Содержание учебного материала | Дозировка | Усложнения | Организационные, методич. указаня | I. Построение в шеренгу. Ходьба: врассыпную; в колонне по одному; на носках, на пятках; на наружных сторонах стоп «медведи»; с высоким подниманием колен; в полуприседи; «змейкой». Бег: в колонне по одному; в рассыпную; сильно сгибая ноги «покажи пятки»; высоко поднимая колени. Ходьба в колонне по одному Упражнение на дыхание Перестроение в круг; в колонну по два. | 40с 20с 20с 30с 20с 2-3р 35с | 35с 20с 20с 20с 20с 30с 20с 2-3р 30с | 30с 20с 20с 20с 20с 20с 20с 20с 3-4р 25с | 25с 30с 30с 30с 30с 30с 30с 2-3р 30 30с 30с 20с 3-4р 20с | 20с 20с 30с 30с 40с 40с 30с 3-4р 40 30с 30с 30с 20с 3-4р 20с | Ходь-ба на носках 20с. | Ходь-ба с изме-нением темпа дви-жения 2-3р. | Ходь-ба на наруж-ных сто-ронах стоп 20с | Ходьба с перекатом с пятки на носок 30с 40с. | Напомнить о правильной осанке, правильном дыхании. Обратить внимание на соблюдение интервала во время движения; учить бегать легко, на носках. | II. Общеразвивающие упражнения без предмета. 1. И.П.О.С. 1- руки в стороны; 2- руки вверх; 3- руки вперед 4- И.П.. 2. И.П., узкая стойка ноги врозь, руки к плечам: 1-8 – вращение согнутых рук вперед; 9-16 – вращение согнутых рук назад. 3. И.П. стойка ноги врозь, руки на груди, пальцы переплетены (в «замок»): 1- поворот туловища влево, руки вперед, ладони наружу; 2- И.П. 3-4 тоже вправо. 4. И.П. стойка ноги врозь, руки внизу, прижаты к бедрам («насос»): 1 – наклон туловища влево, руки скользят по бедрам; 2 – И.П. 3 – 4 – тоже вправо. 5. И.П. О.С., руки за спину: 1 – руки через стороны вверх, хлопок над головой; 2-3 – наклон вперед, приближая голову к ногам, хлопок за ними 4 – И.П. 6. И.П. О.С., руки на пояс: 1 – присед, руки вперед; 2 – И.П. 7. И.П., сед, руки в упоре сзади: 1 – мах левой ногой, хлопок под ней; 2 – И.П. 3-4 – тоже с правой ноги. 8. И.П., упор стоя на коленях: 1-2 – выпрямить ноги, упор стоя согнувшись «шалаш»; 3-4 – И.П. 9. И.П лежа на спине, руки в стороны: 1-7 – подтянуть колени к животу, бить по воображаемому мячу то левой, то правой ногой, то двумя ногами сразу «футбол»; 8 – И.П. 10. И.П. О.С., руки на пояс; прыжки на двух ногах (6-8 раз) в чередовании с ходьбой; прыжки на двух ногах, поворот налево, ходьба на месте. 11. Ходьба на месте. 12. Упражнение на дыхание. 13. Перестроение в колонну по одному, выход из зала. | 2-3р 2-3р 2-3р 2р 30с 2-3р 35с | 3-4р 3-4р 3-4р 2р 2р 30с 2-3р 30с | 4-5р 4-5р 3-4р 4-5р 3р 3р 30с 2-3р 25с | 6-7р 3р 5-6р 4-5р 5-6р 4-5р 3-4р 4р 20с 2-3р 20с | 8-9р 4р 4-5р 6-8р 6-8р 6-8р 5-6р 5-6р 4-5р 4р 20с 2-3р 20с | 3-4р 3-4р 3-4р | 4-5р 4-5р 4-5р 3р | Выполнить, поднимаясь на носки 6-8р 5-6р 6-7р 8-10р 4-5р 6-8р 8-10р 5-6р 6-8р 8-10р Чередовать махи прямыми и согнутыми ногами 6-8р 4р 4-5р 5-6р Увеличить количество прыжков в серии (8-10р) | Посмотреть на руки. Выполнить упражнение плавно, не торопясь, резких движений не делать. Пятки от пола не отрывать Вперед не наклоняться Колени не сгибать Спина прямая, приседать на носках Колени не сгибать, носки оттянутые Посмотреть на колени, руки не сгибать Выполнить упражнение энергично Прыгать легко, на носках, мягко приземляясь |
Комплекс О.Р.У. с речитативом
Комплекс общеразвивающих упражнений с речитативом(1)
Названиеупражнений
Содержание
Упражнений
Дози-
ровка
Организационно-
методические
указания
I.«Комарики»
Руки вверх поднять пора,
Чтоб прихлопнуть комара,
А потом все дружно вниз,
В стойку прежнюю вернись.
II.«Синички»
Прилетели птички
Две смешных синички,
Повертели головой,
Оглянулись меж собой.
III.«Флюгер»
Флюгер вертится у нас,
Повращаемся сейчас.
Флюгер вправо, флюгер влево,
Флюгер вертится умело.
IV. «Самолет»
Руки ставим мы вразлет –
Получился самолет.
Взмах крылом туда-сюда,
Делай раз, и делай два!
V.«Лесорубы»
Лесорубами мы стали,
Топоры мы в руки взяли.
И, руками сделав взмах,
По полену дружно -бах!
VI. «Карлики-великаны»
Чудеса у нас на свете,
Стали карликами дети,
А потом все дружно встали –
Великанами мы стали!
VII. «Мячики»
Скачет, скачет, скачет мяч-
Ты куда пустился вскачь?
Прыг-скок, прыг – скок,
Приземляйся на носок!
VIII. «На параде»
Дружный, смелый наш отряд
Вышел строем на парад!
Выше ногу, тверже шаг,
Как в строю идет солдат!
И.п.- узкая стойка.
1- поднимаясь на носки,
руки через стороны вверх,
хлопок.
2 –и.п.
3-4 то же
И.п. – узкая стойка, руки на пояс.
1- поворот головы налево
2 – и.п.
3-4 то же направо
И.п.- стойка,ноги врозь,руки за голову.
1 – поворот туловища налево
2-и.п.
3-4 то же направо.
И.п.- узкая стойка, руки в стороны.
1- наклон влево
2- и.п.
3-4 то же вправо.
И.п.- широкая стойка, руки внизу, в замок.
1- руки вверх
2- наклон вперед, руки вниз
3-4 то же
И.п.- стойка,ноги врозь,руки к плечам.
1- полуприсед, руки вперед
2- и.п.
3- полуприсед, руки в стороны.
4- и .п.
И.п.-узкая стойка, руки на пояс.
1-4 прыжки на месте на двух ногах.
И.п.- о.с.
1-4 ходьба на месте.
2 раза
повтор.
стихи
2 раза
2 раза
2 раза
2 раза
2 раза
2 раза
Выше потянуться,
смотреть вверх.
Точно в сторону.
Больше поворот.
Стопы неподвижны.
Руки на уровне плеч
Наклон точно в сторону.
Глубже наклон.
Колени не сгибать.
Спина выпрямлена.
Стопы неподвижны.
Прыгать на носках.
Темп быстрый.
Выше бедро.
Отмашка рук.
Точно в ритме стиха.
Комплекс общеразвивающих упражнений с речитативом (2)
упражнений
Содержание
упражнений
Дози-
ровка
Организационно-
методические
указания
I.«Карлсон»
Упражненье начиная,
Все на месте зашагаем.
Руки вверх поднимем выше,
Их опустим, глубже дышим.
Взгляд, ребята, тоже выше,
Может Карлсон есть на крыше
II.«Бабочки»
Упражнение второе:
Руки ставь за головою.
Словно бабочка летаем,
Крылья сводим – расправляем.
Раз –два, раз-два,
Дружно делать, детвора!
III. «Ножницы»
Упражненье номер три:
Вверх немножечко смотри.
Руки вверх поочередно,
И легко нам и удобно.
Раз-два-три-четыре,
Плечи разверни пошире
IV. «Физкультура»
Руки к бедрам, ноги врозь-
Так давно уж повелось!
Физкультура каждый день
Прогоняет сон и лень.
Три наклона делай вниз,
На «четыре» -поднимись!
V.«Часики»
Гибкость всем нужна на свете,
Наклоняться любят дети.
Раз – направо, два-налево,
Пусть окрепнет наше тело
VI. «Пропеллер»
А теперь упражнение-
Руки к плечам, круговые движения.
Раз-вперед, два-назад,
Физкультуре каждый рад!
VII. «Пружинка»
В заключенье, в добрый час
Мы попрыгаем сейчас.
Раз-два-три-четыре,
Нет детей сильнее в мире!
VIII. «Ура зарядке!»
Мы привыкли все к порядку,
Дружно делаем зарядку,
Потому что каждый знает,
Нам зарядка помогает!
И.п.- ходьба на месте.
1- поднимаясь на носки,
руки через стороны вверх,
2 –и.п.
3-4 то же
И.п. – узкая стойка, руки за голову.
1- свести локти вперед
2 – и.п.
3-4 то же
И.п.- стойка,ноги врозь
1 – 4 скрестные движения руками вверх
5-8 то же вниз
И.п.- широкая стойка, руки на пояс
1- 3- три пружинистых наклона
4- и.п.
И.п.- узкая стойка, руки за спину
1- наклон туловища влево
2- и.п.
3-4 то же вправо
И.п.- стойка,ноги врозь,руки к плечам.
1- 2- круговые движения вперед
3-4 то же назад
И.п.-узкая стойка, руки на пояс.
1-4 прыжки на месте на двух ногах.
И.п.- о.с.
1-4 ходьба на месте.
повтор.
стихи
2 раза
2 раза
2 раза
2 раза
2 раза
2 раза
2 раза
Выше потянуться,
смотреть вверх.
Разводить локти точно в стороны
Руки напряжены,
движения четкие,
энергичные
Колени не сгибать
Глубже наклон
Наклон точно в стороны
Больше круги локтями
Прыгать на носках.
Темп быстрый.
Выше бедро.
Отмашка рук.
Точно в ритме стиха.
Упражнения комплекса детская йога
1.Тадасана – «незыблемый, как скала» — и. п. для всех поз стоя:
И. п. – сомкнутая стойка (свести лопатки, расправить грудную клетку, подтянуть живот, напрячь ягодицы – дыхание ровное)
2.Пратхана ( мантра) — встать в Тадасану, сложить ладони и прижать их большими пальцами к груди, сделать вдох ,закрыть глаза, подбородок опустить на грудь – на выдохе протяжно произносить звуки (а, м…)
3. «Золотая чаша» — и. п. – стойка ноги врозь
1-2-вдох, руки вверх в стороны, пальцы широко расставлены, смотреть вверх
3-4 –длинный выдох, сомкнутыми «трубочкой» губами, и. п.
4.Таласана — «Пальма»
И. п. – тадасана
1-2 вдох носом (шумный, резкий), поднимаясь на носки, руки вверх, пальцы в замок
3 – 4 и.п. выдох
5. « Мельница»
И. п. – стойка ноги врозь, руки вверх, вдох
1-4 — круговые движения руками вперед, выдох
5 – 8 то же назад
6. Врикшасана – «Дерево»
И.п.- Тадасана : согнуть левую ногу в колене, взяв ступню, поместить на правое бедро, (колено развернуть под углом 90 градусов) , ладони соединить и поднять над головой – держать равновесие 8-10 секунд
То же другой ногой.
7. «Треугольник»
И. п. – широкая стойка, руки в стороны, ладони вниз
Вдох, 1- носок левой ноги повернуть влево, наклон туловища влево, левую руку к левой стопе, правую руку вверх 2-4 – держать; 5-8 то же в другую сторону
8.«Воин»
И. п. – широкая стойка (до 1 м), руки в стороны
Вдох 1— поворот туловища налево, выпад влево ,поворот головы налево – 2-7 держать ;
8- и. п.; 9-16- то же в другую сторону
9. «Бегун»
И. п. – стоя на левой ноге, правую согнуть назад, захватив голеностоп правой рукой, левую руку вверх 1-7 медленно наклонить туловище вперед, прогнуться в пояснице, ногу вверх, держать 8-и. п. ; то же другой ногой
10. «Цапля» И. п. –Тадасана
Согнуть левую ногу в колене, взять стопу левой рукой, правую руку вверх, ладонь вперед – держать; то же другой ногой
11.Парватасана «Гора»
И. п. – стойка ноги врозь
1 – вдох, руки вверх, ладони вперед
2- наклон туловища до касания рук пола, подбородок прижат к груди, пятки прижаты к полу – держать 3 – 4 — руки положить на ноги, медленно подняться в и. п.
12.Дыхательное упражнение «Тарзан»
Комплекс упражнений по оздоровительной йоге в положении сидя и лежа
1.Дандасана – исходное положение для поз в положении сидя:
Сед, ноги соединены, носки на себя, руки на полу вдоль бедер
(локти выпрямлены, грудная клетка расправлена, голова, спина и ягодицы перпендикулярны полу, мышцы живота подтянуты)
2. «Гребец» — повороты туловища налево и направо с имитацией гребли движениями рук
3. «Бабочка» — из и. п. дандасана – согнуть ноги в коленях, ступни соединить подошвами, руками обхватить голеностопы, колени развести в стороны
1- 4 – движения коленями вверх вниз
5-8 – выполнять раскачку туловища влево и вправо до касания пола коленями
4. Шавасана – поза полного расслабления – лечь на спину и полностью расслабить все тело, дыхание ровное, спокойное – 2минуты
5.Наукасана — «Лодка» — и. п. – лежа на спине — вдох
1 – 3 -поднять ноги, руки и верхнюю часть туловища – держать, выдох 4 – и. п.
6. Павана – муктасана — «Улитка» — и. п. – лежа на спине, вдох
1- согнуть ноги в коленях, руки на голени, подтянуть ноги к груди
2-3- держать, выдох 4 – и. п.
7. Ваджрасана – «Алмаз» — и. п. – встать на колени, сесть на пятки, руки на колени, соединив большой палец и мизинец в кольцо , спина выпрямлена, тянуться макушкой вверх, дыхание свободное. Держать 10-15 секунд .
8.Вирасана – «Герой» — из позы «Алмаз» развести колени и пятки, сесть на пол, руки положить на бедра. Концентрация внимания на позвоночнике.
9. Поза «Рыба» — и. п. – лежа на спине, вдох
1- опереться на локти, приподнять туловище, прогнуться, наклонить голову назад, упереться макушкой в пол
2-3 ладони положить на бедра, раскрыть грудную клетку вверх, выдох, 4-и.п.
10. Поза «Мостик» — и. п. – лежа на спине, согнуть ноги в коленях, стопы под себя, вдох
1-3- опираясь на руки, приподнять таз, упереться ладонями в поясницу, держать, выдох , 4 –и. п.
11.Поза «Змея» — и. п. – лежа на животе, руки согнуты в локтях, ладони на полу, на уровне груди, подбородок упирается в пол, вдох
1-3- приподнять голову и плечи, держать туловище, поднять руки от пола, выдох
4 – и. п.
12. Поза «Крокодил»- и. п. – лежа на животе , ноги врозь, руки согнуты в локтях, ладони друг на друге, лоб на ладони- дыхание ровное ,свободное, отдых- 10 секунд
13.Бхуджангасана — поза «Кобра» — и. п. – поза «Змея», вдох
1-3 достигнув положения «Змея», выпрямить руки, прогнуться, выдох,4- и.п.
14.Шалабхасана – поза «Саранча»- и. п. – лежа на животе, вдох
1- кулаки с вложенными внутрь большими пальцами положить под бедра ближе к паху, рывком поднять ноги вверх, 2-3- держать, 4 – поза «Крокодил», отдых
15.Наукасана – поза «Золотая рыбка» — и. п. – лежа на животе, руки вверх, вдох
1-3 – поднять одновременно руки , ноги, голову, прогнуться, держать , выдох
4 – поза «Крокодил», отдых
16.Дханурасана – поза «Лук» — и. п. – лежа на животе, согнуть ноги в коленях, руки на голеностопы, вдох 1 – рывком поднять колени и плечи от пола, прогнуться
2-3 –держать , выдох 4 – поза «Крокодил», отдых
17. асана «Кошечка»
И.п. – упор стоя на коленях
1-2- прогнуть спину, голову вверх, произнести «муррр»
3-4- округлить спину, голову вниз, произнести «фыррр»
18. асана «Собака»
И.п.- упор стоя на руках (углом), голову вниз
1-2- 3-прогнуться, поднять голову, произнести «ррр»
4- и.п.
Материал по теме: Тематический комплекс общеразвивающих упражнений.
Младшая группа
Комплекс ОРУ «Ремонт машины»
«Закрутим гайки»
И.п.: стойка ноги врозь
В: вращение кистей рук впереди, вращение кистей рук впереди, вращение кистей рук вверху
Д: 4 – 5 р.
«Откроем все окна и двери»
И.п.: стойка ноги врозь, руки перед грудью
В: руки вперед, и.п.
Д: 4 – 5 р.
«Осмотрим машину со всех сторон»
И.п.: широкая стойка ноги врозь, руки перед грудью.
В: поворот туловища вправо, руки вперед, и.п.
Д: 5 р.
«Накачаем колеса»
И.п.: стойка ноги врозь.
В: приседание, движение руками вперед – вниз.
Д: 5р.
«Машины отправляются в путь»
В: прыжки на месте в чередовании с ходьбой.
Старшая группа
Комплекс ОРУ « В стране математики»
«Сколько палочек до точки, столько встанем на носочки»
И.п.: о.с., руки за голову
1 — подъем на носки, руки в стороны
2 – и.п. Д: 6 – 8р.
2. «Сколько точек будет в круге, столько раз
поднимем руки»
И.п.: о.с.
1 – руки вверх;
2 – и.п. Д: 8р.
3. «Сколько елочек зеленых, столько выполним
наклонов»
И.п.: ноги на ширине плеч, руки в стороны
1 – наклон вправо, одна рука за голову, другая за спину
2 – и.п.
3 – 4 наклон в другую сторону. Д: 6 – 8 р.
4. «Сколько шариков у нас, столько мы
присядем раз»
И.п.: о.с., руки на поясе
1 – присесть руки вперед, 2 – и.п. Д: 7р.
5. «Сколько лучиков у солнца, столько раз назад
прогнемся»
И.п.: лежа на животе, руки ладонями вниз перед грудью
1 – подниматься на руках, выпрямляя их перед собой, прогибаться в пояснице, голову отводить назад.
2 – и.п. Д: 6 – 7р.
6. «Сколько здесь у нас кружков, столько сделаем
прыжков»
В: прыжки на месте, ноги врозь – руки в стороны,
ноги вместе – руки вниз. Д: 9 прыжков, 3 р.
Младшая группа
Комплекс ОРУ «Осенние листья»
(с листьями)
1. «Ветерок»
И.п.: ноги расставлены, «Мишка, бери тоже листочки
руки с листочками вниз И становись, как мы, на носочки.
В: поднять руки вверх, Мы к солнышку листья все
опустить вниз. поднимаем
А ветер подует, мы их опускаем»
Д: 4 – 5 р.
2. «Листья кружатся»
И.п.: ноги на ширине «С листочками ветер играл,
плеч, руки вверху ветер листочки качал.
В: медленное кружение в в воздухе листья кружились,
обе стороны, разведя и тихо на землю ложились.
руки в стороны снова подул ветерочек,
Д: 4р. и закружился листочек»
3. «Листья падают на землю»
И.п.: ноги вместе,
руки в стороны «А ветерок убежал,
В: медленно присесть, и листик на землю упал»
опуская листья
Д: 4р.
4. «Листики шалят»
И.п: ноги вместе, руки А ребята не скучали
На поясе по листочкам
В: прыжки на месте прыгать стали
Д: 8-10 р.
5. «Собираем листья»
Ходьба (дети собирают листья)
Д: 15 сек.
Подготовительная группа
Комплекс ОРУ « Азбука – зарядка»
Ф
И.п: о.с. руки за головой, Филин в книжку залетев
локти разведены в стороны превратился в букву Ф
1-вдох
2-выдох, произнося звук «ф-ф-ф»
Д: 6-8 р.
Т
И.п: о.о руки вдоль туловища Буква Т тебя укроет
1- руки в стороны, голову От дождя, от снега, зноя
наклонить вперед
2- и.п., произносить «т…т…т»
Д: 8-10 р.
У
И.п: стоя на коленях, руки вперед У – сучок в любом лесу,
1- наклон в правую сторону Ты увидишь букву У
2- и.п.
3-4 тоже в др. сторону Д: 8 р.
Ж
И.п: ноги широко расставлены, Эта буква широка
Руки на поясе И похожа на жука
вдох – присесть, руки согнутые И при этом, словно жук
в локтях, вверх Издает жужжащий звук
2- выдох, произносить звук:
«ж-ж-ж», вернуться в и.п.
Д: 6-8 р
Б
И.п: о.с. руки вдоль туловища Буква Б
1- поднять и отвести в сторону С большим брюшком,
правую ногу, согнутую в колене, В кепке с длиным
правую руку в сторону Козырьком
стопой правой ноги
коснуться левого колена
задержаться в стойке
и.п. Д: 6-8 р.
Л
И.п: Лежа на спине ,руки вдоль Ноги в стороны развел
туловища, опора на ладони Улыбнулся — посмотрел
поднять прямые сомкнутые Замечательно, легко
ноги вверх Получилась буква Л
развести ноги в стороны
сомкнуть ноги
и.п. Д: 4-6 р.
О
И.п: лежа на животе, руки вдоль Посмотри на колесо
туловища И увидишь букву О
приподнимая от пола руки,
ноги разводить в стороны,
смотреть вперед
захватить руками носки ног
и.п. Д: 4-6 р.
Х
И.п: ноги вместе, руки вдоль Х – забавная игрушка
туловища Деревянная вертушка,
В: прыжки – ноги, руки врозь и Деревянная вертушка
Вместе, в чередовании с ходьбой Ветру вольному подружка
Д: 10 прыжков 4 р.
Старшая группа
Комплекс ОРУ «На Северном полюсе»
«Холодно»
И.п: о.с Здесь очень холодно —
1- руки в стороны. давайте погреемся
2- обхватить себя руками
Д: 8 р.
«Лыжник»
И.п: о.с. По заснеженным просторам
1- руки вперед вверх люди передвигаются на
2- руки назад вниз, мах лыжах.
правой ногой назад
3- руки вперед – вверх
4- руки назад – вниз, мах
левой ногой назад
Д: 6 р.
«Собачьи упряжки»
И.п: стоя на коленях, На дальние расстояния
опора на ладони жители тундры отправля-
мах правой ногой назад ются на санях, которые
тоже левой ногой запряжены собаки.
Д: 6 р.
«Лежбище тюленей»
И.п: лежа на животе, руки Тюлени – обитатели Севера
вдоль туловища Они прекрасные пловцы и
прогнуться, оторвать ныряльщики, вместо ног у
руки и ноги от пола них ласты.
Д: 8 р.
«Олени» Олени здесь кормят людей,
И.п: о.с девают и обувают. Одежда
В: поочередное и обувь из оленьих шкур
поднимание ног теплая и красивая. Зимой
стоя на месте олени на легких санях возят
Д: 6 р. людей и грузы.
«Северное сияние» В этих краях можно
И.п: о.с. наблюдать такое явление,
1- вдох – руки вверх, как Северное сияние — небо
подняться на носки, «сияет, переливается
посмотреть вверх чудным светом».
выдох — и.п. Представим себе это и
Д: 6 р. полюбуемся.
Средняя группа
Комплекс ОРУ «Мишкина зарядка»
(с шишками)
Чтобы быть крепким и здоровым медвежонок Топтыжка повторял волшебные слова:
«Я Топтыжка не Топчумба
Намбо томба захотемба
Шевелюмба да потемба»,
давайте и мы с вами сделаем Топтыжкину зарядку:
«Шишка вверх»
И.п: стойка, ноги врозь, руки Я Топтыжка, не Топчумба
с шишкой внизу шишку вверх вас научумба.
1- шишку вперед
2- вверх, посмотреть на нее
3- руки вперед
4- и.п. Д: 6 р.
«Покажем шишку»
И.п: то же, шишка впереди Я Топтыжка, не Топчумба
На вытянутых руках шишку показать хочумба.
1-поворот вправо
2- и.п.
3- 4 тоже влево Д:6 р.
«Положи шишку»
И.п: ноги широкой дорожкой, Я Топтыжка, не Топчумба
шишка вверху в прямых руках шишку положить могумба.
наклониться, положить
шишку
и.п.
взять шишку
и.п. Д: 5 р.
«Приседания»
И.п: о.с, шишка в руках внизу Я Топтыжка, не Топчумба
1- присесть, шишка вперед приседать я очень люмба
2- и.п. Д: 5 р.
«»Вокруг шишки»
И.п: ноги вместе, шишка на Я Топтыжка, не Топчумба,
полу самый ловкий Попрычумба
В: прыжки вокруг шишки,
В чередовании с ходьбой
Д: 8-10 пр. 3 р.
Старшая группа
Комплекс ОРУ «Непослушная посуда»
(по сказку К.Чуковского «Федорино горе»)
«Смотрим по сторонам»
И.п: ноги на ш.п; руки на пояс
1- поворот головы вправо, Посмотрели по сторонам
назад не идет ли Федора к нам.
2 и.п.
3-4 тоже в др. сторону
Д: 6-8 р.
«Кастрюля — командир»
И.п: тоже Кастрюля идет и идет
1- поворот вправо, руки в за собой всю посуду ведет
стороны
2- и.п. Д: 6-8 р.
«Спрятались»
И.п: о.с. Погоня позади,
1- присесть, сгруппироваться, спрятались – попробуй
голову наклонить к коленям найти!
2- и.п. Д: 6-8 р.
«Федорины коты»
И.п: стоя на коленях, Федорины коты,
смотреть перед собой выгнули спины
прогнуть спину вниз, распушили хвосты.
голову назад
выгнуть спину вверх,
голову вниз Д: 6 р.
5. «Бревнышко»
И.п: лежа, прямые руки вверху Котов увидали ,как
1- повернуться на бок бревнышки стали.
2- повернуться на живот
3-4 вернуться в и.п.
Д: 5 р.
6. «Непослушная посуда»
В: прыжки попеременно на Посуда прыгает и
правой и левой ноге, в вьется – котам в
чередовании с бегом на лапы не дается.
месте
Д: 6-8 пр. на каждой ноге 5 р.
Младшая группа
Комплекс ОРУ
«Гимнастика с мышонком Хвостиком»
«Мышиные носики»
И.п: стойка ноги врозь,
руки за спиной У мышонка Хвостика
В: тянуть шею вверх, делая очень чуткий носик
частые вдохи носом
Д: 5р.
«Храбрые мышата»
И.п: и.п. тоже Если вдруг поймала кошка,
В: произвольные движения отбивайся, моя крошка!
руками в стороны, вверх,
вперед Д: 4-5 р.
«Дразнилки»
И.п: ноги на ш.п., руки за Отбились, наклонились,
спиной немножко подразнились.
В: наклон вперед, выполняя
дразнящие движения руками
Д: 4-5 р.
«Мышки шалунишки»
И.п: лежа на спине, руки на На травку мышата упали
животе, ноги стоят, согнуты и захохотали.
В коленях
В: приподнять голову,
произнося: «ха-ха-ха» Д: 4-5 р.
«Ловкие мышки»
Прыжки на двух ногах, Встали мышата на ножки
руки перед грудью, попрыгали по дорожке.
в чередовании с бегом
Д: 6-8 пр. 3 р.
Младшая
Комплекс ОРУ «Медвежата»
«Дружные медвежата»
И.п: сидя ноги врозь, руки Медвежата в лесу жили
на поясе меж собой они дружили.
В: поворот головы в сторону,
Улыбнуться др.др. Д: 4-5 р.
«Медвежата – силачи» Лапы мишки поднимали,
И.п: ноги на ш.п., руки вниз кулачки свои сжимали,
В: поднять руки, зажимая разжимали, опускали,
кулачки, опустить руки, «Хлоп» (ладошками
хлопнув ладошками по по бокам),
Бокам Д: 5 р. и снова поднимали.
«Воробушки»
И.п: ноги на ш.п., руки к Медвежонок показал,
плечам, локти опущены как воробушек летал.
вниз
В: поднимать и опускать
локти Д: 4-5 р.
«Лежебока»
И.п: лежа на спине, руки На полянке развалились
вверху по полянке покатились.
В: катание по полу,
переворачиваясь со спины
на живот Д: 4 р.
«Прыжки»
И.п: ноги вместе, руки на Прыгаем легко за мной,
пояс. А потом пойдем домой.
В: прыжки на месте,
в чередовании с ходьбой
Д: 8 пр. 3 р.
Подготовительная гр.
Комплекс ОРУ «Деревья»
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
«Дуб»
и.п: о.с.
1 – руки через стороны вверх, подняться на носки
2- и.п. Д: 7-8р.
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок —
Ничего, что плод мой мелок.
«Ива»
и.п: стойка на коленях, руки в стороны, назад
1 – руки вперед, коснуться пола
2 – и.п. Д: 7-8р.
Ива склонилась над водой.
Она увидела свое в ней отражение
«Елочка»
и.п: сед с прямыми ногами, руки вниз.
1 – руки вперед, коснуться носков
2 – и.п. Д: 6-7р.
Принагнулась елочка, елочка – иголочка.
Тяжело пушистые веточки держать.
«Сухие ветки»
и.п: лежа на животе
1-4 перекаты со спины на живот и обратно Д: 5-6р.
Сухие ветки отпилили, на землю положили.
Ветер задувает, ветки по земле катает.
«Листья»
и.п: лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки в обхват – назад. Д: 5-6р.
Ветер листья все срывает,
Листья скручиваются и по ветру летают.
«Осинка»
и.п: о.с.
в: прыжки (ноги сомкнуть – врозь) в чередовании с ходьбой Д: 30-40р.
Осинка тонкая, смеется,
Словно речка звонкая
«Дровосек» (очищающее дыхание)
и.п: ноги на ш.п., руки в «замке» над головой
В: вдох, на выдох — наклон вперед, руки резко вниз, произнести «У-у-х!» Д: 5р.
А вот сухие сучья рубит дровосек
Подготовительная гр.
Комплекс ОРУ «Цапли»
«Цапля машет крыльями».
И. п. — пятки вместе, носки врозь, руки внизу.
1 – 4 поднять руки в стороны, сделать несколько волнообразных движений, опустить.
Д: 6-7 раз.
«Цапля достает лягушку из болота».
И. п. — ноги на ширине плеч, левая рука на поясе, правая внизу.
1 — наклониться, дотронуться правой рукой до носка левой ноги, колени не сгибать,
2 — вернуться в и. п.
3-4 то же выполнить левой рукой.
Д: 6-8 раз.
«Цапля стоит на одной ноге».
И. п. — основная стойка, руки на поясе.
1 — развести руки в стороны, поднять правую (левую) ногу, 2 — вернуться в и. п. Д:6-8 раз.
«Цапля глотает лягушку».
И. п.— сидя на пятках, руки внизу.
1 — поднять руки вверх, хлопнуть над головой, одновременно приподняться на коленях,
2 — вернуться в и. п.
Д: 6-7 раз.
«Цапля стоит в камышах».
И. п. — основная стойка, руки на поясе.
1 — наклониться вправо (влево),
2- вернуться в и. п. Д: 6-8 раз.
«Цапля прыгает».
И.п.— ноги вместе, руки на поясе.
Выполнить 10 прыжков, попеременно меняя ноги (вперед-назад), походить на месте и вновь повторить те же прыжки.
Упражнение на восстановление дыхания
«Цапля расправляет крылья».
И. п. — ноги на ширине плеч, руки ладонями прижаты к груди.
1 – глубокий вдох носом, руки развести в стороны,
2 — вернуться в и. п. Д:3—4 раза.
Старшая гр.
Комплекс ОРУ «Домашние животные»
«Ласковая киска»
и.п: стоя, ноги на ш.п., руки за спиной
1 – 2 руки развести в стороны, пальцы сжаты в кулак, спину прогнуть назад
3-4 и.п.
(указание: хорошо прогибать спину)
Д: 5-6р.
Мохнатенькая, усатенькая,
На лапках царапки.
Молоко пьет, «мяу-мяу» поет
«Верная собака»
и.п: стоя, ноги на ш.п., руки на плечах
1 – свести локти перед грудью
2 – и.п.
3 – отвести локти максимально назад
4 – и.п. Д: 7р.
С хозяином дружит, дом сторожит,
Живет под крылечком, а хвост колечком.
«Корова мычит»
и.п: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены.
1 – вдох носом
2 – на выдохе протяжно тянуть: «Му-у-у-у-у», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.
(указание: выдох должен быть короче)
Д: 5-6р.
Она дает нам молоко,
И детвора всегда здорова!
Загадку разгадать легко,
Конечно, это же…
«Ленивый поросенок»
и.п: лежа на спине, руки на полу за головой.
1-повернуться на правый бок, руки скрестить на груди.
2-и.п.
3-4 повороты на др. бок
Д: 4-5р.
Ходит бочком, ушки торчком,
Нос пятачком, хвостик крючком.
«Игривая лошадка»
и.п: сидя на полу, ноги вместе, руки в упоре сзади
1- поднять правую ногу, пошевелить пальцами стопы.
2 – и.п.
3-4 тоже левой ногой. Д: 4-5 р. каждой ногой.
(указание: ноги высоко не поднимайте).
У нее на шее грива,
Бьет копытами игриво.
«Веселый ягненок»
и.п: стоя, ноги вместе, руки на плечах.
в: прыжки на двух ногах (10 прыжков), чередовать с ходьбой на месте. Д: 4р.
Старшая группа
Комплекс ОРУ «В гости к солнышку»
Ребята, посмотрите, как светло и тепло сегодня в нашем зале. А знаете ли вы, почему? Все очень просто – мы с вами в гостях у Солнышка. Солнышко освещает и согревает все вокруг.
Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу. На ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть солнечного зайчика, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладь его и там. Зайчик не озорник – он просто любит и ласкает тебя, и ты погладь его и подружись с ним.
«Удивись солнышку»
и.п: о.с., руки на поясе
1 – поднять плечи
2 – и.п.
(указание: поднимаются только плечи)
Д: 6-8р.
«Рады солнышку»
и.п: стоя, ноги согнуты в коленях, руками обхватить колени.
1 – упор руки сзади
2 – 4 поворот сидя, переступая ногами, на 180 гр.
5-7 поворот
8 – и.п. Д: 6р.
(указание: поворот совершать ногами)
«Играем с солнечными лучами»
и.п: стоя, ноги на ш.п., руки вверх
1 – наклон вперед, коснуться руками пола – выдох, постучать пальцами рук по полу.
2 – и.п. — вдох
(указание: ноги в коленях не сгибать)
Д: 6-7р.
«Отдыхаем на солнышке»
и.п: лежа на спине, ноги согнуты в коленях и прижаты к груди.
1-перекатиться на правый бок.
2-и.п.
3-4 тоже на др. бок
Д: 4-5р. в каждую сторону. Темп умеренный
«Танцуем»
и.п: о.с., руки на поясе.
1- поставить ногу вперед на носок
2 – поднять ногу вверх
3 — поставить ногу вперед на носок
4 – и.п. повторить действия другой ногой, темп быстрый.
Д: 4-5р.
«Хорошее настроение»
и.п: о.с., руки за спиной
в: прыжки на двух ногах (10 прыжков), чередовать с ходьбой на месте. Д: 4-5р. (указания: прыгайте высоко, легко).
Старшая гр.
Комплекс ОРУ «Дикие животные»
«Ловкая белка»
и.п: о.с., руки на пояс
1 – наклонить голову вправо, руки на пояс.
2 – и.п.
3- наклонить голову влево, руки на пояс
4 – и.п. Д: 6р.
(указание: резких движений головой не делать)
Кто с высоких темных сосен
В ребятишек шишку бросил
Ив кусты через пенек
Промелькнул как огонек?
«Шустрый заяц»
и.п: стоя, ноги на ш.п., руки вверх
1 – наклон вперед, коснуться руками пяток с внутренней стороны.
2 – и.п. Д: 7р.
По полю скачет — ушки прячет,
Встанет столбом — ушки торчком
«Быстрый волк»
и.п: о.с, руки на поясе.
1 – поднять пр. прямую ногу вперед
2 – махом отвести пр. ногу назад
3 – снова поднять вперед правую ногу.
4 – и.п. повторить действия другой ногой Д: 4р.
Кто зимой холодной
Бродит злой голодный
«Полюбуемся зверями»
и.п: ноги на ш.п, руки опущены.
В: сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть: «м-м-м-м», одновременно постукивать пальцами по крыльям носа. Д:6 р.
«Ловкая лисица»
и.п: стоя на коленях и ладонях, голова поднята.
1- 2 выгнуть спину, опустить голову.
3-4 и.п. Д: 5-6 р.
Хвост пушистый, шерсть ярка,
и коварна, и хитра.
Знают звери все в лесу
Ярко-рыжую… (лису)
«Неуклюжий медведь»
и.п: лежа на спине, руки вдоль туловища.
1- повернуться на правый бок, прижать ноги к животу.
2 – и.п.
3- 4 тоже левый бок. Д: 4-5р.
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
«Мы рады зверям»
и.п: о.с
Подскоки на месте с ноги на ногу. Чередовать с ходьбой. Д: 3р. по 15-20 поскоков.
Комплекс ОРУ «Веселая зарядка для больших и маленьких»
«Веселая зарядка для больших и маленьких»
Цель: Приобщение детей и родителей к здоровому образу жизни.
Комплекс ОРУ в парах для взрослого и ребенка
«Р» — ребенок, «В» — взрослый
«Поскорее вырастай»
И.п. – Встать лицом друг к другу, взявшись за руки.
1-2 – Руки через стороны вверх, подняться на носки;
3-4 – И. п. Повторить 5 – 6 раз.
«Полет птенца»
И.п. – Стоя друг за другом, «В» держит «Р» за пояс;
1-2 – «Р» стоит впереди, поднимает руки через стороны вверх –
«взмахивает крыльями»; «В» приподнимает, держа ребенка за пояс;
3-4 – «Р» – Руки вниз; Опускает ребенка на ноги. Повторить 5 – 6 раз.
«Повернись – улыбнись»
И. п. – Стоя ноги врозь, спиной друг к другу, руки на пояс; 1 – «Р» – Поворот туловища направо, посмотреть на «В» и улыбнуться,
«В» – Поворот туловища налево, посмотреть на «Р» и улыбнуться;
2 – И. п.
3-4 –То же в другую сторону. Повторить 4 – 6 раз.
«Вальс»
И. п. – Стоя лицом друг к другу, руки в стороны в замок; 1 – «Р» – Наклон вправо, правую вправо — вниз на носок, «В» – наклон
влево, левую влево — вниз на носок;
2 – И. п.
3-4 –То же в другую сторону. Повторить 4 – 6 раз.
«Надуваем парус»
И. п. – Стоя друг за другом, держась за руки, «Р» – Руки вверх.
1 – «Р» – Выпад правой вперед, прогнуться, «В» – Удерживает ребенка за
руки и с шумом выдыхает «надувает парус»
2 – И. п.
3-4 – То же другой ногой. Повторить 4 – 6 раз.
«Балет»
И. п. – Стоя лицом друг к другу, руки в стороны в замок; 1 – «Р» – Мах правой в сторону, натянуть носок, «В» – Мах левой в
сторону, натянуть носок;
2 – И. п.
3-4 –То же другой ногой в другую сторону. Повторить 4 – 6 раз.
«Каратэ»
И. п. – Стоя лицом друг к другу, «В» – руки вперед — вниз;
1 – «Р» – Мах правой вперед – «удар каратиста ногой» – до касания
ладони «В»,
2 – И. п.
3-4 –То же другой ногой. Повторить 4 – 6 раз.
«Мячик»
И. п. – Стоя лицом друг к другу, «В» – руки на плечи «Р»;
1 – «Р» – Присед, руки на колени – «мячик»;
2 – «Р» – в И. п. – «Мячик прыгает», «В» – удерживает подъем ребенка
руками, нажимая на плечи, легко подталкивает вниз – «отбивает
мячик»; Повторить 6 – 8 раз.
«Поменяемся местами»
И. п. – Стоя лицом друг к другу, держась за руки; 1-2 – «Р» и «В» – 2 Прыжка на двух ногах на месте;
3-4 – Прыжками, поменяться местами, держась за руки;
5-6 – «Р» и «В» – 2 Прыжка на двух ногах на месте;
7-8 – Прыжками, вернуться на своё место, держась за руки;
9-16 – Кружение прыжками выполнить в другую сторону.
Чередовать с ходьбой на месте. Повторить 2х16 раз.
«Пузырь»
И. п. – Стоя близко лицом друг к другу, держась за руки;
«Р» и «В» – Отходят медленно друг от друга, разводя руки в стороны,
со словами: «Надувайся пузырь, надувайся большой,
Надувайся большой да не лопайся!»
глубокий вдох, надувая щеки – «надули пузырь»;
«Р» и «В» – Подходят медленно друг к другу, соединяя руки в центре, с длинным звуком «С-с-с» на выдохе – «лопнул пузырь»;
Упражнение – игра повторяется 4-5 раз.
Можно проводить игру в общем кругу для всех участников «Веселой зарядки».
Разработала: педагог дополнительного образования
БОУ ДОД города Омска «Городской детский (юношеский) центр
Шебалина Светлана Леонардовна
Комплекс ОРУ «Зимняя зарядка»
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 41Следующая ⇒* Фонетическая зарядка «С горки».
Педагог предлагает детям представить, что они катятся на санках с высокой горы. Дети делают глубокий вдох носом. На выдохе произносят: «У-у-ух!» (санки свалились в сугроб).
* «Погреем плечики». И. п. — ноги на ширине плеч, руки в стороны. Обхватить кистями рук противоположные плечи, сказать: «Ох!», вернуться в И. п. Упражнение повторить 6 раз.
* «Погреем ноги». И. п. — ноги слегка расставлены, руки внизу. Поднять правое (левое) колено, хлопнуть по нему, сказать: «Хлоп!», вернуться в И. п. Повторить 6 раз.
«Оглянись». И. п. — сидя, ноги скрестно, руки у плеч. 1—2 — поворот вправо, посмотреть, сказать: «Вижу». 3—4 — вернуться в И. п. Упражнение повторить по 3 раза в каждую сторону.
«Дровосек». И. п. — ноги на ширине плеч, руки вверху, пальцы сложены в замок. Быстро наклониться вперед, пронести руки между ног, сказать: «Ух!», вернуться в И. п. Повторить 6 раз.
«Прыжки». И.п.— ноги слегка расставлены, руки на поясе. Выполнить 8 прыжков на месте на двух ногах, затем — непродолжительная ходьба и вновь прыжки.
Снеговик.А вот еще одна загадка.
По снегу прокатите — я подрасту.
На костре согрейте — я пропаду.
Дети.Это снежный ком.
Снеговик.Правильно, меня тоже из снежных комочков лепят. Давайте расскажем вместе со мной:
Покатился снежный ком. Вращение рук перед собой.
Я за ним бегу бегом. Бег на месте.
Об калитку лбом — бом! Глубокий наклон вниз.
(В. Степанов)
А теперь попробуйте сложить комочки.
Развивающая игра «Сложи комок»
Детям предлагается сложить круг из разрезных частей (рис. 7). Круги по количеству детей разного цвета. Игра проводится индивидуально.
Руководитель физкультуры.Молодцы, ребята! А теперь мы немного поиграем.
Игра малой подвижности «Снежок»
В середине круга становится ребенок со снежком. Педагог вместе с детьми водит хоровод и читает стихотворение.
Встали дети в кружок,
Увидали снежок.
Кому дать?
Кому дать?
Кому снежок передать?
Ребенок со снежком указывает на одного из детей, передает ему снежок и при этом говорит: «Даю снежок Лене (Тане, Саше)». В середину круга выходит выбранный ребенок со снежком. После слов «Кому снежок передать?» передает снежок другому ребенку: «Даю снежок Саше» и т. д.
Игра повторяется 3—4 раза.
Рис. 7
Воспитатель.А давайте поиграем еще со снежком, только уже в другую игру. Я буду называть разные слова. А тот, кому я передам снежок, изменит слово и произнесет его ласково. (Например: снег — снежок; ком — комочек; сани — саночки; гора — горочка; зима — зимушка; лед — ледок; ветер — ветерок, ветерочек.)
Руководитель физкультуры.Ребята, пока мы играли, метель намела большие сугробы. Давайте попробуем их пройти.
Развиваем движения
* «Перепрыгиваем сугробы». Прыжки через 2—3 предмета (поочередно через каждый), высота 5—10 см. (При выполнении этого упражнения группу целесообразно разделить на 3 звена в целях повышения двигательной активности.) Упражнение повторяется 2—3 раза каждым ребенком. При выполнении 2-го упражнения дети свободно располагаются по залу на достаточном друг от друга расстоянии с пластиковыми или резиновыми мячами (диаметр 10—12 см). Упражнение выполняется 2—3 минуты.
«Поймай снежок». Бросание мяча вверх и ловля его двумя руками (3—4 раза подряд).
Снеговик.Еще загадка вам, ребята!
Кто бросает снег в лицо,
Наметает на крыльцо?
Кто в трубе печной завыл?
Кто ворота отворил? [14]
Дети.Ветер, вьюга.
Руководитель физкультуры.А теперь поиграем с вьюгой!
Подвижная игра «Вьюга».
Дети свободно располагаются по залу. По первому звуковому сигналу педагога (включение фонограммы) малыши начинают выполнять произвольные танцевальные движения. По второму звуковому сигналу (остановка фонограммы) дети приседают.
Игра повторяется 3—4 раза.
Воспитатель.Сегодня у нас была замечательная прогулка. Давайте расскажем про нее.
Комплексы ОРУ
Пояснительная записка
В физическом воспитании учащихся применяется огромное количество разнообразных упражнений, каждое из которых помогает решать те или иные задачи. С их помощью укрепляется мышечно-связочный аппарат и весь организм в целом.
Под общеразвивающими упражнениями (О.Р.У.) следует понимать – специально разработанные движения для рук, ног, туловища, шеи и других частей тела, которые могут выполняться с разным мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном ритме и темпе.
К общеразвивающим упражнениям можно отнести наклоны, выпады, приседания, повороты, круговые вращения в суставах и др. Целью которых является общее физическое развитие и подготовка занимающихся к овладению более сложными двигательными действиями.
На уроках физической культуры О.Р.У. выполняются в виде комплексов, которые составляются с учётом различных задач физического воспитания.
Общеразвивающие упражнения применяются на любом занятии по физическому воспитанию, независимо от его целевой направленности или предметного содержания. В подготовительной части занятия ОРУ применяются для разогревания мышц и подготовки организма к предстоящей работе, в основной части служат средством активного отдыха, в заключительной части способствуют лучшему восстановлению после проделанной работы и локально применяются для укрепления и развития отдельных мышц.
Основные причины создания данной методической разработки это:
-методическая помощь студентам в освоении раздела «Гимнастика» дисциплины «Технологии физкультурно-спортивной деятельности»;
-подготовка студентов к прохождению педагогической практики на 3-ем курсе
итренерской практики на 4-ом курсе;
-недостаточное количество методической литературы с глубоким освещением этого вопроса.
4
3.И.п. – лежа на животе, руки согнуты в локтях, ладони прижаты к полу. Поднять голову и плечи, руки развести в стороны, сжимать и разжимать пальцы.
4.И.п. – лежа на животе, руки согнуты в локтях, ладони прижаты к полу. 1-4 – круговые движения плечевыми суставами.
5.И.п. – лежа на животе, руки согнуты в локтях, ладони прижаты к полу. Поочередное поднимание прямых ног, не отрывая таза от пола.
6.И.п. – лежа на животе, руки согнуты в локтях, ладони прижаты к полу. Приподнимание прямых ног с удерживанием их на весу.
7.И.п. – лежа на животе, руки согнуты в локтях, ладони прижаты к полу. 1 – поднять правую ногу; 2 – присоединить к ней левую; 3-4 – удерживать обе ноги на весу; 5 – опустить левую ногу; 6 – опустить правую ногу; 7-8 – глубокое дыхание.
8.И.п. – лежа на спине, поясница прижата к полу, руки вытянуты вдоль туловища. Поочередное сгибание и разгибание ног в коленях и тазобедренных суставах.
9.И.п. – лежа на спине, поясница прижата к полу, руки вытянуты вдоль туловища. Согнуть обе ноги, разогнуть и медленно опустить.
10.И.п. – лежа на спине, поясница прижата к полу, руки вытянуты вдоль туловища. Поочередное сгибание и разгибание ног на весу («велосипед»).
11.И.п. – лежа на спине, поясница прижата к полу, руки вытянуты вдоль туловища. Поднять прямые ноги под углом 30°, развести в стороны, соединить и медленно опустить.
12.И.п. – лежа на спине, поясница прижата к полу, руки вытянуты вдоль туловища. Ноги согнуть в коленях, приподнять таз и удерживать его в таком положении на 4 счета.
13.И.п. – лежа на спине, поясница прижата к полу, руки за голову, ноги зафиксировать за нижнюю рейку гимнастической стенки (или при помощи партнера). Переходя в положение сидя, удерживать спину прямой, опуститься в и.п., удерживая спину прямой.
14.И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Напрягать мышцы, стараясь вытянуть тело.
15.И.п. – лежа на правом боку, правая рука поднята вверх, левая вытянута вдоль туловища. Удерживая тело в прямом положении, приподнять, удерживать и опустить левую ногу.
16.И.п. – лежа на левом боку, правая рука поднята вверх, левая согнута и ладонью опирается о пол. Приподнять обе ноги, удерживать на 4 счета затем опустить в и.п.
33