Череповецкий молодёжный центр

Menu
  • Упражнения
  • Витамины
  • Питание
  • Здоровье
  • Зож
  • Советы специалистов
Меню

Картинки для детей уход за зубами – Методическая разработка (5 класс) по теме: Тема: «Гигиена полости рта. Уход за зубами».

Posted on 12.02.202019.01.2020 by alexxlab

Содержание

  • Презентация к занятию (старшая группа) по теме: Презентация «Уход за зубами»
        •              Физминутка
        •                    Загадки
        •         Чистоговорки:
  • Методическая разработка (5 класс) по теме: Тема: «Гигиена полости рта. Уход за зубами».
  • как рассказать ребенку об уходе за зубами
    •  «Зуб», Надьожна (Надежда Кушнир)
    • «Четыре зуба», Таис Золотковская
    • «Зубная книга. Все о твоих молочных зубах», Ивона Радюнц, Томас Рёнер
    • Обучающие мультфильмы для малышей : Зачем чистить зубы?
    • Фикси-советы: Как правильно чистить зубы
    • Мультфильм для малышей «Добрый доктор Стоматолог»
    • Читайте также
  • Гигиена полости рта у детей. Как сохранить здоровье зубов
    • «Чистота – залог здоровья»: почему нужно ухаживать за молочными зубами
      • Для чего необходимо учить малыша правильно ухаживать за зубами
      • Когда нужно начинать заботиться о детской полости рта
      • Учим малыша гигиене в игровой форме
      • Правила, которые помогут сохранить здоровье полости рта на долгие годы
      • Зубные щетки: какие бывают и когда начинать ими пользоваться
        • Можно ли использовать электрическую щетку
        • Как нужно пользоваться щеткой правильно
      • Основные ошибки во время чистки
      • Особенности выбора детской зубной пасты
        • Что обязательно должно быть в зубной пасте для детей
        • Опасные добавки в детской пасте
      • Зубная нить – прихоть или суровая необходимость
      • Когда нужны индикаторы очищения от зубного налета
      • Важное правило: проводим гигиену после каждого приема пищи
      • Регулярно посещаем стоматолога
      • Помним про профессиональную гигиену полости рта

Презентация к занятию (старшая группа) по теме: Презентация «Уход за зубами»

Как правильно ухаживать за зубами, чтобы они не болели.

Ход занятия:

Организационный момент: Дети стоят рядом с воспитателем.

Воспитатель: Дети, послушайте загадку, а из отгадки вы узнаете, о чём мы с вами будем говорить.

                           Когда мы едим – они работают

                           Когда мы не едим – они отдыхают    

( Ответы детей: это – зубы).

Воспитатель: Правильно дети, это зубы. Скажите, пожалуйста, а для чего нужны нам зубы? (Они измельчают пищу, чтобы она лучше переваривалась в желудке, правильно и красиво говорить).

Воспитатель: Хорошо. А теперь покажите друг другу свои зубки. Какие они белые, чистые, красивые. Значит здоровые. А для того чтобы они всегда были такими, за ними надо правильно ухаживать.

Воспитатель: Дети, проходите, садитесь за столы.

Воспитатель: Скажите пожалуйста, что необходимо для этого делать чтобы зубы были здоровы? (Ответы детей: полоскать рот после приёма пищи, чистить два раза в день, два раза в год посещать врача – стоматолога, есть фрукты, овощи, молочные продукты, рыбу. Дети одновременно при ответе, прикрепляют карточки на доску).

Воспитатель: Молодцы! Зубки надо беречь и как вы сказали – ухаживать за ними. А сейчас давайте с вами вспомним стихотворение Б.Заходера «Всё о зубах», а поможет нам в этом вот такая табличка ( Мнемотаблица).

(Воспитатель читает стихотворение):

                     Как поешь, почисти зубки,

                     Делай так два раза в сутки.

                     Предпочти конфетам фрукты,

                     Очень важные продукты.

                     Чтобы зуб не беспокоил,

                     Помни правило такое:

                     К стоматологу идём

                    В год два раза на приём

                    И тогда улыбки свет

                    Сохранишь на много лет!

Воспитатель: Ребята, кто желает рассказать стихотворение с помощью таблички? (Дети по очереди выходят к доске и рассказывают стихотворение).

Воспитатель: Замечательно! Теперь вы знаете как ухаживать и беречь свои зубы.  Скажите пожалуйста, что хорошего в том, что у нас есть зубы? ( Хорошо: красивая улыбка, когда зубы здоровы можно есть любую пищу, хорошее настроение). А, что плохого, что у нас есть зубы? (Плохо: когда болят зубы, становится грустно, не покушать, не поиграть).

Учитель – дефектолог: Ребята, хотите посмотреть сценку, которая называется «Зубик – зазнайка»? (Хотим).

               Сценка «Зубик – зазнайка». (Пальчиковый театр)

«Я такой беленький, такой хорошенький! Не боюсь я ни чего, — кричал зубик. Не хочу дружить со щётками и пастами, надоело мне чиститься два раза в день, да ещё полоскать после завтрака, обеда и ужина! Надоели и морковка, сыр и творог, нарочно буду есть торты и пирожные! Не буду два раза в год ходить к доктору! Я и так здоров!»

Учитель – дефектолог: Ребята, как можно назвать этого зубика? (Зубик – зазнайка). Почему вы так думаете? (Ответы: он говорит, что он такой хорошенький, беленький и не хочет есть витамины, дружить со щёткой и пастой, полоскать рот, ходить к врачу. Если он не будит беречь зубы – они будут у него болеть). Правильно!

Учитель – дефектолог: А сейчас давайте с вами немного отдохнём.

             Физминутка

Сверху – вниз – (дети поднимают руки в верх, затем опускают вниз).

Снизу — в верх —    (поднимают руки снизу в верх).

Я по зубкам прыгаю – (руки на пояс, прыжки).

С боку к середине – (наклоны вправо, влево).

Я головкой двигаю, — (круговые движения головой).

А потом как юла – (показать круговые движения пальцем).

Кругом танец повела, кругом танец повела – (покружиться в одну         

                                     сторону, затем в другую).

И все зубы обошла – (дети шагают на месте).

Учитель – дефектолог: Садитесь за столы. Ребята, у вас на столах лежат картинки, на которых изображены предметы, помогающие нам заботиться о зубах. Я буду загадывать загадку, а вы должны найти отгадку и обвести её.

                   Загадки

          Сидит девица в темнице,

        А коса на улице.           ( Морковь).

      Хвостик из кости,

      А на спинке – щетинка. (Зубная щётка).

      Эта паста всем мила,

      Чистит зубы до бела. (Зубная паста).

      Круглое, румяное,

      Я расту на ветке.

      Любят меня взрослые,

      И маленькие детки. (Яблоко).

    Не снег, а белое всегда.

    Хоть и течёт, а не вода. (Молоко).

    Очень вкусное печенье

    И отличнейший пирог.

    Будет, если мы добавим

    По пропорции…(Творог).

Учитель – дефектолог: Миша, какие ты картинки не обвёл? (Я не обвёл: конфеты, орехи.) А почему? Потому что они вредны для зубов. Правильно.

Учитель – дефектолог: Ваня, а какие ты картинки обвёл? (Я обвёл картинки, на которых нарисованы: творог, молоко, яблоко, морковь, зубная щётка, зубная паста. А почему? Зубная паста и зубная щётка нужна, что бы ухаживать за зубами, а творог, молоко, яблоко, морковь они полезны для зубов.

Учитель – дефектолог: Молодцы, ребята, вы справились с заданием. Давайте разучим чистоговорки.

        Чистоговорки:

Да, да, да, зубы чищу я всегда,

Ды, ды,ды, чтобы не было беды.

Чу, чу, чу, я не боюсь ходить к врачу.

Ча, ча, ча, лечим зубы у врача.

Мю, мю, мю, фрукты, овощи люблю.

Ми, ми,ми, чтобы крепкими росли.

Учитель – дефектолог: Ребята, повторяйте за мной. (Дети повторяют за педагогом). Кто из вас запомнил чистоговорки? (Ребёнок рассказывает).

Воспитатель: Дети, а сейчас посмотрите внимательно на экран. Что вы видите? ( Мы видим на экране, как надо чистить зубы). Правильно – это «Алгоритм чистки зубов». (Воспитатель показывает и комментирует слайды. (6 слайдов).

 

Слайд 1-й Производить короткие движения, располагая щётку под                           

                     углом.

Слайд 2-й Головку зубной щётки располагают под углом 45градусов

                    к зубу и производят выметающие движения от десны.

Слайд 3-й Зубную щётку располагают горизонтально движения

                    вперёд — назад.

Слайд 4-й Зубная щётка располагается вертикально, направление

                    движения от десны к режущему краю зуба.

Слайд 5-й Заканчивают чистку зубов круговыми движениями щётки

                     с захватом зубов и дёсен при сомкнутых челюстях.

Слайд 6-й Зубы в стадии прорезывания чистят горизонтальными

                    движениями вперёд-назад, располагая зубную щётку как

                    на рисунке.

Воспитатель: Давайте сейчас с вами потренируемся. Представим себе как будто у нас в руках зубная щётка, покажем в воздухе как правильно чистить зубы.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, скажите пожалуйста, зачем мы с вами делаем зарядку? (Чтобы быть здоровыми и сильными). А массаж для пальчиков? (Для того чтобы хорошо рисовать, лепить, конструировать, писать). А массаж для ушей? (Чтобы хорошо думать). А массаж для стоп ног? (Чтобы не было плоскостопия). 

А как вы думаете, нашим зубам и дёснам нужен массаж и зарядка?

(Да).

Воспитатель: Вот и мы сейчас будем делать зарядку и массаж для дёсен и зубов, чтобы они были здоровыми и крепкими. Посмотрите на блюдцах лежат корочки хлеба и кусочки моркови. Возьмите корочку хлеба пожуйте её. Что чувствуете? (Корочка хлеба прикасается к дёснам и становится приятно). Правильно, когда вы жуёте делаете массаж дёснам. Возьмите кусочек моркови, пожуйте. Что чувствуете? (Зубки как будто делают зарядку). Да, ребята, когда вы грызёте морковку, вы их тренируете и укрепляете. (В это время раздаётся стук в дверь. Воспитатель открывает дверь и видит посылку.)

Воспитатель: Ой, ребята, нам прислали посылку! Давайте, посмотрим от кого же это? (Воспитатель читает: — Группе «Смешарики» от доктора Айболита. Достаёт письмо вложенное в посылку, читает: «Дорогие, ребята! Я дарю вам эти зубные щётки, чтобы вы не забывали ухаживать за своими зубами».

                             Ваш доктор Айболит

Воспитатель: Вам понравился подарок от доктора Айболита? (Да!)

Воспитатель: Что же интересного вы узнали сегодня на занятии? (Как ухаживать за зубами, что вредно, что полезно для зубов, как делать массаж для дёсен и зарядку для зубов). Дома расскажите своим родителям, что вы узнали сегодня интересного.         

                                                                                                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка (5 класс) по теме: Тема: «Гигиена полости рта. Уход за зубами».

Тема: «Гигиена полости рта. Уход за зубами».

(5 класс)

Цель: 1. Познакомить детей с правилами ухода за полостью рта. 2. Формировать практические умения чистить правильно зубы. 3.Развивать познавательные процессы. 4. Прививать умение соблюдать правила личной гигиены.

Оборудование: рисунки-задания, демонстрирующие правила ухода за зубами, приспособления для чистки зубов, словарные слова, рисунок «Строение зуба», этикетки от продуктов, тетради, карандаши, плакат «Сохрани улыбку красивой», кружки для рожицы.

Ход:  

  1. Организационный момент.
  1. Беседа по теме.

Загадка: Полон хлевец белых овец. (Зубы)

— Что помогает переваривать пищу?

Чтобы пища лучше переваривалась в желудке и кишечнике, она смачивается во рту слюной и измельчается зыбами. Первые зубы, молочные, появляются у человека на первом году жизни. К 6-7 годам их становится 20. Некоторые из них уже выпали, на их месте оказались новые, постоянные. К 10-11 годам обычно выпадают все молочные зубы, заменяясь постоянными. Если человек потеряет постоянный зуб – новый на его месте уже не вырастет.

    III. Работа со стихотворением С. Михалкова «Как у нашей Любы…»

Как у нашей Любы

Разболелись зубы:

Слабые, непрочные –

Детские, молочные…

Целый день бедняшка стонет,

Прочь своих подружек гонит:

— Мне сегодня не до вас!

Мама девочку жалеет,

Полосканье в чашке греет,

Не спускает с дочки глаз.

Папа Любочку жалеет,

Из бумаги куклу клеит.

Чем бы доченьку занять,

Чтобы боль зубную снять?..

— Как вы думаете, почему болели зубы у Любы? (Зуб поврежден, в нем дырочка.)

— Почему появилось повреждение?

— Случалось ли такое с вами? Расскажите.

     IV. Продолжение беседы.

Зубы покрыты эмалью. Она твердая, защищает зубы от повреждения. Но если за зубами неправильно ухаживать или неправильно питаться, появляются дырочки (кариес). Рисунок «Строение зуба»

        Зуб – это живой организм. Каждый зуб состоит из трех основных частей:

Коронка – часть зуба, которая видна в полости рта;

Корень – часть зуба, которая располагается в челюсти;

Шейка – часть зуба, которая располагается между коронкой и корнем. Она прикрыта десной.

Дырка в зубе – всегда больно. А еще больные зубы вредят другим органам – сердцу, почкам…

 V. Рисование.

Нарисуй зуб- Замок, в котором поселилась Зубная Боль.

Дети делают зарисовки в тетрадях.

— Где будет вход в замок? (Это дырочка)

— Что нужно сделать, чтобы Зубная Боль не попала в Замок? (Закрасить дырочку, как будто заделать вход) Зуб перестанет болеть.

— Что нужно делать, если возникла боль? (Идти к врачу)

— Как называют зубного врача? (Стоматолог)

VI.Работа с рисунком — карточкой        

— Рассмотрите рисунки и расскажите, что вы видите на картинках.

— Какие правила мы должны соблюдать, чтобы зубы были здоровыми? 

— Что вредно для зубов?

  1. Грызть орехи;
  2. Есть очень холодную и очень горячую пищу;
  3. Есть вредную для зубов пищу (особенно много сладкого).

V. Игра «Спрятанный сахар».

Детям раздаются этикетки от продуктов. 

  1. Рассмотрим этикетки, найдем слова, которые обозначают сладкое (сахар, сироп, мед и др.)
  2. Разделим этикетки на 2 части: с высоким содержанием сахара и низким.

— Как вы думаете, какие продукты питания позволяют поддерживать здоровье зубов?

Доктор Здоровая Пища советует, есть творог, молоко, кашу, особенно овсяную, так как в них содержатся кальций и фосфор, укрепляющие эмаль зубов.

VI. Практикум «Чистка зубов»

— Назовите главных помощников, сохранения зубов здоровыми. (Зубные пасты, щетки).

«Я попрошу вас взять в руки зубную щетку и повторять все движения за мной».

  1. Зубная щетка располагается вдоль линии десен. Движения зубной щетки – сверху вниз.
  2. Очистить внутреннюю поверхность зуба. Движение щетки снизу вверх.
  3. Почистить жевательную поверхность каждого зуба. Движение щетки — вперед назад.
  4. Кончиком щетки почистить внутреннюю сторону передних зубов круговыми движениями.
  5. Не забудьте почистить язык.

    Молодцы!

        Мы научились правильно чистить зубы, а какие правила ухода за зубами мы с вами должны знать?

VII. Правила ухода за зубами.

  1. Чистить зубы не менее двух раз в день.
  2. Соблюдать правила чистки зубов.
  3. Не употреблять много сладкой пищи.
  4. Полоскать рот после каждого приема пищи.
  5. Чаще употребляйте овощи, фрукты и другие полезные продукты.
  6. Дважды в год посещайте стоматолога.

VIII. Разучивание стихотворения.

Как поел, почисти зубки.

Делай так два раза в сутки.

Предпочти конфетам фрукты,

Очень важные продукты.

Чтобы зуб не беспокоил,

Помни правило такое:

К стоматологу идем

В год два раза на прием.

И тогда улыбки свет

Сохранишь на много лет.

IX. Повторение пройденного.

Вопросы-ответы.

— Как беречь зубы?

— Сколько раз мы чистим зубы в день?

— С помощью каких предметов мы чистим зубы?

— Какие зубы надо чистить? (Все)

— Как начинается чистка зубов? (Чистим сверху, чистим снизу, и снаружи, и внутри.)

А зачем внутри? (Вычищаем все бактерий)

А что делаем в последнюю очередь? (Чистим язык и споласкиваем рот)

XI. Итог.

С чем познакомились на уроке? Почему нужно следить за зубами? (Чтобы были здоровыми, чтобы была красивой улыбка)

Давайте улыбнемся друг другу и посмотрим, что больше всего привлекает наше внимание на этот момент. (Зубы)

        Так зачем нам нужны здоровые зубы?

Посмотрите, как светло и весело от ваших улыбок в классе. Давайте исполним нашу песенку:

Если только рассмеяться,

То настанут чудеса-

От улыбок проясняться

И глаза, и небеса.

Ну-ка взрослые и дети,

Улыбнитесь поскорей,

Чтобы стало на планете

И светлее, и теплей.

Улыбка, улыбка до ушей

Такая улыбка хоть завязочки пришей

Улыбка до ушей (2 раза)

Хоть завязочки пришей.

Дети рисуют рожицу: круг, в нем два глаза, нос и улыбку до ушей. Вывешивается плакат «Сохрани улыбку красивой».

Тема: «Зубы. Правила ухода за зубами».

(5 класс)

Правила чистки зубов:

  1. Зубная щетка располагается вдоль линии десен. Движения зубной щетки – сверху вниз.
  2. Очистить внутреннюю поверхность зуба. Движение щетки снизу вверх.
  3. Почистить жевательную поверхность каждого зуба. Движение щетки — вперед назад.
  4. Кончиком щетки почистить внутреннюю сторону передних зубов круговыми движениями.
  5. Не забудьте почистить язык.

Правила ухода за зубами.

  1. Чистить зубы не менее двух раз в день.
  2. Соблюдать правила чистки зубов.
  3. Не употреблять много сладкой пищи.
  4. Полоскать рот после каждого приема пищи.
  5. Чаще употребляйте овощи, фрукты и другие полезные продукты.
  6. Дважды в год посещайте стоматолога.

Как поел, почисти зубки.

Делай так два раза в сутки.

Предпочти конфетам фрукты,

Очень важные продукты.

Чтобы зуб не беспокоил,

Помни правило такое:

К стоматологу идем

В год два раза на прием.

И тогда улыбки свет

Сохранишь на много лет.

как рассказать ребенку об уходе за зубами

08.02.2019

Марина Довбыш

9 февраля отмечают Международный день стоматолога. Маленькие дети очень боятся зубной боли и посещения зубных врачей. Но следить за здоровьем зубов следует с самых ранних лет.

Оксана Кичук, автор текстов, искательница интересных фактов

Необходимо научить малыша правильно ухаживать за зубками и не бояться дантиста. В этом поможет наша подборка детских мультфильмов и литературы о гигиене ротовой полости и важности их лечения.

 «Зуб», Надьожна (Надежда Кушнир)

Детскую книжку-картинку «Зуб» придумала и нарисовала Надьожна (автор знаменитого Гуся, известная также как Надежда Кушнир). В основе этой книги лежит очень реалистичная и банальная, на первый взгляд, история о зуб мудрости, который, как часто случается с мудрыми зубами, начал расти не туда. Но банальной эта история является лишь на первый взгляд, ведь благодаря автору за ширмой этой небольшой проблемы читатели могут увидеть целый арсенал философских проблем.

«Четыре зуба», Таис Золотковская

История про маленькую Лесю, которая в один прекрасный день научилась самостоятельно чистить зубы. Теперь девочка желает поделиться этой радостью со всеми, но оказывается все уже это умеют. Книга научит маленьких детей не только как правильно чистить зубы, но и любить и помогать своим родным, а также делиться своими новыми знаниями с теми, кто в этом нуждается.

«Зубная книга. Все о твоих молочных зубах», Ивона Радюнц, Томас Рёнер

У каждого ребенка однажды выпадает первый молочный зуб, но не каждый знает почему же он начал шататься и выпал. Многих потом волнует: а вырастет ли что-то на его месте? Эта книга снимет все страхи ребенка, расскажет о молочных зубах и почему они выпадают. Также узнает, почему важно ухаживать за зубами и как это правильно делать. К особенности этой книги можно отнести то, что в новом издании есть подвижные детали, окошки, место для фотографий и даже зеркало, чтобы рассмотреть свои зубы. Ну и, конечно, главная фишка книги — коробочка для молочных зубов!

Обучающие мультфильмы для малышей : Зачем чистить зубы?

Развивающий мультик о зубах для самых маленьких. Сколько зубов у человека? Почему и зачем нужно чистить зубы? Какую роль выполняют человеческие зубы? Как часто нужно чистить зубы? На эти и многие другие вопросы даст этот короткометражный мультфильм о зубах.

Фикси-советы: Как правильно чистить зубы

Подробная инструкция от фиксиков — как правильно чистить зубы, чтобы они всегда оставались красивыми и здоровыми! Смотреть советуют два раза в день — утром и вечером — перед чисткой зубов!

Мультфильм для малышей «Добрый доктор Стоматолог»

Добрый доктор Стоматолог» — мультфильм для детей из выпуска о здоровом образе жизни; гигиене, профилактике и правильной чистке зубов. В видеоролике ребенок узнает, как использовать зубную нить, когда и как нужно чистить зубы, почему не надо боятся врачей, зачем ходить на регулярные осмотры стоматолога…

фото: depositphotos, видео:Youtube

Читайте также

Гигиена полости рта у детей. Как сохранить здоровье зубов

«Чистота – залог здоровья»: почему нужно ухаживать за молочными зубами

Чтобы сохранить молочные зубы здоровыми и крепкими, и заранее позаботиться о постоянном прикусе, каждый родитель должен знать о таком важном комплексе мероприятий, как гигиена полости рта для детей. Ниже речь пойдет о правилах, которые нужно прививать крохе с младенчества.

Для чего необходимо учить малыша правильно ухаживать за зубами

Здоровье молочных зубовИзвестно, что кариес появляется у детей в возрасте от 2 до 7 лет практически в 73% случаев. А связано это со строением молочных зубов, с особенностью состава слюны в этом возрасте и ее неспособностью противостоять вредоносным бактериям.

У малышей образовавшийся кариес развивается столь стремительно, что в некоторых случаях приводит к печальным последствиям. К примеру – быстрое разрушение и потеря зубов, пульпит, периодонтит, возникновение кист и гранулем.

Опасность также заключается в том, что воспалительные процессы затрагивают и зачатки постоянного прикуса, в полной мере воздействуя на их формирование. Именно поэтому так важно придавать значение стоматологической гигиене ребенка с самых малых лет.

Интересно! Исследования показали, что порядка 92% взрослых не умеют правильно пользоваться зубной щеткой. То есть они не смогут провести качественное обучение своих детей индивидуальной гигиене полости рта. Так что если хотите научить малыша правильно чистить зубы, обратитесь лучше к профессионалам, точнее – к стоматологу-гигиенисту, который наглядно продемонстрирует, каким образом ухаживать за зубами и деснами.

Когда нужно начинать заботиться о детской полости рта

Родители должны осознавать, что уход за полостью рта ребенка должен осуществляться еще даже до появления первых зубов, то есть до 1 года. Первые резцы начинают появляться ближе к полугоду. Но это не повод, как считают многие стоматологи, отказываться от регулярного очищения десен. Тут пригодятся специальные очищающие антибактериальные салфетки для малышей или стерильный бинт. Подобные манипуляции снизят скопление налета, уменьшат воспаление слизистой, что обезопасит кроху от инфицирования первых зубок, от стоматита и кариеса.

чистка полости рта

Ухаживать за полостью рта нужно с первых дней жизни

Важно! Соблюдайте меры предосторожности – не облизывайте упавшие на пол соски, не кормите с помощью своей ложки (пусть у младшего члена семьи будет индивидуальная посуда). Все это может увеличить риск попадания инфекции в ротик ребенка.

Также рекомендуется приобрести в аптеке стоматологический напальчник или щеточку из силикона. С помощью эти предметов нужно очищать первый зуб утром и вечером, а также делать мягкий массаж десен.

Учим малыша гигиене в игровой форме

чистка

Чистить зубы желательно начинать в игровой форме

Обучение индивидуальной гигиене полости рта детей в 2-хлетнем возрасте должно проходить в игровой форме, только так можно привлечь малыша к этой достаточно рутинной и монотонной процедуре. Придумайте забавную игру, во время которой к малышу придет «помощница-щетка» и предложит «выгнать» микробов из ротика. Гигиена должна проводиться только в непринужденной и легкой форме. Чтобы обучить первым навыкам, будет достаточно проводить процедуры по 15-20 секунд 2 раза в день, постепенно увеличивая время до положенных 2 минут.

Сформировать полезную привычку помогут и родители, ведь нет ничего лучше, чем положительный пример со стороны мамы и папы – чистите зубы при малыше и вместе с ним.

Важный момент! Если в ночные часы вы не сведете к минимуму любые приемы пищи малышом 1-2 лет, то гигиена зубов и полости рта для детей не будет полноценной. Потому что возникает вероятность «бутылочного» кариеса». Если присутствует ночное кормление (смесь, молоко, каша – не имеет значения), то на эмали и деснах будут разрастаться вредные микробы. Это объясняется тем, что ребенок ест во время сна и последние капли напитка/пищи не проглатывает – они остаются во рту и вступают в реакцию со слюной, что приводит к образованию патогенной микрофлоры.

Решение о применении зубных паст до 2-х лет принимается родителями самостоятельно. Ведь не все дети в этом возрасте умеют хорошо полоскать рот, и зачастую не понимают, что проглатывать очищающее средство опасно (а многие на вкус такие приятные!). Поэтому выбирайте только проверенных производителей – LACALUT, ROCS, SPLAT, Weleda, PresiDENT, ELMEX, которые безопасны при попадании внутрь организма.

Правила, которые помогут сохранить здоровье полости рта на долгие годы

Особенности гигиенических процедур ребят дошкольного возраста заключаются в комплексе мероприятий. Читайте подробнее, каким правилам ухода за полостью рта для детей нужно следовать: это выбор корректных средств, правильное и регулярно их использование, обязательное очищение полости рта после каждого приема пищи.

Основные средства гигиены полости рта – это паста и щетка. Также существует ряд вспомогательных предметов – флосс (зубная нить), ополаскиватели. Рассмотрим все эти средства подробнее.

Зубные щетки: какие бывают и когда начинать ими пользоваться

Гигиена полости рта у детей

У детей должны быть специальные зубные щетки

Щетки для детей имеют ряд отличительных особенностей. Во-первых, это узкая головка, с мягкой и укороченной щетиной (10-20 мм). Во-вторых, рукоятка должна быть объемной, покрытой противоскользящим пластиком. В-третьих, она должна быть яркой и привлекать внимание. Меняем ее один раз в 2-3 месяца и обязательно после каждого вирусного или бактериального заболевания.

Использовать зубную «помощницу» можно с момента прорезывания самого первого зуба. Здесь стоит отдавать предпочтение маркировке «0+» на упаковке. Такое изделие имеет очень маленькую головку. А щетинки экстра-мягкие – очень короткие, тонкие и расщепленные на кончиках (для большей мягкости). Детям с 3 лет также стоит приобретать щетки с мягкой щетиной. А школьникам с 9 лет можно пользоваться даже взрослыми щетками, но с маркировкой «Sensitive», то есть также мягкие, но они все-таки несколько жестче, чем у совсем малышей.

Можно ли использовать электрическую щетку

Безусловно, современные технологии лишь облегчают жизнь. Электрические щетки удобны в использовании, отлично удаляют налет, не травмируют десны. Но следует приобретать специализированные приспособления сообразно возрасту малыша. Начиная с 3-летнего возраста можно использовать электрические аппараты, совершающие по 5600 возвратно-поступательных колебаний в минуту. С 7-9 лет переходите на электрическую щетку с количеством 7000 движений в минуту.

Важно! Режим пульсации в детской электрической щетке должен быть исключен, т.к. есть высокий риск повредить эмаль и десны. Ультразвуковые приборы могут использоваться только по достижении 9-летнего возраста.

Как нужно пользоваться щеткой правильно

Правила просты, но их последовательность нужно запомнить и регулярно следовать ей:

  1. для передней поверхности (вестибулярной): располагаем щетку горизонтально и выметающими движениями от десны начинаем чистить с дальней части ряда, постепенно двигаясь к центру (к резцам),
  2. для внутренней поверхности (лингвальной): располагаем щетку вертикально и, опять же, выметающими движениями от десны проходимся по зубной дуге,
  3. для жевательной поверхности моляров и премоляров: прикладываем щетку к поверхности и выметаем налет и остатки пищи. Можно вести щетку в одну сторону, а можно совершать движения вперед-назад.

Каждое движение нужно повторять 3-4 раза со всех сторон зуба. Не забудьте смочить щетку перед нанесением пасты и тщательно промыть ее после.

Основные ошибки во время чистки

  • плохое удаление налета: из-за небрежной чистки, не соблюдения последовательности действий, неправильного выбора средств гигиены,
  • травмы эмали: щетка слишком жесткая или давление слишком сильное,
  • травмы десен: в пасте много абразивов, либо опять же неправильно подобрана щетка – слишком жестка.

Особенности выбора детской зубной пасты

средства гигиены

Подходите ответственно к выбору зубной пасты ребенку

Паста для детских зубов должна приносить пользу, а не вред. Поэтому гигиенические средства должны соответствовать нескольким важным требованиям:

  • хорошо справляется с налетом и микробами,
  • заботится о деснах и эмали,
  • имеет приятный вкус: или же может быть вообще без ароматизаторов (т.е. нейтральной),
  • не содержит вредных компонентов и красителей,
  • не содержит консервантов,
  • содержит лекарственные компоненты: такие средства назначаются только стоматологом.

Важно! Яркие цвета и искусственные примеси следует исключить. Срок хранения на тюбике – не более 12 месяцев со дня изготовления. Дозировка: не более ноготка на мизинце малыша.

Что обязательно должно быть в зубной пасте для детей
  • лактат кальция или гидроскиапатит: поддерживают минеральный состав эмали, укрепляя ее и препятствуя разрушению,
  • олафлур (аминофторид): оптимальный укрепляющий комплекс кальция и фтора. Можно использовать после 8 лет,
  • ксилит: природный спирт, снижающий численность вредных бактерий. Подойдет и самым маленьким, т.к. не вызывает аллергии (это соединение в малых количествах вырабатывается нашим организмом),
  • экстракты растений: это могут быть вытяжки цветов ромашки, алоэ, календула, масло фенхеля. Усиливают защитные механизмы полости рта, тонизируют десны, снимают воспаление и насыщают оболочки витаминами,
  • абразивы: используются мельчайшие частички мела или соды. В пастах до 3 лет абразивность составляет – 25 единиц, от 4 до 9 лет – 50 единиц, 10-15 лет – 50-75 единиц. Но этот пункт обязательно нужно оценивать вместе с врачом – если эмаль хрупкая, то нужно выбирать состав с минимальным количеством абразивных веществ.

Полезная информация! Использование средств с минимальным количеством абразивных частиц возможно с самого раннего возраста. Но если есть страх, что молочная эмаль травмируется, рассмотрите вариант с заменой пасты на специальный гель или пенку. А у малышей до года вообще можно отказаться от данного средства и использовать очищающие салфетки.

Опасные добавки в детской пасте
  • фтор: вещество полезно при слабой эмали, но очень вредно при проглатывании внутрь. А малыши еще плохо справляются с процессом полоскания после проведения гигиены. Поэтому применение фторидов желательно начинать с 8-10 лет. Фтор успешно заменяется гидроксиапатитом (основным строительным компонентом эмали) или лактатом кальция,
  • сульфаты натрия или SLS: лаурилсульфат или лауретсульфат – самые известные пенообразователи, но они быстро разрушают нежную молочную эмаль,
  • консерванты: парабены, пропиленгликоль, бензоат натрия, бензиловый спирт. Эти вещества обладают канцерогенным действием,
  • мощные антисептики: метронидазол, триклозан, хлоргексидин. Вызывают аллергию и оказывают токсическое действие. А хлоргексидин при длительном применении окрашивает эмаль в темный цвет.

Зубная нить – прихоть или суровая необходимость

Флосс (или зубная нить) имеет важное значение. Ею пользуются для удаления налета и остатков пищи из межзубных промежутков. Когда можно начинать пользоваться нитью? Стоматологи не рекомендуют применять ее у дошколят, т.к. существует высокая вероятность повредить десну и эмаль. А вот с 8-10 лет флосс должен стать незаменимым помощником хотя бы 1 раз в сутки (на ночь). Но если у школьника есть желание пользоваться зубной нитью чаще – это только похвально, т.к. лучше всего традиционно очищать межзубные промежутки после каждого приема пищи.

зубная нить

Зубная нить имеет важное значение в гигиене полости рта

Когда нужны индикаторы очищения от зубного налета

Лозунг «доверяй, но проверяй» в полной мере относится к качеству самостоятельной детской гигиены. Малыш может не сразу понять, как правильно пользоваться щеткой и пастой. Дети постарше частенько забрасывают гигиену, проводя ее только утром (забывая про вечерние процедуры), чистят только резцы с клыками (забывая про жевательные единицы), и «вишенка на торте» – не чистят лингвальные поверхности (в которые упирается язык). Что же делать маме с папой в этом случае? Здесь возможны три пути:

  1. родители контролируют процесс: помогайте ребенку почистить труднодоступные участки. Напоминаем, что желательно это делать до 6 лет, пока ребенок не станет более самостоятельным,
  2. применение ополаскивателя с индикатором: малыш полощет им рот после чистки. При этом участки, где гигиена была плохая, приобретают фиолетовый оттенок. Проблемные места еще раз чистятся,
  3. электрическая щетка: но не простая, а та, которую можно «привязать» к специальному приложению на смартфоне. Так мама или папа смогут узнать, насколько регулярно проводится уход за полостью рта ребенка. Впрочем, пункт 1 все равно не стоит исключать даже в этом случае, ведь щетку можно просто включить, но не пользоваться ею.

Важное правило: проводим гигиену после каждого приема пищи

питание

Следите за правильным питанием ребенка

Это правило трудновыполнимо, ведь не исключены моменты, в которые мы находимся вне дома. Перекусы у маленьких детей могут совершаться и в транспорте, и в гостях, и на прогулке. И если дома правило нужно соблюдать неукоснительно: поел – очистил полость рта, то в других местах постарайтесь свести к минимуму любые перекусы.

Если малыш будет что-то жевать без остановки, то защитные механизмы не будут успевать справляться с вредным воздействием бактериальных кислот. После еды дайте крохе попить обычной питьевой воды или прополоскать полость рта – это поможет смыть прилипшие кусочки пищи.

Полезная информация! Сладости, углеводистая пища, газировка и сладкие напитки, мучное, много мягких блюд, холодное и горячее – ограничиваем кроху в этом. Предлагаем малышу больше жестких и свежих фруктов и овощей (яблоки, морковь). Не забываем про другие источники полезных витаминов и минералов: кисломолочные продукты, серые каши, орехи, рыбу (если нет аллергии).

Регулярно посещаем стоматолога

Самое идеальное время для того, чтобы начать посещать дантиста – возраст, когда появляется молочный прикус. Далее это нужно делать на постоянной основе до 4 раз в год. Особенности строения тканей молочного прикуса требуют постоянного наблюдения со стороны профессионала. Любой воспалительный процесс развивается очень быстро, поэтому своевременные меры в комплексе с гигиеной полости рта у детей дадут положительный результат в качестве профилактики кариеса. А также поспособствуют правильному формированию здорового постоянного прикуса.

Помним про профессиональную гигиену полости рта

Профессиональная гигиена полости рта у детей включает применение ультразвука, ручную чистку, реминерализацию и укрепление эмали, герметизацию фиссур. Для очищения хрупкой эмали малышей не используются абразивы.

Вот, пожалуй, и все основные правила по гигиеническому уходу. Обучив малыша их соблюдению можно обезопасить его от дальнейших стоматологических проблем. Ну и начните с себя, ведь положительный пример перед глазами также заразителен для детей, как и отрицательный.


  1. Молофеева В.А. Профилактика кариеса у детей разного возраста. Проблемы стоматологии, 2012 год.
  2. По данным Всемирной организации здравоохранения.

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Витамины
  • Здоровье
  • Зож
  • Питание
  • Упражнения
  • Разное
2025 © Все права защищены.