Как помочь ребенку стать внимательным? Как ребенка научить внимательности
Успехи детей в учебе и других видах деятельности во многом зависят от их способности быть внимательными.
Когда ребенок становится учеником, к нему предъявляются разного уровня новые требования, у него появляются новые обязанности. Кто-то с ними справляется легко и просто, а для кого-то это сложный и порой трудный процесс.
Школа, в свою очередь, стремится не только дать определенный багаж знаний своим ученикам, но и ставит более значимую цель — научить детей учиться.
Это сделать не так просто, так как в первую очередь эта цель требует развития у детей всех необходимых для учения познавательных процессов. Это мышление, память, воображение, внимание.
Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих.
Очень часто оказывается, что успехи наших детей в учебе и других видах деятельности во многом зависят от сформированности у них способности быть внимательными.
Как часто мы говорим своему ребенку-школьнику: «Ты невнимательный!», когда ребенок допускает нелепые ошибки, не может их найти.
Нередко из-за недостатка внимания ребенку трудно учиться в школе. Маленький ученик словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится труднее, т.к. поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.
Внимание — это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Конечно, в школе предусмотрены практически на всех уроках задания на внимание. Но надо заметить, что как бы ни старались учителя использовать эти задания в своей педагогической деятельности, они могут только поддерживать тот уровень развития внимания, который имеется у учеников на данном этапе. На это существуют определенные причины: во-первых, объем учебного материала достаточно велик; во-вторых, должна быть определенная система заданий и работа, как правило, должна быть индивидуальной, что в классе осуществить трудно.
Тем не менее, ученику необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. Самому младшему школьнику это сделать еще трудно. И главным помощником ребенку могут стать его родители.
Работать есть над чем. Это показали результаты анкетирования, проведенного среди учащихся 2-ых классов.
На вопрос «Часто ли ты отвлекаешься во время выполнения домашнего задания?» только 31 % учащихся ответили, что они не отвлекаются. Причинами того, что может отвлечь называли разное. Чаще всего отвлекают сами родители (так считают ваши дети!). Не меньше отвлекают другие родственники, среди которых чаще назывались младшие братья и сестры. Могут отвлечь и домашние животные, реже были названы такие причины как телефон, телевизор (громкий звук).
Был и еще один вопрос: «Считаете ли вы себя внимательными?» Из всех учащиеся ответили «нет» — 53 %, «да» — только 19 %.
Так же были и другие интересные сведения, которые доказывают, что развитию внимания родители не придают большого значения.
Например, по ответам детей, дома помогают делать уроки 79% родителей, из них помогают и подсказывают 27 %, проверяют работы, иногда объясняют непонятное — 31%, за двойки ругают 41%, расстраиваются и выясняют причину двойки — 8%, не занимаются дополнительно и не играют со своими детьми — 66% .
Чтобы помогать ребенку, мы должны знать, что надо делать и как.
Что же такое внимание? Внимание — это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но выделить из нее полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание.
Когда учитель говорит об отсутствии внимания вообще — это очень обобщенно. Внимание имеет такие основные свойства как концентрация, объем, устойчивость, распределение и переключение. И у ребенка может быть развито хорошо одно из названных свойств внимания и совершенно отсутствовать другое, которое как раз и требует коррекции.
Поэтому прежде, чем приступать к занятиям по развитию внимания, надо знать, какие именно свойства слабо развиты у вашего ребенка, ибо каждое свойство очень значимо для успешной учебной деятельности.
Концентрация внимания — умение сосредоточиться на нужном объекте, его частях, способность вникнуть в задачу. Ребенок с хорошей концентрацией внимания отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, тот, у кого не развито это свойство, бывает рассеянным и несобранным.
Объем внимания — это количество одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 7 лет число таких объектов колеблется от 3 до 5. При хорошем объеме внимания ребенку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. Умение выполнять эти операции говорит о развитии логического мышления.
Устойчивость внимания — это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте. Ребенок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь, ему нравится длительная напряженная работа (интерес к заданиям повышенной трудности).
Распределение внимания — это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно: заниматься работой и наблюдать за окружающим (легко ли воспринимаются дополнительные разъяснения и беглые замечания учителя).
Переключение внимания — это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи.
Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребенок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, может ли быстро закончить какое-либо занятие или постоянно возвращается к нему в своих мыслях и действиях (продолжают решать, когда все закончили; все считают устно, а некоторые пытаются в это время записывать то, что до этого сделать не успели).
Когда вы изучите внимание своего ребенка и выявите, какое свойство наименее развито — можно приступать к занятиям.
К числу эффективных средств развития внимания относятся игры и игровые упражнения, которые можно включать в любую, даже очень серьезную деятельность.
Примеры игр и игровых упражнений
- «Кто внимательный?» Читают текст. Дети должны понимать смысл и считать количество слов со звуком [М], например.
- «Сколько чего?» Детям нужно осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся в ней предметов, отбирая по любым признакам: цвет, форма, материал, из которого сделаны предметы, чтобы была определенная буква в их названии.
- «Повтори быстро». Ребенок может повторять за вами слова только тогда, когда вы говорите слово «повторите» (диалог идет быстрый). Можно использовать слова: скажите, произнесите и т.д.
- «Построй в темноте». На столе кубики и спичечные коробки или иные предметы (части от конструктора, кубики разного размера). Ребенок с завязанными глазами должен быстро построить одной рукой столбик с основанием в один кубик (возможен соревновательный момент).
- «Не собьюсь». Счет до 30. Определенные числа (содержащие цифру 3, делящиеся на 3) называть нельзя. Вместо них — любое движение или слово (подпрыгнуть, сказать «не собьюсь»).
- Бросать мяч, называя существительные. Ребенок, принимая мяч, называет подходящий по смыслу глагол и говорит свое существительное и т.д.
- Игры в шашки и шахматы. Эти игры не зря называют школой внимания. Надо просчитать ходы наперед, сделать выводы.
- Игра в перепутанные действия. Если я подниму руки вверх, дети — в стороны, если я присяду — дети подпрыгивают и т.д. Нельзя забывать, что задания на развитие внимания часто встречаются в различных детских журналах и др. изданиях. Это хорошо вам знакомые лабиринты, рисунки с перепутанными линиями, нахождение отличий на картинках, вычеркивание в тексте определенных букв (через три), решение различных головоломок и др. Так вырабатывается сосредоточенность.
- Учитель или родитель предлагает решить устно несколько арифметических примеров. Например, даны 2 числа — 84 и 26. Первую цифру второго числа нужно умножить на вторую цифру первого, к полученному произведению надо прибавить вторую цифру второго числа и из этой суммы вычесть первую цифру первого числа (2 × 4 + 6 -8 = 6) (устойчивость внимания).
- Предлагается удержать восприятие рисунка (усеченная пирамида, приближающаяся к нам — уходящая внутрь; профиль — ваза), только в одном положении определенное время. При изменении ставить черточку на бумаге (объем внимания).
- Посмотреть на предметы в течение 1 секунды и потом назвать: сколько и какие предметы изображены? какие цифры изображены? в какую фигуру вписана та или иная цифра? (распределение внимания).
- Одновременно решать несложные математические примеры и слушать пословицы. Затем назвать ответы и повторить, что за пословицы были названы.
- Писать числа от 1 до 20, а называть их при этом в обратном порядке.
- По таблице с буквами и цифрами — сначала назвать цифры по порядку, потом — буквы по алфавиту, потом чередуя букву — цифру (переключение).
- На листочке числа от 1 до 20 вразброс, надо указать и назвать их по порядку как можно быстрее.
Помогайте вашим детям стать внимательными. Приобретайте и читайте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания.
Играйте вместе с детьми. Это дает возможность лучше понять ребенка, лучше его узнать, найти правильный подход, расположить его к себе.
Не забывайте о спортивных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание.
Учите детей быть наблюдательными — умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире (что-то переставили дома, сломалась ветка дерева, сорвали цветок, который вчера еще был и т.д.) Все это будет способствовать обогащению и развитию личности.
Л. П. Прохватилова, преподаватель гимназии (г. Печоры),
победитель областного конкурса «Учитель года»
Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на [email protected]
Как улучшить активность мозга у школьника
Содержание:
Низкая успеваемость ребенка в школе и нежелание ходить на занятия – распространенная проблема во многих семьях. Причиной этому могут быть большие нагрузки школьных программ и неумение учителей подать информацию в интересном виде. Повысить концентрацию внимания, память и усидчивость можно с помощью разных методов.
Эйдетика – наука о развитии памяти. Она помогает человеку более эффективно воспринимать информацию. Основной принцип эйдетики состоит в следующем: любую информацию можно представить в виде картинок-образов. Такой способ обучения используется не просто для улучшения памяти, он делает учебный процесс игрой. При этом дети будут стремиться получить новые знания и не захотят уклоняться от выполнения домашних заданий. Эйдетика для детей — методика, подходящая школьникам любого возраста.
К содержанию
Таблетки для памяти
Низкий уровень успеваемости в школе вполне может быть из-за рассеянного внимания. Решить проблему помогут ноотропные препараты для улучшения памяти, они позволяют повысить кровообращение мозга и концентрацию внимания. Ноотропы оказывают положительное воздействие не только на интеллектуальные способности детей и взрослых, они также нормализуют общее состояние нервной системы. Такие лекарства для улучшения памяти содержат нейромедиаторы, витамины и аминокислоты. Еще один активный компонент данного средства – глицин. Это вещество уменьшает психоэмоциональное напряжение и положительно влияет на умственные способности. Купить ноотропный препарат можно после консультации с врачом.
Вещества, которые имеют прямое отношение к памяти: кальций, йод, медь, марганец, железо, магний, цинк, ниацин, фолат, холин, лецитин, витамины В1, В6, В12 и С. Эти вещества содержатся в биологически активных добавках (БАД), которые не являются лекарственными средствами, а также в натуральных продуктах.
- Мозгу нужна глюкоза — источник энергии. Чтобы восполнить ее недостачу, необходимо употреблять в пищу продукты, улучшающие память — бананы, картофель и виноград.
- Естественные стимуляторы мозговой активности — витамины группы В. Они содержатся в злаковых культурах, молоке, печени и дрожжах.
- В нежирном мясе, кунжуте и яблоках содержится железо, которое отвечает за нормальный уровень гемоглобина в крови.
- Цинк и медь активизируют мышление. Они содержатся в цветной капусте, зернах подсолнуха и овсяной каше.
- Лецитин отвечает за нормальный рост и развитие организма, он также нужен для обеспечения концентрации внимания и благоприятной работы мозга. Его основные источники: орехи, сельдь, яйца, сливочное масло.
- Магний и кальций есть в сыре, авокадо, кунжуте и манго.
Мозг состоит из воды на 85%. Дефицит даже 2-3% воды может существенно понизить активность мозга. Чтобы иметь возможность быстро решать задачи и запоминать правила, подростку нужно выпивать не менее двух литров воды в день.
Головной мозг, как и тело, нуждается в постоянных тренировках, иначе он просто теряет тонус.
К содержанию
Развитие памяти у детей: упражнения для мозга
- Заставьте работать и правое и левое полушарие головного мозга. Для этого возьмите два карандаша, в правую и в левую руку, а затем нарисуйте одновременно две фигуры.
- В течение минуты левой рукой гладьте себя по голове, а правой отбивайте дробь по столу. Через минуту поменяйте действия для каждой из рук – левой отбивайте дробь, а правой – гладьте голову.
- Делайте привычные дела по-новому. Любое нестандартное поведение формирует новые нейронные связи, а значит, улучшает работу мозга.
- Применяйте нестандартные подходы к обучению. Например, ребенок учит правило: «не с глаголами пишется раздельно». Предложите ему представить, что глагол – это футболист, а частица «не» — это мяч, который нужно отбросить.
- Учите с ребенком стихи и песни. Ключевые слова предложений можно нарисовать в виде ярких образов.
- При заучивании последовательности слов попросите ребенка придумать историю, в которой запоминаемые слова будут располагаться в нужном порядке. Такой способ отлично тренирует память и развивает фантазию.
- Психологи подтверждают, эмоционально окрашенные события запоминаются быстрее. Чтобы запечатлеть в своей памяти что-либо, проводите аналогии и создавайте ассоциации. Чем больше ярких образов, тем лучше.
- Новые английские слова и математические формулы записывайте на стикерах и развешивайте там, где вы обязательно наткнетесь на них взглядом.
- То, что вам особенно хорошо нужно запомнить, повторяйте перед сном.
Существуют различные игры на развитие памяти, логики с интересными заданиями и головоломками. Полноценный сон, хорошая двигательная активность, правильное питание – все это важные условия для улучшения памяти и работы мозга.
Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на [email protected]
упражнения и методики развития. Особенности. Задания на внимательность для детей 1 и 2 класса
Если ребенок с трудом сосредотачивается на задачах, плохо концентрируется на нужной информации и неспособен запомнить то, что рассказывает учитель, это приводит к низкой успеваемости в начальной школе. При неразвитом внимании у детей отмечают нехватку концентрации, ухудшение памяти, проблемы с выполнением домашних заданий.
Для улучшения ситуации и развития внимания у младших школьников можно использовать специальные приемы и игры. Существует достаточно много методик для работы с детьми школьного возраста, в результате применения которых ученики становятся более внимательными. Рассмотрим подробнее, какие есть особенности внимания школьников, а также какие задания на внимательность для детей 1 и 2 класса наиболее эффективны.
Особенности развития внимания
Психологи называют вниманием избирательное восприятие определенной информации. В таком состоянии сознания ребенок сосредотачивается на каких-то значимых предметах, отбрасывая несущественное и ненужное. Это своеобразный фильтр, помогающий предотвратить перегрузку информацией и усвоить именно то, что требуется. У внимания выделяют несколько важных свойств.
- Объем. Эта характеристика показывает, на скольких предметах ребенок может концентрироваться одновременно. В норме в младшей школе объем составляет 2-5 единиц. При его снижении у первоклассника не получается сосредоточиться даже на двух заданиях, удерживая их в уме.
- Концентрация. Это свойство уделять максимум внимания определенному действию или предмету. Оно помогает наиболее успешно выполнять работу. При недостаточной концентрации у ребенка формируется склонность к поверхностному взгляду на предметы, он становится рассеянным.
- Избирательность. Так называют свойство выделять из окружения значимые явления или предметы. При проблемах с избирательностью у школьника не выходит концентрироваться на тех моментах, которые необходимы ему для решения конкретного задания.
- Устойчивость. Так называют способность длительно фиксировать внимание на каком-то одном объекте. В первом классе устойчивость составляет 7-12 минут, но с 9-10-летнего возраста она активно растет. Если имеются проблемы с таким свойством внимания, ребенок будет постоянно отвлекаться, а учителя назовут его неусидчивым.
- Переключаемость. Благодаря этому свойству школьник легко чередует вид деятельности, намеренно концентрируется на новой задаче, а потом возвращается к предыдущей. Это полезно при утомлении, например, если работа однообразная. В таком случае переключение внимания будет определенным отдыхом.
- Распределение. Данное свойство позволяет заниматься одновременно несколькими делами. Оно используется при комментированном письме, проверке своей работы, математическом диктанте. У первоклассников распределение обычно неразвито и начинает проявляться, когда один из навыков уже стал привычным (автоматизированным), например, если ребенок уже хорошо пишет без вспоминания каждого из символов, то он с легкостью сможет в то же время говорить.
На внимание в полной мере влияет и темперамент ребенка. Холерикам и сангвиникам легче переключаться, они успевают сделать многое, но непоседливы. Меланхоликам и флегматикам удается надолго сосредоточиться, но со стороны они кажутся пассивными и невнимательными.
По словам специалистов, внимание формируется довольно длительное время, а сам процесс является сложным. Он начинается в раннем возрасте и активно продолжается в начальных классах.
Дети, которые только начали посещать школу, перестраивают свои мыслительные процессы и нередко сталкиваются со сложностями, ведь малыши часто отвлекаются, не умеют распределять внимание на несколько объектов.
И задача по развитию внимания – одна из главных для успешного обучения в начальной школе.
Как повысить?
Развитие внимания в школьном возрасте приводит к формированию такого важного личностного качества, как внимательность. Организовывая занятия, важно помнить о том, что существует несколько видов внимания. Первый – это непроизвольное внимание, которое стимулируется чем-то новым и необычным. Второй – это произвольное внимание, которое является осознанным и волевым, появляется при желании сконцентрироваться на чем-то определенном. И третий – это послепроизвольное внимание, которое заключается в появлении стремления и интереса к познанию нового.
У младших школьников преобладающим видом является непроизвольное внимание, то есть первоклассники хорошо реагируют на новую информацию, но еще не умеют намеренно управлять своим вниманием. Учителя и родители должны стараться привить ребенку навык волевого внимания (произвольного), а также развить послепроизвольное внимание, чтобы школьник научился концентрироваться на заданиях усилием воли.
Сначала детям предлагают более простые задания, и лишь при успешном выполнении их усложняют. К примеру, школьнику дают рисунок, на котором изображен простой узор из счетных палочек. Он должен повторить картинку по образцу – справившись с легким узором, переходят к более сложным.
Если это графический диктант, то вначале он состоит всего из нескольких шагов и формирует простую фигуру, а позже может стать достаточно сложным и объемным.
Отлично развивают внимательность игры, в которых нужно искать отличия, повторять действия за взрослым, находить общее, описывать в деталях увиденное или прочитанное. Большую эффективность имеют занятия с текстом, рисунками (раскраски, продолжение узоров), стихами, цифрами. Не стоит пренебрегать и настольными играми, так как во время игры в шахматы, лото, нарды или шашки дети не только длительное время сосредотачиваются на этом занятии, но и учатся логически мыслить, угадывать шаги соперника, планировать свои действия.
Лучшие упражнения и игры
Работать над развитием устойчивости, избирательности, объема и других свойств внимания рекомендуется ежедневно. Для этого используются разные приемы и методы, а длительность тренировок составляет 15-20 минут (если концентрация плохая, а внимание неустойчивое – начинают с 5-10 минут).
Хорошо зарекомендовала себя соревновательная форма занятий, которая дополнительно стимулирует лидерские качества.
«Помню все»
Такая игра отлично тренирует и внимание, и память. Перед ребенком ставится задание запоминать цепочку слов определенной тематики, например, названия стран, городов, фруктов или овощей. Один участник называет первое слово (например, «брокколи»), второй должен повторить его и добавить свое слово (например, «брокколи-картофель»), далее первый участник добавляет еще одно слово (например, «брокколи-картофель-огурец»), следующий – еще одно (например, «брокколи-картофель-огурец-морковь»), и так далее.
Игра станет еще интереснее, если привлечь больше участников и судью, который будет записывать названные слова. Если ребенок забудет какое-то слово, он выбывает, поэтому самый внимательный выигрывает. Благодаря соревновательному моменту мотивация тренировать внимательность и память многократно возрастает.
«Найди слова»
Такая игра может проводиться учителями на уроках письма или в домашних условиях с использованием бумажных пособий.
Главная задача – искать в ряду сплошных букв «спрятанные» слова.
Эти слова также могут группироваться с исключением лишних (неподходящих по числу, роду, падежу и другим параметрам).
«Назови цвет»
Для такого упражнения используются листы со словами, обозначающими цвет. При этом сами слова напечатаны шрифтом другого цвета, например, слово «красный» будет черным, а «синий» – зеленым. Задачей ребенка будет сконцентрироваться и назвать лишь слова определенного цвета. Эта игра подойдет и для группы детей – тогда можно устроить соревнования и в конце выбрать победителя, который ни разу не ошибся.
«Найди отличия»
Упражнение является классическим заданием по развитию внимательности. Ребенку дают два похожих изображения с небольшими отличиями, которые и надо отыскать.
Сложность зависит от возраста, поэтому для учеников 1-2 класса подбирают картинки с крупными элементами и неброскими красками, а для тех, кто ходит в 3-4 класс, уже можно использовать яркие изображения с многочисленными мелкими деталями.
Их рассматривание будет тренировать внимательность, положительно скажется на объеме внимания и его устойчивости.
«Соедини половинки»
Ребенку предлагают слова, разделенные на две части. В один столбик выписаны первые половины слов, во второй – вразброс вторые. Задача – соединить между собой части и записать в рабочую тетрадь целые слова. Упражнение помогает тренировать такие характеристики внимания, как устойчивость и концентрация.
«Много-один»
Для этой игры понадобится мяч. Взрослый бросает мячик, называя слово в единственном числе, например, «кот», а ребенок, словив мяч, должен отвечать во множественном числе (в нашем примере – «коты»).
Упражнение подходит и для группы детей, а если его делать в школе в 3-4 классе на уроке во время изучения существительных, то словивший мяч ребенок может дополнительно называть род названного учителем существительного.
Игра отлично развивает переключение внимания.
«Нарисуй по памяти»
Школьнику на 1-2 минуты дают рассмотреть карточку с группой изображений на определенную тематику (цветы, рыбы, мебель, цифры, посуда, домашние животные). Далее карточку убирают, а ребенок должен нарисовать на чистом листе то, что успел запомнить. Упражнение эффективно для развития внимательности, памяти и воображения.
«Что изменилось?»
Для игры подготавливают 10-15 мелких предметов, которые раскладываются на столе. Ребенок должен 30 секунд рассматривать их, затем развернуться к столу спиной, а в это время взрослый поменяет расположение 3-4 вещиц. Когда ребенок повернется к столу лицом и внимательно осмотрит предметы, он должен выявить изменения.
Если играет несколько детей, то за каждый правильный ответ дают по одному очку. Кроме того, за ошибку (если предмет не был переложен) снимается одно очко. Выигрывает тот, у кого в результате будет максимальное количество очков.
Рекомендации
По словам психологов, развивать внимание нужно постоянно. Если вы решили организовать дополнительные занятия, чтобы улучшить концентрацию внимания на уроках и выработать у младшего школьника внимательность, то они должны быть регулярными, без длительных пауз. Только систематический подход и регулярность нагрузок помогут научить ребенка концентрировать внимание в достаточной мере.
При этом занятия важно проводить в таком месте, где ребенок не будет отвлекаться на какие-либо внешние раздражители.
Комментировать работу школьника, когда он поглощен процессом, тоже не рекомендуется, ведь из-за ваших замечаний ребенок перестанет концентрировать внимание на работе, поэтому он быстрее устанет и потеряет интерес.
Немаловажно также перед занятием кратко и четко объяснить задачу, убедившись, что ребенку все понятно.
Как улучшить память у подростка: 5 советов психолога
Внимательность и память в современном мире
Говорить о развитии памяти у подростков — очень важно.
Информации настолько много, что главный вопрос в том, как запомнить именно нужно то, что нужно.
Взрослым людям активные подростки, которые успевают повсюду и держат в своей голове тонны порой ненужных им знаний, кажутся роботами с не одним десятком террабайтов встроенной памяти. А для детей мамы, которые помнят обо всех делах, которые нужно сделать за один выходной, кажутся тоже сверхлюдьми.
Но эти случаи скорее исключения из правил современной жизни.
Зачем всё помнить, если есть телефон?
Под рукой всегда есть какой-то гаджет, в который удобно всё что придёт в голову. Значит, использовать собственную «встроенную память» не так нужно.
Всё просто: пара кликов и ты выбрасываешь то, что было в голове. Теперь место этому в телефоне.
Казалось бы, живи да радуйся – зачем нагружать свой мозг? Безусловно, технические возможности гаджетов восхищают. Но мы перестаём тренировать такую важную «мышцу» в нашем мозге, как память.
Ведь принцип работы с ней такой же, как в спорте с мышцами тела. Чем больше подходов «правильных» упражнений с весом сделаешь, тем качественнее будет тренировка.
Даже в современном мире, где нет необходимости всё держать в голове, пользоваться собственной памятью необходимо.
Это важные психические процессы. Внимание позволяет не отвлекаться, а память помогает удержать и после воспроизвести информацию.
Зачем их нужно развивать школьникам?
Во-первых — учёба. Уроки в школе, домашние задания, попытки запомнить несколько параграфов перед контрольными. Здесь гаджеты не помогут, по понятным причинам.
То есть, на сколько развиты внимание и память, тесно связано с успешностью в учёбе. А в значит, и с уверенностью в себе.
Во-вторых, экзамены — ОГЭ, ЕГЭ и другие. Они требуют запоминания огромного количества материала, в некоторых случаях даже всего школьного курса!
Многие ребята определяются, какие предметы будут сдавать, за год, или за еще меньшее время до экзамена. Представляете, сколько всего нужно учить?
Насколько проще подготовиться к экзамену подростку с хорошей памятью, и как трудно школьнику с проблемами в этой сфере.
Подростковые особенности внимания, памяти и мышления
Если раньше ребенок всё запоминал больше механически, то теперь ситуация меняется. Мышление подростка развивается очень быстро. К возрасту 13 лет он хорошо мыслит логически, умеет строить гипотезы, уверенно использует абстрактные понятия. Полностью становление этих психических процессов завершается к 16 годам.
У подростка преобладает логическая, смысловая память. Так же она становится более произвольной. А механическая память напротив, снижается.
Это может быть непривычно для ребёнка. Ведь раньше было по-другому. Всё запоминалось будто «само собой» или он «зубрил» и было отлично. Говоря простыми словами — теперь для того, чтобы запомнить информацию, ему нужно захотеть это сделать и понять смысл.
Большая проблема в том, что в школах часто делается упор именно на зубрёжку. Дети чаще пользуются механической памятью. Отсюда большое количество жалоб на плохую память подростков.
Внимание подростка тоже выходит на совершенно новый уровень. В этом возрасте школьники способны сознательно концентрироваться на неинтересном задании. Могут — не значит делают. Тут речь идёт именно о физических способностях. А другая особенность подростков — эмоциональность, впечатлительность, не дают на долго сконцентрироваться на неинтересном объекте.
Если у подростка резко ухудшилась память, стоит обратиться к врачу.
Как заниматься развитием памяти и улучшать память?
Вывод один — память школьника имеет много возможностей. Осталось правильно их использовать.
Вот несколько советов:
Альтернативные способы запоминания.
Например, мнемотехника — создание ассоциативных образов для лучшего запоминания объектов.
Обучение структурированию информации.
Таких, как создание «интеллектуальных карт» или других.
Правильное питание и здоровый образ жизни.
Это залог здоровья и развития мозга.
Повышение мотивации и осознанности.
Нужно что-то запомнить? Начни с того, чтобы понять «зачем?»
Хобби.
Нужно, чтобы подростку было чем заняться помимо учебы. Это смена деятельности и ведущего типа мышления. Спорт, творческие занятия, альтернативное обучение — всё, где придётся мыслить иначе.
Тренировки мозга на практике
Решение головоломок
Это — отличный способ быстро концентрироваться. Если решать головоломки на время, можно научиться справляться с поставленной задачей в максимально сжатые сроки.
Цветные слова
Наверняка многие видели картинку, где цвет слов не совпадает с их окраской — слово желтый написано красным цветом. Задача – как можно быстрее назвать цвет слов. Это упражнение направлено на развитие внимательности и считается одним из самых эффективных.
Алогичная цепочка
Написано 20 слов. За 1,5 минуты запомнить максимальное количество слов и воспроизвести их по порядку. Слова между собой абсолютно никак не связаны. Чем выше ваш результат, тем лучше память. При регулярных тренировках результат налицо.
Наизусть
Простой, но работающий метод. Стихи, песни, сюда же, пересказы книг и фильмов. Память скажет вам «спасибо». И будет возможность блеснуть своими знаниями практически при любой жизненной ситуацией.
Кстати, можно эти тренировки сделать хорошими семейными традициями и развиваться вместе! Так тренировки памяти станут проще проще и веселее!
Курсы по развитию памяти в центре К.О.Т.
Занятия дома — полезны и эффективны. Однако, не единственный. В тренинговом центре К.О.Т. разработан специальный курс «Развиваем внимание и память». Программа учитывает все особенности мышления подростков.
Обязательная и очень важная часть программы — диагностика. У каждого человека есть тип памяти, который развит в Большей степени. И при тренировке запоминания стоит учитывать это. Конечно, работать стоит со всеми его типами, но, если делать акцент на сильные стороны, эффект всегда будет лучше.
По итогам диагностики и занятий наши специалисты строят индивидуальную стратегию тренировки памяти для каждого участника и дают практические рекомендации школьникам и родителям.
Ответьте сейчас на несколько вопросов теста. Вы узнаете, легко ли вашему ребенку запоминать информацию.
Пройти тест
Как развивать внимание у школьников
Памятка для родителей
КАК ПОМОЧЬ
РЕБЁНКУ РАЗВИТЬ ВНИМАНИЕ?
ПСИХОЛОГИ РАЗЛИЧАЮТ ВНИМАНИЕ И ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ.
Внимание — направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-то объекте. Способность к непроизвольному вниманию свойственна всем людям без исключения.
Внимательность — сложившееся качество личности. Рассеянный школьник, как и все другие дети, способен «обратить внимание» на какой-то объект. Однако он часто не может полностью сосредоточиться на этом объекте: внимательность еще не стала его личным качеством. Понятно, что отсутствие этого важного качества не лучшим образом сказывается на его школьных достижениях.
Рассеянность может быть обусловлена каким-то заболеванием, нарушением мозговой деятельности или, например, воспалением носоглотки, аденоидитом. Но почему же тогда так много невнимательных среди здоровых детей? Понятно, что не стоит ждать особой сосредоточенности, если ребенок устал, ему неинтересно, у него в данный момент другие желания, а вокруг много посторонних раздражителей. Но эти объяснимые временные состояния постепенно складываются в общий стиль учебной работы, а затем становятся жизненным стилем.
Организация внимания школьника на уроке зависит, прежде всего, от мастерства учителя. Дома же родителям приходится брать эти функции на себя.
РЕКОМЕНДАЦИИ: на что родителям необходимо обратить внимание?
1. Создайте ребенку спокойную обстановку для работы, не допускайте перегрузок и утомления. Сделайте так, чтобы в учении для него было больше увлечения, чем принуждения. Для детей, с низким уровнем развития внимания особенно важно всегда начинать приготовление уроков в одно и то же время. Тогда им легче мобилизоваться, настроиться на работу. Установка вырабатывается и на постоянное рабочее место. Достаточно усесться за привычный стол, и приходит рабочее настроение. Причем желательно, чтобы это место было только местом для занятий, а не для игр и дополнительного чтения. Тогда ничто не будет отвлекать ребенка от основного занятия.
2. Все необходимое для работы всегда должно быть у ребенка под рукой. Начиная от ручки, бумаги и до таблиц, схем, словарей и т.п.
3. В перерывах между сложными видами работы используйте приемы расслабления или двигательную разрядку.
4. Развивайте у вашего школьника навыки самоконтроля, самопроверки выполненной работы. Можно специально составить текст из 13-14 предложений. В каждое предложение включите одну-две типичные для вашего школьника ошибки. Например: пропуски букв, слов; повторение слогов в слове; замена букв или слов и т.п. Ребенку надо проверить текст, найти и исправить в нем ошибки. Причем проверять можно разными способами:
самостоятельно, читая про себя;
читая вслух и отчеркивая слоги вертикальными черточками;
сравнивать текст с правильным образцом.
Научите ребенка при проверке пользоваться непрозрачной линейкой. С ее помощью слово открывается постепенно, по слогам, без забегания вперед. Ведь ошибки часто не замечаются, если ученик забегает вперед и «узнает» слово.
5. Выберите специальное время для упражнений, развивающих способность к сосредоточению, концентрации, повышающих устойчивость внимания, умение переключаться. Таких упражнений достаточно много, но они должны быть интересными и не восприниматься как продолжение скучных уроков. Найти такие упражнения можно в многочисленной литературе для родителей. Примеры:
Например, если ваш ребенок невнимателен при чтении и письме, предложите ему такое задание. Возьмите несколько страниц печатного текста из старой книги или журнала (шрифт должен быть достаточно крупным). Инструкция: «Вычеркни все буквы «т», а буквы «д» обведи кружком». А потом вместе с ребенком проверьте, сколько допущено ошибок. Упражнение можно повторять каждый день, меняя инструкцию. Постепенно количество ошибок будет снижаться.
Можно найти специальные фигурные таблицы для тренировки способности к переключению внимания. Дается инструкция в каждой фигурке таблицы поставить определенный значок. Например: в квадрате — горизонтальную черточку, в кружке — вертикальную, в треугольнике — точку и т. д.
Очень полезны упражнения по расшифровке сообщений, записанных специальными значками (вроде пляшущих человечков из рассказа А. Конан-Дойля). Придумайте такой секретный алфавит и составьте с его помощью небольшое письмо. Этот вид работы довольно сложный, но очень полезен для тренировки способности к концентрации и распределению внимания.
Известное упражнение — отыскивание по порядку чисел, произвольно разбросанных на листе бумаги. Вы можете сами нарисовать такую таблицу.
Возможно, что вашему ребенку понадобится тренировка специфического вида внимания. Например, он хорошо воспринимает информацию, представленную в зрительном, наглядном виде. И благополучно пропускает то, что предъявляется на слух. Вспомните выражение «в одно ухо влетает, из другого вылетает». Это про него. Значит, необходимо развивать у такого школьника слуховое внимание, учить его сосредоточиваться на своих слуховых ощущениях. Попросите его закрыть глаза и прислушаться к окружающим звукам. А затем пускай перечислит то, что услышал (шум льющейся на кухне воды, звуки с улицы, разговор за стеной и т.д.). Или такое упражнение: вы называете ребенку в произвольном порядке несколько имен. Каждое должно прозвучать несколько раз. Например: Катя, Антон, Даша, Дима, Антон, Антон, Даша, Катя, Дима, Катя и т.д. При этом отмечаете для себя, сколько раз назвали то или иное имя. Задача ребенка — сказать, сколько раз прозвучало каждое имя.
Бывает, что ребенок, наоборот, недостаточно внимателен при восприятии зрительной информации. В таком случае стоит тренировать его наблюдательность, умение подмечать детали, сравнивать величину, цвет, положение предметов, другие признаки. Возьмите несколько любых мелких предметов, расположите их на столе. Попросите ребенка в течение 30 секунд рассмотреть эту композицию. Затем он отвернется, а вы в это время что-то измените: переставите предметы, добавите такой же, но другого цвета, что-то вовсе уберете. Ребенку нужно сказать, что изменилось. Полезно сравнение двух картинок, похожих на первый взгляд, но различающихся в деталях.
Упражнений по развитию внимания в специальной литературе или в детских журналах можно найти много. Выбирайте те, что интересны вашему ребенку. Главное — занимайтесь понемногу каждый день и обязательно вместе с ребенком фиксируйте его успехи.
ЧТО ЕЩЕ ВАЖНО ЗНАТЬ?
Для одного ребенка наиболее отвлекающий фактор — звуки, для другого — зрительные раздражители. Один спокойно занимается дома под музыку и не реагирует на звонок телефона, другой отвлекается на любой шорох. И утомление может у детей наступать по-разному. Например, работоспособность резко снижается, но потом уже не восстанавливается. Или колеблется в течение какого-то периода — от полной сосредоточенности до абсолютного «выпадения» из работы. Эти особенности нужно учитывать при организации домашних занятий.
Есть еще одно средство против рассеянности — любознательность. Приучите ребенка наблюдать и замечать все значительное и ценное из того, что происходит вокруг: на улице, в кино, дома. Замечательно, если у него возникают вопросы: «Что это такое?», «Что это значит?», «Почему так происходит?» Отвечайте, но старайтесь побуждать сына или дочку самостоятельно находить ответы на интересующие вопросы.
И психологи, и родители, уже вырастившие школьников, знают, что невнимательность младших школьников, как правило постепенно снижается. Рассеянный младший школьник в конце концов учится сосредоточиваться на задании. Но вот наш «младшеклассник» становится подростком — пятиклассником. И мы замечаем, что к нему вернулась прежняя неорганизованность, вновь возникли проблемы с вниманием, ухудшилась успеваемость. Причины невнимательности и рассеянности подростка объяснимы. Далеко не на последнем плане здесь физиологическая перестройка организма, гормональные изменения.
Подростку трудно управлять своими эмоциями. У него новые потребности, интересы, не всегда связанные с учебой, новый круг общения. Кто-то из подростков готов выдвигать новые гипотезы, заниматься теоретическими изысканиями и ставить смелые эксперименты. А в школе приходится заниматься рутинной работой — скучные вычисления, обязательная для чтения литература… Постарайтесь понять своего ребенка и не задавать ему бессмысленные вопросы: «О чем ты только думаешь? Как ты можешь делать такие глупые ошибки?» Для подростка важнее всего познать себя, скорректировать самооценку своих сил и способностей с оценками со стороны значимых для него людей. Если учеба так или иначе помогает в этом, тогда ребенок испытывает к ней интерес, внимание вновь становится концентрированным и устойчивым.
какие методы использовать для эффективного результата
В этой статье:
Для того чтобы понимать, как происходит развитие внимания у детей, следует знать о его особенностях в разном возрасте.
Особенности развития внимания в дошкольном возрасте
Изначально внимание ребенка характеризуется как непроизвольное, то есть он может запомнить только те предметы и события, которые произвели на него впечатление. Начиная со второго полугодия, дети активно интересуются всем, что их окружает, стараются прикоснуться к предметам и даже попробовать их на вкус.
В этом возрасте внимание продолжает быть нестабильным. Стоит показать ребенку, увлеченному осмотром одной игрушки, другой яркий предмет, как он тут же переключится на него. Именно поэтому в этом возрасте так просто отвлекать малышей от того, к чему им прикасаться нельзя, путем переключения внимания.
После года, как только дети получают возможность ходить по дому, они начинают использовать простые предметы в собственных манипуляциях. Внимание в этот период полностью отвечает задачам, которые ставят перед собой малыши. Таким образом начинает постепенно развиваться произвольное внимание.
Нужно понимать, что формирование произвольного внимания во многом зависит от участия в процессе взрослых.
Дети дошкольного возраста, до 5 лет, могут проявлять достаточно устойчивое внимание, направленное на выполнение определенных действий. Например, если игра им нравится, они могут долго играть в нее, не отвлекаясь на посторонние раздражители. В конце периода дошкольного возраста дети делают первые попытки управлять вниманием. Этот факт свидетельствует о том, что ребенок практически готов к учебной деятельности.
Как развивается внимание у младших школьников?
К вниманию школьников предъявляют особые требования. Ученик должен научиться слушать учителя на протяжении всего урока, даже если материал не вызывает у него интереса.
В младших классах у ребенка по-прежнему доминирующим остается непроизвольное внимание, которое имеет прямую связь с впечатлениями и эмоциями, полученными на уроке. Поэтому нет ничего необычного в том, что ученики младших классов могут не запомнить важную информацию, полученную на уроке, а между тем обратить внимание на несущественные подробности, вызвавшие живой интерес.
Ученик младших классов имеет небольшой объем внимания, поэтому охватить он может не более трех объектов за один раз. Несовершенными остаются навыки распределения внимания. Так, сосредоточившись на одном задании, ученик может не обращать внимание на другие (криво сидеть во время записывания в тетради и пр.)
Если ничего не предпринимать для развития произвольного внимания у ребенка, то его восприятие информации может так и остаться поверхностным.
Вместе с тем, если сравнивать работу на занятиях дошкольников с работой младших школьников, можно отметить серьезный прогресс последних в плане управления вниманием. Ученики начальных классов отдают себе отчет в том, что рассеянность пагубным образом отразится на их результатах, поэтому усилием воли заставляют себя на уроках оставаться внимательными, даже когда им неинтересно и скучно.
О развитии внимания в подростковом возрасте
По сравнению с учениками начальных классов подростки демонстрируют колоссальные результаты в области тренировки внимания. После 12-13 лет они сознательно могут подолгу концентрироваться на неинтересном задании, удерживая внимание, сохраняя его интенсивность. Чем больше интересует подростка материал, тем проще ему будет продолжать оставаться внимательным.
Кроме того, можно отметить, что в среднем и старшем школьном возрасте желание быть внимательными во многом продиктовано познавательной деятельностью. Для ученика важно уметь выполнять задания быстро, качественно и без помощи, он мотивирует себя на успехи, проявляет интерес сразу к нескольким областям.
Некая импульсивность подросткового возраста время от времени приводит детей к сложностям в процессе управления вниманием. Тем не менее навыки удерживания внимания у детей этого возраста продолжают активно развиваться и совершенствоваться. То, насколько мотивирован будет подросток в отношении самостоятельной работы над развитием произвольного внимания, во многом зависит от преподавателей.
Особенности внимания в юношеском возрасте
В юношеском возрасте умение управлять вниманием переходит на новый уровень развития, что обусловлено высокой степенью работоспособности школьника. Дети отдают себе отчет в том, что им необходимо сосредоточиться на подготовке к дальнейшей деятельности, поэтому при необходимости без проблем не только удерживают внимание, но и направляют его.
В юношеском возрасте быть внимательным входит в привычку ребенка, поэтому для него это не составляет труда. В этот период дети способны быть внимательными даже в случаях, когда речь заходит об абстрактных и теоретических вещах, не имеющих наглядного изображения. Им уже не так важно, в какой форме они получают материал – они готовы и умеют его запоминать.
Когда начинать развивать внимание у дошкольников?
Начинать развитие внимательности у ребенка можно буквально с первых недель его жизни. Определив причину рассеянности, можно будет строить дальнейший план работы с ребенком. Возможно, кроха не усваивает задания из-за обилия предметов, яркая расцветка которых его отвлекает, либо задача, поставленная перед ним, пока слишком сложная.
Начать лучше с пристального наблюдения за поведением ребенка и постепенного подбора для него отвечающих возрасту упражнений, которые помогут улучшить способность к концентрации.
Принципы работы с дошкольниками
Помочь дошкольникам улучшить концентрацию можно, следуя рекомендациям ниже.
- Очень важно, чтобы в процессе игры взрослые своим примером показывали максимальную концентрацию.
- От источников возможного раздражения — гаджетов и телевизора – лучше уйти в другое помещение.
- Начиная занятие, старайтесь вместе с ребенком его доводить до конца.
- Подстройте занятия под биоритмы ребенка, приобщая его к играм и упражнениям в периоды наибольшей активности – как правило, после завтрака.
- Следите за тем, чтобы ребенку было комфортно на его рабочем месте (достаточное освещение, удобная высота стола и стола, отсутствие лишних предметов).
- Принимайте во внимание настроение ребенка, выбирая самое благоприятное время для занятий.
- Придерживайтесь режима дня, обязательно чередуя нагрузки с отдыхом и прогулками.
- Во время занятий не забывайте о небольших паузах для разминки.
- Выбирайте игры и упражнения для развития концентрации, учитывая возможности ребенка, делайте акцент на его сильные стороны, не настаивайте на обязательном выполнении задания, с которым кроха не справляется.
- Правильно выполненные задания обязательно должны ассоциироваться у ребенка с похвалой и поощрением для того, чтобы он имел позитивную мотивацию.
Игры для улучшения концентрации дошкольника
Интересные и разнообразные игры могут стать отличным стартом для работы с малышом над улучшением его внимательности. Помимо традиционных головоломок, пазлов и конструкторов, с детьми можно играть и в другие варианты игр.
Интересная игра — «Пуговица». Она была разработана специально для совершенствования способности ребенка младшего возраста концентрироваться и запоминать информацию. Играть в «Пуговицу» можно как с дошкольниками, так и с ребятами младшего школьного возраста.
Для игры нужно будет подготовить два набора с цветными пуговицами, причем все они должны быть одинаковыми. На бумаге нужно будет начертить игровые поля, разделенные на отдельные клетки.
Суть игры заключается в том, чтобы каждый из игроков на своем поле заполнил все клетки пуговицами, после чего поле закрывается. Второму ребенку будет предложено выложить пуговицы на своем листе в аналогичный рисунок. Со временем можно будет увеличивать число ячеек на поле, делать рисунки более сложными.
Еще одна известная и достойная игра – «Отличия». Ребенку предлагается поискать отличия на двух, на первый взгляд, одинаковых картинках. В ходе игры малыш получит возможность потренировать внимание, научится выделять особые признаки предметов, уделять внимание деталям. Сравнивать можно как картинки, так и похожие предметы.
«Кто где живет?». Игра понравится малышам прежде всего тем, что в ней будут принимать участие сказочные персонажи и животные. На рисунке с изображением героев сказок и животных с их домиками ребенку нужно будет провести линии между соответствующими друг другу картинками.
Как развивать концентрацию у младших школьников?
Развитие внимания и памяти у младших школьников по большей мере происходит в школе, на уроках. Задача учителей — выбрать действительно эффективные методы, которые будут способствовать процессу развития этих качеств ребенка.
Упражнения для тренировки внимательности можно предлагать школьникам между основными блоками обучения или во время классного часа. Дополнительный плюсом будет, если уделять этому процессу время сможет школьный психолог.
На самом деле, уже было разработано достаточное количество упражнений для тренировки внимания у младших школьников. По желанию их можно придумывать и совершенствовать самостоятельно.
Начинать работу с учениками можно с простой и непринужденной просьбы рассказать о пути в школу с описанием всех подробностей. В ходе рассказа ученик сможет потренировать не только внимательность, но и память. Можно привлечь к процессу целую группу учеников, предложив им пройти определенный маршрут, после чего подробно его описать учителю.
Дети таким образом будут вместе вспоминать даже незначительные детали, дополняя рассказ подробностями. С этим упражнением можно экспериментировать, предлагая ребятам все новые и новые задания на внимательность.
Игры для учеников начальных классов
На классном часу можно поиграть с учениками младших классов в популярную игру, рассчитанную на переключение внимания. Учитель должен будет называть съедобные и несъедобные предметы, предлагая детям хлопать только в одном случае. Разнообразить игу можно заданиями на определение способностей или признаков животных или предметов, например, «летает или не летает», «живое или не живое». Такие игры особенно нравятся детям и могут применяться в конце урока в качестве минутки для расслабления.
Отличное упражнение, уже описанное ранее – «Поиск отличий» – можно практиковать и с детьми в начальных классах. Дети с большим удовольствием ищут отличия, концентрируя внимание на деталях.
На развитие внимательности, а заодно и памяти хорошо влияет игра под названием «Цепочка». Играть в нее можно как в школе, так и дома с друзьями или родственниками. Смысл игры заключается в том, чтобы каждый последующий участник дополнял цепочку слов (начинается она с одного слова) новым словом, повторяя все предыдущие. В процессе игры важно не забыть ни одного названного до этого слова. Кто забывает, тот выбывает из цепочки. Играть можно, используя как общие по смыслу слова, так и совершенно между собой не связанные.
Интересный вариант игры, аналогичный «Цепочке» – «Кто за кем стоит?». Суть ее заключается в том, чтобы дети выстроились друг за другом в определенном порядке, после чего один из них должен будет в течение нескольких секунд посмотреть на шеренгу и попробовать перечислить детей в том же порядке с закрытыми глазами. Если играть приходится дома, то детей можно заменить картинками, расположенными друг за другом в определенном порядке.
Детям 3-4 классов это же занятие можно несколько усложнить, предложив записать слова в количестве 10 штук, прочитанные учителем, в той же последовательности. Если ребенок справится с заданием и допустит не более двух ошибок, то уровень внимательности у него очень высокий. Используя этот принцип, можно придумывать еще множество интересных и полезных заданий для развития концентрации внимания и памяти у детей.
Как развивать концентрацию внимания у детей-подростков?
Развивать внимание можно и нужно не только у дошкольников и учеников младших классов, но и у подростков, так как для них это имеет не менее важное значение.Как и в предыдущих случаях, использовать для этих целей лучше всего интересные для этого возраста игры. Оказывается, подростки также с большим удовольствием могут принимать участие в игровом процессе, если их заинтересовать.
Игра «Звери». Суть игры сводится к тому, чтобы на какой-то период каждый из участников придумал себе зверя, в которого бы он хотел перевоплотиться. Каждый «зверь» должен придумать жест, который будет характеризовать его наиболее ярко.
В процессе игры каждый участник должен будет запомнить, кто какого зверя выбрал, и показать жестом сначала своего зверя, а затем зверя одного из игроков, используя его жесты. Так инициатива будет переходить от одного участника к другому. Играть нужно быстро, не допуская ошибок. Кто ошибается, тот выбывает.
В конце игры должно остаться только два игрока. Они смогут придумать задания для участников, которые выбыли до этого, предлагая им вытягивать фанты с желаниями. Игра веселая, подвижная, увлекательная и отлично способствует развитию памяти у подростков.
Игра «Четыре понятия». Игроки садятся в круг, причем чем больше их будет, тем получится интереснее. Один из участников берет мяч и бросает его на выбор другому игроку, называя признак какого-то предмета. Это же делают остальные игроки, и когда мяч попадает к последнему из участников — он называет предмет, соответствующий признакам.
Суть в том, чтобы играть быстро, придумывая на ходу признаки предметов, которые можно объединить, назвав какой-то определенный предмет. Например, один игрок называет слово «кислый», второй — «желтый», третий — «вкусный», а четвертый подытоживает — «лимон».
В процессе дети активно развивают память, запоминая произнесенные участниками признаки, связывая их воедино, мысленно представляя, что это может быть. Играть можно, условившись, в какой очередности будут называться слова, или в хаотичном порядке. Играть в эту игру могут не только подростки, но и юноши и девушки, которые скучают по детству. Игра веселая и полезная.
В заключение можно отметить, что развитие внимания у детей, а также памяти и мышления нужно практиковать в любом возрасте начиная с первых месяцев после появления ребенка на свет, используя для этого интересные игры и упражнения, соответствующие его возрасту, уровню развития и подготовки.
Статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему: Развитие произвольного внимания на уроках у младших школьников.
Тема «Развитие произвольного внимания на уроках у младших школьников».
Глава I. Общее понятие «Внимание и его роль в формировании
личности школьника».
§ 1. Сущность внимания.
«Внимание есть именно та дверь,
через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира».
К.Д.Ушинский.
Внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности
на одних предметах или явлениях действительности при одновременном отвлечении от других.
Внимание представляет собой особую динамическую характеристику деятельности, ее необходимую сторону. Объектом внимания могут выступать как воздействия внешней среды, так и собственные мысли, переживания, действия.
Внимание бывает:
- внешнее, направленное на окружающих нас людей, предметы и явления;
- внутреннее, направленное на наши мысли.
Кроме внешнего и внутреннего, внимание бывает:
- непроизвольным, когда человек, неожиданно для самого себя, вдруг обращает на что-то свой взгляд или слух, сосредотачивается на чем-то;
- произвольное, когда человек знает, что ему нельзя отвлекаться, и понимает, что без этого дело не будет сделано.
§ 2. Роль внимания в формировании личности школьника.
Внимание — одно из уникальнейших свойств, психики человека, оно тесно связано с памятью и мышлением, без него невозможна ни учеба, ни работа. Если внимание развито плохо, то это существенный недостаток человека.
Внимание проявляется повсюду. Внимание необходимо пешеходу при переходе улицы и помогает шоферу вести машину по дороге. Как без помощи внимания выбрать необходимый товар, чтобы сделать покупку в магазине, расплатиться с продавцом? Без внимания нельзя оценить правильно предметы, узнавать людей, выполнять домашние задания, работать на уроке. Понимать вопросы учителя, сравнивать разные вещи, мысли и делать выводы из них. Никакое дело не может быть выполнено успешно и четко без должного внимания. Надо быть внимательным к окружающим людям, чтобы не обидеть их. Не будучи внимательным, не выиграешь ни в одной игре.
Внимательный ученик отличается тем, что умеет заставить себя отвлечься от всего второстепенного и сосредоточиться на чем-то самом главном. Такому ученику легче дается понять объяснение учителя. Он его быстрее запоминает, и ему не понадобится много усилий при подготовке уроков.
Таким образом, внимательность обеспечивает ученику легкость в его учебной деятельности.
В материалах ФГОС второго поколения одним из ценностных ориентиров указано «развитие инициативы, ответственности личности как условия её самоактуализации», то есть стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, в том числе и познавательных способностей.
В ходе развития внимания развиваются такие важные свойства, как:
- устойчивость внимания (длительность сосредоточения внимания на предмете). Она показывает как долго ученик может пристально следить за чем-то, выполнять какую-нибудь работу.
- концентрация внимания (степень сосредоточенности внимания на предмете).
- распределение внимания (состояние, которое бывает при одновременном выполнении двух или нескольких действий). Необходимое условие успешной деятельности во многих профессиях.
- объем (большой объем внимания помогает безошибочно решать примеры, состоящие из многозначных чисел, решать задачи в несколько действий.
- Переключение внимания (намеренный перенос внимания с одного объекта на другой). Свойство переключаемости позволяет легко ориентироваться в окружающем мире. Без него невозможно перейти от одного вида работы или предмета к другому.
Внимание напрямую связано с такими личностными новообразованиями, как мотивация учения, чувство ответственности за собственную учебную деятельность и ее результативность.
§3. Особенности внимания детей младшего школьного возраста.
Дошкольник, принимаемый в первый класс, уже имеет достаточно определенное представление о мире. Современный ребенок перенасыщен информацией. Телевидение, радио, видео, компьютерные сети значительно увеличили и разнообразили поток получаемой детьми информации. Но эти источники представляют в основном материал для пассивного восприятия. Таким образом, к нам приходят дети с более развитым воображением. Визуальным мышлением, наглядно-образной памятью, неустойчивым восприятием и непроизвольным вниманием.
Младший школьник еще не может самостоятельно управлять своим вниманием и чаще всего оказывается во власти внешних впечатлений. Это проявляется в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, трудности в смене деятельности.
Внимание младшего школьника.
Непроизвольное преобладает | Произвольное развивается |
Развитие | Цель деятельности |
Мышления Интереса от к
↓ ↓ ↓ ↓
сосредоточенность увлечение выполнения целям, которые
на понятном деятельностью целей, которые ставит сам уче-
ставит взрослый ник; контроли-
↓ ↓ рует их выпол-
нение
Внимательность |
Развитие ответственности за усвоение знаний |
↓
Внимательность |
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ |
К приходу в школу ребята обладают следующими свойствами внимания:
Свойства внимания | |||
Объем | Распределение | Переключение | Устойчивость |
2 – 3 объекта | Слабое. Может быть непонимание смысла прочитанного. | С трудом переключает внимание с одного объекта на другой. | Легкая отвлекаемость, причины:
|
Глава ІІ. Методические основы формирования произвольного внимания.
§ 1. Методика построения уроков.
Сосредоточенность и устойчивость внимания младших школьников развиваются в работе, требующей умственной и двигательной активности. Это происходит тогда, когда:
- Учащийся занят умственной деятельностью (реализация анализа, сравнение, выделение существенного, классификация предметов и других видов мыслительных операций).
- Изучаемый материал доступен пониманию учащихся.
- Изучаемый материал вызывает сильные переживания.
- Изучаемый материал интересен учащимся и соответствует их потребностям.
Дети, приходящие в первый класс, обладают неустойчивым вниманием. Поэтому я, продумывая уроки, опираюсь на него, не забывая и о формировании навыков произвольного внимания. Я понимаю, что этот процесс длительный и не завершается за 1 год. Поэтому я не говорю ученикам в начале обучения: «Вы пришли учиться, и обязаны слушать, запоминать, писать и т.д.».
Непроизвольное внимание пассивно. Но именно оно помогает без нажима, без команды вовлечь учеников в какой-либо вид деятельности.
Ненасильственным вовлечением детей в учебный процесс является игра, как эффективный методический прием, совмещающий в себе использование непроизвольного внимания у детей, участвующих в игре, занятых ею (элементы соревновательности, неизвестность конечного результата) и познавательных способностей детей, одновременно развивая произвольное внимание.
§ 2. Роль и сущность дидактической игры и игровых упражнений.
…Обучение и игры не враги, цели и интересы которых совершенно противоположны и несогласимы, — это друзья, товарищи, которым сама природа указала идти одной дорогою и взаимно поддерживать друг друга… Игры особенно способны развивать активную сторону человеческой природы, столь же активность ума, сколько чувства и волю.
П.Ф.Каптерев.
Дидактическая игра является ценным средством восприятия умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания.
Дидактические игры по структуре делятся на сюжетно-ролевые и игры-упражнения, включающие только элементы игры.
В сюжетно-ролевых играх дидактическая задача скрыть сюжетом. Ролью, действием, правилом. В играх-упражнениях она выражена явно.
По характеру познавательной деятельности игровые упражнения можно разделить на группы:
- Игры, требующие от детей, исполнительской деятельности. (С помощью этих игр дети выполняют какое-то действие).
- Игры, требующие воспроизводящей деятельности.
- Игры, в которых запрограммирована преобразующая деятельность детей.
- Игры, в которые включены элементы поиска и творчества.
§ 3. Специфика работы с дидактическими играми.
Проведение игры с детьми и умелое руководство ею требует большого мастерства от учителя. Перед проведением игры надо доступно изложить сюжет, задание, поставить перед детьми познавательную задачу, подготовить необходимое оборудование, сделать нужные записи на доске.
В игре должен участвовать каждый ученик класса. Если у доски осуществляют игровую деятельность часть учащихся, то все остальные дети должны выполнять, роль контролеров, судей, учителя и т. д. Характер деятельности учащихся в игре зависит от места ее на уроке или в системе уроков. Она может быть проведена на любом этапе урока.
В игре следует продумывать не только характер деятельности детей, но и организационную сторону, характер управления игрой. С этой целью используются средства обратной связи с учеником: сигнальные карточки (кружок зеленого цвета с одной стороны и красного цвета с другой) или разрезные цифры, буквы. Когда вызванные ученики дают ответ, учащиеся, сидящие за партами, показывают ответ либо разрезными цифрами, буквами, либо сигнальную карточку. Сигнальные карточки служат средством активизации детей на уроке. В игры можно вносить элементы соревнования, что также повышает активность детей.
С большим тактом надо отнестись к детям, допустившим ошибки. Учитель может сказать, что он не стал еще «капитаном» в игре, но если будет стараться, то непременно им станет. Ошибки учащихся надо анализировать после игры, чтобы не нарушать впечатления от игры. К разбору ошибок надо привлекать самых слабых учащихся.
Присущие игре адаптирующая, дидактическая, воспитательная, развивающая, коррекционно – развивающая и др. функции должны быть осознанны и освоены педагогами с тем, чтобы избежать многочисленных случайностей, нелепостей и грубых ошибок, которые возможны при бессистемном, некорректном и просто неразумным включении игры в учебно – воспитательную работу с детьми.
Глава § 4. Виды работ для развития произвольного внимания.
Дети очень часто, придя в школу, не понимают, что закончился дом, и началась школа. Для этого я использую ритуал.
«Как собираешься в школу».
- Спал.
- Проснулся.
- Потянулся.
- Умылся.
- Сделал зарядку.
- Оделся.
- Позавтракал.
- Взял портфель.
- Оделся.
- Пошел в школу. (Хлопки «Здравствуй, школа!»)
- Одел сменную обувь.
- Поздоровался с друзьями.
- Сели за парту.
Если выполнять в системе, очень хорошо настраивает на учебную деятельность.
Каждый ученик имеет памятку с правилами, которые учат быть внимательными:
- Не надо думать на уроке о постороннем – следует сконцентрировать свое внимание на действиях учителя и ответах одноклассников.
- Проследи, все ли вопросы учителя ты слышишь и можешь ли ты на них ответить хотя бы мысленно.
- Сравни, на каких уроках ты бываешь более внимательным, какие уроки кажутся тебе длиннее, а какие короче. Подумай от кого это зависит: от тебя или от учителя.
- Определи объем внимания, посчитав, сколько предметов одновременно ты можешь заметить или какие действия ты можешь совершать одновременно. Старайся расширять объем своего внимания путем ежедневной тренировки.
А теперь хочу показать, какие я применяю упражнения для развития внимания на уроках.
В зависимости от типа урока и характера самого игрового упражнения, их можно включать в различные этапы урока.
Я использую на уроках:
- уроки-соревнования;
- дидактические игры;
- загадки, ребусы, кроссворды;
- правила в стихотворной форме;
- групповые виды работы;
- сигнальные карточки.
Дидактические игры.
«Лишнее слово».
Цель: развитие произвольного внимания, фонематического слуха.
Игра наиболее эффективна при условии правильно подобранного темпа «подачи» слов. В среднем это 1 – 2 секунды.
Ход выполнения. Ведущий называет группу слов, добавляя к ним через два – три любые другие, не подходящие по смыслу к данной группе. Ребенок ловит «лишние» слова, говорит «Стоп!» и объясняет свой выбор.
«Хлопки».
Цель: развитие произвольного внимания, развитие сенсомоторных навыков и скорости реакции.
«Кто знает, пусть дальше считает».
Цель: развитие произвольного внимания, развитие мышления, сенсомоторных навыков и скорости реакции.
Ход выполнения: Ведущий бросает мяч и называет число, тот кому бросили мяч продолжает считать дальше на пять чисел.
«Не собьюсь».
Цель: развитие произвольного внимания, навыков счета.
Ход выполнения: Ведущий предлагает счет от 1 до 31, но нельзя называть числа, включающие в себя число 3. В этом случае он должен говорить «Не собьюсь».
«День – ночь».
Цель: развитие произвольного слухового внимания и концентрации.
Ход выполнения: Ведущий говорит: «Ночь» и называет ряд действий над числами (у детей глаза закрыты), ребята выполняют вычисления в уме. Ведущий говорит: «День», ребята открывают глаза и называют конечный ответ.
«Перепиши».
Цель: развитие произвольного внимания, а также его концентрации и точности.
Ход выполнения. Ребенку предлагают следующее задание: Перепиши без ошибок следующие строчки:
АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА
ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДЕТТАЛЛАТА
«Сосчитай число ударов».
Цель: развитие произвольного внимания, памяти.
Задание лучше проводить в виде состязания. В процессе занятий необходимо увеличивать количество и сложность предложений.
Ход выполнения. Кто правильно сосчитал число ударов, точно воспроизвел предложение, тот и выиграл.
Инструкция: «Я прочитаю вслух небольшое предложение. Во время чтения я буду не громко стучать карандашом по столу. Вы должны запомнить текст и сосчитать число ударов».
«Корректура»
Цель: увеличение объема зрительного внимания, а также уровня распределения и избирательности внимания.
Ход выполнения. На листе бумаги несколько предложений с пропусками и перестановкой букв в некоторых словах. Ученику разрешается прочесть этот текст только один раз, сразу исправляя ошибки цветным карандашом, затем он передает текст соседу, который исправляет оставленные ошибки карандашом другого цвета. Игра проводится в парах.
«Найди буквы».
Цель: развитие зрительной концентрации.
Инструкция: Сколько изображено букв (цифр)?
«Найди слово».
Цель: увеличение объема произвольного зрительного внимания, а также уровня распределения и избирательности внимания.
В основе данного упражнения лежит методика Мюнстенберга.
Ход выполнения. Ребенку предлагается среди сплошного буквенного текста найти и подчеркнуть вставленные слова. Например:
Впомьтарлунаиморепывьтрекаичлцлжзведроюжхцгуекымьтмькыфчмэвдзима
На физ. минутках и переменах использую такие игры.
«Пальцы».
Цель: развитие произвольного внимания.
Ход выполнения: Игроки переплетают пальцы рук, которые лежат на коленях, оставив большие пальцы свободными. По команде «Начали!» вы медленно начинаете вращать большие пальцы – один вокруг другого, с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы большие пальцы рук не касались друг друга. Необходимо сосредоточить внимание на этом движении. По команде «Стоп» прекратить упражнение. Длительность работы пальцами – 2 минуты.
«Нос, пол, потолок».
«Запрещенное движение».
Цель: развитие переключения и распределения внимания.
Ход выполнения. При выполнении ряда движений по командам или показу заранее уславливаются не выполнять одно – два движения. Кто ошибется и выполнит «запрещенное» движение выбывает из игры.
«Камень, ножницы, бумага».
Цель: развитие произвольного внимания, скорости реакции, интуиции.
Ход выполнения. Участники должны разделиться на пары. Желательно, чтобы все сидели напротив друг друга. Игроки вслух считают до трех. На счет «три» каждый из участников выкидывает на пальцах одну из трех фигур: камень (кулак), ножницы (два пальца), бумага (открытая ладонь). При этом имеются следующие условия: ножницы режут бумагу, камень тупит ножницы, бумага может обернуть собой камень. Победители первого тура вновь разбиваются на пары, проводится второй тур игры.
«Летает – не летает».
«Съедобное – не съедобное»
Цель: формирование произвольного внимания, развитие умения выделять главные, существенные признаки предметов, развитие координации движений.
«Самый внимательный».
Цель: развитие произвольного внимания.
Ход выполнения. Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок расположения игроков. Награда – аплодисменты.
«Успей занять место».
Цель: развитие произвольного внимания, скорости реакции.
Ход выполнения. Дети образуют круг и рассчитываются по порядку номеров. Водящий занимает место в центре круга. Он громко называет два каких – либо номера. Вызванные номера должны немедленно поменяться местами. Воспользовавшись этим, водящий старается опередить одного из них и занять его место. Если ему это удается, то тот, кто остается без места, идет водить.
Использую на уроках ИКТ, которая позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств, перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности.
В наше время существует очень много методической литературы, в которой даются упражнения на развитие произвольного внимания. Важно заниматься развитием внимания систематически, а не от случая к случаю, учитывая способности.
Заключение.
Мои ученики активно работают на уроках, любят свою школу.
На наших уроках не скучно не только ребятам, но и мне самой. Готовясь к урокам, много нового узнала из методической, психолого – педагогической литературы. Среди приемов деятельности, способствующих мотивации учения, есть:
- занимательность изложения;
- необычные формы объяснения материала, вызывающие удивление;
- ситуации спора, дискуссии;
- уроки – соревнования.
Всему этому органически находится место на моих уроках. Они позволяют детям заниматься наукой, не скучая, и играть, на опыте постигая, что умственный труд – это тоже труд. Великий волшебник Интерес способствует развитию у детей внимания, памяти, мышления, творческого воображения, наблюдательности, последовательности, рассуждения и его доказательности.
Список литературы.
- Бруннер Е. Ю. «Лучше, чем супервнимание». Ростов – на – Дону «Феникс», 2006.
- Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А. И. «Младший школьник: Помоги ему учиться: Книга для учителей и родителей» — СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена; Издательство «Союз», 2000.
- Винокурова Н. Н. «Сборник тестов и упражнений для развития ваших способностей». Учебное пособие. – М.: ИМПЭТО, 1995.
- Волков Б. С. «Психология младшего школьника». М.: Педагогическое общество России, 2002.
- Выгодский Л. С. «Педагогическая психология» — М.: Просвещение, 1996.
- Гамезо М. В. Словарь – справочник по возрастной и педагогической психологии. Москва «Педагогическое общество России», 2001.
- Гобова Е.С. «Понимать детей – дело интересное». М.: Аграф, 1997.
- Истомина Н. Б. «Активизация учащихся на уроках в начальной школе». М.: Просвещение 2005.
- Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. Москва «Вако», 2007.
- Елкина В. И. «Развиваем способности ребенка». М.: «Омега», 2002.
- Истратова О. Н., Эксакусто Т. В. Справочник психолога начальной школы. Ростов – на – Дону, «Феникс», 2004.
- Калмыкова Е. В. «Игровые технологии обучения в начальной школе: практическое пособие». М.: «Аркти», 2007.
- Конжаревский Ю. А. «Система. Урок. Анализ». Псков, 2006.
- Лазуренко Л. В. «Учим играя». Волгоград: «Учитель», 2007.
- Мазепина Т. Б. «Развитие навыков ребенка в играх, тренингах, тестах». Ростов – на – Дону, Феникс, 2003.
- Морозова Н. П. «Учителю о познавательном интересе». М.: Знание, 1999.
- Рогов Е. И. «Я и самопознание». Москва – Ростов – на- Дону «МарТ», 2006.
- Сереброва И. В. «Развитие внимания и логического мышления на уроках». М.: Просвещение, 2003.
- Тутушкина С. П. Практическая психология для педагогов и родителей. Петербург: Дидактика Плюс, 2000.
- «Школа 2100…» Приоритетные направления развития Образовательной программы. Под научной редакцией Леонтьева А. А. Выпуск 4. М.: «Баласс», 2000.