Вред наушников: какой вред здоровью наносят наушники и какая громкость
Последние статистические данные говорят о возросшем спросе на наушники различных видов. Выводы специалистов, проведенные на основании исследований в московском метрополитене, подтверждают, что 80% пользователей портативных мобильных устройств, постоянно слушают музыку, находясь в транспорте. Относительно расчетов предыдущих лет, количество людей, использующих такие гаджеты, возросло в три раза.
Такие вычисления подтверждаются при виде молодежи в спортзале, библиотеке и просто – на улице. Количество изготавливаемых аксессуаров для прослушивания аудиозаписей растет с каждым годом. Если раньше наушники позволяли кроме музыки услышать некоторые громкие звуки окружающей среды, то современные модели изолируют пользователя от всего, что происходит вокруг.
Наносят ли наушники вред здоровью
Содержание статьи
Исследователи выявили, что в последние 10 лет рост количества молодых людей, у которых снижается слух после 30-ти так, как это было свойственно раньше пенсионерам после 60-ти лет. Специалисты связывают такую тенденцию с использованием наушников, а медиками доказано их пагубное воздействие на органы слуха. При этом, никто не говорит, что от наушников можно оглохнуть.
Использование аксессуаров для периодических разговоров по телефону или изучения языков не наносит вреда ушным раковинам. Проблемы возникают именно при прослушивании музыки, особенно при громкости свыше 100 дБ. А подростки любят прослушать любимые мелодии, увеличивая звук, часто ухудшая качество воспроизведения музыкальной композиции.
ВНИМАНИЕ! Пользователи наушников по роду своей профессиональной деятельности, меньше страдают от ухудшения слуха. Диспетчеры, радисты пользуются этим аксессуаром периодически, и не используют на максимальной мощности.
Для человеческого уха нормальным считается восприятие звука на уровне 30 дБ. Работа технологического оборудования, крики, шум транспортных средств, который превышает 80 дБ, считается вредным для органов слуха. Такой уровень соответствует шуму в метро. А наушники выдают непосредственно в ушную раковину до 120 дБ, что соответствует громкости работы реактивного двигателя самолета, измеренную на расстоянии 50 метров.
СПРАВКА! Машинистам наземного и подземного железнодорожного транспорта, в соответствии с требованиями охраны труда, необходимо использовать «беруши» – приспособление, изолирующее ушную раковину от шума. Они похожи на наушники вкладыши, но предназначены только для защиты слуха.
Кроме ушей, как доказали медики, страдает весь организм человека. Основные симптомы такого воздействия это:
- головокружение;
- быстрая утомляемость;
- нервозность;
- звон в ушах;
- головные боли;
- скачки давления.
Учеными доказано, что использование аксессуаров для прослушивания громкой музыки, приводит к полной потере слуха. Современные подростки применяют гаджеты именно с такой целью, не задумываясь о последствиях, к которым это приведет.
Самые вредные и самые безвредные наушники
Производители аксессуаров для мобильных устройств, предлагают пользователям большой выбор акустических приспособлений для прослушивания аудиозаписей. К ним относят:
- вкладыши или вакуумные;
- таблетки;
- накладные;
- мониторинговые.
Фиксируя силиконовым или резиновым уплотнителем вакуумные гаджеты в ушной раковине, пользователь изолирует себя от внешних звуков. Колебания волн, которые передаются непосредственно барабанной перепонке, наносят огромный вред слуховому органу. По утверждению специалистов сурдологов, при использовании таких наушников на протяжении более 5-ти лет, патологические болезненные процессы становятся необратимыми и приводят к потере слуха, поэтому такие аксессуары считаются самыми опасными.
Среднестатистический обладатель мобильного устройства пользуется таблетками, которые часто входят в комплектацию телефонов. Особая конструкция направляет звук к барабанной перепонке, отражаясь от стенок органов слуха, уменьшая нагрузку восприятия. Слабая звукоизоляция не позволяет получить хорошего качества воспроизводимых записей, при этом оказывает меньше вредного влияния при пользовании.
Накладные гаджеты прижимаются к ушам благодаря дужке, которую располагают сверху головы или на затылке. Вред от них меньше, чем от вкладышей, а качество не всегда устраивает пользователей.
Мониторинговые наушники полностью, а некоторые модели – частично закрывают уши от внешнего окружения. Используются такие модели при профессиональной необходимости в работе или меломанами. Принято считать, что такой вид аксессуаров наносит меньший вред органам слуха, т.к. проходя через поверхности ушной раковины, вибрационные колебания смягчаются и барабанная перепонка воспринимает музыку безболезненно.
ВАЖНО! Выбирая любой из перечисленных аксессуаров, необходимо помнить о том, что каждый из них способен, в большей или меньшей степени, нанести вред слуху.
Оказывает ли высокая громкость вред ушам
Исследования ученых показали, что любители рок-музыки, прослушивают записи, при увеличении звука в наушниках до 90-130 дБ, получая при этом, положительные эмоции. Именно такое использование аксессуаров, приводит меломанов к ухудшению слуха.
Поначалу, паузы между прослушиванием музыки на такой громкости, позволяют восстанавливаться слуховым функциям в течение суток. Но, со временем, при частом использовании гаджетов, качество восприятия окружающих звуков – ухудшается. Поэтому, сурдологи рекомендуют использовать аксессуары, только на среднем или низком уровне звуковых колебаний.
Маленькое расстояние от источника звука до барабанной перепонки увеличивает риск ухудшения слуха. Специалисты исследовали влияние различных моделей аксессуаров и утверждают, что вакуумными гаджетами можно пользоваться не больше 1 часа в сутки. Накладные и таблетки – не более 3-х часов.
При использовании мониторинговых наушников профессионально, необходимо стараться чаще их снимать. Прослушивание музыки с применением такого аксессуара не должно превышать 4-х часов в день.
Изучив особенности пагубного влияния современных гаджетов на здоровье человека, приобретая наушники, пользуются ими лишь при необходимости. Важно помнить также о том, что применяя такой аксессуар на улице или в транспорте, восприятие окружающей среды становится неполноценным и можно легко стать жертвой обстоятельств, которых можно избежать, пользуясь гаджетом только в безопасной обстановке.
вред и польза для мозга и организма
Как и любая вещь, наушники могут принести как вред, так и пользу для мозга и организма человека.
Вполне очевидно, что эта вещь, особенно если наушник может вставляться в ухо, очень удобна – она позволяет отключиться от окружающего шума, не слышать чужие, часто раздражающие, разговоры в транспорте, использовать время, уходящее на перемещение по городу с пользой – слушая аудиокниги или же просто любимую музыку.
Также эта вещь позволяет не мешать другим, к примеру, смотря фильм в три часа ночи, или же наслаждаясь специфичными музыкальными произведениями.
Однако все чаще и чаще можно столкнуться с мнениями о том, что использование наушников приносит вред, и достаточно опасно, как для слуха, так и непосредственно для мозга. Безусловно, какое-то воздействие использование этой удобной со всех точек зрения вещи оказывает, и, поскольку, наушники бывают разными, то и последствия от их воздействия также различны.
Какими бывают наушники и как они могут навредить?
На сегодняшний день на прилавках магазинов представлены следующие виды этого аксессуара:
- Внутриканальные, или же – вакуумные.
- Вставные, или же – «таблетки».
- Накладные.
- Мониторинговые, то есть – студийные.
Внутриканальные
Вакуумные, или же, как часто их называют продавцы в салонах электроники и бытовой техники, «вкладыши» – самая популярная и востребованная разновидность аксессуаров для прослушивания.
Это обусловлено узконаправленной концентрацией звукового потока и полной изоляцией как самого слушающего от других шумов, так и окружающих от того, что прослушивается, ведь «ушки» вставляются непосредственно в сам слуховой канал.
Именно в этом и заключается помимо очевидного удобства, опасность их использования. Поток звука непосредственно направлен на барабанные перепонки, если представить его в цвете, то это будет узкий луч, упирающийся точечно в орган, совсем как световая указка.
При использовании мощности лишь на две трети, через 4-5 лет регулярного прослушивания гарантировано снижение слуха на 40%, при половинной мощности – через 2-3 года можно оглохнуть «вполовину».
Полная мощность не только повлияет на слух – она вызовет сильную стимуляцию мозга и перенапряжение, перевозбуждение центральной нервной системы, что неизбежно приведет к таким последствиям, как:
- хронические головные боли;
- подергивание глазного нерва и снижение качества зрения;
- быстро наступающее раздражение, приступы агрессии.
В принципе, воздействие узконаправленного звукового потока в своих последствиях для здоровья нервной системы сходно с результатами употребления синтетических наркотиков.
Однако это в первую очередь касается не использования самих наушников, а громкости и частоты звука в них. Если, к примеру, слушать радиоспектакль на мощности в четверть от максимальной, то абсолютно никаких негативных последствий не будет.
То есть при использовании вакуумных «ушек» нужно всего лишь ограничить громкость воспроизведения, о чем, кстати, написано в руководстве по эксплуатации, которое, к сожалению, редко кто читает.
Вставные
«Ушки-таблетки» – предшественники вакуумных «вкладышей», они также вставляются в уши, но не в слуховой канал, а в ушную раковину. В отличие от внутриканальных, эта разновидность не обеспечивает полную звуковую изоляцию, и сама звуковая волна попадает в слуховой канал «объемно», отражаясь от внутренних стенок ушной раковины, то есть – преломляясь, что в какой-то степени, сказывается на чистоте звучания.
Опасность таких наушников в том, что они не изолируют уши полностью, соответственно, человек, к примеру, в транспорте или на шумной улице, рефлекторно делает звук громче, чтобы перекрыть окружающие шумы, и, разумеется, превышает допустимые безопасные пределы мощности.
Профессиональные «таблетки», которые используют для подачи в ухо «минусовки» музыканты на сцене существенно отличаются от доступных в магазинах бытовых вариантов, совмещая в своих характеристиках свойства внутриканальных и вставных, при наличии желания и свободных финансовых средств, можно приобрести подобные «ушки» в любом профессиональном музыкальном магазине, попутно рассмотрев гитары и синтезаторы.
«Таблетки» с анатомической точки зрения не представляют непосредственной угрозы ни барабанным перепонкам, ни клеткам мозга, однако именно при их регулярном использовании наиболее часто наступают такие последствия. Как:
- Снижение или полная потеря слуха.
- Образование опухолей в височных долях мозга.
- Поражение и дисфункция глазного нерва.
- Быстрое падение уровня зрения.
- Разрушения и трещины в зубной эмали и в теле зубов, особенно коренных.
Это происходит по причине того, что люди рефлекторно делают «громче», пытаясь перекрыть окружающие звуки, тем самым причиняя вред себя и заставляя слушать свой аудиоассортимент всех окружающих.
Поэтому отправляясь за наушниками, стоит точно представлять, какой цели вещь должна служить. Если для прослушивания аудиокниги перед сном или ночного просмотра фильмов – то «таблетки» будут идеальны, но, если цель – изолировать раздражающие внешние шумы, этот вид аксессуара для ушей окажется совершенно бесполезен.
Накладные
Большие внешние «ушки», которые не нужно вставлять в само ухо и к виду которых привыкло среднее и старшее поколение.
Достаточно неудобны для использования в общественных местах из-за низкой звукоизоляции, однако, очень слабо влияют на барабанные перепонки и практически не оказывают воздействия на нервную систему, даже при громком уровне звука.
В последнее время уверенно становятся модным аксессуаром, демонстративно носимым на шее подростками, что достаточно хорошо, поскольку этот вид вполне безопасен, по сравнению со вставными моделями, хотя превышать мощность больше чем наполовину все же не рекомендуется.
Студийные
Это доступный в обычных магазинах вид профессиональных наушников, используемых при аудиозаписи.
Обладают идеальной звукоизоляцией, поскольку их форма повторяет анатомию ушной раковины. Также характеризуются «рассеянной» подачей звукового потока, то есть, сколько бы децибел в таком аксессуаре ни звучало, на срединное ухо и саму перепонку воздействие будет минимально.
Однако, несмотря на очевидные плюсы, на улицах такие «ушки» встречаются крайне редко. Это обусловлено следующими моментами:
- высокая цена;
- необходимость индивидуального подбора размера;
- значительный вес.
Полностью безопасных «ушек» не бывает, однако то, станут ли они причиной неполадок со здоровьем или же нет, зависит исключительно от того, как именно ими станут пользоваться владельцы.
Видео: вред наушников.
Есть ли польза от наушников?
Если с тем, вредны ли наушники, все относительно понятно, то с тем, есть ли от них польза ситуация не так ясна.
Между тем полезные моменты есть, самые очевидные из них, это:
- Возможность изолировать себя от окружающих.
- Слушать то, что нравится, не мешая другим, в любое время суток.
Помимо таких социальных, по сути, моментов, есть достаточно любопытные экспериментальные медицинские заключения, касающиеся использования вакуумных «ушек»:
- В очищении ушных каналов, то есть – «вышибании» серных пробок.
- В дроблении и последующим самопроизвольном выходе гнойных бляшек из лицевых пазух при гайморитах.
- В купировании обострений при шизофрении.
- В борьбе с мигренями.
Достаточно интересны эксперименты в области изучения влияния направленного звукового потока, которые, вполне возможно, приведут к новым методикам лечения или же, новому медицинскому оборудованию.
Вред наушников для здоровья человека зависит исключительно от самого человека, вещь при правильной эксплуатации и изначально верном подборе никакого вреда причинить не сможет. Поэтому перед тем как приобретать этот аксессуар, нужно точно определиться с тем, каким целям он будет служить, как именно использоваться и, купив нужные «ушки». Обязательно прочитать все рекомендации по их эксплуатации.
польза и вред низких частот / Stereo.ru
«Здравствуйте, меня зовут Максим и я слушал музыку в наушниках с раздутым басом», — так стоит начать этот материал, поскольку пристрастие к мощным басам сродни наркомании: легко подсесть, но трудно вернуться к нормальной жизни.
В обычном Hi-Fi и даже в автомобильном аудио дела обстоят несколько проще. Если в шкафу зазвенела посуда, а в машине задребезжала обивка, всем понятно, что с басом немного перестарались. Что касается прослушивания музыки в наушниках — тут всё не столь очевидно. Можете провести незамысловатый эксперимент: добавьте в эквалайзере бас и послушайте музыку минут пять-десять. Поначалу будет непривычно: звук тяжелый, глухой, давящий, возможно, даже вызывающий физический дискомфорт. Но через некоторое время мозг адаптируется, и возвращение к ровному звуку будет сопровождаться серьёзной ломкой — баса будет сильно не хватать, даже в том случае, если изначально его глубина и количество были оптимальными.
Историческая справка
Всё началось с понятия качественного звука, которое подразумевало не только низкий уровень шумов и искажений, но и охват максимально широкого диапазона частот, чем не могли похвастать наушники в начале эпохи портативного аудио. Из всех преимуществ Hi-Fi, бас — наиболее понятный и очевидный плюс, поэтому именно он стал для многих покупателей одним из ключевых признаков качественного звука. А тут ещё в моду вошел хип-хоп, а вслед за ним и танцевальная клубная музыка.
Маркетологи быстро зацепились за эту идею, создав всевозможные технологии усиления баса. Bass Boost, Extra Bass, Mega Bass и тому подобные надписи на плеерах и наушниках быстро убедили потребителя, что в хорошей портативной технике баса должно быть много или очень много.
Системы усиления баса изначально ставились только в дорогие версии плееров и считались признаком высокого качестваНо между более глубоким басом, который предлагала Hi-Fi техника, и технологиями усиления баса, которые использовали в плеерах и наушниках, на самом деле нет ничего общего. Глубокий бас — это возможность аппаратуры воспроизвести чуть больше нижних нот, чем мы слышим обычно. Понимая, что неподготовленного человека удивить этим будет довольно сложно, а технику при этом придётся совершенствовать довольно серьёзно, маркетологи пошли по пути подмены понятий. Технологии усиления баса не расширяли частотный диапазон в сторону более глубокого баса, они просто форсировали имеющийся средний или верхний бас, чтобы он звучал громче остального диапазона частот. С точки зрения качества звука, это вовсе не плюс, а скорее большой минус, ведь увеличение громкости одной части воспроизводимого диапазона частот приводит к нарушению тонального баланса.
Народу нравится
Однако, имея возможность регулировать количество баса с помощью эквалайзера или специальных технологий, пользователи чаще всего выбирают именно басовитый вариант. Помимо банальной распиаренности идеи басовитости (как показателя качества), могут быть и другие причины.
Первая — возможности наушников воспроизводить НЧ диапазон. У некоторых моделей отдача по басу заканчивается примерно в той области, в которой работают басовые усилители, поэтому подъём баса на уровне источника в данном случае лишь компенсирует недостаток баса в наушниках.
Наушники созданные на заре эры портативного аудио не были способны воспроизводить глубокий бас, что стало естественным стимулом для повышения интереса потребителей к низкочастотной областиВторая — условия прослушивания. На шумной улице или в транспорте фоновый шум осложняет восприятие музыки, маскирует значительную часть звуков в области средних и нижних частот. Умеренное усиление басовой области в данной ситуации вполне уместно, поскольку делает более слышимой ту часть спектра, которая маскируется фоновым шумом.
Третья причина лежит в совершенно иной плоскости и касается в большей степени психологических аспектов восприятия музыки. Когда музыка нравится, возникает естественное желание прибавить громкости. Однако простое увеличение громкости может сделать звучание некомфортным из-за верхних и средних частот, к которым слух более чувствителен. Если же усилить только басовую область, это воспринимается как общее усиление громкости, но дискомфорта на средних и верхних частотах не возникает. Кроме того, именно в басовой области находятся основные ритмические структуры музыки. Смещая акцент на простые ритмы, мы создаём иллюзию более энергичного и «драйвового» звука.
На самом деле
Что же происходит со звуком при усилении баса на самом деле? Подъём НЧ-области не только перемещает акценты на более примитивные базовые ритмы музыки, но ещё и маскирует более информативную и сложную ритмически СЧ-область. Верхние частоты уходят на задний план. В результате сложная музыка звучит уже не столь интересно. Тонкая игра перкуссии, тембры голосов, призвуки живых инструментов заметно упрощаются. Нарушение тонального баланса делает звучание глухим, тёмным и замедленным.
Форсирование НЧ-области можно считать приемлемым только для клубной электронной музыки, да и то лишь для тех стилей и направлений, в которых бас и ритм-машина являются основным выразительным средством. Если же включить, скажем, блюз, мы получаем доминирование ритм-секции над голосом и соло-гитарой, отчего все блюзовые композиции начинают казаться скучными и однообразными.
Некоторые музыкальные жанры не сильно страдают от форсирования басового диапазона, но это скорее исключениеЕсть мнение, что форсированный бас хорошо подходит для тяжелой музыки, что под Rammstein или Megadeath, как и под «клубняк», стоит прибавить баса. Действительно, основной ритм в индастриал и тяжелом металле играет значимую роль, но послушайте тот же Rammstein без форсированного баса и вы будете удивлены, насколько интересна эта группа в музыкальном плане, насколько сложные и разноплановые композиции. И услышите, что основной ритм и энергетику композиций чаще всего задаёт ритм-гитара и вокал, а акцент на басу и барабанах присутствует далеко не во всех композициях. Многие металлические альбомы целенаправленно пишутся с небольшим уровнем баса, потому что доминирование низкочастотной области лишит звучание эффекта интенсивности и яркости.
Для живой музыки, будь то акустический джаз, вокал, фолк или классика, наиболее важна разборчивость и четкость в среднечастотном диапазоне, а бас должен быть либо вровень с остальным диапазоном, либо даже в дефиците, чтобы не бросить тень на средние частоты. Иными словами, практически любой музыке хороший бас не повредит, но если он начинает солировать — ничего хорошего из этого не выйдет.
Сядет всё!
Как я уже упоминал вначале, наушники, в отличие от домашнего и автомобильного аудио, практически не имеют ограничений для экспериментов со звуком, поэтому производители не ограничивают себя в плане настройки, а пользователи — в плане запросов. Прослушивание наушников в шумных местах также способствует тому, чтобы поиграться с эквалайзером и добавить недостающих частот. Не имея возможности слышать естественные звуки извне, мозг легче адаптируется к любым, даже весьма серьёзным изменениям АЧХ наушников.
Когда наушники с усиленным басом стали модными, многие производители стали раздувать бас в своих моделях в надежде повторить успех лидеров рынкаВ итоге можно получить настолько раздутый бас, что его эквивалент воспроизведенный акустикой в комнате показался бы вам самим весьма странным и даже неприемлемым. И самое забавное: в результате постоянного и продолжительного прослушивания музыки в наушниках с высоким уровнем баса, наушники и акустика с нормальным тональным балансом будут казаться чересчур яркими, звонкими и «совсем без басов».
Казалось бы, что тут такого? Ну, нравится людям много баса — и пусть себе слушают. Но и тут не лишним будет напомнить, что с точки зрения физики более низкая частота подразумевает большую энергию волны и больший уровень звукового давления. Это значит, что у любителей басовитых наушников как минимум быстрее сядет батарейка в телефоне, а как максимум — «сядет» ещё и слух. Кому и зачем это нужно?
Кто виноват и что делать?
Оценивая звучание НЧ диапазона, не стоит забывать, что некоторая нечеткость и смазанность басовых нот может быть обусловлена способностями усилителя. Недостаточный коэффициент демпфирования или малая мощность приводят именно к такому эффекту. Но если речь идёт о характерной АЧХ с усиленным воспроизведением баса, повышение качества усиления не помогает, и становится ясно, кто виноват.
Если вы находитесь только в процессе выбора наушников — можно поискать модель с более ровным звуком, но если вдруг вы обнаружили, что ваши любимые наушники чрезмерно басовиты, а расставаться с ними всё же не хочется, есть несколько способов исправить положение. Самое простое — это эквалайзер, с помощью которого можно убавить бас настолько, насколько это нужно. Использование портативного усилителя может также дать коррекцию низкочастотной области, если в нём реализована функция управления басом. Даже сменный кабель можно подбирать с целью снижения отдачи по басу. Такими свойствами обладают в первую очередь тонкие кабели и кабели с посеребрёнными жилами.
Контрабас — один из немногих инструментов, звучащих в области нижнего баса, основные тона большинства инструментов приходятся на верхний бас и среднечастотный диапазонМожно изменить отдачу по басу и более радикальным способом — путём вмешательства в конструкцию наушников. Если они имеют так называемое полуоткрытое акустическое оформление, когда в закрытой чашке наушника есть небольшое калиброванное отверстие или сразу несколько отверстий. Именно этот элемент настройки звука отвечает за расширение и усиление басовой области. С помощью кусочка скотча несложно будет превратить конструкцию наушников из полуоткрытых в закрытые, и посмотреть, что из этого получится. Эффект может быть различным, в том числе этот эксперимент даёт шанс достичь и желаемой нормализации НЧ-диапазона. Если звук в закрытом варианте устраивает больше, результат можно закрепить, прикрыв отверстия каким-нибудь более культурным способом.
Итог
Говоря конкретно о басовитых наушниках, я не могу рекомендовать их к ежедневному использованию. Это лишает слушателя большого количества музыкальной информации и сильно смазывает впечатление от по-настоящему качественной и интересной музыки. Но иногда я сам слушаю наушники с гипертрофированным басом. Это даёт ощущения сродни тем, когда вместо похода в ресторан за вкусной и здоровой пищей, внезапно выбираешь фаст-фуд и получаешь от этого колоссальное удовольствие. Кроме того, это позволяет освежить свои звуковые ориентиры и услышать некоторые записи совершенно по-новому.
Спасибо всем, кто дочитал до конца. Берегите свой слух, слушайте музыку правильно и получайте от неё максимум удовольствия.
Практика: примеры
Желающим сразу перейти от теории к практике предлагаю список тестовых треков с описаниями того, как они должны звучать в наушниках с ровным тональным балансом, и что может произойти при прослушивании тех же записей в наушниках с форсированным басом.
Rammstein «Sehnsucht» с одноименного альбома 1997 года. Бас достаточно глубокий, но пульсирует на дальнем плане, не заполняет собой всё пространство, концентрируется в центре звуковой сцены, солирует ритм-гитара и вокал. Записано вполне в стиле классического рока с акцентом на срендечастотном диапазоне. Тяжести в звуке быть не должно.
Rammstein «Mein Hertz Brennt» c альбома Mutter 2001 года. Ситуация уже другая: ритм гитары звучат глуше, ближе к слушателю, тяжелее прописана бас-бочка и басовая секция, они заполняют сцену во всю ширину и глубину; звук тёмный, тяжёлый и давящий. На наушниках с усиленным басом и без того тяжёлая и басовитая запись окончательно теряет разборчивость и четкость.
Marcus Miller «Blast!» с альбома A night in Monte-Carlo 2010 года. НЧ-диапазон прописан предельно четко, собрано, в звучании бас гитары на самых низких нотах не должно быть гулкости или затянутости нот. Бас записан как часть единой композиции, он не форсирован, не выдвинут на первый план. Форсирование баса лишает запись воздуха и существенно упрощает звучание, скрывая тонкую интонационную игру инструментов на средних и верхних частотах.
Liquid Tension Experiment «Acid Rain», альбом «Liquid Tension Experiment 2» 1999 года. Удары по барабанам том-том в начале трека и в конце первой минуты четкие, быстрые, расположенные по центру. Они не гудят, не заполняют собой всю сцену. Вступающую в начале второй минуты бас-гитару слышно достаточно четко, она сфокусирована, не размазана в нелокализуемый гудящий фон. В наушниках с форсированным басом трек слушать сложно: существенно снижается детальность, солирует ритм-секция, а соло-гитара оказывается далеко от слушателя. Том-томы гулкие, заполняющие собой звуковую сцену. Ощутимо снижается ощущение скорости и ритмичности звука.
Halestorm «I like it heavy» с альбома «Into the wild life» 2015 года. В оригинале музыкальная основа трека выстроена на ритмике, перекличке бас-бочки в центре и хлопков с малым барабаном, разнесенных по краям сцены. Бас-гитара записана далеко и звучит фоном. В басовитых наушниках акцент смещается на бас-бочку и прямой ритм, задаваемый бас-гитарой. В зависимости от тонального баланса характер композиции существенно меняется, но при этом в обоих случаях может показаться, что именно такой звук и задумывали авторы.
Guano Apes «Maria» с альбома «Proud like a God», 1997 год. Басовые ноты и удары барабанов четкие, упругие, отодвинутые чуть назад. Солирует вокал, гитары в припеве сшиваются в единое полотно с басом и барабанами. В басовитых наушниках солирует связка барабаны и бас-гитара, но им не хватает упругости: вступающие в припевах гитары недостаточно четкие. Как и в треке Halestorm — «I like it heavy» при любом тональном балансе наушников в композиции можно услышать что-то своё, оригинальное, но здесь более показателен эффект потери разборчивости, который неизбежно возникает при увеличении количества баса.
Arctic Monkeys «AM 2013» — весь этот альбом записан с форсированным басом, включая и заглавный трек «Do I wanna know». В наушниках с ровной АЧХ бас заполняет всё, но каждая басовая пульсация имеет четко очерченные границы. В наушниках с усиленным басом, низкочастотные звуки смазываются во времени и наплывают друг на друга, маскируя моменты начала и завершения звучания басовых нот. В итоге бас сливается в единый фон и не производит эффекта чётких тяжёлых импульсов.
Nostalgia 77 «Green blades of grass» с альбома «The Garden», 2005 год. Контрабас может звучать гулко только в момент атаки, затухающая нота звучит чисто. На басовитых наушниках бас гудит практически постоянно. Чем больше в наушниках баса, тем более тяжелым для восприятия будет звучание этой композиции.
Приведённые здесь примеры — это слуховые ориентиры, которые можно использовать за неимением аппаратных измерительных средств. К слову, однажды я даже пытался создать портативный стенд для наушников, что, к сожалению, не увенчалось успехом. Но на самом деле возможность измерить наушники прямо на месте была бы крайне полезной при выборе. Если же вы располагаете измерительными средствами или хотя бы имеете возможность увидеть частотную характеристику наушников, предоставленную производителем, обращайте внимание в первую очередь на среднюю линию. В случае, когда график АЧХ хотя бы при первом приближении стремится к горизонтальной прямой, вы получите звук более сбалансированный и ровный, чем у наушников с АЧХ в виде синусоиды или ниспадающей линии от низких к высоким, которую любят делать современные производители.
Музыканты и звукорежиссёры знают что усиленный бас не даст услышать более важные нюансы, поэтому профессиональные наушники звучат гораздо ровнее тех, что представлены на массовом рынкеПри приведении контрольного прослушивания не забывайте об адаптивных особенностях слуха. Первое впечатление — это сравнение звука наушников с тем, что вы слушали непосредственно перед этим (поэтому на сравнительное прослушивание лучше приходить с чистой головой и свободными ушами). Второе впечатление — реальное звучание наушников, но оно длится недолго, поскольку почти сразу же слух адаптируется к новому звучанию, и все характерные особенности перестают быть очевидными. Это тот момент, когда стоит сменить тестируемую пару наушников другими или просто сделать перерыв. Лучше провести несколько коротких сравнительных прослушиваний на хорошо знакомых и понятных музыкальных отрезках, нежели слушать длинные куски или перебирать трек за треком.
Слушайте внимательно, выбирайте с умом, и звук вас не разочарует.
Буклет «Наушники — польза и вред»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №9 «Золотой ключик»
«Наушники – вред и польза»
Музыкальный руководитель:
Болданкова Ирина Геннадьевна
Уважаемые родители!
Наушники — одно из самых распространенных приспособлений для прослушивания музыки в свое удовольствие, продолжительных разговоров во время вождения или другого занятия, для работы со звуком. Изобретение не новое, но массово стало использоваться только в последние несколько десятилетий. Насколько безопасно для здоровья человека бесконтрольное многочасовое их применение?
Обращаюсь к вам, что наши дети, смотрят на нас и подражают нам. Главная наша задача сохранить здоровье наше и наших детей.
Жертвы шума
В наушниках человек существует в двух измерениях: тело находится в реальном мире, а слух – в виртуальном зале.
Эти миры никак не пересекаются, поэтому мозг не способен адекватно оценить окружающую обстановку.
В мире ежегодно на 15 -25% увеличивается число людей, страдающих тугоухостью или глухотой! Теперь вместо наушников в ушах у них слуховые аппараты.
Полностью отказываться от использования наушников необязательно. Чтобы наушники для слуха не оказались опасными, необходимо придерживаться нескольких простых рекомендаций:
Рекомендации
Используйте наушники в течение 1 часа в день.
Не слушайте музыку на слишком большой громкости. Если окружающие вас люди слышат звук, значит громкость чрезмерно большая.
Не пользуйтесь наушниками в слишком шумных местах, например, в автобусе.
Если у вас есть привычка слушать музыку на ночь, следите за тем, чтобы не засыпать в наушниках.
Давайте своим ушам отдыхать.
Дорогие ребята, мамы и папы!
Если не нарушать правила безопасного использования наушников, то сильного вреда для здоровья они не принесут.
При использовании такого аксессуара на улице старайтесь снижать громкость, чтобы слышать, что происходит вокруг вас. В случае опасной ситуации это позволит вам быстро среагировать.
И помните, чем меньше времени вы проводите за прослушиванием музыки через наушники, тем дольше будете иметь идеальный слух.
Будьте здоровы!
Особое внимание уделяйте качеству аксессуара. Приобретайте только модели проверенных производителей. Перед покупкой поинтересуйтесь у продавца о наличии документов на товар.
Приятного вам прослушивания музыки!