Как заставить ребенка слушать» Наша Психология
Если у вас есть дети, то вполне вероятно, вам будет полезно узнать о том, как заставить ребенка слушать вас. Хотя, это может быть и непростой задачей, но вам безусловно нужно это сделать. Я хорошо знаю, что для родителей заставить детей слушать — это не просто вызов. Иногда, это может показаться практически невозможным.
Ведь мы все знаем, что дети в юном возрасте невнимательные и непослушные. Поэтому, то, что им говорят родители, может не оказаться в их списке приоритетов. Более того, дети, которые пережили значительные перемены в семье, такие как развод родителей, могут еще сложнее поддаваться воспитанию. Тем не менее, для родителей важно иметь эффективные стратегии, чтобы заставить своих детей слушаться.
Содержание статьи
Практические советы, как научить ребенка слушаться
1. Привлеките его внимание
Первая и самая важная вещь, которую нужно сделать, если вы хотите заставить ребенка слушать — это привлечь его внимание. Установите с ним зрительный контакт, прежде чем начать говорить. Если ваш ребенок чем-то занят, а вы в это время будете ему что-то объяснять, то это не даст никакого результата. Попробуйте отвлечь его на некоторое время от занятия. Например, если ваш ребенок рисует за столом, сядьте рядом и попросите, чтобы он рассказал вам, что он хочет нарисовать. Заведите с ним разговор, при этом используйте игривый и дружелюбный тон. И когда увидите, что его внимание полностью переключилось на вас, тогда скажите то, что хотели.
2. Будьте конкретны
Вам нужно понимать, что концентрация внимания у детей коротка, и они легко отвлекаются. Более того, они могут специально игнорировать вас. Но все же не ослабляйте концентрацию внимания ребенка, произнося ему пятиминутную речь о чем-то, что можно было сказать несколькими короткими предложениями. Учитывайте возраст вашего ребенка и его навыки в понимании сказанного. Используйте эти показатели для определения того, что вы планируете ему сказать. Вы можете использовать два или три слова, чтобы ребенку было проще их запомнить, и он вас лучше понимал. Например, вместо того, чтобы сказать: «пожалуйста, надень куртку перед выходом на улицу, потому что там плохая погода и идет дождь». Вы можете просто сказать: «надень, пожалуйста, куртку».
3. Подавайте пример
Чтобы заставить ребенка слушать, вам нужно показать, как это делается на собственном примере. Поэтому, когда ребенок задает вопрос или спрашивает о чем-то, обязательно слушайте его внимательно и смотрите ему в глаза. Даже если вы чем-то заняты, постарайтесь отвлечься и найти время, чтобы поговорить с ребенком. Проявляйте к детям больше любви, заботы и внимания. Так вам будет намного проще заставить их слушать. Вам нужно создать атмосферу, в которой дети могут легко общаться с вами и спокойно обсуждать возникшие вопросы и проблемы. Будьте с ними дружелюбными, честными, любящими и добрыми. Удостоверьтесь, что вы позволяете своим детям полностью выражать себя, и обязательно слушайте их. Это в свою очередь заставит их уважать вас, ваше мнение и слова.
4. Покажите свою признательность, когда ребенок слушает
Поощряйте ребенка словами, подарками или какими-то другими наградами, когда он слушает вас и делает то, что вы просите. Благодарите его, когда он помогает вам с чем-то, и скажите, насколько сильно вы цените их труд и то, что они вас слушают. Вы можете поощрять детей давая им больше свободы и времени, чтобы они могли заниматься любимыми делами. Хотя подобные поощрения следует использовать в разумных рамках. Но они очень важны, и будут способствовать продолжению их хорошего поведения.
5. Обсуждайте с детьми то, почему они должны вас слушаться
Когда речь заходит о том, как заставить ребенка слушать, важно помочь ему понять причину, почему это нужно делать. Обсуждение фактов и логики ваших слов позволяет ребенку лучше понять, почему он должен вас слушать, и что он должен делать и чего не должен. Больше общайтесь с детьми и чаще проводите с ними воспитательные работы. Иначе вам будет очень сложно приучить детей к порядку.
6. Пусть ребенок увидит результаты его непослушания
Вам нужно позволить некоторым вещам происходить самостоятельно. Но при этом контролировать сам процесс. То есть, позвольте ребенку столкнуться с некоторыми последствиями его непослушания и неправильных действий. Но только тех, которые не причинят ребенку никакого вреда, а послужат ему жизненным уроком.
7. Заставьте детей слушаться — предоставив им несколько вариантов
Вместо того, чтобы явно выдвигать свою точку зрения, позвольте ребенку выбрать один из нескольких вариантов. Например, если вы хотите, чтобы дети помыли посуду после того, как поели. Вы можете сказать им сделать это сразу же, либо после того, как они посмотрят свой любимый мультфильм или сериал. Это позволяет детям лучше понимать способность принимать решения. Кроме того, они с большей вероятностью будут делать то, что вы от них хотите. Поскольку не будут чувствовать давления с вашей стороны.
8. Составляйте график выполнения задач
Ребенок с большей вероятностью будет придерживаться фиксированного плана, нежели выполнять случайные указания. Если вы правильно разделите игровое время ребенка и задачи, которые ему нужно выполнять, то он с большей вероятностью будет следовать этому плану. Кроме этого, составьте такой же план и для себя. Покажите ребенку, как вы его придерживаетесь и выполняете все, что там написано. Это поможет развить в ребенке дисциплину, ответственность, и он не будет чувствовать, что его заставляют делать что-то.
9. Пусть он временами делает то, что ему хочется
Когда мы говорим о том, как заставить ребенка слушать, то все в конечном итоге сводится к любви и уважению, которое они испытывают к вам, как к родителю. Поэтому, если вы будете позволять детям делать вещи, которые им сильно нравятся, тогда вы естественным образом будете становиться для них более значимыми, и будете вызывать уважение. Это работает точно так же, как и в том случае, когда вы внимательно слушаете детей и они начинают слушать вас. В этом случае вы заставляете их чувствовать себя любимыми и особенными. И в результате они начнут отвечать вам взаимностью.
10. Наберитесь терпения
Все эти советы и стратегии, как заставить ребенка слушать, действительно могут вам помочь. Но они требуют последовательности и практики. Кроме того, необходимо учитывать и другие факторы. Такие, как эмоциональное состояние вашего ребенка и уровень его развития. В некоторых случаях родителям может потребоваться дополнительная поддержка со стороны детских специалистов. Тем не менее, то, что вы практикуете дома, будет иметь наибольшее влияние на их способность слушать и понимать вас.
Понравилась статья? Поделитесь в соц. сетях или оставьте комментарий!
Об авторе
Milena
Пишу для вас на самые актуальные и востребованные темы. Следите за нашим ресурсом, будет много полезных статей. Добавляйте сайт в закладки и делитесь с друзьями.
9 способов добиться послушания от ребенка без криков и скандалов ~ Я happy МАМА
Родители часто срываются на крик, чтобы добиться дисциплины. Чем больше мы подвержены стрессам, раздражению и усталости, тем больше мы кричим на детей, пытаясь призвать их к порядку.
К сожалению, крик лишь на время может привести любимое чадо в чувства. В долгосрочной перспективе – этот нерациональный способ воспитания приводит к тому, что ребенок перестает воспринимать наши слова и просьбы, которые мы произносим высоким тоном.
Что же на самом деле может сработать? Как сохранить взаимопонимание с ребенком и в тоже время не дать ему сесть вам на голову?
Небольшая шпаргалка для родителей, как добиться от ребенка дисциплины:
- Сохраняйте спокойствие. Когда ребенок видит, как родитель весь выходит из себя, он сначала пугается, а потом быстро понимает, что это кричащее и злобное существо явно не может контролировать ситуацию. Все, что вы будете говорить повышенным голосом, будет пролетать у него мимо ушей, потому что вы не будете для него авторитетом. А вот ваше спокойствие, пусть даже внешнее, поможет вам быстрее установить контакт с ребенком для того, чтобы он прислушался к вам.
- Уведите ребенка из ситуации, которая провоцирует в нем плохое поведение. Например, он разошелся в супермаркете, требуя купить ему еще одну шоколадку, или в гостях ведет себя чересчур шумно. Обычно это происходит из-за того, что он перевозбужден, устал и очень нуждается в вашем внимании. Уведите его или хотя бы отойдите в сторонку, уделите ему внимание любым доступным вам способом, покажите, что вы видите, слышите его и готовы к диалогу.
- Постарайтесь его успокоить. К ребенку, который заходится в плаче или, наоборот, перевозбужден, вам не удастся достучаться. Он вас не услышит. Поэтому обнимите его, отвлеките и успокойте. Скажите, что вы понимаете его чувства и сочувствуете ему, но сейчас вы не можете удовлетворить его просьбу (коротко объясните, почему). Самое главное, чтобы ребенок услышал, что мама или папа сопререживают ему в этой ситуации, они на его стороне.
- Говорите спокойно и твердо настаивайте на своем. Вы решили уходить, значит, не поддавайтесь на еще очередное “ну, пожалуйста, мамочка, еще чуть-чуть…” Впрочем, и срываться на крик не стоит, когда вы видите, что ребенок игнорирует ваши просьбы. Опуститесь до уровня ребенка, установите с ним зрительный контакт и повторите тихо, но твердо свою просьбу. Покажите, что вы настроены серьезно.
- Будьте последовательны в своих словах. Если ребенок знал, что за беспорядок в комнате он может лишиться своего времени за компьютером, то не отступайте от сказанного (правда, всегда сохраняйте благоразумие в подобных наказаниях, не впадайте в крайности).
- Не забывайте объяснять ребенку, почему вы что-то от него требуете или поступаете так, а не иначе. Игрушки должны стоять на своих местах, потому что это удобно и красиво. Я не могу купить тебе эту машинку, потому что тебе сейчас больше нужен новый свитер и т.д. Для ребенка важно понимать, что с ним считаются, а не просто ставят перед фактом – это можно, а это нет.
- Сами будьте примером того поведения, которого вы хотите добиться от ребенка. Требуете от него порядка в шкафу? Не забывайте и сами убирать свои вещи на места. То, как поступают и ведут себя родители, – лучшее руководство к действию для детей.
- Расскажите им об альтернативах, о том, что им МОЖНО делать. Согласиться с тем, что что-то нельзя, – всегда тяжело, запретный плод сладок. Но, если вы подсластите пилюлю и покажете, что ему можно, ребенку легче будет согласиться с вами. Нельзя рисовать на обоях, а вот на этом ватмане – можно. Нельзя колотить брата, но, если ты расстроен и гнев тебя переполняет, можно побить подушку.
- Замечайте хорошее поведение ребенка и хвалите его за это. Часто родители замечают только, когда ребенок ведет себя из рук вон плохо. Если это единственный шанс для ребенка привлечь внимание родителя, то будьте уверены, им он воспользуется не раз. Хотите поменять ситуацию? Хвалите и одобряйте все, что ребенок делает хорошо, так как ему очень хочется видеть вашу любовь и внимание.
Была ли эта информация полезной?
ДаНет
Смотрите также: Как добиться послушания: правила от многодетной мамы 20 подсказок умным родителям от талантливого педагога и психолога Юлии Гиппенрейтер Родительские методы воспитания, которые обречены на провал
Как заставить ребенка слушаться: 10 эффективных советов родителям!
В воспитании малыша много подводных камней, это серьезный процесс, который требует максимум усилий и знаний, терпения и выдержки. Сегодня положение ребенка в семье кардинально изменилось, он стал главной ценностью, родители пытаются дать ему все самое лучшее.
Всегда ли это приносит пользу. Почему из для ребенка делается все, а в отместку он начинает капризничать, не слушаться, не поддаваться уговорам, настаивать на своем и пытаться руководить взрослыми.
Такая позиция в корне неправильная, чтобы ее избежать, нужно с малых лет придерживаться простых и действенных советов, которые помогут уберечь чадо от необдуманных поступков.
Как заставить ребенка слушаться?
Правила и дисциплина необходимы самому ребенку, так как формируют его зону комфорта, пользоваться одними лишь угрозами – значит ставить себя в невыгодное положение, малыш совсем скоро отвернется от таких родителей и начнет жить своей агрессивной жизнью.
Когда говорят, что ребенок совсем от рук отбился и не слушается, это значит, что неправильно были выбраны способы внедрения дисциплины в семье, и виноваты здесь только взрослые, за что же наказывать детей.
Чтобы заставить ребенка слушаться, нужно придерживать следующих рекомендаций:
- Родители должны придерживаться одного направления в воспитании, если мама говорит «нет», значит и папа должен ее поддерживать. Иначе ребенок очень быстро начнет умело манипулировать Вами.
- Воспитание нужно проводить только с любовью, без брани, шума, истерик, рукоприкладства. Нельзя в этом деле перегибать палку, произносить фразы, которые смогут ранить ребенка.
- Станьте для малыша положительным примером, говорите с теплом и уважением, тогда и ребенок будет любить Вас и окружающий мир, с заботой относиться к взрослым и детям.
- Наказывая детей, Вы подтверждаете собственное бессилие и воспитываете черствых и равнодушных личностей.
- Окружите малыша максимум теплотой и вниманием, уважайте его мнение, дарите ему улыбки, целуйте, обнимайте, пусть высказывает свою точку зрения, а Вы корректируйте по мере необходимости.
- Если ребенок говорит «нет» на какую либо просьбу – не нужно его наказывать, нужно объяснить, почему так, а не иначе. Переведите ситуацию на собственный пример и доступно все разложите по полочкам.
- Когда речь идет о покупках, нужно заранее проговаривать, какую игрушку или сладости мы сможем купить, если же ребенок не слушается, объяснять, как родители зарабатывают деньки, для каких целей, почему их нельзя так бездумно тратить.
- Приучайте к труду с малых лет, пусть ребенок убирает в своей комнате, помогает готовить ужин, лепить пельмени, гулять с животными, и даже если он это делает неуклюже и неправильно, не ругайте малыша, а поощряйте, покажите на собственном примере, как это нужно выполнить правильно.
- Говорите с ребенком спокойным уравновешенным тоном, без угроз и историк. Согласно исследований, те дети, которым запрет подавали в виде криков и наказаний были меньше послушными, нежели те, с кем разговаривали мягко, не повышая голоса
- Последовательность в действиях – если ребенок не сделал уроки, то он обязательно должен лишиться прогулки, если же сделал что-то полезное, то должен быть вознагражден, как и обежали родители.
Да, абсолютно послушный ребенок – это не норма, ведь малыш через свои ошибки приобретает жизненный опыт, задача родителей оградить его от серьезных последствий, уберечь от несчастья.
Советы опытных!
Чтобы заставить ребенка слушаться нужно дать ему право выбора, не нужно давить и принуждать. Вместо криков – давай кушать, спросите у него ласково – какую кашу ты будешь, овсяную или гречневую.
Если не хочет чистить зубы – нужно вместе пойти в магазин и выбрать ту щетку и зубную пасту, которая понравится малышу и он будет проводить это занятие в удовольствие.
В каждом случае родители должны объяснять смысл требования, почему так, а не иначе. Наивно полагая, что вырастет и поймет – это ошибочное мнение. Нужно подобрать те слова, которые помогут малышу осознать смысл запрета.
Идти на компромиссы с детьми можно, но только не строить рыночные отношения. Лучше всего уделить ребенку больше времени и заботы, чем откупиться от него пару грошами, которые он потратить на бесполезную безделушку, а ситуация так и не решится.
Похвала – лучший стимул во всех делах, говорите похвальные слова всегда и везде, стимулируйте ребенка на хорошие поступки, но только делайте это искренно и без фальши.
Важно обозначить красную черту, и если малыш будет ее пересекать, то, например, хлопнуть в ладоши, посчитать до трех, дабы ребенок успел отойти от опасности и быть возле родителей.
Заключение!
Нет волшебного средства, чтобы добиться послушания от детей на 100%, но приблизиться к идеалу можно, главное, действовать сообща, по одним и тем же правилам. Замечательных Вам деток и всего самого наилучшего!
7 психологических хитростей для родителей, которым кажется, что дети их не слышат
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Редкий ребенок «запрограммирован» выполнять любую родительскую просьбу с первого раза, а также слушать и слышать все, что пытаются донести до него старшие родственники. Все дело в том, что внимание ребенка работает иначе, нежели внимание взрослого человека, поэтому заставить любимое чадо сконцентрироваться на ваших словах бывает порой непросто. Однако есть несколько проверенных способов, способных облегчить эту задачу.
AdMe.ru собрал для вас советы психологов, которые знают, как сделать так, чтобы ребенок вас слышал и реагировал на сказанное.
1. Используйте имя
Для каждого человека его имя — это уникальный ключ, активирующий внимание. Поэтому прежде, чем произнести просьбу, обратитесь к ребенку по имени и убедитесь, что он отвлекся от своих дел и повернулся к вам.
2. Иногда можно побыть смешным
Дети обожают того, кто может их заставить смеяться. Поэтому, чтобы просьба была менее назидательной и не вызывала у ребенка подсознательного отторжения, попробуйте произнести ее с акцентом, нараспев или незаметно подкравшись и заставив вздрогнуть.
Конечно, злоупотреблять таким лайфхаком не надо — все-таки вы должны оставаться родителем, а не клоуном, к которому никому в голову не придет относиться серьезно.
3. Снимите с себя ответственность в тех сферах, где это возможно
По утверждениям психологов, совсем не обязательно несколько раз повторять свою просьбу, чтобы заставить ребенка сделать что-то для его же блага. Если одно предупреждение не подействовало, с этого момента ответственность за выполненное или невыполненное поручение должна лечь на его плечи.
Конечно, совет актуален в том случае, если ребенок на себе ощутит последствия собственного непослушания. Если же несговорчивость чада приведет к тому, что вы будете вынуждены выполнить все самостоятельно, этим способом лучше не пользоваться.
Приучайте ребенка вас слушать и слушаться
Фильм «Моя ужасная няня»
Ваши дети ложатся спать, когда им велят? Они встают, когда им велят? Говорят спасибо и пожалуйста?
скачать видео
У умных родителей — веселые, умные и послушные дети. Более того, умные и любящие родители об этом заботятся: заботятся о том, чтобы дети были не только умными, но и послушными. Это кажется очевидным: если вы хотите приучать ребенка к хорошему, вначале его нужно приучить к тому, чтобы он вас элементарно слушался.
Вы говорите ребенку: «Нужно умыться» или «Помой руки!», а он вас не слушается. Вы напоминаете, что пора оторваться от компьютера и сесть за уроки, он недовольно морщится: «Отстань!» — Конечно, это непорядок.
К сожалению, обычные дети давно привыкли, что родителей можно не слушать: мало ли что они говорят! И дело здесь не в детях, а в нас, в родителях, когда мы важные для нас вещи говорим детям как-то не всерьез, не обращая внимания, слушают нас дети или нет, когда мы свои требования выставляем неубедительно. Ваши просьбы должны быть спокойными, но четкими распоряжениями, звучать весомо и сопровождаться контролем. В Университете практической психологии я даю студентам несколько хороших заданий на отработку правильных интонаций для взаимодействия, в том числе, с детьми. Ребенок должен знать, что ваши слова не пустышки, и если вы предупредили, что не убранные игрушки выбрасываются, они действительно исчезают. Если родитель обращается к ребенку с просьбой уверенно, зная, что у него есть рычаги влияния, на такую просьбу ребенок отреагирует.
Но дело не только в правильных формулировках и рычагах влияния, в деле налаживания отношений с ребенком есть еще одна важная хитрость, а именно — есть ли у вашего ребенка ПРИВЫЧКА вас слушаться. «Слушаться или не слушаться родителей» — это определяется не только тем, что и как говорят родители, это определяется еще и просто привычками ребенка. Есть дети, у которых привычка бездумно слушаться всех, а есть дети, у которых привычка так же бездумно не слушаться никого. Слушаться «всех» или «никого» — одинаково плохие привычки, а вот привычка слушаться избирательно, а именно СЛУШАТЬСЯ РОДИТЕЛЕЙ — отличная привычка! У ваших детей должна быть привычка быть внимательным к тому, что вы говорите, привычка делать то, о чем вы их просите. Приучите вашего ребенка вас слушать и слушаться, и у вас появится ваш родительский авторитет, у вас появится возможность воспитать из вашего ребенка развитого и думающего человека.
Сложно ли добиться, чтобы у ваших детей появилась такая привычка? Многое зависит от возраста: подростка приучить слушаться родителей – сложно, для многих мам почти нереально (папы чаще силовики и поэтому проще решают эти вопросы), а выработать такую привычку у маленького ребенка — задача решаемая. В принципе, чем раньше вы начнете вырабатывать у вашего ребенка привычку вас слушать и слушаться, тем вам будет проще.
Самый простой метод, который вам в этом поможет, это метод «Восемь шагов». Идея его в том, чтобы приучать ребенка вас слушаться, начиная с самых простых, элементарных вещей, и очень постепенно, методично переходить шаг за шагом к вещам более трудным. От простого — к сложному. Вначале делаем то, что получится у любого родителя с любым ребенком, затем добавляем немного, потом еще немножечко — и так проходим большой путь от ребенка естественного до ребенка воспитанного, который уже понимает, что людей любящих и более опытных, чем он — слушаться правильно.
Возраст, в котором алгоритм «Восемь шагов» работает наилучшим образом — от 2 до 12 лет. После 12 лет воспитанный ребёнок должен уже стать вашим другом и помощником, вы осуществляете уже не столько его воспитание, а помогаете ему в его самовоспитании, помогаете ему лучшим образом решать встающие перед ним жизненные задачи.
А теперь к делу. Что это за шаги?
Шаг 1: Пристройка.
Как говорил Король из сказки Антуана Сент-Экзюпери «Маленький принц», управлять восходом солнца легко, нужно только знать, когда восход происходит. Скажите в нужный момент: «Солнце, поднимайся!», и вы станете властелином восходящего солнца… Также и ребенок: если ребенок вас пока не слушается, он все равно что-то делает. Идите от того, что есть, пристраивайтесь к тому, что он делает, и направляя его активность в нужную вам сторону.
Ребенок бегает, вы ему кричите: «Молодец, быстрее, быстрее!» — он радостно добавляет скорости.
Сели за стол, вы знаете, что ребенок любит, к чему он все равно будет тянуться. Опередите его: «Бери свои любимые хлебцы!» Вы сказали — он взял.
Маленький Никита любит хлопать в ладошки. «Как Никита хлопает в ладоши? — Умница, Никита! А теперь, Никита, покажи как гудит машина! … Замечательно!» — вы приучаете его делать то, что вы ему говорите. Ему полтора года, и он уже приучается вас слушать и слушаться.
Не можешь справиться — возглавь. Не можете (пока) управлять поведением ребенка — пристраивайтесь к тому, что он все равно делает, и что хочется делать ему самому.
Шаг 2: Приручение: приучить приходить, когда зовут.
Вы знаете, что такое «привадить»? Рыбак кидает в речку подкорм — приваживает рыбу. Когда древний человек решил приручать диких собак, он также начинал с приваживания, потом начинал их подкармливать, после — поглаживать, а постепенно приучил их подбегать к нему, когда он их зовет. А вы своих детей уже приручили? Они прибегают к вам, когда вы их зовете? Если ваши дети — еще дикие, начинайте, как древний человек, с их приручения.
Ваш ребенок любит хрумкать яблочки или грызть печеньки: ваша задача сделать так, чтобы доступ к этим сладостям был не свободным, а только через вас. В вазочке этого нет, а вы ребенку это дать можете. Теперь вы не дожидаетесь, пока он начнет у вас клянчить, а сами, выбрав хорошее время, объявляете: «Кто хочет вкусное яблоко, быстро бежит ко мне!», «Печеньки, печеньки, вкусные печеньки для послушных детишек». Дети бегут, вы их угощаете и гладите по головке: «Молодцы, как вы быстро прибегаете к маме!». Вот охота и состоялась — вы уже приучаете детей приходить к вам, когда вы их зовете.
Приваживайте к себе вашего ребенка — и хвалите его, когда он к вам приходит! Привадой может быть не только еда, а все, что нравится ребенку: и выдавить крем на торт, и порезать хлеб, и время, когда вы можете поиграть с ребенком в игры, которые он любит. «У мамы есть пять минут! Кто быстро прибежит, может с нею поиграть в жмурки!». Важно: если ребенок прибегает, вы это подкрепляете: даете приваду и хвалите. Если ребенок не торопится прибегать, приходит потом и требует, вы приваду не даете: «Всё! Всё уже кончилось!», но подсказываете: «Когда мама зовет, надо прибегать быстро!». Приучайте ребенка выполнять ваши просьбы, подкрепляя это радостью.
Шаг 3. Спокойное присутствие и формат.
Маленькие дети вас не слушаются не потому, что они вас не уважают, а потому что они никогда не умеют слушаться. И себя не умеют слушаться. Ими владеет их тело, а они своим телом не владеют. Что делать? Учить их владеть своим телом.
Ваш ребенок должен научиться спокойно стоять и сидеть, не кривляясь телом и держа выражение лица. Этому учат тренеры на танцах и в спортивных секциях, учителя в хороших школах, дорогие гувернантки и папы с армейской закалкой в семьях. Многие вещи ребенок может усвоить через игры: «Замри!» (половина детей замирает, другая половина пытается их рассмешить. Кто рассмеялся — проиграл!).
Шаг 4. Учимся договариваться.
Ваш ребенок будет разумным, а не капризным существом, если вы будете его приучать разумом пользоваться. А для этого не пожалейте время, объясняйте ребенку, что хорошо и что плохо — и учите его договариваться. Можете пробовать разумно разговаривать с ребенком даже в два года, а если вашему ребенку уже три годика — это уже обязательно. Учите ребенка договариваться и выполнять договоренности!
Вы с ребенком на детской площадке, вам пора уже уходить, а ребенок уходить не хочет, ему хочется играть еще. Просто скомандовать? — Ребенок может начать протестовать ревом. Что делать? Договариваться. Первая договоренность — перед тем, как прийти на детскую площадку. «Ты хочешь пойти на детскую площадку, но долго мы играть там не можем, мне нужно будет вернуться домой, готовить обед. Ты обещаешь мне, что когда я скажу что нам пора, ты не будешь плакать, а попрощаешься со всеми детьми и пойдешь со мной домой? Ты меня не задержишь?» Второй разговор — когда вам пора уходить. Скорее всего, ребенок начнет ныть: «Мам, я еще немного!». Тут ваша задача спокойно отрезать его от играющих и обсудить, как в такой ситуации вести себя правильно. «Если обещал, что не будешь ныть и плакать, когда нужно идти домой — ныть и плакать нельзя. Иначе как же тебе будут верить в следующий раз?»
Тут важно, чтобы уважение к договоренностям поддерживали все близкие взрослые, позиция одна: «Договорились — нужно выполнять. А кто не выполняет договоренности — тот нарушитель, каприза и маленький, ничего серьезного ему разрешать нельзя». Мы договариваемся и не капризничаем.
Шаг 5: Нет капризам.
Послушный ребенок не только ДЕЛАЕТ то, о чем вы его просите, он еще ПЕРЕСТАЕТ ДЕЛАТЬ то, что вам не нравится. Ребенок пробует бороться с волей родителей через свои капризы и истерики, и ваша задача на этом шаге — перестать на них как-либо реагировать. Приучайтесь делать свои дела, не реагируя на капризы ребенка — в тех случаях, когда в своей правоте уверены вы сами и знаете, что вас поддержат все.
Вы все торопитесь на поезд, собираете вещи. В этом случае капризы ребенка «Ну поиграй со мной!» будут легко проигнорированы всеми, включая бабушек. Приучайте ребенка к тому, что есть дела важные. Приучите ребенка к слову: «Это важно». Если вы присели перед ним и, глядя ему в глаза, держа его за плечики, спокойно и твердо говорите: «Взрослым сейчас нужно собираться, а поиграем мы с тобой попозже. Это важно!» — то скоро ребенок начнет вас понимать. Это — важно!
Шаг 6: Требования.
Ваш ребенок уже быстро прибегает к вам, когда вы его зовете с чем-то вкусненьким, перестал капризничать и уже не устраивает истерик. Как правило, он сделает то, о чем вы его попросили, но он еще не привык к тому, что вы можете от него что-то всерьез требовать. Просьбы — мягкие, а требования — жесткие и обязательные. Вот прямо так и слушаться? На этом шаге снова действуйте последовательно, но аккуратно, вначале требуйте минимум и только тогда, когда вас поддержат все.
Ребенок уже достаточно подрос, чтобы… Чтобы не отнимать игрушку у чужого ребенка, чтобы поднять упавшую варежку самому, чтобы положить кашу себе в рот самостоятельно… — Всегда ищите те моменты, когда ваши требования будут поддержаны всеми окружающими, чтобы даже бабушки хотя бы промолчали.
Если ваших требований на ребенка многовато, если он не успевает за вашими многочисленными требованиями, либо вы не имеете поддержки окружающих — не давите. Как и политика, воспитание — искусство возможного. Сам Наполеон учил своих полководцев: «Отдавайте только те приказы, которые будут выполнены».
Тем не менее, постепенно убирайте приваду как нечто обязательное, начинайте звать ребенка уже без того, чтобы наградить его чем-то вкусным. Ребенка уже пора приучать к тому, что если мама (тем более папа) его зовут, нужно приходить просто потому, что его позвали. Если он сразу не идет — повторили, но добились. А теперь обратили его внимание на то, что вам пришлось его ждать, и попросили приходить, когда мама зовет. Не надо ругаться, просто скажите: «Когда мама зовет, надо приходить сразу!», — и поцелуйте! Потихоньку ваш ребенок начнет это усваивать.
Шаг 7: Обязанности.
Требования — разовые, а обязанности — это система постоянных требований к ребенку. Пришла пора приучать ребенка к тому, что у каждого члена семьи есть свои обязанности, и он должен участвовать в семейных делах наравне с мамой и папой. Объяснив это ребенку, начинайте уверенно давать ему задания, но и здесь действуйте постепенно: пусть вначале выберет себе обязанности по силам, пусть он делает то, что ему несложно или тем более даже немного хочется.
Это шаг, более трудный для мам, чем для ребенка. Мамам очень хочется сделать все самим и не напрягать ребенка. Так вот, уважаемые мамы и в принципе родители, позаботьтесь о том, чтобы у ребенка всегда были дела, которые ему нужно делать по вашей просьбе. У ребенка не должно затухать понимание, что у него есть задания, и он это делать должен. Убрать за собой постель, унести за собой чашку, помыть посуду, сбегать в магазин — скорее всего, вам все это проще и дешевле сделать самостоятельно, но вы — воспитатели, поэтому ваша задача удержать себя, не делать это самим и каждый раз поручать это ребенку.
Вначале ребенку приходится напоминать о его обязанностях, через какое-то время обязанность помнить должна уже лечь на самого ребенка. Помнить о своих обязанностях — тоже обязанность ребенка!
Шаг 8: Самостоятельность.
Когда ребенок уже знает, что такое обязанности, приходит пора приучать его к самостоятельности. Умение подчиняться — основа умной самостоятельности. Самостоятельность послушного ребенка в том, что вы можете уже давать ему трудные задания в уверенности, что он их выполнит вполне самостоятельно, без вашей помощи и подсказок. Это уже не просто «Сходи в магазин» или «Выносить ведро — твоя обязанность», а «Собери все вещи, которые будут тебе нужны в походе», «Бабушке нужно помочь на даче вскопать огород», «Заболел зуб? Звони в поликлинику, узнай когда врач, сходи и вылечи зубы». Как обычно, не все будет складываться сразу, вначале ребенок будет нуждаться в ваших подсказках, помощи и поддержке, но чем чаще он начнет успешно справляться с трудными поручениями, тем быстрее у него проснется вкус к самостоятельности. Итак, двигайтесь от простого к сложному, от подсказок плотных, частых и конкретных к подсказкам редким и общего плана, и таким образом постепенно переходите ко все более трудным и самостоятельным заданиям, в основном на самом позитивном фоне, с мелкими нерегулярными подкреплениями и редкими крупными.
В идеале, если вы куда-то уедете на относительно длительный срок, ваш ребенок должен уметь жить без вас без больших проблем. Он уже — самостоятельный!
Шаг 9: Ответственность.
Ну вот, остался последний шаг: ответственность. Женщины не очень любят слово «ответственность», им ближе «заботливость», однако между этими словами есть разница: заботливый человек платит только стараниями и душой, а ответственный за свои ошибки платит реально. Если вы поручаете ребенку ответственное дело, за это, в случае прокола, придется расплачиваться или ребенку, или вам. Но дети растут, приходит пора знакомить их с ответственностью, и вы теперь поручаете ребенку не просто дела, а ответственные дела: те, за которые нужно отвечать перед другими людьми или, просто, за ошибки расплачиваться.
Вы поручили ребенку расставить на столе дорогой сервиз. Или — положить деньги в банк. Или — привести маленькую сестренку из садика… Не разобьет? Не потеряет? Не забудет?
Берясь за ответственное дело, ребенок уже знает цену ошибки, и относится к поручению ответственно: все продумает, запомнит, проследит и проверит, а по итогам вам обязательно доложит.
Когда ребенок научится и этому, вы можете гордиться — перед вами уже взрослый человек. Вы — воспитали взрослого, ответственного человека! Помните, а начиналось все с тихих, аккуратных пристроек к совершенно непослушному ребенку?
Конечно, и после этого никто не пообещает вам, что ваши дети станут ангелами и никогда вас не ослушаются. Возможно все, наши дети слушаются нас не всегда. Когда-то это бывает случайно, иногда — намеренно. Как на это реагировать? Спокойно. Если вы действуете грамотно, этот вопрос вы решите без труда.
Кстати, а есть ли что-то после восьмого шага, после формирования у ребенка ответственности? Ваш ребенок не просто готов выполнить ваши просьбы, он знает свои обязанности, он вполне самостоятельный и ответственный человек. И это — все? Больше мы ничего не хотим подарить своему ребенку? Скажите, а когда и как мы поставим задачу, чтобы наши дети выросли еще и — любящими людьми?
Должны ли дети беспрекословно слушать своих родителей?
Видео взято с канала на YouTube «Развитие, развлечение и воспитание детей с Еленой Повзун»
На этот вопрос не может быть однозначного ответа ровно потому, что родители бывают разными. Есть родители — алкоголики, есть — умные и любящие. Если мы будем говорить об умных и любящих родителях, то наш ответ будет положительным: да, таких родителей дети должны слушаться беспрекословно. Почему? Зачем? Потому что умные и любящие родители своих детей любят и никогда не потребуют от детей того, что будет детям во вред. Такие родители любят с детьми просто разговаривать, проводить с ними время вместе — и слушать то, чем дети с ними делятся. Требования к своим детям от них услышишь не часто, да и требуют они только то, что действительно обязательно.
5 лет: выходя на проезжую дорогу, нужно взять маму за руку и тут не баловаться. 10 лет: вначале уроки, потом компьютерные игры. 15 лет: в 22.00 — спать!
Обычно они это даже не требуют, а мягко просят, скорее, подсказывают и напоминают, и этого бывает достаточно. Почему? Потому что дети уже привыкли, что своих замечательных родителей нужно слушаться, и понимают, что если мама или тем более папа что-то сказали, тем более сказали всерьез, это нужно сделать. И не просто сделать, а сделать сразу, именно так, как сказано и без недовольных мордочек, чтобы позже сам ребенок не столкнулся с феноменом своего же внутреннего саботажника.
Как заставить ребенка слушаться с первого раза – 9psy.ru
Проблема непослушания становится актуальной в тот или иной возрастной период практически для всех родителей: в одной семью пытаются приструнить трехлетнего карапуза, в другой – десятилетнего сорванца, а в третьей – подростка.
Пытаясь заставить детей выполнить нашу волю, мы тратим много энергии, сил и нервов как себе, так и детям.
Что делать в такой ситуации? Можно ли научить ребенка слушаться с первого раза?
Содержание статьи
Почему дети не слушаются родителей?
Чтобы решить какую-либо проблему, первое, что нужно сделать – выявить ее источник и начинать работу над ним, в противном случае поток трудностей не прекратится.
Дети 2-4 лет
В течение первого и второго года жизни родители чаще всего разрешают своим детям очень многое. Обязанностей у крохи нет, в садик, где к его поведению предъявлялись бы определенные требования, большинство детей такого возраста не ходят. Так в первые годы жизни формируется модель поведения, в соответствии с которой можно все.
Затем наступает более сознательный возраст, 3-4 года, когда привычное поведение становится, по непонятным для ребенка причинам, недопустимым: то, что было можно вчера, сегодня запрещено. Однако взять и сразу поменять свое поведение малыш не может. Добавьте сюда возрастной кризис 3 лет, когда дети начинают впервые проявлять самостоятельность и волю, и можно окончательно понять, из чего складывается причина непослушания в этом возрасте.
Как вести себя родителям?
- Помнить, что источником возникновения проблемы являются они сами – это поможет держать свои эмоции под контролем и не кричать на детей.
- Отказаться от жестких методов воспитания, т. к. в этом случае они сломают волю своего ребенка либо вызовут с его стороны волну открытого неповиновения.
С детьми до 2-х лет нужно уметь стоять на своем, если вы решили запретить что-либо. Не стоит делать послаблений в этом вопросе, разрешая что-то запрещенное «на 5 минут» или «чтобы отвлекся, пока я ужин готовлю». Не ругая малыша за попытки саботажа ваших запретов, постарайтесь увлечь его другим видом деятельности, например, игрой.
Ближе к 3 годам у детей начинают формироваться самостоятельность, воля, целеустремленность. Здесь опять же недопустимы жесткие авторитарные меры родительского воздействия. Нужно найти определенный баланс в своих действиях, который позволит избежать вседозволенности, не оказывая давления на психику малыша.
Не окружайте ребенка запретами, дайте ему возможность проявить свою волю в одних вопросах, и тогда будет легче добиться его послушания в других.
Дети 5-8 лет
Если в раннем возрасте причина непослушания кроется в основном в ошибках родителей, то в 5-8 лет ее можно найти в различных сферах жизни детей.
- Дезориентация ребенка в предъявляемых ему требованиях. Кроме родителей, он должен слушаться воспитателей или учителей, придерживаться правил, установленных в образовательных учреждениях, искать пути взаимодействия с окружающими его детьми и взрослыми. Что правильно в одном случае становится нежелательным в другом, что может внести сумятицу в мысли ребенка и, соответственно, отразиться на его поведении.
- Развитие навыков и умений, овладение новыми знаниями. Чем больше знает и умеет ребенок, тем больше ему чего-то хочется. Если родители в силу определенных причин запрещают желаемое, возможно проявление его естественной реакции – желания делать все на зло.
- Ошибки воспитания, плавно вытекающие из ситуации, описанной в предыдущем подразделе. Ребенку все разрешается не только до 1-2 лет, но и в более старшем возрасте, и лишь когда он становится вполне сознательной и самостоятельной личностью, родители вдруг с ужасом замечают, что их любимое дитя совершенно не желает слушаться.
Рекомендации родителям
Результат решения проблемы непослушания зависит от правильного определения ее причин и воспитательной стратегии родителей. От авторитарных способов воспитания нужно отказаться: ребенок – это личность со своей индивидуальностью, восприятием мира, ценностями, с которым нужно считаться. Пытаясь склонить его к нужной модели поведения насильно, вы рискуете сломить его волю либо вызвать в нем отторжение.
Обращаясь к ребенку, проявляйте терпение. Вполне вероятно, он игнорирует ваши требования не по причине скверного характера. Дети до 12-14 лет могут не слышать обратившегося к ним взрослого, будучи чем-то увлечены или озабочены. Такая «психологическая глухота» может возникать даже в ситуациях, когда взрослый и ребенок находятся рядом друг с другом, не говоря уже о попытках общения в виде криков через несколько комнат.
При обращении к детям до 3-4 лет обязательно устанавливайте зрительный контакт, присаживаясь рядом с ними на корточки. С детьми старшего возраста можно дополнить свое обращение тактильным контактом: прикосновением, похлопыванием или поглаживанием плеча или руки.
Объясняйте ребенку, в чем важность вашего запрета, какие негативные последствия может повлечь его нарушение. Предупреждайте о том, что непослушание сейчас может иметь негативные последствия в будущем (например, если до вечера уроки сделаны не будут, то завтра никаких развлечений до выполнения домашнего задания). Так ребенок может выбрать, следовать правилам или игнорировать их, но при этом нести бремя ответственности.
В некоторых случаях детям можно позволить настоять на своем, действуя методом «от противного». Например, на улице лужи, а ребенок хочет выйти на прогулку в сандалиях и никакие доводы на него не действуют. Позвольте ему обуться так, как он хочет, но едва ноги окажутся мокрыми, сразу заходите домой. Это даст возможность увидеть обоснованность запрета и связь между его нарушением и негативными последствиями для самого себя.
Старайтесь больше общаться с ребенком, рассказывая, что хорошо, а что неприемлемо, обосновывайте и разъясняйте свои требования. Конечно, моментальных результатов ждать не стоит, но со временем проблема непослушания потеряет свою остроту.
Как заставить ребенка слушаться — особенности, способы и рекомендации
Когда ребенок не слушается родителей, это заметно ухудшает взаимоотношения в семье. Поскольку мама и папа начинают чаще нервничать, срываться на ребенке, пытаться заставить его что-то делать. Это, в свою очередь, ухудшает отношение детей к своим родителям, и поведение их часто становится совсем неуправляемым. Необходимо находить какой-то подходу к малышу, научиться общаться нормальным тоном, выработать определенную модель поведения, которая будет устраивать всех членов семьи. В этой статье мы узнаем, как заставить ребенка слушаться с первого раза без криков и лишних нервов.
Как добиться послушания
Маленькие дети довольно часто стремятся во всем помогать родителям, но часто от этой помощи становится только хуже. И многие мамы и папы просто запрещают чаду что-то делать по дому, порой даже ругают его за это. А потом мы удивляемся тому, что, повзрослев, наши дети отказываются выполнять домашние дела. А не сами ли родители приучили их к этому?
Чтобы научить ребенка слушаться в 2 года или немного позже, необходимо поощрять любую его активность. Сын хочет помочь папе забить гвоздь, или дочь стремится мыть посуду с мамой. В этом нет ничего плохого. Нужно предоставить ребенку возможность быть полезным, и, даже если такая помощь станет не совсем кстати, лишать ребенка возможности помочь нельзя.
Можно приучать чадо делать что-то в доме постепенно. Сначала выполнять работу вместе с ним, затем подробно рассказывать, что и как он должен сделать, а через некоторое время дети уже и сами вполне могут справляться с давно знакомыми заданиями. Еще один хороший прием – это игра. Дети любят играть, и поэтому любое, даже самое скучное занятие может понравиться им, если будет представлено в игровой форме.
Запреты
Дети не любят слово «нельзя», однако без него родители обойтись никак не могут. Вседозволенность же не приводит ни к чему хорошему. Маленькие детки особенно часто пользуются слабостью родителей, и, чтобы чего-то добиться, просто впадают в истерику. Родители, чтобы прекратить детский плач или чтобы поберечь свои нервы, разрешают малышу все, только бы он не истерил. В итоге ничего хорошего из этого не получается. И подобное поведение взрослых в детстве негативно сказывается на поведении ребенка в более старшем возрасте. Запреты – это обязательная часть процесса воспитания, но здесь главное — найти золотую середину. Чтобы родители не перегибали палку, психологи разработали некоторые рекомендации по этому поводу.
Родительская гибкость
Психологи рекомендуют активность ребенка делить на четыре зоны дозволенности, где зеленая зона будет обозначать то, что ребенку позволяется в любом случае, он вправе, например, самостоятельно выбирать игрушки, которыми сегодня будет играть, вправе выбрать место для игры и тому подобное. Далее следует желтая зона, где что-то ребенку позволяется, но при условии выполнения какого-то задания. Например, если уроки будут сделаны, то малыш может спокойно идти гулять. Оранжевая зона — сюда будут относиться лишь некоторые исключения. Всем нам известно, что в выходные дни можно позже лечь спать или в праздник съесть шоколада больше, чем обычно. Вот такие дозволенности будут входить в оранжевую зону. И конечно, красная зона – это то, чего нельзя делать ни при каких обстоятельствах. Ребенок должен четко знать обо всех запретах и никогда их не нарушать.
Последовательно и согласованно
Если что-то вы занесли в красную зону, то ни в коем случае нельзя разрешать ребенку преступить запрет. Иначе он поймет, что можно нарушить правило, и перестанет слушаться родителей. Это же правило применяется и в желтой зоне. Многие родители запрещают детям пользоваться компьютером, пока те не сделают уроки. Не нужно поддаваться на уговоры ребенка и разрешать делать уроки после игр на компьютере. Поскольку дальше он совсем перестанет уделять внимание учебе. Если уж родители установили какой-то запрет, то должны твердо стоять на своем.
А также все запреты необходимо обсуждать со всеми членами семьи. Ведь часто бывает так, что папа что-то запрещает, а мама разрешает без всяких вопросов. Подобное поведение также не сулит ничего хорошего. Дети быстро понимают, к кому из родителей нужно обращаться с тем или иным вопросом, и в итоге не слушаются никого из родителей. Да еще часто такие ситуации приводят к ссорам между взрослыми.
Соразмерность
Не стоит требовать от ребенка чего-то невозможного да еще при этом и злиться на малыша, если он не может чего-то выполнить. Есть трудновыполнимые запреты, которые некоторые детки просто не в состоянии выполнять. Например, как можно заставить дошкольника спокойно сидеть, не разговаривать, не бегать и не прыгать. Дети в возрасте трех лет вообще практически на каждую просьбу родителей говорят «нет», и это считается нормальным явлением для этого возраста. Маме и папе стоит знать некоторые особенности возраста своего чада, чтобы правильно вести себя с малышом.
Как выбрать правильный тон
Далеко не всегда строгий голос мамы или папы приносит положительный результат. Скорее всего, намного проще будет уговорить ребенка что-то сделать, если вы будете говорить спокойно и дружелюбно. Ведь не зря говорят о том, что запретный плод сладок. Когда родитель говорит грубым и строгим голосом, то малыш может обидеться, воспринять все на свой счет и сделать что-то назло. А вот если обратиться к нему по-хорошему, то он отнесется к запрету, скорее, как к просьбе.
Как нужно наказывать
Любое несоблюдение запрета должно повлечь за собой наказание. Есть некоторые правила относительно наказаний, которые могут быть весьма эффективными:
- Многие родители пытаются сделать ребенку плохо: поставить в угол или дать по попе. Психологи считают, что делать этого не стоит и намного эффективнее будет, если вы дадите ребенку что-то хорошее, чтобы он чего-то не делал, чем накажите его за совершенное действие.
- Наказания не должны носить публичного характера, поскольку это унижает малыша. Все, что касается наказаний, должно происходить дома и без посторонних глаз.
- Не пытайтесь унизить ребенка с помощью наказания. Это сильно может навредить его самооценке.
- Наказание имеет место только в том случае, если ребенок действительно что-то натворил. А наказывать просто так, для «профилактики» категорически запрещено. Ведь малыш даже не поймет, за что был наказан, а соответственно, поведение его в лучшую сторону не изменится.
- Родители должны избегать любых физических наказаний. Позволяется лишь удерживать ребенка силой, если он хочет куда-то убежать или залезть в опасное место.
Некоторые снисхождения
Не бывает идеальных людей, а соответственно, и идеальных детей. Нет в мире ребенка, который бы на все сто процентов слушался своих родителей, и это норма. Ведь если малыш будет жить только по инструкциям, полученным от мамы, то никакого жизненного опыта не наберется. Иногда вместо тысяч объяснений достаточно позволить ребенку сделать то, что причинит ему небольшой вред. Например, не случится ничего страшного, если он дотронется до пламени свечи. Получив эти ощущения, он раз и навсегда запомнит их и больше не полезет туда. Но такие позволения имеют место лишь в том случае, если это безопасно для жизни и здоровья малыша.
Взаимоотношения с воспитателем
Как заставить детей слушаться воспитателя, если они его просто не слышат. В некоторых садиках это списывается на большое количество детей в группе и на сильный шум, но на самом деле это далеко не так. Скорее всего, у воспитателя просто слишком тихий голос или же тембр выставлен неправильно. Нужно немного поработать над произношением, но не стоит кричать на детей, поскольку это никак не изменит ситуацию. Голос должен быть громким и четким, с немного строгой интонацией, дающий установку на то или иное действие. Можно также попробовать обращаться к деткам в игровой форме, предлагать им различные потешки и игры.
Возрастные особенности
Особенно трудно приходится в детском саду с детьми трехлетнего возраста. Многие родители и воспитатели задаются вопросом: как заставить слушаться ребенка в 3 года. Ведь именно в этом возрасте у него особенно часто в речь встречается слово «нет». Если воспитатели к этому периоду готовы, то родители просто опускают руки. Ведь всегда веселый и покладистый малыш превращается в непослушное дитя. Родителям нужно заранее подготовиться к протестам ребенка, выработать определенную модель поведения, научиться искать компромиссы. Хорошо, если они научатся договариваться с ребенком, позволят ему принимать решение самостоятельно, но при этом будут получать от него то, что нужно именно им.
Заключение
Как видим, следуя таким простым правилам, можно легко заставить ребенка слушаться родителей в 2 года и в более старшем возрасте. Главное — суметь найти подход к малышу, научиться с ним договариваться, а не устанавливать жесткую диктатуру, как чаще пытаются сделать родители. Но в большинстве случаев получают лишь протесты и еще более усложненные отношения со своими детьми. А следуя приведенным выше советам и сохраняя спокойствие при общении с детьми, вы сможете заставить ребенка слушаться без криков, сохраните свое здоровье и наладите отношения с любимым чадом.