Методическая разработка по теме «Сборник физминуток для детей 7-10 лет»
СБОРНИК
Физминуток
для детей
Разработала:
Макарова О.Д., педагог ДО
С.Кыштовка,2017 г
Структура
1.Пояснительная записка
2.Гимнастика до занятий
3.Физические минутки для детей 7-10 лет
4.Физические минутки и подвижные игры на динамических переменах
5.Гимнастика для глаз
6.Гимнастика для улучшения слуха
7.Дыхательная гимнастика
1.Пояснительная записка
«Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является
радость творчества»
В. А. Сухомлинский
В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает и мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее – их физическое состояние или развитие?» Ещё А. Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».
А что происходит сегодня? По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. А ведь успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Однако результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровым можно считать лишь 20-25 % первоклассников. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья. Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что необходима специальная работа на кружках по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Пособие содержит комплекс различных физических минуток: гимнастика до занятия, физические минутки для детей 7-10 лет, физические минутки и подвижные игры на динамических переменах, гимнастика для глаз, гимнастика для улучшения слуха, гимнастика для рук, дыхательная гимнастика, физические минутки, сидя за партой, физические минутки, стоя около парты, весёлые физические минутки.
Пособие предназначено для педагогов дополнительного образования, учителей начальных классов, применяющих физические минутки на занятиях для сохранения здоровья детей в образовательных учреждениях.
2.Гимнастика до занятий
Задачи:
ускорить вхождение организма в активную работу;
достичь оздоровительного и закаливающего эффекта;
воспитать правильную осанку, координацию движений, чувство ритма, способность эстетического восприятия движений;
Условия проведения: Комплекс упражнений гимнастики до учебных занятий проводят под музыку в течение 6—8 минут. Он включает в себя 6—8 упражнений, выполняемых в такой последовательности: для осанки, мышц плечевого пояса и рук, мышц туловища, нижних конечностей, на внимание. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.
Вот мы руки развели
Вот мы руки развели, (Руки в стороны.)
И друг другу до земли
В пояс поклонились! (Наклоны вперед.)
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, дети, не ленитесь,
Поклонитесь, улыбнитесь.
Всем друзьям — физкультпривет!
Всем друзьям Физкультпривет, (Прогнуться назад, потянуться.)
Сделал паузу, иль нет? (Поморгать глазами, несильно потереть глаза.)
Быстроногому гонцу (Бег на носках, сидя.)
И отважному борцу, (Наклоны вправо-влево, руки согнуты — в стороны.)
И гимнасту, (Руки вниз, спину выпрямить, подбородок поднять.)
И пловцу — (Движения руками «брасс».)
Всем друзьям
Физкультпривет!
Ты готов к работе? Нет? (Сесть, руки на парту, головой кивнуть или покачать и еще раз повторить.)
Дети, стройтесь
Дети, стройтесь по порядку
На активную зарядку, (Ходьба на месте.)
Левая, правая,
Бегая, плавая, (Бег, имитация движения руками «брасс».)
Мы растем смелыми,
На солнце загорелыми. (Руки за голову, прогнуться.)
На носочки поднимайтесь, (Подняться на носки.)
Руки к солнцу. Улыбайтесь! (Руки поднять в стороны, вверх.)
Потянулись, наклонились (Руки на поясе, наклон вперед.)
И обратно возвратились.
Повернулись вправо дружно, (Повороты туловища направо.)
Влево то же делать нужно, (Повороты туловища налево.)
Делай раз и делай два.
Не кружись ты, голова!
Повороты продолжай
И ладошки раскрывай. (Повороты туловища, руки в стороны.)
А теперь наклон вперед
Выполняет весь народ. (Наклон вперед, выпрямиться.)
Поднимай колено выше —
На прогулку цапля вышла. (Поднимание согнутых ног.)
А теперь еще задание -Начинаем приседания. (Приседания.)
Приседать мы не устанем,
Сядем-встанем,
Сядем-встанем.
Проведем еще игру:
Все присядем — скажем: «У!» («У» с приседом.)
Быстро встанем — Скажем: «А!»
Вот и кончилась игра!
Зарядка
Одолела вас дремота,
Шевельнуться неохота?
Ну-ка делайте со мною
Упражнение такое:
Вверх, вниз потянись,
Окончательно проснись. (Встали, руки через стороны вверх — потянулись.)
Руки вытянуть пошире. (Руки в стороны.)
Раз, два, три, четыре.
Наклониться — три, четыре — (Наклоны.)
И на месте поскакать. (Прыжки на месте.)
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку. (Ходьба на месте.)
Кто хочет здесь помолодеть?
Кто хочет здесь помолодеть,
Возможно, даже похудеть, (Рывковые движения руками вверх.)
Здоровья чуточку набраться, (Полуприседания, руки в стороны, предплечья вверх.)
Своей фигурою заняться? (Наклоны в стороны, руки на пояс.)
Гимнастика и ритм — (Наклоны вперед прогнувшись.)
Вот — наш гимн! (Руки вверх.)
Мы зарядку делать будем
Мы зарядку делать будем.
Мы руками быстро крутим —
То назад, а то вперёд,
А потом наоборот. (Вращение прямых рук назад и вперёд.)
Ну-ка, руки к полу ближе!
Выпрямились, ноги шире.
Тянем спинку, три-четыре. (Наклоны вперёд.)
На площадке красный мячик
Выше всех сегодня скачет.
Вместе с мячиком скачу,
До небес достать хочу. (Прыжки на месте.)
Стоп! Закончилась зарядка.
Вдох и выдох для порядка. (Руки вверх — вдох, вниз через стороны — выдох.)
Мы ладонь к глазам приставим
Мы ладонь к глазам приставим, (Ноги на ширине плеч.)
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо, (Повороты туловища влево-вправо.)
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И — направо!
И еще
Через левое плечо хватит.
Выдохнуть, вздохнуть.
Плечи разверните
Не сутультесь, грудь вперед,
Плечи разверните. (Рывки руками перед грудью.)
А теперь рывки руками
Снова повторите.
Достаём рукой носочек —
Правой — левый, левой — правый.
Вертолёт летит, стрекочет,
Винт работает исправно. (Наклониться вперёд и коснуться правой рукой левой ступни, потом наоборот, левой рукой — правой ступни.)
А теперь, как будто мячик,
Все на месте мы поскачем.
Отдохнули, посвежели
И за парты снова сели. (Дети садятся за парты.)
Руки кверху поднимаем
А потом их опускаем, (Руки расслабленно опустить вниз.)
А потом их разведем (Наклон назад, откинуться, руки развести в стороны.)
И скорей к себе прижмем. (Руки поставить перед грудью, ладонями к себе.)
А потом быстрей, быстрей (Движения рук, как при беге в быстром темпе.)
Хлопай, хлопай веселей! (Хлопки в ладоши.)
Руки у груди поставим
Руки у груди поставим.
Три рывка назад локтями.
Руки в замочек за спинкой сожми,
Вверх поднимай, сильно спинку прогни.
И головою теперь покрути.
Стали дети наклоняться
Стали дети наклоняться,
Стали дети выпрямляться, (Наклоны туловища вперед.)
Наклоняться, выпрямляться,
Наклоняться, выпрямляться.
Стали дети приседать, (Приседания.)
Потом вместе всем вставать,
Приседать, потом вставать,
Приседать, потом вставать. (Ходьба на месте.)
Становитесь в круг опять
Становитесь в круг опять,
Будем в солнышко играть. (Дети становятся в круг, взявшись за руки.)
Мы — веселые лучи,
Мы — резвы и горячи.
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг пошире.
Раз, два — вперед нагнуться! (Наклоны вперед.)
Три, четыре — быстрей чуть-чуть!
Приподняться, подтянуться, (Руки вверх, вдох — прогнуться.)
Глубоко потом вздохнуть. (Встали.) (Сели.)
3.Физические минутки для детей 7-10 лет
Комплекс 1
Для расслабления кистей рук и мышц туловища.
1. Выполняется сидя за столом.
Птицы на юг улетают — (маховые движение руками из-за головы вперёд)
Гуси, грачи, журавли — (круговые движения кистями перед грудью)
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали — (движения руками имитируют махи крыльев).
2. Выполняется 2 раза сидя за столом, руки сжаты в кулаки.
Первый раз, поочерёдное разгибание пальцев, начиная с большого, второй — с мизинца.
1-2-3-4-5 будем пальчики считать.
Крепкие, дружные. Все такие нужные.
На другой руке опять 1-2-3-4-5.
Пальчики быстрые, хоть не очень чистые.
3. Выполняется сидя за столом.
Солнце спит, небо спит, — (кладут голову на руки)
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало,
Всем лучи свои послало — (встают руки вверх с разведенными пальцами)
Вдруг повеял ветерок — (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища)
Небо тучей заволок — (круговые движения руками влево, затем вправо)
Дождь по крышам застучал.
Барабанит дождь по крыше — (барабанят пальцами по столу)
Солнце клонится всё ниже.
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик — (постепенно садятся и кладут голову на руки).
Комплекс 2
Для предупреждения зрительного утомления
И.П. – сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперёд, к крышке стола — выдох. Повторить 5-6 раз.
И.П. – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки руками, крепко зажмурить глаза. При закрытых глазах открыть веки, затем открыть глаза. Повторить 4 раза.
И.П. – сидя, руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в И.П. Повторить 4-5 раз.
И.П. – сидя руки вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимать головы, руки опустить (выдох). Повторить 5-6 раз.
4.Физические минутки и подвижные игры
на динамических переменах
Вызов номеров
Играющие рассчитываются по порядку номеров. Каждый запоминает свой номер.Педагог вызывает детей по номерам и дает им определенное задание: поймать мяч, сделать упражнение, принести эстафетную палочку и т. д.
Замри!
Учащийся стоит прямо, прислонившись спиной к стене; пятки соединены и касаются стены; икры, ягодицы, лопатки касаются стены; руки свисают без напряжения, локтями касаясь стены. По команде педагога «Замри!», учащийся пытается уменьшить пространство между стеной, шеей и поясницей, мысленно считая до 10-ти, после чего возвращается в свободное положение.
Запомни свое место
Педагог строит играющих в определенном порядке.
Дети должны запомнить свои места. Затем они расходятся. По сигналу педагога, каждый играющий должен занять свое место.
.
Как говорят части тела?
Учащиеся становятся в круг, ведущий выводит в центр игрока и тихо говорит ему задание; которое игрок выполняет движением, а все остальные, повторив движения, пытаются отгадать, какие задания давал ведущий.
— Как говорят плечи «Я не знаю»?
— Как говорит палец «Иди сюда»?
— Как ноги ребенка требуют «Я хочу»?
— Как говорит голова «Да» и «Нет»?
— Как говорит рука «До свидания»?
5.Гимнастика для глаз
Задачи:
способствовать оздоровительному эффекту в процессе использования предлагаемых упражнений;
предупредить зрительное (зрительно-психогенное и зрительно-вегетативное) утомление у учащихся.
Условия проведения: Комплекс упражнений гимнастики для глаз проводят под музыку в течение 3-5 минут. Он включает в себя до 5 упражнений, включающих упражнения массажа, растираний, снятия зрительного напряжения, упражнений на внимание. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.
Бабочка
Спал цветок (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)
И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.)
Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)
Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).)
Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)
Гимнастика для глаз по методу Г. А. Шичко
1. Пальминг.
Центр ладони должен быть над центром глазного яблока.
Основание мизинца (И правой, и левой руки.) — на переносице, как мостик очков. Ладошки на глазах должны лежать так, чтобы ни единой дырочки не было, чтобы глаза находились в кромешной тьме. Локти поставить на стол, сесть поудобнее. Спина прямая, голову не наклонять. Под ладошками темно. Можно представить себе приятную картину. В какое-то мгновение начнет казаться, что кто-то вас раскачивает, значит, пальминг можно заканчивать.
2. Верх-вниз, влево-вправо.
Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.
3. Круг.
Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
4. Квадрат.
Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний — в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.
5. Покорчим рожи.
Учитель предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей.
Гримасочка ежика — губки вытянуты вперед — влево — вправо — вверх — вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону. (Затем изобразить кикимору, Бабу-ягу, бульдога, волка, мартышку и т. д.)
6. Рисование носом.
Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку. (Учитель может конкретизировать задание в соответствии с темой урока.)
7. Раскрашивание.
Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом: например, сначала желтым, потом оранжевым, зеленым, синим, но закончить раскрашивание нужно обязательно самым любимым цветом.
Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская пробелов.
8. Расширение поля зрения.
Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причем за каждым пальчиком следит свой глаз: за правым пальцем — правый глаз, за левым — левый. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их… и направить в противоположные стороны на чужие места: правый пальчик (и с ним правый глаз) в левую сторону, а левый пальчик (и с ним левый глаз) в правую сторону. Вернуться на свои места.
9. Буратино.
Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно начинает считать от 1 до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счетом от 8 до 1, ребята следят за уменьшением носика.
Комплекс специальных упражнений для глаз
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз.
2. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 1—2 раза.
3. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1—4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4-5 раз.
4. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4-5 раз.
5. Не поворачивая головы, посмотреть направо, зафиксировать взгляд на счет 1—4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1—6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз. Повторить 3—4 раза.
6. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо-вверх — налево-вниз, потом прямо вдаль на счет 1—6. Затем налево-вверх — направо-вниз и посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4-5 раз.
«На море»
(Под медленную спокойную музыку.) /. «Горизонт»
1—4— чертим кончиком пальца правой руки (как карандашом.) линию горизонта («на море») слева-направо, глаза сопровождают движение, голова прямо.
5—8 — повторить линию горизонта справа-налево.
2. «Лодочка»
1-4 — чертим «лодочку» (дуга книзу), глаза повторяют движение, голова прямо.
5—8 — повторить движения счета 1—4 в другую сторону.
3. «Радуга»
1 —4 — чертим «радугу» (дуга кверху), глаза сопровождают движение, голова прямо.
5—8 — повторить движения счета 1—4 в другую сторону.
4. «Солнышко»
1-8. «На море солнышко» — чертим «солнышко» (круг вправо), глаза повторяют движение, голова прямо.
Затем можно повторить упражнение в другую сторону.
5. «Пловец плывет к берегу»
1—4 — правую руку поставить вперед, смотреть на кончик пальца. 5-8 — медленно приблизить кончик пальца правой руки к носу, а левую руку поставить вперед. Повторить упражнение с левой руки.
6. «Яркое солнышко»
1-8 — зажмуриться — «солнце ослепило», закрыть глаза ладонями, затем поморгать глазами.
Профилактические упражнения для глаз
— 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа-налево, слева-направо.
— 15 колебательных движений глазами по вертикали: вверх-вниз, вниз-вверх.
— 15 вращательных движений глазами слева-направо.
— 15 вращательных движений глазами справа-налево.
— 15 вращательных движений глазами в правую, затем в левую стороны — «восьмерка».
6.Гимнастика для улучшения слуха
Работа над улучшением зрения положительно сказывается и на слухе. И, в свою очередь, работа над улучшением слуха оказывает плодотворное воздействие на органы зрения. Вот несколько упражнений для развития слуха:
Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно бы раскатывая и скатывая ушко. Ушки должны стать тёплыми.
Найдите ямочку возле козелка. Нажали на ямочки сразу обеих ушек – отпустили, нажали, отпустили.
Нажали пальчиками на мочки, помассировали, отпустили.
Массируем круговыми движениями всё ухо в одну сторону, в другую. Массировать нужно сразу оба уха.
Начинаем дёргать себя за ушки – сначала 20 раз вниз, а потом берёмся за серединку и дёргаем тоже 20 раз.
Снова возьмитесь за мочку уха и хорошенько её помассируйте.
Потяните ушки в сторону – снова 20 раз.
Теперь выгибаем их вперёд, а затем в обратную сторону (20 раз).
Предлагаемые ниже упражнения «небесный барабан» были разработаны китайской народной медициной много сотен лет назад. Они позволяют улучшить слух пожилым и старым людям, а также больным кохлеарным невритом.
Обе ладони прижмите к ушным раковинам (проще сказать: закройте ладонями оба уха).
Побарабаньте тремя средними пальцами обеих рук 12 раз по затылку, при этом в ушах возникнет шум, который можно сравнить с ударами в барабан.
После того как закончите барабанить, снова плотно закройте уши и затем мгновенно уберите ладони с них. Проделайте эту манипуляцию 12 раз.
В заключение упражнений вставьте в уши оба указательных пальца и вращайте ими 3 раза вперед и назад так, как будто вы чистите уши, затем быстро выньте пальцы.
Эта часть упражнений «небесный барабан» выполняется 3 раза.
Затылок — это место сбора всех «яньских» меридианов. Здесь же под местом, где вы барабаните пальцами, находится черепное покрытие, которое закрывает мозжечок, играющий большую роль: он укрепляет и корректирует движения тела и осанку.
12-кратное постукивание в соответствии с представлениями традиционной китайской медицины оказывает освежающее действие на мозг. Эффект наиболее ощутим по утрам, но эти упражнения рекомендуется выполнять и при сильной усталости.
Вращение пальцами в ушах следует понимать как массаж барабанной перепонки, это относится также к быстрому открыванию и закрыванию слухового прохода.
Эти упражнения значительно улучшают слух и предупреждают развитие многих заболеваний уха
.
7.Дыхательная гимнастика
Дыхательные упражнения используются для восстановления и совершенствования навыков дыхания. Статические дыхательные упражнения выполняются без движения конечностей и туловища, а динамические — сопровождаются движениями.
Правила дыхания при выполнении упражнений
— Подняли руки вверх и в стороны; отвели руки назад — делаем вдох.
— Свели руки перед грудью и опустили вниз — выдох.
— Наклонили туловище вперед, влево, вправо — делаем выдох.
— Выпрямляем или прогибаем туловище назад — вдох.
— Подняли ногу вперед или в сторону, присели или согнули ногу к груди — выдох.
— Опустили ногу, отвели ее назад, выпрямили из приседа — делаем вдох.
— Если при выполнении упражнения сложно определить начало вдоха и выдоха дышим равномерно, не задерживая дыхание.
Ветер
Ветер сверху набежал,
Ветку дерева сломал: «В-в-в-в!»
Дул он долго, зло ворчал
И деревья все качал: «Ф-ф-ф-ф» (Вдох. Выдох. Вдох. Выдох.)
Гудок паровоза
Через нос с шумом вдох, задержав дыхание на 1 -2 с, с шумом выдох через рот, губы сложены трубочкой, со звуком «у» (выдох удлинен). Учимся дышать в темпе 3-6. Вдох короче 1—3 счета. Задержка дыхания, выдох длинный (1—6 счетов).
Гуляем на полянке
В ходьбе с активными махами руками; глубокие вдохи-выдохи через нос. Чередовать разновидности ходьбы (на носках, высоко поднимая колени, «с кочки на кочку», перешагивание через предметы).
Дыхательная гимнастика
Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м-м-м», одновременно постукивать пальцами по крыльям носа. Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только гортанно-глоточный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.
Дыхательная медитация
Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка… Нежный аромат цветка… Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох.
Дышим глубже
Носом — вдох, (Поднимание рук — на вдохе.)
А выдох — ртом, (Свободное опускание рук — на выдохе.)
Дышим глубже,
А потом — Марш на месте, Не спеша,
Коль погода хороша!
Завели машину
Завели машину,(Вдох.)
Ш-ш-ш-ш,(Выдох.)
Накачали шину,(Вдох.)
Ш-ш-ш-ш,(Выдох.)
Улыбнулись веселей И поехали быстрей,(Вдох.)
Ш-ш-ш-ш-ш-ш.(Выдох.)
Ныряние
Нужно два раза глубоко вдохнуть и выдохнуть, а затем, после третьего глубокого вдоха, «нырнуть под воду» и не дышать, зажав при этом нос пальцами. Как только ребенок чувствует, что больше не может «сидеть под водой», выныривает.
Упражнение рекомендуется выполнять между различными дыхательными комплексами, чтобы избежать головокружения.
Птичка
Птичка крылышками замахала
И тихонько пропищала: «Пи-пи-пи».(Вдох. Выдох.)
Руки к солнцу поднимаю
Руки к солнцу поднимаю,
И вздыхаю, и вздыхаю,
Опускаю руки вниз,
Выдох — паровоза свист.
На четыре — вдох глубокий,
Раз, два, три, четыре.
Раз, два, три, четыре. (Упражнение на дыхание в положении стоя или сидя (требуют дозировки). На четыре счета — вдох, на четыре счета — выдох.)
Скороговорки
Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании. Когда воздух закончится, ребенок должен запомнить, сколько Егорок он назвал.
На пригорке возле горки
Жили тридцать три Егорки:
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка…
Сядем смирно, без движенья
Сядем смирно, без движенья,
Начинаем упражненье, (Выпрямиться, подбородок поднять, лопатки соединить.)
Руки поднимем, (Руки дугами внутрь вверх — вдох.)
Потом разведем (Руки в стороны — выдох.)
И очень глубоко
Всей грудью вздохнем. (Руки вниз, потом за голову.)
Дышим раз и дышим два, (Руки за голову, прогнуться, ноги разогнуть вперед — вдох, согнуться вперед, расслабиться — выдох.)
За работу нам пора.
Что за праздничный парад
Что за праздничный парад,
Здесь кругом шары летят, Флаги развеваются, Люди улыбаются. Воздух мягко набираем, Шарик красный надуваем. Пусть летит он к облакам, Помогу ему я сам!
Чудо-нос
Носиком дышу, Дышу свободно, Глубоко и тихо, Как угодно. Выполню задание, Задержу дыхание… Раз, два, три, четыре -Снова дышим: Глубже, шире.
Шарик
Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. На счет: один, два, три, четыре, — дети делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счет 1-8 медленно выдыхают.
Шарик красный
Воздух мягко набираем, Шарик красный надуваем, Шарик тужился, пыхтел, Лопнул он и засвистел: «Т-с-с-с-с!» (Вдох. Выдох. Вдох. Выдох со звуком.)
Методическая разработка: Использование зрительных физкультминуток на уроке в начальной школе.
Использование зрительных физкультминуток на уроке в начальной школе.
Любая образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм младших школьников, ведь для них характерна неустойчивость нервных процессов. Учащиеся быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность.
Основная задача учителя на уроке – создать условия для недопущения переутомления, своевременно снять его при возникновении. У школьников 7-8 лет признаки переутомления появляются после 12-15 минут после непосредственной образовательной деятельности.
Утомление может проявляться по-разному: зевотой, рассеянным вниманием, отвлекаемостью, раздражительностью, появлением непроизвольных движений, нарушением осанки и координации движений. Одним из самых эффективных способов предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности считаются кратковременные физические упражнения, так называемые физминутки. Они снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему и восстанавливают работоспособность детей.
Больший эффект будет от сочетания физминуток различного вида. Детям нравятся несложные упражнения, сопровождающиеся стихами и, по возможности, связанные с темой и содержанием деятельности. Главное, чтобы движения были просты, доступны и интересны каждому ребенку, они должны быть достаточно интенсивны, влиять на многие группы мышц, но не быть чрезмерными.
Веселые физминутки, которые используются на уроке, положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Физминутка — это один из обязательных, продуманных элементов в непосредственной образовательной деятельности.
Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.
Гимнастика бывает:
1) игровая коррекционная физминутка;
2) с предметами;
3) по зрительным тренажёрам;
4) комплексы по словесным инструкциям.
При подборе гимнастики для глаз учитывается возраст, состояние зрения и быстрота реакции ребенка. Дети во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать. Надо следить за напряжением глаз, и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения. Например: «А сейчас расслабьте глаза, поморгайте часто-часто, легко-легко. Примерно так, как машет крылышками бабочка».
Можно после гимнастики для глаз использовать для снятия напряжения гримасы, артикуляционную гимнастику.
«Тренировка»
Дети выполняют движения в соответствии с текстом:
Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцы глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!
Электронные зрительные физминутки
Электронные физминутки несут в себе несколько функций. Основная их цель – сохранение зрения, снятие зрительного напряжения. Система упражнений, представленная в виде мультимедийных презентаций сохраняет зрение, способствует развитию прослеживающей функции глаз, повышает мотивацию детей к выполнению зрительной гимнастики, вызывает приятные эмоции. Методика проведения электронной физминутки проста в использовании. Дети слушают музыку и следят за движением объектов.
Предложенный вариант электронных физминуток можно использовать на любом уроке для снятия зрительного перенапряжения. Можно предварять их стихами, объясняющими детям, как следует проводить гимнастику для глаз.
А сейчас, а сейчас | Руки за спину, головки назад. |
Тренинг по снятию усталости глаз и улучшению зрения
- «День—ночь» На слово «ночь» – крепко зажмурить глаза на 5 сек., на слово «день» – открыть глаза на 5 сек. Повторить 5–8 раз.
- «Сережки» Массировать мочки ушных раковин (зажать мочки уха большим и указательным пальцами).
- «Буратино» Выполняется сидя. Откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох. Наклонившись вперед, к стулу, – выдох. Повторить 5–10 раз.
Корригирующая гимнастика для глаз
- Моргания (полезно при всех видах нарушения зрения):
Моргайте на каждый вдох и выдох.
- «Вижу палец!»:
Указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см, смотреть на палец в течение 4-5 секунд, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6 секунд, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз.
- «Палец двоится» (облегчает зрительную работу на близком расстоянии):
Вытянуть руку вперёд, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. Повторить 6-8 раз.
- «Зоркие глазки» (упражнение служит для профилактики нарушений зрения):
Глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
- «Стрельба глазами» (упражнение служит для профилактики нарушений зрения):
Двигаете глазами вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз.
- «Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз):
Закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите, или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.
Ах, как долго мы писали.
Ах, как долго мы писали, Глазки у ребят устали.
{Поморгать глазами.) Посмотрите все в окно,
(Посмотреть влево — вправо.) Ах, как солнце высоко.
{Посмотреть вверх.) Мы глаза сейчас закроем,
(Закрыть глаза ладошками.) В классе радугу построим, вверх по радуге пойдем,
{Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх — влево.) Вправо, влево повернем, а потом скатимся вниз,
(Посмотреть вниз.) Жмурься сильно, но держись. {Зажмурить глаза, открыть и поморгать им.)
Бабочка.
Спал цветок
(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.) И вдруг проснулся,
(Поморгать глазами.) Больше спать не захотел,
(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.) Встрепенулся, потянулся,
(Руки согнуты в стороны (выдох).) Взвился вверх и полетел.
{Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)
Руки за спину, головки назад.
Руки за спину, головки назад.
{Закрыть глаза, расслабиться.) Глазки пускай в потолок поглядят.
(Открыть глаза, посмотреть вверх.) Головки опустим — на парту гляди.
{Вниз.) И снова наверх — где там муха летит?
{Вверх.) Глазами повертим, поищем ее.
{По сторонам.) И снова читаем. Немного еще.
Игра «Буратино».
Буратино своим блинным любопытным носом рисует. Все упражнения сопровождаются движениями глаз.
«Солнышко» — мягкие движения носом по кругу.
«Морковка» — повороты головы вправо влево, носом «рисуем» морковку. «Дерево» — наклоны вперед — назад, носом «рисуем» дерево.
Круг.
Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
Квадрат.
Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний — в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемо квадрата.
Буратино.
Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно начинает считать от 1 до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счетом от1 до 8, следят за уменьшением носика.
Упражнение для глаз
П.п. — сидя за партой.
1. Закрыть глаза. Отдых 10-15 сек. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.
2. Движения глазными яблоками.
— глаза вправо — вверх.
— глаза влево — вверх.
— глаза вправо — вниз, -глаза влево — вниз.
Повторить 3-4 раза. Глаза закрыть. Отдых 10-15 сек.
1. Самомассаж. Потереть ладони. Закрыть глаза, положить ладони на глаза, пальцы вместе. Держать 1 сек. Ладони на стол. Открыть глаза.
Используемая литература
- Кратин Ю.Г., Зубкова Н.А., Лавров В.В., Сотниченко Т.С., Федорова К.П. Зрительные пути и система активации мозга. – Л-д: «Наука», 1982.
- Базарный В.Ф. Зрение у детей. Проблемы развития. – Новосибирск: «Наука», 1991.
- Василевский Н.Н. Экологическая физиология мозга. – Л-д: «Медицина», 1979.
- Аршавский И.А. Ваш ребенок у истоков здоровья. – М.: «Наука», 1992.
- О. Москаленко Физкультминутки в начальной школе. – М.: Граф-пресс, 2004
Нужна ли разминка для детей на уроках?
Для того чтобы учебный процесс в детских садах и школах проходил максимально эффективно, в программу обязательно включают пятиминутки для отдыха.

Для чего предназначена разминка для детей?
Все мы знаем, что ребенку легче усваивать информацию во время игры. И если в детских садах практически вся программа обучения содержит элементы увлекательных и веселых игр, то в школах нередко преподаватели считают, что время забав закончилось. Однако все дети разные.
Некоторые непоседы не способны концентрировать свое внимание длительное время на скучных занятиях. Поэтому просто необходима какая-либо увлекательная разминка для детей на уроке. Тем более что существуют не только физические, но и интеллектуальные упражнения.

Как проводится разминка?
Основная задача преподавателя — сохранить интерес детской аудитории на протяжении всего занятия. Поэтому он должен подготовить какую-либо увлекательную разминку перед уроком, для того чтобы дети с большим интересом отнеслись к обучающей информации. Также примерно в середине занятий рекомендуют сделать небольшую паузу, которая позволит расслабиться мышцам и отдохнуть мозгу учеников. Несколько минут физических упражнений, которые сопровождаются веселыми стишками или песенками, оказывают огромное влияние на снятие не только мышечного тонуса, но и эмоционального напряжения.

Разминка для детей позволит сохранить здоровье
Помимо того, что благодаря интересным разминкам учитель может объяснить сложный материал и удержать внимание детей к теме в течение всего урока, это еще и забота о физическом здоровье учеников. Прервать урок для того, чтобы размять мышцы, провести несколько упражнений для снятия напряжения с глаз не трудно. Зато такие мероприятия являются профилактикой заболеваний опорно-двигательной системы и ухудшения зрения. Поэтому переоценить значение разминки в учебных заведениях невозможно!
Физминутки для 4 класса: на уроке математики, на уроке русского языка, на уроке окружающего мира, на уроке изо, на уроке технологии, музыкальные, в стихах, с движениями
Обучение в школе для детей младших классов является серьёзной нагрузкой. Детям от 6 до 11 лет сложно длительно концентрировать внимание на речи учителя, сидеть за партой без движения. Из-за длительной неподвижности развивается гиподинамия и напряжение в мышцах. В начальной школе нагрузка достаточно велика и на зрительные органы.
Для организации небольшого отдыха, чтобы иметь возможность переключить восприятие детей с одного типа занятий на другой, для расслабления глаз проводится физкультминутка. Делается это на 12-20 минуте урока. Физкультперерыв может длиться от 2 до 4 минут.
Проведение физминуток позволяет достичь следующих целей:
• Дать детям небольшую эмоциональную разрядку;
• Сделать небольшой перерыв и позволить учащимся легко переключится на другой вид деятельности;
• Активизировать работу мышц и сердечно-сосудистой системы.
Физминутки могут включать в себя занятия различных типов:
• Физические упражнения. Делаются под счёт учителя, строго повторяя за ним.
• Стихотворные или двигательно-речевые. Учитель зачитывает стихотворение, иллюстрируя его движениями, которые дети повторяют.
• Танцевальные. Учитель включает музыку, и дети несколько минут под неё произвольно танцуют.
• Дыхательная гимнастика. Обычно тоже сопровождается чтением стихотворений или музыкальным сопровождением.
• Зрительные. Включают в себя упражнения для зрительного аппарата, позволяют снять усталость с глаз.
В комплекс должно входить немного упражнений, доступных детям начального школьного возраста. Желательно задействовать как можно больше групп мышц, это позволит снять накопившееся статическое напряжение.
Содержание статьи
Музыкальные физминутки с движениями для начальных классов
Музыкальные физминутки необходимы в начальной школе, они позволяют установить непринуждённую атмосферу в классе, внести разнообразие в занятия. Музыкальные физминутки для начальных классов можно сопровождать популярными детскими песенками, дополнив их простыми упражнениями или даже видеорядом, как на видео, приведённом ниже:
Мелодия может сопровождаться весёлыми стихами, читать их может учитель, либо весь класс хором, стихи будут задавать ритм движений. В качестве примера можно привести такие:
Самая весёлая музыкальная физкультминутка для начальных классов
Весёлые музыкальные физминутки не обязательно должны проводиться учителем, можно перепоручить их мультипликационному герою. Дети обязательно оценят небольшой перерыв со знакомым персонажем.
Возможно, проведение просто небольшого танцевального перерыва под музыку, например, под всем известную песенку «Барбарики».
Универсальная физминутка для 4 класса в стихах с движениями
Музыкальное сопровождение для физкультурных перерывов далеко не обязательно. Оно может внести некоторое разнообразие, однако рекомендуется делать такие перерывы не каждый урок. Физминутка для 4 класса с движениями в стихах, читаемых учителем, поможет заменить музыкальное сопровождение, особенно, когда необходимо выполнить упражнения для расслабления детей в незапланированное время.
В качестве примера физкультминутки с дыхательными упражнениями можно привести
Желательно, чтобы физминутка соотносилась с предметом или даже типом урока. В таком случае детям будет легче переключаться снова на изучение предмета. Рассмотрим физминутки для различных уроков.
Физминутка на повторение для 4 класса на уроке русского языка
Физминутки на уроках русского языка и литературы можно использовать для повторения пройденных тем. К примеру, учитель даёт детям следующее задание: сесть, если услышат слово с корнем «лес» и встать, если слово имеет корень «сад». Далее учитель называет слова: садовник, лесник, садовод, лесной, усадебный, садовый. Чтобы внимание не притупилось, необходимо, чтобы слова с одинаковым корнем в некоторых случаях шли друг за другом.
Задание может быть в стихотворной форме. Учитель может предложить ученикам выполнять указания, вычленяя глаголы из стихотворения, как в этом примере:
Вы, наверное, устали? (Дети делают вид, что устали)
Встали! Руки вверх подняли! (Дети встают и поднимают руки)
Потянулись высоко (Дети подтягиваются)
И вздохнули глубоко!
Опустили плавно руки. (Дети вздыхают и опускают руки «по швам»)
На уроке — не до скуки!
Теперь за парты сели дружно. (Ученики рассаживаются по места)
Конечно, поработать нужно!
Поскольку на уроке русского языка дети много пишут, не помешает пальчиковая гимнастика. В этом случае прекрасно подойдёт всем известное «Мы писали-мы писали, наши пальчики устали» или более интересные варианты, например:
***
В начале комплекса дети прижимают ладони друг к другу.
На двери висит замок. (пальцы соединяют в замок)
Кто его открыть бы смог?
— Потянули! (Дети тянут пальцы, не расцепляя «замок»)
— Покрутили! (Дети крутят руками)
-Постучали! (Дети стучат ладонями друг о друга, не расцепляя при этом пальцы)
И – открыли! (Упражнение закончено, пальцы расцепляются)
***
Мы капусту рубим, рубим, (Дети делают резкие движения кистями вверх-вниз)
Мы морковку трём, трём, (Дети сжимают руки в кулаки и двигают ими от себя и к себе)
Мы капусту солим, солим, (Дети собирают пальцы в щепоть и якобы «солят»)
Мы капусту жмём, жмём. (Дети интенсивно сжимают пальцы в кулак)
Физкультминутка для глаз на уроке русского языка для 4 класса
Небольшие перерывы во время занятий необходимы для того, чтобы снять усталость с глаз и не допустить развитие заболеваний зрительного аппарата. Физминутки для 4 класса на уроке русского языка могут проводиться в виде простых упражнений для глаз:
• Упражнение 1: Смотри сначала вправо, затем влево (повторяем три-пять раз).
• Упражнение 2: Делаем круговые движения глазами по и против часовой стрелки (повторяем три-пять раз).
• Упражнение 3: Смотрим сначала вверх, потом вниз (повторяем три-пять раз).
• Упражнение 4: Зажмурится на несколько секунд, потом открыть глаза (повторяем три-пять раз).
Однако намного интереснее для детей интерактивные физминутки для глаз. Они представляют собой видеоряд с весёлой мелодией, во время которого по экрану движется крупный контрастный предмет. За ним дети должны следить глазами.
Арифметическая физминутка для 4 класса на уроке математики
На уроке математики для 4 класса в физминутку лучше включить повторение цифр или простой счёт, это позволит детям не только расслабиться, но и не «выпасть» из изучаемого предмета. Есть множество интересных стихотворений со счётом, под которые удобно заниматься.
Приведём пример:
Раз, два — хлопок в ладоши, (Дети хлопают в ладоши)
А потом на каждый счёт.
Раз, два, три, четыре –
Руки выше, плечи шире. (Дети поднимают руки и опускают к плечам)
Раз, два, три, четыре, пять,
Надо нам присесть и встать. (Дети садятся на корточки и тут же встают)
Руки вытянуть пошире. (Дети вытягивают руки в стороны)
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться — три, четыре, (Дети наклоняются вперёд)
И на месте поскакать. (Дети прыгают на месте)
На носки, затем на пятки. (Дети переносят вес с носка на пятки)
Лень отбросить и опять.
Сесть за парту, взять тетрадку, (Дети рассаживаются по местам)
Выражения решать.
Раз, два, три, четыре, пять –
Все умеем мы считать.
Другой пример:
Поднимает руки класс—
Это «раз», (Дети поднимаются и поднимают одну руку вверх, затем другую)
Повернулась голова —
Это «два». (Дети делают движения головой из стороны в сторону)
Руки вниз, вперёд смотри – (Дети опускают руки)
Это «три».
Руки в стороны пошире (Дети руки расставляют в стороны)
Развернули на «четыре».
С силой их к плечам прижать — (Дети ставят руки на плечи)
Это «пять».
Всем ребятам тихо сесть —
Это «шесть». (Дети рассаживаются по местам.)
Такие стихотворения позволяют провести физминутки быстро и слаженно, поскольку устный счёт задаёт чёткий ритм для упражнений.
Физминутка для 4 класса на уроке окружающего мира или природоведения
Физминутка на уроке окружающего мира или природоведения для 4 класса может включать в себя игровые элементы с упоминанием различных животных и природных явлений. Можно прыгать, как белочки (или зайчики), махать руками, как ветки деревьев при ветре. Дополнительно можно повторять дни недели, как, к примеру, в этой физминутке:
В понедельник я плескался, (Дети изображают плавание.)
А во вторник — я лепил. (Дети изображают, что мнут руками глину.)
В среду тщательно умывался, (Дети делают вид, что умываются)
А в четверг я много бегал (Дети бегут на месте.)
В пятницу в футбол играл (Дети бьют по воображаемому мячу)
Очень долго танцевал. (Кружатся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Все дни я отдыхал. (Дети садятся на корточки и закрывают глаза).
Эффективно детям можно подавать новую информацию в виде стихотворений. К слову, можно брать не только детские стишки, но и известные произведения русской литературы о природе, например, Сергея Есенина. В зимнее время можно использовать следующую физминутку.
Поёт зима — аукает (дети поворачиваются в разные стороны, делают вид что аукают)
Мохнатый лес баюкает (дети укачивают воображаемую куклу)
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою (дети кружатся на месте)
Плывут в страну далёкую (дети делают руками гребки)
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется. (Дети приседают, расстилают воображаемое одеяло)
Для весеннего времени лучше подойдёт другое произведение:
Тихо струится река серебристая
В царстве вечернем зелёной весны. (дети руками показывают, как струится река)
Солнце садится за горы лесистые, (дети садятся на корточки)
Рог золотой выплывает луны. (дети встают)
Запад подёрнулся лентою розовой,
Пахарь вернулся в избушку с полей, (дети шагают на месте)
И за дорогою в чаще берёзовой
Песню любви затянул соловей. (кланяются в разные стороны)
Использование для физминутки произведений русских классиков позволяет не только развить вкус детей, привить любовь к поэзии, но и даёт возможность познакомиться с разнообразием отечественной природы.
В классах, оснащённых интерактивными досками или экранами, можно проводить физминутки, сопровождающиеся видеорядом, например, с изображением зимних пейзажей, как в первом случае, или создать целое путешествие по городам страны, как в видеоролике, приведённом ниже.
Творческая физминутка для 4 класса на уроке ИЗО
На уроке изобразительного искусства во время проведения физминутки детям важно не только дать возможность проявить физическую активность, но и дать толчок фантазии, простимулировать творческое начало. Для этого можно не делать чёткие упражнения вслед за учителем, а предоставить детям свободу для фантазии.
Учитель читает стихотворение по строчкам, дети в ответ изображают то, что слышат, движением. Приведём пример:
Листья все опали, (дети могут присесть либо наклонится)
Птицы улетели, (дети изображают улетающих птиц или машут им на прощание рукой)
И в окно стучатся
Холод и метели. (дети «стучатся в окно» или кружатся, как метель)
Скоро в белых шубах
Будет весь наш сад. (дети могут показать, как снег ложится на сад)
Заметет качели
И прибрежный пляж. (дети могут наклоняться, высматривая качели или пляж).
Учитель может движениями подсказывать образы. Стихотворения подбираются, исходя из времени года или темы урока.
С детьми можно заниматься не только по стихотворениям, но и разбирать известные картины. В качестве примера возьмём «Золотую осень» Левитана.
Физминутка для 4 класса на уроке ИЗО начинается с показа учителем репродукции, и вопроса, что видят ученики. В ответ, дети чаще всего отвечают деревья. Класс, изображает деревья, поднимая руки и покачивая из стороны в сторону. Учитель рассказывает о пожелтевших и опадающих листьях (дети несколько раз встают и садятся). На картине изображена неспешно текущая река (учащиеся делают вид, что медленно плывут).
Активная физминутка для 4 класса на уроке технологии
Во время уроков технологии в начальной школе, дети двигаются немного больше, чем на других занятиях. Однако эта активность в основном для рук (лепка, шитье, вязание), в то время как ноги и спина остаются неактивными. Учителю на уроке технологии для 4 класса следует обратить на это внимание и провести физминутку с учётом этого. В стихотворной форме можно провести небольшую разминку, в течение которой дети могут ходить на месте, бежать на месте, наклоняться в разные стороны.
Буратино потянулся, (дети тянуться вверх)
Раз — нагнулся, (нагибаются в правую сторону)
Два — нагнулся,(нагибаются в левую сторону)
Руки в стороны развёл, (дети разводят руки)
Ключик, видно, не нашёл. (дети поворачиваются в разные стороны, делая вид, что ищут что-то)
Чтобы ключик нам достать,(несколько шагов на месте)
Нужно на носочки встать. (дети встают на носочки).
Проведение физкультминутки не только позволит детям отдохнуть, сбросить накопившуюся энергию, но и проще усваивать предмет, если содержание упражнений коррелирует с изучаемым. Тип проводимой физминутки определяется учителем в зависимости от настроя класса, темы урока, имеющегося оборудования. Если в классе есть звуковоспроизводящая техника или интерактивный экран, можно время от времени запускать в качестве сопровождения известные детские песни или интересный видеоряд. Важно, чтобы физминутка не повторялась из урока в урок и не слишком затягивалась, максимум 3-4 минуты.