Советы начинающему велотуристу | ВелоСреда
- Подробности
- Просмотров: 6565
Велотуризм является одним из видов активного отдыха, при котором путешествие осуществляется на велосипеде. Если вы любитель новых пейзажей, хотите посетить красивые места и при этом поупражнять свое тело, тогда это для вас наилучший вид отдыха.
Сложность маршрута в велотуризме, разделяется на шесть степеней, зависящих от протяженности маршрута, высоты над уровнем моря, сложностью рельефа и так далее. Первая категория сложности это самая легкая, протяженностью не мене 300 километров, а продолжительностью не менее 6 дней, последующие 5 степеней, естественно, намного сложнее, и предназначены для опытных велотуристов. Если вы только приобщаетесь к такому виду походов, то вам следует выбрать походы первой сложности.
Для начала необходимо подготовить велосипед. Произведем подгонку седла и руля, для этого учитываем индивидуальные особенности велосипедиста. Методика установки седла следующая:
— высота седла должна быть такой, чтобы сидящий на нем мог упереться пяткой на педаль, которая находится в нижнем положении;
— по длине седло устанавливаем таким образом, чтобы коленный сустав велосипедиста был над осью педели;
— руль устанавливается таким образом, чтобы по высоте он мог совпадать с плоскостью седла;
— для уменьшения воздействия вибраций на велосипедиста, следует обмотать руль полоской тонкой губчатой резиной, а сверху намотать хлопчатобумажную ленту, также в магазинах можно приобрести специальную ленту для руля;
— для уменьшения загрязнения в процессе езды можно установить щиток, который крепится к нижней трубе рамы;
— устанавливаем откидную подножку для велосипеда. Она позволит оставить велосипед в вертикальном положении;
— устанавливаем скобу для крепления фляги. Ее можно установить на подседельную или нижнюю трубу рамы;
— можно, также, заменить переднюю ведущую звездочку, на эллиптическую. Подобные звездочки продаются практически во всех специализированных магазинах. Она позволит более равномерно передавать усилие на заднее колесо, что облегчит движение на сложных подъемах.
Читайте также:
Подготовка маршрута велопохода
Питание в походе
Выбор диаметра колеса велосипеда
Все статьи раздела
velosreda.ru
10 советов начинающим велосипедистам | Сайт Котовского
Согласно статистике, с первыми весенними солнечными днями на улицы высыпает огромное количество людей, катающихся на велосипедах. Я, как человек уже достаточно опытный в этом вопросе, хочу дать несколько рекомендаций моим начинающим вело друзьям, посещающим этот сайт.
Увлечение велосипедом может перевернуть ваш мир, показать жизнь с такой стороны, с какой вы её никогда не смогли бы увидеть из окна автомобиля.
Помню свои впечатления, когда я своим ходом добрался до соседнего городка, находящегося в двадцати километрах. Факт, что велосипед может быть средством передвижения, в каком-то смысле тогда поразил меня. Вторым открытием стал вывод, что велосипед дает не только свободу передвижения, но и мотивацию к исследованию окружающего мира.
Я бы никогда не оказался в этом маленьком городке, просто потому что ехать туда на машине у меня не было надобности, а пешком я так далеко не гуляю. А тут — вскочил на велик, и поехал, куда глаза глядят, например, на озеро Лох Несс! Через это твой мир расширяется безмерно!
Оговорюсь, что начинающими велосипедистами я считаю всех, кто не проехал за всю взрослую жизнь хотя бы тысячу километров. Допустим, что вы — обычный нормальный человек, несколько раз в сезон выезжающий в хорошую погоду покататься.
Подумайте, что может измениться, если вы немного углубитесь в это увлечение. Наша обыденная жизнь настолько прямолинейна, что человеку очень редко удается увидеть что-то, кроме дороги на работу, офиса, супермаркета и спортзала. Откройте глаза, чтобы заметить чудесное и удивительное, не обязательно ехать за тридевять земель.
Вот 10 советов, которые помогут вам превратить редкое и эпизодическое катание на велосипеде в интересное, а главное, бесконечное познание окружающего мира.
1. Позаботьтесь о своей безопасности
Самый простой, но самый важный совет: КУПИТЕ ВЕЛОСИПЕДНЫЙ ШЛЕМ И ВСЕГДА КАТАЙТЕ В НЕМ, даже если выехали на пятнадцать минут в соседний сквер. Не стоит считать, что шлем нужен лишь тем, кто ездит на гонках или занимается экстримом.
К сожалению, были случаи, когда велосипедист получал серьезное повреждение, упав буквально на ровном месте, в полной, казалось бы, безопасности. Сломанная рука точно срастется, а что будет с пробитой головой, никто не знает. Подходящий по размерам шлем ничуть не сковывает движения и не мешает. Не стоит играть с огнем.
Еще скажу, что для серьезных велосипедистов шлем — это нечто вроде системы опознавания «свой-чужой». Я не могу воспринимать человека на велосипеде без шлема, он автоматически не становится для меня «своим».
Также настаивайте, чтобы шлемом экипировались ваши друзья и близкие, даже если они выезжают раз в два месяца, на полчаса. Во многих европейских странах запрещено ездить по дорогам на велосипедах без шлема, и это очень правильно. Думаю, рано или поздно это дойдет и до России.
Кроме этого, постарайтесь вникнуть в основы управления, научиться правильно тормозить на велосипеде.
2. Не нужно искать кого-то, чтобы выехать покататься
Этот совет имеет два смысла. Во-первых, не попадайтесь на распространенный крючок «бросаю курить, кто со мной». Если человеку нужна компания для того, чтобы сделать некие вещи, значит, что на самом деле он этого не хочет.
Именно по этой причине многие идеи оказываются нереализованными. Тот, кто хочет — делает. Поверьте, друзья, вам совершенно незачем искать кого-то, чтобы начать кататься на велосипеде.
Во-вторых, есть определенный риск, что вашим компаньоном окажется велосипедист, пусть и такой же начинающий, но уже «раскатавшийся». Велосипед — это довольно специфическая нагрузка, и странно наблюдать, как физически сильный человек, впервые с детства севший в седло, выдыхается через двадцать километров, а регулярно катающаяся хрупкая девушка даже не вспотела.
У меня примерно так и получилось. Вымотавшись до соплей на простой покатушке, я еле добрался до дома. В следующий раз на велик я сел только через несколько лет. Совершенно не нужны начинающему такие упражнения. Поэтому проедьте первую сотню километров (разумеется, не за один день, а в сумме) в одиночестве. Это позволит вернуть «чувство велосипеда», адаптировать мышцы и привыкнуть к седлу.
3. Плавно, но регулярно увеличивайте километраж
Проходит совсем немного времени, и вчерашний начинающий, вкусив новых ощущений, уже интересуется более дальними дистанциями. Выкатки на двадцать километров его больше не устраивают, и приходит естественный вопрос: сколько нужно времени, чтобы подготовиться к более-менее длинным дистанциям.
Это, конечно, индивидуально, но я вам советую опять-таки внимательно отнестись к со-катальцам. Катаясь с тренированными людьми, есть возможность всё время ездить с перегрузкой, и толку от таких покатушек будет немного.
Самое важное слово здесь — комфортный для вас темп. Катайтесь регулярно, пока дистанция в тридцать километров не станет совершенно ненапряжной прогулкой. Например, я начал отъезжать подальше от дома без какой-либо компании.
Выезжая почти каждый вечер по 20-30 километров, я через несколько недель понял, что без проблем смогу проехать сто километров, или даже больше. Так и вышло. Главное на этом этапе не насиловать себя, никаких рекордов, никаких амбиций.
4. Увеличивать скорость? Рано
Я категорически рекомендую всем начинающим забыть слово скорость. Особенно держитесь подальше от термина «средняя скорость». Это как раз то, чем меряются более продвинутые велосипедисты. Вам сейчас это точно не нужно. Только научившись катать на длинные дистанции, можно подумать о приросте темпа.
Когда цифры 40-50 километров перестанут быть пугающими, можно прибегнуть к следующей методике: в коротких выкатках держать темп, чуть выше среднего (именно так, а не пытаться гнать на максимуме), а на дальних — экономить силы, рассчитывать усталость, но неизменно прибавлять километраж.
Самое важное сейчас — это дистанции. Сможете катать сто километров за день без особой усталости, и вам откроется весь мир. Это не шутка, на самом деле, данное нехитрое достижение сделает доступным для вас любой велопоход. Например, почитайте про наш 43-х дневный велопоход Барселона-Бергамо.
Не стоит впадать в панику от таких дистанций, я видел десятки новичков, приходящих в наш велоклуб, всех возрастов и полов. Их объединяло лишь одно: сначала они недоверчиво улыбались от наших рассказов про многокилометровые походы, но уже через пару месяцев участвовали в них вместе с нами. Главное — желание и расчёт собственных сил.
5. Не поддавайтесь на геройские предложения
Практически всегда, начинающий велосипедист, активно влившийся в байкерскую тусовку, получает предложение от старожилов поучаствовать в некоем интересном походе. Нельзя сказать, что последние делают это с каким-то злым умыслом.
Тренированные люди могут проехать две-три сотни километров в день, и они решительно не понимают, что это доступно не каждому. Новый парень вроде бы неплохо катает, почему бы его не позвать? Как раз, в следующую субботу намечается интересный бросок, через леса и болота, с форсированием бродов и гонкой, чтобы успеть на последнюю электричку. Пусть поучаствует.
Полагаю, излишним будет говорить, во что превратится для вас такой поход. Не привыкнув к большим расстояниям, мышцы забьются, зад превратится в сплошную болевую точку, а кожа в нежных местах натрется так, что придется ехать стоя.
Для «лосей» ваша компания тоже не окажется подарком: они планировали проехать эту дистанцию за 10 часов, а из-за вашего темпа поход растянется на 15 часов.
Но есть и положительные моменты такого героизма: после него вы или станете убежденным велосипедистом, или долго не будете подходить к «мучителю». Также, выдержав подобное испытание, самооценка повышается, и то, что казалось невозможным вчера, сегодня кажется вполне достижимым.
6. Сидите «на колесе»
Всегда в группе находится как минимум один «лось», для которого общий темп слишком низок. Это можно и нужно использовать. Главный враг велосипедиста — это воздух, который приходится резать своим телом. Ничто так не отнимает силы, как езда против ветра.
Предоставьте «лосю» бороться с этим, а сами, предупредив его, «садитесь на колесо», то есть едьте по его воображаемой колее. Чем ближе к нему вы сможете подобраться, тем глубже вы залезете в его «аэродинамический мешок».
Езда в группе — это великолепная хитрость, позволяющая повысить на треть общую скорость группы. Опасность — из-за неосторожности одного из участников попасть в завал. Нужно следить за задним колесом ведущего, одновременно следя за дорогой.
Поначалу это может показаться сложным, но освоив данный прием, можно сэкономить много сил. Несмотря на то, что «сидение на колесе» — это методика из велогонок, пользуются ей и все велотуристы.
7. Прислушивайтесь к своим ощущениям
Бывает так: выехал покататься, и вроде бы погода хорошая, встречного ветра не наблюдается, а вот не катит и всё. Не нужно с этим бороться. Это совершенно нормально, организм не может быть каждый день в одинаковой готовности. Снижайте темп, или даже сократите дистанцию. Ничего хорошего перегрузки не дадут.
И наоборот, случаются внезапные состояния необъяснимого «качения». Встречный ветер и подъемы только в радость, велосипед летит, пульс не зашкаливает. Такие прорывы обязательно нужно использовать. У меня бывало так, что выкатившись на 50км, но ощутив прилив сил, я уезжал на 150км.
Если лишнего времени нет, то обязательно нужно взять больший, чем обычно темп. Каждая покатушка — это в каком-то смысле тренировка, и нет смысла отказываться от возможности немного погонять.
8. Сравните свой велосипед с велосипедами ваших соратников
В велобайкерской среде есть поговорка: «катит не велосипед, а велосипедист». Это означает примерно то же, что и шутка про прокладку между сидением и рулем у автомобилистов. Однако, при прочих равных, катить будет та техника, которая лучше всего приспособлена для конкретных условий.
Если ваш велосипед окажется значительно хуже остальных в группе, то в сочетании со своей еще не лучшей физической формой вам будет казаться, что все вокруг «спортсмены», а вы — слабак. Поэтому купите велосипед хотя бы среднего уровня и содержите его в техническом порядке.
Нет смысла лишать себя удовольствия катанием на «убитом» байке, лучше потратить некоторую разумную сумму на приобретение нового, пусть и недорогого. Могу порекомендовать модели горных байков, с хорошим сочетанием цены и комплектации.
Кроме того, расспросите товарищей, на каком уровне должно быть выставлено седло велосипеда по высоте и в продольном направлении, отрегулируйте его наклон по собственным ощущениям. Можно поменять высоту руля, переворотом выноса и перемещением колец. Всё это поможет сделать езду более эффективной и менее утомительной. Я обязательно коснусь этой темы в своих следующих заметках.
Покупать велокомпоненты для апгрейда велосипеда выгодно здесь, я там закупаюсь уже много лет. Для стран СНГ они вычитают 20% НДС, а доставка бесплатна для заказов на сумму выше 149 долларов (кроме велосипедов).
9. Правильно оборудуйте свой велосипед
Представим, что велосипед уже стал вашим хобби, есть желание ездить дальше и быстрее. Что можно посоветовать на данном этапе — начинайте заниматься материальной частью. Заметьте, я даю этот совет только сейчас, потому что зачастую новички придают слишком большое значение классу своего железного коня, вкладывают немалые деньги.., и вскоре забрасывают это занятие, поняв, что это не для них.
Только если уже плотно подсели на велосипедизм, есть смысл идти в магазин за покупками. Это, кстати, относится абсолютно к любому хобби. Опасайтесь фетишизма на ранних стадиях. Вам его все равно не избежать, но этот момент нужно оттягивать как можно дольше.
Подходящие покрышки
Взгляните на покрышки вашего велика. Я почти наверняка могу сказать, что они будут широкими, с агрессивным рисунком. Дело в том, что в нашей стране царит культ горных байков. В Европе люди покупают себе для катания городские велосипеды, удобные, с хорошим накатом, с багажником и крыльями.
У нас же, куда не глянь, везде MTB, хотя с асфальта съезжают единицы. Сейчас, правда, люди стали более разборчивыми, и покупают технику для своих целей, а не как у соседа.
Так вот, скорее всего, ваш велосипед тоже горный, или по крайней мере, претендующий на это звание. Я не советую идти в магазин, и покупать что-то взамен. Обойдемся заменой покрышек. Рисунок протектора и вес покрышки — это важнейшие факторы, влияющие на легкость хода велосипеда.
Если ваше катание проходит по асфальту и приличным тропинкам/грунтовкам, то смело ставьте полуслики: шины с гладкой беговой дорожкой и грунтозацепами по краям. Вы поразитесь, какой фантастический прирост наката дает простая замена покрышек на правильные. Сил тратится значительно меньше, а через это дальние расстояния даются гораздо проще.
Контактные педали
Еще один фактор, который позволяет резко повысить эффективность вашего байка — контактные педали. Помните, раньше у гоночных велосипедов были такие ремешки на педалях, чтобы фиксировать стопу. В наше время придумали гораздо более интересную вещь.
При помощи установленного на специальных велотуфлях шипа, нога мгновенно встегивается в контактную педаль, и так же мгновенно выстегивается, стоит двинуть пяткой наружу.
Невозможно передать ощущения велосипедиста, пересевшего на контакты. Результат особенно заметен там, где нужно вкручивать: при ускорении, при езде против ветра и в горку, в грязи и вязком грунте. Человек и велосипед образуют единое целое, что позволяет эффективно распределять нагрузку.
Из минусов можно назвать относительно высокую стоимость велообуви и самих педалей, бюджетный комплект обойдется в сотню долларов. Но поверьте, результат того стоит.
Другой минус — в какой-то ситуации можно не успеть выстегнуться и упасть на нулевой скорости, такое бывает. Я не буду сильно агитировать за контакты, но рекомендую всем попробовать.
Удобное сидение
И последняя вещь, имеющая большую важность для велотуриста. Велосипед ваш может быть каким угодно, но вот седло должно быть правильным. Это, наверно, самая больная тема велосипедистов, потому что от pain in arse мучаются все, в большей или меньшей степени.
Я думаю, больше половины начинающих отказываются от велосипеда, потому что их задница рапортует о таком дискомфорте, что даже удовольствие от катания никак не компенсирует этот факт. Друзья, это временно. Нужно буквально три-четыре выезда, и неприятные ощущения внизу перестанут быть столь острыми.
Тем не менее, вопрос правильного седла ничуть не становится менее актуальным. К сожалению, начинающие делают ошибку: вспоминая детство, покупают для своих велосипедов широкие и мягкие седла. Увы, для дальних дистанций такие «диваны» даже хуже узких спортивных сидений, коими комплектуются горные байки.
Если вы хотите окончательно решить проблему задницы, то даю крайне ценный, выстраданный лично совет. Купите кожаное туристическое сидение английской фирмы BROOKS. После длительных проб, я, как и большинство велотуристов в мире, пришел к этому выбору.
Я катаю на этом седле уже с 2010 года и считаю, что каждая потраченная на него копейка окупилась уже в десять раз. Максимальная дистанция, пройденная за один день была 315 километров, и трудно поверить, но ни малейшего дискомфорта со стороны задницы я не ощутил.
Для сравнения я могу лишь вспомнить трехсот километровый марафон в 2009 году, который я ехал на спортивном седле, и это был ужас. Я стер все нежные места в кровь, и два дня после не мог сесть на велосипед. В следующих заметках я расскажу, где и как купить столь нужное седло.
Если у вас болит попа после длительных поездок, то прочитайте мою статью про то, как выбрать седло для велосипеда. В ней я рассказываю, почему возникает дискомфорт в пятой точке, какие типы велосипедных сидений бывают и делюсь своим опытом.
10. Купите велосипедную одежду
Практически все, кто подсел на байк, рано или поздно покупают велоформу, несмотря на еще недавнее негативное отношение к «гей-прикиду» велосипедистов. Действительно, трудно переоценить лайкровые велошорты с мягкой прокладкой на промежности и футболку из потопроводящего материала.
В такой одежде гораздо приятнее катать, она аэродинамична, не намокает от пота, быстро сохнет после дождя. Как бонус, яркая форма притягивает взгляд, и велосипедист становится более заметен на дороге. Водители, сами того не замечая, серьезнее относятся к экипированным байкерам, считая их спортсменами.
Вот такие простые советы, соблюдая которые, можно быстро и эффективно стать велосипедистом, для которого откроется мир странствий и приключений. Поверьте мне на слово, путешествия на велосипеде дают человеку во сто крат больше ощущений, чем любой другой способ передвижения.
Крутя педали, вы пропускаете Дорогу сквозь себя, а такие впечатления никогда не сотрутся из памяти. Проезжая мимо цветущего сада, вы почувствуете аромат, горный перевал заставит пролить немало пота, но тут же вознаградит фантастическим видом. Вы заметите, как плавно город переходит в деревню, как опускаются сумерки, ничего не пройдет мимо вас.
Дорогие читатели, весна не за горами, давайте уже готовиться к велосезону! Чтобы нам не потерять друг друга, получайте извещения о моих новых статьях на емейл.
Читать также:
Чтобы не потерять этот сайт из виду: пройдите по ссылке — вы получите извещение о выходе новой статьи на емейл. Никакого спама, отписаться можно в пару кликов.
Сказать спасибо за статью можно репостом в Фейсбуке или Вконтакте:
kotovski.net
Велотуризм – все, что вы хотели знать о велосипедном туризме
Туризм имеет множество разновидностей, например, существует треккинг, когда группа передвигается по заранее проложенному маршруту, отмечая прохождение контрольных точек, или сплав по реке, когда большую часть пути, группа передвигается на плавательных средствах. Заслуженной популярностью среди туристов пользуется и велотуризм. Неудивительно, ведь велопоходы сочетают в себе простоту и большое количество полученных впечатлений.
Для того. чтобы покрывать более-менее приличные расстояния, необходимо обладать хотя бы минимальной подготовкой. Зато так Вы можете посетить гораздо больше интересный мест, чем если бы передвигались пешком. И не нужно думать, что с велосипедом Вы потеряете в мобильности. Его можно перенести через ручей, или через обрывистый склон и осыпь. Если попалась река – то погрузить на лодку и переправить на противоположный берег. Всегда можно найти выход из ситуации и да, преодоление проблемных участков будет занимать больше времени, чем в пешем туризме. Зато на остальном протяжении маршрута, Вы будете передвигаться с гораздо более высокой скоростью. Велосипед – вообще, штука поразительно эффективная. Поскольку требует тех же энергетических затрат, как и при ходьбе, но при этом дает возможность двигаться со скоростью в два-три раза выше. Разберем же, что такое велотуризм и что нужно знать начинающему велотуристу.
В чем достоинства велотуризма?
Можно задаться вопросом: «Почему велотуризм обрел такую популярность, в чем секрет?». На самом деле, ничего сверхъестественного нет в том, что все больше людей пересаживаются на байки и начинают выезжать за город. Тем не менее, причины этого все же стоит рассмотреть. Итак, чем хорош велотуризм:
- Единение с природой. Да, избитое выражение, однако, достаточно емко описывающее суть. Вы передвигаетесь по местности, можете рукой дотянуться до окружающих предметов, и нет никаких барьеров. Свежий воздух, вокруг птички поют, можно почувствовать запах леса. Вот как это назвать, если не единение с природой? Оно и есть.
- Свобода передвижения. Можно проложить свой путь где угодно, главное выбрать байк полегче да покрепче. Как уже говорилось, любые препятствия преодолимы, если подойти к делу с умом. Поэтому, смело гоните прочь сомнения о том, что выбор двухколесного средства передвижения как-то ограничит Вас в выборе маршрута.
- Укрепление здоровья. По понятным причинам. Во-первых, езда, особенно, по пересеченной местности – это отличная тренировка выносливости. Ну, а во-вторых, окружение – природа, свежий воздух, покой и умиротворение, придает тонус и позволяет отдохнуть морально и снять стресс.
- Доступность. Для того, чтобы отправиться в велопоход, Вам не обязательно обвешиваться дорогим снаряжением. Для небольшого импровизированного похода подойдет обычный школьный рюкзак да отцовский велосипед.
Разновидности велотуризма
Велотуризм, условно, можно разделить на три категории:
- Классический
- Цивилизованный. Это западные веяния для любителей покататься и при этом не способных в полной мере оценить прелести жизни в походе. В этом случае, группа также движется по запланированному заранее маршруту. Однако, ночевки проходят в более-менее цивилизованных местах – кемпингах или отелях. Едят в местных кафе, а с собой продукты берут из магазинов. В нашей стране, пока особого распространения не получил, несмотря на ряд преимуществ. Например, в такой поход можно взять гораздо меньше груза, и, соответственно, передвигаться налегке на большие расстояния. Возможно, низкая популярность, как их называют, «европейских» походов связана с тем, что мы ценим в походах не пройденное расстояние, а то, как мы его проходим.
- Спортивный. Хардкор во всей красе. Сюда относятся шоссейные покатушки ребят в спандексе и дорогущем оборудовании и велотуристические многоборья – соревнования по дико сложной пересеченной местности. Главный акцент в этих соревнованиях делается на сложность трассы.
- Приключенческий. Организованный турфирмами, с продуманным маршрутом, включающем в себя местные достопримечательности и красоты. Как правило, на протяжении всего пути, группу сопровождает машина поддержки, для подстраховки.
- Познавательный. По сути своей, просто продолжительная велопрогулка по местам, которые Вы давно хотели посетить. Или, например, по окрестным достопримечательностям. Может включать в себя ночевку, однако, обычно обходятся без нее.
Как выбрать велосипед для похода?
Какой же велотуризм без велосипеда? К выбору байка следует отнестись серьезно, ведь в походе редко можно встретить ремонтную мастерскую. Если Ваш железный конь Вас подведет, то и ремонтировать его придется лично, с минимумом оборудования и вдали от людей. Поэтому, самая важная черта туристического велосипеда – это его надежность. Это абсолютная истина, которую никто не оспаривает, в отличие от другого свойства туристического байка – велосипед должен подходить для передвижения по пересеченной местности.
Вот тут почва для споров благодатная. Одна философская школа гласит о том, что скоростей должно быть по-максимуму. Чтобы преодолевать различные препятствия и подъемы с минимальными затратами энергии. Забывая при этом, что система скоростей состоит из большого числа деталей, а, значит, более уязвима по определению. Если на простом велосипеде достаточно лишь знать, как цепь на место ставить и уметь ее подтягивать, то перед путешествием на скоростных, необходимо как следует проштудировать матчасть и захватить с собой порядочно запчастей. Вопрос выбора – тема спорная, поскольку дискуссии ведутся даже на тему выбора крыльев. С одной стороны, модные пластиковые, благодаря которым вся Ваша спина будет забрызгана грязью. А с другой – хардкорные металлические, которые накапливают грязь, после чего, велосипед просто отказывается ехать. В общем, выбор исключительно индивидуален для каждого. Кто-то катает на навороченных новомодных байках с бортовыми компьютерами. А кого-то устраивает дедовская «Десна».
По опыту, можно сказать, что туристический велосипед должен обладать, как уже говорилось, надежностью, а также быть крепким, особенно это касается рамы и передней вилки, легким, чтобы его было проще носить, иметь удобное седло, чтобы комфортно передвигаться на большие расстояния. Необязательно, но желательно, широкие шины, в разумных пределах, чтобы не застревать в песке и легче идти по грязи. Естественно, необходимо заранее позаботиться о размещении на нем рюкзака, как правило, используют классическую схему, которая позволяет сместить центр тяжести вниз, при этом, перевозимый вес, кроме самого велосипедиста, может достигать 25 кг.
Виды туристических велосипедов
Ходить в походы можно на следующих байках:
Шоссейные
Дорогие, очень дорогие, предназначены для поездок по идеальному асфальту или по треку. Имеют узкие шины, поэтому, по бездорожью покататься не получится. Позволяют разогнать самую высокую скорость, однако, отличаются низкой маневренностью, используются, в основном, бывалыми туристами.
Туристические (туринги)
Пожалуй, еще более дорогие велосипеды, сочетают в себе все плюсы шоссейника и при этом прочнее их, хорошо ходят по грунту и шоссе, имеют большую грузоподъемность, однако, при этом, такие же неманевренные, в связи с чем, для агрессивной экстремальной езды, не годятся.
Горные
Самый моднявый вид велосипедов, поскольку он, с одной стороны, доступен в цене, а с другой – имеет агрессивный внешний вид. Плюс внедорожная рама, ага, куда же без нее. А еще передние амортизаторы и куча скоростей.
Вот, если честно, горные велосипеды – это просто эталон спортивного хлама. Сверхпрочная рама, которой гордятся производители этого барахла, по факту является неподъемным куском чугуна, который по трудным отрезкам в походе приходится таскать на собственном горбу. А еще передние и задние амортизаторы, которых может быть и больше двух (чем больше амортизаторов – тем круче!), съедают львиную долю прилагаемых усилий. Добавьте к этому неподъемный вес и ненадежный скоростной механизм, и Вы придете к выводу, что такой байк проще катить рядом, чем ехать на нем. Это относится к подавляющему большинству горных велосипедов, однако, есть и исключения. Бывают действительно легкие и супер проходимые образцы, однако, стоят они заоблачно и простому обывателю недоступны.
Гибриды
Запретный плод порочной любви туринга и горного велосипеда. Симбиоз симбиоза, горный велосипед с шоссейной рамой, рулем и огромным числом передач. Большое колесо, чтобы доминировать на дороге и передние амортизаторы, чтобы не споткнуться. По задумке, должны сочетать в себе приличную скорость и проходимость, по факту, не могут обеспечить ни того, ни другого. Еще больший хлам, чем горные байки.
Дорожные
Классические велосипеды, прообраз которых стоит у Вас в гараже. Современные образцы изготавливаются из сплавов алюминия, что обеспечивает им легкость, с одной стороны и прочность – с другой. Те, что побогаче, и вовсе производятся с использованием композитных материалов. Есть скоростные, есть не скоростные, каждый найдет тот вариант, то придется ему по душе. Да, они не такие стильные, зато практичные, доступные и у них нормальное седло. Поверьте, в дальнем путешествии это далеко не последний критерий.
Какое снаряжение взять в велопоход?
Обязательно следует собрать все, что может пригодиться во время пути:
Велосипедное снаряжение в поход
- Насос. Это то, что следует взять в первую очередь, потому что проколы колес случаются достаточно часто. Обычно их выпускают с удобной системой для крепления, устанавливаемой на раму.
- Инструменты. Если вдруг во время пути у велосипеда что-то поломается, то без инструментов здесь просто не обойтись. Обязательно в набор должны входить: шестигранники, запасные гайки, ключ для спиц, плоскогубцы, гаечные ключи, выжимка для цепи, клей, наждачка, подготовленные заплатки и запасная камера.
- Бутылка для воды с креплением. Специальная бутылка для воды очень пригодится. Если у нее есть крепление, то ее можно спокойно доставать даже во время движения, чтобы не терять лишний раз время и не останавливаться, чтобы попить.
- Фонарик. Фонарик понадобится обязательно, даже если поездку планируете закончить до наступления темноты. Но случаи бывают разные.
- Багажник. Велобагажник просто незаменим. Если он есть, то можно вообще обойтись без рюкзака или же положить в него только самое необходимое.
Снаряжение туриста для велопохода
- Перчатки. Если Вы дорожите своими нежными ладошками, то без перчаток не обойтись, можно запросто натереть множество мозолей. Подойдут без пальцев, в них и жарко не будет, мозоли не натрутся и Вы будете иметь очень даже серьезный и профессиональный вид.
- Одежда. Можно, конечно, приобрести специальную патентованную одежду для поездок на велосипеде, но это необязательно, Вы запросто сможете обойтись простой легкой одеждой, которая будет Вам удобна. Понятно, что джинсы или юбка в данном случае будут неуместны. Если жарко, то можно остановить свой выбор на шортах с футболкой. Если же тепло, но при этом ветрено, тогда лучше надевать что-нибудь поплотнее.
- Очень важны очки, чтобы глаза не слезились и в них ничего не попадало. Обувь должна дышать, идеально подходят кроссовки, но можно одеть и кеды, главное, чтобы они не скользили по педалям.
- Рюкзак. Сумку или рюкзак, чтобы складывать все необходимое, его можно закреплять на багажнике, потому что на спине с ним ехать будет неудобно. Там могут быть различные мелкие вещи, спички, аптечка, документы и прочее. Как укладывать рюкзак правильно, я писал в отдельной статье.
- Аптечка. Обязательно, аптечку нужно брать в любой поход, а уж тем более, в велосипедный. В нее следует положить такой минимальный набор: антисептик – йод или зеленку, вату, бинты, жгут, пластырь, нашатырь, марганцовку, таблетки от головной боли и желудка, а также обезболивающие.
Это основные вещи, которые следует взять с собой. Также, в зависимости от сложности маршрута и продолжительности похода, Вам может понадобиться спальник или палатка.
Ну, и наконец, прежде чем отправляться в поход, составьте и продумайте до мелочей маршрут. Отметьте места ночевок и стоянок. Избегайте передвижения по оживленным магистралям, если Вы не хотите всю дорогу дышать выхлопными газами.
go29.ru
Советы начинающему велотуристу | Марийский туристический портал
Если велосипед является вашим увлечением, и вы каждый день наматываете немало километров на нем, значит, он играет важную роль в вашей жизни. Но ездить на велосипеде можно и в городе, а можно и за пределами города на расстоянии нескольких сотен километров.
Путешественник может провести в пути немалое количество часов, но это отнюдь не говорит о пользе этого занятие, если вы не знаете меры в нем. Езда на велосипеде должна радовать спортсмена и приносить удовольствие и пользу для здоровья, если речь только не идет о большом спорте.
Если вы решили выбраться на 100 км от города или больше с ночлегом, стоит придерживаться некоторых советов:
Выберете для себя оптимальную скорость и придерживайтесь равномерного темпа. Путешествуя на большие расстояния, нет необходимости устанавливать скоростные рекорды. В этом случае целью является преодоление всей дистанции, а загонять себя, нужды нет.
Во время велопутешествия сгорает много калорий и энергии. Но и в этом случае есть много не стоит. Лучше всего взять в дорогу фрукты, а хорошо подкрепиться уже лучше вечером, после преодоления очередного этапа.
Не пейте большое количество воды.
Делайте остановки каждые 30 километров для того, чтобы размять шею, сделать несколько упражнений для туловища и плечевого пояса: наклоны в сторону, взмахи руками, сгибание и разгибание рук.
Выбираясь в путешествие летом, планируйте маршрут таким образом, чтобы в пик жары к полудню вы приблизились к лесу, озеру или речке. Езда на жаре удовольствия принесет мало, если вообще принесет. Эти пару часов лучше переждать в прохладном месте.
Давайте ногам отдых. Как минимум, снимайте обувь время от времени.
Следуя этим немудреным советам, вы сможете сохранять рабочую форму на протяжении всего пути. Катайтесь, получая наслаждение от движения.
См. также:
→ Адыгея
Велотуризм в Адыгее сегодня набирает все большую популярность. Благодаря этому виду спорта путешественник может восхититься неповторимыми красотами местной природы, воспользовавшись рядом различных маршрутов.
→ Алтай
Алтайские велотуры представлены большим количеством маршрутов, преимущественно комбинированными, предполагающими как передвижение на велосипедах, так и на автомобилях, лошадях и сплавах по горным рекам.
→ Байкал
Велотуры по Байкалу проводятся в течение недели по заранее спланированной программе. Каждый день расписан по часам, благодаря чему предоставляется возможность активного отдыха с ознакомлением многих достопримечательностей озера, посещения наиболее интересных мест.
→ Золотое кольцо
Маршруты велотура проходят по городам древней Руси — Золотому Кольцу России. Такая поездка на велосипеде, открывает уникальные возможности — получше узнать настоящую Россию, плотнее ознакомиться с истинно русскими древнейшими городами, где хранится память о мощных крепостях, церквях и монастырях.
→ Карелия
Велосипедные туры по Карелии — по таежным тропам и древним деревушкам, в которых еще сохранился у старшего поколения настоящий карельский язык, по берегам быстрых карельских рек и песчаным пляжам Ладожского и Онежского озер.
→ Крым
Крым – идеальное место для развития горного велосипедного туризма. Разветвленная сеть туристских троп, сельских дорог создает уникальные и захватывающие полигоны для любителей горного велосипеда.
→ Марий Эл
Знакомство с первозданным миром тайги ждет поклонников велотуризма в республике Марий Эл. Леса края уникальны по красоте, обилию озер, богатству и разнообразию животного мира.
→ Подмосковье
Прежде чем отправляться в дальние велотуры, нужно немного потренироваться. Начать заниматься велотуризмом можно с кратковременных поездок недалеко от дома. К примеру, хорошо развит велотуризм в Подмосковье.
→ Псков — Печоры — Изборск
Богат на достопримечательности велотур Псков — Печоры — Изборск, во время которого туристов ожидает знакомство с одним из древнейших городов северо-запада России, с историей русского оборонного зодчества.
→ Сочи
Велотуры в окрестностях Сочи пользуются большой популярностью среди любителей активного туризма. Маршрут для прогулок на двух колесах ведет к Змейковским водопадам.
→ Урал
Велотуры по Уралу хорошо подойдут как начинающим любителям активного так и любителям более экстремальных маршрутов. Велотуры могут быть рассчитаны на новичков или на подготовленых спортсменов. Все детали маршрута оговариваются заранее.
→ Как выбирать велосипед для велотуризма
Выбор велосипеда для велотуризма зависит от категории похода, которые классифицируются по продолжительности и маршруту. Для пересеченной местности со многими препятствиями лучше подойдет горный велосипед, малый вес которого обеспечивает удобное передвижение.
www.marieltour.ru
Полезные советы велотуристам
Велотуризм – прекрасный способ активного отдыха, который может подарить удовольствие от путешествий, укрепить здоровье и предоставить человеку возможность насладиться природными богатствами. Но без довольно простых, но важных знаний велопоездки могут превратиться в тяжёлое испытание с плачевными последствиями, поэтому в данной статье мы приведём несколько полезных советов для всех начинающих велотуристов.
- При многодневных заездах на большие дистанции необходимо использовать хлопчатобумажные или специальные шерстяные велотрусы, а не синтетические. Аналогичная ситуация и с носками, которые тоже должны быть хлопчатобумажными или шерстяными.
- Очень нежелательно спать в той же одежде, которая используется именно для самого процесса езды. Следует спать в нижнем белье, чтобы кожа дышала, и тело получило полноценный отдых после насыщенного дня.
- Обувь должна быть уже разношенной. Если вы всё же намерены брать новую, предварительно её необходимо немного увлажнить и походить в ней пару часов до момента, пока та высохнет. Затем эту процедуру желательно повторить ещё хотя бы пару раз, чтобы новая обувь приняла форму вашей стопы.
- Помните, что при длительном пребывании под летним солнцем можно получить ожоги. Особенно это актуально при перемещении в горной местности.
- Чтобы защитить голову от солнца, используйте легкие светлые кепки или шапочки с длинными козырьками.
- Собираясь в многодневный велопоход в незнакомую местность, не помешает узнать, нет ли у вас аллергии на то или иное растение или же продукт питания. Внезапная одышка или сыпь вряд ли позволят получить удовольствие от путешествия.
- Для комфортного перемещения на велосипеде важна правильная эксплуатация вашего двухколесного друга. К примеру, боль в коленях может возникнуть из-за пренебрежения низкими передачами в утреннее время. Спина может начать сильно болеть из-за слишком низко посаженного руля, высоту которого нужно отрегулировать под себя.
- Курение и употребление алкоголя во время велопохода – личное дело каждого, но не забывайте, что эти вредные привычки могут существенно повлиять на вашу работоспособность и уменьшить запас физических сил.
fisher-book.ru
Как самостоятельно организовать своё первое велопутешествие
Как подготовиться к велопутешествию
1. Спланируйте маршрут и время
При самостоятельной организации велопохода придётся начинать с планирования нитки маршрута. Можно воспользоваться уже готовыми маршрутами, выложенными в Сети, либо выбрать интересующее направление и определить, что именно вы хотите увидеть.
Можно сочетать оба способа планирования: взять несколько готовых маршрутов, скомбинировать их и протянуть нитку в сторону интересующего вас объекта.
После того как вы определились с маршрутом и отметили необходимые точки на Google Maps или в «Яндекс.Картах», воспользуйтесь линейкой и измерьте длину пути.
Онлайн-карты зачастую не учитывают особенностей рельефа, поэтому к конечной длине можно смело добавлять 20%.
Чем более гористая или холмистая местность, тем длиннее будет реальное расстояние.
После постройки маршрута нужно разбить его по дням. Новичкам не стоит закладывать более 60 километров в день. На день заезда и выезда планируйте не больше 40 километров. Цифра покажется фантастической, но на деле она достижима, ведь в походе вас не будут отвлекать пешеходы, собаки, дети, машины и бесконечные бордюры.
2. Соберите все необходимые вещи
Если вы собираетесь в поход впервые, то, скорее всего, удивитесь тому, сколько вещей нужно купить и взять с собой. На самом деле всё просто: самое затратное, при условии, что велосипед у вас уже есть, — это палатка, спальник и оборудование для разведения костра. Спросите эти вещи у друзей, знакомых и родственников. Возможно, вам повезёт.
В поездке вам понадобятся:
Личные вещи
- Документы и деньги в непромокаемом пакете. Если планируется заграничная поездка, то обратите внимание на срок окончания действия паспорта: он должен превышать 3 месяца, в противном случае вам откажут в визе. Передвижение на велосипеде часть страховых компаний относит к опасным видам спорта, поэтому убедитесь до поездки, что ваша страховка покрывает все травмы. Для поездок по России возьмите медицинский полис.
- Мобильный телефон, который умеет определять геолокацию, и зарядное устройство.
- Чашка, ложка, вилка, тарелка.
- Солнечные очки. Отлично спасают от солнца и назойливых мух, которые так и норовят на скорости влететь в глаза.
Одежда
Phil King / flickr.com- Предметы личной гигиены и смена белья. Обратите особое внимание на полотенца из микрофибры — они занимают минимум места, быстро сохнут и моментально впитывают воду. После похода они отлично послужат вам в фитнес-зале.
- Термобельё и тёплые носки. Как бы ни было жарко летом, вы не застрахованы от дождливых дней и холодных ночей.
- Удобная одежда. Штаны должны быть облегающие или обычные. Если едете в широких брюках, обязательно закрепите правую штанину светоотражателем или любой другой лентой, чтобы она случайно не попала в цепь.
- Непромокаемая одежда.
- Обувь с твёрдой подошвой и крупным протектором, чтобы нога не проскальзывала на педалях.
- Запасная обувь на случай дождя.
- Приличная одежда, если планируется посещение культурных мест.
- Купальник.
Велосипед и аксессуары к нему
- Шлем — обязательная вещь.
- Велорюкзак «штаны» — специальный рюкзак на багажник велосипеда. Лучше взять его, чем обычный заплечный рюкзак. Можно также захватить накидку из непромокаемой ткани.
- Велошорты со специальной вставкой — опциональная вещь, призванная защитить самое дорогое от натирания.
- Велокомпьютер — всегда приятно знать, сколько ты проехал за день.
- Чехол на велосипед, если предстоит поездка на транспорте до места старта. Многие компании требуют от пассажиров упаковки пачкающего багажа. Например, это правило распространяется на перевозку велосипеда в метро, на поезде, самолёте и в некоторых междугородних и международных автобусах.
Личное туристическое снаряжение
- Спальник.
- Компрессионный влагозащитный мешок. В нём спальник займёт минимум места и точно не промокнет.
- Пенка.
Оборудование для всех участников похода
AlexBrylov / depositphotos.com- Аптечка. В ней должны быть бинты, набор для остановки кровотечений, обезболивающие, препараты, необходимые при пищевых отравлениях, согревающая спортивная мазь.
- Репелленты от комаров и клещей.
- Защитный спрей от солнца.
- Питание на всех участников. Если вы будете путешествовать по удалённым от цивилизации местам, то придётся запастись продуктами на всё время пути. Если же вы будете проезжать мимо жилых районов, где точно есть магазины, то не нагружайтесь лишним, а покупайте необходимое во время путешествия.
- Влажные салфетки.
- Мусорные пакеты.
- Палатка.
- Котелок и поварёшка.
- Газовая горелка с баллоном газа. Она выручит в местах, где разведение костров затруднительно или запрещено.
- Спички.
- Пила-цепочка и топор.
Оборудование для обслуживания велосипедов
- WD-40 или любые аналоги спреев-смазок.
- Трос с замком.
- Насос.
- Ремонтный набор для велосипеда: мультитул, запасные спицы и камеры для велосипеда, комплект для заклейки камер.
3. Приготовьте велосипед
Удовольствие от поездки может быть испорчено поломкой велосипеда. Обратитесь в мастерскую, чтобы до похода вам провели его техосмотр, даже если вы абсолютно уверены, что велосипед исправен. Человеку свойственно привыкать к неудобствам.
kalinovsky / depositphotos.comЗамена тормозных колодок или настройка переключателя передач займёт пару минут, но разницу вы ощутите сразу после выхода из мастерской. В случае серьёзных технических проблем вы избавитесь от поиска срочного решения в дороге.
Потренируйтесь дома и научитесь самостоятельно менять камеру, подтягивать тормозные тросы и регулировать высоту сиденья велосипеда.
4. Приведите себя в форму перед путешествием
Сделайте несколько тренировочных заездов на 10–20 километров рядом со своим домом или в пригороде. Если вы в состоянии преодолеть 20 километров в условиях города, то и в велопоходе на 40–60 километров в день проблем не возникнет.
В идеале надо регулярно кататься в течение месяца до начала похода или как минимум несколько недель. За это время вы вернётесь в форму и притрётесь к своему велосипеду.
Если у вас есть травмы коленей, то добавьте в личную аптечку эластичные бинты или специальные наколенники для фиксации коленного сустава.
5. Установите приложения, облегчающие жизнь путешественника
Приложение OsmAnd или другие аналоги навигаторов, построенные по принципу Open Street Map, — верные помощники в велопоходах. Вы всегда будете видеть, где находитесь и какое расстояние осталось до следующей точки.
Цена: Бесплатно
Разработчик: OsmAndЦена: Бесплатно
В приложении вы можете отметить все достопримечательности и поделиться маршрутом с другими участниками. Это поможет всегда иметь как минимум один телефон с навигатором, а в случае болезни или травмы одного из участников группа сможет продолжить идти по маршруту, а часть путешественников вернётся с пострадавшим.
Бесплатная версия OsmAnd позволяет загрузить до семи карт.
Вы можете использовать и другие навигаторы, даже Google Maps пригодятся. В некоторых случаях они превосходят OsmAnd по точности. OsmAnd же правильно показывает дороги и объекты в местах рядом с населёнными пунктами, но может наврать в менее людных областях.
Лучше заранее установить несколько навигаторов и протестировать их в окрестностях своего дома. Так вы привыкните к приложению и выберете наиболее удобный вариант. В походе хорошо иметь несколько приложений со скачанными картами, чтобы сориентироваться в ситуации, когда на карте дорога есть, а на деле её нет.
Что делать, если нет времени и желания на организацию путешествия
Если же вы не хотите рисковать и тратить время на организацию самостоятельной поездки, то можете воспользоваться услугами специализированных фирм. От вас потребуется только умение кататься на велосипеде и оплата всех расходов. Зачастую даже велосипед иметь не нужно: вам выдадут всё необходимое оборудование.
Компания берёт на себя планирование маршрута, питание, бронирование номеров в хостелах или домиков в кемпингах. С группой едет машина сопровождения, которая перевозит личные вещи участников и может подобрать тех, кто устал в пути.
Вы наслаждаетесь катанием на велосипеде по интересным местам и полностью избавлены от оргвопросов.
Место приключениям в таком походе тоже есть, но они, как правило, запланированные.
Кроме плюсов, есть и минусы: нужно отдать деньги за организацию, вы жёстко привязаны к группе и конкретным датам выезда, не можете по своему усмотрению остановиться в пути или свернуть с маршрута.
Этот способ путешествий подойдёт новичкам, сомневающимся и тем, у кого среди друзей нет ярых велолюбителей.
И бывалый турист, и новичок найдут в походе что-то своё. Для одних велопоходы — это шанс выложиться, впечатляющие цифры пробега на велокомпьютере и скорость, для других — возможность без спешки и тяжёлого рюкзака за плечами посмотреть места, куда не дойдёшь пешком, а на машине проскочишь и не заметишь.
Особая радость — прожить в дороге несколько дней или даже неделю, а потом вернуться в цивилизацию и первое время удивляться горячей воде из крана, удобной кухне с плитой и продуманной инфраструктуре города.
Любите ли вы кататься на велосипеде? Участвовали ли в велопоходах? Расскажите об этом в комментариях.
lifehacker.ru
маршруты, вещи, подготовка велосипеда к походу
Я езжу в велопоходы по России десять лет.
Николай Лазицкий
ездит в велопоходы
В походах я ищу интересные достопримечательности и наслаждаюсь дорогой — проселочной, грунтовой или лесной. Обычно на таких мало машин, а вокруг — красивые пейзажи. Еще на велосипеде не так сильно устаешь, как пешком. С собой можно взять больше вещей: весь груз не на плечах, а на багажнике.
В последнем велопоходе по Новгородской области мы с приятелем потратили 2300 Р на двоих. Заброска к месту старта и обратно на машине обошлась в 1300 Р, еда — в 1000 Р. В статье я расскажу, как организовать такой поход.
Я в велопоходе по Калининградской области в майские праздникиЧто такое ПВД
ПВД в туризме — это поход выходного дня. Обычно в него отправляются с одной-двумя ночевками ради удовольствия, а не спортивных побед.
Я живу в Великом Новгороде и езжу в короткие походы по Новгородской и соседним областям. Обычно мой путь лежит вокруг озер, на водопады, к развалинам монастырей, по лесам и болотам. Например, в сентябре и мае 2018 года я проехал по одному маршруту в Новгородской области. Весной посмотрел полноводные водопады, а осенью изучил карстовое озеро Городно. Так называют озера, в которых вода внезапно исчезает, а потом возвращается снова.
Путешествия по России: 10 идей на любой бюджет
Иногда я выбираюсь в походы в другие российские регионы: Московскую и Калининградскую области или Карелию. Расскажу дальше, как их организовать.
Когда ехать в велопоход
На мой взгляд, лучшее время для велопоходов на северо-западе — май и сентябрь. В это время не так жарко и мало туристов. Но в мае очень активны клещи и много воды после таяния снега. Если планируете поход весной, стройте маршрут вдали от крупных рек и болот. Еще советую закладывать дополнительные 2—3 часа на поиск места для ночлега или объезд размытых дорог.
Зимой опытные туристы отправляются в велопоходы по замерзшим рекам и озерам. В Санкт-Петербурге, например, популярны маршруты к военным фортам Кронштадта, в Иркутской области — по Байкалу. Я мечтаю о таком походе.
Как организовать поездку на Байкал
Узнайте, как отдыхать за копейки
Подпишитесь на рассылку о путешествиях, и мы расскажем, как тратить меньше на жилье, еду и транспорт
Обычно на лед можно выходить с конца декабря по начало марта, когда его толщина больше 15 см. Но даже в это время нельзя быть уверенным, что лед полностью безопасен. В местах сброса теплых сточных вод или там, где сильное подводное течение, он бывает тонким — можно провалиться. Если вы новичок, поход по рекам и озерам не советую.
Информацию о том, можно ли находиться на льду, публикуют органы местной власти или МЧС. В разных регионах и даже районах одной области запрет выходить на лед может действовать в разные сроки.
В мае в лесу хорошо, но нужно быть готовым к огромным лужамЕздить по льду иногда некомфортно. Даже если водоем промерз до самого дна, поверхность может быть неровной. Шипованная резина не всегда делает велосипед устойчивым на льдуВ какой поход идти
Походы бывают цивилизованными и дикими. Вот чем они отличаются.
С цивилизованных походов стоит начать, если вы новичок. В них туристы останавливаются в кемпингах, на турбазах или в отелях. Маршруты прокладывают через поселки и города. Их можно легко сократить либо вовсе сойти с дистанции: сесть на электричку, автобус или вызвать такси. Дороги обычно хорошие, в том числе есть обустроенные велодорожки.
Дикие походы — это маршруты по глухим местам без магазинов, мобильной связи и по плохим дорогам. На таких маршрутах самые красивые достопримечательности, но много рисков. Дороги могут быть завалены деревьями или вовсе быть непроезжими для велосипеда. И можно внезапно оказаться посреди неизвестного леса в кромешной темноте.
Вариантов схода с таких маршрутов гораздо меньше. До крупных транспортных узлов далеко, а электричка может ходить только по выходным. В такие походы стоит отправляться только с опытными людьми или если вы сам опытный турист.
Мой кольцевой маршрут вокруг озера Городно, Новгородская область. 118 км по плохому асфальту и грунтовкам
Обычно я предпочитаю дикие походы и ночую в палатке. На турбазах останавливаюсь только весной и осенью, когда погода может резко испортиться. В осеннем походе с 22 по 24 сентября 2018 года я две ночи провел в палатке, а одну — в домике на турбазе. На поход ушло 6800 Р. Если бы все три ночи спал в палатке, потратил бы на проезд и еду всего 2300 Р.
Куда идти в поход
Чаще всего я составляю маршруты сам. Иногда ввожу в поисковики запросы «веломаршруты в Московской области» или «велоПВД в Липецке». Еще для поиска интересных мест есть специальные сайты с отчетами велотуристов: veloradar.ru, velodorozhka.pro, veloguide.ru, biketravelreports.ru, gpsies.com, velopiter.spb.ru, туристенок.ру.
Живописные велосипедные маршруты есть везде. Расскажу о тех, что подойдут для новичков.
Чтобы организовать поход в своем регионе, ищите маршруты в окрестностях небольших населенных пунктов или вблизи транспортных узлов — железнодорожных станций или автовокзалов. Большинство маршрутов в черте города обычно уже подробно описаны на сайтах. Один из популярных кольцевых маршрутов на 40—60 км в Москве — в Митине.
Из Москвы или Санкт-Петербурга удобно добираться в Великий Новгород и наоборот. На пути от Новгорода в сторону Шимска хороший асфальт и много достопримечательностей, которые легко посетить с велосипедом: Новгородский кремль, Юрьев монастырь, музей деревянного зодчества «Витославлицы», Перынский скит. Маршрут можно продлить на несколько дней, если поехать вдоль озера Ильмень до деревни Коростынь и Старой Руссы. Недалеко от Коростыни есть невероятный природный памятник — Ильменский глинт, где с высокого обрыва открывается великолепный вид на озеро.
Как мы самостоятельно организовываем туры выходного дня
Мои маршруты:
- Великий Новгород — Шимск, 70 км. Его можно сократить до 30—50 км.
- Шимск — Коростынь — Старая Русса, 75 км.
В Калининградской области всюду старинные церкви, песчаные дюны, море и сосны. На «дикой» Балтийской косе можно в уединении наслаждаться морем, руинами аэродрома, военными укреплениями и дюнами. На Куршской косе, наоборот, все благоустроено: там идеальный асфальт и есть оборудованные стоянки, в том числе для ночлега с палатками. Неподалеку — пограничный переход. При наличии шенгенской или литовской визы можно прокатиться в другое государство.
Мои маршруты:
- Трек от Калининграда до Балтийской косы, 85 км в одну сторону. По пути много мест для ночевок с палатками.
- Трек от Зеленоградска по российской части Куршской косы, 33 км в одну сторону. Место ночевки — на берегу озера Чайка.
Дороги и карты
При составлении плана начинающие велотуристы избегают популярных маршрутов, которые проходят вдоль трасс. Но иногда к ним стоит присмотреться. Например, в Карелии трассы не так загружены, а обочины широкие и ровные.
Грунтовки и полевые дороги, наоборот, непредсказуемы. На них может быть слишком много песка, грязи и ям. Заранее понять, какой будет дорога, сложно. Обычно я спрашиваю об этом у местных.
В мае разлившуюся реку пришлось переходить по развалинам моста, накидав на них веток и досокДорогу вдали от больших городов лучше планировать в «Яндекс-картах». На них отмечены особенности рельефа: возвышенности, заболоченные места, ручьи. «Гугл-карты» в российской глубинке практически бесполезны: большинство проселочных дорог на них отсутствуют.
Когда смотрите дорогу в «Яндекс-картах», используйте режим «Гибрид»: только в нем отображаются лесные дороги. Не надо сбрасывать со счетов и бумажные карты. Тропы, лесные и полевые дороги могут быть отмечены только в старом добром атласе. Они выпускаются ежегодно и продаются в книжных магазинах: «Буквоеде», «Читай-городе», «Лабиринте». Атлас Новгородской области стоит 350 Р. Я беру его в поход или ксерокопирую нужные страницы. Бумажная карта пригодится, если сядет смартфон.
В режиме просмотра «Схема» в «Яндекс-картах» дорога прослеживается от Ерзовки до Городка. От Городка до деревни Сафоново ее нетТот же самый фрагмент карты в режиме просмотра «Гибрид»: видно, что от Сафоново к озеру Черное ведет грунтовкаВ атласе видно, что проселочная грунтовая дорога есть от Городка до Сафоново. Но в каком она состоянии — неизвестно. Если планируете поездку по глухим местам, предусмотрите запасные варианты объезда и места для ночевокКак составить GPS-треки
После разработки маршрута я создаю GPS-трек и загружаю его в смартфон или навигатор. Потеряться в походе слишком легко. По моему опыту, пропустить нужный поворот можно даже с треком.
После похода я корректирую трек: вношу информацию о состоянии дорог и местах фактических ночевок, чтобы в следующий раз было проще ехать. Еще такой трек всегда приятно кому-то рекомендовать:
Созданный трек я записываю на карту памяти в смартфоне с помощью программы «Геотрекер». У меня Андроид, но для Ай-ос такие программы тоже есть, например myTracks.
Если вы нашли чужой трек и хотите использовать его в походе, постарайтесь узнать, как давно он был записан. Например, при планировании маршрута по Карелии я задавал вопросы о состоянии дорог в лесах на форуме «Велопитера». Если такой информации нет, загрузите трек поверх актуальной карты через Google Earth или GPSies.com и проверьте актуальность маршрута.
Важно убедиться, что трек ведет по существующим дорогам и мостам. Некоторые маршруты могут быть проложены через временные переправы. Например, летом, осенью и зимой по мосту проехать можно, а весной, в половодье его смывает.
Фрагмент моего майского трека к озеру Городно в Google Earth Pro. Слева можно выбирать точки маршрута и просматривать их описание. Хотя брода и реки из-за деревьев на карте не видно, по описанию точки сразу понятно, что брод там естьДаже после проверки трека нужно быть готовым к неожиданностям. В одном из походов мы шли по чужому треку и уперлись в перепаханное поле, тянувшееся до горизонта. Мы развернулись и решили двигаться по навигатору до ближайшего асфальта, который оказался дорогой на территории воинской части. Нам повезло: мы выехали оттуда без проблем.
Что учесть при составлении маршрута
В походе важно приехать к месту ночевки до наступления темноты. Это вопрос безопасности. Даже если велосипедист включил фонарь и надел одежду со светоотражающими элементами, есть риск попасть в ДТП: российские водители не всегда аккуратны на дорогах. Да и палаткой ночью заниматься некомфортно — можно не заметить гигантский муравейник и поставить палатку рядом с ним.
Километраж. Если вы никогда не ездили на длинные расстояния на велосипеде, в первом походе не стоит преодолевать больше 40 км в день. Я езжу по 50—70 км. В горной местности лучше планировать 25—40 км в день.
Скорость. Я ориентируюсь на скорость движения 12—15 км/ч. На первый взгляд, это очень медленно: средняя скорость велосипеда 18—20 км/ч. Но это без груза и по асфальту. В походе могут быть грунтовые или лесные дороги, остановки в пути для отдыха, купания, перекуса и фотографий.
Длина светового дня. Допустим, от места старта до ночевки — 40 километров. Если закат в 19:00, на месте лучше быть к 17:00—18:00, чтобы обустроить лагерь до темноты. Значит, выехать нужно в 10:00: 3 часа уйдут на саму езду со средней скоростью 13—15 км/ч, 45 минут я закладываю на короткие остановки, а полчаса — на обед. Оставшиеся два часа — это осмотр красот, фото, уточнение маршрута и заезды в магазины. При таком планировании к месту ночевки получится добраться к 16:30.
Скорость ветра. Перед выездом на маршрут обратите внимание на скорость и направление ветра. Если ожидается ветер в лицо более 10 м/с, ехать будет трудно и может потребоваться в 2 раза больше времени и сил. На старте, пока сил много, удобнее ехать против ветра, а финишировать тогда, когда он дует в спину.
Заброска
Заброска — это способ добраться до точки старта с велосипедом и снаряжением. Выезжать из города на велосипеде не всегда удобно и небезопасно: часто на выезде широкие дороги с интенсивным движением, без велодорожек и тротуаров. Я всегда стараюсь пользоваться малозагруженными асфальтовыми или грунтовыми дорогами, даже если это удлинит маршрут.
Заброску можно организовать на машине, электричке или автобусе.
Автомобиль. Маршрут моего похода в мае 2018 года начинался и заканчивался в поселке городского типа Любытино — в 180 км от дома. Пришлось ехать на автомобиле. В Ладу Калину, хэтчбэк, со сложенным задним сиденьем поместилось два велосипеда со снятыми передними колесами 29″ и 26″ и два велорюкзака.
Ездить к началу маршрута на машине мне не нравится: нужно думать о парковке. Я переживаю за сохранность авто: не оставляю его в деревнях или на обочинах дорог, а ищу платную парковку при турбазах или гостиницах. Обычно за стоянку берут 100—200 Р в сутки.
Поезд. Если есть возможность добраться до точки старта поездом или электричкой, я всегда этим пользуюсь. Например, из Новгорода в Карелию ходит прямая «Ласточка». В ней везти велосипеды удобнее, чем в плацкартном вагоне: их можно поставить рядом с откидными сиденьями около туалета.
Тарифы РЖД на провоз велосипеда зависят от расстояния между начальным и конечным пунктами. Обычно выходит 100 Р за 200—500 километров, например из Великого Новгорода в Санкт-Петербург.
Тарифы РЖД на провоз велосипедов
Автобусы. По Калининградской области мы передвигались на пригородном автобусе. Перевезти велосипед стоило 150 Р. Билеты купили на автостанции. Велосипеды не разбирали, а поставили их в проходе.
Фрагмент трека из Калининграда в Зеленоградск. Мы стартовали на выезде из города и сразу свернули на улочки с частным сектором, где по пешеходным тропам пересекли железную дорогу и дорогу под мостом. Так удалось избежать выезда из города по Советскому проспекту через крупную развязкуСвязь
Когда маршрут готов, проверьте, есть ли на нем мобильная связь. Если она будет только на части маршрута, рекомендую уведомить об этом близких.
В месте последнего уверенного сигнала сотовой сети туристам советуют написать смс родным и опубликовать фото в соцсетях. Лучше, если это будет снимок, на котором виден турист, его одежда и снаряжение.
Если вдруг случится беда, такое фото понадобится родственникам при обращении в полицию и к спасателям.
Как выбрать велосипед
В велопоходы ездят и по асфальтовым велодорожкам, и по труднопроходимым лесам. Универсальной модели для туризма нет. Некоторые покупают велосипед по совету бывалых туристов и со временем меняют в нем все, кроме рамы: велосипед — вещь индивидуальная.
- Система переключения скоростей. Если пренебрегать переключением передач на подъемах, неизбежно сломаетесь вы или велосипед.
- Возможность установки багажника. Ездить с заплечным рюкзаком тяжело и неудобно.
- Прочная рама и колеса. При передвижении по неровной местности с вещами нагрузка на раму и колеса возрастает. Легкие карбоновые или тонкие алюминиевые рамы из-за этого могут лопнуть.
Такие велосипеды относятся к следующим классам: горный, туринг или гибрид. Подробно Т—Ж рассказывал о них в отдельной статье. Они стоят 22 000—75 000 Р в зависимости от бренда, материала рамы и уровня оснащения.
У меня Cube Attention SL. Я купил его за 43 000 Р в 2014 году. На нем можно быстро ездить по асфальту, грунтовкам, песчаным и каменистым дорогам. Дисковые тормоза не забиваются грязью и снегом, потому что диск и тормозная колодка находятся высоко от земли. Тридцать скоростей позволяют уверенно двигаться в тяжелых условиях — при затяжном подъеме или по мягкому грунту.
Примеры велосипедов:
горный: Cube Aim,
туринг: Cube Touring,
гибрид: Author Classic
Для детей ростом от 118 см подойдут велосипеды с алюминиевой рамой, переключением скоростей, жестким и узким седлом и колесами 20″ или 24″. Такие велосипеды стоят 15 000—35 000 Р.
Мой велосипед для походов, укомплектованный багажником, флягодержателем и подножкойОснащение велосипеда
Почти все велосипеды продаются без дополнительного оснащения. Багажник, крылья, фонари покупаются отдельно и могут стоить как половина байка. Некоторые производители сразу устанавливают багажник, крылья, подножку и фонари, но чаще всего в ущерб основному элементу велосипеда. В таком случае вилка, тормоза или система переключения скоростей у велосипеда будут проще, чем у похожей модели без заводских аксессуаров.
Минимальный набор для короткого велопохода с ночевкой — это багажник, снаряжение для сна и приготовления пищи. Он обойдется примерно в 12 000 Р.
12 000 Рстоит минимальный набор для короткого велопохода с ночевкой
Багажник нужен для перевозки походного снаряжения, еды и воды. Большинство багажников крепятся к раме велосипеда и рассчитаны на груз до 25 кг. Они стоят в среднем от 1000 Р.
Я советую использовать модели с защитой от попадания сумки в колесо. Их цена — от 1500 Р.
Я вожу в маленьком заплечном рюкзаке кошелек, документы и перекус. Тяжелые вещи в него класть не стоит: обычный рюкзак сковывает движения при езде, а вес распределяется неправильно. На подъемах и спусках ехать с заплечным рюкзаком трудноВелорюкзак. Мне хватило одной поездки с палаткой, водой и личными вещами на багажнике, чтобы решиться на покупку специального рюкзака — велоштанов. Такое название рюкзак получил из-за схожести с предметом одежды.
Велорюкзаки можно купить в магазинах:
Терра,
Велоотдых,
Велорюкзак.рф
Рюкзаки объемом 65—85 литров стоят от 3000 до 5000 Р. У меня велоштаны объемом 75 литров. На мой взгляд, это оптимальный вариант для начинающих туристов.
Велосумки рассчитаны на движение по велодорожкам с ровным покрытием. У них ненадежные пластиковые крепления к багажнику: часто они не выдерживают длительной езды по неровным дорогам и ломаются.
Мои знакомые покупают такие в европейских магазинах. Комплект из двух задних сумок по 20 литров каждая стоит от 83 € (6142 Р), на 70 литров — от 150 € (11 100 Р).
Насос, запасная камера и ремкомплект. Если прокололи колесо, лучше поставить новую камеру и продолжить маршрут, а проколотую заклеить на привале или вечером в лагере.
Насос должен быть хотя бы один на группу. Если он один, перед поездкой убедитесь, что он подойдет к ниппелям велосипедов всех участников похода. Насосы со складной ручкой стоят от 300 до 3500 Р. Я перепробовал несколько дешевых насосов — до 1000 Р. Они быстро ломались, поэтому решил купить модель подороже, с манометром за 3500 Р.
3500 Рстоит мой насос с манометром
Запасных камер лучше всего иметь две каждому участнику похода. Снимать и устанавливать покрышку на обод удобно при помощи пластиковых монтажек. Они продаются в велосипедных магазинах по отдельности за 70—150 Р или входят в велоаптечку стоимостью 150—250 Р.
Моя велоаптечка за 700 Р: пластиковые хомуты, набор для заклейки камеры, монтажки для съемки и установки покрышки, мультитул и заглушка тормоза. Она нужна для того, чтобы при снятом колесе случайное нажатие на рычаг тормоза не привело к заклиниванию тормозной колодкиШлем. По правилам дорожного движения шлем для велосипедистов не требуется. Но я все равно всегда езжу в шлеме.
Цены на взрослые и детские велошлемы начинаются от 1500 Р. Я использую велошлем MET Crossover с козырьком и фонарем, который купил в магазине bike-discount.de за 33 € (2442 Р). В России такие продаются за 3500—4000 Р.
Подножка для велосипеда. Велосипед с грузом на багажнике не всегда удобно прислонять к дорожному столбу — или его просто не будет рядом. Подножки стоят от 300 до 1000 Р.
Крепление для смартфона или навигатора на руль. Когда проезжаешь нужный поворот и спускаешься с горы, цена ошибки — подъем в гору с груженым велосипедом. Чтобы ориентироваться в пути, я прикрепляю к рулю навигатор. Такие стоят 500—1500 Р и продаются в веломагазинах или на «Алиэкспрессе».
Чехол для смартфона с креплением на руль SKS Smartboy
Велокомпьютер показывает время и скорость: не нужно доставать смартфон или отвлекаться на наручные часы. Простые модели стоят от 1000 Р, дорогие — 12 000—17 000 Р. Я использую велокомпьютер Sigma BC 8.12 ATS. В среднем он обойдется в 2500 Р.
Держатель для бутылки на раму. При езде на велосипеде нужно пить, даже если не хочется. Вода необходима для образования физиологической жидкости, которая служит смазкой для коленного сустава.
Чтобы каждый раз не лезть в рюкзак, флягу или бутылку удобно держать на раме. Цена флягодержателей — от 100 до 500 Р.
Фонари для велосипеда. Водители на загородных трассах не ожидают встретить велосипедиста с баулом на багажнике, поэтому фонари, катафоты, светоотражающие полоски на одежде и рюкзаках при поездке на велосипеде обязательны.
Задний красный фонарь на батарейках стоит от 350 Р. Я использую фонарь Topeak RedLight Aura за 1200 Р. Еще у меня есть быстросъемная китайская диодная фара за 350 Р.
Аксессуары для кемпинга
Палатка. У меня компактная двухместная палатка Tramp Bike 2 весом 2,2 кг. Она помещается в велоштаны вместе со спальным мешком. В 2014 году палатка обошлась мне в 3900 Р. Сейчас цены на простые двухместные палатки начинаются от 1500 Р.
Спальный мешок и коврик. Для велопоходов в теплую пору, когда ночью +15 °С, подойдет спальный мешок и коврик из гипермаркета стоимостью от 1000 Р. Для поездок весной и осенью понадобится теплый трехсезонный спальник, рассчитанный на температуру комфорта –5 °С. Такие стоят 5000—7000 Р.
Как жить в кемпингах
У меня спальник Deuter DreamLite 350 с температурой комфорта –5 °С, который я использую большую часть года. Несколько лет назад он стоил 3500 Р.
Горелка и посуда. Костер — слишком хлопотное занятие для похода выходного дня: нужно много сил и времени на розжиг и его поддержание. Я развожу костер только вечером для обогрева и атмосферы, а еду готовлю на газовой горелке.
Газовые горелки Kovea стоят 3000 Р и долго служат. Для коротких походов подойдет горелка за 500—700 Р с «Алиэкспресса». На два дня и троих человек хватает одного баллона за 250—400 Р.
Для приготовления пищи на горелке используют специальную посуду из анодированного алюминия. Она легкая, прочная и быстро нагревается. На «Алиэкспрессе» за 1900 Р можно купить полный набор: горелку, посуду, стакан, вилку, ложку и нож.
Свой набор посуды из трех кастрюль, крышки и съемной ручки я покупал в магазине «Рыболов» за 1000 Р.
Стоимость минимально необходимого для велопохода снаряжения — 12 200 Р
Велорюкзак | 3500 Р |
Багажник | 1500 Р |
Насос | 1500 Р |
Спальник | 1500 Р |
Палатка | 1000 Р |
Горелка и газовый баллон | 1000 Р |
Посуда для горелки | 1000 Р |
Коврик | 700 Р |
Ремкомплект и запасная камера | 500 Р |
Велорюкзак
3500 Р
Горелка и газовый баллон
1000 Р
Посуда для горелки
1000 Р
Ремкомплект и запасная камера
500 Р
Одежда для похода
Специальная одежда для велопоходов не нужна, исключение — велошорты. Еще их называют велотрусами или велосипедными лосинами. Это обычные облегающие шорты с мягкой подкладкой в области промежности. Благодаря ей можно долго ехать на велосипеде с комфортом.
Велотрусы стоят 700—2000 Р. Они продаются в большинстве спортивных магазинов: «Декатлоне», «Канте», Bikecenter.
У меня шорты Endura c внутренней облегающей частью. С виду они не отличаются от обычных шорт. Продаются в спортивных гипермаркетах вроде «Декатлона». Шорты носят без нижнего бельяЕсли отправляетесь в поход весной или осенью, полезно взять резиновые сапоги. Преодолевать разлившиеся ручьи босиком очень холодно. Проехать на велосипеде тоже не получится: сильный поток воды приносит на дно камни и ветки, и оно становится непроходимымЯ не покупаю для походов дорогую одежду и обувь: мне жалко порвать или прожечь искрой брюки за 10 000 Р. Чаще всего приобретаю походные вещи в спортивных магазинах или магазинах спецодежды. Лучше всего делать это осенью и зимой. В октябре велосезон уже закончен, поэтому магазины делают скидки на велосипеды, аксессуары и одежду.
Еще в несезон туристы организуют совместные закупки в европейских веломагазинах: chainreactioncycles, bike24, bike-discount, bike-components, wiggle. Выбор в них больше, а цены ниже.
В Новгородской области есть форум велосипедистов, где туристы договариваются о совместных закупках. Кто-то один собирает заявки и деньги и оформляет большой заказ в интернет-магазине на свое имя. Сумму доставки делят на всех.
Раздел совместных покупок на форуме «Велопитера»
Я организую такие совместные закупки и зарабатываю на этом. Для этого я сделал свою дебетовую карту мультивалютной: так удавалось покупать евро перед оплатой заказа по выгодному курсу. Еще я получил кэшбэк 96 € (7104 Р) и потратил его на новые покупки и оплату номера на турбазе.
Ну и что? 09.11.18Что с лимитами на покупки за границей в 2019 году
Если у вас есть карта Тинькофф-банка с повышенным кэшбэком в категории «Спорттовары», за покупки можно получить кэшбэк. За 3 месяца мне вернулось 96 €Турфирмы
Если по мере чтения статьи вы поняли, что самостоятельная организация похода не для вас, обратитесь в туристические компании. Некоторые из них дают велосипеды и туристическое снаряжение в прокат.
Такие походы стоят в среднем от 5000 Р за два дня по маршруту рядом с городом. Это дороже, чем организовывать тур самостоятельно, но иногда лучше переплатить. Если вы начинающий турист, в первый раз дешевле взять снаряжение в аренду. Не понравится, потом не придется думать, куда девать оборудование. Еще в коммерческих турах на маршруте есть инструктор, который решает все организационные вопросы и помогает с ремонтом велосипеда, организацией быта и питания.
Компании, которые организуют велотуры:
ridersbike.ru,
vpoxod.ru,
velotur.info
Коммерческие походы подойдут тем, кто хочет проехать по непривычному рельефу. Я, например, хочу попасть в коммерческий поход в Сочи, в парк «Роза Хутор»: там проводят однодневные велотуры на электровелосипедах по горам. По готовому маршруту с инструктором даже мне, бывалому туристу, там будет проще и безопаснее. Такой тур стоит 3500—6500 Р. В стоимость не входит перелет и жилье.
Я участвовал в нескольких коммерческих велопоходах. Когда я проколол колесо в одном из них, мне помогли с ремонтом, но сам маршрут меня разочаровал: приходилось часто тащить велосипед в гору по глине. Складывалось впечатление, что мы идем по пешеходному горному маршруту с велосипедом.
Но о негативном опыте не жалею: он помог мне в организации собственных походов. Я стал лучше понимать, как устроен быт в походе и как организовывать движение группы велосипедистов. Например, самый слабый участник обычно едет впереди, а все остальные подстраиваются под его темп. Если все хотят ехать быстрее, то заранее договариваются о точках маршрута, на которых будут ждать отстающих.
Запомнить
- Снаряжение для ПВД недорогое, часть можно взять в аренду или у друзей.
- Продумайте маршрут, заброску, возвращение, места ночевок и график движения заранее.
- Проверьте, есть ли на маршруте мобильная связь, если он проходит по малонаселенным местам.
- Планируйте время прохождения маршрута с запасом. Поход — это отдых, а не гонка.
- Если не хотите организовывать первый поход самостоятельно, купите тур в турфирме или договоритесь о совместном походе с другими туристами.
journal.tinkoff.ru