Конкуренция рождает качество
При академии существует совет руководителей региональных ИПК и ПКРО. Его возглавляет первый заместитель министра образования Виктор Болотов. В президиум совета входят ректоры институтов центров федеральных округов. Ежегодно проводится семинар-совещание, на который съезжаются ректоры всех российских институтов. Заслушиваются доклады об участии региональных институтов в модернизации образования, о внедрении и проблемах использования информационных технологий. В реализации этой программы задействованы Министерство образования, институты РАО.
По словам проректора по учебно-методической работе, кандидата педагогических наук, доцента Надежды Дерзковой, в Академии повышением квалификации и переподготовкой директоров школ и руководителей муниципальных управлений образования занимаются несколько кафедр. Здесь разработаны около десяти программ повышения квалификации, а также комплексная программа переподготовки. Кафедра управления образования проводит курсы повышения квалификации руководителей по разной проблематике, в том числе по нормативно-правовой базе и вопросам повышения качества образования. На кафедре управления человеческими ресурсами рассматриваются проблемы управления персоналом. Кафедра развития образовательных систем делает акцент на усовершенствовании навыков проектной, исследовательской деятельности, введении инноваций.
Все курсы рассчитаны на обучение продолжительностью 72, 144 и более 200 часов. В прошлом году в рамках Федеральной программы развития образования (ФПРО) в академии прошли целевое повышение квалификации около 2 тысяч руководителей муниципальных органов управления образования. 72-часовая программа реализовывалась преподавателями академии с привлечением ведущих специалистов в области управления и Министерства образования.
Однако не обходится без проблем. Да, на сегодняшний день разработаны хорошие программы, но директорам школ трудно планировать свою переподготовку. К сожалению, у большинства регионов сложное финансовое положение, практически нет средств на командировочные расходы. В АПК и ПРО эти проблемы пытаются решить — идет активная работа по подготовке дистанционных курсов обучения, но, к сожалению, не хватает технического обеспечения.
Любопытны исследования, проведенные в академии, относительно профессионализма руководителей учебных заведений. Но профессионализма не педагогического, а управленческого. Были опрошены более 300 директоров школ в 12 российских регионах. Результаты опроса продемонстрировали достаточно высокий уровень их самооценки. Более половины респондентов считают свои управленческие знания достаточно глубокими. Многие руководители испытывают затруднения при решении задач, связанных с инновационной деятельностью образовательных учреждений. Это направление они считают сегодня наиболее важным, поскольку с ним связано выживание школ в условиях острого недофинансирования.
В чем смысл системы повышения квалификации и каковы ее перспективы?
По словам заведующей кабинетом педагогического опыта Елены Пахомовой, сегодня методическая работа выстраивается по вертикали — от института повышения квалификации до методического объединения школы. Между ними стоят методкабинеты. Эти подразделения выполняют определенные задачи и ликвидироваться не должны. Но иногда возникает дискуссия: не передать ли функции повышения квалификации работников образования педагогическим вузам? В связи с этим часто происходят трения между региональными ИПК и ПКРО и педагогическими вузами.
— Последние 20-25 лет бурно развивается наука андрагогика (обучение взрослых), о которой раньше незаслуженно забывали, — говорит Елена Михайловна. — Так вот, обучение взрослых — это не то, что обучение молодых студентов. Здесь есть свои уникальные особенности, которых нет в вузе. Вузовские преподаватели грамотны, отлично подготовлены к работе со студентами. Они дают фундаментальные знания. Но учителю, который пришел повышать квалификацию .нужно другое. У каждого учителя есть определенный опыт. Педагоги, обмениваясь им в группе, учатся друг у друга. Сегодня в большей степени отдается предпочтение не лекционной форме занятий, а групповой, активной, всевозможным дискуссиям и семинарам. Иными словами, повышение квалификации — это приращение знаний. То есть педагог должен прийти в академию или институт и получить что-то новое. Новое в содержании, в научных знаниях, в методике преподавания.
Это не всегда способен дать вуз. Мы знаем, что преподаватель — это человек, который может остановиться на определенном уровне или постоянно совершенствоваться. Но есть ли в этом у него заинтересованность? Готов ли он работать со школьными педагогами и наращивать собственные знания для того, чтобы дать это приращение слушателю, который к нему придет? Это не только моя точка зрения. Она обоснована большим опытом работы ректоров и слушателей институтов повышения квалификации и нашей академии.
— Сейчас мы вступили в эпоху активной реализации концепции модернизации образования, — продолжает Пахомова. — Где и как подготовить учителя к предпрофильному и профильному обучению? Где педагог научится преподавать информатику или иностранные языки со второго класса? Преподаватели вуза будут дольше готовиться к этому, чем преподаватели системы повышения квалификации, знающие методику и имеющие практику работы со взрослыми людьми.
Существенный вопрос — стимул повышения квалификации и переподготовки.
По мнению Елены Пахомовой, стимулы очень важны. Если бы повышение квалификации подкреплялось материально, то тогда бы учитель больше занимался самообразованием. Но вопросы стимулов и мотивов тоже весьма непросты. Дело в том, что учительская профессия отличается от многих других. Пришедший работать учителем является человеком публичным. Самой профессией педагога определяется необходимость быть все время на уровне современных требований. Одно из главных — учитель должен быть конкурентноспособным. Но это в большей степени относится к городским педагогам. Сильный учитель может пойти работать в лицей, в гимназию или открыть свою частную школу. Другое дело — глубинка. С сельским учителем трудно конкурировать. На селе зачастую один педагог ведет сразу несколько предметов. Он там царь и бог, потому что он — вне конкуренции.
С психологической точки зрения учитель — тоже человек необычный. Это не лесник и не агроном. В конечном итоге результат работы педагога — качество знаний его ученика. Тот поехал поступать в вуз и не поступил. Почему? Очень часто потому, что ему дали плохие знания. Следовательно, качество знаний школьника является основным учительским стимулом для совершенствования. И тогда институт повышения квалификации становится для педагога помощником. В чем? В определении программы самообразования, вех, по которым он должен идти, к чему должен стремиться. Понимаете, процесс повышения квалификации — это то, что происходит вынужденно. Это не зависит от учителя. Его вынуждает сама жизнь. Нужно постоянно овладевать новыми знаниями, методиками, технологиями. А процесс познания, как известно, бесконечен.
Можно ли заставить учителя чаще повышать свою квалификацию?
В Законе «Об образовании» и в концепции модернизации говорится, что учитель должен повышать квалификацию один раз в пять лет. Это справедливо. Но в академии считают, что лучше было бы это делать раз в три года. Потому что, как показывают исследования, сейчас знания и наработки в науке обновляются намного интенсивнее, чем раньше. И в этом вопросе, конечно же, многое будет зависеть от финансовой позиции государства.
Конкуренция порождает качество. Секреты успеха ломбардов. lombards.biz
Впервые, когда я услышал фразу “Конкуренция – порождает качество” мне было 19 лет. Тогда я полностью не понимал смысл данного выражения, но устроившись на свою первую работу и столкнувшись с конкуренцией, я понял, какой глубокий смысл вложен в данную фразу.
Сегодня мы поговорим о конкуренции в ломбардном бизнесе. Такая тема выбрана не случайно. Каждый владелец бизнеса сталкивается с конкурентами, и чтобы сделать свое дело прибыльным нужно быть лучшим в своем сегменте. Ни для кого это не новость, но почему многие ломбарды жалуются на конкуренцию, и даже совсем уходят с рынка, а другие не обращают внимания на конкурентов?
Единственный верный способ победить конкуренцию — это постоянное движение вперед, развитие предприятия во всех отношениях.
В ряде прошлых писем, мы давали практические советы, применение которых на практике повысило бы рейтинг ломбарда среди конкурентов и увеличило прибыль ломбарда.
Давайте выделим ключевые преимущества, которые помогут сделать Ваш ломбард более успешным.- Отношение к клиентам.
Клиенты — это главная ценность каждой компании. И от того, как Вы будете с ними работать, зависит успешность развития Вашего бизнеса. Сегодня привлечь клиента низкими процентными ставками и высокой оценкой залога — это мало. Нужно еще получить доверие данного клиента и только тогда он станет “постоянным”. Довольный клиент приводит двоих, недовольный забирает десять! Мы понимаем, что мелкие ломбарды не способны наравне конкурировать с крупными игроками бизнеса в лояльности условий кредитования, но есть же и другие способы удержать клиента. Расскажу Вам один случай:
“Понадобились мне услуги ломбарда. Пришел в один из ломбардов и был приятно удивлен обстановкой и обслуживанием. Я не увидел стандартных решеток, которые стоят во многих ломбардах, а наоборот, мне предложили присесть за комфортный стол и приступили к оценке моего имущества. Я был удивлен, что меня приняли как в отделении банка. Спустя некоторое время после оказания услуг, мне перезвонили. Спросили все ли понравилось и чем они еще могут быть мне полезны?”
Я зашел в этот ломбард случайно и остался доволен. Когда мне понадобятся услуги ломбарда еще раз, я приду сюда, а не к их конкурентам. Вдобавок, я еще буду давать рекомендации своим друзьям и знакомым. Данный ломбард не был частью крупной сети ломбардов, просто люди, которые там работают, уважают и ценят своих клиентов. А это дорогого стоит.
- Централизованное управление.
Не нужно быть асом в ломбардном бизнесе, чтобы понять преимущества централизованного управления бизнесом. Это оперативное получение информации о работе отделения, экономия времени при подготовке отчетности, но самое главное — контроль работы каждого отделения.
Наличие актуальной информации и статистики о работе сети ломбардов позволяет руководителю оперативно принимать решения, которые будут способствовать росту прибыли ломбарда. Скорость принятия решений является ключевым элементом в борьбе с конкурентами. Как организовать процесс управления и контроль сетевого ломбарда, мы уже писали. Надеемся, что Вы прислушались к нашим советам и применяете их уже на практике.
- Защита конфиденциальной информации.
На первый взгляд не очевидно, чем поможет защита информационной базы данных ломбарда при борьбе с конкурентами. Как говорят: ”В борьбе все способы хороши.” Что мешает Вашим конкурентам заполучить информацию о ваших клиентах, путем “стимулирования” вашего персонала! Вы же знаете, как легко в нашей стране склонить квалифицированного сотрудника на свою сторону и попросить его прихватить базу клиентов. Чтобы этого не произошло, необходимо заботиться о защите своих данных. Как это сделать, мы уже писали в одной из статей.
В заключение хочу сказать, что в ломбардном бизнесе тяжело придумать эксклюзивное предложение или рекламу, которая бы привела к Вам “море” клиентов. Чтобы быть успешным в данном виде бизнеса нужно уделять внимание каждого компоненту, который влияет на прибыль ломбарда:
- добросовестно работайте с клиентами;
- оперативно и эффективно реагируйте на изменение финансовых показателей ломбарда;
- и конечно, контролируйте работу персонала.
Изучайте поведение и реалии рынка, где функционирует Ваш ломбард, и Вы всегда будете на шаг впереди Ваших конкурентов.
Соколов Дмитрий, ресурс «Все для ломбардов и о ломбардах»
Предложения со словосочетанием ПОРОЖДАЕТ КОНКУРЕНЦИЮ
Неточные совпадения
И если в рамках «некоммунистического тоталитаризма» возможно существование частной собственности, конкуренции и рыночных отношений, неизбежно порождающих дифференциацию экономической элиты и межэлитарный конфликт, то полновластие коммунистов позволяет длительное время сохранять «элитарный монолит». Соответственно, война порождала и новый виток конкуренции. Наличие значительных избыточных мощностей у производителей порождает острейшую конкуренцию. Предметное начало задаёт границы себя и другого, подчёркивает отличие людей, их обособленность, что порождает разные формы противопоставления: конкуренцию, соревновательность, отстаивание своих преимуществ. Поэтому идеологически и нравственно важно помочь молодёжи социально адаптироваться, подготовиться к жёсткой конкуренции, неизбежно порождаемой рыночными отношениями, гарантировать для социально уязвлённых категорий населения возможности получения полноценного образования, медицинских, библиотечных и других интеллектуально-духовных услуг. Во-первых, мы изначально говорим о сущности надстройки, сущность же всегда тяготеет к определённому варианту структуры. 46 Тот же капитализм может время от времени порождать диктатуры, но в своей сущности обычно тяготеет к демократии, поскольку любые политические формы административного доминирования рано или поздно приходят в непримиримое противоречие с механизмом рыночной конкуренции. Эту требовательность по части известного минимума культурности порождают условия самого капиталистического способа производства с его высокой техникой, сложностью, гибкостью, подвижностью, быстротой развития всемирной конкуренции и т. Конкуренция порождает необходимость планирования в жёстких условиях неопределённости и рисков, а трудовая мотивация не может существовать в условиях рабской оплаты труда. Во многих отраслях промышленности интенсивность конкуренции в сочетании с ускорением технологических изменений порождает необходимость превзойти соперников — даже более настоятельную, чем несколько лет назад. Выяснив, как данный экономический строй порождал определённое разделение общества на классы, автор показывает, как эти классы проявляли себя в политической, семейной, интеллектуальной жизни данного исторического периода, как интересы этих классов отражались в определённых экономических школах, как, напр., интересы восходящего развития капитализма выразила школа свободной конкуренции, а интересы того же класса в позднейший период — школа вульгарных экономистов (284), школа апологии. Экономические условия рынка регулируются законами товарного производства, но опутаны многочисленными сетями государственных законов, правилами рыночной конкуренции, порождающими криминал. Создание и реальное функционирование псевдокоммерческой организации, предназначенной для достижения упречных целей путём обмана контрагентов на рынке, в сочетании с материальным ущербом, причинённым подобной деятельностью, порождает вопрос о конкуренции лжепредпринимательства с мошенничеством. И чрезвычайно высокая ступень развития мирового капитализма вообще; и смена свободной конкуренции монополистическим капитализмом; и подготовка банками, а равно союзами капиталистов, аппарата для общественного регулирования процесса производства и распределения продуктов; и стоящий в связи с ростом капиталистических монополий рост дороговизны и гнёта синдикатов над рабочим классом, гигантское затруднение его экономической и политической борьбы; и ужасы, бедствия, разорение, одичание, порождаемые империалистской войной, — всё это делает из достигнутой ныне ступени развития капитализма эру пролетарской, социалистической революции. Факторы, которые обычно порождают рыночное влияние, включают в себя высокую степень рыночной концентрации, наличие барьеров на пути проникновения на рынок и нехватку заменителей товара, поставляемого фирмами, поведение которых расследуется органом по вопросам конкуренции. По мнению фюрера, постоянная конкуренция различных правительственных и неправительственных организаций должна была порождать нестандартные пути решения внешнеполитических задач. В условиях международной конкуренции между благородными классами, которая порождала специфические войны той эпохи, размеры товарного сектора внутри каждой «национальной» вотчины всегда имели критическое значение для её относительной военной и политической силы. Для теоретических исследований инновационного экономического роста в условиях постиндустриального развития, а конкретнее в условиях экономики основанной на знаниях, существенную роль играют проблемы связей между конкуренцией и ростом производительности, неравенства доходов, порождаемых инновациями. Конкуренция на рынке координирует усилия людей, зачастую движимых личными, даже эгоистическими интересами, но сама по себе она чувства солидарности не порождает. Лежащая в фундаменте индустриального общества экономическая конкуренция порождает острое политическое соперничество различных групп интересов по поводу распределения между ними государственной власти, её устройства и отдельных её мероприятий. Деньги порождают алчность в людях, они же побуждают людей на конкуренцию, не говоря уж про всю грязь и кровь, которою они пропитаны. Более того, такие фундаментальные ценности, как свобода, справедливость, взаимопомощь, впрочем, так же как и конкуренция, индивидуализм, доминирование, представляют собой различные варианты регулятивных способов удовлетворения потребностей в условиях дефицитности ресурсов, порождающие вполне определённые типы общества и социальные технологии. Замечу, что это обстоятельство порождало некую конкуренцию, а иногда и серьёзные разногласия между ними и между им подобными нашими учителями не только на историческом факультете, но и в других вузах и исследовательских центрах. Собственность реализуется в конкретных формах движения капитала, внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции, которые порождают соответствующие приращённые формы прибавочной стоимости. Однако в процессе развития конкуренция порождает свою противоположность — монополизм. Эти кризисы так называемого «перепроизводства» сотрясали весь капиталистический мир с начала XIX века, принося неисчислимые страдания миллионам трудящихся, демонстрируя расточительный характер использования материальных ресурсов и порождая ещё более ожесточённую конкуренцию между капиталистами как на национальных, так и на мировых рынках. Стремление к прибыли, в сочетании с конкуренцией между отдельными капиталистами, порождает нестабильность в накоплении и использовании капитала, что приводит к тяжёлым депрессиям.это… Совершенная конкуренция и рынок монополистической конкуренции
Деловая конкуренция — это соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства и купли-продажи товаров.
В условиях рыночной экономики фирмы конкурируют за производственные ресурсы, борются за покупателей и в конечном счете — за прибыль.
При командной экономике нередко возникает дефицит — нехватка товаров и услуг, тогда за блага начинают конкурировать уже покупатели.
Конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Закон РФ №135-ФЗ «О защите конкуренции»
Положительные и отрицательные последствия конкуренции
Конкуренция производителей необходима для существования рынка, однако она имеет как положительные, так и отрицательные свойства.
Позитивные черты конкуренции:
Дает потребителям возможность выбора
Не дает взвинчивать цены и снижать качество, ограничивает возможность возникновения монополий
Способствует росту качества, внедрению передовых технологий, рациональному использованию ресурсов
Заставляет экономику гибко реагировать на изменение обстановки
Негативные черты конкуренции:
Постоянно разоряются товаропроизводители, проигравшие в конкурентной борьбе
Большие средства тратятся на рекламу, а не на улучшение продукции
Конкуренты могут использовать нечестные методы борьбы: подкуп, шантаж, промышленные шпионаж
Виды конкуренции. Чистая и монополистическая конкуренция
Свободная (чистая) конкуренция — это тип структуры рынка, при котором цена устанавливается в результате уравновешивания кривых спроса и предложения. Производители не могут напрямую устанавливать цены.
Монополистическая конкуренция — такой тип структуры рынка, при котором большое число продавцов предлагают схожие, но не идентичные товары.
Виды рынков по типу конкуренции: монополия, олигополия, свободная и монополистическая конкуренция
По типу конкуренции рынки принято делить на четыре типа: рынок свободной конкуренции, рынок монополистической конкуренции, рынок олигополии и рынок чистой монополии. Современное состояние рынка — это сочетание монополистической конкуренции и олигополии.
Рынок свободной конкуренции — это рынок, где множество мелких фирм предлагает однородную продукцию. Здесь нет ограничений на доступ к информации о состоянии рынка, о ценах на товары и услуги, об издержках. Отдельно взятый продавец не может установить рыночную цену. Вход в отрасль свободный.
В современном мире рынков со свободной конкуренцией не существует — они есть только в теории, соглашается большинство экономистов. Тем не менее, к рынку совершенной конкуренции близки рынок сельскохозяйственной продукции, фондовая биржа, валютный рынок.
Пример: в некой аграрной стране крестьяне торгуют на ярмарке зерном — товар у них абсолютно одинаковый, производителей множество, никаких дополнительных ограничений на рынке нет, цену определяют спрос и предложение.
Рынок чистой монополии возникает, когда целая отрасль состоит из одной фирмы. Данная фирма — монополист, то есть единственный продавец данной продукции. Для вступления в отрасль существуют значительные барьеры. Монополист диктует цену рынку, поскольку полностью контролирует предложение.
Пример: в регионе лишь одна компания занимается выработкой и поставками электроэнергии. Она не пускает на рынок другие фирмы и может сама устанавливать цены на электричество.
Рынок олигополии — это рынок, где конкурируют несколько крупных производителей. Обычно большую часть такого рынка контролируют от двух до пяти крупных фирм. Вступление новых фирм в отрасль затруднено. Фирмы устанавливают цены, ориентируясь друг на друга.
Пример: в стране действуют три крупных сотовых оператора, которым принадлежит большая часть рынка связи. Они не вступают в ценовой сговор, но вынуждены считаться друг с другом, потому цены и услуги у всех трех конкурентов почти не отличаются.
Рынок монополистической конкуренции — это рынок, где большое количество мелких фирм предлагает разнородную продукцию. Каждая фирма стремится сделать свое предложение уникальным, но товары взаимозаменяемы. Контроль производителя над рыночными ценами ограничен. Вход и выход с рынка свободный. Экономическое соперничество основано не только на цене, но и на неценовой конкуренции.
Пример: в мире множество компаний производит смартфоны. Они взаимозаменяемы — с любого можно звонить или выходить в интернет. Однако если покупатель хочет именно iPhone, его можно купить только у компании Apple — другие телефоны похожи, но не идентичны.
Читайте также: Что такое демпинг. Что значит демпинговать
Конкуренция, монополия и олигополия. Правильные ответы на вопросы ЕГЭ
Задание 1
Выберите верные суждения о характере рыночных отношений и видах рынков и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Конкуренция производителей способствует улучшению качества товаров.
2) Монополизация рынка ведет к снижению цен на товары и услуги.
3) Рынок свободной конкуренции отличает легкий вход на него для предприятий и сложный выход.
4) Рыночной конкуренции свойственна только конкуренция потребителей.
5) В условиях олигополии возможен контроль за ценой при тайном сговоре.
Правильный ответ: 15
Задание 2
Установите соответствие между типами рынков и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | ТИПЫ РЫНКОВ |
A) контроль за ценой отсутствует Б) представлено множество фирм B) производится уникальный продукт, не имеющий хороших заменителей Г) существуют препятствия для вступления в рынок Д) количество выпускаемой на рынок продукции контролируется | 1) монопольный 2) конкурентный |
Правильный ответ: 22111
Задание 3
Рынок спортивной одежды области Z поделен между четырьмя крупными компаниями-операторами, другие производители не представлены. Выберите в приведённом ниже списке характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) рынок услуг
2) совершенная конкуренция
3) региональный рынок
4) рынок товаров
5) олигополия
6) рыночный дефицит
Правильный ответ: 345
Речь идет об области — так что это региональный рынок. Продается спортивная одежда — это рынок товаров. На рынке действует четыре крупные компании — это олигополия.
Задание 4
Назовите любые три конкурентных преимущества фирмы и проиллюстрируйте каждое из них конкретным примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто).
Ответ. Могут быть приведены следующие примеры:
1) Высокое качество выпускаемой продукции. Фирма A приобретает патент на новый материал, благодаря которому ее рабочая одежда становится более долговечной. Это дает компании A преимущество на рынке — покупатели рабочей одежды предпочитают вещи, которые смогут использовать несколько лет подряд.
2) Привлекательность внешнего вида. Компания B нанимает всемирно известного дизайнера, чтобы тот разработал новую коллекцию кроссовок. Уникальный дизайн становится конкурентным преимуществом обуви — она входит в моду.
3) Низкие цены. Автомобильная компания C автоматизировала производство, за счет этого сократила издержки производства и стала продавать свои машины на 10% дешевле. Автомобили компании C начинают покупать активнее за счет дешевизны.
Задание 5
Существуют различные виды конкуренции. Назовите вид конкуренции, который существует только в теории, и приведите три примера рынков, близких этому виду конкуренции.
Ответ:
1. Только в теории существует совершенная (чистая) конкуренция.
2. Три примера рынков, близких к этому виду конкуренции:
— рынок сельскохозяйственных товаров
— рынок ценных бумаг
— рынок иностранной валюты
Конкуренция убивает продуктивность? — Лайфхакер
Как и любое оружие, конкуренция требует осторожности. Неправильное отношение к соревнованиям в компании может превратить эффективную командную работу в отравляющую атмосферу «каждый сам за себя». Принято считать, что конкуренция является отличной мотивацией для развития, особенно для новичков, стоящих на пороге своей карьеры. К сожалению, такие меры не всегда срабатывают, и причина этого — в неправильной организации конкуренции.
Отличным примером может стать интервью Джоди Киннер журналу Fast Company. Бывший сотрудник отдела продаж рассказала о враждебной и напряженной атмосфере, которая возникла в компании Groupon из-за конкуренции.
«Каждому сотруднику отдела давали квоты, которые надо было закрывать каждый день. Квоты давали даже новичкам, в первую же неделю работы, сразу после пары часов обучения. Сотрудников постоянно сравнивали друг с другом — компания составляла список, в котором отображались результаты каждого сотрудника за день.
Каждую неделю оглашался список лучших и худших работников. Те, кто стояли во главе списка, получали разные привилегии — их угощали пиццей, разрешали работать из дома. А сотрудники, оказавшиеся внизу списка, получали долгие разговоры с супервизором, в процессе которых им рассказывали, как повышать эффективность, спрашивали, почему они этого не делают, почему не сравнивают себя с другими и не стремятся быть лучше.
Из-за постоянной гонки за показателями и страха потери своего положения, в отделе продаж была ужасная атмосфера — никто не ходил на обед, сотрудники не разговаривали друг с другом, ведь нельзя было терять ни единой минуты. В итоге все чувствовали себя несчастными, и в конце концов Джоди Киннер не выдержала напряга и уволилась, но многие остались и продолжали портить себе жизнь».
Смена мотивации
Профессор психологии из Университета Фордхам, Пол Баард, не зря сказал:
Старая поговорка «конкуренция обнаруживает в людях всё самое лучшее» заслуживает пышных похорон.
Профессор советует сменить мотивацию, и вместо того чтобы сравнивать победителей и лузеров, осознать свою пользу от хорошей работы. Вместо внешних причин быть успешным и продуктивным: «Что я получу от этого задания?», найти внутренние: «Как мне получить удовольствие от того, что я делаю?».
Баард объясняет, что внешние причины более эффективны в краткосрочной перспективе, потому что человек ясно видит, что он получает за свои старания, однако внешняя мотивация чревата быстрым эмоциональным выгоранием. Кроме того, внешняя конкуренция порождает внутреннюю, а это часто выливается в неадекватное поведение на работе — сотрудники начинают обманывать и вредить друг другу.
Дэвид Левис, президент OperationsInc, утверждает, что конкуренция не приносит компании ничего хорошего, когда менеджеры поощряют плохое поведение. Менеджеры часто портят хорошую организацию тем, что создают агрессивных конкурентов-лидеров, которые демотивируют всех остальные сотрудников, а ведь именно они, эти «мелкие винтики» любой компании в конечном итоге влияют на её результаты.
Угроза или шанс?
С другой стороны, Баард утверждает, что сотрудники могут воспринимать конкуренцию и достижение цели в положительном ключе, кайфовать от творческого подхода, сотрудничества и стойкости. Как же развить хороший вид конкуренции, а не разрушительное противостояние?
Во-первых, важно понять, как конкуренция воспринимается мозгом. Если конкуренция подобна опыту Джоди в Groupon, и завязана на общественном порицании и позоре, это воспринимается мозгом, как угроза и погружает его в непродуктивное суетливое состояние страха.
Когда же культура компании внедряет конкуренцию в положительном ключе, в плане награждения и поощрения успешных сотрудников, это воспринимается мозгом, как шанс. От вас не ждут победы или совершенства, но у вас появляется шанс улучшить свои результаты. У вас есть свобода выбора — вы можете рискнуть стать лучше, и вы делаете это.
Хорошие отношения с конкурентами
Во многих компаниях сотрудники работают дистанционно, что порождает негативную конкуренцию. Нет мотивации обгонять кого-то, если ты ни разу в жизни его не видел и ничего о нем не знаешь.
Похожая проблема была у компании Phoenix Marketing International, персонал которой разбросан по разным частям Великобритании. Чтобы справиться с этим, в 2011 году в этой компании была запущена социальная сеть под названием PMInsider, в которой, сразу после открытия, начался бешеный обмен информацией между удаленными командами.
После этого в компании значительно повысилась эффективность, а сейчас в ней 95% удержания персонала. Эл ДеКотис, директор компании, объясняет это тем, что они подбирают сотрудников под корпоративную культуру, которая поощряет креативность, трудолюбие и особое отношение к клиентам.
Как найти свой путь к здоровой конкуренции?
Давид Хэссел, генеральный директор 15Five, рассказал о том, как, по его мнению, можно создать здоровую конкуренцию. Он считает, что конкуренцию нельзя назвать только хорошей или только плохой. Она как стресс — может быть и положительной и отрицательной.
«В компании надо создать такую атмосферу, чтобы присутствовал элемент соревнования между сотрудниками, но, в то же время, они преследовали общую для компании цель. Это создает ощущение общности», — утверждает Хэссел.
Неважно, касаются ли цели продаж, за которые преуспевшая команда награждается бонусами, или проводится соревнование, призванное укрепить отношения между командами, результат, в любом случае, направлен на благо компании.
На самом деле, важно знать, что никто не проигрывает, потому что все усилия направлены на благо компании.
Хэссел считает, что это входит в задачи менеджеров — направить конкуренцию в правильное русло. Если цели компании совпадают с направлением конкуренции, это привлекает людей.
Что касается персонала, который работает в одиночку, например, дизайнеров и разработчиков, задача менеджера — стать «тренером», и вместо того, чтобы заставлять сотрудников чувствовать себя неудачниками, вдохновлять их.
Какие чувства должна рождать конкуренция?
Профессор Баард утверждает, что человек сильно нуждается во внутренней мотивации. Он должен чувствовать себя компетентным и успешным, чтобы продолжать свою деятельность.
Поэтому лучший выбор — это сплотиться против общего «врага», например, другой компании или сложной цели с дедлайном. Это помогает сотрудникам развиваться, но всем вместе, без стресса и болезненной атмосферы в компании. Наоборот, такая конкуренция воспитывает командный дух и помогает победить вместе.
А победа команды — это лучшая победа для компании.
I. Конкуренция, её сущность и значение. Виды конкуренции
Понятие конкуренции и её роль в экономике
Наиболее мощным фактором, диктующим общие условия функционирования того или иного рынка, является степень развития на нем конкурентных отношений. Этимологически словоконкуренциявосходит к латинскому concurrentia,означающему столкновение, состязание.
Рыночной конкуренциейназывается борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся между фирмами на доступных им частях (сегментах)рынка. Конкуренция —это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция-состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм регулирования пропорций общественного производства. Она порождается объективными условиями: хозяйственной обособленностью каждого производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством с другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос.
Конкуренция выполняет в рыночной экономике важнейшую функцию — она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Другими словами, вне конкурентной среды индивидуум удовлетворяет свои интересы, не считаясь с чужими. В условиях же конкуренции единственным способом реализации собственного интереса становится учет интересов других лиц. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросычто? как? для кого производить?
Развитие конкурентных отношений тесно связано с расщеплением экономической власти.Когда оно отсутствует, потребитель лишен выбора и вынужден либо полностью согласиться на диктуемые производителем условия, либо совсем остаться без необходимого ему блага. Напротив, когда экономическая власть расщеплена и потребитель имеет дело с множеством поставщиков аналогичных товаров, он может выбрать тот из них, который в наибольшей степени соответствует его нуждам и финансовым возможностям.
Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. В то же время конкуренция обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий. Без административного вмешательства государственных структур конкуренция может превратиться в разрушительную силу для экономики. Для обуздания ее и удержания на уровне нормального стимулятора экономики государство в своих законах определяет «правила игры» соперников. В этих законах фиксируются права и обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников конкуренции.
Конкуренция представляет собой соперничество субъектов хозяйственной деятельности для достижения наиболее высоких результатов в своих интересах. Поэтому конкуренция существует везде, где между субъектами возникает соперничество по обеспечению своих интересов. Как экономический закон конкуренция выражает причинно-следственную связь между интересами субъектов хозяйствования к соперничеству и результатами в развитии экономики.
При наличии конкуренции на рынке производители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Т. о. производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель.
Исторически конкуренция возникла в условиях простого товарного производства. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары и обостряется конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая конкуренция. В современных условиях конкуренция также выступает как важное средство развития производства и существует в различных формах.
Виды конкуренции
По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую.
Ценоваяконкуренция предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Мелкие и средние фирмы, чтобы удержаться на рынке, часто соглашаются на небольшую прибыль. Крупные предприятия могут себе позволить на некоторое время вообще отказаться от получения прибыли, чтобы с помощью дешевой продукции разорить конкурентов и вытеснить их с рынка. Такой метод вытеснения конкурентов с рынка (метод конкурентной борьбы) известен также под названием «война цен». В свое время американская монополия «Кока-Кола» применила его при вторжении на рынки стран Латинской Америки, позднее таким же образом японские фирмы продвигали свои товары в США и Западную Европу. В последнее время снова возродился интерес к ценовой конкуренции в связи с внедрением технологий, позволяющих экономить ресурсы и, следовательно, снижать себестоимость.
Неценоваяконкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надежностью и сроками службы, на использовании методов рекламы и других способов стимулирования сбыта.
По отраслевой принадлежности различают внутри- и межотраслевую конкуренцию.
Внутриотраслевая конкуренция —конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли.
Межотраслевая конкуренция —это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли. Поскольку на норму прибыли влияют разные объективные факторы, ее величина в различных отраслях различна. Однако каждый предприниматель независимо от того, где применяется его капитал, стремится получить на него прибыль не меньшую, чем остальные предприниматели. Это приводит к переливу капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой.
Конкуренцию также подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую).
Для совершеннойконкуренции характерна свобода от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и др. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товаров.
Монополистическая конкуренция отличается главным образом тем, что монополии имеют возможности влиять на условия реализации товаров.
Подробнее эти два вида конкуренции будут рассмотрены в следующих главах.
4. Конкуренция — взаимоотношения отрицательного типа
Если в экологической системе два или более вида (популяции) со сходными экологическими требованиями обитают совместно, между ними возникают взаимоотношения отрицательного типа, которые называются конкуренцией.
Конкуренция (\(–\) \(–\)) — это любое взаимодействие между популяциями двух (или более) видов, которое неблагоприятно сказывается на их росте и выживании.
В общем смысле слово «конкуренция» означает сталкивание, соперничество, соревнование. Конкуренция чрезвычайно широко распространена в природе.
Конкурентное взаимодействие может касаться пространства, пищи, света, зависимости от хищников и других врагов, подверженности болезням и действию различных экологических факторов.
Необходимо иметь в виду, что конкуренцией нельзя считать просто использование организмами одного и того же природного ресурса. Об отрицательном взаимодействии можно говорить только в том случае, когда этого ресурса не хватает и когда его совместное потребление неблагоприятно отражается на популяции.
Виды конкуренции
Конкуренцию подразделяют на внутривидовую и межвидовую. Как внутривидовая, так и межвидовая конкуренции могут иметь большое значение в формировании разнообразия видов и численности организмов.Внутривидовая конкуренция — это борьба за одни и те же ресурсы, происходящая между особями одного и того же вида.
Это важный фактор саморегулирования популяций.
Пример:
самоизреживание у растений. Начинается этот процесс с захвата территории: где-нибудь на открытом месте, недалеко от большой ели, дающей множество семян, появляется несколько десятков всходов — маленьких ёлочек. Первая задача выполнена: популяция выросла и захватила территорию, необходимую ей для выживания. Таким образом, территориальность у растений выражается иначе, нежели у животных: участок занимает не особь, а вид (точнее, часть популяции). Молодые деревца растут, и с течением времени между деревцами появляется неизбежная разница в росте: одни, послабее, отстают, другие обгоняют. Поскольку ель очень светолюбивая порода (её крона поглощает почти весь падающий на неё свет), то более слабые ёлочки начинают всё больше испытывать затенение со стороны более высоких и постепенно засыхают, отмирают. В конце концов, через много лет на поляне от сотни ёлочек остаются два-три дерева (а то и одно) — наиболее сильные особи из всего поколения.
У некоторых организмов под влиянием внутривидовой конкуренции за пространство сформировался интересный тип поведения. Его называют территориальностью. Территориальность свойственна многим видам птиц, некоторым рыбам, другим животным.
Пример:
у птиц территориальный тип поведения проявляется следующим образом. В начале сезона размножения самец выбирает участок обитания (территорию) и защищает его от вторжения самцов того же вида (пение птиц весной — сигнал о праве собственности на занятый участок). Самец, строго охраняющий свой участок, имеет больше шансов успешно спариться и построить гнездо, тогда как самец, не способный обеспечить себе территорию, размножаться не будет. Иногда в охране территории принимает участие и самка. На охраняемой территории сложное дело заботы о гнезде и молоди не будет нарушено присутствием других родительских пар.
Таким образом, территориальное поведение можно считать экологическим регулятором, поскольку оно одинаково позволяет избегать как перенаселения, так и недонаселённости.
Межвидовая конкуренция — взаимно отрицательные отношения совместно проживающих близкородственных или сходных экологических видов.
Конкуренция между видами чрезвычайно широко распространена в природе. Формы проявления межвидовой конкуренции могут быть весьма различными: от жестокой борьбы до почти мирного сосуществования.
Принцип Гаузе — из двух совместно обитающих видов с одинаковыми экологическими потребностями один обязательно вытесняет другой.
Эта закономерность установлена опытным путём и описана русским биологом Г. Ф. Гаузе. Он провёл следующие опыты. Культуры двух видов инфузорий-туфелек помещали по отдельности и совместно в сосуды с сенным настоем.
Каждый вид, помещённый отдельно, успешно размножался, достигая оптимальной численности.
При помещении же обеих культур в один сосуд численность одного из видов (Paramecium caudatum) постепенно уменьшалась, и он исчезал из настоя, а численность другого вида (Paramecium aurelia) становилась такой же, какой она была при раздельном обитании этих инфузорий.
Выведенное из этих опытов правило, так называемый принцип Гаузе, иначе можно сформулировать так:
принцип Гаузе — два одинаковых в экологическом отношении вида сосуществовать не могут; конкуренция особенно сурова между организмами, обладающими сходными экологическими потребностями.
В результате конкуренции в сообществе совместно уживаются только те виды, которые сумели хотя бы немного разойтись в экологических требованиях.
Пример:
насекомоядные птицы, кормящиеся на деревьях, избегают конкуренции друг с другом благодаря разному характеру поиска добычи на разных частях дерева.
Таким образом, межвидовая конкуренция может иметь два итога:
- либо вытеснение одного из двух видов из сообщества,
- либо расхождение обоих видов по экологическим нишам.
Обрати внимание!
Значит, конкурентные отношения — один из важнейших факторов формирования видового состава и регуляции численности популяций в сообществе.
Межвидовая конкуренция может играть важную роль в формировании облика природного сообщества. Порождая и закрепляя разнообразие организмов, конкуренция способствует повышению устойчивости сообществ, более эффективному использованию имеющихся ресурсов.Источники:
Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. Общая биология (базовый уровень) 10–11 класс // ДРОФА.
http://yourlib.net/content/view/12006/141/
http://rudocs.exdat.com/docs/index-55355.html?page=3