Презентация урока для интерактивной доски по чтению (1 класс) на тему: Речевая разминка на уроках чтения в 1 классе
Слайд 1
Выполнила : Волженина Светлана Анатольевна Учитель начальных классов МОУ СОШ №39 х.Трудобеликовский Речевая разминка на уроках чтенияСлайд 2
А О У Ы Э Б ба бо бу бы бэ В ва во ву вы вэ Г га го гу гы гэ Д да до ду ды дэ Ж жа жо жу —— жэ З за жу зу зы зэ К ка ко ку —— —— Л ла ло лу лы —— М ма мо му мы мэ
Слайд 3
Я Ё Ю И Е БЬ бя бё бю би бе ВЬ вя вё ——- ви ве ГЬ ——- гё ——- ги ге ДЬ дя дё дю ди де ЖЬ ——- жё ——— жи же ЗЬ зя зё зю зи зе КЬ ——- ——- кю ки ке ЛЬ ля лё лю ли ле МЬ мя мё мю ми ме
Слайд 4
А О У Ы Э Н на но ну ны ——— П па по пу пы пэ Р ра ро ру ры ——— С са со су сы сэ Т та то ту ты тэ Ф фа фо фу фы —— Х ха хо ху ——— ——— Ц ца цо цу цы ——— Ч ча чо чу ——— ——— Ш ша шо шу ——— ———
Слайд 5
Я Ё Ю И Е НЬ ня нё ню ни не ПЬ пя пё пю пи пе РЬ ря рё рю ри ре СЬ ся сё сю си се ТЬ тя тё тю ти те ФЬ —— фё —— фи фе ХЬ —— —— —— хи хе ЦЬ —— —— —— ци це ЧЬ —— чё —— чи че ШЬ —— шё —— ши ше ЩЬ —— щё —— щи ще
Слайд 7
Чтение шепотом в медленно : 1 Ра-ра-ра — начинается игра. Ры-ры-ры — у нас в руках шары. Ру-ру-ру — бью рукою по шару. Да-да-да — из трубы бежит вода. До-до-до — на дереве гнездо. Ды-ды-ды — мы пошли по ягоды. Ду-ду-ду — с мамой я домой иду. Та-та-та — в нашем классе чистота. Ту-ту-ту — наводим сами красоту. Ты-ты-ты — нами политы цветы.
Слайд 8
Ту-ту-ту — наводим сами красоту. Ты-ты-ты — нами политы цветы. Ят-ят-ят — парты ровненько стоят. Ют-ют-ют — очень любим мы уют. Ло-ло-ло — на улице тепло. Лу-лу-лу — стол стоит в углу. Ул-ул-ул — у нас сломался стул. Оль-оль-оль — мы купили соль.
Слайд 9
Чтение громко и уверенно Моль – соль – толь – боль Почка – почва – почта Дверь – зверь – червь
Слайд 10
Игры на звукоподражание: На птичьем дворе . Наша уточка с утра… Кря , кря , кря ! Наши гуси у пруда… Га, га, га! Наши курочки в окно… Ко , ко, ко! А как Петя-петушок Ранним-рано поутру Нам споет..- Ку-ка-ре-ку!
Слайд 11
Скороговорки на проговаривание согласных звуков: К о с и, к о с а, по к а ро с а. Н а р е к е поймали р ака, из-за р ака вышла д р а к а. Ш ла С а ш а по ш о сс е и с о с ала с у ш ку.
Слайд 12
Чтение слов, записанных разновеликим шрифтом. ПЫлеСОС СнеГИри ВоРОбьИ ТЕтерЕВочЕК МОлОКо шкОЛьНиКИ маТЕМатиКА РиСУноК
Слайд 13
Са-са-са , са-са-са вот бежит лиса. Со-со-со , со-со-со лиса катит колесо. Сы-сы-сы , сы-сы-сы хвост красивый у лисы. Су-су-су, су-су-су в лесу видел я лису. Ца-са , ца-са , ца-са – на цветке сидит оса. Цу-су , цу-су , цу-су – гони скорей с цветка осу. Ца-ца-ца , ца-ца-ца — у крыльца стоит овца.
Слайд 14
Жи-жи-жи , жи-жи-жи яблочки несут ежи. Жа-жа-жа , жа-жа-жа я нашел в лесу ежа. Жу-жу-жу , жу-жу-жу молока я дал ежу. Жа-жа-жа , жа-жа-жа не обижу я ежа.
Слайд 15
Лы-лы-лы , лы-лы-лы стоят в комнате столы. Лу-лу-лу , лу-лу-лу идет Танечка к столу. Ла-ла-ла , ла-ла-ла наша Леночка мила. Ры-ры-ры , ры-ры-ры сидит мышка у норы. Ра-ра-ра , ра-ра-ра начинается игра. Ру-ру-ру , ру-ру-ру очень рад я был шару. Ро-ро-ро , ро-ро-ро привязал к шару перо.
Слайд 16
Молодцы!
«Физкультминутки на уроках в 1 классе».
Физкультминутка на уроке.
Физкультминутка необходима на каждом уроке, как минутка, направленная на снятие усталости, напряжения, на восстановление умственной работоспособности!
Основная задача учителя на уроке – создать условия для недопущения переутомления, своевременно снять его при возникновении. У школьников признаки переутомления появляются после 12-15 минут после непосредственной образовательной деятельности.
При работе с учащимися младших классов особое внимание следует уделять упражнениям для развития тонкокоординированных движений кистей рук. У детей младшего школьного возраста кисти рук еще только формируются и чрезмерные двигательные нагрузки (непрерывное письмо) для них нежелательны. Процесс письма в основном осуществляется мелкими червеобразными мышцами правой руки, эти мышцы у ребенка к началу школьного обучения еще недостаточно развиты. Известно, что формирование кисти рук к 7 годам не заканчивается. Окостенение костей запястья и фаланг пальцев завершается лишь в 10-13 лет. Гигиенические исследования подтвердили необходимость ограничения письменных работ в 1-ом классе 7-10 минутами (В.М.Зубкова). Установлена также оптимальная длительность непрерывного письма для детей 1-го класса – от 3 минут до 5 минут 20 секунд (Н.Н.Куинджи). В 4-ом классе беспрерывное письмо может осуществляться уже в течение 17-20 минут.
Физкультминутки необходимы для того, чтобы поднять детям настроение, помочь активизировать дыхание, снять статическое напряжение.
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
(Дети сжимают и
Разжимают кулачки).
Наши пальчики сплетем
И соединим ладошки.
А потом, как только можем,
Крепко-накрепко сожмем.
(Дети сплетают пальцы,
Соединяют ладони, сжимают
и разжимают медленно).
Пальцы в гости приходили,
Тук, тук, тук- стучались в дверь.
Только дверь им не открыли:
Думали, там страшный зверь.
(Дети постукивают подушечками
пальцев по парте).
Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулачки сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять.
Начинаем разжимать.
(Дети сжимают и разжимают кулачки.)
Пальцы вытянулись дружно,
А теперь сцепить их нужно.
Кто из пальчиков сильнее?
Кто других сожмет быстрее?
(Дети сцепляют
выпрямленные пальцы,
сжимают их и разжимают.)
В парке есть глубокий пруд.
Караси в пруду живут.
Чтобы стаю нам догнать,
Нужно хвостиком махать.
(Дети качают запястьями вправо, влево.)
Раз- подняться, потянуться,
Два- согнуться, разогнуться,
Три- в ладоши в три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре- руки шире,
Пять- руками помахать.
Шесть- на стульчик тихо сесть
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре-
Вот летит ракета ввысь.
Чищу овощи для щей.
(Хлопаем в ладоши.)
Сколько нужно овощей?
(Разводим руки в стороны.)
Три картошки, две морковки,
Луку полторы головки
Да петрушки корешок,
Да капусты кочешок.
(Массируем пальцы левой руки.)
Потеснись скорей, капуста,
От тебя в кастрюле густо.
(Массируем пальцы правой руки.)
Раз! Два! Три!
(Хлопаем в ладоши.)
Огонь зажжен.
(Потирает ладошки.)
Кочерыжка выйди вон.
(Стучим в кулачки.)
Мы наши пальчики сплели
И вытянули ручки.
Ну, а теперь мы от Земли
Отталкиваем тучки.
(Дети сплетают пальцы,
Вытягивают руки ладонями вперед,
Поднимают вверх.)
Наши пальцы сжались тесно.
Что такое? Интересно!
Видно, им прохладно стало.
Их укроем одеялом.
(Дети массируют кисти рук.)
Что у нас случилось тут?
Гуси по столу идут.
Остановятся и вот-
Нагибаются вперед.
(Дети кладут руки на стол
и переносят часть тела на них.)
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре-
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Все как один плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Мы ручку правильно берем,
Кладем на средний палец,
Теперь большим ее прижмем,
А указательным ведем,
Чтобы она качалась.
(Дети покачивают ручку между пальцами.)
Вдруг в лесу раздался стук.
Это дятел долбит сук.
Он деревья не калечит,
Он деревья клювом лечит.
(Дети постукивают подушечками
пальцев по столу.)
Нашу ручку разогнем,
Вверх ладонью повернем,
Пальцы на себя потянем.
Выгибать запястья станем.
(Дети выгибают запястья по очереди.)
Чтобы нам добыть огонь,
Трем ладонью о ладонь.
Вдруг ладошка заискрится,
И бумажка загорится.
(Дети трут ладонью о ладонь.)
Мы становимся все выше,
Достаем руками крыши.
На два счета – поднялись,
Три, четыре – руки вниз.
(Дети потягиваются на носках
с поднимаем рук вверх
и опусканием в исходное положение.)
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок.
Подборка физкультминуток для уроков в 1 классе
Физкультминутки.
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики.
Прыг – скок, прыг – скок.
Стоп. Сели,
Травушку поели.
Травушку покушали,
Тишину послушали.
Выше, выше, высоко,
Прыгай на носках легко.
Мы растет, растем, растем, растем,
Все о мире узнаем.
Не обидим мы букашки,
Гнезд не разорим у пташки
Муравейник сохраним,
Ручейка не замутим.
Мы деревья сохранили,
Значит, жизнь себе продлили.
Две ладошки прижму,
И по морю поплыву.
Две ладошки, друзья, —
Это лодочка моя.
Паруса я подниму,
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там,
Плывут рыбки тут и там
По грибы все пойдём,
Их в лукошко соберём.
Под берёзкой, под осинкой
Мы наклоним свои спинки.
Это — белый, будем брать.
Это — красный, всем стоять.
Сыроежки собираем
И в корзинки отправляем.
Груздь, лисички и опята,
Очень дружные ребята.
Полезай и ты в лукошко:
В красной шапке, с синей ножкой.
Этот, бледный, весь дрожит.
С ним нам лучше не дружить.
Ядовитый не берём,
Лучше мы домой пойдём.
Этот пальчик — в лес пошёл,
Этот пальчик — гриб нашёл,
Этот пальчик — чистить стал,
Этот пальчик — жарить стал,
Этот пальчик — ел, ел и потолстел.
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенёчки.
Кто высоко так шагал –
Не споткнулся, не упал?
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Крылья сложили назад.
У оленя дом большой.
Он глядит в своё окно.
Заяц по полю бежит,
В дверь к нему стучится.
Тук-тук-тук, скорей открой.
Там в лесу охотник злой.
— Заяц, заяц, забегай,
Лапу подавай!
Только в лес мы вошли,
Появились комары.
Руки — вверх, хлопок над головой,
Руки – вниз, хлопок – другой.
Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем.
Руки на голову кладём
И вразвалочку идём.
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисичку обхитрим,
На носочках пробежим.
Зайчик скачет быстро в поле,
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке,
Непоседы – шалунишки.
Но закончилась игра,
И учиться нам пора.
Птичка, птичка,
Вот тебе водичка.
Вот тебе и крошки
На моей ладошке.
Куры крыльями махали –
Ко – ко – ко! Ко – ко – ко!
Куры клювами стучали –
Ко – ко – ко! Ко – ко – ко!
Дай нам, тетя, крошки,
Крошек не жалей,
Дай ещё немножко,
Будет веселей.
Ко – ко – ко! Ко – ко – ко!
Куры громко закричали:
Ко – ко – ко! Ко – ко – ко!
И за тётей побежали –
Ко – ко – ко! Ко – ко – ко! Далеко!
Руки в стороны поставим,
Правой левую достанем.
А потом – наоборот:
Будет вправо поворот,
Раз – хлопок, два – хлопок,
Повернись ещё разок!
Раз, два, три, четыре,
Руки выше, плечи шире!
Опускаем руки вниз
И за парты вновь садись
Поработали, ребятки!
А теперь – все на зарядку!
Влево, вправо повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь.
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы вы, ребятишки!
Замедляем, дети, шаг
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,
Нам ещё работать нужно!
До пяти считаем – гири выжимаем.
Сколько раз ударю в бубен,
Столько раз дрова разрубим.
Сколько клеток до черты,
Столько раз подпрыгнем мы.
Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки.
Сколько ёлочек зелёных,
Столько выполним наклонов.
Приседаем столько раз,
Сколько бабочек у нас.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши руки отдыхают,
Ноги тоже отдыхают,
Отдыхают, засыпают.
Шея не напряжена
И расслаблена.
Губы чуть приоткрываются,
Всё чудесно расслабляется.
Дышится легко, ровно, глубоко.
На зарядку 4 класс!
Мы присядем все сейчас.
Высоко поднимем руки.
Будем жить всегда без скуки.
Повернёмся вправо, влево.
Вновь работать будем смело.
Отдых наш – физкультминутка,
Занимай свои места!
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали –
Ванькой – встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь,
Будто мой любимый мяч.
Меж еловых лап,
Дождик кап, кап, кап.
Где сучок давно засох —
Серый мох, мох, мох.
Где листок к листку прилип,
Вырос гриб, гриб, гриб.
Кто нашёл его, друзья?
Это я, я, я!
Вот по сказке мы гуляли.
И, конечно же, устали.
Мы немного отдохнём,
Дальше в сказку мы пойдём.
Высоко поднимем руки.
Будем жить всегда без скуки.
Повернёмся вправо, влево.
Вновь работать будем смело.
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!
Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Тёплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора.
Поднимайся, 3 класс!
Слепим мы снежки сейчас!
Снежок – первый, вот – второй,
Покрутили головой!
Снежок – три, снежок – четыре,
Руки разведём пошире!
Снежок – пять, а вот и шесть,
У нас силы ещё есть!
Семь снежок, а вот и восемь,
Помощи мы не попросим!
Ох, устали мы резвиться,
Дальше будем мы учиться!
Раз, два, три, четыре, пять –
Все умеем мы считать.
Раз! Подняться, потянуться.
Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть — за парту мы присели.
Значит, хватит отдыхать!
Совушка – сова,
Большая голова,
На суку сидит,
Головой вертит,
Во все стороны глядит,
Да вдруг — как полетит.
Хорошо гулять в лесу!
Вот высокая сосна,
К солнцу тянется она.
Над поляной дуб старинный
Ветви в стороны раскинул.
Ёлочка к нам тянет ручки,
Солнце вышло из-за тучки.
Погуляли мы, ребята.
А теперь пора за парты.
Кто хочет здесь помолодеть,
Возможно, даже похудеть,
Здоровья чуточку набраться,
Своей фигурою заняться?
Гимнастика и ритм –
Вот наш гимн!
За дровами мы идём
И пилу с собой несём.
Вместе пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Чтобы печку растопить,
Много надо напилить.
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки.
А теперь их соберём
И в сарайчик отнесём.
После тяжкого труда
Надо посидеть всегда.
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги.
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней.
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал.
Ветки гнутся взад – вперёд,
Ветер их качает, гнёт
Мы размялись от души
И за парты вновь спешим.
Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели, и их лучики согрели.
Бабочки летали, крыльями махали.
Дружно хлопаем, ногами топаем!
Хорошо мы погуляли, и немножечко устали.
А теперь мы ручейки,
Побежим вперегонки.
С рыбками поплаваем,
С бобрами поиграем,
Вернёмся к маме с папой мы,
Вновь став учениками.
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
Есть в лесу три полочки:
Ели – ёлки – ёлочки.
Лежат на елях небеса,
На ёлках – птичьи голоса.
Внизу на ёлочках – роса.
Весна, весна! Пришла весна!
Тепло на крыльях принесла.
И вот на самом солнцепёке
С поднятой гордо головой
Расцвёл подснежник голубой.
Он весь пушистый, серебристый,
На солнце маленький стоит.
Посланец он весны надёжный,
Он не боится холодов.
За ним придут цветы другие,
Он первенец среди цветов.
Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
Ты скачи, скачи, лошадка,
Скок, скок, скок, скок.
По дорожке ровной, гладкой,
Скок, скок, скок, скок.
Ты скачи всё прямо, прямо,
Скок, скок, скок, скок.
Мимо дома, стой – тут яма,
Цок, цок, цок, цок.
Лебеди летят, крыльями машут.
Прогнулись над водой, качнули головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Очень бесшумно на воду садятся.
Руки в стороны и вверх.
Повторяем дружно.
Засиделся ученик —
Разминаться нужно.
Мы сначала всем в ответ
Головой покрутим: НЕТ!
Энергично, как всегда,
Головой покрутим: ДА!
Чтоб коленки не скрипели,
Чтобы ножки не болели,
Приседаем глубоко,
Поднимаемся легко.
Раз, два, три, чеканим шаг.
Подаёт учитель знак.
Это значит, что пора
Нам за парты сесть. Ура!
Перестанем мы лениться,
Будем снова мы трудиться
Стали мы учениками,
Соблюдаем режим сами:
Утром мы, когда проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Для здоровья, настроенья
Делаем мы упражненья:
Руки вверх, руки вниз,
На носочки поднялись.
То присели, то нагнулись
И опять же улыбнулись.
А потом мы умывались,
Аккуратно одевались.
Завтракали не торопясь,
В школу, к знаниям стремясь.
Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри!
Мы ладони к глазам приставим,
Ноги крепкие приставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и ещё
Через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги.
Точно в танце — руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!
Использованная литература
Ковалько В.И. Младшие школьники на уроке. М: Eksmo Edukation, 2007
Методическая разработка (1 класс) на тему: Учебно-методическое пособие «Физкультурные минутки на уроках в начальной школе»
Учебно-методическое пособие
«Физкультурные минутки на уроках в начальной школе»
Отдых играет огромную роль, поскольку помогает получить новый заряд энергии. В современной школе уже пришли к пониманию правильной организации не только учебной части урока, но и своевременному и правильному восстановлению сил младшего школьника.
Только оптимальный – среднеинтенсивный – режим двигательной активности создаёт у младших школьников основу хорошего физического самочувствия и ярко выраженного повышения умственной работоспособности.
Физкультурная минута (пауза) – проведение 3-5 физических упражнений во время урока теоретического цикла (1-2 минуты) или урока труда (5-7 минут).
Задачи:
- Предупреждение утомления и повышение работоспособности учеников;
- Необходимость кратковременного, но эффективного отдыха органов слуха и зрения, испытывающих значительную нагрузку;
- Активизация внимания учащихся, повышение способности к восприятию учебного материала.
Положительный эффект физкультминутки основан на физиологических механизмах активного отдыха. Продолжительная и относительно однообразная умственная работа физиологически связана с ритмическим возбуждением определенных участков коры головного мозга. Это возбуждение при утомлении сменяется внутренним торможением, вследствие чего ослабевает внимание детей, они начинают отвлекаться, разговаривать. «Дайте ребёнку немного подвигаться, и он одарит вас опять десятью минутами внимания, а 10 минут живого внимания, если вы сумели ими воспользоваться, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий», — убеждал педагогов К. Д. Ушинский (1948). Кратковременные физические упражнения и игры, вызывая возбуждение других участков мозга, усиливают кровообращение и создают возможность для отдыха участков, находившихся в возбужденном состоянии во время учебных занятий. После короткого активного отдыха внимание детей повышается, восприятие учебного материала улучшается, активизируя в целом организм детей. Физкультминутку целесообразно проводить в начальной школе через 20-25 минут после начала урока, а в1-ом, 2-ом классах необходима дополнительная мини-пауза через 10-15 минут от начала урока (сидя, для осанки, органов слуха и зрения, мышц кисти). Движения подбираются так, чтобы по своему характеру они были противоположны положению туловища, рук, ног, головы и снимали застойные явления, вызываемые сидением за партой, содействуя выпрямлению и разгрузке позвоночника. Подбирая упражнения, нельзя забывать о том, что в упражнения должны последовательно включаться разные мышечные группы. При этом необходимо помнить о правильности дыхания.
Особо тщательно следует подходить к подбору упражнений на уроках русского языка, чтения и математики, когда школьники долгое время находятся в статических позах. В них должны быть задействованы как крупные мышцы туловища, так и мелкие мышцы кисти и пальцев рук. Это не только в значительной мере позволяет снять отрицательные сдвиги в физиологических системах организма, связанные с воздействием статической нагрузки, но и содействует развитию мелких мышц кисти, совершенствованию тонких двигательных координаций, нужных для выработки правильных графических навыков, и в первую очередь навыков письма. Кроме того, проприоцептивные импульсы от пальцев рук вызывают активацию ассоциативных зон коры головного мозга, что положительно сказывается и на развитии речевой функции.
На других уроках, когда позы детей бывают более свободны, физкультминутки могут носить сравнительно низкую интенсивность. Однако, если они проводятся на 4-ом или 5-ом уроках, то есть в период наибольшего утомления, то, независимо от вида учебной работы, игровому отдыху следует уделять достаточно много времени. Внимание должно быть нацелено на соотнесение качества и числа упражнений с днём учебной недели, сезонными и погодными условиями, общим самочувствием учеников, их эмоциональным настроением в конкретный день на конкретном уроке. Обязательным должно быть упражнение в потягивании, так как оно является естественным для утомленного человека. Иногда в физическую паузу включают хоровое пение или декламацию, упражнения под музыку.
Многие педагоги считают, что физкультминутки отнимают массу времени урока, не способствуют оптимизации учебного процесса.
Однако, при этом они констатируют, что использование физминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся. Ребята после физической паузы становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.
Учащимся одной из школ был задан вопрос: «Физкультминутки на уроках математики помогают или мешают?»
Ответы были такие:
— помогают преодолевать сонливость и однообразность урока – 35%;
— повышают работоспособность – 30%;
— создают хорошее настроение – 20 %;
— способствуют общению – 6 %;
— мешают уроку – 5 %;
— ограничивают время урока – 4 %.
Во многих школах часто можно наблюдать такую ситуацию, когда даже во время обычной перемены ребята не имеют возможности подвигаться.
Учащимся необходимы двигательные минуты на уроке, которые позволяют им размять своё тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Оздоровительные минутки – это только часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе. Систематическое использование физкультминуток приводит к улучшению психо-эмоционального состояния учащихся, к изменению отношения к себе и своему здоровью, к пониманию взрослыми необходимости сохранения здоровья ученика не на словах, а на деле.
Оздоровительные минутки может проводить сам педагог или с помощью учащихся-инструкторов. Можно использовать различные предметы или подручные средства, которые позволят разнообразить физкультминутки.
Упражнения, которые можно использовать, необходимо делать сюжетными, давать им названия. Это способствует развитию интереса учащихся к их выполнению, формирует наблюдательность, интерес к окружающей жизни. Оздоровительные минутки способствуют не только сохранению физического здоровья, но и сохранению их психического здоровья.
Преимущества проведения физкультминуток на уроке:
- В них могут принимать участие все ученики класса, вне зависимости от какого бы то ни было заболевания.
- Благодаря разминкам учащиеся получают возможность расслабиться психически и физически после долгого сидения и интенсивной учебной деятельности.
- Игровые физкультминутки способствуют повышению работоспособности, активности учащихся на последующих уроках, помогают преодолеть усталость и сонливость.
- Учебное время после физкультминуток не будет потеряно зря.
- Для проведения физкультминуток не нужны спортивные снаряды и спортивное оборудование.
- Данные упражнения можно сочетать с интеллектуальными заданиями, что позволит развивать одновременно как интеллектуальную сферу ребенка, так и его двигательную активность.
Иногда школьные результаты способствуют формированию стрессов, которые, накапливаясь, губительно действуют на детский организм. У детей пропадает желание учиться, они становятся злыми, агрессивными. Окружающий мир перестает быть для него радостным и занимательным, ребенок отгораживается и закрывается от всех, оставаясь наедине со своими проблемами.
Двигательные разминки дают возможность «выпустить» пар, разрядиться, снять с себя негативные эмоции, переключиться, а за тем с новыми силами взяться за дело.
Организм ребенка младшего школьного возраста отличается незавершенностью развития важных для школьного обучения органов и функциональных систем. В связи с этим правильно организованный учебный процесс способствует не только качественному овладению общеучебными умениями и навыками для школьника, но и благоприятному росту и развитию ученика, укреплению его здоровья.
К учебному процессу предъявляют особые требования:
— строгое регламентирование учебной нагрузки;
— учет динамики умственной работоспособности учеников в течение дня, четверти, года.
Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у детей школьного возраста имеет два основных типа. 1-ый подъем приходится на интервал 9-11 часов (отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма). Поэтому в расписании уроков для младших школьников основные предметы должны проводиться на 2-3-м уроках. Начиная с 12 часов, работоспособность начинает падать, заметно снижаясь к 14 часам. Во второй половине дня начинается новый подъем, с 16 до 18 часов работоспособность остается достаточно высокой.
Неодинакова работоспособность и в течение учебной недели. Ее уровень в начале недели довольно низок, нарастает к середине недели и в конце недели вновь падает. Поэтому наибольший объем нагрузки должен приходиться на вторник и среду.
Эффективность работы учащихся на уроке в большей степени зависит от умения учителя разнообразить урок использованием наглядного и дидактического материала, применением различных средств обучения.
Физкультминутки на уроках обеспечивают активный отдых учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, помогают ликвидировать застойные явления в органах и системах, улучшают обменные процессы, способствуют повышению внимания и активности детей на последующем этапе урока.
Насколько эффективна физкультурно-оздоровительная работа, мы можем судить по следующим показателям:
— уровень заболеваемости на 1 ребенка;
— функциональные показатели: а) частота пульса в покое; б) время восстановления ЧСС после функциональной пробы; в) тип реакции ССС на физическую нагрузку; г) длительность задержки дыхания на вдохе;
— самостоятельное использование школьниками физических упражнений в режиме дня для укрепления здоровья;
— перераспределение детей по группам здоровья.
Физкультминутки проводятся на каждом уроке ( 1-2 минуты), их следует проводить 2 раза на 20-й и 35-й минутах урока.
Можно использовать физкультминутки из санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2. – 10, введённых в действие с 1 сентября 2011 года. Ниже приводятся приложения из этих правил и нормативов.
«Приложение 4
к СанПиН 2.4.2. -10»
«Рекомендуемый комплекс упражнений
физкультурных минуток (ФМ)
Учебные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках физкультурных минуток (далее –ФМ) для снятия локального утомления и ФМ общего воздействия».
«ФМ для улучшения мозгового кровообращения:
1. Исходное положение (далее — и.п.) — сидя на стуле. 1 — 2 — отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 — 4 — голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 — 6 раз. Темп медленный.
2.И.п. — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо, 2 — и.п., 3 — поворот головы налево, 4 — и.п. Повторить 6 — 8 раз. Темп медленный.
3. И.п. — стоя или сидя, руки на поясе. 1 — махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 — и.п., 3 — 4 — то же правой рукой. Повторить 4 — 6 раз. Темп медленный».
«ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук:
1. И.п. — стоя или сидя, руки на поясе. 1 — правую руку вперед, левую вверх. 2 — переменить положения рук. Повторить 3 — 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2.И.п. — стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 — 2 — свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3 — 4 — локти назад, прогнуться. Повторить 6 — 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
3. И.п. — сидя, руки вверх. 1 — сжать кисти в кулак. 2 — разжать кисти. Повторить 6 — 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний».
«ФМ для снятия утомления с туловища:
1. И.п. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1 — резко повернуть таз направо. 2 — резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 — 8 раз. Темп средний.
2.И.п. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1 — 5 — круговые движения тазом в одну сторону. 4 — 6 — то же в другую сторону. 7 — 8 — руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 — 6 раз. Темп средний.
3. И.п. — стойка ноги врозь. 1 — 2 — наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 — 4 — и.п., 5 — 8 — то же в другую сторону. Повторить 6 — 8 раз. Темп средний».
«ФМ общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности.
Комплекс упражнений ФМ для обучающихся I ступени образования на уроках с элементами письма:
1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И.п. — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо, 2 — и.п., 3 поворот головы налево, 4 — и.п., 5 — плавно наклонить голову назад, 6 — и.п., 7 — голову наклонить вперед. Повторить 4 — 6 раз. Темп медленный.
2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. И.п. — сидя, руки подняты вверх. 1 — сжать кисти в кулак, 2 — разжать кисти. Повторить 6 — 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И.п. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1 — резко повернуть таз направо. 2 — резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4 — 6 раз. Темп средний.
4. Упражнение для мобилизации внимания. И.п. — стоя, руки вдоль туловища. 1 — правую руку на пояс, 2 — левую руку на пояс, 3 — правую руку на плечо, 4 — левую руку на плечо, 5 — правую руку вверх, 6 — левую руку вверх, 7 — 8 — хлопки руками над головой, 9 — опустить левую руку на плечо, 10 — правую руку на плечо, 11 — левую руку на пояс, 12 — правую руку на пояс, 13 — 14 — хлопки руками по бедрам. Повторить 4 — 6 раз. Темп — 1 раз медленный, 2 — 3 раза -средний, 4 — 5 — быстрый, 6 – медленный».
«Приложение 5
к СанПиН 2.4.2. -10»
«Рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики глаз
- Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 — 5 раз.
- Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 — 5 раз.
- Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4 — 5 раз.
- Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 — 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 — 6. Повторять 4 — 5 раз
- В среднем темпе проделать 3 — 4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 — 6. Повторять 1 — 2 раза».
Также учителя начальных классов используют специальные стишки, произнося которые, дети выполняют упражнения. В подобных случаях важно, чтобы содержание текстов увлекало детей своей образностью, переносило их в мир добра, красоты, юмора. Заучивание и разыгрывание таких стихотворений способствует развитию памяти, эмоций, несёт воспитательное значение.
Примеры рифмовок для проведения физкультминуток на различных предметах..
Математика.
Поглядело солнце вправо,
А потом налево.
Лучи свои расправило
И нас теплом согрело.
Раз, два! Выше голова!
Три, четыре! Руки шире!
Пять, шесть! Тихо сесть!
Семь, восемь! Лень отбросим!
Вышли мышки как-то раз
Посмотреть, который час («шагаем» пальчиками по парте)
Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши, локти на парте)
Мыши дёрнули за гири (сжимание пальцев в кулачки)
Тут раздался громкий звон (хлопки в ладоши)
Убежали мышки вон («шагаем» по парте в быстром темпе).
Сколько точек будет в круге –
Столько раз поднимем руки.
Сколько ёлочек зелёных –
Столько выполним наклонов.
Приседаем столько раз,
Сколько бабочек у нас.
Повернулись все спиной,
Прыгаем под счёт со мной.
Один, два, три, четыре, пять —
Ходили классом мы гулять.
Ходили по лесу, по лугу,
Цветы мы собирали всюду.
Ромашки, лютики и кашки
Собрали наши первоклашки.
И вот такой букет у нас!
Украсим завтра весь наш класс.
Ходит дятел по пашнице,
Ищет зёрнышко пшеницы.
Не нашёл и долбит сук,
Раздаётся в лесу стук:
Тук, тук, тук, тук!
Дети произносят текст и в такт шагают на месте. После произнесения последних слов учитель показывает на кого-то из детей, и тот стучит по парте задуманное число раз (не больше 10). Тот из детей, кто первым правильно назовёт число, становится в следующий раз ведущим.
Мы устали чуточку,
Отдохнём минуточку.
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись давай, дружок,
Прямо спинку ты держи,
На соседа посмотри,
Руки вверх и сразу вниз
И за парту вновь садись.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Мы решали мы решали.
Что-то очень мы устали.
Мы сейчас потопаем,
Ручками похлопаем.
Раз присядем,
Быстро встанем.
Улыбнемся, тихо сядем.
Письмо и чтение.
Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Вскинем наши пальчики,
Как ушками шевелят зайчики.
Крадёмся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернём.
Теперь садимся — тише, тише.
Притихнем, словно в норах мыши.
Мы читали, и писали,
И совсем не отдыхали.
Мы немножко отдохнём
И работать вновь начнём.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Зайка хочет поскакать.
Прыг-скок, прыг-скок.
Зайку мишка испугал,
Зайка — прыг — и убежал.
Этот пальчик маленький,
Мизинчик удаленький.
Безымянный кольцо носит,
Никогда его не бросит.
Ну, а этот — средний, длинный,
Он как раз посередине.
Этот указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец хоть не длинный,
Среди братьев самый сильный.
Пальчики не ссорятся,
Вместе дело спорится.
Мизинчик идти на прогулку решил,
Но безымянный не разрешил,
А средний об этом услышал —
Едва из терпенья не вышел.
И печально сказал указательный:
— Огорчится большой обязательно.
Досталось мизинцу от всех по гостинцу.
(«Перешагиваем» пальчиками одновременно обеими руками)
Капля раз, капля два («перешагиваем» с пальчика на пальчик одновременно двумя руками перед собой)
Очень медленно сперва,
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом (убыстряем движение пальчиками)
Мы зонты свои раскрыли (вдох, руки плавно через стороны вверх)
От дождя себя укрыли (руки через стороны вниз).
Руки в стороны, в кулачок,
Разожмём и на бочок.
Руки вверх, в кулачок,
Разожмём и на бочок.
Руки вперёд, в кулачок,
Разожмём и на бочок.
Приседай и выпрямляйся,
Чтобы вырасти быстрее
Потянусь-ка я сильнее.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Окружающий мир.
Дети подпрыгивают попеременно то на одной , то на другой ноге и хором скандируют считалку:
— Ты куколка, я куколка,
Что ты долго не была?
— Побоялась петуха;
Петуховы дети
Ехали в карете.
Стук, гром – стёкла вон.
На последней фразе («стёкла вон») дети хлопают в ладоши над головой.
Стоя у парт, дети подскакивают, приговаривая:
Дети бегали по школе
И считали этажи:
Раз, два, три, четыре,
Умножаем на четыре,
Получается …
(Ведущий называет любое число.)
После слова «получается» все дети останавливаются, поставив ноги на разное расстояние (кто на ширине плеч, кто шире, кто уже). Затем каждый ставит ноги вместе способом «ёлочка» или «змейка», стараясь уложиться в то число шагов, которое назвал ведущий.
Дети прыгают попеременно то на одной ноге, то на другой и выкликают:
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи!
Брызжи в поле пуще,
Станет травка гуще!
Венчики, венчики,
Летали бубенчики.
По траве и росе,
По чужой стороне.
Собирали орешки,
Медок, сахарок –
Молчок!
Дети хором произносят текст, стоя возле своих парт и имитируя полёт птицы. После последних слов все замирают, пока кто-нибудь не нарушит тишину. Игра повторяется несколько раз.
Дети чередуют хлопки в ладоши с ударами ладоней по коленям.
Огурчики,
Помидорчики,
Ложки, плошки,
Поварёшки,
Перевёртушки!
При слове «перевёртушки» дети поворачиваются вокруг себя в прыжке и, на каком бы месте ни остановились, повторяют игровой припев. Затем вновь поворачиваются в прыжке.
Чашки, ложки, поварёшки,
Искупалися матрёшки,
Бульк!
При последних словах дети зажимают нос и «ныряют» — садятся на корточки. Игра повторяется несколько раз.
Бабушка Арина
Кашу варила, (Помешивают кашу.)
Данил да Борис
Из-за каши подрались. (Имитируют боксирующие движения.)
Каша сбежала, (Поднимают плавно руки вверх.)
Начинай сначала. (Прыжком поворачиваются на 90 градусов.)
Бабушка Арина …
Текст и движения повторяются 4 раза, пока дети не вернутся в исходное положение у своего стола.
Кумулятивная песенка-игра. По мере появления в песенке новых животных перечисление их названий, действий, звукоподражания наращивается в обратном порядке, вплоть до первого животного (курочки):
Бабушка, бабушка, купим себе курочку.
Курочка по зёрнышку – кудах-тах-тах.
(Клюющие движения руками.)
Бабушка, бабушка, купим себе уточку.
Уточка – кряки-кряки.
(Ладони лодочкой имитируют плывущую утку.)
Бабушка, бабушка, купим себе коровёнку.
Коровёнка – муки-муки.
(Пальцы – рога на голове.)
Бабушка, бабушка, купим себе кошечку.
Кошечка – мяу-мяу.
(Умывание лапками.)
Бабушка, бабушка, купим себе собачонку.
Собачонка – гау-гау.
(Пальцы, как ушки на макушке.)
Бабушка, бабушка, купим себе индюшонку.
Индюшонка – шолды-болды.
(Руки на поясе, повороты туловища вправо и влево.)
Бабушка, бабушка, купим себе лошадёнку.
Лошадёнка – цок-цоки.
(Имитация движений кучера.)
Руки подняли и покачали —
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули —
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем —
Это к нам птицы летят.
Где они сядут тоже покажем —
Руки согнули назад.
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили
Вот так, вот так,
Головой своей крутили.
Медвежата мёд искали,
Дружно дерево качали.
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили
Вот так, вот так,
Лебеди летят (бег вокруг парт),
Крыльями шумят (взмахи руками).
Прогнулись над водой (остановились, вдох — потянулись, выдох — выпрямились),
Качают головой (наклоны головы).
Прямо и гордо умеют держаться (выпрямиться),
Очень бесшумно на воду садятся (сесть за парты).
Руки, как ветки,
А мы как деревья,
Теперь мы как будто в лесу.
Мы руки поднимем
И резко опустим,
Так ветер сбивает росу.
Чуть в стороны руки,
И плавно помашем,
Так в небе летят журавли.
И как они сядут,
Тоже покажем —
Крылья сложить мы должны.
На большой цветной ковёр села эскадрилья (присели у парт),
То закроет, то раскроет (руки вверх) расписные крылья (руки в стороны).
Мы летаем высоко (выпрямились, потянулись),
Мы летаем низко (опустили руки),
Мы летаем далеко (бежим вокруг парт),
Мы летаем близко (возвращаемся на места).
Федотова Нина Николаевна
Санкт-Петербург
Физкультминутки в стихах для 1-4 классов
1. Физкультпаузы-потешки
При чтении потешек надо прикасаться всей рукой к каждому пальцу по очереди и делать ему небольшой массаж.
1-я потешка: Ча, ча, ча
Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам)
Чи, чи, чи (3 хлопка над головой)
Печет печка калачи (4 приседания)
Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной)
Их попробовать хочу (3 хлопка в ладоши).
2-я потешка: Наши ручки
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А теперь быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
Приседай скорей со мной,
Держим руки за спиной.
Встали прямо, руки вбок,
Влево — вправо поворот.
Все, закончили. Ура!
За занятия пора!
3-я потешка: Необычная физзарядка
Мы потопаем ногами,
Мы похлопаем руками,
Покиваем головой,
Верх посмотрим над собой.
Руки вверх мы поднимаем,
А теперь их опускаем.
Кулачки сейчас сожмем
И опять писать начнем.
4-я потешка: Вот помощники мои
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Постучали, повертели
И работать захотели.
Пальцы сделали замок
И продолжили урок.
5-я потешка: Веселый счет
Раз — подняться, потянуться,
Два — нагнуться, разогнуться,
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Шесть — на место тихо сесть.
Семь — успокоились совсем.
6-я потешка: Мы ребята, как утята!
Мы веселые ребята,
Мы ребята, как утята!
Вышли уточки на луг
Кря, кря, кря.
Полетел зеленый жук:
Гуси шеи выгибают,
Клювом перья расправляют.
Зашумел в пруду камыш:
Ш — ш — ш
Закричал вдали малыш:
Ай — ай — ай!
Ты утяток не пугай!
Вот какие мы утята,
Мы спортивные ребята!
7-я потешка: От одного до десяти
Раз, два — встать всем вместе нам пора,
Три, четыре — руки вытянем пошире,
Пять, шесть — всем присесть,
Семь, восемь — лень отбросим.
Девять — сядем дружно мы опять,
Десять — начали писать.
2. Стихотворные физкультпаузы
1. Мы писали, рисовали,
Наши пальчики устали,
Мы немного отдохнем
Чтобы лучше отдохнуть,
Надо пальчики встряхнуть.
(Вначале ритмическое сжимание-разжимание пальцев, а затем — встряхивание кистей).
2. В нашем классе, на уроке
Появились две сороки.
Стали дружно стрекотать.
Как нам это показать?
Надо ручки нам согнуть,
Правым глазом подморгнуть,
Быстро пальчики сжимаем,
Словно ротик открываем!
(Ритмическое сжимание и разжимание пальцев обеих рук).
3. Мы старались, мы писали и немножечко устали,
Вверх поднимем наши ручки и дотянемся до тучки,
Уходи от нас скорей, не пугай ты нас — детей.
Вот к нам солнышко пришло, стало весело, светло.
4. Мы писали, мы считали, на вопросы отвечали
А теперь мы отдохнем, сладко, сладко все заснем.
Снится детям сон смешной, сон веселый, озорной,
Как волчище глупым был: в лапы к зайцу угодил,
А проказник-колобок напугать лисичку смог,
Чуть ее не проглотил, но подумал и простил.
Семь козлят на волка сели, громко песенку запели.
Мы козлятам подпоем и скорей плясать пойдем.
5. Поработали мы дружно, а теперь поспать нам нужно (дети кладут головы на парты, закрывают глаза).
Тише, тише, тишина в нашу комнату вошла.
Деткам снится сладкий сон, нравится ребятам он:
Про зефир, про мармелад и про вкусный шоколад,
Про конфеты, про варенье, про торты и про печенье.
Добрый Гена-крокодил нас на праздник пригласил.
Он детишек угощает и на танец приглашает.
6. Наши ушки на макушке,
Как у зайки на опушке.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Раз — подняться на носки и улыбнуться.
Два — руки вверх и потянуться.
Три — согнуться, разогнуться.
Четыре — снова все начать,
Пять — поглубже всем вздохнуть.
Шесть — на пояс руки ставим.
Семь — повороты туловища начинаем.
Восемь — столько раз приседаем,
Девять — потягиваемся и отдыхаем.
Десять — и урок наш продолжаем.
7. По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке
(подскоки на правой ноге).
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке
(подскоки на левой ноге).
По тропинке побежим (бег на месте),
До лужайки добежим (бег продолжается).
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки
(прыжки на месте на обеих ногах).
Стоп! (присели). Немного отдохнем.
И с лужайки в класс пойдем (ходьба на месте, руки в стороны, вверх, вниз, вдох-выдох).
Все, закончилась игра —
Заниматься нам пора.
Методическая разработка (математика, 1 класс) на тему: Физминутки на уроках в начальной школе
Сборник физкультминуток для начальной школы.
Составитель сборника: учитель начальных классов МОУ СОШ № 92 Рябова Л.С. г. Волгоград.
1.Солнце глянуло в кроватку,
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядк,
Надо нам присесть и встать.
Руки развести пошире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться _ три, четыре,
А потом присесть и встать.
2. Осторожно – пузыри!
Ой. Какие! Ой, смотри!
Раздуваются! Блестят!
Отрываются! Летят!
И лопаются!
- Буквой «Л» расставим ноги,
Словно в пляске – руки в боки.
Наклонились влево-вправо,
Получается на славу!
Влево-вправо, влево-вправо…
- Вот под елочкой зеленой Прыгают на одной ноге, на другой, на обеих,
Скачут весело вороны – подражая птицам.
Кар-кар-кар! Кар-кар-кар!
Целый день они летали, Машут руками, кружатся.
Спать ребятам не давали –
Кар-кар-кар! Кар-кар-кар!
Только к ночи умолкают, Руки, сложенные в ладошки друг к другу, прикладывают
Вместе с нами засыпают. к щеке – «засыпают».
Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! (Тихо)
- ФИЗМИНУТКИ ДЛЯ ГЛАЗ
Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево,
нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
Посмотреть на указательный палец вытянутый руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
- Этот пальчик маленький- мизинчик удаленький.
Безымянный кольцо носит, никогда его не бросит.
Этот пальчик самый длинный, он стоит посередине.
Этот – указательный, пальчик замечательный.
Этот пальчик – вот какой, называется большой.
- Мы ладошкой потрясём,
Каждый пальчик разомнём.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы начнём опять писать.
Чтоб красиво написать
Надо пальчики размять
Раз, два, три, четыре, пять
За письмо получим пять!
- Утром встал гусак на лапки
Приготовился к зарядке
Повернулся влево, вправо,
Приседанья сделал справно
Клювиком почистил пух
И опять за парту — плюх!
- В огороде рос подсолнух
Вот такой, вот такой!
В огороде рос подсолнух
С ярко-жёлтой головой.
Головою он вертел,
Всё увидеть сам хотел.
Что подсолнух видел там
Он сейчас расскажет нам.
- — А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.
Мы маленькие зайки
Скакали на полянке.
Прыгали, скакали,
В школу прибежали.
За парты тихо скок
И продолжим наш урок.
- По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали
И дальше пошли.
- Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
А потом прыг-скок
И ещё разок.
А потом вприсядку,
А потом вприсядку,
А потом вприсядку,
И снова — по порядку.
Побежим мы по дорожке
Раз, два, три!
И похлопаем в ладошки
Раз, два, три!
И покрутим головами
Раз, два, три!
Все танцуйте вместе с нами
Раз, два, три!
- Выросла я, липка, Раскачиваются из стороны в сторону.
Тоненькой и гибкой –
Не ломай меня. Топают ногами.
Медоносным цветом
Зацвету я летом – Разводят руки в стороны.
Береги меня. Обхватывают себя руками.
В полдень подо мною
Спрячешься от зноя – Приседают.
Вырасти меня. Тянутся вверх.
Я тебя листвою Шевелят пальчиками на вытянутых руках.
от дождя укрою –
поливай меня.
- Дорога не тропинка, дорога не канава..
Сперва смотри налево, потом смотри направо.
Ты налево повернись и друг другу улыбнись,
Топни правою ногой: раз, два, три,
Покачай головою: раз, два, три,
Руки вверх ты подними и похлопай : раз, два, три.
- На болоте две лягушки, две зеленые подружки
Утром рано умывались, полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали.
Влево, вправо наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет…
Всем друзьям физкульт-привет!
- Ча-ча-ча – наша печка горяча, Разводят руки в стороны.
Чи-чи-чи – печет печка калачи, Приседание.
Чу-чу-чу – будет всем по калачу. Лепят ладошками «калачики».
Чо-чо-чо – осторожно. Горячо! Хлопки перед собой.
- Одолела нас дремота,
Шевельнуться неохота.
Ну-ка делайте со мною
Упражнение такое:
Вверх, вниз, потянись,
Окончательно проснись.
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись.
Как пружинки мы присели,
А потом тихонько сели.
- Хомка, Хомка , хомячок –
Пятнистый бочок.
Хомка раненько встает,
Щечки моет. Шейку трет.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз-два-три-четыре-пять,
Хочет Хомка сильным стать!
- Мы веселые мартышки
Мы играем громко слишком.
Мы в ладоши хлопаем –
Хлоп, хлоп, хлоп .
Мы ногами топаем –
Топ, топ, топ.
Крутим мы хвостами, киваем головами.
Уши разведем и побежим кругом!
А потом помашем друг другу языком!
- Мы на лыжах в лес идем,
Мы взбираемся на холм.
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.
Вдруг поднялся сильный ветер.
Он деревья крутит, вертит
И среди ветвей шумит.
Снег летит, летит, летитю
А вокруг лежат сугробы,
Снегом занесло дороги.
Ну а мы идем, идем
И к себе приходим в дом.
- Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.
- Птички прыгают , летают.
Птички прыгают, поют:
Чик-чирик, чик-чирик.
Птички крошки собирают,
Зернышки клюют.
Перышки почистили,
Перышки почистили.
Клювики почистили, клювики почистили.
Дальше полетели
И на место сели.
- Даже елку мы вначале от сосны не отличали:
Раз торчат иголочки – значит это елочки.
А когда на ветку ели мы получше посмотрели,
Оказалось, что она не такая, как сосна.
- По лесной лужайке разбежались зайки.
Вот какие зайки, зайки-побегайки.
Сели зайчики в кружок, роют лапкой корешок.
Вот какие зайки, зайки-побегайки.
Вот бежит лисичка – рыжая сестричка.
Ищет где же зайки, зайки-побегайки.
- Физминутка у ребят, у ребят, у ребят.
Отдохнуть они хотят, все хотят, все хотят.
Ножки пляшут, не стоят, не стоят, не стоят.
Каблучками все стучат, все стучат, да!
Бей в ладошки, не зевай, не зевай, не зевай.
По ладошкам ударяй, ударяй, да!
Дети побежали, ножками замелькали.
А теперь пошли в присядку, выполняют по порядку.
Посмотрите-ка на нас , как нам весело сейчас!
А теперь мы покружились и на стульчики садились.
- Капля первая упала – кап!
И вторая прибежала – кап!
Мы на небо посмотрели –
Капельки «кап-кап» запели.
Намочились лица, мы их вытирали.
Туфли – посмотрите! – мокрыми все стали.
Плечами дружно поведем
И все капельки стряхнем.
От дождя убежим, под кусточком посидим.
- Мишка по лесу гулял, мишка деток искал.
Долго, долго он искал, сел на травку, задремал.
Подремал медведь, пошел и ребяток он нашел.
Стали детки плясать, стали ножками стучать.
Мишка, Мишенька, вставай, с нами танец начинай!
- А сейчас все по порядку встанем дружно на зарядку.
Руки в стороны, согнули, вверх подняли, помахали,
Спрятали за спину их, оглянулись:
Через правое плечо, через левое — еще.
Дружно присели, пяточки задели.
На носочках поднялись, опустили ручки вниз.
Презентация к уроку по чтению (1 класс) на тему: Речевая разминка
Слайд 1
Речевая разминка на уроках чтения Кашина Елена Викторовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №30 г.Подольска Московской обл. 2011 г.Слайд 2
А О У Ы Э Б ба бо бу бы бэ В ва во ву вы вэ Г га го гу гы гэ Д да до ду ды дэ Ж жа жо жу —— жэ З за жу зу зы зэ К ка ко ку —— —— Л ла ло лу лы —— М ма мо му мы мэ
Слайд 3
Я Ё Ю И Е БЬ бя бё бю би бе ВЬ вя вё ——- ви ве ГЬ ——- гё ——- ги ге ДЬ дя дё дю ди де ЖЬ ——- жё ——— жи же ЗЬ зя зё зю зи зе КЬ ——- ——- кю ки ке ЛЬ ля лё лю ли ле МЬ мя мё мю ми ме
Слайд 4
А О У Ы Э Н на но ну ны ——— П па по пу пы пэ Р ра ро ру ры ——— С са со су сы сэ Т та то ту ты тэ Ф фа фо фу фы —— Х ха хо ху ——— ——— Ц ца цо цу цы ——— Ч ча чо чу ——— ——— Ш ша шо шу ——— ———
Слайд 5
Я Ё Ю И Е НЬ ня нё ню ни не ПЬ пя пё пю пи пе РЬ ря рё рю ри ре СЬ ся сё сю си се ТЬ тя тё тю ти те ФЬ —— фё —— фи фе ХЬ —— —— —— хи хе ЦЬ —— —— —— ци це ЧЬ —— чё —— чи че ШЬ —— шё —— ши ше ЩЬ —— щё —— щи ще
Слайд 7
Чтение шёпотом медленно : Ра-ра-ра — начинается игра. Ры-ры-ры — у нас в руках шары. Ру-ру-ру — бью рукою по шару. Да-дда-а — из трубы бежит вода. До-до-до — на дереве гнездо. Ды-ды-ды — мы пошли по ягоды. Ду-ду-ду — с мамой я домой иду. Та-та-та — в нашем классе чистота. Ту-ту-ту — наводим сами красоту. Ты-ты-ты — нами политы цветы.
Слайд 8
Ту-ту-ту — наводим сами красоту. Ты-ты-ты — нами политы цветы. Ят-ят-ят — парты ровненько стоят. Ют-ют-ют — очень любим мы уют. Ло-ло-ло — на улице тепло. Лу-лу-лу — стол стоит в углу. Ул-ул-ул — у нас сломался стул. Оль-оль-оль — мы купили соль.
Слайд 9
Моль – соль – толь – боль Почка – почва – почта Дверь – зверь – червь Чтение громко и уверенно
Слайд 10
На птичьем дворе . Наша уточка с утра… Кря, кря, кря! Наши гуси у пруда… Га, га, га! Наши курочки в окно… Ко, ко, ко! А как Петя-петушок Ранним-рано поутру Нам споет..- Ку-ка-ре-ку! Игры на звукоподражание:
Слайд 11
К о с и, к о с а, по к а ро с а. Н а р е к е поймали р ака, из-за р ака вышла д р а к а. Ш ла С а ш а по ш о сс е и с о с ала с у ш ку. Скороговорки на проговаривание согласных звуков:
Слайд 12
ПЫлеСОС СнеГИри ВоРОбьИ ТЕтерЕВочЕК МОлОКо шкОЛьНиКИ маТЕМатиКА РиСУноК Чтение слов, записанных разновеликим шрифтом.
Слайд 13
Са-са-са, са-са-са вот бежит лиса. Со-со-со, со-со-со лиса катит колесо. Сы-сы-сы, сы-сы-сы хвост красивый у лисы. Су-су-су, су-су-су в лесу видел я лису. Ца-са, ца-са, ца-са – на цветке сидит оса. Цу-су, цу-су, цу-су – гони скорей с цветка осу. Ца-ца-ца, ца-ца-ца — у крыльца стоит овца.
Слайд 14
Жи-жи-жи, жи-жи-жи яблочки несут ежи. Жа-жа-жа, жа-жа-жа я нашел в лесу ежа. Жу-жу-жу, жу-жу-жу молока я дал ежу. Жа-жа-жа, жа-жа-жа не обижу я ежа.
Слайд 15
Лы-лы-лы, лы-лы-лы стоят в комнате столы. Лу-лу-лу, лу-лу-лу идет Танечка к столу. Ла-ла-ла, ла-ла-ла наша Леночка мила. Ры-ры-ры, ры-ры-ры сидит мышка у норы. Ра-ра-ра, ра-ра-ра начинается игра. Ру-ру-ру, ру-ру-ру очень рад я был шару. Ро-ро-ро, ро-ро-ро привязал к шару перо.
Слайд 16
Молодцы!