Мотивация ОТ или К, что дает лучший результат?
Все что случается в нашей жизни, полностью зависит от наших с вами действий. Наши успехи и неудачи, наши победы и поражения, наши взлеты и падения определяются теми действиями, которые мы совершаем. Но что управляет нашими действиями?
Ничто в мире не происходит просто так, каждый процесс, каждое движения всего живого направлено на достижение каких-то целей. И заставляет нас двигаться к нашим целям мотивация.
Мотивация – это те внутренние чувства и мысли, которые заставляют отрывать нашу пятую точку и начинать что-то делать. Я бы сказал, что если у человека высок уровень мотивации, то он в состоянии достичь любых целей. Но парадокс в том, что многие не достигают. Не достигают своих целей люди по одной простой причине – не та мотивация. Даже если говорить точнее, не те цели.
Существует два вида мотивации: мотивация ОТ и мотивация К.
Мотивация К означает, что есть жгучее желание что-то получить, как морковка для ослика. И достижение этой морковки сделает жизнь лучше.
Мотивация ОТ означает, что где-то сзади очень больно клюет жареный петух и от него нужно быстро убегать.
В жизни большинства людей преобладает второй вариант (мотивация ОТ), хотя в конечном итоге такая мотивация гораздо менее эффективна. Почему этот вариант преобладает? Потому, что он проще, он дает возможность большую часть жизни не напрягаться, ведь все более и менее стабильно.
Большинство людей, приходящих в Интернет за заработком, сделали это после того как начались проблемы в их жизни. Большинство людей начинают думать о здоровье в тот момент, когда уже поздно пить Боржоми – почки отказали. И таких примеров масса.
Около двух лет назад я полностью отказался от употребления спиртного и, когда люди это узнают, почти ни у кого не возникает мысли о том, что меня мотивирует здоровье (стремлюсь К хорошему), первая мысль у большинства – я лечусь или закодировался (убегаю ОТ возникшей проблемы).
Примеров мотивации ОТ можно найти в нашей жизни огромное количество, достаточно просто оглянуться по сторонам и немного проанализировать поведение людей.
Зачем люди ходят на работу? – хотят избежать бедности, голода и холода.
Недостаток такой формы мотивации заключается в том, что она очень быстро проходит, переставая двигать людьми. Как только кризис заканчивается, и зарплата возвращается на нормальный уровень, забываются все проблемы, пропадают мысли о получении новых навыков и профессий, о создании резервных накоплений, люди снова идут за кредитами в банк.
Мотивация ОТ – это раскаленная сковородка – заставляет резко отпрыгнуть от критической точки, и на этом движение заканчивается до новой порции «жареного». Она краткосрочна, а любые серьезные цели не могу
biznessystem.ru
Мотивация «От» и мотивация «К»
Предлагаю поговорить о том, какие два основных вида мотивации бывают.
Это мотивация «От» и мотивация «К».
Главное отличие этих мотиваций в том, что применяя мотивацию «От», мы пытаемся уйти от того, что нас не устраивает. Например, от бедности, проблем в отношениях, избавиться от лишнего веса и так далее.
Главная мотивирующая сила в данном случае имеет негативный окрас – мы бежим от текущей ситуации, которая нас не устраивает.
Мотивация «К» наоборот – мы отталкиваемся не от того, что нас не устраивает, а от того, что мы хотим получать. Накачать мышцы, заработать денег, создать счастливую семью и так далее.
Главная сила в мотивации «К» – положительная, это ожидание удовольствия от достижения желанной цели.
Когда применять мотивацию «От», а когда «К»?
Возможно, вы знаете, но большинство людей лучше мотивируются мотивацией «От». Гораздо больше людей начинают действовать, когда проблема уже нависла над их голой и не действовать уже нет возможности.
Мало кого привлекает перспектива прилагать дополнительные усилия, чтобы получить что-то хорошее. Скорее люди готовы действовать, когда в противном случае их ждут серьезные проблемы.
Исходя из этого, если вы попытаетесь мотивировать неподготовленного человека мотивацией «К», то вы заметите, что работает это гораздо хуже, если бы вы использовали мотивацию «От».
Но такая тенденция сохраняется не всегда.
Люди, развившие в себе определенный уровень осознанности и достигшие хорошего уровня эффективности, часто предпочитают мотивацию «К». Они привыкли работать ради достижения результатов, и их уже больше мотивирует желание достичь новых целей, чем желание убеждать от проблем.
Если не вдаваться в долгие рассуждения, которые в этой статье будут не к месту, можно подвести простой итог – мотивация «От» лучше работает на менее осознанных людях. Более же реализовавшиеся в жизни люди предпочитают мотивацию «К».
Это правило не является универсальным, но на основании своих наблюдений за людьми я вывел такую закономерность, в какой-то момент она может оказаться вам полезной, если вы работаете с людьми, управляете отделом, проектной командой или компанией.
Если вы, к примеру, захотите мотивировать низкоквалифицированного рабочего, лучше «пригрозите» ему штрафами, чем обещаниями бонусов за хорошую работу. Бонусы его мало мотивируют, а вот нежелание получить штраф сработает хорошо. Скорее всего.
В отношении себе я советую комбинировать эти 2 метода мотивации. Они хорошо дополняют другу друга.
Если вы хотите повысить свою работоспособность и тем самым достигать больших результатов в жизни, вам может оказаться полезным мой курс по самомотивации.
Вы можете посмотреть его описание по той ссылке.
Либо вы можете лично обратиться ко мне с вопросом, написав мне по контактам на этой станице.
Буду рад вам помочь!
Если мысли в этой заметке вам понравились, то будет классно:
🙂 Если вы оставите комментарий ниже – что вам понравилось, что не понравилось, какие вопросы есть? Мне будет приятно почитать🙂 Если захотите поделиться ссылкой на эту заметку у себя в соц. сетях, то ниже есть кнопки, при помощи которых можно легко это сделать
vasi1y.ru
Что такое мотивация «от» и что такое мотивация «к»?
Наверняка, вы знаете, что невозможно работать продуктивно и воодушевленно, если у человека отсутствует мотивация. Что такое мотивация, вы тоже знаете. Если в двух словах, то мотивация – это внешние и внутренние силы, которые побуждают человека двигаться вперед и достигать определенных целей. (Читать об ошибках, допускаемых при постановке целей.)
Но существует два вида мотивации: мотивация «от» и мотивация «к». Мотивация «от» — это когда у человека в какой-то сфере все так плохо, что он хочет от этого избавиться, от этого убежать. Мотивация «к» — это когда у человека есть планы, мечты и цели, к которым он стремится, к которым он движется. Ключевые фразы здесь: «от чего-то уйти» и «к чему-то прийти».
Что за мотивация у меня?
Тип мотивации, которая движет человеком и руководит его действиями, обычно очень легко определяется. Для этого человеку нужно просто ответить на вопрос: «Чего я хочу? Зачем я это делаю? Зачем мне мой бизнес? Зачем я хожу на нелюбимую работу?»…
Еще один способ понять, какой тип мотивации преобладает в ваших действиях, — это продолжить фразу «Я хочу начать бизнес, чтобы…»
Варианты ответов могут быть разными. Если вами руководит мотивация «от», то ваши ответы будут звучать так:
- Чтобы не работать на дядю,
- Чтобы перестать зависеть от мужа-тирана
- Чтобы избавиться от бедности
- Чтобы выйти из-под опеки родителей…
Если же вами руководит мотивация «к», то вы ответите так:
- Чтобы заработать на квартиру,
- Чтобы помогать бездомным
- Чтоб открыть школу английского языка
- Чтоб оплатить образование….
Что влияет на появление той или иной мотивации?
Когда женщина ставит перед собой какую-то цель, то ее разумом руководят либо страхи, либо ценности, т.е. мотивы. И от этого напрямую зависит тип мотивации, который будет лежать в основе любых действий женщины. Страхи способствуют развитию мотивации «от», а ценности – мотивации «к».
Страхи, способствующие развитию мотивации «от»:
- Нищета
- Болезнь
- Одиночество
- Неудача
- Зависимость
- Смерть
- Общественное мнение
Эти страхи присутствуют у многих людей, и некоторые из них даже бывают естественными. Но страхи не должны руководить вами. Наоборот, вы должны руководить своими страхами. Если вы просто убегаете от чего-то, не видя перед собой альтернативных целей, то вы постоянно будете снова и снова возвращаться туда, от чего убегаете. Мысли материальны, и когда вы держите негативные установки и страхи в своем сознании, то вы просто привлекаете их в свою жизнь снова и снова.
Кроме этого, убежав от чего-то, что вам не нравится, вы наткнетесь на стену. Что вы будете делать дальше? Если у вас нет мотивации «к», то вы просто не будете знать, чем заняться и как дальше действовать.
Поэтому всегда рисуйте перед собой картину будущего,к которому вы хотите приблизиться, а не картину прошлого, от которого хотите убежать, формируя правильную мотивацию.
Рекомендуем почитать:
_________________________
Комментарии:
happydiva.ru
Факторы мотивации — «ОТ» и «К»
Приветствую вас, друзья! И поздравляю всех с началом новой недели. Как раз сегодня я поделюсь такой темой как факторы мотивации. Как мне кажется они основопологающие, то есть все остальное уже идет от них.
Спонсор сегодняшнего поста: Журнал Интернет-предпринимателя с 7-летним стажем
Естественно, что кто-то уже про это слышал, а кто-то даже хорошо знаком и использует на практике. Об этом достаточно много написано в различных изданиях и на различных сайтах. Я постараюсь дать мою позицию, какими я вижу эти факторы мотивации. Как использую их в жизни, работе и блоггинге.
Как всем должно быть понятно, мотивация это такая невидимая сила, которая заставляет людей достигать каких то целей. Делать что-то в своей жизни. Двигаться дальше, поднимать свое тело утром с дивана и идти на работу.
Я догадываюсь, что всем нравится жить в комфортных условиях, хорошо кушать, отдыхать на море или зимних курортах, ездить на хорошем автомобиле и т.п. Но жизнь так хитро устроена, что для этого всего нужно зарабатывать деньги. По другому, ну никак не получается. Надо что-то делать, работать. Исключения конечно есть — это те с детства привык жить в режиме:
— Пап, дай денег на морожное!
— Сынок, иди возьми пару сантимеров и не мешай!
Также есть еще вариант, заняться дауншифтингом, чтобы сказать, я не приемлю ваши ценности, вы глупые людишки. Я понял в чем смысл жизни 🙂 . Кстати, как мне видится, даже те кто долго и упорно пытался соскочить со своей рабочей рутины и превратить жизнь в отдых, в итоге там и находят свои цели и тоже начинают чего-то хотеть и достигать.
Ну а те, кто по эту сторону барикад, рано или поздно, начинают искать способы как делать какое-то дело с бОльшим желанием, получать от этого бОльшее удовольствие. И конечно тут можно посоветовать, дружище, просто занимайся любимым делом. Брось ты эти свои бизнесы, которые отнимают все твои жизненные силы и нервы. Но сделать это, зачастую человек не может, по ряду причин.
Так вот давайте посмотрим на то, что движет человеком при его движении от цели к цели, изо дня в день.
Факторы мотивации — «ОТ» и «К» с примерами
Под мотивацией «ОТ» понимается, что человек хочет от чего-то уйти — это им и движет. Под мотивацией «К» понимается, что человек хочет к чему-то придти.
Простой пример мотивации «ОТ» — когда я работал в офисе, мой рабочий график был с 9 до 18. Я должен был быть на месте к 9 утра, иначе при систематических опазданиях это бы закончилось плохо. Например, сокращением зарплаты или увольнением. Хочешь не хочешь, а вставать НАДО.
Когда я уволился и стал фрилансером, работая в одиночку, у меня начались серьезные проблемы с ранним утренним подъемом, я долго не мог с этим справиться, но сейчас не про это 🙂 .
Типичная мотивация «К» — сделать себе подарок, устроить праздник — естественно только после достижения определенной цели. Чем сложнее цель, тем больше подарок.
О примерах мотивацией «ОТ» и «К» я еще напишу ниже.
Пародокс вот в чем, мотивация «К» очень сложно поддающаяся к воспитанию в себе штука, но при этом человек который полностью живет по мотивации «К» эффективнее в сотни раз того, кто полностью живет мотивациями «ОТ».
Помните, что я говорю со своей колокольни, как это чувствую именно я, как это работает со мной. Просто решил напомнить, чтобы недопонимания потом не было.
Так вот мы реально ВСЮ жизнь привыкли жить мотивацией «ОТ». С самой школы — нужно хорошо написать диктант, чтобы не получить двойку и потом не получить люлей от родителей. Нужно хорошо закончить учебный год, чтобы летом не заставили учиться. Бывали конечно просветления в виде «морковки» — закончишь без троек — куплю машинку. Вы рвали жопу и заканчивали, оценки были нужны не вам, зато машинка была такая блестящая и с пультом управления.
Потом был универсистет — исключительно от сессии до сессии. А перед сессией включалась такая мотивация «ОТ», что курсовые писались за ночь, а диплом за неделю.
Потом работа, где надо, сука, вставать к 9 утра, чтобы получить ЗП. Взять кредит до кучи. У вас было по другому? У меня было именно так 🙂 . Потому-то, когда я сбежал от этого всего, я не понимал, что случилось и почему, казалось все проблемы пропали, а дела почему-то стали делаться еще хуже.
Ладно, разошелся я что-то.
Это все написано к тому, что мотивации «К» нужно будет учится, постепенно включая ее в свою жизнь. Итак, что еще можно отнести к этому фактору мотивации.
Про подарки и праздники для себя я уже сказал, то есть при достижении цели мы устраиваем себе какой-либо отдых, то чего больше всего нравится. Например я люблю ходить в кино, брать с собой кока-колы и чипсов, да это не так уж полезно, но со мной это очень хорошо работает. Естественно это «награды» за небольшие цели.
Праздники должны быть как большие так и маленькие. Соответственно вы себя балуете в конце дела, а не в середине или начале — это понятно, я думаю.
Это самая рабочая тема для мотивации «К». Так уж мы устроены — любим похвалу. Еще к мотивации «К» можно отнести такие штуки как понимание зачем я все это делаю, своей миссии и дальнейшего пути, целей. Я сюда даже заглядывать не буду, это очень личное и если вы уже разобрались с этим для себя, то у вас скорее всего все нормально и мои сотрясения воздуха тут не интересны. Опять же, если это ваш путь, а не то, что диктует общество, ваши мама, папа и бабушка.
Про мотивацию — «ОТ»
Так уж молучилось, что без нее нам никуда, сейчас я понимаю, что мотивация «ОТ» тоже необходима в жизни, просто нужно осознанно к ней относиться и понимать суть процесса.
Например, даже я, чтобы увеличить посещаемость на блоге до 1000 уников к 1 мая, поставил публичную цель и пообещал денег читателям, если не достигну. Это мотиваци «ОТ» в чистом виде. Но это то, что мне нужно.
Сюда же можно отнести: любые виды публичных обещаний, споры на деньги, крупные кредиты. И менее заметные вещи, например: занятие в зале с тренером, вы ему платите (кроме всего прочего) за «пинки», вы договариваетесь с другом делать пробежку каждое утро, вы организовываете совместный бизнес. Это все сюда.
Еще раз скажу, что мотивация «ОТ» это не вселенское зло, это наша жизнь. Цель этого поста не заставить вас искать в вашей жизни все случаи мотивации «ОТ» и срочно избавляться от них.
Цель в том, чтобы постепенно начать включать в жизнь мотивацию «К» и со временем все встанет на свои места 🙂 .
¶
Как и обещал, упоминать тех, кто тоже поставил себе цель и достигает ее. Сегодня это Евгений, который поставил себе цель к 1 июня 700 уников в сутки. Пожелаю ему успехов и упорства в достижении цели. Только в перед!
¶
Игорь (Luckyboy)
cyber-promo.ru
Мотивация и самомотивация: руководство по развитию
Важность мотивации проявляется в одном из двух случаев: когда человек готов учиться и работать часами без остановки и когда это дается ему с огромным трудом. Все хотят быть продуктивными, но каждый день мотивировать себя невероятно сложно.
Не существует простого способа научить себя просыпаться утром с горящими глазами и желанием достигать целей. Поэтому данная статья призвана собрать все самое важное и интересное для того, чтобы помочь вам понять себя и свои мотивы. Мы рассмотрим не только мотивацию как таковую, но и пройдемся по разным областям жизни, где она играет особую роль: спорту, учебе и работе.
Что такое мотивация
Мотивация — причина действий, желаний и потребностей людей. Это также то, что заставляет человека хотеть повторить поведение. Мотивом является то, что побуждает человека действовать определенным образом или, по крайней мере, развивать склонность к конкретному поведению.
Существует еще несколько определений этого феномена:
- внутреннее состояние или состояние, которое активирует поведение и дает ему направление
- желание или потребность, которое подпитывает и направляет целенаправленное поведение
- влияние потребностей и желаний на интенсивность и направление поведения
- возбуждение, направление и постоянство поведения
Обратите внимание на то, что во многих определениях встречается слово «направление». Можно сказать, что мотивированный человек — вектор, который имеет направление и силу. Даже пребывая в состоянии покоя, он все равно прикладывает усилия (например, ментальные).
Человек может достичь серьезной цели, если будет балансировать между мотивацией (когда задача интересна, приносит удовольствие и выполняется с легкостью) и силой воли (когда задача поставлена, браться за нее не хочется, но мы заставляем себя, потому что нужно).
Мотивация обычно разделяется на драйвы и мотивы. Драйвы в основном биологические, такие как жажда, голод, сонливость и потребность в воспроизведении — все это заставляет нас заниматься поисками и участвовать в определенных мероприятиях. Считается, что драйвы находятся внутри человека и не требуют влияния извне или поощрения.
Мотивы, с другой стороны, обусловлены социальными и психологическими механизмами, такими как работа, семья и отношения. К ним относятся такие факторы, как похвала и одобрение.
Рассмотрим, какие теории мотивации существуют и чем они отличаются.
Теории мотивации
Теорий мотивации существует много, мы же выделим наиболее интересные и значимые.
- Теория инстинкта мотивации. Согласно ей, люди мотивированы вести себя определенным образом, потому что эволюционно запрограммированы на это. Например, биологические инстинкты, которые важны для выживания организма, такие как страх, чистота и любовь.
- Стимулирующая теория мотивации. Она предполагает, что люди мотивированы делать что-то из-за внешних наград. Например, вашей мотивацией может быть зарплата.
- Теория драйва и потребности. Такие процессы как еда, питье и сон, продиктованы физиологическими потребностями. Поэтому он мотивирован достаточно, когда ощущает их нехватку.
- Теория возбуждения мотивации. Она предполагает, что люди мотивированы делать то, что помогает им поддерживать оптимальный уровень возбуждения (так называемый поток). Человек с низкими потребностями в возбуждении может заниматься расслабляющими видами деятельности, такими как чтение книги, в то время как люди с высокими потребностями могут быть мотивированы, чтобы делать что-то физически захватывающее, например, гонки на мотоциклах.
Мотивацию можно также рассмотреть с точки зрения зоны влияния. В этом случае она делится на внешнюю и внутреннюю.
Внешняя и внутренняя мотивация
Внутренне мотивированное поведение порождается чувством личного удовлетворения, которое оно приносит. Человек получает радость от выполнения задачи. Вас можно назвать мотивированным, если вы учитесь в университете ради удовольствия и для того, чтобы стать образованным.
Внутренняя мотивация является критическим элементом в когнитивном, социальном и физическом развитии; те люди, которые по своей сути мотивированы, скорее всего, будут лучше работать и улучшать свои навыки.
Внешне мотивированное поведение, напротив, выполняется для того, чтобы получать что-то от других. Сотрудники могут выполнять свою работу, потому что хотят, чтобы компания платила им, а не потому, что они любят ее. Некоторые спортсмены руководствуются целью победить в соревнованиях и получить похвалу от болельщиков; они не руководствуются внутренним удовлетворением, которое получают от игры.
Точно так же, если вы учитесь в университете, потому что хотите получить высокооплачиваемую работу или удовлетворить требования своих родителей, ваша мотивация носит более внешний характер.
Это в теории, в реальности же все немного сложнее. Мотивация часто представляет собой сочетание как внутренних, так и внешних факторов, а их соотношение может меняться со временем. Поэтому рекомендуется пробовать себя в разных сферах и искать хобби для того, чтобы понять, какой вид деятельности приносит больше удовольствия.
Мы закончили с теорией и пришло время выяснить, как мотивировать себя в разных сферах жизни.
Мотивация для обучения
Для многих людей тяжело мотивировать себя на обучение по двум причинам:
- Они хотят сразу начинать работать.
- Они хотят получать моментальную отдачу в виде денег или одобрения.
Когда вы изучаете иностранный язык или программирование (то есть ту деятельность, которая требует порядочного количества времени без отдачи), то существует большой риск того, что спустя две недели прекратите заниматься этим. Обучение требует терпения, ведь долгое время не будете получать ни результатов, ни денег. Поэтому мотивация для обучения является даже более важной, чем для работы.
Ниже вы увидите пошаговую структуру, которая позволит повысить уровень вашей мотивации в обучении.
Цели. Начните с осознания и записывания целей двух типов: долгосрочных и краткосрочных. Краткосрочные цели и будут влиять на уровень мотивации и двигать вас к долгосрочным.
- Запишите все свои цели.
- Избегайте неопределенности, цели должны быть понятными и четкими.
- Раздробите сложные цели на мелкие.
- Укажите, как вы намерены достичь своей цели. Чем подробнее, тем лучше.
- Визуализируйте достижение своей цели и то, как вы себя будете чувствовать в будущем, когда достигнете ее.
- Вознаграждайте себя. Внешние стимулы должны дополнять мотивацию, а не определять ее.
Просто начните. Мозг так устроен, что противится любой смене деятельности, потому что не хочет терять энергию. Зная это, вы должны делать все возможное, чтобы пребывать в состоянии обучения как можно дольше — через время желание учиться возникнет. Теперь этот процесс становится основным, а отвлечение от него — болезненным.
- Скажите себе «Я поучусь всего 30 минут, а потом посмотрим».
- Не мучайте себя, представляя альтернативы учебе. Фокус на других видах деятельности сделает обучение изнурительным.
- Чем быстрее вы сконцентрируетесь, тем быстрее справитесь с уроком.
- Представьте себе негативные последствия прокрастинации и лени (мы боимся внутренней боли).
- Представьте себе позитивные последствия достижения цели (мы стремимся получать удовольствие).
- Исключите отвлечения (поставьте телефон на беззвучный режим).
Достигните одной маленькой цели. Вы уже разделили долгосрочную цель на несколько краткосрочных, и теперь нужно просто добиться одной из них. Это важно, потому что позволяет ощутить, что вы стали лучше, достигли нового уровня. Геймификация очень популярна сейчас и не случайно. В игре мотивация появляется как бы сама собой: вам не нужно ее искать и высекать из камня.
Подберите правильную музыку. Многие люди пренебрегают этим советом, а зря. Что главное в обучении? Полнейшая концентрация. Поэтому скачайте музыку, в которой нет слов и попытайтесь поработать несколько часов. Если это ваше — пользуйтесь этим плейлистом чаще.
Расчистите стол. Мало кто сядет за стол, захламленный кипами бумаги и разным мусором. Чистый стол — ясные мысли. Начинать всегда тяжело, а когда вы видите заваленный стол, то находите себе массу оправданий для того, чтобы не делать ничего.
Подлинный интерес. Можно заставлять себя, а можно полюбить обучение. Что это значит? Например, вы учите английский язык и это кажется скучным. Прочтите книгу «Вас невозможно научить иностранному языку» Николая Замяткина, которая позволит заинтересоваться самим процессом изучения языков. Интересуйтесь не только правилами и скучными теориями, находите интересные факты в любой сфере, которую осваиваете.
Мотивация к спорту
Каждый хочет быть физически здоровым и ясно понимает это. Почему тогда так мало людей занимается спортом? Потому что им не хватает мотивации. У них есть знания, есть понимание, есть необходимость, но нет желания. Можно даже себя заставить работать или учиться, а вот выйти на пробежку (если это не ваша профессия) невероятно тяжело. Вот несколько советов, которые помогут сделать это.
Читайте книги о спорте. После прочтения статьи о спорте, вероятность занятия им существенно повышается. Многое зависит от мастерства автора, который может или не может вызвать это желание. Через несколько дней мотивация и энтузиазм исчезают. Поэтому читайте книги и одновременно занимайтесь спортом.
Спортсмены выпускают свои автобиографии — их прочтение станет отличным мотивирующим фактором. Есть книги о здоровой пище, фитнесе, правильном дыхании и многом другом. Если они помогают вам хотя бы начать делать утреннюю зарядку, значит часть своих функций уже выполняют.
Отслеживайте прогресс. «Умные» часы несут особую ценность для тех, кто занимается спортом. Очень увлекательно смотреть после пробежки сколько километров вы пробежали и сколько калорий сбросили. Найдите популярные приложения для вашей мобильной платформы и используйте их.
Найдите друга для спорта. Вам будет намного сложнее отказаться от похода в тренажерный зал, если вы будете понимать, что подведете человека. Вместе можно наслаждаться отличным времяпровождением и помогать мотивировать друг друга. Кто-то, кто лучше, чем вы, обычно будет более мотивированным, поскольку вы будете стараться идти в ногу с ним. И наоборот.
Найдите музыку для спорта. Мотивация появляется, когда в вашей психике бушуют сильные позитивные эмоции. Музыка их вызывает быстро.
Соберите сумку и оставьте ее возле двери. Это самый простой и эффективный прием-триггер. Мы уже говорили о том, что мозг не хочет менять деятельность, а значит любая преграда будет восприниматься как причина не делать этого. Если ваша сумка собрана и находится возле двери, нужно лишь обуться и выйти из квартиры. Даже если вы сегодня имеете сильнейшую мотивацию к спорту, не обольщайтесь — за ночь она исчезнет.
Заведите расписание. Замените мысль «Нужно бы пойти в бассейн» на «Я пойду в бассейн завтра, в четверг и субботу сразу после работы». Вы не ищите оправдание, а миритесь с принятым решением и планируете свою жизнь, учитывая, что два часа на бассейн уже расписаны.
Мотивация к работе
Работа может приносить страдания в том случае, если вы ментально настроены исключительно на то, что делаете все это ради денег. Даже любимое дело через какое-то время станет неприятным, если вы будете зациклены лишь на внешних поощрениях.
Мотивация к работе существенно отличается от мотивации к учебе одним важным моментом: в учебе важно начать (первые 30 минут), работу же во многих случаях вас заставляют выполнять. Проблема не в том, чтобы сделать работу (вы ее сделаете), а в том, чтобы получать удовольствие от нее.
Посмотрим, какие методы и советы помогут избежать подобной ошибки.
Продуктивное утро. Нет лучшего способа возненавидеть свою работу, чем начать утро неправильно. Неправильно — значит непродуктивно и совершенно бессмысленно. Неважно, какая у вас работа, в офисе или дома, огромное значение имеют первые 30 минут после пробуждения.
Что можно и нужно сделать за это время? Пересмотрите свой список дел на сегодня, который вы заблаговременно составили вчера вечером. Это важно, ведь позволяет моментально настроиться на работу. Помедитируйте и сделайте зарядку — первое прочищает мысли, второе выводит из состояния лени и покоя.
Определение задачи. Работа мотивирует, когда ясно, что именно вы делаете. Подумайте об этом: какие приятные ощущения возникают, когда вы четко понимаете задачу или делаете серьезный прогресс в большом проекте? В конце каждого дня или недели создайте список «Сделано» (напротив списка дел), в котором вы изложите все задачи, которые выполнили. Для дополнительной мотивации держите его перед глазами.
Разнообразие навыков. Что напрочь убивает мотивацию? Скука, рутина, повторяемость. Когда вы делаете одно и то же, это сводит с ума. Чем бы вы ни занимались, всегда есть возможность научиться чему-нибудь новому, изучать множество книг по теме и тут же применять знания на практике. Выполняйте работу разными способами, смешивайте разные стили и манеру поведения.
Обратная связь. Хотите стать мотивированным — собирайте отзывы о своей работе. Не только для повышения эго (если работа выполнена хорошо), а еще и потому, что правильная обратная связь может помочь оттачивать навыки. Она хороша тем, что выбивает из привычной колеи, предлагает свежие идеи и заставляет сомневаться в привычном порядке вещей. Она помогает взглянуть на себя и свою работу под другим углом. Появляется свежесть и уничтожает рутину.
Напоминайте себе, зачем вы делаете то, что делаете. Даже если ваша работа приносит удовольствие и имеет большую ценность, вы можете забывать об этом. Напоминайте себе о ее важности каждый день — утром и перед сном. В любом случае она будет сделана, так пусть лучше с удовольствием.
Знайте свое «зачем». Сначала отступите назад и создайте список, в котором будут отображаться все идеи, проекты и задачи, плавающие в вашем сознании. Затем взгляните на следующие вопросы:
- Почему эта задача важна для меня?
- На кого и на что она влияет?
- Как это повлияет на мою личную и профессиональную жизнь?
Даже если вам не хочется выполнять сегодня работу, все равно говорите себе «Я хочу выполнить эту задачу», а не «я обязан ее выполнить». Если не можете вызвать нужную эмоцию, выделите пару минут и задумайтесь: «Почему это так важно для меня?».
Самомотивация для прокрастинаторов
Когда крайние сроки не являются абсолютными или четко определенными, прокрастинаторы плохо справляются с ними. Все четыре стратегии, обсуждаемые ниже, связаны с активизацией эмоций, которые мотивируют на выполнение дела.
Уменьшение доступного времени
Планирование задачи вокруг работы или деятельности дает прокрастинаторам меньше доступного времени, чтобы что-то сделать, создавая тем самым нехватку времени, которая активирует побуждающие эмоции. Некоторые люди, поощряемые крайним сроком, бросают вызов себе, прежде чем начать работать или учиться.
Если вы искусственно ограничиваете себя временными рамками, то начинаете управлять собой. Как мы знаем, работа заполняет все время, отпущенное на нее.
Принудительные стимулы
Профессионально успешные люди эмоционально привязаны к своим целям. Когда они соблюдают обещания относительно них, то повышают уровень мотивации. Списки дел популярны по разным причинам, но они используют их в качестве инструмента для принятия обязательств.
Финансовые соображения также эффективны для установления абсолютного срока. Это особенно важно для тех, чей доход основан на комиссионных или завершении проекта. Регулярно оценивая привлекательность финансовой цели и ее влияние на долгосрочный план, можно вызывать эмоции, которые побуждают действовать. Неважно, какие стимулы вы найдете, реальные или нереальные, главное — чтобы это сработало.
Использование рабочей памяти
Всплеск энергии, необходимый для достижения чего-то, появляется по мере приближения крайнего срока. Когда вы думаете о задаче, не выполняя ее, то устаете и тратите массу энергии безо всякой пользы.
Выпроваживайте мысли о задаче из головы до тех пор, пока не начнете ее выполнять. Иначе вы не сможете приступить к работе, попутно укоряя себя за это. Вам может помочь медитация и дыхательные упражнения.
Использование внешних обстоятельств
Несмотря на то, что прокрастинаторы любят ждать крайнего срока, при определенных обстоятельствах они мотивированы на то, чтобы выполнять задачи на ранней стадии. Например, они могут сразу решить ее, если откладывание будет связано с внутриличностным конфликтом. То есть боль от того, что работа не будет сделана прямо сейчас, должна быть сильнее боли от того, что ее отложат.
Вы можете расставить приоритеты таким образом, чтобы браться за работу ради того, чтобы не подвести близкого человека. Чувство стыда перед самим собой у некоторых людей не столь интенсивное, как чувство стыда, испытываемое перед теми, кто нам дорог.
Книги по мотивации и самомотивации
- «33 способа самомотивации» Игорь Осипенко
- «100 способов самовотивации» Стив Чандлер
- «Мечтать не вредно» Барбара Шер
- «Будь лучшей версией себя» Дэн Вальдшмидт
- «Без жалости к себе» Эрик Ларссен
- «К черту все! Берись и делай!» Ричард Брэнсон
- «Выйди из зоны комфорта» Брайан Трейси
Желаем вам удачи!
4brain.ru
Мотивация «от» и «к». Бог в твоей жизни. Аналитическая психология. Сэлф-маркетинг
Мотивация «от» и «к»
Пришёл второй день работы группы. Пришли все, кто был и на первой встрече. Анатолий подошёл к О.Г. и сказал, что он очень просит к «своим ребятам» относиться снисходительно. Ему очень важно, чтобы они тоже здесь были. Она ему сказала, что не может ему это обещать, тогда она нарушит свои принципы – работать только с теми, кто хочет. Они явно не хотели. Но пришли, шумели, смеялись. Уже было неприятно находиться с ними в одном пространстве. Она решила, что сегодня для них последний день в группе.
Дима, действительно, сделал ей комплимент, такой тонкий и изящный:
– О. Г, всё, что Вы сказали на том уроке, я жене рассказал. Она была в восторге от вас и тоже хочет к нам сюда. Я сказал, что спрошу вас.
– Очень приятно, Дима, такое слышать. И то что вы рассказали жене, и то что жена хочет посещать наши занятия. Конечно, пусть приходит, – она знала, что жена придёт, чтобы оценить её как конкурентку, успокоиться, что возраст не тот и спокойно будет отпускать мужа на эти занятия. Раньше было сложнее, она была моложе и жёны её клиентов ревновали своих мужей к ней. Но ей всегда это было неприятно, потому что поводов у них для этого не было. Но она их понимала и не обижалась, любая жена должна проверить, кто влияет на её мужа и проанализировать опасности. В жизни всякое бывает.
– Начнём? И продолжим…, – так она соединяла предыдущее занятие с сегодняшним. Союз «и» очень хорошо соединяет даже несоединимое. – На том занятии мы с вами поняли, как правильно ставить цели, как различать цели и мечты и как с ними работать. Кто-нибудь дома сделал карту сокровищ?
– Мы всей семьей сделали, – сказал Дима, – я свои мечты приклеил, жена – свои и дочка с сыном – свои тоже приклеили.
– А что можно и детям так? – спросил Андрей, его глаза «горели огнём радости», ему было интересно, он всем корпусом подался вперёд и его уже не интересовали «друзья – куча».
– Конечно, можно. У детей это получается ещё даже лучше. Сколько мы делали такие упражнения на тренингах я заметила, что у детей это получается легче, они как-бы играются желаниями и потому получают то, что хотят. Однажды на одном тренинге была семья из мужа, жены и их старшего сына. А они разговаривали об этом упражнении дома. Младший сын услышал их разговор и тоже приклеил на карту сокровищ своё желание – ролики. И вот однажды он шёл мимо ЗАГСа и нашёл конверт с деньгами, который не был подписан. Он принёс его родителям. Родители сначала сходили в ЗАГС, сказали о находке, оставили свой номер телефона, подождали месяц, но так никто не обратился. И тогда они купили ролики на эти деньги, их как раз хватило. Вообще, таких примеров очень много, когда то, что вы наклеите, будет у вас появляться ниоткуда. Главное, чтобы это желание было искренним и вашим. И, как вы помните, лучше чтобы на всех уровнях были ответы на вопросы. Почему ребёнку не важно доходить до верхнего уровня? Потому что он хочет искренне. Если вы тоже можете искренне хотеть как дети, то и вам не нужно ходить по уровням. Но, на сколько я знаю, здесь собрались все рассудительные люди. Ну или почти рассудительные, – сказала она и посмотрела на Егора, он скорее эмоциональный, чем логический. – Есть два типажа людей, логики и этики. Одни рассуждают, анализируют, думают логически, Юнг назвал такой тип мышления аполлоническим, от греческого бога Аполлона. Другие – эмоционально живут и реагируют на мир, они чувствительны и эмоциональны, дионисийский тип мышления по Юнгу. Первые принимают решения, обдумав всё. Другие – порывисто, под воздействием эмоций. Но важно, что «внизу» в бессознательном обязательно будет противоположное состояние, чем «наверху», в сознании. Т. е. если вы человек логически мыслящий, то в аффекте, в шоковом состоянии обязательно будете вести себя нелогично, эмоционально, но зато потом сможете объяснить и себе, и окружающим, логику ваших действий. И наоборот, эмоциональный человек в критической ситуации наверняка поведет себя «трезво» рассудительно, будет собран и всё «разрулит». Вот эмоциональным людям достаточно просто правильно захотеть что-то и у них всё случается. Рассудительным зато можно молиться и Бог даст то, что нужно.
– Значит, лучше быть чувствительным? Но ведь это как бы женское поведение, – спросил Денис.
– Это в народе так считается, что женщина больше эмоциональна. На самом деле Юнг провёл большое исследование, ему можно доверять, да и по опыту работы я в этом убедилась, разделение по стилю мышления: логическое или эмоциональное, не подвергается половому различию. Как, впрочем, и другие различия. Например, экстраверты – это люди, кто больше уделяет внимание внешнему, у них много друзей и знакомых, они общительны, но они не выделяют кого-то одного, для них все равны и все близки. Им важно чужое мнение. Интроверты, наоборот, погружены в себя, ориентируются или на своё мнение или только очень близкого человека. Они не так общительны, даже малообщительны. У них мало друзей, но если есть, это очень близкие люди. И надолго. И тоже нет основания считать, что пол может как-то на это влиять. Вот и следующее разделение тоже не зависит от пола. Это мотивация «от» и «к». Мы именно на этом и остановились на прошлом занятии. Как мотивировать персонал? Для этого сначала нужно определить, какова мотивация сотрудника. Одни люди уходят с работы, когда находят новую, лучшую работу. Разводятся, когда находят новых партнеров. Работают лучше, если им пообещать премию за выполнение задания. Это люди с мотивацией «к», т. е. «к чему-то». Другие люди уходят с работы, когда эта надоела или не нравится, но не обязательно новая нашлась. Разводятся, когда просто отношения достали, но нет куда идти. И работают лучше, когда их ругают, чтобы избежать наказания, от противного, от чего-то бегут, уходят. Это люди с мотивацией «от».
Все задумались. Скорее всего, вспоминали свои действия, она на это рассчитывала.
– Я не совсем понял, – уточнял Дима.
– Ну, например. Вы стоите в болоте. На кочке. Если у вас мотивация «от», то вы когда кочка пойдет вниз, прыгните просто с неё. Куда уж получится. А если у вас мотивация «к», то вы, не дожидаясь когда кочка будет уходить из под ног, начнёте палкой проверять подходящее место, куда бы прыгнуть и прыгните, когда найдёте. Это, конечно, легко сейчас представить. Но нелегко определить не то, чтобы у других, но даже у себя. Но по нескольким фактам можно определить. Хотя, если вы ушли с работы, которая вам не нравилась в никуда, вы не всегда с мотивацией «от». Может вы пришли к спокойствию, это мотивация «к». Но как только вы определитесь с мотивацией у своих сотрудников, так легче вам будет ими управлять. Вот, например, вы знаете, что у всех людей есть свои потребности. По иерархии Маслоу потребности бывают такие: начинаем снизу – физиологические потребности (еда, сон, секс), потребности в безопасности, потребности в уважении и любви, в признании, в самореализации. Да, вы знаете, что если у человека нечего дома есть, а вы ему предлагаете самореализоваться, то это не будет мотивирующим фактором. Значит, ему нужны деньги на еду. И тут важно знать, какая у него мотивация «от» или «к». Если мотивация «от», то вы ему говорите, если не выполнишь задание, премии не будет, зп уменьшится, разряд понизится, должность понизится, т. е. чтобы напугать, что денег станет меньше. Если же мотивация «к», то такого сотрудника такие слова не мотивируют, а удивят, шокируют, испугают, некоторых обидят. Ему надо сказать, что за выполнение задания у него будет премия, зп повысится и т. д. Т. е. нужно знать не только на каком уровне потребностей стоит ваш сотрудник, но и какая у него мотивация.
– А какая мотивация правильная? – спросил Анатолий.
– Не знаю. Смотря для чего и для кого правильная. Вот бывает работает человек на нелюбимой работе, много лет работает. Страдает, плачется. Но у него нет подходящей, куда уйти. А он с мотивацией «к», он так и страдает. Так и не уйдёт. Хорошо бы ему мотивацию «от». Ну а уйдет, найдет ли новую. Никто не знает и не может поручиться за это. Человек с мотивацией «от» может уходить от плохой, но не находить хорошую работу, потому что у него же нет ориентиров. Поэтому сложно сказать, какая мотивация правильная. В любых священных книгах всегда пишется и для тех и для других. Пишется, что если делать так не будем, то будет нам ад. Если будем делать так как надо Богу, то будет рай. Это для всех мотиваций сразу. Чтобы все поняли. Одних напугали, других – заинтересовали. Вот это и есть метод кнута и пряника. Делать это нужно осторожно. Потому что сотрудника с мотивацией «к» достаточно один раз обидеть, чтобы он стал искать другую работу. Делать это сразу у вас получится только если у вас очень привлекательное предприятие для работников. И те и другие выстоят, выдержат. А в других предприятиях надо знать, кому «кнут», а кому «пряник». Потому что люди с мотивацией «к» не будут работать только от кнута, да и обидятся, уволятся, они могут работать только за что-то им важное. А те кто с мотивацией «от» «наедятся пряников», а толку не будет. Им не премия, ни хорошее отношение, ни грамоты не нужны, они им как мертвому припарка, толку от них не будет. Они как не работали, или плохо работали, так и будут работать. Пока под зад им не дать, – улыбаясь, сказала О.Г.
– Значит, нужно это точно знать? А как? – Анатолий хотел точных механизмов.
– Только практикой. Даже на собеседовании можно выяснить, почему человек уходил с предыдущих мест работы и как уходил. И разводился или нет. Но даже если вы это не смогли заметить в разговоре, то на практике вы это поймёте. Если даёте задание и предлагаете премию или процент, то человек с мотивацией «к» за это ухватится. И сделает всё как надо. А если не сделает, дайте новое задание и заметьте, что если не справится, то его испытательный срок еще не закончился. Если ваша работа ему нравится и он хочет это место, то он сделает всё, чтобы остаться и не вылететь. Возможно, это мотивация «от». Но может быть, он просто очень нуждается в этой работе.
– Как всё сложно, – печально сказал Анатолий.
– Человек – сложное существо. Мы в работе с одним клиентом долгое время определяем его тип, да и то не всегда правильно. И он, будем надеяться, с нами более открытый. Конечно, на любой работе сотрудник хочет показать себя с лучшей стороны. Поэтому определить тип сотрудника сложно. Поэтому многие руководители сначала заморачиваются на эти темы, потом плюют и отдаются на волю случая. Тогда сотрудники либо сами соберутся под руководителя, например, сотрудники с мотивацией «от» очень хорошо работают с деспотичным руководителем, который только кричит и ругается, лишает всех премий. Но если такому предприятию нужны будут сотрудники с мотивацией «к», например, продавцы, менеджеры по продажам, тот, кто хочет развития, то тогда будет сложно всем. Потому что мотивация «к» – это мотивация, которая в психологии называется Либидо, энергия развивающая, стремление к жизни. А мотивация «от» – это Мортидо, энергия или стремление к смерти. Либидо – это развитие, это новое, это интерес. Мортидо – это деградация, разрушение. Вот тут можно понять, что полезнее для человека. Чтобы развивать себя, надо развивать Либидо. Надо много узнавать, читать, общаться с интересными людьми, которые развивают. А компьютерные игры, которые уводят от общества, от общения, от развития, которое вклинивает человека в узкую полосу прыжков с уровня на уровень, деградируют человека, развивают его Мортидо, стремление к смерти. Конечно, нужно развиваться. А эти две силы, Либидо и Мортидо, внутри нас постоянно конфликтуют. Конечно, нужно развивать своих сотрудников. Если мы помогаем развиваться другим, то и сами развиваемся. Да, Либидо, это сексуальная энергия. Это и есть энергия жизни. Именно она заставляет людей что-то делать, чего-то добиваться. Если молодые люди находят выплеск сексуальной энергии в любое время, то у них нет достижений, им они не нужны. Их, так называемая энергия Кундалини, не развивается в полной мере. Представьте себе, что у нас у всех внизу лежит как бы скрученная змея, Кундалини, это и есть сексуальная энергия, энергия жизни, Либидо. Вот она на уровне нижней чакры Муладхары трезвонит нам, что хочется секса. Если ей дать это, то она успокоится и опять ляжет спать. Потребность удовлетворена. А если нет? То она будет подниматься от злости. И поднимется до следующей чакры, чакры карьеры, работы. Это когда человек становится уверенным работником, он имеет работу, должность. Тогда его Кундалини удовлетворена. И секс тоже имеется, и человек уверенный. Дальше развивая Кундалини, можно поднять её во весь рост. Это уже будет реализация человека во всем его проявлении: и секс есть, и карьера, и любовь, и есть с кем общаться, и мудрость и духовное единение с Богом. Вот как высоко мы хотим поднять свою энергию!
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
psy.wikireading.ru
Беседа «Мотивация «К» и «ОТ»»
Беседа на тему: «МОТИВАЦИЯ «К» и «ОТ»»
Быть эффективным в этом мире означает
добиваться тех результатов, которые вы выбираете
(Д. О’Коннор, Д. Сеймор)
Деятельность является основанием личности и занимает важное место в жизни человека.
От чего же зависит успешность деятельности? Почему одни добиваются успехов в учебе, высот в профессиональной деятельности, в жизнедеятельности вообще, а другие только сетуют, что им не повезло, они бы тоже так смогли, но…?
Ответы обучающихся
В основе любой произвольной деятельности находится мотивация.
Мотива́ция (от лат. movere) — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.
Мотивационная сфера человека разнообразна. Один из компонентов мотивационной сферы – преобладающие мотивы, которые определяют отношение к достижению целей. Они опираются на две тенденции: мотивация к достижению успеха и мотивация к избеганию неудачи. Еще их называют мотивация “К” (добиться успеха) и мотивация “ОТ” (избежать неудачи). Конечно, каждый человек хочет чувствовать себя на высоте. Никому не нравиться ошибаться. Но у каждого человека при достижении цели преобладает какой-то один тип мотивации.
Далее сопровождать беседу рисунком на доске
Есть цель.
Один человек будет упорен в достижении цели, будет стараться преодолевать препятствия. И даже если цель с первого раза не покорилась – продолжит ее достижение с установкой «это мне надо, мне интересно, я все равно добьюсь и т.д.» Такая мотивация называется мотивация «К».
Другой — достигая цели с установкой избегания неудачи, будет думать о том, что главное — не совершать ошибок, избежать порицания и т.д., а не сделать лучше. Если цель не покоряется — может изменить ее для облегчения достижения или вообще от этого отказаться. Такая мотивация называется мотивацией «ОТ»
Мотивация достижения успеха – одна из разновидностей мотивации, связанная с потребностью индивида добиваться успехов в деятельности и избегать неудач.
Человек, мотивированный на достижение успеха:
целеустремлен, настойчив в достижении своих целей;
стремится к достижению и улучшению высоких результатов;
старается сделать все как можно лучше;
выбирает самый результативный путь, а не легкий или короткий.
Например, два раза в год цель практически всех обучающихся – сдать сессию. Какие установки будут у мотивированных на достижение успеха? Как будут действовать?
Ответы обучающихся
(У мотивированных «К» – сдать ее как можно лучше: (повышается самооценка – я смог, буду получать стипендию, проверю качество своих знаний, доставлю радость родителям – мне это будет очень приятно).
Мотив избегания неудачи — относительно устойчивое стремление человека избегать неудач в жизненных ситуациях; связан с оценкой другими людьми результатов его деятельности. По мнению Конюхова Н.И. (доктор психологических наук) для личности с преобладанием мотивации избегания неудач главное – не допустить ошибки, избежать неудачи даже ценой сильной трансформации первоначальной, главной цели, ее частичного или полного недостижения.
Человек, движимый мотивом избегания неудачи, не проявляет инициативу. Если и ставит перед собой цель, то не очень высокую и при первых же трудностях отказывается от достижения цели или изменяет ее. Мотивированные на избегание неудачи не стараются прилагать усилия к выполнению трудной задачи и к работе над собой.
Следовательно, люди, мотивированные на избегание неудачи, не ставят перед собой цели, требующие усилий для достижения: выбирают лёгкие задания, не требующие особых трудовых затрат, ищут причины отказа ответственных заданий. А бывает, что выбирают очень сложные задания, заранее прогнозируя неудачу как следствие обстоятельств (от меня ничего не зависит в данном случае). Продуктивность деятельности и степень её активности часто зависит от экстернального (внешнего) контроля. Например, та же цель – сдать очередную сессию. Какие установки будут у мотивированных на избегание неудачи? Как будут действовать?
(Мотивация «ОТ»: надо сдать хотя бы на «тройки»; не буду доказывать, что знаю на более высокую оценку — это бесполезно, ко мне предвзято относится преподаватель и т.д.).
А еще одна отличительная особенность этих мотивов — это умение брать на себя ответственность. Человек, движимый мотивом достижения успеха, как правило, понимает о собственных ошибках и причинах неудач (например, «мало приложил усилий»). А человек, движимый мотивом избегания неудач, склонен винить обстоятельства, окружающих, объясняет неуспех невезением, отсутствием способностей, чьей-то личной неприязнью к себе и т.д.
Конечно, необходимо развивать в себе продуктивную мотивацию — мотивацию стремления к успеху, мотивацию «К», которая будет являться личностной составляющей, оказывающей влияние на дальнейшую жизнь.
Основа мотивации «К» — самомотивация.
Предлагаю Вам сейчас выполнить упражнение, которое помогает развитию самомотивации. Оно основано на технике правильной постановки цели и формирования результата (Приложение).
В ходе выполнения данного упражнения обучающиеся учатся правильно формулировать цель, планировать действия для достижения результата, конкретизировать его, находить собственные ресурсы, анализировать реальность цели для достижения результата, предвидеть последствия достижения цели. Данная работа помогает в развитии умения переключения мотива «избегания неудач» на мотив «к успеху». Это упражнение могут взять на заметку и преподаватели, и кураторы (классные руководители).
После выполнения упражнения.
В заключении хотелось бы обсудить с вами еще один аспект. Слышали ли вы такое выражение: «Цель оправдывает средства». Как вы его понимаете? Согласны ли с ним?
Ответы обучающихся
На эту тему существует множество споров, разных мнений. Но, считаю, что достигая цель, человек все-таки должен учитывать и соблюдать моральные и социальные нормы.
Приложение
УПРАЖНЕНИЕ НА ОВЛАДЕНИЕ ТЕХНИКОЙ ПРАВИЛЬНОЙ ПОСТАНОВКИ ЦЕЛИ И ФОРМИРОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТА
При выполнении упражнения рекомендуется прописывать на бумаге ответы на поставленные вопросы.
1. Подумайте о том, чего вы хотите, а не о том, чего не хотите. Спросите: “Что я хотел бы иметь?” “Чего я в действительности хочу?” То есть ставьте цель «К», а не цель «ОТ».
2. В процессе формировании цели спросите: “Что я буду делать, чтобы достичь своего результата, какие буду выполнять шаги, какие задачи буду решать?».
3. Представьте себе результат настолько конкретно, насколько можете. Спросите: “ Когда, где, что и как конкретно?”
4. Спросите себя: “Что я увижу, услышу и почувствую, когда буду иметь это? Как я узнаю, что это уже есть у меня?”, а затем проживите это в своих мыслях, как-будто вы этого уже достигли.
5. Есть ли у вас подходящие ресурсы и выборы, необходимые для того, чтобы получить ваш результат? Спросите: “В каких ресурсах я нуждаюсь, чтобы получить свой результат?”
6. Имеет ли результат подходящие размеры? Если он слишком велик, спросите: “Что мешает мне его получить?” – и разбейте конечный результат на более мелкие. Сделайте их достаточно ясными и достижимыми. Если же он слишком мал для того, чтобы быть мотивирующим, спросите: “Если я получу этот результат, что это мне даст?”
7. Проверьте последствия, которые возникнут в вашей жизни и взаимоотношениях в том случае, если вы получите свой результат. Спросите: “Кого еще затронет этот результат?” “Что случится, если я его получу?” “Если бы я получил его немедленно, смог ли бы я им воспользоваться?”
Будьте внимательны к своему ощущению сомнения, которые начинаются со слов: “Да, но…” Какие соображения это чувство сомнения представляет? Как вы можете изменить свой результат, чтобы принять в расчет эти соображения?
Последний шаг – начинайте действовать. Вам следует сделать первое движение.
Используемые источники:
Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности: Учеб.пособие / Калинигр. ун-т. – Калининград, 2000.
Котов С. В. Мотивация «на успех» и мотивация «на избегание неудач» в контексте позитивной психологии / С. В. Котов // Молодой ученый. — 2012. — №4.
Практикум по возрастной психологии: / Под.ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.
– СПб.: Речь, 2001.
Реан А.А.. Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология – СПб.: Издательство
Столяренко Л.Д. Основы психологии. 12-е изд. Учебное пособие / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
Интернет-источники:
Бордовская Н., Реан А. Педагогика — http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/Bordo/index.php
Гордашников В.А., Осин А.Я. Образование и здоровье студентов медицинского колледжа. «Академия Естествознания», — http://www.rae.ru/monographs/77
Джозеф О’Коннор, Джон Сеймор. Введение в нейролингвистическое программирование. Новейшая психология личного мастерства — http://lib.ru/NLP/nlp.txt
Лукьянова М. Учебная мотивация школьников как показатель результативности образовательного процесса в школе. — http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2013/03/13
Наши мотивы. Про успех и неудачу — http://psychologblog.ru/motivaciya/motiv-dostizheniya-uspexa-i-izbeganiya-neudach.html#more-255
Степанский В. И. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудачи на регуляцию деятельности — http://www.voppsy.ru/issues/1981/816/816059.htm
Психологические упражнения для мотивации обучающихся — http://sport-ksl.com/6192-2
infourok.ru