафтинга связан с рисками: утонуть можно и в водоеме глубиной по колено. Поэтому новичков всегда сопровождает инструктор. При прохождении порогов рафт может перевернуться: это не проблема, лодку легко доставить к берегу. Впрочем, может потеряться отдельное снаряжение. Но гребцов должны предварительно подготовить, подробно рассказать и показать, как действовать в случае переворота лодки. Главный принцип: сначала спасаете себя и команду, а багаж и лодку – в последнюю очередь. Рафт, как правило, легко выталкивается на берег.
russplav.com
Разновидности лодок
Четыре тысячи лет назад маломерные суда использовались людьми для передвижения по воде, рыбной ловли и охоты на морских животных. Впоследствии сплав на каяках, байдарках, каноэ превратился в модный вид спорта.
Как и где зародился водный туризм?
Удивительный факт, но разные народы независимо друг от друга строили для себя похожие по конструкции лодки. Сравните австралийский челнок, ирландский коракл, байдарку эскимосов, каноэ североамериканских индейцев – в основе каждой из них лежит жёсткий каркас из дерева. Несущая конструкция обтягивалась корой или кожей, скреплялась жгутами из гибких прутьев, жил или китового уса. В зависимости от возможностей герметичность лодке придавалась с помощью смолы или жира морских животных. Из глубины веков до наших дней дошли некоторые понятия и техники, необходимые для выживания в случае опрокидывания судна, такие, например, как «эксимосский переворот», «байдарочная юбка».
Одним из основоположников туризма на каноэ и байдарках считается адвокат из Великобритании Джон МакГрегор. Шотландец-энтузиаст обожал путешествовать, объездил весь мир и оставил потомкам свои записки. Увидев суда индейцев и эскимосов, он загорелся мыслью отправиться в одинокое плавание под парусом. Летом 1865 МакГрегор отчалил от берегов Темзы на байдарке, построенной по его чертежам лондонской верфью Searle & Sun. Своё путешествие он описал в книге «Тысяча миль на байдарке «Роб Рой»». Впоследствии записки о заплывах под парусами опубликовали Р.Л. Стивенсон, Ричард МакМаллен, но МакГрегор был первым.
Джон МакГрегор поведал людям о «всепроходимости» каноэ: в лёгкой «скорлупке» он прошёл реками Бельгии, покорил Дунай, Рейн, Сену, Балтийское море, Суэцкий канал. Человек, главным делом которого была благотворительность, сам иллюстрировал свои книги о путешествиях, издавал журнал «Каноист», основал в Англии клуб гребли на каноэ и байдарках. Последователи Джона МакГрегора усовершенствовали его конструкцию. В начале 20 века в Германии открылось серийное производство каяков.
В России гребной спорт возник во второй половине 19 века. В 1858 году в Санкт-Петербурге открылся кружок «Моряк на все руки», впоследствии переименованный в речной яхт-клуб. Российские лодки лишь отчасти напоминали настоящие байдарки, однако управлялись с помощью вёсел.
Какие бывают лодки
В настоящее время гребля входит в число олимпийских видов спорта. Для спортивного сплава применяется несколько типов маломерных судов.
Байдарка – лёгкая узкая лодка длиной ~4,5 м, управляемая двулопастными вёслами. Гребцы садятся один за другим лицом по направлению движения. Колени и ступни участников спортивного сплава фиксируются в упорах. Во избежание заливания водой при прохождении порогов и других препятствий спортивные байдарки делают закрытыми. К палубе судна поверх посадочного места крепятся резиновые «юбки», плотно облегающие торс гребца, – защита от воды. Приглашаем Вас принять участие в сплаве по рекам Урала.
Катамаран – двухкорпусное судно длиной до 6 м с канойным типом гребли. Спортивный катамаран выглядят как пара крупных поплавков объёмом ~5 м³, скреплённых рамой и оборудованных посадочными местами.
Рафт – надувная лодка от 4 до 7 м в длину с канойным типом гребли. Спортивный рафт вмещает до шести персон и применяются на порожистых реках. Для транспортировки грузов и многодневных туров используются рафты с распашными вёслами, усиленные рамами жёсткости.
Каноэ – лодка длиной от 4,6 до 11 м с лопатообразным веслом с одной стороны. Сплавные и слаломные каноэ напоминают байдарки. Спортивными каноэ гребцы управляют, стоя на одном колене. Каноэ для водного туризма открытые (беспалубные), вмещают 2-3 человека.
Каяк – одноместная компактная байдарка длиной ~2 м с высокими ходовыми качествами. Современные каяки оснащены неопреновыми «юбками», раскрашены в яркие цвета в целях быстрого обнаружения спасателями.
Бублик – маломерное судно для сплава по рекам высшей категории сложности, относится к классу плотов. Представляет собой надувные поплавки, поставленные вертикально и скреплённые рамой. Гребцы пристёгиваются к посадочным местам, каждый внутри своего поплавка. Неоднозначное отношение профессионалов к данному плавсредству объясняется малой ролью экипажа при прохождении маршрута.
bgonki.ru
Отличие рафта от катамарана — Про отличия и различия между похожими вещами — LiveJournal
Рафт
Специальная надувная лодка, предназначенная исключительно для сплава по горным рекам. Название «рафт» происходит от английского “raft” – плот. Управляется рафт гребцами с помощью однолопастных весел.От обычной надувной лодки (или надувного плота) рафт отличает самосливное дно. Дно обязательно надувное и пришнуровывается к баллонам рафта выше ватерлинии для того, чтобы вода свободно скатывалась. Стандартный рафт состоит из надувного замкнутого баллона, разделенного на четыре автономных секции и надувных же подушек-распорок. Подушки служат как для придания прочности конструкции, так и для сидения гребцов во время сплава. Вдоль всего периметра проходят канаты безопасности, за которые можно ухватиться в случае опасности. Благодаря всем этим особенностям рафт является практически непотопляемым судном, достаточно устойчивым и маневренным. Служит для прохождения горных рек и стремнин любой категории сложности. В силу «мягкости» конструкции и прочности тканей не боится камней. В рафте практически нечему ломаться.
К недостаткам рафта можно отнести тот факт, что судно практически невозможно вернуть в нормальное положение в случает оверкиля — полного переворачивания. Потребуется обязательное причаливание к твердому месту.
Рафт – это заимствованное изобретение, пришло к нам из за рубежа, в то время как катамараны широко распространены именно в отечественном активном отдыхе.
Современный туристический катамаран представляет из себя две одинаковые надувные гондолы, скрепляемые разборной дюралевой рамой. Впрочем, раму можно сделать и на месте из подручных материалов.
Надувные гондолы-баллоны производятся двухслойными. Состоят из внутренних надувных камер и прочной ПХВ оболочки. Туристы сидят на баллонах «верхом», на специальных надувных «сидушках» и гребут однолопастными веслами. На спокойных реках, типа Чусовой, на раму складывают снаряжение. На бурных — рюкзаки кладут под себя, используя как седла. Впрочем, конструкций туристических катамаранов на сегодня великое множество. Катамараны служат как для длительных путешествий, так и только для водного экстрима на бурных горных порогах.
Катамараны достаточно легки в сборке и удобны в переноске в разобранном виде.К недостаткам катамаранов можно отнести неудобную позу гребцов – сидеть несколько часов на корточках достаточно утомительное занятие. В этом плане байдарки заметно удобнее. Зато перевернувшийся катамаран (без груза) можно вернуть в исходное положение, не приставая к берегу. (С рафтом такого не получится.)
Катамаран рассчитан только на четное количество гребцов 2-4-6-8… Требуется достаточная слаженность в действиях команды. В отличие от рафта, туристический катамаран для сплава — чисто наше творение, разрабатывается и производится в основном нашими фирмами (и любителями), за пределами отечества используется мало.
Кратко для запоминания
Рафт
специальное гребное надувное судно, предназначенное для сплава по бурным рекам. Рафт состоит из основного баллона по периметру, отдельного надувного дна и надувных подушек-поперечин, выполняющих роль сидений для гребцов и одновременно ребер жесткости.
Катамаран
судно, состоящее из двух «поплавков», скрепленных между собой жестким каркасом. Поплавки-баллоны надувные, покрыты снаружи пленкой из прочной ПХВ-ткани. Предназначен для туристического сплава по рекам.
PS. Называть сплав по бурным рекам рафтингом не совсем верно. Рафтинг — это сплав только на рафтах. Для всех остальных типов судов — катамаранов, байдарок, каяков и тп общим термином является слово «сплав».
otvet-plus.livejournal.com
В помощь начинающим рафтерам
Российская Федерация Рафтинга
Цель статьи — помочь читателю с наименьшим риском для жизни и с максимальными положительными эмоциями окунуться ( рафтинг не для аквафобов ! ) в бурный и головокружительный мир сплава по белой воде. Статья поможет выбрать судно и снаряжение для самостоятельного сплава, а если Вы ограничитесь участием в сплаве коммерческом, заставит окружающих смотреть на Вас с уважением и почтением как на опытного рафтера.
Необходимый словарь терминов
Рафт — широко распространенный в мире тип судна, который используется для сплава по самым сложным рекам, чаще коммерческого, но так же и спортивного. Степень комфортности и надежности этого судна не идет ни в какое сравнение с известными в России типами гребных туристских судов. Рафт — самое популярное коммерческое, семейное и экспедиционно-служебное судно.
Рафтинг — сплав (чаще групповой) по бурной (белой) воде, часто соряженный с мощной адреналиновой инъекцией. Иногда под рафтингом подразумевают любое мероприятие на воде с использованием в качестве судов рафтов. Например, рыбная ловля с борта рафта.
Рафтер — человек, задняя точка которого касалась, хотя бы один раз, борта рафта, а руки сжимали весло и совершали пусть и хаотические гребки в бурной воде.
Итак, о рафтах
Классический рафт — надувная лодка с соотношением длины к ширине около двух. Диаметром борта 50-60 сантиметров. Полный объемом надувных элементов 2,5 — 3 кубических метра. Пассажировместимость — от 4 до 18 человек. Давление воздуха в бортах (а особенно в днище) значительно превышает показатели широкоизвестных в России ПСНов и ЛАСов. Как судно, предназначенное для сплава по бурной воде, рафт имеет прочный упругий корпус из современных синтетических материалов (HYPOLON, TREVIRA, LEXATRON и т.п.) и большие запасы плавучести и остойчивости. Важнейшей характеристикой сплавного рафта является наличие системы самоосушения кокпита (self-bailing floor), осуществляющей моментальный сброс воды. Одинаковые пропорции классических рафтов позволяют иметь единственный размерный параметр — длина в футах.
Конструктивно рафты можно разделить на однослойные и двухслойные. Первые изготавливаются из газодержащих тканей на прочной основе (лавсан и т.п.) с наличием защитнодекоративного покрытия из полиуретана или поливинилхлорида и нескольких внутренних связующих и герметизирующих слоев. Подобные ткани являются гордостью производящих их фирм, а многолетнии гарантии на них указываются на рекламных буклетах. Лодки из такой ткани либо свариваются различными видами сварки, либо склеиваются клеями. По этой технологии работает большинство производителей рафтов: AVON, ZODIAC, SOTAR, ACHILLES, MARAVIA и отечественный МNEV из Санкт-Петербурга.
Двухслойные рафты имеют оболочку, изготовляемую из прочной на истирание ткани (в основе лавсан, покрытие полиуретан или поливинилхлорид), и внутренние пневмокамеры из тонкой газодержащей ткани. Обводы корпуса такого рафта задаются кроем оболочки, а внутренние камеры имеют, как правило упрощенные формы. В США наиболее известна фирма AIRE, в России — RAFTMASTER.
Рассмотрим преимущества и недостатки двух конструктивных подходов.
Возможности транспортировки. Если Вы хотите отправиться в самостоятельный сплав, и есть вероятность пешего подхода к началу маршрута, или продолжительные обносы непроходимых препятствий, Вам следует остановить свой выбор на двухслойных, так как при схожем весе с однослойными аналогами они разбираются на большее количество отдельно переносимых деталей.
Ремонт. Если Вы путешествуете по каменистым горным рекам, то в бурном потоке Ваш рафт может получить повреждения. Двухслойные конструкции в ремонте менее прихотливы — оболочка зашивается и при необходимости заклеивается, а с заделкой пробойны на пневмокамерах (которые появляются довольно редко) справиться и малоопытный рафтер.
Обслуживание. Переимуществом однослойных является простота подготовки к сплаву — рафт следует только наполнить воздухом, а двухслойные надо научиться перед надуванием собирать, укладывая в оболочку пневмокамеры. Да после плавания вторые следует разбирать и тщательно просушивать.
Цена. Использование при производстве рафтов, независимо от их конструктивных особенностей, большой доли высококвалифицированного ручного труда приводит к достаточно высоким ценам. Однако двухслойные рафты дешевле, так как изготвляются из сравнительно недорогих материалов широкого применения.
Остановимся подробнее на некоторых моделях. Из однослойных конструкций — SOTAR и MNEV, а из двухслойных — RAFTMASTER.
SOTAR (State of the Art Raft) — заслуженно входит в лидирующую группу производителей рафтов. Первая конструкция самоотливного рафта в начале 80-х с пришнурованным к бортам надувным дном — это SOTAR. Они доказали всему миру, что рафт для бурной воды обязан быть самоотливным. Это был революционный шаг, который по прошествии лет стал казаться совершенно естественным. SOTAR первый исключил клеевые соединения, разработав новые ткани LEXATRON (полиуретан на капроновой основе) и POLYTRON (поливинилхлорид на более прочной лавсановой основе) специлально под сварные швы. На рафтах SOTAR Международная Федерация Рафтинга проводит все свои спортивные мероприятия.
SOTAR изготавливает рафты в трех исполнениях: Elite, Prfessional и Adventure. Рафты исполнения Elite изготавливаются из материала 40 oz. LEXATRON с 12-ти летней гарантией. Цвет — желтый, голубой, оранжевый и белый. Дно — надувное с продольным рифлением или гладкое. Цена — 5812 $ за 16-ти футовый рафт.
Рафты исполнения Professional изготавливаются из материала 33 oz. LEXATRON с 6-ти летней гарантией. Цвет — желтый или голубой. Дно — надувное с продольным рифлением. Цена — 4940 $ за 16-ти футовый рафт.
Рафты исполнения Adventure изготавливаются из материала 40 oz. POLYTRON с 5-ти летней гарантией. Цвет — желтый или голубой. Дно — надувное с продольным рифлением. Цена — 3952 $ за 16-ти футовый рафт.
Отечественный производитель однослойных рафтов из Санкт-Петербурга, Николай Мнев, занимался долгое время моторными лодками. С 1996 года фирма MNEV&K начала изготовление сплавных рафтов используя отработанные технологии (клейка с прогревом) и корейские ткани опробованные на моторных судах. Рафт MNEV классической формы и стоит 1800 $ за 16-ти футовый.
Продолжатель традиций пионеров отечественного рафтостроения фирма RAFTMASTER придерживается более популярной в российском туризме двухслойной технологии. Шитоклееная оболочка рафта RAFTMASTER — технологически сложное изделие, изготовленное на промышленном оборудовании опытными мастерами. Надувные элементы корпуса выклеены из легкого прорезиненного капрона по технологиям, используемым практически всеми отечественными производителями надувных конструкций ( ЯРТ, УРТ, СРТ). Все используемые материалы отечественного производства. Гарантия на судно — 2 года. Цвета — красный, вишневый, желтый, голубой, синий, зеленый и стальной. Цена — 1200$ за 16-ти футовый рафт (модель 999).
Главное, на что Вам следует обратить внимание при выборе рафта — наличие системы самоосушения. Лучше, если она будет в виде пришнурованного надувного дна. Жесткое фанерное дно у украинского рафта БРИГ — нонсенс. Важным фактором при выборе судна служит и предпочтенный Вами способ гребли.
Способы гребли в рафте
В рафтинге традиционно используются три способа гребли: распашными веслами, установленными на специальной раме (rowing oars), канойный (paddling) и комбинированный, когда гребцу распашными веслами помогают как минимум два каноиста.
В «Мекке» рафтинга — США, еще недавно, например, на востоке использовали только канойный способ гребли, а на западе — распашной. Но, постепенно, западные рафтеры адаптировались к энергичной групповой канойной гребле, а восточные — осознали мощность и маневренность распашной.
Практически любой современный классический рафт, благодаря симметричному корпусу, позволяет выбрать любой способ гребли.
Чисто распашной способ применим исключительно при экспедиционном и спасательном использовании рафта. Имеются желающие использовать распашные весла в семейном туризме, где приживается и комбинированный способ гребли. В коммерческом сплаве устанавливать гребную раму имеет смысл только на грузовом судне, так как в случае бурной воды возможны травматические повреждения малоопытных пассажиров.
Когда появился видеофильм «Дикая река» со звездой Голливуда Мэрил Стрип в роли бравой рафтерши, малочисленные отечественные рафтеры некоторое время находились под впечатлением комбинированного способа гребли во всей красе продемонстрированного в финальной части картины. Работа носовых гребцов с канойными веслами по вытягиванию рафта из «бочек» (зона обратного движения воды) и по боковым смещениям в дополнении к поступательным и вращательным усилиям распашного гребца казалась логичной и привлекательной. Однако, вскоре выяснилось, что распашная гребля на бурной воде весьма сложна. У малоопытного рафтера до половины гребков проходят в холостую. Положение «лицом вперед» (иначе первое же касание веслом «габарита» приводит к потери равновесия, а то и к тяжелой травме) не позволяет использовать всю мощь туловища, а бортовая качка сводит на нет синхронность движений.
Видимо, по-этому в спорте и экстремальных сплавах нет альтернативы канойной гребле. Гребля канойными веслами в рафте — это увлекательное командное мероприятие, требующее развитого чувства равновесия.
Мнение, что в рафте самостоятельно могут сплавляться неопытные новички, глубоко ошибочно и годится для рекламных буклетов коммерческих сплавных фирм.
Быстрее всех активной гребле в рафте кроме специалистов в ровной гребле и водном слаломе, обучаются горнолыжники, сноубордисты, виндсерфингисты, то есть те, кто привык к зафиксированным стопам. Свои стопы рафтеры заклинивают под надувными поперечинами, либо вдевают в специальные фиксаторы (locker). Самая большая ошибка — желание дополнительно зафиксировать на борту судна свою задницу. Это самый короткий путь к оверкилю (перевороту). В бурной воде рафт кидает как щепку, и только активные усилия всего экипажа позволяют сохранять судно на киле и выбранной траектории.
Отдав должное рафту и способам гребли перейдем к неоходимым аксессуарам рафтинга.
Защитное снаряжение
Участие в рафтинге подразумевает постоянную близость к бурной воде. Так уж получается, что горные реки не отличаются особо теплой водой, так как берут свое начало они на ледниках, а текут в глубоких тенистых ущельях. Конечно за некоторыми исключениями. Например, Замбези перед водопадом Виктория (после которого начинается каньон облюбованный рафтерами всего мира) сотни километров течет по равнине прогреваясь на всю глубину. Нам же в России, да и бывшем союзе о таких реках приходиться только мечтать, и готовиться к пронизывающему холоду быстрой и жесткой воды.
Одежда рафтера напоминает слоеный пирог из самых современных синтетических материалов: неопрен, Polartec, HiPora и т.п. Важнейшим фактором является быстрое высыхание на воздухе и хорошие теплоизоляционные качества.
Начинать следует со спасательного жилета, так как он необходим в обязательном порядке. Цены на жилеты — от 30 до 80$. Жилеты бывают жесткие (с вспененным наполнителем) и надувные. Важно чтобы жилет плотно сидел на рафтере, не мешал грести (морские и авиационные спасательные жилеты не подходят) и выбираться на судно из воды, а в воде не стремился соскочить через плечи. Объем жилета достаточно иметь не менее 12 литров (спортивные жилеты тестируют гирькой всего в 7 кг). Но главное помнить — никакой жилет не заменит умение плавать и не зачалит Вас к берегу самостоятельно — он лишь подстрахует и не более того.
Близость камней в сочетании со скоростью потока, да лопасти весел товарищей иногда оказывающиеся в непосредственной близости от Вашей головы — это далеко не все причины, для того чтобы одеть на голову защитный шлем. Легкие полиэтиленовые каски изготавливаются несколькими фирмами специально для рафтинга. Цены на них до 50$ и экономить на этих головных уборах не следует. Особенно хороши шлемы: Protec (США) , Prijon и Romer (Германия).
Дальнейшая экипировка зависит от условий сплава. И если на Замбези Вам дополнительно понадобятся только шорты и сандали, то на горных реках Средней Азии и Алтая необходим неопреновый гидрокостюм, брызговая куртка, неопреновая обувь и защитные брюки с накладками на коленях, бедрах и голени. А на Севере, где к холодной воде добавиться и невысокая температура воздуха, вместо неопренового костюма Вы облачитесь в нательное белье из Polartecа и сухой изолирующий костюм, а на руки надените неопреновые перчатки. Итак, по порядку.
Неопреновый гидрокостюм. Самый распространенный вариант — полукомбинезон без рукавов с глубокой проймой и молнией на груди. Толщина неопрена от 3 до 5 мм. Коленные и бедренные накладки важные при сплаве в каяке для рафтера необязательны. Костюм выбирают строго по размеру, в мокром состоянии он немного растягивается, а полостей между телом и неопреном быть не должно. Для женщин костюмы имеют специальный крой и являются большим дефицитом. Цена — от 100 до 200$. Костюмы для дайвинга не подходят, наличие рукавов мешает работать веслом, натирает подмышки. Короткие варианты без плечиков или шорты хороши только в теплую погоду. Наиболее популярны костюмы фирм Prijon, Hiko, Camara.
Брызговая куртка изготавливается из современной мембранной ткани, одевается поверх неопренового костюма и защищает от брызг руки и плечи. В холодную погоду попдевают нательную рубашку из Polartecа. Цена на брызговую куртку в среднем 30-40$.
Защитные брюки за рубежом практически не изготавливают, там обходятся отдельными щитками. В России их изготавливают на заказ, есть интересные конструкции, когда брюки объединены со спасжилетом в комбинезон.
На ногах рафтера специальная сплавная обувь. Это, как правило, неопреновые ботинки на резиновой ребристой подошве. Иногда верх ботинка изготовлен из прочной сетки, тогда под ботинок одевают неопреновый носок. Цена ботинок фирм Hiko и Prijon — от 30 до 70$.
Большое значение для успешного сплава имеет упаковка снаряжения. Для видео и фототехники используют полиэтиленовые кофры от американской фирмы Pelicase, цена на них от 100 до 200$. Для одежды удобны так называемые драйбэги (dry bag) — герметично закрываемые мягкие мешки, снабженные ручками для переноски или рюкзачными лямками. Используют и жесткие полиэтиленовые бочки с герметичной крышкой. Бочки рекомендуют для той же фототехники или медицинской аптечки. Практически все фирмы занимающиеся производством рафтов и иных сплавных средств выпускают широкий спектр гермоупаковок: Prijon, Hiko, SOTAR и др.
Заключение
Теперь выбор за Вами. Рынок снаряжения для рафтинга, как видно из статьи, достаточно обширен, а перечень необходимых вещей (включая судно) в денежном эквиваленте приближается к стоимости автомобиля.
Я, однако, хочу порекомендовать список пяти наиболее важных факторов, влияющих на принятие решения.
Вы собираетесь приобрести судно для участия в соревнованиях, для туризма или для… рыбалки. Если для соревнований, то не забывайте о существующих габаритных ограничениях. Если для туризма, то имейте в виду категорию предполагаемых Вами маршрутов. Если только для рыбалки, то прочитайте статью с самого начала.
Предполагаемая длительность путешествий и степень их автономности. Здесь следует рассмотреть и вероятные транспортные проблемы, связанные с доставкой судна к началу маршрута и возможность его ремонта в полевых условиях.
Количество членов экипажа, среди которых следует сразу выделить предполагаемых пассажиров. Здесь необходимо учесть их возраст и сплавной опыт.
Предпочтительный способ гребли, посадки экипажа судна.
Ваши финансовые возможности. Помните: «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи…»
Успешного Вам выбора…
Григорьев Алексей..
raftmaster.com