типы, формирование, понятие в философии и психолоии, историческое, ценности, особенности, структура, суть, примеры
Любой человек обладает своеобразным мышлением и имеет право на личное мнение. У него есть личные взгляды на жизнь, на жизненные ситуации и свое понимание добра и зла. Через призму своих убеждений индивид смотрит на мир и строит понимание окружающего, а также ищет своё место в нём. Этому есть более точное название и объяснение:
Мировоззрение — это система оценки взглядов человека на разные вещи и жизненные ситуации, на основе которых выстраиваются их принципы, отношение к миру и к самим себе.
Человеческое мировоззрение строится на условиях бытия и моральных устоях окружающего общества. Это знание складывается у каждой личности и социальных групп, у которых совпадают взгляды на жизнь.
Функции мировоззрения
В жизни мировоззрение напоминает маяк. С его помощью человек ориентируется в мире и обществе, решает как реагировать на внешних раздражителей, понимает что для него важно, а что второстепенно и, наконец, чего желать. Чеканенные принципы дают личности покой и уверенность в его выборе и поступках. Смена массово-общественных событий и внутренних ценностей ведёт к мировоззренческому кризису. Такая ситуация произошла при распаде СССР. Единственный способ справится с последствиями крушения идеалов — это попытается сформировать у себя новые, приемлемые законам морали. В этом вопросе может помочь специалист.
Мировоззрение есть сердцевиной культуры (научной, литературной, живописной и т.п.). Искусство действует на все стороны психики человека: на ум, на чувства, на волю. Но в остальном понимании культуры помогают слова.
Исторические типы мировоззрения
На протяжении своего проживания на планете люди продолжают открывать что-то новое в разных отраслях, даже когда официально перестают учения. Такие знания бывают обыденными, религиозными и научными. Но это не все виды, которые представляют мировоззрение людей.
В основные типы мировоззрения входят мифологическое, религиозное и философское.
Мифологический тип помог объяснить явления в природе, которые люди не могли пояснить. Так появились мифы, в которых фантастические события превышали разумные (причины смертельных болезней, дождь, снег, наводнения и т.п.) С легендами люди сформировали общие понятия плохого и хорошего, тьмы и света. Поэтому мифологическое объяснение занимает важную роль в мировоззрении общества.
Религиозный тип мировоззрения содержит в себе конкретные правила нравственного существования на земле, призывает к здоровому образу жизни и веру в устав без пояснений. Он объединяет общество, но также разъединяет представителей других религиозных групп.
Философский вид представляет большую свободу разума, а не эмоциональную, как в мифологическом типе. Тут дается право восприятия мира человеческому уму, без религиозных ограничений. И личность ощущает свободомыслие.
Недавно ученые выделили несколько другие виды мировоззрения: научный, обыденный и гуманистический.
Научные знания преподносятся на основе выводов и точных доказательств. Например, Земля круглая и т.п.
Гуманистическое понятие призывает принимать человека с его идеалами и жизненными позициями. Не подвергать личность унижению в обществе из-за отличительных мнений. Но такой тактики не везде придерживаются.
Уровни мировоззрения
Понятие мировоззрения содержит три уровня:
- Первый — обыденный вид мышления, подчеркивающий жизненный опыт, здравый смысл, инстинкт и предчувствия. В него входит наибольшая часть общества.
- Второй уровень — более конкретный. Он включает знания человека состоящих из опыта в различных профессиях, науке, политике и искусства.
- Третий — наивысший. Он более философский. Он изучает развитие разума личности на духовном уровне, анализ ее поступков и поиск источника её же проблем. До такого уровня дотягиваются в основном выдающиеся люди и представители философской науки.
Мировоззрение выстраивается через мировосприятие. У людей разный процент позитивного и негативного осмысления, которые складывают более точные жизненные позиции в человеческом уме.
Позитивное мышление тянет личность к усложнению исторически-устоявшихся систем. В основе него лежит понятие прошлого, как единственная субъективная форма реальности.Такое осмысление лежит в основе жизни человечества на земле.
Негативное мышление наоборот притягивает упростить устоявшуюся систему. Суть этого вида в том, что прошлое — это уже пройденное время, настоящее — это подготовка к будущему, а будущее — есть их субъективной реальностью. Большая часть личностей с негативным мышлением составляет анти-систему.
Структура мировоззрения
Смысл мировоззрения состоит из знаний, правил, установок, принципов и идеалов. Разум человека принимает своё место в обществе, самого себя и учится жить с внешними раздражителями. Личность знакомится с миром и ориентируется в нём с помощью информации и устоявшимся правилам. С принципами она формирует своё место в обществе, создаёт свои ценности и определяет своё эмоциональное отношение к внешним раздражителям. А с устоявшимися идеалами человек развивается, формирует свой характер и двигается вверх по морально-интеллектуальной лестнице.
Конечно вышесказанное не полностью описывает структуру мировоззрения. Подобные понятия более объективные (знания и информация) и субъективные (принципы и идеалы).
Важное место структуры мировоззрения занимают убеждения. Они влияют на поведение индивида в обществе, в выборе его приоритетов самореализации в них. Первенства между формами структуры могут меняться и в одном сознании, и в массовом.
Мировоззрение в философии
Понятие «мировоззрение» окончательно заняло ячейку в научной деятельности немецкой классической философии в конце XVIII века. Но в дальнейшем приняло много изменений в своей структуре. Человечество продолжает развиваться, соответственно философия совершенствуется.
Философия (в переводе с др. греч. – любомудрие; любовь к мудрости) – это основная форма человеческого сознания, наука о мыслях человека, наука о появлении мира, природы и общества, учение об общих ценностях и принципах во благо общества. Эта наука взяла начало в VII-VI веках до н.э. в Китае, Индии и Древней Греции. С того момента философия стала основной и неизменной формой сознания, которой человечество интересовалось все последующие века.
Проживание людей на земле носит исторический характер. С каждым годом, десятилетием и веком меняются человеческие ценности, основы бытия и отношение к моральным устоям. В миропонимании каждой эпохи выделяется общий интеллектуальный и психологический настрой каждой страны, а также разных социальных сил, который называется менталитет. Такое течение позволяет условно охарактеризовать и обобщить взгляды любой национальности. Это показывает, что понятия мировоззрение и менталитет тесно переплетаются между собой.
В совокупности с философией мировоззрение принимает более осознанный вид. Одни материальные познания не строят понимания окружающего до конца. Философская наука вносит в знания смысл и помогает человеку развиваться не только умственно, но и «духовно». Таким образом он начинает мыслить гораздо шире. Но вещи, которые человечество не смогло объяснить, продолжают нести фантастический смысл.
Можно вывести три компонента, которые крепко связывают мировоззрение и философию: мировоззрения-знания, ценности и программы действия. При этом знания и ценности могут быть противоположными. Познанием движет стремление личности к объективной реальной истине, а ценности строят отношение к обществу, ставят цели, вызывают интерес к смыслу бытия.
Ценностный склад ответственный за нравственные и эстетические качества личности. Через соотношение познаний и идеалов происходит оценка происходящего. Впоследствии этой оценки познания — ценности уравновешиваются и приводятся в согласие. Так сочетается не сочетаемое — интеллект с эмоциями.
Мировоззрение в психологии
На формирование взглядов человека основное влияние дают разные факторы: семья, дет. сад, школа, средства массовой информации, книги, фильмы и т.п. В учебных заведениях для подростков и юношей выстраивают мировоззрение более диалектико-материалистически. Сутью такой подачи являются четыре правила:
– мир материален;
– всё существующее вокруг независимо от нашего сознания;
– в мире всё взаимосвязано и развивается по конкретным законам;
– человек может и обязан получать достоверные знания о вселенной.
В разном возрасте человек по разному воспринимает мир и информацию о нём, поэтому в учебных заведениях формируется мировоззрение по определенным стадиям.
В дошкольном возрасте лежит начало формирования мировоззрения. Ребёнок учится существовать в мире. Изначально малыш видит мир целостно, затем начинает выделять основы и различать их. Общение с родителями, сверстниками вырабатывает связь с окружающим. В детских садах учат ставить причинно-следственные связи (почему зимой нужно тепло одеваться) и находить решения проблемам (как найти Золушку по потерянной туфельке). Главную роль в создании мировоззрения на этом этапе роста играет художественная литература. В общении с людьми ребенок учится составлять отношения, строить поведение для выполнения общих правил.
В младшем школьном возрасте дети строят мировоззрение как на уроках, так и вне их. Школьники ведут активный вид деятельности и самостоятельно черпают информацию в книгах, журналах и в интернете. С помощью взрослого, ребенок может переварить полученную информацию и сформировать отношение к ней. В начальных классах, детей знакомят с явлениями природы и понятием социальной жизни на уровне представлений. Такой способ складывает основной фундамент в личное мнение.
Подростковый возраст — время комплектования собственного мировоззрения. Подросток строит контакт с миром уже на своём опыте и пережитых им ситуациях. В общеобразовательных школах начинают задавать вопрос «Кем ты хочешь стать». Ученик более осознанно ищет своё место в обществе. Популярные способы в развертывании мировоззрения является выполнение лабораторных работ, проведение бесед, дискуссий, лекций, разных экскурсий. Как только подросток начинает различать плохое и хорошее внутренними эмоциями, то он начинает взрослеть.
На юношеском этапе возрастных изменений индивида способы развития мировоззрения остаются почти такими же как в подростковом возрасте: школьные уроки, лекции, общение в социальных группах и т.п. Но к ним еще присоединяются занятия в спортивных секциях, лекции более узкого профиля, чтение книг, просмотр кинофильмов, допризывная подготовка и служба в вооруженных силах. Изюминка в юношеском развитии в том, что девушки и парни пытаются принять свою жизнь как целостную, логическую цепочку, имеющую смысл. Но сложность юношеского периода отражается в желании молодёжи приносить пользу обществу и удовлетворять собственные стремления. Впоследствии сложности выбора между реальностью и потребностями могут начаться психологические проблемы.
Мировоззрение у взрослого человек развивается во время работы, самообразования, самовоспитания и жизненных обстоятельств.
В итоге хочется сказать, что мировоззрение человека — это целая вселенная. Благодаря разным принципам, идеалам и субъективным ценностям люди друг в друге открывают для себя что-то новое каждый день. Трансформация его ума и духа превращает личность в индивидуальность.
Мировоззрение — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 марта 2020; проверки требуют 5 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 марта 2020; проверки требуют 5 правок.Мировоззре́ние — система взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нём человека, общее отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации[1][2]. Мировоззрение придаёт деятельности человека организованный, осмысленный и целенаправленный характер. Какова позиция «Я», таково и восприятие мира, замечает Ж.-П. Сартр.
Термин мировоззрение имеет немецкое происхождение. Первым его упоминает Иммануил Кант (нем. Weltanschauung), однако не отличает его от миросозерцания. В Феноменологии духа Георга Фридриха Вильгельма Гегеля присутствует вынесенное в заглавие понятие «морального мировоззрения» (нем. Die moralische Weltanschauung). Современное значение термин приобретает у Вильгельма Шеллинга[3]. В качестве специальной темы мировоззрение выделяет Дильтей. В название своей работы «Мировоззрение новейшей физики» («Die Weltanschauung der modernen Physik», Lpz., 1902) вносит мировоззрение Эдуард фон Гартман. В русский язык термин попал как калька (не позже 1902 года[4]). Вместе с тем в советское время понятие мировоззрения стало главным для понимания философии. О «монистическом мировоззрении» пишет В. И. Ленин в «Философских тетрадях». Уже в 1923 году его использует А. М. Деборин (Людвиг Фейербах. Личность и мировоззрение).
Выделяют обыденное мировоззрение, научное, философское, религиозное. С точки зрения исторического процесса выделяют следующие ведущие исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское.
Мифологическое[править | править код]
Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений.
Мифологическое мировоззрение совмещает в себе сакральное (тайное, волшебное) с профанным (общедоступным). Основано на вере.
Религиозное[править | править код]
Религиозное мировоззрение (лат. religare — воссоединять) основано на вере в сверхъестественные силы. Религии, в отличие от более гибкого мифа, свойственны жесткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образы правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь её роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.
Философское[править | править код]
Философское мировоззрение определяется как системно-теоретическое. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия — прежде всего на логику и доказательность.
Философия — (φιλία — любовь, стремление, жажда + σοφία — мудрость → др.-греч. φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)) — одна из форм мировоззрения[5], а также одна из форм человеческой деятельности и особый способ познания[6], теория[7] или наука[8]. Философия как дисциплина изучает наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира[5][9].
Философия (как особый тип общественного сознания, или мировоззрения) возникла параллельно в Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае в так называемое «Осевое время», откуда и распространилась впоследствии по всему миру.
- На русском языке
- Беляев И. А. Человек и его мироотношение. Сообщение 1. Мироотношение и мировоззрение // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ). — Краснодар: КубГАУ, 2011. — № 09(73). С. 310—319.
- Богомолов А. С., Ойзерман Т. И. Основы теории историко-философского процесса. М., 1983.
- Борн М. Размышления и воспоминания физика. М., 1971.
- Бройль Л. Революция в физике. М., 1965.
- Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах. — В сб.: Новые идеи в философии, № 1. СПб., 1912.
- Митрохин Л. Н. Философия религии. М., 1995.
- Шелер М. Философское мировоззрение. // Шелер М. Избранные произведения. М., 1994.
- На других языках
- Jaspers K. Psychologic der Weltanschauungen. Lpz., 1919.
- Wenzl A. Wissenschaft und Weltanschauung. Lpz., 1936.
Влияние мировоззрения на человека
УДК 740
Влияние мировоззрения на человека
Бердиёров Сердор – студент кафедры Промышленного и гражданского строительства Донского государственного технического университета.
Аннотация: В данной статье раскрыты понятия мировоззрения. Освещено влияние мировоззрения на человека. Приведены аспекты жизни, которые оно регулирует.
Ключевые слова: Мировоззрение, жизнь, влияние, поведение, успех.
Каждого человека, несомненно, волнуют морально-нравственные проблемы. Что такое совесть, честь, долг, ответственность и справедливость? Можно ли провести четкую разграничительную линию между добром и злом? Откуда берется зло в человеческих поступках и в мировой истории? Возможно ли достижение такого состояния в развитии человечества, когда зло исчезнет и наступит «эпоха всеобщей любви и согласия»?
Мировоззрение — это система обобщающих взглядов на мир и своё место в нём. Мировоззрение каждого из нас — это то, каким я вижу мир и какое своё место вижу в этом мире. Эта система регулирует поведение человека и может стать мотиватором деятельности. Мировоззрения понятие субъективное. Каждый человек по-своему воспринимает окружающий мир.
От чего зависит то или иное мировоззрение? Прежде всего, отметим, что мировоззрение человека носит исторический характер: каждой исторической эпохе присущи свой уровень знаний, свои проблемы, свои подходы к их решению, свои духовные ценности.
Так, одно мировоззрение у первобытного охотника или, скажем, у героя книги В. К. Арсеньева «Дерсу Узала», который наделял всю окружающую его природу чертами живого существа, и совсем другое у современного ученого, осознающего место и роль человека в мире, задающего себе и окружающим вопрос: «Не погибнем ли мы от своего собственного разума?»
Проще всего было бы сказать: «Сколько людей, столько и мировоззрений». Однако это будет неверно. Есть такие явления, которые одновременно и разъединяют и объединяют людей, например школа, характер образования, общий уровень знаний, общие ценности. Поэтому неудивительно, что у людей могут быть сходные, общие позиции в восприятии, осознании и оценке мира.
Человек, по воззрениям НА. Бердяева и некоторых других русских религиозных философов, не замкнутое земное индивидуальное духовное существо. Он по своей природе космичен, является частью вселенной (они понимают человека как малую вселенную, как микрокосм). Вселенная как бы входит в человека, содержится в нем. Микрокосм (человек) и микрокосм (вселенная) соотносятся между собой как маленький человек с большим. Они разные по величине и тождественны по сущности. Значит, человек больше и сложнее биологического и психологического феномена, так как он не только создание земной природы, но и Вселенной. Природное и божественное в нем совмещаются. Отсюда его таинственная двойственность. Он велик и ничтожен, царственно свободен и рабски зависим.
Существенное место в миропонимании человека занимают его воззрения, представления о смысле и цели жизни. Вопросы о том, для чего жить, во имя чего жить и как жить во многом определяют личное и социальное поведение человека. Смысл жизни заключен в самой жизни, в самом человеке. • Смысл в реальном человеческом бытии. Поиски его в чем-то другом беспочвенны. Ценность жизни зависит от совпадения, единства личного и общественного, от согласованности жизненных установок личности и общества, которые в зависимости от характера общественного строя и индивидуальных черт человека могут быть и в противоречии.
Какую же роль играет мировоззрение в деятельности людей?
Во-первых, именно мировоззрение дает человеку ориентиры и цели для всей его практической и теоретической деятельности.
Во-вторых, именно мировоззрение через свою философскую «сердцевину» позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности. Уподобляя метод фонарю, который освещает дорогу путнику, великий философ прошлого Р. Декарт (1596—1650) говорил, что хромой с фонарем быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий в темноте.
В-третьих, на основании содержащихся в мировоззрении ценностных ориентации человек получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для деятельности человека в достижении им поставленных целей от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер.
Именно в мировоззрении содержится понимание человеком мира и тенденций его развития, человеческих возможностей и смысла деятельности, добра и зла, красоты и безобразия.
Список литературы
- Федосеенков А.В. Социальнаямаргинальность: экзистенциальный аспект: автореф. дис. канд. филос. наук. Ростов на/Д., 1998. 24 с.
- Мировоззрение и его роль в жизни человека [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://tepka.ru/Obschestvoznanie_10/18.html, свободный.
- Борцов Ю.С., Веселая Т.В., Драч Г.В., Запрудский Ю.Г., Коновалов В.Н., Королев В.К., Коротец И.Д., Лубский А.В., Фомина С.И., Федосеенков А.В., Чичина Е.А., Штомпель Л.А., Штомпель О.М.Человек и общество (культурология). –Словарь-справочник / Ростов-на-Дону, 1996.
- Философия и мировоззрение [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://nitshe.ru/filosofiya-kratko-4.html, свободный.
Интересная статья? Поделись ей с другими:
Мировоззрение — что это такое и какие бывают типы у человека: таблица основных видов миропредставления людей и их характеристика
Внутренний мир человека глубок, многогранен и сложен. У каждого из нас со временем формируется целый комплекс убеждений, установок и представлений. В этой статье я расскажу о мировоззрении людей, опишу, что это такое, каково определение понятия, его основные типы (в таблице), объясню, почему это явление нуждается в изучении.
Объяснение термина
Нам предстоит разговор о сложном, но фундаментальном аспекте сознания. Для этого сначала выявим, что представляет собой самосознание в целом. Оно может принадлежать как конкретному индивиду, так и всему обществу (например, народу), а также состоит из нескольких уровней:
- Элементарный (первичные представления о себе, связанные с оценкой окружающих).
- Глубинный (более осознанное понимание своей роли в социуме).
- Сложнейший.
На третьей, самой сложной ступени расположилось мировоззрение человека – это совокупность знаний, убеждений и представлений о себе, обществе и мире в целом. С его помощью личность осознает себя частью материальной и духовной действительности посредством обобщенного отношения к ней. Оно отражает саму сущность индивида, его идеи, взгляды, мысли, ценности, предпочтения, влияющие на поведение. Существует также понятие «мировоззренческая зрелость», увидеть которую можно по поступкам, действиям людей.
Структура
Мировидение включает в себя комплекс различных характеристик духовной жизни личности, формирующихся посредством познания и понимания мира. Мироощущение очерчивает эмоционально-психологические вопросы на уровне эмоций, чувств, настроений.
Миропонимание определяет познавательно-интеллектуальную сферу. Как таковые внутренние установки, воззрения возникли в процессе перехода человечества к родовой общине – первой устойчивой форме общественной организации. Это был большой скачок в развитии.
Компоненты мировидения
Существует множество видов знаний, которые накапливает человек в процессе изучения мироздания. Житейский опыт позволяет адаптироваться к жизни в обществе, ориентироваться в ней, научный – анализировать факты более высокого ранга.
Взаимодействие с окружающим пространством сопровождается эмоциональным откликом. Мы не просто смотрим на творения природы, составляя о них сухое фактологическое представление, мы любуемся и даже восхищаемся ими.
Еще одним важным аспектом мировоззрения являются нормы и ценности. Порой они даже выступают вразрез со здравым смыслом: ради защиты близкого человека, ребенка, многие готовы пожертвовать собой. Люди действуют, опираясь не столько на эмоции или логику, сколько на собственные убеждения и установки.
Поступки определяют практический уровень мировоззренческой структуры. Открыто выразить свое отношение к миру можно лишь с помощью конкретных действий. Итак, мировидение состоит из четырех основных компонентов: эмоционального, деятельностного, познавательного и ценностного. Все они взаимосвязаны и образуют внутреннюю целостность личности.
Какие типы выделяет наука
В рамках исторического подхода существует три основных вида мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское.
Изначально именно мифология была фундаментом, на котором держалась система ценностей в обществе. Она стала одним из факторов, определяющих поведение людей. Мифологичность предполагает эмоционально-образное видение действительности и наделение ее фантастическими свойствами. Эмоциональный опыт в древности превалировал над рациональным (его человечеству попросту не хватало) и отражал боязнь человека перед непознанным, необычным, незнакомым. Невозможность грамотно выстроить причинно-следственные связи порождала необходимость объяснять природные и социальные явления, обращаясь к фантастике.
Когда первобытность как принцип построения жизни отошла на второй план, на смену мифу пришла религия. В отличие от мифологии, она принесла с собой догматизм, четко сформулированную систему ценностей и правил. Появились образцы «правильного» и «неправильного», «хорошего» и «плохого», «дозволенного» и «недопустимого». Теперь глубинные вопросы человеческого существования (о происхождении, рождении и смерти) искали свое разрешение в вере в сверхъестественное.
Позже возникает философия, призванная структурировать и систематизировать различные взгляды на мир, общество и человека. На первый план выходят разум, последовательность мысли, логика, аргументация. Все три типа проявляются и в современной действительности. Они отражаются в том, как мы относимся к тем или иным аспектам существования, взаимоотношениям.
Все основные виды мировоззрения и их характеристика в таблице
Название | Характерные черты |
Мифологический |
|
Религиозный |
|
Философский |
|
Обыденный |
|
Научный |
|
Гуманистический |
|
Психолог Дарья Милай
Очная консультация
Каковы особенности и преимущества очной консультации?
Консультация по скайпу
Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?
Научное мировоззрение
В отличие от всех других типов этот основывается на объективных знаниях о природе и человеке. Это своеобразный высший этап развития философской мысли, но с меньшей обобщенностью и с большей точностью.Такой способ видения мира опирается исключительно на достижения науки и человеческого познания, которые позволяют составить объективное изображение действительности, объяснить сущность личности и ее роли в становлении и развитии существующей реальности.Достоинства:
- опора на новейшие открытия;
- связь с реальной сутью вещей;
- практическая направленность, непосредственное влияние на деятельность людей.
Недостатки:
- безразличие к смыслам и духовной сфере;
- интересы человека, стремление улучшить его положение не играют большой роли.
Религиозное мировоззрение
Делит мир на два полюса: «этот» и «тот». Вводит такие понятия, как дух, вера, бог и не требует доказательной базы или критического анализа. Устанавливает постулаты, отвечающие на глубинные вопросы, тревожащие личность: что есть добро, а что – зло, какова концепция сотворения Вселенной. Религиозность предполагает выполнение строгих правил поведения, которые преподносятся носителями того или иного учения, как истинно верные.Религия играет колоссальную, хоть и спорную, роль в современности. Она неразрывно связана с общечеловеческой культурой, ориентирована на решение духовных проблем. В то же время она вступает в конфликт с другими типами мировидения.
Мифологическое мировоззрение
Формировалось на таком историческом этапе, когда человечество постепенно отделяла себя от природы и противопоставляла ей. Возникали различные культы, пантеоны. Непростые явления социальной жизни находили свое отражение в мифах: подобно людям боги и герои устраивали войны, конкурировали между собой.Свойства мифологии:
- наделение природы человеческими чертами;
- взаимодействие реального с фантастическим;
- отсутствие логического анализа и рефлексии;
- практическая направленность на решение бытовых задач;
- сюжеты однотипны и поверхностны.
Архаический подтип
Это древняя форма представлений человека о себе, жизни и взаимодействии с природой. Для него характерно сосуществование реальности и фантазии. Оба этих понятия объединились однажды в различных вариациях верований: тотемизме, анимизме, фетишизме. Точно так же в рамках этого мировидения не существует деления на «Я» и мир. Все вокруг имеет жизненную энергию и требует к себе определенного отношения (ритуалов, поклонения).
Какие бывают мировоззрения у людей: философское направление
Существует огромное количество знаний и идей, касающихся роли и места человеческой культуры, личности в мироздании, а также вопросов жизни и смерти в целом. Переосмыслить все имеющиеся представления о действительности и выделить наиболее значимые для обсуждения темы взялась философия.В процессе исторического развития возникало (и появляется до сих пор) множество различных школ, многие из которых идейно конфликтуют между собой. Философы высшими ценностями считают самопознанию, поиск истины, самоактуализацию. Отличия от религии и мифа:
- основывается на рациональном знании, а не на вере;
- главенствующую роль играет рефлексия;
- наличие целостности, системы;
- четкие понятия и категории.
Обыденное мировоззрение
Опирается на житейский опыт и формируется стихийно, в процессе взаимодействия личности с различными сферами и проявлениями жизни.Установки, сформированные повседневным мышлением, автономны и самодостаточны. Часто они сопровождаются исключительно ассоциативным способом восприятия, который основывается на знаниях и практике предков или окружающих. Причем новая информация в рамках этого мировидения имеет возможность интегрироваться и применяться в различных сферах деятельности.Немаловажную роль играют интуиция, эмоции и чувства, инстинкты. Также взгляды и убеждения воспринимаются в связи с ценностными ориентирами, нормами поведения, существующими в общественной системе.
Какое бывает мировоззрение у человека: экспоненциально-личностное представление
Согласно этой концепции образ мысли формируется по ходу взросления индивида. Когда от пассивного, зависимого состояния он переходит к подростковой рефлексии, кризису. Тогда и далее он ощущает на себе весь вес общественного и культурного влияния. Так, фундамент мировосприятия складывается из многих мировоззренческих типов: вера переплетается с мифом, философией, обыденным образом мысли и наукой в различных пропорциях.
Догматизм
Часто мировидение складывается посредством догматического способа восприятия. Он предполагает некритическое, но осознаваемое следование установленным извне правилам, нормам, законам.
Рефлекторность
Другой «стиль» приверженности тем или иным идеям, догматам – подсознательное, неосознаваемое стремление к ним. В этом случае (в отличие от догмы) разум уже не включен в аналитическую деятельность и рефлексию, поэтому подчинение определенным принципам и предписаниям происходит импульсивно, рефлекторно.
Задайте вопрос
Какой может быть роль мировоззрения в жизни человека
- Является основой целостности личности, которая предполагает наличие четкой системы ценностей, идеалов.
- Структурирует окружающее пространство, делая его знакомым, более понятным и безопасным.
- Подсказывает те или иные пути достижения целей.
- Его отсутствие делает жизнь хаотичной, а психику дисбалансной, полной противоречивых установок, что приводит к неразрешимым внутренним конфликтам.
Бывает состояние, когда старое мировидение разрушается (например, приходит разочарование в религиозных принципах), а новое на его месте еще не сформировывается. Такой этап называют мировоззренческим кризисом. В этот момент крайне важно как можно скорее вернуть личность к целостности, иначе на место здоровых форм мировоззрения придут различные заблуждения и суррогаты: алкогольные и наркотические вещества, сектантство и так далее. С мировидением связано также понятие «менталитет», которое означает определенный склад ума, совокупность психических свойств и особенностей поведения. Он отражает характер целой группы людей (например, нации), представляя собой внутренний мир личности, пропущенный через призму исторического опыта.
Как поменять свои убеждения.
Для начала я разложу эту форму мышления на два уровня:
- чувственный (эмпирический) – включает в себя мироощущение, мировосприятие, миропереживание;
- понятийный (теоретический) – миропонимание.
Проще всего повернуть образ мысли в другую сторону, работая со второй ступенью, так как она связана с интеллектуальным, логическим восприятием. Для этого нужно влиять непосредственно на интеллект, формируя новые установки. Я рекомендую пошаговую инструкцию к изменению своих убеждений:
- Выделите для себя немного времени и хорошо все обдумайте, признайтесь себе в своей убежденности, в той области, которая вас не устраивает, и запишите ее в блокнот. Из созданного списка постарайтесь выбрать те, которые мешают вам и приводят к конфликту между вашими целями и желаниями («Постоянно все заболевают»; «Я часто подхватываю вирус»; «У меня очень слабый иммунитет»; «Когда я болею, меня все любят»; «При болезни я отдыхаю и набираюсь сил»; «Повышенное внимание и заботу получают больные люди»).
- Вы сами должны решить вашу жизненную трудность, так как она находится не снаружи, а глубоко внутри. Если вы поменяете свои негативные убеждения на позитивные на подсознании – вы измените свою действительность.
- Почувствуйте свою силу и то, на что вы способны. Вспомните какую-нибудь отрицательную мысль и замените её на противоположную, попробуйте 3 недели каждое утро повторять её буквально 2-3 минуты.
- Не старайтесь сразу же поменять всю свою убедительность, не перегружая себя, делайте это постепенно. Как только вы изменили 2-4 мысли – подождите некоторое время, пусть они приживутся и зафиксируются в сознании.
Правильный выбор цели, согласно типу мировоззрения
Выявите, какой вид мировидения у вас преобладает. На что вы в первую очередь опираетесь, говоря о добре и зле, сотворении мира, роли в нем человека?
- Аргументируйте свою позицию.
- Наблюдайте. Изучайте действительность, анализируйте, размышляйте, учитесь составлять грамотные умозаключения. Экспериментируйте. Систематизируйте информацию, фиксируя ее. Таким образом, вы поймете, какой путь вам наиболее близок.
- Займитесь самоанализом. Поймите, какую роль вы играете в обществе, определитесь со своими желаниями.
- Рефлексируйте. Задавайте себе глубокие вопросы и ищите на них объективные, логически доказуемые ответы.
- Отодвиньте личный опыт на второй план. Не следуйте сформировавшимся в психике стереотипам, парадигмам. Не проецируйте частный случай на общие представления о мире.
- Следуйте правилу присутствия. Осознайте, что прошлого и будущего нет. Существует только настоящий момент. Живите и чувствуйте «здесь и сейчас», только так понимание реальности не будет искажаться.
- Откажитесь от привязанностей. Базисной и фундаментальной воспринимайте собственную личность. Вы не должны соответствовать чужим представлениям и ожиданиям.
- Исследуйте различные подходы: науку, философию, искусство, работу обыденного мышления. Ищите ответы не только внутри себя, но и в разных источниках.
- Развивайте аналитические способности. Логика поможет отделить истинное от ложного.
Заключение
Наладить диалог с собой и окружающим пространством вы можете, записавшись на мою индивидуальную консультацию. А перед этим обязательно закрепите знания, посмотрев видеоролик о том, что такое мировоззрение и какие его типы есть.
В сложных жизненные ситуациях, возникает ощущение безысходности и отчаяния. Самым действенным способом является личная консультация.
Часовая встреча по вашему уникальному запросу в Москве.
Записаться на консультацию
Интенсивный ритм жизни?
Получите он-лайн консультацию из любого уголка мира.
Skype, Viber.
Записаться на консультацию
Знания, формирующие наше мировоззрение — Мировоззрение
Александр Слободчиков, 21 апреля 2013
Знания – это и есть жизнь! Без необходимых знаний выжить нигде невозможно
Эволюция – это постоянное самосовершенствование, постоянное саморазвитие, постоянное получение и осмысление всё новых и новых знаний. Этот процесс – безконечный, очень интересный и захватывающий. В этом и заключается Жизнь!…
Каждый человек приходит в это мир через рождение, и буквально с первого мгновения на него обрушивается огромный поток информации, поступающий через органы чувств, которую ребёнок начинает впитывать как губка, осваивая этот мир и адаптируясь в нём. Он растёт, учится, взрослеет, приобретает знания, опыт, и всё это происходит сначала в семье, в кругу родных и друзей, затем продолжается в школе, в трудовом коллективе и т.д. Человек познаёт этот мир и развивается, осваивая знания, накопленные предыдущими поколениями, а также открывает новые для себя знания, в процессе своей деятельности. При этом новые приобретённые знания и опыт человека становятся достоянием социума, в котором он живёт, и ими в свою очередь, могут воспользоваться другие люди для своего развития.
В зависимости от качества и количества приобретённых знаний, а также от окружения, в котором человек находится, у него формируется определённое представление о том, как устроен этот мир, и какое место он сам занимает в нём, т.е. формируется определённое мировоззрение. Прежде чем продолжить, необходимо в самом начале определиться с терминами, для того, чтобы одинаково понимать смысл и суть обсуждаемых вопросов. Итак, для ответа на вопросы: что такое информация и что такое знание, лучше всего подойдут определения академика Н.В. Левашова:
«Информация – это сообщение, полученное нами через органы чувств о происходящем вокруг и внутри нас. Знание есть ни что иное, как осмысленная и понятая нами информация о происходящем вокруг и внутри нас».
При этом нужно иметь в виду, что информация, на основе которой формируются знания, может быть правдивой, а может быть и ложной, следовательно, и знания могут быть как истинными, так и ложными.
В свою очередь, истина – это такое содержание наших знаний, которое не зависит от субъекта. Например: утверждение «Земля вертится» – истина, и она не зависит оттого, что по этому поводу думает человек. Глубина понимания истины зависит от уровня эволюционного развития человека.
При изучении мировоззрения можно выделить три ступени последовательного мировоззренческого освоения мира: «мироощущение», «мировосприятие», «миропонимание».
«Понятие «мировоззрение» неотделимо от понятия человек. Мировоззрение – способ духовной ориентации человека в окружающей действительности, определённый взгляд на мир. Это система наиболее общих представлений и знаний о мире и месте человека в нём, ценностях и убеждениях личности.
Мироощущение – первая ступень мировоззренческого становления человека, представляющая собой чувственное осознание мира, когда мир даётся человеку в форме образов, организующих индивидуальный опыт.
Мировосприятие – вторая ступень, позволяющая видеть мир в единстве сторон, давать ему определённую интерпретацию. Мировосприятие может базироваться на различных основаниях, не обязательно основанных на реальности.
Миропонимание – высшая ступень мировоззренческого освоения мира, основанное на знаниях реальных законов природы макромира и микромира, на понимании причинно-следственных связей зарождения и развития всего многообразия жизни, в том числе закономерного появления и развития РАзума, как высшей ступени развития живой материи. Всё это позволяет человеку, носителю этого разума, создать целостную картину мира и осознать своё место в нём. В реальных измерениях мировоззрения эти ступени неразрывно связаны друг с другом…»
* Мировоззрение, основанное только на мироощущении, соответствует уровню животного.
* Мировоззрение, основанное на мироощущении и мировосприятии (условно) может соответствовать уровню «умного животного».
* Мировоззрение, основанное на миропонимании, соответствует уровню человека Разумного.
А вот теперь давайте разберёмся: как и в какой мере мировоззрение, основанное на истинных или ложных знаниях, влияет на нашу жизнь, а также на развитие или деградацию всего социума. Наша цивилизация накопила огромный объём информации в разных сферах, но это не означает, что вся эта информация правильно понимается. Сами по себе знания не приходят (как манна небесная), необходимы, как минимум, любознательность, желание и радость познания, настойчивость, труд и способность человека задавать и ставить перед собой вопросы. Вопросы, вопросы, вопросы…
Каждый человек на этой земле рано или поздно (лучше раньше) если не прямо, то на подсознательном уровне задавал себе вопрос: в чём смысл жизни? Суть этого вопроса следующая: зачем я живу и какова цель моей жизни? А ещё: что такое пространство, бесконечно ли оно, и какова его природа? Что такое материя и каковы её свойства? Что такое время? Что такое жизнь, и как из мёртвой материи она возникла? Откуда появился человек на земле? Что такое душа, и где она находится? Есть ли жизнь после смерти, и что это такое? Первый раз или нет каждый из нас живёт на Земле? Что такое Ад и Рай, и где они находятся? Одиноки ли мы во Вселенной? И т.д. и т.п.
На эти вопросы пытаются отвечать сторонники религий и эзотерических учений, а также учёные разных направлений, но… в таких делах всегда появляется одно маленькое НО. На многие вопросы, при внимательно рассмотрении, ответы не всегда приближают нас к истине, а иногда даже наоборот уводят от неё! Но, тем не менее, ответы на эти и другие вопросы есть! Эти ответы есть в книгах академика Николая Викторовича Левашова, который щедро делится знаниями со всеми, кто ещё не потерял интерес к жизни, и у кого, как у детей, постоянно возникают вопросы: что? где? почему?
А вот у многих людей, к большому сожалению, со временем интерес к знаниям пропадает, поскольку приходится думать о «хлебе насущном», да и на преодоление проблем в повседневной жизни уходит масса времени, сил и средств, тут уж «не до знаний». Вот и получается, что «лишние» знания якобы только мешают, и от них вроде бы нет никакой пользы. Часто приводится такой аргумент: ну какая польза в повседневной жизни, например, от знания того, как устроен наш мир?
Конечно, если целью повседневной жизни становится не сознательная эволюция, а удовлетворение элементарных физиологических потребностей и получение «удовольствий», то всё это приводит к доминированию животного начала, и человек отодвигает на второй план или вообще утрачивает такие качества разумного существа как совесть, благородство, достоинство, честность, порядочность и т.д., поскольку животным такие качества не нужны. Постепенно происходит замена приоритетов, что, в конечном итоге, приводит к доминированию инстинктов и эмоций над разумом.
Характерные примеры объяснения мотиваций таких поступков – я хочу, мне всё можно, я этого достоин, надо жить здесь и сейчас, нежелание думать о прошлом и будущем, после нас хоть потоп и т.п. Так ведут себя большинство животных, действия которых подчинены инстинктам, потому что у многих из них есть ум, но нет разума, а это большая разница.
Кстати, человек как раз и отличается от животных тем, что он может контролировать свои эмоции, способен ставить перед собой вопросы, а потом искать и находить на них ответы, развивая свой мозг, своё мышление, приобретая знания, с помощью которых можно познавать окружающий мир, идти по пути развития, а этот путь рано или поздно, при наличии желания и воли, приводит к истине.
Реальные знания – это сила, обладая которой можно изменить мир к лучшему, не разрушая себя и природу. В противном случае, человек, не интересующийся знаниями и игнорирующий их, становится невежественным, которым очень легко управлять, навешивая «лапшу» на уши, (давая ложные знания) и делать с ним всё, что хочется. Такой человек, понимает он это или нет, в лучшем случае, останавливается в своём развитии, а в худшем – идёт по пути деградации и опускается на уровень животного.
А вот теперь обсудим вопрос: какие знания имеют приоритет (и имеют ли) перед другими знаниями для развития и формирования на основе этих знаний определённого мировоззрения, как у отдельного человека, так и у социума в целом, ведь знания знаниям рознь?
Например, знание приготовления еды – важны, т.к. от этого зависит здоровье одного или нескольких человек. А вот, например знание законов управления сознанием человека, и на их основе создание технологий управления, позволяет манипулировать одновременно сознанием огромного количества людей, при этом люди даже не догадаются, что ими кто-то управляет помимо их воли. Поэтому знания, которые относятся к различным сферам жизни, можно расположить в порядке убывания значимости этих знаний для сфер человеческой жизнедеятельности, а от качества этих знаний зависит формирование мировоззрения, основанного на ложной или реальной информации. В первом случае это деградация, во втором – развитие.
Знания об устройстве мира
Религиозная точка зрения на то, как устроен мир, очень простая: всё превсё на свете сотворил Бог, а все люди – это «рабы Божьи» (это в равной мере относится к ведущим религиозным учениям: иудаизму, исламу и христианству, имеющим одни корни, а также к различным эзотерическим учениям, только Бог там имеет другие названия: Абсолют, Высший разум и т.д.). Например в Ветхом Завете, в котором почти тысяча страниц, описание как это происходило и как всё в мире устроено занимает чуть больше страницы (Быт. «Сотворение мира»). И всё это выдаётся за истину в последней инстанции, т.к. служители церкви утверждают, что это откровения Бога, переданные через Моисея всем людям.
Для человека, у которого есть хоть немного извилин в голове и который не разучился думать самостоятельно, всё это иначе как бредом сумасшедшего назвать нельзя. Раньше тех, кто был не согласен с этой точкой зрения, объявляли еретиками и просто сжигали на костре. В настоящее время отцы церкви даже готовы принять теорию «Большого взрыва» с оговоркой, что это тоже дела Божьи, хотя сам Бог об этом ничего не говорил. Выходит, служители церкви присваивают себе право интерпретировать слово Божие, в зависимости от сложившейся ситуации. Очень «удобная» позиция церкви, основанная на откровенной лжи и рассчитанная на людей невежественных, позволяет «запудрить мозги» тем, у кого не развито мышление и вложить в сознание весь этот бред, в итоге пастырь (пастух) получает в свою паству (стадо) очередного барана.
Мировоззрение такого человека основано только на вере в то, что скажет священник, т.к. многие, в силу своего невежества, не читают слово божие, Библию, а даже там, при внимательном и осознанном чтении, можно найти много любопытного, от чего у многих могут открыться глаза. «Сильные мира сего» и высшие иерархи церкви просто используют религию, как инструмент для обогащения и удержания власти путём формирования у людей религиозного мировоззрения, основанного на вере в Бога, но это не имеет к реальности никакого отношения.
На вопрос: «кто или что такое Бог?» вразумительного ответа нет, за исключением того, что он нашим умом непознаваем и тишина… А ещё он Всевидящий, Всезнающий, Вселюбящий, Всемогущий и ещё масса разных Все… И в то же время многие войны и преступления, в которых погибало огромное количество людей, преподносятся, как угодные Богу деяния (например – крестовые походы). С его именем на знамёнах, руками церковников уничтожались люди, носители истинных знаний, книги, любые материальные артефакты, раскрывающие всю ложь религиозного мировоззрения.
Напрашивается простой вывод: под именем Всевидящего, Всезнающего, Вселюбящего, Всемогущего и т.д. Бога скрывается кто-то другой, ведь не мог же Вселюбящий поощрять убийства, а Всезнающий скрывать эти самые знания от людей! И у этого другого есть имена: Яхве, Иегова, Саваоф… Этот другой ходил по земле как человек, ел как человек, говорил как человек и т.д. (Быт. 18.1.). И этот другой, правильнее сказать «чужой», прикрываясь именем несуществующего Бога и находясь на самой вершине пирамиды, со своими подельниками осуществляет планы по захвату и порабощению человечества, высасывая из него все соки – «жизненную силу». Инструментом для осуществления своих планов на земле они избрали себе рабов: «избранный народ», за которым скрывают своё истинное лицо – лицо «социальных паразитов».
А вот, чему учат наших детей: цитата из учебника «Человек. Общество. Государство. Учебное пособие для 11-го класса»: «Специфику религии составляют мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, определяемое верой человека в существование сверхъестественных сил (Бога) и чувством связанности с ними и зависимости от них. Бог – высший предмет религиозной веры, сверхъестественное существо с необыкновенными свойствами и силами». Вопрос: какое мировоззрение формируют эти утверждения? Ответ: любое, за исключением мировоззрения, на основе миропонимания.
Зададим себе ещё один простой вопрос: может ли Бог лгать? Ответ напрашивается сам собой: конечно, нет, ведь обманывать может только Дьявол. А теперь посмотрите, как беззастенчиво лгут священнослужители. Приведу всего лишь один пример наглой лжи, что у славян не было письменности до Кирила и Мефодия. А как быть с Буквицей, Глаголицей, с чертами и резами, руническими письменами славяно-ариев? И таких примеров море. Вы думаете, что иерархи церкви не знают правду? Вывод делайте сами.
До тех пор, пока люди не проснутся от ментального сна, не станут думать своими мозгами и действовать сознательно, эта компания социальных паразитов делает и будет делать всё, чтобы опустить всех нас на уровень умных животных, превратить в рабов или физически уничтожить всех, кто с этим не согласен. Об этом они сами начали открыто говорить (Интервью с раввином Абэ Финкельштейном о еврейском контроле над миром).
Религиозное мировоззрение, основанное на мироощущении, не позволяет человеку подняться выше уровня умного животного, потому что о миропонимании даже речи нет, соответственно, оно не отражает и не объясняет реальность, а является лишь мощным орудием порабощения человечества «социальными паразитами».
Научная точка зрения на то, как устроен мир, в большинстве случаев, не может дать вразумительного и обоснованного ответа, в силу того, что она не знает ничего о 90% материи Вселенной, а строить картину мира на знании 10% – абсурд, это даже ребёнку ясно, ведь нельзя сложить картинку из одного кубика, если она нарисована на десяти. Накопив огромное количество фактической информации о физическом мире, понимания сущности происходящих процессов у современной науки нет. Не зная истинных законов природы, а наблюдая только их проявления, наука идёт ложным путём познания, разрушая природу, среду обитания и ведёт человечество к гибели.
Всё, что противоречит «общепризнанным» теориям официальной науки, даже если постулаты этих теорий давно опровергнуты самими учёными (например: постулаты, на которых построена теория относительности, Эйнштейна, ложны) считается истиной в последней инстанции, а всё, что не согласуется с официальной точкой зрения научного сообщества, объявляется лженаукой. При этом непогрешимость своей позиции «академики» утверждают своим авторитетным мнением, и это мнение навязывается всем остальным.
Часто к реальности это не имеет никакого отношения, а мировоззрение, основанное только на «авторитетных» мнениях, пусть даже самых титулованных учёных в разных сферах знаний (физика, химия, биология, медицина, педагогика…), ничем не отличаются от религиозного. Тем самым наука превращается в религию.
Например: учёные давно пытались найти так называемую «Божественную частицу» (бозон Хиггса) используя адронный коллайдер, а недавно заявили, что они вроде бы открыли её и даже хотели выпить за это. Они полагают, что после Большого Взрыва, когда Вселенная начала формироваться, протоны и электроны двигались беспорядочно, но когда они стали взаимодействовать с «Полем Хиггса» (оно сформировано из частиц бозона Хиггса), они замедлились и получили массу и структуру, этим сформировав физический состав Вселенной.
«Поле Хиггса, как густой сироп», – объясняет доктор Алан Барр, физик-ядерщик из Оксфордского университета, – он улавливает частицы, которые перемещаются вокруг и превращает их в материю». Эксперты не на 100% уверены, что это сама «Частица Бога», но сходятся во мнении, что найденная частица на неё очень похожа. «Это почти бозон Хиггса», – рассказал Барр, – Можно сказать, что это очень близкий родственник частицы, но мы должны посмотреть на более мелкие детали, чтобы узнать об этом больше», – добавил он.
Объяснение, как в детском саду: протоны и электроны уже были, а массы у них не было, а это означает, что это не протоны и электроны, а что-то другое.
Исторические знания, как часть научных знаний, основанные на реальных, фактических источниках и артефактах, дают возможность проследить во времени причинно-следственные связи в процессе развития как отдельных народов, так и всего человечества, что позволяет изучить ошибки прошлого, не допускать этих ошибок в настоящем, а также планировать развитие и строить светлое будущее. Сфабрикованная же история скрывает следы преступлений и их авторов. Незнание реальной истории даёт возможность паразитам переписывать её по своему усмотрению, тем самым взять под контроль исторический процесс, а это очень мощное оружие порабощения в руках паразитов.
Дж. Оруэлл («Год 1984»): «Кто контролирует прошлое, контролирует будущее, а кто контролирует настоящее, тот всевластен над прошлым».
Мировоззрение, сформированное на базе сфальсифицированной истории, является очень мощным оружием в руках «социальных паразитов» по порабощению, как отдельных стран, так и всего мира. Люди, не знающие реальной истории, превращаются из наРОДа в население, не имеющее своих корней. Те, кто осуществляют эту фальсификацию и скрывают реальную историю, какими бы благими намерениями они не оправдывали свои действия, фактически являются подручными «социальных паразитов» т.е. соучастниками преступления против человечества.
Экономические знания, являющиеся одним из разделов современной науки, имеют паразитическую суть, и эта суть очень проста, что бы ни говорили все ведущие «специалисты профессионалы» от экономики. В этой системе деньги являются товаром. Все остальные экономические построения исходят из этого ложного постулата: ценности денег – их «товарной сущности». Деньги, по их мнению, такой же товар как дом, машина, гараж и т.д. Всё это можно сдать в аренду за деньги, и деньги тоже можно отдать на время за деньги (в рост), а это противоречит функциям денег в любом экономически здоровом обществе. Те, кто проводят такую экономическую политику, находясь на любом уровне, какими бы красивыми словами ни обосновывали её целесообразность и необходимость, действуют на стороне «социальных паразитов» – наших врагов.
Знание паразитической сути экономической системы формирует мировоззрение как в одну, так и в другую сторону, в зависимости от того, какую сторону принимает человек. Если он считает деньги товаром и действует, исходя из этого, то он действует на стороне «социальных паразитов», понимает он это или нет, и наоборот.
Знание нравственных законов развития человека, как биологического вида, встроенного в экологическую систему земли, и занимающего определённую нишу, позволяет осознанно выбирать созидательный путь развития или разрушительный. В первом случае, этот путь основан на нравственных нормах, присущих только РАзумным существам, таких как честь, совесть, благородство, сострадание, самопожертвование, любовь (в духовном понимании этого слова) и т.д., дающий возможность беЗконечного развития, что позволяет при определённых условиях выйти на уровень творения. Этот путь не из лёгких, он требует от человека огромной силы воли, силы духа, упорного труда и большой ответственности, но в то же время приносит огромную радость творчества.
Во втором случае, никаких ограничительных нравственных норм не существует: их просто нет для тех, кто выбирает такой путь, путь, основанный только на силе и приоритете животных инстинктов (путь паразитизма). В этом случае, ни о какой нравственности не может быть и речи, а такой путь, в конечном итоге, ведёт к деградации, разрушению и самоуничтожению, как самого носителя этого мировоззрения, так и окружающего мира…
Читать статью полностью…
—
Взято: www.ru-an.info
—
Трудно, но оно того стоит. — Zhiznbol.ru
Несколько толковых советов для тех кто готов к кардинальным переменам в своей жизни. В этой статье я хочу сделать акцент на важности такого понятия как мировоззрение, а именно: Что это такое, какую роль играет в нашей жизни и как изменить своё мировоззрение.
Что такое мировоззрение?
Я не хочу вдаваться в глубокий философский анализ этого понятия, а попытаюсь вкратце донести суть:
Мировоззрение, по моему скромному мнению — это субъективное (личное) видение реальности, отношение к окружающему миру. Если уж совсем упростить, то я бы сказал так: Мировоззрение — это ваш личный выбор!
Как наше мировоззрение влияет на нашу жизнь.
Мы определили, что это такое, а теперь давайте разберемся с чем это едят!
Важность того как смотреть на вещи, и как относиться к окружающему миру, трудно переоценить. Это первый шаг на пути к осознанной жизни.
Знаете чем мы кардинально отличаемся от братьев наших меньших? Свободой воли выбора! P.s Жаль, но многие, почему-то, часто забывают об этом важном преимуществе.
Наше отношение — главный аспект, который формирует нашу жизнь.
Вы задумывались когда-нибудь: почему вы делаете, то что делаете, одеваетесь так, а не иначе, любите это, а это не воспринимаете? Это всё и есть маленькие винтики в механизме вашего мировоззрения.
Задайте себе вопрос: «Мой ли это выбор или мне это привила окружающая среда?».
Что я имею ввиду? В мире слишком много фальшивых ценностей, навязанных нам. Много ненужных вещей, вредных советов и бесчеловечных процессий.
Все мы знаем, что фастфуд вреден, что реклама не более чем способ впарить товар, что ради мяса страдают тысяча животных, что законы принимаются без нашего согласия и этот список можно продолжать до бесконечности.
Правда в том, что у нас есть козырь в рукаве, да-да у каждого, самого обычного человека. Есть способ дать отпор и порвать цепи заблуждений. Изменив своё мировоззрение — мы способны в корне изменить наше отношение ко многим вещам, а значит и изменить всю нашу жизнь.
Как изменить своё мировоззрение: 3 этапа.
1.Провести анализ своих убеждений.
Задумайтесь о вашем отношении к жизни. Что вам свойственно, а что нет и почему это так. Самокопание — это на самом деле сильнейшее оружие, если использовать его в меру. Определите те взгляды, которые вас не устраивают, или которые хотелось бы изменить. Возьмите на вооружение.
2. Плюсы и минусы.
И так вы определили негативные взгляды, начнем работать с ними. Следующим этапом будет взвешивание всех за и против.
Ради наглядного примера, я возьму личное убеждение, которое хочу изменить:
Моё желание звучит так: «Я хочу отказаться от мясной продукции».
Я на днях посмотрел не простой фильм, под названием: «Земляне» (посмотреть здесь). Очень тяжелая для восприятия кинолента, о жестокой эксплуатации животного мира в угоду человеческих интересов. Фильм, я считаю, обязателен к просмотру всем. Это ужасы нашей реальности, то о чем обычно принято не говорить. Именно это кино поспособствовало к зарождению такого желания, отказа от мясной пищи.
Я начал интересоваться этой темой, ведь до этого момента мне казалось абсолютно нормальным есть мясо, что в этом такого, я всю жизнь ел мясо. Но внутри что-то основательно пошатнулось и это моя фальшивая картина мира!
Я и раньше догадывался, что еда не рождается в упаковках на прилавках, но именно масштабы той трагедии, которую я увидел своими глазами и осознал — заставили меня всерьёз задуматься. Я прошуршал интернет в поисках ответов на все мои «за и против» и пришел к решению, что я попытаюсь отказаться от мяса.
P.s Я ничего не пропагандирую, это лишь мой личный пример, который очень хорошо описывает процесс изменения мировоззрения в моем случае.
3. Оставить прошлое. (Читать: Как простить себя и отпустить прошлое).
Перемены — это всегда изнуряюще, особенно в начале. Будьте готовы к тому, что ваш ум будет цепляться за старое: Старые повадки, старый образ мышления, старые предпочтения, вкусы, выбор и т.д. Вы внесли в вашу картину мира абсолютно новый элемент, естественно вы будете испытывать дискомфорт.
4. Мотивируйте себя.
Постоянно напоминайте себе основные мотивы вашего решения, так же больше времени уделяйте изучению новых взглядов. Культивируйте в себе те мысли, которые привели вас к решению. В этом деле вашими друзьями послужат: Строгая дисциплина, самоконтроль, терпение. Находите новые знакомства по интересам, узнавайте мнение людей, ищите нужную литературу, смотрите кино по теме и даже измените свои музыкальные вкусы.
Ну что, друзья, надеюсь я сумел немного передать отсебятины по поводу важности нашего мироощущения в жизни, и верю, что мои простые мысли послужат толчком к вашим непростым победам. Меняйте себя — меняйте мир! Успехов.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ — Мировоззрение — медиаплатформа МирТесен
(Зачем мы живем и какое наше место в этом мире)
Для начала
Когда человек оканчивает школу и продолжает учиться дальше, перед ним встает много проблем. Одна из них – особенно острая, ибо связана с тем, что мир взрослой, независимой жизни, в который человек вступает, очень сложный. С одной стороны, этот мир наполнен захватывающими вещами. А с другой – он не может не пугать, поскольку бремя независимости оказывается не таким уж и легким: надо встать на свои ноги, выбрать профессию, обозначить свою жизненную цель, ценности и принципы.
Как принимаются такие жизненно важные решения?
Каждому понятно, что нужны длительные и серьезные размышления, приобретение знаний и опыта. Но, если откладывать принятие слишком важных решений в долгий ящик, то можно поддаться течению жизни и превратиться на слабовольную особь, лишенную мировоззрения. Тогда, как каждому человеку нужна четкая система взглядов, которая придает жизни осмысленности, ясности цели и ценностей, которые способны принести удовольствие. Вырабатывание такого мировоззрения во времена, когда рушатся традиционные идеологические системы, может затребовать от человека чрезвычайной смелости и настойчивости. Ведь, мировоззрение обычно складывается с многих элементов, которые касаются целого ряда источников, таких, как наука, философия, литература, история и религия. В то же время нельзя ожидать, чтобы человек, который вступает в жизнь, был специалистом хотя бы в одной из этих отраслей – не говоря уже о том, чтобы он все знал и умел. Вряд ли найдется такой универсальный и осведомленный человек.
Впрочем, понятно одно: нельзя откладывать решения вопроса о смысле бытия «на потом» и приступать к нему. Только став специалистом. Взрослая жизнь уже началась, и вместе с ней возникают новые идеалы и новые желания, которые требуют принятия решений «здесь и немедленно», и может статься, что эти решения будут иметь влияние на всю дальнейшую жизнь. Конечно, позже, когда человек приобретет новые знания и новый опыт, прежние решения могут быть пересмотрены, однако не надо от самого начала относиться к ним легко и равнодушно. Пренебрежительное отношение к принятию этих решений может повлечь неотвратимые последствия, вызвать чувство сожаления и раскаяния. В то же время решение столь сложных задач в молодости может показаться слишком тяжелым делом.
Однако не следует ждать время, когда накопленная с годами мудрость поможет разобраться в главных вопросах бытия. Если подойти к ним своевременно, будет значительно легче принимать мудрые и взвешенные решения. Но и «запоздалое» обращение к столь важным вопросам смысла жизни не будет напрасным никогда, поэтому хочется сначала рассмотреть вопрос, зачем каждому из нас нужно мировоззрение. Поговорим о том, что такое мировоззрение и к каким голосам следует прислушиваться, когда человек начинает замысливаться над своим мировоззрением.
Поскольку вклад науки в формирование мировоззрения достаточно существенный, попробуем рассмотреть, что следует сделать, чтобы хорошо понимать значение её достижений.
Формирование мировоззрения
Зачем нужно мировоззрение
Главная цель образования
В наше время наблюдается все большая специализация образования. Колоссальный прирост знаний, который произошел за последние сто лет, привел к тому, что если человек не сосредотачивается на той или иной сфере науки, то ему становится тяжело следить за последними научными достижениями и осознавать значение постоянно увеличивающегося потока научных открытий. С одной стороны, такая ситуация не может не радовать, поскольку является следствием одного из поразительных явлений современности – фантастического прогресса науки и техники.
Но вместе с тем полезно помнить, что подлинное образование должно быть подчинено гораздо более широкой цели. Если, например, мы хотим понять современный прогресс, то нам следует рассматривать его в контексте традиций, унаследованных нами от прошлого, что, в свою очередь, означает, что мы должны хорошо понимать историю.
Иногда мы забываем, что древние философы задолго до нас задавались вопросами о фундаментальных философских принципах, лежащих в основании науки, и приходили к ответам, которые не утратили своей ценности и сегодня. Если не помнить об этом, то можно потратить огромное количество времени и сил на обдумывание тех же самых вопросов и не обязательно придешь к результатам, соизмеримым по своей ценности с результатами наших предшественников.
Роль образования состоит еще и в том, чтобы достичь понимания связей и согласованности между разнообразными областями знания и опыта. Чтобы понять великое произведение искусства, следует смотреть на всю картину в целом и пытаться понять взаимоотношения между всеми ее деталями, а не сосредоточиваться на каком-то одном ее фрагменте.
Более того, когда мы справедливо настаиваем на том, что наука должна быть объективной, не следует забывать, что науку творят конкретные люди, вроде нас самих. И потому, рано или поздно, нужно задаться вопросом, каково наше собственное место в мире, который мы изучаем. Мы не должны позволить себе настолько углубиться в материальный мир и пронизывающие его технологии, чтобы забыть о своих собратьях, поскольку последние, как можно будет убедиться из наших дальнейших рассуждений, важнее, чем вся остальная Вселенная. Для изучения самих себя и людей, которые нас окружают, недостаточно занятий наукой. Для этого нужно знание философии, литературы, искусства, музыки, истории и многих других областей.
Таким образом, для того чтобы стать образованным человеком, нужно еще приобщиться к единству всех областей знания и к взаимоотношениям между ними. Чтобы объяснить эту мысль, воспользуемся простым примером. Рассмотрим, что значит знать, что такое роза. Какова истинная природа розы?
Чтобы ответить на этот вопрос, имеет смысл обратиться к разным людям, прежде всего — к ученым.
Ботаники собирают и пересматривают данные о растениях, в частности о цветах всего мира, а затем классифицируют их по семействам и родам. Они помогут нам определить сущность розы, указав, к какому семейству она принадлежит и каковы ее отличительные черты как представителя данного семейства.
Селекционеры и садоводы ознакомят нас с историей выведения данного конкретного растения и покажут, как оно было получено из других родов растений. Они также объяснят нам, как за ним ухаживать.
Химики, биохимики, биологи и генетики расскажут о химическом и биохимическом составе растения и поразительной сложности составляющих его клеток, этих микроскопических биологических «фабриках», куда более сложных, чем любая фабрика, построенная руками человека, и в то же время столь миниатюрных, что требуется специальное оборудование, чтобы их рассмотреть. Одни ученые расскажут нам о сложнейшем генетическом коде, который приводит в действие механизм этих крошечных фабрик, лежащий в основе «производства» компонентов, составляющих наше растение. Другие опишут жизненные процессы, протекающие в розе: фотосинтез, при котором солнечный свет превращает углекислый газ и воду в органические соединения; способы опыления и размножения растения.
Физики и космологи расскажут нам, что химические вещества, из которых образована роза, состоят, в свою очередь, из разных частиц типа электронов, протонов и нейтронов. Они объяснят происхождение исходного материала, составляющего Вселенную, и то, каким образом оно сформировалось. Если мы спросим, как это знание поможет нам понять природу розы, они, наверное, ответят, что Земля — единственная планета в солнечной системе, где розы могут расти! С этой точки зрения наша планета представляет собой нечто уникальное и заслуживающее восхищения.
Но даже если ботаники, селекционеры, садоводы, химики, биохимики, физики и космологи сообщат нам все, что они знают, — и это составит многие толстые тома — у нас останется ощущение, что едва ли ученые коснулись интересующей нас темы. Ведь они не объясняют то, что большинство из нас сочтет самым важным в сущности розы, — красоту ее формы, прелесть цвета и аромата.
Итак, мы дошли до самого существенного момента: ученые могут объяснить поразительную сложность механизмов, лежащих в основании способности человека видеть и ощущать запахи, которые позволяют созерцать розу и воспринимать ее аромат. Однако ни к чему обращаться к ученым, если мы хотим определить, красива роза или нет: мы можем видеть и чувствовать это сами! Для этого у нас есть интуиция. Нам достаточно взглянуть на розу, и мы сразу можем увидеть, что она прекрасна. Нам не нужно, чтобы кто-то сказал нам об этом. Если бы нашелся глупец, который заявил бы, что, поскольку ученые не могут измерить красоту, она не существует, мы бы просто сказали ему: «Да, брось ты…».
Но восприятие красоты основывается не только на интуиции. Чтобы понять ее, мы идем к художнику. Обладая высоко развитым чувством цвета, света и формы, он может помочь нам понять глубину и силу прекрасного, воплощенного в розе, которое без его помощи осталось бы для нас недоступным. Таким образом, художник учит нас видеть.
Затем мы можем обратиться к поэту. Обладая отточенным пером мастера слова, поэт прибегнет к метафорам, аллюзиям, особому ритму и образам, чтобы помочь нам выразить, какие чувства мы испытываем, глядя на розу.
Если же мы попробуем еще глубже понять природу красоты, мы затеем беседу с философом. Среди философов есть специалисты по эстетике. Для каждого человека восприятие красоты розы является опытом в высшей степени субъективным, переживаемым глубоко в душе. Тем не менее, когда мы показываем розу другому человеку, мы ожидаем, что он тоже скажет, что она прекрасна. Обычно это так и бывает.
Отсюда можно сделать вывод о том, что хотя оценка красоты — опыт сугубо субъективный,
а) существуют некоторые объективные критерии, по которым мы можем судить о том, что красиво, а что нет;
б) каждый человек обладает внутренним эстетическим чутьем, способностью к восприятию красоты;
в) если кто-то не воспринимает красоту или даже предпочитает безобразное прекрасному, то это означает, что он страдает какими-то нарушениями восприятия цвета или формы или глубоким психическим расстройством (как, например люди, которые испытывают удовольствие от жестокости).
Можно было бы подумать, что, рассмотрев перечисленные выше подходы к нашему предмету, то есть к розе, мы исчерпали вопрос о ее истинной природе. Но, разумеется, это не так. Мы перечислили способы научного объяснения, затем рассмотрели вопрос о том, какую ценность имеет для нас этот цветок, что он для нас значит. Но именно потому, что розы обладают определенной ценностью в наших глазах, встает ряд других вопросов, связанных с морально-этической и в конечном итоге духовной значимостью того, что мы с ними делаем. Рассмотрим три ситуации.
1. Женщина наскребла немного денег, чтобы порадовать себя букетом роз. Она очень любит эти цветы и хочет, чтобы они простояли у нее как можно дольше. Но у нее есть бедная и тяжело больная соседка, и у женщины возникает мысль, что нужно отдать больной хотя бы часть цветов.
В душе женщины борются два противоположных чувства:
а) чувство эгоизма, которое диктует ей оставить цветы себе;
б) чувство долга, которое диктует ей «возлюбить ближнего как самого себя» и потому отдать цветы больной соседке.
Встает вопрос: откуда проистекают эти чувства, и какому из них подчиниться? Можно было бы отнести эгоистичное желание оставить розы себе на счет слепого, но очень сильного движущего мотива, связанного в конечном итоге с эволюцией. Но откуда тогда берется альтруистическое чувство долга, которое заставляет человека помогать ближнему в ущерб самому себе? Откуда оно? Почему женщина должна ему подчиниться? Далее перед женщиной встает еще одна проблема: ей нужно сделать выбор в пользу какого-то решения. Она не может ждать, пока ученые или философы или кто-то еще поможет ей в этой ситуации. Ей нужно решить, как действовать. Как и на каком основании ей следует выбирать между двумя несовместимыми желаниями?
Рассмотрим еще одну ситуацию.
2. Один человек любит розы, но у него нет денег купить себе букет. Он знает, что может украсть розы из чужого сада и что никто об этом не узнает. Правильно ли он поступит, если залезет в чужой сад и украдет цветы? Если ни хозяин, ни полиция, ни органы правосудия не узнают о его поступке, почему ему, все-таки не следует воровать? Кто имеет право утверждать, что воровать нельзя?
3. Другой человек постоянно преподносит целые охапки роз женщине, муж которой уехал в заграничную командировку. Не исключено, что этот человек пытается соблазнить женщину, толкнуть ее на супружескую неверность. Как расценивать супружескую неверность? Всегда ли она заслуживает осуждения? Кто имеет право судить неверных супругов?
Итак, для того чтобы ответить на вопросы, которыми мы задались в связи с описанными ситуациями, нужно ответить на те наиболее фундаментальные вопросы, которые мы рассматривали выше, выясняя, как определить истинную сущность розы.
Откуда вообще взялись розы? Мы, люди, не создаем их и вообще еще очень далеки от того, чтобы создать что-либо подобное. А может быть, существует Бог, который придумал и создал их? Может быть, Он и есть самый главный Владелец всего, что существует в этом мире, Который имеет право создавать правила использования окружающих нас вещей?
Или, может быть, розы просто возникли из вечно существовавшей неорганической материи, в результате стихийного процесса, не имеющего в своей основе ни цели, ни программы, ни правил их использования? И если это так, то не волен ли человек поступать, как ему заблагорассудится, если никому не известно, что он делает?
Итак, мы задались простым вопросом: «Какова истинная природа розы?» и выяснили, что для того чтобы правильно ответить на него, следует обратиться к многочисленным источникам знаний, таким как наука, литература, философия. И мы убедились в том, что интерес даже к такой простой и знакомой вещи, как роза, выводит нас на глубокие фундаментальные вопросы об устройстве мира, частью которого являются розы.
Именно ответы на эти вопросы в своей совокупности формируют систему представлений, в которую мы затем встраиваем знание обо всех остальных вещах в этом мире. Эта система представлений о мире, нас самих и обществе — как осознанных, так и неосознанных — называется мировоззрением. В нее входят хорошо продуманные и интуитивные, правильные и неправильные взгляды на трудные, но в то же время увлекательные вопросы бытия: Каково происхождение Вселенной? Как я могу влиять на ход событий в мире? Кто я? Как я познаю мир? Представляю ли я собой какую-то ценность? Есть ли у меня какие-то обязанности? Мировоззрение представляет собой большое полотно, куда мы вписываем самые разнообразные события и факты. Его также можно уподобить объективу, через который мы пытаемся смотреть на мир, чтобы понять его.