Конспект урока по физической культуре для студентов СПО «Гимнастика»
Дата 07.11.2016 |
Тема раздела: Гимнастика Тема занятия: Комплекс упражнения на гимнастической скамейке. |
Преподаватели: Гарматюк Ю.М., Пешкова М.И. |
Профессия 34.02.01 Сестринское дело |
Группа 1627 |
Место проведения: спортивный зал, корпус № 5 |
Тип занятия: комбинированный |
Вид занятия: практическая работа |
Комплексные цели урока:
Методические:
— активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся, формирование общих компетенций (ОК 2, ОК 3, ОК 6, ОК 7) через использование технологий деятельностного и личностно-ориентированного подходов к физическому воспитанию, технологий здоровье сбережения.
Образовательные:
— формирование системы знаний о методике укреплении здоровья и развития психофизических возможностей, необходимых в профессии, для защиты Отечества и в жизни средствами физической культуры и спорта;
— формирование умений и навыков самостоятельной работы во время выполнения заданий, инструкторских навыков (проведение разминки), самоконтроля физического состояния, техники выполнения упражнений и результата.
Воспитательные задачи:
повышение мотивации к занятиям физической культурой, развитие интереса к своему здоровью, ведению ЗОЖ;
совершенствование личностных и профессионально значимых психофизических качеств (ответственности, коммуникабельности, волевых качеств, координационных и кондиционных способностей, этики спортивного поведения).
Развивающие (оздоровительные):
— укрепление здоровье, развитие функциональные возможности организма;
— развитие моторных и вербальных коммуникативных навыков.
Методическое обеспечение учебного занятия: рабочая программа, конспект учебного занятия, КТП, инструкции по ОТ и ТБ.
Средства обучения (оборудование):
Бишаева А.А. Физическая культура. ФК ГОС среднего (полного) общего образования; Школа легкой атлетики / Под общ. ред. А.В. Коробова; Большая олимпийская энциклопедия спорта [Электронный ресурс],.
Инструкции по технике безопасности при занятиях в спортивном зале.
Спортивный инвентарь: скакалки, секундомер, свисток, скамья гимнастическая.
Ход занятия
Части урокаСодержание
Дози
ровка
Организационно-методические указания
Организационно-подготовительная -20 минут
1. Построение, сообщение темы, целей и задач урока.
1
мин
Отметить присутствующих. Обратить внимание на спортивную форму, самочувствие и наличие медотвода.
2. Повторение содержания понятий: контроль собственного физического состояния.
3 мин
Беседа с обучающимися. Осмысление проблемы — для успешной реализации своей профессии выпускникам наряду с личностными и профессиональными качествами необходимо обладать крепким здоровьем и достаточной физической подготовленностью. Главную роль в решении этой проблемы играет приобщение к занятиям физической культурой.
3. Обучающиеся отвечают на вопросы преподавателя.
Показатели самоконтроля можно условно разбить на две части: на объективные и субъективные.
Какие показатели будут объективным? (влияние тренировок на состояние сердечно-сосудистой системы и всего организма человека).
Какие показатели будут субъективным? (самочувствие, сон, аппетит, умственную и физическую работоспособность, а также положительные и отрицательные эмоции).
Какой самый подходящий вид самоконтроля при выполнении упражнений? (заполнение дневника).
4. Напоминание о техники безопасности
30 с
Основные правила.
5. Учебная практика по проведению СБУ. Ходьба. Бег. Разминка проходным способом
5,30
мин
Следить за дистанцией. Указания по самоконтролю за дыханием
6. Учебная практика по проведению общеразвивающих упражнений на месте со скакалкой.
10 мин
Разминку проводят студенты получившие домашнее задание по ОРУ со скакалкой. Следить за проведением и выполнением ОРУ.
Основная часть – 50 минут
1. Самостоятельная работа обучающихся по выполнению круговой тренировки с гимнастической скамейкой, направленная на преимущественное развитие мышц плечевого пояса, рук, живота, спины, увеличение подвижности суставов
Подготовка:
— Построение группы, объяснение особенностей методики круговой тренировки.
— Разделение группы на 4 подгруппы (по количеству станций), подготовка станций
Самостоятельная работа:
— Выполнение упражнений на каждой станции по сигналу преподавателя
— Переход от станции к станции:
упражнения на силу для мышц рук и плечевого пояса 1-4 станция;
упражнения на силу мышц живота 5-8 станция;
упражнения для мышц ног 9-10 станция.
Подведение итогов.
2. Групповые упражнения с гимнастической скамейкой. Эти упражнения улучшают подвижность в суставах, гибкость позвоночника. Обучающихся разбиваем на группы по 4—5 человек. Расстояние между группами вовремя выполнения упражнений должно обеспечивать безопасность всех действий. Задание выполняют фронтальным способом.
Подведение итогов.
3. Самостоятельная работа обучающихся. Задание: выполнить вольные упражнений в тройке.
Подготовка:
— Построение группы, объяснение выполнения упражнений в тройке.
Самостоятельная работа:
— Выполнение упражнений без предметов, с обязательным перемещением.
— Правильно подобрать и выполнить шесть упражнения, каждое упражнение повторяется четыре раза.
— По готовности показываем преподавателю.
— Подведение итогов
20 мин
7 мин
18 мин
Инструкция по выполнению самостоятельной работы:
— внимательно ознакомиться с информацией на индивидуальных карточках с заданиями;
— начало и завершение выполнения упражнений на каждой станции по сигналу;
— переход от станции к станции против часовой стрелки;
— следить за дыханием, техникой выполнения, вести подсчет количества выполнений;
— темп выбирать самостоятельно в зависимости от физических возможностей.
Перед выполнением того или иного упражнения преподаватель объясняет:
особенности коллективных действий,
предупреждает о правилах безопасности,
объяснения должны быть понятны каждому.
— Разделить группу на 3-ки, подготовка.
Следить за техникой выполнения упражнений.
Объяснить необходимость самоконтроля и взаимоконтроля, взаимопомощи, соблюдении правил безопасности при выполнении упражнений.
4.Подвижная игра в
— Поделить группу на две команды, равные по силам
— Учебная игра
Подведение итогов игры
5 мин
Следить за соблюдением правил игры, за взаимоотношениями игроков в команде и с соперниками, с судьями.
Заключительная часть – 10 минут
Построение.
Упражнения на внимание (игра).
Подведение итогов самостоятельной работы.
Задание для самостоятельной работы. Домашнее задание.
Подведение итогов занятия.
Гигиенические процедуры
5
Мин
5 мин
Определить, как прошла круговая тренировка. Объявить несколько лучших студентов по выполнению самостоятельной работы.
Выполнять комплекс для самостоятельных занятий. Вести контроль собственного физического состояния. Разработать комплекс общеразвивающей разминки под музыкальное сопровождение.
Структура и содержание учебного занятия
Хронометраж учебного занятияДеятельность
преподавателя
Организационный
5 мин
Цель: формирование умений и навыков самостоятельной работы во время выполнения заданий, инструкторских навыков (проведение разминки), самоконтроля физического состояния, техники выполнения упражнений и результата.
Построение студентов. Приветствует студентов.
Проверка присутствующих
Настроить студентов для восприятия нового материала.
Строятся. Приветствуют преподавателя.
Проверяют наличие спортивной формы.
Проверка знаний, необходимых для выполнения практических заданий
4 мин
Фронтальная беседа. Объявление темы, установление связи с изученным материалом и проверка домашнего задания.
Участие в беседе, анализе проблемных ситуаций.
Рефлексия, самоконтроль
Подведение итогов (анализ, оценка, самоанализ, самооценка, отметка)
Разминка
11 мин
Проведение СБУ.
Выполнение СБУ.
Наблюдение за проведением разминки.
Консультирование, оказание помощи, поддержки.
Проведение разминки студентами получившие домашнее задание по ОРУ со скакалкой.
Подведение итогов (анализ, оценка, самоанализ, самооценка, отметка)
Изучение учебного материала
1 минут
Беседа с учащимися по теме урока.
Восприятие и осмысление учебного материала, актуализация знаний.
Инструктаж к выполнению практического задания
2 мин
Инструкция по выполнению самостоятельной работы.
Подготовка к выполнению практической деятельности.
Разработка (анализ) алгоритма действий
Выполнение практической работы
17 мин
Индивидуальный, дифференцированный контроль по выполнению практических действий.
Консультирование, оказание помощи, поддержка.
Рефлексия, контроль
Практическая деятельность.
Рефлексия, самоконтроль.
Инструктаж к выполнению практического задания
1 мин
Инструкция по выполнению групповой работы. Объяснения особенности выполнения коллективных действий.
Подготовка к выполнению групповой практической деятельности.
Разработка (анализ) алгоритма действий
Выполнение практической работы
6 мин
Консультирование, оказание помощи, поддержка.
Рефлексия, контроль
Практическая деятельность.
Рефлексия, самоконтроль.
Инструктаж к выполнению самостоятельного задания
3 мин
Объяснение задания для выполнения вольных упражнений в тройке.
Объяснить необходимость самоконтроля и взаимоконтроля, взаимопомощи, соблюдении правил безопасности при выполнении упражнений.
Подготовка к выполнению практической деятельности. Соблюдают правил безопасности при выполнении упражнений.
Разработка (анализ) алгоритма действий
Выполнение самостоятельной работы
15 мин
Оказание помощи, поддержка.
Практическая деятельность, задание выполняется на время.
Рефлексия, самоконтроль
Разработка (анализ) алгоритма действий
Инструктаж к выполнению практического задания
1 мин
Инструкция по выполнению групповой работы. Объяснения особенности выполнения коллективных действий в игре.
Слушают правила игры.
Подготовка к выполнению практической деятельности.
Выполнение практической работы
4 мин
Консультирование, оказание помощи, поддержка.
Рефлексия, контроль
Практическая деятельность.
Рефлексия, самоконтроль.
Подведение итогов
5 мин
Обобщение и систематизация полученных знаний, умений и навыков самостоятельной работы Теоретические выводы по результатам выполненной практической и самостоятельной работы.
Анализ отдельных работ.
Заключительный
5 мин
Подведение итогов учебного занятия
(оценка, самооценка, отметка)
Домашнее задание, разъяснение способов его выполнения
Самостоятельная работа, разъяснение основных идей, способов выполнения.
На уроке присутствовали обучающиеся: всего 21 человек. Все в спортивной форме и спортивной обуви.
9 человек отсутствовали 12 мая на занятиях в Колледже по уважительным причинам.
Обучающиеся активно и слаженно работали на уроке, четко выполняли все задания преподавателей, правильно отвечали на вопросы.
Обучающиеся группы 1403 «Автомеханик» показали умение работать в команде и самостоятельно, достаточно хорошо знают алгоритм и владеют методикой проведения разминки, знают правила игры в футбол, правила занятий с отягощениями, соблюдают технику безопасности во время занятий физическими упражнениями.
Результаты контрольного испытания на общую выносливость (6-ти минутный бег):
16 человек – оценка «5»
2 человека – оценка «4»
3 человека – оценка «3»
Преподаватели: _______________ М.И.Пешкова
________________ Ю.М. Гарматюк
Физкультминутки на уроках. Комплексы упражнений
Упражнения выполняются сидя и стоя.Амплитуда движений должна быть небольшой, чтобы ученик, выполняющий их, не мешал своим товарищам слева и справа. По команде педагога дежурный по классу открывает форточку или окно, учащиеся прекращают занятия и начинают выполнять упражнения. Комплекс физкультминуток рекомендуется подбирать в зависимости от содержания учебной нагрузки на данном уроке.
Каждый комплекс состоит, как правило, из 3-5 упражнений, повторяемых по 4-6 раз. В него включаются простые, доступные упражнения, не требующие сложной координации движений. Они должны охватывать большие группы мышц — в основном те, которые непосредственно участвуют в поддержании статической позы во время урока. В комплексах физкультминуток желательно использовать упражнения — потягивания, прогибания туловища, наклоны и полунаклоны, полуприседы и приседы с различными движениями рук.
Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения
1. Исходное положение (и.п.) — сидя на стуле, 1-2 — плавно наклонить голову назад, 3-4 — голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. И.п. — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо, 2 — и.п., 3 — поворот головы налево, 4 — и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
3. И.п. — стоя или сидя, руки на поясе. 1 — махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2 — и.п., 3-4 — то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук
1. И.п. — стоя или сидя, руки на поясе. 1 — правую руку вперед, левую вверх, 2 — переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2. И.п. — стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 — свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 — локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
3. И.п. — сидя, руки вверх. 1 — сжать кисти в кулак, 2 — разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
4. И.п. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1 — резко повернуть таз направо, 2 — резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
5. И.п. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 — круговые движения тазом в одну сторону, 4-6 — то же в другую сторону, 7-8 — руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Темп средний.
6. И.п. — стойка ноги врозь. 1-2 — наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3-4 — и.п., 5-8 — то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
Физкультминутка общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности.
Комплекс упражнений для младших школьников на уроках с элементами письма:
1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения
И.п. — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо, 2 — и.п., 3 — поворот головы налево, 4 — и.п., 5 — плавно наклонить голову назад, 6 — и.п., 7 — голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти
И.п. — сидя, руки подняты вверх. 1 — сжать кисти в кулаках, 2 — разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
3. Упражнения для снятия утомления с мышц туловища
И.п. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1 — резко повернуть таз направо, 2 — резко повернуть таз налево. Во время поворота плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
4. Упражнение для мобилизации внимания
И.п. — стоя, руки вдоль туловища. 1 — правую руку на пояс, 2 — левую руку на пояс, 3 — правую руку на плечо, левую руку на плечо, 5 — правую руку вверх, 6 — левую руку вверх, 7-8 — хлопки руками над головой, 9 — опустить левую руку на плечо, 10 — правую руку на плечо, 11 — левую руку на пояс, 12 — правую руку на пояс, 13-14 — хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп — 1 раз медленный, 2-3 раза — средний, 4-5 — быстрый, 6 — медленный.
Комплекс упражнений гимнастики для глаз
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
Владимир Радченко, учитель физической культуры СШ № 32 г. Белово, учитель года Кемеровской области-2004
Конспект практического занятия по физической культуре для студентов СПО раздел Гимнастика
Министерство образования и науки Республики Татарстан
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Альметьевский политехнический техникум» (ГАПОУ «АПТ»)
Практическое занятие на тему:
«ГИМНАСТИКА»
Выполнила:
преподаватель
физической культуры
Корнеева Мария Васильевна.
Альметьевск, 2018
Практическое занятие на тему: «Гимнастика»
Цель: развитие двигательных качеств: гибкости.
1. О.Р.У. с гимнастической палкой
2. Повторить комплекс акробатического соединения
3. Контрольный тест – пресс за 30 с.
Оборудование и инвентарь: маты, гимнастические коврики, гимнастические палки, секундомер, свисток.
Место проведения: спортивный зал.
Последовательность выполнения практического занятия:
Подготовительная часть.
1. Построение. Рапорт дежурного. Сообщение задач урока.
2. Спортивная ходьба (1,5 круг).
3. Бег (со средней скоростью) – 5 мин.
4. Ходьба на восстановление дыхания – 1 мин.
5. Перестроение.
6. ОРУ с гимнастической палкой. Повторить 8 раз
6.1. ип — левый конец к правому плечу,1- палку вправо; 2 — палку в сторону —
кверху; 3 — палку вверх; 4 — палку внутрь.
6.2.. и.п.- левый конец к правому плечу, палку вниз; 2 — палку сторону —
книзу; 3 — палку внутрь — книзу; 4 — палку влево. 14 —
6.3. и.п.- левый конец к правому плечу, палку вниз; 1 — палку назад, рука
отводится назад до предела; 2-ип.
6.4.и.п.- левый конец к правому бедру, палку вниз; 2 — в сторону — книзу; 3 —
палку в сторону; 4 — палку в сторону — кверху; 5 — палку вверх; 6 — палку
внутрь — кверху; 7 — палку внутрь; 8 — палку внутрь книзу. ( круговое движение в лицевой плоскости)
6.5.. и.п.- левый коней к правому бедру, палку назад — книзу; 1 — палку вниз;
2-палку вперёд — книзу; 3 — палку вперёд; 4 — палку вперёд — кверху.
6.6. и.п. — палку вверх; 1 — левую ногу в сторону — книзу, левый конец к правому бедру, палку вправо — кверху; 2 — выпад влево, палку к правому плечу влево – кверху.
6.7. и.п. — стойка ноги врозь, правая впереди, палку вперёд. 1 — согнуть
левую ногу, правую кисть к левому плечу, палку вперёд — книзу; 2 —
выпрямить левую ногу, согнуть правую, палку назад — книзу.
6.8. и.п-палку в верх; 1 — выпад влево (вправо), правый конец на голову
2 — палку вверх.
6.9- И.п.-о.с., палка на полу перед собой. Прыжки чередовать с ходьбой. Повторить 18-20 раз.
— на двух ногах,
— на правой;
— на левой;
— боком;
— боком, скрестно.
Основная часть.
1. Комплекс упражнений для развития гибкости
Перестроение в 2-3 шеренги. Выполнение упражнений на матах или ковриках.
1.1. И.п.- сед, нски оттянуть. 3- наклона вперед, руки тянуться вперед, кисти касаются носков. 8 раз.
1.2. И.п.- сед, носки на себя, кисти в замок. 8 наклонов вперед, кисти за стопы. 4 раза.
1.3. И.п. –сед ноги врозь, не отрывая пятки от пола, потянуть носки на себя и развернуть их в стороны.1-8- руки в упор о пол сзади себя. Вдох через нос, выдох через рот, задержка дыхания, опустить голову, втянуть живот, наклониться вперед, руки поставить на пол прямо перед собой и с каждым наклоном передвигать вперед. Вернуться в и.п. Повторить 3 раза.
1.4. И.п.- сед, ноги врозь, руки вверх. 1-3- наклон в правую (левую строну), кисти касаются стопы.4-и.п. Повторить по 4 раза.
1.5. И.п.- лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять и опустить ноги за головой (желательно коснуться стопой пола). Повторить 8-10 раз.
1.6. И.п. И.п.- упор на ладони и стопы. 1- поднять таз вверх, поставить стопы на пол; 2- и.п.; 3- опустить таз вниз, прогнуться, поднять голову вверх, потянуться; 4- и.п.
1.7. И.п.- Упор на предплечья и колени, голова поднята, смотрит вперед. Вытянуть прямую правую (левую) ногу назад и выполнить 8 махов вверх и низ. Повторить 2 серии. Третья серия- статическая
1.8. И.п.- упор на ладони и колени. Отвести правую (левую) ногу в сторону, выполнить 8-10 махов вперед. Повторить 2 серии. Третья серия –статическая.
1.9. И.п.-Лежа на спине согнув ноги в коленях, руки в стороны.1-медленно поднять бедра вверх, в то же время голова, плечи, руки прижаты к полу. Слегка выгнуть нижнюю часть спины и напрячь мышцы ягодиц. 2- и.п. Повторить 6-8 раз.
1.10 И.п.- лежа на спине, поднять ноги на 90*, носки подтянуть к себе. Потянуться к ногам и руками взяться за верхнюю часть икры. Не отрывая головы и спины от пола сделать выдох, вдох, сильный выдох, задержите дыхание, втяните живот. На 8 счетов сгибая руки в локтях, сохраняя ноги прямыми осторожно ведите их к голове не отрывая ягодиц от пола, чтобы растянуть подколенные сухожилья. Выдох- выпрямит руки. Повторить 3 серии.
2. Разучить технику переката назад в упор присев, переворот боком в стойку ноги врозь.
1. Группировки Упражнения в группировке выполняются в положении сидя, в приседе и лежа на спине. Изучая группировку, необходимо следить, чтобы колени были плотно подтянуты к груди (держаться руками за голени ниже колен), локти прижаты к туловищу, спина округлена, голова наклонена вперед, стопы ног несколько разведены. При выполнении некоторых акробатических упражнений применяется «широкая» группировка, при которой захват руками ног осуществляется снаружи, за бедра, около голеней.
2. Перекаты -движение с последовательным касанием пола (опоры) отдельными частями тела без переворачивания через голову. Перекаты использую как связующие элементы в вольных упражнениях и как подводящие упражнения при изучении сложных акробатических упражнений. Однако их следует тщательно разучивать, так как они часто применяются и в самостраховке. Перекаты выполняются вперед, назад и в сторону; в группировке, согнувшись, прогнувшись.
Обучение группировке проводится в сочетании с упражнениям в перекатах.
2.1. Перекаты в группировке назад-вперед лежа на спине;
2.2. Из упора перекат назад в стойку на лопатках, и наоборот: из стойки на лопатках в упор присев.
2.3. Круговой перекат. Из седа ноги врозь перехват руками снаружи под коленями, лечь на правый бок и поднимая левую ногу, левой рукой перекатится на спину, затем на другой бок и снова в сед ноги врозь, лицом в противоположном направлении.
2.4. Перекат вперед прогнувшись. Из стойки на коленях руки вдоль туловища, прогибаясь вперед на грудь (касаясь пола бедрами я животом), обратным движением прийти в упор лежа на бедрах.
3. Перестроение в шеренгу, положить 5-6 матов в дорожку. Способ выполнения поточный.
Кувырок вперед. Из упора присев, выпрямляя ноги, перенести вес тела на руки. Сгибая руки, наклонить голову вперед, отталкиваясь, перевернуться через голову, коснуться лопатками пола, сгруппироваться и перекатиться вперед на спине. При касании стопами пола, выпрямляясь, встать.
— выполнить 3 кувырка вперед – 2 серии;
— 5 кувырков вперед- 2 серии;
— 3 кувырка назад – 2 серии;
— 3 кувырка вперед. Первый кувырок длинный.- 2-3 серии.
4. Контрольный тест — пресс за 30 секунд.
Заключительная часть.
1. Подвижные игры.- 8 мин.
2. Построение, подведение итогов занятия.
3. Задания для самостоятельных занятий физическими упражнениями:
Физкультминутки для студентов колледжа (коррекционная группа)
Физкультминутки для студентов колледжа
Физическое воспитание детей является такой же задачей школы, как и умственное. Оно не должно быть пасынком, а равноправным и равноценным ребёнком. Оно должно так же быть организовано, как и умственное воспитание.
Эрисман Ф.
Учебная деятельность требует от детей большого нервного напряжения, следовательно, в клетках коры головного мозга происходят изменения, снижающие их функциональные возможности и работоспособность. Значительную нагрузку во время урока испытывают органы зрения и слуха, мышцы спины и шеи, а так же мышцы пишущей руки.
Проведение физкультминуток – это эффективный способ поддерживания работоспособности учащихся, поскольку во время физкультминуток обеспечивается отдых центральной нервной системы, а так же скелетных мышц, испытывающих статическое напряжение из- за длительного сидения за партой.
Для того, чтобы физкультминутка оказывала универсальный профилактический эффект, она должна включать упражнения для различных групп мышц и для улучшения мозгового кровообращения. Для проведения физкультминуток может быть использован специальный комплекс из трёх- четырёх упражнений. Длительность: 1,5-2 мин
Физкультминутки относятся к «малым» формам занятий физическими упражнениями. Они играют дополнительную роль в системе физического воспитания.. Физкультминутки относятся к упражнениям профилактической направленности, должны быть доступны, выполняться легко и без перенапряжений.
Физкультминутки во время уроков проводятся как необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой. Перерывы в работе необходимы для органов зрения, слуха, мышц туловища и мелких мышц спины.
Проведение физкультминуток должно решать следующие задачи:
— активизацию внимания учащихся и повышение способности к восприятию учебного материала;
— повышают эмоциональный настрой учащихся, снимают статические нагрузки.
В состав упражнений для физкультминуток обязательно должны быть включены упражнения по формированию осанки, укреплению зрения, улучшению мозгового кровообращения, упражнения по выработке рационального дыхания и др.
Педагог не должен бояться, что потеряет время на уроке. Обязательно должен выполнять эти же движения вместе с детьми, не сидеть. Он сам должен верить в необходимость этих упражнений на уроке, тогда и дети поверят и поймут их необходимость. Обычно дети с удовольствием и радостью выполняют их, далее чувствуют прилив сил для дальнейшей учебы. Физкультминутки проводятся в проветриваемом помещении. Упражнения, которые выполняются впервые, показывает учитель, произнося команды четким громким голосом. Положительный эмоциональный фон – обязательное условие эффективного проведения физкультминуток. Его может создать музыкальное сопровождение.
Физкультминутки для глаз
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза, открыть посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вниз и вверх. Повторить 4-5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перевести взгляд в даль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раз.
Комплекс физкультминутки
Упражнение 1. Ходьба на месте, высоко поднимая колени. 20 шагов.
Упражнение 2. Исходное положение – стоя, руки в стороны, ладонями вверху. Сгибать напряженно руки к плечам, кисти сжать в кулаки, локти прижать к туловищу. 12 раз.
Упражнение 3. Исходное положение – стоя, руки внизу. Руки вверх, правую ногу назад на носок, прогнуться, вернуться в исходное положение. То же другой ногой. Всего 10 раз.
Упражнение 4. Исходное положение – стойка ноги врозь, руки перед грудью. 1–2 – рывки согнутыми руками назад, локти не нижа уровня плеч, 3–4 – поворот туловища вправо, руки в стороны ладонями кверху, вернуться в исходное положение. То же с поворотом влево. По 4 раза в каждую сторону.
Упражнение 5. Исходное положение – присед на носках, руки на коленях. Три прыжка на месте в приседе, затем выпрямиться. Повторить 5 раз.
Упражнение 6. Исходное положение – стойка ноги врозь. 1–2 – пружинистые наклоны вперед до касания пальцами рук пола, 3 – руки вверх, наклон вперед прогнувшись, 4 – стойка ноги врозь. Повторить 6 раз.
Упражнение 7, Стоя, руки скрестно перед грудью. Руки вниз – в стороны, мах правой ногой вправо до касания ладони правой руки. То же другой ногой. По 6 раз в каждую сторону.
Упражнение 8. Исходное положение – стойка, руки к плечам. 1–2 – наклон вправо, руки вверх, 3–4 – исходное положение. То же в другую сторону. Всего 8 раз.
№ | Содержание урока | Дозировка | Организация и методика |
1 | Подготовительная часть: | 12-14 мин. | Обратить внимание на внешний вид и на готовность к уроку. |
Вход в спортивный зал, построение в шеренгу, приветствие, расчёт по порядку | 2 мин. | В шеренгу “становись”,”равняясь”, “смирно” | |
Ходьба по залу с заданиями на осанку, с изменением положения рук: а) на носках б) на пятках в) перекат с пятки на носок г) спортивная ходьба с переходом на медленный бег. | 1 мин. |
Следить за осанкой и соблюдать дистанцию. | |
Бег с изменением направления движения(«змейка») | 2 мин. | Дышать равномерно. Вдох носом, выдох свободный | |
Ходьба, восстановление дыхания. | Следить за равнением и дистанцией | ||
Упражнения в движениях | 3-4 мин. | ||
а) упражнения для рук и плечевого пояса | Руки через стороны вверх- вдох, наклон- руки вниз выдох. | ||
б) наклоны к прямой ноге на каждый шаг)ногу ставить на пятку) | 6-8 раз. | Отведение прямых рук и согнутых. Руки на уровне груди | |
в) выпады поочерёдно левой и правой ногой с пружинящим покачиванием | Сзади стоящая нога прямая, руки на колено впереди стоящей ноги. | ||
г) махи согнутой и прямой ногой на каждый шаг. | 10-2 раз. | Мах прямой ногой, опорную ногу в колене не сгибать. | |
Перестроение через середину зала в колонну по 3. | Следить за равнением | ||
Общеразвивающее упражнение на месте(ОРУ): | |||
И.п.ос. ноги на ширине плеч, руки на пояс, наклоны головы вправо- влево -вперёд- назад | 3-5 раз. | Следить за осанкой и дыханием. | |
Упражнения для плеч и.п. о.с – ноги на ширине плеч, руки опущены вниз поднимание- опускание плеч. |
4-6 раз. | ||
И.п. о.с.- ноги на ширине плеч наклоны туловища вправо- влево -вперёд — назад |
4-6 раз. | ||
Приседания | М-20 раз,Д-15 раз.25 мин. | Глубокие приседания с прямой спиной, руки за головой. | |
2 | Основная часть урока: | ||
Разойтись по станциям соответственно порядковому номеру. | Команда по дорожкам «разойдись» | ||
1 станция: подтягивания на низкой перекладине | 10 мин.на станциях. 1,5 на каждую станцию | Выполнять хватом сверху. М- 10 раз, Д- 8 раз. | |
2 станция: три вида отжиманий от гимнастических скамеек. | 1.сгибание рук в упоре на скамейке, 2. в упоре к скамейке 3. ноги на скамейке, руки в упоре на полу. | ||
3 станция: лазание по канату в три приёма | |||
4 станция: продвижение в висе на руках по параллельным брусьям. | Тело прямо, руки в локтях не сгибать | ||
5 станция: прыжки через скакалку | При прыжках ноги не подгибать | ||
6 станция: лазание для преодоления препятствий в опоре на руки и ноги. | Во время перемещения подтягивать ноги согнутые в коленях | ||
7 станция: упражнение на равновесие | Согласовать движение рук и ног | ||
8 станция: перекаты на матах | Прямолинейные движения- перекаты со спины на живот. | ||
Подготовка двух гимнастических дорожек. | |||
Повторение специальных и подводящих упражнений акробатики | 10 мин. | ||
И.п.- упор присев на спину к мату- перекат на спину в группировке, вернуться в и.п. |
6-8 раз. | Упражнение выполняется в плотной группировке. | |
И.п.- лёжа на спине- поднимание прямых ног с касанием пола за головой | 5-6 раз. | Ноги в коленах не сгибать, обязательное касание носками ног пола. | |
Стойка на лопатках: а) махи прямыми ногами(ножницы) в стойке на лопатках б)»велосипед» в стойке на лопатках | 6-8 раз. | Носки оттянуты. | |
Выполнение «моста» из и.п.- лёжа на спине | 2-3 раза. | Ноги и руки выпрямить, тазобедренный сустав приподнять | |
Повторение кувырков вперёд и назад | 2-3 раза. | Следить за выходом из кувырка и группировкой. | |
Уборка места занятий | |||
3 | Заключительная часть: | 3-5 мин. | |
Подведение итогов урока. | Домашнее задание | ||
Выход из зала. |