Лесной протеин. Могут ли грибы заменить мясо? | ЗДОРОВЬЕ
Природный антибиотик, источник витамина D или тяжёлая токсичная пища? О пользе и вреде грибов рассказывает корреспонденту «АиФ-Прикамье» врач-гастроэнтеролог Оксана Игумнова.
Для памяти и ума
Анастасия Переверзева, «АиФ-Прикамье»: Любители грибов уверяют, что в этих дарах природы — кладезь полезных веществ. Так ли это?
Оксана Игумнова: Грибы незаменимы для снижения веса. Их могут есть даже диабетики. За счёт высокого содержания белка их используют вегетарианцы и люди, соблюдающие церковные посты. Антиоксиданты, содержащиеся в грибах, препятствуют росту раковых клеток. Лецитин, за счёт снижения холестерина, профилактирует заболевания сердечно-сосудистой системы. Хитин, несмотря на то, что практически не усваивается, впитывает шлаки в организме. В грибах содержатся фосфор, калий и желез. Они помогают укрепить костную систему. Это профилактика анемии. В грибах содержится около 18 аминокислот, благодаря которым улучшаются память и умственная активность. Витамины группы В и А благотворно сказываются на коже, ногтях и волосах.
— Но все ли грибы одинаково полезны?
— Различные сорта грибов имеют разные полезные свойства. Белые грибы содержат множество необходимых микроэлементов. Железо – для профилактики анемий. Цинк, йод и медь – для укрепления иммунной системы. Витамин РР – для сердечной мышцы. В белых грибах больше всего белка. Количество протеина сопоставимо с аналогичной порцией говядины, а жиров в грибах практически нет. Однако «грибной белок» намного хуже усваивается, к тому же может спровоцировать нежелательную реакцию со стороны кишечника.
У груздей есть антибактериальные свойства. Эти грибы угнетают рост палочки Коха и укрепляют бронхолёгочную систему, понижают образование уратов, поэтому раньше ими лечили камни в почках. Эти грибы уникальны тем, что в них присутствует витамин D неживотного происхождения для крепости костной системы.
Лисички содержат много витаминов А, В, микроэлементов цинка и селена. Они обладают выраженным иммуномодулирующим эффектом. Это единственный вид грибов, в котором не накапливаются радиоактивные компоненты из почвы. Есть данные о пользе лисичек при сахарном диабете и хроническом панкреатите.
А вот шампиньоны богаты легкоусвояемыми жирами и ферментами, ускоряющими процессы расщепления. Из-за того, что они выращены искусственно, содержание нежелательных веществ в них минимально.
Только шляпки
— В чём коварство грибов?
— Главный минус – лесные грибы впитывают все токсические вещества, попавшие в почву. Собирать грибы вдоль дорог нельзя. Чем дальше от цивилизации растут грибы, тем меньше вероятность получить отрицательный эффект. Самая высокая концентрация этих веществ в ножках. Поэтому рекомендуем употреблять в пищу только шляпки. При хронических заболеваниях желудочно-кишечного тракта избыточное употребление грибов может привести к обострению. С осторожностью выбирайте гарниры. Картофель (из-за крахмала) только ухудшает процессы переваривания и всасывание микроэлементов. Оптимальное блюдо — ризотто. Рис идеально дополняет грибы, усиливая всасывание необходимых организму питательных веществ.
— Можно ли детям есть грибы?
— Грибы — тяжёлая пища и даёт нагрузку на неокрепшую пищеварительную систему малышей. Впервые ввести их в рацион можно в полтора-три года. Но только вёшенки или шампиньоны (они не содержат хитин, который практически не усваивается даже у взрослого организма). Давать ребёнку грибы нужно небольшими порциями, не чаще двух раз в неделю. Первый раз лучше готовить грибы отдельно, как самостоятельное блюдо. При этом внимательно наблюдайте за реакцией малыша. Ближе к семи годам уже можно пробовать все виды грибов, но только начиная со шляпок и в составе различных блюд (супов, подливок). Бабушкины грибные пирожки (особенно с картошкой) лучше попридержать на более поздний возраст.
— Как лучше всего заготавливать на зиму грибы, чтобы сохранять максимум пользы?
— В грибных заготовках частично сохраняются минеральные компоненты и витамины. Но маринование — не лучший способ хранения. Хотя один из самых вкусных и популярных. Оптимальный способ заготовки — сушка. Специальные сушилки позволяют ускорить и оптимизировать процесс заготовки. Можно измельчать засушенные грибы и добавлять их всю зиму в качестве приправы. Второй способ, немного уступающий сушке, — заморозка. Лучше предварительно отварить грибы. Но не более 20 минут.
ВИКТОРИНЫ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 1-4 КЛАССЫ
Викторина
по окружающему миру
для учащихся 4 класса
Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнёзда? (кукушка)
Название какого растения говорит, где оно живёт? (подорожник)
Кто бежит, выставляя вперёд задние ноги? (заяц)
Какая птица в мире самая большая? (страус)
Когда ёж не колется? (когда только родился)
Дерево-символ нашей Родины? (берёза)
Какое животное обладает самым громким голосом? (крокодил)
Где у кузнечика ухо? (на ноге)
Что теряет лось каждую зиму? (рога)
Сколько ног у паука? (восемь)
На следу каких хищных зверей нет когтей? (кошка, рысь)
Кто может пить ногой? (лягушка)
Назовите самого прожорливого хищника нашей планеты? (стрекоза)
Самое сладкое дерево наших лесов? (липа)
Какая ягода бывает чёрной, красной, белой? (смородина)
Какая птица выше всех летает? (орёл)
Кто спит вниз головой? (летучая мышь)
Что случается с пчелой после того, как она ужалит? (умирает)
Какое лесное растение может заменить мясо? (грибы)
Какая птица умело подражает голосом многих птиц? (скворец)
Какая птица выводит птенцов зимой? (клёст)
У какой птицы самый длинный язык? (дятел, до 15 см)
Какой у нас самый маленький зверь? (землеройка, до 3,5 см)
Какую траву любят кошки? (валериану)
Что зимой ест ёжик? ( ничего )
Как называют гнездо белки? (гайно)
Дерево, которое зацветает раньше других? (ива)
Изменение густоты и окраски шерсти у животных? (линька)
Где раки зимуют? (под водой, под корягами)
Трава, которую могут узнать на ощупь даже слепые? (крапива)
Каким насекомым хлопают в ладоши? (комары, моль)
Из чего готовят манную крупу? (из пшеницы)
Ветка какого дерева украшает фуражку лесника? (ветка дуба)
Когда в Антарктиде полярная ночь? (зимой)
Самая крупная птица степной зоны? (дрофа)
Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (фотоохота)
Какая ягода заменяет лимон? (клюква)
У какого дерева в лесу всё время дрожат листочки? (осина)
Из какого дерева делают спички? (осина)
Название какого ядовитого растения леса связано с названием птицы? (вороний глаз)
Викторина
по окружающему миру
для учащихся 4 класса
Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнёзда?
Название какого растения говорит, где оно живёт?
Кто бежит, выставляя вперёд задние ноги?
Какая птица в мире самая большая?
Когда ёж не колется?
Дерево-символ нашей Родины?
Какое животное обладает самым громким голосом?
Где у кузнечика ухо?
Что теряет лось каждую зиму?
Сколько ног у паука?
На следу каких хищных зверей нет когтей?
Кто может пить ногой?
Назовите самого прожорливого хищника нашей планеты?
Самое сладкое дерево наших лесов?
Какая ягода бывает чёрной, красной, белой?
Какая птица выше всех летает?
Кто спит вниз головой?
Что случается с пчелой после того, как она ужалит?
Какое лесное растение может заменить мясо?
Какая птица умело подражает голосом многих птиц?
Какая птица выводит птенцов зимой?
У какой птицы самый длинный язык?
Какой у нас самый маленький зверь?
Какую траву любят кошки?
Что зимой ест ёжик?
Как называют гнездо белки?
Дерево, которое зацветает раньше других?
Изменение густоты и окраски шерсти у животных?
Где раки зимуют?
Трава, которую могут узнать на ощупь даже слепые?
Каким насекомым хлопают в ладоши?
Из чего готовят манную крупу?
Ветка какого дерева украшает фуражку лесника?
Когда в Антарктиде полярная ночь?
Самая крупная птица степной зоны?
Какая охота разрешается в лесу в любое время года?
Какая ягода заменяет лимон?
У какого дерева в лесу всё время дрожат листочки?
Из какого дерева делают спички?
Название какого ядовитого растения леса связано с названием птицы?
2-3 КЛАСС
Экспромт-викторина по окружающему миру для учащихся начальной школы «Кто быстрее отгадает?»
1. Как называется домик для птицы? (Гнездо).
2. Какое животное зимой ложится в спячку? (Медведь).
3. Кто с цветов собирает пыльцу? (Насекомые, например, пчелы).
4. Кто из животных не любит солнца? (Крот).
5. Какое дерево считают стройным? (Береза).
6. Почему снегирю дали снежное имя? (Снегири прилетают к нам с первым снегом, а весной улетают на север в родные края).
7. Почему весной грачи прилетают первыми? (Грачам достаточно первой проталины, чтобы достать клювом корм — личинки).
8. У какой птицы птенцы насиживают яйца? (У северной белой совы. Совята вылупляются в разное время).
9. У какой птицы нет гнезда, а птенцы лежат прямо на голой земле? (У козодоя).
10. Почему клест зимой гнезда вьет? (Зимой много еловых семян для птенцов, а весной нет).
11. Кто носом деревья сажает? (Кедровка — кедровые орехи, сойка — желуди).
12. Какое дерево дятла поит? (Береза своим соком).
13. У какой птицы самая большая семья? (У серой куропатки 26-28 птенцов).
14. Какая перелетная стая обещает снег? (Стая перелетных гусей. Через 2-3 дня жди снегопада).
15. Кто ни разу шага не сделал? (Воробей).
16. Какая птица умеет дразниться? (Попугай).
17. Какая птица хвостом разноцветным гордится? (Павлин).
18. У какой птицы «очки» на носу? (У филина).
19. Какие хвойные деревья и кустарники растут в наших лесах? (Ель, сосна, лиственница, можжевельник, пихта, кедр).
20. Какое хвойное дерево на зиму сбрасывает свои листья-иголки? (Лиственница).
21. Кому нужны дуплистые деревья? (В дуплах старых деревьев гнездятся птицы, живут звери).
22. Какое растение называют заячьей капустой? (Кислицу, трилистник).
23. Какую ягоду называют северным гранатом? (Костянику).
24. Как по клюву различить молодого грача и взрослого? (У взрослого грача основание клюва белое).
25. Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (Скворец).
26. Кто кукует — самец или самка? (Самец).
27. Почему у березы молодые листочки клейкие? (Смолистые вещества защищают листья от заморозков).
28. Что означает «плач» березы весной? (Сокодвижение).
29. Какой вред наносят пожары в лесу? (Уничтожается растущий лес, места обитания птиц и зверей, грибы, ягоды, лекарственные растения; возможно заболачивание и нежелательная смена лесных пород).
30. Какие леса наиболее пожароопасны? Почему?
(Хвойные, особенно сухие сосняки; возгорание происходит с мхов, лишайников, мелкого опада. Багульник и вереск наиболее пожароопасны; черника и брусника — менее).
Турнир знатоков по теме: «Викторина – мозаика леса»
Цели:
- расширять знания детей о растительном и животном мире леса.
- развивать любознательность, находчивость.
- воспитывать бережное отношение к природе.
ПЛАН.
1. Вступительная беседа.
Лес – это сказочный мир. Присмотритесь и прислушайтесь… Он полон загадок и тайн. В лесу нашли приют звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нём разнообразных ягод и грибов! Крупные и мелкие цветы смотрят на нас из травы. Они приглашают всех полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух. Чтобы понять, как живёт лес, нужно разбираться в многообразии растительного мира, хорошо знать повадки его обитателей.
Проведём турнир знатоков природы, на котором вы поделитесь своими знаниями о лесе. В нём участвуют две команды (названия, эмблемы). Следить за ходом поединка будет жюри.
2. Разминка.
– Какую птицу называют лесным барабанщиком? (дятел)
– Какие грибы растут на пнях? (опята)
– Что ест зимой жаба? (ничего, она спит)
– Кто трижды поменяет своё обличье, прежде чем стать взрослым? (насекомое)
– Куда зайцу бежать удобнее с горы или в гору? (в гору, у него задние ноги длиннее)
– Какой лесной обитатель сушит на деревьях грибы? (белка)
3. О страшных, храбрых и не очень.
1 этап. Узнай животное.
А) Гнездо, которое строит зверёк, называется гайно. Сначала зверёк сплетает из толстых веток и прутьев основание гнезда, затем делает стены, а сверху крышу. Дома у зверька тепло и чисто. Внутри своё жилище хозяйка выстилает мхом-лишайником, сухими травинками, листьями. В таком гнезде один или два входа, которые в сильные морозы хозяйка затыкает лёгким лишайником. (Если дети берут подсказку, то вычитается один балл)
– Подсказка.
Зимой этот зверёк серый, летом – рыжий. На кончиках ушей – длинные кисточки, пушистый хвост красиво выгнут за спиной. (Белка)
Б) Французский натуралист Жорж Луи Бюффон так охарактеризовал этих животных: “Мерзкий лик, дикий вид, устрашающий голос, невыносимый запах, коварный нрав”.
– Подсказка.
Этих зверей называют санитарами леса. (Волки)
В) Это удивительный зверёк. Слух у него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное зверёк чувствует жука или личину в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест он очень много. Обычно за ночь съедает столько, сколько весит сам. Ест всё: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей.
– Подсказка.
Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них. (Еж)
Г) У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает очень быстро и легко так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают не хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами.
2 страница
– Подсказка.
Его считают большим трусишкой. (Заяц)
Д) Это самый хитрый и осторожный зверью. Он умеет прекрасно маскируется, у него острые зрение, слух, а как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. Питается насекомыми, грызунами, птицами, иногда ежами, зайцами.
– Подсказка.
Убегать от преследователей помогает рыжий пушистый хвост. (Лиса)
Е) Этот зверь очень подвижный и ловкий: может быстро бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья и плавать. В гору бежит быстрее, чем по равнине. По лесу шагает осторожно, старается не шуметь, ноги ставит немного вовнутрь.
– Подсказка.
Его считают неуклюжим сладкоежкой. (Медведь)
2 этап. Верю – не верю.
– Медведь в берлоге зимой сосёт лапу?
Ответ: нет. Зимой у медведей на подошве отслаивается кожа. Молодая нежная кожица зудит и мёрзнет. Вот мишка и облизывает подошвы горячим языком.
– Кабаны очень любят принимать ванну?
Ответ: да. Кабаны устраивают себе купальни в больших лужах, а также валяются в болотной грязи. Когда грязь на щетине подсыхает, они трутся боками о деревья. Корка грязи отлетает, а вместе с ней и различные насекомые и жучки, которые мешают животному.
3 этап. Отгадай-ка (загадки болельщикам за каждую отгадку балл команде).
а) Не всегда в лесу найдёшь – пойдём гулять и встретим.
Стоит колючая как ёж зимою в платье летнем. (Ель)
б) Какую траву и слепой знает? (Крапива)
в) Бусы красные висят, из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. (Малина)
г) Бегает среди камней, не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но ах! Удрала, а хвост в руках. (Ящерица)
д) Спинка в веснушках ах как не ловко.
И покраснела… (божья коровка)
е) Белые пятна на шапочке красной.
Он для людей чрезвычайно опасный,
Здесь ни к чему нам сомненья и спор- это же гриб, а точней. (мухомор)
ё) У кого на ноге ухо? (у кузнечика)
4. Игра “Лес наш дом”.
Вопросы:
а) Кто кукует у кукушки. Самец или самочка.
б) Какие лесные растения могут заменить мясо. Грибы или ягоды.
в) Какие птицы едят грибы. Рябчики или глухари.
г) Сколько раз в году приносит приплод зайчиха. 1-2-3.
д) Какой лесной гриб называется дедушкин табак. Сморчок или дождевик.
е) Сок, какого дерева сладкий. Осины или берёзы.
ё) Какие дрова самые жаркие. Еловые или берёзовые.
ж) Какое дерево осенью краснеет. Берёза или рябина.
з) Из какого дерева делают спички. Сосны или осины.
5. Конкурс капитанов.
Капитаны вытягивают конверты с заданиями и рассказывают о съедобных и несъедобных ягодах и грибах.
6. Экологическая сказка. (Учитель)
3 страница
Возле моего окна живёт синичка. Она каждый день прилетает к кормушке. Вот что она мне рассказала: “Скоро наступит новый год, все звери готовятся, только ёлочка стоит печальная. И чем ближе Новый год, тем печальнее становится ёлочка. А почему не знаю”.
– Ребята, почему ёлочка была печальная? (ответы детей)
Правильно, потому что в Новый год люди вырубают ёлки, а они потом погибают. Давайте, нарисуем плакат в защиту “Зелёной красавицы”.
(Две команды рисуют плакаты, жюри оценивает.)
7. Песня “Дружба с природой”.
(Мелодия песни “Песенка крокодила Гены”.)
Знай, наш милый дружочек,
Даже лист и цветочек
Нам без дела не следует рвать.
Зайца, белку, синицу,
В речке чистой водицу
Надо в братья свои записать.
Припев:
Будут рады звери, птицы,
Будет счастлив человек.
И с природой подружиться
Сможем мы навек!
8. Игра “Лесные заморочки”.
Оборудование: фишки из лото (с 1 по 12), иллюстрации птиц.
Вопросы:
1) Всё у этой птицы не так как у других – клюв не прямой, а крест-накрест, и птенцов она выводит не летом, а зимой. (Клёст)
2) Эти птички прилетают в наши края весной, когда ещё холодно, зябко. (Зяблик)
3) Птичка вспорхнула с ветки, как будто высоко подпрыгнула. И снова уселась на место. А потом опять взлетела. И ещё.…Это она в воздухе ловит мух и насекомых. (Мухоловка)
4) В зелёной листве то и дело вспыхивает огонёк. Но не тревожься пожара не будет: это, как язычок пламени, подрагивает яркий красный хвостик птички. (Горихвостка)
5) Эта птица настоящий акробат: только она может бегать по стволу дерева вверх и вниз головой. (Поползень)
6) Это небольшая птичка скромной коричнево-серой окраски, славится своим чудесным пением. (Соловей)
7) Каких небылиц об этой птице не рассказывают! Даже считают, что она накликает беду. А на самом деле – это полезная птица. (Сова)
8) Птица немаленькая, а увидеть её нелегко: сядет на землю, прижмётся и нет её, сядет на сук вытянется вдоль и исчезнет. Уж такая у неё маскировочная окраска – рябенькая. (Рябчик)
9) Все его называют лесным доктором за то, что он “лечит” деревья, вытаскивает из стволов и из под коры вредных насекомых и их личинки. (Дятел)
9. Подведение итогов турнира.
Викторина о грибах
Викторина о грибах
Какие лесные растения могут по питательности заменить мясо?
Может ли гриб съесть дом?
Домовой гриб разрушает древесину.
Какие птицы едят грибы?
Глухари.
У этого гриба много названий:
дедушкин табачок, галкина баня,
чертов табачок.
Каково настоящее название гриба?
Дождевик.
Какие грибы появляются первыми?
Строчки, сморчки.
Для кого мухомор не является ядовитым?
Для оленя, лося.
Какой гриб лечит болезни?
Чага-древесный гриб, используется
для лечения язвы, опухолей.
Живут эти грибы на деревьях или на пнях.
Живут большими компаниями.
Иногда с одного дерева или пня можно
собрать целое лукошко.
Опята.
Эти грибы узнаешь по цвету.
И еще по тому, что на срезанной ножке
гриба выступает
капелька оранжевого сока,
приятно пахнущего смолой.
Рыжик.
Мякоть этого гриба никогда не темнеет,
за что он и получил свое название.
Это царь-гриб.
Белый.
В сухую погоду шляпки этих грибов
ничем не примечательны, а в сырую
блестят, будто смазанные маслом.
Масленок.
Шляпки этих грибов похожи на опавшие осенние листья дерева, под которым они чаще всего встречаются.
Подосиновик — красноголовик.
Викторина «Лес и его обитатели»
Викторина.
Лес и его обитатели.
Цели: расширять кругозор воспитанников; закреплять знания о царстве живой природы; развивать речь и логическое мышление.
Ход мероприятия.
В викторине участвуют две команды, которые поочередно отвечают на вопросы.
Тур 1. О растениях леса.
- Сок какого дерева сладкий? (Березы)
- Из чего получают пробку? (Из пробкового дерева)
- Какие лесные растения могут заменить мясо? (Грибы)
- Какие грибы появляются первыми? (Сморчки)
- Какие птицы едят грибы? (Глухари)
- Какие грибы растут под березой? (Подберезовики)
- Какие грибы растут под осиной? (Подосиновики)
- Из какого дерева делают спички? (Из осины)
- Какое дерево применяют для изготовления лыж? (Береза)
- У каких деревьев осенью листья красные? (Клен и рябина)
- Какое дерево чаще всего высаживают в городах? (Липу)
Найди названия растений.
- Бусы красные висят, из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. (Малина)
- Я под шапкою цветной на ноге стою одной.
У меня свои порядки: я всегда играю в прятки (Гриб)
Подведение итогов первого тура.
Тур 2. О животных леса.
- В лесу под шелест и под свист стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозду приятель! Вставит подпись.» (Дятел)
- Что за зверь лесной встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы — уши больше головы (Заяц)
- Серый волк в густом лесу встретил рыжую. (Лису)
- Он всю зиму в шубе спал, лапу бурую сосал, а проснувшись
стал реветь. Этот зверь лесной. (Медведь)
- Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко, рога раскинув широко (Олень)
- Угадай, что за птица, света яркого боится?
Клюв крючком, глаза пяточком, ушастая голова. Это (Сова)
- Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе орехи я грызу (Белка)
- Днем спит, ночью летает, прохожих пугает. (Филин)
- Кто зимой холодной ходит злой, голодный (Волк)
- Идет иглы на себе несет, чуть, кто подойдет,
Свернется в клубок ни головы ни ног. (Еж)
Подведение итогов.
Тур 3. Кроссворд
1. У него рога ветвисты, а бока чуть-чуть пятнисты.
Всех катать ему не лень, возит саночки. (Олень)
2. Любит кушать он малину и в берлоге спать всю зиму.
Страшно может он реветь а зовут его..(Медведь)
3. В тундре белый лис гуляет, мышек маленьких пугает.
Очень хитрый он ловец. Как зовут его. (Песец)
4. Кто глядит на тротуар и кричит нам с ветки «Карр!»?
Покроши кусок батона — прилетит поесть. (Ворона)
5. На его спине иголки и длинны они и колки.
Потому — то вдоль дорожек с ними смело ходит. (Ежик)
6. Кто красуется на ветке в желтой праздничной жилетке?
Эта маленькая птичка, а зовут ее. (Синичка)
7. Догадайтесь кто же это в шубку рыжую одета?
И не рыба, и не птица. Это — хитрая. (Лисица)
8. Лапки у него и уши словно сделаны из плюша.
Знает девочка и мальчик — любит есть морковку. (Зайчик)
Просмотр содержимого документа
«Викторина «Лес и его обитатели»»
Викторина.
Лес и его обитатели.
Цели: расширять кругозор воспитанников; закреплять знания о царстве живой природы; развивать речь и логическое мышление.
Ход мероприятия.
В викторине участвуют две команды, которые поочередно отвечают на вопросы.
Тур 1. О растениях леса.
Сок какого дерева сладкий? (Березы)
Из чего получают пробку? (Из пробкового дерева)
Какие лесные растения могут заменить мясо? (Грибы)
Какие грибы появляются первыми? (Сморчки)
Какие птицы едят грибы? (Глухари)
Какие грибы растут под березой? (Подберезовики)
Какие грибы растут под осиной? (Подосиновики)
Из какого дерева делают спички? (Из осины)
Какое дерево применяют для изготовления лыж? (Береза)
У каких деревьев осенью листья красные? (Клен и рябина)
Какое дерево чаще всего высаживают в городах? (Липу)
Найди названия растений.
Бусы красные висят, из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. (Малина)
Я под шапкою цветной на ноге стою одной.
У меня свои порядки: я всегда играю в прятки (Гриб)
Подведение итогов первого тура.
Тур 2. О животных леса.
«Здорово, дрозду приятель! Вставит подпись….» (Дятел)
И стоит среди травы — уши больше головы (Заяц)
Серый волк в густом лесу встретил рыжую… (Лису)
Он всю зиму в шубе спал, лапу бурую сосал, а проснувшись
стал реветь. Этот зверь лесной…. (Медведь)
Ходит смело и легко, рога раскинув широко (Олень)
Клюв крючком, глаза пяточком, ушастая голова. Это (Сова)
В дупле на старом дубе орехи я грызу (Белка)
Днем спит, ночью летает, прохожих пугает. (Филин)
Кто зимой холодной ходит злой, голодный (Волк)
Идет иглы на себе несет, чуть, кто подойдет,
Свернется в клубок ни головы ни ног. (Еж)
Подведение итогов.
Тур 3. Кроссворд
1. У него рога ветвисты, а бока чуть-чуть пятнисты.
Всех катать ему не лень, возит саночки… (Олень)
2. Любит кушать он малину и в берлоге спать всю зиму.
Страшно может он реветь а зовут его …..(Медведь)
3. В тундре белый лис гуляет, мышек маленьких пугает.
Очень хитрый он ловец. Как зовут его… (Песец)
4. Кто глядит на тротуар и кричит нам с ветки «Карр!»?
Покроши кусок батона — прилетит поесть… (Ворона)
5. На его спине иголки и длинны они и колки.
Потому — то вдоль дорожек с ними смело ходит… (Ежик)
6. Кто красуется на ветке в желтой праздничной жилетке?
Эта маленькая птичка, а зовут ее… (Синичка)
7. Догадайтесь кто же это в шубку рыжую одета?
И не рыба, и не птица. Это — хитрая… (Лисица)
8. Лапки у него и уши словно сделаны из плюша.
Знает девочка и мальчик — любит есть морковку… (Зайчик)
ГКОУ школа-интернат VIII вида г. Донецка
Викторина
«Лес и его обитатели»
Воспитатель Птицена Е.О.
январь 2013 г.
Классный час (2, 3 класс) на тему: Познавательная игра – викторина «Грибное царство»
Познавательная игра – викторина
«Грибное царство»
- Цель: расширить знания учащихся о грибах, о правилах сбора грибов
- Задачи:
- обобщение знаний учащихся о съедобных и несъедобных грибах;
- расширение кругозора учащихся, познавательного интереса.
- воспитание бережного отношения к природе родного края, формирование экологической культуры учащихся
Ход занятия
1.Читают стихотворение учащиеся
1.Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что ты шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи.
Ты же видишь – мы свои!
2. Пришла на рассвете, на миг не присела,
Вокруг огляделась – и сразу задело.
Калину с рябиной раскрасилагусто,
На крепких зубах захрустелакапустой,
На мельницах свежей мукой за-белела,
Оранжевым шелком березы одела,
Курчавую озимь ковром расстелила,
В далёкий полёт журавлей проводила.
3.Кружат листья над дорожкой,
Лес прозрачен и багрян.
Хорошо бродить с лукошком
Вдоль опушек и полян!
Мы идем и под ногами
Слышен шорох золотой.
Пахнет влажными грибами,
Пахнет свежестью лесной.
Учитель . Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: “Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”.
Отгадайте загадку:
Дом со всех сторон открыт
Он резною крышей крыт
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нём. (лес)
– Правильно, это лес. А ещё чем богат лес? Что у нас растет в лесу? (Ответы детей.) Угадайте загадку.
- За ночь сквозь мох прошел
Шапку черную нашел,
У тропинки встал как раз,
Выставляет на показ,
Ох, чудак,
Пускай бы лез,
В заросли под лапки:
Прибегут ребята в лес,
Брать такие шапки. (Грибы.)
Чтение стихотворения учащимися В. Шульжик «По грибы».
Шел грибник издалека,
А в корзинке ни грибка!
Ни единого грибочка –
Только травка и листочки.
Утомился грибничок,
И уселся на пенек.
— Ты скажи мне, лес,
Ты с грибами или без?
Поглядел на грибника
Лес дремучий свысока.
Покачался – скрип да скрип! –
Показал под елкой гриб.
— Я с грибами, — молвил лес, —
А ты с глазами или без?
Учитель.Наш лес очень богат грибами. А, прежде чем идти в лес, что с собой нужно взять, угадайте.
Когда за грибами,
Ты в рощу пойдешь,
Её непременно с собою берешь. (Корзина.)
– Да, это корзина – правильно. Так давайте в нашу корзину соберем грибы. Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы посчитаете, какие грибы мы с вами с собой в корзину возьмем
- Гриб я не белый, немного попроще, расту я обычно в березовой роще. (Подберезовик.)
- Я не привыкла нравиться, кто съест, меня, отравится. (Поганка.)
- И под старою сосною, где склонился пень – старик, окружен своей семьею, первый найден …. (Боровик.)
- Мальчик с пальчик в шапке красной. (Сыроежки.)
- Нет грибов дружней, чем эти узнают взрослые и дети на пеньках растут в лесу, как веснушки, на носу. (Опята.)
- Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом, очень дружные сестрички, золотистые ….. (Лисички.)
2.А сейчас задание на внимание. Если вы будете внимательно слушать стихотворение, то вы перечислите все грибы в том порядке, в каком они были названы в стихотворении.
Разноцветные поганки
Сами лезут на полянки.
Нам не надо не одной
Их обходим стороной .
Пучеглазый мухомор
Боком сел на косогор
Нам не нужен мухомор.
Рядышком с иголками
Рыжики под ёлками,
Не малы, не велики
И лежат, как пятаки.
А во мху, как на подушке,
Чье-то беленькое ушко,
Это груздь, надо взять,
А за ним ещё штук пять.
Под осинами, на кочке,
Гриб в малиновым платочке,
Подосиновиком звать,
И его придется взять.
Вот и гриб боровик!
И красив он, и велик,
В толстой шапке набекрень.
Ножка крепкая как пень. (Поганки, мухомор – не съедобные грибы. Рыжики, груздь, подосиновик, боровик.)
– Молодцы, ребята, правильно ответили. Послушайте интересную информацию.
Знаете ли вы:
- Белка заготавливает на зиму 600 г сухих грибов.
- Быстрее всех трубчатых грибов растет подберезовик по 4 -5 см в сутки;
- Каждый год на гектар леса падает свыше 2 х. тонн хвои, листьев, веток, шишек, коры. Все это перерабатывают грибы, главным образом дождевики;
- Известные всем шляпочные грибы вырастают за 3-6 дней, погибают через 10-14 дней.
- Во время Великой Отечественной войны , когда полевым госпиталям не хватало перевязочного материала, медсестры собирали трутовиков они успешно заменяли вату.
- На земле насчитывается около 100 тысяч видов грибов. Их можно встретить в почве, в воде на камнях, растениях и в домах. Зеленоватый пушок плесени, дрожжи, твердые наросты на березе – это тоже грибы. Лесные грибы имеют ножку и шляпку. Их так и называют – шляпочные грибы. Величина грибов самая разная. Встречаются великаны до 1,5 метров в обхват и грибы меленькие в полмилиметра. А есть и такие, которые можно увидеть только под микроскопом.
- Грибы, которые заселяют пни, оставшиеся после рубки – очень полезны. Это – лесные санитары. Они перерабатывают мертвую древесину и очищают лес. Многие грибы дружат с определенными деревьями и обычно селятся под ними. Такая дружба полезна и грибу и дереву. Грибница оплетает корни деревьев и получает от них готовый сахар. Гриб же дает дереву питательные вещества.
- Нельзя же вырывать грибы из почвы – можно повредить грибницу, нельзя сбивать несъедобные грибы – они полезны лесу и его обитателям. Нельзя допустить, чтобы оскудели наши грибные богатства.
- Грибная пора – это удивительное время. Распознавать грибы, отличить съедобные от ядовитых и использовать их в хозяйстве люди умели ещё в глубокой древности. В IV веке до нашей эры древне греческий ученый Теофраст в своих трудах упоминает о таких грибах, как шампиньоны, сморчки, трюфели.
- Первым угощением издавна на Руси были грибы (по-старинному – губы) жареные, варёные, солёные – в любом виде они хороши.
- Сколько пословиц, поговорок, загадок и примет связано с грибами. Наука о грибах называется – микология.
- Грибы – богатство леса. Относись к ним бережно! Некоторые виды грибов внесены в Красную книгу России. Они нуждаются в особой охране.
2 часть — «Грибное царство»
Класс делится на 2 команды
1.Конкурс «Составь слова».
Всем участникам раздаются конверты с заданиями. Нужно правильно составить пословицу из слов
-Будет дождик, будут и грибки, а будут грибки, будет и кузовок.
— Выдранный гриб навек погиб, срезанный под корешок – дает приплода мешок.
— Всякий гриб в руки берут, да не всякий гриб в кузов кладут.
Молодцы, хорошо потрудились, но наша корзина заполнена наполовину.
2.Вопросы для знатоков леса и «тихой охоты».
- Какие лесные растения могут по питательности заменить мясо? (Грибы.)
- Может ли гриб съесть дом? (Да, домовой гриб, разрушая древесину.)
- Какие птицы едят грибы? (Глухари.)
- У какого гриба много названий? Дедушкин табачок, Галкина баня, чертов табачок. Каково настоящее название гриба? (Дождевик.)
- Какие грибы появляются первыми? (Сморчки, строчки.)
- Для кого мухомор не является ядовитым? (Лосей, оленей.)
- Какой гриб лечит болезни? (Чага – древесный гриб, используется для лечения язвы, опухолей.)
- Какой гриб не рекомендуется срывать, хотя, он не ядовит и очень вкусен? (Гриб «баран» – он занесен в Красную книгу.)
- Назовите грибы , которые можно увидеть на продуктах, на картинах, в сырых помещениях? (Плесень.)
- Для чего нужны грибы растениям леса? (Грибы очень нужны лесу. Грибница срастается с корнями деревьев, кустарников, трав помогает им всасывать воду и растворимые в ней питательные вещества.)
- Красивый гриб, яркий. А есть его нельзя! Но и уничтожать не следует.
- Он в лесу нужен: для некоторых этот гриб – лекарство, а для многих насекомых, вредящих лесу и человеку,– смертельный яд. (Мухомор.)
3. Игра «Съедобное и несъедобное»
По картинкам определить грибы и разделить их на группы
Конкурс 4. «Что бы это значило?» Участники каждой команды объясняют, что нарисовано на рисунке и, высказывая своё мнение, составляют правила по сбору грибов.
4.Вот и закончилось наша викторина. Неважно, кто
сегодня выиграл. Важно, что вы учитесь любить и понимать природу, бережно с любовью к ней относиться. И она ответит вам тем же.
Дети читают стихи:
Мы безумно богаты
В наших чащах и рощах
Столько всяких пернатых,
Просто диву даёшься!
Но спросите иного,
Что он знает о птицах,
Пусть ответит толково –
И, гляди, удивится.
А цветы разве знаем
На лугах?
Разве ценим?
Всё травой называем,
А покошены – сеном.
И с деревьями то же;
Роща в общем и целом…
Ель от пихты не можем
Отличить грешным делом.
И конечно, тревожно,
Что порой мы безбожно
Не храним, что имеем,
Не щадим,
Не жалеем.
Ни за что не в ответе,
Словно самую малость
Нам на этой планете
Жить и править осталось.
Не хозяева вроде,
Так добро своё губим.
А гордимся природой
И отечество любим.
Скажем на прощанье лесу: До свидания
5.Подведение итогов викторины.
Литература:
1. Запартович Б.Б. «С любовью к природе, дидактический материал по природоведению». Изд-во «Педагогика», 1978.
2.Тарабарина Т.И. И учеба, и игра/6 природоведение. Ярославль: Академия развития, 2003.
3.Шорыгина Т.А. «Грибы какие они?». – М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2004.
Интернет-ресурсы
http://kladraz.ru/zagadki-dlja-detei/zagadki-pro-griby-s-otvetami.html- загадки
http://sitefaktov.ru/index.php/home/265-grib — сайт фактов
http://kvn201.com.ua/Facts_about_fungi.htm — любопытные факты о грибах.
http://www.colouring-book.ru/goods/light/311.html мухомор
http://coloring06.narod.ru/grib.htm подосиновик
http://uclg.ru/lections/viewlection/biologiya/6_klass/tsarstvo_bakterii_i_gribyi/mir_neobyichnyih_lesnyih_gribov-сморчки и др. грибы.