Игры · Город · Машины · Играть онлайн бесплатно
Многопользовательские онлайн игры
Надоело играть против компьютера? Играйте с живыми людьми — играйте в MMO-игры!
- Forge of Empires Стратегии
- World of Tanks Экшен
-
- Элвенар Стратегии
- Тотал Батл Стратегии
- Рыцарь дракона 2 RPG
- Моя маленькая ферма Стратегии
- Шторм Онлайн aRPG
-
- World of Warships Экшен
-
- Rise of Angels RPG
- Мой солнечный курорт Стратегии
Показать все игры
Человек и машина | Литературное обозрение
Николай Александрович Бердяев
В наш век активного роста новых открытий и технологий все чаще затрагивается вопрос о духовной жизни человека, его связи с Богом и дальнейшем духовном развитии. Связанно это с растрачиванием духовных сил на нахождение новых технических новшеств и обучение пользоваться этими самыми технологиями. Здесь стоит задать вопрос :
«Становится ли человек зависим от своих открытий и как это влияет на его духовную жизнь и будущее в целом?».
На этот вопрос попытался ответить в своей статье »Человек и машина» Николай Александрович Бердяев.
Рассматривая проблему человек и машина, Н. Бердяев переносит центр своего внимания на человека, процесс изменения его сознания под влиянием технического прогресса. Он отмечает, что изменение сознания произошло тогда, когда взгляды Коперника стали преобладающими, когда раскрылась бесконечность миров.
«От этого пока еще теоретического изменения испытал ужас Паскаль, его испугало молчание бесконечных пространств и миров.»
Тогда человек нашел компенсацию и точку опоры, перенеся центр тяжести внутрь человека, в я, в субъект. Перестал связывать себя с миром, потерял связь с окружающими его силами и сконцентрировался только на своих нуждах и желаниях.
«Машина имеет огромное не только социологическое, но и космологическое значение, и она ставит с необычайной остротой проблему судьбы человека в обществе и космосе. Это есть проблема отношения человека к природе, личности к обществу, духа к материи, иррационального к рациональному.»
Космос подразумевает собой некую оболочку где находятся высшие силы, потеря связи с которой повлечет за собой дальнейшее уничтожении этой особой оболочки и уничтожение духовного и душевного в самом человеке.
Бердяев отмечает, что человек как самостоятельный от мира элемент, способен разрушить свою душу, лишиться главного – духовности и доброты сердца.
«Но дух человеческий справится с грандиозной задачей в том лишь случае, если он не будет изолирован и не будет опираться лишь на себя, если он будет соединен с Богом. Только тогда сохранится в человеке образ и подобие Божие, т.е. сохранится человек.
Люди и машины » Детская энциклопедия (первое издание)
Очень, важная часть продукции предприятий группы «А» — машины. О них принято говорить и писать как о помощниках человека, потому что они, облегчая однообразный и утомительный труд, выполняют работу гораздо быстрее и точнее, чем человек.
Машины повышают производительность труда. Чем совершеннее машина, тем больше она производит. Но в различных социальных условиях механизация играет различную роль: при капитализме она порабощает трудящегося, превращает его в раба, в прислужника машины; при социализме — раскрепощает его и может даже полностью освободить его от тяжелой работы.
Существуют многие тысячи самых разнообразных машин. Они созданы не только для того, чтобы облегчить работу человека, но и для того, чтобы ускорить ее, сделать более дешевой.
К примеру, добыча угля до революции велась обушком, или кайлом. За 12 часов шахтер-забойщик добывал не более 2 т угля. После революции допотопный обушок был заменен пневматическим отбойным молотком. Потом появились более производительные врубовые машины, а затем и угольные комбайны. Они добывают 2 т угля за 2—3 минуты, и каждый такой комбайн заменяет труд 240 дореволюционных забойщиков. Все шире применяются самые прогрессивные методы угледобычи — гидравлический, карьерный и т. д. (см. т. 5 ДЭ).
Шагающий экскаватор выполняет работу многих тысяч землекопов, вооруженных лопатой и тачкой. Один канавокопатель за семичасовой рабочий день может прорыть канаву длиной более 12 км. Много людей понадобилось бы для такой работы. А этой машиной управляет всего лишь один рабочий.
Без таких могучих помощников мы не могли бы в столь короткие сроки построить ни гигантских промышленных предприятий, ни колоссальных электростанций, ни огромных каналов и водохранилищ. Машины помогают нам быстрее переделывать природу, осваивать ее богатства и производить из них множество разнообразных вещей, без которых невозможно представить себе изобилия в Советской стране.
Миллионы станков и машин на заводах и фабриках, миллионы различных механизмов на строительстве, десятки миллионов бытовых машин и аппаратов работают только тогда, когда к ним подводится электроэнергия. А множество машин, передвигающихся в пространстве, например тепловозы и теплоходы, самолеты и вертолеты, тракторы, автомобили или мотоциклы, сами вырабатывают энергию, которая приводит их в движение и дает возможность одновременно производить какую-то работу. Энергия, вырабатываемая всеми двигателями этих машин, огромна.
Сравнивая прошлое отечественного машиностроения с настоящим и будущим, можно легко понять, почему мы такими быстрыми темпами движемся вперед. Уже во время первой пятилетки мы выпускали в 7 раз больше машин, чем Россия в 1913 г. А к началу семилетки продукция машиностроения и металлообработки увеличилась в 240 раз по сравнению с дореволюционным уровнем.
В стране каждый год появляется все больше и больше новых, не виданных еще машин и механизмов. Располагая мощной армией неутомимых машин, советские люди из года в год вырабатывают все больше и больше промышленной продукции. И труд с каждым годом становится у нас все легче — большинство тяжелых трудовых процессов переложено сегодня на стальные плечи механических помощников. Постепенно исчезает в Советском Союзе ручной труд в добыче угля, нефти, руды и торфа, в черной и цветной металлургии, в строительстве гидросооружений и крупных зданий. Постоянно увеличивается число станков-автоматов, машин-автоматов, автоматических линий, цехов и даже целых заводов, работающих в нашем народном хозяйстве. Над тем, чтобы освободить руки человека от утомительной однообразной работы, трудятся тысячи советских ученых, инженеров, конструкторов и наряду с ними — сами рабочие-производственники, смело решающие сложнейшие технические вопросы.
Все шире и в самых различных областях применяются «умные» машины, освобождающие не только руки человека. Замечательные электронные счетно-решающие устройства различных конструкций производят сложные расчеты, помогают управлять технологическими процессами и т. д.
Нынешний рабочий совсем непохож на дореволюционного рабочего или на рабочего первых лет революции. И образование, и культура у него гораздо выше, чем прежде: сейчас почти 40 рабочих из сотни имеют среднее и высшее образование. И лучше всего об этом свидетельствует бурный поток творческой инициативы трудящихся. Только за два первых года семилетки в производство внедрено 4 млн. 600 тыс. рационализаторских предложений и изобретений.
Семимильными шагами будет развиваться машиностроение и в оставшиеся годы семилетки, и в течение всего двадцатилетия коммунистического строительства. Причем, осуществляя предначертания исторического XXII съезда КПСС, эта отрасль промышленности будет двигаться дальше по линии всемерного развития автоматики, телемеханики, электроники ко все более широкой комплексной механизации и автоматизации производства.
СЕМИЛЕТКА ЗА 3 ГОДА И 9 МЕСЯЦЕВ
Среди больших станций и полустанков Севера затерялся небольшой разъезд Мелентьевский. Еще недавно мало кто знал его даже в Архангельской области, а в 1962 г. он стал известен всей стране: здесь, в Коношском леспромхозе, живет и трудится прославленный лесоруб Иван Сергеевич Яковлев. Его бригада досрочно, за 3 года и 9 месяцев, выполнила свой семилетний план.
Теперь, когда сделано так много, члены бригады невольно вспоминают, как они принимали свое социалистическое обязательство. Было это сразу после XXI съезда, утвердившего семилетний план. Иван Сергеевич собрал друзей:
— Я здесь кое-что подсчитал. Посмотрите. Думаю, за пять лет семилетку мы выполним.
Сначала не поверили, что это возможно, но разобрались, еще раз все проверили и решили:
— Сделаем! За четыре года и десять месяцев!
Многие на лесопункте тогда сомневались. Слыханное ли дело — достичь такой выработки. Но Яковлев и его помощник вальщик Иван Нефедов были уверены, что сдержат рабочее слово.
Любовь к технике, наиболее рациональное ее использование — главная черта работы всей бригады. Недаром Иван Сергеевич говорит: «Если трактор в порядке — все пойдет гладко». И когда у соседей трактор за день едва выполнял задание, Яковлев «выжимал» из послушной машины почти две нормы.
Каждый из членов бригады в совершенстве овладел двумя-тремя смежными профессиями. Чокеровщик Василий Кириченко научился водить трактор и мог заменить Яковлева. Сам Яковлев стал квалифицированным вальщиком. Тем самым друзья исключили самую возможность простоев в случае, если кто-либо из бригады не выйдет на работу. В этом маленьком дружном коллективе свято соблюдается принцип: все за одного, один за всех.
В большой дружбе бригада со всем новым, передовым. Весь опыт, накопленный за многие годы лучшими лесорубами страны, использовал Яковлев у себя на делянках. Погрузку леса на платформу бригада вела не по бревнышку, как прежде, а крупными связками. Теперь ни у кого уже не вызывает сомнения, что это лучший способ погрузки в современных условиях. Успешно применяется валка леса в одиночку, без помощника — выручает нехитрое приспособление, которое смастерил Яковлев. Выигрыш налицо: сократилось число рабочих, а производительность возросла почти вдвое.
Много еще мелких и крупных новинок применили в своем труде новаторы, и застрельщиком в этом деле выступает Иван Сергеевич Яковлев.
Он еще молод, ему всего 30 лет. У него все впереди. Но его жизнь уже отмечена важными событиями: трудящиеся Архангельской области избрали его депутатом Верховного Совета СССР. На XXII съезде партии он представлял архангельских коммунистов и принимал вместе со всеми посланцами партии величайший документ нашей эпохи — новую Программу КПСС.
В его бригаде пять человек. И все работают дружно, четко, старательно. Дружба людей, связанных единой целью, помогла им выполнить свой план на год раньше обещанного срока. Чтобы перевезти заготовленную ими древесину, потребовалось 2000 железнодорожных вагонов. Из нее можно построить 100 двенадцатиквартирных домов или выработать свыше 10 тыс. т целлюлозы.
Рапортуя Родине о выполнении обязательств, Иван Сергеевич Яковлев от имени бригады дал слово до конца семилетки выполнить еще одно семилетнее задание.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
.
Человек и машина. Значение машины для человека
Так вырастает на основе машинной функции пространная, многогран ная область технической культуры.Средства этой культуры дают возможность овладевать все более утонченными и все более могущественными задачами познания и деятельности и тем самым приближаться к тому, что можно было бы назвать существенным смыслом истории: преобразованному и тем самым покоренному миру.
Другое — это поступательное увеличение человеческой власти. Эта власть является непосредственно ощущаемой, чувствуемой, воспринимаемой цельностью. Вещь природы лишь есть, человек же познает ее. Вещь лишь существует; у человека она имеется. Естественная энергия подводит под основы наличных закономерностей соответствующее действование; человек определяет их [законы, действование]. По мере того, как человек осуществляет власть, он реализует свою человечность. Во всяком удавшемся деле резонирует
чувство твердой воли или волево-устойчивого [каменного] [Stark-Steins], возможного [Kцnnen] и решенного [Verfьgung].
Эта власть одновременно означает освобождение, избавление. Не осознающий человек — тот, кто не постигает природы, — оказывается пойманным зловещей тревожностью 3. Безвластный — тот, кто не распоряжается ею, — подвержен нападкам ее энергий. Знаком этой бытийной слабости — [Schwдchersein] является страх; он становится тем больше, чем далее мы возвращаемся в историю. По мере того, как знание и техника продвигаются вперед, он усиливается. Человек становится свободным, он становится господином.
Дальнейшее только добавляет [к уже имеющемуся]. Животное открывается, распускается, растворяется в той взаимосвязи, которая сплошь определена через его организацию, в его окружении; человек, напротив. фундаментальным образом относится к миру как к целому. Безусловно, эта универсальность ограничена теперь данными историческими условиями — точно так же, как частный человек видит и способен настолько, насколько определено ему его образованием и социальным положением. Но эти границы являются, все же, релятивными и могут основательным образом откладывать ся: благодаря самому́ частному человеку по мере его стремления и учения; благодаря его последователям по мере того, как они улучшают свое положение; благодаря более поздним эпохам, по мере того, как они исторически продвигаются вперед. Отношение человека ориентировано на нечто бо́льшее; его целью является овладение целым, охватывание мира4. Да, точный анализ открывает я_мир отношение уже в ограничен ной области предметных отношений [Gegenstandbeziehung]. По мере того, как это [отношение] исполняется существенно, — человек силой своей духовной определенности, напротив, выступает из непосредственных природных отношений и переходит в противоположное сущее.
Именно в нем схватывает [erfabt] он предмет в целом и в частностях целое: мир.
Через машину это отношение к миру претерпевает внешнеявленное осуществление. Сегодня мы претерпеваем тот час истории, в который это событие проявляется, исполняется с особенно впечатляющей силой [выразительности]: человек ослабляет свою привязанность к земле и реализует через машину отношение к мировому пространству, которое не было бы доступно ему, опирайся он только на собственные силы.
В дальнейшем ходе истории все в большей мере расширяются социологические структуры, обживаемые человеком. Род вырос в племя, народ, народные группы и союзы и т.д.
Прошедшее столетие характеризуется тем, что политические представления и импульсы строятся на жизни наций. На наш взгляд, благодаря тому, что политическое поле земли замыкается и взаимная зависимость всех наций становится темой осознания, вырисовывается новый уровень исторического существования, поддерживаемый общностью человеческого [существования]. Представление о государстве человечества было бы утопичным, если бы не идея о двух враждующих группах людей и разыгрывающейся между ними борьбе, в том ее виде как это определяет современная политика; ибо это проясняет, вероятно, тот факт, что первое [т.е. представление о государстве] может стать действитель ностью.[/erfabt][/gegenstandbeziehung][/schw][/verf][/k][/stark]
[stark][k][verf][schw][gegenstandbeziehung][erfabt]
Этот процесс находится в теснейшей взаимосвязи с тем, что земля не просто образует человеческое жизненное пространство, но этот [человек] над, через, минуя землю, устремляется во вселенную. Реализация отношений мирового пространства, с одной стороны, и земного целого человечества, с другой, взаимно обусловливают друг друга. Однако оба, в самом строгом смысле слова, становятся возможными только благодаря машине5.
V
Из сказанного, таким образом, вырастают сложные, затрагивающие основы нашего бытия проблемы.
В очеловеченных вещах не имеется следующих только в одном направлении воздействий. Каждому действию соответствует противодействие.
Каждое человеческое деяние поляризуется и, собственно, уже в первых основаниях. Ситуация, когда человек делает нечто и при этом его воздействие остается вне его самого, невозможна; всегда он, по мере того как воздействует, подпадает под власть противодействия. Если я чем-то овладеваю и это у меня есть, то, с равным успехом, вещь берет меня во
владение, — мы должны просто-напросто вспомнить о психологии господства, как она изменяется, начиная от переживания нищеты, с одной стороны, и вплоть до наивысшего богатства, с другой. Если я познаю, то я аффицирован этим познанием; опять же, мы должны подумать о том, как возрастаю щее знание повышает степень жизнерадостности 7 или же как из большого, но все же не до конца проникающего знания возникает скепсис.
Зададим направление мысли для осознания того, почему из-за влияния машины поляризуются человеческие отношения к действительности.
Мы видели: машина дает постоянно возрастающую власть, что означает не только то, что тот, кто имеет ее, может определять Другую власть и Другое господство [Andere und Anderes], но также и то, что Другое оказывает влияние на исходящее из своей собственной позиции. Кто обретает власть, переживает ее; она поглощает дух и нрав. Кто имеет власть, должен управлять ею; это накладывает определенные обязательства. Он должен отвечать за нее и, одновременно, она становится этической проблемой. Попытайся он избежать этого воздействия, как он выступает из границ человеческого и утрачивает логику теоретической и практической взаимосвязи.
Так, как раз из власти, которую привносит машина, произрастают события всевозможных видов, родов. С психологи ческой точки зрения — насилие одной группы людей над другой: война в ее открытой, как и в ее скрытой форме. С точки зрения душевно-духовного [seelisch-geistiger] воздействия, влияния мысли и чувства одного человека на другого: вспомним кое-что о влиянии газет, радио, техники рекламы на общественное мнение и так далее.
Это отягощает человека надлежащей ответственностью. Но соответствует ли она его возможностям. Чувствует ли он ее вообще? Если да, тогда это должно было б выразиться в некоем этосе добывания-власти, приобретения-власти, снискания -власти, зарабатывания-власти [Macht-Erwerb] и практике-власти, навыке-власти [Macht-Ьbung]. Предпосылкой для этого было бы то, что человек, который использует машину, противостоит ей в свободе; ощущает ее как нечто и обращается с ней, причем так, как для подобного действования он определил меру. Но делает ли он это так, как сказано выше? Имеется ли подобный этос деяния? Ответ на этот вопрос чрезвычайно значим. Это беспокоящее положение дел, такое же, как порой попытка проникнуть 8 в технику в смысле противо-поставле ния [-положения] неким новым обстоятельствам, обнаружива ется как «Romantik». Как правило, сегодняшний человек рассматривает машину и склонен ощущать ее действие в качестве просто данного, в отношении к которому ничего не изменить.
Да, поместить ее в качестве побуждающего стимула как раз туда, где безоговорочность персональной сферы должна была бы запретить захват этой личной сферы. В известной не антитехнической «Frankfurter Allgemeinen Zeitung» мною была прочитана статья, которая резко, ярко, кричаще освещает один момент, в котором речь идет, собственно, о возможности сделать магнитофонную запись во время разговора, причем так, что Другой9 этого не замечает, не знает об этом. Однако это означает существенную угрозу чему-то, что существенно для общения людей между собой, собственно, угрозу доверию. Там говорится: «Недавно было сообщено о том, что сейчас можно изготовить микрофон для магнитофона величиной никак не более ручных часов. Они уже предложены публике: не столь уж малы, но вообще-то замаскированы под ручные часы с циферблатом и показателем времени в секундах… «Наверное, люди смущаются, когда они выражают потребность в подобных вещах?» — спросил покупатель продавца. — «Смущаются? Почему, собственно, смущаются?» — был встречный вопрос. Раньше столь крохотные микрофоны были в пользовании только у профессиональных шпионов. Сегодня их производят для каждого. И немало людей покупают их. Мы не можем запретить этого, но, буде нам позволено, добавляем к этому «тьфу, черт»» («Крохотный шпион», FAZ, 10.09.59). Сообщающий еще говорит «тьфу, черт!» У него еще есть в этом вопросе мнение этического порядка. Но обществен ность, кажется, уже не должна его иметь. Здесь речь идет, однако, не о романтическом страхе перед машиной, но власть касается чего-то, о чем нельзя спросить, что не может быть поставлено под вопрос, потому как существо человека не должно подвергаться угрозе. Дело в том, что тем самым выводится наружу образ человеческой совместной жизни, в котором само собой разумеющееся доверие будет разрушено .[/macht][/macht][/seelisch][/andere][/erfabt][/gegenstandbeziehung][/schw][/verf][/k][/stark]
[stark][k][verf][schw][gegenstandbeziehung][erfabt][andere][seelisch][macht][macht]
Вводная статья подобной газеты говорит о возможности частной кинозаписи и совершенно принципиально заявляет: «Техника может порок или зло, которое лежит в основании характера человека, увеличить устрашающим образом. Логика оправдывает инженера так, как она должна оправдывать физиков-атомщиков. Мы не можем освободиться от угнетенного состояния [ввиду того], что наши конструкторы сегодня идут в своей работе по тому пути, который ведет к роковому исходу, и избирают как раз ту цель, следуя которой стремятся осуществить скрытый террор в отношении к человеческому роду. Инстинкт власти, стремление к контролю, отвратительный инстинкт любопытства и обнажения предрешает судьбу новых инструментов [устройств] и близится к границам зла» («Телеглаз видит тебя», FAZ, 25.08.59).
Что станет значить такой захват, когда он все увеличивается? То, что власть, которая должна освобождать человека, осуществляет обратное, собственно, несвободу.
Несколько иной вопрос: сможет ли человек воспринимать своими чувствами непрестанно возрастающую власть? Возможность ощущений не безгранична. Можно пережить действие выстрела из револьвера, когда встречающееся на пути полета пули разрушается. Можно пережить воздействие разрыва гранаты, когда обрушиваются здания. Но можно ли пережить 10 действие ракеты, пущенной по определенному пути, где полет является процессом, контролируемым лишь математико-тех нически? Не проявляется ли здесь феномен больше не «ощущаемого», но просто производимого мира действия?
Говорят о «вещности» как новейшей добродетели и под этим подразумевают то самообладание 11, которое означает отказ от каких бы то ни было чувств и явно направляется к осуществлению требуемого результата. В ней видят — и по праву — предпосылку того, чтобы можно было решить безмерные задачи, в том виде, как их определяет наше время. Но не имеет ли эта вещественность также и противополож ной стороны: собственно, если взять ситуацию в целом, — охлаждения чувства?
То, что подобное происходит, если обратиться к целому нашей ситуации, является очевидным. Это можно понимать романтически, как желание возврата к внутренним, сокрытым формам жизни; это может быть распознано также и в собственно «вещественном» смысле, а именно, как вопрос, что́ происходит с человеком, если он в постоянно возрастающей мере движется к состоянию [души], в котором до́лжно нейтрализовать свои чувства. Это становится как раз очень легко, так как ничто из живого не остается живым, когда оно приостанавливается, консервируется.
Но в добрых ли еще руках у такого человека высочайшие, собственно человеческие ценности?
На такую же направленность постановки вопроса указывает другое явление. Благодаря каждому техническому деянию природа подпадает под владение [человека], измененная, преобразованная: она становится культурой, «природа» является тем, что само по себе здесь [was von selbst da ist]; «культура» — то, что человек делает из этого. В дальнейшем ходе истории фактор культурного преобразования становится все значительнее, влиятельнее, сильнее для бытия, в котором он [этот фактор] убирает, уменьшает, ослабляет естествен ное, природное.
С появлением машины этот фактор вступает в новую стадию. Природа становится принципиальным образом распознана, охвачена, поставлена на учет, схвачена [erfabt] и приуготовлена, приведена в состояние готовности к применению, использованию. Она [эта установка] настолько сильна, что даже тогда, когда человек выходит из сферы деятельности, преобразующей природу в культуру, то состояние направлен ной, преобразующей деятельности остается вместе с ним. Мы должны просто подумать о влиянии фотографии, которая давно уже стала той формой, в которой путешествующий вообще встречает вещи, или о том способе, каким организуется существо путешествия и праздника, пронизываясь всеми формами удовольствий города.
Этот процесс кажется неизбежным, но еще он поднимает вопрос о том, как непрестанное сокращение меры участия природного фактора в пропорциональных отношениях к степени его значимости для человеческого существования влияет на последнее.
Каждая новая машина значит, что человек передает любой успех, которого он достиг при помощи постоянства состояния 12, целостности его духовных, органических сил, технических образований; таким образом он объективирует не[/erfabt][/was][/macht][/macht][/seelisch][/andere][/erfabt][/gegenstandbeziehung][/schw][/verf][/k][/stark]
[stark][k][verf][schw][gegenstandbeziehung][erfabt][andere][seelisch][macht][macht][was][erfabt]
что, что первоначально было субъективным, частью его жизненной инициативы. Это снимает с него чувство обременен ности; он становится более свободным. Но это также способствует тому, что возможность творчества и познания, мира и самовысвобождения утрачена. Когда в распоряжении у морского путешественника был только парусник, это путешествие часто было полно опасностей; но, одновременно, оно приносило с собой все те напряжения жизненных сил, которые и были связаны с подобного рода отвагой.
Современный корабль все в большей мере устраняет опасности. Путешествующий живет несколько спокойных дней в плавающем отеле. Является ли это, соотнося его с целым существования, приобретением или утратой?
То, что машина привносит свободу в прежде неизвестной мере, значит, прежде всего, приобретение. Но ценность свободы определяется не только благодаря вопросу «свобода от чего?», но также, и в решающей мере, исходя из другого вопроса: «свобода зачем?»
Любой педагог социальных дисциплин знает, какой проблемой является, например, использование свободного времени, которое становится возможным благодаря применению машины.
Если это не удается — полноосмысленно преобразовать выдавшийся свободным день или воскресенье, — тогда результат негативен.
В заключение было бы уместно указать еще кое-что, касающееся внутренней жизни людей. Прогрессирующая интенсификация науки и техники вместе со всем тем, что она осуществляет в хозяйственной жизни, общении и общественном сознании, кажется, уменьшает человеческую способность к непосредственному религиозному опыту, уменьшает чувствительность к религиозным мотивам. В Вестфалии появилась с недавних пор — (так, по меньшей мере, мне было рассказано — Р.Г.) поговорка: «где проходит железная дорога, скрывается горизонт» 13. Это указывает на другую сторону феномена [Seitenlinien], подразумеваемую. Внимательность сегодняшнего человека благодаря приведению ее в соответствие с рациональными и утилитарными задачами приобрела такой облик, что человек разучается замечать и «другую размерность», которая тоже роднится бытию.
Поэтому это не случайность, что то мировоззрение, которое узревает в машине символ совершенной культуры, собственно, материалистический коммунизм, запланированно пытается разрушить религиозную жизнь. Он исходит из принятия того факта, что наука и техника, являясь просто основаниями существования, требуют, тем не менее, такой меры эмпирической концентрации, что все религиозное может воздействовать, только причиняя ущерб. Для позитивиста, который думает, по формуле Конта о поступательном развитии истории, что нижайший уровень: религия; второй уровень: философия; третий, и самый существенный, уровень: наука, — исчезновение религиозного было бы приобретением. Кто смотрит глубже, тот знает, что эта утрата стала бы не только утратой налично существующего, но и внутренне, имманентно присущей черты человеческого.
С другой стороны, процесс истории побуждает также к тому, чтобы по-новому промыслить и обозреть существо религиозной веры, так, что центр тяжести нахождения в вере14 должен быть обращен ко все более глубинным уровням, к подлинно-личному [Eigentlich-Personale], к отваге и верности решения так, как это и происходило до сих пор. И все же мы должны здесь оставить этот вопрос в его собственной упокоенности [Doch mьssen wir diese Frage hier auf sich beruhen lassen].
VI
Из всего сказанного произрастают столь же основатель ные, сколь и неотложные задачи. Я мог обратиться к ним не раз в форме указания; можно было бы только сказать, сколь важно было бы то, когда бы вы, уважаемые Дамы и Господа, — настоящие и будущие носители технических инициатив, — стали внимательны к ним.
Я знаю, есть род беспокойства, делающий людей дела [действия] подозрительными. Подчас оно означает просто непонимание. Порой оно исходит от людей, все еще пускающих корни в эпохах, клонящихся к закату. Нередко оно является выражением некоего рода романтико-этического чувства. Мы бы не хотели также забывать, что обращенный к практичес ким задачам человек лишь слишком просто игнорирует про
блему, или же у него есть вера в силу прогресса, он думает, что все обретет скоро само собой свой подлинный облик, и ощущает себя освобожденным от собственной ответственности. На самом деле речь идет о вопросах, которые касаются человека и его будущего.[/doch][/eigentlich][/seitenlinien][/erfabt][/was][/macht][/macht][/seelisch][/andere][/erfabt][/gegenstandbeziehung][/schw][/verf][/k][/stark]
[stark][k][verf][schw][gegenstandbeziehung][erfabt][andere][seelisch][macht][macht][was][erfabt][seitenlinien][eigentlich][doch]
Можно немного пофантазировать, — утопии так часто уже становились действительностью, что это стало почти сплошь легитимированным событием: можно было б представить себе духовный совет народов, на котором лучшие обсуждали [в смысле: обдумывали — bedachten] бы друг с другом эти вопросы по ту сторону политики. Человеческое бытие настолько выдвинуто [в будущее] (vorgeschoben)15, человек настолько находится в руках [sich selbst in die Hand gegeben], возможности управления, как и разрушения, стали столь беспредельны, что можно назвать это время временем новых добродетелей: духовное искусство управления, в настоящей практике которого, благодаря такому многочисленному опыту, человеческое существование приобретает значимый вес, выступает из состояния замешательства, робости, пристрастности [Befangenheit]16 в области частной мысли и частной жизни. Живое человеческое сознание оно [это искусство управления] сделало бы способным охватить целое существования и «res hominis» стала бы осмысляться в категориях подлинной суверенной «вещности» 17.
Как говорится, утопия, но утопия является [и довольно часто] предшественницей весьма серьезных постижений и дел. Если я правильно вижу, многое движется в этом направлении ; беспокоит только то, что все происходит так разобщенно и медлительно. В истории творящие и объединяющие силы работают медлительнее, нежели односторонне-насильственные , и разрешающе-помогающ ие [Lцsend-Helfende] часто приходят слишком поздно. Было бы большим благом, когда б та ясность сознания, образованию которой так много содействует наука и техника, была способна предупредить угрожающее [Drohenden].[/drohenden][/l][/befangenheit][/sich][/doch][/eigentlich][/seitenlinien][/erfabt][/was][/macht][/macht][/seelisch][/andere][/erfabt][/gegenstandbeziehung][/schw][/verf][/k][/stark]
«Человек и машина — выгодный союз или жесткая конкуренция?» – Hi-Tech – Коммерсантъ
5 декабря в рамках лекционного проекта Фонда Егора Гайдара состоялась лекция директора по маркетингу сервисов компании «Яндекс» Андрея Себранта. Он рассказал о перспективах внедрения искусственного интеллекта, переменах, которые произойдут в этом направлении в течение 10–20 лет, и влиянии технологий на рабочий процесс. Подробности лекции эксперта — в видео “Ъ” и стенограмме доклада.
Стенограмма лекции
Спасибо большое, Борис. Я буду не в состоянии рассказывать так фундаментально и научно, как ты рассказывал сейчас подводку. Я буду рассказывать в режиме байки про будущее. По ходу я объясню, почему это более правильный режим. Более того, я не дам простых ответов, хотя тема сформулирована — выгодный союз или жесткая конкуренция. Да когда как. Это вообще вредно — хотеть простых ответов на тяжелые вопросы. Обычно их не бывает. Если нужен короткий ответ на все то, что Борис рассказывал,— почему технологии много чего могут, а в жизни мы видим огромное количество людей, занятых работой, которую точно могли бы делать какие-то устройства,— то, наверное, во многом потому, что действительно очень тяжело заменить человека, занятого бессмысленной деятельностью. Когда бессмысленной деятельностью занимается человек, хотя бы понятно, почему он это делает. Это — какие-то социальные обязательства, это — поддержание его самооценки, и это ни разу не технологические ограничения, что нельзя вместо него поставить дорогого робота. Можно. Но он все равно ничего толкового не делает — зачем вместо него ставить железяку?
Под словом «робот» на протяжении всей сегодняшней лекции я буду понимать не механическое существо из кинофильма «Терминатор», а чаще всего либо какие-то железки плюс очень тяжелые программные комплексы, либо во многих случаях вообще алгоритмы. Причем в «Яндексе» мы как-то к этому привыкли, стандартный термин. «Робот обходит интернет» — вы же понимаете, что это не железяка бегает по всему мировому пространству и ломится в дата-центры. Это некая вполне себе программная сущность, которая обходит страницы по всему web и таким образом собирает информацию. Понятно, что алгоритм на чем-то исполняется. Поэтому я буду чередовать со словосочетанием «умная машинка». На самом деле это рассказ про то, что могут большие дата-центры, а иногда уже и легкие устройства, которые у всех нас в кармане, если на них запущен правильный алгоритм.
Когда мы говорим о том, что придут эти самые машины и поменяют рынок труда, все время такое ощущение, что мы пытаемся их поместить в современный контекст, загнать их в сегодняшнюю жизнь и посмотреть, что случится, если я завтра проснусь, а у нас бухгалтером работает робот. Но будущее устроено не так. Будущее — это не сегодняшнее, из которого мы с помощью технологий вырезали все плохое и сделали все хорошее. Это очень хорошо видно на примере образования. Понимаете, нормальное образование не в том, что мы теперь вместо доски используем интерактивную проекцию, а вместо диафильмов, которые были в моем детстве, у нас мультимедийная презентация. Только при этом сохраняется классно-урочная система, бессмысленные методические материалы и единая для всех программа изучения. Будущее — про другое. Оно про Coursera, про предельно персонализированные курсы и так далее. То есть попытка технологиями улучшить прошлое всегда выглядит коряво, неуклюже, а главное, дает хреновый результат. Это как производство, на котором не изменили производственный цикл, но поставили компьютеры, только они ничем не управляют, потому что страшно. Ну и зачем тратили деньги на эти компьютеры, которые не подключены ни к чему? А были такие производства и даже сейчас встречаются.
Мы не знаем, как будет устроено будущее. Поэтому я рассказываю байки, которые, может быть, наведут вас на какие-то мысли о том, куда это все ведет. Но не более того. Мне очень нравится история о том, как в 2014–2015 г
Человек и машина 2020
Человек против машины
Всем известно, что люди и машины разные. Машины — это создание людей, и они созданы для облегчения их работы. Люди все больше зависят от машин для их повседневных вещей. Машины создали революцию, и никто не может думать о жизни без машин.
Машина — это только устройство, состоящее из разных частей и используемое для выполнения различных функций. У них нет жизни, поскольку они механические. С другой стороны, люди сделаны из плоти и крови; жизнь просто не является механической для людей.
У людей есть чувства и эмоции, и они могут выражать эти эмоции; счастье и печаль — часть жизни. С другой стороны, машины не испытывают никаких чувств и эмоций. Они просто работают в соответствии с деталями, передаваемыми в их механический мозг. Люди обладают способностью понимать ситуации и вести себя соответственно. Напротив, у машин нет такой возможности.
В то время как люди ведут себя согласно своему сознанию, машины работают так, как их учат. Люди выполняют свою деятельность в соответствии с их собственным интеллектом. Напротив, машины имеют только искусственный интеллект. Это искусственный интеллект, который есть у машин. Блеск интеллекта машины зависит от интеллекта людей, которые его создали.
Еще одно поразительное различие, которое можно увидеть, состоит в том, что люди могут делать что-то оригинальное, а машины не могут. Машины имеют ограничения на их производительность, потому что им нужны люди для руководства ими.
Хотя машины очень сложны, они не могут выполнять ничего оригинального. У машин нет оригинальных мыслей. Другое дело, что нужно отметить, что машины не превосходят людей.
Резюме:
1. Машины не имеют жизни, поскольку они механические. С другой стороны, люди сделаны из плоти и крови; жизнь не является механической для людей.
2. У людей есть чувства и эмоции, и они могут выражать эти эмоции. У машин нет чувств и эмоций. Они просто работают в соответствии с деталями, передаваемыми в их механический мозг.
3. Люди могут делать что-то оригинальное, а машины не могут.
4. Люди обладают способностью понимать ситуации и вести себя соответственно. Напротив, машины не имеют такой возможности.
5. Пока люди ведут себя согласно своему сознанию, машины просто выполняют, как их учат.
6. Люди выполняют свою деятельность в соответствии со своим собственным интеллектом. Напротив, машины имеют только искусственный интеллект