Как сплавляться по горной реке? — ЗнайКак.ру
Прежде всего — о плавсредствах.
На самом деле, их великое множество. Начнем с самых тяжелых.
Дровяной плот, «дрова». Его изготавливают на месте из сухостоя – сухих стоящих деревьев. Валежник не годится – эти бревна уже начали гнить – и зеленые тоже не подойдут – плот будет очень тяжелым и не поплывет. Сухостой пилят на бревна примерно 6-7 метров в длину и связывают веревками. Диаметр бревен 25-30 см, на плот их потребуется 8-10 штук. Экипаж плота – 4-6 человек, но иногда и больше. Управляется плот двумя длинными веслами (гребями) на носу и на корме. Для них возводятся специальные уключины – подгребицы. Управлять плотом в бурном потоке непросто, нужна очень слаженная работа экипажа. Если судно застряло в пороге на камнях, стащить его будет нелегко. Снять тяжелый плот можно рычагом (вагой), но как зайти в воду с вагой, если течение сшибает с ног?!
Постройка плота отнимает много времени и требует наличие сухостоя недалеко от воды. А как быть, если около реки сухостоя нет, а растет только хилый подлесок? Можно соорудить плот на надувных элементах, поплавках, только их, естественно, придется принести с собой. В качестве надувных элементов чаще всего используют камеры от автошин. Из тонких жердочек (уже не нужен сухостой) связывают настил, а к настилу крепят поплавки. Можно использовать и матерчатые мешки, наполненные надувными детскими игрушками. Был даже случай, когда в качестве надувных элементов использовались воздушные шарики. Плот на надувных элементах управляется так же, как и «дрова».
Если в верховьях реки вообще нет леса, то и плавсредство нужно приносить с собой. В свое время туристы-водники часто использовали в качестве средства сплава спасательные плоты, которыми оборудованы самолеты – ПСНы (плот надувной спасательный). Экипаж такого судна 4-6 человек, управляется ПСН однолопастными веслами с перемычкой – как у каноэ. В США (да теперь и у нас тоже) изготавливают посудины такого типа, рассчитанные на 8-12 гребцов. Там они известны под названием «рафт», а сплав на таких судах называют «рафтинг». Сплав на рафте более динамичен, чем на плоту – у него больше положительная скорость и лучше маневренность, особенно если экипажем командует опытный лоцман.
В нашей же необъятной любителям сплава по горным рекам более пришелся по вкусу катамаран. Корпуса спортивного катамарана представляют собой надувные баллоны гидродинамичной формы, на них располагается экипаж. Баллоны связаны жесткой рамой, а на раме размещают груз – походное снаряжение. Экипаж катамарана 2 или 4 человека, способ гребли как на каноэ. Катамаран превосходит рафт по скорости и маневренности, но требует от экипажа согласованных действий и определенных навыков.
Но самое полюбившееся нашим отечественным водникам плавсредство – двухместная байдарка. Управляется байдарка двухлопастными веслами. Многие конструкции этих лодок оборудованы рулем, но для сплава по горной реке руль не нужен. Это очень быстрое и маневренное судно, но плавание на ней требует серьезной подготовки. Байдарка легко переворачивается, экипаж должен не только уметь грести, но и чувствовать воздействие на лодку воды, уметь вовремя откренить судно, уйти от подводных или надводных камней. Все это постигается путем длительных тренировок и наращиванием опыта по принципу «от простого — к сложному». Даже если вы чувствуете себя в байдарке уверенно на спокойной воде, в пороге вас может поджидать немало сюрпризов.
Одноместная байдарка, или каяк, приносит туристу наиболее острые ощущения. Это, пожалуй, самое скоростное и маневренное судно для экстремального водного туризма. Каяки бывают сборно-разборные, как туристическая байдарка, но истинное удовольствие от сплава может доставить только неразборный пластиковый каяк. Лодки этого типа, в зависимости от назначения, имеют разные формы, габариты и изготовлены из разных материалов. Для спортивных соревнований по гребному слалому каяки имеют стандартную четырехметровую длину, ширину в самой широкой части 60 см, облегченную конструкцию и изготавливаются из тонкого стеклопластика. Для скоростного сплава каяки делают из прочного жесткого полиэтилена, корпус немного короче, но высота его больше, чем у каяка для трассы с воротами. И водоизмещение делается немного больше. Существуют акробатические каяки для водного родео (фристайла), они еще короче и еще прочнее, есть лодки, на которых спортсмены прыгают с водопадов и даже с мостов. А еще есть каяки для кануполо – это такая игра с мячом наподобие водного поло, но в каяках. Сплав по горной реке в такой маленькой и верткой лодке требует серьезной подготовки и высочайшего мастерства, которое достигается длительными тренировками.
Каяк изобрели эскимосы. Они же придумали и эскимосский переворот (эскимороль) – гребец может вернуть в исходное положение перевернутую лодку, не покидая ее. Дело в том, что эскимосы не умели плавать (а как можно научиться плавать в ледяной воде!). Если эскимос выпал из каяка, но сумел выбраться на берег, племя все равно считало его мертвым, он становился изгоем. Так что, жизнь, как говорится, заставила. Владение техникой эскимороля очень полезно для каякера.
Для сплава по бурной воде североамериканские индейцы использовали каноэ. Современные каноэ для гребного слалома и для спортивного сплава по обводам очень похожи на каяки, но они немного шире, а для гребца там имеется специальная лавочка, на которую он опирается, стоя на коленях. Спортсмен работает однолопастным веслом все время с одной стороны (с какой ему удобнее), разгоняя гребком ход лодки и отруливая ее коротким движением от кормы в конце гребка. Лишь изредка, в самых крайних случаях гребец перебрасывает весло на противоположную сторону, не меняя при этом положения рук. Посадка каноиста высокая, в связи с этим каноэ – еще менее устойчивое судно. Освоить эту лодку сложнее, чем каяк, но зато и удовольствие от сплава каноэ приносит больше. Хотя все, как говорится, на любителя.
Путешествия на плотах, рафтах, катамаранах и двухместных байдарках вполне автономны, то есть группа может погрузить в эти плавсредства все необходимое снаряжение. В каяках и каноэ места мало, поэтому в туристской группе должно быть либо большое судно сопровождения – рафт, катамаран – которое будет «грузовиком», а заодно и обеспечит страховку, либо необходимо иметь береговую пешую группу поддержки. Если вдоль реки проходит дорога (в России такое бывает крайне редко, причина всем хорошо известна), то возможна транспортировка бивачного снаряжения на автомобиле.
Туристы-водники берут с собой в поход все прибамбасы для пешего туризма – палатки, спальные мешки, посуду, запас продовольствия, одежду, — но помимо этого есть специфичное снаряжение, необходимое конкретно для сплава. Не считая плавсредства, это в первую очередь индивидуальные средства безопасности. Спасательный жилет должен быть надежен и удобен, чтобы не мешать движениям при управлении судном. Объем его равен примерно 14-16% веса спортсмена. То есть при весе 70 кг, объем должен составлять порядка 10 л. Необходимо помнить, что в бурном потоке вода – не совсем вода, она сильно перемешана с пузырьками воздуха, поэтому имеет меньшую плотность. Второе средство защиты – каска. Есть специальные шлемы для рафтинга, но подойдут и хоккейный, и велосипедный. Вода в горной реке, скажем так, не совсем теплая, поэтому сплавляться лучше всего в специальных костюмах из неопрена, которыми пользуются серфингисты и дайверы. Полезно, также, иметь защиту для локтей, коленей и голеней.
В качестве средств страховки наиболее часто используют альпинистскую основную веревку длиной 40-50 м. На одном конце укрепляется карабин, капроновый мешочек и кусок пробки или пенопласта для плавучести. Вся веревка аккуратно складывается в мешочек, а второй конец закрепляется на страхующем плавсредстве или на берегу во время страховки. Мешочек обычно окрашен в ярко-оранжевый цвет, поэтому данное приспособление называют «морковкой». Такая морковка должна быть на каждом судне, плюс одна береговая. Ее кидают терпящим бедствие — веревка разматывается, а карабин достигает цели (если кидающий достаточно меток).
Каждое судно должно быть оборудовано веревочными петлями, обвязками, короче приспособлениями, за которые можно зацепить карабин и отбуксировать лодку к берегу. В байдарках, каяках и каноэ все свободные места надо заполнить надувными игрушками, мячами для повышения плавучести.
Если группа находится в автономном плавании, то есть не имеет берегового сопровождения, необходимо позаботиться о сухости вещей и продуктов. В лодке или в рафте всегда сыро, даже если не было переворота, а на раме катамарана вообще груз постоянно поливается бушующей водой. Чтобы защитить от влаги вещи и продовольствие, их надо упаковать в специальные гермомешки. Они продаются в спортивных магазинах, а можно их склеить самим из прорезиненной ткани.
И, напоследок, совет: выбирать маршрут надо по силам. Посоветуйтесь с опытными друзьями, поищите отчеты о походах в Интернете или в туристском клубе. Набирайте опыт постепенно. Новичкам лучше отправиться на европейский север России – в Карелию, на Приполярный Урал. Более опытные туристы могут навострить весла на Алтай, в Саяны или Забайкалье. А там уж можно совершить и заграничное турне к высоким горам и стремительным рекам.
Гребля на байдарках и каноэ — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 ноября 2015; проверки требуют 26 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 ноября 2015; проверки требуют 26 правок.Гребля на байдарках и каноэ — вид безуключенной гребли на лодках байдарках или каноэ. Является олимпийским видом спорта с 1936 года (впервые же был представлен на Олимпийских играх 1924 года в качестве показательного вида). Кроме собственно гребли на байдарках и каноэ или спринта[en] (от англ. Canoe sprint) существует большое количество других дисциплин, использующих эти типы лодок. Из их числа в олимпийскую программу включён только гребной слалом.
Международные соревнования по гребле на байдарках и каноэ проводится под эгидой Международной Федерации Каноэ (ИКФ, англ. ICF). В России её представителем является Всероссийская федерация гребли на байдарках и каноэ (ВФГБК).
Греблей на байдарках и каноэ занимаются как мужчины, так и женщины. В последнее время в программу международных соревнований включатся смешанные виды (микс).
Существуют лодки для одного участника (одиночки), двух участников (двойки) и четырех участников (четверки).
Соревнования проводятся на различных дистанциях, как по прямой: 200 метров, 500 метров, 1000 метров — так и с поворотами по ходу дистанции: 5000 метров. До 2016 года в программу чемпионата мира входила эстафетная гонка в одиночках 4х200 метров.
Байдарка[править | править код]
Лодка, в которой спортсмен сидит лицом вперед и гребет двухлопастным веслом с обеих сторон. Спортсмен сидит на специальном сидении (сляйде), расположив ступни на упоре внутри лодки (подножке). В конструкции байдарки предусмотрен руль, расположенный под кормой лодки. Поворот руля спортсмен управляет ступнями при помощи специальной планки, расположенной в прорези подножки. В экипажных лодках (двойках, четверках) рулем управляет спортсмен, сидящий впереди (загребной).
Дисциплина байдарка традиционно обозначается как «К» (от англ. Kayak).
К участию в международных и всероссийских соревнования допускаются лодки, отвечающие следующим стандартам:
Класс лодки | Минимальный вес | Максимальная длина лодки |
---|---|---|
К1 (байдарка-одиночка) | 12 кг | 520 см |
К2 (байдарка-двойка) | 18 кг | 650 см |
К4 (байдарка-четверка) | 30 кг | 1100 см |
Каноэ[править | править код]
Лодка, в которой спортсмен стоит на одном колене лицом вперед и гребет однолопастным веслом с одной стороны. Колено опорной ноги спортсмена располагается на специальной опоре (подушке). Конструкция лодки не предусматривает наличие руля. Спортсмен направляет лодку при помощи специального движения (подруливания).
Дисциплина каноэ традиционно обозначается как «С» (от англ. Canoe).
К участию в международных и всероссийских соревнованиях допускаются лодки, отвечающие следующим стандартам:
Класс лодки | Минимальный вес | Максимальная длина лодки |
---|---|---|
C1 (каноэ-одиночка) | 14 кг | 520 см |
С2 (каноэ-двойка) | 20 кг | 650 см |
С4 (каноэ-четверка) | 30 кг | 900 см |
Олимпийские виды программы до 2017 года[править | править код]
Байдарка[править | править код]
- K-1 200 м (байдарка-одиночка), мужчины
- К-1 1000 м (байдарка-одиночка), мужчины
- К-2 1000 м (байдарка-двойка), мужчины
- К-4 500 м (байдарка-четверка), мужчины
- К-1 200 м (байдарка-одиночка), женщины
- К-1 500 м (байдарка-одиночка), женщины
- К-2 500 м (байдарка-двойка), женщины
- К-4 500 м (байдарка-четверка), женщины
Каноэ[править | править код]
- C-1 1000 м (каноэ-одиночка), мужчины
- C-1 200 м (каноэ-одиночка), женщины
- С-2 500 м (каноэ-двойка), женщины
- C-2 1000 м (каноэ-двойка), мужчины
В программу кубков Мира и Европы, чемпионатов Мира и Европы могут входить и другие виды программы. Проводится также ряд коммерческих и традиционных марафонских соревнований. Соревнования проходят по всему земному шару, но преимущественно в Европе: Испания, Германия, Венгрия, Хорватия, Польша.
Кроме собственно гребли на байдарках и каноэ Международная федерация развивает и другие дисциплины безуключенной гребли:
- Гребной слалом
- Гребной марафон
- Фристайл на бурной воде — неолимпийский вид спорта, в котором задачей спортсмена является выполнение акробатических элементов на плейспоте (бочка, вал) за отведенное время (45 сек).
- Кануполо — командная игра с мячом на лодках.
- Сплав по естественным водоёмам — включает в себя:
- Слалом — спуск по реке на время с прохождением ворот на время;
- Экстремальный сплав (англ. Wild water) — экстремальный спуск по горной реке без ворот, на время или на технику прохождения.
Какая лодка нужна для сплава по горным рекам? | Активный отдых
By Сергей
Качественное и подходящее плавсредство – основа успешного и безопасного рафтинга. Именно на правильно подобранной лодке можно сплавляться по горным рекам, преодолевая пороги средней сложности и попутно любуясь красотами украинской природы. Поэтому ниже мы хотим рассмотреть различные категории плавсредств, предназначенных для непрофессионального рафтинга. В Украине наиболее распространенный рафтинг на Черном Черемоше и Южном Буге.
Итак, поставим задачу – определить, какая нужна лодка для сплава по горным рекам Украины. А теперь постараемся рассмотреть каждую ценовую категорию и найти там вариант не на один сезон, достаточно надежный для безопасного покорения порогов до III уровня сложности.
Дешевые лодки для сплава
Обратите внимание, не бюджетные, а именно дешевые – те, что рекламируются в «магазинах на диване» в категории «три по цене двух» или выставлены на продажу в супер-маркетах. Они ярко выглядят, но отдавать им предпочтение очень рискованно – далеко не факт, что они выдержат сплав по порожистой горной речке.
Практика показывает, что у дешевых плавсредств недостаточно качественно выполнены швы для стравливания воздуха и ненадежные клапаны. Даже материал, из которого сделан их корпус, слабый и может проколоться при контакте с острой кромкой камня или веткой топляка. Дешевую лодку можно так повредить буквально за один сплав, что потом отремонтировать ее будет вообще невозможно. Да и чинить ее между прохождениями порогов – это колоссальная потеря времени и удовольствия от рафтинга, не говоря уже о малоприятной перспективе схода с трассы.
Резиновые лодки для сплава
Главным образом это классические плавсредства для рыбалки. Если их правильно хранить и пользоваться ими от случая к случаю, они отлично показывают себя на спокойных озерах. Но вот подойдут ли они для горной реки, можно ли сплавляться на резиновых рыбацких лодках?
Плавсредства из этой категории отличаются сравнительно большим весом и меньшей, чем у ПВХ-моделей, прочностью. А надежность их очень важна, учитывая порожистое дно горных рек и вообще большое количество препятствий. О коряги и камни такую лодку тоже можно проколоть, и не забывайте, что на солнце резина нагревается, поэтому придется постоянно стравливать клапаны и выпускать воздух. В противном случае бок плавсредства может просто взорваться.
Резиновая лодка для сплава по горным рекам хороша тем, что стоит она дешевле модели из ПВХ, но не забывайте, что на первом месте должна быть надежность. Поэтому, опираясь на практический опыт, советуем остановиться на варианте из поливинилхлорида – на такое надежное плавсредство стоит потратиться.
Лодки из ПВХ для сплава
Сегодня именно поливинилхлорид является наиболее совершенным технологически и поэтому лучше всего подходящим материалом для надувных лодок. Из него выполняются компактные и легкие плавсредства, которые без труда перевозятся в машине или даже общественным транспортом и быстро надуваются для спуска на воду.
Достаточно надежных вариантов и даже целых фирменных линеек из ПВХ сегодня очень много. В качестве примера можно привести надувные лодки Jet! Norfolk и HDX, особенно пятерку их моделей:
- Jet! Norfolk 210 AM, весом в 17 кг
- Jet! Murray 200 SL, весом в 20 кг
- HDX Sirena 235, весом в 29 кг
- HDX Sirena 240, весом в 29 кг
- Jet! Murray 235 SL, весом в 29 кг
У любой из этих лодок можно снять жесткий пол, что не только уменьшит ее вес, но и поможет снизить вероятность повреждения плавсредства во время контакта с берегом или с порожистым, каменистым и галечным дном реки. Также удобно, что на любую из этих лодок можно поставить мотор, что позволит увеличить дальность маршрутов и расширить свою географию рафтинг-туров. Кроме того, 4 из 5 моделей (исключение составляет Jet! Norfolk 210 AM) обладают навесным транцем, а это дает возможность цеплять разные моторы.
Разнообразие моделей широкой, теперь вы знаете, какая нужна лодка для сплава – выбирайте.
Лодка — Википедия
Ло́дка — небольшое судно. В русском Военно-морском словаре[1] лодка определяется, как судно длиной до девяти метров, шириной до трёх метров и грузоподъёмностью до пяти тонн. Как правило, лодки — гребные суда, но бывают и парусные лодки, однако небольшие спортивные парусные суда принято называть яхтами. Лодка может быть оборудована мотором (мотор может быть как вспомогательным, так и основным источником энергии). В соответствии с принятой в большинстве стран классификацией, моторными лодками называют суда с подвесным мотором[2]. Небольшие суда со стационарным мотором чаще называют катером.
Основным материалом для производства лодок служат лёгкие сплавы (как правило, дюралюминий), древесина, композиционные материалы и полимеры. Лодки, изготавливаемые из композитных материалов, обычно называют пластиковыми. Особый тип лодок — надувные лодки. Лодки РИБ (RIB — rigid inflatable boat) — надувные лодки с жёстким днищем и надувными бортами, обеспечивающими непотопляемость.
В настоящее время лодки используются для отдыха, рыболовства и перевозки грузов с судна на берег там, где нет причалов, передвижения по населённым пунктам во время наводнений и как спасательное средство (шлюпки).
Гидросамолёты с водоизмещающим фюзеляжем называют летающими лодками.
Кроме того, термин «лодка» традиционно используется по отношению к некоторым типам кораблей, которые уже давно не соответствуют определению лодки (подводная лодка, канонерская лодка)[3].
Не подлежат государственной регистрации шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограммов включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха[4].
Появление и эволюция лодки у первобытных народов шла несколькими путями. Первую идею о лодке мог дать плывущий по реке древесный ствол. Такими стволами пользуются иногда и животные для передвижения по воде. Человек приспособил дерево для лучшего им пользования, заострив один или оба его конца и выдолбив его внутри, то есть сделав из него челнок. Такие долблёнки, «однодеревки», челны, душегубки, ба́ты были в употреблении у многих народов: остатки их находили на местах древних свайных построек в швейцарских озёрах, в торфяных болотах так далее. Они до сих пор встречаются на некоторых сибирских реках и озёрах, а также во многих местах Азии и Африки. Зачастую небольшие, вмещающие от одного до трёх человек, они иногда могут обладать значительными размерами, которые позволяют достигать стволы громадной высоты и толщины. Подобные лодки встречаются в Полинезии и Африке, ими пользовались древние русы, ходившие в них даже морем на Царьград. Технология выдалбливания стволов (половинок их) обычно подразумевает выжигание, при этом края мочат водой, а чтобы края не сходились, их распирают палками или дощечками. К этому типу относят большинство так называемых каноэ (кану) разных первобытнообщинных племён.
Усовершенствование челна состояло в набивке на края его с каждой стороны по 1-2 досок или планок при помощи растительных волокон или деревянных шпиньков, причём щели затыкались мхом, замазывались смолой и другими водонепрницаемыми материалами; основа лодки превратилась в киль. Такие лодки распространены у малайских народов (prahau), а в усовершенствованных формах встречаются по всюду. Сюда же могут быть отнесены лодки из пучков фашин, папируса, камыша, бывшие в употреблении у древних египтян, «джонки» на Ганге и им подобные.
Особый вид представляют лодки из древесной коры; простейшие формы их встречаются у коренных австралийцев, которые срезают с громадного ствола продолговатый кусок коры и придают ему с помощью древесных волокон и перекладин форму челнока. Подобные лодки в употреблении у пешересов (на берегах Огненной Земли), местами в Северной Америке, нанайские оморочки и так далее.
Специальный способ держаться на воде дают кожаные надутые мешки; ими пользовались, например, американские индейцы при переправах через реки. У морских берегов с сильным прибоем, например у берегов Перу, также в употреблении плоты на кожаных мешках; ими пользовались древние ассирийцы и египтяне для сплава товаров вниз по Тигру и Нилу. Местами основу мешков составляют корзинки, сплетённые из ивовых ветвей; такими мешками, по словам Юлия Цезаря, пользовались древние бритты. Усовершенствованным видом такого способа передвижения являются алеутские байдарки и эскимосские каяки, имеющие форму лодки и состоящие из деревянной основы, обтянутой кожей; оставляется только небольшое круглое отверстие, чтобы сесть человеку. Такие лодки очень легки (их может свободно нести человек на себе) и быстроходны, но неустойчивы.
Особые типы представляют сложные лодки и плоты, составленные из нескольких соединённых вместе стволов, например, новогвинейские катамараны, двойные каноэ или лодки с так называемым балансиром. Последние распространены в Полинезии и Меланезии и дают возможность с большей безопасностью плавать по морю. Принцип балансира заключается в том, что параллельно лодке с помощью двух поперечных перекладин на расстоянии 2 — 4 метров от неё укрепляется бревно, которое находится на поверхности воды. Это бревно не позволяет лодке сильно крениться или опрокинуться. Иногда балансиры устраиваются с обеих сторон, иногда бревно заменяется другой лодкой (двойное каноэ), иногда с одной стороны делается балансир, а с другой на ряде поперечных перекладин устраивается платформа, позволяющая помещаться большему числу людей.
Руль был уже позднейшим приспособлением, образовавшимся из весла, а весло в основе своей сводится к шесту, палке, копью, палице. Многие формы весел, употребляемых в Полинезии, Меланезии и т. д., по своей узкой, заострённой форме или короткой, расширенной почти не отличимы от некоторых форм копий и палиц.
Простейшим парусом был кусок какой-нибудь ткани или рогожи, которой рано стали придавать более правильную, трёх- или четырёхугольную форму и помещать на палке с перекладиной (первообраз мачты и реи). Местами, впрочем, — например, в Америке, — первобытному населению парус оставался неизвестным до прибытия европейцев.
- Байдара — большая традиционная промысловая и транспортная лодка у северных народов Восточной Сибири и западной части Северной Америки, в том числе у береговых чукчей, алеутов, коряков и эскимосов; вместимость до 30 человек.
- Байдарка — длинная узкая лёгкая лодка приморских народов тихоокеанского севера: алеутов, чукчей, коряков, эскимосов, предназначенная для охоты на морского зверя; то же, что и каяк.
- Баркас — самоходное судно небольших размеров, предназначенное для различных перевозок в гаванях и на рейдах; большая мореходная 14—22-вёсельная или моторизованная шлюпка.
- Вака — тип каноэ, в прошлом широко распространённый среди представителей новозеландского народа маори.
- Вельбот — быстроходная, относительно узкая, 4/8-вёсельная шлюпка с острыми образованиями носа и кормы.
- Верейка — тип небольшой узкой лодки, традиционно использовавшейся в Англии для перевозки пассажиров через реки или в гавани.
- Гичка — лёгкая быстроходная парусно-гребная шлюпка с 6-10 распашными вёслами, острым носом и транцевой кормой.
- Гондола — традиционная венецианская гребная лодка.
- Длиннохвостая лодка — тип лодки, распространённый в Юго-Восточной Азии, особенно в Таиланде и Малайзии.
- Долблёнка — гребная, реже со съёмной мачтой плоскодонная лодка, выдолбленная из единого ствола дерева.
- Жёстко-корпусная надувная лодка — маломерное судно (моторная лодка или катер), имеющая прочный и жёсткий корпус и расположенный по периметру верхней части надводного борта (у планширя) надувной баллон.
- Каноэ — универсальное название для безуключинных маломерных гребных судов (лодок) разных народов.
- Карбас — парусно-гребное промысловое и транспортное судно среднего размера, одно из основных у поморов и распространённое у других жителей Севера и Сибири, начиная не позднее чем с XV и до середины XX века.
- Каяк — тип гребной одно-, двух- или трёхместной традиционной промысловой лодки народов Арктики, то же, что промысловая байдарка.
- Кижанка — тип лодки, широко использовавшейся на крупных озёрах Карелии вплоть до конца XX века.
- Коза — историческое название одной из разновидностей гребных лодок, предназначенных для сетевого рыболовного промысла на Чёрном и Азовском морях.
- Коракл — небольшая традиционная лодка, используемая в основном на реках Уэльса, Англии, Ирландии и Шотландии; так же называют аналогичные лодки Индии, Вьетнама, Ирака и Тибета.
- Курага — рыболовная гребная лодка, распространённая в Уэльсе и Ирландии.
- Куррах — тип традиционных ирландских и шотландских средних и больших лодок с деревянным каркасом, обтянутым кожей или шкурой животных (обычно бычьей).
- Ладья — славянское и русское (поморское) парусно-вёсельное морское и речное судно, предназначенное для гражданских и военных целей.
- Лепа — разновидность одномачтовой лодки у народности сама куванг, входящей в группу даяков (Сабах, Малайзия).
- Листер-бот — открытая парусно-гребная лодка, предназначенная для рыболовства сетями и близкая по типу к палубным шлюпкам.
- Луццу — название традиционных рыбацких лодок на Мальте.
- Набойня — небольшая речная парусно-гребная лодка, которая была распространена в европейской части Российской империи вплоть до конца XIX — начала XX века.
- Надувная лодка — плавсредство, представляет собой надувную конструкцию для плаванья по поверхности воды.
- Насад — речное плоскодонное, беспалубное судно с высокими набитыми бортами, с небольшой осадкой и крытым грузовым трюмом.
- Обласок — сибирская гребная лодка-долблёнка, используемая коренным (ханты, манси, кеты) и старожильческим русским населением Западной Сибири и Средней Сибири на таёжных реках.
- Оморочка — русскоязычное название лодки, традиционно использующейся малыми коренными народами Дальнего Востока — нанайцами и удэгейцами.
- Осиновка — традиционная небольшая поморская лодка или челн, которая делалась из цельного осинового ствола и была широко распространена по всему Поморью.
- Папирусная лодка — древнеегипетский корабль из папируса, один из самых древних в мире.
- Пирога — ставшее традиционным название лодок экзотических народов.
- Подчалок — разновидность парусно-гребных одномачтовых лодок, получившая распространение на Каспийском море для рыбного промысла крючковой снастью или сетями.
- Прорезь — разновидность крупных рыболовецких лодок, которые применялись для промысла на Каспийском море, выполняя функцию плавучего живорыбного садка.
- Сампан — собирательное название для различного вида дощатых плоскодонных лодок, плавающих недалеко от берега и по рекам Восточной и Юго-Восточной Азии.
- Струг — русское плоскодонное парусно-гребное судно (барка), XI—XVIII веков, служившее для перевозки людей и грузов.
- Туз — самая малая из судовых шлюпок; имеет одного гребца, который действует одновременно двумя веслами; служит для переезда на берег, когда судно стоит вблизи последнего; имеет легкую конструкцию и длину менее 3 метров.
- Умиак — вид лодки у эскимосов; то же, что и байдара.
- Урумбай — относительно большая гребная лодка, распространённая на острове Новая Гвинея.
- Чайка — беспалубный плоскодонный чёлн запорожских казаков XVI—XVII века, в виде огромной выдолбленной колоды, по бортам обшитой досками.
- Чалум — историческое название древних парусных судов, которые применялись кхмерами для рыболовства и каботажного плавания.
- Шикара — тип деревянной лодки, используемой на озере Дал и других водоёмах Сринагара, Джамму и Кашмир, Индия.
- Шлюпка — общее название малого беспалубного мореходного судна для транспортирования людей и грузов, а также для спасения личного состава на воде.
- Ял — лёгкая парусная лодка (швертбот) или транцевая гребная, а также гребно-парусная корабельная шлюпка с вальковыми вёслами.