Маунтинбайк (MTB)
Кросс-кантри (cross-country, XC)
Самая распространенная дисциплина. Многие начинающие байкеры считают, что они катают XC и что у них кросс-кантрийный байк. Подойдет конечно и хардтейл, и двухподвес, но велосипеды для этого стиля катания стоят не дешево. Они должны быть максимально легкие. А чем легче компоненты для горного велосипеда тем они дороже.
Cross-country – это езда по пересеченной местности. Не путайте с поездкой на огород или велопрогулкой по лесу. Трасса намного сложнее и гораздо длиннее. Это единственная МТБ дисциплина, получившая статус олимпийского вида спорта. Для XC потребуется большая выносливость и сила. Причем не только физическая, но и сила воли. Зачастую, когда организм измотан до предела, именно сила воли позволяет дотянуть до финиша. Не владея техникой, можно сойти с трассы, не проехав и десятой части ее протяженности.
Маршрут имеет протяженные выматывающие подъемы, сложные крутые спуски с резкими поворотами и массой естественных препятствий, без тщательной помывки после не обойтись. Протяженность составляет обычно 5-8 км, если это круг. Это расстояние будет содержать такое количество камней, корней, песка и грязи которое моно не встретить на дороге за все лето. А общее расстояние, которое предстоит проехать за отведенные от 40 минут до 2,5 часов, может доходить до 50 км, с перепадами высот до 200 м.
Выигрывает тот, кто первым приходит к финишу. Если лидер обгоняет кого-то на круг, то последнего дисквалифицируют, чтобы он не мешал остальным соревнующимся.
Дерт (Dirt Jumping)
Дёрт — это двугорбый трамплин «верблюд», построенный специально для прыжков на велосипеде. На одном горбе происходит вылет, на втором приземление. Яму между трамплинов для обучения накрывают досками, такой дёрт называется «столом». Само катание называется дёрт-джампингом (Dirt Jumping). С английского dirt переводится как земля, грязь, от того, что трасса для дёрт-джампинга представляет собой ряд насыпанных и утрамбованных земляных трамплинов.
Это больше трюковая, чем скоростная дисциплина. Требуется четкое исполнение элементов в каждом прыжке на велосипеде и умение преодолевать страх, т.к. высота трамплинов может быть до 3 метров, а расстояние между горбами до 5 метров!
Для дёрта подойдет почти любой MTB, но лучше по-легче с «прыгучей» рамой по-меньше и по-жестче. Руль нужен широкий, педали по-злее со стальными шатунами и кареткой, крепкие обода, а седло максимально опустить.
Для защиты себя необходим шлем типа «горшок», защита локтей с коленями и хорошие перчатки с обувью с нескользкой подошвой.
Основу техники прыжков составляет правильная траектория полета.
Скоростной спуск (downhill/DH)
В данной дисциплине используют велосипеды с повышенной прочностью, которые больше похожи на мотоцикл, чем на велосипед. Вес около 20 кг, обязательно двухподвес, причем с большим ходом амортизаторов.
Спорт очень зрелищный и очень опасный. Спуск насыщен большими трамплинами, поворотами, множеством естественных преград, отвесными спусками, извилистыми участками между деревьями, полетами через пропасти и тому подобное. Под трассы обычно используются горнолыжные спуски, простаивающие без дела в летнее время. И подъемники тут очень кстати, потому что даунхильный МТБ в гору хрен затащишь, а заехать вообще гиблый номер.
От гонщика требуется большая выносливость и максимальная скорость, которая превышает порой 100 км/ч! Маршруты достаточно протяженные и участники могут стартовать один за другим через определенные промежутки времени. У всех по 2 попытки. Потом сравнивается время каждого и выигрывает быстрейший.
Фрирайд (freeride, FR)
Это очень распространенный вид экстремального катания на горном велосипеде и очень разнообразный. Дословно переводимый «свободная езда» этот вид спорта для тех, у кого экстрим в крови и без него жить скучно.
Freeride можно назвать более экстремальным кросс-кантри. Для такого фрирайда используются двухподвесы весом до 17 кг. Трассы как таковой нет, этот тип фрирайда носит название Enduro.
FR также можно назвать даунхиллом без правил. Это спуск с горы с целью получить как можно больше удовольствия. Этот стиль катания чистый фан, вне тропинок и дорог. Маунтинбайки сходны с даунхиллами, но могут быть и легче (для езды не только вниз).
А для тех кому больше по душе затяжные прыжки с огромной высоты, горные велосипеды превышают 20 кг. Прыжки совершаются с крутых обрывов и невысоких зданий. Это одно из направлений фрирайда под названием Dropping (в переводе «прыганье») Это пожалуй самое безбашенное экстремальное катание. У таких маунтинбайков ход амортизаторов может быть до 300 мм.
Для FR потребуются альпинистские навыки, т.к. фрирайдеры прокладывают себе маршруты вне горнолыжных спусков, а затащить байк весом 20 кг на высокую гору. это.. да туда и самому забраться не легко! В соревнованиях по фрирайду оценивается не скорость, а то, на сколько интересная трасса была выбрана райдером и как красиво она была пройдена. Freeride объединяет в себя все дисциплины и каждый выбирает, то что ему интереснее.
North Shore (NS)
Стиль для тех, кому скучно ездить по земле. Требует отличного равновесия, т.к. катание большей частью происходит над землей, по специальным тропинкам из бревен и досок. Дорожки постоянно меняют свою ширину, направление и высоту. Присутствуют промежутки напоминающие качели, а также трамплины и куча других «наворотов». На поворотах бывают уклоны, на которых байк едет практически горизонтально. И все происходит порой в нескольких метрах над землей.
Двухподвесы для NS используются прочные, с длинноходными подвесками, иногда хардтейлы. Потребуется умение обращаться с бревнами, досками и гвоздями, чтобы возвести норт-шорную трассу, высота участков которой обычно не превышает 3 метров. Но чем выше тем круче, поэтому можно встретить мостки NS и на 10-ти метровой высоте! Это экстремальное МТБ катание по мнению многих райдеров самое опасное.
Параллельный слалом (DS, Dual slalom)
Дисциплина в маунтинбайкинге, истоки которой лежат в лыжном спорте. Соревнования по параллельному слалому представляют собой одновременный спуск с горы двумя спортсменами по параллельным трассам, которые максимально похожи. Во время спуска участникам нужно преодолевать различные препятствия: трамплины, обрывы, повороты, выступы.
В соревнованиях по дуалу (Dual/DL) двое спортсменов едут по одной трассе (в отличие от параллельного слалома) и каждый пытается вырваться вперед, т.к. это положение наиболее выгодно. Допускается даже применение силы между соперниками. Постепенно эта дисциплина уступает место более современному виду гонок, а именно — байкер-кроссу. Байкер-кросс (Bikercross, 4X, 4cross, mountain cross, BSX) — это одна из самых ярких и опасных дисциплин маунтин-байкинга. Согласно правилам гонок, одновременно стартуют четыре участника. На следующий этап проходят спортсмены, показавшие лучшее время, в финальном заезде встречаются сильнейшие гонщики, между которыми и распределяют призовые места. Трасса для байкер-кросса достаточно широкая и изобилует препятствиями, ее длина составляет примерно 250 метров. В разных странах эта дисциплина носит разные наименования: в России — байкер-кросс, в США — mountain cross, в Европе — 4X или 4cross.
Маунтинбайк начал развиваться в России не так давно, поэтому российским спортсменам сложно составить конкуренцию представителям европейских стран. Первый чемпионат России по маунтинбайку был проведен в 1993г. на Крылатских холмах. Татьяна Каверина стала первой чемпионкой России по маунтинбайку. Российский спортсмен Юрий Трофимов выиграл золото на чемпионате мира по горному велосипеду в 2005 г.
Из всех дисциплин маунтинбайка пока только кросс-кантри является олимпийским видом спорта. Самая успешная российская спортсменка в дисциплине кросс-кантри – это, безусловно, Ирина Каленьтева, которая дважды (в 2007 и 2009 гг.) становилась чемпионкой мира. Также она завоевала бронзу на Олимпийских играх в Пекине, и имеет ряд других наград.
Что касается соревнований, проводимых в России, Федерация велоспорта России каждый год проводит многоэтапный Кубок России и чемпионат России по маунтинбайку в дисциплине кросс-кантри. Энтузиастами проводятся любительские гонки в разных городах: Кубок «Мериды», Кубок ВелоКурска, Кубок «редБайк», Марафон «Велосотня» и др.
Классификация велосипедов. Часть 3. Маунтин байки
Продолжаем классификацию велосипедов по версии проекта Outdoor time. В первой части мы разобрали шоссейно-гоночные хардтейлы, во второй части мы разобрали трюковые и дорожные хардтейлы, а в этой части мы разберем МТБ (горные велосипеды).
МТБ – маунтин байк, горный велосипед – самый всеобъемлющий подкласс велосипедов. Проблема в том, что сейчас существует великое множество диаметров колес – 26, 27.5, 27.5+, 29 и т.д. В этой статье мы касаться диаметров колес не будем, поэтому разберем без этого фактора, зато в классификацию МТБ входят как хардтейлы, так и двухподвесы.
Начнем с того, что двухподвес, или full suspension – это более узкопрофилированное направление велосипедов.
Двухподвесы существуют для того, чтобы преодолевать неровности не теряя контакта колеса с дорогой. В отличие от триальных или дёртовых велосипедов, ехать приходится на бОльшей скорости и бОльшей протяженности. Важно понимать, что двухподвес не дешевая машинка, за стоимость бюджетного двухподвеса с хорошей системой амортизации можно купить МТБ хардтейл начального гоночного уровня.
Категории хардтейлов МТБ:
– Горный хардтейл,
– Фэтбайк.
Категории двухподвесов МТБ:
– Даунхил,
– Эндуро,
– Фрирайд,
– Кросс-кантри.
Прочие категории двухподвесов:
– Софттейлы.
Горный хардтейл – самая многоликая группа. Вариантов сочетаний компонентов бесконечное множество, но есть общие черты: свободный ход, ручные тормоза, прочная рама и амортизационная вилка с ходом 80 мм и более. Иногда есть крепления под багажник и крылья. В России эта группа также популярна в среде велотуристов потому, что «горняки» очень доступны, как и компоненты для них, да и прочность рам высокая.
Фэтбайк (fat bike) – жирный велосипед. Отличительная особенность данной группы – широченные высокопрофильные покрышки низкого давления. Велосипед предназначен для катания по мягким, сыпучим грунтам: пляжам, снегу, пустыням. Но и в кросс-кантри «жирдяй» имеет своих почитателей за особенный, мягкий накат. Единственное для чего этот велосипед не предназначен – для катания по асфальту.
Даунхил – вниз с холма. Эти велосипеды предназначены для скоростного спуска с горы, с преодолением камней, ям, трамплинов и неровностей. Данный велосипед обладает, пожалуй, самой прочной рамой. А еще большим весом, так как в ДХ прочность важнее веса, да и легкие велосипеды может «сдуть» с трассы при маневрах. Данные велосипеды так же облагают самым длинным ходом подвески как спереди, так и сзади, а так же можно встретить 29 колесо спереди и 26 или 27.5 сзади для лучшего преодоления препятствий. Еще мощные тормоза на больших роторах и укороченные шатуны с приподнятой кареткой. На этом велосипеде хорошо ехать только вниз.
Фрирайд – это дисциплина, которая очень похожа на ДХ. Велосипеды для ФР и ДХ вообще могут ничем не отличаться, различие в трассах. Если в ДХ задача спуститься по трассе внутри специальной разметки как можно быстрее, то в ФР движение осуществляется по норд-шорам – специальным извилистым узким дорожкам, прыжкам по искусственным и естественным препятствиям и лавировании между деревьев. Во фрирайде, как и даунхиле. Обязательно используется массивная защита – черепахи, щитки, шлемы фулл-фейс и т.д.
Эндуро – велосипед для выносливых. Дисциплина эндуро подразумевает участки как даунхила, так и апхила (подъемы в горку), поэтому этот велосипед чуть менее прочный чем ДХ, но должен быть более легким и работа подвески и переключателей должны быть соответствующими. Данная категория является самой универсальной среди двухподвесных велосипедов. Кстати, ход подвески у эндуриков немного меньше, чем у ДХ, но больше, чем у других подвесов.
Кросс-кантри – пробежка – именно так переводится это слово. Этот велосипед предназначен для скоростного передвижения по неровным грунтам. Рама самая легкая, но и наименее прочная из двухподвесов. Длина хода вилки и амортизаторов меньше, обычно двухподвесы для КК называются короткоходными. Этот велосипед предназначен для гонок по относительно ровной пересеченной местности, хотя сама дисциплина подразумевает как затяжные подъемы, так и крутые спуски. Обычно на КК велосипедах бывает 20 и более скоростей.
Софттейл – мягкий хвост, а точнее мягкий зад. Это двухподвесный велосипед с самой дешевой подвеской, работающей напрямую. Данный тип подвески всегда «раскачивается» при педалировании, поглощая КПД. Плюс – ехать на таком велосипеде комфортно, но далеко и долго невозможно. Это прогулочный велосипед для парков. По комфортности похож на круизер, но более дешевый. 99% софттейлов – это, так называемые, ашанбайки крайне хренового качества. Оставшийся 1% это очень комфортные скоростные велосипеды для прогулочного передвижения, с ходом подвески не более 40 мм.
О других классах велосипедов читайте в следующих статьях, скоро на нашем сайте.
Благодарю за внимание,
Алексей Евдокимов
Маунтинбайк – экстремальный вид спорта на горных велосипедах!!!
Маунтинбайк – экстремальный вид спорта на горных велосипедах, являющийся одним из новых олимпийских дисциплин. Олимпийские игры с дисциплиной “Маунтинбайк” впервые прошли в 1996 году, и до этого игры проходили только для обычных велосипедов.
Маунтинбайк – экстремальный вид спорта на горных велосипедах!!!
Интересно, что точно не установлено, сколько лет маунтинбайку, поэтому существует два варианта. Некоторые считают, что данному виду спорта более 40 лет, если брать за точку отсчета первую попытку покорения горной вершины на велосипеде. Вторые считают, что маунтинбайку всего 20 лет, если за точку отсчета взять первый массовый старт. Во всяком случае, после Олимпийских игр в 1996 году интерес к маунтинбайку существенно вырос.
Маунтинбайк – экстремальный вид спорта на горных велосипедах!!!
Маунтинбайк предназначен для преодоления внедорожных массивов различной сложности, и на сегодняшний день горные велосипеды выпускают для нескольких видов езды.
Дерт – прыжки с одного трамплина на другой. Трасса для дерта состоит из двойных трамплинов, и при перескоке спортсмену необходимо выполнить в воздухе различные трюки.
Велотриал – езда по естественным или искусственным препятствиям.
Стрит – экстремальное катание.
Кросс-кантри, или езда по пересеченной местности. Именно этот вид маунтинбайка вошел в Олимпийскую программу в 1996 году. Спортсмену необходимо как можно быстрее пройти трассу, преодолевая длинные подъемы и прочие препятствия.
Слоупстайл – выполнение серии акробатических прыжков на контр-уклонах и трамплинах, расположенных на протяжении всей трассы.
Параллельный слалом – прохождение двумя и более участниками параллельных трасс, которые максимально соответствуют друг другу.
Даунхилл – скоростной спуск. Спортсмен должен как можно быстрее пройти трассу, состоящую из участков различной сложности.
Фрирайд – езда на очень сложных трассах.
Следует помнить, прежде чем садиться за маунтинбайк, велосипед должен быть исправным, а спортсмен должен быть в отличной физической подготовке и иметь шлем, а также налокотники.
Как правильно выбрать маунтинбайк | Активный образ жизни
Для того что бы начать кататься на велосипеде по бездорожью нужен хороший байк, а что бы знать как его выбрать и предназначена эта статья!
Почему именно горный велосипед?
«Зачем нужен горный велосипед если живешь в городе?» – чаще всего задают люди не понимающие ничего в этом. Но, не редкость в том, что название не совсем подходит содержимому: горный велосипед прекрасно управляется на асфальте, и также хорошо ведет себя на дорогах с частыми спусками и подъемами. Конечно, горный байк не успевает за шоссейным на ровной и гладкой поверхности, но МТВ плевать если он встретит яму или выбоину. Так что если вам нужен надежный велосипед, то именно маунтинбайк должен стать им.
Простой пример: вы решили покататься по местному лесопарку или выехать за город. «Асфальтовый» велик не позволит вам этого сделать, ведь там нет глубокого рисунка протектора на покрышках и прямого руля для уверенной езды. В то же время, передвигаясь по шоссе на горном велосипеде, дискомфорт отсутствует как таковой. Главный недостаток заключается в том, что маунтинбайк не позволит развить максимальную скорость.
Итак, если вы: предпочитаете велотуризм; часто ездите по плохим дорогам; ищете универсальный байк,
МТВ станет лучшим вариантом. Теперь давайте разбираться в особенностях выбора горного велосипеда.
Каждому – свое: определяемся с габаритами модели
Прежде чем смотреть на количество передач велосипеда, его тормозную систему или оценивать фирму-производителя, нужно ограничить круг поиска идеальной для вас модели. Для этого первым делом определитесь с физическими параметрами байка.
Здесь ключевой момент состоит в выборе размеры рамы, длина которой непосредственно зависит от вашего роста. Существует стандартная таблица ростовок для горного велосипеда.
Зависимость размера рамы велосипеда от роста велосипедиста
Как видно из таблицы, во всех соседних пунктах происходит стык ростовок, что обусловлено ориентацией на разные стили езды. Например, если ваш рост составляет 175 сантиметров, и вы предпочитаете агрессивную езду, во избежание травм «19-й» раме лучше предпочесть «18-ю». Для райдеров, которые предпочитают спокойные, размеренные поездки, бо́льшая рама считается более приоритетной.
Теперь следует определиться с диаметром колес. Чаще всего на рынке встречаются модели с 26- и 28-дюймовыми колесами. Последние характеризуются массивным ободом, отличным сцеплением с поверхностью, медленным разгоном, но значительным импульсом. Они порядком влияют на вес маунтинбайка, поэтому не слишком подойдут для резкой и маневренной езды.
«26-е» колеса – полная противоположность «найнеров»: обладая большим накатом, они идеальны для велосипедных марш-бросков на значительные дистанции и гонок на ровной местности.
Хардтейл, двухподвес или какая конструкция МТВ нужна мне?
Классический горный велосипед оборудуется только передней амортизированной вилкой без заднего подвеса. Отсюда и название «хардтейл», которое с английского дословно переводится как «жесткий хвост». При изготовлении рамы для этих байков чаще всего используются алюминиевые сплавы, обеспечивающие легкий вес модели. На велосипедах вроде Cannondale Trail 6 одно удовольствие кататься по лесным тропинкам, паркам и пересеченной местности в целом.
Надежный и стильный Cannondale Trail 6
Двухподвес рекомендуем выбирать ценителям комфортной езды: задняя амортизация даст о себе знать при езде по гравию или камням, при спуске с холмов и гор. Правда, стоимость действительно качественных байков с парой амортизаторов значительно превышает цену хардтейлов с аналогичным обвесом. Это обусловлено наличием гидравлических тормозов. Отметим, что двухподвесы вроде Bergamont Fastlane Team и GHOST RT Actinum 5700 окажутся комфортными в эксплуатации для людей, у которых есть проблемы с позвоночником.
Смотрим на трансмиссию и тормоза
К трансмиссии любого велосипеда принято относить переднюю и заднюю перекидку, ручки переключения передач (манетки), передние и задние звезды. На стоящих моделях устанавливается обвес производства Shimano линейки Alivio и выше (Deore, Deore LX, SLX, Deore XT, XTR). Также производством качественных компонентов занимается компания Sram.
Выбирая нужную передачу на маунтинбайке, вы легче преодолеете подъем, лучше пройдете пересеченную местность или увереннее будете держаться на шоссе. Спереди в большинстве случае располагается 3 передачи сзади – от 3. Мы рекомендуем выбирать модели минимум с 8 задними звездами, лучше с 9 или 10. Большее количество скоростей (от 24) позволит установить полный контроль над характером поведения МТВ на том или ином покрытии.
Легкий, но прочный Winner Panther
И немного о тормозах. Они бывают ободными, дисковыми механическими и дисковыми гидравлическими. Ободные (они же вибрейки) гарантируют нормальную работу только по сухой погоде, а если вдруг колесо начинает ходить «восьмеркой», тогда на вибрейки можно не надеяться. Гидравлика обеспечивает практически моментальную остановку после легкого нажатия тормозной ручки, но в их регулировке разберется только опытный райдер. Дисковые механические – самый оптимальный вариант: они надежны и в дождь, и в грязь, и даже когда колесо ведет себя неустойчиво из-за ослабления натяжки спиц.
Резюмируем
Горный велосипед – наиболее универсальный байк, который призван покорять плохие дороги, но весьма неплохо стоит на асфальтированном покрытии. При выборе велосипеда, изначально определитесь с размером рамы и диаметром колес, затем – общей конструкцией модели и только потом обращайте внимание на трансмиссию и тормоза. Неплохим начальным маунтинбайком станет велосипед вроде Cronus Holts 340 – хардтейл с дисковыми механическими тормозами, 27 скоростями и рамой из алюминиевого сплава.
По материалам: technoportal.ua
Кросс-кантри (горный велосипед) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 июля 2016; проверки требуют 14 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 июля 2016; проверки требуют 14 правок. Гонщик кросс-кантриКросс-ка́нтри (англ. cross-country) — одна из спортивных дисциплин в маунтинбайке (горном велосипеде), гонки по пересечённой местности со спусками, затяжными подъёмами, скоростными и техническими участками. Трасса включает в себя как естественные, так и искусственные препятствия, в настоящее время получают распространение элементы из других экстремальных видов маунтинбайка, таких как даунхилл[1], нортшор и 4х. Трассы мирового кросс-кантри становятся сложнее с каждым годом. Новые трассы появляются каждый год.
Соревнования по кросс-кантри проходят на трассах шорт-трек (длина трассы 2—5 км, обычно 6—10 кругов), классического кросс-кантри (продолжительность гонки от 1:30 до 2 часов, обычно длина трассы 5—9 км, 3—7 кругов), марафона и т.д.
В 1996 году кросс-кантри (в классическом варианте, называемом олимпийский кросс-кантри (XCO)) стало олимпийским видом спорта (единственная из дисциплин маунтинбайка)[2]. Кросс-кантри в силу своей доступности и относительно низкой травматичности — самая популярная дисциплина в велоспорте[3].
Для кросс-кантри обычно используется горный велосипед с прочной и лёгкой рамой (с одной или двумя подвесками), с контактными педалями, позволяющими фиксировать ногу гонщика, с дисковыми или ободными тормозами. На соревнованиях обязательно использование шлема, защищающего голову участника.
Варианты:
- XCO — классическая гонка (1-2 часа), рекомендуемая дистанция — несколько кругов по 4-6 км, включающих часто сменяющиеся сложные подъёмы и техничные спуски.
- XCM — марафон (2-8 часов), рекомендуемая дистанция — от 60 до 120 км. Марафоны являются самым массовым видом в маунтинбайке, т.к. могут проходить как по равнинным трассам, доступным участникам любого уровня, так и включать серьёзные подъёмы и горные перевалы.
- XCE — элиминатор. Гонка на выбывание (1-2 минут), сейчас выведена из состава Чемпионата России
- ХСС — шорт-трек. Короткая гонка (до 60 минут), несколько коротких кругов (1,5-3 км), рекомендуемая дистаниця всей гонки — 10-15 км
Официальными организациями, представляющими кросс-кантри, являются:
В России популярность кросс-кантри ежегодно растёт, год от года любительские соревнования привлекают всё большее число участников. В разных городах проводится множество любительских гонок, организуемых энтузиастами велоспорта, среди них многоэтапные соревнования на Кубок Velogearance, Кубок «редБайк», Кубок веломарафонов Ленинградской области, соревнования XCO «Кросс-кантри Орехово», Smolensk XC Cup, кубок XCnews и др. Федерацией велоспорта России ежегодно проводится многоэтапный Кубок России, а также чемпионат России по горному велосипеду в дисциплине кросс-кантри. В Крыму ежегодно проводится Крымский МТБ марафон. Это крупнейшая велосипедная многодневная гонка в Крыму. Совокупная дистанция, которую спортсмены преодолеют в Крымских горах — это 250 километров и 8300 метров набора высоты.
В Москве и регионах активно развиваются трассы для проведения соревнований в данной дисциплине. Среди самых известных на данный момент в России: Чулково/Боровской Курган (Московская область), Парк Реадовка (Смоленск), Орехово(Санкт-Петербург), Протвино (Московская область).
Достижениями российских спортсменов в данной дисциплине являются:
- 3 место Антона Синцова на этапе кубке мира в Швейцарии.
- два титула чемпионки мира по кросс-кантри среди женщин Ирины Калентьевой, завоёванные ею в 2007 году на чемпионате мира в Шотландии и в 2009 году на чемпионате мира в Канберре (Австралия).
- титул бронзового призёра XXIX летних Олимпийских игр в Пекине по маунтинбайку (кросс-кантри) Ирины Калентьевой.[4]
- титул чемпиона Европы в кросс-кантри марафоне, завоёванный Алексеем Медведевым 12 июня 2011 года в Австрии[5].
- 3 место Антона Синцова на этапе кубке мира в Швейцарии
- титул чемпиона мира по кросс-кантри в группе U23 Юрия Трофимова, завоёванный им 2 сентября 2005 году на чемпионате мира в Италии.
Элементы трассы для маунтинбайка
Оглавление
- Трамплины
- Дропы
- Контр-уклон
- Свитчбек
- Шоры
- Резюме
Когда вы начнете кататься на горном велосипеде, рано или поздно, вы попадете на специальные трассы, частично проложенные по сложному рельефу, а частично и рукотворные. Так вот, все эти специальные конструкции имеют собственные названия, чтоб хоть немного начать в них разбираться, прочитайте эту статью.
Речь пойдет об обычных для парковых трасс, эндуро и даже кросс-кантри элементах. Дерт и катание в парках предмет другой статьи.
Трамплины
Горный велосипед это про трамплины и прыжки с них, даже в кросс-кантри сейчас на редкой трассе не найдешь трамплина.
Трамплины различаются по типам вылета:
- Прямой вылет. Как правило, это трамплин, прыжок с которого осуществляется вдаль на большой скорости, низко летя над землей. Не требует никаких особых навыков для прыжка.
- Радиусный вылет. Это трамплин, на котором предполагается амплитудный полет в высоту. В зависимости от угла вылета, это может быть как практически вертикальный дерт, так и обычный амплитудный трамплин с длинным пролетом где-нибудь на дх-трассе
Трамплины бывают со специально подготовленным приземлением, так называемые даблы, либо использующие в качестве приземления рельеф. Также, некоторые трамплины летятся довольно далеко и очень низко над землей и поэтому вообще не требуют специального приземления.
Трамплины могут быть с разрывом между вылетом и приземлением. В этом разрыве может находиться ручей, яма, или, вообще, дорога. Такой трамплин, при прыжке с которого надо через что-то лететь, называют гэп. Например каньен-гэп на RedBull Rampage. Трамплины с разрывами, как правило, очень опасны в случае недолета и могут привести к серьезным травмам. Поэтому, для обучения они не очень подходят.
Для этого гораздо лучше подходит трамплин со столом, то есть между вылетом и приземлением нет разрыва, а есть ровная площадка, насыпанная по уровню края вылета. Приземление на стол хоть и ощущается не так мягко, как точное попадание в приземление, однако, не приводит к падению и позволяет относительно безопасно кататься и учиться прыжкам.
По траектории полета трамплины тоже различаются.
- Дабл — трамплин, у которого приземление находится на одном уровне с вылетом.
- Степ-даун — трамплин, у которого приземление находится ниже вылета.
- Степ-ап — трамплин, у которого приземление находится выше вылета.
- Трансфер — трамплин, приземление которого находится в другой плоскости относительно вылета. При прыжке с такого трамплина велосипед надо перекладывать в полете.
Дропы
Дроп принципиально отличается от трамплина тем, что это прыжок в склон с плоской поверхности, то есть не имеющей вылета.
Он может иметь определенную высоту, которую обязательно нужно пролетать, а может быть просто резко переходящей в спуск плоской частью трассы с которой при большой скорости получается вылететь в склон.
Контр-уклон
Это специально подготовленная конструкция, упрощающая и ускоряющая прохождение поворота. Контруклон создает колесам велосипеда, заложенного в поворот, перпендикулярную плоскость, по которой тот и едет, тем самым значительно улучшая сцепление велосипеда в повороте.
Контр-уклон при прохождении которого велосипед находится параллельно земле называется воллрайд. И это, в прямом смысле, езда по стене.
Свитчбек
Этот элемент часто является разновидностью контруклона, но часто использует и естественных рельеф тоже. Так называется часть трассы, представляющая собой резкий разворот на 180 градусов на уклоне. Часто встречается другое название этого элемента — шпилька.
Шоры
Так называют любую конструкцию, представляющую собой деревянный мост из досок на трассе
Как правило, шоры используются для следующих целей:
- Проложить трассу по рельефу, который невозможно проехать по земле. Например, через болото, бурелом или овраг.
- Для того, чтоб сделать петлю на трассе, не создавая пересечения потоков гонщиков при этом.
- В качестве вылета для трамплина.
- В качестве плоскости для того, что с нее дропнуть.
- Если нужно обеспечить трассе гладкость и накат перед трамплином, а рельеф не позволяет это сделать, например грунт мягкий или много живых камней. Пример — пролет через дорогу на RedBull Hardline.
Резюме
Вот, небольшой список, ознакомившись с которым вы начнете немного представлять себе устройство трассы или синглтрека для горного велосипеда. А фраза «Там после двух контр-уклонов дроп с шора» перестанет звучать как заклинание на неизвестном языке.
Виды горных велосипедов (MTB) и советы по выбору (какой фирмы лучше)
Время чтения: ~10 минут Автор: Михаил Санников 150
Как и момент самого изобретения велосипеда, появление первых горных велосипедов приурочивается сразу к нескольким датам.
Самые ранние варианты – это рубеж XIX-XX вв., когда армия США изучала возможность применения велосипедов в горах. Следующая дата, претендующая на первенство, – появление велокросса как дисциплины в 1940 г., или 1956 год, когда во Франции механики-энтузиасты собрали очень похожий на современный MTB байк.
Официально же первый горный велосипед был выпущен компанией Ritchey в 1975 году, но весил целых 29 килограмм. Постепенно он совершенствовался. В 1981 на сцену вышла компания Specialized с моделью-доработкой Ritchey, которая стоила вдвое меньше и называлась Specialized Stumpjumper. Вскоре рынок был сформирован, и на нём появились многие ныне знаменитые компании, например, Shimano и Santour.
Конструкция MTB
Теперь немного о том, что же является определяющим для класса горных велосипедов. В первую очередь, следует сформулировать предназначение. Данный класс велосипедов предназначен для того, чтобы ездить вне дорог, и потому имеет особенности конструкции, обеспечивающие:
- лёгкий подъём в гору;
- езду с препятствиями;
- прыжки;
- надёжность под нагрузкой.
Соответственно, практически все узлы горных байков отличаются от элементов дорожных, трековых и шоссейных моделей, хотя общее строение у них совпадает.
Элементы конструкции
Разберём все элементы конструкции мтб и особенности их строения:
- Рама: как и в других типах, делается максимально лёгкой, но при этом используется заниженная геометрия (более «крепкие» треугольники) и максимально усиленные трубы. В итоге, это увеличивает и визуальный объём, и реальный вес байка.
- Вилка: практически на всех горных велосипедах используется амортизационная вилка, хотя этот элемент один из самых молодых, лишь в паре дисциплин используются байки без амортизации.
- Задний амортизатор: встречается исключительно на горных моделях. В последние годы появились женские городские велосипеды с дополнительными амортизаторами, но их единицы, и это исключение только подтверждает общее правило.
- Просвет: не особо выдающаяся и формальная особенность, но просвет до каретки и до шатунов на горных байках превышает аналоги, а в некоторых дисциплинах делается очень большим.
- Колёса: практически все модели комплектуются усиленными колёсами с двойными ободами или иным образом усиленными конструкциями.
- Покрышки: обычно толстые, с ярко выраженным рисунком протектора.
- Передачи: добавляются пониженные комбинации передач, позволяющие компенсировать резкие подъёмы.
- Тормоза: простые и надёжные v-brake, или дисковые модели, на хорошем уровне, с гидролинией, для максимально точной передачи усилия.
В целом, все элементы лишь немного смещаются в ту или иную сторону от некоторого среднего «стандарта», но в комбинациях не только сам класс горных велосипедов отличается от других, но и байки внутри данного класса, в зависимости от дисциплины, в которой они используются, могут серьёзно различаться.
Типы компоновок
Среди горных велосипедов нет каких-либо особых ухищрений в плане форм, поэтому компоновка стандартная, и выделяют лишь типы от наличия амортизаторов:
- Ригид (rigid – жесткий) – модель без амортизаторов;
- Хардтейл (hard tail) – только передний амортизатор, подавляющее число байков представлено именно в этой компоновке;
- Двухподвесные – велосипед с передним и задним амортизатором.
Так же можно выделить велосипеды с амортизатором, встроенным в задний треугольник рамы, но это, скорее, редкость, чем стандарт какой-либо конструкции.
Спортивные модели и дисциплины
Далее мтб разделяются по конструкциям, заточенным под конкретную дисциплину или определённый стиль катания. Стандартом здесь становится велосипед, описанный в предыдущем разделе.
КроссКантри
Абсолютная классика mtb, собственно, с этой дисциплины и начинается история большинства современных моделей. Но, в первую очередь, кросс-кантри – это лёгкий спортивный велосипед, и ошибочно так называть любой хардтейл с «круто» выглядящими покрышками.
Передний амортизатор у кросскантрийников имеет средний ход – около 10 см. Иногда добавляется очень короткий задний амортизатор, но подавляющее большинство моделей – это hard tail. Оборудование ставится высокого или среднего (для любительских вариантов) уровня, часто появляются различного рода защиты, успокоители.
Традиции по тормозам и механизму привода не сложились, поэтому здесь можно увидеть и диски, и v-brake. Всё зависит от вкуса и целей райдера.
All-terrain-bike (ATB)
Небольшое движение в сторону «универсального» велосипеда от кросс-кантрийника. Ход вилки ещё меньше (сантиметров 8), иногда и вовсе без амортизаторов. Обычно используются недорогие комплектующие и рамы.
Цель этого класса – удовлетворить огромный спрос на «условно» горные велосипеды, которые используются максимум в парках и на грунтовых дорогах. Для серьёзных нагрузок и агрессивного катания такие варианты, конечно, непригодны.
Низкие требования к надёжности рамы позволяют дизайнерам спроектировать в этом классе и женский байк, и прогулочный круизер, и различные модели, которые сами по себе являются произведениями искусства.
Даунхилл
Сама дисциплина скоростного спуска привлекает очень рисковых ребят, и оборудование им необходимо соответствующее. Основная функция велосипеда для даунхилла – помочь райдеру добраться до конца дистанции целым, и только это.
Велосипеды данного класса тяжёлые (до 20 килограмм), с двумя амортизаторами очень широкого хода. Комплектуются исключительно высококачественными и очень надёжными компонентами. Соответственно, даунхилл-модели – самые дорогие байки, за исключением, пожалуй, высокотехнологичных гоночных шоссейников и трековых моделей, где используются лучшие материалы.
Агрессивные широкие покрышки на двухподвесе при очень низкой (иной раз смахивающей на BMX) раме – перед нами специализированная модель для даунхилла. Для больших дистанций и вообще длительного катания такой велосипед не предназначен.
Фрирайд
Модели для прохода смешанных трасс представляют нечто среднее между моделями для даунхилла и обычными кросс-кантрийниками. Рама чуть ниже и крепче стандарта, обычно это двухподвесные велосипеды с достаточно жесткими амортизаторами (редко – качественно спроектированный хардтейл), качественные комплектующие – получаем велосипед для сложных трасс, на котором райдер может передвигаться достаточно долгое время без моментальной потери сил.
Триал
Велосипеды для триала – это, скорее, варианты BMX, а не спортивные горные модели. Низкая жесткая рама, обычно единственный задний тормоз через гироротор и синглсипд. Данные байки предназначены не для преодоления тех или иных препятствий, а для исполнения трюков и прохождения искусственных сложных трасс.
Вариации и специализированные модели
Уже давно на рынке не виды горных велосипедов формируют модельный ряд, а различные теоретики пытаются как-то организовать огромное число вариаций в некоторые классы – по предназначению, дисциплинам, конструкции или иным признакам. Вот и на базе горных комплектаций начинают появляться новинки или оформляться небольшие решения.
Электровелосипед
Один из примеров апгрейда стандартных моделей – это добавление электромотора. Есть целая серия компоновок и с мотор-колесом, и с отдельным двигателем, которые делают из стандартных байков электровелосипеды практически без изменений в конструкции. Знай, добавь моторчик да батарею.
Компактные
Второе направление – это компактные велосипеды. Наверное, все помнят советскую модель «Кама». Западные же производители пошли ещё дальше. Сейчас можно найти складной горный велосипед, который складывается по 3-5 точкам, упаковываясь в небольшую сумку, пригодную для провоза в ручной клади или на багажной полке электрички.
Производители
Так как выбрать горный велосипед нелегко, начать следует с изучения производителей, несмотря на их обилие. Это позволит понять, что перед нами: настоящий, «заточенный» на решение одной задачи, велосипед или очередная сборка средних комплектующих, удовлетворяющая запросам лишь новичка.
Логичнее всего начать с тех, которые выпустили первые MTB:
- Specialized – по мнению многих профессионалов, создатели самых качественных байков в мире. Ещё в 1983 году была создана одноимённая спортивная команда, и до сих пор велосипеды этой фирмы участвуют в олимпиадах и практически всех соревнованиях. Настоящие новаторы, правда, их изделия отличаются ещё и очень «новаторской» стоимостью;
- Trek – стартовав чуть позже калифорнийского Specialized, сохранили американское производство и одно время лидировали по продажам на территории США. Сохраняют широкую линейку при стабильно высоком качестве, сотрудничают с американскими же производителями комплектующих;
- GT – одно из самых громких имён на рынке. Продукция отличается уникальной геометрией рамы, давая максимальную жёсткость и надёжность конструкции, лучше, чем иные профессиональные решения. Сама компания переживала расцвет с 1988-го по 2001-й, когда её директор и основатель погиб, и ныне принадлежит крупному холдингу, включающему Schwinn и Mongoose;
- Cannondale – «классики» производства, на рынке с 1972 года, всегда фокусировались на самых современных технологиях. Никогда не использовали стальные рамы, первые выпустили двухподвесные велосипеды, сейчас выпускают сверхлёгкие вилки Lefty весом меньше 2-х килограмм. Проверенная и очень дорогая марка;
- Cube – немцы, открывшиеся в 1992 году. Немного отстают по качеству от американских аналогов (того же Cannondale), но более дешевые в России, и отличаются ярким дизайном и агрессивным маркетингом;
- Merida – надёжная тайваньская марка, появилась после вывода многих производств американских производителей на этот китайский остров на рубеже 80-х – 90-х. Разработка дизайна осуществляется в Германии, для массового производителя предлагают очень хороший уровень качества;
- Giant – китайский производитель, лидер по числу проданных байков последних лет. Сочетает достаточное качество с очень низкой ценой, обилие моделей позволяет правильно выбрать все параметры без замены комплектующих сразу после покупки;
- Stels – надёжные сборщики из России. Неплохо подобранные компоненты и рамы-клоны передовых брендов дают возможность за небольшие деньги получить надёжный велосипед мирового уровня.
Видео с полезными советами по выбору MTB:
Заключение
Горный велосипед – основа сегодняшнего рынка байков. Выделяют множество типов, а скорее, комбинаций комплектующих, которые при должных знаниях можно скомпоновать в уникальный байк, отвечающий запросам любого, даже самого привередливого райдера.
загрузка…