Общие понятия о тренировке. Основы мягкого цигун
Общие понятия о тренировке
Общие понятия представляют собой некоторые правила и требования, позволяющие добиться максимального эффекта в Цигун. Они касаются вопросов оптимального времени для занятий Цигун, одежды, помещения и т. д.
Время для занятий Цигун
В настоящее время, когда всеобщая глобализация и технократический уклад развития общества вносят свои коррективы в ритм жизни, очень тяжело правильно распределять время для занятий Цигун. Однако для того, чтобы практика работы с внутренней энергией была успешной, необходимо направить усилия для того, чтобы добиться такого распорядка дня, который мог позволить проводить тренировки в наилучшее время.
Мастера Цигун выделяют четыре периода в сутки, когда занятия приносят наибольший эффект: Цзыши (Час ребенка) — с 23 часов до 1 часу ночи, Уши (Полдень) — с 11-ти часов до 13-ти часов, Маоши (Время Мао) — с 5-ти до 7?ми часов утра и Юши (время Ю) — с 17-ти до 19-ти часов.
Среди мастеров Цигун бытует мнение что в период Уши Инь является хозяином, а Ян — гостем. Инь—Ци постепенно нарастает до периода Хайши (с 21:00 до 23:00), когда Инь обладает максимальной силой, а Ян проявляется наиболее слабо. В период Цзыши (с 23:00 до 01:00) Инь и Ян меняются местами: Ян выступает в роли хозяина, а Инь — гостя. Происходит постепенное нарастание активности Ян—Ци вплоть до времени Сыши (с 09:00 до 11:00), когда Ян максимально активно, а Инь находится в пассивном состоянии. Таким образом, сутки как бы разбиваются на две половины: с Цзыши до Сыши — шесть часов активности Ян, с Уши До Хайши — шесть часов активности Инь. Ян зарождается в период Цзыши и достигает максимума в период Сыши. Инь зарождается в период Уши и обладает наибольшей силой в период Хайши. Каждый период времени, кроме Сыши и Хайши, характеризуется присутствием того или иного убывающего или нарастающего количества Инь и Ян.
Кроме этого данные периоды времени соотносятся с определенным временем года, органом человеческого организма и одним из пяти «Первоэлементов» Усин. Цзыши соответствует Зиме и соотносится с почками и элементом «Вода». Уши соответствует Лету, соотносится с сердцем и первоэлементом «Огонь». Маоши соответствует Весне, соотносится с печенью и элементом «Дерево». Юши соответствует Осени, соотносится с легкими и элементом «Металл». Селезенка соотносится с элементом «Земля», но не имеет соответствующего времени суток, поскольку земля активна в любое время.
В период Цзыши (с 23:00 до 01:00) происходит концентрация «изначальных» Инь и Ян. В это же время происходит их наиболее ощутимое взаимодействие. Инь и Ян постепенно накапливаются в «Почечной жидкости» («Прежденебесная Ци»), что является основой жизнедеятельности организма. В соответствии с этим, занятия Цигун в период Цзыши способствуют зарождению в организме «Прежденебесной Ци». Кроме этого данный промежуток времени является первым из шести периодов активности Ян. Инь находится в состоянии максимальной активности и Ян зарождается, то есть зарождается Ян—Ци. Как раз в это время «Истинная Ци» двигается в меридиан Жёлчного пузыря. Это первый признак появления Ян.
Мастера Цигун считают, что выполнение упражнений в период Цзыши значительно увеличивает эффективность занятий.
Время Маоши (с 05:00 до 07:00) совпадает с восходом солнца и четвертой стадией активности Ян. В это время Ян—Ци уже преобладает в человеческом организме. «Истинная Ци» двигается по меридиану Толстой кишки, который находится напротив меридиана Легких, и поэтому попадает под его влияние. Занятия Цигун во время Маоши способствуют укреплению Ян—Ци.
В период Уши (с 11:00 до 13:00) солнце находится в зените, а «Истинная Ци» перемещается по меридиану Сердца. В Китайской медицине считается, что сердце — это главный Ян–огран, поэтому Ян—Ци находится в высшей стадии активности. Однако именно в это время происходит зарождение Инь (первая стадия активности Инь). Считается, что занятия Цигун в это время способствуют укреплению рождающейся «Изначальной Инь—Ци».
В период Юши (с 17:00 до 19:00) происходит заход солнца. Это время совпадает с четвертой стадией активности Инь. Занятия Цигун способствуют укреплению «Истинной Инь—Ци».
Таким образом, если заниматься в периоды времени Цзыши, Уши, Маоши и Юши, то это позволит поддерживать динамическое равновесие между Инь и Ян в организме человека, поскольку в этом случае обеспечивается полное соответствие между выполняемыми упражнениями и скрытыми закономерностями естественного зарождения, укрепления, превращения и успокоения Ци.
Если же время для занятий выбрано некорректно, то пользы от них будет мало, а в некоторых случаях организму может быть нанесен и вред. Например, в период Сыши (09:00 – 11:00) Ян максимально активно, тогда как Инь практически отсутствует. Поэтому занятия Цигун в данное время могут привести к «перевозбуждению» Ян, что вызывает «Перегрев» и отрицательно влияет на Ци. В
период Хайши (21:00 – 23:00) наблюдается максимальная активность Инь и отсутствие Ян. Соответственно занятия Цигун в это время будут сопровождаться возбуждением Инь и также отрицательно влиять на Ци. Поэтому мастера Цигун не рекомендуют заниматься в эти периоды времени.
Направление для занятий Цигун
Считается, что наиболее благоприятным для занятий Цигун является направление «Север — Юг». Можно тренироваться став лицом на Юг, спиной на Север или наоборот лицом на Север, а спиной — на Юг. Так как Север принято соотносить с «Водой» а Юг — с «Огнем», то положение «лицом на Юг, спиной на Север» способствует установлению гармонии между ними.
Такое расположение по отношению к сторонам света находит подтверждение и в современной науке. Так как человек находится под постоянным воздействием магнитного поля Земли, то положение тела, сориентированного в направлении «Север — Юг», совпадает с направлением силовых линий этого поля. В результате усиливается магнетизм биополя человека, что влияет на функционирование всего организма.
Одежда для занятий Цигун
Одежда должна быть сделана из натуральной ткани и не должна плотно облегать тело. Если человек одет в одежду из синтетической ткани, то ее излишняя наэлектризованность мешает нормальному току энергии Ци. Из обуви предпочтение должно отдаваться матерчатым тапочкам. В этом случае легче происходит соединение с Ци Земли. Женщинам не следует надевать обувь на высоком каблуке.
Ни в коем случае нельзя обувать резиновые кеды, так как резина обладает изоляционными свойствами, что препятствует прохождению Ци в точки Юнцюань.
Зимой и в холодное время года можно тренироваться в помещении. В этом случае необходимо следить за тем, чтобы оно было хорошо проветрено. Практика показывает, что если заниматься в квартирах многоэтажек (на 5?м этаже и выше), то будет затруднен контакт с Ци Земли, поэтому рекомендуется спуститься вниз. В теплое время года хорошо тренироваться на открытом воздухе.
Наибольший эффект от занятий достигается при тренировках на лесных полянах. Это обусловлено тем, что деревья являются живым организмом, который долгие годы находится на пересечении связей между Небом и Землей. Они соединяют верх и низ, приводят Инь и Ян в гармонию и согласие, а также обладают мощной способностью «Собирать» и «Выплескивать». Занимаясь в окружении деревьев, человек принимает хорошую Ци, выделяемую ими и отдает им свою больную и выбрасываемую Ци, которую деревья забирают.
Хорошими деревьями считаются сосна, кипарис, тополь, ива и т. д. Плохие деревья, вблизи которых не рекомендуется заниматься Цигун это: грецкий орешник, каштан, финиковая пальма и т. д.
Музыка при занятиях Цигун
При занятиях статическими упражнениями Цигун, не рекомендуется включать музыку, так как она будет отвлекать и противодействовать вхождению в состояние покоя.
Ограничения для женщин
Женщинам нельзя заниматься Цигун во время менструаций и беременности.
Поделитесь на страничкеУпражнения по накапливанию и распределению Ци. Основы мягкого цигун
Наиболее важным разделом практически в любой школе Цигун является «Накапливание и распределение Ци». Занимающийся вначале учится ощущать внутреннюю энергию Ци. Затем он приступает к этапу накопления Ци. После этого можно тренироваться в перемещении Ци по меридианам и насыщению ею всего организма.
После того как ученик прозанимается таким образом некоторое время, приходит умение управлять некоей энергией, называемой «Внутренняя Ци». «Внутренняя Ци» может перейти во «Внешнюю Ци», используемую при лечении различных болезней, и для усиления способностей организма во время рукопашного поединка.
Все занятия делятся на три этапа:
1). Этап разогревания «Котла»;
2). Этап движения Ци по Малой Небесной орбите;
3). Этап движения Ци по Большой Небесной орбите.
После усвоения упражнений всех трех этапов, занимающийся сможет концентрировать энергию Ци в Даньтяне, насыщать ею все тело и усилием воли направлять ее в любую точку.
Этап 1
Разогревание «Котла».
Вводное упражнение
Целью данного упражнения является научиться ощущать тепло в ладонях, стопах и животе, что говорит о том, что занимающийся начал «Ощущать Ци».
Время занятий: с 23?х до 1?го часа и с 3?х до 5-ти часов.
Прежде чем приступить к занятиям, необходимо выполните небольшую разминку и массаж. Разотрите голову, руки, ноги, поясницу, колени и лодыжки.
Примите исходное положение стоя лицом на Юг. Ноги расставлены на ширине плеч, стопы параллельны друг другу, носки слегка загнуты внутрь, руки свободно опущены по бокам тела (рис.1).
После принятия исходного положения, выполните расслабление описанным выше способом и приступите к выполнению упражнения.
Трижды с силой выдохните, выводя из организма «Мутную Ци».
Используя прямое дыхание животом, вдыхайте через нос, а выдыхайте через рот. При вдохе кончиком языка слегка касайтесь нёба. Нижняя часть живота немного выпячивается. Мысленно опустите энергию Ци от макушки (Байхуэй) вниз в Даньтянь. Одновременно с этим поднимите кисти обеих рук от бедер по дуге чуть выше головы. В конечном положении пальцы направлены друг к другу, ладони — вниз (рис.2, 3).
Через рот произведите легкий выдох, втягивая живот. Во время выдоха язык опускается и принимает горизонтальное положение. Наклоняясь, опустите обе кисти перед грудью, затем перед животом к ногам. Надавите ладонями вниз. Ноги не должны сгибаться в коленях (рис.4). Во время наклона мысленно перемещайте Ци вдоль внутренней части бедер к стопам в точки Юнцюань (рис.5).
Медленно поднимите туловище и вернитесь в вертикальное положение. Обе кисти медленно поднимите по дуге вверх. Одновременно с этим выполните вдох через нос. Мысленно поднимите поток энергии Ци по тыльной части ног, направляя его в нижний Даньтянь (рис.6, 7).
Выполните данное упражнение 49 раз.
Выведение и возвращение Ци
Исходной позицией является конечное положение предыдущего упражнения. Руки принимают позицию молящегося (рис.8).
Левой ногой сделайте небольшой шаг в сторону, ноги расположены шире плеч и согнуты в коленях. Вес тела равномерно распределен между ногами. Подведите ладони к животу, ладони направлены вниз, пальцы — друг к другу (рис.9). Делая выдох мысленно ведите Ци из нижнего Даньтянь в точку Хуэйинь (промежность), затем по внутренней стороне обеих бедер опустите энергию к точ
кам Юнцюань (середина стопы).
Далее, делая вдох, поднимите поток Ци по тыльной стороне бедер к нижнему Даньтянь (рис. 10).
Данное упражнение необходимо выполнять на начальных этапах от 2?х минут и постепенно довести до одного часа.
Наполнение Даньтянь
Исходным положением может быть один из вариантов положения сидя. Используйте прямое дыхание животом. Вдыхая, представьте себе, что энергия солнца, луны и звезд через точку Байхуэй проникает в организм и опускается вниз через точки Таньчжун и Цзювэй в нижний Даньтянь. Вся область живота наполняется этой живительной энергией.
С выдохом мысленно выведите всю накопившуюся в теле «Мутную Ци» из области сердца наружу.
Время выполнения данного упражнения 30 минут.
После этого положите кисти рук одна на другую, мысленно совместив точки Лаогун. Мужчины правую ладонь прижимают к тыльной стороне левой кисти, женщины используют обратное положение рук.
Выполняйте надавливающие массирующие движения по часовой стрелке слева направо для мужчин (сверху вниз, изнутри наружу) и против часовой стрелки справа налево для женщин (рис.11, 12).
Сделайте таким образом от 18 до 36 оборотов, затем, поменяв положение кистей, выполните массаж в направлении против часовой стрелки, справа налево, снаружи внутрь (женщины выполняют в другую сторону).
После выполнения массажа разотрите ладони рук и выполните поглаживающий массаж лица.
Расслабьтесь и закончите упражнение.
Важные моменты:
— После одной — двух недель занятий, начинающие могут почувствовать потепление в области живота. Иногда в кишечнике может происходить урчание. Это говорит о том, что занятия проводятся правильно и Ци стало накапливаться в нижнем Даньтянь.
— Через один — два месяца из области живота по всему телом ожет начать разливаться тепло, а во рту — скапливаться большое количество слюны.
— Далее может возрасти ощущение тепла в животе, может чувствоваться пульсация или толчки. Данные ощущения говорят о том, что в организме происходит процесс активного накопления Ци. В Китае это называют: «Разжигание огня в котле».
Накапливание Ци пятью центрами
Примите исходное положение стоя (рис. 13). Используйте прямое дыхание животом. Вначале сделайте длинный выдох, затем короткий вдох. Вдыхая, представьте себе, что Ци неба и земли проникает в организм через макушку, обе ладони и ступни, и скапливается в нижнем Даньтяне (рис. 14). Расслабьте анус. Выдыхая, немного вберите анус, мысленно представьте, что «Мутная Ци» выходит из организма через точку Байхуэй (макушка), точки Лаогун (ладони) и точки Юнцюань (стопы) (рис. 15).
Чередуя выдох и вдох, занимайтесь в течении 30 – 60 минут.
Завершите упражнение аналогично предыдущему.
Важные моменты:
— Точки Байхуэй, Лаогун и Юнцюань испускают тепло, немеют или пульсируют. Это значит, что происходит накапливание энергии.
Собрать энергию и накопить сокровища
Собирание энергии солнца
Наиболее целесообразным временем для занятий является утро, когда солнце только появляется над горизонтом. Примите исходную позицию стоя. Используйте прямое дыхание животом.
Выполните расслабление и погрузитесь в покой.
Во время вдоха слегка раскройте рот, не разжимая зубов. Приподнимитесь на цыпочках и оторвите пятки от земли. Представьте что Ци солнца вместе с вдохом проникает в рот, проходит в горло и опускается в нижний Даньтянь (рис. 16). Нижняя часть живота наполняется энергией Ци.
Выдохните. Разомкните зубы и раскройте рот. «Мутная Ци» медленно через рот выходит из организма наружу (рис. 17). Опустите обе пятки на землю.
Собирание энергии Луны
Данное упражнение выполняется аналогично предыдущему. Разница заключается в том, что занятия происходят ночью и работа осуществляется с энергией Луны.
Собирание энергии Звезд
Занятия происходят аналогичным образом в звёздную ночь, повернувшись лицом к созвездию «Большая Медведица».
Наматывать небесную Ци на бочку
Данное упражнение состоит из трех частей:
1). Вертикальное вращение Ци;
2). Движение Ци по малому кольцу;
3). Горизонтальное вращение Ци.
Часть 1
Вертикальное вращ ение Ци
К данному упражнению следует подходить только после достаточного овладения предыдущими упражнениями.
Исходное положение сидя в позиции молящегося. Используйте прямое дыхание животом. Дышите носом легко и свободно, сосредоточиваясь на области нижнего Даньтянь. Когда вы почувствуете, что живот потеплел, начните мысленно массировать его по кругу вокруг пупка по часовой стрелке слева направо, сверху вниз, изнутри наружу (рис. 18). Таким образом мысленно сделайте 18 оборотов, постепенно увеличивая радиус.
После этого мысленно проделайте аналогичное упражнение в противоположном направлении, выполняя 18 оборотов против часовой стрелки, заканчивая круговые движения в точке Шэньцюэ (пупок) (рис. 19).
По окончании данного упражнения не следует делать массаж живота.
Часть 2
Движение Ци по Малому кольцу
После достаточно хорошего усвоения предыдущего упражнения можно переходить к тренировке по перемещению Ци по малому кольцу.
В повседневной практике данное упражнение выполняется сразу же после предыдущего.
Во время вдоха мысленно ведите Ци из нижнего Даньтяня вниз в точку Хуэйинь (промежность). Расслабьте анус.
На выдохе направьте Ци вверх в точку Минмэнь (между 2?м и 3?м поясничными позвонками), а оттуда вертите в нижний Даньтянь (рис.20).
Часть 3
Горизонтальное вращ ение Ци
После достаточно хорошего усвоения предыдущего упражнения можно переходить к тренировке по горизонтальному вращению Ци.
В повседневной практике данное упражнение выполняется сразу же после предыдущего.
Мысленно ведите Ци по окружностям вокруг пупка по часовой стрелке (если смотреть сверху вниз). При вдохе направляйте поток Ци вдоль стенки живота по горизонтали, при выдохе — по той же линии вдоль поясницы. Ци должна следовать за мыслью.
Затем мысленно проделайте аналогичные движения в противоположном направлении, т. е. вращая Ци против часовой стрелки.
После этого направьте Ци по внутренней поверхности брюшной полости в направлении по часовой стрелки (если смотреть сверху) по спирали вверх до сердца (рис.21), затем также по спирали но в обратном направлении, верните Ци в нижний Даньтянь. (рис.22).
Приняв движение энергии по спирали вверх и вниз за один цикл, выполните 72 таких цикла.
Важные моменты:
— Если Ци не повинуется мысли, не усиливайте скорость передвижения и не вращайте энергию как попало. Просто мысленным взглядом просто ведите по запланированному маршруту движения. С течением времени Ци сама станет следовать за вашим мысленным взглядом.
Этап 2
Движение Ци по М алой Небесной орбите
Основной целью данного этапа является налаживание циркуляции энергии Ци по заднесрединному и переднесрединному меридианам, а основной формулой является: «Упражняя Цзинь («Семя»), изменяем Ци». Считается что Ци изменяется за сто дней правильных ежедневных занятий.
При занятиях по движению Ци по Малой Небесной орбите, занимающий должен очень хорошо изучить весь предыдущей материал.
Начинающий в первую очередь должен принять правильную позицию. Это связано с тем, что во время занятий на предьщущем этапе, в нижнем Даньтянь скопилось достаточно большое количество Ци. Когда Ци готова вырваться из нижнего Даньтянь, нельзя позволить ей уйти в ноги. Для этого начинающие должны принимать позицию со скрещенными ногами, что позволяет частично блокировать поток Ци.
Распрямлять ноги можно только после того, как будет полностью освоена техника ведения Ци по Малой Небесной орбите.
На занятиях данного этапа используйте обратное дыхание животом.
На вдохе (через нос) немного втяните живот, язык соприкасается с верхним нёбом.
Ци проходит из Дньтяня через точку Хуэйинь (промежность) в копчик через точку Чанцян, которая называется нижней «Заставой». Иногда случается, что Ци проходит через Чанцян без сознательных усилий, однако, как правило, занимающиеся проводят энергию благодаря усилию сознания и напряжения ануса.
Процесс ни в коем случае нельзя торопить. Все, что требуется, это держать в уме следующую точку и позволять Ци достичь ее самостоятельно.
После того, как Ци преодолело нижнюю «Заставу», ее поток движется вверх по спине к следующему большому препятствию, локализованному в точке Линтай (средняя «Застава»). Процесс прохождения Ци по этой области сопровождается усилением сердцебиения, что может отрицательно повлиять на концентрацию. Однако, если занимающийся правильно расслабился и принял правильную позу, то поток Ци здесь испытывает сравнительно небольшое сопротивление.
Следующим препятствием, расположенным на позвоночнике является точка Наоху (верхняя «Застава»). Точка расположена в основании черепа, из–за строения которого энергетический канал в этом месте сжимается. Здесь также необходимо мягким мысленным усилием провести ток энергии к следующей точке Байхуэй, расположенной на голове.
Необходимо сказать о том, что при движении потока энергии в разных частях тела сопровождается различными ощущениями. Так при движении по спине вы ощущаете некоторое сокращение больших позвоночных мышц, которое легко почувствовать. Когда энергия проходит по области головы, вы ощущаете это как легкое, едва заметное покалывание.
На выдохе Ци через макушку опускается вниз посреди лица и груди, и наконец возвращается в нижний Даньтянь, откуда Небесная орбита вновь берет свое начало (рис.23).
Движение энергии должно быть скоординировано с обратным дыханием животом. На начальном этапе, занимающиеся проводят Ци за два дыхательных цикла (вдох — выдох — вдох — выдох). На первом вдохе Ци двигается из Даньтяня к копчику (анус сжимается), на первом выдохе энергия доходит до точки Дачжуй (между 7?м шейным и 1?м грудным позвонками), затем на втором вдохе Ци проходит через голову к точке Иньцзяо (на уздечке верхней губы), на втором выдохе (не забудьте, что язык касается нёба) энергия по переднесрединному меридиану опускается в нижний Даньтянь.
На более продвинутых этапах обучения, занимающий должен научиться проводить Ци по Малой Небесной орбите за один дыхательный цикл (выдох — вдох).
Этап 3
Движение энергии Ци
по Большой Небесной орбите
Следующим шагом после того, как занимающийся достаточно хорошо научится вести Ци по переднесрединному и Заднесрединному каналам, будет освоение техник движения энергии по всему телу (Большой Небесной орбите). К этому времени, вы уже должны иметь способность чувствовать генерацию и поток Ци в каналах Малой орбиты.
Формулой Большой Небесной орбиты является: «Упражняя Ци, изменяем Дух (Шэнь)», на достижение чего необходимо около девяти лет непрерывных занятий.
На выдохе направьте энергию Ци из нижнего Даньтянь вниз по Переднесрединному меридиану в точку Хуэйинь (промежность) (рис.24).
Далее Ци разделяется на два потока и опускается через подколенные углубления, по задним поверхностям голени и наружной стороне голеностопных суставов в точки Юнцюань, расположенные в центре стоп (рис.25).
На вдохе энергия движется к верхним поверхностям больших пальцев ног, затем вверх по передней поверхности голеней к коленям, оттуда по внутренним поверхностям бедер к промежности (рис.26). В точке Хуэйинь (промежность) два потока сливаются в один общий, и двигаются через копчик и крестец к точками Минмеэнь и дальше вверх к Линтай (рис.27).
В точке Линтай разделите общий поток Ци на две части и проведите их по лопаткам к подмышечным впадинам и от них — по внутренним поверхностям плеч к локтевым впадинам. Здесь проходят меридианы Легких, сердца и Перикарда.
По внутренним поверхностям предплечий проведите поток Ци к ладоням и направьте его в точки Лаогун (центр ладоней) (рис.28). На выдохе энергия двигается к кончикам средних пальцев, и далее по тыльным сторонам кистей и предплечий к внешним сторонам локтей. Затем оба потока направляются по внешним поверхностям плеч к плечевым суставам и далее — к точке Линтай. Здесь два потока вновь объединяются в один общий поток. Энергия поднимается вверх до основания шеи (рис.29). Затем направьте ее дальше по заднесрединному каналу к языку который упирается в верхнее нёбо. Выполните вдох и направьте Ци по Переднесрединному каналу вниз в нижний Даньтянь (рис.30).
На этом один цикл Большой Небесной орбиты завершён. За одно занятие необходимо выполните от трех до девяти таких циклов.
Завершающее упражнение: «Разжигание огня»
Примите исходную позицию стоя. Выполните расслабление. Используйте прямое дыхание животом. Кончик языка касается верхнего нёба. Прижмите левую ладонь центром к точке Шэньцюэ (пупок), а правую ладонь положите на левую сверху. Мысленно сосредоточьтесь на точке Шэньюэ. После нескольких минут сосредоточения начните массировать обеими ладонями область живота по часовой стрелке слева направо, сверху вниз, изнутри наружу. От более легкого нажатия к более ощутимому. Движения выполняются не быстро но и не медленно. Скоординируйте дыхание с массажем. На выдохе руки направляются влево вниз, на вдохе — вправо вверх.
Область массажа ограничена ребрами сверху и лобковой костью и костями таза снизу. Тренируйтесь таким образом 2 раза в день по 30 – 40 минут.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Воинский Цигун. Основы мягкого цигун
Воинский Цигун
Воинский Цигун представляет собой сочетание различных методик работы с энергией Ци и приёмов Ушу. Его целью является обретение способности выдерживать без вредных последствий для себя сильные удары по телу и придание «твёрдости» и силы собственным конечностям. Воинский Цигун подразделяется на два больших раздела: Цигун «Железная рубашка» и Жёсткий Цигун.
Цигун «Железная рубашка» относится к категории «Воинкий» Цигун и своей целью ставит достичь умения противостоять ударам. Это позволяет повысить способность различных частей тела выдерживать обрушивающиеся на них удары и другие разрушающие воздействия, производящиеся во время ведения поединка. Кроме этого в результате занятий укрепляются кости, утолщаются и вытягиваются внутримышечные кровеносные сосуды и укрепляется вся сердечнососудистая система. В организме происходит гармонизация Инь и Ян, утончается Ци и кровь, очищаются энергетические каналы. Это позволяет жизненным силам человека достичь силы и здоровья.
Целью раздела «Жёсткий Цигун» является укрепление конечностей и ударных поверхностей тела. Это достигается за счет увеличения физической силы (Ли) и выработки умения направлять энергию Ци в определенные области человеческого тела. Необходимо большое внимание уделять координации движения, дыхания и мысленной концентрации на движении Ци.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Настоящие вершины Цигун. ВОИН НА ПУТИ ЗНАНИЯ ВВЕДЕНИЕ В ДАО ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
Настоящие вершины Цигун
Занимаясь Цигун долго, самоотверженно и дисциплинированно, можно достичь высших ступеней духовного развития. У того, кто занимается правильно, меридианы всегда остаются открытыми, тело поддерживается в равновесии, а мозг питается постоянным потоком энергии. При этом сама личность человека становится чем-то подобным чувствительному инструменту. Учителя Цигун утверждают, что, повышая свою чувствительность, занимающийся обязательно поднимется к высшим уровням существования.
Независимо от того, занимаетесь ли вы Цигун ради укрепления здоровья или для духовного просветления, для достижения цели вам необходимо глубокое и обоснованное изучение этого искусства. Чтобы овладеть Цигун, необходимо ежедневно тренироваться, разнообразить обучающие программы, а также изучить десять совершенно отличающихся друг от друга форм: боевые искусства, технику владения различными видами оружия, пластику движения, упражнения на концентрацию, методы визуализации, медитацию, навыки использования звука, цвета, мандал, минералов, погодных условий и местности.
Боевые искусства. Традиция китайских боевых искусств предусматривает очень серьезную атлетическую и гимнастическую подготовку наряду с отработкой растяжки мышц, а также акробатику. Собственно техника ведения боя фактически низведена до побочного продукта физического и умственного совершенствования. Занимающиеся Цигун используют основные элементы практики боевых единоборств – отжимания, лазание по канату, поднятие тяжестей – для повышения выносливости, работоспособности и мышечной силы. Выбирать действительно есть из чего: существуют сотни стилей – от самых простых до крайне сложных, гак что найти для себя подходящую форму тренировки не составляет труда.
Вообще говоря, весь спектр китайских боевых искусств можно разделить на два класса. Один из них, называемый школой внутреннего совершенствования, в основном включает стили даосского направления. Сюда входят синъ-и, багуа, люгеба-фа, тайци-цюань и т. п. Другой класс, или школа внешнего совершенствования, делает основной акцент на физической и атлетической подготовке. Эта последняя группа в дальнейшем подразделяется ею религиозным признакам: Шаолиньская школа является буддистской, школа Чакванъ — исламской, а Удань — даосской. Безусловно, эта классификация имеет лишь описательный смысл, ибо нельзя сказать, что один стиль лучше другого. Конечный выбор зависит исключительно от занимающегося.
Используя этот обширный перечень стилей, мастера Цигун заимствуют комплексы ударов кулаком, тщательно срежиссированные последовательности движений воображаемого боя; обучаясь этому, занимающиеся Цигун улучшают пластику и координацию движений, совершенствуют умение концентрироваться. При этом каждый ученик как бы заново переживает воображаемое сражение, извлекая из этого новое и полезное для себя. Некоторые из этих комплексов совсем маленькие; они состоят всего лишь из одного-двух десятков движений. Другие же требуют для своего исполнения добрых пятнадцать минут, а то и полчаса интенсивной работы всего тела. В качестве примера использования комплекса ударов кулаками можно привести тайцзи-цюань. Не стоит забывать, что большинство комплексов
ТРАДИЦИОННОЕ КИТАЙСКОЕ ОРУЖИЕ
Резьба по дереву современного художника
выполняются с реальной боевой скоростью и требуют усилий, сопоставимых с настоящим боем.
Многие из используемых поз включают в себя элементы низких боевых стоек, прыжков вверх, имитации ударов ноги в верхнюю часть туловища (включая удары с разворотом), перекаты, а также акробатические движения. Уже из этого описания видно, насколько важной в атлетическом совершенствовании может быть хорошая подготовка в восточных боевых искусствах.
Оружие. Аналогично тому, как боевые искусства сегодня не ассоциируются с настоящим боем, техника владения оружием не основывается на науке убивать. Движения с оружием также объединяются в комплексы – едва ли не самый распространенный пример этому – движения с мечом в Тайцзи-цюань, – при этом основное внимание уделяется воздействию упражнения на тело. Работа с оружием обучает вас навыкам высвобождения Ци за пределы вашего тела. Так, если вы действуете шестом, вам придется учитывать угол атаки, центр тяжести оружия, его длину, общее равновесие тела и т. д. Каждый раз, когда вы будете наносить удар вперед, Ци естественным образом устремится за оружием. Возвращая шест назад, вы ощутите, что Ци как бы сжимается, направляясь обратно в ваше тело. Благодаря тому, что упражнения с оружием длятся около пятнадцати минут и требуют значительною количества разнообразных движений, поток Ци в вашем теле значительно усилится и энергия пропитает собой каждую клетку вашего организма.
Традиционный китайский арсенал насчитывает более 108 различных видов оружия, каждое из которых совершенно определенным образом воздействует па организм и его здоровье. Например, бой с шестом укрепляет и гармонично развивает мышцы тела, восстанавливает мышечную симметрию; скручивающие движения не только улучшают состояние мускулатуры, но и способствуют массированию легких. Упражнения с прямым мечом вырабатывают исключительную точность движений, концентрацию, способность к рассчитанным точным движениям. При этом элементы скручивания дополнительно стимулируют движения Ци (считается, что внутри тела Ци движется по спирали). Парное оружие, наподобие булав, используется, как правило, для симметричного развития мускулатуры – в этом оно напоминает упражнения с гирями или гантелями. В некоторых школах используются и другие предметы, кроме оружия, – например, возьмем всем известную «линейку Тайцзи-цюань» (деревянный прут приблизительно 30,5 см длиной с насечками па концах; удерживается между ладонями), которую часто используют для ускорения выздоровления после болезни, или «шар Тайцзи-цюань», который катают по столу рукой и предплечьем, стимулируя меридианы.
Весьма популярны также шарики бао динь, изготовленные из металла или камня. Они имеют приблизительно 4,3 см в диаметре, и их катают движением кисти. Считается, что шарики бао динь хорошо помогают при повышенном кровяном давлении, а также успокаивают нервную систему. Итак, использование определенных инструментов, будь они оружием или нет, способствует выработке Ци И улучшению контроля над этой энергией.
Пластические движения. К изучению пластики Цигун следует приступать лишь после освоения навыков боевых искусств и боя с оружием. Пластические движения уже не напоминают копирование действий настоящего поединка; они направлены исключительно па непосредственную стимуляцию Ци. Хотя комплексы пластических движений иногда основаны на повадках животных, большинство из них созданы именно для лучшего наполнения организма энергией Ци. Поскольку направление и мощность потока Ци зависят от положения тела, то и движения, и статические позы Цигун являются одинаково важными.
В этой книге помещены три раздела из пластических форм Цигун: упражнения на Энергетическое Промывание Костного Мозга, Цигун Северной Звезды, я также комплекс даоинь. Каждый из разделов преследует свои цели, направляя Ци вдоль конкретных меридианов к определенным органам.
Благодаря движению конечностей происходит стимуляция меридианов, которые, в свою очередь, позволяют Ци пропитать буквально все тело. Особенно эффективно Ци поступает в систему крово- и лимфообращения, внутренние органы, нервную и скелетную системы. Таким образом, внешне незатейливые движения мощно активизируют все жизненно важные структуры тела.
Концентрация. С помощью искусства концентрироваться занимающийся получает возможность освоить более медитативные формы Цигун. Методы концентрации используются при сосредоточении внимания на определенных частях (точках) тела или на определенных путях прохождения Ци. В одних случаях концентрация сопровождается определенными движениями, в других – выполняется в фиксированных положениях стоя или сидя. Примеры использования концентрации можно найти в главе 9, посвященной упражнениям даоинь.
Именно на стадии изучения концентрации ученик начинает осваивать взаимодействие между энергиями Ци и шень. Здесь уместно вспомнить высказывание классиков даосизма: «Ци следует за разумом». Даже новичку, впервые познакомившемуся с Цигун, нужно учиться сочетать умственно-психологические и физические аспекты регуляции дыхания. Концентрация в любой форме – будь это простая задержка дыхания с сосредоточением на определенной части тела или мысленное прослеживание энергетического меридиана – открывает путь к глубинной сущности Цигун.
Визуализация. Следующей ступенью после концентрации является визуальное представление света, цвета, фигур богов, цветущих растений или энергетических каналов тела. С помощью визуализации удается повысить эффективность концентрации на определенных точках тела. Метод концентрации с визуализацией используется не только в даосизме, но и в йоге Кундалини, тантрических тибетских техниках, буддизме и пр. Длительная концентрация на особых точках тела в сочетании с визуализацией и управлением дыханием позволяет добиться совершенно необычного воздействия на организм. Хорошим примером такого воздействия в дыхательной гимнастике Цигун является упражнение «Шесть Целительных Звуков», когда каждый из звуков сопровождается визуализацией определенной цветовой ауры, окутывающей тот или иной внутренний орган. В результате наблюдается местное усиление кровообращения и циркуляции Ци, а также улучшение мысленного представления о процессах, происходящих в данном органе.
Использование звуков. Для любой формы Цигун характерны приемы управления ритмом, объемом и частотой дыхания. Один из способов заключается в том, чтобы повторять определенные звуки, одновременно прислушиваясь к возникающей внутри тела вибрации. Это нисколько не своди тся к состоянию гипнотического транса во время молитвы. Гармонические звуковые колебания стимулируют движение Ци, помогают лучше управлять дыханием и успокаивать мозг. В качестве примера опять же приведем упражнение «Шесть Целительных Звуков» и медитативное чтение мантр, распространенное едва ли не во всех восточных оздоровительных и религиозных традициях.
Медитация. Медитация представляет собой сочетание приемов управления дыханием, концентрации, визуализации и использования звуков. В Цигун используется четыре типа медитации: медитация стоя, сидя, лежа и в движении. Во время медитации стоя занимающийся сохраняет неподвижное вертикальное положение тела; при этом доступ Ци ко внутренним органам облегчается за счет определенного положения рук и (как правило) слегка согнутых ног. Продолжительность упражнения составляет от одной до двадцати минут, хотя некоторые не придерживаются этих сроков. Считается, что во время медитации Ци «приспосабливается» к положению тела и направляется в нужные меридианы. Примеры такой медитации приведены в главах, посвященных «Цигун Северной Звезды» и технике даоинь.
При медитации в движении Ци стимулируется за счет плавного перехода из одною положения тела в другое. В этом виде медитации отражен один из основных принципов даосизма: поскольку все во Вселенной движется, значит, движется и все в нашем теле; следовательно, с помощью Цигун можно заставить Ци также участвовать в этом движении. Безусловно, движение не только стимулирует наши системы крово- и лимфообращения, но также тренирует конечности и массирует внутренние органы тела, которые подвергаются сжиманию и растяжению. В качестве примера можно привести вторую часть главы, посвященной упражнениям для Энергетического Промывания Костного Мозга.
Еще один тип медитации – медитация сидя; он используется, в основном, для привлечения Ци к верхней части тела. При этом ученик скрещивает ноги, «отключая их», и обычно концентрируется на определенных частях туловища либо голове. Подробнее об этом можно прочитать в главах, посвященных технике даоинь и медитации.
Наконец, существуют варианты медитации лежа. Такая медитация применяется при ослабленном состоянии здоровья, например после болезни. Большинство из применяющихся в медитации приемов визуального представления сходны с теми, которые используются в других формах Цигун. Существует даже малоизвестная форма Цигун под названием «Цигун во сне»; сторонники этой формы снят буквально днями, надеясь таким образом продлить свою жизнь.
Использование цвета и мандал. Во многих школах техника медитации усиливается за счет концентрации пристального взгляда на определенных цветах (например, зеленый цвет успокаивает разум) или цветовых сочетаниях (как в мандалах). При этом занимающиеся нередко используют четко установленный график дыхания, который применяется в момент фиксации взгляда на определенном цветовом пятне.
Подобный метод часто используется для освобождения разума от навязчивых мыслей. Ученик начинает смотреть на внешнюю кайму мандалы, а затем, двигаясь по периметру, постепенно продвигается к центру. При этом различные цвета будут оказывать специфическое воздействие на психику, а каждая часть мандалы откроет учащемуся либо откровение,либо новое, необходимое ему знание. Достигаув центра мандалы, ученик переведет свою медитацию на уровень трансцендентального восприятия и выйдет в необычайно высокие сферы сознания.
Использование минералов. Улучшить результативность медитации можно с помощью драгоценных камней и кристаллов. Считается, что камни не привносят непосредственно ничего в наше тело — они лишь позволяют концентрировать и усиливать желаемые виды энергии, подавляя нежелаемые. Знатоки с большим уважением и осторожностью обращаются с хрусталем, алмазом, кораллом, нефритом, лазуритом, аквамарином, рубином, бирюзой и т. д.. Свойства каждого камня известны, и сведения об этом передаются от учителя к ученику лишь в устной форме. Совершенно недопустимо выбирать камни произвольно, только потому, что они вам нравятся. Каждый камень является весьма точным инструментом, используемым для весьма определенной цели.
На практике камень держат в руке во время медитации, прижимают к определенным точкам тела или носят постоянно в виде амулета, кольца или браслета. В наш век науки и просвещения это может показаться наивным и странным; однако занимающиеся Цигун утверждают, что ощущают воздействие камней. Например, говорят, что нагрудные украшения из драгоценных камней, инкрустированные скипетры и короны служат не только украшением или признаком достатка, но и наделяют владельца особыми, но вполне определенными качествами. Именно поэтому драгоценные камни использовались алхимиками.
Погодные условия и географическое положение. В занятиях Цигун немаловажным считается и умение найти правильное место тренировок. Вспомните: некоторым выздоравливающим больным иногда рекомендуют для полного выздоровления сменить климат или местность. Например, больному туберкулезом советуют теплый и сухой климат. Для выполнения некоторых упражнений занимающиеся Цигун могут отправиться высоко в горы – там, где воздух более чистый и разреженный, они смогут заставить Ци проникнуть глубже в ткани тела. Дыхание при этом становится замедленным и более глубоким, и в теле, по свидетельству многих, появляется ощущение ликования и приподнятости.
Тесно взаимосвязано с Цигун и даосское искусство геомантии, или фень шуй. Хотя сегодня эта наука в глазах многих опустилась до чего-то вроде народного суеверия, геомантия в чистом виде очень часто используется знатоками Цигун. Они утверждают, что Земля имеет свои активные точки и энергетические каналы – так же как и мы, люди. Земля тоже дышит, и это дыхание мастера Цигун называют «дыханием дракона» или «божественной Ци». Знатоки Цигун находят активные точки на поверхности Земли, где воздух наиболее чистый и живительный. Благодаря этому они значительно улучшают качество Ци, циркулирующей в их собственном теле. Посудите сами: насколько лучше дышать свежим, целебным воздухом в тишине вдохновляющего глаз пейзажа, чем оставаться зажатым в дымном и узком каменном мешке мегаполиса! Итак, правильно выбранное место для занятий является одним из основных условий в цигун.
Искусство фень шуй является самостоятельной наукой и включает в себя весьма сложные теории геомагнитных линий, сведения по географии, направлениям водных потоков на земной поверхности и под землей, данные по метеорологии и астрономии. Изучающие фень шуй многие годы перенимают опыт у учителя, следуя за ним в долгих путешествиях но изучению рельефа земной поверхности, особенностей климата и созвездий. При этом ученики наблюдают за образом жизни людей в той или иной местности, а также следят за воздействием местных условий на собственные успехи в занятиях Цигун. Иногда они избирают довольно необычные места – наподобие верхушки дерева или пещеры в приморской скале. Однако все становится понятным, если вспомнить, что главными критериями выбора остаются сила земной Ци в данной местности и эффективность взаимодействия энергетики земли с энергетикой человека. Как и в других формах подготовки Воина на Пути Знания, занимающиеся стараются выработать в себе чисто интуитивное владение искусством фен шуй. При этом они смогут беспрепятственно идти по своему пути, «преследуя Дао» и четко зная, как определить место на земле, лучше всею взаимодействующее с их внутренней Ци.
Подводя итог, нужно сказать, что настоящее искусство Цигун, безусловно, не ограничивается несколькими рекомендациями по технике дыхания, а применение Цигун не сводится лишь к излечению больных. Это действительно сложное и глубокое знание. Можно лишь сожалеть о том, что сегодня дыхательная гимнастика Цигун выродилась до неузнаваемости из-за глупости бюрократов, идеологов и шарлатанов. Если же вы решите изучать Цигун – старайтесь найти действительно полноводный источник. Не делайте ошибки, воспринимая чистое суеверие за традицию. Ищите такие формы Цигун, эффективность которых вам сможет доказать ваш учитель; еще лучше будет, если вы сами сможете убедиться в их практической ценности. Лишь тогда вы сможете использовать дыхание, двигаясь но пути к самому Дао.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Динамический цигун. Даосские практики бессмертия. Секреты динамического цигун
Динамический цигун
В первой книге все упражнения выполнялись в статике. Теперь мы рассмотрим эти упражнения в движении. Подобная практика называется динамический цигун или медитация в движении. Существует огромное количество стилей и техник цигун в движении. Но самое главное остается неизменным. Это базовые принципы. Если вы овладеете ими, то сможете с легкостью изучить любой стиль. Именно по этой причине в Китае в первую очередь обучали принципам, а не формам и упражнениям. Это можно сравнить с алфавитом. В нем содержится ограниченный набор букв, но из них складывается бесчисленное множество слов. Мы рассмотрим эти принципы на примере одной из наиболее популярных разновидностей динамического цигун — гимнастике тай-чи (тайцзи-цюань). Некоторые люди, изучающие этот стиль, даже не подозревают, что он является разновидностью цигун. Китайские мастера называют тай-чи «морем без берегов». Считается, что никто не способен полностью овладеть этой системой. Мы же рассмотрим тай-чи как практику, которая поможет «Не выходя из дверей моего дома… познать все существующее на небе и на земле».
Краткая история тай-чи.
Существует три версии происхождения этой системы. К сожалению ни одна из них не может претендовать на подлинность.
1) Версия. Тай-чи основал даос Чжан Сань Фэн. По преданию его обучили два мастера — Пей Си Ронь и Ли Чан Шень. Объединив стиль этих мастеров и шаолиньский кулак, Чжан Сань Фэн основал новую систему — Вуданг. День рождения Чжан Сань Фэна 12 апреля считается днем рождения тай-чи. Единственным подтверждением этого является форма тай-чи Вуданг, рисунки которой представил мастер Вон Кью-Кит в книге «Тай-цзи цюань полное руководство по теории и практике».
2) Версия. Тай-чи основал Чэнь Вантин. Чэнь был профессиональным воином и состоял в страже последнего минского императора. После прихода к власти манжурской династии Цин, Чэнь Вантин ушел в отставку и направился в родовую деревню семейства Чэней — Чэньцзягоу. Там он разработал и начал преподавание нового стиля. Однако первым этот стиль распространил мастер Чэнь Чансин (1771–1853). До наших дней дожили именно его формы тай-чи. Все современные формы тай-чи стиля Чэнь имеют более позднее происхождение. В частности Чжоу Цзунхуа в книге «Дао тайцзи-цюаня» описывает формы, взятые у мастера Чэнь Факэ(1887–1957). Это достоверно самые старые формы семьи Чэнь.
3) Версия. Тай-чи стиль, относится к одному из 5 даосских искусств «обретения бессмертия».
В результате стечения обстоятельств эта техника была распространена среди мирян и имеет сразу несколько корней.
Общий план изучения тай-чи
1. Суставная гимнастика. В соответствии с теорией цигун суставы тела должны быть гибкими и подвижными. Только в этом случае энергия ци может беспрепятственно протекать по телу. Наиболее распространенной техникой была гимнастика До Ин. Однако здесь можно запутаться, так как этим словом обозначают и другие практики, например точечный массаж До Ин.
2. Дыхание. Включает в себя следующие типы дыхания:
1) Дыхание позднего неба (1 тип шаолиньского дыхания цигун)
2) Дыхание раннего неба. Состоит из двух этапов. Первый — дыхание по 2 типу шаолиньского цигун. Второй — дыхание по 3 типу шаолиньского цигун.
3) Дыхание 5 врат.
4) Телесное дыхание.
5) Боевое дыхание хэнн-хаах.
3. Цигун «железная рубашка» и массажные практики.
4. Практика цзинци.
5. Неподвижная медитация и практика жудин.
6. Одиночные упражнения цигун. Чаще всего это был комплекс «Тринадцать базовых движений».
7. Динамические комплексы — таолу. Включают в себя три раздела. Первый — комплексы для «пустой руки». Второй — комплексы с оружием. На сегодня распространены формы с мечами Да Дао и Цзян фа, короткий и длинный шест, копье, веер и комплекс с ножом. В некоторых районах Китая практикуют и другие виды традиционного и нетрадиционного оружия. В традиции достаточно овладеть комплексами с мечом, шестом, копьем, веером и ножом. Но на самом деле достаточно и одного меча. Принципы везде одни и те же. Хотя как говорится «на вкус и цвет товарищей нет». Третий — парные комплексы с оружием и без.
8. Практика на выработку усилия цзинь — цзинь «шелкового кокона» (чансы-цзинь) и «шар тайцзи» (тайцзи-цзинь). Самый тайный раздел тай-чи. Без освоения усилия цзинь тай-чи абсолютно бесполезен как боевое искусство. До сих пор нет четкого и подробного описания этой техники. Даже те мастера, которые попытались опубликовать эти упражнения, не могут дать вразумительного объяснения.
Например, Чжоу Цзунхуа говорит о двух видах цзинь — «шелковый кокон» и «шар тайцзи». А Ян Цзюньмин дает огромное перечисление видов цзинь, но, честно говоря, все это малопонятно. На данный момент можно сказать, что каждый мастер находит свой способ выработки цзинь. И достигается это только путем длительной практики. В этой книге мы будем придерживаться категорий цзинь, данных Чжоу Цзунхуа — «шелковый кокон» и «шар тайцзи».
В разделе посвященному усилию цзинь, мы рассмотрим специфическую технику «восьми врат и шести шагов», которая представлена тремя подразделами:
1) Парная работа туй шоу — толкающие руки. Начальный уровень боевого применения.
2) Продвинутая практика туй шоу — далюй.
3) Шесть шагов.
9. Медленный и быстрый свободный поединок с оружием и без.
10. Медитация в движении. Речь идет о медитативных упражнениях во время выполнения одиночных и парных таолу.
11. Боевое применение тай-чи. Включает в себя специфические разделы — липкая рука, ядовитая рука, цинна — искусство захватов. А также нестандартные удары и упражнения на равновесие и упражнения со специальными тренажерами. Например, упражнения с каменным шаром или с жезлом.
Практика тай-чи
Некоторые разделы были описаны в первой книге, поэтому они будут опущены. Мы рассматриваем тай-чи как часть даосского тренинга. Для нас важно понять иллюзорность этого мира, и каким образом наш разум способен управлять этой иллюзией. Это дорога в неизведанное. Мало кто смог по ней пройти, так как никто не знал ни способа, ни средств. В какой-то степени техника, описанная в этой книге, не апробирована. Мы с вами первооткрыватели. Но у нас есть проводники — те мастера, которые зажгли для нас свечу. В первую очередь это Чжоу Цзунхуа, Ян Цзюньмин, Мантек Чиа и Вон Кью-Кит. Благодаря этим мастерам мы можем отыскать дорогу во тьме.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Концепция ЦИ и практика цигун. Оздоровительный цигун Лю Цзи Цзье
Концепция ЦИ и практика цигун
Концепция Ци является базовой для всей восточной культуры. Не затрагивая подробно ее смысл, здесь мы скажем лишь о нескольких моментах, которые необходимо знать при занятиях цигун.
Ци не имеет точного соответствия в русском языке и предполагает несколько значений: внутренняя энергия, воздух, дыхание и даже настроение. Так или иначе, речь идет об энергетической субстанции, которая наполняет наш организм.
Важнейшим качеством Ци является то, что она может растрачиваться (например, при тяжелой работе, больших физических нагрузках или болезнях), восполняться (через дыхательные и медитативные упражнения, правильный образ жизни, определенное питание), приходить в состояние дисбаланса, вредить организму (при гневе, любых сильных чувствах и переживаниях), угнетаться (при долгом сне или наоборот, отсутствии сна, при переедании) и так далее.
Когда человек чувствует то, что обычно именуется «упадком сил», в восточной традиции может быть объяснено через термин «недостатка Ци» или «угнетения Ци».
Любая болезнь, таким образом, вызывается дисбалансом Ци в той или иной части человеческого организма. Следовательно, важнейшей задачей любой восточной системы оздоровления является приведение Ци в состояние покоя и гармонии.
По традиционным представлениям восточной медицины, Ци циркулирует в теле (и наполняет его) по определенным энергетическим каналам или меридианам. В здоровом организме Ци свободно циркулирует в теле без малейших задержек, однако в случае болезни или какого-то недомогания возникают так называемые «задержки» в свободной циркуляции Ци. Это может быть обусловлено как любым заболеванием, так, например, и излишним психическим напряжением, переутомлением и другими факторами.
Занятия цигун на первом этапе призваны устранить дисбалансы различного типа в циркуляции Ци, а на следующих этапах – способствовать накоплению Ци в организме.
Однако это невозможно сделать раз и навсегда. Обычно в течение дня человеку приходится испытывать различного рода стрессы: необходимость выполнять работу, связанную с принятием сложных решений, физические нагрузки; даже неправильное или излишнее питание могут надолго вызвать закупорку Ци.
Так возникает чувство внутреннего дискомфорта, неоправданной тревоги, нервозность, потеря внимания. Дисбаланс может быть вызван также и общением с некоторыми людьми, способными оказывать негативное воздействие на ваше состояние. Таким образом, необходимо регулярно повторять «восстановительные» сеансы цигун. Например, утром занятия «заряжают» организм перед рабочим днем, вечером вновь приводят внутреннее Ци в состояние покоя.
Для людей западной традиции не всегда просто представить циркуляцию Ци в своем теле.
Более того, порой сами носители восточной традиции не способны сделать это. Цигун налаживает правильную циркуляцию Ци не столько за счет визуального представления потока Ци в организме, сколько за счет правильных, расслабленных позиций и строго определенной последовательности движений. В этой простоте состоит огромное преимущество цигун перед другими системами.
Чувство Ци, а затем и ощущение циркуляции Ци придет само собой в процессе выполнения упражнений, его не следует искусственно стимулировать, поскольку можно вызвать неправильное ощущение, никак не связанное непосредственно с циркуляцией Ци, и подсознательно закрепить его.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Общие рекомендации по занятиям Цигун
Общие рекомендации по занятиям Цигун
Качество и эффективность ваших занятий Цигун во многом определяется условиями, в которых вы занимаетесь. Воздух, которым вы дышите, употребляемая пища, состояние вашего рассудка и даже погодные условия – все эти факторы влияют на конечный результат. Поэтому, чтобы достичь максимального успеха, вам необходимо учитывать следующее:
Заниматься Цигун следует в чистоте. Если вы занимаетесь на открытом воздухе, постарайтесь найти чистую площадку в тени и с подходящей температурой. Не стоит упражняться при сильном ветре, дождливой погоде и в грозу. Воздух должен быть максимально чистым и свежим; в этом смысле целесообразно заниматься Цигун, повернувшись лицом к лесу или тихому парку: это не только красивый, успокаивающий пейзаж, но и источник необходимого для легких кислорода. Вы должны находиться вдали от людской толпы или других движущихся объектов, отвлекающих внимание от занятий.
Если вы выполняете упражнения в помещении, оно должно быть чистым, без ныли и с приемлемой температурой воздуха. Если вы держите домашних животных, например кошку или собаку, лучше убирать их на время занятий, чтобы не вдыхать их шерсть и частички отшелушившейся кожи. Откройте окно, чтобы в комнате было достаточно свежего воздуха, и следите за тем, чтобы в помещении было как можно меньше работающих электроприборов: электричество разрушает Ци (именно по этой причине не стоит заниматься во время грозы).
Тело должно быть чистым а одежда — свободной. На брюках не должно быть пояса – это препятствует нормальной циркуляции. На время занятий избавьтесь от всех металлических предметов на себе (включая очки), а также от любых носимых электрических приборов (например, электронных часов), потому что все это разрушает Ци.
Важное условие – правильное состояние разума. Во время занятий вы должны быть спокойны, расслаблены и оптимистично настроены. Если вы чувствуете, что устали, сердитесь или расстроены, – не занимайтесь Цигун, пока не решите проблем, вызвавших это состояние. Цигун не сделает нас неуязвимым и, безусловно, не заменит собой решения ваших повседневных проблем. Так, если вы расстроены чем-нибудь, занятие Цигун лишь усугубит ваше состояние, еще больше нарушая дисбаланс в организме. Кроме тою, упражнения Цигун не заменят вам сна, поэтому достаточный отдых должен стать непременной частью вашею распорядка дня.
Если вы больны, прекратите занятия до полного выздоровления. безусловно, Цигун может эффективно лечить те или иные заболевания; однако для этого необходимо обратиться к врачу или специалисту. Никакая книга не даст вам адекватных рекомендаций.
Женщинам не следует заниматься Цигун во время менструации. Большинство стилей Цигун нельзя считать безопасными для занятий во время месячных. Дело в том, что сами упражнения и концентрация внимания на нижнем центре дань-тянь увеличивают давление на матку и неоднозначным образом влияют на кровоток. Следовательно, во время наступления месячных женщины должны воздерживаться от занятий, а после менструации им рекомендуется обратиться к разделу о лечении травами, чтобы восстановить запасы энергии.
Между половым сношением и очередным занятием Цигун должно пройти не менее суток. При половом сношении вы временно истощаете запасы цзин в вашем организме, а поскольку Цигун использует этот вид первичной энергии, во время занятий вы лишь утомите организм, требуя от него невозможного. Поэтому будьте внимательны и всегда регулируйте половую жизнь в разумных пределах.
Не ожидайте от Цигун чего-то сверхестественного. Напротив, старайтесь добиться реальных результатов, поскольку без этого нельзя быть уверенным в правильности занятий. Так, если вы занимаетесь бегом, то естественно ожидаете, что в результате занятий выносливость вашего организма повысится; если же этого не происходит, значит, вы, почти наверняка, делаете что-то не так. То же происходит и с Цигун, поскольку эта система является достаточно простым комплексом упражнений, а не мистически-эзотерическим действом, основанным на вере. Если вы занимаетесь правильно, то в результате заметите, что кожа стала чище, глаза – зорче; вы обнаружите, что ваша иммунная система укрепилась, повысились выносливость и аппетит (при этом вы не будете полнеть), улучшились крово- и лимфообращение, прояснился разум.
Прислушайтесь к тому, как Цигун очищает ваше тело. И следуйте по пути очищения. Если вы будете настойчиво придерживаться вредных привычек – нерегулярно и плохо питаться, курить, употреблять спиртное, – ваше тело восстанет против вас. Дайте своему телу возможность вкусить истинной чистоты- и оно потребует еще. Стоит лишь начать занятия Цигун, чтобы перед вами открылась не широкая, но верная дорога к хорошему здоровью; при этом вы физически ощугите то, чего больше не приемлет ваше очищающееся тело.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >