Возникновение МП и периодизация его истории. — КиберПедия
Существует несколько точек зрения по вопросу о времени появления международного права.
1. Международное право возникло вместе с возникновением государств, когда государства для регулирования своих взаимоотношений стали создавать правовые нормы.
2. Международное право возникло в средние века, когда государства осознали необходимость создания общих для них норм международного права и стали им подчиняться.
3. Международное право возникло в новое время, когда появились крупные централизованные суверенные государства и сформировались политические союзы государств.
Представляется более обоснованным относить начало возникновения международного права к древнему миру.
Особого внимания также заслуживает вопрос периодизации истории международного права.
Периодизация истории международного права:
1) 4 тыс. до н. э. — 476 г. н. э. — международное право Древнего мира. Этот период соответствует рабовладельческой общественно-экономической формации;
2) 476-1648 гг. — международное право Средних веков. Этот период соответствует феодальной общественно-экономической формации;
3) 1648-1919 гг. – Классическое международное право. Этот период соответствует становлению капиталистического способа производства;
4) Современное международное право. Этот период включает промежуток времени с 1919 г. по начало ХХI в.
МП Древнего мира.
Международное право стало складываться и развиваться вместе с возникновением государств и зарождением системы отношений между ними. Особенностью этих отношений был их
Международные нормы первоначально имели религиозный и обычно-правовой характер. Эти особенности нашли отражение в зарождавшихся институтах международного права, касавшихся законов и обычаев войны; заключения, действия, обеспечения и прекращения международных договоров; обмена послами; установления правового режима иностранцев; образования межгосударственных союзов.
Религиозный характер имел зарождавшийся институт права международных договоров. Его важным элементом была религиозная клятва. Она включала торжественное обещание, священный обет соблюдать договор и призыв к божеству вмешаться в случае его нарушения. Считалось, что боги как бы незримо присутствовали при заключении договоров и становились их участниками, и это должно было содействовать выполнению соглашения. Нарушение договора рассматривалось как клятвопреступление. Помимо клятвы заключение договора сопровождалось обрядом жертвоприношения.
Международные договоры обеспечивались также обменом заложников.
Практика выработала определенные типы договоров: о мире, союзные; о взаимной помощи; границах; арбитраже, торговле; о праве вступать в брак с иностранцами; о нейтралитете и др.
Для решения внешнеполитических задач стали направляться послы и даже учреждаться посольства. Послы рассматривались в качестве неприкосновенных.
Правовая защита иностранцев в определенной мере складывалась под влиянием обязательств, вытекающих из международных договоров.
В древнем мире нередко практиковались нейтрализация и демилитаризация территорий, в первую очередь принадлежавших храмам. В ряде международных договоров греческих государств устанавливалась свобода плавания в открытом море. Вместе с тем не допускался заход в порты прибрежного государства без согласия последнего. В практике государств Древнего Китая не разрешалось одностороннее изменение русла рек как имеющих большое хозяйственное значение для всех государств, по территории которых реки протекали.
В целом следует подчеркнуть, что немалое влияние на содержание международно-правовых норм древнего мира оказала система регулирования международных отношений Римской империи с иностранными государствами, а также с подвластными ей провинциями. Эта система получила название «право народов». Последнее представляло сочетание норм гражданско-правового характера и международно-правовых норм.
МП Средних веков.
Этот период связан с развитием международных отношений феодальных государств в процессе их образования, преодоления раздробленности, возникновения крупных феодальных сословных монархий, а также с началом формирования абсолютистских государств. Особенностью регулирования международных отношений феодальных государств явилась преемственность ими многих международно-правовых правил рабовладельческого периода. Сформировались общие международно-правовые правила, которыми в своих отношениях руководствовались государства, но они оставались обычными. Например, в качестве обычно-правовых признавались требования о том, что договоры должны соблюдаться (pacta sunt servanda), что послы государей являются неприкосновенными, что государство, заявившее о своем нейтралитете, не должно оказывать военной помощи воюющим. Религиозная оболочка международно-правовых норм также претерпела изменения. Так, характерной особенностью клятвы в эпоху феодализма явилось то, что она служила средством установления отношений вассальной зависимости: с юридической точки зре-ния договоры, заключенные между монархом и нижестоящими феодалами одного государства и освященные клятвой, мало отличались от соглашений и клятвы между монархами различных стран. Например, клятва давалась при заключении Мюнстерского (1648 г.) мирного договора.
Другой особенностью феодального международного права в Западной Европе явилось влияние на него католической церкви. Римский папа Григорий VII (XI в.) первым сделал попытку создать «мировое государство» под своей властью. Римские папы в своем влиянии на международное право опирались на каноническое право, состоявшее из постановлений церковных соборов и из папских указов.
Заметное влияние на международное право в отношениях между арабскими государствами оказал ислам, причем отдельные положения шариата, касавшиеся, например, законов и обычаев войны, распространялись и за пределы арабского мира.
Международное право феодальных государств продолжало испытывать влияние римского права, что выражалось в цивилистической окраске ряда международно-правовых институтов. Например, это касалось институтов залога и поручительства как средств обеспечения международных договоров, института приобретения государственной территории.
В сфере посольского права следует выделить появление с XV в. постоянных посольств. Разрабатывается пышный ритуал приема иностранных послов. При следовании послов на территории государства, где они получали аккредитацию, послам назначалось содержание со стороны местных властей. Нарушение неприкосновенности послов приводило к суровому наказанию нарушителя и даже отлучению от церкви. В XIII в. появились первые официальные инструкции для послов (Венеция). Стало складываться суждение о том, что основанием прав и привилегий дипломатических представителей является суверенитет государя, от имени которого действовал посол. По прибытии в страну аккредитации посол вручал верительные грамоты. Послы освобождались от таможенного досмотра и уплаты пошлины, власти страны пребывания должны были обеспечить охрану членов посольства. Обязанностями посла считались: ведение переговоров, изучение происходящих в стране аккредитации событий, доведение соответствующей информации до своего правительства.
Военные обычаи в средневековый период продолжали оставаться весьма жестокими. Различий между сражающимися войсками и мирным населением не проводилось. Захваченные воюющими населенные пункты подвергались разграблению, раненые бросались на произвол судьбы. Нередко война трактовалась как судебный поединок, в котором победитель определял положение побежденного. Общепризнанным было положение об обязательности объявления войны, причем объявлять войну и вести ее можно было лишь от имени монарха. В ходе военных действий применялось «право добычи», которая переходила в собственность захватившей ее стороны. Даже пленные считались «добычей» захватившего их конкретного лица, что позволяло получить за них выкуп.
В феодальный период заключалось значительное количество международных договоров. Феодалы нередко самостоятельно вели дипломатические отношения и заключали договоры. Предмет — договоры о мире и союзе, покровительстве, территориальных изменениях, плавании по рекам и морям, торговле. Уже в IX— Х вв. ряд международных договоров был заключен Киевской Русью с Византией. Договоры заключались преимущественно письменные. Они составлялись на языках сторон. Договор имел личностный характер, он заключался от имени правителя. Однако постепенно договоры стали получать более широкую основу, поскольку стали подписываться и от имени наследников монарха. Стала использоваться
В период средневековья стал применяться институт гарантии договоров со стороны третьих государств. Нередко гарантом международных договоров был римский папа. В частности, он гарантировал выполнение договора 1494 г. между Испанией и Португалией.
Покровительство иностранцам, стали включаться статьи о положении иностранцев. Они, в частности, содержали обязательство сторон обеспечить переход имущества умершего иностранца к его наследникам, а не к правителю, на земле которого проживал иностранец. В целом положение иностранцев было очень тяжелым: они находились в полной зависимости от феодального сеньора, их личная безопасность и неприкосновенность имущества не были каким-либо образом обеспечены. Иностранцы, прибывающие в страну без разрешения, закрепощались, а выезд из страны облагался налогом. Лишь в период сословной монархии со стороны королевской власти стали делаться попытки ограничить произвол феодалов по отношению к иностранцам.
Режим морских пространств испытывал влияние двух различных подходов к пользованию морем:
1.в стремлении осуществлять над прибрежными водами и частями Мирового океана свой суверенитет.
2.Мировой океан должен считаться общей собственностью и быть свободным для всех государств.
В средние века сложилась обычно-правовая норма о праве прибрежного государства иметь территориальные воды.
Мирные средства международных споров стали обогащаться за счет достаточно широкого обращения к третейским судам и арбитражу. Практиковалось заключение договоров об арбитраже. Особенностью рассматриваемого периода было и то, что международные конфликты начинают становиться предметом рассмотрения вселенских соборов католической церкви, а также светских съездов государей и послов.
Существенное влияние на развитие международного права оказал Вестфальский трактат от 24 октября 1648 г. Этим договором устанавливалась система европейских государств, их границы, принцип политического равновесия. Договор закрепил между всеми его участниками не только «право на территорию и на верховенство», но и равноправие европейских государств без различия их форм государственного строя и религиозной веры. В нем отразилась идея согласованных действий европейских держав, которые были призваны решать общие проблемы на светской, а не на религиозной основе. Значение договора состоит также в том, что он явился базовым документом в развитии института международно-правовых гарантий.
Завершение периода сословной монархии: политическое и юридическое верховенство власти монарха над всеми феодальными властителями внутри страны и ее независимость в международных отношениях, включая независимость от римской церкви.
Классическое МП.
5.Возникновение мп и периодизация его истории.
Зарождение МП связано с зарождением гос-в. Объективные условия развития г-ва породили необходимость установления м\у ними контактов, следствием чего явилось возникновение норм МП.
Памятники рабовладельческого общества свидетельствуют о существовании международных норм. В Древнем Китае, Индии существовало посольское и договорное право, правила ведения войны. Была широкая практика заключения договоров и установления принципа обязанности исполнения договорных обязательств. Договоры об обязательстве государства предупредить о начале войны.
Для феодализма хар-на раздробленность, войны, непрочность государственных образований, что отражалось на м\п соглашениях. Господствующей идеологией была религия. М\н соглашения б. с религиозной окраской. Церковь – инициатор смягчения войн, пораждён рыцарский кодекс. Зарождаются органы м\п общения – Соборы.
Киевская Русь (9-13 вв.) вступила в м\п отношения. Отличалась гуманностью.
Буржуйский строй – появляются нормы прав чел-ка.
Первые на территории Беларуси государственные образования – Полоцкое, Смоленское, Туровско-Пинское княжества поддерживали связи м\у собой и другими странами. Например, д-р Полоцкого и Смоленского княжества об участии их боевых дружин в походах киевского князя (907, 911). Активную роль стали играть литвины – договоры с Ливонией (1201), д-р с Великим Новгородом (1225).
ВКЛ проводило активную м\п политику и поддерживала дипломатические отношения с Московским княжеством, Римом, Пруссией.
1569 г. – Речь Посполитая. Усилились позиции ВКЛ, Польши на м\п арене. Например, открывались посольства Короля (середина 17 в.).
Советский период. БССР. Формально признавался суверенитет. Участники м\н соглашений – Наркомат иностранных дел – МИН.
На 99 г. – 700 м\н договоров.
Беларусь признана более 140 странами. Около 130 дипломатических отношений. Около 30 посольств.
В отечественной науке сложилась х-ка МП – как особой самостоятельной системы, отличной от внутригосударственной системы права.
8. Особенности современного мп.
Современное МП предст. собой особую правовую систему, состоящую из М-правовых норм, институтов и отраслей МП, взятых в своем единстве, взаимосвязи и взаимозависимости, регулирующих публично-правовые отношения м\д его S-ми. Основой системы МП явл. императивные нормы, представляющие собой основные принципы МП. МП как самостоятельная правовая система имеет свой особый предмет регулирования, к которому следует отнести м\нар-ые отношения, возникающие м\д S-ми МП.
Сущность современного МП во всеобщем признании этой правовой системы в качестве объективной реальности, которая сущ-т и развивается независимо от субъективной воли людей. Благодаря этому современное МП способно создать условия для сохранения мира на Земле и всестороннего сотрудничества гос-тв, на основе общепризнанных принципов МП, исключающих применение силы в отношениях м\д гос-вами. МП содействует решению проблем охраны окр-й чел-а среды; создает условия для реал-и всеми гос-вами основных м\народно-правовых актов, регламентирующих защиту прав и свобод чел-ка.
Закономерности развития МП в определенной степени соотв-ют закономерностям м\народных отношений. Формируясь под влиянием м\народных отн-ий, МП само оказывает на них активное воздействие, при этом осуществляет ряд функций.
С помощью норм МП гос-тва устанавливают общеприемлемые стандарты поведения в различных областях взаимоотношений. Так проявляется координирующая ф-ция МП.
Регулирующая ф-ция МП проявляется в принятии гос-вами твердо установленных правил, без которых невозможны их совместное существование и общение.
МП содержит нормы, кот. побуждают гос-тва следовать определенным правилам поведения, в чем проявляется его обеспечительная ф-ция.
В МП сложились механизмы, защищающие законные права и интересы гос-ств и других S-тов МП, кот. позволяют говорить об охранительной ф-ции МП.
Особенность МП состоит в том, что в м\народных отношениях не существует надгос-нных механизмов принуждения. В случае необходимости гос-тва сами коллективно обеспечивают поддержание м\народного правопорядка.
Возникновение МП и периодизация его истории.
Существует несколько точек зрения по вопросу о времени появления международного права.
1. Международное право возникло вместе с возникновением государств, когда государства для регулирования своих взаимоотношений стали создавать правовые нормы.
2. Международное право возникло в средние века, когда государства осознали необходимость создания общих для них норм международного права и стали им подчиняться.
3. Международное право возникло в новое время, когда появились крупные централизованные суверенные государства и сформировались политические союзы государств.
Представляется более обоснованным относить начало возникновения международного права к древнему миру.
Особого внимания также заслуживает вопрос периодизации истории международного права.
Периодизация истории международного права:
1) 4 тыс. до н. э. — 476 г. н. э. — международное право Древнего мира. Этот период соответствует рабовладельческой общественно-экономической формации;
2) 476-1648 гг. — международное право Средних веков. Этот период соответствует феодальной общественно-экономической формации;
3) 1648-1919 гг. – Классическое международное право. Этот период соответствует становлению капиталистического способа производства;
4) Современное международное право. Этот период включает промежуток времени с 1919 г. по начало ХХI в.
МП Древнего мира.
Международное право стало складываться и развиваться вместе с возникновением государств и зарождением системы отношений между ними. Особенностью этих отношений был их очаговый характер, т. е. первоначально международные отношения и регулирующие их нормы развивались в тех районах земного шара, где зарождалась цивилизация и возникали центры международной жизни государств. Это, долины Тигра и Евфрата, Нила, районы Китая и Индии, Эгейского и Средиземного морей.
Международные нормы первоначально имели религиозный и обычно-правовой характер. Эти особенности нашли отражение в зарождавшихся институтах международного права, касавшихся законов и обычаев войны; заключения, действия, обеспечения и прекращения международных договоров; обмена послами; установления правового режима иностранцев; образования межгосударственных союзов.
Религиозный характер имел зарождавшийся институт права международных договоров. Его важным элементом была религиозная клятва. Она включала торжественное обещание, священный обет соблюдать договор и призыв к божеству вмешаться в случае его нарушения. Считалось, что боги как бы незримо присутствовали при заключении договоров и становились их участниками, и это должно было содействовать выполнению соглашения. Нарушение договора рассматривалось как клятвопреступление. Помимо клятвы заключение договора сопровождалось обрядом жертвоприношения.
Международные договоры обеспечивались также обменом заложников.
Практика выработала определенные типы договоров: о мире, союзные; о взаимной помощи; границах; арбитраже, торговле; о праве вступать в брак с иностранцами; о нейтралитете и др.
Для решения внешнеполитических задач стали направляться послы и даже учреждаться посольства. Послы рассматривались в качестве неприкосновенных.
Правовая защита иностранцев в определенной мере складывалась под влиянием обязательств, вытекающих из международных договоров.
В древнем мире нередко практиковались нейтрализация и демилитаризация территорий, в первую очередь принадлежавших храмам. В ряде международных договоров греческих государств устанавливалась свобода плавания в открытом море. Вместе с тем не допускался заход в порты прибрежного государства без согласия последнего. В практике государств Древнего Китая не разрешалось одностороннее изменение русла рек как имеющих большое хозяйственное значение для всех государств, по территории которых реки протекали.
В целом следует подчеркнуть, что немалое влияние на содержание международно-правовых норм древнего мира оказала система регулирования международных отношений Римской империи с иностранными государствами, а также с подвластными ей провинциями. Эта система получила название «право народов». Последнее представляло сочетание норм гражданско-правового характера и международно-правовых норм.
МП Средних веков.
Этот период связан с развитием международных отношений феодальных государств в процессе их образования, преодоления раздробленности, возникновения крупных феодальных сословных монархий, а также с началом формирования абсолютистских государств. Особенностью регулирования международных отношений феодальных государств явилась преемственность ими многих международно-правовых правил рабовладельческого периода. Сформировались общие международно-правовые правила, которыми в своих отношениях руководствовались государства, но они оставались обычными. Например, в качестве обычно-правовых признавались требования о том, что договоры должны соблюдаться (pacta sunt servanda), что послы государей являются неприкосновенными, что государство, заявившее о своем нейтралитете, не должно оказывать военной помощи воюющим. Религиозная оболочка международно-правовых норм также претерпела изменения. Так, характерной особенностью клятвы в эпоху феодализма явилось то, что она служила средством установления отношений вассальной зависимости: с юридической точки зре-ния договоры, заключенные между монархом и нижестоящими феодалами одного государства и освященные клятвой, мало отличались от соглашений и клятвы между монархами различных стран. Например, клятва давалась при заключении Мюнстерского (1648 г.) мирного договора.
Другой особенностью феодального международного права в Западной Европе явилось влияние на него католической церкви. Римский папа Григорий VII (XI в.) первым сделал попытку создать «мировое государство» под своей властью. Римские папы в своем влиянии на международное право опирались на каноническое право, состоявшее из постановлений церковных соборов и из папских указов.
Заметное влияние на международное право в отношениях между арабскими государствами оказал ислам, причем отдельные положения шариата, касавшиеся, например, законов и обычаев войны, распространялись и за пределы арабского мира.
Международное право феодальных государств продолжало испытывать влияние римского права, что выражалось в цивилистической окраске ряда международно-правовых институтов. Например, это касалось институтов залога и поручительства как средств обеспечения международных договоров, института приобретения государственной территории.
В сфере посольского права следует выделить появление с XV в. постоянных посольств. Разрабатывается пышный ритуал приема иностранных послов. При следовании послов на территории государства, где они получали аккредитацию, послам назначалось содержание со стороны местных властей. Нарушение неприкосновенности послов приводило к суровому наказанию нарушителя и даже отлучению от церкви. В XIII в. появились первые официальные инструкции для послов (Венеция). Стало складываться суждение о том, что основанием прав и привилегий дипломатических представителей является суверенитет государя, от имени которого действовал посол. По прибытии в страну аккредитации посол вручал верительные грамоты. Послы освобождались от таможенного досмотра и уплаты пошлины, власти страны пребывания должны были обеспечить охрану членов посольства. Обязанностями посла считались: ведение переговоров, изучение происходящих в стране аккредитации событий, доведение соответствующей информации до своего правительства.
Военные обычаи в средневековый период продолжали оставаться весьма жестокими. Различий между сражающимися войсками и мирным населением не проводилось. Захваченные воюющими населенные пункты подвергались разграблению, раненые бросались на произвол судьбы. Нередко война трактовалась как судебный поединок, в котором победитель определял положение побежденного. Общепризнанным было положение об обязательности объявления войны, причем объявлять войну и вести ее можно было лишь от имени монарха. В ходе военных действий применялось «право добычи», которая переходила в собственность захватившей ее стороны. Даже пленные считались «добычей» захватившего их конкретного лица, что позволяло получить за них выкуп.
В феодальный период заключалось значительное количество международных договоров. Феодалы нередко самостоятельно вели дипломатические отношения и заключали договоры. Предмет — договоры о мире и союзе, покровительстве, территориальных изменениях, плавании по рекам и морям, торговле. Уже в IX— Х вв. ряд международных договоров был заключен Киевской Русью с Византией. Договоры заключались преимущественно письменные. Они составлялись на языках сторон. Договор имел личностный характер, он заключался от имени правителя. Однако постепенно договоры стали получать более широкую основу, поскольку стали подписываться и от имени наследников монарха. Стала использоваться оговорка о неизменных обстоятельствах как условии действия договора. Способами обеспечения договоров являлись залог людей (как правило, членов семьи монарха), залог ценностей и территории.
В период средневековья стал применяться институт гарантии договоров со стороны третьих государств. Нередко гарантом международных договоров был римский папа. В частности, он гарантировал выполнение договора 1494 г. между Испанией и Португалией.
Покровительство иностранцам, стали включаться статьи о положении иностранцев. Они, в частности, содержали обязательство сторон обеспечить переход имущества умершего иностранца к его наследникам, а не к правителю, на земле которого проживал иностранец. В целом положение иностранцев было очень тяжелым: они находились в полной зависимости от феодального сеньора, их личная безопасность и неприкосновенность имущества не были каким-либо образом обеспечены. Иностранцы, прибывающие в страну без разрешения, закрепощались, а выезд из страны облагался налогом. Лишь в период сословной монархии со стороны королевской власти стали делаться попытки ограничить произвол феодалов по отношению к иностранцам.
Режим морских пространств испытывал влияние двух различных подходов к пользованию морем:
1.в стремлении осуществлять над прибрежными водами и частями Мирового океана свой суверенитет.
2.Мировой океан должен считаться общей собственностью и быть свободным для всех государств.
В средние века сложилась обычно-правовая норма о праве прибрежного государства иметь территориальные воды.
Мирные средства международных споров стали обогащаться за счет достаточно широкого обращения к третейским судам и арбитражу. Практиковалось заключение договоров об арбитраже. Особенностью рассматриваемого периода было и то, что международные конфликты начинают становиться предметом рассмотрения вселенских соборов католической церкви, а также светских съездов государей и послов.
Существенное влияние на развитие международного права оказал Вестфальский трактат от 24 октября 1648 г. Этим договором устанавливалась система европейских государств, их границы, принцип политического равновесия. Договор закрепил между всеми его участниками не только «право на территорию и на верховенство», но и равноправие европейских государств без различия их форм государственного строя и религиозной веры. В нем отразилась идея согласованных действий европейских держав, которые были призваны решать общие проблемы на светской, а не на религиозной основе. Значение договора состоит также в том, что он явился базовым документом в развитии института международно-правовых гарантий.
Завершение периода сословной монархии: политическое и юридическое верховенство власти монарха над всеми феодальными властителями внутри страны и ее независимость в международных отношениях, включая независимость от римской церкви.
Классическое МП.
История возникновения и развития МП. МП Древнего мира.
Международное право зародилось во время распада родоплеменных отношений и становления первых государств. В ту эпоху у древних людей уже накопился опыт межродовых и межплеменных отношений. Сложились определенные правила, регламентировавшие эти отношения, которые получили закрепление в обычаях. Свод этих правил, Существовавший в первобытно-общинном обществе и регулировавший отношения между родами и племенами, с определенной натяжкой можно назвать межплеменным «правом». Затем в ходе своего развития оно превратилось в международное право.
Такое догосударственное межплеменное «право» первобытного строя было слабо развито, в нем не было стройной системы, хотя уже в то время роды и племена вели между собой войны, отправляли друг к другу своих представителей, осуществляли натуральный обмен, пытались заключать соглашения, а это прямо говорит о зарождении норм права войны и мира, посольского права, права договоров и др.
С образованием государств возникают и отношения между ними. Появляется потребность урегулирования межгосударственных отношений. Здесь и рождаются первые нормы международного права, в основе которого лежат уже существовавшие межплеменные правила.
В основе зарождения международного права лежит государственное разделение общества и необходимость связей между государствами. В свою очередь, межгосударственные связи обусловливаются такими причинами, как международное разделение труда, объединение усилий государств для решения общих проблем экономического, политического, военного и иного характера итд.
Система юридических принципов и норм, постепенно сложившихся в период с 4 тыс. до н. Э. по 476 г. н. э. и регулировавших отношения государств той исторической эпохи, именуется международным правом Древнего мира.
Межгосударственные правовые нормы начали складываться в 4 тыс. до н. э. с возникновением первых рабовладельческих государств на базе уже имевшихся правил догосударственного межплеменного «права». Родиной международного права явился Ближний Восток, долины рек Тигра, Евфрата, Нила. Именно там, в 4 тыс. до н. э. образовались древнейшие государства. В процессе взаимодействия между ними формировались первые межгосударственные правовые нормы.
Основными чертами таких межгосударственных правовых норм были:
1) пришедшие из догосударственного межплеменного «права» правила, закрепленные в обычаях и договорах;
2) религиозность;
3) регионализм;
4) обычай как главный источник международного права.
Древнейшим из известных на сегодняшний день международно-правовым актом считается договор около 3100 г. до н. э., заключенный между правителями месопотамских городов Лагаш и Умма. Он подтверждал государственную границу и говорил о ее неприкосновенности. По договору споры сторон должны были решаться мирным путем на основе арбитража. Обязательство по исполнению договора гарантировалось клятвами с обращением к богам.
К первым древним договорам следовало бы отнести и договор хеттского царя Хаттушиля III с египетским фараоном Рамзесом II (начало ХIII в. до н. э.). Это был договор, отражавший в своем тексте мир и братство двух народов, взаимную поддержку друг друга в войне против захватчиков, выдачу беглых рабов.
В период зарождения норм международного права его субъектами в Древнем Египте считались фараоны, цари и другие правители, а что касается Индии, то она не знала равенства субъектов международного права. Следствием этого явился институт признания, и государство, получившее его, признавалось независимым во внутренних и внешних делах. В Древней Греции (VI-IV вв. до н. э.) субъектом международного права был каждый полис, что предполагало его собственное гражданство и государственную территорию, а поэтому он (полис) имел право вести дипломатические сношения, объявлять войну и заключать мир.
Заканчивается период международного права Древнего мира с падением Западной Римской империи в 476 г. н. э. К этому времени Рим вобрал в себя все «новорожденные» институты международного права и дополнил их своими специфическими чертами. Когда война не заканчивалась полным покорением, заключался мирный договор. С III в. до н. э. был договор о покровительстве, который предусматривал предварительную сдачу оружия, выдачу противной стороной своих вождей и заложников. Побежденная сторона оставалась вместе с тем субъектом международного права. В дальнейшем договор о покровительстве стал заключаться и в мирное время. Государства, получившие его, становились союзниками Рима. От мирных договоров отличался договор перемирия. Последний подписывался командующим армией, консулом или легатом и, хотя условно вступал в силу немедленно, подлежал ратификации.
МП средних веков.
Падение в 476 г. н. э. Западной Римской империи и низложение вождем германских наемников Одоакром последнего римского императора Ромула Августула дали простор развитию феодальных отношений. Начали быстро складываться феодальная общественно-экономическая формация и вместе с ней феодальный тип международного права. Система юридических принципов и норм, постепенно сложившихся в V-ХVII вв. и регулировавших отношения государств той исторической эпохи, именуется международным правом Средних веков.
Отличительными чертами этого периода являлись:
1) регионализм;
2) преобладание обычных норм над договорными;
3) значительное влияние церкви на процесс формирования норм международного права.
Единого для всех государств международного права, как и в древности, не существовало. Центрами международной жизни были: Западная Европа, Византия, Киевская Русь, затем Московское государство, Арабский Восток, Индия и Китай. Субъектами международного права в то время являлись не только монархи, папа римский, некоторые религиозные организации — рыцарские ордена (Тевтонский и Ливонский), но и так называемые вольные города и их союзы (г. Висби, Венеция, Ганзейский союз и др.).
Первые века феодализма отмечены многочисленными устными договорами, которые сопровождались либо клятвой, либо рукопожатием. Однако постепенно устанавливается форма и письменного заключения договоров. Чаще их тексты были написаны на латинском языке. Так, договор1648 г. вошел в историю как Вестфальский трактат, которым закончилась Тридцатилетняя война. В основе этого трактата лежал принцип политического равновесия, и с тех пор решение европейских проблем осуществлялось не на религиозной, а на светской основе. Как же стоял вопрос разрешения международных споров? Наибольшее распространение получили третейские суды. В качестве арбитров выступали монархи, светские феодалы, папа римский, иногда образовывались коллегии из равного числа участников от каждой из сторон спора.
Как и в период зарождения международного права, так и в Средние века обществу не был известен институт постоянных дипломатических представителей. Постепенно нормы права внешних сношений стали включаться в договоры, хотя по-прежнему и оставались преимущественно обычными. Средневековая практика дипломатии исходила из принципа: «посол лицо государя носит и речи его говорит». Таким образом, послы являлись личностями неприкосновенными. Они наделялись особыми привилегиями и иммунитетами, как-то: невозможность задержания их властями государства и наложения ареста на имущество, освобождение от уплаты пошлин и т. д. Они могли рассчитывать на особые почести церемониального характера.
Вместе с тем возникает институт консулов. Первые из них начали появляться в Х в. В Средиземноморье. Консулы первоначально представляли собой избранных из числа иностранных купцов и мореплавателей лиц, которые должны были защищать их интересы перед местными властями. Получая дальнейшее развитие в Европе, институт консулов постепенно приводит к появлению соответствующих государственных учреждений.
Дальнейшее развитие получили нормы права войны. Участниками войны считались все взрослые (обычно с 14 лет) мужчины. В мусульманских странах в священной войне могли участвовать и женщины. Законы войны той эпохи оставались по-прежнему суровыми. На основе их не проводилось различие между военными и мирным населением, пленных обращали в рабство, раненых бросали на произвол судьбы, города и селения подвергались разграблениям. А вот на Руси существовал обычай объявления войны заранее («иду на вы» — предупреждение киевских князей), а также неприкосновенности мирных жителей. В более позднее время той эпохи зарождается так называемое попечение о раненых и больных.
Хотя режим нейтралитета и был явлением редким, но уже тогда заметны были более строгие права и обязанности нейтральных государств, а также и их гарантии в этом.
Возникает наука международного права. Ее основоположником принято считать выдающегося голландского юриста Гуго Гроция (1583-1645). В 1625 г. он издал первый систематический труд «О праве войны и мира», охвативший все основные вопросы международного права.
Великие географические открытия и возникновение в связи с этим глобальных мирохозяйственных связей постепенно приводят к формированию общего для всех уголков планеты международного права; Оно становится по преимуществу договорным, а роль и значение церкви в становлении новых норм международного права неуклонно падает.
Субъекты МП.
Субъект международного права — это участник правоотношений, регулируемых международно-правовыми нормами, который обладает необходимыми для этого правами и обязанностями.
К субъектам международного права, как правило, относят: государство, международные межправительственные организации, и нации и народы, борющиеся за независимость, государствоподобные образования.
Традиционно выделяют две основные категории субъектов международного права: первичные и производные.
Первичные субъекты международного права — это государства и нации и народы, борющиеся за независимость. Они являются таковыми в силу факта своего существования.
Производный субъект международного права — это субъект международного права, который образовывается первичным субъектом международного права, основой его правосубъектности является учредительный договор.
Международная правосубъектность — это совокупность прав и обязанностей субъектов международного права, предусмотренных нормами международного права.
Международная правосубьекность государств.
Государство как основной субъект международного права обладает тремя основными признаками, такими как территория, население, суверенитет. Выделяют международный и внутренний аспект суверенитета. Международный аспект означает, что на международном уровне все действия государственных органов и должностных лиц рассматриваются как действия государства в целом. Основные права государства: право на суверенное равенство, право на самоопределение, право на участие в международных организациях, право на создание норм международного права. Основные обязанности государства: уважение суверенитета других государств.
Международная правосубъектность наций и народов, борющихся за независимость, носит объективныйхарактер. Нации и народы, борющиеся за независимость, обладают правом на защиту со стороны международного права, вправе применять меры принуждения в отношении субъектов, препятствующих обретению народом независимости, вправе участвовать в международных организациях, заключать международные соглашения.
Международная правосубъектность международных межправительственных организаций. Учредительным документом международной межправительственной организации, как правило, является устав, который устанавливает определенную организационную структуру, определяет цели, задачи, компетенцию. Общий международный правовой статус международной межправительственной организации составляет право участвовать в создании норм международного права, право органов организации пользоваться определенными властными полномочиями.
Лекция по Международному публичному праву
Реферат: Лекция по Международному публичному правуМеждународное публичное право
Широбоков Сергей Анатольевич – лекции
Список литературы:
*Игнатенко, Тиунов
*Бигашев
*Лукашев
Тема 1. Понятия, система и периодизация МП.
Содержание понятия МП
Систематика МП
Виды и характеристика источников МП
Периоды развития МП
МП (Чиркин) как наука- совокупность взглядов, представлений ученых-исследователей, которые используют в познавательном процессе различные научные методики, выявляя при этом определенные закономерности развития социальных явлений для того, чтобы в дальнейшем делать прогнозы, вносить предложения, которые могут быть использованы для исключения или смягчения негативных последствий социального развития.
Предмет МП – международные отношения
Цель МП – наполнить содержанием главный принцип МП – принцип мирного сосуществования государств.
МП как отрасль – совокупность принципов норм права, регулирующих отношения (права и обязанности) между субъектами МП и устанавливающие общие правила взаимодействия.
МП как система – совокупность всех н.п.а объектом регулирования которых являются межд.отношения.
МП как учебная дисциплина – это доктринальное изложение содержания отрасли МП с использованием методов дедукции, элементов дидактики и детерминизма с целью получения устойчивых знаний и правовых навыков правоприменительной практики.
Доктринальное изложение – точка зрения автора.
Методы дедукции – аргументированное изложение материала.
Элементы дедактитки – различные формулы, методики, позволяющие легче усваивать материал.
Детерминизм – изложение материала в определенной логической последовательности, т.е. с использованием причинно-следственных связей.
Межд.правовая система включает в себя гос-ва, нации и народы, межд.орг-ии, межд.связи, нормы, соц.нормы и межэлементные связи.
Отрасль МП обладает своей спецификой, т.к. она включает в себя длительное правовое регулирование с высокой степенью оценки последствий.
Источники МП – формализованное выражение права:
Международный правовой обычай
Международный договоры: диспозитивные (можно внести изменения и поправки в закон), императивные (нельзя изменить).
Уставы межд.организаций (прим.: Устав ООН)
Решения межд.суда ООН
Международные или всемирные декларации (отсюда мы находим принципы МП)
Резолюции межд.орг-ий (носят рекомендательный характер)
Доктринальные источники (учебники)
Какой бы идеальной и рациональной не была конституция отдельно взятого государства – она не может быть источником МП.
Если право и гос-во возникли одновременной, то периодика развития МП связана с периодикой развития гос-ва.
Если право возникло в догосударственный период:
А) периодика современного ряда
Б) эволюционное развитие (генезис) принципов
В) собственная история развития науки МП
Тема 2. Субъекты современного МП
Понятие субъекта МП
Виды и общая характеристика субъектов МП
Институты субъектности МП
Субъект МП — это участник международных отношений, имеющий естественную природу происхождения (гос-ва, нации, народы).
Субъектом МП может быть участник межд.отношений, приобретающий права и обязанности субъекта исходя их закрепления их в межд.договоре (межд.организации, государство подобные образования и иные субъекты исходя из принципа (аддхок – единичного случая контакта)).
Виды:
Государство, Федерация
Реконфедерация (СНГ, ЕС)
Нации, народы
Общая характеристика субъектов совпадает с характеристикой гос-ва, но отсутствует главный признак – суверенитет. Вместе с тем данный субъект имеет право на самоопределение и развитие и может выступать таковым, но только после признания его государствами мира.
Международные межправительственные государства (3,5 тысячи)
Данный субъект имеет следующие признаки:
-учредительный договор;
-устав;
-членство;
-орг.структуру;
-собственная юрисдикция.
Государство подобные государства (Ватикан, Мальтийский орден)
Ватикан: территория – 44 гектара, население – 1200 чел., гражданство – 400 чел., правовая система – религиозные догматы, организационная структура – во главе с Папой римским.
Территория не является собственностью, а передана по договору от 1984 года итальянской республикой в безвозмездное и бессрочное пользование.
Характеристика институтов субъектности:
Вольные города (Венеция, Новгород)
Перспективные (Транс Национальные Корпорации)
В соответствии с доктриной МП правосубъектность включает в себя правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. Это означает, что данные категории не могут рассматриваться порознь.
Полной правосубъектностью обладают только государства. Производной правосубъектностью обладают межд.организации, т.к. они могут себя реализовать только в рамках делегированных им полномочий и только в определенной сфере (Межд.Орг.Труда, ЮНЕСКО, МАГАТЭ)
Правопреемство. В результате соединения или разъединения гос.территорий возникает проблема с установлением правопреемства.
Правопреемство — переход прав и обязанностей от одного субъекта (предшественника) к другому субъекту (преемнику).
Существуют следующие теории правопреемства:
Теория «чистого листа». В этом случае вновь образованный субъект начинает свою межд.деятельность без правовых обременений.
Теория континуитета, т.е. преемник принимает на себя все правовые обязательства, но при условиях:
— у него большая часть территории;
— у него большая часть населения;
— у него имеются реальные возможности;
— он добровольно об этом заявляет.
3. Договорная, т.е. все заинтересованные стороны садятся за стол переговоров и определяют содержание своих обязательств, либо этими же лицами заключается новый договор.
Объекты правопреемства:
-договоры (Венская конвенция 1978г.)
-долги, архивы, границы территории (Венская конвенция 1988г.)
—признание – это явно выраженное или молчаливое согласие с имеющейся ситуацией, либо по поводу вновь образованного субъекта. Действие обратное признанию называется протест.
Теории признания:
-декларативная, т.е. достаточно лишь провозглашения;
-конститутивная. Смысл данной теории в том, что недостаточно заявиться. Юридическая основа может появиться только в том случае, если данное заявление подтвердят или согласятся с ним другие субъекты (респонденты).
Виды признания:
Признание территории;
Признание воюющей стороны;
Признание восставшей стороны;
Признание правительства;
Признание субъекта МП.
Формы признания:
Де-факто, т.е. признание возникшей ситуации, либо учитывание интересов стороны, но без юр.оформления.
Де-юре, т.е. полное признание с юр.оформлением отношений.
Ад-Хок, т.е. признание единичного случая контакта.
Тема. Принципы современного МП
Понятие термина принцип в МП
Источники принципов современного МП
Принципы и их общая характеристика
Принцип – это императивная жесткая норма (Джус — Когенс). Она не может меняться ни при какие обстоятельствах.
Принцип – это залог стабильности.
Принцип – правовой фундамент, т.е. все остальные норма права будут выступать в качестве надстройки.
Принцип – это позиция государства.
Эстопель – неизменная позиция государства, единожды официально заявленная.
Источники:
Устав ООН 1945г.
Венская конвенция «О принципах взаимодействия государств» 1970г.
Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975г.
Все принципы взаимосвязаны и взаимозависимы. Нельзя толковать тот или иной принцип, противопоставляя его другим.
В отдельных случаях выделяют главный общий принцип мирного сосуществования.
В6. Возникновение международного права и периодизация истории его развития.
Возникновение международного права связано с появлением государств.
В науке международного права сложилось 4 основных направления, расходящихся относительно датировки его возникновения.
1 направление: появление МП в Средневековый период.
Обусловлено евроцентристскими позициями ученых. Причем, разные его сторонники по разному датируют появление международного права – началом, серединой или концом Средних веков в зависимости от выдвинутых ими предпосылок (появление независимых государств, принципа суверенитета, папства и единой церковной организации, Реформации, Возрождения и др.) По мнению Ф. Листа (начало 20в.), «международное право могло возникнуть только тогда, когда на исходе Средних веков, наряду с Германской империей образовались и развились большие самостоятельные, сознававшие свой суверенитет христианские государства Европы (Испания, Франция, Англия, Австрия, скандинавский Север)». Наиболее ранним этапом Средневековья, которым датируют появление МП, является 13в. Часто при этом указывают на такие факторы, как появление лиг и союзов торговых и портовых городов, развитие морского права и появление первых морских кодексов (Родосские морские законы VI-VIIIвв., законы итальянского города Амальфы Xв. И др.), создание постоянных армий. Еще один аргумент – установление системы международного баланса сил (Вестфальский мир 1648г.). Ряд авторов считали, что для появления международного права необходим определенный уровень культуры государств и наличие общих культурных ценностей. Мартенс Ф.,М. Таубе, Л. Камаровский). Итак, в целом условия появления МП в Средневековья сводятся к следующему: 1) наличие определенного количества суверенных государств; 2) приблизительно одинаковый уровень культурного развития государств, который их объединяет, и осознание ими этого единого культурного единства; 3) существование у этих государств общих международных интересов; 4)осознание государствами необходимости урегулирования своих взаимоотношений нормами права.
2 направление: появление МП в древний период. На формирование такой позиции повлияли в частности археологические, этнографические и исторические открытия второй половины 19 в. Приверженцы существования МП в древний период основывали свои аргументы на существовании международных обычаев, распространенной практике заключения международных договоров и т. п., указывали они также на наличие тех или иных институтов МП (статус послов, статус иностранцев, ответственность за нарушение соглашений, выдача преступников другому государству, институты права войны, дипломатического, торгового права и др.). Основными предпосылками международного права советская доктрина считала разделение первобытного общества на антогонистические классы – появление классового общества и государства как аппарата классового принуждения в таком обществе.
3 направление: смешенные аргументы первых двух направлений. представители третьего направления говорили о появлении в период древности лишь отдельных зачатков международного права («о предыстории» международного права), а возникновение собственно его системы датировали собственно периодом Средневековья;
4 направление: возникновение МП в межплеменных отношениях. Главным основанием данной датировки явл. существовавшая уже в первобытные времена объективная необходимость урегулирования тех отношений племен, которые выходили за их границы. Условие возникновения МП ученые обозначили как «Саморегуляция первобытного общества». Ньюмелин Р. доказывал свою позицию тем, что для возникновения международного права достаточно существования определенного количества обычных социальных, моральных норм поведения между независимыми сообществами, которые их признают и придерживаются: «Первобытное моральное право создало предпосылку международного».
Периодизация:
Энциклопедии международного публичного права (г. Амстердам, 1984г.), в которых значительное место уделено истории, выделяются следующие периоды: от древности до Первой мировой войны; период между двумя мировыми войнами; период после Второй мировой войны.
Периодизация Г. Греве:
1. Испанский период (1494 — 1648 гг.).
2. Французский период (1648 — 1815 гг.).
3. Британский период (1815 — 1919 гг.).
4. Период англо-американской мировой гегемонии (1919 — 1944 гг.).
5. Период американо-советского соперничества.
Ученые сегодняшнего дня приводят следующую периодизацию истории международного права, не исключая древность:
1. От 4 тыс. до н.э. до 476 г. н.э. — период, иногда называемый «предысторией международного права». Это время распада родоплеменных отношений, образования ранних рабовладельческих государств, время зарождения первых норм международного права, период рабовладельческой общественно-экономической формации.
2. От 476 г. н.э. (падение Римской империи) до 1648 г. (Вестфальский конгресс). Данный период называют международным правом Средних веков, и он соответствует феодальной общественно-экономической формации. Это период развития норм феодального международного права.
3. От 1648 до 1919 г. Данный период называют периодом классического международного права, он соответствует периоду становления капиталистического производства.
4. От 1919 до 1945-6 г. — период перехода от классического международного права к современному, или период перехода от Статута Лиги Наций к Уставу ООН.
5. Период современного международного права. Его называют «право Устава ООН».
Развитие международного права в Древнем мире и в Средние века существенно отличалось. В каждом регионе Древнего мира (Месопотамия, Египет, Индия, Китай и др.) развивались свои специфические международно-правовые институты, которые в Средние века отражали новую ступень общественного развития. Главными регионами, в которых феодальные отношения развивались наиболее интенсивно и которые оказали особое влияние на формирование международного права Нового времени, являлись Византия, Киевская и Московская Русь, а также Западная Европа.
или то же самое, по сути, только конкретнее:
1. Предыстория международного права. Древние века. Субъектами международных отношений были не государства, а их властители. Широкое распространение получили договоры. Они служили осуществлению не только внешних, но и внутренних функций. Средние века (VI-XVI вв.). В силу исторических условий главным регионом, где была подготовлена почва для создания международного права, оказалась Европа. В период Средневековья накопились значительные традиции в сфере дипломатических отношений, переговорной практики, международной торговли (особенно морской), ведения и прекращения войны и т. д., что подготовило в конечном счете возникновение международного права как такового.
2. Классическое международное право. В Средние века возникает наука международного права. Ее основоположником принято считать Гуго Гроция. В 1625 г. он издал труд «О праве войны и мира», охвативший все основные вопросы международного права. Большой шаг вперед в развитии международного права был сделан Великой французской революцией. Основами внешней политики Франции были провозглашены «всеобщий мир и принципы справедливости», отказ от всякой войны с целью завоевания. Международное право стало необходимым регулятором значительного объема международных отношений. Наметились сдвиги и в национальном праве, которое, например, закрепило привилегии иностранных дипломатов, установило правовой режим иностранцев.
3. Переход от классического к современному международному праву (1919-1946 гг.). В 1919 г. державы-победительницы решили создать Лигу Наций и приняли ее уставный документ — Статут. Была учреждена первая всеобщая политическая организация, «призванная обеспечить мир и сотрудничество между государствами. На англо-советско-американской конференции 1943 г. в Москве было принято решение о необходимости учреждения всеобщей международной организации, основанной на принципе суверенного равенства. В июне 1945 г. Конференция Организации Объединенных Наций (ООН) в Сан-Франциско приняла Устав ООН, который положил начало современному международному праву. 4. Современное международное право. Фундамент современного международного права был заложен Уставом ООН. В политическом плане положения Устава отражали новое мышление. В основу международного права был положен принцип сотрудничества. Он предписывал отказ от доминировавшей на протяжении веков концепции господства силы и замену ее концепцией господства права. Одной из самых типичных черт современного международного права является утверждение в нем прав человека. Из совокупности норм международное право превратилось в систему на базе единых целей и принципов.
Периодизация истории — Википедия
Периодизация истории — особого рода систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определённые хронологические периоды. Эти периоды имеют те или иные отличительные особенности, которые определяются в зависимости от избранного основания (критерия) периодизации. Для периодизации могут избираться самые разные основания: от смены типа мышления (О. Конт, К. Ясперс) до смены способов коммуникации (М. Маклюэн) и экологических трансформаций (Й. Гудсблом). Многие учёные для создания периодизации используют экономико-производственные критерии: это как социально-экономические отношения и средства производства (марксистская теория формаций), так и основная сфера производства (теория индустриального и постиндустриального общества; периодизация по принципам производства Л. Е. Гринина).
Формационный подход[править | править код]
В советской исторической науке наибольшее распространение получила схема пяти формаций (так называемая «пятилетка»), которая была разработана советскими учёными на основе произведений Маркса и Энгельса, в частности работы «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Фридриха Энгельса. Суть концепции заключалась в том, что любое человеческое общество проходит в своём развитии пять последовательных этапов — первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую формации. Данная схема в качестве непререкаемой догмы вошла во все учебные и справочные марксистские издания, а советские историки прикладывали значительные усилия, чтобы найти последовательную смену формаций в истории любого общества.
Так называемые «творческие марксисты» воспринимали пятичленную схему как главный ошибочный конструкт марксистской теории и именно против неё были направлены их основные критические высказывания. В очень высокой степени развитие творческого марксизма в СССР следует связывать с дискуссией об азиатском способе производства — шестой формации, существование которой постулировал Маркс, но отвергали советские учёные.
Исходя из озвученных в ходе дискуссии новых идей сформировались новые формационные схемы, отличные от схемы пяти формаций. В одних концепциях формаций шесть — между первобытностью и рабовладением исследователи располагают «азиатский (политарный) способ производства» (Семёнов, Коранашвили, Капустин, Нуреев и др.). В других формаций четыре — вместо рабовладения и феодализма «большая феодальная формация» (Кобищанов) или единая докапиталистическая формация — «сословно-классовое общество» (Илюшечкин). Кроме однолинейных формационных схем, появились многолинейные, фиксирующие отличия развития западной цивилизации и незападных обществ. Многолинейный подход к всемирной истории наиболее последовательно отстаивал Л. С. Васильев.
По состоянию на 2011 год, одним из наиболее последовательных сторонников формационной теории остаётся Ю. И. Семёнов. Он создал глобальную формационную (эстафетно-формационную) концепцию мировой истории, согласно которой, ни одно общество не обязано проходить все формации, на чём настаивала советская историческая наука. Последние общества не проходят той стадии, на которой находились первые, не повторяют их движение. Выходя на магистраль человеческой истории, они сразу начинают движение с того места, на котором остановились ранее некогда передовые общества.
Цивилизационный подход[править | править код]
В отличие от стадиальных теорий, в том числе марксистской, цивилизационный подход рассматривает исторический процесс в другой плоскости, не в диахронной «вертикали», а в пространственном «горизонтальном» измерении. Сторонники такого подхода полагают, что выделение равноценных цивилизаций позволяет избежать вопроса о прогрессе в истории, а значит — избежать градации развитых, развивающихся и неразвитых народов.
Считается, что основные идеи циклического понимания истории были сформулированы ещё в работах Джамбаттисты Вико. Однако наиболее чётко данный подход впервые был изложен в книге Генриха Рюккерта «Учебник мировой истории в органическом изложении» (1857). Однако наиболее обстоятельно цивилизационная теория была сформулирована в 12-томном сочинении А. Тойнби «Постижение истории». Тойнби выделил около 30 цивилизаций, отличающихся уникальными неповторимыми чертами. Причинами возникновения цивилизаций служили «вызовы» внешней среды. Каждая из цивилизаций проходила в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома и распада. Внутренняя структура цивилизаций основывалась на функциональном членении на «творческое меньшинство», массы, «пролетариат».
Уже давно обнаружились слабые стороны цивилизационного подхода. Во-первых, не удалось выявить объективных критериев, по которым выделяются цивилизации. По этой причине их число сильно отличается у разных авторов, и возможны различные спекуляции (вплоть до сведения любого народа к особой цивилизации). Во-вторых, не верно отождествление цивилизаций с живыми организмами. Время существования цивилизаций различно, периоды взлета и упадка могут случаться неоднократно. В-третьих, причины генезиса и упадка разных цивилизаций различны.
Цивилизационная теория была популярна в мировой науке полвека назад, ныне она находится в кризисном состоянии. Зарубежные ученые предпочитают обращаться к изучению локальных сообществ, проблематике исторической антропологии, истории повседневности. Теория цивилизаций наиболее активно разрабатывается в последние десятилетия (как альтернатива евроцентризму) в развивающихся и постсоциалистических странах. За этот период количество выделенных цивилизаций резко возросло — вплоть до придания цивилизационного статуса едва ли не любой этнической группе. И. Валлерстайн охарактеризовал цивилизационный подход как «идеологию слабых», как форму протеста этнического национализма против развитых стран «ядра» современной мир-системы.
Теории модернизации[править | править код]
[1]
Теория модернизации — теория, призванная объяснить процесс модернизации в обществах. Теория рассматривает внутренние факторы развития любой конкретной страны, исходя из установки, что «традиционные» страны могут быть привлечены к развитию таким же образом, как и более развитые. Теория модернизации делает попытку определить социальные переменные, которые способствуют социальному прогрессу и развитию общества, и предпринимают попытку объяснить процесс социальной эволюции. Хотя никто из учёных не отрицает сам процесс модернизации общества (переход от традиционного к индустриальному обществу), сама теория подверглась значительной критике как со стороны марксистов, так и представителей идеи свободного рынка, так и сторонников теории зависимости по той причине, что представляет упрощённое представление об историческом процессе.
Подход, в котором история рассматривается в процессе усовершенствования, улучшения или обновления, именуется «модернизационный подход». В плане исторического значения модернизационный подход рассматривает историю как процесс перехода от традиционного общества к модерному обществу, от аграрного общества к индустриальному. Главной целью модернизационного подхода является изучение модернизации.
Господствовавшая в американской социологии в середине XX века[1], во многом благодаря таким фигурам, как Толкотт Парсонс и Сэмуэл Хантингтон, в 1960 годы она была подвергнута резкой критике, вызванной несоответствиями положений теории наблюдаемым социальным процессам в модернизирующихся обществах, и в результате была отвергнута как социологическая парадигма[2][3][4]; окончательный разгром Хантингтона состоялся в 1972-1973 годах, усилиями Иммануила Валлерстайна и Чарльза Тилли[5]. Позднейшие попытки возрождения теории связывались с концепциями «конца истории» и столкновения цивилизаций, имевшими в большей степени идеологический характер[2].
Неоэволюционизм[править | править код]
Понятие неоэволюционизм возникло в середине 50-x годов XX века благодаря работам американского этнолога Лесли Уайта и американского антрополога Джулиана Стюарда. В основе неоэволюционизма сохранились основные постулаты традиционного эволюционизма, но вместо идеи однолинейного развития культуры неоэволюционистами были предложены несколько концепций эволюции, таких как теория общего и частного развития, закон культурной доминанты и др. Неоэволюционисты опирались в своих работах не на философию или историю, а на конкретные науки, непосредственно имеющие дело с социальными изменениями. Это такие дисциплины, как палеонтология, археология, этнология и историография.
Неоэволюционисты рассматривали историю общества как совокупность замкнутых систем, развивающихся в разных направлениях. Такое развитие являлось результатом приспособления человека к различным экологическим средам. Существует три типа эволюционной концепции: однолинейная, универсальная и многолинейная. Концепция однолинейной эволюции требует наличия универсальных стадий последовательного развития социокультурных систем — таких, например, как «дикость — варварство — цивилизация». В настоящее время она не применяется. Идея универсальной эволюции заключается в обнаружении глобальных изменений, имеющих форму развития. Теория многолинейной эволюции допускает существование множества приблизительно одинаковых путей социокультурного развития и установка всеобщих законов эволюции не является её целью.
Мир-системный анализ[править | править код]
Мир-системный анализ исследует социальную эволюцию систем обществ, но не отдельных социумов, в отличие от предшествующих социологических подходов, в рамках которых теории социальной эволюции рассматривали развитие прежде всего отдельных обществ, а не их систем. В этом мир-системный подход сходен с цивилизационным, но идет несколько дальше, исследуя не только эволюцию социальных систем, охватывающих одну цивилизацию, но и такие системы, которые охватывают более одной цивилизации или даже все цивилизации мира. Этот подход был разработан в 1970-е гг. А. Г. Франком, И. Валлерстайном, С. Амином, Дж. Арриги и Т. дос Сантосом. В качестве важнейшего предшественника мир-системного подхода, заложившего его основы, обычно рассматривается Ф. Бродель. Поэтому не случайно, что главный мировой центр мир-системного анализа (в г. Бингхэмптон, при Университете штата Нью-Йорк) носит имя Фернана Броделя.
Религиозный подход[править | править код]
В связи с существованием религий, основанных, в большинстве, на легенде об Адаме и Еве, из-за которой появилась традиция всеобщего ношения одежды,[2] а также связанных с этим повторяющихся процессов, а именно: текстильной промышленности, мебельного производства, для хранения одежды, строительства, для хранения мебели, военного дела, для охраны строений, — люди, для поддержания общепринятых традиций, из поколения в поколение, привыкли заниматься одними и теми же видами деятельности, как на индивидуальном уровне, так и глобальном, что приводит к периодам повторения истории.
- Гринин, Л. Е. 2006. Производительные силы и исторический процесс. Изд. 3-е. М.: КомКнига [1].
- Гринин, Л. Е. 2006. Периодизация истории: теоретико-математический анализ // История и Математика: проблемы периодизации исторических макропроцессов. / Ред. Коротаев А. В., Малков С. Ю., Гринин Л. Е. М.: КомКнига/УРСС. С. 53-79. ISBN 978-5-484-01009-7.
- Гринин, Л. Е. 2006б. Методологические основания периодизации истории. Философские науки 8: 117—123; 9: 127—130.
- Крадин, Н. Н. 2008. Проблемы периодизации исторических макропроцессов [2].
- Гринченко С. Н. История человечества с кибернетических позиций // История и Математика: Проблемы периодизации исторических макропроцессов. М.: КомКнига, 2006. С. 38-52.
- Мун С. М. Периоды провиденциальной истории и определение их продолжительности // Божественный принцип. М.: Новый центр, 1998. С. 319—343. ISBN 5-89117-018-3
- Сорокин, П. А. 1992. О так называемых факторах социальной эволюции // Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество, с. 521—531. М.: Политиздат.
- Шофман, А. С. 1984 (ред.). Периодизация всемирной истории. Казань: Изд-во Казанского университета.
- Ясперс, К. 1994. Смысл и назначение истории. М.: Республика.
- Bell, D. 1973. The Coming of Post-Industrial Society. New York:Basic Books.
- Comte, O. 1974 [1830−1842]. Cours de philosophie positive // The essential Comte: selected from Cours de philosophie positive / Edited and with an introduction by Stanislav Andreski. London: Croom Helme.
- Goudsblom, J. 1996. Human History and Long-Term Social Processes: Toward a Synthesis of Chronology and Phaseology // The Course of Human History. Economic Growth, Social Process, and Civilization / Ed. by J. Goudsblom, E. L. Jones, and S. Mennel, p. 15-30. New York, NY: Sharpe.
- Green, W. A. 1992. Periodization in European and World History // Journal of World History 3(1): 13-53.
- Green, W. A. 1995. Periodizing World History // History and Theory 34: 99-111.
- Grinin, L. E., and A. V. Korotayev. 2006. Political Development of the World System: A Formal Quantitative Analysis // History & Mathematics. Historical Dynamics and Development of Complex Societies / Ed. by P. Turchin, L. Grinin, V. de Munck, and A. Korotayev. Moscow: URSS.
- Toffler, A. 1980. The Third Wave. New York.
- White, L. A. 1959. The Evolution of Culture; the development of civilization to the fall of Rome. New York: McGraw-Hill.