Виды соревнований по спортивным играм
В зависимости от поставленных задач соревнования по спортивным играм подразделяются на следующие виды: первенства, соревнования на приз, кубок, матчевые встречи, показательные соревнования, сокращенные соревнования, классификационные, уравнительные, контрольные, отборочные, открытые.
Первенства. Первенства проводятся обычно только один раз в год. Они являются единственным видом соревнований, в котором завоевывается и присваивается звание чемпиона.
Постановлением Совета Министров СССР от 2 июля 1947 г. «О поощрении роста спортивно-технических достижений советских спортсменов» устанавливается определенный порядок награждения победителей первенства. Так, например, игроки команд-победительниц первенств СССР по футболу, баскетболу, волейболу, хоккею получают высшую награду — золотую медаль чемпиона СССР.
Соревнования на приз, кубок. Призы и кубки устанавливаются различными организациями, например комитетами физической культуры, министерствами, редакциями газет. Нередко соревнования на приз, кубок посвящаются выдающимся государственным, общественным деятелям, выдающимся спортсменам. Огромной популярностью, например, в нашей стране пользуются соревнования на розыгрыш Кубка СССР по футболу, баскетболу, волейболу и другим спортивным играм.
Матчевые встречи — специально организованные соревнования между отдельными коллективами физической культуры, командами и отдельными игроками. Многие из таких соревнований являются традиционными, например матч сборных команд городов по баскетболу, матч сборных команд Москвы и Ленинграда по теннису и др. Матчевые соревнования имеют большое значение в спортивной работе коллективов физической культуры. Они могут широко проводиться между командами школ, высших учебных заведений, колхозов, предприятий, воинскими частями и т. д.
Показательные соревнования — организуются главным образом с целью пропаганды и популяризации спортивных игр. Они проводятся, например, в подшефном предприятии, подшефном колхозе в дни массовых физкультурных праздников.
Сокращенные соревнования — проводятся, как правило, в один день, в одних играх — с сокращенным временем, например футбол, хоккей, баскетбол, в других — с уменьшением количества очков, необходимых для присуждения победы (например, волейбол, теннис).
Такие соревнования принято организовывать в праздничные дни, в дни открытия спортивных сезонов. Так, например, в г. Москве стали традиционными сокращенные соревнования баскетболистов и волейболистов, посвященные Дню Сталинской Конституции.
Классификационные соревнования — специально организуются для определения уровня спортивной подготовленности, на основании которого может быть установлен спортивный разряд.
Уравнительные соревнования — своей главной задачей ставят стимулировать рост спортсменов младших разрядов путем предоставления им возможности встречаться с заведомо более сильным противником, над которым может быть одержана победа, благодаря специально созданному условию. Это условие заключается в том, что слабейшая команда или участник получает еще до начала игры обусловленное количество очков. Это уравнивает возможности одержать победу каждым из противников и создает условия для напряженной спортивной борьбы, несмотря на разницу в силах.
При проведении уравнительных соревнований количество очков, получаемых слабейшим противником, может объявляться участникам до начала игры или после ее окончания. В последнем случае только организаторы соревнования знают это количество очков. Это создает условия, при которых каждая команда стремится набрать возможно большее количество очков. После окончания игры объявляется результат, причем у сильной команды будет то количество очков, которое она сумела набрать за время соревнования, а слабейшей команде присчитываются к очкам, которые она набрала в игре, еще и очки, данные вперед. Например, в баскетболе при соревновании трех различных по силе команд устанавливается, что сильнейшая команда «А» свои игры против слабейших команд «Б» и «В» будет начинать со счета 0. Команда Б, играя против команды А, получает заранее +10 очков, а команда В, играя против команды А, получает +20 очков. Команды Б и В, играя между собой, начинают со счета: Б — 0, В —+ 10 очков. Если команда А, играя с Б, выигрывает, например, со счетом 35 : 20, то она будет победительницей, так как у команды Б будет всего 20 + 10 = 30. Таким образом общий счет будет 35 : 30 в пользу команды А. Если же, например, команда А выиграет у команды В с тем же счетом 35 : 20, то она будет побежденной, так как у команды В окажется 20 + 20 очков и общий счет будет 35 : 40 в пользу команды В.
Отборочные соревнования — организуются для выявления наиболее подготовленных команд (отдельных спортсменов) к предстоящим соревнованиям.
Контрольно-проверочные соревнования — проводятся с целью определения подготовленности команд и отдельных игроков к предстоящим соревнованиям.
Открытые соревнования. К ним допускаются все желающие, независимо от их принадлежности к тому или иному спортивному обществу и независимо от их местожительства. Такие соревнования проводятся, например, в парках культуры и отдыха, на отдельных стадионах. Открытые соревнования имеют большое значение для привлечения к соревнованиям по спортивным играм широких масс трудящихся.
В закрытых соревнованиях принимают участие лишь игроки данного коллектива физической культуры.
По условиям зачета результатов различают соревнования: личные, командные и лично-командные.
Личные соревнования — проводятся только по теннису и городкам. В таких соревнованиях учитываются только личные результаты участников.
Командные соревнования — проводятся по всем спортивным играм; в них учитываются результаты команды в целом.
Большинство спортивных игр является играми командными, поэтому соревнования по ним только командными и могут быть. Командные соревнования проводятся также по теннису и городкам.
В нашей стране широко распространены соревнования коллективов. Это командные соревнования, в которых от одного коллектива участвует несколько команд, причем места коллективов определяются по общей сумме очков, набранных всеми его командами. Такие соревнования присущи советской системе физического воспитания. В них от одного коллектива физической культуры обычно участвуют команды мальчиков и девочек, юношей и девушек, мужские и женские команды и, наконец, команды мужчин старшего возраста. Таким, например, соревнованием является командное первенство г. Москвы по баскетболу и волейболу.
Лично-командные соревнования — проводятся по теннису и городкам; в них учитываются как индивидуальные результаты каждого участника, так и одновременно результаты команды в целом.
По составу участников соревнования разделяются на:
1. Детские — для мальчиков и девочек 13—14 лет.
2. Юношеские — для юношей и девушек 15—16 и 17—18 лет.
3. Соревнования взрослых (в том числе и соревнования мужчин старшего возраста).
Статья по физкультуре: Особенности формирования личных качеств в игровых командных видах спорта на примере баскетбола.
Особенности формирования личных качеств в игровых командных видах спорта на примере баскетбола.
Психологическая подготовка детей к командным видам спорта.
Психологическая подготовка – это педагогический процесс, направленный на воспитание спортсмена как личности, его морально-волевых качеств. Развитие физических качеств и воспитание волевых черт характера взаимосвязаны. Воля, как и мышцы, развивается только в процессе проявления двигательной деятельности в результате преодоления объективных и субъективных трудностей. Эти трудности состоят в необходимости овладевать сложной техникой игровых приемов, преодолевать усталость, сохранять самообладание, регулировать эмоциональное состояние, сохранять высокую работоспособность в трудных условиях спортивного противоборства. Следовательно, средством формирования волевых черт характера является физическая нагрузка. Специфичность волевых качеств в том, что они проявляются в виде деятельности, в которой происходило их развитие. Отсюда необходимо создавать условия, в которых развиваются и закрепляются сильные стороны характера, где необходимо проявление стойкости, уверенности, решительности, смелости, выдержки.
Дети под воздействием эмоционального возбуждения часто плохо контролируют себя, иногда принимают опрометчивые решения, это происходит от недостаточной технической и игровой подготовки. Самоконтроль и быстрота мышления приходят с опытом, в процессе выполнения повышенных нагрузок.
Процесс психологической подготовки делится на общую подготовку (воспитание мотивов, побуждающих к систематическим занятиям, совершенствование двигательных навыков, преодоление трудностей) и подготовку к соревнованиям, когда проводится работа по созданию наивысшей психологической готовности к противоборству в соревнованиях по баскетболу.
При работе с детьми очень важно приобщение их к систематическим тренировочным занятиям на основе сознательного отношения к преодолению трудностей.
Ежедневная разъяснительная работа, основанная на конкретных примерах, может принести хорошие результаты. Для ребенка хорошим средством развития воли служат упражнения по преодолению трудностей, борьба с утомлением, а также учебные игры и соревнования, где проявляется необходимость проявления твердости характера, решительности, упорства и настойчивости.
Детская смелость и решительность часто мотивируются эмоциональными моментами и проявляются в силу охватившего ребенка интенсивного чувства. Иногда те приемы игры, которые он боялся выполнять на тренировке, в соревнованиях, под воздействием игрового эмоционального состояния выполняет более успешно. Поэтому тренеру – преподавателю при подготовке юных спортсменов нужно проявлять чуткость и определенный такт при анализе игровых действий, оказывать доверие при участии в игре.
Какие можно дать рекомендации по воспитанию волевых качеств при работе с детьми:
— задачи по проявлению волевых усилий должны ставиться четко, конкретно, всегда должны соответствовать возрастным возможностям занимающихся;
— добиваться качественного и своевременного выполнения заданий;
— формировать активное отношение к выполнению физических нагрузок на занятиях, добиваться четкого выполнения установок на соревнованиях;
— побуждать занимающихся к работе над устранением своих недостатков в физической и технико – тактической подготовке, к соблюдению режима труда и отдыха;
— создавать у занимающихся уверенность в своих силах в осуществлении намеченных планов в подготовке, намеченных установок в игре.
В игровых видах спорта с учащимися очень важно проводить обсуждение проведенной игры (разбор). Его рекомендуется делать после отдыха или на другой день, после того, когда уменьшится эмоциональное возбуждение и ребята смогут критически оценить свои действия и воспринять анализ, сделанный тренером – преподавателем. В разборе необходимо добиваться участия всех спортсменов. В адрес отсутствующих лучше не высказывать критических замечаний. Все высказывания должны носить деловой, доброжелательный характер. Раздражение или необоснованные упреки тренера – преподавателя могут нанести травму начинающему спортсмену и не будет способствовать развитию его волевых качеств. Это важно и в командах высокого класса.
nsportal.ru
Бадминтон (doc, 3 530 Kb)
Баскетбол (doc, 5 070 Kb) Бейсбол (doc, 587 Kb) Бокс (docx, 4 731 Kb) Велосипедный спорт (docx, 5 580 Kb) Водное поло (doc, 5 890 Kb) Волейбол (docx, 232 Kb) Гандбол (doc, 12 300 Kb) Гольф (docx, 1 133 Kb) Гребля на байдарках и каноэ (doc, 2 201 Kb) Гребной слалом (docx, 154 Kb) Гребной спорт (docx, 1 680 Kb) Дзюдо (docx, 3 620 Kb) Каратэ (docx, 1 470 Kb) Конный спорт (doc, 28 000 Kb) Легкая атлетика (doc, 1 540 Kb) Настольный теннис (docx, 1 050 Kb) Парусный спорт (docx, 3 290 Kb) Плавание (doc, 750 Kb) Прыжки в воду (doc, 428 Kb) Прыжки на батуте (docx, 2 659 Kb) Пулевая стрельба (doc, 8 150 Kb)
| Регби (doc, 2 250 Kb)
Сёрфинг (docх, 94 Kb) Синхронное плавание (doc, 1 430 Kb) Скалолазание (doc, 608 Kb) Cкейтбординг (docx, 50 Kb) Современное пятиборье (doc, 16 401 Kb) Софтбол (doc, 347 Kb) Спортивная борьба (doc, 8 850 Kb) Спортивная гимнастика (docx, 5 560 Kb) Стендовая стрельба (docx, 3 002 Kb) Стрельба из лука (doc, 764 Kb) Теннис (docx, 2 302 Kb) Триатлон (docx, 678 Kb) Тхэквондо (docx, 4 310 Kb) Тяжелая атлетика (doc, 1 830 Kb) Фехтование (doc, 2 870 Kb) Футбол (docx, 19 041 Kb) Художественная гимнастика (docx, 2 730 Kb) |
www.minsport.gov.ru
Аспект личности в командных видах спорта
Библиографическое описание:
Рахматов А. И. Аспект личности в командных видах спорта // Педагогика высшей школы. 2018. №2. С. 29-31. URL https://moluch.ru/th/3/archive/86/3211/ (дата обращения: 08.01.2020).
Изучение спортивного мастерства в полной мере связано как со становлением и динамикой личности каждого члена команды, так и с обретением мастерства, опирающегося именно на личностные характеристики конкретных людей. Речь идет о развитии психики, основанном на взаимном опосредовании: с одной стороны свойств личности, приобретенных в процессе становления мастерства спортивной команды, а с другой — влияния достигнутого уровня мастерства на личность. При этом логическими слагаемыми личности в спорте, определяющими ее отношение к мастерству в виде спорта, служат опосредуемые социумом внутренние психические диспозиции человека, а также проявляющиеся внешне типичные и индивидуальные поведенческие реакции.
В исследовании мастерства спортивных команд в полной мере проявляется диалектика общего, отдельного и единичного. Прежде всего, мастерство — общий продукт, продукт совместной деятельности, включающий культурно-исторические и социальные предпосылки и условия. Далее, — оно достояние отдельного (далеко не всякого) члена команды или всей команды в зависимости от её численности, пола, возраста и прочих общих, типичных для всех его членов предпосылок спортивной подготовки. Наконец, мастерство — продукт реализации индивидуальности, где присутствует как обретение спортсменом персональной значимости именно вследствие его уникальности, неповторимости, так и обретение командой специфичного стиля, базирующегося на индивидуальности каждого из спортсменов.
В теоретическом рассмотрении этих диалектически значимых позиций по отношению к мастерству в спорте необходимо сохранить приверженность психологической теории деятельности. Она представляется менее противоречивой относительно базовых понятий психологии, таких как деятельность, сознание, личность. Во всяком случае, А. Н. Леонтьевым в его работе «Деятельность. Сознание. Личность» представлена отчетливая логика соотнесения и взаимного опосредования этих форм психического отражения.
Структурными единицами личности в психологической теории деятельности служат широта связей с миром, иерархия мотивов и их соотношение. Прежде всего, речь идет о роли связей личности с миром, т. е. с тем базисом личности, который призван обеспечивать обретение мастерства как системного качества.
Связь с миром — это связь с людьми, готовыми, способными и призванными помочь спортивной команде и отдельным его членам в обеспечении социальной поддержки личности в спорте, доступа к соответствующей информации, участия в соревнованиях, преемственности традиций и т. п. Сложно охватить весь круг связей спортсмена с миром, потенциально возможных при становлении и совершенствовании мастерства команды. Здесь и противостояние различных спортивных школ, и отношения в семьях, где воспитывались спортсмены, и организация соревнований, и влияние соперников, и личность тренера, и личные контакты с выдающимися спортсменами и т. п. Разумеется, далеко не все эти возможности бывают реализованы. Особое место в этом списке должны занять контакты с членами команды, каждый из которых имеет собственные каналы связей с миром, тем самым расширяет (хотя бы потенциально) сферу контактов остальных членов коллектива (команде, экипаж и т. д.). Именно в таком сложном переплетении судеб самых разных личностей и создается командное мастерство. С теоретических позиций здесь важен поиск разумной меры общения, избирательное отношение к контактам, дабы не превратить расширение связей с миром в бесцельное коллекционирование всех и вся. Представляется, что наиболее ценными в обретении мастерства на основе связей с миром могут стать контакты с тренерами и высококвалифицированными спортивными командами и спортсменами, мемуары звезд мирового спорта и их тренеров, опыт занятий другими видами спорта. В конечном счете, становление системы связей человека с миром остается одной из главных стратегий развития личности на основе присваивания (одобрения, причастности, принадлежности к группе, референтно, коллективистического самоопределения).
Можно предположить, что значимость этих контактов для обретения мастерства может быть существенно повышена при доброжелательном общении команды друг с другом. В ходе такого общения происходит сопоставление личностных смыслов совместной деятельности, коррекция личных мотивов.
Спортивная деятельность предоставляет занимающимся широкое поле выбора мотивов, которые далеко не равнозначны для личности. Часть спортсменов готова переносить большие нагрузки, жертвовать массу времени для победы в циклических видах спорта. Других привлекают игровые виды. Третьи тяготеют к состязаниям в сложности координации. Четвертые хотят состязаться, проявляя широкий спектр способностей (комбинации и многоборья). В мотивационной ориентации спортсмена среди многочисленных видов спорта ведущую роль играют подстрктурные элементы личности, ее особенности: темперамент, характер, способности. Эти особенности личности в значительной мере определяют контрольные вехи иерархизации мотивов, развития личности в ходе своеобразной примерки различных профессий, видов деятельности, спортивных амплуа. Развитая личность отличается многоступенчатым строением мотивов, высокой степенью определенности и аргументации в их соподчинении. Вместе с тем, эта структура не обязательно является раз и навсегда сложившейся, консервативной. Возможны целесообразные системные перестроения и дополнения, однако четкость иерархизации остается одной из главных стратегий развития личности на основе требований.
Личность, особенно в спорте высших достижений, отличается: волевыми качествами, состязательностью, нацеленностью на победу, на соперничество или сотрудничество, трудолюбием, переносимостью стрессов, собранностью, самоотдачей, требовательностью к себе, тревожностью. Строго говоря, эти качества в равной мере могут быть востребованы и развиты во многих других профессиях и видах деятельности.
С этих позиций логически оправдано построение тренировочного и соревновательного процессов в подготовке спортсменов по принципу отражения цели, где построение образа мастер, на в конкретном виде спорта предопределяется иерархизацией выполняемых нагрузок.
Вряд ли можно прийти к высоким показателям мастерства команд, воздействуя только варьированием и подбором тренировочных и соревновательных нагрузок, хотя это и немаловажно. Эго метод, адресованный всем вместе и никому в отдельности, — метод до поры до времени обезличенный. Достоянием личности он станет только после становления субъективного, личностного отношения, нахождения в совокупности нагрузок личностного смысла, устремленного к мастерству.
С позиций личностного подхода обретение спортивного мастерства должно получить достойное место в иерархии мотивов спортсмена, не только связанных со спортом, но и среди всех его мотивов. На наш взгляд именно в этом заключается основная ошибка и, одновременно, существенный резерв повышении мастерства в современном спорте. Как личность, член спортивной команды призван быть мастером почти во всем и почти всегда. Быть мастером по изначальному замыслу. Быть мастером своего дела. Владеть особым языком общения. Уметь вовремя и к месту заявить и о собственных притязаниях на успех общего дела.
Соотношение стратегий обеспечения широты связей с миром и иерархизации мотивов — третий структурный компонент личности. Речь идет либо о выраженности одной из этих стратегий, либо о некотором паритете обеих. Становление личности начинается раньше, чем человек приступает к регулярным занятиям спортом (примерно в 10–12 лет). Можно считать, что соотношение широты связей с миром и иерархии мотивов к моменту освоения вида спорта частично сформировано и процесс подготовки должен быть адаптирован к структурным особенностям личности либо за счет отбора и подбора спортсменов для данного вида спорта, либо за счет индивидуализации подготовки.
Рассматривая личностные аспекты мастерства команд в доступной нам научной литературе, мы чаще всего встречаемся лишь с возможностью некоторой проекции психологических знаний о личности на предмет нашего исследования — мастерства команд. Выше мы не раз говорили о личностном смысле, о букете личностных смыслов спортивного мастерства, об обеспечении динамики развития личности как движении в системе деятельностей, о ситуативной и устойчивой (личностной) тревожности, о связях мастерства и надежности соревновательной деятельности. Можно с уверенностью говорить о значимости уровня притязаний личности на успех в совместной деятельности, об экологии личности (психологическом значении микроклимата в команде), об эпизодических или устойчивых состояниях личности (фрустрация, гармония, трагизм, целостность, противоречивость).
Не будет большим авансом рассмотрение мастерства как одного из профилей культуры личности в спорте. Наконец, становление мастерства в спорте на личностной основе — это залог высокой стабильности спортивных достижений. Личностные качества более устойчивы в своем проявлении благодаря отражению в них культурно-исторических предпосылок развития психики человека. Выход мастерства на личностный уровень — признак подлинного системного построения мастерства (на социокультурном основании).
Литература:
- Гамидова С. К. Содержание и направленность физкультурно-оздоровительных занятий / Гамидова Светлана Константиновна; [Смол. гос. акад. физ. культуры, спорта и туризма]. — Смоленск, 2012.
- Герасимова Т. В. Формирование навыков здорового способа жизни методами оздоровительной физической культуры // Педагогика, психология и медико-биол. проблемы физич. воспитания и спорта. — 2009. — № 10.
- Евдокимов В. И. Оздоровительная физическая культура — средство оптимизации профессионального здоровья и качества жизни / В. И. Евдокимов, О. А. Чурганов // Актуальные проблемы физической подготовки. — 2007. — № 2.
- Иванов И. В. Оздоровительная профессионально-прикладная физическая культура: учеб. пособие / И. В. Иванов, А. И. Чистотин; Федер. агентство по образованию Рос. Федерации, Новосиб. гос. архит.- строит. ун-т (Сибстрин) — Новосибирск: Новосиб. гос. архитектурно-строит. ун-т, 2006.
- Кирпиченков А. А. Оздоровительно-развивающие занятия на основе комплексного применения физических упражнений. — Смоленск, 2012.
Основные термины (генерируются автоматически): вид спорта, обретение мастерства, мир, личность, член команды, спортивное мастерство, спортивная команда, совместная деятельность, взаимное опосредование, личностный смысл.
Похожие статьи
Индивидуальность мастерства в командных видах спорта
обретение мастерства, вид спорта, спортивное мастерство, совместная деятельность, член команды, мир, личность, полная мера, личностный смысл, взаимное опосредование.
Тренер как основное звено в деятельности спортивной школы
Тренер является основным звеном в деятельности спортивной школы.
На современном этапе, обретение тренером собственного стиля общения со спортсменами, остается
Деркач А. А., Исаев А. А. Педагогическое мастерство тренера. — М.: Физкультура и спорт, 1991.
Роль тренера в обеспечении психической готовности игроков…
В волейболе, командном виде спорта, одной из центральных фигур является тренер, от личности которого, его моральных и спортивных принципов, философских взглядов, профессионального педагогического мастерства…
Изучение мотивов занятий спортом воспитанников спортивных…
мотив, занятие спортом, мотивация, спортивная деятельность, спортивное мастерство, деятельность, потребность, реальная действительность, спортивная активность, психофизиологический процесс.
Влияние спортивных игр на формирование личностных…
Поэтому спортивная деятельность предъявляет высокие требования к их развитости, для
игра, личностная особенность студентов, игровой вид спорта, качество, группа, стен, внутренняя недисциплинированность, сильная воля, высокий самоконтроль, совместная работа.
Роль детского спорта в процессе социализации личности
Спорт как вид деятельности, включает ребенка в социальные группы и общественные организации как полноправного члена общества и может включать его в определенные социальные отношения. Спортивная деятельность как один из социализирующих факторов…
Cвязь сплоченности футбольной команды с ее эффективностью
Члены команд тренировались и выступали вместе на протяжении последних 3–7 лет. Уровень мастерства испытуемых варьировался от отсутствия спортивного
Ключевые слова: малая группа, коллектив, личность, совместная деятельность, социально-психологическая оценка.
Психологическая саморегуляция в спорте (на примере баскетбола)
[4]. В результате использования программы, помимо технического мастерства баскетболисты начинают показывать высокий уровень способностей и выносливости. Сопов В. Ф. пишет, что «спортивная команда…
Влияние спортивных игр на формирование личностных…
спорт, спортивные игры, личность, личностные факторы.
игровой вид спорта, особенность, вид спорта, игра, физическая культура, спортивный отбор, соревновательная деятельность
«Сильнейшие команды огромное внимание уделяют повышению качества…
moluch.ru