Упражнения для развития концентрации внимания у детей
Внимание! Внимание! Очень важная информация!
Здравствуйте, друзья! Тема действительно очень важная. Поговорим о внимании. Часто можно услышать от родителей жалобы на то, что ребенок невнимателен, что не может сосредоточиться на том, что он делает и постоянно отвлекается. Это мешает учиться. Мешает применять знания, которые есть в голове. Но самое страшное, что это может помешать жить. Подумайте, что может случиться, если невнимательно переходить дорогу?
К счастью, с невнимательностью можно бороться. И сегодня я хочу рассказать вам про упражнения для развития концентрации внимания, которые я успешно практикую со своими детьми. Это не наши изобретения, но мы как всегда дали известным упражнениям свои интересные названия, чтобы было веселее заниматься.
Упражнение 1. «Сапёры»
Про корректурные пробы когда-нибудь слышали? Я о них узнала на собрании в школе. Это упражнение порекомендовала делать с детьми учительница начальных классов. Сказала, что это, пожалуй, самый мощный инструмент для развития внимательности у детишек.
В чем суть? Нужно произвести определенные действия (вычеркнуть, подчеркнуть, обвести и т.п.) с символами, которые ты видишь перед собой. Но сначала эти символы нужно отыскать. Сложно объяснить это словами. Проще один раз увидеть и все станет понятно. Так что внимательно посмотрите на картинку.
Здесь стояла задача, найти и подчеркнуть в тексте букву «е», и зачеркнуть букву «а». Мы с детьми называем это упражнение «Сапёры». Искомые буквы – это как будто мины, которые нужно обезвредить определенным способом.
Для проведения корректурных проб можно использовать старые книги или журналы и искать буквы прямо в тексте.
Если ребенок еще дошкольник и не знает букв, то можно использовать пробы с различными символами: картинками, стрелками, смайлами и т.п.
Начинать лучше с чего-нибудь попроще. Например, попросить зачеркнуть все звездочки.
А потом задания можно усложнять. На картинке ниже дан образец и задание. В каждый ромб нужно поставить точку, в кружочках поставить минус, в квадратах — галочку, а в треугольниках плюс.
Самым отважным и отчаянным юным сапёрам можно предложить выполнять эти упражнения на время.
Упражнение 2. «Дети-шпионы»
Попробуйте прочитать, что написано на картинке.
Не можете? А дети шпионы могут! А почему? А потому, что у них есть ключ, к разгадыванию этой шифровки. Вот он!
Теперь и вы сможете узнать, что написано на верхней картинке. Варианты ответов оставляйте в комментариях. Для того, чтобы составить письмо-шифровку или наоборот расшифровать его, нужно быть очень внимательным иначе получится полная ерунда.
Если хотите абсолютной секретности, придумайте свой шифр и никому его не показывайте. Тогда никто и никогда не узнает, что написано в вашем тайном послании. Ну а для тренировки можно поискать шифр в интернете. Мне очень понравился вот такой.
Это не письмо получается, а дискотека!
Упражнение 3. «Спасательная операция»
Это простое упражнение на поиск слов слов, цифр, или каких-нибудь символов. Но если включить воображение, то получится самая настоящая поисковая спасательная операция, и без внимательности здесь не обойтись.
Вариант первый. Нужно найти и спасти (подчеркнуть) домашних животных, которые по невнимательности заблудились в буквенном лесу.
ОРВАГЛНФЕПФНУАИГКОТОЫВАМЛОТВ
ЛМКОЗАОЛЫИАОСОБАКАОЛАЛФОЛЫО
ФРЛОШАДЬЫИАБРФЛИАЛОФИКОРОВА
РВИЛФИЛФИХОМЯКОКППОЛАОДФЖА
Вариант второй. Ищем число 2016 среди цифр.
47638947201648758900008743720169458
50320169596677663620164584987384783
35142632822016906858683764578593578
78589220164395476782016433487743833
Вариант третий. Подойдет он не только для младших школьников, но и для дошколят, которые ни букв, ни цифр пока не знают. Нужно найти и обвести на картинках выделенные фрагменты.
Упражнение 4. «Кто здесь учитель?»
Наверно каждый ребенок хоть раз хотел оказаться на месте учителя или мамы с папой. Чтобы не его проверяли, а он проверял. И, указывая на ошибки, говорил: «Ай-яй-яй, как не стыдно…» Давайте дадим ему такую возможность!
Мамы с папами решают примеры. Только не какие-нибудь логарифмические уравнения, а нормальные примеры, с которыми ребенок уже знаком. И специально допускают несколько ошибок. А потом сдают работу на проверку. Ну и волнуются, конечно. А ребенок проверяет. Внимательно проверяет, ведь он же теперь учитель.
Это упражнение, не только внимание развивает, оно дает родителям возможность на своем примере показать, как нужно реагировать на критику или замечания. Так что, дорогие родители, если вдруг получите двойку, держите себя в руках. Будьте мужественными и пообещайте исправиться.
Можно не только примеры решать, а и диктанты писать или сочинения. Главное не забыть допустить ошибки, букву не дописать, точку не поставить и т.п.
Дошкольники, которые еще не знакомы с буквами и цифрами, могут проверять работу художников. Нарисуйте для ребенка картинку. Например, пейзаж. Изобразите треугольное солнышко, морковку, которая выросла под елкой, черепаху, парящую в облаках. В общем, какую-нибудь нелепицу. И пусть малыш ищет ваши ошибки.
Ну а если рисовать вы не умеете, то вам в помощь развивающие журналы для детей. Практически в каждом найдете картинку подобную этой.
И еще несколько слов о детских журналах. Это же просто кладезь разных интересных упражнений и заданий на развитие внимательности у детей!
Например, задания, где нужно найти отличия.
Или различные лабиринты.
Журналы чаще всего красивые, яркие и детям нравится по ним заниматься. Мои киндеры с нетерпением каждый месяц ждут выхода «Внеклассного журнала». Это наш любимый! Новое издание, в мае только 6 выпуск.
Упражнение 6. «Театральное чтение»
А теперь поиграем в актеров. Будем читать. Но не просто читать, а читать внимательно и немного странно. Обратите внимание на картинку ниже и прочитайте вслух стихотворение Нины Тарасовой «С точки зрения кота».
Прочитали? Молодцы! А теперь прочитайте снова, только когда в тексте встретится слово «кот» или «кота», «котов», «коту» его нужно выкрикнуть.
Справились? Прекрасно! А теперь добавляем еще пару условий. В конце каждого предложения будем вставать, а в середине предложений, там где встречается любой знак препинания, будем топать ногой.
Так читать намного интереснее. Не правда ли? Иногда мы совмещаем это упражнение с заучиванием стихов наизусть.
А если ребенок читать самостоятельно пока не умеет? То почитайте ему вы, а он пусть внимательно слушает.
Когда услышит слово «кот», пускай крикнет «ура!». Когда услышит название предмета мебели — хлопнет в ладоши. А когда услышит слово «хвост» — топнет ногой.
Такое театральное чтение применимо к любым текстам.
Это были наши любимые «внимание-развивательные» упражнения. Попробуйте и вы! Вам понравится! Только не превращайте занятия с детьми в нудные уроки. Лучше включите воображение и превратите их в игру. Толку будет больше. И веселья тоже!
И еще один сюрприз! Очень полезное видео специально для вас!
Дорогие друзья, если вам понравилась статья, поделитесь ею в социальных сетях. Ну и как всегда жду ваших комментариев!
Заходите в гости снова!
Здесь вам всегда рады!
Евгения Климкович.
shkolala.ru
Проблема дефицита произвольного внимания школьников
есколько родителей школьников младших классов поделились со мной проблемой невнимательности детей.
Пишет мама ученика второго класса: «У сына плохая концентрация внимания, что в школе, что дома. В школе он забывает записать домашнее задание в дневник, теряет школьные принадлежности. Учитель рассказывает, что он не слушает объяснений, отвлекается и отвлекает соседей. Делает глупые ошибки в письме, может перепутать цифры в примере, прочитать одно, а написать совсем другое. Каждый вечер проверяю, как он собрал портфель, и каждый раз он что-то забывает положить. Учить уроки – наказание. Сам он не справляется. Учим вместе, без меня он не может сосредоточиться».
То, что проблема дефицита внимания начинает беспокоить родителей, когда ребенок пошел в школу, не случайно. Внимание необходимо для качественного выполнения любого дела. А какими важными делами занимался дошкольник? Если у него и были обязанности, то взрослые смотрели на качество их выполнения снисходительно. Школа впервые в жизни требует от ребенка
Нечему удивляться, что школьник плохо учится из-за невнимательности, ведь способность быть внимательным развивалась слабо, пока он был дошкольником.
К тому же внимание особенно необходимо при обучении.
Когда сознание человека направлено на какой-либо объект (внешний или внутренний) и сосредоточено на нем (при этом все не относящееся к объекту игнорируется), говорят о внимании. Внимание к объекту вызывает потребность что-то с ним сделать (потрогать, поиграть, изучить, разобрать, рассмотреть, обдумать, решить). А действие в свою очередь еще больше сосредоточивает внимание на этом объекте. Внимание вместе с действием создает прочную связь с объектом. Он остается в памяти, присоединяется к накопленному опыту. Этот механизм обеспечивает эффективность обучения.
Виды и свойства внимания
Различают непроизвольное и произвольное внимание. Успех в учебе связан с развитием произвольного внимания.
Непроизвольное внимание свойственно детям дошкольного возраста. Оно не зависит от воли и желания ребенка, возникает само по себе под действием раздражителей. Раздражителями могут выступать:
- Внешние свойства предметов (яркие краски, свет, все новое, неожиданное, удивительное, красивое, контрастное).
- Нечто интересное и важное только для этого ребенка (новая модель машины привлечет внимание того малыша, который разбирается в машинах).
Можно сказать, что предметы сами овладевают вниманием ребенка. А вот когда ребенок сделает над собой усилие, чтобы оторваться от интересного занятия, переключить внимание на что-то другое и удерживать его некоторое время, говорят о произвольном внимании.
Дети младшего школьного возраста слабо владеют произвольным вниманием. Хороший учитель начальных классов использует непроизвольное внимание для привлечения к предмету изучения, возбуждает интерес ребенка, подогревает его положительными эмоциями, а затем мотивирует продолжить работу, подключая произвольное внимание. В таких условиях произвольное внимание развивается очень быстро. К девятилетнему возрасту внимание детей улучшается минимум в 2 раза (по сравнению с возрастом поступления в школу).
Важно знать — не все свойства внимания можно развить одинаково хорошо.
- Сосредоточенность, или концентрация внимания – связана с глубоким, обязательно деятельным интересом к объекту внимания. При высокой концентрации внимания человека сложно отвлечь от объекта посторонними раздражителями.
- Устойчивость внимания – способность удерживать его на одном предмете долгое время. Чем сильнее мотивация, тем выше устойчивость внимания.
- Объем – количество предметов, на которые внимание направлено одновременно. У взрослых он колеблется от 4 до 6 объектов, у детей – от 2 до 5. Объем зависит от знания предметов и их связи между собой.
- Распределение внимания – способность выполнять несколько дел одновременно. При этом одно из них обычно связано с наработанным навыком и доведено до автоматизма.
- Переключение внимания – способность сознательно, усилием воли переключаться от одной деятельности к другой.
Объем внимания меньше всего поддается тренировке, при этом он очень важен для занятий математикой. Свойство распределения внимания особенно важно для успеха в обучении языку, свойство устойчивости — при обучении чтению. Эти свойства отлично тренируются. На концентрацию и переключение внимания сильно влияют индивидуальные особенности ребенка, но их тоже можно улучшить.
Свойства внимания зависят от общих свойств нервной системы. Дети с подвижной и сильной нервной системой имеют более устойчивое, легко переключаемое и распределяемое внимание, чем дети с инертной и слабой системой. Инертная и сильная нервная система дает высокий показатель концентрации внимания.
На основе глубокого интереса, погружения в предмет может развиться так называемое послепроизвольное внимание. Для решения задачи, продолжения дела уже не нужно будет прилагать волевое усилие. Спадет напряжение, внимание будет сосредоточено на предмете как бы «само собой».
Причины дефицита произвольного внимания
Неразвитость произвольного внимания учеников первого класса (иногда и второго) – это норма. По этому поводу не стоит сильно огорчаться. Бить тревогу следует, если в течение полугода после начала учебы не наблюдается прогресса в развитии устойчивости, концентрации, распределения внимания. Ведь учебная деятельность – оптимальная для такого развития.
Плохое внимание у школьника младших классов может быть вызвано:
- Слабой и инертной нервной системой в сочетании с тем, что развитием внимания в дошкольном возрасте занимались недостаточно. Такому ученику помогут упражнения и игры на развитие внимания.
- Слабым физическим и психическим здоровьем. Даже взрослые становятся рассеянными из-за стресса или болезни. В этом случае требуется укрепить здоровье ребенка, потом развивать внимание.
- Органическими поражениями мозга разной природы. Здесь необходимо обследование и помощь специалиста (невропатолога).
- СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности). Это неврологическое поведенческое расстройство, требующее специального лечения.
Иногда родители видят дефицит внимания там, где на самом деле проблем со вниманием нет.
- Слова «невнимательность» и «рассеянность» обычно употребляют как синонимы. Но рассеянность, особенно бытовая, может быть вызвана и высокой концентрацией внимания на каком-то постороннем предмете (например, интересной математической задаче, своем внутреннем мире, переживаниях, мечтах и фантазиях).
- Школьник не приучен к самостоятельности, не умеет сам организовать даже простую работу. Его неудачи списывают на невнимательность.
- Учебная мотивация школьника снижена. Его воля слишком слаба, чтобы удерживать внимание на предмете в отсутствие правильной и стойкой мотивации. Предложите такому ребенку сложное, но увлекательное задание, — он будет внимателен и быстро с ним справится.
Что влияет на произвольное внимание
Воля
Удержание внимания на любом, даже интересном деле, требует усилия воли. Ко времени поступления в школу у ребенка должны быть сформированы базовые волевые привычки (гигиенические, бытовые, культурные и умственные). Пробелы в воспитании необходимо срочно восполнить, и продолжать тренировать волю.
Изредка поручайте ребенку неинтересное с его точки зрения дело. Проследите, чтобы он довел дело до конца. Это тренирует волю.
У детей должны быть обязанности по дому, пусть небольшие, но регулярные и обязательные. Их выполнение требует волевого усилия.
Организация жизни и деятельности
Жизнь школьника должна быть хорошо организована и упорядочена. Для выполнения уроков дома нужен школьный уголок. Смена занятий, приемы пищи, отдых и прогулки должны быть грамотно продуманы. Подробнее об этом можно прочитать в статье «Распорядок дня и другие «мелочи» в жизни первоклассника».
Нужно приучать школьника к самостоятельности. Все, что он может делать сам, он должен сделать сам.
Учить уроки тоже нужно уметь. Продумайте подходящий алгоритм решения задачи (примеров), выполнения письменных упражнений. Несколько раз проработайте его вместе с ребенком, откорректируйте при необходимости. В ходе занятий задавайте ребенку вопросы о том, что он делает. Просите его рассказать, что сделано и что еще осталось сделать.
Потом предоставьте ребенку возможность действовать по этому алгоритму самостоятельно.
Во время занятий установите дома относительную тишину. Это не значит ходить на цыпочках и разговаривать шепотом. Но все крупные раздражители (телевизор, компьютер, музыка) лучше исключить.
Дополнительные занятия
Дети младшего школьного возраста, как и дошкольники, любят рисовать, лепить, раскрашивать, собирать конструктор, строить из кубиков. Эти занятия полезны для развития внимания. Не нужно их ограничивать из-за недостатка времени.
Многие ребята посещают кружки и секции. Выбирайте дополнительную нагрузку, которая требует приложения волевого усилия и сосредоточенности. Очень хорошо развивают внимание занятия музыкой, спортом, рукоделие.
Игры, развивающие внимание у дошкольников и школьников
Требуется всего 5-10 минут в день, чтобы в игровой форме потренировать внимание ребенка. Некоторыми играми можно занять ребенка во время поездки, в очереди. Игры можно организовать и с группой детей.
Внимание связано с деятельностью и другими психическими функциями. Оно – как прилагательное – характеризует тот или иной психический процесс (память, мышление, восприятие, воображение). Поэтому многие игры развивают одновременно несколько важных качеств.
«Что пропало?»
Разложите на любой поверхности несколько мелких предметов (15-20 штук). Это может быть все, что угодно: карандаши, мелкие игрушки, монеты, бижутерия, все, что найдется под рукой. Предложите ребенку рассмотреть их и запомнить, как они расположены. Потом ребенок должен отвернуться или выйти из комнаты.
Поменяйте расположение предметов, уберите несколько из них или добавьте новые. Ребенок возвращается и определяет, что изменилось.
«Найди цвет», «Найди форму»
Предложите ребенку посмотреть вокруг и назвать все предметы желтого (красного, синего) цвета. Или все круглые (квадратные, овальные) предметы.
Лабиринты и картинки-загадки
Прекрасно развивают внимание разнообразные лабиринты и картинки, в которых требуется найти отличия между одинаковыми, на первый взгляд, картинками. Такие задания обычно печатают в детских журналах и книгах, предназначенных для развития детей.
«Цепочка»
Первый игрок говорит какое-нибудь слово. Второй повторяет его и добавляет еще одно. Следующий игрок повторяет эти два слова и добавляет третье – опять новое. Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не ошибется.
Можно усложнить игру, задав условия. Например, слова должны относиться к миру животных. Или описывать какой-то предмет, реальный либо воображаемый. Или начинаться на одну букву. Или быть не связанными друг с другом.
«Муха»
Для игры нужно разделить на клеточки лист бумаги (картона). Клеточки лучше сделать крупными. Чем младше дети, тем меньше должно быть клеточек.
Играют парой. У первого игрока фишка, изображающая муху и листок с клеточками. Муху помещают в любую клеточку и запоминают, где она находится. Потом второй игрок садится так, чтобы не видеть, что делает первый.
Второй говорит: «Муха полетела на две клеточки вправо», и первый игрок двигает фишку в этом направлении. Второй снова и снова задает направление движения мухи. Его задача – чтобы муха не покинула листочек. Если он ошибется, муха улетит за пределы клеточек.
«Не собьюсь»
Считаем до 10, до 30, до 50 – сколько знает ребенок. При этом вместо чисел, которые делятся на 2 (на 3, на 5, или содержат определенную цифру) говорим – «не собьюсь».
Упражнения для тренировки внимания школьника
Школьнику, когда он уже научился хорошо читать и писать, можно предложить более сложные упражнения. Их достаточно выполнять 5 минут в день, но делать это нужно каждый день. В норме после двух месяцев занятий количество ошибок в упражнениях должно сократиться вдвое. Если этого не произошло и после 4-х месяцев занятий, следует обратиться за консультацией к специалисту.
Корректура
Предложите ребенку любой текст, поначалу небольшой. От него требуется находить и зачеркивать буквы в тексте. Сначала это одна буква, потом несколько, причем одна вычеркивается, вторая подчеркивается.
Словарный диктант с комментированием
Читаем вслух слово. После этого разбираем слово – называем, какие слоги в этом слове, сколько их, сколько букв и какие они. Если школьнику известны части слова, то называем корень, приставку, суффикс, окончание.
В процессе разбора слова целиком оно больше не звучит, слово проговаривается только один раз, в самом начале.
После разбора ребенок должен взять ручку и записать слово. Если он не может этого сделать, то ставит прочерк. Прочерк считается ошибкой.
Обнаружение ошибок в тексте
Нужно предложить ребенку короткий текст (5-10 предложений), в котором специально сделаны ошибки. Лучше, если они не будут связаны с орфографией. Это должны быть подмены букв, слов, пропуск букв, смысловые ошибки.
Ребенок должен отыскать и исправить все ошибки.
Чтение текста до заданного выражения
Обговорите словосочетание, встретив которое в тексте, ребенок должен будет прекратить чтение. И читайте.
Найди слова
Требуется отыскать в каждом слове спрятавшееся там более короткое слово.
Дорога, пирожок, коса, зубр, смех, китель, укол, столб, волк, удочка, олень, мель и так далее.
Более сложная разновидность этого задания – длинный, на первый взгляд бессмысленный набор букв, в котором нужно разглядеть правильные слова.
Задание наоборот
Взрослый дает ребенку (или группе детей) две команды: «Слово» и «Линия». Порядок команд произвольный. По команде «Слово» ребенок проводит на листочке линию, по команде «Линия» — пишет определенное слово (например, слово мама).
Подведем итоги
Таких игр и упражнений намного больше, чем здесь перечислено. Их легко найти в специальной литературе и интернете. Посмотрите игры по этой ссылке.
Возраст 6-9 лет – период оптимального развития произвольного внимания. Его слабость и малая устойчивость нормальна для первоклассника. Задача родителей и учителей – построить учебную деятельность школьника так, чтобы она, с одной стороны, опиралась на пусть еще ограниченную способность ребенка быть внимательным, а, с другой стороны, способствовала развитию свойств внимания.
Тогда внимание станет важнейшим приобретением личности ребенка. В подростковом и юношеском возрасте оно поможет справляться со сложной школьной программой. Оно разовьется в наблюдательность – важное качество, без которого невозможна успешная профессиональная деятельность.
baby-ved.ru
Развитие внимания у младших школьников: упражнения, тест на внимательность
Развитие внимания у детей младшего школьного возраста необходимо для воспитания малыша и подготовки его к средним и старшим классам.
В последние несколько лет психологами отмечается повышение рассеянности вкупе с гиперактивностью у детей младшего школьного возраста. Если ребёнок не может заставить себя сконцентрироваться на чём-либо, то он упускает многое из базового материала образовательной программы, освоить которую нужно для дальнейшего успешного обучения. В таких случаях необходимо развитие внимания у младших школьников. Упражнения помогут достичь в этом значимых успехов.
Непроизвольное внимание
В каждом человеке от рождения заложен принцип непроизвольного внимания. Так, среди маленьких предметов и ребёнок, и взрослый сразу найдут большой, среди зелёных — красный, среди тёмных — светлый и т. д. На таком методе строятся маркетинговые ходы многих компаний.
У маленького ребёнка (4-5 лет) механизм непроизвольного внимания развит достаточно хорошо, чтобы он легко запоминал что-то яркое, красочное. Поэтому задачи для дошколят должны быть построены по принципу «красочно — значит, заметно».
Произвольное внимание
С возрастом у человека развивается произвольное внимание, он учится запоминать и находить то, что ему нужно, а не то, что бросается в глаза. Задача родителей — развить у малыша этот механизм. Почти с самого сознательного возраста ребёнок слышит такие слова, как «смотри внимательно», «будь внимателен на занятиях», «внимательно слушай воспитательницу и веди себя хорошо» и т. д.
Пусть малыш ещё не вполне понимает значение слова «внимательность», но из слов родителя ему становится ясно, что его задача — запомнить что-то или просто понять.
Рассеянный ребёнок порой не столько не понимает, сколько не хочет понять, поэтому задания на развитие внимания призваны пробудить в малыше интерес к тому, что вокруг него происходит. Ведь если кроха будет увлечён, он захочет подробнее узнать что-либо, если ему что-то понравится, он пожелает повторять это снова и снова (те же упражнения и тесты).
По такому принципу действует развитие внимания у младших школьников, задания же строятся по методу от простого к сложному, чтобы не спугнуть интерес ребёнка, но и не давать ему расслабиться.
Особенности внимания
Некоторых детей иногда очень трудно заставить сесть и чем-то заниматься. Это и очевидно, ведь ребёнок дошкольного или младшего школьного возраста довольно активен и стремится побегать и поиграть.
Подобные проблемы развития внимания не единичны, поэтому психологи и логопеды в первую очередь пытаются заинтересовать малыша тем, что ему близко: яркими картинками, игрушками (в кабинетах педиатров). Когда интерес крохи будет «захвачен», взрослому удастся научить его чему-либо. Например, показать картинку и рассказать, как именно на ней нарисован тот или иной предмет. «Облака рисуют с помощью движений карандашом по кругу. Вот так», — показывает взрослый малышу, а увлечённый ребёнок тут же берётся за карандаши и начинает творить. При работе с группой детей можно действовать по принципу «кто лучше». Ребёнок, который первый выполнит какое-либо задание без ошибок, поощряется.
Любому малышу необходимо содержать в памяти инструкцию определённых действий, так формируются навыки у любого человека. Поэтому во время работы вполне нормально, если ребёнок будет вслух проговаривать все свои дальнейшие движения.
Проблемы развития внимания
Довольно часто встречаются дилеммы, связанные с неспособностью ребёнка развивать внимание, из-за чего малыша постигают трудности в школе и в играх с другими детьми.
Существует несколько уровней таких проблем:
- Маленький объём. Ребёнок не может одновременно сконцентрироваться на двух объектах и удерживать их в уме.
- Неустойчивое внимание и слабая концентрация. Малыш психологически не может долго концентрироваться на чём-либо, насколько привлекательным бы оно ни было. В таких случаях необходимы простые игры на 5-10 минут ежедневно.
- Проблема избирательности. Малыш не способен заставить себя концентрироваться на том объекте, который необходим для решения проблемы, отсутствует абстрактное мышление, ребёнок пытается запомнить всё, что ему дают, и в итоге не запоминает ничего.
- Распределение внимания. Кроха не может переключиться с одного вида деятельности на другой. Ему требуется время, чтобы после русского языка начать выполнять задания по математике, иначе он допустит множество ошибок, хотя прекрасно понял материал.
- Второй вид распределения. Вторая проблема подобного рода — это неспособность ребёнка выполнять сразу несколько дел. Конечно, хорошо, если он сконцентрирован на работе, но данный механизм необходим для полноценной жизни.
- Произвольное внимание. Ребёнок не может переключиться по требованию с одного вида деятельности на другой.
Как только взрослым будет чётко определена проблема, ему станет легче придумать, как её решить. Сначала нужно точно осознать, что именно ребёнок пока что не может делать: концентрировать внимание или распределять его.
Проба пера – коррекция знаков
Логопеды, чтобы определить, способен ли ребёнок концентрироваться на определённых объектах, дают ему простые тесты. Иначе говоря, стремятся проверить, есть ли у малыша навык выборочного внимания. Первое задание, которое предлагается детям, — вычеркнуть из перечня символов определённые. Например, из столбцов кругов, квадратов и треугольников вычеркнуть треугольники. Частое выполнение задания может помочь малышу справиться с проблемой распределяемости.
Данный тренинг рекомендуется проводить ежедневно по несколько раз, но не перетруждать кроху. Минимальный порог — пять раз в неделю. На выполнение работы ребёнку даётся минута. Когда за минуту он будет успевать справляться с большей частью задания, можно усложнять последнее по следующим аспектам:
- Разнообразить фигуры. Добавлять сначала новые чёрные изображения, затем (если это возможно) изменить цветовую гамму, чтобы малыш искал не квадраты, например, а зелёные маленькие квадраты. Но сильно увлекаться этим не стоит, цветов не должно быть много, и их не следует делать яркими.
- Увеличить объём работы. Если ребёнок быстро справляется с данным заданием, то можно просто увеличить количество строчек и столбцов, уменьшив размер каждого изображения. Так малышу придётся ещё больше напрягать внимание.
- Зачеркнуть по-разному. Можно предложить ребёнку найти в предложенных столбцах квадратики и кружочки, но кружочки подчеркнуть, а квадратики зачеркнуть. Подобное задание на развитие внимания широко практикуется логопедами.
Исправь текст
Развитие произвольного внимания бок о бок идёт с уменьшением количества ошибок при письме. Так, в достаточной мере развитый ребёнок должен без проблем справляться со школьными диктантами по русскому языку. А чтобы малыш быстрее привык к буквам и цифрам, а не значкам, как в предыдущем упражнении, ему предлагают прочитать текст, заведомо содержащий ошибки. Задача маленького школьника — эти ошибки исправить.
Текст для примера: «В огороде у бабушки выросло много огурцов. Бабушка хорошо поливала их. Зимой у нс будет вишнёвое варенье. Мама купила для нас мнго вишен. Я хорошо учусь в кшоле, у меня отличные отлетки. Мой лруг играет в футбол, а Маша читает кнгу. Зимой у нас за окном цвели мимозы. Тёплый ветр качает ветки рябины летм…»
Взрослый человек мгновенно заметит неполадки в этих предложениях, даже просто пробежав глазами, не вникая в суть. Однако рассеянный ребёнок легко может большую часть этих помарок просто пропустить или сослаться после проверки на то, что не понял слова. Задачи на внимание призваны научить ребёнка замечать ошибки, а не читать мимо строк.
Регулярное прохождение подобных тестов стимулирует развитие внимания. 6 лет — это не значит, что можно продолжать бегать по двору, всему надо учить малыша своевременно.
Как правило, сначала детям дают короткие тексты, со временем предложения увеличиваются в объеме и содержат больше грамматических и логических ошибок. Самая простая логическая ошибка, которую должны понимать дети 6-8 лет, — это цветение чего-либо на улице зимой.
Проверка осуществляется по следующим критериям:
- Не исправлено 1-2 ошибки — высокий уровень внимания.
- Не исправлено 3-4 ошибки — удовлетворительный (средний) уровень.
- Не исправлено более 5 ошибок — низкий уровень.
В зависимости от уровня логопедами составляется план работы с ребёнком.
Тест Гуго Мюнстенберга
В наше время необходимо стимулировать развитие внимания у младших школьников. Упражнения, предложенные в 20-м веке немецким психологом Гуго Мюнстенбергом, отлично помогут детям не только стать более внимательными, но и запомнить словарные слова.
Суть упражнения заключается в слитном написании слов, возможно, вперемешку с любыми буквами. Причём слова заведомо написаны с ошибкой, которые малышу надо исправить. Например: «ИРТГАРАТНРГЯБЛАНЯЩЛГНТЮПКАТРНО» (в этой строчке есть слова «гара», «ябланя» и «юпка»). Строку можно сделать сколь угодно длинной, однако пяти-семи слов вполне достаточно, иначе ребёнок может устать и начать капризничать.
Второй вариант того же теста для формирования развития внимания заключается в слитном написании целой фразы без посторонних букв. Как правило, учителями и логопедами берутся пословицы, поговорки, частушки для развития кругозора детей. К примеру: «каксгусявода» (как с гуся вода) или «втихомомутечертиводятся» (в тихом омуте черти водятся) и т. д. Представив этот тест-упражнение как игру, можно легко обучить ребёнка особенностям русского языка, народным пословицам и поговоркам, расширить его словарный запас.
Математика в помощь
Существует ещё так называемое математическое упражнение, рассчитанное для детей 1-х и 2-х классов. Смысл упражнения таков: педагог предлагает несколько чисел и различные действия с ними, дети должны прокрутить эти действия в уме и запомнить полученные числа. Конечно, сложность задач зависит от уровня подготовки и программного материала. Но лучше рассмотреть на примерах:
- Для 1-го класса или подготовительной (старшей) группы: есть два числа — 5 и 8, из второго вычтите первое, затем прибавьте 2. Пишите. Ответ: 5.
- Для 2-го класса: есть два числа — 12 и 35. Вторую цифру второго числа прибавьте к первой цифре первого числа, затем прибавьте ещё 4, отнимите 1. Пишите. Ответ: 9.
- Для 3-го класса: есть два числа — 26 и 58. Сложите вторую цифру второго числа и вторую цифру первого числа. Результат умножьте на 2, затем разделите 4. Пишите. Ответ: 7.
Математические игры для развития памяти и внимания не только помогают рассеянным детям, но интересны и увлекательны. С помощью таких игр даже самого непоседливого ребёнка можно заставить отдохнуть и посидеть на месте.
А вот ещё один пример, называется «цифровая таблица». Взрослым составляется квадратная таблица из разбросанных в разные уголки цифр от 1 до 20, например. Задача ребёнка — «собрать» числа в таблице по порядку.
Как только он находит следующее число, то показывает на него пальцем и называет.
1 | 5 | 10 | 3 |
13 | 15 | 17 | 8 |
19 | 7 | 20 | 12 |
4 | 11 | 2 | 16 |
9 | 18 | 14 | 6 |
Дети младшего школьного возраста, как правило, любят подобные занятия. На основе этой игры можно придумать несколько произвольных:
- Найди и назови по порядку все числа от 1 до 10.
- Найди и назови по порядку все числа от 10 до 1.
- Соедини линиями все числа по порядку от 1 до 20.
Можно взять более крупные таблицы: от 1 до 30, от 1 до 100. Всё зависит от возраста и усидчивости ребёнка. Таблицы с числами от 1 до 100 лучше давать детям от 8-9 лет. Как правило, 6-7-летние малыши не обладают достаточной усидчивостью для подобных значений. Но если ребёнок сам заинтересован в занятии, то почему бы и нет?
Метод кольца
Метод кольца предложен Ландольтом в конце 19-го века, и был сразу признан как стимулирующий скорость письма и развитие внимания. 7 лет — максимальный возраст, когда данная игра может применяться. Наибольшее распространение она получила в детских садах в конце 20-го и начале 21-го века.
Смысл игры в том, что педагогом составляется таблица, заполненная двумя видами колец (окружностей). Первый набор колец имеет разрез наверху, а второй, например, слева. Ребёнку предлагается в течение 5 минут зачеркнуть разными линиями как можно большее количество колец. Первый вид горизонтальной линией, второй — по диагонали.
Можно разнообразить виды колец: с разрезом слева, внизу, внизу справа (диагональный) и т. д. Однако учтите развитие ребёнка, ведь ему нужно будет запомнить, что и как зачёркивать. Во время проведения тренинга каждую минуту педагог говорит «черта», и ребёнок ставит горизонтальную черточку в месте, где его застигли эти слова. По истечении 5 минут педагог говорит «стоп», малыш ставит две горизонтальные полоски в месте, где он остановил свою работу.
Уровень внимания ребёнка рассчитывается по следующей формуле: S = 0,5N – 2,8n : 60, где:
- S — уровень внимания.
- N — количество верно зачеркнутых символов (колец).
- n — количество ошибок.
Если показатель S более 1,25, то ребёнок обладает высоким уровнем внимания, 1,00–1,25 — средним повышенным, 0,75–1,00 — средним, 0,5–0,75 — низким удовлетворительным. Менее 0,5 — очень низким.
Данный тест на внимательность в короткие сроки может установить уровень развития любого ребёнка дошкольного (по большей части) и младшего школьного возрастов.
«Жук на полянке»
Детская игра, подходящая и школьникам, и дошколятам. Педагог предлагает ребятам небольшое поле, расчерченное по клеточкам (размеры 5 Х 5 клеток). В одном углу стоит «жучок», которому нужно это поле преодолеть.
Взрослый сообщает детям путь передвижения жучка по «карте», например, одна клетка вверх, две вправо, четыре вниз и т. д. Малыши не могут записывать или помечать, где находится жучок, но после нескольких действий педагог говорит «стоп». Жучок «останавливается», и дети или ребёнок должны сказать, где он остался. Поле может выглядеть таким образом, как на картинке ниже.
Подобные задания на развитие внимания помогут любому ребёнку стать менее рассеянным и подготовиться ко взрослой жизни. К тому же проводить занятие можно с неограниченным количеством детей. Главное — успеть у всех проверить ответы и самому не запутаться.
Слова и цвета
Подобное упражнение применяется для детей младшего школьного возраста с развитым навыком чтения. Предпочтительный возраст — 7-9 лет.
Возможно, многие уже знакомы с подобным занятием, его можно использовать в форме игры или как тест на внимательность. Суть проста. Педагог предлагает ребёнку список цветов: красный, синий, зелёный, жёлтый, фиолетовый и т. д., но названия их написаны другим цветом. Например, слово «жёлтый» написано красным, «синий» — зелёным и т. д. Задача школьника — посмотреть на слово и сказать, какого оно цвета. Как может выглядеть упражнение, показано на нижерасположенном рисунке.
Если из десяти цвето-слов правильно были названы 9, то у ребёнка высокий уровень внимания. Если 6-8 — средний. Если 5 и менее — низкий. В случаях с низким уровнем упражнение надо проводить ежедневно, группируя его с игрой и другими заданиями, чтобы ребёнок не заскучал и не закапризничал. Это задание лучше всего формирует развитие внимания у младших школьников, упражнения подобного рода не только интересны, но и развивают навык чтения.
Ассоциации
В тренинги на развитие внимания у младших школьников упражнения по теме «ассоциации» входят как дополнительные. Впрочем, они прекрасно помогают ребёнку развить такой навык, как абстрактное мышление, и научиться рисовать.
Перед началом игры взрослым составляется список предметов или объектов по принципу «от простого к сложному», в общем должно быть не более 10 фраз. Например: дом, куст, курица, радостный ребёнок, пишущий мужчина, мама готовит, учительница у доски, шарик в небе. Задача малыша — сначала выслушать весь перечень, затем в течение 20 секунд быстро образно зарисовать предметы так, чтобы потом он смог воспроизвести весь список по картинкам.
Если за 20 секунд малыш не успевает изобразить всё, то взрослый диктует перечень ещё раз. Максимум диктовок: 3 раза.
«Запоминайка»
Так шуточно называют многие игры для развития памяти и внимания для маленьких детей. В процессе у ребёнка формируются не только эти навыки, но и пространственное мышление.
Для игры понадобится несколько чистых листов бумаги и обычные пуговички. Первый оппонент берёт три пуговицы и кладёт их на своём листе бумаги в определённом порядке, даёт второму игроку (ребёнку) запомнить положение пуговиц (максимум 20 секунд), затем закрывает набор вторым листом бумаги. Задача малыша на своём листе выложить пуговицы в таком же порядке, как и у его оппонента (взрослого или ребёнка). Со временем, в зависимости от возраста или развития, можно усложнить игру: добавить больше пуговичек, расчертить лист по клеточкам и укладывать пуговички в них.
Поиски букв
Развитие памяти, внимания, мышления бок о бок идёт с расширением кругозора ребёнка, что не обходится без навыка чтения и письма. Так, следующая игра направлена как раз на формирование этого умения.
Ребёнку предлагается лист с произвольно расположенными буквами. Малышу необходимо по указанию взрослых собирать из этих букв слова. Например, взрослый говорит: «Покажи, как написать твоё имя», — а ребёнок, проговаривая, показывает на буквы своего имени в определённом порядке.
«Охотники»
Уровень развития внимания напрямую зависит от способности ребёнка к самоконтролю, если малыш научится самостоятельно успокаиваться, без окриков и замечаний взрослых, то он сделает ещё один шаг к успешному формированию выборочного внимания. Данная игра подходит детям детсадовского возраста.
Воспитатель или родитель говорит ребёнку (возможно, группе детей), что они — охотники и им нужно прислушиваться к каждому звуку в «лесу», чтобы не пропустить хорошую добычу. Какое-то время дети должны сидеть в полной тишине (до 5 минут). Затем рассказать взрослому, что они услышали. Возможно, это будет скрип двери или половицы, шум машин за окном.
К игре можно подключить и других взрослых, которые будут создавать какие-либо звуки. Например, звон колокольчика или шуршание листвы, если нет ветра. Здесь детям нужно не только услышать какие-либо звуки, но и запомнить их, чтобы потом рассказать. Так развивается и внимание, и память, и моторика ребёнка.
Таким образом, особенности развития внимания каждого ребёнка индивидуальны, однако методики, придуманные педагогами и логопедами, позволяют в конечном счёте всем детям вырасти и зажить счастливой, полноценной жизнью, не имея проблем с механизмом внимания.
fb.ru
Как развить у ребенка-школьника внимание? Внимание и ребенок
Внимательность, безусловно, важная черта личности, способствующая и карьерному росту, и оказывающая большую пользу в решении различных жизненных вопросов и ситуациях. Естественно, большинство родителей, также стремятся развить у своего ребенка такую черту, как внимательность.
Можно только представить себе, какой стресс получает ребенок, когда переступает порог школы. К нему предъявляются всевозможные требования, неожиданно для него появляются новые обязанности. Для одних данное нагромождение под силу и они справляются с ними просто и легко, для других же детей, это оказывается непосильным грузом.
Что же необходимо предпринять?
Школьная программа направлена не только на обучение определенных предметов, она также направлена и на развитие таких качеств, как воображение, память, мышление и внимание. Наблюдения педагогов, многочисленные исследования психологов говорят о том, что если ребенок, не сумевший овладеть приемами мыслительной деятельности в самых начальных классах, автоматически переходит в разряд неуспевающих в средних классах.
И, как показывает практика, успехи детей во многом определяются таким понятием, как внимательность. Маленький ребенок в силу каких-то причин не видит и не слышит то, что пытается вложить ему преподаватель. Как результат – в старших классах ситуация усугубляется и ему еще труднее запоминать информацию.
Многие родители задаются вопросом, что же делать в этих случаях? Неужели это бесповоротно? Не так все плохо. Внимание можно и просто необходимо развивать.
В школе, как правило, в обязательном порядке предусмотрены задания на внимание. Но, в силу того, что объем учебного материала очень велик, привить всем внимательность довольно сложно.
Но, ученику необходимо оказать помощь и постараться научить его управлять своим вниманием. И, именно, родители должны стать его главными помощниками. Но, чтобы оказать помощь, необходимо знать, что нужно делать и каким образом.
Внимание и ребенок
Прежде всего, давайте разберемся с самим понятием. Внимание — это способность человека сконцентрироваться на определенных явлениях и объектах. Мы каждый день получаем столько информации, что порою усвоить ее просто невозможно, да в принципе этого и не нужно делать.
Главное, из всего потока извлечь необходимую информацию, именно значимую для нас, которая пригодится нам для решения каких-либо вопросов. Данную функцию деятельности нашей психики и выполняет внимание.
Когда преподаватель говорит об отсутствии внимания вообще — это воспринимается очень обобщенно. Внимание вмещает в себя такие понятия, как устойчивость, концентрация, объем, распределение и переключение. И, вполне возможно, что у ребенка развито только одно из названных признаков внимания и, отсутствует совершенно другое, которое как раз и нуждается в коррекции.
Поэтому прежде, чем начинать занятия по совершенствованию внимания, необходимо знать, какие же свойства недостаточно развиты у вашего ребенка.
Концентрация внимания – это, прежде всего, умение сконцентрироваться на необходимом объекте, способность осмыслить задачу. Ребенок, имеющий хорошую концентрацию внимания, отличается организованностью и хорошей наблюдательностью. Те же, у кого отсутствует данное свойство, зачастую слывут рассеянными и несобранными.
Объем внимания — количество воспринимаемых и удерживаемых одновременно в сознании объектов. Для детей в возрасте 7 лет число данных объектов варьируется от 3 до 5. При достаточном объеме внимания ребенку, естественно, легче производить операции анализа, сравнения, классификации, обобщения. Умение осуществлять данные операции, лишний раз говорит о совершенствовании логического мышления.
Устойчивость внимания - возможность продолжительной концентрации на одном и том же объекте. Ребенок, имеющий устойчивое внимание может работать, не отвлекаясь, продолжительное время, ему нравится такая напряженная работа.
Распределение внимания — синхронное внимание к двум и больше объектам при одновременном осуществлении действий с ними. Данное свойство особо показательно, когда ребенок, например, занят работой и, в это же время, наблюдает за окружающей его средой.
Переключение внимания — перевод внимания с одной деятельности на какую-либо другую, или же, к примеру, с одного объекта на другой.
Если вы внимательно изучили особенности своего ребенка, можно приступать смело к занятиям. Это могут быть игровые упражнения и обычные игры.
Приведем примеры
Прочитать текст. Помимо того, что дети должны вникнуть в смысл прочитанного, они еще должны одновременно сосчитать слова со звуком «М», к примеру.
Завести ребенка в любую комнату и попросить его осмотреть ее, к тому же и назвать при этом предметы, с определенными признаками: форма, цвет, материал.
Повторение. Вы читаете определенный текст, а ребенок должен его повторить, когда вы неожиданно произнесете «повторите».
Посчитать до 30. Причем с цифрой 3 числа называть нельзя. Вместо них можно применить либо слово, либо просто подпрыгнуть.
Игры в шашки и шахматы, которые давно охарактеризовали школой внимания. В данных играх очень важно просчитать все ходы наперед и при этом еще сделать определенные выводы.
Писать числа, начиная от 1 до 20, при этом называть их в обратном порядке.
В общем, различных упражнений на внимание огромное количество, их можно придумать и самим. Помогите вашим детям, не пускайте все на самотек. Покупайте книги, способствующие развитию внимания.
Очень полезны будут игры вместе с детьми. Это прекрасная возможность и лучше узнать ребенка, и понять его, и расположить к себе. Спортивные игры также развивают внимание, не забывайте о них.
Учите детей наблюдательности, умению видеть изменения, которые каждый день происходят в окружающем мире. Это поспособствует и развитию личности, и совершенствованию внимательности.
nebolet.com
Как научить ребенка внимательности: советы детского психолога
Многие родители озабочены вопросом: как научить внимательности своего ребенка? Неспособность сконцентрироваться не фатальна, однако очень затрудняет обучение в школе, да и овладение некоторыми бытовыми навыками. С чего начать? С самого важного: сфокусируйтесь на неумении фокусироваться. А теперь подробнее.
Почему ребенок может быть рассеян
Человеческий мозг на протяжении дня улавливает много различной информации. Это могут быть разные звуковые сигналы или же визуальные образы, а еще иные всевозможные источники информации. Детский мозг очень сильно утомляется от получения информации разного характера. Дети нередко проявляют любопытство ко всему и начинают, как губка впитывать в себя свежую информацию. Поэтому родителям важно уделять внимание формированию у ребенка сосредоточенности и внимательности.
Ответьте себе на несколько вопросов
- Не является ли недостаток внимательности естественным для ребенка такого возраста? Иногда мы ждем от детей большего, чем они способны дать в силу эмоциональных или физиологических причин. Посоветуйтесь с педагогом или школьным психологом прежде, чем решите, что ребенок действительно нуждается в специальных упражнениях для воспитания внимательности.
- На чем, по вашему мнению, должен сосредоточиваться ваш ребенок? Если вы озабочены тем, что он не слушает вас, когда вы что-нибудь делаете вместе, то, наверное, стоит применить один из приемов, с помощью которых люди заставляют слышать себя. Хорошие ораторы, например, удерживают внимание аудитории, меняя громкость голоса или прерывая речь паузой. Попробуйте — это помогает.
- Одинаково ли рассеян и невнимателен ваш ребенок в разных обстоятельствах? Как правило, родители видят своих детей не в тех ситуациях, что видят учителя — и наоборот. Возможно, иногда его поведение меняется, особенно в компании одноклассников. И только в тех случаях, когда ребенок всегда одинаково невнимателен, это следует считать настоящей серьезной проблемой. Если же в некоторых ситуациях он способен сосредоточиться, вам следует пристально присмотреться ко всем обстоятельствам, чтобы найти причины рассеянности.
- Понимает ли ребенок, чего от него ждут? Иногда дети невнимательны просто потому, что не знают, на каком предмете им следует сосредоточиться.
Если со всеми этими нюансами вы разобрались и убедились, что вашему ребенку действительно присуща невнимательность, неумение сосредоточиться, пора действовать. Вот несколько упражнений для развития концентрации.
Как формировать способность к концентрации и сосредоточенности
Для любого малыша чрезвычайно важно получать новую информацию, хотя в случае, если данной информации слишком много, то это может притормозить восприятия малыша, сбивая его с толку. В связи с этим родителям необходимо следить за тем, чтобы младенец ни по каким причинам не переключал свое внимание с одного на другое слишком быстро.
Для просмотра телевизора и детских программ, транслируемых на онлайн-ресурсах должно быть отведено конкретное время и его нужно соблюдать. Так, например, когда ребенок учит уроки, или занимается работой по дому, или же кушает, то не нужно включать телевизор. Это может помешать ребенку концентрировать внимание на чем-то одном, и он станет выполнять задания рассеянно. Поход в кинотеатр либо вечерний просмотр превосходного кинофильма необходимо планировать заблаговременно. Нужно запретить ребенку долго смотреть телевизор. Это же касается и компьютера. Если, к примеру, малышу включили музыку, особенно новую для него, то он должен сосредоточиться исключительно на ее прослушивании и ничего не должно отвлекать его от данного занятия.
Для формирования внимательности у детей придумано огромное количество различных игр. К примеру, можно играя с ребенком, попросить его обнаружить в книге с животными всех собачек или, рассказывая детям о зиме, попросить показать все зимние вещи. Либо можно несколько мисок наполнить водой различной температуры. Малыш должен определить, где жидкость холоднее, а где теплее.
Гуляя с ребенком на улице прикройте его глаза и попросите прислушаться к окружающим его звукам. Пусть попробует их опознать и расскажет, что за звуки он слышит, что или кто их издает. Такое же упражнение можно выполнять и на опознание запахов.
Кроме этого, сосредоточенность и внимательность можно развивать во время игры с различными игрушками, когда малыш ощупывает вещи с закрытыми глазами, и угадывает, что именно он держит в руках.
Игра «Найди изменения»
Эта игра не требует много времени на подготовку и практически никакого оборудования. Ей достаточно уделять несколько минут в день, чтобы через какое-то время ваш ребенок стал внимательнее, а его память улучшилась.
Предложите ему внимательно, на протяжении 2-3 минут, рассмотреть какую-то часть комнаты (стол со всеми находящимися на нем предметами, например, или стеллаж с книгами, цветочными горшками и интерьерными безделушками). Предупредите, что нужно запомнить это место как можно лучше — сделать «ментальный снимок».
Пусть он выйдет из комнаты, а ваша задача — убрать один из предметов или что-то изменить (например, перевернуть картину вверх ногами).
Вернувшись в комнату, ребенок должен найти, что же изменилось за время его отсутствия. Эта игра помогает научить его внимательности, замечать детали окружающей обстановки и развивает память.
Соедините движение и запоминание
Иногда у детей возникают проблемы с концентрацией, потому что тот способ, каким до них доносится информация, не привлекает их внимания. Привнесение дополнительной дозы активности поможет мозгу ее обрабатывать. Попытайтесь задействовать не только зрительный и слуховой каналы, но и моторный.
Практикуйте игры, в которых требуется выполнить какое-то действие на определенных словах (например, игра «Съедобное — несъедобное», где нужно поймать или отбить мяч в зависимости от того, какой предмет назван). Вообще движение очень полезно для ребенка, пользуйтесь малейшей возможностью, чтобы организовать тот или другой вид физической активности.
Паззлы!
Существует огромное разнообразие паззлов, которые вы можете пособирать со своим ребенком — поверьте, это не только увлекательно, но и принесет огромную пользу. Подберите комплект, который соответствует его возрасту, уровню развития и интересам. Такие занятия способствуют развитию сосредоточенности, умению концентировать внимание на том, что делаешь.
Благодаря таким играм у малыша усиливается восприятие и появляется способность концентрировать внимание. Если часто заниматься с ребенком соблюдая все эти правила, у него будет отлично развито внимание и сосредоточенность.
healthylifestyle.su
10 простых способов улучшить память ребенка
Экология жизни. Дети: Плохая память у детей бывает очень редко, чаще всего она просто недостаточно развита, а с этой проблемой справиться…
Вопросом, как улучшить память ребенка, рано или поздно задается любой родитель. Чаще всего такой момент наступает, когда малыш отправляется в школу, и на него сваливается разом огромное количество информации. Однако существуют несложные способы, при помощи которых вы не только сможете улучшить память своего ребенка, но, возможно, и сами избавитесь от забывчивости.
Стоит помнить, что плохая память у детей бывает очень редко, чаще всего она просто недостаточно развита, а с этой проблемой справиться не так уж и сложно.
Способ 1. Спрашивайте, как прошел день ребенка
Каждый вечер просите своего малыша рассказать, как прошел его день. Со всеми мельчайшими подробностями. Это отличная тренировка памяти. Такие монологи помогут вашему ребенку научиться выстраивать хронологию событий, анализировать их.
Сначала рассказ ребенка будет сбивчивым, но со временем его речь станет более связной, он будет вспоминать все больше подробностей и мелких деталей.
Чтобы помочь малышу, можно задавать ему вопросы «А что делала твоя подружка Катя, когда ты играла в доктора?», «Какого цвета на ней было платье?» и т.д.
Способ 2. Читайте с ребенком книги
Пока ребенок еще маленький, читайте ему, например, перед сном интересные запоминающиеся сказки или стихи. Пробуйте вместе учить небольшие четверостишия наизусть. Это самым благотворным образом скажется на словарном запасе вашего малыша. А когда он научится читать самостоятельно, постарайтесь привить ему любовь к этому делу.
Пусть книга станет хорошим другом для ребенка. Даже если ребенок не очень хочет, пусть для него обязательным правилом будет чтение нескольких страниц в день какой-нибудь книги. И обязательно просите его пересказать прочитанное и высказать свое отношение.
Способ 3. Играйте с ребенком в слова
- Называйте малышу 10 слов и просите его повторить их. Можно выбирать слова определенной тематики (фрукты и овощи, еда, игрушки, деревья, цветы, какие предметы есть в комнате и т.д.). Все слова, которые ребенок не назвал, ему обязательно нужно напомнить. Считается, что если малыш 6-7 лет может повторить 5 слов из 10, у него хорошая кратковременная память, а если он называет 7-8 – его долговременная память тоже прекрасно развита.
- Для развития зрительной памяти можно выкладывать перед малышом картинки (например, 5-7 штук) и просить запомнить их. Затем можно убрать одну или две и спросить, чего не хватает, либо перемешать все картинки местами и попросить малыша выложить их в изначальном порядке.
- С детьми постарше можно играть в эту игру немного по-другому. Положите перед ними фотографию или картинку со множеством деталей. Пусть ребенок рассматривает ее в течение 15-20 секунд, стараясь запомнить как можно больше подробностей. Затем уберите изображение и попросите его написать на листе бумаги список всего, что он запомнил.
Способ 4. Тренируйте внимательность ребенка
Помните, в журналах нашего детства типа «Мурзилки» были задачки, в которых нужно было найти, чем отличается одна картинка от другой. Такие задания и сейчас можно легко отыскать в книгах по развитию ребенка, коих великое множество. Эти упражнения не только очень увлекательны, но и отлично тренируют память, внимательность и воображение.
Способ 5. Освойте метод Цицерона
Суть этого метода в том, чтобы мысленно расположить предметы, которые нужно запомнить, в хорошо знакомом пространстве – это может быть собственная комната, чердак или любое помещение, которое ребенок хорошо знает. Главное правило этого принципа запоминания – большие предметы мы мысленно уменьшаем, а маленькие – увеличиваем.
Например, ребенку надо запомнить 5 слов – зонт, медведь, апельсин, бегемот, море, стул. Все эти слова нужно мысленно разместить в комнате: зонт повесить на ручку двери, большой апельсин положить на подоконник, стул поставить перед кроватью, крохотного медведя отправить гулять под цветком на окне, а маленького бегемота – спать на кровати, а море – бушевать в телевизоре. После некоторой тренировки ребенку, для того чтобы воспроизвести цепочку слов, нужно будет всего лишь восстановить в памяти интерьер родного жилища.
Способ 6. Научите ребенка методу ассоциаций
Такой способ отлично поможет запомнить информацию, если хаотический набор фактов не желает укладываться в стройную классификацию. Научите ребенка выстраивать взаимосвязи между запоминаемым словом и чем-то очень знакомым и понятным ему. Спросите у малыша, с чем у него ассоциируется то или иное слово или вместе придумайте. Ассоциации могут быть привычными или смешными, знакомыми каждому или понятными только вам и малышу.
Способ 7. Изучайте с малышом иностранный язык
Это прекрасная тренировка для памяти, как и любой новый навык, например, игра на музыкальном инструменте или даже обучение танцам. 10 новых иностранных слов в день или пара простых фраз – запомнить их не отнимет много времени, зато это очень полезно и в будущем этот навык ребенку точно пригодится. И обязательно повторяйте выученное накануне на следующий день.
Способ 8. Отдайте ребенка на спорт
Подружите ребенка со спортом. Казалось бы, где связь с памятью? Однако любые физические нагрузки, особенно на свежем воздухе, стимулируют кровоток и способствуют лучшему кровоснабжению головного мозга, что, в свою очередь благоприятно сказывается и на памяти. Не пренебрегайте прогулками с малышом, чаще проветривайте его комнату, особенно перед сном.
Способ 9. Приучите малыша напрягать память
Самым простым способом развития памяти является тренировка. Звучит банально? Да, но без регулярных нагрузок ничего не получится. А в наш век планшетов, смартфонов и Интернета напрягать память становится все труднее, ведь проще всего поискать что-то забытое на просторах всемирной паутины. И дети овладевают этими навыками едва ли не с пеленок.
Поэтому так важно приучить ребенка, если он что-то забыл, пусть сначала постарается вспомнить самостоятельно, и только если ничего не выйдет в течение нескольких минут, пусть лезет в словарь или Интернет.
Также интересно: Как улучшить память — простые рекомендации восточной медицины
Нужные книги: что почитать детям от 10 до 13 лет
Способ 10. Составьте правильный рацион питания
Конечно, одним правильным питанием хорошую память у ребенка не развить, но есть базовые продукты, в которых содержатся вещества, необходимые для улучшения мозговой деятельности, а значит, и для улучшения памяти.
Поэтому включите в рацион питания своего ребенка:
- жирную рыбу,
- бананы,
- грецкие орехи,
- морковь,
- шпинат,
- брокколи
– да, дети не в восторге от некоторых из этих продуктов, но они хотя бы в небольших количествах должны присутствовать в меню ребенка.опубликовано econet.ru
Автор: Наталья Обрядина
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet
econet.ru
как развить внимательность, память и логику у школьника
12 лет – это возраст, когда способности к обучению у ребёнка находятся практически на самом высоком уровне. Именно поэтому родители не должны останавливаться на достигнутом: ваша задача, развивать ребёнка интеллектуально и дальше. Как это сделать – читайте далее.
Как развить внимание у ребёнка
Как развить внимательность у ребёнка 12 лет? Для этого можно выполнять специальные упражнения, тренирующие данный навык. В комплекс занятий на внимательность у детей 12 лет входят следующие упражнения:
- «Не сбивайся». Упражнение развивает концентрацию внимания и учит правильно его распределять. Пусть ребёнок считает вслух, например, от 1 до 31, но при этом не включает в счёт числа с цифрой 3. Вместо них он должен говорить «не собьюсь».
- «Наблюдательность». Данное упражнение помогает развить зрительную память. Ребёнку нужно по памяти описать подробности пути в школу, двор возле дома, свою комнату или класс. В общем, любое место, в котором ему приходится бывать. Описание делается устно.
- «Муха». Данное упражнение также направлено на развитие концентрации внимания. Проводится оно в игровой форме.
Для его выполнения необходимо взять доску и расчертить на ней поле с клетками 3х3. Также понадобится кусочек пластилина. Он и будет играть роль мухи. Теперь поставьте доску вертикально, и пусть ребёнок перемещает муху по клеткам в соответствии с командами, которые вы будете ему подавать. Например: «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Исходное положение мухи – клетка в центре доски.
О том, как развить внимательность у школьника — написано в специализированной литературе по развитию ребенка и популярной психологии.
Как улучшить память ребёнку 12 лет
Как развить память у ребёнка 12 лет? Для этого нужно сделать упор на нескольких аспектах.
Если у ребёнка 12 лет плохая память, он должен много читать. Не давайте детям сидеть подолгу за компьютером, лучше заинтересуйте их хорошей книгой, покажите примером, что чтение должно стать для ребёнка неотъемлемой частью жизни.
Эффективно тренируют память развитие новых умений и навыков. Если ребёнок освоит новый вид спорта или начнёт играть на каких-либо музыкальных инструментах, это поможет ему справиться с проблемой плохой памяти. Ещё один вариант того, как улучшить память и внимание у школьника – давать сыну или дочери учить наизусть стихи и отрывки из прозаических произведений. Также обязательно увеличивайте словарный запас ребёнка. Сделать это можно с помощью настольных игр, наподобие «Эрудита».
Помимо прочего, хорошо на развитие памяти влияет запоминание чисел. Пусть ваш ребёнок попробует запомнить даты рождения всех родственников – это станет отличным способом для тренировки его памяти.
Как развить логику у ребёнка 12 лет
Чтобы развить у ребёнка логику, нужно чаще проводить с ним интеллектуальные диспуты, обсуждать различные книги, фильмы. Пусть ребёнок делает выводы по поводу просмотренного или прочитанного сюжета и его героев, это также тренирует логику.
Хороший способ для тренировки логического мышления и внимания – настольные игры. Например, шахматы и шашки, «Монополия». Также ребёнку в 12 лет уже вполне можно разгадывать судоку – это отличный вариант для тренировки логики.
Общайтесь со своими детьми на равных, выстраивайте с ними доверительные отношения, обсуждайте проблемы общества, обращайтесь за советом. Всё это поможет в развитии интеллектуальных способностей вашего чада и даст ему хороший стимул для дальнейшего роста: так он почувствует себя взрослым и самостоятельным.
Оцените материал:
спасибо, ваш голос принят
detstrana.ru