Конспект урока на тему «Олимпийские игры»
Греки очень много работали, но они еще и любили отдыхать. Многие греки готовы были отдать много времни и сил, но попасть на какие-нибудь зрелища… Одними из таких зрелищ были Олимпийские игры….
Тема урока: «Олимпийские игры».
Олимпийские игры Древней Греции представляли собой религиозный и спортивный праздник, проводившийся в Олимпии. Олимпия — необычный город, не похожий на любой другой. Он расположен на юго-западе Греции, в долине реки Алфей, которая впадает в Ионическое море. Только во время Игр Олимпия принадлежала людям, в обычное же время это был город, посвященный богам. Здесь жили только священники, хранители захоронений и сокровищ. Игры проводились один раз в четыре года в самый разгар лета. Источники – росписи на вазах.
С приближением Олимпиады во все концы Греции разъезжались гонцы, которые объявляли «священное перемирие». Эти гонцы своею властью останавливали войны. Повсюду их встречали с триумфом. И не только в самой Греции, но и везде, где обосновались греки,- в Крыму, в Египте, в Испании. В то время не все греки могли принимать участие в Играх. Чтобы участвовать, нужно было: «не быть ни рабом, ни варваром, не совершать ни преступления, ни богохульства, ни святотатства«. Варварами считались иностранцы, то есть лица, не являющиеся гражданами греческих государств.
У древних греков была славная традиция: имена олимпийских победителей — олимпиоников — выгравировывали на мраморных колоннах, установленных вдоль берега реки Алфей. Благодаря этой традиции нам известна эта дата — 776 год до н. э.
Объявление об Олимпийских играх вызывало неслыханную лихорадку среди всех греков. Люди набивались в лодки, собирались в огромные толпы и шли пешком, повсюду можно было увидеть вереницы мужчин и подростков, направляющихся в Олимпию. Исключение составляли женщины, которым под страхом смерти запрещалось присутствовать на Играх.
Был один только случай, когда на празднике обнаружили женщину. Она сама обучала сына своего кулачному бою, готовя его к соревнованиям. Прибыв в Олимпию и не сомневаясь в том, что сын победит, она хотела во что бы то ни стало быть свидетельницей его триумфа. Она надела мужское платье и проникла на стадион, смешавшись с группой тренеров. Когда ее сын стал олимпиоником, счастливая мать не выдержала: забыв обо всем, она перепрыгнула через барьер, бросилась к сыну, обняла его… но в стремительном беге мужской наряд слетел с нее. По закону ее должны были сбросить со скалы, но судьи не нашли в себе сил сделать это. И ее помиловали, так как эта женщина была матерью чемпиона. Но дабы впредь не допускать повторения подобных случаев, было постановлено, чтобы тренеры присутствовали на Играх обнаженными. И сами атлеты тоже выступали обнаженными.
Почти за год до начала игр все участники обязаны были приступить к тренировкам в своём родном городе. День за днём десять месяцев подряд неустанно упражнялись атлеты. (Атлет – участник состязаний, человек крепкого телосложения, силач.) А ровно за месяц до открытия игр им надлежало прибыть в Южную Грецию и там поблизости от Олимпии продолжить подготовку. Участниками игр обычно становились зажиточные люди. Бедняки не могли тренироваться долгими месяцами.
Первые тринадцать Игр состояли только из одного вида состязаний — бега на один стадий. По преданию, это расстояние в Олимпии отмерял сам Геракл, и оно равнялось 192 метрам 27 сантиметрам. Так возникло и хорошо знакомое всем слово «стадион».
Большинство состязаний проходило на стадионе. Места зрители занимали с ночи. Стадион был соединен со священной рощей подземным ходом. Через этот ход участники состязаний в сопровождении судей после принесения жертвы богам выходили на стадион для соревнований.
Гимнасий представлял собой обширный двор, окруженный колоннадой, на котором были устроены беговые дорожки, места для метаний, для борьбы и так далее. Гимнасий предназначался для тренировок. На гимназическом дворе были проложены аллеи с тенистыми деревьями, где атлеты отдыхали после упражнений. Между деревьями тут и там стояли высеченные из мрамора статуи наиболее знаменитых олимпиоников.
Здесь же были устроены бани. В специальной комнате можно было смазать тело маслом, а в другой был сложен привозимый из Египта мелкий нильский песок для обсыпания тела. Атлеты перед упражнениями смазывали тело маслом и затем посыпали его песком. За пределами гимнасия, почти примыкая к ней, находилась первая «олимпийская деревня» — помещение для жилья атлетов, прибывающих на состязания.
Олимпийские игры продолжались пять дней. Олимпийский праздник начинался с торжественной процессии, направляющейся к золотой статуе Зевса. В жертву Зевсу приносилась пара огромных быков, и на этих двух тушах судьи и участники давали торжественную клятву быть достойными возможного награждения оливковым венком, сделанным из ветвей священного дерева. Число зрителей и исполнителей было очень велико; очень многие пользовались этим временем, чтобы совершать торговые и другие сделки, а поэты и художники — чтобы знакомить публику со своими произведениями.
В первый день проходили состязания по всем видам бега. О скорости греческих бегунов в древности рассказывали невероятные истории: был атлет, которого видели только в начале и в конце дорожки, посередине его никто не успевал заметить — так быстро он бежал; другой бегун мог обогнать зайца; третий бежал так легко и быстро, что не оставлял следов на песке.
Одним из видов состязания был бег в шлеме и со щитом.
Во второй день – пятиборье- соревнование одного человека в пяти видах спорта: бег, борьба, метание копья и диска, прыжки.
Третий день — борьба, кулачный бой и панкратион (сочетал в себе приемы кулачного боя и борьбы). Здесь существовало лишь одно правило: тот, кто убьет своего соперника, будет подвергнут самому суровому наказанию.
Четвертый день полностью отдавался в распоряжение детей. Дистанции бега для детей были в два раза меньше, чем у взрослых.
В пятый день проводились соревнования среди колесниц, запряженных четверкой лошадей, скачки лошадей по кругу. Местом конных состязаний был ипподром (рис. с. 158).
В самом начале владельцы лошадей были одновременно и тренерами и участниками. Но соревнования эти были очень опасными, так как участники не останавливались перед самыми грубыми средствами, лишь бы перевернуть колесницу соперника, не дать ему прийти к финишу первым. Несчастные и даже смертельные случаи были на этих соревнованиях нередки. Очень скоро богатые владельцы конюшен решили завоевывать победу, не подвергаясь риску. Они стали отправлять на соревнования рабов под своим именем. В случае победы раб получал от своего хозяина значительную сумму денег и мог быть даже отпущен на свободу и стать свободным гражданином. Можно себе представить, что конкуренты не щадили себя, добывая победу своим хозяевам. Обычай этот распространялся довольно быстро. И очень скоро в этих соревнованиях стали принимать участие только «профессионалы». Известны даже случаи, когда владелец лошадей вообще не приезжал на Игры.
В последний день игр перед храмом Зевса ставили стол из золота и слоновой кости. На нем лежали венки из ветвей священного оливкового дерева. Победители один за другим подходили к главному судье, который возлагал на их головы венки. Глашатай в это время объявлял имя атлета и называл его родной город. Затем устраивалось торжественное шествие: впереди шли судьи, за ними — победители, жрецы. Зрители кричали: «Слава победителям!» Заканчивался олимпийский праздник серией грандиозных банкетов, которые по очереди устраивались каждым государством.
Когда победитель возвращался в свой город, все граждане выходили ему навстречу. Атлет в пурпурной одежде подъезжал на колеснице к главному храму, где приносил свой венок в дар богам. Затем в честь победителя устраивался пир.
Победителю на Олимпийских играх ставилась статуя, ему предоставляли почетные места в театре, до конца жизни его кормили на общественный счет (в Афинах).
Что давали олимпийские игры древним грекам? Почему они так охотно в них участвовали?
Олимпиады в Древней Греции просуществовали 1169 лет. В каком году они завершились? 393 г. н.э.
В 1896 году была возрождена традиция проведения олимпиад. Сколько лет они не проводились? 1503 года.
Современная эмблема – 5 олимпийских колец, они символизируют материки: синий – Европа, черный – Африка, красный – Америка, желтый – Азия, зеленый – Австралия. Какое главное отличие современной Олимпиады от древнегреческой? Еще: участие женщин, появление зимних игр, появление спортивных игр.
Д.з. § 33.
Конспект урока «Олимпийские игры»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 4
г.Пыть-Ях, ХМАО-Югра
Тема урока:
Олимпийские игры. От древности к современности.
Разработал учитель физической культуры
Г.А. Свиридов
2016 г.
Аннотация к уроку.
Цель олимпийского движения — способствовать построению мирного и лучшего мира путем воспитания молодежи в процессе занятий спортом, без какой-либо дискриминации и в олимпийском духе, основанном на взаимопонимании, дружбе, солидарности и честной игре.
Деятельность олимпийского движения, символ которого пять переплетенных колец, является постоянной и универсальной. Она охватывает пять континентов. Она достигает кульминации объединением спортсменов мира на великом спортивном празднике — Олимпийских играх.
Развитие физической культуры и спорта становится сегодня важным социальным фактором в жизни современной России. Привлечение широких масс населения к занятиям физической культурой, а также успехи на международных соревнованиях являются доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации, ее военной и политической мощи. Огромное значение в политическом, экономическом, международном аспектах имеет решение МОК (Международный олимпийский комитет) о проведении в России зимних Олимпийских игр 2014 г.
В свете происходящих событий, считаю актуальным рассмотрение истории олимпийского движения в России. Для этого необходимо решить несколько задач — изучение истории появления олимпийских игр; участие нашего государства в олимпийских играх в разные периоды нашей истории.
Мы знаем, как много пришлось пережить нашему народу и как часто нас недооценивали, принижали наши заслуги. Поэтому просто нельзя оставить в стороне такое историческое событие для нашего государства, как Олимпийские игры.
Формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные
1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.
2. Выдвигать версии.
3. Планировать деятельность в учебной ситуации.
Познавательные
1. Выявлять причинно-следственные связи и делать выводы.
2. Самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать.
3. Анализировать – выделять главное.
Личностные
1.Оценить значение спорта для формирования здорового образа жизни.
Коммуникативные
1. Излагать своё мнение, аргументируя его.
Учебное оборудование: карта «Древняя Греция», записи на доске, мультимедийная презентация, экран, тетрадь.
Используемые технологии: здоровьесберегающая, групповая
Олимпийские игры. От древности к современности.
Цели урока:
1.Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр в древности и показать их значение в жизни Современного общества.
2.Расщирить кругозор учащихся , подчеркнуть миротворческую роль Олимпийских игр.
Задачи:
1. Усвоение фактов и основных идей, с помощью иллюстративного материала.
2. Изучение новых понятий по данной теме.
3. Организация деятельности учащихся по применению новых знаний.
Ожидаемые результаты:
В ходе проведения урока учащиеся смогут:
— рассказать, что они знают об Олимпиаде 2014
— объяснить значение Олимпийских игр в жизни эллинов;
— назвать виды спорта; символы Олимпиады 1980 и 2014 гг.
План урока:
Олимпиада в Сочи.
Факел и символы Олимпиады в нашей стране.
Первые Олимпийские игры.
Особенности олимпийских игр в Древней Греции и в современном мире.
Видео «Зажжение факела в Сочи»
О каком событии пойдет речь сегодня на уроке? Учащиеся отвечают.
Сегодня мы должны выяснить почему Олимпийские игры играют такую важную роль в жизни современного общества?
Сл.1.Олимпийские игры -776 г. дон.э.
Уже около 3000 лет существуют олимпийские игры и по-прежнему популярны во всех странах мира. Каждая страна стремится завоевать право проводить игры у себя.
А как мы с вами узнаем, в какой стране проходит Олимпиада? (Учащиеся отвечают- факел)
Мультфильм 13618-13:33
Сл.3. 1. (Проблемная ситуация)
-Символом каких игр являются пять разноцветных колец?
Сл.23. Заполнение таблицы.
1 Группа.
Первые игры состоялись в 776 году до н.э. в Древней Греции, в городе Олимпия. Олимпийские игры были посвящены Зевсу Олимпийскому. Олимпийские игры – грандиозный праздник, на который съезжаются атлеты со всех полисов древней Греции, включая колонии.)
Олимпиадами называли четырехлетний промежуток времени. В Древней Греции Олимпийские игры состоялись 293 раза. В 394 г. н.э., когда Греция находилась под властью Рима, они были запрещены римским императором Феодосием I, который посчитал игры проявлением язычества.
Специальные вестники заранее сообщали о начале Олимпийских игр
Устав Олимпийских игр предписывал также, чтобы ни одна женщина под страхом смертной казни не присутствовала на состязаниях. Опаздывать на состязания, спорить с судьями и применять незаконные приемы запрещалось.
Организация античных Олимпийских игр предусматривала контроль не только за ходом самих Игр, но и за подготовкой атлетов к ним. В течение 10–12 месяцев до начала Игр атлеты проходили подготовку, после чего сдавали своеобразный экзамен комиссии. После выполнения “олимпийского норматива” будущие участники Олимпийских игр еще месяц готовились по специальной программе в Олимпии. Главным принципом состязаний была честность участников. Перед началом соревнований они давали клятву соблюдать правила. Судьи имели право лишить чемпиона титула, если он победил мошенническим путем, провинившийся атлет подвергался также штрафу и телесному наказанию.
Первоначально программа Олимпийских игр ограничивалась бегом на один стадий (192 м). Затем программа стала расширяться: появилось пятиборье
1.бег
2. прыжки в длину
3.метание диска,
4.метание копья,
5.борьба,
с 23 игр —
Позднее появились кулачные бои, бег колесниц, кулачные бои.
Главной наградой победителю Олимпийских игр служил венок из ветвей священной оливы. Ветви срезали золотым ритуальным ножом со старого дерева, которое, как считалось, посадил Геракл. Кроме венка, победитель получал пальмовую ветвь.
Жители города, который представлял победитель, одаривали его дорогими подарками, освобождали от налогов, назначали пожизненную пенсию, предоставляли бесплатное место в театре. Возвращение победителя к себе на родину превращалось в подлинно триумфальное шествие.
Выступают учащиеся 1 группы.
Сл.4-8
2 группа
Возрождение Олимпийского движения связано с именем Пьера де Кубертена —французского историка, литератора, педагога и общественно-политического деятеля.
I Олимпийских игр по примеру античных. В 1913 году появилась олимпийская символика в виде 5 переплетенных колец и священного огня, который по традиции зажигают в Греции, а также девиз “Быстрее, выше, сильнее”. Переплетенные кольца символизируют объединенные в Олимпийское движение пять континентов. Цвета континентов: голубой — Европа, черный- Африка, красный- Америка, желтый – Азия, зеленый- Австралия.
Олимпийские игры — крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования, которые проводятся каждые четыре года. Продолжительность современных олимпийских игр в среднем 16-18 дней.
В 1980 г. в Москве проходили игры ХХII летней Олимпиады .
В 2014году ХХII зимние Олимпийские игры проводятся в Сочи.
На Олимпийских играх за индивидуальные успехи или участие в командных состязаниях спортсмены награждаются олимпийскими медалями. Кроме этого, олимпийские медали считаются знаком отличия и дополнительной атрибутикой, которая используется МОК для популяризации идеи современного мирового Олимпийского движения.
В настоящее время состязания проводятся по следующим видам спорта: Бобслей, Биатлон. Горнолыжный спорт, Керлинг, Конькобежный спорт, Лыжное двоеборье, лыжные гонки, Скелетон, Сноуборд, Фристайл, Хоккей, Шорт-трек, Фигурное катание. Современное пятиборье проходит за один день. Виды современного пятиборья:
Стрельба ;
Фехтование;
Плавание ;
Верховая езда;
Бег.
Комплект олимпийских медалей
Выделяют такую градацию олимпийских медалей: в случае победы (I место) вручается золотая медаль, за второй результат в соревновании (II место) – серебряная медаль, и за третий результат (III место) – бронзовая медаль. Их совокупность получила название «комплект олимпийских наград».
Выступает 2 группа.
Сл.10-23
Группы отвечают по очереди и вместе заполняем таблицу.
- Вопросы для сравнения
Олимпийские игры в Древней Греции
Олимпийские игры современности
Периодичность
Продолжительность
Место проведения
Виды спорта
Традиции
Рефлексия. Учащиеся говорят о значении Олимпийских игр.
Итог- Видео «Песня Сочи 2014»
Конспект урока «Олимпийские игры в древности»
Муниципальный этап Х Всероссийского конкурса
«Учитель здоровья России — 2018»
Тема урока: Олимпийские игры в древности
класс: 5-А
Александренко Валерия Владимировна
МБОУ «Скворцовская школа»
учитель истории и обществознания
Урок Истории № 40
Класс: 5-А
Тема урока: Олимпийские игры в древности
Цель: ознакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными соревнованиями, традициями.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся получают представления об истории Олимпийских игр, а также дальнейшее развитие навыков работы с текстами, иллюстрациями, документами, умение работать с учебником, овладение понятиями атлет, ипподром, пятиборье, Олимпия, самостоятельной работы с информацией, умения находить её, осмысливать и использовать.
Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия
Личностные: развитие сотрудничества при работе в парах и группах; формирование чувства самоуважения и взаимоуважения, оценка значения спорта для формирования здорового образа жизни (ЗОЖ).
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование: учебник «История Древнего мира» под редакцией А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой: М.: Просвещение, 2014г, 303с., атласы, карта «Древняя Греция», презентация «Олимпийские игры в древности»
Ход урока
1.Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас очень интересный урок, мы с вами отправимся в путешествие! Желаю всем нам сегодня, плодотворной работы, быть внимательными и активными.
2. Актуализация опорных знаний обучающихся
С каким государством мы с вами знакомились на прошлых уроках? (Греция)
ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС
1. Где жили древние греки?
1. Греки – это жители Балканского полуострова.
2. Назовите основные занятия древних греков?
2. Древние греки занимались земледелием (разводили оливки, выращивали виноград, ловили рыбу).
3. Достаточно ли было плодородных земель в Древней Греции?
3. Нет, т.к. большая часть Балканского полуострова – каменистая поверхность.
4. Почему греки стали покидать свою Родину и основывать колонии?
4. Покидали свою Родину в поисках плодородных земель, чтобы не погибнуть от голода и долгового рабства. Ещё это следствие борьбы между знатью и демосом – и бегство одних.
5. Что такое колония? Где греки их основывали?
5. Колония – это постоянное поселение, которое основывалось близ моря, с удобной гаванью, источником пресной воды, наличием плодородной земли.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Молодцы ребята! Вы хорошо усвоили пройденный материал!
Вопрос к классу:
1.Ребята, а вы любите спорт?
2. Поднимите руки, кто любит уроки физкультуры? А занимаетесь ли вы в спортивных секциях.
3. Поднимите руки, кто делает зарядку?
(Молодцы! Вы любите заниматься спортом. А зачем мы занимаемся спортом?)
Давайте попробуем, определить тему нашего урока, и объясним, как она связанна со спортом.
Слайд 1
Учитель:
Скажите, пожалуйста, что изображено на этой картинке?
Да, это древнегреческая амфора, украшенная узором. На узоре изображены бегуны.
А это что за цветные колечки?
Конечно, это символ Олимпийских игр.
— Кто знает, что символизируют эти кольца? (Переплетенные кольца символизируют объединенные в Олимпийское движение пять континентов. Цвета континентов: голубой — Европа, черный — Африка, красный- Америка, желтый – Азия, зеленый- Австралия )
В нашей стране Олимпийские игры проходили в г. Сочи в 2014 году. Я думаю, каждый из вас, с волнением наблюдал за этими событиями.
Учитель: Ребята, а вам интересно узнать, как проходили Олимпийские игры в Древней Греции? И вы, конечно же, готовы назвать тему нашего сегодняшнего урока? («Олимпийские игры в древности»)
Слайд 2
«ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ В ДРЕВНОСТИ»
— Откройте свои тетради и запишите число и тему урока.
Учитель: Что же мы с вами должны выяснить на сегодняшнем уроке? (Что же вам хотелось бы узнать об Олимпийских играх?)
1.Когда и где проводились первые олимпийские игры;
2.Как проходили, кто принимал участие в первых Олимпийских играх;
3.Какое значение имели Олимпийские игры;
Проблемное задание:
— Слушая сегодня моё объяснение, проводя собственные исследования, к концу урока вы должны будете дать ответ на следующий вопрос: «Для чего проводились Олимпийские игры?»
4. Изучение нового материала.
Работа с картой Слайд 3
1. Олимпийские игры проходили в Олимпии. Ребята, а где располагалась Олимпия?
(Этот город располагался в Южной Греции на территории области – Элида, в северо-западной части полуострова Пелопоннес)
2. Почему же центром Олимпийских игр стала Олимпия?
(Местом их проведения была избранна Олимпия, т.к. до нее было легко добираться из всех греческих городов, удобное местоположение).
Учитель: Существует много мифов о том, почему именно Олимпия стала столицей соревнований. Виталине, было дано опережающее задание, узнать об этом.
Ученик: По одной из версий, царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы, где жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить общегреческие атлетические празднества. После чего Ифит и спартанский царь Ликург установили порядок проведения таких игр и заключили священный союз. Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, – преступником.
Первые Олимпийские игры состоялись в июне 776 году до н.э., этот год стал точкой отсчета древнегреческого «олимпийского летоисчисления» (запишите дату и определение в свои тетради).
Однако в вопросе о том, кто основал игры, имеются расхождения. По дошедшим до нас произведениям древнегреческих историков, философов и поэтов, мы узнаем, что Древние Олимпийские игры связывают с именами народного героя Геракла, легендарного царя Пелопса, спартанского законодателя Ликурга и эллинского царя Ифита.
Об этом нам расскажет Виктория.
Миф о возникновении Олимпийских игр.
Эта легенда гласит, что Олимпийские игры придумал и организовал сын Зевса – Геракл, который совершил двенадцать легендарных подвигов. В честь одного из этих подвигов и начали проводить Олимпийские игры.
Известна очень интересная подробность этой легенды. Она заключается в том, что Геракл отмерил собственными стопами дистанцию для бега, которая составляла 600 стоп. Именно так появилась распространенная мера длины в Греции, которая называлась «стадии». От этого названия и возникло известное на сегодняшний день слово «стадион». Если переводить эту меру измерения в современные единицы, то получиться, что дистанция для бега составляла 192метра и 27 сантиметров. Легенда (миф) гласит, что долгое время спортсмены выявляли победителей только в данном виде состязаний, пока Геракл не ввел другие дисциплины. Одна из них – панкратион, достаточно суровый вид спорта, который соединяет в себе кулачный бой и борьбу.
Учитель: В год Олимпийских игр глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть: «Все в Олимпию! Священный мир объявлен! Дороги безопасны! Да победят сильнейшие!»
Слайд 4
— Что нового об Олимпиаде мы можем узнать из этого призыва?
Ученики:
1. В Олимпиаде участвовали все греческие полисы.
2. На время проведения Олимпиады, прекращались войны. Под страхом проклятия и немилости богов никто не мог появиться в Олимпии с оружием. Даже разбойники и пираты не нападали на путников.
3. Игры были честными.
5. Физкультминутка
Ребята, но в Древней Греции, перед тем как начать состязания, атлеты проводили разминку, давайте встанем и разомнемся.
Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке (шагаем на месте)
Круг почета пробежать (бег на месте),
Или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук)
Сделать выдох, сделать вдох (вдох-выдох)
Будь атлет всегда готов!
Учитель: Итак, состязания начинались. Порядок проведения Олимпийских игр был строгим: сначала было открытие Олимпиады. Атлеты приносили жертву богам (Зачем?). А так же атлеты приносили клятву.
Слайд 5
Археологами была найдена клятва древнегреческих атлетов, но вот часть слов разобрать очень трудно, подумайте, как могла звучать клятва, и допишите недостающие слова!
Клятва чести
«Я — …………… полиса…(название)…… — подтверждаю перед ………..…, что тренировался, как требуют древние …………… великого праздника. Торжественно клянусь в том, что для достижения победы буду ……………………..…».
Прочитайте приведённый выше текст, в котором пропущен ряд слов. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1. боги
2. статуей Геракла
3. статуей бога Зевса
4. гражданин
5. соблюдать правила
6. подкупать судей
7. обычаи
Ответ «Я — гражданин полиса Афины — подтверждаю перед … статуей Зевса, что тренировался, как требуют древние обычаи………… великого праздника. Торжественно клянусь в том, что для достижения победы буду … соблюдать правила ..». (Выходит по одному ученику и записывают правильные слова)
Учитель: После того, как принесли жертву Богам, атлеты и судьи дали клятву. В храме зажигали священный огонь. ( Ребята эта церемония дошла и до наших дней).
Первый и последний дни в основном были посвящены торжественным церемониям, второй, третий и четвертый включали только разного рода соревнования.
Учитель: Следующие три дня отводились состязаниям.
Ребята, а скажите, как мы сейчас называем место, где проходят спортивные соревнования? (стадион)
Правильно, стадион — место для состязаний. Это слово зародилось именно в Древней Греции при проведении олимпийских игр. Именно на стадионах проходили основные соревнования, и именно на их трибунах занимали зрители места задолго до начала состязаний. Никто не хотел пропустить такое событие.
В следующие три дня проходили игры. Представьте себе: лето, конец июля, жарко. С первыми лучами солнца раздался звук трубы. На стадионе появились судьи в пурпурных плащах и с венками на голове. За ними идут атлеты из всех городов Греции. Атлеты по очереди выходят на середину арены, чтобы представиться зрителям. Глашатай громко объявляет имя и родину каждого и трижды спрашивает: «Все ли вы, счастливые гости Олимпии, согласны, что этот атлет является свободным и достойным гражданином?» Зрители приветствуют участников игр громкими криками и рукоплесканиями. Затем начинаются соревнования.
Учитель: ребята, сейчас мы будем работать в группах. С помощью учебника, вам нужно найти и выписать виды состязаний взрослых атлетов (с.157, 4 абзац).
Выступление групп.
1. Пятиборье начиналось с бега. Дистанция бега равнялась одному стадию — 192 м (от этого названия произошло наше слово — стадион). Бегуны развивали невероятную скорость. Если верить древним писателям, один бегун догнал зайца, другой обогнал лошадь. Гражданин города Аргос после своей победы в беге сбегал из Олимпии домой, чтобы сообщить о своей победе и вернулся обратно, чтобы принять участие в соревнованиях следующего дня. Всего за несколько часов он пробежал около 100 км.
Слайд 6.
2. Следующим видом соревнования были прыжки в длину. Для увеличения длины прыжка атлеты пользовались гантелями из камня или металла. В момент прыжка руки с гантелями резко выбрасывались вперед.
Слайд 7
3. Борьба — панкратион. Древнегреческое каратэ.
В борьбе в стойке побеждал тот, кто трижды бросал противника на землю. Борьба на земле велась до тех пор, пока один из противников не сдавался. Нельзя было наносить увечья, но правил, в принципе не существовало.
Слайд 8
4 — 5. На беговой дорожке устраивались соревнования по метанию диска и копья. Диски были каменными или бронзовыми, самые большие весили более 5 кг.
Слайд 9-10
Все эти соревнования проходили на стадионе, но один вид состязаний, самый захватывающий, проходил на ипподроме (место для проведения конных соревнований) – это гонки колесниц. Они проходили в четвертый день соревнований.
Слайд 11
На огромной скорости колесницы, запряженные четверками лошадей, неслись по арене ипподрома. Двенадцать раз надо было промчаться по кругу, обогнав соперников. Однажды из 40 колесничих, состязавшихся на олимпийском ипподроме, благополучно закончить соревнование удалось только одному. Но слава победителя доставалась не возничему, а хозяину упряжки, богачу, вся доблесть которого состояла в том, что он владел колесницей и конями.
Неизменный интерес зрителей на Олимпийских играх вызывали кулачные бои, которые проводились вне обязательных состязаний. В кулачном бою греки ценили ловкость и умение, а не грубую силу. Например, знаменитый древнегреческий математик и философ Пифагор, стал чемпионом Олимпийских игр в кулачном бою. Кулачный бой был опасным и трудным делом. Нередко борцы получали серьезные увечья.
Слайд 12
Учитель: Молодцы ребята! Вы хорошо постарались!
5-й день Олимпиады.
В этот день перед храмом Зевса, ставили стол из золота и слоновой кости. На нем лежали награды – венки из ветвей оливы. Победители один за другим подходили к главному судье, который возлагал на их головы наградные венки. Глашатай объявлял имя атлета и называл его родной город. А зрители восторженно кричали: «Слава победителю!» Олимпионик, победивший в состязаниях трижды, получал право поставить в Олимпии свою собственную статую. Жители города, который представлял победитель, одаривали его дорогими подарками, освобождали от налогов, назначали пожизненную пенсию, предоставляли бесплатное место в театре. Возвращение победителя к себе на родину превращалось в подлинно триумфальное шествие. Греки вели учет достижений прославленных атлетов. На их примере воспитывалась молодежь. Некоторые из них почитались наравне с богами.
Слайд 13
Учитель:
Слава о победителях переживала их в веках. Ребята, давайте поработаем в парах, прочитаем п. 4 на странице 159 учебника: Легендарные рассказы о знаменитых атлетах, и узнаем, о ком греки складывали легенды.
Учитель:
Итак, знаменитые атлеты Древней Греции это:
Милон Кротонский
Слайд 14
Полидам
Феаген
Участниками Олимпийских игр были также историк Геродот, оратор Демосфен, философ Сократ…
Учитель: молодцы ребята!
Соревнования заканчивались и все возвращались домой, в том числе и победители. Олимпийские игры в Древней Греции состоялись 293 раза.
Но вот в 394 году, когда Греция, находилась под властью Рима, римский император Феодосий I запретил проводить Олимпийские игры, как языческие. Через несколько лет он приказал сжечь постройки в Олимпии, а позже дожди, ветер полностью разрушили некогда процветающий город.
— Когда же вновь возродились Олимпийские игры?
Возрождение Олимпийского движения связано с именем барона Пьера де Кубертена — французского историка, литератора, педагога и общественно-политического деятеля. В 1894 году Международный спортивный конгресс по его предложению принял решение о создании Международного Олимпийского комитета и проведении в 1896 году I Олимпийских игр по примеру античных. В 1913 году появилась олимпийская символика в виде 5 переплетенных колец и священного огня, который по традиции зажигают в Греции.
Слайд 15
Учитель:
Сегодня вы узнали много нового об Олимпийских играх. Давайте проверим, как хорошо вы все запомнили.
6. Закрепление изученного материала.
Тест «Да или нет» (на каждый вопрос вам необходимо ответить только «да» или «нет»).
1. Олимпийские игры проводились в течение 4 дней. Нет
2.В играх могли участвовать только мужчины. да
3. Главным храмом Олимпии был храм Геракла Олимпийского. нет
4. Олимпийские игры на городе Олимпии. да
5. Олимпийские игры были посвящены богине Афине. нет
6. Победителя Олимпийских игр награждали оливковым венком, перевитым белой лентой. да
7. Олимпийские игры проводились в марте. нет
8. Первые Олимпийские игры прошли в 776 году до н.э. да
9. Во время Олимпийских игр разрешались военные действия. нет
10. Любимым состязанием на ипподроме были гонки колесниц. да
А теперь, самое время вернуться к нашему вопросу:
Для чего проводились Олимпийские игры? (ответы детей)
7. Рефлексия
Слайд 16
Выставление отметок за урок.
Ребята! Вы очень активно работали на уроке, хорошо усвоили материал новой темы и узнали много интересного об олимпийском движении. Спасибо! А я хочу оценить вашу работу на уроке.
8. Домашнее задание:
1. Прочитайте и перескажите параграф 32 «Олимпийские игры», оставьте рассказ «Как я побывал на Олимпийских играх» 1 вариант от лица зрителя, 2 вариант – от лица спортсмена, участника Олимпийских игр.
2. На дополнительную оценку подготовить сообщение о крымских участниках и победителях олимпийских игр.
Список использованной литературы:
История Древнего мира под редакцией А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой: М.: Просвещение, 2014г
Твой олимпийский учебник: Учеб. пособие для учреждений образования России. 3-е изд., перераб. и доп. / В.С. Родиченко и др.; Олимп. Ком. России. – М.: Советский спорт,1999. – 160с.: ил.
Хавин Б.Н. Всё об олимпийских играх. – 2-е изд., доп. – М.: Физкультура и спорт, 1979.- 607с.
Библиотека по культурологи — Праздники в Древней Греции — http://www.countries.ru/library/ant/grhol.htm
Древний мир – Античные Олимпийские игры — http://www.ancient.ru/topics/data/greece/games/olimpia/olimpia_games_
Колобова К. М., Озерецкая Е. Л. Олимпийские Игры. М., 1958.
Кун Л. Всеобщая история физической культуры. — М.: 1981
Поль Гиро. Частная и общественная жизнь греков., М, 1999г.
Чесноков Н.Н. Олимпийские игры Древней Греции и зарождение современного олимпийского движения / Чесноков Н.Н., Мельникова Н.Ю. // Спорт, духовные ценности, культура. — М., 1997.
Шебель Т. Олимпия и ее игры: Пер. с нем. Л., 1971.
Конспект урока олимпийские игры
Конспект урока
по физической культуре на тему: «Олимпийские игры»
Цель: познакомить учащихся с историей возникновения Олимпийских игр, символикой и традициями игр.
Задачи:
— сформировать представление об Олимпийских играх, расширить кругозор учащихся о символике и традициях игр;
— развитие умения работать в группах, слушать и слышать друг друга;
— привить любовь и уважением к занятиям спортом и физической культурой;
— повысить стремление к ведению здорового образа жизни;
Тип урока: изучение нового материала
Целевая аудитория: 3-4 классы.
Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Используемые технологии: информационно-компьютерные технологии
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, презентация, карточки для индивидуальной работы, медали из картона.
Ход урока
Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
Учитель приветствует учащихся.
Итак, начнем урок с вопроса «Какие бывают игры?». (Ответы детей) (слайд 1)
Игры бывают подвижные. Назовите свою любимую подвижную игру. (Ответы детей).
Игры бывают спортивные. Приведите примеры спортивных игр. (Ответы детей).
Посмотрите, пожалуйста, на экран и назовите тему нашего сегодняшнего урока. (слайд 2)
Тема нашего урока очень интересная – Олимпийские игры. На нашем уроке мы познакомимся с историей возникновения Олимпийских игр, символикой и традициями игр. Слушайте внимательно и запоминайте, в конце урока я вам предложу ответить на вопросы по этой теме. (слайд 3)
Обобщение и систематизация знаний по теме «Олимпийские игры».
Учитель: Прежде чем приступить к изучению нового материала хочу провести небольшой опрос:
— Что вам известно об Олимпийских играх?
— Что вам известно об Олимпийских играх древности?
— Какие олимпийские символы и традиции вы знаете?
Учащиеся дают ответы на поставленные вопросы.
Учитель: Хорошо. А теперь перейдем к теме нашего урока и расширим наши знания.
Олимпийские игры — крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования современности, которые проводятся каждые 4 года.
Как же все-таки возникло это грандиозное мировое событие?
Родиной Олимпийских игр является Древняя Греция, а именно почитаемое греками святилище Олимпия. Игры зародились в 776 г. до н. э. и были посвящены богу Зевсу. Проходили они 5 дней. (слайд 4)
На время проведения игр объявлялось священное перемирие, в это время нельзя было вести войну.
На Олимпийских играх сильнейшие греческие атлеты состязались в беге, прыжках, метании копья и диска, борьбе, кулачном бою, гонках на колесницах. (слайд 5)
Учитель: Как вы думаете, кто мог принимать участие в Олимпийских играх?
Принимать участие в играх могли только греки по происхождению, причем только мужчины. Женщинам не разрешалось присутствовать на играх.
Как вы думаете, все ли мужчины греки имели возможность участвовать в Олимпийских играх? Почему?
Чтобы участвовать, нужно было: «не быть ни рабом, ни варваром, не совершать ни преступления, ни богохульства, ни святотатства». Закон запрещал выступать на играх рабам и варварам (иностранцам), оставляя место только свободнорожденным грекам. Победителей в спортивных соревнованиях называли олимпиониками.
К сожалению Олимпийские игры существенно потеряли свое значение с приходом римлян, а в 394 г. н.э. они были запрещены императором Феодосием I. (слайд 6)
После большого перерыва Олимпийские игры возродились в 1896 г. в Греции. Инициатором возрождения игр явился французский общественный деятель барон Пьер де Кубертен. В наше время проходят зимние и летние Олимпийские игры.
Что же представляют собой современные олимпийские игры? Олимпийские игры являются соревнованиями по спорту в индивидуальных или командных видах, а не между странами. Они проводятся раз в 4 года.
-Какие олимпийские игры бывают? (летние и зимние )(слайд 7-8)
— Кто знает, в каком году были последние зимние олимпийские игры? (Ответы детей)
— Правильно, в 2014 году в Сочи, страна Россия и в 2018 в Пхёнчхан, Республики Кореи . Ребята, а последние летние олимпийские игры были в 2012 году в Лондоне, страна Англия и в 2016 году в Рио-де-Жанейро, Бразилия. (слайды 9-10)
Когда будут следующие зимние игры? (Ответы детей)
— В 2020 году.
— Верно, они пройдут в 2020 году в Токио.
Учитель: А теперь скажите мне какая символика и какие традиции Олимпийских игр вы знаете?
Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.
Учитель: Хорошо, молодцы. А теперь рассмотрим и обобщим ваши знания о символике и традициях игр.
У олимпийских игр есть своей символ – это 5 колец, которые переплетены между собой. 5 колец – это пять континентов: Европа, Африка, Америка, Азия, Австралия. (слайд 11)
Голубое кольцо – цвет Европы. Почему, ребята? (Ответы детей)
— В Европе много рек, озер, морей.
Слайд № 10
Черное кольцо – цвет Африки. Как вы думаете, почему? (Ответы детей)
— Там живут люди с темным цветом кожи.
Слайд № 11
Красное кольцо – цвет Америки. С чем это связано? (Ответы детей)
— Красное потому, что земля имеет красноватый оттенок; там жили племена индейцев, которых называли краснокожими.
Слайд № 12
Желтое кольцо – цвет Азии. Почему? (Ответы детей)
— Правильно, много солнышка, есть пустыни, жители Азии имеют желтоватый оттенок кожи.
Слайд № 13
Зеленое кольцо – цвет Австралии. Как вы думаете, почему? (Ответы детей)
— Австралия самый зеленый континент. На пяти континентах живут такие разные люди, говорят на разных языках, раз в 4 года встречаются на олимпийских играх и дружно, мирно, честно соревнуются.
— Как вы думаете, почему кольца переплетены? (Ответы детей)
— Переплетенные кольца обозначают, что на олимпийских играх встречаются спортсмены всего мира на честных и дружественных соревнованиях.
Символ 5 переплетенных колец отображен на олимпийском флаге. Флаг белого цвета. Белый – это чистый, значит честный, справедливый, мирный. И соревнования будут именно такие. Флаг поднимают на церемонии открытия олимпийских игр.
Еще, ребята, я хочу вам рассказать про олимпийский огонь. За месяц до начала игр в Греции от солнечных лучей зажигают огонь. Факел передают бегуну, который начинает эстафету. От спортсмена к спортсмену эстафетой олимпийский огонь доставляют в тот город, где будут проходить олимпийские игры. Для этого даже используют различный транспорт. Огонь несет в себе дух надежды, единства и мира. (слайд 12)
У олимпийских игр есть девиз «Быстрее, выше, сильнее!». Он означает, что спортсмен стремится стать первым среди первых. Ребята, победа достается очень тяжело потому, что собрались лучшие из лучших.
На олимпийских играх есть давняя традиция произносить олимпийскую клятву. Это делают не только спортсмены, но и судьи. (Читаем клятву) (слайд 13)
И самые волнующие минуты это, когда звучит олимпийский гимн, поднимают флаг и зажигают огонь. Гимн – это торжественная музыка и песня. (Слушаем гимн, смотрим видеофрагмент церемонии открытия олимпийских игр) (слайд 14 — видео)
Раз на олимпийских играх проходят соревнования, значит, есть и победители – это олимпийские чемпионы. В награду они получают олимпийские медали. За I место – золотую, за II место – серебряную, за III место – бронзовую. Ну и чтобы получить завоеванную медаль, олимпийские чемпионы поднимаются на пьедестал. Звучит гимн той страны, чей спортсмен завоевал золотую медаль. (слайд 15)
Учитель: А что вы можете рассказать о талисманах Олимпийских игр? Какие талисманы были на Олимпиаде в Сочи-2014?
Учащиеся отвечают на вопросы. Ведут записи в тетрадях.
Учитель: Молодцы. Действительно талисманами Олимпиады в Сочи были Леопард, Белый Мишка и Зайка, а, например Олимпиады в Корее – гималайский медведь и белый тигр, Олимпиады в Лондоне – Венлок и Мандевиль, Олимпиады в Бразилии — Винисиус и Том (слайд 16)
Учитель: А теперь прошу вас заполнить карточки для индивидуальной работы.
— Закончи фразу:
Олимпийские игры – это …
Игры проводились в честь …
Олимпийские игры длились …
— Ответь на вопросы:
Где возникли Олимпийские игры?
Кто не имел права принимать участие в Олимпийских играх?
— Перечисли традиции Олимпиады.
III. Домашнее задание
Подготовить небольшой доклад о талисманах Олимпиад и эмблемах, проходящих в разные периоды времени.
Подведение итогов урока.
Учитель: Итак, подведем итоги урока и проверим ваши ответы в карточках (учащиеся отмечают правильные ответы в своих карточках) (слайд 17)
Оцените урок с помощью медалей, которые находятся у вас на столах.
Золотая – урок был очень интересным, мне понравился.
Серебряная – не все понял, но было интересно.
Бронзовая – было не интересно и скучно.
Спасибо за внимание!
Конспект спортивного занятия: «Олимпийские игры»
Цель : пропаганда здорового образа жизни
Задачи:
Образовательные: знакомство с Олимпийской атрибутикой, с историей Олимпийских игр.
Развивающие: развитие ловкости, подвижности, силы; развитие личности ребёнка на основе овладения физической культурой; развитие выносливости.
Воспитательные: воспитывать гордость за свою страну, воспитание моральных, волевых и патриотических качеств; навыков правильного поведения в условиях соревнований. Ориентация учащихся на здоровый образ жизни.
Ведущий:
Добрый день, дорогие друзья! Мы рады сегодня приветствовать вас на празднике мира, дружбы и молодости! Все наши ребята любят принимать активное участие в спортивных соревнованиях .Сегодня в нашей школе проводятся спортивные соревнования, которые посвящены Олимпийским играм.
А знаете ли вы, что такое Олимпийские игры? (Ответ детей: это соревнования сильнейших спортсменов всего мира).
-Первые Олимпийские игры проходили в Греции, у горы Олимп, поэтому они и получили название «Олимпийские игры». На время проведения Олимпийских состязаний в Греции прекращались все войны и устанавливался священный мир. С тех пор прошло несколько тысяч лет – но и сегодня символом игры является Олимпийский огонь, который зажигают от солнечных лучей в Греции на горе Олимп. Один раз в четыре года спортсмены всего мира приезжают на Олимпиаду, чтобы принять участие в соревнованиях и показать, кто самый сильный, смелый, ловкий, быстрый.
Факел, зажжённый от этого огня, бегуны порой проносят через многие страны и континенты – чтобы доставить туда, где будут проходить Олимпийские игры. Огонь является главным символом Олимпиады.
Ребёнок: «Над высокими домами
Выше ночи, выше дня,
Расправляет крылья пламя
Олимпийского огня»!
В этом году в Бразилии, в городе Рио-де-Жанейро с 5 по 21 августа прошла 31 летняя олимпиада . Церемония открытия олимпиады состоялась 5 августа Эта Олимпиада примечательна тем, что это первые Олимпийские игры, которые прошли в Южной Америке. Талисманом этих игр стали два зверя. Один талисман имеет желтую окраску и символизирует самых ярких и распространенных представителей животного мира Бразилии — обезьяну и попугая. Второй зверь стал собирательным образом, в его чертах можно узнать и элементы дерева, и элементы цветка.
На этих олимпийских играх разыграны 307 комплектов медалей по 41 виду спорта. Всего в олимпиаде выступили около 11 000 спортсменов из 206 стран мира.
В летней олимпиаде приняли участие и наши земляки: мастер спорта России по гребле на байдарках Евгений Луканцов и заслуженный мастер спорта по дзюдо Михаил Пуляев.
Сборная России на Олимпиаде в Рио завоевала 56 наград: 19 золотых медалей, 18 серебряных и 19 бронзовых.
В 2014 году почётное право провести Олимпийские игры получил российский город Сочи – и мы очень гордимся этим.
Эстафета олимпийского огня «Сочи-2014» является самой продолжительной в истории зимних Олимпийских игр. (123 дня) Факел передвигался в руках спортсменов на автомобилях, поездах, самолетах, а так же русской тройке и в оленьих упряжках.
Олимпийский огонь побывал на Северном полюсе, на дне озера Байкал, на вершине Эльбруса и даже побывал в космосе. Олимпийский огонь был в нашей области и нашем городе и ребята нашей школы были удостоены чести наблюдать это шествие.
Второй символ Олимпиады -это флаг .У олимпийского флага пять колец. Каждое кольцо имеет определенный цвет -это синий, желтый, черный, зеленый, красный. Пять скрепленных колец символизирует объединение пяти частей света. Синий – Европа, черный – Африка, желтый- Азия, зеленый- Австралия, красный- Америка. Кольца расположены на белом полотнище, это символ чистоты и доброты.
Ученик:
Пять колец на флаге белом
Меж собой переплелись,
Будто все спортсмены мира
Крепко за руки взялись.
Ученик:
Пять колец, пять кругов –
Знак пяти материков.
Знак, который означает
То, что спорт, как общий друг,
Все народы приглашает,
В свой всемирный, мирный круг.
У Олимпиады есть и свой девиз: «Быстрее, выше, сильнее»
Давайте повторим девиз олимпиады .
Перед соревнованиями все участники Олимпиады произносят клятву, давайте и мы сегодня поклянёмся быть честными, соблюдать правила соревнований, уважать победу соперника. Прошу всех встать для произнесения клятвы.
Ведущий. Кто с ветром проворным может сравниться?
Дети. Мы, олимпийцы!
Ведущий. Кто верит в победу, преград не боится?
Дети. Мы, олимпийцы!
Ведущий. Кто спортом любимой Отчизны гордится?
Дети. Мы, олимпийцы!
Ведущая: на Олимпийских играх спортсмены не только соревнуются друг с другом, но и соревнуются командами.
– Сегодня, наши команды покажут свою ловкость, быстроту, реакцию, и сноровку. А оценивать их будет жюри. Представление судейской комиссии:
Ведущая: «А какие соревнования без разминки, чтобы нам побеждать- в первую очередь мышцы надо размять».
Все захлопали в ладошки
Дружно, веселее
Застучали наши ножки
Громче и быстрее
По коленочкам ударим
Тише, тише, тише…
Ручки, ручки поднимаем
Выше, выше, выше..
Завертелись наши ручки,
Снова опустились.
Покружились, покружились
И остановились. МОЛОДЦЫ!
А теперь наши соревнования объявляю открытыми.
Первое соревнование- кросс, второе –прыжки в длину, третье- минифутбол
Командам построится для проведения соревнований .
Вот и подошли к концу наши Малые Олимпийские игры, хочу поблагодарить Вас за участие и вручить победителям призы. До свидания, до новых встреч!
ОГБОУ «Рязанская школа-интернат»
Сценарий общешкольного
спортивного мероприятия
«Жизнь в движении!
Быстрее, выше, сильнее»
Сценарий составили: Колычева Т.Б.
Юрченко Е.В.
Мероприятие провели: Колычева Т.Б.
Юрченко Е.В.
Рязань 2016-2017учебный год
1.Хоккей с мячом.
Ведение мяча вокруг стоек клюшкой, обратно бегом, передаём клюшку следующему.
2. Теперь переходим к биатлону.
Пролезть в обруч. Перешагнуть через заборчик, бросить мяч в корзину и обратно.
Ведущий:
Ну и последние соревнования – самые красивые в Зимних Олимпийских играх.
3.Фигурное катание.
Ваша задача – красиво пройти змейкой между кеглями.
Первый член команды проходит между кеглями, таким же образом возвращается обратно, забирает следующего и проходит между кеглями и т.д.
Конкурс «Олимпийская эмблема»
Участники пролазят через 5 обручей поочередно, как только последний участник преодолеет препятствие, нужно составить из 5 колец эмблему.
Конспект НОД на тему: « Зимние Олимпийские игры»
Конспект занятия на тему:
« Зимние Олимпийские игры»
Цель:
Формировать у детей первоначальные представления об Олимпийских играх.
Задачи:
1. Представить детям информацию об Олимпийских играх как о мирном соревновании, с целью физического мастерства людей, в котором участвуют народы всего мира.
2. Закреплять знания детей о символах и ритуалах Олимпийских игр, расширить знания о видах спорта.
3. Способствовать формированию у детей интереса к занятиям физическими упражнениями через конкретные примеры .
Материал для занятия
Демонстрационный: картинки с изображение различных видов спорта.
Раздаточный: листы бумаги, карандаши.
Первоначальная работа:
1. Чтение художественной литературы на спортивную тематику.
2. Рассматривание картинок на спортивную тематику.
3. Беседы о спорте.
4.Чтение стихов, загадывание загадок.
5. Рисование символа Олимпиады-Олимпийских колец.
6. Проведение спортивных эстафет.
Ход работы:
1. Организационный момент: Ребята, сегодня мы с вами открываем неделю «Зимней Олимпиады»! Мы поговорим с вами о различных видах спорта, о спортсменах, об играх в которых спортсмены участвуют. Поговорим о том, как же можно стать спортсменом, что нужно делать для этого. А еще мы откроем сегодня свои «Зимние Олимпийские игры». Будем сегодня участвовать в Олимпиаде , как в Сочи.
2. Изучение нового материала
«Люди начали много трудиться, стали строить большие, крепкие дома, сшил красивую одежду, научился готовить вкусную пищу. Постепенно у людей начал складываться определенный распорядок дня, появилась свободное от работы время и чтобы это время попросту не тратить, они начали заниматься спортом.
А кто мне скажет, что же такое спорт?
Спорт – это занятие физическими упражнениями, регулярные тренировки, спортивные соревнования, достижения высоких результатов, желание победить.
— А люди которые занимаются спортом, как они называются?
-Ответы детей: Спортсмены.
-Правильно, люди, которые занимаются спортом, называются спортсменами. А что же нужно делать, чтобы стать спортсменом?
-Ответы детей: Надо делать зарядку, заниматься физкультурой.
-Да, нужно заниматься физкультурой, закаляться, по утрам делать зарядку. Поэтому мы с вами каждое утро занимаемся зарядкой, чтобы стать сильными и здоровыми как настоящие спортсмены.
-Скажите пожалуйста, а для чего проводят все эти соревнования?
— Ответы детей: Чтобы узнать, кто среди спортсменов самый сильный, ловкий, быстрый.
Воспитатель читает детям стихотворение:
Что такое Олимпиада?
Это честный спортивный бой!
В ней участвовать – это награда!
Победить же может любой!!!
На олимпиаду приезжают спортсмены всех стран мира. Олимпийские игры проводятся в определённом городе, куда съезжаются спортсмены из всех стран мира .В этом году « Зимние Олимпийские игры2014» проводятся у нас в России в городе Сочи. Ребята, может кто — то из вас знает, что это за Олимпийские игры?
Олимпийские игры – это главные спортивные соревнования, лучших спортсменов. В стране, где давным — давно в далеком прошлом, впервые проводились Олимпийские игры, считается – Древняя Греция. Это Родина Олимпийских игр. А именно почетаемое греками, святилище – Олимпия. Люди этой страны жили очень беспокойно, враждовали. И вот однажды Царь Ифит обратился к мудрецу с вопросом: «Что сделать, чтобы народ не враждовал?» И мудрец посоветовал провести спортивные игры, которые сдружили бы всех греков. Люди в Греции очень любили спорт и обрадовались такому решению. В год Олимпийских игр глашатаи разносили по городам радостную весть: «Все в Олимпию!» В состязаниях мог участвовать любой желающий. Олимпийские игры посвящались богу Зевсу. Продолжались игры пять дней. В первый день атлеты приходили в храм в Олимпию, по велению самого главного греческого бога Зевса, повелителя грома и молнии, зажигали от солнечного луча священный огонь, и давали клятву – бороться честно. Эта традиция сохранилась и до наших дней.
Поднимают белый флаг с изображением пяти колец. Кольца на Олимпийском флаге отражают символ пяти континентов, Так открываются Олимпийские игры. Символ Олимпиады – пять цветных сплетенных колец, обозначает дружбу и единство в Олимпийском движении, между всеми континентами Земли:
Европой (голубой цвет),
Азией (желтый цвет),
Африкой (черный цвет),
Австралией (зелёный цвет),
Америкой (красный цвет). (Просматривание картинок и иллюстраций)
В течение нескольких дней спортсмены со всего мира, соревнуются в различных видах спорта.
А теперь мы с вами поговорим о том, какие же виды спорта знаете вы?
Ответы детей:-футбол, хоккей, гимнастика, бокс, волейбол, теннис, биатлон, плавание, фигурное катание, лыжи, конный спорт, конькобежный спорт, туризм, шахматы, баскетбол, лёгкая атлетика (бег, прыжки, метание, ходьба). (Демонстрация картинок всех видов спорта)
— А кто из вас знает, как награждают лучших спортсменов?
Ответы детей: Награждают медалями, грамотами , дипломами , подарками.
-Правильно, а какие медали бывают? Если дети затрудняются ответить , воспитатель помогает детям
«Золотые», «Серебряные», «Бронзовые». А как вы думаете «Золотую медаль вручают за какое место?
Ответы детей: Золотую медаль вручают, за первое место, за второе – Серебряную, а Бронзовую за третье место. (Вывешиваются медали на доску)
Для награждения медалями, лучших спортсменов приглашают на пьедестал. Спортсмен, занявший первое место, стоит на верхней ступени пьедестала; серебряный призер на второй ступени; а на третьей ступени – бронзовый призёр. (Демонстрируется шаблон пьедестала)
В заключение церемонии награждения, звучит гимн Страны.
3. А теперь, ребята, давайте немного отдохнем и проведем физкультминутку:
Дышим носом глубоко,
Поднимаемся легко.
(приподнимаются)
Наклоняемся вперед,
Прогибаемся вперед,
Прогибаемся назад.
Как деревья ветер гнет,
Так качаемся мы в лад.
(наклоны назад –вперед)
Головой теперь покрутим
Так мы лучше думать будем.
(вращение головы)
Поворот и поворот
А потом наоборот.
(повороты корпусом)
Встанем дети на носочки
(руки вверх и на носочки)
На зарядке ставим точку.
4. А теперь поиграем с вами в игру, и посмотрим как вы усвоили то о чем мы говорили.
1) Игра «Что кому принадлежит»
Цель. Закрепить знания детей о разных видах спорта, спортсменах, спортивных атрибутах.
Необходимое оборудование: Картинки предметов относящихся к тому или иному спорту.
Правила игры:
Я буду показывать вам картинки, а вы должны определить к какому спортсмену он относится и как называется вид спорта.
Лыжи нужны… (лыжнику) .
Коньки нужны (фигуристу, хоккеисту) . Фигурное катание, хоккей.
Мяч нужен (футболисту, волейболисту, баскетболисту) .Футбол, баскетбол, волейбол.
Клюшка и шайба нужны (хоккеисту) . Хоккей
Ракетка нужна (теннисисту). Теннис
-Молодцы ребята,! Хорошо справились с этой игрой.
2) А сейчас ,ребята давайте я вам причитаю загадки, а вы их отгадаете.
Загадки про спорт
1) Он бывает баскетбольный,
Волейбольный и футбольный.
С ним играют во дворе,
Интересно с ним в игре.
Скачет, скачет, скачет, скачет!
Ну конечно, это… (мячик)
2)Соберем команду в школе
И найдем большое поле.
Пробиваем угловой —
Забиваем головой!
И в воротах пятый гол!
Очень любим мы… (футбол)
3) Воздух режет ловко-ловко,
Палка справа, слева палка,
Ну а между них веревка.
Это длинная… (скакалка)
4) Мы физически активны,
С ним мы станем быстры, сильны…
Закаляет нам натуру,
Укрепит мускулатуру.
Не нужны конфеты, торт,
Нужен нам один лишь… (спорт)
5) Мяч в кольце! Команде гол!
Мы играем в… (баскетбол)
6) Две дощечки на ногах
И две палочки в руках.
Если мы дощечки смажем —
Снежный экстра-класс покажем!
Зимние рекорды ближе
Тем, кто очень любит…(лыжи)
7)На Олимпе в древнем мире
Греки поднимали гири,
Состязались в беге, силе,
Тяжести переносили.
И дарила им награды
Летняя… (олимпиада)
8)Мы не только летом рады
Встретиться с олимпиадой.
Можем видеть лишь зимой
Слалом, биатлон, бобслей,
На площадке ледяной —
Увлекательный… (хоккей)
8)И мальчишки, и девчонки
Очень любят нас зимой,
Режут лед узором тонким,
Не хотят идти домой.
Мы изящны и легки,
Мы — фигурные… (коньки)
9)В честной драке я не струшу,
Защищу двоих сестер.
Бью на тренировке грушу,
Потому что я… (боксер)
10)Вот спортсмены на коньках
Упражняются в прыжках.
И сверкает лед искристо.
Те спортсмены — … (фигуристы
11)Болеть мне некогда, друзья,
В футбол, хоккей играю я.
И очень я собою горд,
Что дарит мне здоровье…(спорт)
12)И мальчишки, и девчонки
Очень любят нас зимой,
Режут лёд узором тонким,
Не хотят идти домой.
Мы изящны и легки,
Мы – фигурные … (коньки)
13) Чтобы здоровье было в порядке,
Не забывайте вы о …
(зарядке)
14) Во дворе есть стадион,
Только очень скользкий он.
Чтобы там как ветер мчаться,
На коньках учись кататься.
(каток)
15) Нам вчера в спортивном зале
Класс девчонки показали.
Вряд ли кто-то из ребят
Так же сядет на …(шпагат)
-Молодцы ребята, хорошо справились с заданием все загадки отгадали!
5. Итог занятия:
— Ребята, что вы сегодня узнали об олимпийских играх?
— Какие виды спорта вам больше всего нравятся?
-Что нужно делать, чтобы стать спортсменом?
-Каким видом спорта хотели бы вы заниматься, почему?
-А может кто-нибудь из вас занимается каким то видом спорта?
План-конспект занятия (старшая группа) по теме: «Олимпийские игры»
В работе представлена информация об олимпийских играх , где и как они проводятся, кто принимает в них участие. Представлены игры и загадки на спортивную тематику.
Конспект занятия на тему:
«Олимпийские игры»
Цель:
Формировать у детей первоначальные представления об Олимпийских играх.
Задачи:
1. Представить детям информацию об Олимпийских играх как о мирном соревновании, с целью физического мастерства людей, в котором участвуют народы всего мира.
2. Закреплять знания детей о символах и ритуалах Олимпийских игр, расширить знания о видах спорта.
3. Способствовать формированию у детей интереса к занятиям физическими упражнениями через конкретные примеры .
Оборудование: Картинки с изображение различных видов спорта, листы бумаги, карандаши.
Первоначальная работа:
1. Чтение художественной литературы на спортивную тематику.
2. Рассматривание картинок на спортивную тематику.
3. Беседы о спорте.
4.Чтение стихов, загадывание загадок, разгадывание кроссвордов.
5. Рисование символа Олимпиады-Олимпийских колец.
6. Проведение спортивных эстафет.
Ход работы:
1. Организационный момент: Ребята, сегодня мы с вами открываем неделю «Летней Олимпиады»! Мы поговорим с вами о различных видах спорта, о спортсменах, об играх в которых спортсмены участвуют. Поговорим о том как же можно стать спортсменом, что нужно делать для этого. А еще мы откроем сегодня свои летние Олимпийские игры. Будем участвовать сегодня в спортивной эстафете.
2. Изучение нового материала
«Люди начали много трудиться, стали строить большие, крепкие дома, сшил красивую одежду, научился готовить вкусную пищу. Постепенно у людей начал складываться определенный распорядок дня, появилась свободное от работы время и чтобы это время попросту не тратить, они начали заниматься спортом.
А кто мне скажет, что же такое спорт? Спорт – это занятие физическими упражнениями, регулярные тренировки, спортивные соревнования, достижения высоких результатов, желание победить. А люди которые занимаются спортом, как они называются?
-Ответы детей: Спортсмены.
-Правильно, люди, которые занимаются спортом, называются спортсменами. А что же нужно делать, чтобы стать спортсменом?
-Ответы детей: Надо делать зарядку, заниматься физкультурой.
-Да, нужно заниматься физкультурой, закаляться, по утрам делать зарядку… Поэтому мы с вами каждое утро занимаемся зарядкой, чтобы стать сильными и здоровыми как настоящие спортсмены.
-Скажите пожалуйста, а для чего проводят все эти соревнования?
— Ответы детей: Чтобы узнать, кто среди спортсменов самый сильный, ловкий, быстрый.
-А еще для того, что это был праздник для всех болельщиков и спортсменов. Соревнования являются праздником для спортсменов всего мира и называются Олимпиада!
Стихотворение:
Что такое Олимпиада?
Это честный спортивный бой!
В ней участвовать – это награда!
Победить же может любой!!!
На олимпиаду приезжают спортсмены всех стран мира. Олимпийские игры проводятся в определённом городе, куда съезжаются спортсмены из всех стран мира. Ребята, может кто — то из вас знает, что это за Олимпийские игры?
Олимпийские игры – это главные спортивные соревнования, лучших спортсменов. В стране, где давным — давно в далеком прошлом, впервые проводились Олимпийские игры, считается – Древняя Греция. Это Родина Олимпийских игр. А именно почетаемое греками, святилище – Олимпия. Люди этой страны жили очень беспокойно, враждовали. И вот однажды Царь Ифит обратился к мудрецу с вопросом: «Что сделать, чтобы народ не враждовал?» И мудрец посоветовал провести спортивные игры, которые сдружили бы всех греков. Люди в Греции очень любили спорт и обрадовались такому решению. В год Олимпийских игр глашатаи разносили по городам радостную весть: «Все в Олимпию!» В состязаниях мог участвовать любой желающий. Олимпийские игры посвящались богу Зевсу. Продолжались игры пять дней. В первый день атлеты приходили в храм в Олимпию, по велению самого главного греческого бога Зевса, повелителя грома и молнии, зажигали от солнечного луча священный огонь, и давали клятву – бороться честно. Эта традиция сохранилась и до наших дней.
Поднимают белый флаг с изображением пяти колец. Кольца на Олимпийском флаге отражают символ пяти континентов, Так открываются Олимпийские игры. Символ Олимпиады – пять цветных сплетенных колец, обозначает дружбу и единство в Олимпийском движении, между всеми континентами Земли: Европой (голубой цвет), Азией (желтый цвет), Африкой (черный цвет), Австралией (зелёный цвет), Америкой (красный цвет). (Просматривание картинок и иллюстраций)
В течение нескольких дней спортсмены со всего мира, соревнуются в различных видах спорта.
А теперь мы с вами поговорим о том какие же виды спорта знаете вы?
Футбол, хоккей, гимнастика, бокс, волейбол, теннис, биатлон, плавание, фигурное катание, горные лыжи, конный спорт, конькобежный спорт, туризм, шахматы, баскетбол, лёгкая атлетика (бег, прыжки, метание, ходьба). (Демонстрация картинок всех видов спорта)
— А кто из вас знает, как награждают лучших спортсменов?
Ответы детей: Награждают медалями.
-Правильно, а какие медали бывают?
Ответы детей: Золотые, Серебряные, Бронзовые.
— Золотую медаль вручают, за первое место, за второе – Серебряную, а Бронзовую за третье место. (Вывешиваются медали на доску)
Для награждения медалями, лучших спортсменов приглашают на пьедестал. Спортсмен, занявший первое место, стоит на верхней ступени пьедестала; серебряный призер на второй ступени; а на третьей ступени – бронзовый призёр. (Демонстрируется шаблом пьедестала)
В заключение церемонии награждения, звучит гимн Страны.
3. Физкультминутка:
Дует ветер с высоты
Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо-влево, влево-вправо
Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны.)
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте. (Прыжки.)
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг. (Ходьба на месте.)
Вот и кончилась игра.
Заниматься нам пора. (Дети садятся.)
4. А теперь поиграем с вами в игру, и посмотрим как вы усвоили то о чем мы говорили.
1) Игра «Что кому принадлежит»
Цель. Закрепить знания детей о разных видах спорта, спортсменах, спортивных атрибутах.
Необходимое оборудование: Картинки предметов относящихся к тому или иному спорту.
Правила игры:
Я буду показывать вам картинки а вы должны определить к какому спортсмену он относится и как называется вид спорта.
Лыжи нужны… (лыжнику) .
Коньки нужны (фигуристу, хоккеисту) . Фигурное катание, хоккей.
Мяч нужен (футболисту, волейболисту, баскетболисту) .Футбол, баскетбол, волейбол.
Клюшка и шайба нужны (хоккеисту) . Хоккей
Ракетка нужна (теннисисту). Теннис
-Молодцы ребята, хорошо справились с этой игрой. А сейчас давайте посмотрим как вы справитесь с загадками, это будет потяжелее.
2) Загадки про спорт
1) Лента, мяч, бревно и брусья,
Кольца с ними рядом.
Перечислить не берусь я
Множество снарядов.
Красоту и пластику
Дарит нам… (гимнастика)
2)Соберем команду в школе
И найдем большое поле.
Пробиваем угловой —
Забиваем головой!
И в воротах пятый гол!
Очень любим мы… (футбол)
3)Здесь команда побеждает,
Если мячик не роняет.
Он летит с подачи метко
Не в ворота — через сетку.
И площадка, а не поле
У спортсменов в… (волейболе)
4) В этом спорте игроки
Все ловки и высоки.
Любят в мяч они играть
И в кольцо его кидать.
Мячик звонко бьет об пол,
Значит, это… (баскетбол)
5)Я смотрю — у чемпиона
Штанга весом в четверть тонны.
Я хочу таким же стать,
Чтоб сестренку защищать!
Буду я теперь в квартире
Поднимать большие… (гири)
6) Две дощечки на ногах
И две палочки в руках.
Если мы дощечки смажем —
Снежный экстра-класс покажем!
Зимние рекорды ближе
Тем, кто очень любит…(лыжи)
7)На Олимпе в древнем мире
Греки поднимали гири,
Состязались в беге, силе,
Тяжести переносили.
И дарила им награды
Летняя… (олимпиада)
8)Мы не только летом рады
Встретиться с олимпиадой.
Можем видеть лишь зимой
Слалом, биатлон, бобслей,
На площадке ледяной —
Увлекательный… (хоккей)
8)И мальчишки, и девчонки
Очень любят нас зимой,
Режут лед узором тонким,
Не хотят идти домой.
Мы изящны и легки,
Мы — фигурные… (коньки)
9)В честной драке я не струшу,
Защищу двоих сестер.
Бью на тренировке грушу,
Потому что я… (боксер)
10)Вот спортсмены на коньках
Упражняются в прыжках.
И сверкает лед искристо.
Те спортсмены — … (фигуристы
11)Болеть мне некогда, друзья,
В футбол, хоккей играю я.
И очень я собою горд,
Что дарит мне здоровье…(спорт)
12)И мальчишки, и девчонки
Очень любят нас зимой,
Режут лёд узором тонким,
Не хотят идти домой.
Мы изящны и легки,
Мы – фигурные … (коньки)
13) Чтобы здоровье было в порядке,
Не забывайте вы о …
(зарядке)
14) Во дворе есть стадион,
Только очень скользкий он.
Чтобы там как ветер мчаться,
На коньках учись кататься.
(каток)
15) Нам вчера в спортивном зале
Класс девчонки показали.
Вряд ли кто-то из ребят
Так же сядет на …(шпагат)
-Молодцы ребята, хорошо справились с заданием все загадки отгадали!
5. Итог занятия:
— Ребята, что вы сегодня узнали об олимпийских играх?
— Какие виды спорта вам больше всего нравятся?
-Что нужно делать, чтобы стать спортсменом?
-Каким вмдом спорта хотели бы вы заниматься, почему?