цигун — с русского на все языки
Перевод: с русского на все языки
См. также в других словарях:
цигун — сущ., кол во синонимов: 1 • гимнастика (15) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Цигун — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия
цигун — м. Общее название созданных в Китае систем закаливания и совершенствования возможностей психики и тела, основанных на умении управлять сознанием. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
цигун — циг ун, а … Русский орфографический словарь
цигун — у, ч. Китайська дихальна гімнастика … Український тлумачний словник
цигун — а; м. Китайская дыхательная гимнастика. Ц. подсистема гимнастики ушу. Гимнастика ц … Энциклопедический словарь
цигун — а/; м. Китайская дыхательная гимнастика. Цигу/н подсистема гимнастики ушу. Гимнастика цигу/н … Словарь многих выражений
Цигун-Девиации — (от кит. ци энергия + гун движение и лат. deviatio отклонение) отклонения в нормальном течение процесса обучения китайской гимнастике цигун. В таких случаях могут возникать иллюзии, псевдогаллюцинации, чувство нереальности. В китайской медицине… … Психологический словарь
цигун-девиации — Этимология. Происходит от кит. ци энергия + гун движение и лат. deviatio отклонение. Категория. Отклонения в нормальном течение процесса обучения китайской гимнастике цигун. Специфика. В таких случаях могут возникать иллюзии, псевдогаллюцинации,… … Большая психологическая энциклопедия
Лечебный цигун — отдельное направление общей китайской гимнастики Цигун, которая включает в себя физические, энергетические, ментальные китайские практики для лечения организма от всевозможных болезней, поддержания здоровья и достижения долголетия.… … Википедия
Чжун юань цигун — это высшая школа цигун. Является целостной системой знаний и методик, которые позволяют нормализовать психофизическое состояние, развить творческие способности и осуществить прорыв в сферу особых возможностей. В это направление входят элементы… … Википедия
translate.academic.ru
что это такое, практика, определение
В Переводе С Китайского «ЦиГун» Означает «Взращивание Энергии Жизни»
Цигун -это целостная система знаний для укрепления здоровья и развития духовных качеств: цигун координирует тело, движение, дыхание и ум, и объединяет их в медитации, помогая добиться большего здоровья, целостности и осознанности.
Имея древнейшие корни в традиционной китайской медицине, философии и боевых искусствах, цигун традиционно рассматривается как практика уравновешивания потока «жизненной энергии» ци и помогает развивать человеческий потенциал на всех уровнях. На протяжении столетий практики и формы цигун развивались и совершенствовались. Традиционно обучение цигун было скорее тайным: знания передавались от учителя к ученикам, которые ревностно сохраняли уникальные методы конкретной школы. Однако, с начала XXI века интерес к цигун распространился во всем мире.
Что такое ци?
Ци — жизненная энергия, которая, согласно китайским философским представлениям, пронизывает человека и весь окружающий мир. Гармонизация ци в теле, которую позволяют достичь занятия цигун, способствует укреплению физического и духовного здоровья, продлению активной жизни, развитию новых возможностей.
По представлениям восточной медицины, внутренняя энергия ци, обозначаемая также как воздух или дыхание, циркулирует в теле и наполняет его по определенным энергетическим каналам (меридианам). В здоровом организме ци свободно циркулирует в теле без малейших задержек, однако в случае болезни или какого-то недомогания возникают так называемые «задержки» в свободной циркуляции ци. Это может быть обусловлено стрессом, переутомлением, болезнью и другими факторами.
Практика цигун призвана нормальизовать циркуляцию ци. Она обычно включает в себя разнообразный набор методов, которые синхронизируют и успокаивают тело, дыхание и ум: для этого используются медитации, медленные плавные движения, глубокое ритмическое дыхание, спокойное медитативное состояние ума, массаж, пение, бесконтактное лечение и спокойный ментальный фокус с визуализацией направляющей энергию ци в один из участков тела.
Хотя детали реализации различны, цигун обычно подразделяют на две основные категории: дон гонг — динамичный, активный цигун; и цзинь гонг — медитативный или пассивный цигун с неподвижными положениями и внутренним движением дыхания.
Терапевтическое использование цигуна в Китае имеет многовековую историю, считаясь «стандартной медицинской техникой», и ключает два основных направления: внутренний цигун, который фокусируется на самосовершенствовании; и внешний цигун.
Поделиться в соц. сетях
kundawellmoscow.ru
цигун — со всех языков на все языки
цигун — сущ., кол во синонимов: 1 • гимнастика (15) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Цигун — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия
цигун — м. Общее название созданных в Китае систем закаливания и совершенствования возможностей психики и тела, основанных на умении управлять сознанием. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
цигун — циг ун, а … Русский орфографический словарь
цигун — у, ч. Китайська дихальна гімнастика … Український тлумачний словник
цигун
цигун — а/; м. Китайская дыхательная гимнастика. Цигу/н подсистема гимнастики ушу. Гимнастика цигу/н … Словарь многих выражений
Цигун-Девиации — (от кит. ци энергия + гун движение и лат. deviatio отклонение) отклонения в нормальном течение процесса обучения китайской гимнастике цигун. В таких случаях могут возникать иллюзии, псевдогаллюцинации, чувство нереальности. В китайской медицине… … Психологический словарь
цигун-девиации — Этимология. Происходит от кит. ци энергия + гун движение и лат. deviatio отклонение. Категория. Отклонения в нормальном течение процесса обучения китайской гимнастике цигун. Специфика. В таких случаях могут возникать иллюзии, псевдогаллюцинации,… … Большая психологическая энциклопедия
Лечебный цигун — отдельное направление общей китайской гимнастики Цигун, которая включает в себя физические, энергетические, ментальные китайские практики для лечения организма от всевозможных болезней, поддержания здоровья и достижения долголетия.… … Википедия
Чжун юань цигун — это высшая школа цигун. Является целостной системой знаний и методик, которые позволяют нормализовать психофизическое состояние, развить творческие способности и осуществить прорыв в сферу особых возможностей. В это направление входят элементы… … Википедия
translate.academic.ru
Цигун — Википедия
Цигун (кит. трад. 氣功, упр. 气功, пиньинь: qìgōng) — это комплексы традиционных упражнений, возникшие на основе даосской алхимии и отчасти буддийских психопрактик, выполняемые преимущественно с оздоровительными и терапевтическими целями[1].
Описание физических упражнений. Рисунок на шелке, изображающий практику Цигун Тайцзи. Найдено в 1973 году в провинции Хунань, Китай, в захоронении периода Западной Хань (II век до н. э.) в могильнике Мавандуй, гробница №3.Этимология
Цигун или Ци Гун — русская форма термина, образованного слиянием двух китайских иероглифов: Ци (氣) и Гун (功). Словарное определение слова «Ци» обычно дает смысл «дыхание», «воздух», «газ» и «пар», но оно также может быть использовано в контексте при описании отношений между материей, энергией и духом
Словарь русского языка Российской академии наук под редакцией В. В. Лопатина[5] определяет слово «Цигун» как склоняемое.
Практики
Есть множество форм цигуна, происходящих из различных отношений в китайском обществе[6][неавторитетный источник?]. В традиционной китайской общине медицинский цигун используется для профилактических и лечебных целей[7]. В сообществах китайских боевых искусств цигун считается важным компонентом подготовки, повышающим боевые возможности[8]. Религиозные общины, в том числе даосская и буддийская традиции, используют цигун в качестве части медитативной практики
Практики цигуна включают четыре вида обучения: динамическое, статическое, медитативное и виды деятельности, требующие внешних средств. Динамическая подготовка включает в себя специальные движения и распространяется на упражнения, такие, как Тайцзицюань[11]. Статическое обучение требует от практикующего спокойствия тела и слежения за его положением[12].
Медитативная подготовка включает в себя визуализацию или сосредоточение внимания на конкретных идеях, звуках, образах, понятиях или моделях дыхания[13].
Существуют также методы обучения, которые включают внешние средства, такие, как прием трав, массаж, физические манипуляции или взаимодействия с другими живыми организмами
Критика
Цигун считается частью альтернативной медицины[14][15], предположения о его положительном воздействии при лечении различных заболеваний[16] базируются в основном на низкокачественных исследованиях[17]. По результатам этих исследований в настоящее время невозможно сделать вывод об эффективности цигуна[17].
Некоторые исследователи скептически относятся к некоторым характеристикам цигуна и называют его предметом лженауки[18]. Кроме того, происхождение и природа практики цигун привела к заблуждениям и злоупотреблениям[19]. Злоупотребления практикой цигуна привели к образованию культов[20] и появлению психических расстройств[21].
История развития
Известный отечественный китаевед Е. А. Торчинов связывает происхождение цигуна с эволюцией традиционной китайской религии даосизма. В I тыс. н. э. внешние алхимические практики даосизма подверглись деградации и упадку, что послужило толчком к развитию внутренней алхимии, так называемой «даосской йоги», а уже только в XX столетии на её основе развивается направление цигун.
Однако только в первой половине XX в. этот термин не только становится общеупотребительным, но и превращается в слово обыденного языка. Естественно, что это произошло с ростом популярности явления, обозначаемого словом цигун. Для простоты и краткости остановимся на таком определении цигун как явления культуры Китая XX в.: это комплексы традиционных упражнений, заимствованных из арсенала внутренней алхимии (и в отдельных случаях — из буддийской психопрактики) и выполняемых преимущественно с оздоровительными и терапевтическими целями[1]. |
На вопрос, можно ли рассматривать цигун как возрождение даосизма, Е. А. Торчинов отвечает:
И да и нет. Да, поскольку методы цигун – методы, безусловно, даосские. Нет, потому что практика цигун не сопровождается восприятием даосского мировоззрения в его целостности[22]. |
.
В 1940-х и 1950-х годах китайское правительство пыталось интегрировать эти разрозненные подходы в единую систему с целью создания прочной научной базы для такой практики в рамках политической философии и культурной революции. Эта попытка, по мнению некоторых китаистов, оценивается как начало современной интерпретации цигуна[21][23]. Через миграции, туризм и глобализацию практика и перспективы цигуна стали постепенно распространяться из китайской общины на весь мир.
В настоящее время, цигун как духовная и телесно-ориентированная практика переживает относительный подъем своей популярности на Западе, а также России. Есть мнение, что на фоне распространения и популяризации культуры Китая[24], у жителей крупных городов практика цигун занимает место популярной ранее йоги[9]. Кроме распространения цигун в качестве практики, также происходит популяризация утверждений цигун среди культурной среды, непосредственно с практикой не знакомой. Одним из примеров такой ассимиляции по мнению китаеведа А.С. Левицкого может служить древне-китайская поговорка «Сила в постоянстве». Подобная популяризация утверждений восточной культуры может быть связана с популяризацией культуры Китая в России в целом[25].
Практика цигун является одним из видов вспомогательных наработок, используемых при тренировке китайских боевых искусств.
См. также
Примечания
- ↑ 1 2 Торчинов Е. А. Даосские практики // Путь золота и киновари: Даосские практики в исследованиях и переводах Е.А. Торчинова. — СПб.: Азбука-классика; Петербургское Востоковедение, 2007., 480с.: с.157-158
- ↑ Рабогошвили Артем Анатольевич. Новые религиозные движения в современном Китае.Автореферат диссертации
- ↑ Хо, Пэн Йок. Ли, Ци, и Шу: Введение в науку и цивилизацию в Китае. — Dover Publications, 2000. — ISBN 0486414450.
- ↑ Торчинов Е.А, Даосские практики. СПб.: Аз¬бука-классика; Петербургское Востоковедение, 2007.
- ↑ Слово «Цигун» в электронной версии «Русского орфографического словаря» Российской академии наук под редакцией В. В. Лопатина. Грамота.ру (2001-2007). Проверено 12 мая 2011. Архивировано 23 августа 2011 года.
- ↑ 1 2 Yang, Jwing-Ming. The root of Chinese Chi kung: the secrets of Chi kung training. — Yang’s Martial Arts Association, 1989. — ISBN 0940871076.
- ↑ Голландия, Алекс. Голоса Ци: вводное руководство к традиционной китайской медицине. — Североатлантические книги, 2000. — ISBN 1556433263.
- ↑ Yang, Jwing-Ming. Цигун для здоровья и боевых искусств: упражнения и медитация. — YMAA Publication Center, 1998. — ISBN 1886969574.
- ↑ 1 2 3 WORLDWIDE SURVEY OF FITNESS TRENDS FOR 2016: 10th Anniversar… : ACSM’s Health & Fitness Journal. LWW. Проверено 23 января 2016.
- ↑ Коэн, К. С. Путь цигун: Искусство и наука китайской энергии исцеления. — Random House of Canada, 1999. — ISBN 0345421094.
- ↑ Jarney, Chris. Дыхательные теории и практики тайцзи цигун. — Североатлантические книги, 2005. — ISBN 1556435541.
- ↑ Diepersloot, Ja. Дао Ицюань: Метод осведомленности в боевых искусствах. — Center For Healing & The Arts, 2000. — ISBN 0964997614.
- ↑ Лу, Куан Ю. Секреты китайской медитации: самосовершенствование путём контроля над разумом, как учат в Чань, Махаяне и даосских школах в Китая. — С. Уэйзер, 1969.
- ↑ Клиглер, Бенджамин. Интегративная медицина: принципы деятельности. — McGraw-Hill Professional, 2004. — ISBN 007140239X.
- ↑ Гольдберг, Бертон. Альтернативная медицина: Полное руководство. — Небесные искусства, 2002. — ISBN 1587611414.
- ↑ Дэвис, Кэрол. Дополнительные терапии в реабилитации: данные по эффективности в терапии, профилактики и оздоровлению. — SLACK Incorporated, 2008. — ISBN 1556428669.
- ↑ 1 2 Lee M.S., Oh B., Ernst E. Qigong for healthcare: an overview of systematic reviews // JRSM Short Rep. 2011 February; 2(2): 7. PMID 21369525. PMCID PMC3046559.
- ↑ Шермер, Майкл. Скептическая энциклопедии лженауки, том 2. — ABC-CLIO, 2002. — ISBN 1576076539.
- ↑ Wanjek, Кристофер. Плохая медицина: заблуждения и злоупотребления выявлены, с расстоянием исцеления витамина O. — ABC-CLIO, 2003. — ISBN 1576076539.
- ↑ Палмер, Дэвид А. Лихорадка цигун: тело, наука и утопия в Китае. — Columbia University Press, 2007. — ISBN 0231140665.
- ↑ 1 2 Чэнь, Нэнси Н. Пространственное дыхание: цигун и исцеление в Китае. — Columbia University Press, 2003. — ISBN 0231128045.
- ↑ Торчинов Е. А. Даосские практики // Путь золота и киновари: Даосские практики в исследованиях и переводах Е.А. Торчинова. — СПб.: Азбука-классика; Петербургское Востоковедение, 2007., 480с.: с.162
- ↑ Despeux, C. Le qigong, une expression de la modernité Chinoise. In J. Gernet & M. Kalinowski. (ред.), En suivant la Voie Royale. Mélanges en homage à Léon Vandermeersch. — École Française d’Extrême-Orient, 1997. — P. 267–281.
- ↑ [http://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/161274599 Основные направления и механизмы политики «мягкой силы» Китая].
- ↑ [http://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/161274599 основные направления и механизмы политики «мягкой силы» Китая].
Литература
- Charlton B. G. Философия медицины: альтернативная или научная? (англ.) // Journal of the Royal Society of Medicine. — 1992 August. — No. 85(8). — P. 437.
- John Jackson. Что такое акупунктура?. Архивировано 23 августа 2011 года.
- Steven Salzberg. Acupuncture infiltrates the University of Maryland and NEJM (2008). Архивировано 23 августа 2011 года.
- NCAHF Position Paper on Acupuncture (1990)
- Beyerstein B.L., Sampson W. Traditional Medicine and Pseudoscience in China: A Report of the Second CSICOP Delegation (Part 1)
- Huston P. China, chi, chicanery: examining traditional Chinese medicine and chi theory // Skeptical Inquirer. 1995;19(5): 38-42, 58.
- Barrett S. Be Wary of Acupuncture, Qigong, and «Chinese Medicine»
- Mann F. Chinese Medicine Times, vol 1 issue 4, Aug. 2006, «The Final Days of Traditional Beliefs? — Part One»
- NIH Consensus Development Program. Acupuncture — Consensus Development Conference Statement. National Institutes of Health (November 3–5, 1997). Проверено 25 февраля 2011. Архивировано 23 августа 2011 года.
- Castelão-Lawless T. Epistemology of Science, Science Literacy, and the Demarcation Criterion: The Nature of Science (NOS) and Informing Science (IS) in Context // Informing Science, June 2002.
- Palmer D. A. Qigong fever: body, science, and utopia in China. — Columbia University Press, 2007. 356p. ISBN 978-0-231-14066-9. Фрагменты на Google Books
- Мантек Чиа Трансформация стресса в Жизненную энергию. — «София», Киев, 1996 г.
- Торчинов Е. А. Даосизм // Опыт историко-религиоведческого описания. СПб., 1993.
- Торчинов Е. А. Даосизм. С-П. 1999.
- Линь Хоушен, Ло Пэйюй. Секреты китайской медицины. 300 вопросов о цигуне. Новосибирск. Наука, 1995.
- Ван Лин. Восемь упражнений Цигун. Ростов-на-Дону, Феникс, 1995.
Ссылки
wikipedia.green
Ци Гун — это… Что такое Ци Гун?

Цигун (кит. трад. 氣功, упрощ. 气功, пиньинь qìgōng) — одно из направлений в философии и культуре Китая.
Считает энергию, Ци, главной жизненной силой человека. Учит пробуждать, использовать и контролировать эту энергию. Древнее китайское искусство саморегуляции организма. Основная цель — развитие человека как индивидуума, личности, понимания своего места в мире, своих задач. Многие упражнения направлены на поднятие иммунных свойств организма, релаксацию при стрессовых ситуациях.
Ци — это, по китайской философии, энергия, присутствующая на небесах, на земле и в каждом живом существе. Эти три типа энергии взаимодействуют между собой, проникая и превращаясь друг в друга. Слово «гун» в Китае часто употребляется как сокращение от «гунфу» (искаж. «кунфу», «кунг-фу» и т. п.), что значит «энергия-время». Любая учёба или тренировка, требующая больших затрат энергии и времени, называется «гунфу». Этот термин применим к любому виду деятельности, на которую затрачиваются время, энергия и терпение. Таким образом, «цигун» можно перевести как «работа с пневмой-ци», «тренинг, связанный с ци и требующий значительных затрат времени и усилий».
Занимаясь цигун, согласно китайской философии, человек впитывает энергию неба и земли, а затем соединяет их в себе в области «нижний даньтянь». Тем самым, согласно даосской концепции, он взращивает в себе пилюли долголетия и бессмертия.
В идеале изучение цигун должно было бы включать в себя познание Небесной, Земной и Человеческой ци. Однако Небесная ци чрезвычайно трудна для понимания, что было особенно справедливо в древние времена, когда наука только начинала развиваться. Основные законы и принципы, касающиеся Небесной ци, можно найти в таких книгах, как «Пять Элементов и Десять Стволов», «Небесные стволы» и «И-Цзин». Людей, которые достигли значительных успехов в изучении Земной ци, называют «дили-ши» («геоманты») или «фэншуй-ши» («учителя фэн-шуй»).
Пользуясь накопленными за много веков геомантическими знаниями и «Книгой Перемен», эти мастера помогают людям принимать важные решения — например, как правильно выбрать место для дома или могилы. Следует отметить, что эта профессия до сих пор широко распространена в Китае.
Китайцы верят, что Человеческая ци зависит от Небесной и Земной ци, которые и определяют судьбу человека. Некоторые люди специализируются на объяснении такого рода связей: в Китае их называют «сюаньмин-ши» («предсказатели судьбы»). Человеческая ци является основным объектом изучения для мастеров цигун.
Цигун является древней восточной системой, направленной на укрепление здоровья и лечение заболеваний. Ци является источником жизни. Соответственно, знание того, каким образом функционирует эта энергия, и умение правильно влиять на нее позволит вам прожить долгую и здоровую жизнь. Многие аспекты Человеческой ци уже исследованы и успешно применяются в акупунктуре, акупрессуре, массаже, траволечении, медитации и упражнениях цигун. Использование акупунктуры, акупрессуры, массажа и траволечения для регулирования течения Человеческой ци стало корнем китайской медицины.
Важнейшей составляющей цигун является медитация.
Статические и динамические медитативные упражнения цигун широко применяются в Китае в оздоровительных и даже лечебных целях. Кроме того, даосы и буддисты используют эту технику в качестве вспомогательного средства для достижения духовного просветления. Таким образом, изучение любого из перечисленных выше аспектов ци может считаться цигун.
История развития
Система Цигун существует около 7 тыс. лет.
Известный отечественный китаевед Торчинов Е. А. связывает происхождение Цигун с эволюцией традиционной китайской религии даосизма. В I тыс. н. э. внешние алхимические практики даосизма подверглись деградации и упадку, что послужило толчком к развитию внутренней алхимии даосизма, так называемой «даосской йоги», а в светском варианте — методик Цигун.
Об истории развития цигуна можно почитать в книге Линь Хоушена и Ло Пэйкюя «Секреты китайской медицины. 300 вопросов о цигуне» в переводе С. Комиссарова.
Школы Цигун
С древних времен цигун стал неотъемлемой частью китайской культуры. Существовало множество различных школ цигун: клановых, семейных, монастырских. Очень медленно происходило взаимопроникновение школ цигун. И уже к середине XX века исследователями цигун рассматривались укрупненно всего несколько основных направлений и школ цигун, в зависимости от их целей и методов практики:
- медицинское (или лечебное) направление цигун;
- цигун, используемый в боевых искусствах;
- различные частные школы монастырей и обществ.
В настоящее время существует и развивается несколько школ цигун.
Самая распространённая в России и СНГ — Чжун Юань Цигун или Цигун Срединного Пути — является системой знаний и методик, которые имеют целью активизировать мыслительные процессы, развить интеллект и творчество, выявить скрытые резервы организма. Первые ступени — общеоздоровительные, направленные на нормализацию физического и психоэмоционального состояния человека. Система не имеет религиозной, политической или идеологической окраски и преподается в СНГ с 1991 года, а, кроме того, в США, Германии, Испании, Венгрии, Словакии, Израиле, странах Балтии и пр. В настоящее время Патриархом школы Чжун Юань цигун является мастер Сюй Минтан.
В Китае Цигун разделяется на следующие направления: Буддийский, Даосский, Конфуцианский, жесткий цигун, легкий внутренний и внешний каждая из них ставит перед собой различные задачи и цели.
Боевой Цигун
Это направление Цигун ставит перед собой задачу поднять энергию физического и энергетического тела до такого уровня, чтобы повысить боевые способности воина (усиление силы удара, защита тела от различных ударов, даже от колющего оружия). Большинство упражнений этих школ создавались теми мастерами Цигун, которые были одновременно и мастерами боевых искусств. Воинский цигун призван укреплять здоровье и повышать уровень боевого мастерства.
Наиболее известно направление боевого цигуна «Железная рубашка». Соединение дыхательных и статических упражнений позволяет в достаточно короткие сроки сформировать мышечный корсет и добиться его «твердости», приобретаемой мышцами при статическом выдохе. Средней силы проникающий удар ножом не может пройти через напряженные мышцы хорошо подготовленного спортсмена. Отсюда и название «Железная рубашка». В начале 20 го века иллюзия непобедимости таких спортсменов стала одной из причин «восстания боксеров».
Медицинский Цигун
Этот вид Цигун создали, главным образом, целители. Были разработаны специальные упражнения для улучшения циркуляции ци (энергии) в конкретных каналах (меридианах) для излечения заболевания. Медицинский цигун ставит перед собой цель укрепления здоровья, профилактики заболеваний и лечения болезней.
К медицинскому цигуну относится практика Синг шен джуан. Синг шен джуан — это система упражнений, или форма, как ее принято называть, начального уровня цигуна. Она представляет собой оздоровительную гимнастику, воздействующую на суставы тела через правильное расслабление. Целью этой практики является формирование правильной структуры тела — физической и энергетической, то есть создание здоровой осанки здорового позвоночника в здоровом теле. Выпрямляется позвоночник, появляется гибкость в суставах, устраняются глубокие зажимы в теле.
В даосских практиках физическое здоровье считается первым шагом на духовном пути. На первом этапе практикующий занимается подготовкой тела как сосуда для духа и души, его очищением, открытием каналов, по которым протекает жизненная энергия ци.
Система упражнений синг шен джуан относится к лечебному цигуну, который зарекомендовал себя как эффективный и безопасный метод оздоровления. В госпиталях Китая в массовых масштабах он назначается людям с заболеваниями опорно-двигательного аппарата (сколиозами, межпозвоночными грыжами и многими другими). Получаемые результаты восхищают как сотрудников медицинских учреждений, так и самих пациентов.
Одним из преимуществ синг шен джуан является то, что он не требует предварительной физической подготовки. Упражнения этой гимнастики выполняется медленно и плавно без каких-либо резких движений, исключительно корректно и безопасно работая с телом. Форма выстроена в особую последовательность упражнений, собранных таким образом, что их применение не только изменяет структуру тела и приносит расслабление, но и приводит ум и эмоции в спокойное сбалансированное состояние, приводя к эмоциональной стабильности.
Форма синг шен джуан состоит из десяти упражнений. Каждое из них работает с определенной зоной позвоночника и энергетической точкой в этой зоне. Упражнения выстроены в точную последовательность, которая и составляет секрет этой практики.
Конфуцианский цигун
Основная цель конфуцианского цигун заключается в «реставрации тела и пробуждении энергии ци». Конфуцианские школы цигун основывались на социально-научном совершенствии. Целью цигун они считали развитие функций человеческого организма, «сохранение сердца и взращивания природы человека через вскармливание великой ци». Основными методами считались «успокоение сердца» и «сохранение ночной ци». Суть конфуцианской системы заключалась в следующем: «Если сердце не забывает, то не растет ржание сердца». Конфуцианский цигун делает упор на развитие Высокоморального человека. «Цзюнь-цзы» (совершенный человек) он должен отличаться двумя основными достоинствами — гуманностью и чувством долга. Этот человек должен быть честным и искренним, прямодушным и бесстрастным. Он должен все видеть и все понимать, быть осмотрительным в речах, осторожным в делах. В сомнении — справляться, в гневе — обдумывать поступки, в выгодном предприятии думать о честности.. Всего себя он посвящает высоким идеям, служению людям, поискам истины. Постигнув истину утром, он «может спокойно умереть» вечером.
Религиозный Цигун
Этот вид Цигун разрабатывался монахами буддийской и даосской религиозной направленности. Изначально целью этих школ было достижение просветления, состояния Будды или Великой Пустоты (Дао). В этих школах и были разработаны специальные техники для долголетия. Многие монахи не успевали достичь состояния просветления из-за ограниченности отпущенного им судьбой времени жизни на земле и они умирали, не достигнув его. Были разработаны специальные техники для продления жизни, теперь монах сам решал, когда его душе отправляться в мир иной. Впоследствии эти техники вышли из религиозного Цигун и стали независимы.
В настоящее время они не относятся ни к одной из религий. Религиозный цигун изучают и преподают в Буддийских и Даосских монастырях.
Философский Цигун или Цигун для мудрецов
В него вошли Конфуцианский цигун, Даосский и Буддийский. Направления этого вида Цигун разрабатывались учеными-философами, а их основная задача — не только поддержание здоровья. Они делают упор как и на Конфуцианский цигун, так и на духовно-социальное совершенствование человека, на образование, интеллектуальное развитие и сохранение своих интеллектуальных способностей до глубокой старости. Этот вид Цигун более целенаправлен. Но, самое главное, он помогают глубже понять ситуацию или проблему, рассматривать их с разных сторон, копать глубже. Проанализировав различные ситуации и варианты их развития, можно использовать полученные данные для поиска новых решений, и создания новых оригинальных творений. Выстроить алгоритмы для реализации этих идей и решений. Это вид Цигун помогает мечты сделать явью. Применение этих знаний обширны (образование, бизнес, политика, новаторство, искусство, творчество и т. д.). Про направления этой школы упоминает мастер В. Кью-Кит в своей книге «Искусство Цигун».
В целом, эти деления на школы и направления весьма условны. Так, например, мастера боевых искусств изучают медицинский Цигун для лечения различных травм, а когда достигают мастерства в боевом направлении, начинают постигать и духовный Цигун. Отличия Буддийского Цигун от даосской практики в том, что даосская практика целью ставит «очистить душу и тело», «влиять на жизнь», а также восстановить «непорочность и недеяние». Буддийское направление больше беспокоится о «закалке души и ее освобождении».
См. также
Литература
- Ли Хунчжи «Чжуань Фалунь» 2006.
- Торчинов Е. А. Даосизм // Опыт историко-религиоведческого описания. СПб., 1993.
- Торчинов Е. А. Даосизм. С-П. 1999.
- Сюй Минтан, Тамара Мартынова Чжун Юань цигун.(I ступень) К: «София», Да-Ю, 2007.
- Сюй Минтан, Тамара Мартынова Чжун Юань цигун.(II ступень) К: «София», Да-Ю, 2007.
- Сюй Минтан, Тамара Мартынова Чжун Юань цигун.(III ступень) К: «София», Да-Ю, 2007.
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
许明堂 | 許明堂 | xǔ míng táng | сюй минтан | Сюй Минтан |
中原气功 | 中原功 | zhōng yuán qì gōng | чжун юань ци гун | Чжун Юань цигун |
预备练习 | 預備練習 | yù bèi liàn xí | юй бэй лянь си | Предварительные упражнения |
第一步功 | 第一步功 | dì yī bù gōng | ди и бу гун | Первая ступень |
童子拜佛 | 童子拜佛 | tóng zi bài fó | тун цзы бай фо | Ребенок молится Будде |
佛手观象 | 佛手觀象 | fó shǒu guān xiàng | фо шоу гуань сян | Руки Будды созерцают образы |
仙鹤点水 | 仙鶴點水 | xiān hè diǎn shuǐ | сянь хэ дянь шуй | Священный журавль пьет воду |
神龙搅海 | 神龍攪海 | shén lóng jiǎo hǎi | шэнь лун цзяо хай | Волшебный дракон перемешивает море |
第二步功 | 第二步功 | dì èr bù gōng | ди эр бу гун | Вторая ступень |
通天达地 | 通天達地 | tōng tiān dá dì | тун тянь да ди | Пройти в небо и опуститься в землю |
环抱阴阳 | 環抱陰陽 | huán bào yīn yáng | хуань бао инь ян | Обнять инь-ян |
第三步功 | 第三步功 | dì sān bù gōng | ди сань бу гун | Третья ступень |
海中捞月 | 海中撈月 | hǎi zhōng lāo yuè | хай чжун лао юэ | Ловить луну в море |
仙香透体 | 仙香透体 | xiān xiāng tòu tǐ | сянь сян тоу ти | Священный аромат проникает в тело |
主要练习 | 主要練習 | zhǔ yào liàn xí | чжу яо лянь си | Основные упражнения |
每个步功 | 每個步功 | měi gè bù gōng | мэй ге бу гун | На каждой ступени |
开关拔浊 | 開關拔濁 | kāi guān bá zhuó | кай гуань ба чжо | Открытие застав и выдавливание мутного |
大树功 | 大樹功 | dà shù gōng | да шу гун | Большое дерево |
颤抖功 | 顫抖功 | chàn dǒu gōng | чань доу гун | Потряхивание тела |
自我调理 | 自我調理 | zì wǒ tiáo lǐ | цзы во тяо ли | Саморегуляция |
养气功 | 養氣功 | yǎng qì gōng | Ян ци гун | Воспитание ци |
小周天 | 小周天 | xiǎo zhōu tiān | Сяо чжоу тянь | Малый небесный круг |
采气 | 采氣 | cǎi qì | Цай ци | Набор ци (руками) |
第二步功 | 第二步功 | dì èr bù gōng | Ди эр бу гун | Вторая ступень |
精气合一 | 精氣合一 | jīng qì hé yī | Цзин ци хэ и | Объединение цзин и ци |
守中抱一 | 守中抱一 | shǒu zhōng bào yī | Шоу чжун бао и | Удержание середины и объятие единого (построение центрального канала) |
五行功 | 五行功 | wǔ xíng gōng | У син гун | Работа с пятью элементами |
体呼吸 | 体呼吸 | tǐ hū xī | Ти ху си | Дыхание телом |
第三步功 | 第三步功 | dì sān bù gōng | Ди сань бу гун | Третья ступень |
三田合一 | 三田合一 | sān tián hé yī | Сань тянь хэ и | Объединение трех даньтяней |
返老还童 | 返老還童 | fǎn lǎo huán tóng | Фань лао хай тун | Старик становится ребенком |
辟谷食气 | 辟谷食氣 | bì gǔ shí qì | Би гу ши ци | Отказ от пищи и питание ци |
第四步功(导功) | 第四步功(導功) | dì sì bù gōng (dǎo gōng) | Ди сы бу гун (дао гун) | Четвертая ступень (Ведущая работа) |
正功 | 正功 | zhèng gōng | Чжэн гун | Истинная работа |
诊断 | 診斷 | zhěn duàn | Чжэнь дуань | Диагностика |
能量诊断 (手诊) | 能量診斷 (手診) | néng liàng zhěn duàn (shǒu zhěn) | Нэн лян чжэнь дуань (шоу чжэнь) | Энергетическая диагностика (диагностика рукой) |
症状诊断(体诊) | 症狀診斷(体診) | zhèng zhuàng zhěn duàn (tǐ zhěn) | Чжэн чжуан чжэнь дуань (ти чжэнь) | Симптоматическая диагностика (диагностика телом) |
治疗办法 | 治療辦法 | zhì liáo bàn fǎ | Чжи ляо бань фа | Методы лечения |
抓病气 | 抓病氣 | zhuā bìng qì | Чжуа бин ци | Выщипывание больной ци |
循经排病 | 循經排病 | xún jīng pái bìng | Сюнь цзин пай бин | Выведение болезни через систему каналов |
摩掌疗法 | 摩掌療法 | mó zhǎng liáo fǎ | Мо чжан ляо фа | Метод поглаживания ладонью |
发气 | 發氣 | fā qì | Фа ци | Испускание ци |
其他的 | 其他的 | qí tā de | Ци та дэ | Другое |
师父 | 師父 | shī fù | Ши фу | Учитель |
徒弟 | 徒弟 | tú dì | Ту ди | Ученик |
弟子 | 弟子 | dì zi | Ди цзы | Ученик |
大悲大慈 | 大悲大慈 | dà bēi dà cí | Да бэй да цы | Сострадание, милосердие |
法侣财地 | 法侶財地 | fǎ lǚ cái dì | Фа люй цай ди | Метод, спутник, достаток, место |
菩提达摩 | 菩提達摩 | pú tí dá mó | Пу ти да мо | Дамо, Бодхидхарма |
观世音菩萨 | 觀世音菩薩 | guān shì yīn pú sà | Гуань ши инь пу са | Боддисаттва Гуаньинь |
静坐 | 靜坐 | jìng zuò | Цзин цзо | Тихое сидение |
禅坐 | 禪坐 | chán zuò | Чань цзо | Чаньское сидение |
通关开窍 | 通關開竅 | tōng guān kāi qiào | Тун гуань кай цяо | Проходить заставы и открывать отверстия |
成语 | 成語 | chéng yǔ | Чэн юй | Устойчивые выражения |
心传口授 | 心傳口授 | xīn chuán kǒu shòu | Синь чуань коу шоу | Сердцем передавать, ртом обучать |
心领神会 | 心領神會 | xīn lǐng shén huì | Синь лин шэнь хуэй | Сердцем принимать, душой уметь |
心领意会 | 心領意會 | xīn lǐng yì huì | Синь лин и хуэй | Сердцем принимать, сознанием уметь |
心命双修 | 心命雙修 | xīn mìng shuāng xiū | Синь мин шуан сю | Двойное совершенствование сердца и жизни |
www.zyq108.com
Цигун для всех~ Школа Мастера Тянь Е~ HONGQUAN
Цигун — искуство управления внутренней энергией
В разные века и в разных странах люди задумывались о том, как продлить молодость,сохранить работоспособность, и даже в преклонном возрасте наслаждаться всеми радостями жизни. Человек ни когда ни в далекие времена,ни сегодня не хотел болеть и уж тем более не хотел умирать. Люди всегда старались найти средства для увеличения продолжительности своей жизни.Человек всегда полагал,что живет слишком малый срок.
Цигун сокровище китайской культуры,ключ к разгадке многих тайн тела человека. В китае цигуном занимаются многие,ранним утром в парках,садах можно увидеть сотни людей самых разных возрастов.За свою многотысячелетнюю историю китайская гимнастика выработала уникальные методы позволяющие укрепить здоровье,отодвинуть старость,увеличить продолжительность жизни.
В китайской медицине цигун занимает важное и почетное место. Иероглиф ци (氣) соединяет несколько понятий,жизненную силу,дух,настроение,жизненную энергию. Иероглиф гун(功) контролировать,управлять.
Цигун — мастерство управления энергией. Природа как считают в Китае — это живой постоянно развивающийся организм. ЦИ — это дыхание самой природы,ци вокруг нас и внутри нас,ци всегда меняется следуя природным законам,в смене дня и ночи,временам года,фазам луны,движениям планет.
Гармония ци необходима для хорошего функционирования любого существа,дефицит энергии ци или ее полное отсутствие становятся причиной болезни и смерти.
Искусство укрепления энергии старше самой истории.В Индии его называют йогой, древние греки и египтяне называли его искусством таинств, в Тибете искусством мудрости,в Китае есть цигун.
Мастера древних народов оберегали свои тайны от посторонних,обучая только немногих,избранных учеников.Однако цели и философия искусства укрепления энергии были удивительно схожи,и хотя жизненную энергию изучали во многих культурах,ни где ее не изучали так глубоко,как в китайской,может быть и потому ,что долголетие одно из важных основ китайской культуры.
Самое раннее упоминание об исцеляющих движениях найдено в трактате легендарного правителя Китая Желтого императора «О внутреннем»,трактат датируется 2600 до н.р. Там написано — Дикие люди жили среди диких зверей и птиц,им приходилось двигаться подобно этим животным,что бы летом избежать жары,а зимой холода.
Сейчас у гимнастики цигун много самых разных направлений:
лечебная школа цигун — это профилактика и лечение болезней,продление жизни,достижение долголетия при бодром теле и ясном уме.
Боевой цигун укрепляет дух и тело для борьбы с врагом,это тренинг мгновенных реакций и состояния невозмутимости в любых ситуациях.
Одна из разновидностей боевого цигун — жесткий цигун.Практика жесткого цигун делает тело не чувствительным к ударам,мастера жесткого цигун могут мгновенно концентрировать энергию ци на нужном участке тела,это позволяет разбивать бетонные плиты,кирпичи,деревянные брусья,выдерживать большие нагрузки,противостоять режущему и колющему оружию.
В боевой цигун входит и легкий цигун,который учит управлять весом своего тела,быстро перемещаться на протяжении многих часов и не ощущать при этом усталости,быстро взбираться на самые крутые горы,так тренировали в прежние времена воинов и гонцов.
Согласно даоскому учению,основой мирового порядка является Дао — путь. Им следуют звезды,небо,планеты,земля,неживые предметы и одушевленные существа.Никто и ни что не может уклониться от своего пути,все несчастья и все болезни в жизни людей,происходят от попыток противиться его предначертаниям,поэтому задача человека постичь свой путь.
Учение о долголетии,достижения бессмертия существенный элемент даоских практик.Рецепты о долголетии собирались на протяжении тысяч лет и передавались из поколения в поколение,считалось,что даоский монах должен сам решать, когда его душе отправляться в мир иной.
Многие даосы благодаря особой диете,а так же занятиям цигун существенно продлили свою жизнь,демонстрируя чудеса силы и выносливости,даосы слыли настоящими волшебниками и им было подвластно многое.В китайской истории сохранилась информация о 8 бесcмертных,они жили в эпоху бо-линь за 1000 лет до н.э.Эти люди могли заглядывать в прошлое и в будущее,умели мгновенно перемещаться в пространстве на огромные расстояния,обходиться без пищи и воды,а так же владели множеством специальных магических сил.
Наблюдая за животными даосы открыли удивительную закономерность,чем чаще дыхание,тем меньше продолжительность жизни,так долгожительство черепах,связано с их низкой частотой дыхания 3-4 вдоха и выдоха в минуту,обычный человек дышит 15 раз в минуту,практикующие цигун могут снижать частоту дыхания даже ниже частоты дыхания черепахи.
Эксперименты продемонстрировали,с помощью дыхания ум может установить сознательный контроль над телом.Развитие особых психических и физических способностей,которыми славятся даоские мастера цигун, главным образом связаны со способностью управления дыханием.
Управляя дыханием настоящие мастера цигун развивают в себе сверх способности и умеют делать то,что другим не под силу.
Управление частотой дыхания позволяет установить контроль и над эмоциями,основа всех болезней — эмоции.
От сильного гнева страдает печень От излишней радости и излишней печали — сердце а тем кто часто находится в уныние следует опасаться легочных заболеваний,так говорят в Китае.
Поэтому одна из целей цигун достижение внутренней гармонии и внутреннего покоя. «Это когда на сердце становится тихо и не чего существует,в голове пусто и тоже тишина,руки на дань-тяне,и ты входишь в полный покой» — Инь Джуньшань — даоский монах из монастыря Чжунъюэмяо.
Согласно китайскому искуству цигун,корнями жизни является «Три сокровища»(сань бао) или «Три начала»(сань юань) или «Три основы»(сань бинь).Это Шень(дух),Цзин(Семя)и Ци(энергия), они считаются началами и корнями нашей жизни.
Основными целями практики цигун являются сохранение цзин, усиление и сглаживание циркуляции ци, а также просветление шэнь.
Шэнь – это центр всего вашего существа, то, что делает вас человеком. Животные не имеют шэнь. Шэнь в вашем теле должен питаться ци, или энергией. Когда ци наполнена, шэнь оживлен.
Цзин – это первоисточник и фундаментальная часть каждого живого существа, определяющая его природу и качества. Это корень всей жизни человека.
Ци – это внутренняя энергия вашего тела. Она подобна электричеству, приводящему в движение машину. Ци получается отчасти при преобразовании цзин, полученной вами от родителей, отчасти из воздуха и пищи.
Цзин полученная от родителей называется «Юань цзин» ее можно представить как незримую батарейку,которая при рождении вкладывается в тело.Чем долговечнее и мощнее изделие,тем долговечнее,бодрее и здоровее существо.Цзин передается от родителей по наследству, но никакие внешние признаки не могут служить показателем или критерием будущности чада. У цветущих здоровяков может родиться квелый мышонок, а у болезненных инвалидов — сущий демон, и находится сие целиком и полностью во власти Создателя.
Такая наследственная Цзин именуется «Юань Цзин», то есть «изначальная».Хранилищем Юань Цзин являются почки, поэтому народная мудрость велит оберегать их особенно тщательно. Укрепление («гу») почек есть укрепление изначальной Цзин («гу цзин»), застудить же их означает полный капут.
Китайцы, практикующие медитацию и цигун, считают, что в теле содержится два основных типа ци:
1.Юань Ци («изначальная» Ци), которая образуется непосредственно из Юань Цзин в почках, перемещается в нижний даньтянь (подробнее об этом далее), и там скапливается, ожидая своего применения и постепенно смешиваясь с «посленебесной» Ци, стекающей из верхнего даньтяня. Иногда ее называют «Прежденебесной» Ци(Сяньтянь Ци), так как еще не родившийся (не видевший неба) ребенок обладает лишь ею.
Хоутянь Ци («посленебесная» Ци) образуется из Хоутянь Цзин, приходящей к нам с пищей и вдыхаемым воздухом.
Энергия разгуливает по телу не абы как, но в строжайшем порядке, придерживаясь невидимых протоков или каналов. Их свойства и топография изучены давным-давно, и под названием «меридианы» они вошли в западную науку и медицину приблизительно в XIX столетии, уже имея за плечами тысячелетнюю историю. Тот, кто интересуется подобной тематикой, могут приобрести пособия по иглотерапии и вечерами пугать своих домашних словечками типа «сань-инь-цзяо» или «вай-хуай-цзянь»:).
С точки зрения цигун, такие знания полезны, но не обязательны, нам достаточно помнить основы, гласящие, что:
— существует 14 постоянных («классических») меридианов, половина которых считается Инь, а половина — Ян. «Янские» меридианы расположены преимущественно на наружной (разгибательной) стороне конечностей, по бокам туловища и вдоль спины, а «иньские» проходят по внутренней стороне конечностей, животу и груди. Каждый меридиан имеет свое название и связан с тем или иным органом или группой родственных органов; — помимо постоянных, существует 8 «временных» меридианов, именуемых также «чудесными сосудами», но не в смысле артерий или вен, а в смысле «резервуаров». Они активизируются или проявляются лишь в случае нарушений баланса Ци в постоянных меридианах, выполняя функцию перераспределения энергии, ликвидации избытков и восполнения недостатка. Это автоматический регулятор, поддерживающий гармонию и порядок.
Для плодотворных занятий цигун знание меридианов полезны, но совсем не обязательны, за исключением некоторых.
Это:«переднесрединный», «заднесрединный» и «опоясывающий» каналы. Два первых образуют так называемый «малый небесный круг» циркуляции энергии, а третий, наиважнейший из «чудесных сосудов», играет (в числе многих иных функций) роль перемычки для перенаправления потока Ци, например, в руки. Очень часто переднесрединный меридиан именуют «каналом зачатия» (жень-май), а заднесрединный — «управляющим каналом» (ду-май). Помимо каналов, говорят также о «даньтянях», являющихся накопителями и центрами сосредоточения определенных типов энергии, которая в них поступает, хранится, смешивается с другими своими разновидностями, сгущается и так далее. В индийской традиции их называют «чакрами». Классический вариант предусматривает пять областей даньтянь: — голова с центром в точке инь-тан (между бровями), — грудь с центром в точке тань-чжун (между грудными мышами), — поясница с центром в точке мин-мэнь, — живот с центром в точке ци-хай (чуть ниже пупка), — малый таз с центром в точке хуэй-инь (в промежности). Однако даосская традиция выделяет лишь три дань-гяня: — верхний (Шан даньтянь) — голова, — средний (Чжун даньтянь) — грудь, — нижний (Ся даньтянь) — живот. Даньтянь это некая область, в которой может скапливаться, сохраняться и преобразовываться жизненная энергия.
Верхний данътянь вовсе не заполняет собой всю пустоту (у кого как) головы, а локализуется вокруг гипофиза, который является частью так называемого «Хрустального дворца», расположенного в центре черепа и включающего шишковидную железу, таламус и гипоталамус. Он связан с каналом ду-май через точку инь-тан, именуемую также «третьим глазом». Название пошло оттого, что активация или «открытие» данной точки позволяет «видеть» явления тонкого плана (различные ауры, энергетические феномены и прочее, в том числе привидения и чертей), поскольку верхний даньтянь есть обиталище духа Шэнь — истинной сущности человека.
Средний даньтянь — это одновременно место хранения «посленебесной» Ци (Хоутянь Ци), и «плавильная печь», в которой образуется Шэнь. Большинство даосских систем выстраивают свои техники так, чтобы «охлаждать» средний даньтянь и его Хоутянь Ци, всячески избегая пользоваться последней в чистом виде. К счастью, она не резервируется здесь навсегда, а постепенно стекает в нижний даньтянь и смешивается там с «прежденебесной» Ци (Юань Ци). Относительно расположения данной зоны существует небольшое разночтение. Одни говорят, что средний даньтянь залегает в районе солнечного сплетения, другие —чуточку выше, в нижней части грудной клетки, примыкая к меридиану жень-май в точке таньчжун, находящейся на горизонтали между сосками. Вероятно, второй вариант ближе к истине.
Нижний даньтянь наиболее известен «в миру» даже тем, кто никогда не слышал о двух остальных,он находится в нижней части живота, примыкая к меридиану «жень-май» в точке ци- хай («море энергии»), расположенной на 3-5 см ниже пупка.Сосредотачиваясь или, как принято говорить, медитируя на нижнем даньтяне, мы создаем благоприятные условия для накопления в нем энергии, а хороший запас Ци является залогом здоровья и активной длительной жизни.
Крайне важно правильно понимать физическую суть меридианов и даньтяней. Это отнюдь не явные материальные образования, а что-то вроде линий и зон пространства со специфическими свойствами по отношению к тонким видам энергии. Так, они не могут быть выделены на поверхности кожи или внутри тела никаким образом, кроме сверхчувствительного восприятия мастера цигун или особыми приборами, реагирующими на электрические аномалии. Сосредотачиваясь или, как принято говорить, медитируя на нижнем даньтяне, мы создаем благоприятные условия для накопления в нем энергии, а хороший запас Ци является залогом здоровья и активной длительной жизни. Популярное слово «цигун» в прямом переводе означает «работу с Ци», но для того, чтобы с чем-то работать, это «что-то» надо иметь. Подобный феномен достигается длительной практикой сосредоточения, дыхания и выполнения элементарных форм, включающих те или иные физические действия, движения,комплексы цигун или тайчи.
Итак: В отличие от иных видов сосредоточения концентрация внимания на нижнем даньтяне не сулит ничего дурного, а только пользу!
Если Ци прочувствована и накоплена, ее следует направить циркулировать по «орбите». Различают малую и большую «небесные» («космические») орбиты. Большая предполагает равномерную и беспрепятственную циркуляцию по всем каналам, без каких-либо заторов и «пробок». Реально у абсолютного большинства людей такая циркуляция, разумеется, происходит (иначе перед нами труп), но скверно. К сожалению, реализация циркуляции по «большой орбите» требует многолетнего вдумчивого труда, однако вполне осуществимо достичь «малой циркуляции» по кольцу, образованному меридианами ду-май и жень-май:Ду-май объединяет и контролирует все Ян-каналы (точка чан-цян является их общим «сборным пунктом») а жень-май — все Инь-каналы через точку хуэй-инь. Существуют внутренние и наружные ходы меридианов. Обычно на схемах показан внешний, кожно-сухожильный путь. Для меридиана ду-май он начинается точкой чан-цян, расположенной в промежности между анусом и копчиком, проходит по центру спины, далее по средней линии головы, через лоб и нос, заканчиваясь в середине уздечки верхней губы. Внешний ход переднесрединного меридиана(жень-май) начинается точкой хуэй-инь, расположенной между анусом и наружными половыми органами, как раз посередине. Иногда ее справедливо именуют «вратами жизни и смерти». Далее он поднимается по центральной линии живота, груди, шеи и заканчивается на подбородке, откуда два ответвления устремляются к глазам. Сами по себе, естественным образом, верхние части меридианов ду-май и жень-май не соединяются. Чтобы замкнуть «орбиту», следует прикоснуться кончиком языка к небу позади верхних зубов — так рекомендуется поступать непрерывно во время практики всех видов «внутренней» работы. Внизу ду-май и жень-май замыкаются между точками чан-цян и хуэй-инь, но неявно. Это происходит на уровне их внутренних ходов, благо точки совсем рядом, в тот момент, когда происходит «поджимание» или «подтягивание» ануса и промежности. Третий важный меридиан, о котором следует помнить и знать — «чудесный сосуд» дай-май, опоясывающий тело на уровне пупка. Он так и называется: «опоясывающий» или «сосуд пояса». Улучшается движение Ци в канале дай-май при всевозможных скручивающих, вращательных движениях корпуса и поясницы, подкрепленными небольшим ментальным усилием.
tianyeschool.ru